Емельян ярославский биография. Публикации. Руководитель антирелигиозной политики

] Карьера

Миней Израилевич Губельман родился 19 февраля (3 марта) 1878 года в Чите. Его брат - революционер Моисей Израилевич Губельман.

В 1898 году вступил в РСДРП, организовал социал-демократический кружок на Забайкальской железной дороге.

В 1899-1901 годах служил в русской армии.

В 1901-1902 годах находился за границей, корреспондент «Искры».

В 1903 году на нелегальном положении, член Петербургского комитета РСДРП. Стал одним из руководителей Боевого центра РСДРП. Боевой центр создал хорошо вооружённые формирования, занимавшиеся так называемыми экспроприациями - грабежами банков и частных лиц, средства от которых направлялись, в том числе, на партийные нужды. Организатор стачки текстильщиков в Ярославле (отсюда псевдоним).

В 1903 году был арестован, но затем освобождён. В апреле 1904 года вновь был арестован, но в декабре того же года освобождён. В феврале 1905 года арестован, а 11 июня (24 июня) 1905 года был освобождён.

Участник Революции 1905-1907 годов. Невеста Ярославского, тоже революционерка Ольга Михайловна Генкина , была убита черносотенцами при попытке провоза партии оружия для революционеров. Проводил партийную работу также в Екатеринославе и Петербурге (редактор газеты «Казарма»); участвовал в 1-й конференции военных и боевых организаций РСДРП в Таммерфорсе, был членом Московского комитета РСДРП и военной организации большевиков, делегатом 4-го и 5-го съездов РСДРП.

В марте 1906 года был опять арестован, но в апреле того же 1906 года сбежал. В 1907 году опять арестован.

В 1908 году был осуждён к 7-ти годам каторжных работ, заменены 5-ю годами каторжных работ (Петербургская пересыльная тюрьма, Бутырская тюрьма (Москва), Горный Зерентуй (Нерчинск)).

С 1913 года по март 1917 года находился на поселении в Якутске. В 1915-1917 годах заведовал Якутским краеведческим музеем (хранитель Якутского музея), заведующий Якутской метеорологической станцией.

С марта 1917 года - член Якутского комитета общественной безопасности.

С мая 1917 года - председатель Якутского Совета.

В ноябре 1917 года - член Московского военно-революционного комитета.

Затем - комиссар Кремля (бежал из Кремля во время восстания юнкеров), военком Московского военного округа. Был одним из редакторов московских газет «Социал-демократ» и «Деревенская правда».

В 1918 году примыкал к группе «левых коммунистов» по вопросу о Брестском мире.

В 1918-1919 годах - уполномоченный ЦК РКП(б) по проведению мобилизации в РККА, комиссар Московского военного округа.

С 25 октября 1919 года по март 1920 года - председатель Пермского губернского комитета РКП(б).

С апреля 1920 года по 1921 год - член Сибирского бюро ЦК РКП(б).

В 1921-1923 годах - член Сибирского бюро ЦК РКП(б).

С 25 апреля 1923 года по 26 января 1934 года - член Центральной Контрольной Комиссии РКП(б) - ВКП(б).

С 25 апреля 1923 года по 26 января 1934 года - член Президиума Центральной Контрольной Комиссии РКП(б) - ВКП(б).

С 25 апреля 1923 года по 2 декабря 1927 года - член Секретариата Центральной Контрольной Комиссии РКП(б) - ВКП(б).

В 1923-1934 годах - член коллегии Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции СССР.

С июня 1924 года по 26 января 1934 года - член Партийной коллегии Центральной Контрольной Комиссии РКП(б) - ВКП(б).

С июня 1924 года по 26 января 1934 года - член секретарь Партийной коллегии Центральной Контрольной Комиссии РКП(б) - ВКП(б).

В 1925-1943 годах - председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников.

С сентября 1928 года по июль 1935 года - кандидат в члены Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала.

С 1931 года - председатель Всесоюзного общества старых большевиков, затем - редактор «Исторического журнала».

С 10 февраля 1934 года по 10 марта 1939 года - член Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б).

С 10 февраля 1934 года по 10 марта 1939 года - член Бюро Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б).

С 10 февраля 1934 года по 10 марта 1939 года - секретарь Партийной коллегии Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б).

С 1937 года - председатель Совета воинствующих безбожников.

С 1939 года по 4 декабря 1943 года - заведующий кафедрой истории ВКП(б) Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б).

С 1939 года по 4 декабря 1943 года - руководитель лекторской группы Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).

С 1941 года по 4 декабря 1943 года - член Совета военно-политической пропаганды при Главном политическом управления РККА.

В 1943 году - лауреат Сталинской премии.

Вёл непримиримую борьбу с мракобесием, требовал полного запрещения православной церкви, но Сталин саботировал эту деятельность. Был одним из идеологов культа личности Сталина, требовал беспощадной борьбы с «врагами народа».

Невеста - Ольга Михайловна Генкина (погибла).

Его жена - Клавдия Ивановна Кирсанова (1888-1947) - профессиональный революционер, член РСДРП с 1904 года. Была помощником Я. М. Свердлова в Перми в 1906 году.

). Главный вдохновитель кампании против рождественских елок и инициатор отмены рождественского выходного и гонений на новогодние ёлки в СССР в 1929-1935 гг. в рамках антирелигиозной кампании.

Емельян Ярославский
Имя при рождении Миней Израилевич Губельман
Дата рождения 19 февраля (3 марта) (1878-03-03 )
Место рождения Чита , Забайкальская область , Российская империя
Дата смерти 4 декабря (1943-12-04 ) (65 лет)
Место смерти Москва , СССР
Гражданство Российская империя Российская империя
СССР СССР
Род деятельности антирелигиозная пропаганда
Вероисповедание отсутствует (атеист)
Партия ВКП(б)
Награды
Емельян Ярославский на Викискладе

Биография

В 1902 году - член Читинского комитета РСДРП.

В 1907 году он был арестован и отправлен на каторгу (отбывал в Горном Зерентуе , Нерчинская каторга), затем жил на поселении в Восточной Сибири .

В 1915-1917 годах заведовал Якутским краеведческим музеем.

Ярославский был одним из редакторов московских газет «Социал-демократ» и «Деревенская правда». В 1918 примыкал к группе «левых коммунистов» по вопросу о Брестском мире .

В 1918-1919 годах Ярославский - уполномоченный ЦК РКП(б) по проведению мобилизации в Красную армию , комиссар Московского военного округа .

В 1919-1921 годах - кандидат в члены ЦК ВКП(б).

В 1919-1922 годах - секретарь Пермского губкома , член Сибирского областного бюро ЦК РКП(б) . В 1921-1923 годах - член ЦК РКП(б). В 1921 году - секретарь ЦК и член Оргбюро ЦК РКП(б) . В 1921 году был государственным обвинителем на процессе Романа Унгерна . Один из инициаторов создания журнала «Сибирские огни ».

Ярославский был старостой Общества бывших политкаторжан, а с 1931 года - председатель Всесоюзного общества старых большевиков и Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1929-1935). Был членом редколлегии «Правды », журналов «Большевик » и «Историк-марксист», газеты «Безбожник », редактором «Исторического журнала » .

C 1939 года до смерти - член ЦК ВКП(б).

С 28 января 1939 года - академик АН СССР по специализации: история. Руководил кафедрой истории ВКП(б) в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б) и лекторской группой ЦК.

С начала 1930-х Ярославский - активный сторонник Сталина .

Безбожник

В конце 1920-х годов Ярославский выступал за запрет на исполнение церковной музыки , в том числе Петра Чайковского , Сергея Рахманинова , Моцарта , Баха , Генделя и других композиторов. «В данный момент, - писал Ярославский, - церковная музыка, хоть бы и в лучших её произведениях, имеет актуально-реакционное значение» .

В частности, Ярославский говорил: «Религия там, где нет знания, религия против науки».

Семья

Награды и премии

Именем Ярославского в 1974 году был назван теплоход Дальневосточного морского пароходства .

В массовой культуре

Ярославский (Губельман) и его работа «Как родятся, живут и умирают боги» упоминается в сериале «Агент национальной безопасности » (3-й сезон, фильм 1-й - «Заколдованный город»)

Сочинения

Список работ

  • Отчего нет товаров в деревне, хлеба в городах. - М.: Волна, 1917.
  • Н. Г. Чернышевский. - М., 1919.
  • Как родятся, живут и умирают боги и богини, - М., Красная новь, 1923
  • Библия для верующих и неверующих. Ч. 1-5. - М., 1923-1925.
  • О партэтике. Доклад на II пленуме ЦКК РКП(б) 5 октября 1924 г. - Л., 1925
  • Агитационно-пропагандистская работа Р. К. П. (между XI-м и XII-м съездами). - М.: Красная новь, 1923.
  • Что такое «Рабочая Правда». - [Харьков], «Пролетарий», 1924. - 29 с., 3 000 экз.
  • Вождь рабочих и крестьян. Л.: ГИЗ, 1924 - 92 с.
  • Жизнь и работа В. И. Ленина. М.: ГИЗ, 1924 - 296 с.
  • Жизнь и работа В. И. Ленина. Л.: ГИЗ, 1924 - 360 с.
  • Как вести антирелигиозную пропаганду. М., Безбожник, 1925
  • Новая оппозиция и троцкизм. Л., «Прибой», 1926. 160 с.
  • Вооруженное восстание в декабре 1905 г. в Москве. М., 1926.
  • Завершенный круг. Л.: Прибой, 1926
  • Партия большевиков в 1917 г. М.-Л., ГИЗ, 1927. - 108 с., 65 000 + 30 000 экз.
  • «Рабочая оппозиция». «Рабочая группа». «Рабочая Правда». М.-Л.: «Молодая гвардия », 1927. 80 с., 10 000 экз.; 2-е изд. М.-Л.: Молодая гвардия, 1927. - 80 с., 5 000 экз.
  • Против оппозиции. Сборник статей. - М.-Л.: ГИЗ, 1928.
  • Об итогах VI конгресса Коминтерна. [Харьков], «Пролетарий», 1928. - 53 с. 20 000 экз.
  • 5 лет по пути Ленина. М.: ГИЗ, 1929
  • За последней чертой. Троцкистская оппозиция после XV съезда. М.-Л.: ГИЗ, 1930 - 196 с.
  • Краткая история ВКП(б). М.-Л.: ГИЗ, 1930
  • Третья сила. Статьи 1917-1931 гг., направленные против эсеровской и меньшевистской партий. - М.: Партиздат , 1932.
  • Против религии и церкви. Т. 5: Библия для верующих и неверующих / Ярославский Ем. - М.: ГАИЗ . - 1933. - 420 с.
  • Тридцатилетие ВКП(б) и наши задачи / Ярославский Ем. - М.: Партиздат, 1933.
  • Карл Маркс и революционное народничество. - М., 1933
  • Против религии и церкви. В 4 т. - М., 1935.
  • Биография Ленина. - М.: Партиздат , 1934. - 128 с.
  • Международное значение Октябрьской революции. - М., 1934
  • Чего требует партия от коммуниста. - М.: Партиздат, 1935
  • Сталинская конституция и вопрос о религии. - М., 1936.
  • Антирелигиозная пропаганда и профсоюзы. - М.: Профиздат , 1937.
  • Очерки по истории ВКП(б). 3-е изд. Ч. 1. - М., 1937.
  • Атеизм Пушкина. - М.: Гаиз , 1937.
  • О религиозных пережитках и задачах антирелигиозной пропаганды и агитации. - М.: Гаиз , 1937.
  • Библия для верующих и неверующих. - М.: Гаиз, 1933., 420 с., 25 000 экз.
  • Библия для верующих и неверующих. - М.: Гаиз, 1934., 420 с., 30 200 экз.
  • Библия для верующих и неверующих. - М.: Гаиз, 1936., 420 с., 20 200 экз.
  • Библия для верующих и неверующих. - М.: Антирелигиозное изд-во. - 1937. - 406 с., 25 200 экз.
  • Библия для верующих и неверующих. М.: Гаиз, 1938. - 388 с., 20 000 экз.
    • Госполитиздат . - 1958. - 408 с.
    • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Емельян Михайлович. - М.: Госполитиздат . - 1959. - 408 с., 150 000 экз.
    • Библия для верующих и неверующих. - М.:

Ярославский, Емельян

Ярославский Е. М.

(1878-1943) - родился 19 февраля 1878 г. в Чите, Забайкальской области. Родители: отец - крестьянин из ссыльнопоселенцев, в молодости скорняк, потом учитель, мать - дочь баргузинского рыбака, впоследствии поденщица. Получил низшее образование. На 14 году окончил городское трехклассное училище (6 отделений), 9-ти лет поступил в переплетную мастерскую, проработал в ней три года. По окончании школы вынужден был поступить сначала мальчиком в аптекарский магазин, потом мальчиком-приказчиком в магазин купца Игнатьева. В это время Чита была мещанским по составу, чиновничьим административным центром Забайкалья, местом политической ссылки для землевольцев и для народовольцев и других политических партий, местом, где жило несколько десятков бывших каторжан Карийской и Нерчинской каторги, революционеров 60-х, 70-х и 80-х гг. Познакомился с ними еще в детстве, и нет никакого сомнения в том, что они оказали большое влияние уже в детстве. Мать обучалась грамоте в семье одного из декабристов - Смольянинова. Упорным трудом удалось преодолеть латинскую премудрость за 4 класса с помощью одного сверстника-гимназиста, выдержать экзамен за 4 класса гимназии и сделаться аптекарским учеником. В 1898 г. выдержал экзамен на аптекарского помощника, но очень недолго пробыл на этой работе и должен был уйти с нее вследствие ряда столкновений с администрацией. Будучи безработным, вынужден был испробовать все, начиная с переписки у адвоката и случайной чертежной работы на строившейся железной дороге до поденной работы на ремонте этой дороги. В 1899 г. был принят на военную службу и прослужил до 1901 г. в царской армии в качестве рядового 18-го Сибирского стрелкового полка. Но так как начальство очень скоро убедилось, что пребывание в казарме опасно для настроения солдат, то перевели на охрану здания музея.

С 1898 г. познакомился с марксистской литературой и стал социал-демократом. Боролся за марксистские взгляды с выдающимися народниками, жившими в то время в Забайкалье. С 1898 г., с осени, начинается близкое знакомство с некоторыми рабочими строившейся тогда Забайкальской железной дороги и ремесленниками, с которыми организовали первый рабочий кружок Забайкалья. В то же самое время организовал кружок учащихся, из которых впоследствии вышло немало революционеров.

В 1901 г. был за границей, познакомился там в Берлине и Париже с различными группами и течениями нашей партии и представителями других революционных организаций. С транспортом подпольной литературы благополучно перебрался обратно и доставил этот транспорт частью в Иркутск, частью в Забайкалье. Пользовался советами и указаниями в своей работе некоторых бывш. народовольцев, разделявших учение Маркса: С. М. Мартыновского, Ц. С. Гуревич, А. И. Зунделевича. Первый рабочий кружок разрастается в 1903 г. в "Союз рабочих Забайкалья". В 1902 г. создается читинский комитет РСДРП, который выпускает ряд листовок к рабочим Забайкалья с призывом праздновать первое мая и к казакам, солдатам и офицерам. Во время печатания и распространения этих листовок был арестован, но через несколько дней освобожден, с одной стороны, благодаря голодовке, с другой - благодаря тому что прямых улик у полиции не было. Отдают под надзор полиции, но разрешили выехать в Петербург.

С 1903 г., с осени, работал в Петербурге под именем Владимира Семеновича Лапина в качестве члена петербургского комитета, пропагандиста и организатора, главным образом за Невской заставой. Во время подготовки к первому маю был арестован и посажен в одиночную камеру "Крестов", где просидел с 4 апреля 1904 г. по 13 декабря того же года. Был освобожден под залог и тотчас же принял самое горячее участие в работе, которая значительно расширилась к этому времени, особенно в известные январьские дни пятого года. Выступая на гапоновских собраниях как большевик, призывал рабочих не верить поповским и царским обещаниям, а готовиться свергнуть царскую власть с оружием в руках. Это было в то время очень трудно, потому что рабочие еще верили и попам, и царю. После 9 января (был вместе с рабочими на улицах и вместе с ними переживал расстрел их около Зимнего дворца), преследуемый сыщиками, должен был уехать из Петербурга и, объехав ряд городов: Тверь, Нижний Новгород, Киев, Одессу, в некоторых из них выступал с докладами (в Твери и в Одессе).

Остался работать в Одессе. Там, однако, недолго пришлось работать, и, кажется, 19 февраля 1905 г. был арестован на собрании в квартире железнодорожника Райха и просидел в тюрьме до потемкинского восстания. Когда выяснил, что у жандармов нет никаких улик, объявил голодовку, требуя освобождения. После десятидневной мучительной голодовки был освобожден из тюрьмы под надзор полиции и почти на другой же день скрылся, продолжая работать в Одессе, в особенности в потемкинские дни. В Одессе работал в качестве нелегального, под именем Степана Красильникова. Переехал затем в Тулу. В Туле работал недолго и затем по поручению Центрального комитета вместе с другими товарищами отправился агитатором на Волгу. В качестве такового несколько раз осенью 1905 г. бывал в Костроме, в Нижнем Новгороде и в Ярославле.

18 или 19 октября приехал в Ярославль. Октябрь и ноябрь и часть декабря работал, главным образом, в Ярославле, только выезжал в Нижний Новгород и в Москву. В это время в Ярославле была проведена огромная работа по организации профессиональных союзов. Организация наша руководила большой стачкой на большой ярославской мануфактуре бывш. братьев Корзинкиных, теперь "Красный Перекоп". Эта стачка имела огромное воспитательное значение не только для бывших корзкнкинских рабочих и работниц, но для всего рабочего класса и в том числе для массы крестьян, с которыми эти рабочие были связаны. В декабре стачка была подавлена, рабочие - кто расстрелян, кто уволен, кто арестован, а кто подчинился. Уехал по поручению ярославской организации на съезд партии, но съезд не состоялся, а состоялась в городе Таммерфорсе в Финляндии конференция большевиков с участием Ленина и Сталина. Эта конференция происходила уже накануне декабрьского восстания, и мы торопились ее закончить, потому что до нас дошло известие о начинающемся восстании. Уехал в Москву, но приехал к концу восстания.

По поручению московского комитета, членом которого сделался через несколько дней после декабрьского восстания, стал строить военную организацию, и для успешности работы стали издавать журнал "Жизнь Солдата". На этой работе проработал до весны. Весной на первой военной конференции был арестован и посажен в Сущевский полицейский дом. Из этого Сущевского полицейского дома несколько человек (из них были ожидавшие смертной казни) бежали путем пролома каменной стены здания через прилегающий к полицейскому дому двор. С мандатом от ярославской организации на IV объединительный съезд поехал в Стокгольм, где этот съезд состоялся в апреле-мае 1906 г.

После IV съезда направлен был ЦК работать на юг России. Сделавши доклады на съезде в Николаеве, Екатеринославе, Одессе, остался работать в Екатеринославе и проработал там до осени 1906 г., ведя, главным образом, агитационную и пропагандистскую работу как среди рабочих многочисленных крупных металлургических заводов Екатеринослава, так и среди солдат местного гарнизона, главным образом Ингульского полка, организуя боевые дружины. Из Екатеринослава уехал сначала в Крым, но не надолго, побывал в Сибири, а затем вернулся в Москву и из Москвы временами уезжал в Питер. В Петербурге и в Москве продолжал работать в войсках.

Через некоторое время после ареста редактора большевистской военной газеты "Казарма" сделался ее редактором. В то же самое время подготовляли первую конференцию военных и боевых организаций. Военным и боевым делом в то время занят был больше, чем каким бы то ни было другим. Опыт неудавшегося московского декабрьского восстания заставил партию внимательно остановиться на наших недостатках в этой работе. В конце 1906 г. участвовал в Таммерфорсе на первой военной боевой конференции, принявшей ряд очень важных серьезных решений. Участвовал в работе "Временного бюро военных и боевых организаций" по усилению военной и боевой работы партии. В мае месяце 1907 г. участвовал в пятом Лондонском съезде партии в качестве делегата от военных организаций Петербурга и Кронштадта. При возвращении из Лондона был арестован около Финляндского вокзала в Питере на улице, выданный провокатором, работавшим в финляндской военной организации, неким Цирюльниковым, был заключен снова в петербургскую одиночную тюрьму "Кресты", просидел там полтора года, дожидаясь суда. За это время судился по делу типографии и газеты "Рабочий" выборгского района и был оправдан. Осенью 1908 года состоялся военный окружной суд над членами военно-боевой организации. Всего привлекалось более 20 чел. Многие из них были приговорены к каторге. Получил 7 лет каторжных работ, которые, после кассации приговора защитником, были заменены пятью годами каторги. Продержали в петербургской пересыльной каторжной тюрьме на каторжном отделении почти два года. В 1910 г. отправился в московскую Бутырскую тюрьму, где режим был особенно тяжелым, настоящим каторжным. В 1912 г. отправили в Нерчинскую каторгу, в Горный Зерентуй, где и пробыл до конца срока. В московской Бутырской тюрьме работал в стульной мебельной мастерской в качестве так называемого "старшего рабочего", в Горном Зерентуе - в художественной мебельной мастерской. По окончании каторги отправлен на поселение в Якутск. В якутской ссылке пробыл до лета 1917 г. Весть о Февральско-мартовской революции застала ссыльным в Якутске, но ссыльные не могли оттуда выехать вследствие дальности расстояния и начавшейся в то время распутицы и должны были ждать вскрытия рек.

В ссылке организовал два подпольных кружка, главным образом из местной учащейся молодежи. В эти кружки входила лучшая якутская молодежь: Амосов, М. А. Попов, П. Слепцов, С. Васильев, И. Барахов и другие, которые сейчас ведут огромную работу как коммунисты, как организаторы советской власти и коммунистической партии в Якутии.

С первым пароходом бывшие ссыльные двинулись по Лене, добрались до железной дороги, и только к июльским дням Я. добрался до Москвы, где сразу же принялся за работу в военной организации, одновременно выступая на рабочих собраниях и принимая участие в "маленькой" тогда большевистской газете, которая называлась "Социал-Демократ". Осенью организовал газету "Деревенская Правда". Это была первая газета большевиков для деревни.

В Октябрьские дни принимал участие в восстании в Москве, сначала в Кремле, потом в московском совете, а к концу в хамовнических казармах 193-го полка. Принимал участие в создании Красной гвардии. А в 1918 г. вместе с Н. И. Мураловым, будучи сначала его помощником, а потом, когда Муралова отправили на восточный фронт, военным комиссаром московского военного округа, принимал посильное участие в деле создания Красной армии.

В 1918 г. принадлежал к группе левых коммунистов до V Съезда советов.

Во время выборов в Учредительное собрание был выдвинут московским комитетом партии кандидатом по Москве и был выбран в Учредительное собрание.

В 1920 г. работал на Урале, в Перми, а оттуда уехал в Сибирь. Работал в Омске в сибирском областном бюро и в омском комитете партии. В 1921 г. был выбран членом Центрального комитета нашей партии и секретарем ЦК. Осенью вновь был направлен ЦК в Сибирь, где проработал до конца 1922 г. в качестве члена сибирского областного комитета нашей партии. В 1922 г. по поручению ЦК во главе комиссии Совнаркома объехал заграничные наши представительства для обследования их состояния. С 1923 г. работает в реорганизованной по плану В. И. Ленина ЦКК в качестве ее секретаря, главным образом по партколлегии. Член ЦИК СССР, член коллегии НК РКИ СССР. Председатель союза безбожников СССР, староста Всесоюзн. общества бывш. политкаторжан и ссыльных, член редколлегии журнала "Большевик", член дирекции Института Ленина.

А. Лихачев.

[С 1934 член Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). В 40-е годы член Главной редакции 1-го издания Большой Советской Энциклопедии.]

Ярославский, Емельян

(партийный и литературный псевдоним Губельмана, Минея Израилевича, др. псевдонимы - "Емельян", "Ильян") - старый большевик. Родился в 1878 в Чите, в семье ссыльнопоселенцев. Окончил трехклассное городское училище, с 9 лет работал в переплетной мастерской, потом служил в аптекарском магазине мальчиком; самостоятельно подготовившись, выдержал экзамен за 4 кл. гимназии и стал аптекарским учеником, затем аптекарским помощником. С 1898 Я., ознакомившись с марксистской литературой, стал с.-д.; в том же году организовал первый с.-д. кружок среди рабочих Забайкальской железной дороги, а также кружок учащихся. В 1901 ездил за границу и вернулся с транспортом нелегальной литературы. Входил в состав образовавшегося в Чите с.-д. комитета. В 1903 Я. был арестован; освобожденный под надзор полиции, перешел на нелегальное положение. Переехав в Петербург, Я. вошел в состав ПК, работал в качестве пропагандиста и организатора за Нарвской заставой. 4 апреля 1904 во время подготовки к первому мая Я. был арестован и просидел в "Крестах" до 13/XII того же года. Освобожденный под залог, Я. принял активное участие в партийной работе, выступая на гапоновских собраниях и призывая рабочих к подготовке свержения царской власти. После 9 января Я. принужден был уехать из Петербурга и вел ответственную партийную работу в ряде городов - в Твери, Нижнем Новгороде, Киеве и Одессе; 13/II 1905 он был арестован в Одессе и просидел в тюрьме до Потемкинского восстания. После 10-дневной голодовки был освобожден и вернулся к партийной работе сначала в Одессе, потом в Туле. В период высшего подъема первой революции, с октября по декабрь 1905, Я. был одним из главных руководителей революционного движения в Ярославле. После Таммерфорсской конференции, на которую Я. был послан ярославской организацией, он переехал в Москву, вошел в МК и по его поручению начал строить военную организацию и издавать журнал "Жизнь солдата". Весной 1906 Я. был арестован на первой военной конференции. После побега из Сущевского полицейского дома Я. с мандатом ярославской организации поехал в Стокгольм на IV Съезд партии. После Съезда Я. вел партийную работу сначала в Екатеринославе и др. местах, затем в Москве и Петербурге, где редактировал военную газету "Казарма" и был одним из главных руководителей большевистской работы в армии. В конце 1906 Я. принимал участие в первой военно-боевой конференции в Таммерфорсе, создавшей "Временное бюро военных и боевых организаций". Весной 1907 он участвовал на V Съезде партии (в Лондоне) в качестве делегата военных организаций Петербурга и Кронштадта. Арестованный в Петербурге после возвращения со Съезда, Я. сидел до суда в "Крестах" полтора года; по делу типографии газеты "Рабочий" он был оправдан, но по делу военно-боевой организации был приговорен военно-окружным судом к 7 годам каторжных работ, замененных по кассации приговора 5-ю годами. Каторгу Я. отбывал сначала в петербургской пересыльной тюрьме (2 года), потом в Бутырской тюрьме, а с 1912 - в Горном Зерентуе и затем до Февральской революции пробыл в Якутской области на поселении. В июле 1917 Я. вернулся в Москву и приступил к партийной работе. Особенно активное участие он принимал в московской военной организации, но много выступал также на рабочих собраниях; в то же время он был одним из руководителей большевистской газеты "Социал-демократ", а осенью 1917 организовал и редактировал первую большевистскую газету для крестьян "Деревенская правда". Во время Октябрьской революции Я. входил в состав Московского В.-Р. Комитета и был одним из виднейших руководителей вооруженного восстания и создания советской власти в Москве. От Москвы он был избран членом Учредительного собрания. В 1918 Я. был назначен помощником, а затем комиссаром Московского военного округа и принимал деятельное участие в создании Красной армии. По вопросу о Брестском мире он примыкал к группе левых коммунистов. В 1920 Я. работал в Перми, затем в Омске, в Сибирском областном бюро и Омском комитете партии. В 1921 на X Съезде партии Я. был выбран членом ДК РКП(б) и секретарем ЦК. С осени 1921 до конца 1922 Я. работал в Сибири в качестве члена Сибирского областного комитета партии. С 1923 Я. - секретарь ЦКК ВКП(б), член ЦИК СССР, член коллегии НК РКИ, староста Всесоюзного об-ва ссыльных и политкаторжан, член дирекции Ин-та Ленина, редактор "Безбожника", член ред. коллегии "Правды" и журналов "Большевик", "Историк-марксист" и др., в 1931 избран председ. Об-ва старых большевиков. - Вступив в ряды революционных борцов с ранней молодости, Я. прошел в дальнейшем длинный путь подпольной борьбы, принимал деятельное участие в работе по созданию большевистской партии, по подготовке и проведению революции 1905 года, затем по подготовке и осуществлению октябрьского переворота и укреплению диктатуры пролетариата, наконец в работе по руководству делом социалистического строительства в нашей стране. Бывший всегда одним из самых непримиримых противников меньшевизма и всякого соглашательства, Я. на протяжении последних 10-12 лет неизменно стоял в первых рядах партии в ее борьбе с различными антиленинскими уклонами и фракционными группировками, начиная с "рабочей оппозиции" и первых открытых выступлений троцкистов и кончая т. н. "объединенной оппозицией", правым оппортунизмом и право-левацким двурушничеством.

Я. является также одним из лучших и наиболее популярных публицистов и виднейших работников на идеологическом фронте. Им написано множество статей, брошюр и книг по самым разнообразным вопросам партийной и советской политики, и в этой работе он выявил себя одним из наиболее стойких защитников принципов ленинизма и генеральной линии партии. Особенно много внимания уделил он изучению истории революции России, гл. обр. истории большевистской партии. Среди его работ в этой области на первое место нужно поставить выходящий под его редакцией большой коллективный труд "История ВКП(б)". Много внимания уделял он в последние годы и работе на антирелигиозном фронте.

Труды Я.: Жизнь и работа В. И. Ленина, М., 1924; Ленин, теоретик и практик вооруженного восстания, Л., 1924; Краткая история ВКП(б), М.-Л., 1930; Партия большевиков в 1917 году, М.-Л., 1927; Стачка и вооруженное восстание в революции 1905 года, М.-Л., 1931; Мораль и быт пролетариата в переходный период, Л., ; О партетике, Л., 1925; Библия для верующих и неверующих, чч.1-5, М., 1923-25; На антирелигиозном фронте, М., 1924; Задачи и методы антирелигиозной пропаганды, М., 1925; Единый фронт труда и науки против мракобесия, М., 1930; Задачи антирелигиозной пропаганды в реконструктивный период, М.-Л., 1931; Очередные задачи антирелигиозной пропаганды, М., 1930; Против оппозиции, М. - Л,. 1928; Вчерашний и завтрашний день троцкистов, М., 1929; Мистер Троцкий на службе буржуазии, или первые шаги Л. Троцкого за границей, М.-Л., 1929; За последней чертой (Троцкистская оппозиция после XV Съезда), М.-Л., 1930; О новейшей эволюции троцкизма, М., 1930; История ВКП(б), под общей ред. Ем. Ярославского, Москва-Ленинград, т. I, вып. 1, 1926, т. III, 1929, т. IV, 1929, т. II, 1930.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

СССР

Вероисповедание: Партия: Род деятельности:

антирелигиозная пропаганда

Награды:

Емелья́н Миха́йлович Яросла́вский (настоящие имя и фамилия - Мине́й Изра́илевич Губельма́н ; (19 февраля (3 марта) , Чита - 4 декабря , Москва) - революционер, деятель Коммунистической партии , идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Председатель « ».

Этапы жизни

Родился в семье ссыльнопоселенцев.

Ярославский Емельян Михайлович был старостой общества бывших политкаторжан, а с 1931 года - председатель Всесоюзного общества старых большевиков и Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1929-1935). Был членом редколлегии «Правды », журнала «Большевик», «Историк-марксист», «Безбожник», редактором «Исторического журнала» .

Ярославский Емельян Михайлович был членом ЦИК СССР, депутатом Верховного Совета СССР .

С начала 1930-х Ярославский - активный сторонник Сталина . В июле г. обратился к генеральному секретарю за разрешением написать книгу «Сталин», на что получил ответ: «Ещё не пришло время».

В 1939 году написал книгу «О товарище Сталине». Одну из глав книжки Ярославский так и назвал - «Вождь народов». Главная её идея: «Рядом с Лениным, начиная с конца 90-х годов, и всегда вместе с Лениным, всегда по одной дороге, никогда не сворачивая с этого пути, идёт товарищ Сталин…» (М., 1939. С. 149). В этой книжке-панегирике Ярославский несколько раз подчеркивает «беспощадность Сталина к врагам». «Что верно, то верно, - замечает Волкогонов. - „Вождь“ был беспощаден ко всем, кого он считал врагами» .

В годы Великой Отечественной войны пламенные статьи и речи Ярославского перед фронтовиками звали бойцов Красной Армии, всех советских людей к стойкости и мужеству, полному разгрому врага.

После смерти в 1943 был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

Награды

Именем Ярославского названы улицы в Перми и ряде других городов.

Безбожник

Н. С. Хрущев вспоминал, что в партии Ярославского называли «советским попом», так как в 1920-1930-е годы он являлся главным авторитетом партии по «церковному вопросу». Ярославский был одним из главных инициаторов и руководителей антирелигиозной политики советского руководства.

В 1918 г. в ответ на одну из своих атеистических статей он получил письмо из деревни. Письмо писал некто Петров:

Яраславский он поносит нашу православную веру он хочит чтобы возмутить весь народ он хочит чтобы растащили все церковное и думает из цирквей устроить театр он будет трижды АНАФИМА

(сохранена орфография, пунктуация и стиль источника) (ЦПА. Ф. 89. Oп. 4. Ед. хр. 76. Л. 9; Адвокат дьявола // Звезда. 1993. № 4).

С 1925 года Ярославский - председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников (1925-1943). В 1923 году вышла его книга «О религии».

Именно «организатору безбожного движения» принадлежит ставшая знаменитой в СССР максима: «Борьба против религии - борьба за социализм ». Был редактором журналов «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка», под его руководством издавалось множество антирелигиозных брошюр, плакатов и открыток.

Например, одна из карикатур «Безбожника» изображала, как Бог вдувает Адаму душу через клистирную трубку. Одновременно главный атеистический журнал печатал статьи большевистских лидеров, дававшие ориентиры для деятельности местных партийных и советских структур, такие как «…выселение богов из храмов и перевод в подвалы, злостных - в концлагеря» (из статьи Н. И. Бухарина). Журнал «Безбожник» был запрещен к ввозу на территорию Великобритании как «аморальное издание» специальным актом английского парламента.

В конце 1920-х годов Ярославский выступал за запрет на исполнение церковной музыки, в т.ч. Чайковского , Рахманинова , Моцарта , Баха , Генделя и других композиторов. «В данный момент, - писал Ярославский, - церковная музыка, хоть бы и в лучших её произведениях, имеет актуально-реакционное значение».

Ярославский составлял списки запрещенных книг, в которые вошли произведения Платона , Канта , Вл. Соловьева , Л. Толстого , Достоевского и др. Такие списки рассылались по библиотекам, где эти книги должны были быть переданы в спецхраны или уничтожены. Все свои действия Ярославский теоретически обосновывал, например: «Толстой в настоящее время, если брать его отрицательное отношение к государству, если взять его отрицательное отношение к классовой борьбе, его враждебность к науке, является выразителем идей и настроений социальных прослоек, не имеющих никакого будущего, политическое значение которых для сегодняшнего дня ничтожно».

(Емельян Ярославский, «Соцсоревнование и антирелигиозная пропаганда». «Правда», 1 мая 1929 г.)

Сочинения

  • Отчего нет товаров в деревне, хлеба в городах. - М.: Волна, 1917.
  • Н. Г. Чернышевский. - М., 1919.
  • Агитационно-пропагандистская работа Р. К. П. (между XI-м и XII-м съездами). - М.: Красная новь, 1923.
  • Что такое «Рабочая Правда». - Харьков: Пролетариат, 1924.
  • Партия большевиков в 1917 г. М.; Л., 1927.
  • Против оппозиции. Сборник статей. - М.-Л., 1928.
  • Третья сила. Статьи 1917-1931 гг., направленные против эсеровской и меньшевистской партий. - М.: Партиздат, 1932.
  • Против религии и церкви. Т. 5: Библия для верующих и неверующих / Ярославский Ем. - М.: ГАИЗ. - 1933. - 420 с.
  • Против религии и церкви. В 4 т. - М., 1935.
  • Биография Ленина. - М.: Партиздат, 1934.
  • Биография В. И. Ленина. - М.; Л., 1942.
  • Сталинская конституция и вопрос о религии. М., 1936.
  • Библия для верующих и неверующих / Емельян Ярославский; [Общ. ред., вступит. статья и примеч. д-ра ист. наук М. М. Шейнмана]. - М.: Политиздат. - 1977. - 375 с.: ил.
  • Библия для верующих и неверующих / Предисл. М. И. Шахновича. - Л.: Лениздат. - 1975. - 399 с.
  • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Емельян Михайлович. - М.: Госполитиздат. - 1958. - 408 с.
  • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Емельян Михайлович. - М.: Госполитиздат. - 1959. - 408 с.
  • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Ем. - М.: Антирелигиозное изд-во. - 1937. - 406 с.
  • Антирелигиозная пропаганда и профсоюзы. - М.: Профиздат, 1937.
  • Очерки по истории ВКП(б). 3-е изд. Ч. 1. - М., 1937.
  • Атеизм Пушкина. - М.: Гаиз, 1937.
  • О религиозных пережитках и задачах антирелигиозной пропаганды и агитации. - М.: Гаиз, 1937.
  • О роли интеллигенции в СССР. - М.: Госполитиздат, 1939.
  • О товарище Сталине. - М., 1939.
  • Анархизм в России, М., 1939.
  • Борьба славянских народов против германского фашизма. - М.: Военмориздат, 1941.
  • В руках Красной Армии судьба нашей Родины. Роль и задачи агитаторов в Красной Армии. (Статьи из газет «Советская Сибирь» и «Красная звезда»). - Новосибирск: Новосибизд. 1942.
  • Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии. (Статьи из газет и журналов). - М.: Госполитиздат, 1942.
  • За боевую, доходчивую, правдивую агитацию. - Пенза: Газета «Сталинское знамя», 1942.
  • Советы агитаторам. - М.: Госполитиздат, 1942.
  • Тридцать лет большевистской «Правды». - М.: Гос. изд-во политической лит-ры, 1942.
  • Фашисты хотят восстановить на Советской земле крепостное право. - М.: Мол. гвардия, 1942.
  • О религии. - М., 1958.