Всевидящее око богородицы. Икона Всевидящее око Божие — значение, в чем помогает, история. Икона «Всевидящее око»: где разместить в доме

Особое внимание верующих сегодня привлекают необычные разновидности церковного искусства. Достаточно редкой, уникальной по композиции является икона «Всевидящее око», которую можно приобрести как у коллекционеров, так и в интернет-магазинах. Каков смысл данного образа, о чем можно перед ним молиться?


Значение и смысл иконы Всевидящее око

Впервые глядя на данное изображение, можно даже не понять, что это - икона. «Всевидящее око Божие» - образ Господа, как видно из названия. Чтобы в него вникнуть, необходимо иметь хотя бы приблизительное представление о творении мироздания согласно идее креационизма. Об этом написано в книге Бытия, если коротко - христиане придерживаются мнения, что все на свете, включая Вселенную, является результатом личного творения Бога.

Живописный язык в данном случае глубоко символичен. Сама идея взята из Псалма Давида (32, стих 18). Считается, что здесь речь идет о конкретном лице Святой Троицы - Иисусе Христе. Первые изображения такого типа относятся к концу 18 - началу 19 в.

  • Хочется исправить ошибочное мнение - это не масонский символ. Глаз в треугольнике имеет гораздо более древнее происхождение. Действительно, многие оккультные и прочие группировки используют христианские символы. Поэтому нужно быть осторожней в вопросах веры, твердо придерживаться православных традиций.
  • Ни в коем случае нельзя попадаться на уловки «магов», которые заманивают доверчивых людей при помощи церковной атрибутики. Они используют свечи, образа, символику и даже молитвы. Но обращаться к оккультным течениям, колдунам - очень большой грех. Последствия от него могут быть намного серьезней той проблемы, которую человек пытается решить.

На иконе «Всевидящее око» каждый символ имеет глубокое богословское значение. Глаз символизирует одно из качеств Бога - всеведение. Не надо думать, что Господь днем и ночью «следит» за человеком. Он просто знает, ведает все, что происходит в каждый момент времени в каждой точке Вселенной. Также не стоит воспринимать эту композицию как часть «портрета» Бога и думать, что у Него - две пары глаз. Большинство изображений - просто символы. Никому из смертных лицезреть Бога не дано.

Основой изображения является круг - он повторяется несколько раз. Круг - символ бесконечности, совершенности, самодостаточности Бога. В центре изображается Христос Эммануил. От центрального круга расходятся лучи, по количеству евангелистов. На их концах также изображаются окружности, в которые заключены различные символы.

Между вторым и первым кругом - две пары глаз, нос и губы. Между крайними окружностями - херувимы. Сами окружности имеют различные надписи. Сбоку могут изображаться святые.

  • Господь Саваоф - Творец вселенной. Изображается в виде Старца. Вероятно, именно эта часть композиции смущает часть духовенства, поскольку изображать первое Лицо Троицы в православии запрещено.
  • Эммануил - Христос в возрасте подростка. Имеет зрелое выражением лица, чтобы подчеркнуть изначальное божественное происхождение Иисуса. Правая рука в благословляющем жесте. Над головой крестообразный нимб.
  • Богородица - женщина, ставшая связью между божественной и человеческой природой Христа. Некоторые ошибочно принимают Всевидящее Око за икону Богородицы.
  • Иисус Христос - Спаситель людей и Царь мира, Судья - ему вверено вершить людские судьбы.
  • Глаза - символ Всевидящего Ока, напоминание о том, что Бог все видит и Сам творит суд.


Особенности святого образа

Важную роль в иконе занимает изображение Книги - Священного Писания, как проводника воли Божией в человеческом мире. Также написаны фигуры четырех авторов Евангелия, которое возвещает миру Благую весть. Через него более полно открывается и тайна Святой Троицы.

  • Евангелист Матфей - в виде коленопреклоненного ангела.
  • Евангелист Марк - в виде существа с четырьмя крылами.
  • Евангелист Иоанн - лев с крыльями, держащий Книгу.
  • Евангелист Лука - в виде крылатого тельца, также с Книгой.

Также есть и другие символы, которые могут отсутствовать в некоторых вариантах изображения. Образ может показаться загадочным, но упорному исследователю он будет постепенно показывать сокрытые в нем Истины. Внимание наблюдателя поначалу приковано к изображению глаз. Вся композиция вряд ли сразу сможет уложиться в голове неподготовленного зрителя, над ней следует поразмышлять.

Каждый круг имеет собственный цвет. Это придает всей иконе перспективу, наблюдатель как будто смотрит на свод высокого здания, а может и в окно, через которое видно Небеса. Образ призван успокаивать молящегося, который понимает, что Бог постоянно рядом с ним, и одиночество - это миф. В любой нужде человек может довериться Богу, переложить на Него свои заботы, единственное, мешает этому лишь закрытость души и разума.


Чем помогает икона Всевидящего Ока Божьего

От чего может защитить икона, где изображено Всевидящее око Господа? Особых рекомендаций нет - человек не может ограничивать Самого Творца. Он всесилен - способен избавить человека от любых неудач, подарить здоровье, бодрость и духовную радость. Библейский царь Давид был простым пастухом, пока Господь не возвысил его над всеми. Не стоит опасаться, перед этим образом можно молиться о любой проблеме.

Есть мнение, что образ покровительствует служителям закона. Но Господь дарит Свою защиту всем, независимо от места работы, возраста, пола или национальности. Также Он видит не только внешнюю сторону жизни, поступки и дела, но знает все, что творится в сердце человека, даже мысль не укроется, по словам святых отцов. Напоминая об этом, икона способна удерживать человека от греха. Надо следить даже за мыслями, ведь любой грех сначала начинается как помысел, который подбрасывает бес.

Грешнику икона «Всевидящее око» помогает утвердиться в вере, родителям - в воспитании детей. Перед любым ответственным решением, началом важного дела следует помолиться и провести время в размышлениях. Не стоит слишком много говорить на молитве, желательно подойти к самой сути - какие именно события человек видит желанными и почему? Не хочется ли переделать близких или окружающий мир «под себя»?

Господь - не волшебная палочка, не надо относиться и к иконам, как к инструменту, с помощью которого исполняются желания. Прежде всего Господь желает покаяния человека, ждет изменений в сердце. Только тогда личность находит Бога, когда начинает искать Его. Насильно Творец никого не заставляет поступать правильно, потому что такая свобода ничего не стоит. Если же покаяния нет, надо о нем просить, читать Евангелие, стараться понять, что нужно делать, чтобы стать лучше.

Если же молитвы полны упреков и требований, они останутся без ответа. Не потому, что Господь «не хочет» отвечать, а потому, что Он не может идти против законов мироздания, которые Сам создал. Заповеди - это не какие-то ограничители свободы, а предупреждающие знаки на пути к пропасти. Как в мире видимом правят законы физики, так они - в духовном.

Расположение икон

Изначально композиция «Всевидящее Око» не являлась иконой, а находилась на стенах, куполах храмов, в качестве росписи. Только со временем ее стали изображать на досках, ставить в домах. В храмах, построенных в 18-19 вв. такие росписи сохранились до сих пор, многих они удивляют необычным видом, поскольку в современных церквях их не встретишь.

Сегодня старинные редкие иконы можно приобрести у частных лиц, но и современные иконописцы используют этот сюжет. Некоторые священники считают его неканоническим, поэтому икону «Всевидящего ока» довольно редко можно увидеть в храмах. Но приобрести в магазине ее не возбраняется.

По поводу каноничности изображения ведутся споры, тут надо принять обдуманное решение. Не повлияет ли образ на духовное состояние, не поселит ли сомнение? Если ответ положительный, стоит воздержаться. Но если покупка сделана, куда вешать икону «Всевидящее око»? К ней применимы те же рекомендации, что и к другим образам.

Раньше каждый дом изначально имел специальный «красный угол». Он был с восточной стороны, по обеим сторонам прорубались окна, чтобы святое место хорошо освещалось. Сегодня это правило для большинства людей невыполнимо, но это не значит, что надо отказаться от святынь. Если есть возможность - расположить их вдоль восточной стены. Если нет - это не критично.

Повесить образа надо подальше от телевизора, книжных полок. Хотя вместо специально полки можно использовать книжную, но кроме икон туда ставить ничего нельзя. Поблизости не должно быть ярких отвлекающих предметов, картин, тем более разжигающих какие-либо страсти. К украшениям тоже предъявляются определенные требования - это могут быть только живые цветы или ветки вербы. Если хозяйка дома занимается рукоделием, она может вышить специальное полотенце.

На открытую полку можно ставить лампаду, возжигать ее во время молитвы, по воскресеньям. Центральное место в иконостасе должны занимать образы Спасителя (Христос Вседержитель) и Богородицы (на выбор). Они должны быть и самыми большими по размеру. По бокам уже можно разместить остальные иконы, которые выберут хозяева. Это образы святых, церковных праздников, Ангелов. Иконостас должен быть расположен таким образом, чтобы ничто не отвлекало от молитвы.

По причине неоднозначного отношения к образу, специальной молитвы иконе «Всевидящее око» не написано. Однако, если возникает желание обратиться к Творцу, можно прочитать одну из молитв Господу - «Отче наш», покаянный канон, акафист Иисусу Сладчайшему. Подойдут хвалебные и покаянные псалмы. В сугубой молитве можно попросить о том, чтобы Господь открыл очи духовные, помог в усвоении Писания, постижении его смысла.

Недопустимо использование любых икон в магических ритуалах! Духовный мир сложен и даже опасен для тех, кто ступает туда неподготовленным. Многие «подвижники» жалели о своих необдуманных шагах. Лучше придерживаться традиционных молитв, посещать храм, ходить на исповедь - тогда никакой духовный враг не будет страшен. Благослови вас Господь!

Молитвы перед иконой «Всевидящее око»

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Молитва Иисусу Христу

«Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Икона «Всевидящее Око» является редкой и необычной. На ней изображена композиция, которая дает символическое представление о христианском мироздании. Выделяется этот образ сложным иконографическим типом, поскольку в композиции есть много символов, причем у каждого есть свое определенное значение. Используется божия икона «Всевидящее Око» в белой , поскольку она обладает огромной силой. Этот образ не является популярным и не многие церкви имеют его в своей коллекции.

В чем помогает икона «Всевидящее Око»?

Значение образа во многом зависит от деталей изображения, поэтому остановимся на этом подробнее. В центре композиции находится Иисус Христос, который руками показывает благословляющий жест. Он заключен в круг, от которого в разные стороны отходят лучи, символизирующие собой благодатный свет. Затем идет следующий круг, который заключает в себе лица людей. Этот символ предназначен для того, чтобы рассказать об отношениях, которые соединяют мир людей и Высшие силы. В третьем круге находится Дева Мария, которая поднимает руки вверх для молитвы. Она является основной заступницей людей перед Богом. Самый главный в иконе «Всевидящее око» четвертый круг, который имеет особое значение, ведь венчает его Бог, посылающий благословение на всех людей. Еще один элемент, который стоит отметить – звездное небо, символизирующее собой Царство Небесное.

Что интересно, нет конкретных молитв, которые принято возносить перед иконой «Всевидящее око», а также нет ограничений в прошениях, поскольку Бог является всемогущим и любые искренние слова будут им услышаны и поняты. Перед этим образом человек может просить о помощи в разных сферах. Люди по всему миру просят о здоровье, богатстве, любви и т.д. Самое главное – искренне обращаться к Богу, усердно читая молитвы. Многие интересуются, от чего защищает икона «Всевидящее око» и можно ли хранить ее дома.

Ритуал с использованием иконы «Всевидящее око»

Как уже было сказано, этот образ можно использовать в магических ритуалах. В древности люди с его помощью создавали лампадку жизни. Она позволяла узнать, что происходит с человеком, который находится в пути или далеко. Чтобы ее сделать, необходимо взять Богоявленскую воду и капнуть в нее кровь близкого человека, которую нужно взять из пальца левой руки. Сосуд с жидкостью должен быть прозрачным и плотно закрытым. Над ним необходимо прочитать молитву к Богу. Сосуд поместите за иконой «Всевидящее око». Через какое-то время можно смотреть на состояние воды, чтобы узнать, что происходит с уехавшим человеком. Если все хорошо, то жидкость светлая, а если нет, то темная.

Икона имеет символическое значение; а слова:" Аз сплю, а сердце мое бдит", - из Песни Песней Библейского царя Соломона (Песнь песней: 5, 2) означают не только Всевидящее и, поэтому Недремлющее Око Божие, но и указывают на будущее воскресение Христа из мертвых, когда смертный сон не смог сковать Вечной Жизни. Хотя Христос и возлежал во гробе и был погребён, но восстал из мертвых в третий день. И как Бог не мог умереть, но сошел в ад своей бессмертной душой, даруя свет и освобождение узникам смерти, и по Божеству Его очи никогда не смыкались в смертном сне. Поэтому иконография и названа именно так: "Недреманное око". По гречески иконография называется иначе "Анапесон" или возлежащий, что также иносказательно говорит о воскресении Христа; Лев от Иуды царственно возлежащий, будто спящий... Если мы вспомним пророчество Иакова, которое он преподал сыновьям своим: "Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица; кто поднимет его? ...моет в вине одежду свою и в крови гроздов (виноградной лозы - мое примечание) одеяние свое." (Быт.;9,10-11). Символически лев - царь зверей, что указывает на Царское происхождение Христа от рода Давидова, возлежание льва - сон смерти Христа, омытие одежды в вине как в крови - смерть и страдание и принесение Себя в Жертву за грехи мира, как это произошло на Голгофе; а также этот прообраз скрывает еще и Евхаристический смысл, как и всегда, когда сравнивается вино и кровь в Священном Писании. "Кто поднимет его?" - никто из людей, что подразумевает Божественное достоинство Христа. Поэтому иконы "Христос Анапесон" или "Недреманое око" символически или в прикровенных образах относят нас к смерти и воскресению Христа, и тем свидетельствуют о Его Божественной любви к Церкви верных, об ответной любви Церкви к Своему Жениху. "Аз сплю, но сердце мое (любовь Моя к вам) бдит", - то есть никогда не прекращается.

Происхождение иконографии.

Византийские иконы Богородицы, держащей на руках возлежащего Богомладенца Христа, надписывались "Анапесон", а именно "возлежащий", само название пророчески отображает смерть и оплакивание Христа, тридневное возлежание Его пречистой плоти в гробе. Воспоминая молитву Евхаристии: "Ты Еси приносяй и Ты приносимый", - Распостертый на руках Своей Пресвятой Матери, умерший и воскресший, ставший Небесным Хлебом, питающим верных в жизнь вечную. Поэтому, Богоматерь есть таинственная Божественная Трапеза, Святой Евхаристический Престол, на котором приносятся и освящаются Святые Дары Тела и Крови Христовой. Поверх мафория Богородицы изображен алый плат, указывающий на эту аналогию или сверхъестественную реальность. Алый плат или покров Евхаристического Престола, где совершается Таинство Таинств, иногда изображается поверх мафория Богородицы и часто расшит золотом или еще золотой каймой с драгоценными камнями и жемчугом.

Византийская иконография "Анапесон" знала не только Богородичные иконы, иногда изображался и Сам Богомладенец, возлежащий на алом ложе. Алый цвет означает также Воскресение. Такие изображения встречаются часто в храмовых росписях, это мозаики и фрески.

Иногда, возлежащему Христу молитвено предстоит Богородица, а с другой стороны Ангел с рипидой или опахалом, благоговейно оберегающий сон Христа, овевающий и так утешающий Божественную скорбь.
Надпись, - "...уснув яко лев", - относит нас к пророчеству патриарха Иакова.

Представлены и более сложные композиции. Возлежащего на ложе Богомладенца обнимает Пречистая Матерь Богородица и утешает. Слева предстоят ангелы с рипидой и орудиями страстей, а справа патриарх Иаков с развернутым свитком своего пророчества.

Византийская миниатюра сохранившаяся на Афоне. Богомладенец Христос изображен как отрок и как Жених Церкви в светлых ризах; Христос и Мария Богородица обое возлежат на зеленой траве, усеянной цветами, что символически указывает на Рай. Христос полон скорби, Он обращает Свой взор к Матери, Которая Его обнимает.

Уже на древнерусских иконах тема Рая доминирует, изображается и Древо Жизни, и алые райские птицы и свиток неба вверху иконы со звездами. Всё говорит о Райском саде в светлом Пренебесном Божием Жилище.
Псковская икона XVI в.

Между Христом и Богородицей осуществляется диалог, который записан на развернутых в Их руках свитках. Ангелы окружают Божественное ложе со свечой и орудиями страстей или с рипидой и Крестом. Скорее всего один из них Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, на это указывает и его больший по сравнению с другим ангелом размер.
Москва. середина XVI в.

Все древнерусские иконы написаны на белом, символически БЕЛЫЙ ЦВЕТ меет то же самое значение, что и первозданный свет, это также и Свет Жизни, и Божественное нетварное сияние, и Небесное Жилище, и Рай духовной сладости, грядущая Слава Будущего века, Пасха, Воскресение и бессмертие.
С грустью, любовью и надеждой молитвенно обращается ко Христу Богородица. Утешая Свою Матерь, Сын Божий отвечает Ей на Её просьбу словами Соломона: " Аз сплю, но сердце Мое бдит." (Песнь песней: 5, 2) Эти слова можно перевести так: хотя Мне должно умереть как человеку, чтобы искупить и спасти грешный род Адама, но как Бог Я всегда жив, поэтому - "воскресну и вознесу со славою, яко Бог, верою и любовию Тя Величающих". Величающих Тебя, Мою Матерь, как Богородицу.
Поэтому известно, что в древнерусской иконописи с XVI века данная иконография получает название "Недреманое Око".


Иконография Недреманное Око служит также зримым изображением службы повечения Великой Пятницы, когда в Церкви читается канон Св. Симеона Метафраста, в котором описан Плачь Богородицы.

Богородичные образы, относящиеся к иконографии Анапесон.


Серия сообщений "

Не очень традиционные по стилю и композиции иконы, являющиеся результатом народной религиозной рефлексии, сегодня очень интересуют как коллекционеров антикварной религиозной живописи, так и музеи, которые используют их в качестве экспонатов постоянных и непостоянных экспозиций. Такие иконы становятся темами научных работ и популярными в обсуждениях на различных форумах и конференциях. Один из подобных образов (а именно икона «Всевидящее око») станет темой и для данной статьи.

Происхождение иконы

Означенный образ является удивительным примером того, как народное творчество в сфере религии стало примером столь серьезного обсуждения и востребованного в культе продукта. Икона «Всевидящее око» появилась впервые во Владимирских землях из под кисти местных мастеров. Соответственно, первые и наиболее ранние образцы выдержаны в традициях Владимирского иконописания. Это действительно очень простая и в то же время красивая композиция. Сложность ее заключается в символизме, который она несет, так как, во-первых, он несколько расходится с концепцией канонической иконографии в области, касающейся способа подачи символических ключей. А во-вторых, будучи относительно новоделом (впервые образ появился около трехсот лет тому назад, то есть во времена заката традиций русской иконописи), икона «Всевидящее око» заключает в себе концептуальный смысл автора, который со стороны может быть проинтерпретирован неоднозначно.

Традиции исполнения

Традиционный образ, о котором мы говорим, исполнен в традиционных для Владимирской школы охряных тонах. Необычна композиция иконы, которая свидетельствует о стремлении автора передать через внешнюю простоту всю мощь и глубину образа.

Икона «Всевидящее око» является одной из самых таинственных, полных загадок образов. На этой почве, как и следует ожидать, рождается множество домыслов и разного рода предположений, от вполне себе убедительных версий до фантасмагорических гипотез, могущих посоперничать по своей остроте с лучшими образчиками конспирологических теорий. Однако образ действительно приковывает к себе внимание и заставляет погрузиться в него, сконцентрировавшись на сокрытых смыслах. Его мистичность и загадочность обеспечили ему популярность среди верующих даже вопреки неприятию со стороны значительной части духовенства.

Описание иконы

Основное изображение состоит из кругов, вписанных друг в друга в соответствии с особой схемой. Центральное место отводится сфере, в пространстве которой изображены четыре глаза, нос и рот. Из антропоморфных фигур на иконе присутствуют сразу как минимум три - Спаситель в традициях Спаса Эммануила, Богоматерь - нечто среднее между изображением Оранты и Покровы, а также фигура Бога-Отца, Господа Саваофа, которого, к слову сказать, вообще-то изображать нельзя. Все они расположены в различных круга, так что Икона «Всевидящее око», значение которой в общем и целом сводится к понятию всеведения, всезнания и предвидения Бога, приобретает своеобразный объем и определенные богословские акценты.

Почитатели образа настаивают на том, что при долгом его созерцании возникает эффект купольности, изменяющий в некоторой степени сознание и приоткрывающий перед молящимся дверь в духовный мир. Кроме того, если всматриваться со спокойным умом в икону при ровном освещении, то вскоре возникнет эффект вращение сфер. Икона «Всевидящее око» значение свое приобретает также благодаря общей согласованности всех ее элементов - их колористической и композиционной гармонии. Смотрящему на нее человеку она внушает, что Бог постоянно видит каждого человека насквозь, знает все его мысли, чувства, слова и поступки, как добрые, так и дурные. Четыре никогда не усыпающих глаза как бы символизируют это постоянное молчаливое наблюдение, побуждают верующего к практике непрестанного хождения в Божьем присутствии.

История образа

Если более подробно углубиться в историю образа, то можно узнать, что он появился впервые в XVIII веке, как считается, под влиянием западного искусства. Первоначально он, если не лгут исторические свидетельства, наносился под куполом храма. Собственно, композиция, которую мы видим на иконе, представляет собой репрезентацию архитектуры крестово-купольного храма с точки зрения наблюдения ее из нижнего центра под куполом так, как если бы взгляд был направлен вверх. Чуть позже распространившиеся образцы икон стали так популярны, что икона «Всевидящее око» Божие в доме стало вполне привычным делом.

Современное распространение

Когда-то будучи популярным, сегодня данный тип иконографии представляет собой крайнюю редкость. Такие иконы чрезвычайно трудно отыскать в храмах и даже купить в церковной лавке. Эта ситуация усугубляется тем, что многие священнослужители считают этот образ не вполне каноническим и предостерегают свою паству от увлечения им.

Икона «Всевидящее око»: где вешать в доме

Тем не менее в эпоху стремительного технического прогресса и вседоступности интернета нет ничего невозможного. Купить такую икону легко можно в интернете. Она может быть относительно дешевой, отпечатанной на бумаге, либо же дорогой, написанной настоящим мастером иконописного дела. Есть, однако, один вопрос, волнующий тех, у кого уже есть икона «Всевидящее око».

Где вешать этот образ? Потому что не все почему-то могут поставить его в один ряд с привычными иконами, то ли в силу его необычности, то ли в силу какого-то особенного ожидания. Ответ будет самый простой - стоит повесить эту икону там, где она будет видна вам и таким образом сможет оказывать должный эффект - напоминать о всеприсутствии Бога и его всезнании. Если вы собираетесь созерцать ее в течение длительных периодов времени, то лучше расположить образ так, чтобы вам самим было удобно работать с ним.

События из истории иконы

Это одна из самых редких икон, но имеет только местночтимое значение, а жаль, ибо аллегория, заключенная в этой красивой композиции, глубока и многосимволична. Икона пришла в Россию из Святого Афона, где была создана приблизительно на рубеже XIII – XIV веков греческим иконописцем Мануилом Панселином, работавшим в македонской школе, кисти которого принадлежат росписи таких Свято-Афонских монастырей, как Ватопед, Успенский собор в Протата в Карее (там же, на Афоне). Также некоторые западные исследователи предполагают, что Мануил Панселин выполнил фрески в главных церквах монастырей Пантократор и Великая лавра. Ему же принадлежат иконы и многие иные древние иконописные шедевры в монастырях Святого Афона.

В России в городе Рыбинске есть монастырская икона недалеко от вокзала г. Рыбинска, известная чудотворной силой. Сведения, как добраться до места, где она находится, см. в разделе «В каких храмах есть икона». В рыбинскую часовню ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина. Только вот название этой иконы – «Спас Недремлющее око». Тут начинается некоторая путаница, которая возникает, например, при указании изобразительной разницы между иконами Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец». Они различаются в деталях, но типология и значение их практически едины.

Есть в Угличе в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря икона «Спас Недремлющее око», которую в 1848 году оставила в дар жительница города А.В. Лебедева, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной. Список иконы хранится там поныне.

Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в часовне, устроенной под соборной монастырской церковью. Она пожертвована в 1848 году.

Значение иконы

«Спас Недреманное око», по-гречески «Христос-Анапесон» – иконографический тип, который имеет немного канонических версий. Сюжет иконы «Недреманное око» основан на предании о земной жизни Богоматери. На пути из Иерусалима в Назарет (по другим предположениям – по пути в Египет, но тогда Христос совсем еще дитя) уставший от дороги Христос-Отрок прилег отдохнуть, а Богоматерь оберегала Его сон. Во время отдыха ангелы возвестили Ей о будущем крестном страдании Первенца Ее, отчего так скорбно Ее лицо и нежно-печально склонен к ложу Сына стройный стан. Параллельный отдыху – упокоению – символ на образе, где вместо престола, ложа, на котором отдыхает Христос, изображен пологий крест, и на иконе – надпись «Господь Вседержитель Недреманное око, вознесен бе на кресте».

В поздних списках, один из которых иконописец Юрий Кузнецов взял за основу списка в стиле кузнецовского письма, на иконе изображены два ангела. Тот, что парит над ним, держит в руках рипиду 1 . Эта древняя церковная утварь участвует в литургии, когда происходит освящение даров перед причастием: хлеба и вина – тела и крови Христовой, ими осеняют дискос, на котором лежат хлебы-просфоры, символ тела Его, и потир – чаша с вином, символом крови Его. В целом – жертвой бескровной. Здесь, на иконе, рипида колышется в небесах над юным Христом, который еще не вышел на путь проповеди; но это – провозвестие о Нем, как об агнце на заклании, о чем упоминали ветхозаветные пророки.

В Его ногах стоит ангел с крестом, копием и тростью с губкой: крест – символ Древа, на котором Он будет распят, копие – пронзит Его грудь, губка на трости – Его напоследок по Его просьбе напоят уксусом: «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Инн. 19; 28–30).

А пока Он – только усталый мальчик, который спит и не спит, как юный лев, Мать Которого уже все знает о будущем Сына и каждый раз, глядя на него в следовании за Ним по Его пути, помнит заранее и о Его крестных муках, и Его Воскресении. Но, несмотря на знание о Воскресении, о великом качестве события, которое перевернет все духовное бытие человечества, открывая всем, кто последует за Сыном Человеческим, путь к Бессмертию, Ее материнское сердце страдает, ибо часы Его мук – это муки Ее Божественного Первенца, Ее РЕБЕНКА. Только Ей, Богородице, ведомы и вся горечь, и все потрясение от утраты единственного Дитя, и радость Его Пасхального Воскресения. Не потому ли, когда мы произносим слова: «Богородице, Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою…», то ком становится в горле, поскольку мы вкладываем в слова этой прекраснейшей и нежнейшей из богородичных молитв смысл великого со-чувствия избавлению от Материнских мук о Сыне и вечной радости пребывания с Ним рядом, а что может быть прекраснее священной участи матери, чем существование рядом со своим возлюбленным чадом…

Знает все это и Отрок-Христос, и подвиг Его, при внимательном, горячем, сердечном рассмотрении этой иконы, становится еще величественней, выше, и, если хотите, трогательней для души, еще более возвеличивая суть и смысл того, во что верят христиане.

Вот неслышимый диалог между Матерью и Сыном, который предполагают богословы и который вполне реален и логичен: «Господь Всемогущий, Сын мой и Бог мой, прислушайся и выслушай молитву Твоей Матери, которая просит Твою святость». Сын же отвечает: «Почему, дорогая мать, ты боишься, видя, что я упокоился на брачной постели, распят и уложен во гроб? Я воскресну во славе и покараю силы ада».

Теперь, зная чуть больше об иконе «Спас Недреманное око» и глядя на нее, созданную в кузнецовском письме, в его радостных, сияющих тонах, не подумается ли, что, конечно, можно и нужно приехать на поклонение в места, где находится этот редкий, осененный временем и многими молитвами – диалогами с Господом и Матерью Божией – список. Но чтобы видеть этот священный, удивительный по своей многозначности образ ежедневно – не включить ли его в череду своих домашних икон?

Посмотрите на эту икону еще раз, заново, после того, что прочли о ней, о ее значении. Порадуйтесь тому, что при желании, если она будет у Вас дома, Вы сможете подойти к ней каждый день, если того потребует душа, тоскующая по Любви, взыскующая Веры, стремящаяся не утратить Надежды. Мы все, уверовавшие в Него, вечно теперь стоим перед Его Недреманным оком, которое защитит и направит нас всегда, а Богоматерь – отныне и вовеки будет нашей перед Ним Ходатаицей и Заступницей.

___________________________
1 Рипи́да (с греч. – опахало, веер) – в Православной Церкви богослужебная утварь в виде металлического либо деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти.