Принцип работы органа музыкальный инструмент. Физические процессы в органных трубах. Свистковые и язычковые

Приступая к рассказу о строении инструмента орган, следует начинать с самого очевидного.

Под пультом органа подразумевают средства управления, которые включают в себя все многочисленные клавиши, рычажки смены регистров и педали.

Итак, к игровым устройствам относятся мануалы и педали.

К тембровым – переключатели регистров. Кроме них, пульт органа состоит из: динамических переключателей – швеллеров, самых разных ножных переключателей и клавиш включения копул, которые переносят регистры одного мануала на другой.

Большинство органов снабжаются копулами для переключения регистров на главный мануал. Также, при помощи специальных рычажков, органист может переключать различные комбинации из банка регистровых комбинаций.

Кроме того, перед пультом устанавливается скамья, на которой сидит музыкант, и рядом же располагается выключатель органа.

Пример копулы органа

Но обо всем по порядку:

  • Копула. Механизм, который может регистры одного мануала переносить на другой мануал, или педальную клавиатуру. Это актуально, когда надо перенести регистры звучания более слабых мануалов к более сильным, или вывести регистры звучания на основной мануал. Включаются копулы специальными ножными рычагами с фиксаторами или же при помощи специальных кнопок.
  • Швеллер. Это устройство, при помощи которого можно регулировать громкость каждого отдельно взятого мануала. При этом регулируются створки жалюзи в ящике, через который проходят трубы именно этого мануала.
  • Банк памяти регистровых комбинаций. Подобное устройство доступно лишь в электрических органах, то есть в органах с электрической трактурой. Здесь бы сделать предположение, что орган с электрической трактурой чем-то родственен допотопным синтезаторам, но духовой орган сам по себе слишком неоднозначный инструмент, чтобы можно было с легкостью допустить подобную оплошность.
  • Готовые регистровые комбинации. В отличие от банка памяти регистровых комбинаций, которые отдаленно напоминают пресеты современных цифровых процессоров обработки звука, готовые регистровые комбинации относятся к органам с пневматической регистровой трактурой. Но суть одна и та же: они дают возможность задействовать готовые настройки.
  • Тутти. А вот это устройство включает мануалы и все регистры. Вот такой вот выключатель.

Мануал

Клавиатура, иначе говоря. Вот только в органе есть клавиши для игры ногами – педали, поэтому правильней говорить все-таки именно мануал.

Обычно в органе от двух до четырех мануалов, но иногда встречаются экземпляры с одним мануалом, и даже такие монстры, которые насчитывают целых семь мануалов. Название мануала зависит от расположения труб, которыми он управляет. Кроме того, каждому мануалу присваивается свой собственный набор регистров.

В главном мануале обычно располагаются самые громкие регистры. Его также еще называют Hauptwerk. Он может располагаться как ближе всего к исполнителю, так и во втором ряду.

  • Oberwerk – чуть потише. Его трубы расположены под трубами главного мануала.
  • Rückpositiv – совершенно уникальная клавиатура. Она управляет теми трубами, которые расположены отдельно от всех остальных. Так, например, если органист сидит к инструменту лицом, то они будут располагаться сзади.
  • Hinterwerk – этот мануал управляет трубами, которые расположены в задней части органа.
  • Brustwerk. А вот трубы этого мануала расположены либо прямо над самим пультом, либо с обеих сторон.
  • Solowerk. Как можно судить из самого названия, трубы этого мануала оснащаются большим количеством сольных регистров.

Кроме того, могут встречаться и другие мануалы, но те, что перечислены выше, используются наиболее часто.

В семнадцатом веке у органов появился своеобразный регулятор громкости – ящик, через который проходили трубы с створками жалюзи. Мануал, который управлял этими трубами, назывался Schwellwerk и размещался на более высоком уровне.

Педали

Изначально у органов не было педальной клавиатуры. Она появилась примерно в шестнадцатом столетии. Есть версия, что ее придумал брабантский органист по имени Луи Ван Вальбеке.

Сейчас бывают самые разные педальные клавиатуры в зависимости от конструкции органа. Есть как на пять, так и на тридцать две педали, есть органы и вовсе без педальной клавиатуры. Их называют портативами.

Обычно педали управляют наиболее басовитыми трубами, для которых пишется отдельный нотный стан, под двойной партитурой, которая пишется для мануалов. Их диапазон на две, а то и на три октавы ниже остальных нот, поэтому большой орган может иметь диапазон в девять с половиной октав.

Регистры

Регистры – это ряд труб одинакового тембра, которые представляют собой, по сути, отдельный инструмент. Для переключения регистров предусмотрены рукоятки, или переключатели (для органов с электрическим управлением), которые расположены на пульте органа либо над мануалом, либо рядом, по бокам.

Суть управления регистрами такова: если все регистры выключить, то орган при нажатии клавиши звучать не будет.

Название регистра соотносится с названием самой большой его трубы, и каждая рукоятка относится к своему регистру.

Есть как лабиальные , так и язычковые регистры. Первые относятся к управлению трубами без язычков, это регистры открытых флейт, также есть регистры закрытых флейт, принципалы, регистры призвуков, которые, по сути, и формируют окраску звучания (микстуры и аликвоты). В них каждая нота имеет несколько более слабых обертоновых призвуков.

А вот язычковые регистры, как видно из самого их названия, управляют трубами с язычками. Они могут быть объединены в звучании с лабиальными трубами.

Выбор регистра предусмотрен в нотном стане, он пишется над тем местом, где должен быть применен тот или иной регистр. Но дело усложняется тем, что в разные времена и даже просто в разных странах регистры органов резко отличались друг от друга. Поэтому регистровка органной партии редко когда подробно уточняется. Обычно точно указывается лишь мануал, величина труб и наличие или отсутствие язычков. Все остальные нюансы звука отдаются на рассмотрение исполнителя.

Трубы

Как и следовало ожидать, звучание труб находится в строгой зависимости от их размера. Причем единственные трубы, которые звучат именно так, как и написано в нотном стане, – это восьмифутовые трубы. Меньшие трубы звучат соответственно выше, а большие – ниже, чем написано в нотном стане.

Самые крупные трубы, которые встречаются далеко не во всех, а лишь в самых крупных органах мира, имеют размер 64-фута. Они звучат на три октавы ниже того, что записано в нотном стане. Поэтому, когда при игре в этом регистре органист задействует педали, издается уже инфразвук.

Чтобы настроить небольшие лабиальные (то есть те, что без язычка), используют штимгорн. Это стержень, на одном конце которого имеется конус, а на другом – чашка, с помощью которых расширяют или сужают раструб труб органа, чем добиваются изменения высоты звука.

А вот чтобы изменить высоту звука больших труб, обычно вырезают дополнительные лоскуты металла, которые изгибаются наподобие язычков и таким образом изменяют тон звучания органа.

Кроме того, некоторые трубы могут быть чисто декоративными. В таком случае они называются «слепыми». Они не звучат, а имеют исключительно эстетическое значение.

Трактура есть и у рояля. Там это механизм передачи усилия удара пальцев от поверхности клавиши непосредственно к струне. У органа играет ту же роль и является основным механизмом управления органом.

Кроме того, что у органа есть трактура, управляющая клапанами труб (она еще называется игровой трактурой), у него есть также регистровая трактура, которая позволяет включать и выключать целые регистры.

Органные трубы

Звучащие трубы, употребляющиеся как музыкальные инструменты с самой глубокой древности, делятся на два рода: мундштуковые и язычковые трубы. Звучащее тело в них составляет главным образом воздух. Привести в колебание воздух, при чем в трубе образуются стоячие волны, можно различным образом. В мундштуковой или флейтовой трубе (см. фиг. 1) тон вызывается при вдувании струи воздуха (ртом или мехами) на заостренный край прореза в боковой стенке. Трение воздушной струи об этот край производит свист, который можно слышать, если отделить трубу от ее мундштука (embouchure). Пример - паровой свисток. Труба, служа резонатором, выделяет и усиливает соответствующий ее размерам один из многочисленных тонов, входящих в состав этого сложного свиста. В язычковой трубе стоячие волны образуются вдуванием воздуха через особое отверстие, прикрываемое упругой пластинкой (язычок, anche, Zunge), которая приходит при этом в колебание.

Язычковые трубы бывают трех родов: 1) трубы (О.), тон которых прямо обусловливается быстротой колебаний язычка; они служат только для усиления тона, издаваемого язычком (фиг. 2).

Их можно настраивать в небольших пределах, перемещая пружинку, надавливающую на язычок. 2) Трубы, в которых, напротив, установившиеся в них колебания воздуха определяют собой колебания легко податливого тростникового язычка (кларнет, гобой и фагот). Эта упругая, гибкая пластинка, периодически прерывая вдуваемую струю воздуха, вызывает колебания воздушного столба в трубе; эти же последние колебания регулируют в свою очередь соответственным себе образом колебания и самой пластинки. 3) Трубы с перепончатыми язычками, быстрота колебаний которых по желанию регулируется и изменяется в значительных пределах. В медных духовых инструментах роль такого язычка играют губы; при пении же - голосовые связки. Законы колебания воздуха в трубах с поперечным сечением настолько малым, что все точки сечения колеблются одинаково, установлены Даниилом Бернулли (D. Bernoulli, 1762). В открытых трубах у обоих ее концов образуются пучности, где подвижность воздуха наибольшая, а плотность постоянная. Если между этими двумя пучностями образуется один узел, то длина трубы будет равна половине длины, т. е. L = λ/2 ; этот случай соответствует самому низкому тону. При двух узлах в трубе поместится целая волна, L = 2 λ/2 = λ; при трех, L = 3λ/2; при n узлах, L = n λ/2. Чтобы найти высоту тона, т. е. число N колебаний в секунду, припомним, что длина волны (расстояние λ, на которое распространяется колебания в среде в то время T , когда одна частица совершает свое полное колебание) равняется произведению скорости ω распространения на период Т колебания, или λ = ωT; но T = l /N ; следовательно, λ = ω/N. Отсюда N = ω/λ, или, так как из предыдущего λ = 2L /n , N = n ω/2L . Эта формула показывает, что 1) открытая труба, при различной силе вдувания воздуха в нее, может издавать тоны, высоты которых относятся между собой, как 1:2:3:4...; 2) высота тона обратно пропорциональна длине трубы. В закрытой трубе около мундштука по-прежнему должна быть пучность, но на другом, закрытом конце ее, где продольные колебания воздуха невозможны, должен быть узел. Поэтому по длине трубы может поместиться 1/4 стоячей волны, что соответствует самому низкому или основному тону трубы или 3/4 волны, или вообще нечетное число четвертей волны, т. е. L = [(2n + 1)/4]λ; откуда N" = (2n + 1)ω/4L . Итак, в закрытой трубе последовательные тоны, издаваемые ею, или соответствующие им числа колебаний, относятся как ряд нечетных чисел 1:3:5; причем высота каждого из таких тонов обратно пропорциональна длине трубы. Основной тон в закрытой трубе, кроме того, октавой ниже, нежели в открытой трубе (в самом деле, при n = 1, N":N = 1:2). Все эти выводы теории легко поверяются на опыте. 1) Если взять длинную и узкую трубку с флейтовой амбушюрой (мундштуком) и вдувать в нее воздух под возрастающим давлением, то получится в открытой трубе ряд гармонических тонов, постепенно возвышающихся (причем не трудно достигнуть до 20 обертона). В трубе же закрытой получаются только нечетные гармонические тоны, причем основной, самый низкий тон октавой ниже, нежели таковой же в открытой трубе. Эти тоны могут существовать в трубе и одновременно, сопровождая основной тон или один из низших. 2) Положение узлов пучностей внутри трубы можно определять различным образом. Так Савар (Savart) для этой цели употребляет тонкую перепонку, натянутую на кольцо. Если насыпать на нее мелкого песка и опустить на нитях в трубу, одна стенка которой стеклянная, то в узловых местах песок останется неподвижным, а в остальных местах и в особенности в пучностях он будет заметно двигаться. Кроме того, так как в пучностях воздух остается при атмосферном давлении, то открыв в этом месте отверстие, сделанное в стенке трубы, мы не изменим тона; отверстие, открытое в другом месте, изменяет высоту звука. В узловых местах, напротив, давление и плотность воздуха меняются, но скорость равна нулю. Поэтому, если вдвинуть заслонку через стенку в том месте, где приходится узел, то высота звука не должна измениться. Опыт это действительно и оправдывает. Опытная проверка законов звучания труб может быть также произведена при посредстве манометрических огоньков Кёнига (см.). Если манометрическая коробка, закрытая со стороны трубы перепонкой, приходится около узла, то колебания газового пламени будут наибольшими; около пучностей пламя будет неподвижно. Наблюдать колебания таких огоньков можно посредством движущихся зеркал. Для этой цели, напр., употребляется зеркальный параллелепипед, приводимый во вращение помощью центробежной машины; в зеркалах при этом будет видна светлая полоса; один край которой будет представляться зазубренным. 3) Закон обратной пропорциональности высоты тона и длины трубы (длинной и узкой) был известен с давних пор и проверяется легко. Опыты показали, однако, что закон этот не вполне точен, в особенности для широких труб. Так Массон (1855) показал, что в длинной бернуллиевой, составной флейте при звуке, соответствующем полудлине волны в 0,138 м., воздушный столб разделяется действительно на такие именно части с длиной в 0,138 м., исключая той, которая прилегает к амбушюре, где длина оказалась всего 0,103 м. Также и Кениг нашел, напр., для одного частного случая расстояния между соответствующими пучностями в трубе (начиная с амбушюры) равными 173, 315, 320, 314, 316, 312, 309, 271. Здесь средние числа почти одинаковы, они мало отступают от среднего значения 314, тогда как 1-я из них (около амбушюры) отличается от среднего на 141, а последнее (у отверстия трубы) на 43. Причина таких неправильностей или пертурбарций на оконечностях трубы заключается для амбушюры в том, что упругость и плотность, вследствие вдувания воздуха, не остаются вполне постоянными, как это предполагается в теории для пучности, а для свободного отверстия открытой трубы, вследствие той же причины, колеблющийся воздушный столб как бы продолжается или выступает за края стенок наружу; последняя пучность поэтому будет приходиться уже вне трубы. И в закрытой трубе у заслонки, если она поддается сама колебаниям, должны происходить пертурбации. Вертгейм (1849-51) на опыте убедился, что пертурбации у концов трубы не зависят от длины волны. Пуассон (1817) впервые дал теорию таких пертурбаций, приняв, что малые сгущения воздуха пропорциональны скорости. Затем Гопкинс (1838) и Кэ (1855) дали более полные объяснения, приняв в расчет многократные отражения на оконечностях трубы. Общий результат этих исследований таков, что для открытой трубы, вместо равенства L = /2, надо взять L + l = /2 , a для закрытой трубы L + l" = (2n + 1 )λ /4. Следовательно, при расчете длина L трубы должна быть увеличена на постоянную величину (l или l" ). Самая полная и точная теория звучащих труб дана Гельмгольцем. Из этой теории вытекает, что поправка у отверстия равна 0,82 R (R - радиус сечения трубы) для случая узкой открытой трубы, сообщающейся отверстием с дном очень широкой трубы. По опытам Райлея (lord Rayleigh) такая поправка должна быть 0,6 R, если отверстие узкой трубы сообщается со свободным пространством и если длина волны весьма велика сравнительно с диаметром трубы. Бозанке (1877) нашел, что эта поправка увеличивается вместе с отношением диаметра к длине волны; так напр. она равна 0,64 при R /λ = 1/12 и 0,54 при R /λ = 1/20. Других результатов достиг из своих уже упомянутых опытов и Кёниг. Он заметил, именно, что укорочение первой полудлины волны (у амбушюры) становится меньше при высших тонах (т. е. при более коротких волнах); менее же значительное укорочение последней полуволны мало при этом изменяется. Кроме того, многочисленные опыты были произведены с целью исследовать амплитуды колебаний и давление воздуха внутри труб (Кундт - 1868, Теплер и Больцман - 1870, Mach - 1873). Несмотря, однако, на многочисленные опытные исследования, вопрос о звучащих трубах нельзя еще считать окончательно выясненным во всех отношениях. - Для широких труб, как уже сказано было, законы Бернулли совсем не применимы. Так Мерсенн (1636), взяв между прочим две трубы одинаковой длины (16 см.), но различных диаметров, заметил, что в более широкой трубке (d = 12 см.) тон был ниже на 7 целых тонов, нежели в трубе с меньшим поперечником (0,7 см.). Мерсенн же открыл закон, касающийся подобных труб. Савар подтвердил для труб самых разнообразных форм справедливость этого закона, который формулирует так: в подобных трубках высоты тонов обратно пропорциональны соответствующим размерам труб. Так напр. две трубы, из которых одна в 1 фт. длины и 22 лин. в диаметр, а другая 1/2 фт. длины и 11 лин. диаметра, дают два тона, составляющих октаву (число колебаний в 1" второй трубы в два раза более, нежели для 1-ой трубы). Савар (Savart, 1825) кроме того, нашел, что ширина прямоугольной трубы не оказывает влияния на высоту тона, если щель амбушюры идет во всю ширину. Кавалье-Колль (Cavaillé-Coll) дал следующие поправочные эмпирические формулы для открытых труб: 1) L" = L - 2p , причем р глубина прямоугольной трубы. 2) L" = L - 5/3d , где d диаметр круглой трубы. В этих формулах L = v"N есть теоретическая длина, а L" действительная длина трубы. Применимость формул Кавалье-Коль в значительных пределах доказана исследованиями Вертгейма. Рассмотренные законы и правила относятся к флейтовым или мундштуковым О. трубам. В язычковых трубах узел приходится у отверстия, периодически закрываемого и открываемого упругой пластинкой (язычком), тогда как в флейтовых трубах у отверстия, через которое вдувается струя воздуха, находится всегда пучность. Поэтому язычковая труба соответствует закрытой флейтовой трубе, у которой также на одном конце (хотя и на другом, чем у язычковой) приходится узел. Причина того, что узел находится у самого язычка трубы, заключается в том, что в этом месте происходят наибольшие изменения упругости воздуха, что и соответствует узлу (в пучностях, напротив, упругость постоянна). Итак, цилиндрическая язычковая труба (подобно закрытой флейтовой) может давать последовательный ряд тонов 1, 3, 5, 7...., если длина ее находится в надлежащем соотношении с быстротой колебания упругой пластинки. В широких трубах такое соотношение может и не строго соблюдаться, но за некоторым пределом несоответствия труба перестает звучать. Если язычок составляет металлическая пластинка, как в органной трубе, то высота тона обусловливается почти исключительно его колебаниями, как уже об этом говорилось. Но вообще высота тона зависит как от язычка, так и от самой трубы. В. Вебер (1828-29) подробно изучил эту зависимость. Если на язычок, открывающийся внутрь, как обыкновенно в О. трубах, наставить трубу, то тон вообще понижается. Если, постепенно удлиняя трубу, причем тон понизится на целую октаву (1:2), мы достигнем такой ее длины L , которая вполне соответствует колебаниям язычка, то тон сразу повысится до прежнего своего значения. При дальнейшем удлинении трубы до 2L тон снова станет понижаться до кварты (3:4); при 2L опять сразу получится первоначальный тон. При новом удлинении до 3L звук понизится на малую терцию (5:6) и т. д. (если устроить язычки, открывающиеся наружу, подобно голосовым связкам, то наставленная на них труба будет повышать соответствующий им тон). - В деревянных муз. инструментах (кларнете, гобое и фаготе) употребляются язычки; состоящие из одной или двух тонких и гибких тростинок. Эти язычки сами по себе издают гораздо более высокий звук, чем тот, который вызывается ими в трубе. Язычковые трубы надо рассматривать, как трубы закрытые со стороны язычка. Поэтому в цилиндрической трубе, как в кларнете, последовательных тонов при усиленном вдувании должно быть 1, 3, 5, и т. д. Открывание же боковых отверстий соответствует укорочению трубы. В конических трубах, закрытых у вершины, последовательность тонов такая же, как и у открытых цилиндрических труб, т. е. 1, 2, 3, 4 и т. д. (Гельмгольц). Гобой и фагот принадлежат к коническим трубам. Свойства язычков третьего рода, перепончатых, можно изучать, как это делал Гельмгольц, при посредстве простого прибора, состоящего из двух резиновых перепонок, натянутых на срезанные вкось края деревянной трубки, так чтобы между перепонками посреди трубы оставалась узкая щель. Ток воздуха можно направить через щель снаружи внутрь трубки или обратно. В последнем случае получается подобие голосовым связкам или губам при игре на медных духовых инструментах. Высота звука при этом обусловливается, вследствие мягкости и гибкости перепонок, исключительно размерами трубы. Медные инструменты, как охотничий рог, корнет с пистонами, валторна и др. представляют конические трубы, а потому они дают естественный ряд высших гармонических тонов (1, 2, 3, 4 и т. д.). Устройство органа - см. Орган.

Н. Гезехус.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Органные трубы" в других словарях:

    Звучащие трубы, употребляющиеся как музыкальные инструменты с самой глубокой древности, делятся на два рода: мундштуковые и язычковые трубы. Звучащее тело в них составляет главным образом воздух. Привести в колебание воздух, при чем в трубе… …

    - (лат. Organum, от греч. organon орудие, инструмент; итал. organo, англ. organ, франц. orgue, нем. Orgel) клавишно духовой муз. инструмент сложного устройства. Типы О. многообразны: от переносных, небольших (см. Портатив, Позитив) до… … Музыкальная энциклопедия

    Клавишно духовой музыкальный инструмент, самый большой и сложный из существующих инструментов. Огромный современный орган состоит как бы из трех и более органов, причем исполнитель может управлять одновременно всеми. Каждый из органов, входящих в … Энциклопедия Кольера

    Число колебаний в единицу времени, быстрота или частота колебаний, зависит от размеров, формы и природы тел. Высота звука, обуславливаемая числом колебаний звучащего тела в единицу времени, может быть определена различными способами (см. Звук).… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (физ.) содействие или противодействие двух или большего числа волн, происходящих от колебательных, периодически повторяющихся движений. Волны (см.) могут происходить в жидкостях, твердых телах, газах и эфире. В первом случае И. волн видима… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

«Король инструментов» — именно так называют за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров духовой орган. Музыкальный инструмент с многовековой историей, переживший периоды огромной популярности и забвения, он служил как для религиозных служб, так и светских развлечений. Уникален орган и тем, что относится он к классу духовых инструментов, но при этом оснащен клавишами. Особенностью этого величественного инструмента является и то, что для игры на нем исполнитель должен виртуозно владеть не только руками, но и ногами.

Немного истории

Орган — музыкальный инструмент с богатой и древней историей. По мнению специалистов, прародителями этого великана можно считать сиринкс - простейшую тростниковую флейту Пана, древний восточный органчик из тростника шэн и вавилонскую волынку. Объединяет все эти непохожие друг на друга инструменты то, что для извлечения из них звука необходим более мощный, чем могут создать человеческие легкие, поток воздуха. Уже в древности был найден механизм, способный заменить дыхание человека - меха, подобные тем, что использовались для раздувания огня в кузнечном горне.

Древняя история

Уже во II веке до н. э. греческий умелец из Александрии Ctesibius (Ктесебий) изобрел и собрал гидравлический орган - гидравлос. В него воздух нагнетался водяным прессом, а не мехами. Благодаря таким изменениям, воздушный поток поступал значительно равномерней, и звук органа стал более красивым и ровным.

В первые века распространения христианства воздушные меха пришли на смену водяному насосу. Благодаря такой замене появилась возможность увеличить как количество, так и размер труб в органе.

Дальнейшая история органа, музыкального инструмента, довольно громкого и мало регулируемого, развивалась в таких европейских странах, как Испания, Италия, Франция и Германия.

Средние века

В середине V века н. э. органы строились во многих испанских церквях, но из-за очень громкого звучания использовались только в дни больших праздников. В 666 году папа Виталиан ввел этот инструмент в католическое богослужение. В VII-VIII веках орган претерпел несколько изменений и усовершенствований. Именно в это время в Византии создавались самые известные органы, однако и в Европе развивалось искусство их строительства.

В IX веке центром их производства стала Италия, откуда они выписывались даже во Францию. В дальнейшем и в Германии появились искусные мастера. К XI веку в большинстве европейских стран строились такие музыкальные гиганты. Однако стоит отметить, что современный инструмент значительно отличается от того, как выглядит орган средневековый. Созданные в средние века инструменты были значительно грубее более поздних. Так, размеры клавишей варьировались от 5 до 7 см, а расстояние между ними могло достигать 1,5 см. Для игры на подобном органе исполнитель использовал не пальцы, а кулаки, с силой ударяя ими по клавишам.

В XIV веке орган становится популярным и широко распространенным инструментом. Этому способствовало и усовершенствование этого инструмента: клавиши органа пришли на смену большим и неудобным пластинам, появилась басовая клавиатура для ног, оснащенная педалью, заметно разнообразней стали регистры, а диапазон - шире.

Эпоха Возрождения

В XV веке было увеличено количество трубок и уменьшены размеры клавиш. В этот же период стали популярны и широко распространены маленький переносной (органетто) и небольшой стационарный (позитив) орган.

Музыкальный инструмент к XVI веку становится все более сложным: клавиатура становится пятимануальной, причем диапазон каждого из мануалов мог доходить до пяти октав. Появились регистровые переключатели, позволившие значительно увеличить тембровые возможности. Каждая из клавиш могла соединяться с десятками, а иногда и с сотнями труб, издававшими звуки, одинаковые по высоте, но различающиеся по окраске.

Барокко

Многие исследователи называют XVII-XVIII века золотым периодом органного исполнительства и органостроения. Построенные в это время инструменты не только прекрасно звучали и могли имитировать звучание какого-либо одного инструмента, но и целых оркестровых групп и даже хоров. Кроме того, отличались они и прозрачностью и ясностью тембрового звучания, наиболее подходящего для исполнения полифонических произведений. Следует отметить, что большинство великих органных композиторов, таких, как Фрескобальди, Букстехуде, Свелинк, Пахельбель, Бах, писали свои произведения именно для «барочного органа».

«Романтический» период

Романтизм XIX века, по мнению многих исследователей, с его стремлением придать этому музыкальному инструменту богатое и мощное звучание, присущее симфоническому оркестру, оказали как на строительство органов, так и на органную музыку сомнительное, и даже отрицательное влияние. Мастера, и в первую очередь француз Аристид Кавайе-Коль, стремились создать инструменты способные стать оркестром для одного исполнителя. Появились инструменты, в которых звук органа стал необычайно мощным и масштабным, появились новые тембры, а также были сделаны различные конструктивные усовершенствования.

Новое время

XX век, особенно в своем начале, характеризуется стремлением к гигантизму, что отразилось и на органах и их масштабах. Однако подобные веяния быстро прошли, и среди исполнителей и специалистов по строительству органов возникло движение, пропагандировавшее возвращение к удобным и простым инструментам барочного типа, обладающих подлинным органным звучанием.

Внешний вид

То, что мы видим из зала, - внешняя сторона, и называется она фасадом органа. Глядя на него, сложно определиться с тем, что же это такое: чудесный механизм, уникальный музыкальный инструмент или произведение искусства? Описание органа, музыкального инструмента действительно внушительных размеров, может составить несколько томов. Постараемся в несколько строк сделать общие зарисовки. Прежде всего, фасад органа уникален и неповторим в каждом из залов или храмов. Общим является только то, что состоит он из труб, собранных в несколько групп. В каждой из таких групп трубы выстроены по высоте. За строгим или богато украшенным фасадом органа скрывается сложнейшая конструкция, благодаря которой исполнитель может подражать птичьим голосам или шуму морского прибоя, сымитировать высокое звучание флейты или целой оркестровой группы.

Как устроен?

Давайте рассмотрим устройство органа. Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех и более небольших органов, которыми исполнитель может управлять одновременно. Каждый из них обладает своим набором труб - регистров и мануала (клавиатуры). Управление этим сложнейшим механизмом осуществляется с исполнительского пульта, или как его еще называют - кафедры. Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель играет руками, а внизу - огромные педали - клавиши для ног, позволяющие извлекать самые низкие басовые звуки. В органе может быть много тысяч труб, выстроенных в ряд, и находящихся во внутренних камерах, закрытые от глаз зрителя декоративным фасадом (проспектом).

Каждый из малых органов, входящих в «большой», имеет свое назначение и название. Наиболее распространены следующие:

  • главный - Haupwerk;
  • верхний - Oberwerk;
  • «рюкпозитив» - Rückpositiv.

Haupwerk - «главный орган» содержит основные регистры и является самым большим. Несколько меньше и с более мягким звучанием Rückpositiv, кроме того, он содержит и некоторые солирующие регистры. «Оберверк» - «верхний» вносит в ансамбль ряд звукоподражательных и солирующих тембров. Трубы «рюкпозитива» и «оберверка» могут устанавливаться в полузакрытые камеры-жалюзи, открывающиеся и закрывающиеся посредством особого швеллера. Благодаря чему могут создаваться такие эффекты, как постепенное усиление или ослабление звука.

Как вы помните, орган — музыкальный инструмент клавишный и духовой одновременно. Он состоит из множества труб, каждая из которых может издавать звук одного тембра, высота и силы.

Группа труб, издающая звуки одного тембра, объединяются в регистры, которые могут быть включены с пульта. Таким образом, исполнитель может выбрать нужный регистр или их комбинацию.

В современные органы воздух нагнетается посредством электрического мотора. Из мехов, через воздухопроводы, сделанные из дерева, воздух направляется в винлады - особую систему деревянных ящиков, в верхних крышках которых проделаны специальные отверстия. Именно в них укреплены органные трубы своими «ножками», в которые и поступает под давлением воздух из винлад.

Когда неприметная дверь, окрашенная в бежевый цвет, открылась, взгляд выхватил из темноты лишь несколько деревянных ступенек. Сразу за дверью ввысь уходит мощный деревянный короб, похожий на вентиляционный. «Осторожнее, это органная труба, 32 фута, басовый флейтовый регистр, — предупредила моя провожатая. — Подождите, я включу свет». Я терпеливо дожидаюсь, предвкушая одну из самых интересных в моей жизни экскурсий. Передо мной вход в орган. Это единственный музыкальный инструмент, внутрь которого можно зайти


Забавный инструмент — губная гармоника с необычными для этого инструмента раструбами. Но практически точно такую же конструкцию можно встретить в любом большом органе (вроде того, что показан на снимке справа) — именно так устроены «язычковые» органные трубы

Звук трех тысяч труб. Общая схема На схеме представлена упрощенная схема органа с механической трактурой. Фотографии, показывающие отдельные узлы и устройства инструмента, сделаны внутри органа Большого зала Московской государственной консерватории. На схеме не показан магазинный мех, поддерживающий постоянное давление в виндладе, и рычаги Баркера (они есть на снимках). Также отсутствует педаль (ножная клавиатура)

Органу больше ста лет. Он стоит в Большом зале Московской консерватории, том самом знаменитом зале, со стен которого на вас смотрят портреты Баха, Чайковского, Моцарта, Бетховена… Однако все, что открыто глазу зрителя, — это повернутый к залу тыльной стороной пульт органиста и немного вычурный деревянный «проспект» с вертикальными металлическими трубами. Наблюдая фасад органа, человек непосвященный так и не поймет, как и почему играет этот уникальный инструмент. Чтобы раскрыть его секреты, придется подойти к вопросу с другой стороны. В буквальном смысле.

Стать моим экскурсоводом любезно согласилась Наталья Владимировна Малина — хранитель органа, преподаватель, музыкант и органный мастер. «В органе можно передвигаться только лицом вперед», — строго объясняет мне она. К мистике и суевериям это требование не имеет ни малейшего отношения: просто, двигаясь назад или вбок, неопытный человек может наступить на одну из органных труб или задеть ее. А труб этих тысячи.

Главный принцип работы органа, отличающий его от большинства духовых инструментов: одна труба — одна нота. Древним предком органа можно считать флейту Пана. Этот инструмент, существовавший с незапамятных времен в разных уголках мира, представляет собой несколько связанных вместе полых тростинок разной длины. Если подуть под углом в устье самой короткой — раздастся тонкий высокий звук. Более длинные тростинки звучат ниже.

В отличие от обычной флейты менять высоту звучания отдельной трубки нельзя, поэтому флейта Пана может сыграть ровно столько нот, сколько в ней тростинок. Чтобы заставить инструмент издавать очень низкие звуки, нужно включить в его состав трубки большой длины и большого диаметра. Можно сделать много флейт Пана с трубками из разных материалов и разного диаметра, и тогда они будут выдувать одни и те же ноты с разными тембрами. Но играть на всех этих инструментах одновременно не получится — их нельзя удержать в руках, да и дыхания на гигантские «тростинки» не хватит. А вот если поставить все наши флейты вертикально, снабдить каждую отдельную трубку клапаном для впуска воздуха, придумать механизм, который дал бы нам возможность управлять всеми клапанами с клавиатуры и, наконец, создать конструкцию для нагнетания воздуха с его последующим распределением, у нас как раз и получится орган.

На старинном корабле

Трубы в органах делают из двух материалов: дерева и металла. Деревянные трубы, применяющиеся для извлечения басовых звуков, имеют квадратное сечение. Металлические трубы обычно меньшего размера, они цилиндрические или конические по форме и изготавливаются, как правило, из сплава олова и свинца. Если олова больше — труба звонче, если больше свинца, извлекаемый звук более глухой, «ватный».

Сплав олова и свинца очень мягкий — вот почему органные трубы легко поддаются деформации. Если большую металлическую трубу положить на бок, через некоторое время она под собственной тяжестью приобретет овальное сечение, что неизбежно скажется на ее способности извлекать звук. Передвигаясь внутри органа Большого зала Московской консерватории, я стараюсь касаться только деревянных частей. Если наступить на трубу или неловко схватиться за нее, у органного мастера появятся новые хлопоты: трубу придется «лечить» — выправлять, а то и запаивать.

Орган, внутри которого я нахожусь, — далеко не самый большой в мире и даже в России. По размерам и количеству труб он уступает органам Московского дома музыки, Кафедрального собора в Калининграде и Концертного зала им. Чайковского. Главные рекордсмены находятся за океаном: например, инструмент, установленный в Зале съездов города Атлантик-Сити (США), насчитывает более 33 000 труб. В органе Большого зала консерватории труб в десять раз меньше, «всего» 3136, но и это значительное количество невозможно разместить компактно на одной плоскости. Орган внутри — это несколько ярусов, на которых рядами установлены трубы. Для доступа органного мастера к трубам на каждом ярусе сделан узкий проход в виде дощатого помоста. Ярусы соединены между собой лестницами, в которых роль ступенек выполняют обычные перекладины. Внутри органа тесно, а передвижение между ярусами требует известной ловкости.

«Мой опыт говорит о том, — рассказывает Наталья Владимировна Малина, — что органному мастеру лучше всего быть худощавого сложения и иметь небольшой вес. Человеку с иными габаритами здесь сложно работать, не нанеся ущерба инструменту. Недавно электрик — грузный мужчина — менял лампочку над органом, оступился и выломал пару дощечек из дощатой кровли. Обошлось без жертв и увечий, но выпавшие дощечки повредили 30 органных труб».

Мысленно прикидывая, что в моем теле легко поместилась бы пара органных мастеров идеальных пропорций, я с опаской поглядываю на хлипкие с виду лестницы, ведущие на верхние ярусы. «Не беспокойтесь, — успокаивает меня Наталья Владимировна, — идите только вперед и повторяйте движения за мной. Конструкция крепкая, она вас выдержит».

Свистковые и язычковые

Мы поднимаемся на верхний ярус органа, откуда открывается недоступный простому посетителю консерватории вид на Большой зал с верхней точки. На сцене внизу, где только что окончилась репетиция струнного ансамбля, ходят маленькие человечки со скрипками и альтами. Наталья Владимировна показывает мне вблизи трубы испанских регистров. В отличие от прочих труб, они расположены не вертикально, а горизонтально. Образуя своего рода козырек над органом, они трубят прямо в зал. Создатель органа Большого зала Аристид Кавайе-Коль происходил из франко-испанского рода органных мастеров. Отсюда и пиренейские традиции в инструменте на Большой Никитской улице в Москве.

Кстати, об испанских регистрах и регистрах вообще. «Регистр» — одно из ключевых понятий в конструкции органа. Это ряд органных труб определенного диаметра, образующих хроматический звукоряд соответственно клавишам своей клавиатуры или ее части.

В зависимости от мензуры входящих в их состав труб (мензура — соотношение важнейших для характера и качества звучания параметров трубы) регистры дают звук с различной тембровой окраской. Увлекшись сравнениями с флейтой Пана, я чуть не упустил одну тонкость: дело в том, что далеко не все трубы органа (подобно тростинкам старинной флейты) являются аэрофонами. Аэрофон — это духовой инструмент, в котором звучание образуется в результате колебаний столба воздуха. К таким относятся флейта, труба, туба, валторна. А вот саксофон, гобой, губная гармошка состоят в группе идиофонов, то есть «самозвучащих». Здесь колеблется не воздух, а обтекаемый потоком воздуха язычок. Давление воздуха и сила упругости, противодействуя, заставляют язычок дрожать и распространять звуковые волны, которые усиливаются раструбом инструмента как резонатором.

В органе большинство труб — аэрофоны. Их называют лабиальными, или свистковыми. Идиофонные трубы составляют особую группу регистров и носят наименование язычковых.

Сколько рук у органиста?

Но как же музыканту удается заставить все эти тысячи труб — деревянных и металлических, свистковых и язычковых, открытых и закрытых — десятки или сотни регистров… звучать в нужное время? Чтобы это понять, спустимся на время с верхнего яруса органа и подойдем к кафедре, или пульту органиста. Непосвященного при виде этого устройства охватывает трепет как перед приборной доской современного авиалайнера. Несколько ручных клавиатур — мануалов (их может быть пять и даже семь!), одна ножная плюс еще какие-то таинственные педали. Еще есть множество вытяжных рычагов с надписями на рукоятках. Зачем все это?

Разумеется, у органиста всего две руки и играть одновременно на всех мануалах (в органе Большого зала их три, что тоже немало) он не сможет. Несколько ручных клавиатур нужны для того, чтобы механически и функционально разделить группы регистров, подобно тому как в компьютере один физический хард-драйв делится на несколько виртуальных. Так, например, первый мануал органа Большого зала управляет трубами группы (немецкий термин — Werk) регистров под названием Grand Orgue. В нее входит 14 регистров. Второй мануал (Positif Expressif) отвечает также за 14 регистров. Третья клавиатура — Recit expressif — 12 регистров. И наконец, 32-клавишная ножная клавиатура, или «педаль», работает с десятью басовыми регистрами.

Рассуждая с точки зрения профана, даже 14 регистров на одну клавиатуру — это как-то многовато. Ведь, нажав одну клавишу, органист способен заставить зазвучать сразу 14 труб в разных регистрах (а реально больше из-за регистров типа mixtura). А если нужно исполнить ноту всего лишь в одном регистре или в нескольких избранных? Для этой цели собственно и применяются вытяжные рычаги, расположенные справа и слева от мануалов. Вытянув рычаг с написанным на рукоятке названием регистра, музыкант открывает своего рода заслонку, открывающую доступ воздуха к трубам определенного регистра.

Итак, чтобы сыграть нужную ноту в нужном регистре, надо выбрать управляющий этим регистром мануал или педальную клавиатуру, вытащить соответствующий данному регистру рычаг и нажать на нужную клавишу.

Мощное дуновение

Финальная часть нашей экскурсии посвящена воздуху. Тому самому воздуху, который заставляет орган звучать. Вместе с Натальей Владимировной мы спускаемся на этаж ниже и оказываемся в просторном техническом помещении, где нет ничего от торжественного настроя Большого зала. Бетонный пол, белые стены, уходящие вверх опорные конструкции из старинного бруса, воздуховоды и электродвигатель. В первое десятилетие существования органа здесь в поте лица трудились качальщики-кальканты. Четыре здоровых мужика вставали в ряд, хватались обеими руками за палку, продетую в стальное кольцо на стойке, и попеременно, то одной, то другой ногой давили на рычаги, надувающие мех. Смена была рассчитана на два часа. Если концерт или репетиция длились дольше, уставших качальщиков сменяло свежее подкрепление.

Старые мехи, числом четыре, сохранились до сих пор. Как рассказывает Наталья Владимировна, по консерватории ходит легенда о том, что однажды труд качальщиков пытались заменить конской силой. Для этого якобы был даже создан специальный механизм. Однако вместе с воздухом в Большой зал поднимался запах конского навоза, и приходивший на репетицию основатель русской органной школы А.Ф. Гедике, взяв первый аккорд, недовольно водил носом и приговаривал: «Воняет!»

Правдива эта легенда или нет, но в 1913 году мускульную силу окончательно заменил электродвигатель. С помощью шкива он раскручивал вал, который в свою очередь через кривошипно-шатунный механизм приводил в движение мехи. Впоследствии и от этой схемы отказались, и сегодня воздух в орган закачивает электровентилятор.

В органе нагнетаемый воздух попадает в так называемые магазинные мехи, каждый из которых связан с одной из 12 виндлад. Виндлада — это имеющий вид деревянного короба резервуар для сжатого воздуха, на котором, собственно, и установлены ряды труб. На одной виндладе обычно помещается несколько регистров. Большие трубы, которым не хватает места на виндладе, установлены в стороне, и с виндладой их связывает воздухопровод в виде металлической трубки.

Виндлады органа Большого зала (конструкция «шлейфлада») разделены на две основные части. В нижней части с помощью магазинного меха поддерживается постоянное давление. Верхняя поделена воздухонепроницаемыми перегородками на так называемые тоновые каналы. В тоновый канал имеют выход все трубы разных регистров, управляемые одной клавишей мануала или педали. Каждый тоновый канал соединен с нижней частью виндлады отверстием, закрытым подпружиненным клапаном. При нажатии клавиши через трактуру движение передается клапану, он открывается, и сжатый воздух попадает наверх, в тоновый канал. Все трубы, имеющие выход в этот канал, по идее должны начать звучать, но… этого, как правило, не происходит. Дело в том, что через всю верхнюю часть виндлады проходят так называемые шлейфы — заслонки с отверстиями, расположенные перпендикулярно тоновым каналам и имеющие два положения. В одном из них шлейфы полностью перекрывают все трубы данного регистра во всех тоновых каналах. В другом — регистр открыт, и его трубы начинают звучать, как только после нажатия клавиши воздух попадет в соответствующий тоновый канал. Управление шлейфами, как нетрудно догадаться, осуществляется рычагами на пульте через регистровую трактуру. Попросту говоря, клавиши разрешают звучать всем трубам в своих тоновых каналах, а шлейфы определяют избранных.

Благодарим руководство Московской государственной консерватории и Наталью Владимировну Малину за помощь в подготовке этой статьи

    ОРГАН, клавишный музыкальный инструмент класса аэрофонов. Аналогичные инструменты существовали в Древней Греции, Риме и Византии. С 7 в. используется в церквах (католических), впоследствии также в светской музыке. Современный вид приобрел с 16 в … Энциклопедический словарь

    - (organum лат., organo итал., Orgel нем., orgue франц., organ англ.) большой музыкальный духовой хроматический клавишный инструмент с мехами, трубами, трубками (металлическими, деревянными, без язычков и с язычками) различных тембров. По звуковому … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Орган (лат. organum, от греч. órganon орудие, инструмент), духовой клавишный музыкальный инструмент. Состоит из набора труб (деревянных и металлических) разных размеров и пневматической системы (воздухонагнетающего устройства и воздухопроводов),… … Большая советская энциклопедия

    Музыкальный инструмент электронный - Электронное устройство, такое как электронный орган, электронное пианино или музыкальный синтезатор, которое воспроизводит музыку под управлением музыканта... Источник: ГОСТ Р МЭК 60065 2002. Аудио, видео и аналогичная электронная аппаратура.… … Официальная терминология

    Труба Классификация Аэрофон Медный духовой музыкальный инструмент с вентилями … Википедия

    Корнет Классификация Аэрофон Медный духовой музыкальный инструме … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Горн. Горн … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Треугольник (значения). Треугольник Класс … Википедия