Смешанных композициях т к этот. Теория композиции. Сущность понятия "композиция"

К смешанному стилю относят композиции, которые не отвечают правилам построения аранжировок в массивном, линейном или линейно-массивном стилях или совмещают в себе признаки двух или всех трех стилей. Эти композиции очень разнообразны.

К смешанному стилю можно отнести:

- параллельную композицию , где все растения, разбитые на группы, для крепежа используют прямоугольную флористическую пену (оазис). В нее вставляют несколько различных групп стеблей, которые не прикрывают другими растениями. В этой композиции нет плавных переходов, отдельные блоки контрастируют друг с другом по цвету и форме, вертикальные линии поднимаются из горизонтальной растительной массы. Более подробно читай

- миниатюр ную композицию - композицию высотой, шириной и глубиной не более 10 см. Основная трудность при создании таких композиций, сохранить пропорции, поскольку и сосуд, и растительный материал, и аксессуары должны быть соизмеримы. Составлять аранжировку можно из живых или высушенных цветов.

- пейзажную композицию , изображающую, например, кусочек леса, луга, берега реки. Для составления пейзажных композиций обязательно применяют , то есть материалы не растительного происхождения (камни, ракушки, фигурки животных).

- декоративное дерево , его обычно изготавливают из искусственных или сухих цветов. Из живых цветов также возможно изготовить декоративное дерево, но это будет очень трудоемко и не практично.

Искусство, ступающее по тонкой грани гармонии, должно быть в рамках чего-то строгого, четко очерченного, незыблемого, что не позволит ему сделать этот легкий шаг от загадочного, прекрасного к некрасивому и косному. Этой сдерживающей единицей является композиция, ее типы, законы, приемы. Именно она делает все произведения искусства такими гармоничными и законченными. В статье мы разберем это понятие, виды композиции, воплощение их в различных областях этой прекрасной сферы.

Что такое композиция?

В самом общем значении слова композиция - это главный организующий элемент абсолютно любой художественной формы. Именно его задача - придать творению цельность и единство, показать мысль художника понятной и законченной, соподчинить все компоненты произведения, сложить их в систему.

Формальная . Второе название - не изобразительная, т.к. она строится из пятен и линий. Данные художественные образы не могут существовать в реальности, не имеют практической и рациональной значимости. Здесь важен не сюжет, смысл, а именно пластические формы, принципы и законы их построения. Эмоции у зрителя здесь вызывает именно художественная форма, цвета, пластика. Абстрактные образы такой композиции возникают из символов, геометрических фигур, упрощенных образов реальных предметов.

Композиция в литературе

Существует две градации видов композиции в литературе. Рассмотрим их подробнее.

Первая классификация следующая:

  • Архитектоника, внешняя композиция . Это то, что выделяется графически: разделение произведения на главы, параграфы и абзацы, наличие пролога и эпилога, различные сноски и комментарии, эпиграфы, отступления автора и проч.
  • Повествование, внутренняя композиция . Здесь уже заостряется внимание на содержании творения: образы и их система, сюжет, строение речевых ситуаций, выделение сильных компонентов текста - лейтмотива, кульминации, развязки, финала.

Следующая градация видов литературных композиций выглядит так:

  • Тематическая . В центре оказываются взаимоотношения главных героев. Дополнительно разделяется на последовательную (плавный переход от одной мысли к другой), основанную на развитии и трансформации образа литературного героя и держащуюся на сопоставлении образов литературных героев.
  • Зеркальная . При прочтении у читателя возникает ощущение, что некоторые образы, эпизоды симметричны.
  • Кольцевая (обрамленная). Произведение начинается и заканчивается одной и той же сценой.
  • Обратная . События в книге развиваются от финальной сцены к ее истокам, причинам.

Виды цветочных композиций

В заключение рассмотрим такой вид искусства, как флористика.

Виды композиций цветов здесь бывают самыми разнообразными:

  • Разновидности аранжировок из срезанных цветов: букеты, композиции в настенных, напольных, настольных, подвесных, высоких, плоских и низких вазах, в специальных подставках, макраме, корзинках, корягах, коре дерева.
  • Букет как композиция разделяется на праздничный и повседневный.
  • Формы букетных композиций: круглые, линейные, односторонние, свободно собранные, массивные, различных размеров (5-50 см).

Композиция - это важная организационная форма в искусстве. Именно она делает любое произведение завершенным, имеющим смысл, достойным эмоций зрителя, читателя. Каждый ее вид, как мы убедились, что в изобразительном искусстве, что в литературе, что во флористике имеет свои уникальные особенности, законы построения произведения художником.

К смешанному стилю относятся композиции, которые не отвечают правилам построения аранжировок в массивном, линейном и линейно-массивном стиле или которые совмещают в себе признаки двух или нескольких стилей. Это очень разнородная группа. Прежде всего, некоторые из композиций в смешанном стиле различают по размерам, а не по способу расположения растительного материала. Для другой группы смешанных композиций характерно, что растительный материал не выходит из одной общей точки - таковы композиции в пейзажном стиле и параллельные композиции. К третьей группе относятся массивные композиции необычной формы - круглые венки, продолговатые полугирлянды и гирлянды, декоративные деревья, у которых в контейнере закрепляют только «ствол». Наконец, к смешанному стилю относят аранжировки пот-э-флёр, которые составляют из искусственных цветов и комнатных растений.

Параллельная композиция.

В 80-е годы распространился зародившийся в Голландии параллельный, или европейский, стиль. Растения в параллельной композиции обычно закрепляют в прямоугольной флористической губке, которую помещают в невысокий сосуд. В губку вертикально втыкают несколько групп стеблей. Этот линейный материал не прикрывают другими растениями, хотя поверхность губки закрывают цветами, листьями, плодами, невысокими стеблями. Плавных переходов нет - контрастирующие по цвету и форме блоки располагаются один за другим, а вертикальные линии поднимаются прямо из горизонтальной массы растений. Внешне такая композиция может напоминать линейную или линейно-массивную, в зависимости от количества использованного растительного материала. Часто в параллельных композициях стремятся достичь эффекта «естественного» расположения растений.

Пейзажная композиция.

Пейзажная композиция больше подходит для выставки, чем для гостиной или прихожей - ее нужно внимательно рассматривать, а это требует времени. Цель пейзажной композиции - изобразить крошечный кусочек реальности: луг, лес, пляж. При этом необходимо соблюдать определенные правила. Емкость и подставка должны соответствовать теме композиции; не следует стремиться к натурализму - лучше попробовать воплотить задуманный образ легкими намеками, чем воссоздать настоящий сад в миниатюре. Ветка интересной формы может изображать дерево, несколько камешков - берег моря. Важно соблюдать пропорции - например, цветы вокруг «дерева» в саду должны быть небольшими. Наконец, не стоит увлекаться аксессуарами - они не должны доминировать в композиции.

Миниатюрная композиция.

Небольшая композиция при незначительном расходе растительного материала требует изрядного умения. Любая мелкая ошибка, которая осталась бы незамеченной в композиции обычного размера, в аранжировке высотой в несколько сантиметров окажется на виду. В Британии (в других странах это иначе) миниатюрой называют композицию высотой, шириной и глубиной не более 10 см. Размеры небольшой композиции не должны превышать 23 см в высоту, ширину и глубину. В композициях, предназначенных для дома, эти размеры могут строго не выдерживаться, но для выставочных аранжировок они обязательны. Основная трудность при создании небольших композиций - сохранить пропорции, поскольку сосуд, растительный материал и аксессуары должны быть соизмеримы. Такая композиция из искусственных цветов будет замечательны подарком.

Величественная композиция.

Величественные композиции достигают в высоту по крайней мере 1 м, ими украшают церкви, дворцовые помещения, холлы гостиниц и другие общественные здания. Обычно их изготавливают в массивном или линейно-массивном стиле, но для ультрасовременного интерьера прекрасно подойдет композиция в линейном стиле. Такие композиции могут быть многосторонними или предназначенными для фронтального обзора, форма конуса позволяет использовать цветы с относительно коротким стеблем. Как правило, величественные композиции треугольной формы в массивном стиле помещают на пьедестал - линейный материал в них закрывают яркими цветами и цветами-наполнителями, края сосуда маскируют вьющимися растениями. Растения чаще всего закрепляют в петельной проволоке. Для таких композиций необходимы большие емкости.

Венок.

В Великобритании венки обычно ассоциируются либо с похоронами, либо с Рождеством, хотя эти круглые композиции могут стать также замечательными настольным или настенным украшением. Существует множество способов крепления растений в венке - лучшие из них, вероятно, коричневая флористическая губка для искусственных растений. Вначале губку или лозу прикрывают короткими лиственными или хвойными веточками, затем добавляют цветы, плоды, семенные коробочки и прочее. На заключительном этапе работы прикрепляют аксессуары: ленты, игрушки, свечи.

Гирлянда и фестон.

Гирлянда представляет собой продолговатой формы цветочную композицию в массивном стиле, которую обвивают вокруг колонн, перил. Фестон - это полугирлянда, ее либо закрепляют за верхний конец вертикально, либо прикрепляют за оба конца так, что ее средняя часть провисает. Есть несколько способов создания композиций в форме гирлянды или фестона. Для основы используют свернутую в трубку петельную проволоку со мхом или веревками внутри, в продаже бывают готовые трубки из пластмассовой сетки, заполненные синтетической пеной. Самый легкий способ изготовить гирлянду - купить несколько блоков флористической губки, обернуть их тонким полиэтиленом или перекрутить полиэтилен в промежутках между блоками, как на связке сосисок. Затем закрепить растительный материал.

Декоративное дерево.

Декоративное дерево - один из самых молодых видов аранжировки, которую изготавливают из искусственных цветов. Подбирая ствол, лучше взять не ручку от швабры, а ветку с корой. Один конец ствола следует закрепить в подходящем сосуде с помощью цемента или алебастра. Когда раствор схватится, к другому концу уже можно будет прикрепить шар из флористической губки. Сначала следует замаскировать крепеж зеленью, а затем уже прикрепить по всей поверхности губки цветы, ягоды, шишки, плоды.

Пот-э-флер.

Композиция пот-э-флёр была впервые описана Вайолет Стивенсон в 1960 году. По сути она представляет собой контейнер, в который высаживают несколько комнатных растений. В землю между горшками с растениями вставляют флористический конус, и помещают туда искусственные цветы. Несмотря на ряд очевидных преимуществ такой аранжировки - растения лучше смотрятся, если их объединить в группу, искусственные цветы, которые легко заменять по сезону, оттеняют зелень домашних растений, - она не приобрела популярности. Причина в том, что пот-э-флёр не оставляет простора для фантазии аранжировщика. Собственно говоря, это вовсе не цветочная композиция, а группа комнатных растений, которую оживляют искусственные цветы.

Объединение линейных и плоскостных элементов в единую композицию является еще одним вариантом решения объемной формы.

Примером сочетания линейных элементов с плоскостью является проект памятника Третьего интернационала архитектора Татлина (1920 г.). Его образное решение было предопределено экспериментами автора в области абстрактной композиции. Башня Татлина стала одним из самых знаменитых проектов XX века и воспринимается до сих пор как символ конструктивизма.

Рис. 122


Рис. 123

Этот вид композиционного решения основывается на плоскости, которая движется в пространстве (изгибается, перекручивается, сворачивается в спиралевидные ленты и т.д.) и скрепляется линейным каркасом. Пространственное построение такой конструкции может представлять собой врезанные друг в друга плоскости и линейные элементы. Причем плоскости могут иметь различную конфигурацию (рис. 122-124).

Рис. 124

Часто линейные элементы в композициях этого вида могут быть использованы как конструктивный каркас.

В этом случае бывает выгодно использовать цвет. Разработка макета с помощью цвета может не только подчеркнуть замысел автора, но и повлиять на всю структуру композиционного решения в целом. Например, можно взять интенсивность, глубину и плотность тона в пределах одного цвета или использовать контрастные и различные по насыщенности цвета.

В композиции возможно и контрастное сочетание цвета «стенки» и цвета элементов (рис 125).

Рис. 125


Самостоятельная работа

Упражнение 1.

Макет композиции из плоскости и линейных элементов.

Цель задания: создание целостной объемно-пространственной композиции из «глухой» стенки и «ажурной» поверхности, составленной из «палочек».

Методические указания:
Используйте для основания подмакетника квадрат со стороной 200 мм. Верхний срез вертикальной «стенки» выполните по произвольной линии. Боковые срезы «стенки» сделайте перпендикулярно срезу, по которому осуществляется склеивание. Склеивать стенку с подмакетникои следует «встык» (без клапанов). Размеры стенки не должны превышать 300 мм в длину и 200 мм в высоту. Для того, чтобы поставить «стенку» на подмакетнике, следует выполнить надрезы на боковой стороне «стенки» с интервалом 2 мм. Надрезы, выполненные на лицевой стороне бумаги, позволят создать выпуклую поверхность «стенки», а надрезы, нанесенные на изнаночной стороне бумаги, позволят создать вогнутую поверхность «стенки».

Прямолинейные элементы «палочки» можно выполнить из полос бумаги шириной 10 мм и длиной не более 300 мм. Посередине каждой полосы следует выполнить надрез параллельно длинной стороне и согнуть ее ребром по линии надреза.

Элементы-«палочки» не склеиваются с поверхностью «стенки», а вставляются в прорези. С плоскостью подмакетника «палочки» склеиваются встык. Для этого их нижние края подрезаются таким образом, чтобы линии среза были параллельны поверхности подмакетника. Целесообразно вначале выполнить черновой макет композиции, для того чтобы при выполнении чистового макета избежать потерь в качестве работы.

В художественном деле определения не многого стоят. Говоря словами французского поэта и фи­лософа Поля Валери, нельзя всерьез мыслить с помощью терминов. Своеобразную классификацию приходится составлять не из любви к таблицам и определениям, а для ясности восприятия предмета.



Отличительной чертой замкнутой компози­ции является наличие полей. В этом случае це­лостность изображения проявляется в букваль­ном смысле - на каком-либо фоне компози­ционное пятно имеет четкие границы, все ком­позиционные элементы тесно связаны между собой, пластически компактны.


2.2. ОТКРЫТАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Заполненность изобразительного про­странства при открытой композиции может быть двоякой. Или это уходящие за пределы рамы детали, которые легко представить вне картины, или это большое открытое про­странство, в которое погружается фокус ком­позиции, дающий начало развитию, движе­нию соподчиненных элементов. В таком слу­чае отсутствует затягивание взгляда к цент­ру композиции - наоборот, взгляд свободно уходит за пределы картины с некоторым до­мысливанием неизображенной части.

Открытая композиция центробежка, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющей­ся траектории. Она может быть весьма слож­ной, но всегда в конечном итоге уходящей от центра. Нередко и сам центр композиции от­сутствует, вернее, композиция складывается из множества равноправных мини-центров, заполняющих поле изображения.






2.3. СИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Основная черта симметричной композиции - равновесие. Оно настолько крепко держит изоб­ражение, что является по совместительству и ба­зой целостности. Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы - стремлению к устойчивости. Строить симметричное изобра­жение легко, достаточно только определить гра­ницы изображения и ось симметрии, затем по­вторить рисунок в зеркальном отражении. Сим­метрия гармонична, но если всякое изображение делать симметричным, то через некоторое вре­мя мы будем окружены благополучными, но од­нообразными произведениями.

Художественное творчество настолько дале­ко выходит за рамки геометрической правиль­ности, что во многих случаях надо сознательно нарушать симметрию в композиции, иначе труд­но передать движение, изменение, противоречие. В то же время симметрия, как алгебра, поверяю­щая гармонию, всегда будет судьей, напомина­нием об изначальном порядке, равновесии.



2.6. ДИНАМИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Внешне неустойчивый, склонный к движению, асимметрии, открытости, этот тип композиции прекрасно отражает наше время с его культом скорости, напора, калейдоскопичности жизни, жаж­дой новизны, со стремительностью моды, с клиповым мышлением. Динамика часто исключает ве­личавость, основательность, классическую завершенность; но будет большой ошибкой считать про­стую небрежность в работе динамикой, это совершенно неравнозначные понятия. Динамичные ком­позиции сложнее и индивидуальнее, поэтому требуют тщательного продумывания и виртуозного исполнения.

Если вышеуказанные три пары композиций сопоставить друг с другом и попытаться найти взаи­мосвязь между ними, то с небольшой натяжкой мы должны признать, что первые по счету типы в каждой паре - одно семейство, а вторые - другое семейство. Иначе говоря, статичные композиции почти всегда бывают симметричными и часто замкнутыми, а динамичные - асимметричными и открытыми. Но так бывает не всегда, жесткой классификационной связи между парами не просмат­ривается, более того, определяя композиции по другим исходным критериям, приходится создавать еще один ряд, который для удобства будем называть уже не типами, а формами композиции, где определяющую роль играет внешний вид работы.





3. ФОРМЫ КОМПОЗИЦИИ

Все дисциплины проективного цикла, от начертательной геометрии до архитектурного проекти­рования, дают понятие элементов, составляющих форму окружающего мира:

Плоскость;

Объемная поверхность;

Пространство.

Используя эти понятия, легко классифицировать формы композиции. Надо только иметь в виду, что изобразительное искусство не оперирует математическими объектами, поэтому точка как гео­метрическое место пространства, не имеющее размеров, конечно, не может быть формой компози­ции. У художников точкой могут быть и круг, и клякса, и любое сосредоточенное вокруг центра компактное пятно. Те же замечания касаются и линии, и плоскости, и трехмерного пространства.

Таким образом, формы композиции, названные так или иначе, не являются определениями, а лишь приблизительно обозначаются как нечто геометрическое.


3.1. ТОЧЕЧНАЯ (ЦЕНТРИЧЕСКАЯ) КОМПОЗИЦИЯ

У точечной композиции всегда проглядывается центр; он может быть центром симметрии в бук­вальном смысле или условным центром в несимметричной композиции, вокруг которого компактно и примерно равноудаленно располагаются композиционные элементы, составляющие активное пят­но. Точечная композиция всегда центростремительна, даже если части ее как бы разбегаются от центра, фокус композиции автоматически становится главным элементом, организующим изобра­жение. Значение центра наиболее подчеркивается в круговой композиции.

Точечной (центрической) композиции присущи наибольшая целостность и уравновешенность, она легко строится, весьма удобна для освоения первых профессиональных приемов сочинения. Для точечной композиции большое значение имеет формат изобразительного поля. Во многих слу­чаях формат прямо диктует конкретную форму и пропорции изображения, или, наоборот, изображе­нием определяется конкретный формат.


3.2. ЛИНЕЙНО-ЛЕНТОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

В теории орнамента расположение повторяющихся элементов вдоль прямой или изогнутой не­замкнутой линии называется трансляционной симметрией. В общем случае ленточная композиция совсем необязательно должна состоять из повторяющихся элементов, но ее общее расположение обычно вытянуто в каком-либо направлении, что предполагает наличие воображаемой осевой ли­нии, относительно которой строится изображение. Линейно-ленточная композиция является незам­кнутой и часто динамичной. Формат изобразительного поля допускает относительную свободу, здесь изображение и поле не так жестко привязаны друг к другу по абсолютным размерам, главное - вытянутость формата.

В ленточной композиции нередко маскируется второй из трех главных признаков композиции - подчиненность второстепенного главному, поэтому в ней очень важно выявить главный элемент. Если это орнамент, то в повторяемых элементах, распадающихся на отдельные мини-изображения, повторяется и главный элемент. Если же композиция одномоментная, то главный элемент не маски­руется.


3.3. ПЛОСКОСТНАЯ (ФРОНТАЛЬНАЯ) КОМПОЗИЦИЯ

Само название предполагает заполненность изображением всей плоскости листа. Такая компози­ция не имеет осей и центра симметрии, не стремится стать компактным пятном, она не имеет ярко выраженного одиночного фокуса. Плоскость листа (целиком) и определяет целостность изображе­ния. Фронтальная композиция часто используется при создании декоративных произведений - ков­ров, росписей, орнаментов тканей, а также в абстрактной и реалистической живописи, в витражах, мозаике. Эта композиция тяготеет к открытому типу. Не следует считать плоскостную (фронталь­ную) композицию только такой, в которой видимая объемность предметов исчезает и заменяется плоскими цветовыми пятнами. Многоплановая реалистическая картина с передачей пространствен­ных и объемных иллюзий по формальной классификации относится к фронтальной композиции.





3.4. ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Было бы очень большой смелостью назвать какую-либо картину объемной композицией. Эта ком­позиционная форма выходит в трехмерные виды искусств - скульптуру, керамику, архитектуру и т. д. Ее отличие от всех предыдущих форм состоит в том, что восприятие произведения происходит последовательно из нескольких точек наблюдения, во многих ракурсах. Целостность силуэта имеет равноценное значение в различных поворотах. Объемная композиция включает в себя новое каче­ство - протяженность во времени; она рассматривается с разных сторон, не может быть охвачена единым взглядом полностью. Исключение составляет рельеф, являясь промежуточной формой, в которой объемная светотень играет роль линии и пятна.

Объемная композиция весьма чувствительна к освещенности произведения, причем основную роль играет не сила света, а его направленность. Рельеф должен быть освещен скользящим, не лобо­вым светом, но этого мало, надо еще учитывать, с какой стороны должен падать свет, так как от смены направления теней вид произведения совершенно меняется.


3.5. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Пространство формируют архитекторы и в некоторой степени дизайнеры. Взаимодействие объ­емов и планов, технологии и эстетики, которыми оперируют архитекторы, не является прямой зада­чей изобразительного искусства, но пространственная композиция становится объектом внимания художника в том случае, если она строится из объемных художественно-декоративных элементов, каким-либо образом расположенных в пространстве. Во-первых, это сценическая композиция, вклю­чающая в себя декорации, бутафорию, мебель и т. д. Во-вторых - ритмическая организация групп в танце (имеются в виду цвет и форма костюмов). В-третьих - выставочные комбинации декоратив­ных элементов в залах или витринах. Во всех этих композициях активно используется пространство между предметами.

Как и в объемной композиции, здесь большую роль играет освещение. Игра света и тени, объема и цвета может кардинально изменить восприятие пространственной композиции.

Нередко путают пространственную композицию как форму с картиной, передающей иллюзию пространства. В картине нет реального пространства, по форме это плоскостная (фронтальная) ком­позиция, в которой расположение цветовых пятен последовательно как бы удаляет предметы от зри­теля в глубину картины, но само построение изображения идет по всей плоскости.

3.6. КОМБИНАЦИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ ФОРМ

В реальных конкретных произведениях формы композиции в чистом виде встречаются не всегда. Как вообще все в жизни, композиция картины или изделия использует элементы и принципы разных форм. Лучше и точнее всего отвечает чистой классификации орнамент. Кстати, именно орнамент был той основой, на которой прежде всего выявились закономерности и формы композиции. Стан­ковая картина, монументальная роспись, сюжетная гравюра, иллюстрация часто не вписываются в геометрически упрощенные формы композиции. В них, конечно, нередко проглядывают и квадрат, и круг, и лента, и горизонтали, и вертикали, но все это - в сочетании друг с другом, в свободном движении, в переплетении.



Комбинация ленточной и фронтальной композиций


Комбинация центрической и ленточной композиций


4. ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

Если взять несколько геометрических фигур и попытаться сложить их в композицию, то придется признать, что с фигурами можно сделать только две операции - или их сгруппировать, или нало­жить друг на друга. Если какую-то большую монотонную плоскость надо превратить в композицию, то, скорее всего, эту плоскость придется расчленить на ритмический ряд любым способом - цве­том, рельефом, прорезями. Если необходимо зрительно приблизить или отдалить предмет, можно воспользоваться приближающим эффектом красного пвета или удаляющим эффектом синего цвета. Короче говоря, существуют формальные и в то же время реальные приемы композиции и соответ­ствующие им средства, которыми художник пользуется в процессе создания произведения.


4.1. ГРУППИРОВКА

Этот прием является самым распространенным и, в сущности, самым первым действием при со­ставлении композиции. Сосредоточие элементов в одном месте и последовательное разрежение в другом, выделение композиционного центра, равновесие или динамическая неустойчивость, стати­ческая неподвижность или стремление к движению - все по силам группировке. Любая картина прежде всего содержит элементы, так или иначе взаиморасположенные относительно друг друга, но сейчас речь идет о формальной композиции, поэтому начнем с геометрических фигур.

Группировка вовлекает в композицию и пробелы, то есть расстояния между элементами. Группи­ровать можно пятна, линии, точки, теневые и освещенные части изображения, теплые и холодные цвета, размеры фигур, текстуру и фактуру - словом, все, что зрительно отличается одно от другого.


4.2. НАЛОЖЕНИЕ И ВРЕЗКА

По композиционному действию это группировка, перешагнувшая границы фигур. Размещение элементов или их фрагментов один под другим, частичное перекрытие силуэтов являются моделью композиционной схемы картины при передаче ближних, средних и дальних планов, линейной и воз­душной перспективы. Особенно эффектно этот прием выглядит тогда, когда одновременно исполь­зуется изменение цвета, контраста и масштаба с удалением планов.




4.3. ЧЛЕНЕНИЕ

В скульптуре есть два практических метода работы. По первому методу глина частями накладыва­ется на каркас и постепенно наращивается до нужной формы. По второму методу берется приблизи­тельно общая масса фигуры и затем убирается вся лишняя глина, форма как бы освобождается от ненужных масс. Нечто подобное происходит и при рождении композиции. Группировка и наложение аналогичны первому методу скульптора, а членение напоминает второй метод, то есть прием члене­ния извлекает детальную композиционную структуру из большой монотонной поверхности.

Членение - вторичный прием, он, в общем-то, является обратной стороной группировки и имеет дело с уже имеющейся композиционной основой, давая произведению ритмическую выразитель­ность. Типичный пример построения композиции с помощью членения - живописные полотна Фи­лонова. В них каждый фигуративный элемент композиции разбивается на ряд цветовых пятен, что придает работе особое своеобразие, и с точки зрения композиции картина воспринимается прежде всего как совокупность этих ячеек цвета, а уж потом - как изображение фигур и предметов. Прием членения широко применяется в архитектуре от античных ордеров и готических храмов до конструк­тивизма двадцатого века.




Мы отметили, что, независимо от конкретных художественных задач, жанров, манер, образов, нравственных посылок, художник при создании композиции использует всего несколько формаль­ных приемов. Бесконечно широкий диапазон конкретных результатов обеспечивают те средства, те инструменты композиции, которые, оставаясь формальными, являются уже носителями эстетичес­ких категорий, отвечают нашему чувственному восприятию мира. Это и ритм, и контраст, и цвет, и чувство пропорции, и другие проявления нашего осознания порядка в природе.

Отдать предпочтение какому-либо из средств композиции, принять их неравнозначность совер­шенно невозможно, поэтому в этой работе последовательность их рассмотрения - чистая случай­ность. Правда, одно из средств можно по порядку поставить первым. Композиция, как правило, на­чинается с выбора определенного формата - вот это и будет первым средством композиции.

4.4. ФОРМАТ

В подавляющем большинстве картины прямоугольны. Отсюда вытекают три возможных форма­та - вертикальный, горизонтальный, квадратный. Такие формы композиций, как центровая, скорее всего потребуют квадратного поля, линейно-ленточная - активно вытянутого формата, фронталь­но-плоскостная в зависимости от конкретной задачи может вписаться в любой формат. Панорамный пейзаж или портрет, многофигурная картина или орнаментальная роспись - каждая из композиций требует своего формата, причем существенное значение имеет не только соотношение сторон, но и абсолютная величина формата. У художников-графиков эмпирически выведен такой закон: чем меньше композиция, тем относительно большими должны быть поля работы. Экслибрисы, товарные знаки, эмблемы, любые подобные графемы хорошо смотрятся на листах, в которых поля значительно боль­ше самого изображения. Для композиции размером с ватманский лист поля должны быть совсем небольшие (3-5 см).

Формат, если он задан заранее, непосредственно становится одним из средств композиции, пото­му что соотношение сторон и абсолютный размер листа сразу определяют возможные формы компо­зиции, степень ее детализации, дают как бы зародыш композиционной идеи. Кроме прямоугольного формат может быть овальным, круглым, многоугольным и вообще любым, в зависимости от этого меняются и композиционные задачи.


4.5. МАСШТАБ И ПРОПОРЦИЯ

Вопрос масштаба мы затронули в предыдущем параграфе. Как средство композиции масштаб работает, так сказать, стратегически. Достаточно сравнить графическую работу и монументально-декоративное произведение, чтобы понять, как масштаб влияет на форму композиции. Формальный аспект графической работы - филигранность всех ее элементов, так как она рассматривается вбли­зи. Монументальная композиция непременно имеет большую обобщенность, некоторую жесткость формы, упрощенность деталей. С увеличением масштаба повышаются требования к уравновешен­ности и целостности композиции.

Если рассматривать масштаб внутри композиции, то соотношение между элементами регулиру­ется пропорцией. Широко известное золотое сечение, то есть такое пропорциональное соотношение между элементами, когда целое относится к большей части, как большая часть относится к меньшей, воспринимается гармоничньм не только по ощущению, но и логически. Вообще говоря, масштабная пропорциональность как средство композиции применяется фактически постоянно, в любой упоря­доченности фигур или предметов. Не всякое соотношение размеров согласуется друг с другом, по­этому внутренний масштаб и пропорция - весьма тонкое средство композиции, основанное на ин­туиции.

Масштаб и пропорция являются главными средствами передачи перспективы - уменьшение эле­ментов в глубину картины создает ощущение пространства.



4.6. РИТМ И МЕТР

Ритм по определению - это равномерное че­редование элементов. Так как мы говорим о ком­позиции, то особенно нужно отметить равномер­ность чередования. Равномерность-наиболее про­стая, маршеобразная форма ритма. В композиции равномерное чередование элементов определяет­ся словом «метр» (отсюда - метроном). Самый примитивный, равнодушный и холодный метр - когда размеры элементов и размеры пробелов оди­наковы. Выразительность и, соответственно, слож­ность ритма повышаются, если интервалы между элементами постоянно изменяются.

В таком случае возможны варианты:

Чередование элементов закономерно ускоря­
ется или замедляется;

Расстояния между элементами не носят за­
кономерно-регулярного характера, а растягивают­
ся или сужаются без явной метрики.

Второй вариант имеет больше возможностей, хотя и труднее строится, - это делает компози­цию внутренне напряженной, с большей тайной.

Ритм как средство композиции часто применя­ется в сочетании с пропорцией: тогда элементы не только чередуются, но и сами изменяются по размерам в соответствии с какой-либо закономер­ностью (орнамент) или свободно.




Закономерный ритм


Свободный ритм


4.7. КОНТРАСТ И НЮАНС

Вообще говоря, контраст - близкий родственник ритма. Соседство резко отличающихся друг от друга элементов (по площади, цвету, светотени, форме и т. д.) аналогично ритмическому чередова­нию, только синкопированному, сбитому с прямого счета. Контрастность придает композиции выра­зительную мощь, с помощью контраста легко выделить главные элементы, контраст расширяет ди­намический диапазон композиции. Однако в слишком резких контрастах таится опасность наруше­ния целостности композиции, поэтому альтернативным средством выступает нюанс - успокоен­ный, снивелированный контраст.

Нюанс, создавая целостность, в какой-то момент может не оставить ничего от контраста, превра­тить композицию в вялую монотонность. Во всем нужно чувство меры. Напомним, что в Древней Греции это считалось показателем умственного развития человека.





Контраст





Три стандартных качества цвета - тон (собственно цвет), насыщенность и светлота - тесно связаны с непервичной, но для композиции очень важной характеристикой - яркостью. Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста.

Когда композиция строится в основном цветом, целостность достигается сближением пятен по светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным. Если гармонич­ность композиции строится в монохромии или близких тонах, то различие в светлоте тоже желатель­но уменьшить. Эта ситуация весьма сходна с такими средствоми композиции, как контраст или нюанс.

Часто свойство цвета используется для создания иллюзии приближения или отдаления предмета: насыщенные теплые тона как бы приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Таким образом, только с помощью цвета можно передавать пространство. Цвет как средство композиции присутствует буквально в каждом изображении независимо от его композиционных задач и форм. Вездесущность цвета дает ему право считаться универсальным и необходимым (то есть цвет нельзя обойти) средством композиции.


Объединение цветом



4.9. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ

Речь идет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь част­ным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции, которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя. Эти оси могут быть верти­кальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными (уводящими в глубину картины). Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, го­ризонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее ди­намична, она подчеркивает развитие. Особое место занимают перспективные оси. С одной стороны, они отвечают природному свойству глазного аппарата), воспринимающего предметы сходящимися в точку с удалением от зрителя в бесконечность, а с другой стороны, они втягивают взгляд в глубину картины, делают зрителя участником события. Во взаимодействии с другими средствами компози­ции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.







4.11. ФАКТУРА И ТЕКСТУРА

Фактура - это характер поверхности: гладкость, шершавость, рельефность. Фактурные показа­тели несут в себе определенные черты композиционного средства, хотя не так явно и не так катего­рично, как, допустим, ритм и цвет. Фактурой поверхности художник завершает композицию.

Фактура широко используется скульпторами, архитекторами, дизайнерами. В живописи она иг­рает если не вспомогательную, то и не самую главную роль, но иногда выступает равноправным средством художественной композиции, как, к примеру, в картинах Ван-Гога. Фактура редко исполь­зуется в графике, там значительно большую роль играет близкая родственница фактуры - так назы­ваемая текстура, то есть видимый рисунок поверхности (текстура древесины, ткани, мрамора и т. д.). Текстура имеет поистине безграничное разнообразие, во многих случаях именно текстура создает эстетическую особенность произведения.




Текстура


4.12. СТИЛИЗАЦИЯ

Это средство композиции в основном связано с декоративным искусством, где очень важна рит­мическая организация целого. Стилизация - обобщение и упрощение изображаемых фигур по ри­сунку и цвету, приведение фигур в удобную для орнамента форму. Вторая ипостась стилизованных форм - средство дизайна, монументального искусства. Наконец, стилизация применяется в станко­вом изобразительном искусстве для усиления декоративности.

Особенно широко используется стилизация при создании растительного орнамента. Природные формы, нарисованные с натуры, слишком перегружены несущественными деталями, случайной пла­стикой, обилием цветовых нюансов. Натурные зарисовки - исходный материал для стилизации. Стилизуя, художник выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упро­щает детали, находит ритмическую основу изображения. Стилизованная форма легко укладывается в любой вид симметричных преобразований, обладает устойчивостью монады в самом сложном пе­реплетении элементов.