Марина Милитаре в XXI веке. ВМС Италии обладают современными неатомными кораблями всех классов. Корабли вмф италии Флот италии

Смех, как известно, продлевает жизнь, а если речь заходит о Regia Marina Italiana, то жизнь продлевается вдвойне.


Гремучая смесь из итальянского жизнелюбия, халатности и разгильдяйства способна превратить в фарс любое полезное начинание. О Королевских военно-морских силах Италии ходят легенды: в годы войны итальянские моряки добились фантастического результата – потери флота превысили списочный корабельный состав ВМС Италии! Практически каждый итальянский корабль погибал/тонул/был захвачен за время своей службы дважды, а порой и трижды.

Не найти в мире другого корабля, подобного итальянскому линкору «Конте ди Кавур». Впервые грозный бэттлшип был потоплен на своей якорной стоянке 12 ноября 1940 года в ходе налета британской авиации на ВМБ Таранто. «Кавур» был поднят со дна и простоял всю войну в ремонте, пока не был затоплен собственным экипажем в сентябре 1943 года при угрозе захвата германскими войсками. Спустя год немцы подняли линкор, но под конец войны «Кавур» был вновь уничтожен авиацией союзников.

Упомянутая атака на военно-морскую базу Таранто стала хрестоматийным примером итальянской пунктуальности, аккуратности и исполнительности. Погром в Таранто, учиненный британскими летчиками, сопоставим по своему масштабу с Перл-Харбором, однако британцам потребовалось в двадцать раз меньше усилий, чем японскими ястребам для нападения на американскую базу на Гавайях.


Надстройки линкора "Конте ди Кавур" жалобно смотрят на нас из воды


20 фанерных бипланов «Суордифиш» за одну ночь разнесли в клочья главную базу итальянского флота, потопив три линкора прямо на якорных стоянках. Для сравнения – чтобы «достать» немецкий «Тирпиц», прячущийся в полярном Альтен-фьорде, британской авиации пришлось совершить около 700 боевых вылетов (не считая диверсий с использованием мини-субмарин).

Причина оглушительного разгрома в Таранто элементарна – трудолюбивые и ответственные итальянские адмиралы по неясным причинам не натянули, как следует, противоторпедную сеть. За что и поплатились.

Не менее скверно выглядят другие невероятные приключения макаронников итальянских моряков:

Подводная лодка «Ондина» пала в неравной борьбе с южноафриканскими траулерами Protea и Southern Maid (бой у побережья Ливана, 11 июля 1942 г.);

Эсминец «Себенико» был взят на абордаж экипажем немецкого торпедного катера прямо в порту Венеции 11 сентября 1943 года – сразу после капитуляции фашистской Италии. Бывшие союзники вышвырнули за борт итальянцев, отобрали эсминец и, переименовав «Себенико» в ТА-43, использовали его для охраны средиземноморских конвоев вплоть до весны 1945 года.

Итальянская подлодка «Леонардо да Винчи» завалила у берегов Африки быстроходный 21000-тонный лайнер «Императрица Канады». На борту лайнера находилось 1800 человек (погибло 400) – половина из которых, по иронии судьбы, были итальянскими военнопленными.
(впрочем, итальянцы здесь не одиноки – подобные ситуации происходили регулярно в годы Второй мировой)

и т.д., и т.п.

Итальянский эсминец "Дардо" встречает окончание войны


Неслучайно британцы придерживаются мнения: «итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать».

А строить корабли итальянцы и вправду умели – итальянская школа кораблестроения всегда отличалась благородными стремительными линиями, рекордными скоростями хода и непостижимой красотой и грацией надводных кораблей.

Фантастические линкоры типа «Литторио» - одни из лучших линкоров предвоенной постройки. Тяжелые крейсеры типа «Зара» - гениальный расчет, где использованы все преимущества от выгодного географического положения Италии посреди Средиземного моря (к черту мореходность и автономность – родной берег всегда близок). В результате, итальянцам удалось воплотить в конструкции «Зар» оптимальное сочетание защищенности/огня/подвижности с упором на тяжелую броню. Лучшие крейсеры «вашингтонского» периода.

И как здесь не вспомнить черноморский лидер «Ташкент», тоже построенный на верфях Ливорно! Полный ход 43,5 узла, да и в целом, корабль получился отличный.


Линкоры типа "Литторио" ведут огонь по кораблям британской эскадры (бой у мыса Спартивенто, 1940 год)
Итальянцы добились попадания в крейсер "Бервик", серьезно повредив последний


Увы, несмотря на передовое техническое оснащение, Regia Marina – некогда мощнейший из флотов на Средиземном море, бездарно проиграл все сражения и превратился в посмешище. Но так ли все было на самом деле?

Оклеветанные герои

Британцы могут шутить сколько угодно, но факт остается фактом: в боях на Средиземном море флот Её Величества потерял 137 кораблей основных классов и 41 подлодку. Еще 111 надводных боевых единиц потеряли союзники Великобритании. Разумеется, половина из них была потоплена немецкой авиацией и подводниками Кригсмарине – но даже оставшейся части достаточно, чтобы навечно записать итальянских «морских волков» в пантеон великих морских воителей.

Среди трофеев итальянцев –

Линкоры Её Величества «Вэлиент» и «Куин Элизабет» (подорваны итальянскими боевыми пловцами на рейде Александрии). Сами британцы классифицируют эти потери, как constructive total loss. Говоря русским языком – корабль превращен в побитую груду металла с отрицательной плавучестью.
Поврежденные линкоры, один за другим, повалились на дно Александрийской бухты и выбили из строя на полтора года.

Тяжелый крейсер «Йорк»: потоплен итальянскими диверсантами с помощью быстроходных катеров, нагруженных взрывчаткой.

Легкие крейсера «Калипсо», «Каир», «Манчестер», «Нептун», «Бонавенчер».

Десятки подлодок и эсминцев под флагами Великобритании, Голландии, Греции, Югославии, Свободной Франции, США и Канады.

Для сравнения - советский ВМФ в годы войны не потопил ни одного вражеского корабля крупнее эсминца (ни в коем случае не в упрек русским морякам – иная география, условия и характер ТВД). Но факт остается фактом – в активе у итальянских моряков десятки ярких морских побед. Так имеем ли мы право смеяться над достижениями, подвигами и неизбежными ошибками «макаронников»?


Линкор HMS Queen Elizabeth на рейде Александрии


Не меньшую славу Regia Marina принесли подводники - такие асы, как Джанфранко Гаццана Приороджа (потопил 11 транспортов суммарным в/и 90 000 тонн) или Карло Феция ди Коссато (16 трофеев). Всего плеяда из десяти лучших итальянских асов подводной войны потопила свыше ста кораблей и судов союзников суммарным водоизмещением 400 000 тонн!


Ас-подводник Карло Феция ди Коссато (1908 - 1944)


За годы Второй мировой войны итальянские корабли основных классов совершили 43 207 выходов в море, оставив за кормой 11 миллионов огненных миль. Моряки ВМС Италии обеспечили проводку бесчисленного множества конвоев на Средиземноморском ТВД – согласно официальным данным, итальянские моряки организовали доставку 1,1 млн. военнослужащих и более 4 миллионов тонн различных грузов в Северную Африку, на Балканы и на острова в Средиземном море. Обратным маршрутом везли драгоценную нефть. Зачастую грузы и личный состав размещались прямо на палубах боевых кораблей.

Статистика гласит: транспортные суда под прикрытием Regia Marina доставили на Африканский континент 28 266 итальянских и 32 299 немецких грузовиков и танков. Кроме того, весной 1941 года были перевезены 15 951 единиц техники и 87 000 вьючных животных по маршруту Италия – Балканы.

Всего за период боевых действий боевые корабли ВМС Италии выставили на коммуникациях в Средиземном море 54 457 мин. Морская патрульная авиация Regia Marina совершила 31 107 боевых вылетов, проведя в воздухе 125 тысяч часов.


Итальянские крейсера «Дюка д’Аоста» и «Эудженио ди Савойя» выставляют минное заграждение у побережья Ливии. Через несколько месяцев на выставленных минах подорвется британское ударное соединение. На дно уйдут крейсер "Нептун" и эсминец "Кандагар"

Как вяжутся все эти цифры с нелепым образом криворуких бездельников, только и делающих, что жующих свои спагетти?

Итальянцы с давних времен были великими мореходами (Марко Поло), и было бы слишком наивно полагать, что в годы Второй мировой они просто так выбросили «белый флаг». ВМС Италии принимали участие в боях по всему миру – от Черного моря до Индийского океана. А быстроходные итальянские катера отметились даже на Балтике и на Ладожском озере. Кроме того, корабли Regia Marina действовали в Красном море, у побережья Китая, и, разумеется, на холодных просторах Атлантики.

Итальянцы здорово потрепали флот Её Величества - лишь одно упоминание о «черном князе» Валерио Боргезе приводило в смятение все британское Адмиралтейство.

Бандито-диверсанто

«…итальянцы, в определенном смысле, куда меньшие солдаты, но гораздо большие бандиты» /М. Веллер/
Верные традициям легендарной «сицилийской мафии», итальянские моряки оказались непригодны для честных морских баталий в открытом формате. Побоище у мыса Матапан, позор в Таранто – линейные и крейсерские силы Regia Marina показали свою полную неспособность противостоять вышколенному флоту Её Величества.

А раз так – значит надо заставить врага играть по итальянским правилам! Подводные лодки, человеко-торпеды, боевые пловцы и катера со взрывчаткой. Британский флот ожидали крупные неприятности.


Схема атаки ВМБ Александрия


…В ночь с 18 на 19 декабря 1941 года британский патруль выловил из Александрийской бухты двух чудаков в «лягушачьих» одеждах. Понимая, что дело нечисто, британцы задраили все люки и двери в водонепроницаемых переборках линкоров, собрались на верхней палубе и приготовились к худшему.

Схваченных итальянцев после короткого допроса заперли в нижних помещениях обреченного линкора, в надежде что «макаронники» наконец «расколются» и все же объяснят, что происходит. Увы, несмотря на грозящую им опасность, итальянские боевые пловцы стойко хранили молчание. До 6:05 утра, когда под днищами линкоров «Вэлиент» и «Куин Элизабет» сработали мощные подрывные заряды. Еще одна бомба разорвала флотский танкер-заправщик.

Несмотря на хлесткую «пощечину» от ВМС Италии, британцы отдали должное экипажам «человеко-торпед».

"Можно лишь восхищаться хладнокровной отвагой и предприимчивостью итальянцев. Все было тщательно продумано и спланировано".


- адмирал Э. Каннигхэм, командующий Средиземноморскими силами флота Её Величества

После случившегося британцы судорожно глотали воздух и искали способы, направленные на защиту своих военно-морских баз от итальянских диверсантов. Входы во все крупные средиземноморские ВМБ – Александрию, Гибралтар, Ла-Валетту были наглухо перекрыты сетями, на поверхности дежурили десятки патрульных катеров. Каждые 3 минуты в воду летела очередная глубинная бомба. Тем не менее, за последующие два года войны жертвами людей-лягушек стали еще 23 судна и танкера союзников.

В апреле 1942 года итальянцы перебросили на Черное море штурмовой отряд из быстроходных катеров и мини-подлодок. Поначалу «морские дьяволы» базировались в Констанце (Румыния), затем в Крыму и даже в Анапе. Результатом действий итальянских диверсантов стала гибель двух советских подлодок и трех грузовых судов, не считая множества вылазок и диверсий на побережье.

Капитуляция Италии в 1943 году застала отдел «специальных операций» врасплох – «черный князь» Валерио Боргезе только что начал подготовку к очередной грандиозной операции – он собирался чуть-чуть «пошалить» в Нью-Йорке.


Итальянские мини-подлодки в Констанце


Валерио Боргезе - один из главных идеологов и вдохновителей итальянских боевых пловцов

Колоссальный опыт команды Валерио Боргезе был по достоинству оценен в послевоенные годы. Все имеющиеся приемы, технологии и наработки стали основой для создания и подготовки специальных подразделений «морских котиков» по всему миру. Неслучайно, именно боевые пловцы Боргезе являются главными подозреваемыми в гибели линкора «Новороссийск» (трофейный итальянский «Джулио Чезаре») в 1955 году. По одной из версий, итальянцы не смогли пережить свой позор и уничтожили корабль, лишь бы он не ходил под вражеским флагом. Впрочем, все это всего лишь предположения.

Эпилог

В начале XXI века военно-морские силы Италии представляют собой компактный европейский флот, вооруженный самым современными кораблями и системами морского .
Современный итальянский флот ничуть не похож на кривую Пизанскую башню: подготовка и оснащение итальянских моряков соответствует самым строгим стандартам и требованиям НАТО. Все корабли и летательные аппараты встроены в единое информационное пространство, при выборе вооружения ориентир смещен в сторону чисто оборонительных средств – зенитные ракетные системы, противолодочное оружие, средства ближней самообороны.

В составе ВМС Италии находятся два авианесущих корабля. Имеется качественная подводная компонента и базовая морская авиация. Военно-морские силы Италии регулярно принимают участие в миротворческих и специальных миссиях по всему Земному шару. Ведется постоянное обновление технических средств: при выборе оружия, радиоэлектронных средств обеспечения навигации, обнаружения и связи приоритет отдается ведущим европейским разработчикам – британской BAE Systems, французской Thales, а также собственной корпорации «Маркони». Судя по результатам, у итальянцев все получается здорово.

Тем не менее, не стоит забывать слова полководца Александра Суворова: Нет земли на свете, которая была бы так усеяна крепостями, как Италия. И нет земли, которая была бы так часто завоевана.


Новейший итальянский авианосец "Кавур"


"Андреа Дориа" - один из двух итальянских фрегатов типа "Горизонт" (Orizzonte)

Статистические данные -
«Итальянский флот во Второй Мировой войне», автор капитан 2 ранга Марк Антонио Брагадин

Иллюстрации –
http://www.wikipedia.org/
http://waralbum.ru/

Итальянский военно-морской флот недавно пополнился сразу двумя фрегатами F590 «Carlo Bergamini » и F591 «Virginio Fasan » таинственной серии под кодовым названием FREMM. Эти корабли спроектированы конструкторами сразу двух стран Италии и Франции. Проект судна считается крупнейшим в военно-морской программе Европы. Кроме того корабль считается самым технологически продвинутым в мире.


Это новейший европейский многоцелевой фрегат класса FREMM совместной разработки французских и итальянских кораблестроителей. Для этого корабля практически не существует невыполнимых задач. В различных модификациях фрегат оснащается мощным вооружением, с помощью которого можно уничтожать подводные лодки, воздушные цели, поражать надводные корабли и носить удары даже по наземным объектам противника.

фрегаты класса D650 «Aquitaine»




Во Франции класса «Aquitaine »должны прийти на смену противолодочным фрегатам класса Tourville и небольшим кораблям класса F70 и эсминцам класса Cassard, которые были приняты на вооружение еще в 70-е и 80-е годы прошлого века.

Разработка нового фрегата началась в 2005 году. Первый из них был принят на вооружение в конце 2012 года. По словам корабелов фрегат FREMM не имеет себе равных в данном классе сразу по нескольким показателям. В первую очередь по современнейшему оборудованию, что позволило максимально уменьшить численность экипажа до 180 человек. Например, чтобы обслуживать эсминцы класса F70 нужно в два раза больше матросов и офицеров. Однако некоторые военные эксперты полагают, что уменьшение численности экипажа приведет к некачественному выполнению задач в аварийных ситуациях. Максимальная скорость хода корабля составляет 27 узлов. Но итальянский военный флот сохранил за собой возможность оснащение фрегата дополнительными газовыми турбинами. В таком случае корабль может разгоняться до 30 узлов.

Также французские и итальянские конструкторы устанавливают на фрегат различное радиолокационное оборудование. В зависимости от государства это могут быть либо многофункциональный радар EMPAR, либо трехмерный радар S-диапазона Héraklès, который может распознавать цели на расстоянии до 250 километров. Кроме того фрегат оснащен стационарной среднечастотной акустической станцией, которая оборудована 500 гидрофонами, что позволяет машине точно передавать данные на мостик даже в случае выхода из строя части сенсоров.

На противолодочной версии фрегата FREMM устанавливаются уже более мощные низкочастотные буксируемые сонары. Это позволяет вынести гидроакустическую станцию из шумового поля корабля.

Все корабли класса FREMM оснащены легкими противолодочными самонаводящимися торпедами MU 90. Они способны атаковать на расстоянии 25 километров и на глубине до 1000 метров. Также в обязательном арсенале фрегата имеется вертикальная пусковая установка SYLVER с 17 зенитными управляемыми ракетами среднего радиуса действия Aster15 и Aster30. С их помощью можно уничтожить самолеты, беспилотные летательные аппараты или вражеские снаряды в радиусе 20 или 70 километров.

Французские фрегаты оснащены двумя комплексами противокорабельных ракет Exocet ММ40. Их главная задача это поражение надводных целей, военных и транспортных судов противника в составе ударных групп или следующих по одиночке. Ракеты могут применяться как одиночно, так и в залпе. Они способны достигнуть мишени при любых метеоусловиях и днем и ночью, причём они не собьются с курса за счет программируемой адаптивной головки самонаведения. При интенсивных помехах или во время огневого противодействие врага ракета Exocet способна поменять частоту и стать снова незаметной для электронных ловушек противника. Мало того конструкторы оснастили одну из версий снаряда турбореактивным двигателем, чтобы поражать и береговые цели.



Концепция развития

В зависимости от условий складывающейся военно-политической обстановки приоритет отдается решению той или иной стратегической задачи. В мирное время - присутствию и контролю за обстановкой в значимых для Италии регионах, в случае возникновения международной напряженности и в период кризисов - защите национальных интересов и осуществлению взаимодействия с международными организациями, при начале крупномасштабной войны - обеспечению национальной обороны и операциям в составе ОВС Североатлантического альянса.

Почти 50 процентов состава Marina Militare, включая большую часть надводных и подводных боевых, минно-тральных кораблей, вспомогательных судов, авиации и десантных сил, находится в готовности влиться в силы быстрого реагирования НАТО.

"Модель обороны" предусматривает ориентацию оперативной деятельности ВМС Италии на совместные действия с другими видами вооруженных сил республики и ее союзников. По мнению командования Marina Militare, для этого необходимо иметь специально оборудованный штаб управления объединенным оперативным соединением (ООС), что потребует соответствующих финансовых затрат.

С учетом опыта участия в многонациональных операциях определены следующие основные положения национальной морской стратегии: выдвижение к кризисным районам, автономность выделенных сил, всесторонний учет особенностей регионов (включая состояние экономики, окружающей среды, культуру и традиции местного населения), упор на высокотехнологичное вооружение и совершенствование системы обучения и подготовки личного состава ВМС.

Боевые действия будут вестись в прибрежных районах в непосредственной близости от кризисных регионов и вдали от баз приписки, что предполагает применение сил на ограниченном пространстве, обусловливает использование систем вооружения, связи и наблюдения в исключительно сложных условиях, когда ключевое значение приобретают флотские информационные боевые системы. Решающую роль будут играть корабли, способные действовать на большом удалении от мест постоянного базирования и заниматься разведкой, сбором и распределением информации.

Внедрение высоких технологий предполагает изменение отношений с промышленностью, привлечение большого числа субподрядчиков и сотрудничество с другими странами, например реализацию совместных программ разработки неатомной подводной лодки (НАПЛ) проекта 212A, фрегата (ФР) FREMM и вертолета ЕН-101.

Согласно вышеупомянутой "Модели обороны" будущая структура итальянских ВМС предполагает наличие "ядра" или сил первого эшелона, насчитывающего 18 боевых кораблей, в том числе два легких авианосца (АВЛ), входящих в оперативное соединение, состав которого будет зависеть от поставленных задач. Второй эшелон должен состоять из корветов и патрульных кораблей (КРВ-ПК), а также сил тылового обеспечения, будет призван поддержать первый.

Кораблестроительная программа

Планы итальянских ВМС не претерпели существенных изменений за последние годы и отвечают военным и политическим устремлениям официального Рима. В Италии строительство флота идет циклично, и Marina Militare при сравнительно небольшой численности корабельного состава могут себе позволить реализацию такого метода.

Динамика изменения боевого состава ВМС Италии

Класс кораблей Количество на 2012 год Планируемое количество к 2016 году
Неатомные подводные лодки (НАПЛ) 6 8
Авианосцы легкие (АВЛ) 2 2
Десантные корабли (ДК) 3 3-4
Эсминцы (ЭМ), фрегаты (ФР), корветы и патрульные корабли (КРВ-ПК) 34 20-24
Минно-тральные силы (МТС) 12 6
Итого 57 39-44

По аналогии с Францией программа строительства эсминцев (ЭМ) типа HORIZON завершена в 2009 году изготовлением всего двух единиц из-за финансовых проблем. В настоящее время разворачивается строительство фрегатов по программе FREMM и продолжается реализация программы НАПЛ проекта 212A. Есть все основания полагать, что FREMM также может потерпеть фиаско из-за дороговизны. По водоизмещению, насыщенности оружием и вооружением корабли, создаваемые в рамках этого проекта, мало чем отличаются от ЭМ программы HORIZON.

Подводные силы

НАПЛ. В настоящее время в итальянских военно-морских силах насчитывается шесть неатомных субмарин (две проекта 212А и четыре проекта 1081М). Наиболее современные - НАПЛ проекта 212А, строительство которых началось в 2001 году на верфи Muggiano. Головная подлодка Salvatore Todaro сдана ВМС еще в 2006-м.

Эксперты полагали, что начало строительства в Италии НАПЛ германской разработки будет символизировать конец развития национального подводного кораблестроения. Однако не надо забывать, что еще в процессе работы над проектом 212А итальянцы были привлечены к ней в 1995 году для оказания финансовой и технической помощи. Поэтому по большому счету лодки проекта 212А являются германо-итальянскими, хотя доля Италии не очень велика. Вместе с тем, приняв участие в этой программе, она получила доступ к самым передовым технологиям НАПЛ, которые могут быть с успехом применены как в других направлениях военного кораблестроения, так и вообще в технике. Строительство лодок данного проекта, вероятно, не ограничится четырьмя единицами, что подтверждается долгосрочными планами. Имеются данные о заказе в ближайшее время пятой субмарины. После 2010 года намечалось постоянно поддерживать количество НАПЛ в Marina Militare на уровне шести-восьми кораблей.

Кораблестроительная программа ВМС Италии на начало 2012 года


СМПЛ. Италия - единственная страна в мире, которая ведет систематическое строительство сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) и средств подводного движения (СПД). С некоторыми перерывами оно ведется с 20-х годов прошлого века. С 1955-го строительством СМПЛ типа SX (SX404, SX506, SX756) и СПД занимается фирма Costruzione Mottoscafi Sottomarini (COSMOS) в Ливорно. На 2002 год она передала ВМС различных государств свыше 100 СМПЛ и более 200 СПД.

Самой совершенной сверхмалой субмариной эксперты признали подлодку типа MG110/120 - дальнейшее развитие СМПЛ типа SX756. Основная ее задача - доставка групп разведчиков-диверсантов (до восьми человек) со средствами высадки в район выполнения боевого задания. Субмарина MG110 оснащается обычной ДЭУ, а подлодка MG120/ER - ДЭУ+ВНЭУ, которая включает дизельную установку закрытого цикла (ДУЗЦ) с применением в качестве окислителя жидкого кислорода, а также электродвигатель мощностью 40 киловатт. Дальность плавания при использовании электродвигателя составляет 80 миль, при работе ДУЗЦ достигает 320 миль (при скорости 3,5 узла) и 2000 миль (при семи узлах) с использованием устройства РДП. Наибольшая скорость в подводном положении - десять узлов, рабочая глубина погружения - 150 метров, автономность - до 20 суток.

Поскольку серийный образец электрохимического генератора (ЭХГ) на проекте 212А показал высокую эффективность и скрытность по сравнению с ДУЗЦ, их применение на СМПЛ итальянских проектов вполне возможно.

Компания COSMOS не слишком афиширует свой бизнес, особенно в свете того, что ее специалисты, вероятно, помогают создавать СМПЛ и СПД ряду не очень "демократических" стран. Достоверно известно, что субмарины типа SX756 поставлялись в Колумбию (две единицы), типа MG110/120 - в Пакистан (три) и в Южную Корею (девять). Велись переговоры о продаже СМПЛ с Малайзией и некоторыми другими государствами. Идеи и многие технологические решения, найденные ливорнской фирмой, использовались для разработки собственных сверхмалых подлодок Югославией, Ираном и Северной Кореей. Поэтому реальные объемы и номенклатура экспорта COSMOS (или иной компании, через которую он официально осуществляется) достоверно неизвестны.

Авианосные силы

В боевом составе итальянского флота находятся два АВЛ (Conte De Cavour и Giuseppe Garibaldi). На пути создания авианосных сил ВМС Италии длительное время преодолевали сопротивление Министерства обороны республики. Первоначально план постройки авианосца был замаскирован под концепцию разработки авианесущего крейсера (АВК) Giuseppe Garibaldi с разнообразным вооружением, в том числе и с противокорабельными ракетами (ПКР), которые в начале 2005-го сняли с корабля.

Со вторым АВЛ дело складывалось еще более сложно. Вначале предполагалось строить универсальный десантный корабль (УДК), поскольку проведенные в 90-е годы прошлого века исследования показали: допустимо иметь второй АВЛ с функциями УДК (концепция УДК-АВЛ), то есть выполняющий также штабные и десантные задачи. Однако на последних этапах разработки проекта удалось отказаться от док-камеры и десантно-высадочных катеров (ДВКА), трансформировав перспективный корабль в легкий авианосец-десантный вертолетоносец (АВЛ-ДВН), который обеспечивал вертолетную высадку десанта и выгрузку автобронетехники (АБТ) на пирс или на ДВКА через понтон.

Именно благодаря первоначальному фиктивному предназначению нового корабля в качестве УДК удалось удвоить водоизмещение нового авианосца. Его строительство началось в июле 2001-го. АВЛ несколько раз переименовывался: первое название - Luigi Einaudi, с 2002 года - Andrea Doria, с 2003-го - Conte di Cavour, в последнее время - Cavour.

Авианосец введен в состав ВМС в 2009 году, но некоторое оборудование и часть артиллерийского вооружения на нем отсутствовали и на начало 2012-го. С точки зрения техники кораблестроения это первый универсальный ударно-десантный корабль. В перспективе на АВЛ предполагается базирование многоцелевых истребителей (МЦИ) F-35. Строительство очередного легкого авианосца возможно лишь для замены АВЛ Giuseppe Garibaldi, сроки вывода которого из боевого состава ВМС пока не определены.

Амфибийные силы

ДК. Основу десантных сил Marina Militare составляют три десантных вертолетоносных корабля-дока (ДВКД) типа San Giorgio. Последний из них был передан в состав флота в 1994 году. На итальянских ДВКД нет ангара, что отличает их от зарубежных аналогов. Однако учитывая зону деятельности кораблей - в основном Средиземное море, это не считается большим недостатком. По некоторым данным, прошедшие модернизацию два ДВКД, имеющие сплошную полетную палубу и закрытую носовую оконечность, получили возможность размещать легкие вертолеты на палубе для АБТ, что практически сделало их мини-УДК.

ДКА. В строю находятся 13 десантных катеров (ДКА) типа LCM и 17 - типа LCVP. Планов строительства новых ДКА пока нет.

Многоцелевые силы

ЭМ. По состоянию на начало 2012 года в итальянских ВМС числилось два эсминца типа Luigi Durand de la Penne и два - Andrea Doria (программа HORIZON завершена). Второй и последний корабль второго типа вошел в состав Marina Militare в 2009 году. В отличие от Франции Италия некоторое время планировала постройку еще двух ЭМ данного типа, однако позже от этих намерений отказалась.

ФР. В итальянских военно-морских силах ныне насчитывается восемь фрегатов типа Maestrale и четыре - Artigliere. В настоящее время по программе FREMM осуществляется строительство двух и планируется постройка еще восьми кораблей этого класса: половина - в ударном варианте, половина - в варианте ПЛО. Первоначальная сумма контракта - 4,5 миллиарда евро. Итальянские фрегаты могут оказаться несколько дешевле французских, так как вооружение первых базируется на отработанных системах, внедренных на ЭМ программы HORIZON и на АВЛ Cavour. Эксперты не исключают, что и в данном случае, как и во Франции, вследствие роста цен программа может быть свернута.

В техническом плане итальянские ФР программы FREMM являются уменьшенной копией ЭМ программы HORIZON, но оснащены новой ГЭУ - дизель-газотурбоэлектрической установкой (ДГТЭУ), подобной той, что имеется на фрегате проекта 23 ВМС Великобритании.

КРВ. В строю Marina Militare осталось восемь корветов (КРВ) типа Minerva постройки 1987-1991 годов. На них уже не планируется размещение ПКР, как это было раньше. Более того, на четырех кораблях демонтированы зенитные ракетные комплексы и торпедные аппараты (ТА), что фактически превратило КРВ в патрульные корабли (ПК). Интерес ВМС Италии к корветам явно снизился и планов их строительства нет.

Патрульные силы

ПК. Marina Militare располагают десятью патрульными кораблями: шестью типа Commandante Cigala Fulgosi и четырьмя - Cassiopea. По оценке экспертов, ПК типа Commandante Cigala Fulgosi представляет собой хороший образец для создания многофункциональных кораблей с целью решения ограниченных боевых задач в Средиземном море или в другом закрытом районе.

ПКА. Некогда знаменитый итальянский "москитный флот" сократился до четырех патрульных катеров (ПКА) типа Esploratore, а новых планов развития этого класса боевых единиц нет.

Минно-тральные силы

В боевом составе итальянских военно-морских сил находится 12 базовых тральщиков (БТЩ): четыре типа Lerici, восемь типа Gaeta (улучшенный тип Lerici). Именно первые БТЩ явились теми единицами флота, которые выдвинули Италию на передовые позиции в мире по кораблям противоминной обороны (ПМО). Они строились двумя сериями: тип Lerici M-5550-5553 (первая) и тип Gaeta M-5554-5561 (вторая). Вторая серия отличается большим водоизмещением, несколько улучшенным вооружением и оборудованием. Даже Соединенные Штаты закупили итальянские технологии и построили для своих ВМС серию подобных БТЩ типа Osprey (сегодня все в резерве).

Корпус корабля, палубы и переборки, выполненные из армированного стеклопластика, обладают высокой ударостойкостью и низким уровнем магнитного поля. В отличие от других ТЩ корпус сделан в виде моноблочной, относительно толстой стеклопластиковой оболочки без набора. Такая конструкция оказалась весьма технологичной и приспособленной для крупносерийной постройки.

В качестве ГЭУ на корабле применена одновальная ДУ со вспомогательной энергетической установкой (ВЭУ) из трех выдвижных движительно-рулевых колонок (ВДРК) для режима поиска мин и удержания на месте. При обнаружении мин и маневрировании на минном поле используется ВДРК с гидравлическим двигателем, который обеспечивает движение корабля со скоростью до семи узлов. Мощность каждого ВДРК - 180 лошадиных сил. Для привода гидравлических двигателей есть две независимые системы (одна в работе, вторая в резерве) в составе двух малошумных 6-цилиндровых дизельных двигателей (ДД) по 450 лошадиных сил каждый, расположенных в отдельных звукоизолированных отсеках.

Впервые в мировой практике противоминное вооружение было представлено двумя необитаемыми подводными аппаратами (НПА) MIN-77 и Pluto. Кроме того, на корабле имеются декомпрессионная камера на двух человек и помещения на семь водолазов-подрывников. Сохранились на ТЩ и некоторые стандартные тралы.

Теперь в итальянской ПМО приоритет отдается созданию новых противоминных НПА и противоминных гидроакустических станций (ГАС), способных обнаруживать мины на глубинах от десяти до трехсот метров, а также оснащению ими наличных тральщиков - искателей мин (ТЩИМ) и других боевых надводных кораблей (БНК). В настоящее время планов строительства новых кораблей ПМО нет.

Производственный потенциал

Италия обладает одной из самых мощных и современных производственных баз кораблестроения в Европе. Итальянские корабелы накопили достаточный опыт, позволяющий им строить любые современные корабли и суда, за исключением оснащенных атомными энергоустановками (АЭУ). Страна полностью обеспечена всеми необходимыми комплектующими собственного производства. Многие агрегаты и образцы ВВТ выпускаются по лицензии, в частности газовые турбины, отдельные виды ракетного и минно-торпедного оружия, практически все радиотехническое вооружение.




Добавить коментарий

В результате разгрома гитлеровской коалиции во второй мировой войне потеряла почти весь свой военно-морской флот. По Мирному договору ей было запрещено иметь и строить подводные лодки, а общий тоннаж боевых кораблей ВМС не должен был превышать 67 500 т. Однако после вступления Италии в 1949 году в агрессивный блок в нарушение статей Мирного договора правящие круги страны при поддержке приступили к восстановлению и активному строительству своих ВМС.

В настоящее время, как сообщается в иностранной печати, в итальянских ВМС насчитывается свыше 120 боевых кораблей (их тоннаж значительно превышает упомянутые выше ограничения), около 130 вспомогательных судов (общее водоизмещение 75 000 т.) и до 100 противолодочных самолетов и вертолетов. Численность личного состава ВМС 45 тыс. человек.

ВМС Италии состоят из флота, авиации ВМС и морской пехоты. Флот включает эскадру, тральные силы и вспомогательные суда. Эскадра, объединяющая все боевые корабли основных классов, организационно состоит из дивизий надводных кораблей и групп подводных лодок, а также подвижного тыла. Кроме того, имеются отряд учебных кораблей, дивизион торпедных катеров и прибрежные группы катеров, которые в зависимости от обстановки придаются дивизиям кораблей. Тральные силы включают все тральщики и подразделяются на группы траления, приписанные к отдельным военно-морским округам. Морская авиация имеет в своем составе около 30 противолодочные самолетов , до 20 самолетов и около 50 противолодочных вертолетов и AB-204B. Самолеты морской авиации сведены в три авиагруппы и находятся в оперативном подчинении командования ВMC. Большая часть противолодочных вертолетов AB-204B используется с кораблей. Морская пехота представлена батальоном и несколькими диверсионно-разведывательными подразделениями.

Основу итальянского флота составляют крейсер, два фрегата и четыре эскадренных миноносца, оснащенные американскими ракетными системами , и , а также эскадренные миноносцы (четыре единицы) и сторожевые корабли (23). Почти все они построены недавно и оснащены современным артиллерийским и минно-торпедным оружием, а также относительно новыми радиолокационными и гидроакустическими станциями. Большинство из них имеет на вооружении противолодочные вертолеты. По сообщениям итальянской прессы, новые корабли оборудованы системами автоматического дистанционного управления механизмами и приспособлены к ведению боевых действий в условиях применения ядерного оружия.

Кроме того, в составе флота находятся 11 подводных лодок, четыре морских, 36 базовых и 20 рейдовых тральщиков, восемь торпедных катеров, три десантных транспорта и два танкодесантных корабля, катера со сменным вооружением и ракетный катер на подводных крыльях.

Десятилетней программой развития ВМС Италии, принятой в декабре 1974.года, предусматривается строительство четырех сторожевых кораблей УРО (полное водоизмещение 2500 т.), двух подводных лодок типа «Сауро» и четырех ракетных катеров на подводных крыльях (водоизмещение 220 т.), переоборудование десяти тральщиков в тральщики - искатели мин, а также оснащение некоторых кораблей ракетным оружием и современной электронной аппаратурой. На эти цели выделено 1 000 млрд. лир.

Командование ВМС Италии в ходе боевой подготовки флота уделяет большое внимание вопросам противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей в море, траления и высадки морских десантов, а также защиты морских коммуникаций, особенно в прибрежной зоне. Эти вопросы постоянно отрабатываются почти на всех учениях, проводимых как по национальным планам, так и по линии НАТО.

Военно-политическое руководство агрессивного блока НАТО в своих военных приготовлениях отводит Италии особое место, образно называя ее гигантским «авианосцем» или «мостом, переброшенным через Средиземное море». При этом оно учитывает расположение Италии в стратегически важном районе Южно-Европейского ТВД, которое позволяет ее флоту контролировать морские коммуникации, связывающие европейские страны Североатлантического блока с государствами Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии, обладающими огромными запасами нефти и других видов стратегического сырья. А получение из этих стран указанного сырья, особенно нефти, как утверждают западные военные специалисты, окажет существенное влияние на ведение военные операций на Европейском театре войны. Кроме того, превосходство в силах на Средиземном морс, по оценке командования НАТО, создает выгодные условия для нанесения удара во фланг Вооруженных сил стран Варшавского Договора, а также чает возможность контролировать морские коммуникации, ведущие из Черного моря в Средиземное.

Все это учитывается командованием блока при определении места и роли ВМС Италии в общих планах использования объединенных вооруженных сил НАТО на .

По оценке командования НАТО, Италия располагает в настоящее время военно-морскими силами, которые по своему боевому составу занимают четвертое место среди ВМС капиталистических стран (после США, Великобритании и Франции). Они считаются важным компонентом объединенных вооруженных сил блока на упомянутом ТВД. Роль и значение ВМС Италии особенно возросли после выхода Франции из военной организации НАТО. До этого, как сообщалось в иностранной печати, ВМС Италии в системе блока отвечали за безопасность лишь центральной части Средиземного моря, а после вывода французских ВМС из-под контроля НАТО морская зона ответственности итальянского флота распространилась и на его западную часть.

Военно-политическое руководство Североатлантического блока в рамках военных приготовлений создали на Южно-Европейском ТВД специальное командование объединенных ВМС НАТО, основное предназначение которого состоит в том, чтобы в случае войны осуществлять оперативное руководство военно-морскими силами стран блока и координировать их боевые действия в отдельных районах Средиземноморского бассейна.

В состав объединенных ВМС НАТО на ТВД входят военно-морские силы Италии, Греции и Турции, а также английские корабли, американские дизельные подводные лодки и базовая патрульная авиация, находящиеся на Средиземном море. Все эти силы и средства в мирное время подчинены национальным командованиям. Передача их в оперативное подчинение командования блока планируется только с началом войны, при объявлении чрезвычайного положения или на период проведения учений объединенных ВМС. Объединенные ВМС НАТО на театре возглавляет итальянский адмирал, который отвечает за разработку планов их использования, контролирует боевую и оперативную подготовку ВМС Италии, Греции и Турции, организует и проводит учения с участием объединенных ВМС.

Как сообщалось в иностранной прессе, на объединенные ВМС блока возлагаются следующие задачи: обеспечение и поддержка боевых действий ударных ВМС, борьба с подводными лодками и надводными кораблями противника, блокада Черноморских проливов с целью воспрещения выхода кораблей противника из Черного моря в Средиземное, поддержка сухопутных войск на приморских направлениях, обеспечение высадки и действий морских десантов, защита морских коммуникаций.

Все эти задачи постоянно отрабатываются на учениях и маневрах, которые ежегодно проводятся не только по планам оперативной и боевой подготовки объединенных ВМС, но и объединенных вооруженных сил НАТО на Южно-Европейском ТВД. Судя по сообщениям зарубежной печати, степень участия итальянских ВМС в отработке и решении перечисленных задач следующая.

Обеспечение и поддержка ударных ВМС

Как известно, ударные ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД включают 6-й флот США, который с 1948 года постоянно находится в Средиземном море. В мирное время он подчинен Пентагону. В случае войны или на период проведения крупных учений с привлечением всех видов вооруженных сил 6-й флот передастся в оперативное подчинение главнокомандующего НАТО на Южно-Европейском ТВД. При возникновении кризисной ситуации итальянские корабли УРО (крейсер, два фрегата и четыре эскадренных миноносца) планируется придать ударным ВМС НАТО для усиления 60-го оперативного соединения 6-го флота. Это, по мнению командования НАТО, окажет значительную поддержку ударному соединению до прибытия других кораблей американского флота из военно-морских баз, расположенных на территории США.

В зарубежной прессе сообщалось, что в задачу 60-го оперативного соединения входит: нанесение ударов как обычным, так и ядерным оружием по наземным и морским целям; оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам, действующим на приморском направлении и морским десантам при их высадке и ведении боевых действий на берегу. На отработку этих задач совместно с кораблями НМС Италии и других стран НАТО на Средиземном море затрачивается более половины времени, отводимого ежегодно на боевую подготовку 6-го флота, что, по мнению американских военных специалистов, обеспечивает высокую мобильность и постоянную боевую готовность объединенных ВМС для ведения ограниченных войн. К обеспечивающим действиям в зависимости от складывающейся обстановки относятся мероприятия по противолодочной, противовоздушной и противоминной обороне в морской зоне ответственности итальянского флота, проводимые специально выделенными корабельными силами.

Борьба с подводными лодками и надводными кораблями противника

По взглядам командования НАТО, успех решения основных задач военно-морскими силами на ТВД будет в значительной степени зависеть от эффективности борьбы с подводным флотом противника. Подводная угроза считается в настоящее время основным препятствием на пути к завоеванию военно-морскими силами НАТО господства на море в будущей войне. Поэтому отработка задач борьбы с подводными лодками преобладает над другими видами боевой подготовки объединенных ВМС на театре. С этой целью ежегодно проводятся специальные двусторонние учения типа «Медасвекс», а также разнообразные по составу привлекаемых сил и средств учения и маневры.

В последнее время на учениях стало уделяться больше внимания, чем раньше, борьбе с надводными кораблями. Это связано, как свидетельствуют сообщения иностранной печати, с выходом в Средиземное море советского Военно-Морского Флота, который стал препятствием на пути осуществления агрессивных замыслов стратегов НАТО в данном районе.

Блокадные действия в зоне Черноморских проливов и мероприятия по противодесантной обороне своего побережья, по мнению военно-морских специалистов стран НАТО, должны осуществлять специально созданные ударные группы из крупных кораблей объединенных ВМС, а также отряды минных и сетевых заградителей ВМС прибрежных государств. Выставлять сетевые и минные заграждения предусматривается на подходах к военно-морским базам, портам, проливной зоне и десантно-доступным районам побережья заблаговременно, то есть до возникновения непосредственной угрозы вооруженного конфликта.

Поддержка сухопутных войск

Поддержка сухопутных войск, действующих на приморских направлениях Южно-Европейского ТВД, отрабатывается на крупных ежегодных учениях типа , проводимых объединенными вооруженными силами на театре. Как правило, к таким учениям привлекается большое количество кораблей 6-го флота США, ВМС Великобритании, Италии, Греции и Турции. При решении задач по оказанию поддержки сухопутным войскам в наступлении, а также в противодесантной обороне своего побережья командование объединенных ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД первостепенное значение придаст кораблям с ракетным и артиллерийским вооружением. Судя по сообщениям иностранной печати, это командование в ходе проводившихся учений формировало ударные группы, основу которых составляли итальянские корабли УРО.

Обеспечение высадки и действий морских десантов

Морские десантные операции занимают значительное место в планах оперативной и боевой подготовки флотов стран НАТО. Почти на всех крупных учениях объединенных вооруженных сил блока на Южно-Европейском ТВД в качестве тактического десанта постоянно участвует батальон морской пехоты ВМС Италии совместно с подразделениями морской пехоты США и Великобритании. Эскадренные миноносцы и сторожевые корабли привлекаются к охранению десанта на переходе морем, а вспомогательные суда - для доставки морского десанта к месту высадки и материально-технического обеспечения его действий на берегу.

Защита морских коммуникаций

Успешное ведение войны командование НАТО ставит в непосредственную зависимость от надежного обеспечения морских коммуникаций. Большая протяженность путей сообщений в Средиземном море вызывает необходимость иметь значительное количество разнообразных сил и средств для их защиты. Считается, что в будущей войне перевозки войск, оружия, боевой техники и других военных грузов морем могут возрасти по сравнению с такими же перевозками во время второй мировой войны.

Для обеспечения морских перевозок в Средиземном мире планируется привлекать большую часть итальянских эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей. Как сообщалось в иностранной печати, все торговые суда стран НАТО при прохождении там в военное время будут сводиться в конвои, обеспечение проводки которых в западной и центральной частях Средиземного моря будет возлагаться на ВМС Италии. Но если в военных действиях примет участие и , то итальянский флот будет ответствен только за эскортирование конвоев в центральной части моря. При этом тральные силы ВМС Италии предназначаются для выбора и обеспечения безопасных маршрутов в море и подходов к итальянским портам.

В соответствии с планами командования НАТО противолодочные самолеты морской авиации Италии будут входить в состав объединенных авиационных патрульных сил НАТО на Средиземном море.

В настоящее время, судя по сообщениям иностранной печати, командование объединенных вооруженных сит НАТО на Южно-Европейском ТВД изучает возможность перераспределения имеющихся в НАТО сил на Средиземном море, что вызвано недавним заявлением греческого правительства о выходе Греции из военной организации блока, а также некоторым сокращением численности английских ВМС в данном районе. Все это, как полагают некоторые иностранные специалисты, может повлечь за собой новое увеличение морской зоны ответственности итальянского флота, которая составит примерно 3/4 бассейна Средиземного моря, а также Адриатическое и Тирренское моря.

ВМС Италии считаются современными и обладающими высокой боеготовностью, но, по мнению некоторых военно-морских специалистов, они все же не в состоянии эффективно контролировать и обеспечивать морские коммуникации в Средиземном море. Поскольку ударные силы ВМС НАТО (6-й флот США) в случае возникновения вооруженного конфликта предусматривается задействовать для оказания поддержки объединенным сухопутным войскам на ТВД, то для усиления итальянских ВМС считается целесообразным привлечь эскадренные миноносцы и сторожевые корабли английского флота, прибытие которых планируется из метрополии. Для усиления южного фланга блока командование предлагает на базе существующего с мая 1970 года соединения ВМС НАТО для действий «по вызову» (по одному кораблю из ВМС США, Великобритании, Италии, Греции и Турции) создать постоянное соединение военно морских сил НАТО на Средиземном море, подобное постоянному соединению ВМС НАТО на Атлантике.

По сообщению итальянской печати правительство Италии изучает вопросы размещения на своей территории тех американских военных баз, которые могут быть ликвидированы в Греции. Как известно, США уже добились соглашения на оборудование и использование военно-морской базы Маддалена, а в настоящее время (после заявления Греции о выходе из военном организации НАТО) командование блока уже начало осуществлять планы «компенсации» за счет восстановления заброшенных военных сооружений времен второй мировой войны на принадлежащих Италии островах в Средиземном море. В частности, такие работы под наблюдением специалистов Пентагона начались на о. Пантеллерия.

Таким образом, в общей системе подготовки НАTO к войне руководство этого блока рассматривает итальянские ВМС как значительную силу на Южно-Европейском ТВД и отводит им важную роль в осуществлении контроля за морскими путями сообщений в бассейне Среди земного моря В свою очередь и милитаристские круги Италии предпринимают все меры для дальнейшего укрепления позиций агрессивного блока империализма в этом стратегически важном районе миpa.

ВМС Италии

Общее руководство военно-морскими силами возложено на начальника генерального штаба вооруженных сил, непосредственное – на начальника
главного штаба ВМС, который фактически выполняет функции командующего. Через свой штаб он осуществляет управление командованиями флота, авиации
ВМС, боевых пловцов и диверсантов, а также силами 4 военно-морских округов и 2 атомных командований.
Главный штаб ВМС (Рим) является основным органом управления и занимается разработкой планов строительства, мобилизационного развертывания,
боевого использования, боевой подготовки, а также совершенствования организационно-штабной структуры. Кроме того, главный штаб организует разведку и
контрразведку, руководит набором, подготовкой, идеологической обработкой личного состава.
Организационно ВМС включают:
·флот
·эскадрильи авиации
·силы четырех военно-морских округов
·силы двух островных ВМ командования
·командование боевых пловцов
·командование диверсантов «Тезео Тезей» .
В боевой состав флота входит три дивизии НК и три бригады (ПЛ, корветов, минно-тральных сил) . Командующий флотом (штаб в Таранто) является
по совместительству командующим объединенными ВМС НАТО в центральном районе Средиземного моря.
По вопросам оперативного применения в боевой подготовке авиация ВМС подчинена главному штабу ВМС, а материально-техническое обеспечение
организуют и проводят соответствующие структуры ВВС. В ее состав включена истребительно-штурмовая авиационная эскадрилья, два крыла базовой
патрульной авиации и пять отдельных эскадрилий противолодочных вертолетов.
Побережье континентальной части Италии и остров с прилегающей акваторией разделено на 4 ВМ округа:
·Верхне-Тирренский
·Нижне-Тирренский ·Ионический
·Адриатичесикй и 2 атомных военно-морских командования:
·о. Сицилия
·о. Сардиния
Командующие округами и островными командованиями подчиняются непосредственно начальнику главного штаба ВМС.
Командующие ВМ округом отвечают за организацию обороны ВМ баз, портов и побережья, поддерживание благоприятного оперативного режима в
прибрежных водах округа, организацию материально-технического обеспечения кораблей. В его подчинении находятся ВМ базы, узлы связи, подразделения
обеспечения, склады снабжения, ремонтные мастерские, учебные заведения, госпитали, расположенные в зоне ответственности.
Общая численность личного состава ВМС Италии достигает 45000 человек: 44200 – на флоте (в т.ч. 2600 в авиации ВМС) и 800 в морской пехоте.
Корабельный состав флота (регулярные силы) включает 61 боевой корабль и 60 катеров. Наиболее современными являются легкие авианосец
«Джузеппе Гарибальди» , большая часть ПЛ, фрегатов и корветов.
Авиация ВМС подразделяется на авианосную и базовую.
Командование боевых пловцов и диверсантов состоит из отряда боевых пловцов и диверсантов и группы кораблей обеспечения.
Морская пехота представлена батальоном морской пехоты «Сан Марко» , который дислоцируется в Бриндизии и входит в состав третьей дивизии
флота.
Корабельный состав ВМС Италии
Класс корабля, катера
Количество
Дизельные ПЛ
8
Авианосцы
1
Крейсера
1
Эскадренных миноносцы
4
Фрегаты
18
Корветы и патрульные корабли
13
Танко-десантные корабли, лодки
3
Тральщики
13
Патрульные боевые катера
7
Ракетные боевые катера
6