Чем страшен городским чиновникам приезд ревизора. Почему чиновники боялись приезда ревизора? V. Композиционный план комедии

Одна из первых комедий А.Н.Островского «Банкрут», или «Свои люди - сочтемся!», была написана в 1849 году. Она сразу же была замечена читающей публикой и прине­сла заслуженную славу автору.

Сюжет ее взят из самой гущи жизни, из хорошо знакомых драматургу юридической практики и купеческо­го быта. Обман здесь начинается с малого - с умения приказчика материю потуже затянуть или «шмыгнуть» через руку аршин ситца перед носом зазевавшегося поку­пателя; продолжается крупной и рискованной аферой купца Самсона Силыча Большова, а завершается тем, что более молодой и ловкий подлец приказчик Лазарь Елиза­рович Подхалюзин обводит вокруг пальца своего хозяи­на - старого плута и пройдоху. Вся эта жизнь основана на механизмах обмана, и если не обманешь ты, обманут тебя - вот что сумел показать Островский.

Купец Большое объявляет о том, что он стал банкро­том. В действительности это один из ходов в коммерческой игре, с помощью которого он намерен «закрыть» расчеты с кредиторами, уклониться от уплаты долгов. Все свое состояние Большое переводит на имя «верного челове­ка» - приказчика Подхалюзина. Этот оборотистый слуга под стать своему хозяину: руководствуясь не одними ро­мантическими чувствами, женится на дочери Самсона Си­лыча Липочке, а затем присваивает имущество тестя. Большов отправляется в долговую тюрьму. Его можно было спасти. Для этого достаточно вернуть кредиторам хотя бы небольшую часть долгов. Но Подхалюзин и Липочка еще во время помолвки решили, что старики «почудили на своем веку, теперь нам пора». И долги Самсона Силыча остаются неоплаченными...

Разгадка этого сюжета - в привычной психологии самодурства. Большое вообще-то признает моральные за­коны и правила, но только не для себя; его мораль дейст­вует лишь в одну сторону. Для всех - мораль, а для него - выгода. Большое принадлежит к старой породе московско­го купечества: он груб, прямолинеен и простоват. Все в доме - от жены Аграфены Кондратьевны и до мальчика Тишки - дрожат при его появлении, и ощущение этой беспредельной власти над домашними согревает душу Сам­сона Силыча. Он не имеет повода усомниться в том, что безгласная родня и челядь слепо покорны ему. Большов думает, что весь мир делится на чужих, которых грешно не обманывать, и своих, которым самой природой определено подчиняться его воле и пребывать в домашнем рабстве. Он не может допустить и мысли, чтобы свои люди что-либо замышляли против него или оказались непослушными. Большов готов обмануть всех кругом, но проявляет неожи­данную доверчивость к Подхалюзину - и на этом проиг­рывает все. Но еще более подводит Самсона Силыча то, что, казалось бы, является источником его силы, - его самодурная спесь, тупая уверенность в авторитете силы и страха для «своих», к числу которых он вправе отнести воспитанного с малолетства в доме Подхалюзина. Но Под­халюзин обманывает своего благодетеля нагло, цинично, проявляя беззастенчивость дельца, нарождающегося ново­го предпринимателя, перед которым сам Большов может показаться наивным простаком.

Островский как бы разворачивает тему самодурства во времени, следя за диковинными изменениями. Самодурст­во показано не только как плод дикости, невежества, но и как вымещаемое подневольным человеком прежнее его ничтожество. То, что когда-то Самсон Силыч на Балчуге голицами торговал, то, что добрые люди его Самсонкою звали и подзатыльниками кормили, он никогда не забудет и не простит. Теперь он измывается над домашними как бы в счет своих прежних унижений. А едва только власть в доме переходит к Подхалюзину, как этот тишайший приказчик, твердивший только «не могу знать-с» и «как вам угодно», становится холоден, самовластен и нагл.

Сатиру Островского неизменно привлекала среда полуобразованности, отечественные «мещане во дворянст­ве». За вершками внешней просвещенности, заемными словечками и манерами, часто еще карикатурно искажен­ными (все эти «антриган», «антересен», «проминаж», «уму непостижимо»), таилась та же грубость понятий, душевная неразвитость. Автор открыл комический эффект мещан­ской полукультуры: снов и примет, эстетики «жестокого романса», особых обрядов знакомства и ухаживания - со своими обиняками, подходцами, любимыми разговорами о том, «что вам лучше нравится - зима или лето» или «что лучше - мужчина или женщина».

И каждый раз читатель убеждается в том, насколько бедна действительность такой жизни.

С какой стороны ни станем мы глядеть на деятельность г. Островского, мы должны будем признать ее самою блистательною, самою завидною деятельностью в современной нам русской литературе. Г. Островский, один из всех ныне живущих литераторов, подарил России два произведения, которые, если их поставить рядом с сокровищами, оставшимися от предшествовавшего нам литературного поколения, не померкнут и не уступят первенства ни знаменитой комедии Грибоедова, ни драматическим трудам самого Гоголя. Имя Островского знакомо и дорого тысячам простых людей, не читавших русских поэтов и никогда не раскрывавших ни одного русского журнала. <...>

Первое произведение г. Островского, комедия "Свои люди - сочтемся" , появилась в 1849 году, в журнале "Москвитянин" 1 . Успех ее был огромный, небывалый. Самые робкие и холодные из ценителей открыто сознавались, что молодой московский писатель, до той поры ничего не печатавший, с первого шага обогнал всех в то время трудившихся русских литераторов, за исключением Гоголя. Но и самое исключение это еще ничего не доказывало. Между "Ревизором" Гоголя и новой комедиею не было той непроходимой бездны, которая, например, отделяла "Мертвые души" от лучшего из литературных произведений, написанных на Руси после поэмы Гоголя. Ни один из русских писателей, самых знаменитейших, не начинал своего поприща так, как Островский его начал. <...> С какой стороны ни станем смотреть мы на комедию "Свои люди - сочтемся", она оказывается капитальным, образцовым произведением, лучшим вкладом нашего литературного поколения в сокровищницу отечественного искусства.

Комедия "Свои люди - сочтемся" удовлетворяет самым строжайшим требованиям во всех трех отношениях, но главная и несравненная ее красота заключается в ее постройке. С этой точки зрения ей уступают и "Ревизор", которого интрига не нова и отчасти грешит противу правдоподобия, и "Горе от ума", где она раздроблена и не довольно энергична. Интрига комедии г. Островского - совершенство по замыслу и по блеску исполнения. Она истинна, проста, всеми сторонами соприкасается действительной жизни, без усилия принимает в себя несколько комических и характерных эпизодов, обнимает собою значительнейшие моменты в быте русского торгового класса, ни на один миг не замедляется в своем течении, вполне захватывает собой внимание читателя и, наконец, на последних страницах произведения, как громовым ударом, разражается катастрофой, в которой не знаешь, чему более удивляться - потрясающему ли драматизму положений, или простоте средств, каким этот драматизм достигнут. Оттого вся драма, взятая в целости, производит впечатление, какое только могут производить первоклассные творения. Читатель, окончив чтение, почти говорит себе: "Это так просто, что, кажется, я сам мог бы написать такую комедию!" Всякий год на Руси да и за границей происходят сотни историй в роде истории Большова с Подхалюзиным, всякий купец, банкир и негоциант знает и может рассказать тысячу подобных случаев. Отчего же ни в России, ни за границею до сей поры не было драмы, основанной на одном из таких случаев? <...>

Неразрывно с совершенством постройки идет совершенство в создании действующих лиц, и связь эта совершенно понятна: ошибись автор хотя в одном из персонажей, увлекись он преувеличением комизма или ослабей он при создании подробностей, частная ошибка отразилась бы на целом и, как темное пятно, легла бы на всю интригу. Лица комедии живы, объективно художественны, верны действительности в сфере, в которой они действуют. В отношении типическом, отчасти от некоторой исключительности самой сферы, но еще более от склада авторского таланта, они стоят ниже лиц грибоедовских и гоголевских. Как ни новы и ни правдивы Подхалюзин, Большов и Ризположенский, их нельзя равнять с Хлестаковым, Скалозубом, Молчалиным, Подколесиным. Диапазон наших умерших драматургов чище, их лица более общие и, следовательно, более типичны. <...>

Переходя... к языку комедии, мы, при всей нашей неохоте к восторженным отзывам, не можем начать дело спокойною речью. Язык, которым говорят действующие лица комедии г. Островского, не уступает языку Гоголя и Грибоедова. С языком наших новых писателей (кроме двух или трех) мы и равнять его не смеем. <...> Мы очень знаем, что у писателя, подобного г. Островскому, мужик не заговорит речью купца, купец - речью чиновника, а чиновник - речью дьячка, недавно покинувшего семинарию. <...> Не за такие будничные заслуги мы отдаем дань похвалы нашему автору, а под словом язык Островского не понимаем мы простую гладкость или верность диалогов. Язык, на каком говорят действующие лица комедии "Свои люди - сочтемся" (и всех других произведений г. Островского), есть сила и несомненная принадлежность первоклассного писателя, вековой штемпель, который он кладет на свои произведения, квинтэссенция его могущественного таланта. О таком языке стоит говорить и думать не одним защитникам чистоты русского слога . Это колорит живописца. <...> Этот язык не тем удивителен, что исполнен метких выходок и выражений, успевших сделаться поговорками, он удивителен тем, что в нем каждое слово стоит на своем месте и ни под каким видом, ни в каком случае не может быть заменено другим словом . <...> Язык господина Островского не только меток, верен, энергичен, поражает комическими особенностями - всех этих достоинств недостаточно, чтоб поставить его наряду с языком Гоголя и Грибоедова. Автору комедии "Свои люди - сочтемся" с первого разу далась высшая наука. Его действующие лица говорят так, что каждою своей фразою высказывают себя самих, весь свой характер, все свое воспитание, все свое прошлое и настоящее. Язык, доведенный до такой художественной степени, есть сильнейшее орудие в руках писателя, он дается только писателям образцовым, первоклассным. <...>

Благодаря художественному языку художественного произведения оно никогда не стареется и не пресыщает читателя: чем здесь внимательнее изучение, тем обширнее горизонты, при нем открывающиеся. Когда вещь сильно задумана и сильно высказана - в ее языке является своего рода магия, не подлежащая холодному анализу. Лучшим доказательством того, что "Свои люди - сочтемся" богаты такою магиею, служит то, что не один из внимательных людей, читавших комедии Островского, наверное, читал ее не один раз, а два, три раза, десять раз и так далее. Что до нас, то мы счет потеряли тому, сколько раз она нами читана. Вернее этого мерила трудно сыскать что-либо. Роман, поэма, драма и стихотворения, которые не выдерживают второго или третьего чтения, могут быть произведениями очень почтенными, важными в ряду других таких же произведений, но драгоценным камнем в венке родной славы их никто не признает. <...>

/Александр Васильевич Дружинин (1824-1864).
Сочинения А. Островского. Два тома (СПб., 1859)/

Зинаида БЛИНОВА,
Симская средняя школа,
Юрьев-Польский район,
Владимирская область

Природа комического в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»

Система уроков. Планирование уроков

  1. Переполох в уездном городе. Комментированное чтение первого действия комедии.
  2. Визит городничего в гостиницу. Комментированное чтение второго действия.
  3. “Коронование” Хлестакова. Комментированное чтение третьего действия.
  4. Триумф и падение городничего. Возмездие. Комментированное чтение пятого действия.
  5. “Сквозь видимый миру смех...” Карнавал как основа комедии.
  6. Уездный город, его правители и обитатели.
  7. Городничий и Хлестаков. Мастерство речевых характеристик.
  8. Развитие речи. Самостоятельная работа по комедии.

СИСТЕМА УРОКОВ

Урок 1

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Общие замечания. Переполох в уездном городе. Комментированное чтение первого действия комедии.

Цели:

  1. Определить направления и задачи изучения комедии «Ревизор».
  2. Усваивать содержание комедии.

I. История создания комедии и источник сюжета.

Н.В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии «Ревизор».

Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли по ошибке за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты.

II. Идейный замысел Гоголя.

“В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем” (Н.В. Гоголь. Авторская исповедь).

III. Особенности драматического произведения.

  1. Драматическое произведение (трагедия, драма, комедия) предназначается для игры актёров и постановки на сцене.
  2. Основа сюжета - конфликт, интрига.
  3. Особенность текста пьесы: диалоги, монологи, ремарки автора; деление текста на действия (акты) и явления (сцены).

IV. Направления наблюдений над текстом и анализа его.

  1. Сюжет и композиция комедии.
  2. Средства комического изображения.
  3. Особенности речи городничего и Хлестакова.

Примечание. Для каждого направления отвести соответствующие страницы тетради и озаглавить их.

V. Чтение афиши с указанием действующих лиц и подстрочника.

Исторический комментарий о табели о рангах.

VI. Комментированное чтение первого действия (небольшие купюры в третьем явлении и пересказ шестого явления).

VII. Обобщение.

Вопросы для беседы.

  1. Какое событие является завязкой?
  2. Почему известие о ревизоре переполошило город?

Домашнее задание.

  • Перечитать первое действие; записать план событий.

Урок 2

Визит городничего в гостиницу. Знакомство с Хлестаковым. Комментированное чтение второго действия.

Цели:

  1. Продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями.
  2. Собирать материал о различных формах комического изображения героев.

I. Повторение знаний, полученных на основании чтения первого действия.

1. Сюжетный (композиционный) план (фрагменты).

Завязка. Известие о приезде ревизора.

Развитие действия:

  • городничий даёт распоряжения чиновникам;
  • Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице;
  • городничий даёт указания квартальному и частному приставам и едет в гостиницу.

2. Элементы комического изображения в первом действии.

  • Говорящие фамилии.
  • Ирония.
  • Гипербола.
  • Саморазоблачения.
  • Нелепость, абсурд.
  • Завышенные претензии.
  • Намёк.
  • Нерезонный упрёк.
  • Скороговорка с перебивкой речи.
  • Маска.
  • Фарс.
  • Оговорка.
  • “Табельные” замечания.
  • “Забавная” логика.

3. Замечания о речи городничего:

  • городничий разговаривает с чиновниками, то есть со своими;
  • он делает им замечания, даёт советы;
  • в выражениях не стесняется (“Эк куда хватили!”, “Сделает такую рожу”, “беда, если старый чёрт”);
  • чаще всего восклицательный характер предложений;
  • начальственный тон, затем нотки страха.

4. Выводы из наблюдений за речью городничего:

II. Комментированное чтение второго действия комедии.

Явление 2. Пересказ и чтение от: “Ещё, говорит...” до конца явления.

Явление 3, 4. Пересказ.

Явление 5. Чтение.

Явление 7. Сообщение о приезде городничего.

Явление 8. Чтение без купюр.

Явление 9. Пересказ.

Явление 10. Чтение с некоторыми купюрами.

III. Обобщение наблюдений.

Продолжается развитие действия. Городничий приезжает к Хлестакову и приглашает его к себе, даёт ему взятку.

2. Элементы комического изображения.

  • Жизнеописание Хлестакова.
  • Контраст мечты и реальности.
  • Сочетание страха и гонора.
  • Текст вслух и в сторону, разница между ними.
  • Нежелательные ассоциации.
  • Фарс (падение Бобчинского).

3. Речь героев:

Домашнее задание.

Урок 3

“Коронование” Хлестакова. Комментированное чтение третьего действия.

Цели:

  1. Определить композиционное значение третьего действия.
  2. Продолжать наблюдения над текстом по выбранным направлениям.

I. Работа над усвоением содержания третьего действия.

1. Краткий пересказ содержания явлений с 1 по 4.

2. Чтение из явления 2 реплики Анны Андреевны о записке, написанной её мужем на счёте Хлестакова. Определение этого комического приёма как накладки текстов.

3. Чтение явлений 5 и 6 (15 минут).

4. Краткий пересказ явлений 7, 8, 9, 10, 11.

II. Беседа по содержанию третьего действия.

1. Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность правде теперь? Почему?

  • Нет. Он фантастически врёт. Заметно, что он пускает пыль в глаза, невольно возвышает себя и в своих, и в чужих глазах.

2. О чём он врёт?

  • Начальник отделения с ним на дружеской ноге.
  • Его хотели сделать коллежским асессором.
  • Сторож бежит за ним почистить сапоги.
  • С Пушкиным на дружеской ноге.
  • Много насочинял.
  • Дом у него первый в Петербурге.
  • Он бывает на великолепных балах.
  • Играет в вист с разными посланниками.
  • Живёт в бельэтаже.
  • Управлял департаментом.
  • Его сам государственный совет боится.
  • Его приняли за главнокомандующего.

3. Как характеризует Хлестакова его речь?

а) романтическая “светская” болтовня (“Привыкли жить... в свете и вдруг очутиться в дороге”; “грязные трактиры”, “мрак невежества”);

б) чиновничье-канцелярский жаргон (“Извольте, господа, я принимаю должность”, “...для письма, этакая крыса...”);

в) книжно-сентиментальный стиль (“Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки”);

г) разговорно-бытовые просторечия (“И странно: директор уехал - куда уехал, неизвестно”).

  • Речь Хлестакова показывает его полное безмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого, у него действительно лёгкость необыкновенная в мыслях.

4. Чем в композиционном отношении является сцена вранья?

  • Кульминацией.

5. Почему можно сказать, что Хлестакова “короновали”?

  • Чиновники, в том числе и городничий, верят Хлестакову и трепещут перед ним. Городничий пытается даже заручиться поддержкой слуги Хлестакова Осипа, хитро не выдававшего хозяина.

III. Обобщение наблюдений.

1. Сюжет. Кульминация. Враньё Хлестакова.

2. Элементы комического.

  • Накладки текстов.
  • Путаница (в пословице).
  • Ирония и намёк.
  • Гротеск вранья Хлестакова.

Домашнее задание.

Урок 4

Триумф и падение городничего. Возмездие. Комментированное чтение четвёртого действия.

Цели:

  1. Завершить наблюдение за событиями и героями комедии.
  2. Составить композиционный план комедии.

I. Обзор содержания четвёртого действия.

Картина 1. Парад чиновников:

  • совет Аммоса Фёдоровича представляться поодиночке;
  • признание Хлестакова в довольстве такой жизнью;
  • судья Ляпкин-Тяпкин робко даёт взятку “ревизору”;
  • Хлестаков сам просит у почтмейстера взаймы 300 рублей;
  • Артемий Филиппович доносит на судью, почтмейстера, смотрителя училищ, рассказывает о своей семье, даёт деньги Хлестакову в ответ на его просьбу;
  • Хлестаков просит у Добчинского 1000 рублей, но довольствуется и 65 рублями от него и его приятеля;
  • Добчинский просит о своём незаконорожденном сыне;
  • Бобчинский просит известить о нём в Петербурге;
  • Хлестаков намерен написать Тряпичкину об этом дурачье;
  • Осип советует ехать.

Картина 2. Хлестаков и жалобщики.

  • Купцы. Слесарша. Унтер-офицерша. Остальных прогнали. Смена реакций Хлестакова на жалобы.

Картина 3. Волокитство Хлестакова. Ухаживание за Марьей Антоновной. Предложение Анне Андреевне. Мольба о благословении на брак. Приятная новость для городничего.

Картина 4. Проводы Хлестакова.

II. Обобщение.

1. Чем являются данные события в сюжетном плане?

  • Элементами в развитии действия.

2. Что создавало комический эффект в этих сценах?

  • “Наивные” саморазоблачения героев.
  • Нарастающий “разгул” Хлестакова, его раскованность и откровенность.
  • Серьёзное восприятие его слов и действий, восприятие видимого как желаемого.

III. Комментированное чтение пятого действия.

Явления 3–7. Пересказать визиты и поздравления, показать контраст между внутренними побуждениями и внешним выражением.

IV. Обобщение.

1. Чем является пятое действие в композиционном отношении?

  • Кульминацией и развязкой.

2. Комические элементы здесь есть? В чём они?

  • Алогизм в действиях героев (IV д.).
  • Откровенные мечты.
  • Гиперболизм хвастливости городничего.
  • Контраст речей - брани, ругани - и высоты положения.
  • В маске и без маски.
  • Точные характеристики чиновников в письме Хлестакова.
  • Самохарактеристика городничего.

3. Как вы можете охарактеризовать речь городничего?

  • Она полна грубых простых слов, бранных выражений, оскорбительных оборотов;
  • герой скинул маску почтенного начальника города, беззастенчиво демонстрировал свою грубость, бескультурье, невыдержанность.

V. Композиционный план комедии.

Завязка. Известие о приезде ревизора.

Развитие действия.

  1. Распоряжения городничего чиновникам. Новость из гостиницы.
  2. Указания для полиции.
  3. Визит городничего в гостиницу.
  4. Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений. Хлестаков в доме городничего.
  5. Парад чиновников и жалобщиков.
  6. Сватовство Хлестакова.

Кульминация. Враньё Хлестакова и торжество городничего.

Развязка. Письмо Хлестакова Тряпичкину, известие о приезде настоящего ревизора.

Домашнее задание

Воспроизвести содержание комических элементов, читать по ролям любую сцену.

Уроки 5 и 6

“Сквозь видимый миру смех...” Карнавал как основа комедии «Ревизор».

Цели:

  1. Систематизировать полученные на уроках комментированного чтения знания элементов комического изображения.
  2. Показать особенность комической основы пьесы Гоголя.
  3. Помочь усвоить основной признак категории комического в искусстве.

I. Вступительное слово учителя.

Изображённое в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в своих истоках имеет карнавальное народное действо, в котором всё наоборот: серьёзное становится легкомысленным, грустное - смешным, высокое - низким и наоборот.

Главным ведущим моментом карнавала становится “увенчание–развенчание” чего-либо или кого-либо, вызывающее смех толпы.

II. Определение метода работы над воспроизведением сцен карнавала.

Опыт режиссёрского комментария карнавальных сцен с точки зрения комического эффекта, попытки инсценирования отдельных моментов карнавала.

III. Воспроизведение карнавальных сцен.

Обсуждение Выводы
1. Как автор познакомил нас с героями?
  • Он дал им фамилии, которые вызывают смех.
  • Чтобы сразу охарактеризовать их наиболее важные черты, чтобы насторожить читателя, привлечь публику;
  • фамилии сами за себя говорят, “развенчивают” героев.

3. Какую реакцию вызвало среди чиновников города известие о приезде ревизора?

  • Переполох.

Так мы и назовём 1-ю сцену.

4. В чём он проявляется?

  • Чиновникам городничий указывает на беспорядки в их учреждениях, даёт советы.

5. Согласны ли чиновники с тем, как неприглядно выглядят подведомственные им заведения? Собираются ли они наводить порядок?

  • Они согласны с замечаниями городничего, но дают на редкость нелепые объяснения;
  • исправить недостатки они не намерены, но навести внешний порядок согласны, то есть надеть маски.

6. Что ускорило переполох? Почему никто не насторожился?

  • Сообщение Бобчинского и Добчинского о странном чиновнике в гостинице. Они же поспешили убедить всех, что это ревизор. А это подтверждает, что от страха они перестали соображать.
Сцена 1. Переполох в городе.

1. Развенчание героев в их фамилиях.

2. Саморазоблачение героев и выбор масок.

3. Сплетня друзей и “убедительный” вывод.

Сверхзадача актёров - показать, что комический эффект возникает из-за несообразности положения, в которое попали чиновники, так как у страха глаза велики.

1. Кто и как острее других среагировал на сплетню помещиков?
  • Городничий, который сразу начал действовать, командовать, суетиться.

2. В чём выражается эта суета?

Чтение в лицах явлений 4 и 5 действия 1-го.

Сцена 2. Суета городничего.
  1. Оговорки.
  2. “Табельные” замечания.
  3. “Забавная” логика.
  4. Фарс (примеривание шутовского колпака).

Всё наоборот.

1. Как Гоголь изобразил “ревизора”?
  • Через рассказ о нём его слуги Осипа;
  • через общение их;
  • через характерные монологи Хлестакова.

2. Что понял зритель из этих сцен?

  • Хлестаков совсем не ревизор. Это что-то совершенно неподходящее для важной персоны.
  • Это дурак, не герой.

3. Покажите контраст между его положением и претензиями.

См. явления 5, 6 действия 2-го.

Сцена 3. Выход на арену героя.
  1. Жизнеописание.
  2. Контраст мечты и реальности.
  3. Страх и гонор.

И это король?

1. Как Хлестакова “поставили” в “короли”?
  • Никто, прежде всего городничий, не верил правдивым словам Хлестакова, так как судили его по себе, то есть считали, что он их обманывает, как они договорились его обмануть.
  • Поверили его вранью, вострепетали от его “высокого” положения в Петербурге.
  • Чествовали его как именитого вельможу, устроили пышный обед, услужливо давали взятки, делали доносы, обращались с просьбами, искали у него защиты от произвола местных властей, наперебой принимали его ухаживания и так далее.

Покажите, например, как Земляника искал похвалы и опростоволосился. См. явление 5 действия 3-го.

Сцена 4. Коронование героя.
  1. Восприятие от обратного.
  2. Текст вслух и в сторону.
  3. Накладки текстов.
  4. Путаница.
  5. Гротесковые формы вранья и трепет слушателей.
  6. Хоровод “свиты”.

“А король-то голый!”

1. Как городничий вёл себя во главе свиты?
  • Во-первых, испытывал великое торжество от возможности всеми помыкать и сейчас, и в будущем.
  • Во-вторых, угрожал расправиться с жалобщиками.
  • В-третьих, разносил купцов, сводил с ними счёты.
  • В-четвёртых, мечтал о своём будущем величии.

2. Как он выглядел в своём выдуманном торжестве?

  • Смешно, так как вместо короны на его голове был шутовской колпак.

3. Когда он прозрел, кого он винил?

  • И себя, и свидетелей, и писак, и сплетников - Бобчинского и Добчинского.
Сцена 5. В шутовском колпаке.
  1. Угрозы.
  2. Мечты.
  3. Прозрение, поиск виноватых.
  4. Возмездие.

“На зеркало неча пенять...”

IV. Обобщение.

1. Сделав обзор элементов комического изображения, скажите теперь, почему же возникает такой сильный, выразительный комический эффект?

Комплексный эффект возникает из-за чёткого несоответствия настоящего и воображаемого:

  • чиновники, желая угодить важной персоне, ублажали пустого Хлестакова, совершенно случайного человека;
  • они все хотели обмануть, а обманулись сами;
  • голодающий и безденежный мелкий чиновник был вознесён “до небес”;
  • городничий воображал уже себя генералом, а оказался в дураках.

Основой этого несоответствия является в комедии «Ревизор» алогизм, то есть нарушение логических связей.

2. В чём же состоит этот алогизм в комедии Гоголя?

  • Пустого, никчёмного человека “без царя в голове” приняли за важную персону, прославили его, и сами оказались в нелепом положении.

3. В чём смысл появления жандарма?

  • Это знак возмездия за обман.

4. Сопоставьте идейный замысел Гоголя в комедии и его воплощение.

  • Гоголь действительно собрал всё дурное в России и посмеялся над ним. Но ему и печально. “Сквозь видимый миру смех незримые миру слёзы” чувствуются в пьесе, в позиции автора.

Домашнее задание.

Подготовить рассказ о чиновниках и других обитателях города, их взаимоотношениях.

Урок 7

Уездный город, его правители и обитатели.

Цели:

  1. Обобщить знания учащихся о героях комедии “Ревизор”, систематизировать наблюдения.
  2. Понять смысл утверждения о бессмертии комедии.

I. Беседа по теме урока.

1. Что говорится в комедии о местонахождении города?

  • Это не пограничный город.
  • Далеко от столицы.
  • Находится на пути из Петербурга в Саратовскую губернию.

2. Какова система образов?

Чиновники: городничий, судья Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Шпекин, Хлопов.

Полиция: Уховертов, частный пристав, Свистунов, Пуговицин, Держиморда.

Обитатели: помещики, доктор Гибнер, купцы, просители, слесарша, унтер-офицерша, слуги.

3. Какие отношения складываются между этими группами героев и внутри них?

1) Между чиновниками и обитателями города - конфликтные отношения:

  • городничий грабит купцов, забривает мужа слесарши, приказывает наказать постоем провинившихся купцов, грабит казну, берёт взятки, не вникает в суть дела;
  • судья в основном занят охотой, равнодушен к делам;
  • больных не лечат;
  • работу училищ никто не понимает;
  • письма на почте распечатывают;
  • на улицах грязь;
  • берут взятки и дают их.

Вывод: чиновники меньше всего обеспокоены делом и злоупотребляют служебным положением ради собственных выгод.

2) Между полицией и жителями города - враждебные отношения:

  • Держиморда ставит “фонари” и правому и виноватому;
  • арестантам не дают провизии;
  • унтер-офицершу так побили, что два дня не могла сесть;
  • жалобы не рассматривали, взятки брали.

3) Между чиновниками - недоброжелательные отношения:

  • показное уважение к начальству, лесть;
  • угодничество, доносы;
  • вражда, зависть, недоверие.

Вывод: правители города изображены как корпорации воров и грабителей. Их объединяет возможность обогащаться и разъединяет жажда преуспеть в этом больше других.

4. Какое событие выявляет такие общие конфликтные отношения в городе?

  • Приезд ревизора.

5. Что заставляет правителей города и обитателей объединиться?

  • Приезд ревизора. Обитатели объединяются, чтобы вместе жаловаться на правителей, а те договариваются быть вместе для обмана ревизора.

6. Чем сменяется конфликт начальства с народом?

  • Другим конфликтом - конфликтом с призраком.

II. Обобщение.

1. Какой уездный город нарисовал Гоголь?

  • Обычный и безобразный. Это сборный (типичный) город.

2. Укажите на основные злоупотребления (“безобразия”).

  • Беспорядок в городе и его учреждениях.
  • Казнокрадство, взяточничество.
  • Беззаконие, произвол.
  • Мошенничество, низкий уровень морали.

3. Ситуация комедии «Ревизор» является характерной только для России эпохи Николая I?

  • К сожалению, нет. Она встречается и сейчас. В этом и состоит бессмертие комедии «Ревизор».

Домашнее задание.

Подготовить рассказ о городничем и Хлестакове.

Урок 8

Мастерство Гоголя в изображении городничего и Хлестакова, в создании их речевых характеристик.

Цели:

  1. Систематизировать наблюдения за героями.
  2. Учить анализировать речь героев.

I. Рассказы учащихся о городничем (1-й вариант) и Хлестакове (2-й вариант).

ГОРОДНИЧИЙ

План ответа.

  1. Положение в городе.
  2. Грехи городничего.
  3. Отношение к Хлестакову.
  4. Торжество и падение.

Характеристика.

  1. Отношение к власти как средству обогащения.
  2. Произвол и беззаконие.
  3. Трусость и угодничество по отношению к начальству.
  4. Грубость и низкий уровень образования.

ХЛЕСТАКОВ

План ответа.

Характеристика (см. черты хлестаковщины ниже).

III. Размышления о хлестаковщине.

Хлестаковщина - это:

  1. Безудержное, непомерное хвастовство.
  2. Трусость перед сильными и наглость в отношении к слабым.
  3. Полная бездумность, легкомыслие, бездуховность.

IV. Чтение в лицах (действие II, явление 8), наблюдение за речью героев и выводы о мастерстве речевых характеристик.

  1. Речь героев определяется ситуацией, меняется в зависимости от неё.
  2. Речь героев - показатель их положения и личности.

V. Обобщение.

ГОРОДНИЧИЙ

По отношению к подчинённым он находится в обычной, естественной для него речевой ситуации, поэтому:

  1. он привык распоряжаться, указывать, делать замечания, устраивать разносы, ругать, не церемониться;
  2. он не стеснялся в выражениях, допускал грубые просторечные обороты, типа: “...кто-нибудь сдуру ляпнет”, оскорбительные для собеседника слова;
  3. предложения в основном короткие, несложные, часто восклицательные;
  4. тон разговора в основном грубый, повелительный, властный, не допускающий возражений.

Это речь малообразованного человека.

По отношению к Хлестакову положение городничего в речи меняется на противоположное, поэтому:

  1. он просит, извиняется, раскаивается, объясняет в страхе, уговаривает, льстит;
  2. тщательно выбирает наиболее культурные слова, подходящие для общения с важной персоной;
  3. предложения более длинные, так как приходится пространно изъясняться;
  4. тон уважительный, угодливый.

Это речь обманщика.

ХЛЕСТАКОВ

Не имеет царя в голове, поэтому часто говорит то, что взбредёт в голову. Но он “нахватался” по верхам кое-чего, поэтому иногда умеет пустить пыль в глаза, меняет стиль речи:

  • во-первых, по отношению к дамам;
  • во-вторых, при первой встрече с городничим;
  • в-третьих, в сцене вранья; в речи его слова в основном разговорно-просторечные, порой грубые; предложения подчас неправильно построены; тон самый безалаберный.

Это речь пустого, никчёмного человека.

Домашнее задание.

Подготовиться к письменной работе «Речевые характеристики героев».

Урок 9

Развитие речи. Речевая характеристика героя.

Цели:

  1. Показать порядок анализа речи героя.
  2. Проверить умение учащихся на основе анализа речи героя делать выводы о его характере.

I. План работы и комментарии учителя к нему.

  1. К кому обращена речь?
  2. О чём говорит герой?
  3. Каков подбор слов?
  4. Каков характер предложений?
  5. Каков тон речи?

Вывод

Черты характера героя, выразившиеся в этой речи.

Варианты работы.

1-й вариант - Городничий:

  • действие II, явление 8;
  • действие V, явление 8.

2-й вариант - Хлестаков:

Домашнее задание.

Подготовиться к внеклассному чтению “петербургских повестей” Гоголя.

Литература

  1. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
  2. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. М., 1984.
  3. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1971.
  4. Докусов А.М., Маранцман В.Г. Изучение комедии «Ревизор» в школе. М.–Л., 1967.
  5. Манн Ю.В. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». М., 1966.

По теме «. Поэт и государственный деятель. Анализ оды «Вельможа». Ода «Вельможа» представляет собой взволнованный и вдохновенный монолог автора, разъясняющего, как должно поступать первым лицам в государстве, и обличающего их пороки.

Сатира в оде направлена против явления «вельможества » в целом.

Произведение основано на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный портрет царского любимца, грабящего страну и народ.

1 вариант. Слова и сочетания, передающие облик честного и неподкупного государственного деятеля.

2 вариант. Слова и сочетания слов, рисующие портрет царского любимца, грабящего страну и народ.

Вывод: Каков вельможа в изображении Державина?

План-конспект открытого урока литературы по комедии «Ревизор»

Урок-интрига по комедии «Ревизор» в 8 классе

«К нам едет ревизор».

Тема: Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического

изображения чиновников. Развитие представления о комедии, сатире,

Цель: раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается драматическое действие; показать приёмы сатирического изображения чиновников; развивать представление о сущности комического.

Оборудование: реквизит для инсценирования 1 явления 1 действия, портрет писателя, компьютерная презентация, иллюстрация (портрет Земляники), карточки для ИЗ группе В, эпиграф (на плакате).


Ход урока.

1. Слово учителя: сообщение типа и темы урока. Обращение к лексическому значению слова «интрига» (выписано на доске),

«интрига» - 1)происки, затаённые действия

2) способ построения сюжета произведения

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России…, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но сквозь смех читатель услышал грусть»

2. Компьютерная презентация по комедии.

3. Практикум. Инсценирование 1 явления 1 действия.

Представление господ актёров. «Мотор! Пуск!»

4.Беседа по вопросам (проверка знания текста: 1 действие)

Кто приносит известие о том, что ревизор уже в городе?

Откуда Бобчинский узнал о приезде ревизора, ведь он не присутствовал при чтении письма?

Со слов Добчинский узнал об этом от ключницы Авдотьи. Откуда Авдотья узнала о приезде ревизора?

Слово учителя : Известие, которое приносят Бобчинский и Добчинский, приходит на подготовленную почву.

5. Актуализация домашнего задания. Беседа по вопросам:

Почему известие о приезде ревизора так встревожило чиновников уездного городка?

В чём смысл советов городничего и намерений каждого чиновника?

О какой шубе и шали, принадлежащей супруге городничего, упоминает судья? Каково их происхождение? (опережающий вопрос для группы А)

Какие грешки водятся за городскими чиновниками? В каком состоянии их дела? (индивидуально о каждом) (комментируем «говорящие» фамилии как способ сатирического изображения)

Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, кто из чиновников на ней изображён? (Земляника) Почему вы так решили?

Послушайте, как описал его внешность Алёша, выполняя задание ещё до прочтения комедии (индивидуальное задание с урока русского языка , выполненное учеником, обучающимся по программе 8 вида):

« В меру упитанный человек (мягко сказано - разрядка моя). Видимо, любит поесть, и он этому рад. В руках у него, кажется, банан или что-то другое. Прилично одет, подстрижен. Видимо, где-то работает».

6. Обобщающее слово учителя (проверка знания текста 1 действия):

Чиновник - это человек, состоящий на государственной службе. Значит, он должен служить государству, народу, живущему в этом государстве. Чиновники, изображённые Гоголем, руководят самыми важными государственными учреждениями: больницей, школой, судом (обращение к эпиграфу). Справляются ли они со своей службой? (Нет) Чего они боятся? (Разоблачения) Ощущение близящейся неотвратимой опасности, невольный страх распространяется на всех присутствующих.

Две недели, как ревизор в городе! Батюшки, сватушки! – в ужасе восклицает городничий, хватаясь за голову. - В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! Поношенье!

С этого момента события начинают очень быстро разворачиваться. Почему городничий обеспокоен больше всех?

Какой способ знакомства с приехавшим ревизором он избирает и почему? (Д.1 Явл.3) (Посмотреть, не терпят ли проезжающие неприятностей в гостинице. Якобы проявляет заботу, служебное рвение)


7. Актуализация литературоведческих понятий:

Чем является с точки зрения композиции инсенированное 1 явление 1 действия? Докажите. (Вспоминают классическую композицию. Уже в экспозиции автор интригует читателя, беспокойство чиновников передаётся нам).

Как называется с точки зрения композиции быстрое развитие событий? (Завязка)

8. Работа с текстом 2 действия.

А) Беседа опережающего характера (для группы А):

Итак, городничий отправляется в гостиницу на встречу с ревизором.

Что мы узнаём о приехавшем из Петербурга чиновнике Иване Александровиче

Хлестакове из монолога его слуги Осипа? (монологический ответ)

Из диалогов Хлестакова и Осипа? Хлестакова и трактирного слуги? Из монолога Хлестакова?

Б) Слово учителя: Вот так ревизор! На какой-то момент возникает вопрос: а какое отношение имеет этот Хлестаков к завязавшемуся раньше действию? (Реплика Хлестакова: «…в столовой сегодня поутру два каких-то коротеньких человека ели сёмгу и ещё много кой-чего» - проясняет ситуацию, и мы понимаем, что городские сплетники Бобчинский и Добчинский приняли этого беспечного, глупого, тщеславного, трусливого и пустого человека за «государственного человека», за ревизора). Выходит, ревизор мнимый. Но городничий этого не знает. Посмотрим, как они встретятся. Читая комедию, обращаем внимание на авторские ремарки, они передают внутреннее состояние героев.

В) Чтение по ролям сцены встречи городничего и Хлестакова (8 явление 2 действия. (действующие лица: городничий и Хлестаков) с.290-292

Г) Беседа по вопросам:

Чего боится Хлестаков?

Чего боится городничий?

Какие отношения между ними? Что нам подсказывают ремарки автора?

Слово учителя : Вот так встреча! Содержание диалога и авторские ремарки говорят о том, что между ними непонимание. На непонимании, несоответствии и строится юмор.

С какого момента городничий начинает внутренне успокаиваться: « и инкогнито сохранено, и благородство проявлено»? (Когда Хлестаков берёт у него деньги)

Слово учителя : Это привычная ситуация для чиновника: давать и брать взятки .

В современной России подобное положение в ведении государственных дел, увы, не изжито. Комедия, написанная в 19 веке, остаётся злободневной, актуальной и в веке 21-ом. Пороки чиновничества, сатирически высмеянные Гоголем, имеют место быть. (обращение к эпиграфу)

9. Домашнее задание: «Познакомимся поближе с петербургским чиновником».

Читаем 2 и 3 действия.

Рассказ о Хлестакове по плану (записан на обратной стороне доски):

1.Что нам известно о прошлом Хлестакова?

2. Каковы жизненные идеалы Хлестакова и чем они определяются?

3. Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?

10. Обобщение по уроку:

А) Рефлексия. Аргументированное оценивание игры «господ актёров»

Б) Оценки за урок.

Система уроков. Планирование уроков

Переполох в уездном городе. Комментированное чтение первого действия комедии. Визит городничего в гостиницу. Комментированное чтение второго действия. “Коронование” Хлестакова. Комментированное чтение третьего действия. Триумф и падение городничего. Возмездие. Комментированное чтение пятого действия. “Сквозь видимый миру смех...” Карнавал как основа комедии. Уездный город, его правители и обитатели. Городничий и Хлестаков. Мастерство речевых характеристик. Развитие речи. Самостоятельная работа по комедии.

СИСТЕМА УРОКОВ

Урок 1

Н. В. Гоголь. «Ревизор». Общие замечания. Переполох в уездном городе. Комментированное чтение первого действия комедии.

Цели: Определить направления и задачи изучения комедии «Ревизор». Усваивать содержание комедии.

I. История создания комедии и источник сюжета.

Н. В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии «Ревизор».

Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли по ошибке за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты.

II. Идейный замысел Гоголя.

“В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем” (Н. В. Гоголь. Авторская исповедь).

III. Особенности драматического произведения. Драматическое произведение (трагедия, драма, комедия) предназначается для игры актёров и постановки на сцене. Основа сюжета - конфликт, интрига. Особенность текста пьесы: диалоги, монологи, ремарки автора; деление текста на действия (акты) и явления (сцены).

IV. Направления наблюдений над текстом и анализа его. Сюжет и композиция комедии. Средства комического изображения. Особенности речи городничего и Хлестакова.

Примечание. Для каждого направления отвести соответствующие страницы тетради и озаглавить их.

V. Чтение афиши с указанием действующих лиц и подстрочника.

Исторический комментарий о табели о рангах.

VI. Комментированное чтение первого действия (небольшие купюры в третьем явлении и пересказ шестого явления).

VII. Обобщение.

Вопросы для беседы.

Какое событие является завязкой? Почему известие о ревизоре переполошило город?

Домашнее задание.

    Перечитать первое действие; записать план событий.

Урок 2

Визит городничего в гостиницу. Знакомство с Хлестаковым. Комментированное чтение второго действия.

Цели: Продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями. Собирать материал о различных формах комического изображения героев.

I. Повторение знаний, полученных на основании чтения первого действия.

1. Сюжетный (композиционный) план (фрагменты).

Развитие действия:

    городничий даёт распоряжения чиновникам; Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице; городничий даёт указания квартальному и частному приставам и едет в гостиницу.

2. Элементы комического изображения в первом действии.

    Говорящие фамилии. Ирония. Гипербола. Саморазоблачения. Нелепость, абсурд. Завышенные претензии. Намёк. Нерезонный упрёк. Скороговорка с перебивкой речи. Маска. Фарс. Оговорка. “Табельные” замечания. “Забавная” логика.

3. Замечания о речи городничего:

    городничий разговаривает с чиновниками, то есть со своими; он делает им замечания, даёт советы; в выражениях не стесняется (“Эк куда хватили!”, “Сделает такую рожу”, “беда, если старый чёрт”); чаще всего восклицательный характер предложений; начальственный тон, затем нотки страха.

4. Выводы из наблюдений за речью городничего:

    это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, порой грубыми словами; это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях; это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.

II. Комментированное чтение второго действия комедии.

Явление 2. Пересказ и чтение от: “Ещё, говорит...” до конца явления.

Явление 3, 4. Пересказ.

Явление 7. Сообщение о приезде городничего.

Явление 8. Чтение без купюр.

Явление 9. Пересказ.

Явление 10. Чтение с некоторыми купюрами.

III. Обобщение наблюдений.

Продолжается развитие действия. Городничий приезжает к Хлестакову и приглашает его к себе, даёт ему взятку.

2. Элементы комического изображения.

    Жизнеописание Хлестакова. Контраст мечты и реальности. Сочетание страха и гонора. Текст вслух и в сторону, разница между ними. Нежелательные ассоциации. Фарс (падение Бобчинского).

3. Речь героев:

    определяется ситуацией; у городничего речь-маска; Хлестаков искренен в речи.

Домашнее задание.

Урок 3

“Коронование” Хлестакова. Комментированное чтение третьего действия.

Цели: Определить композиционное значение третьего действия. Продолжать наблюдения над текстом по выбранным направлениям.

I. Работа над усвоением содержания третьего действия.

1. Краткий пересказ содержания явлений с 1 по 4.

2. Чтение из явления 2 реплики Анны Андреевны о записке, написанной её мужем на счёте Хлестакова. Определение этого комического приёма как накладки текстов.

3. Чтение явлений 5 и 6 (15 минут).

4. Краткий пересказ явлений 7, 8, 9, 10, 11.

II. Беседа по содержанию третьего действия.

1. Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность правде теперь? Почему?

    Нет. Он фантастически врёт. Заметно, что он пускает пыль в глаза, невольно возвышает себя и в своих, и в чужих глазах.

2. О чём он врёт?

    Начальник отделения с ним на дружеской ноге. Его хотели сделать коллежским асессором. Сторож бежит за ним почистить сапоги. С Пушкиным на дружеской ноге. Много насочинял. Дом у него первый в Петербурге. Он бывает на великолепных балах. Играет в вист с разными посланниками. Живёт в бельэтаже. Управлял департаментом. Его сам государственный совет боится. Его приняли за главнокомандующего.

3. Как характеризует Хлестакова его речь?

    В ней перепутаны разные стили:

А) романтическая “светская” болтовня (“Привыкли жить... в свете и вдруг очутиться в дороге”; “грязные трактиры”, “мрак невежества”);

Б) чиновничье-канцелярский жаргон (“Извольте, господа, я принимаю должность”, “...для письма, этакая крыса...”);

В) книжно-сентиментальный стиль (“Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки”);

Г) разговорно-бытовые просторечия (“И странно: директор уехал - куда уехал, неизвестно”).

    Речь Хлестакова показывает его полное безмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого, у него действительно лёгкость необыкновенная в мыслях.

4. Чем в композиционном отношении является сцена вранья?

    Кульминацией.

5. Почему можно сказать, что Хлестакова “короновали”?

    Чиновники, в том числе и городничий, верят Хлестакову и трепещут перед ним. Городничий пытается даже заручиться поддержкой слуги Хлестакова Осипа, хитро не выдававшего хозяина.

III. Обобщение наблюдений.

1. Сюжет. Кульминация. Враньё Хлестакова.

2. Элементы комического.

    Накладки текстов. Путаница (в пословице). Ирония и намёк. Гротеск вранья Хлестакова.

Домашнее задание.

Урок 4

Триумф и падение городничего. Возмездие. Комментированное чтение четвёртого действия.

Цели: Завершить наблюдение за событиями и героями комедии. Составить композиционный план комедии.

I. Обзор содержания четвёртого действия.

Картина 1. Парад чиновников:

    совет Аммоса Фёдоровича представляться поодиночке; признание Хлестакова в довольстве такой жизнью; судья Ляпкин-Тяпкин робко даёт взятку “ревизору”; Хлестаков сам просит у почтмейстера взаймы 300 рублей; Артемий Филиппович доносит на судью, почтмейстера, смотрителя училищ, рассказывает о своей семье, даёт деньги Хлестакову в ответ на его просьбу; Хлестаков просит у Добчинского 1000 рублей, но довольствуется и 65 рублями от него и его приятеля; Добчинский просит о своём незаконорожденном сыне; Бобчинский просит известить о нём в Петербурге; Хлестаков намерен написать Тряпичкину об этом дурачье; Осип советует ехать.

Картина 2. Хлестаков и жалобщики.

    Купцы. Слесарша. Унтер-офицерша. Остальных прогнали. Смена реакций Хлестакова на жалобы.

Картина 3. Волокитство Хлестакова. Ухаживание за Марьей Антоновной. Предложение Анне Андреевне. Мольба о благословении на брак. Приятная новость для городничего.

Картина 4. Проводы Хлестакова.

II. Обобщение.

1. Чем являются данные события в сюжетном плане?

    Элементами в развитии действия.

2. Что создавало комический эффект в этих сценах?

    “Наивные” саморазоблачения героев. Нарастающий “разгул” Хлестакова, его раскованность и откровенность. Серьёзное восприятие его слов и действий, восприятие видимого как желаемого.

III. Комментированное чтение пятого действия.

Явления 3–7. Пересказать визиты и поздравления, показать контраст между внутренними побуждениями и внешним выражением.

IV. Обобщение.

1. Чем является пятое действие в композиционном отношении?

    Кульминацией и развязкой.

2. Комические элементы здесь есть? В чём они?

    Алогизм в действиях героев (IV д.). Откровенные мечты. Гиперболизм хвастливости городничего. Контраст речей - брани, ругани - и высоты положения. В маске и без маски. Точные характеристики чиновников в письме Хлестакова. Самохарактеристика городничего.

3. Как вы можете охарактеризовать речь городничего?

    Она полна грубых простых слов, бранных выражений, оскорбительных оборотов; герой скинул маску почтенного начальника города, беззастенчиво демонстрировал свою грубость, бескультурье, невыдержанность.

V. Композиционный план комедии.

Завязка. Известие о приезде ревизора.

Развитие действия. Распоряжения городничего чиновникам. Новость из гостиницы. Указания для полиции. Визит городничего в гостиницу. Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений. Хлестаков в доме городничего. Парад чиновников и жалобщиков. Сватовство Хлестакова.

Кульминация. Враньё Хлестакова и торжество городничего.

Развязка. Письмо Хлестакова Тряпичкину, известие о приезде настоящего ревизора.

Домашнее задание

Воспроизвести содержание комических элементов, читать по ролям любую сцену.

Уроки 5 и 6

“Сквозь видимый миру смех...” Карнавал как основа комедии «Ревизор».

Цели: Систематизировать полученные на уроках комментированного чтения знания элементов комического изображения. Показать особенность комической основы пьесы Гоголя. Помочь усвоить основной признак категории комического в искусстве.

I. Вступительное слово учителя.

Изображённое в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» в своих истоках имеет карнавальное народное действо, в котором всё наоборот: серьёзное становится легкомысленным, грустное - смешным, высокое - низким и наоборот.

Главным ведущим моментом карнавала становится “увенчание–развенчание” чего-либо или кого-либо, вызывающее смех толпы.

II. Определение метода работы над воспроизведением сцен карнавала.

Опыт режиссёрского комментария карнавальных сцен с точки зрения комического эффекта, попытки инсценирования отдельных моментов карнавала.

III. Воспроизведение карнавальных сцен.