Специальная оценка условий труда. Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда Нововведения в области обеспечения безопасности условий труда

Для того, чтобы оценить реальные условия труда на конкретных рабочих местах, проводится их аттестация. В ходе этой процедуры изучаются все производственные факторы, при воздействии которых создается угроза здоровью или жизни работников. А потом на основе полученных данных составляется план мероприятий, направленных на снижение производственных рисков для человека и обеспечение нормальный условий труда.

В соответствии с утвержденным в 2011 году Порядком аттестация рабочих мест в Москве проводится на всех рабочих местах и на всех производственных объектах. В тех случаях, когда условия работы на нескольких участках предприятия схожи (т.е. имеется одинаковое технологическое оснащение и график работы, воздействие одних и тех же вредных (опасных) производственных факторов), то допускается обследование и аттестация 20 процентов общего количества рабочих мест на этих участках.

На всех рабочих местах процедура оценки условий труда проводится в строгом соответствии с действующими в нашей стране нормативными актами, в том числе с санитарно-гигиеническими правилами, отраслевыми нормативами по обеспечению производственного персонала спецодеждой и другими индивидуальными защитными средствами.

Сроки, порядок действий, состав аттестационной комиссии, требования к рабочим местам и прочие вопросы подробно расписаны в Приказе Минздравсоцразвития №342. Чтобы ускорить процесс аттестации и избежать ошибок, обращайтесь за помощью в Москве в ООО «Гарант». Наши специалисты хорошо знают действующий регламент аттестации рабочих мест по условиям труда, детально изучили последние изменения к нормативным актам. При нашей поддержке аттестационные мероприятия пройдут быстро и с минимальными, обоснованными расходами для вашего предприятия.

Аттестация рабочих мест по условиям труда 2016. Какие изменения нужно учесть?

Российское законодательство совершенствуется, потому в него время от времени вносятся определенные корректировки. Два года назад такие поправки были внесены в регламент аттестации рабочих мест по условиям труда. Эти изменения явились следствием принятия нового федерального закона и корректировки Трудового кодекса страны.

В чем они заключаются?

Во-первых, аттестация рабочих мест в 2016 году перешла в разряд специальной оценки условий труда. Соответственно, ее правила претерпели значительные изменения. Такие пертурбации не случайны. Спецоценка имеет уже другой статус, поэтому принудит предприятия соблюдать утвержденный порядок оценки рабочих мест.

Для справки. По данным статистики, около 35% ранее выявленных нарушений на предприятиях - допуск персонала к работе без сдачи правил ОТ и ТБ, игнорирование или формальное проведение аттестации рабочих мест.

Во-вторых, Фондом соцстраха бухгалтерская отчетность предприятия принимается теперь только при наличии в ней отметки о проведенной специальной оценке. Как связаны между собой аттестация рабочих мест в г. Москва и социальное страхование? Дело в том, что по итогам аттестации (теперь специальной оценки условий труда) каждому рабочему месту устанавливается категория вредности. А размер страховых взносов рассчитывается как раз с учетом этого параметра. Чем выше класс вредности производства, те, соответственно, больше средств придется вносить в Фонд соцстраха. Если предприятие затянуло с проведением спецоценки условий труда, оно не сможет вовремя сдать отчетность. А это приведет к серьезным санкциям со стороны госорганов. Таким образом, что спецоценку рабочих мест волей-неволей предприятию придется организовывать, ответственность юрлиц и ИП повышается.

В-третьих, спецоценка - это та же аттестация рабочих мест, только по новым правилам. В ее задачу также входит:

  • выявление соответствие условий труда на рабочих местах действующим в России нормативам;
  • анализ вредных и опасных производственных факторов на предмет их воздействия на персонал предприятия;
  • поиск рабочих мест, где условия труда неудовлетворительные из-за серьезного воздействия вредных/опасных факторов на производстве.

По результатам спецоценки работникам предприятия могут начисляться компенсации и льготы.

В-четвертых, до 2014 года аттестация рабочих мест в Москве проводилась в основном на предприятиях, где имеются реальные источники опасности для персонала. Например, на производственных объектах, использующих механизмы, ручной инструмент, технологическое оборудование, транспорт. В 2016 году спецоценку должны проводить абсолютно все предприятия Москвы и на всех рабочих местах. Оцениваются условия труда даже в офисах. Исключение составляют рабочие места надомников и удаленных сотрудников.

Более детально об аттестации рабочих мест в 2016 году и последних изменениях в ее регламенте вам расскажут сотрудники ООО «Гарант». Мы проконсультируем вас по всем нюансам этой процедуры.

Как проводится аттестация рабочих мест в г. Москва?

Результаты аттестации рабочих мест необходимы для решения целого ряда задач:

  1. для составления плана мероприятий по ОТ;
  2. для организации периодических медосмотров;
  3. для снабжения работников индивидуальными защитными средствами;
  4. для сертификации производства;
  5. для расчета компенсаций, досрочной трудовой пенсии (на вредных производствах) и прочих льгот;
  6. для статистического анализа по условиям труда на предприятии.

Так как аттестация рабочих мест в 2016 году проводится по новым правилам, то целесообразно обратиться за содействием в ее проведении к специалистам. В Москве квалифицированную помощь вашему предприятию окажет ООО «Гарант». Стоимость наших услуг зависит от ряда факторов: численного состава коллектива, особенностей производства и т.п. Но в любом случае она обоснована и демократична. Мы организуем аттестацию рабочих мест на вашем предприятии по всем правилам, проведем ее в сжатые сроки, оформим необходимые бумаги по ней.

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут (п. 2 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113). Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. "г" п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

Методика проведения специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Результаты аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В п. 4 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113 Минтруд России подчеркнул, что это обязанность, а не право плательщика страховых взносов.

Если в результате аттестации рабочего места, проведенной до 1 января 2014 г. условия труда признаны вредными или опасными, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в размере от 2 до 8 процентов в зависимости от подкласса условий труда (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171). В связи с этим Минтруд России разъяснил следующее: если налогоплательщик не может документально подтвердить подкласс вредных условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4 (п. 2 Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Как начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам при наличии у организации актуальных результатов аттестации только части рабочих мест, Минтруд России указал в п. 3.5 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113. Если по результатам аттестации условия труда работника, занятого на работах, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, признаны вредными и опасными, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч. 1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, в п. п. 7, 8 данного Письма Минтруд России отвечает на вопрос, как определить сумму страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда. В такой ситуации страховые взносы начисляются по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты.

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов до 31 декабря 2014 года включительно (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

В дополнение следует добавить, что расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются в целях УСН (Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528 (направлено Письмом ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877)). Позиция финансового ведомства не является бесспорной. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 20.08.2014.

Также отметим, что эти расходы можно возместить за счет начисленных в ФСС РФ взносов на травматизм (п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н в редакции Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)).

Если предприятие достаточно крупное, да к тому же и с неблагоприятными условиями труда, то большая роль отводится организации рабочих мест. С этой целью периодически проводится ряд мероприятий, которые призваны выявить воздействие вредных условий на человека и свести его к минимуму.

Сегодня существует ряд стандартов, которым должно соответствовать то или иное производство. И если обходить их стороной, то может пострадать не только персонал. И на само предприятие могут быть наложены существенные санкции.

Стоит отметить, что процедура анализа состояния рабочих мест время от времени претерпевает изменения. Последние глобальные коррективы вступили в силу с начала 2014 года.

По каким правилам будет проходить аттестация производства в 2019 году

Стоит отметить, что сегодня в законодательстве такого понятия, как «аттестация рабочего места» уже нет. На смену ему пришла специальная оценка условий труда. Порядок ее проведения урегулирован законом № 426-ФЗ, а также другими подзаконными актами. Если же говорить о новшествах 2016 года, то будет ужесточена ответственность по отношению к тем работодателям, которые не провели оценку, либо сделали это вопреки установленным правилам.

Не исключено, что в 2019 году от проведения оценки могут освободить представителей малого и среднего бизнеса. Во всяком случае, подобный законопроект уже несколько раз вносился на рассмотрение в стены парламента. Однако пока оценка будет нужна для всех. Если же предприятие уже проходило аттестацию до 2014 года, то в 2019 в этом не будет необходимости. Все дело в том, что по уже упомянутому нами закону оценка предприятия проходит не чаще, чем 1 раз в пять лет.

Если же компания не имеет вредных или опасных условий труда, то она будет обязана периодически подавать соответствующую декларацию. За игнорирование этого требования может быть наложен штраф вплоть до 80 тысяч рублей.


Производить оценку трудовых условий должна независимая организация, которая в установленном порядке прошла аккредитацию на государственном уровне. Когда подходящая фирма выбрана, с ней заключается договор. Его условиями предусмотрено создание специальной комиссии. Ее членами будут представители экспертов, а также руководства компании.

Кроме того, делегировать своих сотрудников должны и службы по охране труда, а также профсоюзы, (если таковые на предприятии были созданы). После подписания договора должна начаться работа, которая предусматривает такие пункты:

  • Анализ условий производства в части их соответствия действующему законодательству, и установленных нормативов в зависимости от вида производимой продукции;
  • Тест на предмет соблюдения общих правил гигиены;
  • Уровень травмоопасности на каждом конкретном рабочем месте;
  • Обеспечение людей рабочей одеждой, и там, где это нужно, средствами специальной защиты.

В результате исследования данных параметров определяются меры по устранению выявленных нарушений. Кроме того, результаты работы комиссии лягут в основу единой информационной базы, которая будет доступна для пользователей уже в начале 2019 года.

Если же говорить о документах, которые необходимы для проведения оценки, то в их число входит:

  • приказ по компании относительно проведения аттестации;
  • договор с организацией, которая будет проводить исследования;

Кроме того, на руках у предприятия должен быть отчет, в котором описываются общие условия труда, а также выявленные недостатки. Кроме того, необходимо перечислить меры, призванные устранить нарушения. Причем, они должны касаться каждого рабочего места.

Ответственность за отсутствие аттестации рабочего места

Ее меры перечислены в ряде статей КоАП РФ. Например, в статье 5.27 идет речь о том, что должностные лица предприятий могут понести санкции в виде штрафа, который может достигать до 5 тысяч рублей. Кроме того, сама компания может быть наказана санкциями, сумма которых достигнет предела в 50 тысяч рублей.

Однако это еще не все. Если нарушение было зафиксировано повторно, то на компанию может быть наложен штраф в сумме 70 тысяч рублей. Кроме того, должностным лицам грозит отстранение от занимаемого поста на срок до трех лет.

Кроме того, не исключены и нарушения в работе аттестационной комиссии. Тогда пределы ее ответственности должны быть детально прописаны в договоре. Такие пункты, прежде всего, будут в интересах предприятия, поскольку оно сможет защитить собственные интересы в случае наличия конфликта.

Когда проверка рабочих мест необязательна

Прежде всего, это касается случаев, когда на фирме трудится один человек, по совместительству являющийся и ее учредителем. То же самое касается и случаев, когда большинство сотрудников предпочитают удаленный вариант работы. Часто бывает и так, когда сразу в компании несколько человек занимают одну должность. Тогда среди них проверки подлежит только пятая часть всех рабочих мест. Арендатор офиса в лице одного человека также подпадает под аттестацию, за исключением случаев, когда его работа не связана с неблагоприятными условиями труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда претерпела кардинальные изменения: они коснулись не только самой процедуры ее проведения, но и определения размера страховых взносов в Фонд социального страхования, на основании полученных после аттестации данных. О новых правилах проведения спецоценки условий труда на предприятиях розничной торговли в 2016 году и о штрафных санкциях для работодателей, которые не выполнят данную обязанность, вы узнаете из нашей статьи.


Нужно ли проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда в 2016 году?

В 2014 году вступил в силу Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» . Данный документ пришел на смену Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ №342н, который утверждал Порядок аттестации мест по условиям труда. Теперь же, с введением нового закона, изменилось и название процедуры – на смену привычной «аттестации рабочих мест по условиям труда» на всех предприятиях нашей страны повсеместно проводится «специальная оценка условий труда».


Необходимо сказать о том, что широко обсуждался общественностью законопроект, который долгое время находился на рассмотрении в Государственной думе нашей страны. Законопроект предлагал отменить специальную оценку условий труда для предприятий малого и среднего бизнеса. Но данная инициатива была отклонена, а свое решение законодатели аргументировали тем, что если специальная оценка труда не будет проводиться на предприятиях малого и среднего бизнеса, то работодатели не смогут получить скидки по взносам на травматизм, которые они обязаны уплачивать в Фонд социального страхования в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Почему же была отменена аттестация рабочих мест по условиям труда? Во-первых, по словам специалистов, подобная аттестация зачастую признавалась неэффективной и не просто не могла обезопасить работников организаций от вредных факторов и несчастных случаев, но и осуществлялась руководителями предприятий «спустя рукава» и «для галочки». В случае же, если на предприятии не была проведена аттестация рабочих по условиям труда, штрафные санкции за такое нарушение были незначительными, что позволяло работодателям не придавать аттестации особого значения. Да и после проведения аттестации рабочих мест, работники предприятий допускались к своим рабочим местам, которые по разным причинам аттестацию не прошли.

Что же касается специальной оценки условий труда работников, то теперь за ее не проведение работодателей ждут серьезные штрафы. Изменилась и сама процедура, методики ее проведения, а также алгоритм представления ее итогов в госорганы. Рассмотрим данные аспекты подробнее.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда?

Для начала разберемся с термином «Специальная оценка условий труда». Это, согласно Федеральному закону, единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. При проведении спецоценки учитывается отклонения от фактически значений нормативов, как правило гигиенических, условий труда.

Цель процедуры – определить. если в организации вредные и опасные условия труда работников, соответствует ли безопасность рабочих мест фирмы требованиям закона. Если рабочие места с вредными факторами будут выявлены, то сотрудники фирм должны получать денежные компенсации и выплаты. Специальная оценка условий труда обязательна во всех предприятиях и организациях нашей страны, вне зависимости от формы собственности и сферы деятельности – даже если это ООО, где работу выполняют сотрудники в офисе, то спецоценка должна быть проведена и здесь. Также это требование касается предприятий розничной и мелкооптовой торговли.

Порядок проведения процедуры специальной оценки условий труда подробно прописан в Федеральном законе №426-ФЗ, а в дополнение к Федеральному закону идет приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который устанавливает ряд основных документов, обязательных для заполнения в ходе процедуры: классификатор вредных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки, инструкция по заполнению формы отчета, методика проведения спецоценки. С данными документами следует ознакомиться каждому работодателю.

Какие же предприятия должны пройти процедуру специальной оценки условий труда в 2016 году? Согласно законодательству, результаты проведенной на вашей фирме аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение следующих пяти лет. Соответственно, если аттестация проводилась до 2014 года (до вступления в силу ФЗ №426), то специальную оценку условий труда вы можете отсрочить и провести только спустя 5 лет, но не позднее 31 декабря 2018 года – именно до этого срока на каждом предприятии нашей страны должна быть проведена процедура спецоценки условий труда. До 2019 года для работодателей страны действует, так называемый, «переходный период». Но есть и некие условия, при которых организация должна пройти процедуру спецоценки условий труда, не дожидаясь истечения пяти лет или наступления 2019 года. В первую очередь, не дожидаясь наступления 2019 года, спецоценку должны провести предприятия, работники которых задействованы во вредных или опасных условиях труда.

Также есть категории работников, в отношении которых специальную оценку условий труда проводить не нужно. Это наемные работники или сотрудники фирм, работающие на дому, удаленно и дистанционно, а также вступившие в трудовые отношения с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем. Что касается других фирм, то спецоценка условий труда должна проводиться для любого рабочего места, в том числе, для офисных работников.

Процедура проведения спецоценки условий труда

Если вы впервые планируете провести процедуру специальной оценки условий труда в вашей организации, в том числе на предприятии торговли, необходимо знать методику проведения спецоценки и последовательность действий, а также понимать, с чего необходимо начать и как в дальнейшем «использовать» результаты спецоценки.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы.

Начнем с того, что обязанность по проведению, а также полная оплата и финансирование процедуры специальной оценки условий труда на предприятии возлагается на работодателя. И, в первую очередь, для проведения данной процедуры работодатель должен заключить договор со специализированной организацией, проводящей специальную оценку условий труда работников.

  1. Выбор сторонней организации, которая проведет спецоценку условий труда вашей фирмы. Это первое, с чего нужно начать. Иметь дело нужно только с сертифицированными организациями, имеющими право на проведение работ по специальной оценке условий труда и только с квалифицированными специалистами. Все организации, имеющие аккредитацию для проведения процедуры спецоценки вносятся в специальный реестр, ознакомиться с которым может каждый желающий на сайте Министерства труда и социальной защиты нашей страны. Сегодня в реестре уже более двухсот аккредитованных организаций из всех регионов страны. Там же представлены их адреса, полные наименования и другая необходимая информация. В целом же, в штате сторонней организации, проводящей специальную оценку условий труда, должно быть не менее пяти квалифицированных и аккредитованных экспертов, один из которых должен иметь высшее образование по специальности в сфере гигиены труда. В 19 статье Федерального закона №426 подробно расписаны требования, предъявляемые в организации, проводящей специальную оценку условий труда. При проведении аттестации предприятия эксперты организации действуют абсолютно независимо и только в рамках законодательства.
    Читайте также: Трудовые книжки для микропредприятий могут отменить
  2. Заключение договора. После того, как организация для проведения специальной оценки труда на вашем предприятии будет выбрана, с ней необходимо заключить договор на проведение спецоценки. Как правило, это договор гражданско-правового характера.
  3. Создание комиссии для проведения спецоценки условий труда. Для того, чтобы провести процедуру спецоценки условий труда организации, ее руководитель обязан издать приказ о создании комиссии (число ее членов должно быть нечетным), приказ о составе комиссии и ее деятельности и утвердить график работ по спецоценке. В комиссию в обязательном порядке должны входить представители первичной профсоюзной организации, представитель работодателя (к примеру, для предприятий малого бизнеса – это сам руководитель организации), специалист по охране труда предприятия. Если специалиста по охране труда в вашей фирме нет, то необходимо привлечь стороннего специалиста и заключить с ним также договор гражданско-правового характера. Также с состав комиссии включается специалист сторонней организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  4. Утверждение перечня мест для проведения спецоценки. Перечень мест необходимо утвердить еще до начала проведения процедуры спецоценки условий труда. Далее эксперты организации, проводящей специальную оценку условий труда, определяют класс условий труд для каждого рабочего места фирмы. Результаты спецоценки утверждает комиссия. Для вредных и опасных условий труда эксперты в обязательном порядке присваивают определенный класс вредности. В том случае, если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте предприятия специалистами обнаружены не будут, условия труда признаются допустимыми и исследования вредных факторов не проводятся. Если вредные факторы на рабочих местах будут идентифицированы, измерения их уровня должны будут проведены в обязательном порядке. Если опасные факторы специалистами организаций выявлены не будут, то работодатель обязан заполнить и представить декларацию соответствия условий труда нормативных требованиям охраны труда.
  5. Формирование отчета. После того, как процедура спецоценки будет завершена, специалисты организации должны сформировать специальный отчет, состоящий из перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, приказа о создании комиссии, всей информации о сторонней организации, производящей спецоценку, графика проведения спецоценки, карты аттестации, таблицы, отражающей классы условий труда, ведомости о результатах спецоценки, протокола заседания комиссии, плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, заключения специалистов.

Декларирование соответствия условий труда

Если на вашем предприятии не будут выявлены опасные или вредные условия труда работников, необходимо представить в территориальную Инспекцию труда заполненную декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данный документ будет действителен в течение пяти лет. То есть, представлять декларацию необходимо всем предприятиям, в которых была проведена спецоценка условий труда и вредные факторы, угорающие жизни и здоровью граждан не были выявлены. Форма декларации утверждена Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Передать декларацию в инспекцию труда нужно не позднее месяца после того, как будет утвержден отчет о проведении спецоценки условий труда. Если же декларация не будет подана, то на работодателя может быть наложен штраф, в соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях. Декларацию в инспекцию труда можно оправить почтой.

21.08.2014

Специальная оценка условий труда

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) и 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 421-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом N 421-ФЗ вТрудовой кодекс РФ внесены поправки, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

С 1 мая 2016 г. вступил в силу Федеральный закон N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»».

В отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", работодателем подается уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - Декларация по СОУТ) с включением в нее данных рабочих мест.

Уточненная декларация подается на места, подверженные спецоценке в 2014, 2015 г. и до 1 мая 2016г. и не задекларированные до этого времени. На спецоценку, проведенную после 1 мая 2016г. и по настоящее время продолжает действие ограничение подачи декларации в 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – спецоценка). За нарушение срока и правил подачи декларации работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Декларация соответствия условий труда составляется работодателем и подается в Государственную инспекцию труда в городе Москве или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Для подачи декларации почтой

сопроводительное письмо с номером телефона исполнителя

Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н) – 1 экз. оригинал

· Декларация на электронном носителе (Word, в формате docx, (диск/ флешка)

Также декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) по ссылке: https://declaration.rostrud.ru/ .

Составление декларации и подача ее в Государственную инспекцию труда в городе Москве - это обязанность работодателя (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Декларация подается по форме согласно Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (ред. от 14.11.2016) "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" (в ред. Приказа Минтруда №642н от 14 11.2016г.)

Срок действия декларации - 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Данный срок продлевается каждые пять лет, если в этот период не возникнут обстоятельства, которые согласно ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ могут привести к прекращению ее действия (например, несчастный случай на производстве с работником, занятым на задекларированном рабочем месте) (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Реестр экспертов, проводящих СОУТ размещен на сайте Минтруда России по ссылке: http://akot.rosmintrud.ru/sout/experts/ .

Документы, необходимые для предоставления в Государственную инспекцию труда в городе Москве:

· Декларация соответствия условий труда (форма 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н) – 2 экз. (оригинал + копия)

· Заключение экспертов по результатам специальной оценки условий труда (копия)

· Титульный лист отчета («Утверждаю») (копия)

· Декларация на электронном носителе (Word, в формате docx,) (флешка, возвращаем)

· Сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда

Материалы необходимо привезти в Государственную инспекцию труда в городе Москве по адресу: