Таинство соборования. Таинство елеосвящения (соборование)

Великим постом во многих храмах, и в нашем в том числе, совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях?

– Что такое Соборование?

– Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, - это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов - ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех - болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру - по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь - символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином - то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником - с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

- В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) - ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего - на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

- А как нужно готовиться к Соборованию?

Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

Означают ли слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», - что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

– Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, - тут нет никаких указаний церковного устава.

– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазание совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии (к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.

Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития - часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

На вопросы отвечал протоиерей Максим Козлов

По материалам Татьянин День

Церковь уже не играет в жизни современных людей настолько значимую роль, как это было еще во времена наших дедов и прадедов. И все же даже мы, дети нового времени и члены современного общества, несмотря на всю свою ежедневную занятость и типичный скепсис в отношении к духовному, знаем, что то место – твердыня стабильных, вечных ценностей. Причем место в данном случае – понятие не столь географическое, сколь символическое, а потому может присутствовать как на карте города, так и в душе. А в душе практически каждый из нас все равно понимает, насколько важны церковные традиции. И отдает себе отчет в том, что их возникновение и сохранение не просто не случайно, но несет в себе глубокий, истинный смысл. И пусть большинство затрудняется объяснить, в чем заключаются церковные таинства и вряд ли помнит их наизусть, но о существовании таких ритуалов как Причащение, Исповедь и Соборование слышали все. Даже те, кто ни разу не принимал церковных таинств, признают их важность для людей верующих. А верующий – все равно что знающий, и это уже повод с уважением и вниманием отнестись к таинствам церкви.

Существует много таинств в церкви, но только семь из них именуются Великими. И даже среди них не все известны широкому кругу людей. Например, Венчание и Крещение находятся на слуху, и многие из вас или ваших знакомых наверняка принимали их сами. Что касается Соборования, то это таинство тоже относится к списку Великих Таинств. Но оно менее известно в силу своего содержания и особенностей проведения. Тем не менее, Соборование до сих пор проводится и в церкви, и на дому, и продолжает помогать многим верующим людям вернуть силу, желание жить и славить Господа. И даже в том случае, если вы слышите о нем впервые, в каком бы возрасте это ни происходило, если ваша душа потянулась в церковь и попросила о таинстве – это знак. Знак не отказывать ей, а посвятить время и силу узнаванию, изучению и подготовке к таинству. Потому что именно для души оно и совершается, и, возможно, именно Соборование – больше, чем некоторые другие таинства. А для того, чтобы вам легче было подготовить себя к Соборованию внутренне и внешне, прочтите наши советы. Прочтите спокойно и вдумчиво, лучше всего в тишине и одиночестве. Пусть каждая деталь ритуала отзовется в вас и вы поймете, что ни одна из них не случайна, каждая имеет свой глубокий смысл и выполняет определенную роль – как в подготовке, так и в проведении Соборования.

Что такое таинство Соборования
Соборование, или иначе - Елеосвящение, - это одно из семи Великих, то есть важнейших таинств православной церкви. Основал его еще сам Иисус, который сам исцелял страждущих людей и учил этому своих апостолов. Иаков сказал об этом в своем Послании (Иак. 5, 14-15): «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Проанализировав этот фрагмент Евангелия, мы уже получим часть ответов на свои вопросы о Соборовании. Действительно, это таинство совершается над тем, кто болен. Но болезнь подразумевается не только (и не столько телесная), сколько душевная и духовная. Вот почему неверно считать (а такое мнение бытует в народе), что Соборование совершается исключительно перед смертью. Как раз наоборот: Соборование нужно людям живым и стремящимся жить, но жить не как попало, а в мире и гармонии с собой, честно и в согласии с окружающими. И если вы почувствовали, что этот хрупкий баланс нарушен по вашей же вине – это уже повод обратиться к духовнику. Но в любом случае, не помешает проходить Соборование раз в год – лучше всего во время Великого Поста, ведь это время как никакое другое располагает к смирению и покаянию.

Если человек ощущает себя нездоровым, если его мучает уныние и/или гнетут тяжелые мысли – это тоже показание к Соборованию. Согласно Церкви, подобные недуги – это следствие совершенных нами грехов, и только с помощью Соборования можно излечиться от них. Причем не только тех грехов, которые мы помним и которые давят на нашу совесть, но и те, о которых мы могли вовсе позабыть по причине их кажущейся незначительности. На этот счет даже существует древняя притча о юноше, который просил отпустить ему лишь большие грехи, умолчав о мелких прегрешениях. Тогда духовник велел молодому человеку отправиться на пустырь с пустым мешком и набрать в него камней, но только самых маленьких, не трогая крупные валуны. Юноше следовало наполнить мешок мелкими камешками до краев, и когда он выполнил задание, то попросту не смог сдвинуть отяжелевший баул с места, придя к наставнику с пустыми руками. Тот пояснил несмышленышу, что не только крупные, но и мелкие камни, то есть грехи, имеют большой вес, если накапливаются в большом количестве. Так вот, Соборование призвано отпустить прихожанину все грехи, большие и малые, изгнать всех демонов, терзающих его душу и плоть. После этого страждущий обязательно почувствует облегчение, успокоение и умиротворение.

По правилам, Соборование проводят вместе семь (это число вообще обладает в православной традиции особенной силой) или хотя бы несколько священников. Отсюда и название таинства, ведь получается своеобразный Собор, когда священнослужители собираются вместе для совершения обряда. Сила их молитвы тоже объединяется и помогает страждущему быстрее излечиться. Более того, среди них незримо присутствует сам Христос, своей рукой и волей помогая совершаться таинству. Но современная церковь идет навстречу своим прихожанам и понимает, что в сегодняшних условиях соблюдение этого правила возможно далеко не всегда, особенно, если соборование происходит на дому у заболевшего человека. В этом случае Соборование может совершить и один опытный священник, но он все равно прочтет ровно семь определенных фрагментов текста Евангелия и Апостола. А затем совершит очень важное для этого Великого таинства действие: помажет прихожанина елеем, то есть церковным маслом, смешанным с освященным вином. Молитвословия, произносимые во время Соборования о постели больного, повествуют о милосердии и сострадании, о вере в Господа и его страданиях, о покаянии и последующем исцелении. И помазание тоже происходит семь раз – после каждого фрагмента молитвы.

Соборование может проводиться и на дому (со специального разрешения архиерея), если у прихожанина недостаточно слабеющих сил, чтобы самому прийти в церковь. Но часто происходит оно и в храме, хотя, в отличие от Крещения или Венчания, и не требует определенных внешних условий, оборудования и/или обстоятельств. Детям младше семи лет собороваться ни к чему, церковь не проводит над ними это таинство, потому что Господь и так прощает им все детские прегрешения. Начиная с 8 лет, по желанию родителей, чадо может собороваться, если будет благословлено на это духовным лицом. Но в большинстве случаев Соборование проводится над лицами с 16, а то и 18 лет. В этом возрасте человек уже в состоянии осознавать свои грехи, испытывать муки совести и желание покаяться, а также связанные с этим недуги, излечить которые призвано Соборование. И все же, несмотря на столько благосклонностей, сопутствующих этому Великому таинству, Соборование имеет свои строгие правила и требования, без соблюдения которых оно не может быть проведено. И немалую часть их занимает даже не сам процесс Соборования, проведение которого лежит уже на священнике, а подготовка к проведению таинства, которую должен пройти сам прихожанин.

Подготовка к Соборованию и проведение Соборования
Так уж повелось, что большинство наших соотечественников обращаются к таинству Соборования в период Великого поста. Возможно, некоторые просто не знают, что Соборование можно пройти и в любое другое время – тогда, когда вы почувствуете в этом потребность. Но ежегодное совершение Великого таинства, во время Поста или в другое время, можно считать своеобразной «профилактикой» души, защищающей ее и дающей силы для праведной жизни. Например, общее (то есть коллективное для многих прихожан) Соборование вы можете принять в своем храме на Крестопоклонной седмице, вечера накануне Великого Четверга и Великой Субботы во время Страстной недели тоже традиционно считаются временем для Соборования. И не забывайте, что Соборование крайне редко проводится заочно (только в исключительных случаях: посмертно, над больными в бессознательном состоянии, буйными и т.п.), поэтому присутствовать при таинстве вы должны лично. А отправляясь в церковь, воспользуйтесь такими подсказками:

  1. Исповедь обычно предшествует Соборованию. Покаявшись, то есть, очистив свою душу искренним покаянием, человек оказывается лучше подготовлен к принятию Соборования. И, хотя никакого специального приготовления к Соборованию вообще-то не требуется, но предварительная исповедь будет не только полезной, но и вполне логичной в этом случае. На Исповеди будут отпущены грехи, в которых вы покаялись сами, а Соборование очистит вас о ненароком забытых прегрешениях. Но не думайте, что формальное перечисление грехов справится с задачей. К Исповеди нужно приходить в особом состоянии души, верить и надеяться на отпущение грехов, уповать на милость Господа, но ни в коем случае не допускать в сердце гордыню.
  2. Соборование , происходящее в храме, - это тоже своеобразное испытание на чистоту помыслов. Находясь среди других прихожан, вы должны ощущать собственное смирение и то, что вы – лишь часть большого мира. С тим внутренним настроем вы пройдете все три части Соборования. Сначала услышите пение молебнов – в нем вы может узнать знакомые молитвы, и это не удивительно: ведь звучит немного сокращенный вариант утрени, которая поется в дни покаяния и Поста. Это и начальные утренние молитвы, и 142-ой псалм, и ектенья. Но вместо «Бог Господь» во время Соборования поется «Аллилуйя». Обязательно поются покаянные тропари, 50-й псалом и Канон «Моря чермную пучину». Только после этого священник испрашивает у Господа исцеления для больного (страждущих прихожан).
    Елей, то есть масло для Соборования, приготовляется и освящается после чтения этих молебнов и является переходом ко второму этапу Таинства. А затем происходит его суть: произносится Евангелие и Апостол, читается молитва о больном, которого крестообразно помазывают освященным елеем. Помазание происходит в строго определенных местах на теле: это чело (лоб), ноздри, ланита (щеки), уста, перси (грудь) и обе руки. Во время помазания звучит обращение к Богу Отцу, Богородице и другим святым с просьбой об исцелении. В этом и заключается ритуал и порядок проведения Соборования, и эта последовательность действий совершается, как уже было сказано выше, ровно семь раз. Следствием становятся два божественных Дара, посылаемых людям свыше. Первый Дар – телесное и духовное исцеление, второй Дар – отпущение грехов.
  3. Елей и пшеница являются материальными атрибутами проведения таинства Соборования. Кроме них, используются крест и, конечно Евангелие. Эти предметы, в том числе большое блюдо с пшеницей располагаются посреди застеленного стола, присутствующего в помещении, где происходит Соборование. Разумеется, как и любые ритуальные предметы, все эти компоненты Таинства не случайны. В частности, пшеница символизирует новую жизнь, которая наступит после выздоровления и/или всеобщего воскресения в будущем. Евангелие и Крест – это символы самого Иисуса. А масло, смешанное с вином, наливается в сосуд подобно тому, как это происходило в притче о самарянине (см. Лк 10, 34). Таким образом, каждый элемент Соборования играет свою важную роль для процесса Таинства и его эффективности в исцелении больных.
    Сами больные, проходящие Соборование, и их родственники, которые могут и даже должны присутствовать при таинстве для усиления молитвы, нередко не знают, что делать с этими реликвиями после совершения таинства. Служители церкви говорят, что мало можно использовать дома для благословения детей и близких, смазывать им больные места и с благоговением хранить как святыню. Что касается зерен пшениц, то относительно их нет специальных указаний в Святом писании, поэтому не запрещается использовать их на свое усмотрение: хранить дома, прорастить или даже истолочь и использовать в пищу. Главное, чтобы отношение и к пшенице, и к елею было соответствующим: уважительным и благоговейным, а масло наносилось на тело крестообразно и с молитвой.
  4. Причащение Святых Христовых Таинств происходит на ближайшей Литургии после Соборования в храме. Никто не может обязать вас посетить его, но все же лучше не упускать такой возможности, ведь это поможет достойно пройти таинство Соборования, правильно завершить его и размыслить о своей жизни, о своих грехах и себе самом. Тем более, что исцеление тела и души происходит именно через Господню благодать и Дары Святого Духа, не случайно освящается елей для Соборования. Приближаясь к Чаше во время Причащения, не спешите и не стремитесь обойти и/или обогнать окружающих. Вместо этого продолжайте мысленно молиться, каяться и благодарить Господа. Затем примите Тело и Кровь Христа, как это предписано таинством Причащения (Евхаристии). И знайте, что в отельных случаях Причащение можно пройти не после, а до Соборования – если на то есть особые жизненные обстоятельства и разрешение духовного лица.
  5. Елеосвящение и Миропомазание не следует путать между собой. Действительно, во время обоих этих таинств происходит помазание освященным елеем. Но во время Соборования помазание исцеляет больного, тогда как таинство Миропомазания происходит после Крещения и/или принятия в Православие представителя другой конфессии. Миропомазание может совершаться и отдельно, символизирую новое рождение после Крещения. Кроме того, помазание священным елеем происходит и во время Всенощной, но оно является лишь частью богослужения не может считаться Таинством.
  6. Запрет собороваться налагается на женщин во время менструации – они не допускаются ни к этому, ни к любому другому Таинству. В остальном Соборование проводится тогда, когда оно необходимо и только частные случаи могут быть противопоказанием к нему. Хотя в целом – это одно из самых доступных и допустимых Таинств церкви. Впрочем, принимать его чаще раза в год необходимости нет, особенно, если другие Таинства вы принимаете регулярно и посещаете храм. Но не забывайте, что Соборование не влияет на законы физики и химии, не может кардинально изменить биохимию человеческого тела. С одной стороны, это значит, что за Соборованием следует обращаться лишь в случае действительно серьезного и тяжелого недуга (то есть, насморк или больной зуб к ним не относится, а вот длительная депрессия - вполне). С другой стороны, это говорит о том, что Соборование не может заменить медицинского осмотра и врачебной помощи тогда, когда она необходима для спасения жизни и здоровья человека на физиологическом уровне.
Соборование – одно из Великих Таинств, которое помогает в борьбе с физическими и душевными недугами тем, кто искренне раскаивается в своих грехах и верит в силу Божественного исцеления. Такому человеку прощаются даже забытые грехи – но именно забытые невольно, а не сознательно утаенные от исповеди! Зато по-настоящему раскаявшегося грешника Господь милует вплоть до седьмого колена, а значит, готовясь и проходя Великое Таинство, мы помогаем не только себе, но нашим близким, лечим и очищаем свой род, даже тех его членов, кто еще не родился на свет. Не давайте своей душе накапливать грехи, даже мелкие (на ваш взгляд), чтобы не засорять ее, не заставлять ее слабеть и болеть. Регулярно обращайтесь к Соборованию и другим Великим Таинствам, анализируйте свою жизнь и поступки, молитесь о прощении и уповайте на милость Господа. Это даст нам надежду на спасение души и благопристойную, благополучную жизнь. Бог вам в помощь!

Среди семи таинств, совершаемых Русской Православной Церковью, есть одно, которое часто вызывает совершенно неверные толкования и связано с целым рядом предрассудков. Называется оно соборование. Что это и для чего совершается, мы постараемся выяснить, обратившись к его истории и рассмотрев порядок чинопоследования. Именно с него мы и начнём рассказ.

Что такое соборование и как оно проводится

Исполняться таинство может как в храме над большим количеством прихожан, так и на дому, над одним-единственным человеком, который по состоянию здоровья не имеет возможности выходить. Порядком чинопоследования предписывается участие в нём семи священников, но в случае, если их меньшее количество, даже один-единственный, таинство соборования считается действительным. Практика показывает, что даже в городских условиях очень редко удаётся собрать большое количество иереев.

Как проходит соборование, подробно указывает сам чин этого таинства. Перед его началом читаются подготовительные молитвы и канон. Следом за тем — отрывки из Нового Завета. Далее следует ектенья. Во время её чтения диакон произносит вслух имена всех, над кем производится таинство. После ектеньи совершается обряд освящения масла (елея) и помазание. В это время священник произносит особую древнюю молитву, читаемую только в этих случаях. По окончании молитвы он возлагает на головы присутствующих Евангелие и читает заключительную молитву.

Когда один священник заканчивает свои действия, то ему на смену приходит другой, весь цикл повторяется снова. Чинопоследование таинства предписывает семикратное его повторение, что и требует участия семи священников, но, как было сказано выше, допускается и меньшее их количество.

Исторические сведения о совершении таинства

Своими корнями соборование, или, как его иначе называют, елеосвящение, уходит в библейские времена. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть Евангелие от Марка. В нём описывается, как Христос посылает святых апостолов благовестить приход Царствия Божия, призывать всех к покаянию и врачевать телесные и душевные недуги.

С этой целью Его ученики помазывали страждущих елеем, то есть маслом. Подобные их действия, получившие благословение от Самого Иисуса Христа, и являются прообразом нынешнего таинства, которое мы именуем соборование. Что это именно так, нет ни малейших сомнений. Кроме того, о помазании елеем упоминает в своём послании святой апостол Иаков. Он пишет о необходимости совершения этого действия в случае болезни кого-либо из братии. По его словам, Благодатью Божией страждущий получает при этом исцеление от недуга и отпущение грехов.

Соборование — путь к исцелению души и тела

Два приведённых Новозаветных эпизода неопровержимо свидетельствуют об ошибочности распространённого мнения относительно соборования — что это таинство совершается исключительно над умирающими и является как бы напутствием в иной мир. Апостолы совершали его для исцеления, и апостол Иаков в своём послании рекомендует совершать его именно для того, чтобы избавить от болезни. Следовательно, нет оснований смешивать его с какими-либо предсмертными ритуалами.

Ошибочность такого понимания объясняется тем, что в средневековой западной церкви это таинство действительно являлось напутствием умирающему и называлось «последнее помазание». В XV-XVII веках оно перекочевало к нам в Россию и утвердилось тут в подобном статусе. Но уже в середине XIX века Московский митрополит Филарет предпринял самые решительные действия для того, чтобы придать ему именно то значение, которое оно имеет сейчас.

Предсмертное соборование. Что это и для чего совершается

Святая церковь, тем не менее, подчёркивает необходимость соборования для людей, находящихся при смерти. Это совершенно необходимое для них действие, ведь нередко в подобном состоянии человек физически не может исповедаться и очистить свою душу перед вступлением в иной мир. В этом случае соборование позволяет сделать это даже без сознательного участия умирающего. Но даже если он в сознании, ему необходимо исповедаться, причаститься и собороваться. Соборование умирающего - это как раз тот случай, когда оно совершается не в храме, а дома или в больнице.

Тщетность таинства без искренней веры

Следует остановиться и ещё на одном важном заблуждении, которого придерживаются многие, над кем впервые совершается соборование. Что это таинство благотворно влияет на здоровье человека, знают, пожалуй, все. Но очень многие, к сожалению, воспринимают его как некое магическое действие, результат которого зависит исключительно от правильно выполненных обрядовых действий. Это глубоко ошибочное мнение.

Масло, которым совершают помазание, не является лекарством от всех болезней, и исцеление приносит не оно, а всемилостивый Господь. К нему обращены наши молитвы, и в Его власти ниспослать исцеление. Вот стать достойными этой милости Божией действительно в наших силах. Для этого и дарованы таинства. Они помогают нам с помощью Благодати Божией очиститься от грехов. Болезни - это ведь их порождение. Следовательно, для исцеления тела нужно прежде очистить душу и покаяться в грехах.

Отличие отпущения грехов на исповеди и при соборовании

Однако с этой целью верующие люди регулярно исповедуются. Тогда какую задачу в связи с этим выполняет соборование? Что это, форма углублённого покаяния или что-то иное? Нет, дело в ином. Во время исповеди мы получаем отпущение тех грехов, которые были нами названы. Но ведь в повседневной жизни мы постоянно, вольно или не вольно, нарушаем Божьи заповеди и часто, идя на исповедь, не можем вспомнить большинство из них.

Даже если записывать свои прегрешения, то и тогда едва ли удастся назвать их в полном объёме, так как подчас мы грешим, даже не сознавая этого. Вот для того, чтобы очиститься от всех грехов, осознанных или нет, названных на исповеди или забытых, и даровано нам таинство соборования. Помазание освящённым маслом несёт нашим душам исцеление от греха.

Искренность покаяния — условие отпущения грехов

Ошибкой было бы полагать, что, очищая нас от всех прегрешений, соборование тем самым даёт возможность безнаказанно преступать Божьи заповеди. Думать: «Сегодня согрешу, а на соборовании всё простится», — величайшее легкомыслие. Грехи отпускаются только при условии искреннего покаяния, а в данном случае его быть не может.

Подготовка к таинству

Есть и ещё несколько вопросов, часто возникающих у тех, кто решил пройти соборование. Например, нужно ли перед ним поститься или можно не ограничивать себя в еде? Ответ совершенно однозначный: нет, поститься не нужно. Единственное таинство, которое совершается на голодный желудок, это Причащение Святых Даров. К тому же нужны силы, чтобы выстоять те два часа, в течение которых совершается соборование.

Как готовиться к нему, что приносить с собой в церковь, тоже порой вызывает вопросы. Обычно рекомендуют перед соборованием исповедаться и причаститься, но, если это не выполнено, не беда, можно это сделать потом. Во время соборования принято держать в руках зажжённые свечи, но их можно купить в свечной лавке и приносить с собой не нужно. А вот текст чинопоследования иметь при себе очень рекомендуется, так как в этом случае удаётся глубже и обстоятельней понять смысл читаемых молитв.

Выяснив, что такое соборование и как оно проводится, следует добавить в заключение следующее. Очень часто возникает ситуация, когда человек, желающий принять участие в нём, по тем или иным причинам не успевает к началу таинства. Как сказано выше, оно состоит из семи повторяющихся циклов. Если он опоздал и пришёл ко второму или третьему, будет ли для него такое соборование действительным? На этот вопрос всегда дают однозначный ответ: да, будет. Даже если опоздавший получил лишь одно помазание, это считается достаточным. Однако всегда рекомендуется приходить вовремя.

Таинство исцеления души и тела - такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками - «собором».

Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи духовные и телесные (Пространный катехизис). Оно называется также молитвомаслием и соборованием.

Таинство Елеосвящения, без сомнения, установлено Самим Иисусом Христом (см. Мк. 16, 18). Апостолы, проповедуя учение Иисуса Христа по всей вселенной, встречали людей, одержимых всякими телесными и душевными недугами. Помолившись Богу на виду других, а иногда призвав Его на помощь в своей душе, они именем Божиим исцеляли всех больных, кто только из них имел веру в силу Божию. Исцеление подавалось и по вере родственников, а также и знакомых больного, которые ходатайствовали за него перед апостолами.

Преемниками себе апостолы оставили пастырей Церкви - епископов и пресвитеров. Им они вручили всю свою власть, которую получили сами от Иисуса Христа. Так, они заповедали им учить других, крестить, разрешать от грехов и прочее. Вручили апостолы пастырям Церкви и власть исцелять больных при отпущении им грехов. Для этого они установили Таинство Елеосвящения, которое часто у нас называется соборованием. Апостол Иаков об этом Таинстве говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь и если он сделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14 - 15). С тех пор у христиан и совершается Таинство Елеосвящения.

Первоначально оно совершалось через возложение рук совершителя (см. Деян. 28, 8 - 9). Воспоминание о таком образе совершения Таинства сохранилось и в нашем Требнике - в молитве, читаемой по совершении Таинства при возложении Евангелия, как руки Господней, на главу больного. Уже в апостольский век возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем, подобно тому как возложение рук для сообщения Святого Духа новокрещенным было заменено миропомазанием и право совершать Таинства было предоставлено и пресвитерам. Такая практика совершения Таинства в апостольское время со всей ясностью представляется в послании апостола Иакова (5, 14 - 16). О совершении Таинства Елеосвящения мы имеем и свидетельства святых отцов последующих веков.

Св. Ириней (+140) указывает на употребление святого елея, которое возливалось на верных, готовых перейти в жизнь вечную, когда на головы помазывались елеем, смешанным с водой, дабы их души не были захвачены или задержаны князем мира сего. Св. Ипполит (+ ок. 200 - 204) в своем толковании на пророка Даниила, обращаясь не к готовящимся ко Святому Крещению, но к согрешившим уже после Крещения, предлагает им употреблять елей, «дабы представить Богу непорочное тело и чтобы вы возжгли свои светильники в ожидании жениха». Св. Афраат (+ 338), епископ и настоятель монастыря Мар Маттея, упоминая о всех Таинствах, пишет: «Святой елей, образ таинства жизни, творит христиан, священников, помазует царей, пророков, просвещает мрак, помазует болящих, возставляет кающихся». В Лавсаике приведены несколько случаев помазания елеем Антонием Великим, двумя Макариями и преподобным Исидором, которые все были в иерейском сане. Святитель Серапион, епископ Тмуитский (282 - 366), друг святителя Афанасия Великого, оставил нам молитву над елеем, в которой говорится: «Молимтися Боже наш, Источниче всякия силы и власти, Спасителю всех человеков, Отче Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, призри на молитву нашу и ниспосли с высоты небесней благодать Единороднаго Сына Твоего Господа и Спаса нашего Иисуса Христа на елей сей, дабы все помазующиеся от него и все зде ныне предстоящие избавлени были от всякия болезни, демона лукаваго и от всякаго нечистаго духа».

Из Византии Таинство Соборования перешло к нам в Русскую Церковь уже почти в таком виде, как оно совершается в наши дни. Исследователь древних церковных обрядов И. Снегирев пишет: «Для чтителей священных обрядов Православной Церкви заметим, что в который год не бывает мироварения (в Москве), совершается в Успенском Соборе умовение ног; но ежегодно этот великий день (Великий Четверток) там ознаменовывался после утрени совершением Таинства Елеосвящения, или Соборования. При этом торжественном и умилительном священнодействии, по прочтении диаконами семи Апостолов, а архиереем семи Евангелий… архиерей помазывает самого себя и сослужащих освященным елеем, соединенным с красным вином, а пресвитеры предстоящих». В эти дни Соборование совершалось над всеми желающими и в соборе святой Софии Новгорода.

Преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский, во время осады Одессы совершал соборование над всеми осажденными, и, замечает летописец, никто из принявших его не пострадал. Наш великий святитель Димитрий Ростовский утверждает, что «в Великий Четверток могут принимать его и здоровые, потому что в этот великий и святой день на Вечери Христос уставил новый завет Тела и Крови Своей; посему и можно приобщиться этой тайне и здоровому человеку, не ведающему ни дня, ни часа своей кончины».

Под влиянием протестантского рационализма и западной схоластики, наложивших отпечаток на нашу богословскую школу, Таинство Соборования стали понимать если не полностью по западному учению, как предсмертное «последнее помазание», то, во всяком случае, как Таинство, преподаваемое при тяжких заболеваниях, а тот древний обычай преподавать его раз в год в Великий Четверток или в Великую Субботу всем христианам стали или совсем отрицать как никогда не существовавший, или разрешать его раз в год и только при кафедральных соборах, причем непременно в совершении самих архиереев.

Подпав под влияние западных богословских школ, мы невольно восприняли и их образ мышления, и их эмоциональное ощущение. На Западе веками рассматривали Соборование как «последнее помазание», которое одно время откровенно называлось «таинством смерти», а в средние века принимавших его лишали права делать завещания как уже умерших. Такое отношение к этому Таинству наложило. на него печать страха и ужаса, что отчасти перешло и к нам, а в простом народе породило самые невероятные суеверия.

Нам же должно быть стыдно держаться средневековых заблуждений о этом Таинстве. Мы должны вернуться к святоотеческой мысли о Соборовании как Таинстве исцеления в грехах своих, являющихся источником всех болезней - телесных и душевных. Необходимо вернуться к освященной Преданием древней практике соборования всех на Страстной седмице. Пусть монастыри, истинные хранители чистоты веры, послужат здесь указанием правильного пути. На Афоне в Великий Четверток до сих пор совершается это Таинство над всеми насельниками. В наше время удивительных технических возможностей все способствует возрастания интенсивности и напряженности побуждений на грех. Мы больше видим, слышим, ощущаем за одну неделю, чем наши прадеды за пять лет. В одно мгновенье по эфиру мы приобщаемся к событиям всего земного шара; в скором, почти молниеносном нашем передвижении мы воспринимаем массу впечатлений, а через телевидение мы видим почти все, что творится на нашей уже делающейся скучной Земле. От такого нагромождения чувств, мыслей и просто ощущений душа наша изнемогает. В Таинстве Исповеди нам и на мысль не приходит каяться в закоренелых, кажущихся нам невинных привычках. Мы не каемся в бесчисленных невольных грехах, бесчисленных суевериях, которые приносят нам бесчисленные беды, ибо суеверие есть некое самопроклятие; мы не каемся в забытых грехах, которые, однако, тяжелым бременем лежат на наших душах Мы часто живем в атмосфере полной лжи, подделываясь под хорошее о себе мнение, которое ошибочно сложили о нас люди. Мы играем в жизни, как хорошие актеры, совсем не думая о ложности и греховности такогo состояния. Со всех сторон нас соблазняют «идти в страну далече», и эти соблазны принимают иногда невероятные, замысловатые формы, и мы, по грубости своеro сердца и невниманию, попадаем в капканы врага рода человеческого. Перед таким сильным натиском наших страстей, нашего внутреннего и внешнего врага нужны сильные средства, и как желательно было бы повсеместно воскресить в нашей Церкви древний обычай раз в году по милости Божией омывать всю эту тину грехов, разрывать тонкую паутину диавола и делать это именно в святые дни Страстной Седмицы, когда, очищенные постом и усиленной молитвой, мы приближаемся к самой цели всего домостроительства Божия, к нашему воскресению духовному вместе со Христом в той степени и с той силой, с которой мы очистим себя от всякой скверны плоти и духа. Число совершителей Таинства По заповеди апостола Иакова, Таинство Елеосвящения совершается собором пресвитеров, из чего объясняется и наименование Таинства соборованием. Обыкновенно этот собор составляется из семи пресвитеров, к каковому числу приспособлено последование Таинства и в нашем Служебнике, Число семь в данном случае, по мнению святого Симеона Солунского, имеет соотношение с числом даров Святого Духа, упоминаемым у преподобного Исаии, или с числом хождений архиерейских вокруг Иерихона, или с числом молитв преподобного Илии, которыми небо отверзто было и пролило дождь (см. 3 Цар. 18, 43). Историческое же основание седмеричного числа можно полагать в обычае древних христиан, в частности пресвитеров, посещать больных в продолжение семи дней сряду, каковое число составляло, таким образом, полный круг благодатного врачевания.

Однако Таинство может быть совершено двумя и тремя пресвитерами. В случае крайней надобности его совершает один священник, однако от лица собора пресвитеров.

Совершение Таинства

Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой.

В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками. Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два - апостолу Иакову, по одному - святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть - совершение самого Таинства. Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых.

Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи. В апостольских и евангельских чтениях воспомянуты многоразличные обстоятельства, имеющие отношение к Таинству. После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий в то время читает разрешительную молитву. Далее произносится сокращенная сугубая ектения, поются тропари бессребреникам и Богородице и бывает отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков. В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословение и прощение у священников. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь - по выздоровлении или же после всеобщего воскресения (см. Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36 - 38), а крест и Евангелие - на присутствие Самого Иисуса Христа. На пшеницу ставится пустой сосуд (кандило праздное), который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином (см. Лк 10, 34). Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев, обвитых бумагой (хлопчаткой), для помазания и столько же зажженных свечей. Священнодействие открывается каждением окрест стола, всего храма или дома и предстоящих. Когда соборование соединяется с исповедью и причащением больного, то сначала совершается «Последование о исповедании», затем Елеосвящение и наконец Причащение Святых Таин. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения (Требник, гл. 14) и затем, если больной еще не потерял сознания, совершается Таинство Елеосвящения, которое можно начать с ектеньи «Миром Господу помолимся…». Таинство считается совершённым, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и покаяние желательны.

Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения

Как видно из слов апостола Иакова (5, 14 - 15), в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар - это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19). При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5, 15).

Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, - это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 15). Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12), Все это больной непременно должен исполнить, ибо этого желает от людей Сам Бог.

Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему?

Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» (Иак 5, 15). Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37). И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему.

Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному.

О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего Таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским. Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день святой великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. И действительно, уже 19 декабря она говела в своей церкви, правда, выглядела слишком угрюмою. А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и «обмасловать» ее. Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей. В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе - водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке. Во время священнодействия больная сидела на лавке. Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг, совершенно сознательно и отчетливо выговаривала « слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов. Очевидно, она, была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать священную книгу. Несмотря на то, что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела. И свершилось новое чудо милости Божией. По окончании священнодействия больная совершенно успокоилась. Благодать Божия преподанная Им в Таинствe Елеосвящения, исцелила ее немощи душевные. Она встала на ноги, поклонилась священнику в пояс и сказала: Благодарю вас, батюшка, что вы не отказались сделать порядок душе моей. Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. А вечером, часов в шесть, попросила поесть. Часов в 10 - 11 ночи больная потребовала к себе детей, благословила их и после этого непостыдно и мир несмотря на тяжелую для них утрату, слезно благодарили Господа Бога, что он не попустил развиться болезни до крайней степени и даровал страдалице, бывшей в жизни истинной христианкой, христианскую кончину, но, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.

Не дерзая разгадать тайны Промысла Божия о судьбах человеческих, можно сказать о смерти, произошедшей после Таинства Соборования, следующее.

Во-первых, иногда как сам приступающий к соборованию, так равно и родные его, готовящие его к этому Таинству, не выполняют того, что необходимо для его выздоровления. Для выздоровления требуется вера в помощь Божию и усердное прошение или со стороны самого больного, или со стороны ходатайствовавших за него. Ибо исцеляющий Христос был, есть и будет один и тот же и одного и того же требовал, требует и будет требовать от всех при их исцелении. А вот того, что Он требует, часто и не бывает ни у самого больного, ни у окружающих его. Больной часто приступает к соборованию потому, что так принято у людей, так заведено. По тому же самому часто и родственники, а также и знакомые присутствуют при соборовании больного: Нехорошо не быть, стыдно от людей!» Стало быть, ни у кого из присутствовавших при соборовании нет ни достаточной веры, ни усердного прошения. А без этого-то не бывает и выздоровления. Ибо сказано, что больного исцеляет молитва веры, то есть вера, соединенная с молитвой.

Во-вторых, иногда Бог не посылает выздоровления человеку и ради пользы самого же, человека. Может быть, если бы человек выздоровел, он сделался бы великим злодеем и грешником, и душа его погибла бы. Бог же, зная наперед, что будет дальше и как будет человек жить в будущем, и берет его к себе. Ведь человеку этого не видно, ему непостижимы пути Промысла Божия. Нужно только твердо верить, что Бог благ и все делает ко благу Своего творения! В-третьих, после соборования иногда человек умирает и потому, что ему нужно, пора умирать. Бог положил неизменный закон каждому человеку когда-нибудь умереть: мы это видим сами. А если бы после соборования человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда не умирать, что противно воле Божией. Велик дар - выздоровление от болезни, ибо всякому человеку хочется пожить подольше. Но еще больше другой дар - отпущение грехов. Этот дар делает человека чистым и отворяет ему дверь в Царство Небесное. Царство же Небесное есть драгоценнейшее сокровище, которого человек должен искать непрестанно в продолжение всей своей земной жизни. Поэтому, православные христиане, не бойтесь прибегать к Таинству Елеосвящения. Когда кто-либо заболеет, пусть пособоруется не откладывая. А при соборовании сам больной и его родные пусть помолятся с верою и надеждой на милосердие Божие. По вере Бог исполнит их общее желание. Если же больной видит, что воля Божия зовет его к Себе, то ему нечего печалиться в последние минуты своей жизни: ему готовится блаженная жизнь в Царстве Небесном. Тем не менее все-таки еще раз нужно сказать, что соборование приносит человеку выздоровление очень часто.

Соборование – таинство очищения и прощения грехов, проводимое обычно несколькими священнослужителями. Именно от соборного проведения и название – . Чем же отличается это таинство от обычной исповеди, на которой человеку также отпускаются грехи? Дело в том, что исповедь носит более сознательный характер и призвана освободить верующего от тех грехов, которые он за собой замечает и в которых может сознаться перед священнослужителем и Господом. Во время же происходит очищение и от тех грехов, которые человек может совершить невольно и даже не отдавать себе в этом отчета.

Сила соборования очень велика, не случайно оно применяется для облегчения страданий тяжело болящих и умирающих. Разумеется, полное исцеление таинство не гарантирует, на все воля Господа, но часто случается, что больные начинают чувствовать себя гораздо лучше или вовсе выздоравливают. Не стоит воспринимать это таинство как панацею от всех бед, ведь любая молитва доходит до Господа и обязательно будет им услышана. Сила соборования заключается, прежде всего, в вере самого человека, а не в ритуалах и песнопениях, проводимых в храме.

Собороваться могут как больные, так и совершенно здоровые, ведь очистить свою душу и открыться перед Господом человек может не только в состоянии тяжелого телесного недуга или при . Обычно соборуются раз в год, но если вы ощущаете потребность пройти это таинство дополнительно, не стоит останавливать себя. Для совершения соборования нет определенных сроков или канонов, поэтому, если человек готов к нему и чувствует настоятельную потребность, необходимо .

Одним из обязательных атрибутов таинства является помазание елеем в знак очищения тела от греха. Священнослужитель мажет соборующихся, читая молитвы. Цикл из чтения писания и помазания повторяется семь раз, после чего верующие прикладываются к . Масло, оставшееся после завершения церемонии, соборующиеся могут забрать домой, чтобы также совершать им помазание. По церковной традиции этот же елей наливается в гроб усопшим, что жизнь вечную.

Тяжелобольным боятся таинства соборования не стоит. Бытует суеверие, что собороваться необходимо лишь умирающим и только при приближении чувства скорого конца. Именно по этой причине многие , что после соборования дни их будут сочтены. Это представление совершенно ничем не обосновано и полностью неверно. То, сколько отпущено человеку на этом свете, зависит ни от проведения того или иного ритуала, а исключительно от воли Господа. Если ему будет угодно, болящий может и вовсе исцелиться или проживет достаточно долго и после соборования.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • как проходит соборование
  • Таинство Соборования

В христианской православной традиции существует семь таинств. Это особые священнодействия, необходимые для призывания благодати Святого Духа и освящения человеческой Личности. Основной идеей бытия людей является стремление к святости. Поэтому участие в освящающих человеческую личность таинствах просто необходимо.

Что такое соборование

Существует семь церковных таинств, одним из которых является . В богословской можно встретить и иное название этого священнодействия - елеосвящение. История установления возводит нас ко временам апостолов. В послании Иакова говорится о том, что если кто заболеет, то должен призвать пресвитеров Церкви для молитвы над ним и (). В этом вера и надежда на то, что веры спасет болящего и Господь его исцелит. Получается, что соборование необходимо человеку, как средство помощи при заболеваниях. У каждого есть те или иные болезни серьезные и незначительные, а человек по своей сути стремится к сохранению своего тела.


Многие неправильно считают, что соборуются только . Это серьезное заблуждение. Таинсва Церкви не для смерти, а жизни! Часто соборуют больных именно для того, чтобы облегчить их муки и страдания.


Необходимо осознавать, что соборование полезно не только для тела. Так, определяется, что в этом таинстве человеку прощаются забытые грехи. Но не те, которые он запамятовал по лени, а совершенные по неведению или напрочь исчезнувшие из памяти. Происходит очищение души приступающего к этой святыни и на человека нисходит благодать, которая укрепляет и придает духовных сил верующему.

В Православной Церкви существует семь таинств, одним из которых является соборование. В этом таинстве верующим испрашивается божественная благодать, исцеляющая различные недуги телесные и душевные. Также считается, что в таинстве соборования прощаются забытые грехи.

Таинство соборования иначе именуется елеосвящением. Само название елеосвящения указывает на то, что человек освящается от специального елея (растительного масла). Помазание человека святым маслом является главной составляющей таинства.


Чаще всего соборование совершается в храмах во время постов, однако время совершения елеосвящения может быть и другим - совершитель таинства (священник) сам может выбрать время. Исторически таинство соборования совершалось семью или несколькими священниками - происходило соборное служение. Отсюда и название таинства.


Начинается соборование обычным чином - молитва "Царю Небесный", трисвятое по Отче наш, "Приидите поклонимся Цареви нашему Богу". Далее читается псалом 142, после которого следует малая ектенья. Иногда псалом и ектенья сокращаются.


После этого поются определенные тропари, читается 50-й псалом, после которого совершается чтение канона о болящих священником. После канона исполняются хором особые стихиры и тропарь о болящих. Затем великая ектенья с особыми прошениями о болящих, молитва священника о болящих и тропари святым целителям. Далее читаются отрывки из Священного Писания Нового Завета (из Апостола и Евангелия). После чтения священных текстов священнослужитель читает определенные две молитвы о болящих. На соборовании принято читать отрывки из Священного Писания семикратно. После возвещения текстов Апостола и Евангелия и происходит помазание.


После седьмого помазания священником произносится сугубая ектенья, поются стихиры и совершается отпуст.


Также можно отметить, что существует распространенная практика совершения таинства соборования перед одром болящего. Это может быть на дому или в больнице. В таком случае священник может сократить таинство (страха ради смертного). Вычитывается канон и один комплекс отрывков Священного Писания. После этого происходит однократное помазание.

В христианской православной практике существует семь таинств, участие в которых дарует человеку особую божественную благодать. Соборование является одним из таких священнодействий.

Таинство соборования иначе называют елеосвящением. Такая формулировка обуславливается тем, что во время священнодействия человек помазывается святым елеем (маслом) для исцеления душевных и телесных недугов. Также считается, что в соборовании прощаются забытые грехи.


Обычай помазывать больных елеем известен еще с библейских времен. Апостол и евангелист Марк в своей благой вести повествует о том, что Христос призвал двенадцать апостолов и повелел помазывать больных маслом для исцеления. Это описывается в 6-ой главе Евангелия от Марка. Кроме этого, в Библии есть и еще конкретные указания на помазание больного человека маслом для облегчения телесных недугов. В соборном послании апостола Иакова говорится, что больной человек должен призвать церковных пресвитеров для получения помазания елеем. Ради веры болящего и молитв священнослужителей Господь способен даровать исцеление и здравие нуждающемуся человеку (Иак. 5, 14-15). Таким образом, указание на совершение таинства соборования содержится непосредственно в новозаветных текстах Библии.


Само таинство соборования (точнее его чинопоследование) изменялось на протяжении веков. В библейские времена главными совершителями таинства были святые апостолы. Позднее, когда вера христианская получила большее распространение, елеосвящение производили священники Церкви. Именно об этом и указывает апостол Иаков в своем соборном послании.


Чинопоследование соборования также видоизменялось с первых веков. Приблизительно последование, которое и сейчас совершается в православных храмах или на дому, оформилось в XV веке.


На Руси таинство соборования до XIX века именовалось "последним помазанием". Однако святитель Филарет Дроздов настоял, чтобы такое именование церковного таинства было изъято из употребления по причине несоответствия главной сути священнодействия. Таинство соборования совершалось не только над умирающими, но и просто над больными людьми. Именно такой практики и сейчас придерживается Русская Православная Церковь.

Соборование является одним из семи православных таинств, к которому рекомендуется приступать верующему человеку для исцеления души и тела. Несмотря на великую пользу елеосвящения, в народе существуют суеверия, которые искажают представление о самой сути таинства.

Православная церковная традиция, черплющая истину из Священного Писания, определяет соборование (елеосвящение) как таинство, во время которого человек получает божественную благодать, врачующую душевные и телесные недуги. Кроме этого, в святом таинстве человеку прощаются забытые грехи. Верующие люди верят, что в таинстве соборования христианин может получить исцеление от физических болезней, в церковной практике известны случаи чудесных исцелений от различных недугов. Зачастую таинство проводится над болящими людьми. Из такой практики многие ошибочно делают вывод о самой сути священнодействия, считая, что соборование совершается обязательно перед смертью.


Главным суеверием, касающимся елеосвящения, можно назвать совершение таинства обязательно перед телесной кончиной. Многие ошибочно полагают, что сама смерть следует за этим священнодействием. Поэтому некоторые люди в относительно здравом состоянии боятся приступать к соборованию. Такая трактовка таинства не имеет ничего общего с православной верой. В церкви не существует таинств, совершаемых для скорой смерти или несущих в себе какой-либо вред человеку. Наоборот, все таинства являются средством помощи человеку при его жизни. Поэтому соборование совершается не только перед смертью, но в любое время с целью испрашивания у Бога благодати для исцеления тела и души. Елеосвящение совершается не для смерти, но для жизни. Конечно, соборование может совершаться и над умирающим, но это делается для того, чтобы человек получил помощь, ослабление в своей тяжелой болезни.


В современное время сложно найти полностью здорового человека. Поэтому говорить об абсолютном здравии можно только в категориях относительности. Из этого следует, что любой верующий христианин вправе приступать к священнодействию. Кроме того, нельзя забывать и о духовной составляющей - прощении в таинстве забытых грехов. Под ними имеются в виду те согрешения, которые человек забыл в своей жизни или соделал в неведении, но никак не те поступки, которые были утаены на исповеди.


Существуют и другие суеверия, касающиеся соборования. Так, ошибочно считается, что после этого таинства обязательно необходимо хранить девство. Никакого запрета на вступление в брак после этого таинства не существует в православной Церкви.


Еще одно суеверие - запрет на вкушение мяса после соборования в течение всей оставшейся жизни. Но и это утверждение не имеет под собой православного обоснования. Верующие люди соблюдают пост в установленные Церковью дни, что никак не зависит непосредственно от елеосвящения. Производной этого суеверия можно назвать обязательное хранение поста не только в среду и пятницу, но и в понедельник.