Сюжет картины тайная вечеря леонардо да винчи. Тайная вечеря Леонардо да Винчи: нельзя пропустить. Значение иконы «Тайная вечеря»

Тайная вечеря Леонардо да Винчи – картина настолько масштабная и загадочная, что на протяжении веков передаются советы и подсказки о том, с какого ракурса на неё следует смотреть, чтобы не упустить ни одной мелочи. Считается, что нужно отойти от полотна на девять метров и подняться на 3,5 метра вверх. Подобные расстояния кажутся чересчур большими до тех пор, пока не вспоминаешь о грандиозных размерах картины – 460 на 880 см.

Имя Леонардо овеяно множеством тайн. Скрытые замыслы его творений на протяжении веков пытаются разгадать лучшие умы человечества, но вряд когда-либо удастся до конца постигнуть всю глубину его гениальности. Тем не менее, есть факты, которые не вызывают у искусствоведов сомнений. Так, они уверены, что картина была создана в 1495-1498 годах по заказу патрона Леонардо – герцога Лодовико Сфорца, которого на это надоумила его кроткая супруга Беатриче д’Эсте. Фреска находится в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. На этом безусловные истины заканчиваются, и начинается простор для споров, мнений и размышлений.

Неоднозначность сквозит даже в определении техники живописи, которую использовал да Винчи при создании «Тайной вечери». По привычке хочется назвать её фреской, но это не так. Фреска – живопись по сырой штукатурке, а художник писал картину на сухой стене, чтобы получить возможность в дальнейшем вносить в нее изменения и дополнения.

Работа находится на задней стене трапезной монастыря. Такое расположение не является странным или случайным: тема картины – последний пасхальный ужин Иисуса Христа вместе с его учениками-апостолами. Все изображенные фигуры расположены по одну сторону стола для того, чтобы зритель мог увидеть лицо каждого из них. Апостолы сгруппированы по три человека, и этот символ тройки встречается в других элементах картины: в треугольниках, которые сами собой складываются из линий, в количестве окон за спиной Иисуса. Работа Леонардо да Винчи отличается от ряда картин на данную тему еще и тем, что ни над одним из изображенных им персонажей нет нимба, зрителю предлагается взглянуть на события с исключительно человеческой точки зрения.

Эмоции каждого из апостолов уникальны и не повторяются другими участниками действия. Зритель имеет возможность увидеть, что все они по-своему реагируют на слова Иисуса Христа, который сказал:

«…истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»

Тщательнее всего Леонардо да Винчи проработал образы Христа и Иуды. Существует интересная легенда о том, что написаны они были с одного и того же человека. Говорят, что прототип Иисуса Леонардо увидел в молодом певце из церковного хора. Прошло три года, и художник встретил совершенно опустившегося мужчину, с которого написал Иуду. Признание модели оказалось шокирующим: он был тем самым юным певцом, но за несколько лет успел уйти от добра и чистоты к распущенности и тьме.

Мысль о том, что в нашем мире добро и зло сосуществуют, прослеживается и в цветовом решении картины: художник пользовался приемами, которые основаны на контрастах.

Множество вопросов, касающихся «Тайной вечери», остаются без ответов, но безусловно одно – это творение является важной вехой в развитии живописи XV-XVI веков. Так, удалось вывести на новый уровень глубину перспективы и создать ощущение объёмности, чему может позавидовать даже стереокинематограф наших дней.

Если уж судьба забросила Вас в Северную столицу Италии, то фреску Тайная Вечеря Леонардо да Винчи стоит посмотреть непременно. Не зря же BlogoItaliano поставил ее на вторую строчку ТОП-листа . Другое дело, что достать билеты на посещение Вечери почти невозможно, если не знать, где и когда искать . Но перед тем, как мы расскажем о билетах, уделим немного внимания самому Шедевру.

Из всех работ Леонардо да Винчи, сохранившихся до настоящего времени, фреска Тайная вечеря в Милане одна из наиболее примечательных. И это признают даже те, кто готов неустанно доказывать, что ее сюжет абсолютно не соответствует событиям, описанным в Новом Завете. Дело, впрочем, не в сюжете и не в воззрениях художника, которые он якобы хотел отразить в рисунке, расписывая стену трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие

Леонардо да Винчи: гений незавершенности

Много ли Вы знаете современных художников, которые удостоились бы в 30 лет чести работать на самых высокопоставленных особ? Высокая смертность в Средние века оправданием не является, так как умирали, в основном (если не было эпидемий), младенцы, а в 50-60 лет мужчины вовсе не выглядели такими уж глубокими стариками. Особенно если принадлежали к одному из 2-х высших сословий или выбрали стезю торговли или ремесла.

Художничество в те годы тоже было ремеслом – не лучше и не хуже прочих, и дефицита мастеров не наблюдалось. Молодых, старых, талантливых и не очень. Тем более в Италии, где в каждом мало-мальски крупном городе была своя школа изобразительных искусств.

Самодвижущаяся деревянная повозка Леонардо да Винчи

Леонардо же прославился к 30 годам вовсе не как художник, а как математик и инженер. Эпоха была беспокойной: итальянские герцоги ходили в ближние походы отнюдь не с дружественными визитами. Как следствие, спрос на качественные фортификационные сооружения и бронебойную технику был приличным, и в 1482 году Леонардо пригласили в Милан.

Впрочем, все городские укрепления, равно как и конная статуя отца миланского герцога Лодовико Сфорца, так и не были возведены. Остались незавершенными и почти все живописные полотна, заказанные Леонардо герцогом и его приближенными. Почему?

Тайная вечеря Леонардо да Винчи: от замысла к созданию

Леонардо заинтересовала новая загадка. Он решил досконально исследовать закономерности воздушной перспективы, согласно которым чем дальше находится предмет, тем неразличимее становится его истинный цвет. Как и прежде, эту загадку Леонардо загадала сама природа. Художник создает серию набросков и несколько картин, на которых впервые появляется сфумато – легкая дымка, нечеткость контуров, мягкая тень, ставшая вскоре характерной чертой его живописных работ.

Волновали Леонардо и вопросы организации пространства на полотне – линейная перспектива, и проблема «золотого сечения». Именно тогда (в 1490 г.) появился знаменитый рисунок «Витрувианский человек», представляющий точные расчеты пропорций тела.

Витрувианский человек Леонардо да Винчи

Но возможность перейти от теории к практике по трем направлениям сразу представилась лишь в 1494 году. Именно эту дату большинство исследователей называют в качестве исходной: Тайная вечеря Леонардо да Винчи , существовавшая до той поры лишь в воображении художника, начала обретать свои очертания на монастырской стене. Размер фрески ‒ 460×880 см.

Работа продолжалась вплоть до 1498 года. Пытаясь сделать фигуры объемнее, а, значит, естественнее, Леонардо, увлеченный идеей передачи принципов воздушной перспективы на статической поверхности, расписывает трапезную не темперой по сырой штукатурке, как это было принято, а масляными красками по обычной, сухой.

Но это не более чем эксперимент, пусть и щедро оплачиваемый. Сюжет при этом для художника вторичен. Главное – воссоздать гармоничное пространство при помощи точных расчетов. «Поверить алгеброй гармонию», как напишет уже другой гений несколько сот лет спустя.

Миланский монастырь Санта Мария делле Грацие

По легенде, приор монастыря Санта Мария делле Грацие постоянно подгонял Леонардо, который в отместку придал чертам Иуды Искариота сходство с настоятелем. Не исключено, что это всего лишь легенда: доминиканцы (а монастырь был именно доминиканским) славились своими художниками и знали цену этому труду – как в материальном, так и во временном отношении.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи: победа и поражение гения

Эксперимент удался Леонардо лишь частично: масляные краски ему вскоре пришлось подправлять той же темперой. Однако палитра оттенков, делающая фигуры Спасителя и его учеников максимально естественными на небольшом отдалении, благодаря гению мастера, осталась неизменной.

Но более всего современников художника поразила иллюзия огромного пространства позади сидящих за столом, которая невольно переносилась на пространство реальное, вбирая в себя его черты и заставляя наблюдателей чувствовать себя буквально внутри фрески.

Тайная Вечеря Леонардо да Винчи

Сила воздействия этой работы на зрителя такова, что до сих пор даже серьезные исследователи, изучая ее, не принимают во внимание то, что лежит буквально на поверхности, и углубляются в символику и сюжетность. Хотя ошеломляющий эффект Тайной вечери – всего лишь результат огромной работы ума и холодного расчета, своеобразное уравнение, основанное, тем не менее, на строгих природных законах, которым Леонардо следовал всю свою жизнь. Всего лишь? Ответ на этот вопрос каждый должен найти для себя сам.

Как увидеть фреску Тайная Вечеря

Ни одна, даже самая качественная репродукция, не сможет передать всю мощь гения Леонардо, решавшего и решившего одну из самых сложных загадок природы посредством создания фрески Тайная вечеря в Милане . Фреска по сей день украшает одну из стен трапезной в Санта Мария делле Грацие по адресу: Piazza Santa Maria delle Grazie 2 | Corso Magenta, 20123 Милан, Италия (Centro Storico).

Церковь открыта для посещений ежедневно с 7:30 до 19:00 (перерыв с 12:00 до 15:00). В предпраздничные и праздничные дни Санта Мария делле Грацие принимает гостей с 11-30 до 18-30.

Доступ в помещение с фреской строго ограничен. И прежде придется купить на осмотр Тайной вечери билеты, позволяющие в течение 15 минут находиться в трапезной.

С ними, кстати, все совсем непросто: будучи одной из главных достопримечательностей Милана, Тайная Вечеря пользуется сумасшедшей популярностью у гостей города. Билеты на нее раскупают за 2 месяца вперед, поэтому шансы посмотреть Вечерю «с наскоку» весьма призрачны. Не продаются билеты и с рук, за чем строго следит служба безопасности.

Таким образом, для тех, кто лишь готовится к поездке в Италию и хочет увидеть Тайную вечерю воочию, остается лишь один приемлемый вариант – онлайн-бронирование.

Где купить билеты на Тайную Вечерю

Тайная Вечеря всегда пользовалась сумасшедшим спросом в Милане, но когда мы впервые написали эту статью [в 2013-м году], то с билетами все равно было немного проще. Сейчас [в 2018], пересматривая доступные способы взять билеты, нужно признать, что все усложнилось еще сильнее.

Ограничение количества билетов в продаже привело к тому, что многие операторы безбожно завышают цены. Нередко доходит до того, что путешественники готовы выложить до $100 за билет, лишь бы увидеть фреску. Тем не менее, несколько способов попасть на осмотр Тайной вечери за адекватные деньги все же есть.

Способ 1: Weekend in Italy

Сайт, на котором можно поискать билеты, не переплачивая за экскурсию, – Weekend in Italy . Здесь билеты можно найти довольно часто, потому что сайт является главным поставщиком для многих зарубежных агентств, но есть свои особенности.

Билеты на Тайную Вечерю здесь доступны только в комплекте с еще одной покупкой. Например, Вы можете объединить посещение Вечери с билетом в Галерею Брера, Атлантическим кодексом Леонардо в библиотеке Амброзиана или взять Milano Card на 24 часа. Если выбрать только Тайную Вечерю, то система просто не пустит Вас к этапу покупки билета .

Поскольку эти достопримечательности являются одними из наиболее знаковых в Милане, это отличный способ составить интересный план сразу на целый день.

Кстати, Тайная Вечеря далеко не единственная достопримечательность Италии, билеты для посещения которой стоит бронировать заблаговременно. Более подробно о таких местах мы уже и рекомендуем статью всем, кто хочет «взять» от отпуска в Италии по максимуму.

Способ 2: Экскурсия с посещением Тайной вечери

Еще один способ посмотреть “Тайную вечерю” – сделать это в рамках англоязычной экскурсии. Так поступают очень многие иностранцы, и не только русскоговорящие. Потому что нередко гораздо проще и дешевле сходить на экскурсию [пусть и на английском языке], чем покупать у перекупщиков билеты по неадекватно завышенным ценам.

Посмотреть подробное описание экскурсии и оформить заказ на участие можно на этой странице .

Что делать, если билетов на нужную дату нет (дополнение 2017-го г.)

Когда BlogoItaliano узнал о такой критической ситуации с билетами, мы связались со знакомым гидом Оксаной в Милане (отзыв о ней ) и поинтересовались, можно ли что-то сделать, чтобы читатели BlogoItaliano все-таки смогли попасть на просмотр фрекси даже с таким ажиотажем по билетам.

И Оксана обнадежила

Оказывается, она периодически помогает путешественникам, заказывающим у нее экскурсию “По следам Леонардо да Винчи”, попасть на просмотр фрески. Притом, нередко билеты удается достать даже по цене кассы. По словам Оксаны, 100%-ую гарантию посещения фрески она не дает, но за долгие годы практики у нее был лишь один случай, когда туристы не смогли попасть внутрь.

Если Вы были внимательны, то, наверное, заметили, что речь идет только о билетах в дополнение к экскурсии . Но это трехчасовая экскурсия на русском языке с одним из самых востребованных гидов в Милане.

Кстати, помимо Тайной вечери Леонардо да Винчи, в экскурсию также входит посещение еще одного шедевра мастера в замке Сфорцеско и его же картины “Портрет музыканта” в галерее Амброзиана. Ну а для самых стойких почитателей гения Оксана включает в экскурсию и Музей, посвященный изобретениям Леонардо.

Связаться с Оксаной, чтобы уточнить у нее детали экскурсии, можно по e-mail или через форму обратной связи ниже.

Само название знаменитой картины да Винчи «Тайная вечеря» несет в себе сакральное значение. Действительно многие полотна Леонардо овеяны ореолом загадочности. В «Тайной вечере», как и во многих других работах художника, прослеживается много символизма и скрытых посланий.
Недавно была завершена реставрация легендарного творения. Благодаря этому удалось узнать немало интересных фактов, связанных с его историей. Смысл картины до сих пор остается для многих мутным и не совсем ясным. Вокруг скрытого смысла «Тайной вечери» рождаются всё новые и новые догадки.
Леонардо да Винчи - одна из самых загадочных личностей в истории изобразительного искусства. Одни чуть ли не причисляют художника к лику святых и сочиняют ему хвалебные оды, другие, напротив, считают его богохульником, продавшим душу дьяволу, при этом никто не сомневается в гениальности великого итальянца.

История создания картины

Сложно верится, но картина «Тайная вечеря» была написана в 1495 году на заказ миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то, что правитель славился своей распутной жизнью, у него была очень скромная и благонравная жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.
Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом тзаказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.



Свое уникальное творение художник завершил в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метров вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что, впоследствии, сыграло с ним злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.
Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие на одной из стен трапезной в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) находится гораздо ближе, чем мы думаем. 1. Личности апостолов, изображенных на полотне, неоднократно были предметом споров. Судя по надписям на репродукции картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо) Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.




2. Многие историки считают, что эта картина изображает евхрастию (причащение), поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Правда, существует и альтернативная версия. О ней пойдет речь ниже…
3. Многие еще со школьного курса знают историю о том, что сложнее всего да Винчи во время написания картины дались Иисус и Иуда. Изначально художник планировал сделать их воплощением добра и зла и долго не мог найти людей, которые бы послужили моделями для создания его шедевра.
Однажды итальянец во время службы в церкви увидел в хоре юношу, настолько одухотворенного и чистого, что не оставалось сомнения: вот оно - воплощение Иисуса для его «Тайной вечери».
Последним персонажем, прототип которого художнику так и не удавалось до последнего найти, был Иуда. Художник часами бродил узкими итальянскими улочками в поисках подходящей модели. И вот спустя 3 года, да Винчи нашел то, что искал. В канаве валялся пьяный мужчина, который уже давно находился на краю социума. Художник приказал привести пьяницу в его мастерскую. Мужчина практически не держался на ногах и слабо соображал, куда он вообще попал.


После того как образ Иуды был завершен, пьяница подошел к картине и признался, что где-то уже ее раньше видел. На недоумение автора мужчина ответил, что три года назад его было не узнать: он пел в церковном хоре и вел праведный образ жизни. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.


Так, по предположениям историков, Иисус и Иуда были написаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Этот факт служит метафорой того, что добро и зло идут рука об руку и между ними очень тонкая грань.
4. Самым спорным считается мнение о том, что по правую руку от Иисуса Христа расположен вовсе не мужчина, а не кто иной, как Мария Магдалина. Ее месторасположение указывает на то, что она была законной женой Иисуса. Из силуэтов Марии Магдалины и Иисуса образовывается буква «М». Якобы она означает слово «Matrimonio», которое переводится как «брак».


5. По мнению некоторых ученых, необычное расположение учеников на полотне не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина - девой.
6. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время Второй мировой войны в результате попадания снаряда в здание церкви, было разрушено практически всё, кроме стены, на которой была изображена фреска.
Однако в 1566 году местные монахи проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам картины. уть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце ХVII века из трапезной и вовсе сделали конюшню.
7. Не менее интересны размышления жрецов искусства о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо нарисовал опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку.


8. Существует предположение, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - это на самом деле автопортрет самого да Винчи. И, учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более, чем вероятна.
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. Мария Магдалина или апостол Иоанн?

    Истинно, нет на свете тайного, что когда-нибудь не стало бы явным, ибо рукописи не горят. И мы продолжаем развенчивать один из самых бессовестных исторических мифов, относительно опороченного христианской Церковью имени Марии Магдалины . От недавнего для нас стало иметь принципиально важное значение освещение этой темы, потому как сам Ригдена Джаппо с огромным уважением отзывается о ней и её "великом подвиге", в которому мы обязательно прийдем позднее, чему свидетельствуют изложенные в книге "Сэнсэй 4. Исконный Шамбалы " материалы, описывающие совершенно неизвестную историю этой загадочной и прекрасной женщины. Совсем скоро в разделе "Исконные Знания " мы выложим подробное содержание этого бесценного, на наш взгляд, литературного произведения.

    «Тайной вечеря» — одно из выдающихся произведений эпохи Ренессанса. И одно из самых загадочных. Сегодня над расшифровкой символов фрески работают лучшие искусствоведы. Редакция Интересно знать собрала самые интересные догадки, версии и доказанные факты об одной из самых узнаваемых работ Леонардо да Винчи.

    «Тайная вечеря»

    Знаменитая фреска находится в трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие(Милан, Италия). И была заказана патроном художника — миланским герцогом Людовиком Сфорца. Правитель был приверженцем откровенно распутной жизни, и красивая и скромная жена Беатриче д’Эсте нисколько не мешало молодому герцогу жить так, как он привык. Жена, к слову, любила его сильно и искренне, да и сам Людовик по-своему был к ней привязан. И после скоропостижной смерти супруги герцог в скорби порядка двух недель не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом обратился к да Винчи с просьбой написать фреску, о которой еще при жизни просила его супруга. Кстати, герцог после смерти Беатриче навсегда прекратил всевозможные развлечения при дворе.

    Церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Милан, Италия)

    Да Винчи начал работу над фреской в 1495 году, ее размеры составляют 880 на 460 см. Хотя, фреской картину следует называть с небольшой оговоркой: ведь художник работал вовсе не на мокрой штукатурке, а на сухой. Эта маленькая хитрость позволяла ему редактировать картину несколько раз. И с учетом того, что «Тайная вечеря» была окончательно готова лишь 1498 году, это была техническая необходимость.

    Уже при жизни художника «последняя трапеза Иисуса Христа» считалась лучшей его работой. Согласно писанию именно во время ужина Иисус говорит апостолам о скором предательстве. Да Винчи хотел изобразить происходящее исключительно с человеческой точки зрения. И эмоции, которые испытывали апостолы, он искал среди обычных людей. Кстати, считается, что именно потому над героями нет нимбов. Чтобы изобразить реакцию на слова Учителя он часами бродил по городу, заводил разговоры с незнакомцами, смешил их, расстраивал и наблюдал переменами в лицах.

    «Тайная вечеря» в трапезной

    Работа над фреской была почти завершена, последними ненаписанными героями оставались Иисус и Иуда. Считается, что в этих героях художник заключил понятия добра и зла, и долго не мог найти моделей, подходящих на столь абсолютные образы. Но однажды да Винчи увидел в церковном хоре юного певчего. Молодой человек произвел на художника неизгладимое впечатление, и именно он стал прототипом Иисуса.

    Иуда оставался последним ненаписанным персонажем. В поисках модели художник подолгу бродил по злачным местам. Иудой «должен» был стать поистине опустившийся человек. И лишь спустя 3 года такой человек был найден — в состоянии алкогольного опьянения, в канаве, абсолютной опустившийся и грязный. Художник приказал привести пьяницу в мастерскую, где с мужчины был списан Иуда. Когда пьяница пришел в себя, он подошел к фреске и сказал, что картин же видел. Да Винчи в недоумении спросил, когда же это… И человек ответил, что 3 года назад, когда он пел в церковном хоре, к нему подошел некий художник с просьбой списать с него Христа. Таким образом, согласно предположениям некоторых историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.

    Эскизы «Тайной вечери»

    Во время работы художника часто торопил настоятель монастыря, он все утверждал, что картину нужно рисовать, а не стоять перед ней в раздумьях. Тогда да Винчи пригрозил, что если настоятель не прекратит вмешиваться, он непременно спишет Иуду именно с него.

    Самой обсуждаемой фигурой фрески является ученик, расположенный по правую руку от Христа. Предположительно, художник изобразил Марию Магдалину. Считается даже, что она была женой Иисуса, и именно на это намекал да Винчи, расположив ее таким образом, чтобы контры тела Иисуса и Марии образовали букву «М» — «Matrimonio», что переводится как «брак». Однако это предположение оспаривают другие историки, считая, что на картине изображена вовсе не буква «М», а «V» — подпись художника. В пользу первой версии говорит и то, что Мария Магдалина омывала ноги Иисусу и вытирала их своими волосами, а согласно традициям, сделать это могла лишь законная жена.

    Иисус на фреске «Тайная вечеря»

    Есть также любопытная легенда, что апостолы были расположены художником согласно знакам зодиака. И если верить этой версии, то Иисус был козерогом, а Мария Магдалина — девой.

    Еще более любопытный факт — при бомбардировке в период Второй мировой почти все здание церкви было разрушено, кроме стены с фреской. Сами люди в целом мало берегли шедевр эпохи Ренессанса, и относились к ней далеко не милосердно. Например, после потопа 1500 года, который нанес картине серьезный ущерб, она так и не была отреставрирована. В 1566 году в стене «Тайной вечери» была проделана дверь, которая «покалечила» героев фрески. А в конце XVII века трапезную переоборудовали в конюшню.

    Иисус и Мария Магдалина

    Историки, кстати, расходятся во мнении о еде, изображенной на фреске. К примеру, вопрос о том, что за рыба изображена на столе — сельдь или угорь — все еще открыт. Ряд исследователей считают, что эта неоднозначность была изначально задумана да Вични. Вопрос в некотором роде чисто языковой: по-итальянски «угорь» произносится как «аринга», и если удвоить «р», то получится совершенно другой смысл – «арринга» (наставление). В то же время в Северной Италии «сельдь» произносится как «ренга», и в переводе имеет также значение «тот, кто отрицает религию», и сам да Винчи как раз был и таких. Кстати, возле Иуды расположена опрокинутая солонка, издревле считающаяся плохой приметой, а изображенные на картине стол и посуда являются точной копией тех, что были в церкви на момент создания картины.