Современные художники финляндии и их картины. Современная живопись в финляндии. Официальные презентации и многолетние дружеские контакты

Величественное здание Академии художеств украшает набережную Невы между 3-й и 4-й линиями Васильевского острова. Оно представляет собой один из лучших памятников классической архитектуры.

Авторы проекта А.Ф.Кокоринов и Ж.Б.Деламот. Императорская «академия трёх знатнейших художеств» («Kolmen paataiteen akatemia») - живописи, ваяния и зодчества - была основана в 1757 году в эпоху царицы Елизаветы. За два с половиной века своей деятельности академия воспитала много поколений мастеров изобразительного искусства: живописцев, скульпторов, архитекторов. Среди них великие художники, работы которых представлены в музеях Петербурга, Москвы и многих столиц Европы.

Архитекторы и скульпторы - выпускники Академии строили и украшали многие города России и зарубежья. Многое построено ими в Петербурге. Их работы есть и в Финляндии, потому что в течение многих лет Академия художеств была местом активного общения русского и финского искусства. Лучшие финские художники были удостоены звания «академиков изящных искусств». Среди них были В.Рунеберг, КГ.Нюстрем. Но первым, конечно, должен быть назван, АЗдельфельт.

Альберт Эдельфельт (Albert Gustaf Aristides Edelfelt, 1854-1905)

Крупнейший мастер исторической живописи, портрета, бытового жанра. Первый из финских художников, известный за рубежом. Альберт"родился близ Порвоо в семье архитектора. Два года проучился в Хельсинкском университете, прежде чем решил посвятить себя живописи. Художественное образование он получил в Академии художеств в Антверпене, а затем в Париже в школе изящных искусств. В 1877-80 гг. Эдельфельт создаёт ряд картин на исторические сюжеты. Но затем художник обращается к жанровым сюжетам с натуры, в которых ярко проявилась его любовь к родной земле и интерес к жизни простых людей . Это картины: «На море», «Мальчики у воды», «Бабы из Руоколахти», «Прачки», «Рыбаки с дальних островов».

В 1881 г. А. Эдельфельт долгое время живёт и работает в Петербурге, общается с русскими художниками. В 1881 г. молодой финский художник представил свои работы на суд Петербургской академии художеств. Он имел большой успех: был избран в члены Санкт-Петербургской Академии художеств. В Царском селе ему была организована персональная выставка. Одну из картин купила императорская фамилия. Автор получил новые заказы от царской семьи , которые принесли ему известность.

Во время пребывания в Царском селе художник был представлен цесаревичу Александру, и сделал ряд работ по его заказу для Гатчинского дворца, в частности, копию картины «На море«, которая среди других его работ хранится в Эрмитаже. Бытовые зарисовки Эдельфельта: «Добрые друзья» и «В детской » - также были приобретены Александром III. Эти картины имели повторения, которые находятся в зарубежных музеях.

Заслугой Эдельфельта стала организация ряда совместных выставок в России, благодаря чему российская публика познакомилась с творчеством многих финских художников.

Главной деятельностью Эдельфельта можно назвать портретную живопись. Он много работал по заказам, в частности, царского двора, создавая официальные портреты. Но лучшими в его портретном творчестве являются: «Портрет матери художника» (1883), «Луи Пастер» (1885), «Портрет Ларин Параске» (1893), «Портрет Айно Акте» (1901).

Официальные презентации и многолетние дружеские контакты.

Первым финским художником, устроившим свою выставку в Императорской академии художеств в конце девятнадцатого века, был живописец Альберт Эдельфельт. После поездки по западной Европе в 1881 г. молодой финский художник представил свои работы на суд Петербургской академии художеств. Он имел большой успех - ему было присвоено звание академика. В Царском селе ему была организована персональная выставка. Одну из картин купила императорская фамилия.

Автор получил новые заказы от царской семьи , которые принесли ему известность. Близость художника к императорской фамилии помогла популярности финской живописи в России. Благодаря популярности и авторитету А.Эдельфельта в России искусство Финляндии было отражено на совместных финско-русских художественных выставках в Петербурге и Москве, начиная с Нижегородской выставки 1882 г.

Финские художники в Эрмитаже

В Эрмитаже представлены семь картин АЭдельфельта и ряд рисунков. Кроме упомянутой картины «На море», которая в первом варианте находится в музее Гётебор-га, надо отметить бытовую живописную композицию «Добрые друзья» (1881), повторения которой есть в Ге-теборге и Хельсинки . Близка к ней по характеру и картина «В детской » (1885), также купленная Александром III для Гатчинского дворца. Одной из наиболее демократических работ Эдельфельта является картина «Прачки» (1898, Эрмитаж), вызвавшая одобрение петербургской критики.

Жанр портрета, в котором АЭдельфельт был особо силён, представлен в Эрмитаже портретом жены актёра МХАТа М.В.Дьяковской-Гей-рот. В собрании Эрмитажа есть и примеры пейзажного мастерства финского художника. Это полотно «Вид на Порвоо » (1898) и офорт «Сосна в снегу». Надо упомянуть, что работы АЭдельфельта хранятся также в Киевском музее - картина «Рыбаки с дальних островов» и в московском музее им. А.С.Пушкина: «Портрет Варвары Мятлевой».

Кроме того в Эрмитаже есть живописные работы Юхо Рисанена, Ээро Нелимарка и Генри Эриксона.

Финские художники в Санкт-Петербургской академии художеств

Архитектор К.Г.Нюстрем (1856-1917) внёс большой вклад в архитектурный облик столицы Финляндии. Достаточно назвать роскошные здания Дома сословий, Государственного архива, украшающие окрестности Сенатской площади . Можно вспомнить бывшую таможню и пакгауз в Катаянокка, первый крытый рынок у Кауппа-тори. Но мало кто знает, что зодчий КГ.Нюстрем работал и в Петербурге. По его проекчу построено здание хирургической клиники Медицинского института на Петроградской стороне.

Нюстрем был профессором Академии художеств, и был удостоен звания академика архитектуры.

Художника Ю.Риссанена называют одним из самых самобытных, сильных и глубоко национальных талантов в финской живописи прошлого века. Он писал портреты, жанровые картины из народной жизни . После обучения в школе рисования в Хельсинки он был направлен на учёбу в Петербургскую Академию художеств, где прошёл курс под руководством И.Е.Репина в 1897-98 гг. Учёба в Петербурге, общение с русскими художниками и вся атмосфера творческой жизни в бурлящем страстями Питере, подняли творчество художника на новую высоту. После этого он много лет плодотворно работал в Финляндии и за рубежом. Об его учёбе и жизни в Питере стоит рассказать подробнее.

Риссанен Юхо (Julio Rissanen, 1873-1950)

Юхо Риссанен родился в окрестностях Куопио в семье батрака. В детстве ему пришлось тяжело, временами приходилось даже нищенствовать, когда отец-пьяница погиб (замёрз). В 1896 г Юхо Риссанен поступил в центральную художественно-промышленную школу рисования Финского художественного общества в Хельсинки , затем в Турку .

В детстве Рудольф Койву посещал Санкт-петербургскую приходскую церковную школу, где освоил финскую и русскую грамоту. С детства любил рисовать и вызвал внимание учителей в Петербурге. Его направляли на учёбу, но ему приходилось зарабатывать на хлеб. И только в 1907 г. Р.Койву удалось продолжить обучение живописи в школе рисования финского общества любителей искусства.

Там он был учеником Хуто Симберга автора знаменитого «Раненого ангела». Х.Симберг унаследовал от учителя Галлен-Каллела веру в фантазию и мистическую силу природы. Рудольф Койву затем учился в Париже в 1914 г., и в 1924 году в Италии. Вернувшись в Финляндию он примкнул к «Ноябрьской группе» круга художников, но остался верен реалистической манере и писал свои пейзажи в сдержанном, спокойном стиле импрессионизма. Намного значительней, чем художником-живописцем, Койву был рисовальщиком и иллюстратором.

Проявляя необычайно оживленную и яркую фантазию, он иллюстрировал десятки сказочных книг, в том числе финских Топелиуса «Чтение детям », немецких - «Сказки братьев Гримм», арабские сказки «Тысяча и одна ночь Шехереза-ды» и т.д. Койву с удовольствием иллюстрировал рождественские газеты, финские календари и прочие издания, развивая себя, явно получая влияние прежде всего от русских иллюстраторов, редкого действенного эффективного, ярко украшенного стиля. Его чувство юмора проявляется кроме сказочных картинок и рисунков, так же в имевших успех у современников карикатурах. Сборник (коллекция) его картин и рисунков вышла, к сожалению, уже после его смерти в 1947 г.

Шульман Карл Аллан (Carl Allan Schulman, 1863-1937)

Архитектор, человек ярких талантов и судьбы. Карл Аллан получил архитектурное образование в Финляндии, ещё в годы учёбы проникнувшись новаторскими идеями молодых финских модернистов: Э.Саари-нена, Г.Гизелиуса, А. Линдрена. Его привлекали идеи модерна. Не получив заказов на родине, молодой зодчий К.А. Шульман работает за границей: в Аргентине, Германии, Голландии, Швеции.

По возвращении на родину, он получил возможность построить курорт Халлила на Карельском перешейке. Успех этой постройки привлёк к нему внимание в Петербурге. В 1901 г. был, напротив церкви иконы Владимирской божьей матери. В конкурсе участвовали 88 зодчих. В итоге владелец дома барон фон Бессер поручил строительство Шульману. Шестиэтажный дом в стиле модерн украсил площадь своим неповторимым колоритом. Нижние этажи раскрыты крупными проёмами окон-витрин.

А по верхним этажам проходит необычная галерея, над центром которой возвышается башенка похожая на шлем богатыря. Каменные детали здания выполнены из финского горшечного камня. Они дают характерный для модерна рисунок орнамента, изображающего растения и животных. Над входом - герб владельца - барона фон Бессера. В начале XX века в этом доме размещалась приёмная императорской канцелярии, а также «Дом трудолюбия для женщин ». Сейчас дом на Владимирской реконструируется. Он будет частью торгового комплекса «Владимирский пассаж».

Дом на Владимирской это единственная в Петербурге постройка одного из зачинателей финской школы северного модерна, получившего потом широкое распространение в северной столице.

Затем его представляли и развивали питерские зодчие: ФЛидваль, Н.В.Васильев, А.Ф.Бубырь. Что касается К.Шульмана, то он много лет работал губернским архитектором г. Выборга, где им создано 10 многоэтажных домов в стиле северного модерна. Кроме того К.А.Шульман был видным деятелем Союза архитекторов Финляндии, выступал как профессиональный музыкант-дирижёр. Хоровые коллективы под его руководством выступали с успехом в Петербурге, Финляндии и за рубежом.

Грипенберг Одерт Себастьян (Odert Sebastian Gripenberg, 1850-1939)

Грипенберг Одерт Себастьян, архитектор; Родился в Куркийоки. Сын богатых и знатных родителей Одерт учился в кадетской школе в Хамина , а затем в Санкт-Петербургской военно-инженерной академии. Там он получил военно-строительную подготовку, но ушел из армии в 1875 г. Он решил стать архитектором-профессионалом. В этот период в петербургской архитектуре возникали новые приёмы застройки. Эклектика - использование приёмов прежних эпох: Ренессанса, готики, барокко - сочеталась с поисками новых декоративных деталей обработки фасадов многоэтажных домов. Таковы знаменитые постройки А.К.Серебрякова, П.Ю.Сюзора, А.Е.Белогруда.

В 1878 г. Грипенберг защитил диплом архитектора в Политехническом училище, после чего учился еще в Вене. В 1879-87 гг. он работал архитектором в Хельсинки . Первые его работы, отражают тягу к ренессансу, и явное влияние его учителя Шёс-трёма. В дальнейшем проявляется стремление к ярко выраженной сильной разбивке и членению объёмов постройки. Это такие работы как здание Общества финских писателей, Первый бизнес центр, потом старое здание «Хельсингин Саномат», здание Сберегательного банка Турку .

В 1887 г. его назначили главным архитектором Управления общественного (гражданского) строительства, откуда в 1904 году он перешел в сенат директором торгово-промышленной палаты.

Грипенберг был начальником правления Акционерного общества «Финский Театральный Дом» и исполнительным директором при создании здания Национального театра, а так же был председателем совета директоров страхового общества «Похъйола». О.С.Грипенберг был первым председателем финского клуба архитекторов в 1892-1901 гг., а так же одним из основателей Финно-язычного общества техников.

Hugo Simberg
Haavoittunut enkeli - Раненый ангел
(1903)
Сюжет картины разворачивается на узнаваемом историческом фоне: это парк Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухта Тёёлё в Хельсинки. В начале 20 века парк был популярным местом отдыха для представителей рабочих профессий, в нём располагались также благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия движется по ней в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.
На картине изображены два мальчика, несущие на носилках женоподобного ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя, его взгляд выражает то ли сочувствие к раненому ангелу, то ли презрение. Фоновый пейзаж намеренно суров и скуп, однако производит впечатление спокойствия. Нетривиальный сюжет открывает пространство для широкого спектра интерпретаций. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставляются хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела, что наводит на мысль о противостоянии жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах - знак уязвимости и эфемерности существования, однако в руке ангел держит букет подснежников - символ возрождения и выздоровления. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины, тем самым давая понять, что вопросы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение. Сам Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы.
Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих произведениях высокого и массового искусства. Клип финской метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела».

2.


Albert Edelfelt
Pariisin Luxembourgin puistossa - В Люксембургском саду Парижа.
(1887)

3.

Akseli Gallen-Kallela
Akka ja kissa - Бабка и кошка
(1885)
У Галлен-Каллелы в общем-то все картины шедевры, это действительно художник мирового уровня.
Данная картина написана в подчеркнуто натуралистической манере, однако она, несмотря на всю ее неприукрашенность, полна сочувствие и любви к самым простым и бедным людям.
Картина была приобретена Художественным музеем Турку в 1895 году и там до сих пор и находится.
Слово akka я всегда с трудом перевожу - и «баба», и «бабка».

4.

Тут я немного проявлю вкусовщину и добавлю еще одну картину Helene Schjerfbeck - по-русски мы читаем ее имя Хелена Шерфбек.
Есть и более известные картины финских авторов, но уж больно они иногда мрачные.
А здесь именно лучик света и тепла.
Картина 1882 года, Tanssiaiskengät - Танцевальные туфельки.

Основано в 1933 в Хельсинки. Первоначально объединяло 23 художника разных специальностей, к концу 1930-х – около 45. Первым председателем общества стал архитектор и художник по интерьеру Л. Е. Курпатов, с 1934 этот пост занимала Е. А. Буман-Коломийцева, с 1935 – барон Р. А. Штакельберг (в 1936 избран почетным членом), с 1936 – В. П. Щепанский. Общество устраивало ежегодные выставки работ своих членов (с присуждением денежных премий) и ежегодные благотворительные балы (обычно в Hotel Grand); действовала касса взаимопомощи, проводились товарищеские вечера, читались публичные доклады по искусству. Среди прочитанных в разные годы докладов: «Русский театр за последние 25 лет» С. М. Веселова (1935), «Русские пейзажисты» В. П. Щепанского (1936; посвящен памяти художницы М. А. Федоровой), «Культура дома» Л. Е. Курпатова (1936) и др. Общество участвовало в устройстве ежегодного Дня русской культуры, отмечаемого в день рождения А. С. Пушкина, а в 1937 – в мероприятиях, связанных со столетием со дня гибели поэта. В 1934 было решено организовать художественную мастерскую, а летом сообща снять дачное помещение для работы на этюдах.

В выставках общества участвовали: М. Акутина-Шувалова, Н. П. Белый, А. П. Блазнов, Н. Блинов, Е. А. Буман-Коломийцева, П. Варлачев, В. А. Вейнер, С. М. Веселов, В. И. Воутилайнен, Э. В. Детерс, Х. Диппель-Шмаков, С. Добровольский, П. С. Захаров, С. Г. Ирманова, И. М. Карпинский, И. Красностовский, Л. Кратц, Л. Л. Кузьмин, Н. Г. Кузьмина, И. Куркиранта, Л. Е. Курпатов, О. Курпатова, Т. Курто, А. Линденберг, П. Ломакин, баронесса М. Б. Майдель, М. Милова, М. М. фон Мингин, В. Митинин, М.Н. Немилова, М. Пец-Блазнова, Л. Платан, Г. Пресас, Ю. И. Репин, В. И. Репина, М. Романов, С. Румбин, В. П. Семенов-Тян-Шанский, М. А. Федорова, Т. Шванк, В. Шерманова-Браун, М. Н. Шилкин, А. Л. фон Шульц, Г. Шумахер, М. Н. Щепанская, В. П. Щепанский.

С началом в 1939 боевых действий СССР против Финляндии деятельность общества прекратилась и вновь активизировалась только после войны. В 1945 общество было преобразовано в Союз русских художников в Финляндии, председателем которого стал И. М. Карпинский. В следующем году эта организация стала коллективным членом Русского культурно-демократического союза, а в 1947 в художественном салоне Хэрхаммера состоялась ее первая выставка.

Библиография:

Хроника литературной жизни русского зарубежья: Финляндия (1918–1938) / Составители: Э. Хямяляйнен, Ю. А. Азаров // Литературоведческий журнал. Секция языка и литературы РАН. Институт научной информации по общественным наукам РАН. – 2006. № 20. С. 271–319.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

Фото: Sani Kontula-Webb

Портрет племянников Александра III, принадлежащий кисти одного из самых известных финских художников Альберта Эдельфельта и в Финляндии считавшийся утерянным, неожиданно обнаружился в художественном музее города Рыбинска.

Финский искусствовед Сани Контула-Вебб, уже более 10 лет изучающая финско-российские художественные связи, нашла картину случайно в Интернете, на сайте музея-заповедника Рыбинска, но под другим названием. Запрос с именем художника, вбитый в поисковике на кириллице, наверное, в сотый раз, вдруг дал неожиданный результат - глаз исследователя зацепился за изображение, не встречавшееся ранее, но показавшееся очень знакомым.

"В Финляндии картина считалась пропавшей. В российских источниках я тоже не сталкивалась с информацией о её местонахождении. Нигде раньше не печатали её репродукции. Но в Атенеуме хранятся эскизы, сделанные Эдельфельтом, и я имела примерное представление, как должен выглядеть портрет", - рассказала "Фонтанке.fi" Сани Контула-Вебб.

Фото: Sani Kontula-Webb
Сани Контула-Вебб пишет диссертацию о влиянии Академии на искусство Финляндии в период её автономии (с 1809 по 1917 г.).

Речь идёт о портрете двух племянников императора Александра III - Бориса и Кирилла, сыновей его брата, князя Владимира. Работа Эдельфельта под названием "Дети" хранится в музее Рыбинска, в техпаспорте картины, составленном ещё в 80-е годы, говорится, что на ней изображены девочки, - дети одеты в платья, а волосы у них длинные и кудрявые, в соответствии с модой тех времён. Но описание устарело.

Фото: Sani Kontula-Webb
На картине "Дети" изображены племянники императора Александра III, сыновья князя Владимира Александровича Кирилл и Борис.
Портрет был написан в 1881 году по заказу князя Владимира, который возглавлял Академию художеств, и изначально хранился в его дворце в Царском Селе. Что произошло после революции, оставалось для финских искусствоведов неизвестным. Согласно техпаспорту, она поступила в хранилище музея Рыбинска в 1921 году.

Фото: Sani Kontula-Webb
Инвентарный номер на заднике картины указывает на то, что она хранилась во дворце князя Владимира.
Стоимость картины не оценена. На аукционе Bukovskis работы Альберта Эдельфельта были проданы за суммы от 18 до 120 тысяч евро.

"Альберт Эдельфельт для Финляндии - как Репин для России, - говорит Контула-Вебб. - Он национальный, всеми любимый и почитаемый художник, который сделал блестестящую карьеру, его картины выставлялись в Академии художеств, ему предлагали профессуру". Именно портрет детей князя Владимира открыл для художника путь в фавориты российского императорского двора. После этого Эдельфельт был представлен супруге императора Александра III Марии Федоровне (Дагмар), и она заказала ему портреты своих детей - Ксении и Михаила. Затем художнику уже позировал лично Николай Второй, что считалось большим знаком уважения - официальные портреты обычно копировали либо с уже существующего, либо с фотографии.

В музее Рыбинска благосклонно отнеслись к идее финнов организовать выставку, но сначала картину предстоит отреставрировать.

На вопрос "Фонтанки.fi" о том, есть ли шанс обнаружить какие-то другие пропавшие работы финского живописца, Сани Контула-Вебб ответила с сомнением и надеждой. По её словам, существовал камерный портрет Николая Второго, который предназначался для его супруги Александры. На нём император изображён в халате в домашней обстановке: "Если он, конечно, дошел до наших дней после революции..."

Альберт Густав Аристид Эдельфельт (швед. Albert Gustaf Aristides Edelfelt, 1854-1905) — финский живописец, график шведского происхождения. Писал картины на исторические и бытовые сюжеты, портреты, пейзажи. Работал в монументальной живописи. Использовал технику пастели и акварели. Часть его работ хранится в Эрмитаже.