Какие основные жанры живописи вы знаете? Самые яркие художники-анималисты Что такое анималистический жанр в изобразительном искусстве

Название этого жанра происходит от латинского слова «анима» - «животное». К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающие животных. Художник-анималист должен сочетать большую любовь и чуткость к природе с наблюдательностью ученого.

Животный мир имел огромное значение в жизни первобытного человека. Древнейшие художники оставили на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров и мамонтов, которые и сегодня поражают достоверностью. В I тысячелетии до н. э. магические фигурки птиц и зверей из глины, металла, кости породили в искусстве скифских племен от Карпат до границ Западного Китая так называемый звериный стиль. Непосредственность живой формы в сочетании с орнаментальностью композиций надолго останется в декоративном и прикладном творчестве многих народов.

Изображения животных достигают непревзойденной монументальности и величия в Древнем Египте. Ведь многих животных египтяне считали богами. Сфинксы, человекоподобные божества с головами зверей и птиц, воплощали связь человеческого и животного начал в природе. Та же идея единства мира побуждала древних обитателей Перу и Мексики соединять фигуры людей и животных в причудливые группы в украшениях декоративных сосудов.

В Древней Японии и Древнем Китае изображения животных стали распространенным мотивом в декоративных и монументальных композициях. Неизменно отмечается самое существенное в каждом образе. Главным достижением искусства древнего Крита была динамичность, которая пронизывала все обобщенные изображения - от быка до летучих рыбок. В странах Древнего Двуречья фигуры и головы быков, львов, лошадей украшали посуду, оружие, резные печати и музыкальные инструменты.

Рельефы дворцов в древних Ниневии и Сузах с поразительной силой передают характер животных, особенно львов, которые в сценах охоты изображаются достойными соперниками могущественных царей.

Для художников Древней Греции и Древнего Рима главным объектом искусства становится человек; изображения животных существенной роли в античном искусстве не играют.

Раненая львица. Фрагмент рельефа «Большая, львиная охота» из дворца царя Ашшурбанапала в Ниневии. 669- ок. 663 до н. э. Известняк. Британский музей. Лондон.

В своем стремлении отразить реальный мир во всем многообразии художники европейского Возрождения широко практикуют натурные зарисовки животных, изображения которых встречаются в скульптуре, фресках и станковых картинах. Одним из первых к таким изображениям обратился в XV в. А. Пизанелло, а в XVI в. замечательные по силе и точности рисунки животных создали Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер .

В Голландии XVII в. изображение животных выделяется в отдельный жанр. Его родоначальники А. Кейп и П. Поттер мастерски показывают домашних животных на фоне ферм и пастбищ. Каждый анималист выбирает себе излюбленный круг тем и образов. В XIX в. выдающийся скульптор А. Л. Бари отразил свое восхищение свободолюбием и своеобразной грацией зверей в динамичных группах хищников. А близкий художникам барбизонской школы К. Труайон писал поэтические пейзажи с коровами и овцами в окружении мирной сельской природы. На рубеже XIX - XX вв. швед Б. Лильефорс изображает диких животных в естественных условиях их обитания, французский скульптор Ф. Помпон проявляет интерес к декоративно-пластическим качествам птиц и зверей, а немецкий живописец Ф. Марк в своих произведениях возрождает героику образов диких животных.


В. А. Серов. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Лев и Волк» Графитный карандаш, тушь, перо. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Первым анималистом России был в XVIII в. И. Ф. Гроот. В XIX в. Н. Е. Сверчков, Е. А. Лансере и в особенности П. К. Клодт (скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге) достигают большой выразительности в изображениях коней. Высшим достижением русского анималистического жанра становятся виртуозные графические иллюстрации к басням И. А. Крылова, исполненные В. А. Серовым . В них острота натурных зарисовок животных сочетается с мягким юмором.


П. Поттер. Ферма. 1649. Холст, масло. Государственный Эр­митаж. Ленинград.

Творчество советских анималистов в живописи, станковой и парковой скульптуре, а также в книжной графике отличает глубокое постижение мира природы. Старейший скульптор и график В. А. Ватагин с научной наблюдательностью передает привлекательную живость своих пернатых и четвероногих героев. Скульптор И. С. Ефимов предпочитает декоративные решения. В сказочных иллюстрациях Ю. А. Васнецова и других мастеров отразились традиции народного декоративного искусства, образы которого живут до сих пор в резьбе по дереву, кости, камню, глиняной игрушке народной и вышивке .


В. А. Ватагин. Мамонты. 1946. Дерево.

Изображение животного

Знание анатомии, жизни и повадок животного - необходимые условия для создания полноценного образа. Это знание приобретается постепенно, и не следует упускать ни одного случая пополнить его.

Рисунок с живой натуры основной способ познания животного.

Впечатления, почерпнутые непосредственно из жизни,- единственный, ничем не заменимый, подлинно живой материал для дальнейшей творческой работы художника.

Знакомство с рисованием животного лучше начать с учебного наброска. Набросок передает самыми общими и скупыми линиями различные позы, моменты движения и пропорции животного, а также отдельные части его. При исполнении наброска не следует обращать внимание на подробности, тушевать тоже не надо. Набросок - это самый скорый способ закрепить на бумаге свои первые впечатления от натуры.

Линия - основной элемент наброска, она должна наноситься на бумагу легко и свободно, сохраняя четкость. Для набросков лучше брать гладкую тонкую бумагу и карандаш средней мягкости. На шероховатой бумаге линия мягкого карандаша разбивается на точки, легче смазывается и теряет свою четкость. Начинающему лучше наносить легкие линии, не черня их: в таком случае можно оставлять неверные линии, не стирая, и заменять их более верными, а по окончании наброска стереть ненужное; таким образом начинающий привыкает реже пользоваться резинкой и не лохматить напрасно бумагу: не всякая бумага выносит резинку.

Для первого знакомства с каким-нибудь зверем или птицей удобно взять средней величины лист бумаги и начать делать наброски с левой верхней стороны, на одном листе - по нескольку, следуя изменяющимся позам натуры (не надо делать их слишком мелкими - на листе должно быть набросков пять или шесть).

Не следует во время работы разбрасываться. Выбрав натуру, следует сосредоточиться на ней возможно серьезнее и дольше.

Следует стремиться и к красоте линии, и к острому и верному выражению характера изображаемого, т. е. смысловому содержанию наброска.

Картины из кристаллов сваровски для элитных интерьеров . Изготовление картины с определенным дизайном, художественным стилем и . Новинки художественного и концептуальные решения в области дизайна интерьеров, тенденции развития в дизайне, .

и и

Картины из кристаллов сваровски для пространства элитных интерьеров от — с . . .

Анимализм, анималистика — художественный стиль

Анималистика (Анималистический жанр) , другое название - Анимализм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре и графике. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).

Из скульптуры имеет распространение анималистическая керамика.

Анимализм, анималистика — история

Стилизованные фигуры животных имеются среди памятников звериного стиля (en), в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, древней Америки, в народном творчестве многих стран. Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами.

Анимализм, анималистика — представители

И Юаньцзи (около 1000 — около 1064) — китайский художник, особенно известный за свое мастерство в рисовании обезьян
- Чжу Чжаньцзи (1398—1435) — китайский император и мастер рисования собак и обезьян.
- Франс Снейдерс (1579—1657) — фламандский живописец.
- Ян Вильденс (1586—1653) — фламандский живописец.
- Ян Фейт (1611—1661) — фламандский художник и гравер.
- Паулюс Поттер (1625—1654) — голландский живописец.
- Давид Конинк (1636—1699) — фламандский живописец.
- Мори Сосэн (Mori Sosen, 森狙仙) (1749—1821) — японский мастер рисования обезьян
- Жак Лоран Агассе (1767—1849) — швейцарский живописец.
- Карл Кунтц(1770—1830) — немецкий живописец и гравер.
- Эжен Делакруа (1798—1863) — французский живописец и график.
- Пётр Клодт (1805—1867) — русский скульптор.
- Филипп Руссо (1816—1887) — французский живописец.
- Йозеф Вольф (1820—1899) — немецкий график и живописец.
- Брайтон Ривьер (1840—1820) — английский живописец.
- Генрих фон Цюгель (1850—1941) — немецкий живописец.
- Август Гауль (1869—1921) — немецкий скульптор.
- Франц Марк (1880—1916) — немецкий живописец-экспрессионист.
- Василий Ватагин (1883—1969) — русский живописец и скульптор.
- Евгений Чарушин (1901—1965) — русский график, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
- Константин Флёров (1904—1980) — русский палеонтолог, график и живописец, доктор наук.
- Николай Кондаков (1908—1999) — русский биолог, иллюстратор, кандидат наук.
- Рьен Пуртвлиет (1932—1995) — голландский художник-иллюстратор.
- Роберт Бейтман (род. 1930) - канадский художник-анималист.

Анимализм, анималистика — работы

Дизайн картин, разработка и создание картин для интерьеров, картины с кристаллами Сваровски

— с . . .
— дизайн и пошив штор, текстильный дизайн. Элитные шторы эксклюзивные решения, создание авторского текстильного дизайна для интерьера, подбор вариантов оформления. Оформление окон, дверей, ниш помещения шторами, занавесками, текстилем .
— создание уникальных дизайн-проектов в области архитектуры, интерьера, мебели. Дизайн интерьера, дизайн мебели проектирование и конструирование деревянная мебель дизайн. .
— организация фестивалей, концертов, вечеринок, свадеб, детских, корпоративных и частных праздников в Санкт-Петербурге и Москве. Творческое Объединение «Тау Кита» — нестандартный подход к любому мероприятию! .
— химическая продукция, химические реактивы, лабораторное оборудование продажа и поставка в Санкт-Петербурге. .
— напольная и массивная доска, деревянне погонажные изделия — собственное производство, изготовление напольных материалов из различных пород дерева в Санкт-Петербурге. .

Освещение новостей, проектов различных отраслей дизайна.

Оформление декор интерьера, дизайн интерьера — материалы по теме

Тематические материалы о дизайне и оформлении интерьерного пространства, и . Картины и примеры оформления выполненные . Более подробнее можно ознакомится в категориях: , раздела

Одна из главных задач, которые ставит перед собой художница - создать на полотнах мир живых существ, как соседствующих с нами, так и встречающихся лишь там, где редко ступает нога человека. Причем не только тех животных, которые признаны человеком эталонами красоты, и не только тех, которых можно держать в доме, тем более в квартире. Поэтому среди героев ее картин - как милые йорки, мопсы, персидские кошки, волнистые попугайчики, приносящие счастье ибисы, так и далеко не безобидные львы, тигры, ягуары, волки, рыси, орлы.
И пусть кто-то страшится живого ягуара или орангутана - ведь персонаж картины, перефразируя Ивана Бунина, не червонец, чтобы его все любили. Кому-то он может понравиться, кому-то нет - но ведь персонаж картины никогда никого не обидит, не испугает. Более того, персонаж картины никогда уже не поменяет своего настроения, у него не испортится характер, он даже не будет стариться, а навсегда останется жить на холсте именно таким, каким его запечатлел художник. Причем не в случайный миг, как это бывает при фотосьемке, а обобщив свои знания, наблюдения и впечатления, сплавив их в то, что называется художественным образом.
А ведь картины живут сотни, тысячи лет - и когда-нибудь именно по ним наши далекие потомки будут судить о существах, соседствовавших с человеком в конце ХХ - начале XXI века.

Николай ПРОШИН

В оформлении статьи использованы картины Марины Ефремовой: Хаски, 2005 г., холст, масло; Орангутан , 2003 г., холст, масло; Борзые в поле , 2002 г., холст, масло; Старый волк , 2007 г., холст, масло; Белый тигр , 2007 г., холст, масло

Искусство: бизнес или судьба?
Анималистика, - анималистическая живопись и анималистический рисунок, -
несмотря на другие художественные проекты, продолжает оставаться
одним из любимых жанров Марины Ефремовой. И не случайно, что именно
анималистика стала главной темой интервью "Живописная энергетика",
которое взяла у Марины Ефремовой журналист Ольга Волкова.

"Выставка анималистики как художественно-просветительская акция"
Искусствовед Николай Ефремов. Доклад на научно-практической конференции,
приуроченной к 125-летнему юбилею Василия Алексеевича Ватагина
(5 февраля 2009 г. - Государственная Третьяковская галерея;
6 февраля 2009 г. - Государственный Дарвиновский музей)

Ниже представлены некоторые анималистические картины Марины Ефремовой, написанные в 1999-2010 годах. Часть из них находится в частных коллекциях, часть - в коллекции художника.
Картины с собаками: "Бассет-хаунд Васька", "Лежащий йорки", "Портрет йоркширского терьера Лакки", "Белый страж (аргентинский дог)", "Черный страж (ротвейлер)", "Йорки Тофик", "Йорки Маня", "Йорки Чинк", "Портрет Тимони", "Упряжка хаски", "Дворняги", "Поздняя осень", "Борзые в поле", "Портрет немецкой овчарки", "Мопсы", "Портрет ротвейлера", "Сенбернар Ванесса", "Щенок с зайцем", "Щенок боксера", "Бассет-хаунд Арчи".
Картины с кошками: "Кот Тимыч", "Кот Серый", "Кошка Жулька", "Кот Мураш", "Черная хранительница очага", "Белая хранительница очага", "Рыжий кот".
Картины с лошадьми: "Черный конь", "Гнедая".
Картины с дикими животными: "Портрет гориллы", "Ожидание (портрет волка)", "Портрет тигра", "Белый тигр", "Старый волк", "Последний рывок", "Голова бизона", "Мандрил", "Портрет львицы", "Лев и сокол", "Орангутан", "Черный ягуар", "Белек", "Лисица", "Волк", "Портрет волка".
Картины с птицами: "Орел", "Ибис", "Сине-желтый ара", "Кафский рогатый ворон".

В изобразительном искусстве является, пожалуй, самым древним в истории. Наши предки на стенах своих пещер острыми камнями выскабливали именно изображения животных. Доказательством тому служит во Франции.

С тех пор прошло много веков. Живопись, рисунок и скульптура обзавелись богатой историей, а анималистический жанр - картины известных художников тому свидетельство - стал менее популярен. Однако, несмотря на появление новых объектов изображения, таких как люди, архитектура, пейзажи и многое другое, анимализм не перестал пользоваться спросом как среди художников, так и среди любителей искусства.

Анималистический жанр в изобразительном искусстве: картины, изображающие животный мир

Анимализм - это изображение животных на предметах искусства. Этот жанр не ограничен рисунком и живописью, а активно применяется в ряде других видов искусства. Многие художники и критики считают анимализм самым универсальным в мире жанром, поскольку изображения животных свойственны людям всех эпох и культур.

Изображения животных свойственны и произведениям искусства, созданным в другом жанре. Например, знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Шишкин - величайший из пейзажистов в истории русского искусства, и «Утро в сосновом лесу», без сомнения, является пейзажем, но с элементами анималистического жанра. Стоит отметить, что Шишкин не писал своих знаменитых мишек, они были выполнены художником-анималистом Константином Савицким.

Такая практика была необыкновенно популярна среди анималистов. Например, Франс Снайдерс - один из самых знаменитых художников анималистического жанра - часто рисовал животных на картинах Рубенса. Примечательно, что не все художники, даже самые знаменитые, могли справиться с изображением животных и птиц.

История анималистического жанра

Изображение животных - самый древний пыл к которому не угасал вплоть до Ренессанса и централизации фокуса на человеке с его классическими идеалами. Примечательно, что и в эпоху классицизма животные изображались на вазах, мозаиках и фресках с завидной регулярностью.

Наши ранние предки, выскабливая на каменных стенах своих грубых жилищ фигуры тех животных, на которых охотились, и тех, от кого убегали, стремились систематизировать жизнь и окружающую среду, обучить потомков, отдать дань уважения природе. Стоит отметить, что фигуры животных часто были изображены гораздо более детально, нежели фигуры людей-охотников. Этот ранний анимализм принято называть животным стилем.

Позднее в культуре древнего Египта, Месопотамии, Индии и других регионов популярно было изображать божеств в форме животных либо обожествлять самих представителей фауны. Таким образом изображения животных оказывались на предметах культа, стенах гробниц и драгоценностях.

Как ни странно, анималистический жанр в изобразительном искусстве стал принимать современные черты именно в период Возрождения - эпоху, когда живопись была преимущественно религиозной. Хотя стоит отметить, что большинство жанров оформилось благодаря Ренессансу.

Анималистический жанр: художники

Первыми представителями анималистического жанра в искусстве являются китайский художник И Юаньцзи (начало XI века), прославившийся изображением обезьян, и китайский император Сюаньдэ из (середина XV), который в качестве хобби рисовал обезьян и собак.

В Европе эпохи Возрождения анималистический жанр развил один из величайших представителей Северного Ренессанса Альбрехт Дюрер. В то время как его современники писали религиозные сюжеты, Дюрер активно изучал флору и фауну; его акварели, рисунки и литографии говорят о том, что одного из столпов искусства Возрождения интересовал анималистический жанр. Картины известных художников того времени нечасто отходили от принятых норм живописи, однако даже на полотнах Леонардо и Рафаэля, пусть редко, все же фигурируют животные и птицы.

Самым выдающимся и знаменитым художником-анималистом является фламандский живописец Франс Снайдерс. Он особенно прославился своими натюрмортами с охотничьими трофеями.

Анималистика в живописи

В период Возрождения, барокко, классицизма, романтизма и последующих стилей анимализм никогда не являлся не то что доминирующим, но даже популярным жанром. Однако талантливые художники-анималисты могли обеспечить себе достойное проживание, сотрудничая с другими художниками, как, например, Франс Снайдерс.

Аристократы и буржуазия, особенно в Англии, заказывали изображения ведущих лошадей на скачках или своих любимцев. На многих портретах эпохи все того же барокко фигурировали люди с домашними животными. В военном портрете необходимо было изображать предводителей на коне. Зачастую многие аристократы предпочитали быть изображенными на портретах в седле. Анималистический жанр в живописи пользовался популярностью и у буржуазии, особенно это касалось изображений охоты и пойманной дичи.

Анималистический жанр в скульптуре

Изображения животных в скульптуре очень популярны по всему миру. От «Капитолийской волчицы» и «Брауншвейгского льва» до «Медного всадника» и «Берлинского медведя» - скульптуры животных часто становятся символами городов и исторических событий.

Особенно среди скульпторов-анималистов выделяется Антуан-Луи Бари, творивший в эпоху романтизма. Его скульптуры отличаются характерными для романтиков драматизмом и энергетикой. Бари, однако, был необычайно талантливым скульптором, подробно изучавшим анатомию и пластику животных. По его словам, изображение животного в движении требует особенной наблюдательности, потому что одной анатомии тут недостаточно. Каждое животное обладает своей пластикой, манерой движения и характерными повадками, которые необходимо уловить, чтобы изображение получилось естественным.

Другие виды анимализма

Анималистический жанр в не обошел и фотографию. Сегодня множество профессиональных фотографов и талантливых любителей обращают внимание на природную красоту и силу животных. Особенно это актуально на фоне современных проблем окружающей среды и стремления многих людей и организаций обратить на них внимание и предотвратить возможные бедствия, грозящие нам потерей прекрасных и очаровательных видов животных, таких как амурский тигр, панда, коала и западная горилла.

Анималистический жанр является далеко не самым популярным в мире живописи, поскольку работы не так востребованы, как импрессионизм или романтизм. При этом есть достаточно много художников, мастерски рисующих животных и создающих яркие и красивые картины. Нередко анималисты дописывали животных на рисунках других художников, как это было с известным полотном Шишкина, где мишек писал Савицкий.

Читайте также:

Итак, каких художников-анималистов можно отметить?

Роберт Бейтман

Роберт с детства практиковался рисовать птиц, сейчас он добился известности, рисуя животных и птиц в природной обстановке. Работы Роберта заняли почетные места в частных коллекциях, известных музеев. Он ценит природу и состоит в организациях по ее охране.

Болгарский художник Карл Брендерс

Художник много времени потратил на обучение, сейчас он работает над эскизами с применением карандаша, далее дополняет работу с применением гуаши и акварели. В итоге каждая из работ поражает своей реалистичностью, они очень близки к фотографиям.

Питер Уильямс

Художник является самоучкой, работая водителем, наставником и компьютерным аналитиком. Живописью он всегда занимался параллельно. Но уже к 2002 году Питер начал рисовать профессионально, и к 2010 журнал Wildlife Artist удостоил его премии. На данный момент Питер почитаем, а его рисунки печатаются в изданиях

Терри Исаак -анималист из Америки

Художник начинал с иллюстраций к книжкам для детей, но впоследствии был зачарован красотой дикой природы. Он считает, что для данного направления в рисовании очень важно уметь наблюдать за природой и ее обитателями. Он был признан лучшим во Флориде в 1998 году, работал над справочниками о птицах, а его работы выставлялись в известных музеях.

Акварели Сьюзан Бордет

Писать акварелью очень сложно, однако Сьюзан удается передать реальную анатомию, дополнив изображения мягким фоном в стиле импрессионизм. Такая техника сложилась за два десятилетия работы художницы. Она активно выставляется, публикуется в альбоме «Очарование природы».

Анималист Дэвид Стрибблинг

Является ведущим в своем направлении на территории Великобритании. С 1996 года он оформил студию на чердаке и начал работать серьезно. Художник предпочитает рисовать дикую природу, чаще всего в его работах запечатлены африканские просторы и животные.

Кристина Пенеску из Румынии

Яркие работы художницы создаются в технике граттажа. Она делает изображения с помощью специальной основы и царапин. Кристина не обучалась, освоив технику своими силами. На каждое изображение у нее уходит примерно 1000 штрихов по белой глине на прессованном картоне. Далее работы покрываются черной тушью и создаются реалистичные полутона. Некоторые картины украшаются с помощью акриловых красок.

Работы Пауля Крапфа

Художник из Америки был рожден на территории западной части Пенсильвании. Чтобы научиться отражать природу и животных, он обучался живописи. Сначала при средней школе, а позже в Питтсбурге, посещая художественный институт. До того, как полностью посвятить себя живописи, художник проработал в NASA как инженер-проектировщик.