Как образуются имена существительные? Продуктивные способы образования имен существительных Каким способом могут образовываться только имена существительные

Имя существительное – одна из наиболее часто используемых частей речи, призванная назвать (или дать имя) некоторому объекту: предмету, чувству, животному, погодному явлению, человеку и так далее, отвечая тем самым на вопросы «кто?», «что?». Как образуются имена существительные, знать необходимо каждому человеку, в особенности, если его профессия (например: журналист, литератор, писатель, редактор и др.) связана с написанием статей, литературных произведений, эссе и пр. В настоящее время образование существительных в русском языке происходит разными способами. Поэтому в данной статье мы рассмотрим наиболее важные и часто используемые приемы и подробно остановимся на суффиксальном способе образования существительных, как на одном из самых колоритных и многогранных методов создания новых слов.

Способы словообразования существительных

  1. Путем переосмысления значения уже имеющихся в языке слов, а также посредством полного их разделения друг от друга (образование омонимов). Пример: современное слово "чайник" в значении "плохо или вовсе не разбирающийся в той или иной теме человек". Раньше оно употреблялось только в значении "сосуд с носиком". Это лексико-семантическое словообразование.
  2. Возможность образования слов из словосочетаний определяет лексико-синтаксический способ. Например: кровопотеря, времяпрепровождение и пр.
  3. Морфолого-синтаксический способ, особенно в проявлении субстантивации прилагательных, способных выступать и как существительное, и как прилагательное. Например: больной, военный, подручный и пр.
  4. Морфологическое словообразование – один из самых богатых способов образования существительных. Наиболее распространенными видами его образования выступают: аффиксация, сложение основ и суффиксальный метод.
  5. Приставочный (префиксальный) способ в словообразовании имени существительного используется реже, чем суффиксальный. Зачастую имеющие приставку существительные созданы от глагольной основы или прилагательного, имеющего ту же приставку.
  6. Бессуффиксальный способ словообразования – основа профессиональной речи (подклад, обдув, нагрев и т. д.). Иногда данный метод используется и в просторечии (слова: отпад, окрик и пр.). Профессионально-терминологическая лексика же значительно богаче и увесистей просторечия и распространяется в массы посредством СМИ (например: позитив, фанат и пр.).

Суффиксальный способ словообразования

Существительные, созданные с помощью суффиксов, можно представить в виде четырех групп:

  1. Название лиц – способ образования существительных по признакам (занятиям, месту жительства, свойствам, социальной принадлежности, вероисповеданию и пр.). Используются суффиксы –щик, -чик, -ец, -ник, - ик, -тель, -ич, -ист, -анин, -ак (-як). Причем отдельно следует выделить суффиксы, образующие отчества: -ович, -овн-а, -ич, -иничн-а, -ич, -ичн-а, -ович, -евич. Примеры слов: приказчик, холодец, учитель, финансист, Ильинична, Викторович.
  2. Имена отвлечённые образуются:
    • от глаголов посредством суффиксов -ние, -ение, -к-а, -б(а), -ти, -отн(я), -н(я), -овн(я). Примеры: любование, стрельба, родня;
    • от прилагательных посредством суффиксов -ость (-есть), -ин(а), -изн(а), -от(а), -ет(а), -ств(о) (-еств(о). Примеры: видимость, целина, белизна, отечество;
    • Имена собирательные образуются суффиксами -еств(о), -ств(о), -н(я), -ёжь, -в(а), -от(а), -j- (орфографически -ё). Примеры: беднота, молодежь, студенчество.

Имя существительное – одна из наиболее часто используемых частей речи, призванная назвать (или дать имя) некоторому объекту: предмету, чувству, животному, погодному явлению, человеку и так далее, отвечая тем самым на вопросы «кто?», «что?». Как образуются имена существительные, знать необходимо каждому человеку, в особенности, если его профессия (например: журналист, литератор, писатель, редактор и др.) связана с написанием статей, литературных произведений, эссе и пр. В настоящее время образование существительных в русском языке происходит разными способами. Поэтому в данной статье мы рассмотрим наиболее важные и часто используемые приемы и подробно остановимся на суффиксальном способе образования существительных, как на одном из самых колоритных и многогранных методов создания новых слов. Способы словообразования существительных Путем переосмысления значения уже имеющихся в языке слов, а также посредством полного их разделения друг от друга (образование омонимов). Пример: современное слово "чайник" в значении "плохо или вовсе не разбирающийся в той или иной теме человек". Раньше оно употреблялось только в значении "сосуд с носиком". Это лексико-семантическое словообразование. Возможность образования слов из словосочетаний определяет лексико-синтаксический способ. Например: кровопотеря, времяпрепровождение и пр. Морфолого-синтаксический способ, особенно в проявлении субстантивации прилагательных, способных выступать и как существительное, и как прилагательное. Например: больной, военный, подручный и пр. Морфологическое словообразование – один из самых богатых способов образования существительных. Наиболее распространенными видами его образования выступают: аффиксация, сложение основ и суффиксальный метод. Приставочный (префиксальный) способ в словообразовании имени существительного используется реже, чем суффиксальный. Зачастую имеющие приставку существительные созданы от глагольной основы или прилагательного, имеющего ту же приставку. Бессуффиксальный способ словообразования – основа профессиональной речи (подклад, обдув, нагрев и т. д.). Иногда данный метод используется и в просторечии (слова: отпад, окрик и пр.). Профессионально-терминологическая лексика же значительно богаче и увесистей просторечия и распространяется в массы посредством СМИ (например: позитив, фанат и пр.). Суффиксальный способ словообразования Существительные, созданные с помощью суффиксов, можно представить в виде четырех групп: Название лиц – способ образования существительных по признакам (занятиям, месту жительства, свойствам, социальной принадлежности, вероисповеданию и пр.). Используются суффиксы –щик, -чик, -ец, -ник, - ик, -тель, -ич, -ист, -анин, -ак (-як). Причем отдельно следует выделить суффиксы, образующие отчества: -ович, -овн-а, -ич, -иничн-а, -ич, -ичн-а, -ович, -евич. Примеры слов: приказчик, холодец, учитель, финансист, Ильинична, Викторович. Имена отвлечённые образуются: от глаголов посредством суффиксов -ние, -ение, -к-а, -б (а), -ти, -отн (я), -н (я), -овн (я). Примеры: любование, стрельба, родня; от прилагательных посредством суффиксов -ость (-есть), -ин (а), -изн (а), -от (а), -ет (а), -ств (о) (-еств (о). Примеры: видимость, целина, белизна, отечество; Имена собирательные образуются суффиксами -еств (о), -ств (о), -н (я), -ёжь, -в (а), -от (а), -j- (орфографически -ё). Примеры: беднота, молодежь, студенчество.

  • обобщить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках;
  • содействовать совершенствованию орфографического навыка, развитию связной речи учащихся
  • Оборудование:

    • перфокарты, карточки со словами для орфографической работы, отпечатанные тексты.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Сообщение темы, постановка целей

    Прочитайте тему урока (на доске). Каковы цели урока?

    Запишите число, "Классная работа", тему в тетрадь.

    III. Повторение теоретического материала. Проверка домашнего задания

    Дайте определение имени существительного.

    Вспомним, как образуются имена существительные. На этот вопрос нам поможет ответить домашнее задание. Вы должны были разобрать по составу слова и определить способ словообразования. Все эти слова - существительные. Сделайте вывод об образовании имён существительных.

    (Образуются от основ имён существительных, прилагательных, глаголов морфологическим способом:

    а) суффиксальным - барабанщик, градусник, тишина, воспитатель ;

    б) приставочно-суффиксальным - наушники, взморье, заречье, подоконник ;

    в) приставочным (реже) - сверхприбыль, раскрасавица, недруг, соавтор ;

    г) бессуффиксным - перелёт, выбор, синь, глушь, бег ;

    д) сложением основ - атомоход, мореплаватель, первоклассник, орденоносец .)

    Что ещё вы знаете о словообразовании имён существительных?

    (В существительные переходят прилагательные, теряя при этом свои грамматические признаки (не изменяются по родам, не согласуются с существительными): рабочий, дежурный.

    Также: стенгазета - начальная часть 1-го слова и второе слово; завхоз - начальные части слов; МОПК - соединяются названия начальных букв, ТЮЗ - начальные звуки - это аббревиатура).

    IV. Повторение морфемного состава имён существительных

    Какие морфемы записаны на доске?

    На какие две группы можно разделить эти суффиксы?

    (Словообразующие и формообразующие; имён существительных и других частей речи.)

    Выберите суффиксы других частей речи.

    Суффикс -еньк- - и для существительных, и для прилагательных: маленький, дороженька .

    Определите значения суффиксов (суффиксы субъективной оценки; названия лиц по месту их жительства, по роду занятий)

    В тетради в строчку запишите примеры слов с данными суффиксами.

    Какие слова записали?

    V. Орфографическая работа

    Прочитайте слова на доске (на карточках). Что у них общего?

    сокровищ:

    безветрие

    К словам "безветрие", "сила", "родник" подберите синонимы.

    (убрать карточки со словами, под ними - ключ:, тиш:, мощ: )

    Что теперь общего? (Орфограмма "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных")

    Как вы думаете, какое будет задание?

    Запишите эти слова в три столбика: по склонениям, ставя, где нужно, мягкий знак.

    (1 ученик за доской)

    Проверьте. Кто не согласен?

    Какие существительные относятся к первому склонению? ко второму? к третьему? Когда на конце имён существительных после шипящих пишется Ь? Для чего он служит? (показатель рода) В какой форме стоят существительные I и II склонений? (В форме мн.ч. родительного падежа.)

    Существительные I и II склонения поставьте в форму творительного падежа единственного числа. Запишите в строчку.

    Назовите слова, в окончаниях которых пишется О.

    Какая гласная в окончаниях других слов? (Е)

    Объясните написание окончаний.

    VI. Работа с перфокартами

    Итак, мы повторили некоторые правила, с которыми познакомились, изучая имя существительное. Но осталось ещё одно, очень важное и очень сложное. Какое? (И - Е в безударных окончаниях имён существительных в ед.ч.)

    Когда в падежных окончаниях имён существительных пишется И? Е?

    Проверим ваше умение использовать это правило на практике.

    Приготовьте перфокарты, листочки.

    шёл к станции по дороге по аллее
    беседовал о профессии об отзыве о героизме
    рассказывал о берёзе о лекции о брошюре
    говорил о Марии о Наталье о Маше
    сидел на ели на постели на ёлке
    говорил Дарье Ксении Даше
    писал в тетради в тетрадке в альбоме
    материал по истории по географии по химии
    беседа о космосе медицине растении

    Сдайте работы.

    VII. Работа с текстом

    На наших уроках мы не раз обращались к поэзии А.А.Фета. Какую особенность некоторых его стихов мы отметили? (Отсутствие глаголов, обилие существительных. При этом стихи динамичны: действие обозначают существительные бег, шёпот, шелест и т.п.; также есть движение взгляда, изменения в природе и в состоянии лирического героя - всё это передано с помощью существительных.)

    Прочитаем текст.

    Афанасий Афанасьевич Фет: Имя, знакомое с детства. Фет - замечательный поэт-пейзажист, воспевший в своём творчестве природу России. В его стихах предстаёт перед нами робкая русская весна: : . Нам открывается русское лето: . Мы любуемся неповторимой русской осенью: : . Нас радует сказка русской зимы: : .

    У Фета особый путь в искусстве: он стремится запечатлеть ускользающую, мимолётную красоту - красоту мира и человеческих чувств.

    Какова тема текста? Какое предложение содержит главную мысль? Озаглавьте текст.

    Почему в тексте так часто повторяется слово "русская"?

    Объясните постановку тире в третьем предложении. В роли каких других членов предложения может выступать имя существительное? Приведите примеры из текста.

    Что вы можете сказать о фамилии Фет? (Она иноязычного происхождения; оканчивается на согласный; слово склоняется, т.к. в данном случае фамилия принадлежит мужчине. Но - "Шарлота Фёт, о Шарлоте Фёт". Это несклоняемое существительное.)

    Найдите разносклоняемые имена существительные. (путь, имя ) Почему они так называются? (Род., дат., предл. пад. ед.ч. - окончания 3-го скл.; тв.пад. - 2-го.)

    Дополните 4, 5, 6 и 7 предложения, напишите, о каких именно приметах весны пишет поэт, что радует нас летом или зимой, что восхищает осенью.

    Прочитайте свои предложения. Какой знак препинания нужно поставить в 4, 6 и 7 предложениях? Почему? (Двоеточие. Ряд однородных членов с обобщающим словом.)

    VIII. Подведение итогов

    Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?

    Оценки за урок: Тетради сдать.

    IX. Домашнее задание

    Параграф 42, план морфологического разбора; упр.234, с.94 (по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва "Просвещение". Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба).

    Имена существительные образуются в современном русском языке разными способами Так, значительное количество новых существительных появилось в результате переосмысления значения существующих в языке слов и полного их отделения друг от друга, т. е. в результате появления омонимов (лексико-семантическое словообразование).

    Например: бригадир, пионер, завод, мир и др. Возможно и образование слов из словосочетаний (лексико-синтаксический способ). Например: времяпрепровождение, кровопролитие и др. Достаточно продуктивным является морфолого-синтаксический способ, особенно субстантивация прилагательных, которые могут выступать и в роли существительных и в роли прилагательных, например: военный, подручный, рабочий, рядовой, штатский, семейный, прохожий, конный, пеший, родной, младший, старший, котельная, столовая, операционная и т.

    д. Однако самым продуктивным, самым богатым способом является морфологическое словообразование. При этом из всех видов морфологического словообразования существительных особенно распространены суффиксальный, суффиксально-префиксальный способы (аффиксация) и сложение основ. Однако степень их продуктивности различна. Так, приставочный (префиксальный) способ в словообразовании существительных играет меньшую роль по сравнению с суффиксальным способом. Чаще всего существительные с приставками по своему происхождению связаны с глагольными основами или основами прилагательных с теми же приставками. Суффиксальное, суффиксально-префиксальное и бессуффиксальное словообразование Среди словообразовательных суффиксов различаются непродуктивные, с помощью которых в настоящее время новые слова не образуются (например, непродуктивен суффикс - нь: боле-знь, жи-знь; суффикс - ух: пет-ух, паст-ух), и суффиксы продуктивные, активно участвующие в современном словообразовании.

    Все продуктивные словообразовательные суффиксы делятся на несколько групп: 1) суффиксы, служащие для образования названий предметов; 2) суффиксы, употребляемые для образования названий лиц (мужчин и женщин); 3) суффиксы, служащие для образования слов с отвлеченным значением (абстрактных); 4) суффиксы, служащие для образования существительных, передающих субъективную оценку. и приставки, служащие для образования названий предметов. Среди суффиксов этой группы выделяется ряд продуктивных суффиксов, например: 1) - льник, - лк-а, при помощи которых образуются существительные (чаще всего от глагольных основ) со значением орудия действия, наименования прибора (будильник, холодильник, веялка, грелка, молотилка); 2) - щик (-чик), при помощи которого образуются существительные (как от глагольных, так и от именных основ) с тем же значением (счетчик, тральщик; слова с этими суффиксами употребляются в разных стилях речи, но наиболее характерны для речи научно-технической; 3) - льн-я, при помощи которого образуются существительные женского рода со значением места действия (читальня, красильня, купальня и др.); 4) - ие(-ье), используемый для образования (чаще всего от именных основ с приставками пространственного значения) существительных со значением места (заречье, предгорье, предплечье, всполье, подножье и др.

    ); 5) - к-а, используемый для образования существительных (чаще всего от основ относительных прилагательных на - ов-, - ев-), являющихся названием предметов по характеризующему их признаку (анисовка, дюймовка, кладовка, жестянка); слова с данным суффиксом употребляются преимущественно в разговорной речи; этот же суффикс используется и при образовании слов, употребляемых в качестве разговорного (или даже просторечного) синонима сочетания прилагательного с существительным: Третьяковка (Третьяковская галерея), вечерка (вечерняя газета) и др.; 6) - ник, при помощи которого (чаще всего от именных основ) образуются существительные для обозначения вместилища, приспособления для чего-либо, подо что-либо (кофейник, бумажник, свинарник и др.); 7) - ин-а, используемый для образования существительных со значением единичности (бусина, соломина, жемчужина и др.), а также (от глагольных основ с приставками) существительных со значением результата действия (выбоина, вмятина, завалина, подпалина и др.); 8) - тор, употребляемый для образования существительных мужского рода, обозначающих орудия действия, приборы, механизмы (изолятор, сепаратор, фиксатор и др.); подобные слова употребляются преимущественно в производственно-технической речи; 9) - л-о, который используется для образования от глагольных основ (с приставками и без них) имен существительных среднего рода со значением орудия действия (покрывало, поддувало, грузило и др.); слова этого типа употребляются преимущественно в производственно-технической речи.

    Суффиксы, служащие для образования имен существительных со значением лица. Способы образования существительных этой группы очень разнообразны.

    Для образования существительных мужского рода, употребляемых при обозначении лиц по профессии, деятельности, роду занятий (иногда с указанием на преобладающий признак в деятельности), используются следующие продуктивные суффиксы (частично иноязычные, как и основы): 1) - щик, - чик, при помощи которых образуются существительные и от основ глагола и от основ существительных с приставками и без них (подписчик, разносчик, банщик, наборщик, газетчик, грузчик, загибщик и др.); 2) - льщик, при помощи которого образуются существительные от глагольных основ (бурильщик, строгальщик); слова с этими суффиксами употребляются преимущественно в производственно-технической речи; 3) - тель, - итель, используемые для образования существительных от глагольных основ с приставками и без них (обвинитель, воспитатель, просветитель, искатель, губитель и др.); слова с этими суффиксами употребляются преимущественно в книжной речи; 4) - ик, - ник, при помощи которых образуются существительные и от основ существительных же и от основ прилагательных со значением лиц по их отношению к предмету, к профессии, а также со значением отношения лица к действию, поступку (целинник, академик, химик, кадровик, пищевик, безбожник, завистник, ключник и др.

    ); 5) - овец, - ец, - ист, при помощи которых образуются существительные (от основ существительных) для наименования лиц по их отношению к учреждению, профессии, деятельности, идейному направлению (вузовец, искровец, мичуринец, связист, журналист и др.); слова с этими суффиксамц употребляются главным образом в книжных стилях речи; 6) - ач, используемый при образовании существительных от именных основ для обозначения лиц по отношению к профессии, роду деятельности, а также по их характерному признаку (циркач, бородач, силач и др.); многие слова с этими суффиксами употребляются чаще всего в разговорной речи; 7) - ант (-янт), - ент, при помощи которых образуются существительные от именных и глагольных основ для обозначения лиц по их отношению к роду занятий, к деятельности (курсант, музыкант, ассистент, эмигрант и др.); подобные слова преимущественно употребляются в книжных стилях речи; 8) - тор, при помощи которого образуются существительные (и от глагольных и от именных основ) для обозначения лиц, связанных с определенными действиями (ликвидатор, оператор, агитатор, дезинфектор и др.

    ); подобные слова употребляются в разных стилях речи, но наиболее характерны для речи книжной; 9) - анец (-янец), - ин, - анин (-янин), - чанин, при помощи которых образуются существительные для обозначения лиц по отношению к стране, нации, к личному имени, с которым связано определенное идейное направление (американец, испанец, киевлянин, горьковчанин, татарин, болгарин, гегельянец, вольтерьянец); 10) - ич, - ович (-евич), используемые для названия лиц по отчеству (Кузъмич, Павлович, Дмитриевич). Некоторые суффиксы, образующие названия лиц мужского пола, имеют еще дополнительные экспрессивные значения ласкательности, фамильярности, пренебрежительности.

    Таков суффикс - ыш со значением носителя признака (глупыш, малыш, подкидыш). Ласкательно-пренебрежительный оттенок вносит суффикс - ёнок, - онок, употребляемый для образования наименований не только детенышей животных, но и людей (волчонок, орлёнок, медвежонок, внучонок, постреленок).

    Для образования существительных женского рода (большей частью такие существительные являются производными, соотносительными с существительными мужского рода) употребляются следующие суффиксы: 1) - к-а, который присоединяется к существительным мужского рода с непроизводной основой, образуя существительные женского рода по их принадлежности к какой-либо профессии, по роду занятий, по характерному действию и т. д. (циркачка, артистка, пастушка); при помощи этого же суффикса образуются существительные для обозначения лиц женского пола по их принадлежности к определенной нации (грузинка, абхазка, итальянка и др.), к идейному направлению (комсомолка); суффикс - к-а присоединяется иногда к основе существительных мужского рода на - анин (-янин), при этом конечная часть суффикса - ин отпадает (армянин - армянка, киевлянин - киевлянка, горожанин - горожанка); 2) - ниц-а, при помощи которого образуются существительные для обозначения лиц женского пола по их отношению к профессии, учреждению, роду занятий и т.

    Имя существительно е - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

    1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;

    2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

    3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

    Существительное - это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

    Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета).

    Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия»). От собственных имен надо отличать собственные наименования - неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет).

    Одушевленные и неодушевленные имена существительные

    Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.

    Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком.

    Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Во-первых, одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

    1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;

    2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.

    Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными - неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:


    колебаниепо одушевленности

    объект не может быть одновременно живым и неживым:
    живое, но неодушевленное

    1) совокупности живых существ:

    (вижу) армии, толпы, народы ;

    2) растения, грибы:

    (собирать) лисички ;

    неживое, но одушевленное

    1) игрушки в виде человека:

    (вижу) кукол, матрешек, неваляшек ;

    2) фигуры некоторых игр:

    (разыграть) королей, ферзей ;

    3) умершие:

    (вижу) покойников, утопленников , но труп (неодуш.);

    4) вымышленные существа:

    (вижу) русалок, леших, домовых.

    Существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому , женскому или среднему роду .

    К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью:

    Некоторые существительные с окончанием -а, обозначающие признаки, свойства лиц, в И. п. имеют двойную охарактеризованность по роду в зависимости от пола обозначаемого лица:

    твой невежа пришел,

    тво-я невежа пришл-а.

    Такие существительные относят к общему роду.

    Существительные только множественного числа (сливки, ножницы ) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы - стол-ы ).

    Имена существительные изменяются по числам и падежам . Большинство существительных имеют формы единственного и множественного числа (город - города, село - села ). Однако некоторые существительные имеют или только форму единственного числа (например, крестьянство, асфальт, горение ), или только форму множественного (например, ножницы, перила, будни, Лужники ).

    Падеж как морфологический признак существительных

    Существительные изменяются по падежам, т. е. имеют непостоянный морфологический признак числа.

    В русском языке 6 падежей: именительный (И. п.), родительный (Р. п.), дательный (Д. п.), винительный (В. п.), творительный (Т. п.), предложный (П. п.). Эти падежные формы диагностируются в следующих контекстах:

    И. п . это кто? что?

    Р. п. нет кого? чего?

    Д. п . рад кому? чему?

    В. п . вижу кого? что?

    Т. п . горжусь кем? чем?

    П. п. думаю о ком? чём?

    Окончания разных падежей различны с зависимости от того, к какому склонению принадлежит существительное.

    Склонение существительных

    Изменение существительных по падежам называется склонением.

    К I склонению относятся существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа -а(-я), в том числе и слова, оканчивающиеся на -ия: мам-а, пап-а, земл-я, лекци-я (лекциj-а). Слова с основой, заканчивающейся твердым согласным (твердый вариант), мягким согласным (мягкий вариант) и с основой на -иj имеют некоторые различия в окончаниях, например:

    Падеж Единственное число
    Твердый вариант
    Мягкий вариант
    На - ия
    Им.п. Стран- а Земл Армиj
    Р.п. Стран- ы
    Земл Армиj
    Д.п. Стран- е Земл
    Армиj
    В.п. Стран- у Земл Армиj
    Т.п. Стран-ой (-ою )
    Земл-ёй (-ёю ) Армиj-ей (-ею )
    П.п. Стран Земл Армиj

    Ко II склонению относятся существительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на -ий, и существительные м. и ср. рода с окончанием -о(-е), в том числе и слова на -ие: стол-, гений-, городишк-о, окн-о, пол-е, пени-е (пениj-е).

    К III склонению относятся существительные жен. рода с нулевым окончанием в И. п.: пыль-, ночь- .

    Кроме существительных, имеющих окончания только одного из этих склонений, существуют слова, имеющие часть окончаний из одного склонения, а часть - из другого. Их называют разносклоняемыми. Это 10 слов на -мя (бремя, время, стремя, племя, семя, имя, пламя, знамя, вымя, темя) и путь.

    В русском языке есть так называемые несклоняемые существительные. К ним относятся многие нарицательные и собственные заимствования (пальто, Токио), русские фамилии на -ых, -их, -во (Петровых, Долгих, Дурново). Их принято описывать как слова без окончаний.

    Морфологический разбор существительного

    Существительное разбирается по следующему плану:

    I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

    II. Морфологические признаки:

    1. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род (мужской, женский, средний, общий), г) склонение.
    2. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

    III. Синтаксическая роль.

    Образец морфологического разбора существительного

    Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать; он ладонью стал сбивать пыль с пальто (по В. Набокову).

    I. Дамы - существительное;

    начальная форма - дама .

    II. Постоянные признаки: нариц., одуш., жен. род, I скл.;

    непостоянные признаки: мн. число, И. п.

    III. Подбежали (кто?) дамы (часть подлежащего).

    I. (к) Лужину - существительное;

    начальная форма - Лужин ;

    II. Постоянные признаки: собств., одуш., муж. род, I скл.;

    непостоянные признаки: ед. число, Д. п.;

    III.
    Подбежали (к кому?) .underline { border-bottom: 1px dashed blue; } к Лужину (дополнение).

    I. Ладонью - существительное;

    начальная форма - ладонь ;

    II.
    Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, I скл.;

    непостоянные признаки: ед. число, Т. п.;

    III.
    Стал сбивать (чем?) ладонью (дополнение).

    I. Пыль - существительное;

    начальная форма - пыль ;

    II.
    Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, III скл.;

    непостоянные признаки: ед. число, В. п.;

    III. Стал сбивать (что?) пыль (дополнение).

    I. Пальто - существительное;

    начальная форма - пальто ;

    II.
    Постоянные признаки: нариц., неодуш., ср. род., несклон.;

    непостоянные признаки: число не определяется по контексту, Р. п.;

    III. Стал сбивать (с чего?) с пальто (дополнение).