Молитвы ко святому причащению. Вечери твоея тайныя днесь, сыне божий, причастника мя приими

После того, как духовенство причастилось святых Тайн, верующие призываются к трапезе Господней: "Со страхом Божиим и верою приступите!"

Верующие приступают и вместе с причащающим епископом или священником читают молитву:

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз.
Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и Сия есть Самая Честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.
Вечери Твоея тайныя днесь. Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя. Господи, во Царствии Твоем.
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела.

Потом все делают земной поклон и встают, говоря про себя: "Се прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему". Перед святой чашей каждый называет свое имя, так чтобы священник его слышал. Священник говорит: "Причащается раб Божий (имя) честного и святого Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную".

Причастившись, каждый целует край чаши, как бы пронзенное ребро Христово, из которого истекли кровь и вода (Ин.19:34). После этого принимается немного разбавленного водой вина и кусочек просфоры, которые находятся на отдельном столике. Это не всегда возможно, когда причастников очень много.

После причащения в тот день больше не встают на колени, так как слово Божие осуществилось: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин.6:56).

После того, как все причастились, священник благословляет народ, провозглашая: "Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое".

И как бы осмысляя, что присутствующий народ Божий испытал в свое спасение, поется:
Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся, та бо нас спасла есть.

Когда Святые Дары, при перенесении их с престола, выносятся пред народом, слышатся слова священника: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков".

С этих слов начинается последняя часть Литургии, благодарение за участие в Тайнах Божиих. Продолжая благодарственный возглас священника, община поет:

Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, божественным, безсмертным и животворящим тайнам.
Это песнопение заканчивается прошением:

Соблюди нас в Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Следующая за песнью благодарственная ектения заканчивается славословием того же содержания: "Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков".

Далее священник читает посреди общины заамвонную отпустительную молитву, которая как бы объединяет молитвенные темы Литургии:
"Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое..."

Благословение Господне и т.н. отпуст, в котором поминают имена близких нашей Церкви святых и святых того дня, завершают Литургию. Верующие идут поклониться кресту, который держит в руке священник, давая им облобызать этот символ нашего искупления.
Так верующие, приняв участие в святой Евхаристии, несут святость в свои семьи и всю свою жизнь повторяют про себя молитву: "Соблюди нас в Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя".

Так продолжается жизнь от Евхаристии к Евхаристии, стремясь к "мужу совершенному, к мере полного возраста Христова" до тех пор, пока "мы не увидим Его лицем к лицу". (Еф.4:13, 1Кор.13:12). О Пасха велия и священнейшая Христе! О мудросте, и Слове Божий, и Сило! подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни царствия Твоего.

ВЕЧЕРИ ТВОЕЯ ТАЙНЫЯ ДНЕСЬ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПРИЧАСТНИКА МЯ ПРИИМИ Дорогие и возлюбленные братья и сестры всех вас поздравляю с тем, что и мы в этом году, милостью Божией, в этот Великий, Чистый, как его называют, четверг стали причастниками Святых Христовых Таин, как апостолы на той самой вечере. Ибо Иоанн Златоуст говорит, что сегодняшнее причащение, сегодняшняя трапеза ничем не меньше той, которую разделил Христос со Своими учениками самый первый раз. Та же Кровь, то же Тело, та же врачующая Благодать, о которой мы говорим, когда читаем благодарственные молитвы: пройди во вся мои составы, во утробу, в сердце, попали терние всех моих прегрешений, да будет мне во исцеление приобщение Духа Святого, в напутствие жизни вечной. Вот какие Дары, вот какая благодать Божественного причащения. Однажды отец Иоанн Кронштадтский после Святого Причащения был в духе и сказал: «иереи Божии, священники Божии. Освящайтесь сами и освящайте народ Божий Божественной Литургией, Божественной Евхаристией, Божественным Причащением Святыми Христовыми Тайнами». И Серафим Саровский, вдохновляя нас, кающихся грешников, говорит – вот посмотри, если человек по своей жизни будет грешник, и похож на черную головешку, т.е. черный с макушки до пят от грехов, но с осознанием своего всеокаянства и всенедостоинства, с желанием исправить свой грех, будет причащаться Святых Христовых Таинств, то, постепенно, причащаясь, каясь, исправляясь, будет все больше и больше убеляться, и в конце концов спасется. Старец Амвросий тоже говорил, что, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, мы вкушаем Хлеба Жизни. Хлеб и Жизнь – с большой буквы. Это эликсир бессмертия. Люди гоняются за добавками, за лекарствами, за сбалансированным питанием, за режимом труда и отдыха, чтобы дотянуть до ста лет, потом не знают, что с этими ста годами делать. А у нас не надо ни за чем гоняться. У нас Хлеб Жизни дан раз и навсегда. Господь так и сказал: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь пребывает во Мне и Аз в нем. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь смерти не увидит во век». Когда мы празднуем Рождество Христово, в предпраздненство этого дня мы читаем такие слова: «Чрево Твое, Пресвятая Богородица, стало мысленным раем, ибо в нем, Твоем чреве, произрастилось Древо Жизни, вкушая от которого живы будем и не так как когда умрем.» Адам в раю вкусил запретный плод и умер смертью, а Богородица родила Спасителя мира, и Церковь говорит – из Твоего чрева произошло древо жизни, вкушая от которого живы будем, но не так, как Адам умрем. Вот что такое причастие – это древо жизни. Каждый раз мы подходим к древу жизни, и как разряженная батарейка, подзаряжаемся. Кто на минуту, кто на две, кто на час, кто на сутки, кто больше. А интересно, а от чего это зависит, вот эта Божественная Благодать? Когда-то мы ощущаем ее, когда-то мы не ощущаем вообще. Когда-то это дольше, когда-то это меньше. Когда-то это очень ярко, когда-то это преоткровенно. Когда-то ты только на следующий день понимаешь, что мы как-то по-другому себя чувствуем в душе, в сердце. Симеон Новый Богослов однажды причастившись говорит – неужели мои глаза – это глаза Христа, неужели этот язык – это язык Христа, неужели эти руки – это руки Христа. И во мне течет кровь Христа. А каким же я тогда должен быть? А я должен быть как Он. Потому что Он во мне. Я не могу уже подумать противное Ему, сказать противное Ему и что-то сделать противное Ему. Вы представляете, как его накрыла благодать, что святой ощутил, что такое причастие, каким он должен быть. А какими мы должны быть? Во время Литургии, когда она заканчивается, слышим, Святая (жертва) святым. А мы какие? А мы не святые. А какие мы? А мы хотим быть святыми. А как самому стать святым? Хотелось бы, да не получается. Почему? Батарейка то у нас есть, а источником то мы сами для себя быть не можем. Источник для нас – Церковь, источник для нас Святое Причащение. И только оно является центром и смыслом духовной жизни. Иоанн Кронштадтский говорит – Святое Причастие - это ось земли. Ось земли, вокруг которой все крутится и все совершается. Он говорит – небо дождит, солнце сияет, и земля произращает пшеницу и виноград, только ради одного – чтобы совершалось это таинство причащения. А оно – главное в жизни. И у других тоже можно найти – крест, Евангелие, священство, иконы, а чего у них нельзя найти? – у них нет Церкви и нет Святого Причащения, настоящего, истинного, благодатного. Бог совершает это таинство, а не мы. У других нет Святого Причащения – только у нас. Мне сегодня в Покровском храме, в котором я только что был рассказали: сидит Антоний Сурожский, великий человек нашей Церкви, митрополит, и священники и пасторы протестантские. Какой-то богословский был у них разговор, диспут. Он делился жизнью в Православии. И тогда ему говорят: Владыко, так у нас все одинаковое, у нас одно и то же Евангелие, один и тот же Христос, и мы Бога любим, и у нас иконы в Церкви, и мы стараемся жить по-Божьему. Все у нас вроде одинаковое, так почему мы не одно целое? И когда он сидел за столом, был букет, какой-то украшенный с цветами искусственными, и лежали искусственные яблоки. Он поднимает это яблоко, оно внешне ничем не отличается, но оно парафиновое, и говорит – на, съешь это яблоко. Тот говорит – оно не съедобное, оно не настоящее. И он говорит - Вот кто знает? Внешне оно очень похоже, но у нас жизнь, а у вас нет. Кто знает почему? Причастия нету, Церкви нету. Древа жизни нету. Вот батарейка, вставьте ее в телефон, в фотоаппарат, в фонарь, ну все, без нее не работает. Только подключил – сразу все заработало. Куда ты ее не вставь, все заработает. Вот так и душа – она с Богом, куда не ставь, она живая, она готова из себя излучать. А сами мы не можем. Святитель Иоанн Златоуст говорит – кого похвалить, кто причащается раз в год по большим праздникам, вот как сейчас люди приходят на Рождество, на Пасху, раз в месяц, раз в две недели, каждый день. Кого похвалить? – говорит он. Ни одного, ни другого, ни третьего. Не праздник делает тебя достойным Святого Причащения, и не урочное время, типа Великий Четверг, Пасха, Благовещение или другие праздники. Не это делает тебя достойным Причастия – а чистая совесть и безукоризненная жизнь. А разве можно иметь безукоризненную жизнь? Мы все хотим вроде быть другими, как только скажем, как только подумаем, как только сделаем – ничего похожего на Евангелие нет. Почему? А потому что в нас грех этот. А чистую совесть можно иметь? Можно. Когда? В таинстве исповеди. Вот чистую совесть можно иметь. Потому что, когда мы исповедуемся в этой жизни, в укоризненной жизни, исповедуемся – имеем чистую совесть. А безукоризненную жизнь надеемся от Бога получить и сохранить ее. Один из мудрых людей нашей Церкви говорит: кто достоин святого Причащения? Тот, кто себя считает честно недостойным Святого Причащения. Вот тот и достоин. У Исаака Сирина, я сейчас скажу, вы удивитесь, есть потрясающие слова: «Божественная благодать дается не подвигам и трудам, не молитвам, не постам, не добрым делам, не жизни по Евангелию, не дается подвигам и обрядам, дается единственно благодать за проистекающее от них смирение. Если молитва, пост, Церковь, богослужения, добрые дела, не приводят к смирению, то ты никакой благодати иметь не будешь. Не дается все это. Помните слова Господа: «Когда сотворите все повеленное вам, скажите рабы неключимые, сделали то, что должны были сделать». Никогда не говорите: была на вечернем богослужении, прочитала три канона, канон ко святому причащению, молитвы ко святому причащению, со всеми помирилась, постилась два или четыре дня, или сейчас Великий пост, была на исповеди и все это сделав, я теперь готова причащаться. Так никогда не надо говорить. Все это делать надо, безусловно и обязательно делать надо. Когда все сделали. Когда Господь помог – сказать, а все равно, вот небо, а вот земля, если небо не захочет, земля небом не станет. Как бы мы не готовились, как бы мы не освящались, что бы мы не выдумывали, мы все равно этой благодати вселения в нас Бога не достойны. А Огнь попаляющий, Свет просвещающий – только милостью Божией, тот кто всецело себя ощущает недостойным – только тот достоин Святого Причащения. Как только скажет кто достоин, не как прочие человецы, смотри, может оказаться так, что дырявый сосуд, благодать вошла, а не удержали. Сосуд то дырявый. А дырку там сделали своим высокоумием и своей гордостью. И когда что-то не получилось, покрыть надо смирением. Были на работе, не смогли на богослужении быть, в больнице были, у престарелого были, дела какие-то были неотложные, начальник по работе заставил, а с праздником совпало, с Великим Четвергом. Что теперь делать? Идти и причащаться, сказав священнику, благословившись, сказать, что только благодатью Божию. Вот все выполнил – и не понятно, чего будет. Со смирением. Когда если только мы сами добровольно себя от правила от молитвы, от молитвы не отстранили, сами себе не устроили себе этот концерт, а когда хотели, но обстоятельства были выше нас – иди и причащайся. Бог потому что все это дает, своей невидимой милосердной благодатью. А вот так все выполнить, и все так, - это никогда ничего не получится. И поэтому возблагодарим Господа за этот неизреченный дар – дар Жизни, за этот свет, за эту энергию, за эту радость, за эту силу, которая не от нас, мы бы в Церкви бы ничего доброго бы не сделали. И вот и на столько не поднялись бы в духовной жизни, если бы не Церковь и, если бы не благодать исповеди и Святого Причащения. Умом все понимаем какие должны быть, а сделать ничего бы не смогли, если бы не Божественная благодать. Поэтому Иоанн Златоуст так и говорит – одна у нас должна быть только скорбь – та, что мы не приобщились сей Пищи, то есть Тела Господня. Эта трапеза есть та же самая, которую предложил Христос и ничем не менее той в Сионской горнице первый раз. Не приобщаться этой таинственной Вечери – есть голод и смерть. Она – есть сила для души, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь. Это таинство делает для тебя землю небом. Земля становится небом, через это таинство. Будь простодушно верным, со всей верой причащайся Пречистого Тела Владыки в полном убеждении, что истинно вкушаешь Самого Агнца. Таины Христовы – это бессмертный огонь. Потому не будь пытливым, чтобы не опалиться тебе в Причащении Таин. Не знаю. Что мне делать с моими грехами. Не видит мой ум чем мне омыть и очистить себя. Если бы я вздумал омыться. То малы для меня моря и реки не достаточны, чтобы очистить меня. Но если омою себя кровью и водою из ребр сына Божия, то очищусь и изольются на меня благодатные, спасительные щедроты его. Вот, что излилось на нас в этот великий четверг, когда мы с вами только милостью, только благодатью Божией стали причастниками Святых Христовых Таинств. Сохраним этот дар, дар в душе, дар в уме, благодарные молитвы в молчаливости, в исполнении Евангелия и на деле сохраним этот дар и будем нести его изо дня в день, сохраняя его. И эта батарейка будет заряжаться все дольше, дольше и дольше будет у нее сила, свет и Божественная энергия. Дай Бог, чтобы этот Хлеб Жизни, вкушение его, чтобы эта радость бытия была бы у нас всегда и вот мы будем внимательны, когда будем слушать эти молитвы. А дома обязательно еще раз прочитайте их. И один, и два и три раза поблагодарите Бога за этот день. Придете - перед обедом, после обеда и вечерком прочитайте еще раз благодарственные молитвы – там будут такие слова – «и сподоби меня до последнего моего издыхания причащаться святых Твоих Таинств». Сподоби, чтобы мы всегда были с этим Хлебом Жизни и пусть этот залог сегодняшнего причащения будет со всеми нами. И если мы с Богом, то и Господь с нами, и пусть Царствие Божие будет в каждом из нас, пришедшем в силе через это великий дар Святого Причащения, который в нашем уме, в нашем сердце, в нашей крови и удах, пройдя составы в утробу, в сердце, попали терния моих согрешений и сподоби меня стать сыном и дщерью Отца нашего Небесного и спастись. Аминь! Аминь! Аминь! Архимандрит Мелхиседек

МОЛИТВЫ ПЕРЕДЪ СВЯТОЙ ЧАШЕЙ

Когда Священник выносит Чашу для Причастия и глаголет: «Со страхом Божіимъ и ве́ рою приступити», то Православному Хрістианину в обязательном порядке необходимо сделать ТРИ ЗЕМНЫХ ПОКЛОНА . Святые Угодники Божии предупреждали: "Страшное КОЩУНСТВО , перед Причащением Святых Христовых Тайн не делать три земных поклона!"

Затем, вместе со Священником читай молитву Святителя Иоанна Златоуста передъ принятіемъ Тела и Крови Хрістовой:

Вѣ́рую, Го́споди, и исповѣ́дую, я́ко Ты́ еси́ вои́стинну Хрiсто́съ Сы́нъ Бо́га Жива́го, прише́дый въ мíръ грѣ́шныя спасти́, отъ ни́хже пе́рвый е́смь а́зъ. Еще́ вѣ́рую, я́ко сiе́ е́сть са́мое Пречи́стое Тѣ́ло Твое́, и сiя́ са́мая е́сть Честна́я Кро́вь Твоя́. Молю́ся у́бо Тебѣ́: поми́луй мя́, и прости́ ми́ прегрѣше́нiя моя́, во́льная и нево́льная, я́же сло́вомъ, я́же дѣ́ломъ, я́же вѣ́дѣнiемъ и невѣ́дѣнiемъ; и сподо́би мя́ неосужде́нно причасти́тися Пречи́стыхъ Твои́хъ Та́инствъ, во оставле́нiе грѣ́ховъ и въ Жи́знь Вѣ́чную. Ами́нь.

Ве́чери Твоея́ та́йныя дне́сь, Сы́не Бо́жiй, прича́стника мя́ прiими́; не́ бо враго́мъ Твои́мъ та́йну повѣ́мъ, ни лобза́нiя Ти́ да́мъ я́ко iу́да, но я́ко разбо́йникъ исповѣ́даю Тя́́: помяни́ мя́ Го́споди во Ца́рствiи Твое́мъ. Ами́нь.


После чего, сложи на груди крестообразно руки (левая рука лежит на груди, права – по верх левой) и подходи ко Причатию. Пока стоишь ко Причастию читай про себя следующие молитвы (из них употреблять, так которая больше по душе, главное чтобы она была от сердца):

Се приступа́ю къ Боже́ственному Причаще́нiю, Содѣ́телю, да не опали́ши мя́ прiобще́нiемъ; Огнь бо́ еси́ недос­то́йныя попаля́яй. Но у́бо очи́сти мя́ отъ вся́кiя скве́рны.
Боготворя́щую Кро́вь ужасни́ся чело­вѣ́че зря́; Огнь бо́ е́сть недосто́йныя попаля́яй. Боже́ственное Тѣ́ло и обожа́­етъ мя́, и пита́етъ; обожа́етъ ду́хъ, у́мъ же пита́етъ стра́нно.
Услади́лъ мя́ еси́ Любо́вiю Хрiсте́, и измѣни́лъ мя́ еси́ Боже́ственнымъ Твои́мъ Раче́нiемъ; но попали́ Огне́мъ Невеще́ст­веннымъ грѣхи́ моя́, и насы́титися е́же въ Тебѣ́ наслажде́нiя сподо́би; да лику́я возвелича́ю Бла́же, два́ Прише́ствiя Твоя́.
Во Свѣ́тлостехъ Святы́хъ Твои́хъ, ка́ко вни́ду недосто́йный? А́ще бо дерзну́ совни́ти въ черто́гъ, оде́жда мя́ облича́етъ, я́ко нѣ́сть бра́чна, и свя́занъ изве́рженъ бу́ду отъ А́нгеловъ; очи́сти Го́споди, скве́рну души́ моея́, и спаси́ мя́, я́ко Человѣко­лю́бецъ.
Влады́ко Человѣколю́бче Го́споди Iису́се Хрiсте́ Бо́же мо́й, да не въ су́дъ ми́ бу́дутъ Свята́я сiя́, за е́же недос­то́йну ми́ бы́ти; но во очище́нiе и освя­ще́нiе души́ же и тѣ́ла, и во обруче́нiе Бу́дущiя Жи́зни и Ца́рствiя. Ами́нь.
Мнѣ́ же е́же прилѣпля́тися Бо́гу, бла́го е́сть, полага́ти во Го́сподѣ упова́­нiе Спасе́нiя моего́.


Если не можешь запомнить сии молитвы, то можно читать про себя молитву мытаря:

Бо́же, ми́лостивъ бу́ди мнѣ грѣ́ш­ному!


Если перед Причащением обуревает маловерие, нужно про себя читать молитву Святого Апостола Фомы (Ин.20:28):

Госпо́дь мо́й и Бо́гъ мо́й!


Если не ощущаешь в себе Священного Благоговения (Страха Божия), то можно повторять про себя слова из молитвы Свят. Василия Великого:

Го́споди, научи́ мя́ соверша́ти Святы́ню во Стра́се Твое́мъ!

Чтобы осознать «КТО был наш Русский Царь Николай» (Св. Прав. Псковоезерский Старец Николай Гурьянов), приводим книги Романа Сергиева “Искупительная жертва святого Царя Николая стала залогом неминуемого воскресения Царской России ”. Нажав на одну из строчек выйдете на более подробное оглавление, и по нему вы найдете тексты, которые помогут вам понять величайший подвиг Святости Императора НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА, во исполение Воли Божией УПОДОБИВШЕГОСЯ Господу нашему Иисусу Христу в искупительном подвиге! Именно руками Своего Помазанника – Святаго Царя искупителя НИКОЛАЯ АЛЕКСАНРОВИЧА – Господь спас Богоизбранный Русский Народ от истребления слугами сатаны и соделал НЕМИНУЕМЫМ воскресение Царской России.

О великом искупительном подвиге нашего Государя, подъятого и совершенного Им во образ и подобие Искупительного Подвига Христа Господа, смотри новостные сообщения нашего сайта. Также рекомендуем посетить сайт "НИКОЛАЙ II ИСКУПИЛ ИЗМЕНУ НАРОДА РУССКОГО!" помещены две проповеди о христоподобном искупительном подвиге Царя Николая, сказанные после литургии 19 мая 2008 года, совершенной по полному Императорскому Чину.

На нашем сайте можно посмотреть портреты Императора Николая Второго, написанные при Его жизни. Смотри

О необходимости молиться за грядущего Русского Царя Победителя и о том, как это сделать на практике см. и работу: .

Отец Роман на Православном Радио Санкт-Петербурга в воскресение 20 июля рассказал о необходимости молится по Императорскому чину и о необходимости вынимать частички на Проскомидии, и за Царя-искупителя Николая Второго и за грядущего Царя из Царствующего Дома Романовых по женской линии. Беседу можно скачать по адресу новостного сообщения: "Царский Cвященник на радио с Царской темой ". По тому же адресу можно читать и скачать беседы отца Романа с Жанной Владимировной Бичевской уже на Московском радио в ее авторской програме "От сердца к Сердцу". Кроме того, там можно скачать Литургию, совершенную по Служебнику 1901 года (все возгласы по Императорскому Чину, без сокращений

Все почитали светлой памяти Духоносного Псковоезерского Старца Николая Гурьянова могут найти на нашем сайте редчайшие и ценнейшие книги о Старце, написанные самым близким ему человеком - письмоводительницей Страца, его келейницей Схимонахиней Николаей (Гроян): " пламенный молитвенник земли Русской за весь мир", " ", “ ” " "

Прочитав эти книги Вы узнаете, почему с такой силой враг рода человеческого восстает на Святую Венценосную Царскую Семью. На Друга Царева – оклеветанного врагами Бога, Царя и России "Человека Божия", Святого Новомученика Григория Нового (Распутина). Узнаете Правду о Святом Благоверном Царе Иоанне Царе Иоанне Васильевиче IV Грозном и получите ответы на многие другие животрепещущие вопросы о которых возвещал Господь устами Своего Угодника – "Столпа Русского Старчества" – духоносного Старца Николая Гурьянова

В свете часто возникающих ныне бурных дисскусий вокруг древнейшего символа Русской Национальной Культуре - Гамматическом Кресте (Ярга-Свастике) на нашем сайте представлена обширная подборка материала по данному вопросу: О русском кресте Воскресения России смотри .

Мы с Вами помним, что Господь Бог указал Императору Константину Великому на то, что с крестом он победит. Обратим внимание на то, что только со Христом и именно с Крестом Русский Народ победит всех своих врагов и сбросит, наконец, ненавистное иго жидовское! Но Крест, с которым победит Русский Народ не простой, а как водится, золотой, но до поры он скрыт от многих Русских Патриотов под завалами лжи и клеветы. В новостных сообщениях, сделанных по книгам Кузнецов В.П. "История развития формы креста" . М.1997 г.; Кутенкова П.И. "Ярга-свастика - знак русской народной культуры" СПб. 2008; Багдасаров Р. "Мистика огненного Креста" М. 2005 , рассказывается о месте в культуре Русского Народа самого благодатного креста - свастики. Свастический крест имеет одну из самых совершенных форм и заключает в себе в графическом виде всю мистическую тайну Промышления Божия и всю догматическую полноту Церковного вероучения!

Кроме того, если мы будем помнить, что Русский Народ является третьим Богоизбранным Народом (Третий Рим - Москва, Четвертому - не бывать; что свастика является графическим изображением и всей мистической тайны Промышления Божия , и всей догматической полноты Церковного вероучения , то совершенно однозначный напрашивается вывод - Русский Народ под державной рукой уже скоро грядущего Царя-победителя из Царствующего Дома Романовых (Дому Романовых клялись Богу в 1613 году быть верными до скончания веков ) будет побеждать всех своих врагов под знаменами, на которых будет под ликом Спаса Нерукотворного развеваться свастика (гамматический крест)! В Государственном Гербе свастика также будет помещена на большую корону, которая символизирует власть Царя-Богопомазанника как в земной Церкви Христовой, так и в Царстве Богоизбранного Русского Народа.

На нашем сайте можно скачать и читать, замечательное произведение генерала и писателя Петра Николаевича Краснова “ ”, которое является неувядающим венком доблестным солдатам и офицерам Русской Императорской Армии, живот свой за Веру, Царя и Отечество положившим .Прочитав эту книгу, вы узнаете, чем Русская Императорская Армия была сильнее всех армий мира и поймете, кто такой генерал Петр Николаевич Краснов. Воин Русской Армии, Русский Патриот, православный христианин очень многого себя лишат, если не найдут время прочитать эту очень благодатную книжечку.

Уникальнейшая книга, в которой специалист-следователь, будучи православным человеком , явно по молитвам святого Царя-искупителя Николая Второго и Новоомученник Иоанна, верного Царского слуги - повара И.М. Харитонова, погибшего вместе с Царем Николаем Вторым и Его Семьей в подвале дома инженера Ипатьева, сумел показать ритуальный характер убийства Царя-Богопомазанника слугами сатаны .

Не прекращались и никогда не прекратятся попытки русских людей понять, что произошло с Царской Семьей в Екатеринбурге в ночь с 17-го на 18-е июля 1918 года. Правда нужна не только для восстановления исторической реальности, но и для понимания духовной сути мученического подвига Государя и его Семьи. Мы не знаем, что пережили они - Господь судил им более года томиться под арестом, в заключении, в полной безвестности, в атмосфере ненависти и непонимания, с грузом ответственности на плечах - за судьбы Родины и близких. Но, претерпев попущенное, приняв всё из рук Божиих, они обрели смирение, кротость и любовь - единственное, что может принести человек Господу и самое главное, что угодно Ему. Труд Петра Валентиновича Мультатули - историка, правнука одного из верных слуг Государя, Ивана Михайловича Харитонова, - необычен. Это не научная монография, а детальное, скрупулезное расследование Екатеринбургского злодеяния . Цель автора - по возможности, приблизиться к духовному пониманию происшедшего в Ипатьевском Доме. В работе использованы материалы архивов России и Франции. Многие документы публикуются впервые



Примечание I. Данный шаблон оптимизирован для просмотра в Internet Explorer и Mozilla Firefox
Примечание II. Для корректного отображения ряда текстов с нашего сайта Вам потребуются Церковно-Славянские шрифты и шрифты дореволюционной Царкской орфографии. Скачать и установить данные шрифты можно
Примечание III. Если у Вас есть какие-либо конструктивные предложения или замечания по данному материалу присылайте их на наш почтовый ящик [email protected]

Спаси Вас Господи!

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и прошений. Толкования и цитаты Святых Отцов. Иконы.

Молитвы ко Святому Причащению:

Молитва святого Василия Великого, 1-я

Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Создателю, безначальннго Отца соприсносущный Сыне и собезначальный, премногия ради благости в последния дни в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся за ны благодарныя и злонравныя, и Твоею Кровию обновивый растлевшее грехом естество наше; Сам Безсмертный Царю, приими мое грешнаго покаяние, и приклони ухо Твое мне, и услыши глаголы моя. Согреших бо, Господи, согреших на небо и пред Тобою, и несмь достоин воззрети на высоту славы Твоея; прогневах бо Твою благость, Твои заповеди преступив, и не послушав Твоих повелений. Но Ты, Господи, незлобив сый, долготерпелив же и многомилостив, не предал еси мя погибнути со беззаконьми моими, моего всячески ожидая обращения. Ты бо рекл еси, Человеколюбче, пророком Твоим: яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Не хощеши бо, Владыко, создания Твоею руку погубити, ниже благоволиши о погибели человечестей, но хощеши всем спастися, и в разум истины приити. Темже и аз, аще и недостоин есмь небесе и земли, и сея привременныя жизни, всего себе повинув греху, и сластем поработив, и Твой осквернив образ; но творение и создание Твое быв, не отчаяваю своего спасения окаянный, на Твое же безмерное благоутробие дерзая, прихожду. Прими убо и мене, Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блуднаго, и возми мое тяжкое бремя грехов, грех вземляй мира, и немощи человеческия исцеляяй, труждающияся и обремененныя к Себе призываяй и упокоеваяй, непришедый призвати праведныя, но грешныя на покаяние. И очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и научи мя совершати святыню во страсе Твоем: яко да чистым сведением совести моея. Святынь Твоих часть приемля, соединюся Святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем и Святым Твоим Духом. Ей, Господи Иисусе Христе, Боже мой, и да не в суд ми будет причастие пречистых и животворящих Тайн Твоих, ниже да немощен буду душею же и телом, от еже недостойнее тем причащатися; но даждь ми, даже до конечного моего издыхания, неосужденно восприимати часть Святынь Твоих, в Духа Святаго общение, в напутие живота вечнаго, и во благоприятен ответ на Страшнем Судищи Твоем; яко да и аз со всеми избранными Твоими общник буду нетленных Твоих благ, яже уготовал еси любящим Тя, Господи, в нихже препрославлен еси во веки. Аминь.

Соприсносущный - также вечный (присносущный - вечно существующий). Собезначальный - также не имеющий начала (вечный) и начальства (всевластный). В плоть облкийся - воплотившийся (облекшийся в плоть) (Далее следуют также причастные формы глаголов: распныйся - предавший Себя распятию, погребыйся - предавший Себя погребению). За ны - за нас. Глаголы моя - слова мои. Ты бо рекл еси… пророком Твоим - ибо Ты сказал через пророка Твоего. В разум истины приити - достичь познания истины. Темже и аз - поэтому и я. Аще и недостоин есмь - хотя я и недостоин. Сея привременныя жизни - этой кратковременной жизни. Сластем - чувственным наслаждениям. Благоутробие - милосердие. Яко блуднаго - то есть как блудного сына; Грех вземляй мира - берещий на Себя грехи мира (далее снова ряд причастий: исцеляй - исцеляющий, призываяй - призывающий, упокоеваяй - дающий покой). Совершати святыню - проявлять полную, совершенную святость, делаться вполне святым. Яко да чистым сведением совести моей - чтобы я с чистым свидетельством совести моей (сведение - свидетельство, буквально - со-ведение; само слово совесть состоит из тех же частей: со-весть, совместное с Богом знание, голос Бога в душе). От еже недостойне тем причащатися - от недостойного причащения их. До конечнаго моего издыхания - до последнего моего вздоха (буквально: последнего выдоха). Восприимати часть - причащаться. В напутие живота вечнаго Общник - участник, тот, кто имеет общую часть. Нетленных - здесь: чистых, беспримесных, пребывающих в полном своем составе… Яже уготовал еси - которые Ты уготовал. В нихже - в которых.

Часть этой молитвы совпадает с тайной молитвой священника на Литургии святого Василия Великого, читаемой во время просительной ектении, перед молитвой Господней.

В молитвах ко Причащению особенно часто напоминаются слова и эпизоды Священного Писания - прежде всего Евангелия, и это понятно: именно в Таинстве Причащения Бог наиболее явно входит в нашу жизнь, но постоянно должен быть открыт и другой путь для Его вхождения в нас: через слово Его, которое живо и действенно (Евр.4:12), которое должно постоянно действовать в нас и восприниматься как к нам лично обращенное, как нечто важнейшее для всей нашей жизни. Поэтому очень важно не "проскакивать" эпизоды Священного Писания в молитвах, а обновлять их в памяти, в сердце своем.

Ты бо рекл еси, Человеколюбче, пророком Твоим: Яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израелев? (Иез.33:11).

Не хощеши бо, Владыко, создания Твоего руку погубити, ниже благоволиши о погибели человечестей, но хощеши всем спастися, и в разум истины приити. Здесь приведены слова Послания апостола Павла, где сказано, что Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (в Славянской библии: Иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити) (Тим. 2, 4).

Приме убо и мне, Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блуднаго. Эта и последующие молитвы обращают нас к образу жены-грешницы, которая помазала ноги Иисуса миром (Лк.7:36-47), благоразумного разбойника, воззвавшего на кресте: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк.23:42), блудного сына (Лк.15:11-32); образ мытаря, скорее всего, собирательный: мы можем вспомнить при этом и апостола, евангелиста - мытаря Левия-Матфея, который, оставив все, пошел за Господом и удостоился принять Его в своем доме (Лк.5:27-32), и раскаявшегося начальника мытарей Закхея, который также удостоился посещения Христа (Лк.19:2-10) и смиренного мытаря Христовой притчи, который пошел в свой дом более оправданным, нежели фарисей (Лк.18:10-14), и, наконец, многочисленных мытарей и грешников, которые неоднократно делили трапезу с Христом и его учениками и следовали за Ним (Мф.9:11; Мф.11:19; Мк. 2:15; Лк.5:30; 7:34; 15:1).

Грех вземляй мира, и немощи человеческия исцеляяй, труждающияся и обремененныя к Себе призываяй и упокоеваяй, не пришедый призвати праведныя, но грешныя на покаяние. Напомним места Евангелия, откуда взяты эти слова: Вот Агней Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин.1:29). Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф.11:28). Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13; Мк.2:17; Лк.5:32).

Молитва святого Иоанна Златоустого, 2-я

Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места достойна, еже главу подклонити; но якоже с высоты нас ради смирил еси Себе, смирися и ныне смирению моему; и якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприиме и в яслех безсловесныя моея души, и во оскверненное мое тело внити. И якоже не неудостоил еси внити, и свечеряти со грешники в дому Симона прокаженнаго, тако изволив нити и в дом смиренныя моея души, прокаженныя и грешныя; и якоже не отринул еси подобную мне блудницу и грешную, пришедшую и прикоснувшуюся Тебе, сице умилосердися и о мне грешнем, приходящем и прикасающем Ти ся; и якоже не возгнушался еси скверных ея уст и нечистых, целующих Тя, ниже моих возгнушайся сквернших оныя уст и нечистших, ниже мерзких моих и нечистых устен, и сквернаго и нечистейшаго моего языка. Но да будет ми уголь Пресвятаго Твоего Тела, и Честныя Твоея Крове, во освящение и просвещение и здравие смиренней моей души и телу, во облегчение тяжестей многих моих согрешений, в соблюдение от всякого диавольскаго действа, во отгнание и возбранение злаго моего и лукаваго обычая, во умерщвление страстей, в снабдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение. Не бо яко презираяй прихожду к Тебе, Христе Боже, но яко дерзая на неизреченную Твою благость; и да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду. Темже молюся Тебе: яко един сый Свят, Владыко, освяти мою душу и тело, чревеса и утробы, и всего мя обнови, и вкорени страх Твой во удесех моих; и освящение Твое неотъемлемо от мене сотвори; и буди ми помощник и заступник, окормляя в мире живот мой, сподобляя мя и одесную Тебе предстояния со святыми Твоими, молитвами и моленьми Пречистыя Твоея Матере, невещественных Твоих служителей и пречистых Сил, и всех святых, от века Тебе благоугодивших. Аминь.

Веем, яко несмь достоин, ниже доволен - я знаю, что я недостоин и не достаточен (слова доволен и достоин - синонимы, у них одинаковое значение; употребление в одной фразе слов- синонимов для усиления смысла характерно и для языка Библии, и для языка молитв). Занеже - потому что. Пуст и пался есть - он пуст и в развалинах. Не имаши -Ты не обретаешь. Еже главу подклонити - где бы (Тебе) преклонить главу. Якоже с высоты нас ради смирил еси Себе - как Ты (сошел) с высоты (Небесной) и нас ради уничижил (умалил Себя. Якоже восприял еси - как Ты изволил, как было Тебе угодно. В Яслех безсловесных - то есть в яслях бессловесных животных (безсловеснии - животные). Сице - так. Безсловесныя моея души - неразумной, безрассудной моей души. Внити - войти. Свечеряти - принять участие в вечере - ужине. Устен - губ. Соблюдение - сохранение. Обычная - навыка, привычек. Снабдение - соблюдение. Приложение - приумножение. Не бо яко призираяй - ибо не как дерзкий. Мысленнаго - духовного. Яко един сый Свят - так как Ты один Свят. Чревеса и утробы - внутренние органы. Во удесах - в членах тела. Окормляя - направляя (как кормчий направляет корабль). Живот мой - жизнь мою. Сподобляя мя - удостаивая меня. Одесную Тебе предстояния - предстояния по правую руку от Тебя (то есть с праведниками).

И не имаши во мне места достойна, еже главу подклонити… Слова Господа: Лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф.8:20; Лк.9:58) - молитва обращает к нам лично: именно мы должны стать жилищем Христа.

Но якоже с высоты нас ради смирил еси Себе, смирися и ныне смирению моему. Слово смирение в этой фразе играет всеми оттенками своего смысла. Слова с высоты смирил еси Себе означают и "Ты сошел с высоты", и "Ты уничижил Себя". Слова смирися и ныне смирению моему поддерживают и развивают оба этих значения: спустись и сейчас с Небесных высот ко мне, находящемуся внизу; уничижи и сейчас Себя до меня, ничтожного… и смиренно, без гордыни к Тебе взывающего. (В греческом тексте там, где в славянском стоит смирися - слово (симметриасон), то есть "соразмерь": уподобь Себя мне по величине!).

О значении слова смиренный см. также примечание к 5-й утренней молитве.

Якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи… - см.: Лк.2:7.

Якоже не неудостоил еси внити, и свечеряти со грешники в дому Симона прокаженнаго… - см.: Мф.26:6; Мк.14:3.

Якоже не отринул еси подобную мне блудницу и грешную, пришедшую и прикоснувшуюся Тебе… якоже не возгнушался еси скверных ея уст и нечистых, целующих Тя… - см.: Лк.7:36-50.

Да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду… Снова перед нами фраза характерно греческого строения: отрицание да не относится не к ближайшим словам, а к фразе в целом: "да не случится так, что, далеко разобщенный с Тобою, я буду похищен духовным волком".

Молитва Симеона Метафраста, 3-я

Едине чистый и нетленный Господи, за неизреченную милость человеколюбия, наше все восприемый смешение от чистых и девственных кровей паче естества Рождшия Тя, Духа Божественнаго нашествием, и благоволением Отца Присносущаго, Христе Иисусе, премудросте Божия, и мире, и сило; Твоим восприятием животворящая и спасительная, страдания восприемый, крест, гвоздия, копие, смерть, умертви моя душетленныя страсти телесныя. Погребением Твоим адова пленивый царствия, погреби моя благими помыслы лукавая советования, и лукавствия духи разори. Тридневным Твоим и живоносным воскресением падшаго праотца возставивый, возстави мя грехом поползшагося, образы мне покаяния предлагая. Преславным Твоим вознесением, плотское обоживый восприятие, и сие десным Отца седением почтый, сподоби мя причасием Святых Твоих Тайн десную часть спасаемых получити. Снитием Учителя Твоего Духа сосуды честны священныя Твоя ученики соделавый, приятелище и мене покажи Того пришествия. Хотяй паки приити судити вселенней правдою, благоволи и мне усрети Тя на облацех, Судию и Создателя моего, со всеми святыми Твоими; да безконечно славословлю и воспеваю Тя, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Нетленный - здесь: цельный, чистый, беспримесный (не имеющий в Своем Божественном естестве никакого постороннего элемента - в противоположность нашему "смешению". Смешение - сложную, "составную" природу. Паче естества - сверхъестественно. Рождшия Тя - Родившей Тебя. Твоим восприятием - тем, что Тобой воспринято, то есть воспринятой Тобою плотью. Восприемый - принявший. Лукавая советования - злые, дурные намерения. Лукавствия духи - духов зла. Разори - рассей, разгони. Грехом поползшагося - впавшего в грех (буквально: поскользнувшегося в грехе). Образцы мне покаяния предлагая можно понимать двояко: предлагая мне образцы покаяния или же: давая мне средства к покаянию. Плотское обоживый восприятие - обожествивший воспринятую Тобою (человеческую) плоть. И сие десным Отца седением почтый - и давший ей почесть сидеть справа от Отца. Десную часть - правую сторону. Снитием - сошествием. Сосуды честны - драгоценными сосудами (вместилищами Духа). Священныя Твоя ученики - Твоих святых учеников. Приятелище и мене покажи Твоего пришестви я - яви и меня вместилищем Его пришествия. Паки - вновь. Усрети Тя на облацех - встретить Тебя, грядущего на облаках.

Эта молитва последовательно проводит перед нашим внутренним взором этапы Домостроительства Божия, тайну спасения рода человеческого в Личности Христа - Его Воплощение, Рождество, Страсти, Распятие, Погребение, Воскресение, Вознесение, Сошествия Святого Духа на апостолов, Второе пришествие, Страшный Суд - и все это теснейшим образом связывает с приготовлением к принятию Святых Христовых Таин и с самим участием в Таинстве Причащения. Дело Божиего Промысла обращено этой молитвой лично для меня, сходится в точку моего сердца, моей жизни. В этом отношении молитва напоминает тайную молитву Евхаристического канона (центр Литургии), когда устами священника возносится благодарение за все воспоминаемое дело нашего спасения (также - вплоть до Страшного Суда), и "точкой схода" оказывается престол со Святыми Тайнами. На Святые Тайны устремлена и вся молитва Симеона Метафраста…

Погреби моя благими помыслы лукавыя советования… Порядок слов отличен от привычного нам: погреби мои злые намерения благими помыслами.

Молитва святого Иоанна Дамаскина, 4-я

Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, едине имеяй власть человеком оставляти грехи, яко Благ и Человеколюбец презри моя вся в ведении и не в ведении прегрешения, и сподоби мя неосужденно причаститися Божественных, и преславных, и пречистых, и животворящих Твоих Таин, не в тяжесть, ни в муку, ни в приложение грехов, но во очищение, и освящение, и обручение будущаго живота и Царствия, в стену и в помощь, и в возражение сопротивных, во истребление многих моих согрешений. Ты бое си Бог милости, и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Презри - оставь без внимания. В ведении и не в ведении - сознательно и бессознательно. Приложение - умножение. Будущаго живота - будущей жизни. В возражение сопротивных - во отгнание врагов.

Молитва святого Василия Великого, 5-я

Веем, Господи, яко недостойне причащаюся Пречистаго Твоего Тела и Честныя Твоея Крове, и повинен есмь, и суд себе ям и пию, не разсуждая Тела и Крове Тебе Христа и Бога моего; но на щедроты Твоя дерзая прихожду к Тебе рекшему: ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем. Умилосердися убо, Господи, и не обличи мя грешнаго, но сотвори со мною по милости Твоей; и да будут ми Святая сия во исцеление, и очищение, и просвещение, и сохранение, и спасение, и во освящение души и тела; во отгнание всякаго мечтания, и лукаваго деяния, и действа диавольскаго, мысление во удесах моих действуемаго; в дерзновение и любовь, яже к Тебе; во исправление жития и утверждение; в возращение добродетели и совершенства; во исполнение заповедей, в Духа Святаго общение, в напутие живота вечнаго, во ответ благоприятен на Страшнем Судищи Твоем: не в суд или во осуждение.

На щедроты Твоя дерзая - на милосердие Твое уповая. Святая сия - Святыня эта. Лукаваго - злого. Действа диавольскаго - диавольского воздействия. Мысление во удесах моих действуемаго - действующего через помыслы в моих членах. Возращение - взращивание, возрастание. В напутие живота вечнаго - в напутствие в жизнь вечную.

Суд себе ям и Пию, не разсуждая Тела и Крове Тебе Христа и Бога моего… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор.11:29).

Прихожду к Тебе рекшему: ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем. - Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:56).

Молитва святого Симеона Нового Богослова, 6-я

От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены, примии моление, Христе мой, и не призри моих ни словес, ниже образов, ниже безстудия. Даждь ми дерзновенно глаголати, яже хощу, Христе мой, паче же и научи мя, что ми подобает творити и глаголати. Согреших поче блудницы, яже уведе, где обитаеши, миро купивши, прииде дерзотне помазати Твои нозе, Бога моего, Владыки и Христа моего. Якоже ону не отринул еси пришедшую от сердца, ниже мене возгнушайся, Слове; Твои же ми подаждь нозе, и держати и целовати, и струями слезными, яко многоценным миром, сия дерзостно помазати. Омый мя слезами моими, очисти мя ими, Слове. Оставити и прегрешения моя, и прощение ми подаждь. Веси зол множество, веси и струпы моя, и язвы зриши моя, но и веру веси, и произволение зриши, и воздыхание слышиши. Не таится тебе, Боже мой, Творче мой, Избавителю мой, ниже капля слезныя, ниже капли часть некая. Несоделанное мое видесте очи Твои, в книзе же Твоей и еще не содеянная написана Тебе суть. Виждь смирение мое, виждь труд мой елик, и грехи вся остави ми, Боже всяческих; да чистым сердцем, притрепетно мыслию, и душею сокрушенною, нескверных Твоих причащуся и Присвятых Тайн, имиже оживляется и обожается всяк ядый же и пияй чистым сердцем. Ты бо рекл еси, Владыко мой: всяк ядый мою плоть, и пияй Мою Кровь. Во Мне убо сей пребывает, в немже и Аз есмь. Истинно слово всяко Владыки и Бога моего: Божественных бо причащайся и боготворящих благодатей, не убо есмь един, но с Тобою, Христе мой, Светом трисолнечным, просвещающим мир. Да убо не един пребуду кроме Тебе Живодавца, дыхания моего, живота моего, радования моего, спасения миру. Сего ради к Тебе приступих, якоже зриши, со слезами, и душею сокрушенною; избавления моих прегрешений прошу прияти ми, и Твоих живодательных и непорочных Таинств причаститися неосужденно, да пребудеши, якоже рекл еси, со мною треокаянным; да не кроме обрет мя Твоея благодати, прелестник восхитит мя льстивне, и прельстив отведет боготворящих Твоих словес. Сего ради к Тебе припадаю, и тепле вопию Ти: якоже блуднаго приял еси, и блудницу пришедшую, тако приими мя блуднаго и сквернаго, Щедре. Душею сокрушенную, ныне бо к Тебе приходя, веем, Спасе, яко иный, якоже аз, не прегреши Тебе, ниже содея деяния, яже аз содеях. Но сие паки вем, яко не величество прегрешений, ни грехов множество превосходит бога моего многое долготерпение и человеколюбие крайнее; но милотию сострастия тепле кающияся, и чистиши, и светиши, и света твориши причастники, общники Божества Твоего соделоваяй независтно, и странное и Ангелом, и человеческим мыслем, беседуеши им многажды, якоже другом Твоим истинным. Сия дерзостна творит мя, сия вперяют мя, Христе мой. И дерзая Твоим богатым к нам благодеянием, радуяся вкупе и трепеща, огневи причащаюся трава сый; и странно чудо, орошаемь неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи. Ныне благодарною мыслию, благодарным же сердцем, благодарными удесы моими, души и тела моего, покланяюся и величаю, и славословлю Тя, Боже мой, яко благословена суща, ныне же и во веки.

Ниже образов - и ни обычаев, образа действий. Безстудия - бесстыдства, проявление бесстыдного нрава. Даждь ми - дай мне. Глаголати, яже хощу - говорить то, что я хочу. Паче же - но лучше. Согреших паче - я согрешил более. Яже уведе - которая, узнав. Веси - Ты знаешь. Произволение зриши - видишь направление моей воли, усердие, желание. Несоделанное мое - то, что я еще не сделал до конца, не довершил. Видесте - видят (форма двойственного числа). И еще несодеянная - то, чего я еще не сделал. Боже всяческих - Бог всего мира (всяческая - все сущее, вселенная). Притрепетною - полной трепета. Нескверных - пречистых. Всяк ядый же и пияй - всякий, кто ест и пьет. Ты бо рекл еси - ибо Ты сказал. Кроме Тебе - вне Тебя, без Тебя. Кроме обрет мя Твоея благодати - найдя меня лишенным Твоей благодати. Прелестник - искуситель, обманщик, то есть диавол. Восхитит мя льстивие - коварно похитит меня. Прельстив - обманув, сбив с пути. Тепле - горячо. Вопию - взываю. Якоже блуднаго приял еси - как Ты принял блудного сына. Веем… яко иный, якоже аз, не прегреши Тебе - я знаю, что никто иной не согрешил пред Тобою так, как я. Ниже содея деяния, яже аз содеях - и не соделал того, что совершил я. Но сие паки веем, яко - но знаю я также и то, что. Милостию сострастия - милостивым состраданием. Тепле кающияся - горячо кающихся. Светиши - просвещаешь. Света твориши причастники - приобщаешь к свету. Общники Божества Твоего соделоваяй независтно - сообщая им щедро часть Твоего Божества. Якоже другом - как с друзьями. Сия дерзостна творит мя - это дает мне смелость (сия - средний род, множ. число - переводится как "это", а не "эти"). Сия вперяют мя - это окрыляет меня. Вкупе - вместе; здесь: и вместе с тем. Огневи причащаюся трава сый - приобщаюсь огня, будучи травою. Якоже убо купина древле - как в древности купина (куст). Удесы - членами.

Согреших паче блудницы, яже уведе, где обитаеши, миро купивши, прииде дерзостне помазати Твои нозе… - см.: Лк.7:36-47.

Ты бо рекл еси, Владыко мой: всяк ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне убо сей пребывает, в немже и Аз есмь. - См.: Ин.6:56.

Якоже блуднаго принял еси, и блудницу пришедшую - снова напоминание о блудном сыне (Лк.15:11-32) и жене-грешнице, уже упомянутой в этой молитве (Лк.7:36-47).

Странно чудо, орошаемь, неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи. - См.: Исх.3:2-6.

Милостию сострастия… чистиши, и светлиши … В греческом тексте слово "милость" передано частым своим символом: елеем, маслом …, что прекрасно поддерживается словами чистиши и светлиши (елей как целебное средство и как масло в светильнике).

Молитва святого Иоанна Златоустого, 7-я

Боже, ослаби, остави, прости ми согрешения моя, елика Ти согреших, аще делом, аще помышлением, волею или неволею, разумом или неразумием, вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец; и молитвами Пречистыя Твоея Матери, умных Твоих служителей и святых Сил, и всех святых, от века Тебе благоугодивших, неосужденно благоволи прияти ми Святое и Пречистое Твое Тело, и Честную Кровь, во исцеление души же и тела, и во очищение лукавых моих помышлений. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Умных - невещественных, духовных (то есть Ангелов).

Молитва святого Иоанна Златоустого, 8-я

Несмь доволен, Владыко Господи, да внидеши под кров души моея; но понеже хощеши Ты, яко Человеколюбец, жити во мне, дерзая приступаю; повелеваеши, да отверзу двери, яже Ты един создал еси, и внидеши со человеколюбием якоже еси, внидеши и просвещаеши помраченный мой помысл. Верую, яко сие сотвориши; не бо блудницу, со слезами пришедшую к Тебе, отгнал еси; ниже мытаря отвергл еси покаявшася; ниже разбойника, позваша Царство Твое, отгнал еси; ниже гонителя покаявшася оставил еси, еже бе; но от покаяния Тебе пришедшия вся в лице Твоих другов вчинил еси, Един сый Благословенный всегда, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Несмь доволен - я недостоин. Понеже хощеши Ты - так как Ты хочешь. Еже бе - как это было. В лице Твоих другов вчинил еси - дал (им) место в сонме Твоих друзей.

Не бо блудницу, со слезами пришедшую к Тебе, отгнал еси… - См.: Лк.7:36-47.

Ниже мытаря отвергл еси покаявшася… - см.: примечание к 1-й молитве ко Причащению.

Ниже разбойника, познавша Царство Твое, отгнал еси… - См.: Лк.23:39-43.

Ниже гонителя покаявшася оставил еси … - речь идет об апостоле Павле - См.: Деян.9:1-22.

Молитва святого Иоанна Златоустого, 9-я

Господи Иисусе Христе, Боже мой, ослаби, остави, очисти и прости ми грешному, и непотребному, и недостойному рабу Твоему прегрешения, и согрешения, и грехопадения моя, елика Ти от юности моея, даже до настоящаго дне и часа согреших: аще в разуме и в неразумии, аще в словесех или в делех, или помышлениих и мыслех, и начинаниих, и всех моих чувствах. И молитвами безсеменно рождшия Тя, Пречистыя и Приснодевы Марии, Матере Твоея, единыя непостыдныя надежды и предстательства и спасения моего, сподоби мя неосужденно причаститися пречистых, безсмертных, животворящих и страшных Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную; во освящение и просвещение, крепость, исцеление и здравие души же и тела, и в потребление и всесовершенное погубление лукавых моих помыслов, и помышлений, и предприятий, и нощных мечтаний темных и лукавых духов; яко Твое есть Царство, и сила, и слава, и честь, и поклонение, со Отцем и Святым Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Елика - здесь: которыми. Потребление - истребление. Погубление - уничтожение. Предприятий - здесь: представлений (то есть того, что представляется мысленному взору, еще не принятое в ум и сердце). Нощных мечтаний темных и лукавых духов - ночных видений темных и злых духов.

В потребление и всесовершенное погубление лукавых моих помыслов, и помышлений, и предприятий, и нощных мечтаний темных и лукавых духов… Здесь делается особый упор на том, что приобщение Святых Таин - сильнейшее оружие в борьбе с помыслами. Поэтому всякому, для кого эта борьба актуальна и мучительна, а также всем, кого мучают сновидения, ночные страхи и другие нападения "мысленного врага", стоит с особым вниманием и чувством читать эту молитву.

Молитва святого Иоанна Дамаскина, 10-я

Пред дверьми храма Твоего предстою, и лютых помышлений не отступаю; но Ты, Христе Боже, мытаря оправдивый, и хананею помиловавый, и разбойнику рая двери отверзый, отверзи ми утробы человеколюбия Твоего, и приими мя приходяща и прикасающася Тебе, яко блудницу, и кровоточивую. Ова убо края ризы Твоея коснувшися, удобь исцеление прият; ова же пречистен Твои нозе удержавши, разрешение грехов понесе. Аз же окаянный все Твое Тело дерзая восприяти, да не опален буду; но приими мя, якоже оныя, и просвети моя душевныя чувства, попаляя моя греховныя вины, молитвами безсменно Рождшия Тя, и небесных Сил; яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Ова убо - ибо одна. Удобь исцеление прият - сразу же получила исцеление. Ова же - другая же.

Христе Боже, мытаря оправдивый, и хананею помиловавый, и разбойнику рая двери отверзый… О мытаре и разбойнике см. примечание к молитве 1-й; о хананеянке - Мф.15:22-28; Мк.7:25-30.

Приими мя приходяща и прикасающася Тебе, яко блудницу, и кровоточивую… О блуднице см. примечание к молитве 1-й; о кровоточивой - Мф.9:20-22; Мк.5:25-29; Лк.8:43-48.

Молитва святого Иоанна Златоустого

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое, и сия есть самая Честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и жизнь вечную. Аминь.

От нихже первый есмь аз - из которых я - первый. Молюся убо - поэтому молюсь.

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго… - Он говорит им: а вы за кого принимаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф.16:15-17).

Пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. - Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1Тим. 1, 15).

***

"Хотя бы и взошел на всю лествицу добродетелей, однако и тогда молись о прощении грехов, слыша, что святой Павел говорит о грешниках: "От них первый есмь аз".

Преподобный Иоанн Лествичник

***

Приходя же причаститься, произноси мысленно эти стихи Метафраста :

Се приступаю к Божественному Причащению.

Содетелю, да не опалиши мя приобщением:

Огонь бое си, недостойныя попаляяй.

Но убо очисти мя от всякия скверны.

Содетелю - Создатель (звательный падеж). Огонь бо еси - ибо Ты - Огонь.

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими; не бо врагом Твоим тайну повеем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Боготворящую Кровь ужаснися, человече, зря:

Огонь бо есть, недостойныя попаляяй.

Божественное Тело и обожает мя и питает:

Обожает дух, ум же питает странно.

Зря - видя.

Потом тропари:

Услади мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением; но попали огнем невещественным грехи моя, и насытитися еже в Тебе наслаждения сподоби: да ликуя возвеличаю, Блаже, два пришествия Твоя.

Божественным Твоим речением - святым к Тебе стремлением. Ненасытитися еже в Тебе наслаждения - исполниться заключающимся в Тебе наслаждением; досыта насладиться Тобою.

Да ликуя возвеличаю, Блаже, два пришествия Твоя - то есть первое, при Воплощении, и второе, при конце мира. Когда мы соединимся с Христом в Таинстве Причащения, насыщаясь заключающимся в Нем наслаждением, - пришествие Его осуществляется для нас лично, здесь и сейчас, и тогда мы можем не отвлеченно, "теоретически", а всем своим существом ликуя, возвеличить и первое, и второе пришествия Христовы, столь близкие нам в этот святой миг.

Во светлостех святых Твоих како вниду, недостойный? Аще бо дерзну совнити в чертог, одежда мя обличает, яко несть брачна, и связан извержен буду от Ангелов. Очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, яко Человеколюбец.

Во светлостех святых Твоих - в светлом сонме святых Твоих. Како вниду - как я войду? Аще бо дерзну совнити - потому что если я решусь войти вместе с ними.

Тропарь обращает нас к Христовой притче о званых на брачный пир - Cм.: Мф.22:2-14.

Так же молитву :

Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе, Боже мой, да не в суд ми будут Святая сия, за еже недостойну ми быти, но и во очищение и освящение души же и тела, и во обручение будущия жизни и Царствия. Мне же, еже прилеплятися Богу, благо есть, полагати во Господе упование спасения моего.

Да не в суд ми будут Святая сия - да будет мне эта Святыня не в обвинение. За еже недостойну ми быти - за мое недостоинство.

Мне же, еже прилеплятися Богу, благо есть, полагати во Господе упование спасения моего - Пс.72:28 (в русском переводе: А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое).

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повеем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Цитировано по:

"Как научиться понимать молитвы?".
-М.: "Отчий дом", 2007