Хлестаков – первое из художественных открытий Гоголя…. Хлестаков – первое из художественных открытий Гоголя… В чем загадка поведения хлестакова

В чем загадка характера Хлестакова? 10. Манн считает, что «Хлестаков - первое из художественных открытий Гоголя...». Как вы понимаете это суждение? Подготовьте характеристику Хлестакова

Ответы:

Загадка характера Хлестакова в том, что этот персонаж глуп, безволен и не имеет никаких устремлений. Он совершенно серый, ничем не примечательный человек. Если от такого человека чего-то ждать заранее, как-то представлять себе его, то он будет казаться существом загадочным и недоступным пониманию. Такие люди не имеют света внутри себя, они светят отражённым светом, любые фантастические представления о них зеркально возвращаются обратно, будто бы соответствуя истине. Внутрь Хлестакова нельзя проникнуть, потому что у него есть только внешнее. Если человек напуганный припишет ему какое-либо значение и роль, то увидит своё же представление о нём, но будет считать, что сам Хлестаков подтверждает его догадки. Хлестаков совершенно пассивен, от него нет никаких проявлений, личностных флюидов, за его реальную личность невозможно зацепиться, потому что фактически она отсутствует. Но недаром говорится, что свято место пусто не бывает. Пустота Хлестакова послушно заполняется тем содержанием, которое ему приписывают. Чиновники накручивают фантастические образы, и все эти образы отражаются от незамутнённого зеркала абсолютной поверхностности Хлестакова. В этом Хлестаков демонически беспределен. Образ Хлестакова в «Ревизоре» - это действительно художественное открытие Н.В. Гоголя. Он учит нас, что к любому событию или явлению надо подходить без предубеждения, без заранее сформированного мнения. Если наше представление о ситуации или человеке с самого начала строится на наших собственных измышлениях, то ситуация обязательно станет неконтролируемой и непонятной. Если мы будем упорствовать в своих заблуждениях и искать им подтверждения, то эта ситуация или человек станут таинственными, засасывающими в себя нашу энергию, мы станем зависимы от них и послушны им. Любая бессмысленность, абсурд, нелепость могут стать тогда для нас источником фатальной зависимости и привести к тяжёлым последствиям. Ещё хорошо, если предмет или человек не будут иметь собственных целей, производя такое впечатление, но часто этим приёмом пользуются сознательно, заманивая в секты или занимаясь вымогательством. Хлестаков не пользуется сознательно выгодой своего положения, он и не задумывается, в чём оно состоит, только перед самым отъездом у него возникает смутная догадка, что его приняли «за государственного человека», за кого-то другого, но за кого именно, - он так и не понял. Всё происходящее с Хлестаковым происходит как бы помимо его воли и, тем не менее, к вящей его выгоде.

Г оголь часто предостерегал своих читателей от гротескного понимания своих персонажей. Он всегда напоминал, что при всей необычности сюжетной линии, герои его произведений смогли сохранить черты, присущие обычным людям, причём черты распространённые, встречающиеся повсеместно.

Главный герой в обычной жизни — тихий, пугливый человек, не добившийся ничего определённого в своих начинаниях. Если бы не подвернувшийся кстати случай, на него вряд-ли хоть кто-то смог обратить особое внимание. Страх, испытываемый целым городом, сделал из него другого человека. Да так, что первое время сам герой не догадывается в этом.

Он привык жить настоящим и полностью отдаёт себя приятному положению дел: его любят, с ним говорят, ему льстят. Постепенно его главный талант – пускание пыли в глаза растёт и расцветает, начинает проявляться по максимуму. Он придумывает истории о своей жизни в Санкт-Петербурге.

Он врёт, но при этом, кажется, герой будто не понимает этого. Он так заигрывается, что забывает о том, что несёт неправду. Хлестакову уже кажется, что он и вправду управляет департаментом, всё время ездит по дворцам и дружит с Пушкиным. Постепенно он, мелкий чиновник, начинает получать удовольствие изображая высшего чина, таких, кто всегда стоял выше, мог позволить повысить на него голос. Он чувствует некую лёгкость в душе. Расслабившись, он позволяет, чтобы с языка слетело то, о чём он мечтал, в чём нуждался: он сначала просит, а затем требует денег. Его поступки лишены логики, он то влюблён по уши в супругу городничего, то его сердце таит от любви к его же дочери, и просит её руки, позабыв, что минуту назад признавался в чувствах её матери.

Хлестаков - открытие писателя. В острой форме он смог показать огромные требования и вечное недовольство, желание показаться богаче и знаменитее при пустоте души и детской непосредственности.

Парадокс главной ситуации состоит в том, что страх всех чиновников города рождает что-то фантастическое, нереального проверяющего. У Хлестакова нет общих черт с врунами из других известных комедий — он входит в роль ревизора, не задумываясь, на подсознательном уровне. Ему эту роль подсказала ситуация, она буквально навязана испуганными горожанами высших чинов. И именно так герой становится центром произведения. В результате под грозным ревизором оказывается пустой человек. Поэтому исследователь Ю. В. Манн заявлял о нереальной интриге, мираже данной пьесы, развеявшей желания целого уездного городка.

В чём загадка характера Хлестакова? Ю. Манн считает, что «Хле­стаков — первое из художественных открытий Гоголя…». Как вы понимаете это суждение? Подготовьте характеристику Хлестакова.

Ответ

Загадка характера Хлестакова в том, что этот персонаж глуп, безволен и не имеет никаких устремлений. Он совер­шенно серый, ничем не примечательный человек. Если от та­кого человека чего-то ждать заранее, как-то представлять себе его, то он будет казаться существом загадочным и недоступ­ным пониманию. Такие люди не имеют света внутри себя, они светят отражённым светом, любые фантастические представ­ления о них зеркально возвращаются обратно, будто бы соот­ветствуя истине. Внутрь Хлестакова нельзя проникнуть, пото­му что у него есть только внешнее. Если человек напуганный припишет ему какое-либо значение и роль, то увидит своё же представление о нём, но будет считать, что сам Хлестаков подтверждает его догадки. Хлестаков совершенно пассивен, от него нет никаких проявлений, личностных флюидов, за его реальную личность невозможно зацепиться, потому что фак­тически она отсутствует. Но недаром говорится, что свято место пусто не бывает. Пустота Хлестакова послушно заполня­ется тем содержанием, которое ему приписывают. Чиновники накручивают фантастические образы, и все эти образы отра­жаются от незамутнённого зеркала абсолютной поверхностно­сти Хлестакова. В этом Хлестаков демонически беспределен.

Образ Хлестакова в «Ревизоре» — это действительно ху­дожественное открытие Н.В. Гоголя. Он учит нас, что к лю­бому событию или явлению надо подходить без предубежде­ния, без заранее сформированного мнения.

Если наше представление о ситуации или человеке с само­го начала строится на наших собственных измышлениях, то ситуация обязательно станет неконтролируемой и непонятной. Если мы будем упорствовать в своих заблуждениях и искать им подтверждения, то эта ситуация или человек станут таин­ственными, засасывающими в себя нашу энергию, мы станем зависимы от них и послушны им. Любая бессмысленность, аб­сурд, нелепость могут стать тогда для нас источником фаталь­ной зависимости и привести к тяжёлым последствиям. Ещё хорошо, если предмет или человек не будут иметь собствен­ных целей, производя такое впечатление, но часто этим приё­мом пользуются сознательно, заманивая в секты или занима­ясь вымогательством.

Хлестаков не пользуется сознательно выгодой своего по­ложения, он и не задумывается, в чём оно состоит, только пе­ред самым отъездом у него возникает смутная догадка, что его приняли «за государственного человека», за кого-то другого, но за кого именно, — он так и не понял. Всё происходящее с Хлестаковым происходит как бы помимо его воли и, тем не менее, к вящей его выгоде.

Сочинение

Гоголь предостерегал от понимания своих персонажей как карикатурных и гротесковых: «...никто из приведенных лиц не утратил своего человеческого образа». И «оттого еще глубже сердечное содрогание» зрителя. Сам писатель считал, что самым сложным и «трудным» в комедии является образ того, кого приняли за ревизора. «Хлестаков сам по себе ничтожный человек... Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание, но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо». Хлестаков вначале даже не догадывается, что его приняли не за того, кем он является. Он живет минутой и всецело отдается «приятности» нового положения. И его главное качество: стремление порисоваться, пустить пыль в глаза - проявляется в полную меру. Он вдохновенно сочиняет небылицы о своем положении в Петербурге.

По замыслу Гоголя, «Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти, верит тому, что говорит». Хлестакову начинает казаться, что он действительно делал то, что так красноречиво описывает (и департаментом управлял, и во дворец ездил, и «с Пушкиным на дружеской ноге»). Маленький чиновник, он чувствует особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распекающего» других. Упиваясь неожиданным счастьем, Хлестаков не отдает себе никакого отчета в своих поступках, у него «легкость необыкновенная в мыслях». У чиновников он берет взаймы деньги - и эта просьба неожиданно для себя срывается у него с языка. Его поведение лишено всякой логики, он попеременно влюбляется в жену и дочку городничего и просит руки Марьи Антоновны, совершенно забыв, что только что объяснялся в любви ее маменьке.

Хлестаков - гениальное открытие Гоголя. В заостренной форме раскрыты неумеренные и необоснованные претензии, стремление казаться «чином выше», способность «блистать» при полнейшей умственной и душевной пустоте и легкомыслии; «микроскопическая мелкость и гигантская пошлость» (Белинский) - черты, столь свойственные дворянской и бюрократической России. В головокружительном превращении ничтожества в значительную «персону» сказалась бессмыслица общественных порядков, культ «чина». Характер существующих отношений в соединении со страхом, который испытывают чиновники, заставляет всех поверить нелепой логике Добчинского и Бобчинского: «Помилуйте, как не он! И денег не платит, и не едет - кому же быть, как не ему?.. Ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел... и даже заглянул в тарелки наши полюбопытствовать, что едим?» Поэтому так глубок комизм сцены в гостинице, когда городничий уверяется, что приезжий чиновник - «тонкая штучка», и восхищается его блестящей игрой: «А? - и не покраснеет! - говорит городничий в сторону.- О, да с ним нужно ухо востро». Но все дело в том, что именно здесь Хлестаков простодушно высказывает о себе всю правду.

Парадоксальность центральной ситуации в том, что всеобщий страх творит нечто фантасмагоричное, создает мнимого ревизора. Хлестаков не имеет ничего общего с традиционными комедийными плутами и играет роль ревизора бессознательно. Она ему как бы подсказана, навязана перепуганными чиновниками. Но именно в этой роли Хлестаков является центром комедии. В итоге же под видом могущественного ревизора оказывается «сосулька», «вертопрах», пустышка. В связи с этим Ю. В. Манн говорит о «миражной интриге» «Ревизора», развеявшей, превратившей в ничто стремления и ожидания целого города. Его правители обманулись фантомом собственного воображения; используя курьезное заявление городничего, можно сказать, что они «сами себя высекли», но при этом остались нераскаянными. Комедия Гоголя и здесь свободна от назидательности.