Московская церковь владимирской иконы божией матери. Московская церковь владимирской иконы божией матери Владимирская церковь

moscowhite wrote in August 24th, 2009

Впервые село Быково упоминается в XIV веке в духовной грамоте (завещании) великого князя Дмитрия Донского, завещавшего его перед Куликовской битвой своим младшим сыновьям Василию и Ивану. Позже, в начале XVII века, село Быково уже упоминается в окладных книгах казенного приказа как "великого государя дворцовое село у озера" с церковью Рождества Христова, деревянной, "построенной истари". В 1704 году указом Петра I село Быково было пожаловано "за заслуги перед Отечеством" ростовскому воеводе Иллариону Воронцову.

Во второй половине XVIII века, в 1762 году, село Быково переходит в собственность к видному сановнику М. М. Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских и принявшему православие. Михаил Михайлович Измайлов служил камергером, был гофмаршалом двора, затем стал Московским генерал-губернатором. Он был одним из участников государственного переворота 1762 года, в результате которого на престол взошла Екатерина II. Заслуги его не были забыты - ему были пожалованы земельные угодья под Москвой, сама императрица посетила Быково в 1775 году и отобедала у М. М.Измайлова в его новой подмосковной усадьбе. Позднее он был назначен Первоприсутствующим (председателем) "Экспедиций кремлевского строения". Находясь в этой должности, Измайлов руководил строительством Кремлевского дворца. Для его проектирования он привлек одного из самых талантливых архитекторов того времени - В. И. Баженова (ходили слухи, не подтвержденные документально, что и Измайлов, и Баженов состояли в масонской ложе). Однако вскоре дорогостоящее строительство в Кремле по указанию императрицы было приостановлено, и Баженов оказался не у дел. В это тяжкое для зодчего время Измайлов предложил Баженову перестроить свою усадьбу в селе Быково. Василий Иванович горячо взялся за работу. Он принял решение создать новый архитектурно-парковый ансамбль, состоящий из дворца, церкви, парка, прудов, зимнего сада, грота и Эрмитажа.

Церковь Владимирской Божьей Матери. Акварель конца XVIII века.

Жемчужиной всей усадьбы была двухэтажная белокаменная церковь, построенная по проекту Баженова в 1789 году в стиле «русской готики» в честь Владимирской Божьей Матери. Построена она была на том же месте, где исстари находилась деревянная церковь Рождества Христова. Баженов сделал два проекта; первый без наружных лестниц, ведущих в верхний храм, но с двумя симметрично расположенными церковными сторожками, не был осуществлён. Реализован был второй проект. Специалисты утверждают, что это единственный в России храм овальной формы. На его нижнем этаже был храм Рождества Христова, а на втором этаже - церковь Владимирской Божьей Матери. Основной объем храма – овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.

Нереализованный проект церкви.

Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня строилась как колокольня, с площадкой для звона, вторая – для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой. Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884 г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня, причем так удачно и гармонично, как будто она была задумана самим Баженовым. Одни источники называют ее архитектором Д. А. Гущина, другие – И. Т. Таманского. Внутри храм отделан в стиле классицизма. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Роспись стен храма поздняя, была выполнена по просьбе прихожан в 1912 году, но не завершена.

В ноябре 1937 года церковь была закрыта. На глазах у верующих людей сбрасывались на землю колокола, со шпилей сшибались кресты, ломалась церковная утварь, сжигались в костре священные книги, а чтимые иконы использовались в качестве перегородок в конюшне. Настоятеля храма отца Петра вместе с матушкой Евдокией и церковным причтом отправили трудиться на стройки коммунизма, где они и сгинули навечно. Здание церкви, в котором после ее закрытия разместили пошивочную мастерскую, после войны оказалось в тяжелом состоянии. Не разобравшись толком в калориферном отоплении, которое исправно функционировало еще со времен Баженова, его заменили на привычные "буржуйки", дым от которых заполнял почти полностью все помещение и выедал у швей глаза. Погост вокруг храма, где еще не так давно хоронили именитых и уважаемых граждан, был порушен, а гранитные памятники, пока их не растащили, валялись как попало. В 1989 г. храм был возвращен Церкви, и там начались восстановительные работы и богослужения.

Фото: http://www.mostransavto.ru

Фото: misha_grizli

Фото: misha_grizli

Фото: misha_grizli

Фото: misha_grizli

Фото: misha_grizli

Фото: serge_freeman

Фото: serge_freeman

Фото: serge_freeman

Фото: serge_freeman

Фото: serge_freeman

Фото: serge_freeman

Фото: serge_freeman

Фото: serge_freeman

Фото: serge_freeman

Фото: oumnique

Фото: oumnique

Фото: oumnique

Фото: misha_grizli

Фото: misha_grizli

Я люблю всякие необычные объекты, которые чем-то отличаются от общепринятых вариантов, поэтому, когда увидела в интернете изображения церкви Владимирской иконы Божией Матери в Быково , подивилась... Это ж надо так: замок стоит в лучших традициях Диснея, но церковь. Сначала даже показалось, что это какой-то новодел для привлечения внимания, ан нет!

Владимирская церковь построена в псевдоготическом стиле в далеком 1789 году в усадьбе Михаила Измайлова. Автором проекта был архитектор Василий Баженов, который известен еще как "зачинатель русской псевдоготики ".

История становления этой церкви обросла легендами. Якобы, когда-то, Екатерина II, прибыв в усадьбу к Измайлову, сделала тому замечание, мол, усадьба скучна и непритязательна, ничем не выделяется, никаких отличительных черт у нее нет, то бишь не запоминается и в душу не западает. О как. В связи с этим Михаил Михайлович решил срочно навести шику-блеску какого-нибудь особенного и пригласил для этого Василия Баженова. Что тут скажешь? Удачно позвал.

В саму усадьбу мы не попали, т.к. на входе висела вывеска "туберкулезный санаторий" и разбираться мы не стали. А вот к церкви подобрались вплотную. Жалко только, что она зажата между домами и обнесена двумя слоями забора: ни с одной стороны нет нормального вида. А изнутри двора невозможно без ширика снимать: красивая колокольня не дает шанса отступить назад, из-за этого церковь не умещается в объектив. Пришлось фотографировать кусками, но в интернете можно найти фото, снятые на широкоугольный объектив и оценить красоту в полном объеме.



Церковь Владимирской иконы Божией Матери построена из белого камня (это не мрамор) и выглядит благодаря ему очень необычно, т.е. это не классический оштукатуренный или кирпичный храм, коих тут в Подмосковье пруд пруди, он ближе к католическим церквям Европы.

Первое, что бросается в глаза на входе - лестница. Она ведет на второй этаж, т.к. церковь сочетает в себе именно два этажа. На первом расположена так называемая зимняя церковь в честь Рождества Христова, а верхняя - летняя - освящена в честь иконы Владимирской Божией Матери.



Сейчас лестницу реставрируют и подняться по ней нельзя. Надо сказать, что церковь вообще изрядно потрепана, но ее восстанавливают. В середине 20-го века в этом здании находились швейная мастерская и склад и только в 1989 году церковь вновь смогла быть тем, для чего строилась.

Колоколен тут целых три. Одна большая (отдельно стоящая) и две парные по краям от фасада. Фасад украшен в некоторых местах изображениями человеческих лиц. Не знаю, пока, чьих, может, когда-нибудь выяснится)





Внутрь церкви может войти любой желающий, но вести там фотосъемку запрещено. Мы зашли и попали на службу. Что мне нравится в любых религиозных заведениях - так это звучание. Читалась какая-то молитва, ей вторил хор. Естественно, мы ничего не понимали, поэтому постояли пару минут на входе, поозирались, понюхали, рассмотрели изображения на потолке и вышли.






Из примечательного можно отметить информационную доску рядом с церковью. Помимо всяких классических объявлений о том, когда и что будет происходить, обнаружился стенд с высказыванием знаменитых космонавтов, наверное, призванный пояснить прихожанам, что космос - он лишь, как подтверждение существования. Но слова Гагарина явно можно трактовать как угодно)) А еще мое внимание привлекло объявление, написанное жирным шрифтом: "Венчание без Церковной жизни - профанация. Крещение без Церковной жизни - предательство ". Ну есть в этом логика для верующих, а то устроили из венчания, как минимум, модную показуху и только единицы реально соответствуют потом выбранному направлению.

Почти на границе Раменского района, в 15 километрах от Москвы расположено одно из крупнейших городских поселений Юго-востока ближнего Подмосковья — Быково. До недавнего времени (2004г.) Быково считалось поселком, но в некоторых источниках уже числится городом. Быково — одно из самых красивых мест района: здесь многоэтажные постройки соседствуют с частными домиками, оживленные улицы с тишиной и спокойствием близлежащих лесов и полей, а гул самолетов не заглушает шелеста листьев в садах.

Быково повторяет название крупного села, расположенного в трех километрах к югу. Впервые оно упоминается в документах XV - XVII вв. Во времена Иоанна Грозного, после захвата Казани, в столицу стали перегонять скот. В Быково его подкармливали, забивали, и мясо отправляли в столицу — отсюда, видимо, и название. Село неоднократно меняло владельцев, было частной и государственной собственностью. В 1762 г. оно перешло к представителю древнего дворянского рода Михаилу Михайловичу Измайлову (1719-1800), камергеру и генерал-майору. В 1768 г. М.М. Измайлов был назначен первоприсутствующим (председателем) Экспедиции Кремлевского строения, где под его началом работал архитектор Василий Иванович Баженов (1737-1799). В конце 80-х гг. XVIII в. М.М. Измайлов задумал превратить село Быково в роскошную дворянскую усадьбу, что и поручил своему бывшему подчиненному В.И. Баженову, который с честью выполнил этот замысел. В стороне от монарших капризов ничто не стесняло гений Баженова. Он стремился создать неповторимый архитектурно-парковый ансамбль, включающий в себя дворец, храм, парк с павильонами и прудами. Неоцененный в Царицыно, архитектор блестяще реализовал свои смелые замыслы в Быкове. Так появился величественный двухэтажный дворец на искусственном холме. Земля для насыпи бралась здесь же, в парке, отчего образовались три живописных пруда.


Жемчужиной Быкова, да и всего Подмосковья, стала белокаменная церковь Владимирской иконы Божией Матери. Двухэтажное здание является архитектурным шедевром мирового значения. Первый этаж, где престол освящен в честь Рождества Христова, был построен в 1783 г. В 1788 г. появился второй этаж с приделом в честь иконы Божией Матери «Владимирская», давший и общее название церкви. Этот храм имеет в плане уникальную овальную форму и принадлежит к редким архитектурным образцам неоготического стиля. Два наружных, гармонично изогнутых марша лестницы ведут на второй этаж. Красивые парные башни-колокольни, расположенные по сторонам лестницы, образуют вместе с ней редкую по оригинальности и цельности картину. Как писал в своем путеводителе по Подмосковью известный ученый-искусствовед, профессор Московского университета Михаил Андреевич Ильин, «несмотря на свои относительно большие размеры, церковь в Быкове выглядит удивительно легкой, изящной, словно садовый павильон». В этом легко можно убедиться, глядя на картину Д.Э. Гогена «Быково. Дворец Воронцовых-Дашковых» 1853г., хранящуюся в Раменском историко-художественном музее.


С начала XIX в. владельцами усадьбы Быково становятся представители рода Воронцовых. Первым из них был Иван Илларионович (1790 - 1854), племянник знаменитой Екатерины Романовны Дашковой (урожденной Воронцовой), получивший от Александра I право именоваться Воронцовым-Дашковым.

Затем, в 1855 г. Быково перешло графу Иллариону Ивановичу Воронцову-Дашкову (1837-1916). В это время в поместье был приглашен швейцарский архитектор Бернар де Симон, частично переделавший дворец после пожара и богато украсивший его интерьеры в соответствии со вкусами своего времени. Тогда же на аттике дворца появляется герб Воронцовых-Дашковых с девизом по-латыни: «Верность всегда непоколебима».

Последним владельцем Быкова был Николай Иванович Ильин — инженер-путеец. В 1860-е гг. строительство железных дорог в России только налаживалось. Предвидя открывающиеся с развитием нового вида транспорта перспективы, группа единомышленников (в числе которых был и Н.И. Ильин) во главе с К.Ф. фон Мекком (1821-1876гг.) создали в 1863 г. первую частную железнодорожную компанию Общество Московско-Рязанской железной дороги. Выстроенная за два года ветка Москва — Коломна со станциями Люберцы, Быково, Раменье, Бронницкая, Фаустово, Воскресенск, Пески была к 1865 г. продлена до Рязани.

В 1874 г. Н.И. Ильин приобрел у И.И. Воронцова-Дашкова, назначенного в то время наместником на Кавказ, его усадьбу и с тех пор жил в ней постоянно. Как рачительный хозяин, Н.И. Ильин благоустраивал не только свой дом, но и Быково.


В 1875 г. в селе открылось земское училище, для которого Ильин построил двухэтажное здание. По инициативе и на средства Н.И. Ильина в 1884 г. рядом с церковью Рождества Христова (сейчас церковь Владимирской иконы Божией Матери) была выстроена колокольня, по стилю органично вписавшаяся в единый с храмом ансамбль. Через некоторое время в ограде церкви иждивением Н.И. Ильина была построена каменная сторожка.

Будучи прихожанином и многолетним старостой Быковской церкви, Николай Иванович в 1880 г. пригласил своего младшего брата Александра Ивановича венчаться здесь с его невестой Каролиной Луизой Швейкерт, принявшей православие под именем Екатерины Юльевны. В этом браке в 1883 г. родился Иван Александрович Ильин — будущий философ, посвятивший России всю свою жизнь и труды.

Особый интерес представляет описание Быкова в мемуарах Маргариты Кирилловны Морозовой (1873 - 1958) — учредительницы московского Религиозно-философского общества, владелицы издательства «Путь». «Быково было тогда чудной усадьбой. Там был чудный дом-дворец (постройка Баженова) вроде замка, из красного кирпича, отделанного белым камнем. Кругом дома шли огромные террасы, а в доме были огромные красивые комнаты. Он стоял высоко на горе, внизу был пруд, на другой стороне которого стояла белая с колоннами старинная беседка «Эрмитаж». Кругом был большой парк, который спускался к Москва-реке. От въезда в усадьбу шла аллея к большому дому, по одной стороне ее тянулись оранжереи и теплицы, и я помню, что они были полны ананасов и персиков; по другую сторону аллеи шли огромные огороды клубники и разных ягод».


Сама природа со светлым сосновым лесом, чистыми водоемами, свежим воздухом, грибами, рыбалкой, располагала к полноценному отдыху. Москвичи быстро полюбили и оценили эти места, стали охотно выезжать сюда летом. В начале XX в. часть земель Ильины продали под дачи. Так появился поселок Ильинский, названный в честь владельца. Эти дачи стали брать в аренду, а позже и выкупать известные артисты, издатели, банкиры, предприниматели.

По счастью, до нашего времени дошло название «Платформа Ильинская», но исчезла с карты платформа Шереметьевская, Прозоровскую переименовали в Кратово по фамилии первого красного комиссара Казанской железной дороги; появилась станция Ухтомская в честь революционного рабочего.

После 1917 г. погост в ограде храма Владимирской иконы Божией Матери, где был похоронен Н.И. Ильин, под лозунгом «разрушим до основания» сравняли с землей. Внук Н.И. Ильина, Михаил Андреевич Ильин, прошел через ГУЛАГ и штрафной батальон Великой Отечественной войны, племянник — Иван Александрович Ильин — был изгнан из Отечества.

Время все поставило на свои места. Прах великого русского философа Ивана Александровича Ильина перезахоронен в Донском монастыре, его личный архив возвращен в стены родного Московского университета.

В поселках Быково и Ильинский жизнь идет своим чередом. И если вам когда-нибудь посчастливится отдыхать в этих местах, вспомните сынов старинных дворянских родов, оставивших заметный след в истории Отечества и в летописи одного из красивейших уголков Подмосковья — Быково.





Продолжаю свой рассказ о посещении усадьбы Быково. В прошлом раз я писал про усадебный дом и небольшие парковые постройки, в сейчас мы коснемся еще одной жемчужины данной усадьбы - храма Владимирской иконы Божией Матери:

Белокаменная двухэтажная церковь, построенная в 1783 году, имеет в плане уникальную овальную форму и принадлежит к редким архитектурным образцам неоготического стиля.

В 1804 году церковь изобразил А. Н. Бакарев, почему-то добавив в пейзаж горы, но подпись ясно гласит, что это Быково.

В 1884 году, когда усадьбой Быково владели Ильины, по инициативе владельцев было решено рядом с храмом построить колокольню в той же стилистике. Сейчас сложно представить, что все это строилось разными людьми с разницей в 100 лет.

Церковь была закрыта в 1937 году, со шпилей были сбиты кресты, а здание отдали швейной фабрике, а позже использовали под склад.

Фотография 1971 года:

Восстановительные работы и службы здесь возобновились в 1989 году. Фотография 1987 года:

Данное место очень популярно среди таких же "туристов" как и я, поэтому сейчас разрешение фотографировать можно получить за пожертвования:-) Так бы и написали, что съемка - ХХХ рублей, что мудрить-то:

Общий вид церкви:

Ворота, когда-то заходили через них:

Церковь еще интересна тем, что в подклете располагается Христорождественский храм, а на втором этаже - храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Снаружи на второй этаж ведут два изогнутых лестничных марша:

Проход по этим лестницам сейчас закрыт деревянными заборами:

Возможно, это связано с их состояниями:

По бокам находятся две башни-колокольни:

Вид от главного входа в сторону колокольни:

На фасаде располагаются лица, говорят, что один из барельефов изображает супругов Измайловых, а кому принадлежат остальные, мне неизвестно:

Еще один вход:

Вид с торцевой стороны:

Колокольня:

Она же вблизи:

Восстановительные работы еще продолжаются:

На заднем дворе сложена груда кирпичей:

Колодец на территории храма:

РПЦ говорит, что мне будет интересно посетить порядка 200-х храмов в Московской области:

Побродив по территории храма, я заглянул внутрь, там шла служба, поэтому я не стал заходить, чтобы не мешать. Кстати, не смотря на все предупреждения и надписи, я спокойно ходил и фотографировал все, что хотел. Никто ко мне не подошел и не просил пожертвований, а я не стал сам навязываться. Возможно, что все в это время были заняты службой.

Владимирская церковь в Быково построена в 1789 году В.И. Баженовым по заказу тогдашнего владельца усадьбы М.М. Измайлова, бывшего генерал-губернатором Москвы и фаворита Екатерины II. Храм двухэтажный, в верхнем этаже церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери, а в нижнем этаже Рождества Христова (действующая). В 1830-х годах по проекту архитектора И.Т. Таманского построена отдельно стоящая колокольня в том же стиле. Храм был закрыт в 30-х годах прошлого столетия.



Усадьба сложилась как архитектурный ансамбль в последней четверти XVIIIв. В это время она принадлежала М.М. Измайлову, начальнику Экспедиции кремлевского строения. Предположительно, в создании усадьбы участвовал архитектор В.И. Баженов. От первоначального ансамбля, созданного большим художником, сохранились обширный пейзажный парк с прудами и беседкой и церковь, выстроенная в 1789 г. в формах ложной готики. Дом заново перестроен в XIX в. в духе ренессансных дворцов. Утрачены хозяйственные постройки и парковые сооружения, в том числе "Эрмитаж" и белокаменная пристань на пруду.

Церковь, облицованная снаружи белым камнем, сооружена в 1789 г. в формах псевдоготики, вероятно, архитектором В.И. Баженовым. Памятник уникален по оригинальности объемной композиции и разработке отдельных форм. Овальный в плане храм с прямоугольной трапезной поставлен на высокий подклет. Особенно эффектен западный фасад с парными башнями колоколен по сторонам и торжественной открытой лестницей, ведущей во второй этаж. Церковь завершена куполом, окруженным целым рядом шпилей. Шпилями увенчаны и колокольни. Интересно решен интерьер храма. Подпружные арки, несущие купол, опираются на четыре куста коринфских колонн. Интерьер обработан в классическом стиле с отделкой стен и колонн искусственным мрамором. Отдельно стоящая колокольня построена в подражание архитектуре церкви в середине XIX в. предположительно архитектором И.Т. Таманским.



Храм строился Измайловым в память об ушедшей супруге. Трапезная реконструировалась в 1830-х гг. по проекту архитектора Михайловского или И.Т.Таманского

Насчет колокольни. Вопрос спорный. Имеются сведения (имеются гравюры вида храма с места колокольни, где ее нет). Также имеется проект Д.И.Гущина на быковскую колокольню, конца 19в.). Так что тут вопрос. Второй вопрос - зачем она была построена и использовалась по назначению. В основном храме правая колокольня - собственно колокольня, левая - часовой механизм. Зачем стоить еще одну колокольню?

К.В.Аминов, ведущий архитектор



Церковь Владимирская, колокольня в составе усадьбы М.М.Измайлова "Быково" являются объектами культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 1, Указ Президента России от 20.02.1995 № 176).



Известно, что в 1628 году в дворцовом селе Быково имелась деревянная церковь во имя Рождества Христова. Однако деревянные постройки, как правило, не очень долговечны. В 1704 году в селе Быково возвели новый, теперь уже каменный, Христорождественский храм с колокольней. Прошло полвека, и село пожаловали генерал-губернатору Москвы Михаилу Михаиловичу Измаилову. Он был одним из фаворитов Екатерины II и участвовал в заговоре против Петра III. По легенде, однажды Екатерина навестила чету Измаиловых и была изрядно удивлена скромностью их имения. Отвечая за строительство в Москве, он, безусловно, был знаком с лучшими архитекторами своего времени. Вот и пригласил обустраивать свою усадьбу именитого В.И. Баженова. В процессе переустройства усадьбы Измаилов овдовел. В память о жене он решил возвести в селе и новую церковь, тем более что старая к тому времени сильно обветшала. На строительство ушло почти девять лет, и в 1789 году в Быково появилась двухэтажная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. Отметим, что храм сменил посвящение. Христорождественским - в память о предыдущем храме - остался престол в нижнем алтаре. Нестандартные архитектурные решения и нехарактерный для русского зодчества декор многие объясняют тем, что и заказчик и архитектор, похоже, симпатизировали масонам. Поэтому в оформлении церкви они якобы решили зашифровать символику "вольных каменщиков". Храм, облицованный белым камнем, был обнесён такой же белокаменной оградой с деревянными решётками и обелисками. Забегая вперёд, стоит отметить, что эту красоту уничтожили в 1938 году.

Краевед А.Т. Саладин писал в своём путеводителе: "Первое, что встречается при въезде в село, - красивая готическая церковь. Стрельчатые окна, пилястры, устремлённые в высь башенки, всё это необычно по сравнению с округлыми формами наших национальных храмов и, пожалуй, даже как-то неуместно на фоне бескрайних полей и лугов...". Владимирский храм уникален своим планировочным решением: центральная часть сооружения имеет овальную форму. При церкви возвели две колокольни - одну под звон (на ней повесили семь колоколов), вторую - под часы, водрузить которые так в итоге и не получилось. В первой половине расширили трапезную. В 1838 году заключили договор с архитектором И.Т. Таманским на строительство отдельно стоящей колокольни. На том месте, где она сейчас располагается, раньше был сад, однако со временем он выродился... На строительство колокольни ушло без малого полвека, своими формами она напоминает псевдоготический храм, в подражание архитектуры самой церкви. Представление о внутреннем убранстве Владимирской церкви можно получить из описи, датируемой серединой ХIХ века. Из документа следует, что в нижней холодной церкви был "иконостас каменный, отделанный под мрамор". Царские врата были деревянные, украшенные резьбой. Слева от них находилась Казанская икона Божией Матери в древнем серебряном окладе. Позже в предалтарной части храма появились ещё два образа - Владимирской Божией Матери и Николая Чудотворца - подарок царя Николая I. Роспись интерьеров началась в 1912 году по инициативе прихожан Владимирской церкви, закончить работы до революции так и не успели. Нынешняя стенопись - частично восстановленное старое, частично сделанное заново.

После Октябрьской революции усадьба Быково разделида участь большинства других частных имений. Какие только организации не занимали эти шикарные залы и Владимирскую церковь - и мастерские, и школа подрывников, и приют для сирот красноармейцев... Одно время в храме "квартировала" пошивочная мастерская. До неё помещение более ста лет исправно отапливали калориферы. Конечно же, никто не удосужился найти специалиста, разбиравшегося в сложной калориферной системе, предпочли установить простые буржуйки, которые чадили так, что дым буквально, выедал глаза работницам... В конце концов швейную фабрику закрыли, а храм приспособили под склад Управления кинофикации. Однако через некоторое время здание вообще заколотитили, а надгробия с расположенного вокруг храма кладбища, где некогда хоронили именитых горожан, растащили. Позже в Быково разместили санаторий для больных туберкулёзом так называемой внелёгочной локации. Восточную часть парка тогда застроили жилыми домами и гаражами, тем самым нарушив связующую нить "усадебный дом - церковь".

К началу шестидесятых годов прошлого века появилась надежда, что власти наконец-то возьмутся за детальную реставрацию бывшей усадьбы и церкви. Тогда постановлением Совмина РСФСР главный дом-дворец, беседку на острове, парк и пруды, а также Владимирский храм вместе с колокольней и оградой включили в список памятников общероссийского значения. Через несколько лет трест "Мособлстройреставрация" начал восстановительные работы. К этому времени церковное здание было отдано отделу культуры горсовета Жуковского. Храм пребывал в плачевном состоянии: главный купол протекал, межэтажные перекрытия из-за сырости прогнили, штукатурка отвалилась, лестницы разрушились. Однако горсовет планировал открыть здесь музей В.И. Баженова, выставочный зал и зал камерной музыки. Начался ремонт, на который ушло почти тридцать лет, были потрачены огромные деньги. Впрочем, именно в результате этих работ пострадала колокольня, лестницы совсем обрушились, а мраморные колонны верхнего храма были выломаны и свалены на полу. В девяностые, на волне возврата храмов верующим, Владимирскую церковь тоже передали приходу. Началась медленная реставрация. Сейчас церковь более-менее приведена в порядок и в ней с 1989 года проводятся регулярные богослужения.

Владимирская церковь в Быково - один из ярчайших приёмов русской псевдоготики, "романтического течения" в отечественном зодчестве. Следуя "готической" традиции, зодчий использует редкий для русской архитектуры приём, строит храм с двумя колокольнями. Профессор архитектуры А.С. Щепкин писал: "Этот тип повторял католические образцы, где парные колокольни укоренились ещё в средневековье, пропали в Возрождение и снова возникли в эпоху барокко. Их появление в России вряд ли было вызвано прокатолическими настроениями архитекторов или заказчиков, это была, скорее, безразличная к конфессиональным проблемам ориентация на западные образцы. Зодчий видел здесь чисто архитектурную тему, котрую он развивал тем или иным образом, а православный заказчик не видел здесь вероучительной проблемы, из-за которой следовало бы препятствовать появлению такого типа постройки..." Здесь нет ничего характерного для православного храма. Острые гранёные пинакли, окружающий купол треугольный фриз, как бы намекающий на готические щипцы, под крестами яблоки-шишки, да и сами кресты специфической формы - с диагональными лучами и акцентированным центром, напоминающие о символике масонства. Стрельчатые арки - элемент, характерный для готической или романской архитектуры, так же как и барельефные изображения святых, крупная кладка... Кстати, кладка, точнее облицовка, - это как раз самый, пожалуй, "русский" из строительных материалов - белый камень. Форма башенок-звонниц навеяна "псевдоготикой". Купольное завершение никак не готическое, это дань барочной составляющей в архитектуре храма. Купольное завершение имеет и сам храм, хотя там нехарактерные для готической традиции округлости замаскированы пинаклями, фризом и прочими "остротами".

Отдельно стоящая колокольня появилась в 1830-е гг., когда псевдоготикой уже не увлекались. Тем не менее было очевидно, что просто приставить к такой церкви что-нибудь ампирное или русско-византийское - значит испортить памятник. Архитекторы пошли на хитрость, добавив простой по сути колокольне декоративных элементов, напоминающих убранство Владимирской церкви, этакая "псевдо-псевдоготика". На самом деле видно: обводы стрельчатых проёмов мягче, пинакли - лишь рельеф, декор откровенно вторичен... А что останется, если его убрать? Правильно - ампир в чистом виде. Церковь двухэтажная; как и многие усадебные церкви, она сочетает в едином здании отапливаемый зимний и "холодный" летний приделы. В верхнем этаже располагается придел, освящённый во имя Владимирской иконы Божией Матери, в нижнем - фактически высокий подклет - в честь Рождества Христова. Действует в настоящее время только последний. У него низкие своды, четырёхугольные несущие столпы, в потолочных плафонах - росписи на евангельские сюжеты. Завершает перспективу нижнего храма простой и невысокий трёхъярусный иконостас.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №226, 2017 г.



Существующая церковь при усадьбе Быково была заложена в 1781 году на месте древнего храма Рождества Христова. Храмоздателем был тогдашний владелец усадьбы Михаил Михайлович Измайлов — видный придворный императрицы Екатерины Великой, начальник «Экспедиции кремлевского строения», а в 1790-е гг. — губернатор Москвы и Подмосковья - «главноначальствующий в Москве и Московской губернии».

Новый храм был построен в память любимой супруги Михаила Михайловича — Марии Александровны — урожденной Нарышкиной, родственницы императрицы Елизаветы Петровны. Архитектором церкви был, вероятнее всего, гениальный Василий Иванович Баженов, вместе с которым в это время М.М. Измайлов строил императорские резиденции Царицыно и Петровский путевой дворец. С этим связана необычная стилистика церкви: «готический вкус», как тогда говорили, был введен в русскую архитектуру по желанию императрицы Екатерины как указание на связь с древней русской традицией. Тогда все «неклассическое», возникшее после разрушения Рима готами в пятом веке, воспринималось «готическим». К «готической» архитектуре относились и белокаменные узорчатые храмы Владимиро-Суздальской Руси, и храмы древнего Московского княжества. Именно они стали основными образцами для этой необычной церкви, в архитектуре которой ее создатели стремились подчеркнуть связь с древней историей русской духовности.

В 1783 году был освящен нижний храм в честь Рождества Христова. Верхний, который сначала предполагалось сделать, «семейным» храмом Измайловых, был посвящен Владимирской иконе Божией Матери — покровительнице Владимиро-Суздальсвого княжества и Московской Руси. В этот храм Измайловы пожертвовали две чудотворные иконы, хранившиеся в семье — Нерукотворный образ Спасителя и Казанскую икону Божией Матери. Внутреннее устройство церкви было задумано по образцу древнерусских храмов с куполом, опирающимся на столпы. Гений архитектора и желание владельца усадьбы, - развили эту идею в великолепный интерьер из различных цветов искусственного мрамора, украшенного живописью и позолотой, в классическом духе раннехристианских храмов Иерусалима, Рима и Константинополя. Общая овальная форма в миниатюре воспроизводила знаменитый храм Софии в Константинополе.

К сожалению, летом 1785 года императрица Екатерина уволила архитектора Баженова со службы, и под начальством М.М. Измайлова его место занял Матвей Казаков. Вероятно, в это же время Казаков стал и главным архитектором усадьбы Быково. К этому времени был уже построен основной объем прекрасного «готического» овального храма, уже шла служба в нижней церкви. Желая улучшить экономику усадьбы, М.М. Измайлов, перевел в небольшое село Быково множество крестьянских семей из других сел. Верхний храм, предполагавшийся для летних богослужений с участием хозяина усадьбы и его домочадцев и слуг, получился настолько прекрасным, что возникло желание открыть его для всех. Вот тогда-то и спроектировал Казаков великолепную лестницу на два всхода на западном фасаде церкви. Он же завершил две колокольни со шпилями: на левой были размещены часы с боем (с восточной стороны этой колокольни сохранилась заложенная дверь для отдельного входа часовщика), на правой звонили к церковным службам.

Из четырех двухфигурных барельефов, украшавших фасад овального храма, до настоящего времени сохранился один. Пока загадочны сюжеты этих рельефов. На сохранившемся мы видим изображение двух молодых женщин. Один из утраченных рельефов изображал бородатого мужчину в античной тоге и женщину. Трудно предположить, что это были святые покровители супругов Измайловых, поскольку владелец усадьбы был крещен в честь Архангела Михаила, а его супруга — в честь Марии Египетской. Возможно, это фигуры чтимых в семье святых или аллегорические фигуры добродетелей. Этот загадочный вопрос еще требует исследования. На западном фасаде, насколько можно видеть по акварели сына архитектора Бакарева 1804 года, были изображения архангелов, помещенные между пилястрами во втором ярусе. Скорее всего, это были не скульптуры, для которых в плоских углублениях стены слишком мало места, а вырезанные по контуру деревянные расписные фигуры-силуэты, что было распространено в конце XVIII века.

Верхний Владимирский храм освятили в 1789 году.

В 1812 году усадьба и церковь пострадали во время нашествия Наполеона. Шесть недель французские окупанты хозяйничали в усадьбе. В церкви устроили стойла для лошадей. После 1812 года потребовались ремонтные работы. Верхний и нижний храмы в западной части еще несколько раз расширяли пристройками к трапезным. В 1838 году трапезную реконструировал архитектор И.Т. Таманский. В 1840-х гг. церковь ремонтировали во время реконструкции усадьбы при графе Иване Илларионовиче Воронцове-Дашкове.

Крупная реконструкция церкви была произведена при последних владельцах усадьбы Быково — дворянской семье Ильиных — одновременно с ремонтными работами в усадьбе. К столетию храма в 1884 году на средства Николая Ивановича Ильина была построена отдельно стоящая колокольня по проекту архитектора Д.Н. Гущина. На протяжении столетия все храмоздатели и архитекторы Владимирского храма бережно сохраняли оригинальную баженовскую стилистику готического вкуса - «русскую готику», прославившую этот храм по всему миру.

Во Владимирском храме венчался брат Николая Ивановича Ильина — Александр, а спустя два десятилетия и его сын — знаменитый русский философ Иван Александрович Ильин.

Еще одно разорение быковский храм претерпел при большевиках. В 1937 году храм закрыли. Все священники были арестованы и убиты на Бутовском полигоне.

С 1989 года началось восстановление храма церковной общиной. Возобновлены богослужения. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых новомучеников Российских убитых большевиками священнослужителей храма — Иоанна Кесарийского, Петра Косменкова и Симеона Кречкова.