Где сметливый. Большой противолодочный корабль "Сметливый". Черноморский флот ВМФ России. Управление и навигация

Проекта 61. Заступил на боевое дежурство в 1969 году, базируется в Севастополе (Республика Крым). В его задачи входит патрулирование морской акватории, поиск и ликвидация подводных аппаратов, в том числе и АПЛ.

Предпосылки для создания

В 50-х годах флот США получил в распоряжение уникальные для того времени подлодки, способные нести ядерные ракеты дальнего радиуса действия. Для их обнаружения и уничтожения были разработаны корабли 61-го проекта, в число которых входит СКР «Сметливый».

Первоначально боевые суда предназначались для действий в Баренцевом и Норвежском морях, где осуществляли дежурство АПЛ стран НАТО. Однако после урегулирования Карибского кризиса США вывели свои стратегические базы из Турции, взамен направив в восточную часть Средиземного моря подлодки класса «Сити киллер» (Убийца городов) с ракетами «Поларис» на борту. Их ударной мощности было достаточно для уничтожения большинства крупных городов и промышленных узлов европейской части СССР, в том числе на Урале. Командование вынуждено было отреагировать на новую угрозу, направив новейшие СКР 61-го проекта в ведение Черноморского флота. Позже «Сметливый» входил в пятую эскадру СССР, патрулировавшую в Средиземноморье.

История

Сторожевой корабль «Сметливый» с бортовым номером 537 (первый командир - Л. А. Макаров, капитан 3-го ранга) поднял флаг 15.07.1969 года и 5 октября прибыл в Севастополь. В состав Краснознаменного Черноморского флота был зачислен 21.10.1969 года, а 25 ноября, после испытаний и прохождения курсовых задач, введен в состав кораблей 1-й линии боевой готовности.

Корабль в 1971-м находился в Средиземном море в течение 60 суток на боевой службе. В апреле-мае 1972 года на большом противолодочном корабле «Сметливый» был развернут выносной пункт управления (ВПУ) контр-адмирала Л. Я. Васюкова, командовавшего 30-й дивизией надводных кораблей. В результате проведенного в составе КПУГ поиска была обнаружена иностранная ПЛ, контакт с которой непрерывно поддерживался кораблями и вертолетами на протяжении 29 часов 15 минут. В середине апреля 1972 года ВПК под началом капитана 1-го ранга В. Капитанца осуществил заход в порт Касабланка.

Служба

6-12 марта 1973 года с группой кораблей СКР «Сметливый» посетил с визитом порт Латакия (Сирия). С 4 октября по 26 ноября 1973-го он находился в районе боевых действий на Ближнем Востоке, сопровождая советские и болгарские транспорты. Находясь в составе КУГ-5 вместе с крейсером «Мурманск» СКР осуществлял слежение в готовности к уничтожению в случае начала боевых действий за авианосным соединением ВМС США во главе с авианосцем CVA 42 «Франклин Д. Рузвельт».

С 26 сентября по 1 октября 1973 ВПК в составе отряда боевых кораблей под флагом адмирала В. С. Сысоева совершил заходы в порт Сплит (Югославия), с 9 по 13 августа 1974 - в Варну (Болгария), и с 26 июня по 1 июля 1980 года - в Тунис. 30.08.1974 года «Сметливый» оказывал помощь аварийному ВПК «Отважный».

В 1981 году ВПК «Сметливый» (бортовой № 745) участвовал в показательном учении по автоматизированному управлению силами приданной и корабельной авиации с ФКП на ТАКР «Киев». До постановки в ремонт и модернизацию корабль участвовал в десяти крупных учениях и выполнил двенадцать боевых служб, оставив за кормой свыше 320 000 миль.

Под флагом России

После раздела СССР СКР «Сметливый» № 870 отошел под юрисдикцию российского флота. В 1998-м поддерживал миротворцев в Абхазии, выполняя роль ретранслятора связи. Корабль неоднократно участвовал в крупных международных учениях. В 2008-м был задействован во время Осетинского конфликта. С началом операции по оказанию помощи Сирийской республике является важным звеном противолодочной обороны при охране флотской группировки в Средиземном море.

Модернизация

В период планового ремонта, проведенного на Севморзаводе в 1976-1977 годах, на корабле было модернизировано ракетное вооружение и установлена система орошения погребов «Карат-М». 19.02.1987 года сторожевой корабль «Сметливый» (бортовой № 717) был поставлен в СМЗ им. Орджоникидзе для проведения модернизации по проекту 01090.

Работы затянулись до 1995 года. В результате на месте бомбометов серии РБУ-1000 были смонтированы направляющие, позволяющие устанавливать противокорабельный комплекс «Уран» с дозвуковыми ракетами X-35. Была убрана вертолетная площадка. Вместо малоэффективной в условиях современного боя кормовой артустановки установлена система МНК-300 «Кайра», облегчающая обнаружение подлодок. Важной составляющей стали комплексы постановок помех серий ПК-16 и ПК-10, а также новые РЛС. В 2010-м заменена газотурбинная силовая установка № 3.

Конструкция

Полностью сварной корпус корабля «Сметливый» (Россия) оборудован 14 переборками и, соответственно, 15 отсеками. Живучесть судна достаточно высокая: даже после затопления трех смежных отсеков оно останется на плаву и будет способно решать боевые задачи. За характерный стремительный силуэт и обтекаемые формы вся 61-я серия получила неофициальное название «утиной».

Расположение помещений на СКР является традиционным для кораблей времен СССР, за исключением КП управления кораблем, ГЭУ, кают офицеров, коридоров и впервые предусмотренной проектом столовой команды. Особенностью ее была возможность разместить для приема пищи до двух третей личного состава срочной службы одновременно. В то же время, в соответствии с требованиями противоатомной защиты, каюты и кубрики не имели иллюминаторов, что в сочетании с отсутствием кондиционеров и слабой вентиляцией помещений, а также постоянным шумом от работающих газовых турбин ухудшало условия обитаемости даже по сравнению с кораблями предыдущих проектов.

Технические параметры

СКР «Сметливый» (Россия) обладает следующими характеристиками:

  • Длина по кильватерной линии - 132 м, максимальная - 144 м.
  • Ширина по кильватерной линии - 14 м, максимальная - 15,8 м.
  • Высота бортов: 8,1 м (на миделе) - 13,2 м (у фор-штевня).
  • Водоизмещение: 4315 т (полное); 3890 т (нормальное); 3465 т (стандартное).
  • Осадка (в зависимости от водоизмещения): 4,47 м; 4,18 м; 3,88 м.

Двигатели

Для 61-й серии принята двухвальная ГЭУ в составе двух автономных главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) класса М-3, обладающая мощностью на вал 36000 л. с. ГТЗА размещаются в двух отсеках автономными эшелонами. Каждый эшелон включает один всережимный ГТЗА М-3, реверсивный односкоростной спаривающий редуктор, два газотурбогенератора ГТУ-6 и один дизель-генератор. Редуктор позволяет осуществлять реверс гребного винта с переднего полного хода на задний полный ход (и обратно). Разработку и изготовление ГТУ осуществлял ЮТЗ «Заря» в г. Николаеве.

Суммарная мощность силовых установок составляет 72 000 л. с. Ее преимущества:

  • меньшая масса;
  • экономичность;
  • высокая маневренность (возможность быстрого пуска и набора мощности),
  • высокая автоматизация.

Для сохранения высокого КПД установки каждая турбина имеет собственный газоход (трубу), отсюда наличие на корабле сразу четырех труб. Над палубой все они располагаются попарно, V-образно, поперек корабля в плоскости шпангоутов, с наклоном к бортам.

Применение на корабле ГТУ, одной из особенностей которых является высокий уровень шумности, потребовало реализации целого ряда конструктивных мероприятий по снижению уровня шума. Так, была даже специально разработана и установлена в шахтах приема воздуха система шумопоглощения.

Ремонт

Конструктивно предусматривалась возможность производства в короткие сроки агрегатного ремонта ГТУ и замены ГТД. При проектировании размеры газоотводных труб выбирались как из расчета снижения в кожухах температуры отводимых газов, так и возможности быстрой замены через них ГТЗА М-3 и ГТУ-6 в сборе, без демонтажа смежного оборудования и вскрытия корабельных конструкций. Столь же легко могла проводиться и агрегатная замена отдельных элементов ГТД, значительно облегчая тем самым проведение ремонтов даже силами личного состава.

Управление и навигация

Штурманские приборы включают:

  • магнитный компас УКРП-МЗ, гирокомпас «Курс-5», 18 репитеров гирокомпаса;
  • курсограф, автопрокладчик «Путь-1»;
  • лаг МГЛ-50 со штевневым устройством, эхолот НЭЛ-5;
  • радиопеленгатор АРП-50;
  • индикатор сигналов КИ-55, приемно-индикаторное устройство КПИ-ЗМ, фазовый приемо-индикатор КПФ-1.

Вооружение

Артиллерийское вооружение представляет установка серии АК-726. Она имеет два спаренных ствола под 76-мм снаряды. Боезапас составляет 1200 выстрелов, скорострельность - 90-107 в/м. Первоначально СКР «Сметливый» нес два орудия, однако впоследствии кормовую установку демонтировали, заменив ее неакустическим комплексом по поиску подлодок МНК-300. Разработка АУ была начата в 1954 году под руководством конструктора П. А. Тюрина. На вооружение ВМФ СССР АК-726 была принята в 1964-м, став одной из наиболее распространенных корабельных артсистем.

Ракетное вооружение СКР «Сметливый» состоит из пусковых установок «Волна-Н» (2x2) и «Уран» (2x4). Первая является аналогом наземного ЗРК С-125, разработанного на стыке 50-60-х годов. Впоследствии она была модернизирована до ЗУР В-601М. «Уран» является более современной разработкой: установка позволяет выстреливать мощными противокорабельными ракетами серии Х-35У. Летя на минимальном расстоянии над водой (что затрудняет ее обнаружение и уничтожение), ракета при удачном попадании способна значительно повредить и даже уничтожить суда водоизмещением до 5000 т.

Противолодочное вооружение включает реактивные бомбометы класса РБУ-6000. Они позволяют для поражения подлодок использовать противолодочные ракеты 90Р и глубинные бомбы РГБ 60. Их боезапас составляет 192 единицы.

Пятитрубная торпедная установка серии ПТА-5361 рассчитана на использование 533-миллиметровых торпед двух типов:

  • электрических противолодочных СЭТ-65;
  • парогазовых противокорабельных 53-65К.

Авиация

Изначально на корме «Сметливого» располагалась вертолетная площадка (которую позже демонтировали). Корабельные вертолеты серии Ка-52 были важной составной частью системы обнаружения и ликвидации подлодок. Их основным оружием были торпеды класса АТ-1/1М с самонаводящимся механизмом с массой взрывчатки 70 кг. Они имели возможность повторного поиска цели в случае утраты контакта с ней.

Также вертолетчики могли сбрасывать глубинные бомбы различных типов. На вооружении Ка-25 состояла и атомная ГБ марки РЮ-2-2. Она принималась в кормовой погреб авиационного боезапаса. Эти авиабомбы хранились на спецскладах в поселке городского типа Щебетовка под Феодосией и доставлялись на 12-й причал в Севастополе непосредственно перед выходом БПК на боевую службу.

Вывод

Хотя «сторожевик» 61-й серии ведет родословную с 60-х годов и считается морально устаревшим, после ряда модернизаций он способен эффективно выполнять свою непосредственную задачу - обнаруживать и по возможности уничтожать ПЛ потенциального противника. Базируется СКР «Сметливый» № 870 в г. Севастополе. Он участвовал в ряде миротворческих миссий и сегодня выполняет служебные задачи в Черном и Средиземном морях.

Корабль «Сметливый» - единственное действующее судно отечественного флота из всех разработок проекта 61. Для Советского Союза «шестьдесят первые» считались действительно революционными изделиями среди существующих БПК. Отличительной особенностью этих кораблей была многорежимная газотурбинная установка. На флоте «шестьдесят первые» были окрещены поющими фрегатами за мелодичное посвистывание газовых турбин и изящность силуэта. Для проекта 61 были своего рода визитной карточкой.

Краткая история

СКР был построен в Николаеве и 25 сентября 1969 года пополнил флотилию. С тех пор корабль «Сметливый» принимал участие в многочисленных учениях, вооруженном конфликте, перевозил мощи Андрея Первозванного и был задействован еще во многих других мероприятиях. Несмотря на свой возраст, СКР все-таки есть чем огрызнуться. На борту корабля установлены восемь пусковых контейнеров ракетного противокорабельного комплекса «Уран».

В 2015 году 18 сентября СКР «Сметливый», несущий номер «810» на борту, после ремонта на тринадцатом судоремонтном заводе находился в составе 30-й дивизии Черноморского флота. Группа вышла в Средиземное море на боевую службу из Севастополя.

С началом проведения в Сирии операции российских ВКС в составе флотилии, возглавляемой крейсером «Москва» и сторожевиками «Пытливый» и «Ладный», противолодочный корабль «Сметливый» участвовал в учениях у сирийских берегов, переросших в патрулирование между Сирией и Кипром. Группа обеспечивала ПВО Латакии и Тартуса с приморского направления. Также осуществлялся конвой кораблей «Сирийского экспресса».

Мощи Андрея Первозванного

Сторожевой корабль "Сметливый" принял участие в международном мероприятии. И зашел в греческие порты Лафкада и Корфу. Во время захода в порт Патры 22 сентября митрополит Патрский передал ковчег с мощами Андрея Первозванного в качестве подарка Черноморскому Флоту. По заказу Фонда для сохранения священной реликвии изготовлен ковчег, который находится в Севастопольском храме Архистратига Михаила. Этому способствовал командующий Флотом адмирал Александр Витко. После проведения мероприятий корабль продолжил выполнение задач в Средиземном море в составе соединения ВМФ России.

Современное вооружение

Российские корабли проекта 1155 были оснащены современным вооружением. Глубокая модернизация целесообразной не была, но до сих пор постепенно проводится дальнейшее совершенствование. Основным направлением модернизации является оснащение современным вооружением. Обновленные корабли способны прослужить еще более десяти лет после ремонта.

Сегодня в состав ВМФ входят восемь больших судов проекта 1155 и одно построенное по усовершенствованной программе 1155.1. Не считая последнего, корабли такого типа оснащены противолодочными комплексами и ЗРК без крылатых ракет, поражающих береговые и надводные цели.

Российско-турецкие отношения

Утром 13 декабря произошли очередные события, способствовавшие формированию сегодняшних российско-турецких отношений. Корабль Черноморского Флота «Сметливый», стоящий на якоре возле побережья острова Лемнос на расстоянии двенадцати был вынужден сделать предупредительный выстрел по направлению движения турецкого сейнера «Балик Гечицилер Чилик», чтобы избежать столкновения. Это событие усилило напряженность в межгосударственных отношениях, возникшее 24 ноября 2015 года после атаки нашего бомбардировщика Су-24 в Сирии.

Теоретически СКР имел возможность в течение десяти минут запустить газотурбинную установку и двинуться вперед. Но, по словам Минобороны, якорь был на дне в это время. Если при этом корабль находился в боевой готовности, то снять с якоря его можно было только в течение 15-20 минут. Наш СКР явно не имел возможности дать ход или сняться с якоря, чтобы столкновения не произошло. Сейнер на своей обычной скорости доплыл бы до противолодочного корабля всего за три минуты.

Предупредительный выстрел

Не имея никакой возможности уйти с курса турецкого судна самостоятельно, командиры корабля «Сметливый» предприняли попытку привлечь внимание. Подавались сообщения по радио, визуальное оповещение световым семафором, а также Сейнер не отзывался, несмотря на приложенные усилия экипажа СКР.

Избежать столкновения не удавалось. Сейнер не сходил со своего курса. В сложившейся ситуации командиры корабля приказали сделать предупредительный выстрел. В соответствии с приказом по направлению движения сейнера с шестисот метров несколько раз были произведены выстрелы автомата Калашникова и пулемета.

Турецкое судно резко изменило направление движения, а затем просто ушло с места происшествия. «Сметливый» доложил немедленно на борт флагмана «Москва». Крейсер ретранслировал сообщение в столицу РФ.

Возможные причины

После ознакомления со всей имеющейся информацией будет целесообразным поинтересоваться причинами, побудившими сейнер к таким рискованным действиям. Поскольку мотивация турецких рыбаков остается неизвестной, можно только строить предположения. Остается просто перечислить некоторые возможные причины. Одной из них может оказаться банальное отсутствие профессионализма членов экипажа рыболовецкого судна.

Возможно, причина кроется в стремлении турецкой стороны столкнуть сторожевой корабль «Сметливый» с сейнером. Это происшествие можно будет использовать в качестве повода перекрыть проливы для движения наших судов. Также не исключается возможность связи данного события с проведением турецкими спецслужбами своих операций. Дело в том, что рыболовецкий сейнер довольно часто был замечен возле военных причалов НАТО в средиземноморье.

Показания военных моряков свидетельствуют о том, что на борту турецкой лодки находилось много радиоэлектронного оборудования. Это не является нормальным для Также не исключено, что к усилению напряженности между Россией и Турцией приложила руку третья сторона. Пролить свет на реальные причины этого события можно будет только после проведения соответствующего расследования.

Не в первый раз

Российские корабли уже неоднократно становились участниками конфликтных ситуаций с турецкими судами. Так, в 1985 году 25 сентября Р325 под турецким флагом стал препятствовать маневрированию советского учебного судна 1 ранга «Хасан» во время прохода через Учебный корабль в итоге протаранил катер и разрезал его на две части. Носовая часть Р325 опрокинулась и 5 членов экипажа погибли. Местные власти задержали корабль «Хасан» до выяснения обстоятельств, вина командования турецкого катера была доказана очень быстро.

Однажды нашу подводную лодку на обратном пути похода чуть не протаранил буксир, умудрившийся выскочить на фарватер военных судов не в самое подходящее время. Причиной тому для капитана послужила необходимость отлучиться в гальюн, а его помощнику в этот момент как раз нужно было сходить за сигаретами. Стажер остался у штурвала. Курс ему указали, но не сказали, как долго нужно по нему идти. Стажер и шел точно по указанному направлению, пока чуть не протаранил борт субмарины.

Бывало и хуже

Если рассматривать историю Черноморского Флота, происшествие у Лемноса нельзя назвать чем-то неординарным. Случались события посерьезнее тех, в которых участвовал сторожевой корабль «Сметливый». Состояние членов экипажа и морально психологическая обстановка на борту после случившегося, естественно, в полном порядке.

Происшествие отнюдь не уникально. При этом не исключается, что корабль «Сметливый» мог бы быть утерян в результате очередной попытки Турции «ответить» России за препятствие поставок нефти с территории Сирии, захваченной террористами ИГИЛ. Данное происшествие только усугубит наши отношения. Трудно понять причины такого поведения турецкой стороны. Возможно, дальнейшее развитие событий прольет свет на многие вопросы.

Заключение

Противолодочный корабль «Сметливый» является последней действующей разработкой советского проекта 61. Конструкторы сделали все возможное, чтобы подготовить СКР к несению службы в современных условиях. Для этого на борту установлено новое вооружение. Постепенно проводится дальнейшая частичная модернизация сторожевого корабля с бортовым номером 810. Конструкторы не видят необходимости полной замены деталей. Многие устаревшие комплектующие нормально функционируют. Корабль оснащен современной радиоаппаратурой и прекрасно показывает себя, даже в сравнении с некоторыми новыми моделями фрегатов.

Сторожевой корабль «Сметливый» первоначально был построен на судостроительном заводе имени 61 коммунара, город Николаев, Украина, как большой противолодочный корабль проекта 61М (заводской № 1710). Закладка состоялась 15 июля 1966 года. 26 августа 1967 года был спущен на воду. 25 сентября 1969 года вступил в строй. 21 октября 1969 года введен в состав Черноморского флота.

Основные характеристики: Водоизмещение 4460 тонн. Длина 144 метра, ширина 15,8 метра, осадка 4,57 метра. Скорость полного хода 39 узлов. Дальность плавания 4000 миль при 20 узлах. Автономность плавания 10 суток (по запасам провизии). Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.

Силовая установка: 72000 л.с. (2х36000 л.с.), газотурбинная, 2 винта.

Вооружение до модернизации:

2х2 76-мм артустановки АК-726, 2х2 ЗРК «Волна» (16 ракет), 1х5 533-мм торпедный аппарат (5 торпед), 4 реактивных бомбомета РБУ-1000.

Вооружение после модернизации:

2х4 ПУ противокорабельных ракет Х-35 «Уран», 1х2 76-мм артустановка АК-726, 2х2 ЗРК «Волна» (16 ракет), 1х5 533-мм торпедный аппарат (5 торпед), 2 реактивных бомбомета РБУ-1000.

В 1970-х годах посетил с визитом Сирию, Югославию, Болгарию, в 1980 году – Тунис.

С 1990 по 1995 год находился на модернизации, в результате которой был модернизирован по новому проекту 01090.

Главной особенностью этой модернизации стало применение нового морского неакустического комплекса МНК-300, антенной которого служит буксируемый за кормой 300-метровый кабель, принимающий комплекс различных излучении и реагирующий на тепловой, радиационный и шумовой след субмарины противника.

Так же на месте двух РБУ-1000 установили 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет «Уран», демонтировали кормовую артиллерийскую башню и в кормовой оконечности надстроили помещение для МНК-300. Около ходовой рубки разместили системы постановок помех ПК-10 и ПК-16, а также несколько дополнительных РЛС и систем управления для ПКР.

В настоящий момент «Сметливый», бортовой номер 810, переклассифицирован в СКР, используется во всех боевых службах Черноморского флота.

В 2003 году в составе группы кораблей Черноморского флота участвовал в океанских военно-морских учениях в Индийском океане совместно с Тихоокеанским флотом и с ВМС Индии.

В 2006 году корабль прошёл плановый ремонт в Новороссийске на судоремонтном заводе.

В 2009 году корабль отметил свое сорокалетие.

В период 30 октября по 19 ноября.2011 корабль принимал участие в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2011» в Средиземном море.

С 01 апреля по 31 мая 2012 года нёс боевую службу в Средиземном море с заходом в порт Тартус (Сирия).

В октябре 2012 года нес боевую службу в Средиземном море.

С 08 по 10 ноября 2012 года принял участие в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2012» в Средиземном море.

12 сентября 2013 года вышел из Севастополя для выполнения задач в акватории Средиземного моря. С 05 по 09 ноября 2013 года принял участие в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2013» в Средиземном море. После этого продолжит выполнение задач в составе группировки ВМФ России в Средиземном море.

08 февраля 2014 года СКР вернулся в Севастополь после дальнего похода, в котором пробыл пять месяцев.

14 сентября 2015 года к сдаче элементов задачи К-2. 18 сентября и взял курс на Средиземное море. 22 сентября в греческий порт Патры где состоялась церемония передачи частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного. 05 октября в составе корабельных ударных групп по морским и воздушным целям из зенитных ракетных и артиллерийских комплексов. 13 декабря экипаж корабля, находившийся в 22 км от греческого острова Лемнос в северной части Эгейского моря, столкновение с турецким сейнером. 27 декабря вернулся в акваторию Черного моря. 28 декабря под командованием капитана 2 ранга Андрея Зайцева в Севастополь после выполнения задач в Средиземном море.

06 марта 2016 года корабль под командованием капитана 2 ранга Андрея Зайцева из Севастополя и взял курс на черноморские проливы, которые 07 марта. По сообщению от 25 октября в соответствии с планом боевой подготовки в морском полигоне в акватории Черного моря зенитную ракетную стрельбу по имитатору воздушной цели. 28 октября из Севастополя в Средиземное море, взяв курс на греческий порт Пирей, где примет участие в мероприятиях Года России в Греции, которые пройдут с 31 октября по 01 ноября в Афинах и Пирее. 02 октября, после завершения мероприятий делового захода, греческий порт Пирей. В соответствии с планом похода экипаж корабля продолжит выполнение задач в составе постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море. 06 марта 2017 года в Севастополь, завершив выполнение задач в Средиземном море. По сообщению от 20 мая в полигоне боевой подготовки плановое одиночное учение по отражению атаки средств воздушного нападения противника. По сообщению от 22 мая к выполнению задач планового перехода из Севастополя в Средиземное море. По сообщению от 23 мая в Средиземном море в отработке проведения конвойной операции. По сообщению от 27 мая ракетную стрельбу комплексом «Волна» по воздушной мишени. Позднее «Сметливый» совместно с фрегатами и поразил огнем корабельной артиллерии морскую цель. Также корабли отработали атаку условной подводной лодки с выполнением стрельб реактивными глубинными бомбами. 03 июня, завершив выполнение задач в Средиземном море, на Главную базу ЧФ - Севастополь.

По сообщению от 26 февраля 2018 года артиллерийские стрельбы в морских полигонах Чёрного моря. По сообщению от 21 апреля совершает плановый из Севастополя в Средиземное море. По сообщению от 22 августа выполнение задач в составе постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море и взял курс на Севастополь.

У нас самые красивые военные корабли. За это их и люблю, поэтому их и фотографирую. Их много, разных - различных классов и проектов. Но самый красивый, изящный, элегантный проект корабля для меня - это сторожевые корабли пр. 61, "поющие фрегаты". В свое время их построили ровно 20 единиц, и они были везде - на Балтике, на северах, на ТОФе, и разумеется в Севастополе. По состоянию на сейчас в строю остался один - СКР "Сметливый" Черноморского флота РФ. Последний из "поющих фрегатов". Уже история. Поэтому когда стало известно, что в рамках их похода в Средиземку корабль будет заходить в т.ч. и на Мальту (которая сама по себе колоритное и красивое место), особых раздумий на тему "ехать или не ехать" не было.

Все связанные с поездкой приключеньица описывать не буду (их с лихвой хватило бы на три раза), да и к "предмету съемки" большая их часть не относится. Самое главное, что за пятнадцать минут до захода корабля в гавань Валлетты я стоял на нужном месте.

2. Итак, 1 ноября 2013 г., где-то 07-15 утра по местному времени. Действие первое, Сметливый появляется на входе в Гранд-Харбор.

3. Проходит какой-то местный рыбацкий (?) катерок.

4. Буксиры пристраиваются по правому борту корабля. Уже хорошо - по крайней мере, не будут перекрывать собой корабль во время съемки.

5. Сметливый заходит вглубь бухты. На заднем плане - мемориальный колокол в память жертв обороны Мальты 1940-1943,

6. ... и прочие виды на Валлетту.

7.

8. Энергичный разворот,

9. и корабль швартуют к причальной стенке пассажирского порта.

10. Буквально через полчаса рядом отшвартовался здоровенный круизник, вот они вместе в одном кадре:)

11. Утром следующего дня, рассветные виды на Валлеттуу со "Сметливым"...

12. и на сам корабль покрупнее.

13. И вот такой еще ракурс.

14. А рано-рано утром 3 ноября, пополнив запасы, корабль покидал Мальту. Лайнер на фоне не на выход, а только что зашел, развернулся и ждет, когда ему освободят причал.

15. Виды на противоположный берег Гранд-Харбор - полуостров Сенги.

16. и Биргу (справа - форт Saint Angelo)

17. На мостике каждый занят своим делом:)

18. Швартовая команда.

19. Очень повезло с небом. 15 минут раньше - было бы не то, 15 минут позже - аналогично.

20. Прикрывающий вход в бухту форт Рикасоли

21. И уже сам выход из бухты.

22. Буксиры доворачивают корабль на выход.

23.

25. Крайний кадр. К своим причалам возвращаются буксиры и лоцманский катерок, а Сметливый идет дальше решать поставленные задачи.

Корабли проекта 01090 создавались для обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота и дальней и ближней морских зонах, патрулирования в заданных районах морей и океанов, обеспечения конвойных и десантных операций сил флота. Корабли проекта 61 стали этапными для отечественного ВМФ благодаря применению всережимной газотурбинной установки, управляемого ракетного вооружения и насыщенности кораблей радиоэлектронным оборудованием. При проведении модернизаций их боевые возможности значительно возросли и они стали универсальными кораблями. В течении трёх десятилетий они были «лицом» океанского ракетно-ядерного ВМФ СССР. «Сметливый» является последним действующим кораблём этого проекта в составе ВМФ РФ. Он является старейшим боевым кораблём в составе ВМФ РФ.
В составе флота с 1969 г.


Корабли проекта 1135 предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах морей и океанов. Этот проект стал основным типом сторожевого корабля ВМФ СССР. Корабли проекта отличаются великолепной мореходностью. «Ладный» является последним действующим кораблём этого проекта.
В составе флота с 1980 г.

Корабли проекта 1135М являются дальнейшим развитием проекта 1135. Они получили более мощное вооружение и новую ГАС. СКР предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней морской и океанской зоне, обеспечения ПЛО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах морей и океанов. Корабли проекта отличаются великолепной мореходностью. «Пытливый» является последним действующим кораблём этого проекта.
В составе флота с 1981 г.

Подводные лодки проекта 877В предназначены для уничтожения сил противника в дальней и ближней морских зонах, действий на коммуникациях, проведения минных постановок. Являются самыми совершенными неатомными ПЛ отечественного флота благодаря решению вопросов энерговооружённости, обеспечения скрытности на всех режимах работы ГЭУ, повышения эффективности вооружения и радиоэлектронного оборудования. «АЛРОСА» вместо гребного винта оборудована водомётным движителем, что делает её самой малошумной среди всех ПЛ проекта. В НАТО их называют «чёрная дыра» из-за малой шумности и низкого уровня акустического поля подлодок.
В составе флота с 1990 г.

Подводные лодки проекта 641Б являются дальнейшим развитием проекта 641. Они отличаются улучшенной мореходностью, более совершенными аккумуляторными батареями, новым радиоэлектронным оборудованием. Подводные лодки проекта 641Б предназначены для уничтожения сил противника в дальней и ближней морских зонах, действия на коммуникациях, проведения минных постановок и патрулирования в заданных районах. «Б-380» является последней действующей субмариной этого проекта.
В составе флота с 1983 г.
NB: В некоторых источниках указывается, что лодка получила название «Святой князь Георгий». С 2004 г. находится в ремонте в Севастополе, но в настоящее время все работы на ней приостановлены.

Десантные корабли проекта 1171 предназначены для проведения десантных операций на необорудованном побережье, перевозки войск с техникой, вооружением и различными грузами. БДК могут производить погрузку и выгрузку техники как с берега, так и с воды. Используются в качестве транспортов вооружения в дальней и ближней морских зонах.
«Николай Фильченков» (1975 годl, бортовой номер 152),
БДК-65 «Саратов» (1966 год, бортовой номер 150),
БДК-69 «Орск» (1968 год, бортовой номер 148).

Десантные корабли проекта 775-II являются дальнейшим развитием проекта 775. Корабли этого проекта предназначены для проведения десантных операций на необорудованном побережье, перевозки войск с техникой, вооружением и различными грузами. БДК могут производить погрузку и выгрузку техники как с берега, так и с воды. Используются в качестве транспорта в дальней и ближней морских зонах. Могут использоваться для постановки минных заграждений.
В составе Черноморского флота:
«Цезарь Куников» (1986 г., бортовой номер 158),
«Новочеркасск» (1987 г., бортовой номер 142),
«Ямал» (1988 г., бортовой номер 156).

Десантные корабли проекта 775-III является дальнейшим развитием проекта 775. Он получил новое вооружение и радиоэлектронное оборудование. Корабли этого проекта предназначены для проведения десантных операций на необорудованном побережье, перевозки войск с техникой, вооружением и различными грузами. БДК могут производить погрузку и выгрузку техники как с берега, так и с воды. Используются в качестве транспорта в дальней и ближней морских зонах. Могут использоваться для постановки минных заграждений.
В составе флота с 1990 г.

Ракетные корабли проекта 1239 уникальны по своей конструкции - они являются катамаранами из алюминиево-магниевого сплава с аэростатической воздушной разгрузкой (воздушной каверной). В качестве ГЭУ они получили дизель-газотурбинную установку в виде двух раздельных двигательно-движительных установок с шестью гребными винтами, что позволяет обеспечить широкий диапазон скоростей и режимов хода. Ракетные корабли имеют мощное ударное и оборонительное вооружение и совершенное радиоэлектронное оборудование. Их задача - уничтожение крупных надводных кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне. Они не имеют аналогов ни в одном флоте мира.
В составе Черноморского флота:
«Бора» (1991 г., бортовой номер 615),
«Самум» (2000 г., бортовой номер 616).