Бурлаки на волге суть картины. Интересное пояснение к картине «Бурлаки на Волге

«Бурлаки на Волге» - одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844-1930). Картина была создана в период 1870-1873 гг. Искусствоведы определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма.

Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивания расшивы с места после подъёма якоря.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!»

Первое впечатление от полотна - группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге - одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.

Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним - и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.

Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся с пониманием, что ему сейчас нужно чуть передохнуть.

Центральный персонаж шагает со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему - главный в ватаге. Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время - осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.

С многочисленной критикой на работу Репина отозвался тогдашний публицист Алексей Суворин. Не смотря на это многие коллеги и люди того времени приняли картину восторженно, например Крамской и Стасов. Тем не менее на всемирной выставке картине была присвоена только бронзовая медаль.Полотно очень понравилось великому князю Владимиру Александровичу, который купил ее за три тысячи рублей.

Основное полотно имеет размеры 131,5 см на 281 см, картина находится в Русском Музее в городе Санкт Петербург, меньшее полотно "Бурлаки,идущие вброд", 1872 размер 62 см на 97 см находится в Третьяковской галерее.

1. Бечевник

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.


3.Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово(не так уж и мало - всю Москву на извозчике,то есть такси). За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.


4.«Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5.Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька.Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6.«Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые.При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других

.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.


9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно,и иногда поднимали вверх ногами, как здесь.


11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12. Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз...» и т. д., пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века. Были и женские артели.

Первая совершенно уже самостоятельная большая картина Репина.
Замысел ее относится, очевидно, к 1868 году, когда был сделан первый акварельный эскиз, от которого художник впоследствии совершенно отошел. Летом 1870 года Репин совершает поездку на Волгу, где живет, наблюдая жизнь бурлаков, рисуя этюды фигур и пейзажа.
В том же году делаются этюды композиции, представляющие два варианта решения, в основном отличающиеся направлением движения бурлацкой ватаги. Репин останавливается на втором из них, в котором движение располагается по несильной диагонали почти параллельно холсту, и его разрабатывает как в отношении самой группы, так и пейзажного фона. По окончательному эскизу маслом (ГТГ) в 1870-1871 годах пишется первый вариант картины. Летом 1872 года Репин вновь едет на Волгу и затем переписывает картину, сохранив ее композицию.

Такой метод многолетней работы над картиной, переписки и доработки уже готового произведения будет характерен в дальнейшем для работы художника над большими композициями.

Много позднее Репин так сам оценивал своего первенца: «Знаете ли, только теперь, рисуя и повторяя эту свою излюбленную тему, я вижу, что она действительно недурна, в ней есть много художественного, а главное, - человеческого» (письмо Стасову).

То, что Репин называл «человеческим», было действительно тем новым, что ставило картину на следующую ступень развития реализма сравнительно с живописью шестидесятников. Их критика действительности здесь освобождалась от просветительского рационализма и нарочитости. Это было уже не олицетворение идеи, а взятая прямо из жизни характерная и типическая сцена, многосторонняя в своем содержании.
Богатство и разнообразие типажа, полная естественности его трактовка давали возможность показать в картине, рисующей жестокую эксплуатацию народа, не только ее жертвы, но и образы людей из народа, полные сил, духовного богатства и красоты. Так зарождалась та многосторонность изображения народной жизни в ее противоречиях, которая полностью развернулась в картине «Крестный ход в Курской губернии». .

Жизненная сцена и человеческие образы передаются во всей естественной полноте и разносторонности, а не только в тех чертах, которые прямо нужны для выражения заданной идеи. Художник идет от замысла, но не подчиняет ему действительность, а, напротив, в ней самой находит решение замысла.

Репинские воспоминания сохранили нам документальное свидетельство его увлечения натурой, страстности ее изучения и воспроизведения. В ней самой ищет он содержания, выступающего как красота пластической выразительности. Он видит ее глазами живописца: «...вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой!... Боже, как дивно повязана у него тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, и, главное: цвет его лица!... Но я иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз. И все больше и больше нравится он мне: я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи. Какая теплота в этом колорите»
(Репин И.Е. Бурлаки на Волге // Репин И.Е. Далекое близкое. - М., 1944. С. 247-248.).

Это художническое восприятие натуры, при котором она вся представляется прекрасной, сказалось в трактовке фигур и пейзажа.

Изображение того и другого было очень смелым для своего времени, поражая живописностью, материальностью, чувственностью восприятия, благодаря которой даже некрасивая натура, вроде лохмотьев бурлаков, приобретала живописную красоту.

Ватага бурлаков в картине расположена по несильной диагонали справа налево, двигаясь из глубины, но так, что фигуры почти все находятся на одном плане, как бы в известной мере барельефом. При таком расположении фигур, в котором сказываются традиции классицизма, академического обучения, хорошо передавалась трудность их движения, тяжесть работы, вместе с тем каждая из них отчетливо «читалась», а все они образовывали некое сложное единство.

Одиннадцать фигур, составляющих бурлацкую ватагу, композиционно объединены в три ясно видимые группы, на которые распадается вся масса фигур. Первая группа состоит из четырех фигур с Каниным во главе, вторая - также из четырех фигур, среди которых выделяется и господствует образ юного бурлака Ларьки, и, наконец, последняя группа из трех, менее значительных и выразительных фигур.

Обращаясь к первой группе, видим, как крепко и мастерски она скомпонована. Она представляет собой компактное единство, однако при большой сложности внешнего контура, которая придает ей жизненность. Характерно размещение голов таким образом, чтобы каждая из них была четко видна на свободном фоне. Изображая фигуры в сильном наклоне, Репин поднимает их головы так, чтобы были видны лица. В этом сказывается интерес художника к передаче психологии, душевного мира бурлаков. «Человечность» трактовки персонажей, гуманизм Репина позволили ему увидеть и показать в порабощенных людях их яркие личности, их человеческое достоинство, их нестертые рабским существованием индивидуальности. Гуманизм и психологизм Репина с особой силой проявляется в образе Канина, этого мудреца и философа, каким он рисовался Репину. Головы бурлаков и портретны и в большой мере обобщены, типизированы. Изображая лица бурлаков первой группы фронтально, Репин лишь крайнего справа (Ильку Моряка) заставляет прямо глядеть на зрителей. Канин же смотрит куда-то вдаль, а взгляд рыжего обращен на Канина. Этим достигается свобода выражения. Главные действующие лица не позируют, а живут своей жизнью. Обращенность их на зрителей сделала бы их резонерами, что в особенности было опасно в положительном образе мудреца Канина.

В воспроизводимых фрагментах отчетливо видна манера живописи молодого Репина: уже довольно широкое письмо, в наложении мазков, однако, целиком подчиненное объемной форме предмета. Наглядно виден и интерес живописца к пестрым лохмотьям одежд.

Группа с Ларькой построена на резких контрастах образов. Юности Ларьки, его нетерпению и раздражению молодости противопоставлены, с одной стороны, изнеможение чахоточного, а с другой - флегматичное спокойствие бывалого старика, умеющего приспосабливаться ко всякой обстановке. Прислонившись на ходу к плечу соседа, он спокойно набивает трубку. Ларька - самый пленительный в своем лиризме и молодом обаянии образ. Репин им очень увлекался, и это сказалось в его поэтической трактовке. Ларька как бы сосредоточивает в себе, персонифицирует идею благородства человеческой личности и всю отвратительность ее подавления в примитивной животной эксплуатации. В умении грубое и обыденное увидеть внутренне облагороженным и потому прекрасным и поэтичным особенно выявляется уже у молодого Репина демократизм его эстетики.

Характерен ритм фигур внутри ватаги в целом. Они постепенно все более сгибаются в каждой следующей группе, что подчеркивает движение всей ватаги вперед. Но для того чтобы избежать монотонности, Репин в каждой из трех групп дает одну высокую и распрямленную фигуру. Таковы высокий бурлак с трубкой в первой группе, Ларька - во второй и бурлак в круглой шапке - в третьей. Эти фигуры вносят перерывы в повторяющийся ритм согнутых спин, образуя своего рода цезуры в общем ритме ватаги. Особенно сильна цезура, образованная откинувшейся назад, в обратном общему движению направлении, фигурой Ларьки, чем усиливается ее центральное положение. Ларька - второй по силе после Канина образ в картине - изобразительно представляет собой центр всей фигурной части композиции. Справа и слева от него располагается равное количество фигур бурлаков. Он выделен и цветом. Его розовое юношеское тело, лохмотья красной спадающей рубахи и портки образуют светлое красочное пятно среди темных фигур бурлаков. В своей колористике фигура Ларьки, более, чем другие, связана с пейзажем, с его желтым песком, игрой света на воде, желтыми тонами баржи и паруса вдали слева.

Помещенная рядом с Ларькой фигура чахоточного своим сильным наклоном связывает вторую группу с первой и вместе с тем освобождает перед лицом Ларьки необходимое пространство. Последняя фигура в третьей группе, изображенная фронтально, с опущенной головой, корреспондирует с крайней фигурой первой группы, как бы замыкая всю массу ватаги. В итоге получается своеобразный ритм волнообразного движения. Этим выявлена его затрудненность: бурлаки с трудом тянут бечеву и передвигаются по зыбкому песку. Ватага изображена одновременно компактно, как единая масса на пейзажном фоне, и вместе с тем дифференцированно, в соответствии с разнообразием составляющих ее типов. Она вся как бы «пульсирует» благодаря контрасту ритмически повторяющихся кривых линий согнутых спин и возвышающихся над ними вертикалей отдельных фигур.

В широком открытом пейзаже картины сказалось то впечатление, которое произвели на Репина волжские просторы и дали. «Что всего поразительнее на Волге - это пространства», - вспоминал Репин впоследствии (Репин И.Е. Далекое близкое. - М., 1944. С. 235.). Художник изображает далеко простирающуюся водную гладь реки с парусной лодкой. Этот открытый пейзаж картины был для своего времени большим достижением по ощущению пространства, по цветности гаммы, основанной на сочетании желтых и голубых цветов, а также по уже относительно свободному письму. В решении пейзажа сказалось плодотворное воздействие на Репина Ф. А. Васильева, с которым художник жил на Волге в свою первую поездку. Этот пейзаж создавал для картины необходимое ей большое и свободное пространство, волжские шири придавали ей эпическое дыхание, подчеркивали внутреннее, психологическое содержание полотна. Недаром у Репина волжские пейзажи вызывали в памяти «Камаринскую» Глинки (Репин И.Е. Далекое близкое. - М., 1944. С. 231.). Если теплые красно-розовые цвета в фигуре Ларьки связываются с теплыми желтыми красками пейзажа, то голубое небо и вода находят отклики в цветах одежд некоторых других бурлаков, например, крайнего слева. Но Репину не удалось полностью связать фигуры с пейзажем, и последний смотрится еще в большой мере как фон, на котором резко выделяется темная группа фигур.

Эта задача связи фигур с пространством, с пейзажем решена была Репиным в другом варианте картины, известном под названием «Бурлаки, идущие вброд».

Федоров-Давыдов А.А. И.Е. Репин. М.: Искусство, 1989. С. 14-16.

Живопись русских художников
Картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге», холст, масло. С 1870 живописец работал над новым произведением, которое охотно показывал друзьям, но пока не решался представить на академической выставке, считая его незаконченным и периодически внося поправки. Из-за этого художник попросил отсрочить пенсионерскую поездку, несмотря на то что его звал с собой Василий Поленов, который в тот же год окончил Академию художеств с большой золотой медалью и собирался за границу. Идея эта возникла у него еще в стенах Академии художеств. Одаренность Репина, серьезность его отношения к жизни были столь велики, что позволили ученику Академии написать картину, которая не только прославила его, но и стала этапным произведением русской школы живописи. В картине «Бурлаки на Волге» Репин обнаружил свою склонность к большим обобщениям, к постановке глубоких жизненных проблем.

Отправившись вместе с художниками Ф. А. Васильевым и Е. К. Макаровым в поездку по Волге летом 1870 года, Репин окунулся в самую гущу народной жизни. Бурлаки перестали для него быть отвлеченным понятием, а стали живыми, близкими людьми, со своим внутренним миром, своими заботами и чаяниями. Сама жизнь вошла в картину художника, наполнив плотью и кровью ту мысль, которая лежала в основе замысла Репина. До конца дней своих он не мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих воспоминаний в книге «Далекое близкое». И прежде всего попа-расстригу Канина. Это тот самый бурлак, которого Репин поставил во главе бурлацкой ватаги, – человек с просветленным, мудрым и кротким лицом. При виде его Репин вспоминал о греческих философах, которых покупали патриции Рима на рынках рабов для воспитания своих детей. А много лет спустя образ Канина опять всплывает в памяти Репина при взгляде на Толстого, идущего за сохой по пашне. Такие сравнения могут зародиться только в уме истинного демократа.

Полотно «Бурлаки на Волге» было представлено на годичной выставке Академии и сразу получило неоднозначную оценку. В зале возле картины каждый день собиралась толпа людей – ее обсуждали, ругали, ею восторгались. Об этой работе молодого Репина с жаром писали газеты, она очень заинтересовала Федора Достоевского и Василия Перова. Однако профессора Академии художеств приняли ее холодно, а ректор Федор Бруни и вовсе заявил, что «Бурлаки на Волге» – «величайшая профанация искусства». Композиция произведения напоминает сюжет «Тройки» Перова. В ней точно так же изображено движение группы людей из глубины холста на зрителя. Но если работа Перова построена исключительно на чувстве сопереживания невыносимому перенапряжению и безнадежности, которые читаются в образах нищих детей, то у Репина все иначе. По песчаной отмели волжского берега на фоне необозримых голубых просторов реки прямо на зрителя медленно и тяжело движется ватага оборванных и изнуренных людей.

Во главе бурлацкой ватаги шествует Канин – невысокого роста, широкоплечий, коренастый богатырь с тряпицей на голове, которая, пряча волосы, открывает высокий лоб человека-мыслителя, много передумавшего и выстрадавшего на своем веку. На лице и в глазах – выражение простодушия, доброты, печали. По правую руку от Канина, добродушно посмеиваясь и ворчливо подбадривая соседей, с огромной медвежьей силой тянет лямку нижегородский боец, богатырь-коренник; по левую руку – в исступлении наваливается на лямку всей тяжестью своего тела Илька-моряк, ожесточенно и иронически смотрящий исподлобья в упор на зрителя. Следом за ними, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе.

Несколько отступя от него еле бредет истощенный и больной старик, жестом мучительного отчаяния стирающий рукавом пот со лба. В порыве боли, обиды и возмущения на короткий миг распрямляется молоденький паренек Ларька, пытаясь поправить лямку, к которой он никак не может приноровиться. Сзади него опытный спокойный старик-бурлак на ходу, не ослабляя лямки, достает кисет с табаком и деловито набивает им трубку. За стариком как-то егозливо и неуверенно, мелкими шажками идет солдат в сапогах и картузе. А рядом «грек», который гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор. Шествие замыкает понуро и удрученно плетущийся бурлак, с трудом передвигающий непослушные ноги.

В картине нет интонации обличения, но есть некая философская просветленность. Поэтому, видимо, даже аристократическая часть общества восприняла полотно благосклонно. Некоторое время картина украшала бильярдную великого князя Владимира Александровича, а затем её отправили на Всемирную выставку в Вену.

Знаменитая картина Илья Ефимович Репин Бурлаки на Волге, художник написал ее в течении 1870-1873 г. К написанию картины Бурлаки на Волге Илью Ефимовича сподвигла его поездка на этюды по Неве, в окрестностях Усть-Ижоры еще в 1869 году.

Насладившись красотами природы, художника очень тронула жизнь простых людей, бурлаков тянущих тяжелую барку. Усталые, грязные в оборванных одеждах бурлаки очень контрастировали перед богатой и пышно разодетой публикой стоящей обычно не подалеку на берегу. Вся эта сцена очень поразила живописца, вызывая в душе сочувствие и жалость к этим людям. А почему бы не воплотить этот сюжет на холсте,

подумал Илья Ефимович, заранее осознавая, что критиков у этой картины будет множество, тем более, что замысел картины, мог вызвать у зрителя сочувствие и жалость к этим обездоленным людям. Так оно и вышло, создав первый эскиз бурлаков написанный акварелью по задуманному плану, тянущие лямку изможденные и грязные бурлаки, супротив с веселящимися хорошо разодетой богатой публикой.

Такой сюжет сразу был раскритикован Федором Васильевым, как искусственно подделанная и бессмысленная работа. Конечно Репин осознавал композиция картины шла вразрез с мировоззрением, как в академических и в светских кругах.

Поэтому в дальнейшем Репин отказался от прямого обличительства сделав упор именно на бурлаков, стараясь показать непростую жизнь этих людей в своей будущей картине Бурлаки на Волге, показав тем самым характеры этих людей и не более.

В то же время в академии художеств у Репина были некоторые проблемы, не желая сдавать не интересные по его мнению экзамены по общеобразовательным предметам, художник решился подать заявление об увольнении, в котором ему было вежливо отказано. Видно в академии понимали уволив такого мастера, могло повлечь много неприятностей для самой академии.

В эти времена как раз набирало силу новое движение товарищество передвижников их идеология шла вразрез с академическими устоями. Вместо увольнения Репину предложили по стажироваться за границей, оплатив ему также турне по Волге от города Тверь до Саратова. Во время путешествия по Волге вместе со своими коллегами в числе которых был и Федор Васильев.

В 1870 году в селе Ширяево, что в полтора десятка километров от Самары, он создает небольшой карандашный эскиз, с помощью которого Репин пишет маслом также первую версию картины, небольшого размера около 23 на 50 см Первая экспозиция картины Репина с бурлаками была продемонстрирована в Санкт Петербурге, которая была награждена призом.

Во время работы с картиной Художник часто перерабатывал сюжет возвращаясь к эскизам, находясь среди бурлаков Репин, близко знакомится с ними. Один из героев картины Канин - бывший священник, яркая личность, человек с непростой судьбой.

В картине Бурлаки на волге, перед зрителем раскрывается бесконечно широкая река Волга, по которой плавают купеческие суда, на переднем плане извилистый песчаный берег, по которому артель бурлаков тянут за лямки купеческое судно, купчишка на судне пристально поглядывает за работой бурлаков. Наш главный герой картины бурлак Канин как вожак стаи ведет всю артель неудержимо вперед.

Среди персонажей картины заметно выделяется характер молодого паренька, его зовут Ларька. Он значительно отличается от своих прожженных духом старших товарищей, своим по юношески нетерпеливым характером и не опытностью, супротив выносливого, мудрого Канина и кудрявого бородача, который справа от Канина терпеливо тянущие свои лямки. Измученный от невыносимой работы старик, что рядом с Ларькой еле плетет ноги.

В ватаге бурлаков Репин собрал характеры разных типов людей, разделяя их на разные группы характеров от самых сильных духом и мудрых по возрасту до измождённых и слабых, которые похоже не совсем способны исполнять такую тяжелую работу, в этом конечно и состоит весь колорит и контраст характеров бурлаков, например, Илька матрос с заметно озлобленным видом смотрящий на прямо зрителя, очень усердно тянет лямку, характер Ильки не простой он сможет громко матернуться ненавидя вся и все в окружающей его жизни.

В след за Каниным заметно выделяется в полсилы тянущий свою лямку высокий мужик с курительной трубкой и вытирающий пот со лба измождённый от работы старичок. Из всей ватаги бурлаков значительно отличаются первые три персонажа на которых висит самая значительная тяговая сила относительно других нехотя тянущих свои лямки. В образах бурлаков Репин старался показать разные характеры людей в которых есть и покорность своей не простой судьбе, жизненный протест, озлобленность и простодушие простых людей с непростой судьбой.

После многих эскизов и этюдов картина Бурлаки на Волге была наконец завершена Репиным в 1873 году, и была выставлена на выставке произведений живописи, со следующей отправкой работ для экспозиции на всемирную выставку в Вену. Как и ожидалось у картины было много поклонников и тех кому работа не понравилась, были те кто очень жестко критиковали мастера, среди них был ярый академист Федор Бруни, он отрицательно откликнулся о картине, как о великой профанации в изобразительном искусстве.

С многочисленной критикой на работу Репина отозвался тогдашний публицист Алексей Суворин. Не смотря на это многие коллеги и прогрессивно настроенные люди того времени приняли картину восторженно, например Крамской и Стасов. Как о полном подлинном и правдивом произведении, положительно отозвался писатель Федор Достоевский. Тем не менее на всемирной выставке картине была присвоена бронзовая медаль, полотно очень понравилось великому князю Владимиру Александровичу, который купил ее за три тысячи рублей.

Основное полотно имеет размеры 131,5 см на 281 см, картина находится в Русском Музее в городе Санкт Петербург, меньшее полотно Бурлаки идущие вброд, 1872 размер 62 см на 97 см находится в Третьяковской галерее

Сюжет

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса - буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос». За ними - остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.


Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.

Контекст

«Бурлаки на Волге» - ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно - благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.

«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».

Во время той поездки Репин сделал эскиз картины, сюжет которой строился на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Фёдор Васильев, назвав ее искусственной и рассудочной. Он-то и посоветовал Репину отправиться на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог с деньгами - сам живописец был крайне стеснен в средствах.

Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное - цвет его лица!» Так Репин описывал Канина - бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.


Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты - не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.

Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».

После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие - с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», - говорил один из министров.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.