Если разрешительная молитва не прочитана. Разрешительная молитва. Когда читают разрешительную молитву

Требник на русском языке Адаменко Василий Иванович

Разрешительная молитва над запрещенным.

«Милосердный, Всеблагой и Человеколюбивый Господи! Ты, по Своим щедротам, послал в мир Своего Единородного Сына, чтобы Он разорвал запись наших грехов, расторг узы связанных грехами и возвестил освобождение пленным; Ты Сам, Владыка, по Своему милосердию, освободи щ Твоего раба (имя) от связывающих его уз и даруй ему во всякое время и на всяком месте безгрешно, с дерзновением приступать к Тебе, Величественному, и с чистой совестью просить у Тебя обильной милости. Ибо Ты Милостивый и Человеколюбивый Бог и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Глава 8. Молитва Любое ощущение – это молитва Вопрос: Если наша молитва не влияет на решения Творца, то выходит, мы сами не влияем на ход событий? Или все же каким-то образом влияем?Ответ: Любое ощущение человека, даже такое, которое он сам не ощущает, которое проскакивает

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

ЦЕРКОВНАЯ МОЛИТВА ИЛИ МОЛИТВА В ЦЕРКВИ В церкви хорошо молитесь и не замечаете, как служба идет. Се добре! Если можете, бывайте сколько можно чаще в церкви. Она - Дом Божий истинный,.. хоть сложена из кирпичей с известью. Сердце чует, что оно в Доме Отца, и сладко ему… Для

Из книги РЕДКИЕ МОЛИТВЫ о родных и близких, о мире в семье и успехе каждого дела автора Симон Преосвященный

МОЛИТВА БОЛЯЩЕГО МОЛИТВА БОЛЯЩЕГО (СОСТАВЛЕНА ПРЕПОДОБНЫМ ГАВРИИЛОМ СЕДМИЕЗЕРСКИМ) Пресвятая Богородице Дево, жива сущая и по смерти спасающая присно наследие Твое, услыши воздыхание души моей, призывающей Тебя на помощь!Сниди с небесе, прииди и коснися ума и сердца

Из книги Долгие проводы автора Никеева Людмила

23. Освобождает ли усопшего от грехов читаемая над ним разрешительная молитва? После Канона и пения стихир, завершающегося стихирой Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, над гробом почившего читается Евангелие, а затем священник произносит разрешительную молитву. Смысл ее

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

15. Готовясь к исповеди я свои грехи записал на бумаге. Разрешительная молитва была прочитана надо мной. т.е. что я там написал священник не знал. В таком случае за эти грехи надо исповедоваться еще раз или они уже прощены Господом? Вопрос: Готовясь к исповеди я свои грехи

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что такое умная молитва, сердечная молитва? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряВ аскетической литературе встречается деление молитвы на виды: устная, умственная и сердечная. Относится это деление, главным образом, к молитве Иисусовой.

Из книги Месса автора Люстиже Жан-Мари

Первая молитва: молитва всей Церкви Затем предстоятель обращается к народу: «Помолимся». По этому призыву всё собрание замирает и пребывает в молчании. Не должно быть в храме больше никакой суеты, всем надо сосредоточиться.Из этого можно извлечь один общий урок.

Из книги Может ли ещё молиться современный человек? автора Сурожский Митрополит Антоний

Молитва подвижника и молитва общины Каким образом соотносится частная молитва подвижника с молитвой общины?Какое значение имеет молитва общины для молитвы подвижника-затворника?С одной стороны, были подвижники и в древности и в более поздние времена, в частности –

Из книги Молитвенное приношение старца Софрония автора Сахаров Софроний

Разрешительная молитва ОТЧЕ НАШ НЕБЕСНЫЙ, Боже Вседержителю, хотяй всем человеком спастися и в разум истины Твоея приити, Тебе просим и Тебе молим, Господи: подаждь спасение рабом Твоим сим, и всю болезнь их утоли. Избави я от всякаго рабства греховнаго. Прости им

Из книги Служебник (цсл) автора

Молитва разрешительная от иерея над преставльшимся чадом чтомая Госпо?дь наш Иису?с Христо?с, Боже?ственною Свое?ю благода?тию, да?ром же и вла?стию, да?нною святы?м Его? ученико?м и Апо?столом, во е?же вяза?ти и реши?ти грехи? челове?ков (рек им: приими?те Ду?ха Свята?го, и?хже

Из книги Служебник (рус) автора

Молитва разрешительная, читающаяся священником над скончавшимся Господь наш Иисус Христос божественною Своею благодатию, даром и властью, связывать и разрешать грехи человеческие, которую Он дал святым Своим ученикам и Апостолам, когда сказал им: "Примите Духа Святого.

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Молитва при бракосочетании (молитва христианских супругов) Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении, сподобивый в Кане галилейстей честный показати брак Твоим пришествием, Сам ныне рабы Твоя (имена) яже благоволил еси сочетатися друг другу в мире и единомыслии

Из книги В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя автора

Молитва во время засухи (молитва Каллиста, Патриарха Константинопольского) Владыко Господи Боже наш, послушавый Илию Фесвитянина ревности ради к Тебе, и во время посылаемому земли дождю удержатися повелевуй, таже паки молитвою его дождь плодоносный ей даровавый: Сам,

Из книги Бог в помощь. Молитвы для жизни, здоровья и счастья автора Олейникова Таисия Степановна

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Молитва преподобных старцев и отцев Оптиной пустыни (молитва на каждый день) Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что даст мне сей день. Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей. Господи, на всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы

Из книги автора

746. При продолжении опасного недуга - о мужественном перенесении болезни. Конец постничества. Три вида молитвы: молитва деемая человеком, молитва находящая от Бога и молитвенный экстаз или восхищение За все благодарите Бога; и за нездоровье благодарите. Мне со стороны

Разрешительная молитва


После возглашения усопшему вечной памяти "архиерей, аще приключится тамо быти, или иерей чтет молитву прощальную велегласно". (Требник. Последование погребения мирских человек.)
"Господь Иисус Христос, Бог наш, Иже Божественныя заповеди святым Своим учеником и апостолом давый, во еже вязати (здесь: не прощать) и решити (и прощать) падших грехи, и от оных паки (от них вновь, опять) мы приемше вины (причину, повод) тоежде (то же) творити: да простит тебе, чадо духовное, аще что соделал еси в нынешнем веце, вольное или невольное, ныне и присно, и во веки веков. Аминь " .
Ныне вместо краткой прощальной молитвы обычно читается другая, пространная, печатаемая особо (на отдельном листе), она называется "разрешительной молитвой". (Начиная с 1950-х гг. в изданиях Московской Патриархии (также отдельным листом) эта молитва называется "разрешательной". - Ред.) Вот эта молитва :
"Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго; ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на Небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно (преемственно, друг за другом) пришедшею (благодатию), да сотворит чрез мене, смиреннаго, прощенно и сие по духу чадо (имярек) от всех, елика яко человек согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася (здесь: был запрещен, подлежал проклятию), но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся и от тех всех вины и юзы (от того, что связывает) да разрешит его [ю]; елика же за немощь (а все, что по немощи) естества забвению предаде, и та вся да простит ему [ей], человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол и всех святых. Аминь " .
Разрешительная молитва обычно читается священником и дается в правую руку усопшему не после отпуста отпевания, но во время отпевания, после чтения Евангелия и самой молитвы. Чтение ее сопровождается (по крайней мере, должно сопровождаться) тремя земными поклонами всех молящихся.
Если ныне разрешительная молитва читается над всеми умирающими в покаянии, то это, с одной стороны, потому, что всякий православный христианин имеет в ней нужду, а с другой стороны, дабы этого благодеяния (как замечает блаженный Августин о молитве за умерших) не был лишен никто из тех, к кому оно может относиться. Ибо лучше преподать его и тем, которым оно ни пользует, ни вредит, нежели отнять у тех, коим оно полезно.
Обычай нашей Православной Церкви давать разрешительную молитву в руки умершему, получил начало при святом Феодосии Печерском. В княжение Ярослава I пришел в Русскую землю из земли Варяжской некто Симон. Впоследствии он принял православную веру и отличался благочестием и особой любовью к святому Феодосию.
Однажды Симон просил святого Феодосия молиться о нем и о сыне его Георгии. Преподобный отвечал благочестивому Симону, что молится не только о нем, но и обо всех, любящих обитель Печерскую. Но Симон не переставал просить святого Феодосия о том, чтобы он молился о нем и о сыне его Георгии, говоря святому Феодосию: "Отче! Не изыду тощь (здесь: без ответа) от тебе, аще написанием не известиши ми".
Тогда преподобный Феодосий написал Симону разрешительную молитву такого содержания:
"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и святых сил Безплотных... да будеши прощен в сем веце и будущем, егда приидет Праведный Судия судити живым и мертвым". "Юже молитву, - замечается в Патерике Печерском, - оттоле начаша влагати умершим в руце, якоже первый Симон вложити себе повеле " (Печерский патерик, с. 68 - 78).
Из Лавры Печерской обычай давать разрешительную молитву умершим легко мог распространиться по всей земле Русской, если вспомним, что монастырь Печерский пользовался большим авторитетом в Русской земле и в Церкви. Из смиренных келлий Киево-Печерской обители выходили святители Русской Церкви, переносившие в свои епархии священные обычаи своей духовной воспитательницы.
Нельзя не упомянуть здесь об одном чрезвычайном случае, очень много содействовавшем распространению и утверждению обычая давать разрешительную молитву в руки умершему. Случай этот был следующий.
Когда отпевали святого благоверного князя Александра Невского и уже приблизилось время вкладывать в его руки разрешительную молитву, тогда умерший, как говорит летопись, сам простер свою руку для принятия ее (Софийский временник. Т.1, с. 273.) Такое необыкновенное событие не могло не произвести сильного впечатления на всех, кто или сам был очевидцем чуда, или слышал о нем от других.
Примечание. Над костями, вырытыми из могилы и затем снова погребенными, не повторяется чин отпевания. Чин отпевания умерших приспособлен ко времени недавно наступившей смерти. (Обычно отпевание совершается на третий день после смерти. - Ред.) В молитвословиях чина погребения родственники и знаемые приглашаются для отдания последнего целования тому, кто вчерашний день беседовал с нами и находился еще среди живых и кто потому просит молитв родных своих и знаемых. При погребении вырытого из могилы тела обычно совершается лишь панихида. Если же иногда совершался дважды чин погребения над одним и тем же лицом, то это бывало над умершим, но еще не преданным земле, и притом в особых обстоятельствах. Так, например, святитель Ростовский Димитрий скончался в Ростове 28 октября 1709 года и был отпет на третий день, но тело оставалось непогребенным до прибытия друга его, Стефана Яворского, Митрополита Рязанского, который вторично отпел его 25 декабря и предал его земле. Два друга договорились между собой о том, что в случае смерти одного из них, оставшийся в живых должен будет похоронить усопшего (Древние святыни Ростова Великого. Сочинение графа М. Толстого. М., 1860, с. 53).

Разрешительная молитва – это молитва очищения, которую читает священник над человеком позже совершения определенного ритуала. Считается, что вследствие ей человек может избавиться от «нечистоты» и тем самым приблизиться к Господу.

Мы узнаем, в каких случаях произносятся «очищающие словесные формулы», и для чего это делается.

Когда читается разрешительная молитва?

По сути, «формула» очищения – это отпущение Блогом посредством священнослужителя человеческих проступков. Впрочем произносится она только в том случае, если христианин подлинно понял свои ошибки и возненавидел проступок, тот, что сам же и совершил. Когда же читают разрешительную молитву?

В православии по дюже старинной обычии помилование проступков с применение очищения происходит только в 3 случаях:

  • после родов;
  • после исповеди;
  • при отпевании.

В последнем варианте умершему позже совершения обряда в руку вкладывают листочек с самой «формулой» либо подорожной, как это принято называть в церковном кругу.

Молитвы при погребении

Вся служба погребения состоит из множества песнопений, которые произносятся священнослужителем на протяжении каждого безрадостного мероприятия. В текстах абстрактно изображается человеческая участь, начиная от упоминаний о первородном проступке, тот, что был совершен нашими праотцами Адамом и Евой, и, заканчивая заповедями о том, что человек просто возвращается в прах, из которого и был взят.

Интересно, что напутственная молитва над умершим может читаться только в том случае, если он вел желательный Господу образ жизни.

К знакам такой жизни дозволено отнести:

  • ведение духовной жизни;
  • периодическое исповедование в церкви;
  • регулярное причащение.

После того как триумфальная, но не дюже счастливая прецессия, окажется на кладбище, и священнослужитель прочтет энное число выдержек из Евангелия, начнется обряд очищения с произнесением разрешительной молитвы на праздничном отпевании.

Благодаря освободительным словам священника, умершему прощаются его прегрешения, и он в каком-то смысле освобождается от тягот и бренности этого мира, если, безусловно, при жизни многократно раскаивался перед Господом позже совершения неблагочестивых дел. Как теснее говорилось выше, позже этого в руку покойника вкладывается листочек с текстом разрешительной молитвы. Тогда, вступая в загробную жизнь, человек примиряется с Господом.

Когда «формулу» очищения не читают?

Это происходит только в том случае, если священнослужитель отказывается отпевать покойного, что допустимо в таких обстановках:

  • Дни Пасхи и Рождества православными священниками считаются «нерабочими», следственно умершего не вносят в храм и не отпевают, даже если он при жизни был дюже набожным человеком;
  • Если перед гибелью в своем завещании человек умоляет не делать над ним обряда;
  • Суицидентов священнослужитель на похоронах также не уважит. Но если выяснится, что умерший имел психические расстройства, дозволено попытать блаженство в некой комиссии – епархиальном управлении, где чисто теоретически могут выдать разрешение на отпевание.

Таинство покаяния

Покаяние либо исповедь – обряд, при котором человек перед священником сознается в совершении проступков. В процессе одностороннего монолога, со стороны раскаивающегося, безусловно же, священнослужитель прощает ему все прегрешения, вследствие чему незримо он механически получает помилование у самого Иисуса Христа.

По сути, процесс исповедования – дюже нелегкий сердечный труд, тот, что принуждает человека обнажить свою душу перед «слугой Господним», т.е. священнослужителем.

Как происходи покаяние?

  • Священник произносит определенные молитвы, побуждая христианина «чистосердечно» сознаться в содеянных проступках;
  • Затем человек, стоя пред аналоем, на котором лежит Евангелие, как перед Господом озвучивает все свои проступки;
  • После исповеди священник покрывает голову раскаявшегося расшитой тканой лентой – епитрахилью;
  • Далее произносится разрешительная молитва на таинстве исповеди, вследствие которой священнослужитель именем Христа освобождает христианина от проступков.

Раскаяние в проступках перед человеком содействует очищению души христианина, за счет чего происходит его примирение с Господом.

Разрешительная молитва для матери

Самое увлекательное, что Русская православная церковь доктринально не имеет права полагать какую-нибудь физическую нечистоту, о чем многократно упоминается в Новом Завете, в частности, в Деяниях в гл. 10 и в Евангелие от Марка в гл. 7. Таким образом, человек может оскверниться только сердечно, но на практике дело обстоит напротив. Ритуальная физическая нечистота христианина препятствует связи с священным.

Возможно, нелюбовь к женщине обусловлена поведением Евы, которая все-таки «впарила» Адаму запретное яблоко.

Ведь на самом деле физически нечистыми в православии могут быть только женщины:

  • «Циклическая» нечистота. Скептические дни дозволено считать прямым показанием к тому, дабы не допустить женщину в церковь. В данный период она не имеет права прикасаться к какой-нибудь священной атрибутике либо же причащаться. Исключение делается только для тех, кто на момент менструаций находится на бренном одре;
  • Родовая нечистота. Новоиспеченные матери еще на протяжении 40 дней позже рождения ребенка считаются нечистыми, следственно обязаны воздержаться от походов в церковь. Как и в предыдущем варианте, она не имеет право причащаться и прикасаться к священным предметам.

Откуда, вообще, взялось представление нечистоты, при котором должна произноситься разрешительная молитва для матери?

Данная доктрина была позаимствована православием еще из иудаизма, а если быть, вернее, из предписаний книги Левит. Именно в ней говорится о том, что женщина является нечистой в период менструаций, а также на протяжении 40 дней позже того, как исторгнет чадо из своего лона.

О том, что к женщине относятся с предубеждением, свидетельствует и тот факт, что при рождении мальчугана она нечиста на протяжении 40 дней, при рождении девчонки – все 80. Судя по каждому, красивая половина общества столкнулась с сходственной дискриминацией только из-за первородного проступка, идеального Всевышний знает когда Евой.

С иной стороны, в иудаизме и христианстве рождение ребенка должно считаться благом. Апеллировать в данном случае дозволено к первому Посланию к Тимофею гл. 2, где говорится о том, что «жена спасется чадородием». Реально данный момент опускается и в современных православных представлениях деторождение отождествляется с осквернением. Именно следственно священнослужитель должен прочесть разрешительную особую молитву позже родов, дабы женщина по истечении 40 либо 80 дней могла возвратиться в церковь.

Разрешительная молитва – оригинальный метод очищения человеческой души, вследствие которому христианин может приблизиться к Господу. Невзирая на определенный свод ограничительных законов, установленных каноническими правилами, «формула» очищения разрешает человеку избавиться от тягот собственных проступков.

Все о религии и вере - "молитва разрешительная от иерея над преставльшимся" с подробным описанием и фотографиями.

Читать онлайн “Текст Требника на церковнославянском языке” – RuLit – Страница 47

Архиерей же или начальствуяй иерей сам глаголет трижды сие:

Ве́чная твоя́ па́мять, достоблаже́нне и приснопа́мятне бра́те наш. (Трижды).

Или диакон возглашает: Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ [или усо́пшей рабе́ Твое́й] имярек, и сотвори́ ему́ [или ей] ве́чную па́мять.

Таже певцы поют трижды: Ве́чная па́мять.

Абие же архиерей, аще приключится тамо быти, или иерей чтет молитву прощальную велегласно:

Госпо́дь Иису́с Христо́с Бог наш, и́же Боже́ственная за́поведи свя́тым Свои́м ученико́м и Апо́столом да́вый, во е́же вяза́ти и реши́ти па́дших грехи́, и от о́ных па́ки мы прие́мше вины́ то́йже твори́ти; да прости́т тебе́, ча́до духо́вное, а́ще что соде́лал [или соде́лала] еси́ в ны́нешнем ве́це во́льное или́ нево́льное, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

И тако вземше мощи отходим ко гробу последующим всем людем, предыдущим же священником, и поющим:

Святы́й Бо́же: Пресвята́я Тро́ице: О́тче на́ш: и прочая.

И полагаются мощи во гроб; архиерей же, или священник, взем персть лопатою, крестовидно мещет верху мощей, глаголя:

Госпо́дня земля́ и исполне́ние ея́, вселе́нная и вси живу́щии на ней.

И посем наливает верху елей от кандила, или сыплют пепел от кадильницы, и тако покрывают яко обычно гроб, приглаголемым тропарем: Со ду́хи пра́ведных: и прочим всем. Зри выше.

Молитва разрешительная от иерея над преставльшимся чадом чтомая.

Госпо́дь наш Иису́с Христо́с, Боже́ственною Свое́ю благода́тию, да́ром же и вла́стию, да́нною святы́м Его́ ученико́м и Апо́столом, во е́же вяза́ти и реши́ти грехи́ челове́ков (рек им: приими́те Ду́ха Свята́го, и́хже отпустите́ грехи́, отпу́стятся им; и́хже удержите́, удержа́тся; и ели́ка а́ще свя́жете и разрешите́ на земли́, бу́дут свя́зана и разреше́на и на Небеси́); от о́нех же и на ны друг другоприима́тельно прише́дшею, да сотвори́т чрез мене́, смире́ннаго, проще́но и сие́ по ду́ху ча́до (имярек) от всех, ели́ка я́ко челове́к согреши́ Бо́гу сло́вом или́ де́лом, или́ мы́слию, и все́ми свои́ми чу́вствы, во́лею или́ нево́лею, ве́дением или́ неве́дением; а́ще же под кля́твою или́ отлуче́нием архиере́йским или иере́йским бысть, или а́ще кля́тву отца́ своего́ или́ ма́тере своея́ наведе́ на ся, или́ своему́ прокля́тию подпаде́, или́ кля́тву преступи́, или́ ины́ми не́киими грехи́ я́ко челове́к связа́ся, но о всех сих се́рдцем сокруше́нным пока́яся, и от тех всех вины́ и ю́зы да разреши́т его́ [или ю́]; ели́ка же за не́мощь естества́ забве́нию предаде́, и та вся да прости́т ему́ [или ей], человеколю́бия ра́ди Своего́, моли́твами Пресвяты́я и Преблагослове́нныя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, святы́х сла́вных и всехва́льных Апо́стол, и всех святы́х, ами́нь.

Последование отпевания усопших в Пасхальную седмицу

Ведати подобает, яко аще кто преставится на святую Пасху, или в который–либо день Светлыя недели до недели Фомины, мало что от обычнаго усопших пения поется, величества ради и чести веселаго праздника Воскресения: веселия бо и радости, а не сетования есть праздник, и яко вси о Христе воскресшем в надежде воскресения и жизни вечныя умирающии, Христовым воскресением от печальных мiра сего на веселая и радостная преставляются, воскресным пением над усопшим церковь возвещает.

Пришед убо священник с клирики своими в дом, в немже умершаго тело лежит, взем на ся епитрахиль и фелонь, и покадив мощи, обычно начинает:

Диакон: Благослови́, влады́ко.

Священник: Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Клир же поет: Ами́нь. Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. [Трижды на глас 5].

Таже священник глаголет обычныя стихи:

Первый стих: Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, / и да бежа́т от Лица́ Его́ ненави́дящии Его́.

И на кийждо стих мы поем тропарь: Христо́с воскре́се: весь по единожды.

Вторый стих: Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут, / я́ко та́ет воск от лица́ огня́. Христо́с воскре́се: единожды.

Третий стих: Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, / а пра́ведницы да возвеселя́тся. Христо́с воскре́се: единожды.

Четвертый стих: Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, / возра́дуемся и возвесели́мся в онь. Христо́с воскре́се: единожды.

Что такое разрешительная молитва? В каких случаях она необходима?

Молитва очищения, читаемая священнослужителем над человеком после того, как совершен какой-либо обряд, называется разрешительной. Считается в православной вере, что разрешительная молитва очищает человеческую душу, снимает тяготу собственных грехов, избавляет от «нечистоты». Что значит «нечистота» в церковном понятии, разъясним ниже.

Когда читают разрешительную молитву?

Бог, посредством священника, отпускает человеческие грехи через «формулу» очищения. Этой «формулой» и является разрешительная молитва. Произносить ее следует только в тех случаях, когда верующий христианин действительно осознал свои совершенные грехи, ошибки и возненавидел их. Только в том случае человек не может раскаяться, если молитва эта читается при отпевании. Так когда же читается разрешительная молитва?

В православной церкви есть всего три случая, когда прощение грехов происходит с использованием разрешительной молитвы:

Разрешительная молитва на отпевании

Каждый, кто считает себя христианином, должен исполнить свой религиозный долг и проводить своих близких и родных в последний путь достойно. О прощении грехов умерших церковь молится не только на заупокойных службах, панихидах. При отправлении человека в вечность священнослужитель совершает обряд отпевания, затем происходит погребение.

В конце отпевания священником прочитывается разрешительная молитва. Текст ее пишется на листе, который обязательно должен включаться в любой погребальный набор. После того как молитва прочтена, ее нужно вложить усопшему в правую руку.

В тексте такой молитвы прошения от всех молящихся и от лица священника о прощении умершему грехов его. Этим выражается надежда на то, что Господь освободит, простит человека от земных грехов и примет умершего в рай. Кроме этого, в молитве просится избавить усопшего от различных проклятий, которые могли быть наложены на него недоброжелателями в жизни.

Таким образом, при обряде отпевания разрешительная молитва является очень важной его составляющей. Священники называют это молитвословие главным для отошедшего в мир иной. В церкви также разрешительная молитва называется «подорожной».

Беременность и роды

В современном мире, как и прежде, к беременной женщине относятся с трепетом и любовью. Защищают ее, стремятся не вступать в конфликты, уступают во всем. Но вот для храма и религии женщина, ждущая чадо свое, и молодая мамочка – это запрет. Чтобы посетить церковь, обязательно читается очистительная или разрешительная молитва матери после родов, проводится определенный ритуал. Удивлены? Но это так. Даже при крещении своего младенца, прежде чем пойти в храм, женщина проходит подобный обряд. Молодые христианки, которые чтут законы церкви, должны не только воспользоваться разрешительной молитвой, но также совершить обряд, который в современности зачастую содержит различные ошибки. Чтобы их избежать, обратитесь к батюшке, он разъяснит, что нужно сделать женщине после родов и что – перед крещением малыша.

Нечистота женщины

В соответствии с Новым Заветом, человек может оскверниться только душой, он не может иметь физическую нечистоту. Но, к сожалению, это касается мужчин. Женщина в православии подвержена ритуальной физической нечистоте. Благодарить нужно за это прародительницу нашу Еву, которая таки поддалась змею-искусителю, а потом «впарила» запретное яблоко Адаму.

  • Нечистота «циклическая». В критические дни женщина не допускается в церковь. В это время ей запрещено прикасаться к святым иконам и причащаться. Как исключение позволяется это тем, кто во время таких дней лежит на смертном одре.
  • Родовая нечистота. В течение сорока дней после разрешения от бремени (то есть после родов) женщины считаются нечистыми. От походов в церковь они должны воздерживаться. Как и при первом случае, им также запрещено причащаться и касаться священных предметов.

Откуда в христианстве вообще возникло понятие нечистоты, когда необходима к прочтению разрешительная молитва после родов?

Концепцию этого православие позаимствовало еще из иудаизма. В книге Левит поясняется, что в период менструации женщина нечиста, а также в течение 40 дней после того, как разродится. О предубеждениях к женщине в этом вопросе свидетельствует и то, что после рождения мальчика женщина нечиста 40 дней, а если родилась девочка – все 80. Из-за первородного греха Евы преследует в христианстве женщин такая дискриминация.

Законы посещения храма

Большинство молодых женщин не может смириться и понять, почему же запрещено входить в храм «нечистыми», а также с младенцем после родов. На это существуют свои религиозные законы и причины, которые истинные христианки должны соблюдать. Запреты идут в следующей последовательности:

  • Во-первых, женщина после родов с кровянистыми выделениями относится к нечистой. В этот момент организм ее и она сама очищаются от последствия грязи сексуальных контактов, так считает Библия.
  • Во-вторых, великий закон – в церкви грех проливать кровь в любом виде. Ранее не имелось современных средств гигиены, и на посещения храма появился запрет.
  • В-третьих, на здоровье мамы и ее малыша может негативно сказаться скопление людей в церкви. Особенно это касается эпидемиологических периодов.

Как видно из вышесказанного, не только религиозные причины запрещают посещать церковь в такие дни. Лучше прислушаться к советам, чтобы избежать проблем.

Разрешительная молитва на исповеди

Таинство покаяния – церковный ритуал, при котором перед священником человек признается в своих грехах и просит ему их отпустить. После одностороннего монолога кающегося священник прощает все прегрешения, происходит незримое прощение от Бога. По своей сути исповедование – это тяжелый душевный труд. Человек обнажает душу свою перед священником – «слугой Господа». Как проходит покаяние?

  • Священником произносятся определенные молитвы, которые побуждают кающегося чистосердечно признаться в грехах.
  • Человек, встав на колени пред аналоем, где лежит Евангелие, озвучивает свои грехи как перед Господом.
  • По окончании исповеди голову раскаявшегося священник покрывает епитрахилью (расшитой тканью).
  • Читается разрешительная молитва таинства исповеди, благодаря которой священник именем Христовым освобождает раскаявшегося от грехов его.

Раскаяние в грехах способствует тому, что душа человека очищается, за счет этого происходит сближение и примирение с Господом.

Молитва разрешительная от иерея над преставльшимся

Переводы Богослужебных книг

Мл7тва разрэшaтельнаz,

t їерeа над8 престaвльшимсz чт0маz.

Г Dь нaшъ ї>съ хrт0съ б9eственною своeю бlгодaтію, дaромъ же и3 влaстію, дaнною ст7ы6мъ є3гw2 ў§нкHмъ и3 ґпcлwмъ, во є4же вzзaти и3 рэши1ти грэхи2 человёкwвъ [рeкъ и5мъ: пріими1те д¦а с™aго, и5хже tтпуститE грехи2, tтпyстzтсz и5мъ: и4хже ўдержитE, ўдержaтсz: и3 є3ли6ка а4ще свsжете и3 разрэшитE на земли2, бyдутъ св‰зана и3 разрэшє1на и3 на нб7си2.] t џнэхъ же и3 на ны2 дрyгъ дрyгопріимaтельнw пришeдшею, да сотвори1тъ чрез8 менE, смирeннагw, прощeнно и3 сіE по дyху чaдо и4м>къ t всёхъ, є3ли3ка ћкw человёкъ согрэши2 бGу сл0вомъ и3ли2 дёломъ, и3ли2 мhслію, и3 всёми свои1ми чyвствы, в0лею и3ли2 нев0лею, вёдэніемъ и3ли2 невёдэніемъ. А$ще же под8 клsтвою и3ли2 tлучeніемъ ґрхіерeйскимъ и3ли2 їерeйскимъ бhсть, и3ли2 а4ще клsтву nтцA своегw2 и3ли2 мaтере своеS наведE на сS, и3ли2 своемY проклsтію подпадE, и3ли2 клsтву преступи2, и3ли2 и3нhми нёкіими грэхи2 ћкw человёкъ свzзaсz: но њ всёхъ си1хъ сeрдцемъ сокрушeннымъ покazсz, и3 t тёхъ всёхъ вины6 и3 ю4зы да разрэши1тъ є3го2 [ю5]: є3ли6ка же за нeмощь є3стествA забвeнію предадE, и3 т† вс‰ да прости1тъ є3мY [є4й], чlвэколю1біz рaди своегw2, мlтвами прес™hљ и3 преблагословeнныz вLчцы нaшеz бцdы и3 приснодв7ы мRjи, с™hхъ слaвныхъ и3 всехвaльныхъ ґпcлъ, и3 всёхъ с™hхъ, ґми1нь.

(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).

При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

Служебник (цсл)

Буди имя Господне благословено: трижды.

Слава, и ныне, псалом 33: Благословлю Господа:

Господи Боже наш, введый нас во всечестныя дни сия, и общники нас сотворив страшных Твоих Таин, совокупи нас словесному Твоему стаду и наследники покажи Царствия Твоего, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Священник же исходит, и став на обычном месте, раздает антидор.

По скончании же псалма и раздаянии антидора, глаголет:

Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, (и прочая по дни: и святаго имярек, егоже есть храм, и егоже есть день), иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, Папы Римскаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.

Сице же творит отпуст до Страстныя седмицы: во Страстную бо седмицу свой отпуст глаголется. По отпусте же, молитвы благодарныя.

Ныне отпущаеши: Трисвятое. По Отче наш:

Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, славне Григорие, / и Того силою укрепляемь, евангельски шествовати изволил еси. / Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне: / Егоже моли, да спасет души наша.

Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, / иноков чреды, отче Григорие, / ко ограде небесней наставляя, / и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его: / ныне же с ними радуешися, / и ликуеши в небесных кровех.

Предстательство христиан непостыдное, / ходатайство ко Творцу непреложное, / не презри грешных молений гласы, / но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: / ускори на молитву и потщися на умоление, / предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Конец Божественныя Литургии Преждеосвященных.

Чин литии о усопших

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш:

Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне: Приидите, поклонимся: трижды.

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится. Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися, оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоей тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое; Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою; на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его, с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его, долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое.

Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды.

И абие поют тропари сия. Глас 4:

Со духи праведных скончавшихся, / души раб Твоих, Спасе, упокой, / сохраняя их во блаженной жизни, / яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, / идеже вси святии Твои упокоеваются, / упокой и души раб Твоих, / яко Един еси Человеколюбец.

Слава: Ты еси Бог сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, / Сам и души раб Твоих упокой.

И ныне: Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, / моли спастися душам их.

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих [имярек], и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному.

Лик: Господи, помилуй, трижды.

Яко да Господь Бог учинит души их идеже праведнии упокояются.

Лик: Господи, помилуй, трижды.

Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их, у Христа, безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим.

Лик: Подай, Господи.

Священник: Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Священник глаголет молитву сию:

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот мiру Твоему даровавый: Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих [имярек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом, или делом, или помышлением, яко благий человеколюбец Бог, прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо Един кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина.

Возглас: Яко Ты еси воскресение и живот, и покой усопших рабов Твоих [имярек], Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Лик: Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.

Живыми и мертвыми обладаяй, воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, души от нас преставльшихся рабов Своих [имярек], в селениих праведных учинит, в недрех Авраама упокоит и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.

И по отпусте иерей возглашает:

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим [имярек], и сотвори им вечную память.

Певцы поют: Вечная память, трижды.

Молитва разрешительная от иерея над преставльшимся чадом чтомая

Господь наш Иисус Христос, Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и Апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков (рек им: приимите Духа Святаго, ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на Небеси); от онех же и на ны друг другоприимательно пришедшею, да сотворит чрез мене, смиреннаго, прощено и сие по духу чадо (имярек) от всех, елика яко человек согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением; аще же под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася, но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся, и от тех всех вины и юзы да разрешит его [или ю]; елика же за немощь естества забвению предаде, и та вся да простит ему [или ей], человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных Апостол, и всех святых, аминь.

Молитва над кутиею (коливом) в память усопших

Господи Боже наш, упование всех призывающих Тя и почитающих имя Твое Пресвятое, иже в память почившаго раба Твоего (имярек) во святей церкви Твоей предложенное коливо и приношения сия благослови. И егоже ради сия принесенна суть, во стране живых всели, ослабление тому и согрешением прощение подаждь. Ей, Владыко, человеческую немощь сведый, не вниди в суд с рабом Твоим, иже с верою и надеждею к Тебе пресельшемуся. Даждь нам творити во святыни заповеди Твоя и поминати всех от века Тебе преставльшихся в надежди воскресения и жизни вечныя. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой усопших рабов Твоих, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва во еже благословити брашна мяса, во Святую и Великую неделю Пасхи

Творит иерей: Благословен Бог наш: Христос воскресе: трижды. Таже: Господу помолимся. Господи помилуй.

Призри Господи Иисусе Христе Боже наш, на брашна мяс, и освяти я, якоже освятил еси овна, егоже Тебе приведе верный Авраам, и агнца, егоже Тебе Авель во всеплодие принесе: подобне и тельца упитаннаго, егоже жрети повелел еси сынови Твоему заблуждшему, и паки к Тебе возвращшемуся: да якоже той сподобися Твоея благости насладитися, сице и освященных от Тебе, и благословенных насладимся в пищу всех нас.

Ты бо еси истинная пища, и податель благих, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва во еже благословити сыр и яица во Святую и Великую неделю Пасхи

Господу помолимся. Господи помилуй.

Владыко Господи Боже наш, зиждителю и содетелю всех, благослови млеко огустевшее, с нимже и яица, и нас соблюди во благости Твоей, яко да причащающеся их, Твоих независтно подательных даров исполнимся, и неизглаголанныя Твоея благости.

Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

После Канона и пения стихир, завершающегося стихирой Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, над гробом почившего читается Евангелие, а затем священник произносит разрешительную молитву. Смысл ее - в том, что ею священник разрешает усопшего от бывших на нем запрещений и епитимий за те грехи, в которых он раскаялся в Таинстве покаяния, или забыты, либо не осознаны. Однако эта молитва не разрешает от тех грехов, в которых покойный не каялся или которые были им сознательно утаены, поэтому ее действие нельзя сравнивать с разрешительной молитвой священника на исповеди.

Священник берет с аналоя заранее приготовленный текст молитвы. Читает её. Сворачивает листок с молитвой и вкладывает его в правую руку усопшего. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся и которые при покаянии он не мог вспомнить, и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Собственно, на этом чин отпевания завершается.

Молитва очень древняя, взята из текста литургической службы апостола Иакова . Но обычай для христианской истории достаточно поздний, возникший на Руси в XI веке. Его появление и включение в церковный обиход настолько вписаны в русскую историю, что об этом стоит рассказать подробно.

…К великому князю киевскому Ярославу Мудрому явился из Варяжской земли на службу молодой человек по имени Шимон. И привел ещё «три тысячи своих людей». Это и по нынешним временам много. Допустим, что «тысяча» в летописном тексте не число, а обозначает (такое бывает), что Шимон привел три отряда, три отборные, пусть и не тысячные, дружины. Тоже немало. Особенно если учесть, что это сделал сын варяжского конунга (военного вождя), выгнанный после смерти отца со своей земли родным дядей.

Этот шведский Гамлет, не ставший затевать очередную смуту-свару на родной земле, на Руси сам и потомки его были в большом доверии у великих князей — служили наставниками-воспитателями княжичей, а когда те вырастали, становились их доверенными лицами в делах военных и судебных, управляли отдельными землями, городами. Боярские роды Воронцовых, Вельяминовых, Сабуровых, Аксаковых и другие восходят к Шимону. Но почему именно сказанием о Шимоне начинается «Киево-Печерский патерик «, то есть история Киево-Печерской лавры, её подвижников?

Да потому, что Шимону в моменты смертельной опасности дважды являлась в видении церковь дивная каменная и понял он, что этот храм будет построен в только зачинавшейся тогда Печерской обители, и принес он преподобному Антонию драгоценный вклад — золотой венец и золотой пояс, снятый им со статуи Христа у себя на родине. И пояс тот стал мерилом, по которому высчитывались пропорции будущего храма, соборной Успенской церкви. И после Шимон большие вклады делал в обитель.

Годы спустя пришел Шимон, переиначенный на Руси в Симона, к игумену Печерской обители преподобному Феодосию, наставнику и другу. И попросил: сделай мне, отче, дар. «Ты же ведаешь, чадо, — отвечал искренне и предусмотрительно Феодосий, — ведаешь убожество наше. Иногда в избытке и хлеба не имеем на день, иного же не знаю, что и имею». Симон объяснил, что имеет Феодосий: благодать от Бога. И просил одного — обещания, что душа Феодосия будет благословлять Симона и близких его при жизни и после смерти. Преподобный Феодосий отвечал ему разно — что не ведает пока, доходит ли до Бога молитва его, ещё не свершил он задуманных святых дел на земле, а молится о тех, кто любит «сие место святое» — Печерский монастырь, и так, без просьб и обещаний.

Но все-таки Симон настоял не только на словесном обещании Феодосия молиться о нем на земле и на небесах, но и умолил «написанием» то подтвердить. Так явилась первая «отпустительная грамота» — «разрешительная молитва». «И с тех пор утвердилось таковое написание влагать умершим в руку, прежде же никто не сотворял того на Руси», — сказано в «Киево-Печерском патерике».

Трудно сказать, когда именно и как стал тот частный случай непременным обычаем в русском православном обряде отпевания. Совершенно точно, что к началу XIII века так оно уже было, когда писался «Патерик». И вот как завершается «Житие Александра Невского «, составленное его современником, — речь идет о смерти князя в 1263 году: «Когда святое тело его уже было положено в раку (гроб), тогда эконом Севастьян и митрополит Кирилл захотели разжать ему руку, чтобы вложить в неё духовную грамоту. А он, будто живой, протянул руку и взял грамоту из руки митрополита. И их охватил ужас, и они едва сумели отступить от раки. Об этом все слышали от господина митрополита Кирилла и от его эконома Севастьяна. Кто не подивится этому, ибо тело было бездушным и везено было из дальнего города в зимнее время. Так вот прославил Бог угодника своего».

Само действие по вложению в руку усопшего грамоты с молитвой никак не объясняется, то есть уже было обыкновенным. Чудо — в руке, протянутой навстречу «разрешительной молитве».

Сообщается в «Житии» и другое: перед смертью князь Александр принял иноческий постриг, а затем и больший монашеский чин — схиму. Пострижение перед смертью — если такое успевалось сделать — стало обыкновением у русских князей. Традиция эта византийская, давняя, но на Руси воспринятая всего лет за сто до кончины Александра Невского. Сначала как частный случай и даже в своем роде исключительный: черниговский князь Святослав Давыдович оставил жизнь светскую и семейную — постригся в монахи Киево-Печерской обители.

Около сорока лет он вел жизнь смиренного послушника, выполнял самые утомительные работы, питался скудно. Средства, которые имел, вступая в монастырь, и потом получал от родственников и почитателей, отдавал на строительство Печерских храмов, на приобретение книг для монастырской библиотеки, на милостыню больным и нищим. Говорят, что его молитвами исцелялись, и князь Святослав Давыдович вошел в русские святцы как инок Николай Святоша, преподобный.

«В службе отпевания есть трудные моменты. Нужно собрать всю нашу веру и всю нашу решимость, чтобы начать эту службу словами: «Благословен Бог наш…» Порой это предельное испытание для нашей веры. «Господь дал, Господь взял, да будет имя Господне благословенно», — сказал Иов. Но это нелегко сказать, когда мы раздираемся сердцем, видя, что тот, кого мы любим больше всего, лежит мертвым перед нашим взором.

А затем следуют молитвы, полные веры и чувства реальности, и молитвы человеческой хрупкости; молитвы веры сопровождают душу усопшего и приносятся перед лицом Божиим как свидетельство любви. Потому что все молитвы об усопшем являются именно свидетельством перед Богом о том, что этот человек прожил не напрасно. Как бы ни был этот человек грешен, слаб, он оставил память, полную любви: все остальное истлеет, а любовь переживет все. Вера пройдет, и надежда пройдет, когда вера станет видением и надежда — обладанием, но любовь никогда не пройдет.

Поэтому когда мы стоим и молимся об усопшем, мы на самом деле говорим: «Господи, этот человек прожил не напрасно. Он оставил по себе пример и любовь на земле; примеру мы будем следовать; любовь никогда не умрет». Провозглашая перед Богом нашу неумирающую любовь к усопшему, мы утверждаем этого человека не только во времени, но и в вечности. Наша жизнь может быть его искушением и его славой. Мы можем жить, воплощая своей жизнью все то, что было в ней значительного, высокого, подлинного, так, что когда-то, когда придет и нам время со всем человечеством стать перед Богом, мы сможем принести Господу все плоды, всю жатву семян, посеянных его примером, его жизнью, которые проросли и принесли плод благодаря нашей неумирающей любви… Его пример, его слово, его личность были словно семя, брошенное в почву, и этот плод принадлежит ему…»

И с другой стороны, есть вся боль, все горе, которое мы ощущаем совершенно справедливо, скорбь, которая от лица умирающего выражена в одном из тропарей «Канона на исход души»: «Плачьте, воздохните, сетуйте: се бо от вас ныне разлучаюся».

И вместе с тем есть несомненная уверенность, что смерть, которая для нас — потеря и разлука, есть рождение в вечность, что она — начало, а не конец; что смерть — величественная, священная встреча между Богом и живой душой, обретающей полноту только в Боге».

По материалам книги Людмилы Никеевой «Долгие проводы» и Азбука.ру