Музыка:сообщение о романсе. Что такое романс в музыке, определение Развитие жанра. Российский романс



План:

    Введение
  • 1 История романса
    • 1.1 В России
      • 1.1.1 Виды русского романса
  • 2 Черты вокального романса
    • 2.1 Основные жанровые признаки романса
    • 2.2 Текст
  • 3 Список романсов
  • 4 Известные исполнители
  • Примечания
      .1 Литература

Введение

Василий Тропинин. «Гитарист»

Рома́нс в музыке (исп. romance , от позднелат. romanice , буквально - «по-романски», то есть «по-испански») - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением .


1. История романса

Термин «романс» возник в Испании в Средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом (нем. Lied, англ. Song) .

Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XV и XIX веках. Расцвет романса как синтетического музыкально-поэтического жанра начался во 2-й половине XVIII века в Германии, Франции и России. Большое влияние на его развитие оказало творчество крупнейших поэтов Гёте и Гейне.

В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт, Шуман, Брамс, Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне, Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример - Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый - Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Во 2-й половине XIX - начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ.

Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс , рассчитанный на певцов-любителей.


1.1. В России

В России романс вскоре приобрёл национальные черты. В России вначале «романсом» называлось вокальное произведение на французском языке (пусть и написанное русским композитором), а произведение с текстом на русском языке - «российской песней» .

Затем появился жанр русского романса, который быстро стал популярен на волне веяний романтизма. В XVIII веке существовал сентиментальный романс, когда стихи поэтов типа Сумарокова или Тредиаковского писались на мотивы народных песен .

На основе русского романса в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня собственно самими цыганами.

Из русских композиторов замечательные образцы создали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Кюи, Чайковский, Римский-Корсаков, Булахов, Рахманинов, Свиридов, Метнер, Б. Прозоровский.


1.1.1. Виды русского романса

Изабелла Юрьева

  • Городской романс - авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования.
  • Цыганский романс
  • Жестокий романс
  • Казачий романс - казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. Родоначальником "казачьего романса", считается песня неизвестного автор 19 века "Не для меня придёт весна...".

2. Черты вокального романса

По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. (Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А. С. Даргомыжского «Старый капрал» - романс с припевом в форме куплетной песни) . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром. «Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого» .


2.1. Основные жанровые признаки романса

  • Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  • Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  • В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности.
  • В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
  • Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность.
  • Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

Романс встречается и в операх (например,gjgmghjghjghjghjgj романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это - пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.


2.2. Текст

Жанровые разновидности романса - баллада, элегия, баркарола, романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков - обычно это небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования .

3. Список романсов

  • Plaisir d’amour - - классический французский романс, написанный в 1784 году Жаном-Полем Эжидом Мартини на стихи Жана-Пьера Клари де Флориана.

4. Известные исполнители

  • Агафонов, Валерий Борисович (1941-1984)
  • Баянова, Алла Николаевна (р. 1914)
  • Вертинский, Александр Николаевич (1889-1957)
  • Лещенко, Пётр Константинович (1898-1954)
  • Лабинский, Андрей Маркович (1871-1941)
  • Малинин, Александр Николаевич (р. 1958)
  • Морфесси, Юрий Спиридонович (1882-1957)
  • Морозов, Михаил Александрович (р.1972)
  • Погудин, Олег Евгеньевич (р. 1968)
  • Пономарёва, Валентина Дмитриевна (р. 1939)
  • Плевицкая, Надежда Васильевна (1884-1940)
  • Словцов, Пётр Иванович (1886-1934)
  • Утёсов, Леонид Осипович (1895-1982)
  • Фигнер, Николай Николаевич (1857-1918)
  • Хиль, Эдуард Анатольевич (р. 1934)
  • Шаляпин, Фёдор Иванович (1873-1938)
  • Штоколов, Борис Тимофеевич (1930-2005)
  • Юрьева, Изабелла Даниловна (1899-2000)

История романса

Романс развился из Песни; - это произведение новейшего времени. Он появился и сформировался в XV век и XIX веках. В Россию романс пришёл из Испании и вскоре приобрёл национальные черты. Появился жанр русского романса, который быстро стал популярен на волне веяний романтизма. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами.

В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как городской романс, авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования.

Черты вокального романса

По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А.С. Даргомыжского "Старый капрал" - романс с припевом в форме куплетной песни. . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.

Основные жанровые признаки романса

  1. Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  2. Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  3. В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
  4. Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность.
  5. Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

Композиторы романсов

Шуберт Франц, Роберт Шуман,Феликс Мендельсон,Иоганнес Брамс,Гуго Вольф,Эдвард Хагеруп,Жюль Масснел, Шарль Гуно,Моцарт, - лучшие представители романса на Западе. Из русских композиторов замечательные образцы в этом роде дали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Михаил Иванович Глинка, Александр Сергеевич Даргомыжский, Александр Сергеевич,Рубинштейн,Кюи, Цезарь Антонович,Пётр Ильич Чайковский,Римский-Корсаков,Булахов,Сергей Васильевич Рахманинов,Георгий Васильевич Свиридов,Николай Карлович Метнер,Борис Прозоровскию пушкин

Романс в опере

Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).

Инструментальный романс

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это - пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.

Известные исполнители

  • Агафонов, Валерий Борисович
  • Баянова, Алла Николаевна
  • Изабелла Даниловна Юрьева
  • Анна Марли (Смирнова-Марли)
  • Линчук Лилия Васильевна
  • Олег Погудин
  • Валентина Пономарева
  • Александр Малинин
  • Петр Лещенко
  • Евгений Лещенко
  • Леонид Утёсов
  • Леонид Серебренников
  • Михаил Морозов
  • Юрий Морфесси
  • Андрей Лабинский

Ссылки

  • Сайт Романсы.ру - афиша живых концертов, конкурсы романса, школы романса, история романса, он-лан заказ дисков романса, программа радио романса, ассоциация старинного русского романса Изумруд
  • Кюи, Ц. А. . Русский романс: очерк его развития . Спб: Ф. Финдейзен, 1896. (Статьи впервые напечатались в 1895 г. в Артисте и в Недели .)
  • Cайт «Русский Романс» - представляет на своих страницах информацию о жанре: стили, направления, композиторы, исполнители.
  • Вадим Козин - романсы и песни
  • Романсы Анны Марли - Русские романсы в эмиграции
  • - коллекция исполнений русских романсов и народных песен
  • ACID-Romance, новое звучание романса от Евгения Лещенко и Михаила Банцева.

Примеры Романсов

  • Романсы Две Розы , Я вас любил , и Только Раз в исполнении Виктории Лисиной
  • Мой костёр в тумане светит... , Слеза , Гори, моё сердце в исполнении Анны Смирновой-Марли
  • Дорогой длинною в исполнении Ариадны и Александра Могилко

Примечания

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Романс (литература)
  • Медовуха

Смотреть что такое "Романс (музыка)" в других словарях:

    Музыка и Лермонтов - МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия

    Романс - употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия

    Романс о влюблённых - Романс о влюбленных … Википедия

    Музыка кино Сергея Соловьёва - Музыка кино Сергея Соловьева … Википедия

    РОМАНС - (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка

    Музыка Израиля - Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия

    Романс - РОМАНС у нас, как и во Франции, название стихотворения с характером любовной песни. Это название охотно придавал своим стихотворениям Лермонтов; также оно встречается у Пушкина, Козлова, Фета; позднее, напр., у Блока («Дым от костра струею… … Словарь литературных терминов

    Музыка России - Содержание 1 Народная музыка 2 Классическая музыка, опера и балет 3 Популярная музыка … Википедия

    Музыка - У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия

    Музыка - I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

История романса

Термин «романс» возник в Испании в средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом (нем. Lied , англ. Song ) .

В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт , Шуман , Брамс , Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне , Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример - Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый - Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Во 2-й половине XIX - начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ. Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс , рассчитанный на певцов-любителей.

В России

В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е гг., когда романсы стали исполнять Николай Сличенко , Валентин Баглаенко , Валентина Пономарёва , Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.

Черты вокального романса

По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. (Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А. С. Даргомыжского «Старый капрал» - романс с припевом в форме куплетной песни) . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром. «Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого» .

Основные жанровые признаки романса

  • Содержание романса не выходит за пределы лирики (исключения: Мусоргский, Даргомыжский). Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  • Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  • В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности.
  • В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
  • Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность.
  • Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов »).

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это - пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.

Текст

Жанровые разновидности романса - баллада , элегия , баркарола , романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков - обычно это небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования .

Известные романсы

  • Plaisir d’amour - классический французский романс, написанный в 1784 году Жаном-Полем Эжидом Мартини на стихи Жана-Пьера Клари де Флориана.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Чивилихин, Владимир Алексеевич
  • Live Cream Volume II

Смотреть что такое "Романс" в других словарях:

    Романс - употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия

    РОМАНС - (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка

    "Романс к И..." - Романс к И... «РОМАНС К И...», раннее стих. Л. (1831), обращено к Н.Ф. Ивановой, как и ряд др. стих. 1830 31. Входит в круг юношеских стихов Л., объединенных «провиденциальными» мотивами: преследование, изгнанничество, предчувствие трагич. исхода … Лермонтовская энциклопедия

    романс - См … Словарь синонимов

    романс - а, м. romance f. ит. romanza. 1. В различных средневековых западно европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. БАС 1. Первые изобретатели романсов трубадуры… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    РОМАНС Современная энциклопедия

    РОМАНС - (исп. romance) музыкально поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название романс носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера … Большой Энциклопедический словарь

    Романс - (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Романс (испан. romance) - камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «Романс» возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях. Сборники таких песен, часто объединённых общим сюжетом, носили название «романсеро». Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать, с одной стороны, поэтический жанр: особо напевное лиричное стихотворение (а также стихотворение, предназначенное для музыки), а с другой - жанр вокальной музыки. Во Франции термин «романс» применялся наряду с термином chanson в 18 и нач. 19 вв., затем его заменило понятие melodie, введённое Г. Берлиозом как жанровое обозначение вокального произведения с сопровождением. В некоторых странах романс и песня обозначаются одним словом: нем. Lied, англ. Song. В России название «романс» первоначально носили вокальные произведения, написанные на французский текст (хотя бы и русским композитором). Романс с текстом на русском языке назывался «российскими песнями».

В романсе мелодия более детализировано, чем в песне, связана со стихом, отражая не только общий его характер, тип строфы, поэтический размер, но и отдельные поэтичные образы, их развитие и смену, ритмичность и интонацию рисунок отдельных фраз. Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное выразительное значение и зачастую является равноправным участником ансамбля. Романс подразделяется на отдельные жанровые разновидности: баллады, элегии, баркаролы, романсы в танцевальных ритмах и т.д.

Непосредственными предшественниками романса в современном значении этого термина наряду с песенными жанрами явились вокальные подтекстовки танцевальных форм: менуэтов, сицилиан и т.п.

Развитие романса как синтетического, музыкально-поэтического жанра начинается во второй половине 18 века. В творчестве композиторов берлинской школы (М. Агрикола, К. Ф. Э. Бах, Ф. Бенда и др.), Э. Н. Мегюля, А. М. Бертона и Н. Далейрака во Франции, А. М. Дубянского и О. А. Козловского в России мохно найти примеры тонкого слияния музыки и стиха. В это же время начинается и теоретическое осмысление проблем соединения музыки и слова (в трудах К. Г. Краузе, А. Э. М. Гретри).

В 19 в., особенно в творчестве композиторов романтичного направления, романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для эпохи тенденции: обращение к внутреннему, душевному миру человека и к сокровищам народного искусства. В творчестве крупнейших авторов романса 19 века заметно тесное взаимодействие этих линий. Раньше всего новый тип романса сложился в австрийской музыке; создателем его по праву считается Ф. Шуберт, явившийся основоположником немецкой и австрийской школы романса этого типа (помимо Шуберта, Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф и др.). Вскоре возникают и другие яркие национальные школы романса: французская (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), русская (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). Наряду с камерно-вокальной классикой в 19 веке развивался и бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей и стилистически близкий песне. Эти две области романса не были изолированными и постоянно взаимодействовали, особенно в России. В истории искусства тесно связанны имена Ф. Шуберта и И. В. Гёте, М. И. Глинки и А. С. Пушкина, П. И. Чайковского и А. К. Толстого и др.


Русские композиторы 19 века уделяли особое внимание декламационности. Романс в их творчестве иногда приобретает черты театральной сценки, исполняемой конкретным персонажем. В творчестве Чайковского романс нередко приближается к оперной арии с широким, симфонизированным развитием. Этот тип романса характерен и для Рахманинова.

Расширение выразительных возможностей романса осуществляется и другим путём. Композиторы нередко объединяю романс в вокальный цикл, создавая относительно крупное и тематически богатое «сюитного» типа произведение, в котором, в частности, может быть использовано такое острое противопоставление контрастных музыкально-поэтических образов, какое не возможно в пределах одного романса. Жанр вокального цикла позволяет композитору дать разностороннюю характеристику его основным героям, представить музыкальными средствами само развитие поэтических образов и сюжетов. Е5полне зрелые образы были созданы Ф. Шубертом. В дальнейшем вокальные циклы писали Шуман, Брамс, Малер, Вольф и др. композиторы в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Развитие романса в 20 веке - уже в первые его десятилетия - представляет более сложную картину. Наряду с продолжением традиции 19 века композиторы стремятся решить ряд новых задач или найти решение старых. По-новому ставиться, например, проблема синтеза музыки и поэзии; композиторы пытаются найти в каждом произведение индивидуальное её решение, вне типовых жанров и форм. Так возникает новый род камерно-вокального произведения - «стихотворение с музыкой. На новой основе вне опоры на традиции оперной декламационности, решается в романсе проблема музыкально-речевой интонации. Чтобы максимально приблизится к интонациям естественной речи, композиторы обращаются к текстам, написанным свободным стихом и даже прозой, используют свободно интонируемый «музыкальный говор». С другой стороны, в романсе 20 века интенсивно развивается инструментальное начало. Фортепьянная партия зачастую становится настолько самостоятельной и образной, что можно говорить об особом жанре «романса - прелюдии». Следует отметить также проникновение в романс элементов фольклора, глубокий образ народных музыкально-речевых жанров, интерес к диалектным особенностям народной песни. Большое количество стилистических находок в романсе 20 века не могло, однако, компенсировать потери некоторой общительности, доступности, свойственной классике этого жанра.

Советские композиторы в первых образцах романса продолжают традицию предреволюционных десятилетий, затем находят собственный путь. В советском романсе осуществляется и творческое развитие классических камерно-вокальных жанров, и обновление их путём усиления песенного начала интонационно-характеристического. В 60 - 70-е гг. очень расширяется круг исполнительных средств романса, появляются циклы для нескольких исполнителей-певцов или для голоса и ансамбля инструментов, что приближает вокальные циклы к кантатным и даже вокально-симфоническим произведениям. Вокально-инструментальные циклы получили распространение и в современной зарубежной музыке.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Что означает термин «пение»?
  2. Что означает термин «вокальная музыка»?
  3. Перечислите основные формы вокальной музыки?
  4. Назовите три основных художественных элемента, составляющих вокальную музыку?
  5. Какова классификация певческих голосов?
  6. Назовите три основных манеры вокального пения?
  7. Как называется пение без сопровождения?
  8. Как назывались первые исторические представители вокального искусства?
  9. Что означает пение «бельканто»?
  10. Что означает слово «вокализ»?
  11. Кто является основоположником русской классической «вокальной школы»?
  12. В какой стране открылись первые 5 учебных заведений для занятий пением?
  13. Назовите имена выдающихся русских певцов?

Практические задания (музыкальная викторина):

  1. Определить на слух певческие голоса.

РОМАНС

(испан. romance , от позднелат. romanice , букв. - " по-романски", т.е. по-испански) - музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или гитары, арфы и т.п. первоначально романс - бытовая песня на родном "романском" языке. поэтический текст романса находит разнообразное музыкальное воплощение. романс - основной жанр вокальной камерной музыки.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РОМАНС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РОМАНС в Словаре литературоведческих терминов:
    - (франц. …
  • РОМАНС в Большом энциклопедическом словаре:
    (исп. romance) музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название "романс" носят …
  • РОМАНС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально - по-романски, т. е. по-испански), камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин …
  • РОМАНС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Романс (муз.) - вокальное сочинение, написанное на небольшоестихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Ноформе Р. схож с песнью; как и последняя, …
  • РОМАНС в Современном энциклопедическом словаре:
    (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в …
  • РОМАНС
    [французское romance, от roman романский] 1) в музыке небольшая вокальная пьеса, обычно лирического содержания; также пьеса для скрипки, виолончели, фортепиано, …
  • РОМАНС в Энциклопедическом словарике:
    а, м. Небольшое вокальное произведение лирического характера. Романсный - относящийся к романсу, …
  • РОМАНС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. Старинные русские романсы. II прил. романсный, -ая, -ое …
  • РОМАНС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АНС (исп. romance), муз.-поэтич. произв. для голоса с инстр. (гл. обр. фп. и гитарным) сопровождением, важнейший жанр камерной вок. музыки. …
  • РОМАНС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    рома"нс, рома"нсы, рома"нса, рома"нсов, рома"нсу, рома"нсам, рома"нс, рома"нсы, рома"нсом, рома"нсами, рома"нсе, …
  • РОМАНС в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Небольшое музыкальное произведение лирического или лирико-драматического содержания для голоса с инструментальным сопровождением. Романсы Глинки. Цыганские романсы. Романс …
  • РОМАНС
    Поэзия для …
  • РОМАНС в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Песня про очи …
  • РОМАНС в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Гитарный …
  • РОМАНС в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. romance roman романский) 1) небольшое музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (иа фортепьяно, гитаре в т. п.); романсом …
  • РОМАНС в Словаре иностранных выражений:
    [фр. romance 1. небольшое музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (иа фортепьяно, гитаре в т. п.); романсом часто называют инструментальные …
  • РОМАНС в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • РОМАНС в словаре Синонимов русского языка:
    жанр, песня, …
  • РОМАНС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) а) Небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких-л. других инструментов (гитары, арфы и т.п.). б) Небольшая …
  • РОМАНС в Словаре русского языка Лопатина:
    ром`анс, …
  • РОМАНС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    романс, …
  • РОМАНС в Орфографическом словаре:
    ром`анс, …
  • РОМАНС в Словаре русского языка Ожегова:
    небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением Старинные русские …
  • РОМАНС в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (исп. romance), музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название «романс» носят …