Чем помочь учителю. Анкетирование. Какие внеклассные мероприятия вы посетили

, Работа с родителями

Своё выступление я хотела бы начать с таких слов:

“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Я часто размышляю о связи школы и семьи, потому что порой эта связь превращается в тонкую ниточку, которая может порваться, т.к. очень часто школа только информирует родителей о поведении и учёбе детей.

Во-первых , процесс этот сложный, здесь нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга необходим контакт. Педагог должен уметь использовать мудрое слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Необходимо следить за своей интонацией. Взгляд, жест, улыбка также поможет вовлечь родителей в разговор.

1 класс, первое собрание. Знакомство состоялось ещё в мае прошлого года. Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.

Итак, работа пошла. Август. Мамочки моют окна, папы готовят кабинет к началу учебного года, озеленяют класс, оказывают помощь в проведении торжественной линейки.

В начале сентября, без малейших усилий, выбираем родительский комитет. По желанию родители разбиваются на 4 группы. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный руководитель, только направляю процесс в нужное русло.

Название 1-й группы – “Творчество”. Они оказывают помощь в разработке плана воспитательной работы, сценариев вечеров, в обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.

2-я группа – “Наш дом”. Это и решение бытовых проблем класса и школы, это и приобретение подарков для детей к праздникам.

3-я группа – “Фонд класса”. Их функция – финансовая деятельность, ведение летописи класса.

Ну а 4-я группа – “Услуги”, оказывает помощь по ксерокопированию, фото, видеосъемки.

Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы отдали друг другу тепло”.

Во-вторых , придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть мамочки убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.

Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращалась к ним. Понимая это, они помогали и проявляли своё творчество во всём.

Например: Вместе с детьми оформляли стенгазеты, организовали группу ребят для дополнительного изучения английского языка, учили девочек азам балета, стали посещать музыкальный театр “Пьеро” в детско-юношеском центре и добились хороших результатов. В течение учебного года мы провели:

1. Праздник осени. (Активно участвуют 6 мамочек. Это сама Осень, Сентябрина, Октябрина, Ноябрина, Солнышко, Цветочки). С днем рождения мы поздравляли не только детей, но и родителей.

2. Экскурсию в город Архангельск, организованную родителями:

  • Поездка в усадьбу Плотниковой.
  • Поездка в школу народных ремёсел Бурчевского.

3. Семейный вечер в Детском юношеском центре.

4. Новогодний вечер.

5. “Папа, мама, я – спортивная семья”. В этом мероприятии участвуют дети, родители и учитель.

3-е правило – обе стороны должны быть благодарны за общение. “Спасибо вам, милые родители! Какие вы умницы!” – часто говорю я им. “А что бы мы без вас делали” – слышу в ответ.

Каждый должен помнить: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не давать, ему нечего и возвращать, поэтому каждая крупица неравнодушия должна быть замечена и со стороны учителя, и со стороны родителя.

Нельзя отметать такие виды работы, как посещение семьи, ведение дневника педагогических наблюдений, индивидуальные и групповые консультации. И это далеко не полный набор правил.

За 7 месяцев учебной деятельности наш коллектив очень сплотился.

К концу 1-го класса мы перешли на другой этап – этап , когда родители становятся готовыми действовать самостоятельно, а я лишь направляю их в нужное русло. А это всего – 1-й класс! Так мамочки из 9 человек организовали ансамбль. С песней “Наши дети” они выступали на областном семинаре и с удовольствием исполнили эту песню для родителей будущих первоклассников на Дне открытых дверей.

Имея таких талантливых и заинтересованных родителей, дети тоже стараются не подвести взрослых. Сейчас я буду говорить только о городских конкурсах.

  • Мы стали лауреатами конкурса “Поющий класс”.
  • Заняли первое место в конкурсе работ по “правильному питанию”. Эти семейные шедевры украшают нашу столовую.
  • Дали открытые уроки для учителей школы, города, области. Жизнь в классе бурлит.

Вы спросите меня, кого я хочу воспитать – певцов? Художников? Артистов? Я не знаю, кем будут мои дети. Дело не в этом. Главная моя цель, чтобы распахнуть у маленького человека сердце и душу.

Итак, подводя итог всему сказанному, хочется еще раз напомнить основные пути привлечения семьи к жизни класса.

1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.
2. Формирование базы данных о ребенке и семье, проведение диагностики, посещение квартир учащихся.
3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы.
4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя и администрации школы.
5. Ведение дневника педагогических наблюдений. Полученные сведения помогают проводить родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации.
6. Связь с учителями-предметниками, психологом и социальным педагогом школы. При совместной работе идет корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся, обращается внимание на трудности, не забываем развивать одаренных детей.
7. Этап, когда родители готовы действовать самостоятельно. Идет взаимодействие с внешкольными учреждениями.
8. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий учебный год.

Какова же результативность этой работы?

– 100 % охват родителей во внеклассной работе.
– Позитивное отношение их к школе.
– Аактивная деятельность родительского комитета.

А сейчас обратите внимание на диаграмму, которая отражает оценку родителей о совместно проделанной работе.

– 35% отметили сплочённость коллектива;
– 15% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих родителей;
– 10% старались оказать помощь классному руководителю;
– 40% оказывали поддержку детям.

Нам предстоит работать вместе ещё 3 года. Во 2-ом классе жизнь коллектива будет ещё интересней. Осенью мы обсудим все предложения. Ну, а дети? Я уверена – они захотят участвовать во всех делах и будут очень огорчаься, когда из-за каких-либо причин занятия в школе будут отменяться. А это для нас самое главное!

Погрешность

20-04-2007, 09:29

Вот, собственно, и весь вопрос.

Обращен он к тем, кто не связан с "ремонтами", "компьютерами" и "транспортом", то есть тем, что явно может быть интересно школе.

20-04-2007, 10:29

Был и у нас такой вопрос в анкете для родителей. Ответила, что могу принимать участие в уборке и озеленении класса, мытье и заклейке окон, организации экскурсий и выездов, могу печатать и ксерокопировать раздаточный материал. Для школы в целом это, может быть, и не очень интересно, а для класса было востребованно.

20-04-2007, 10:31

20-04-2007, 10:54

Писала все подряд, что в голову шло. Не могу сказать, что мне это предъявили. Да я и рада классу помочь, вот только работаю много, редко бываю в школе, но если о чем попросят - легко. Напечатать, ксерокопировать, купить учебники, обзвонить. Можно еще деньги на всякие нужды собирать и т.п.

20-04-2007, 12:03

Была в такой прострации, что даже не помню, что я там понаписала:046:

20-04-2007, 12:40

Существо

20-04-2007, 12:53

20-04-2007, 12:55

:)) У нас было написано "какую _конкретную_ помощь можете оказать гимназии"
Некоторые родители ничего не писали, но я все-таки написала, что-то вроде "будем рады оказать помощь гимназии по мере возможностей, как материальную, так и другую необходимую".
С одной стороны это не ответ на их вопрос, но с другой стороны надо ж обозначить как-то, что в принципе помочь готов, но что конкретно - надо смотреть по ходу дела.
самый грамотный ответ.

20-04-2007, 18:33

А у меня спросили, чем я могу помочь? Что- то купить или счет оплатить? Я даже сразу растерялась от такой конкретики. Ответила, что счет,мне предложили назвать сумму и выдали квитанцию.

20-04-2007, 19:41

20-04-2007, 19:52

Когда старшая пошла в 1-й класс, младшему было 7 дней. Ну и чем я могла помочь школе?! С деньгами тоже было трудно. Муж работал непрерывно. Бабушки помогать не рвались - ни мне ни школе. Написала: помощь в организации классный мероприятий. Что-то же надо было написать...
На деле: через год сдала на права, купили ваз-овскую развалину. С младенцем под мышкой ездила в оптовые магазина и покупала для детских праздников соки, печенье, одноразовую посуду.
И пообещала учительнице, что когда младший пойдет к ней в класс, буду в род. комитете. А он как раз попадает к ней.

20-04-2007, 21:48

одна из моих школ в конце года проводит анкетирование максимального количества участников образовательного процесса (я эти анкеты обрабатываю), в числе прочих вопросов, которые обращены родителям, есть вопрос о том, какую помощь они могли бы предложить школе - большинство пишут - НИКАКУЮ, и вопрос не в деньгах!!! помыть окна, помочь организовать праздник, помочь сопроводить на экскурсию - неужели это не реально для родителей?........

У нас собеседование в след. пятницу,теперь буду знать,что есть такой вопрос в анкете,и буду готова.Отвечу так: готова материально помочь(в пределах разумного конечно) плюс сопровождение на экскурсию обязательно!
В Родительский коммитет в школе не пойду - хватило трёх лет в саду - одна.
На помыть окна скажу честно - лучше заплачу,я свои то еле успеваю помыть.
Необессудьте.:)

20-04-2007, 22:01

На вопрос: "Какую помощь вы можете оказать школе" Я ответила: "Попросите - обсудим"

20-04-2007, 23:04

Не понимаю, почему родители должны мыть окна...

20-04-2007, 23:39

Мне такого вопроса не задавали:)
+1

22-04-2007, 01:53

в числе прочих вопросов, которые обращены родителям, есть вопрос о том, какую помощь они могли бы предложить школе - большинство пишут - НИКАКУЮ, и вопрос не в деньгах!!! помыть окна, помочь организовать праздник, помочь сопроводить на экскурсию - неужели это не реально для родителей?........

А были предложены варианты ответов? Или человек должен был быстро додуматься, что речь идет не о деньгах, а о "помочь сопроводить на экскурсию"? Без вариантов ответов такие вопросы не задаются, если реально хочется информацию собрать, а не сообразительность проверить:)

22-04-2007, 13:35

одна из моих школ в конце года проводит анкетирование максимального количества участников образовательного процесса (я эти анкеты обрабатываю), в числе прочих вопросов, которые обращены родителям, есть вопрос о том, какую помощь они могли бы предложить школе - большинство пишут - НИКАКУЮ, и вопрос не в деньгах!!! помыть окна, помочь организовать праздник, помочь сопроводить на экскурсию - неужели это не реально для родителей?........

Да все реально, но вопрос в какой форме это спрашивается. Я например просто отказалась заполнять такую анкету, сказала что вопросы не корректные и заполнять я это не буду.
Все что нужно сделать для школы и класса мы всегда делаем, и деньги сдаем, наш кл. преподаватель когда что-то нужно на собрание говорит честно и открыто: нужно то-то - денег столько или сразу решаем кто и что делает.

22-04-2007, 14:28

я написала по необходимости

Погрешность

23-04-2007, 13:23

23-04-2007, 13:37

И все-таки не понимаю, почему родители должны мыть окна и полы, спровождать детей на экскурсии.
Когда я работала экскурсоводом, часто приходилось работать не только с школьниками, но и с учащимися ПТУ, например. Поверьте, никакие родители их не сопровождали. Как правило, 2 учителя на 35-45 человек и я... Справлялись.
А сейчас в классах максимум по 30 человек, а то и меньше, и учитель не справляется?

23-04-2007, 16:07

Все оказалось сложнее, чем я ожидала. :)

Я тоже все время говорила: "ну пол помыть могу... деньгами скинуться... на экскурсию съездить...", а когда пришла к директору, он апосмотрела на наше заявление, где указаны места работы... И предложила мне....устроить для страшеклассников встречу с каим-нибудь популярным артистом. Или даже цикл встреч. "Мы, говорит, даже заплатим, если что..."

Да уж,с местом работы или профессией лучше быть поосторожней,а то и соврать лучше.:))
Пишем - муж - электрик- всё попал.И никого не волнует,что в будни до ночи работает,в выходные для семьи.
Или мамочка - портная. Если сейчас ещё существуют в школе спектакли(как в саду),то
пошив костюмов на вас.И всё остальное,что надо сшить.
Пишем - домохозяйка- думают,что много свободного времени есть.Значит Род.комитет,мытьё окон,ну и вся общественная жизнь.:)
Моя знакомая написала,что папа ген.директор фирмы.Ну и попала на сборы денег,директор
ведь с хорошей зарплатой подразумевается.(Сейчас уже так не собирают,как раньше)

  • Подписаться на новости
  • Конечно же, участие мамы и папы в школьной жизни ребенка не ограничивается сопровождением экскурсий или проведением праздника в честь дня рождения. Весь период с сентября по июнь учителя с большой радостью откликаются на любую помощь со стороны родителей. Поскольку новый учебный год уже начался, ниже представлены двенадцать способов, которыми вы можете помочь учителю своего ребенка. Все, что вам нужно сделать, - это только спросить!

    Подточите карандаши. Количество времени, которое учителя начальной школы тратят на то, чтобы подточить карандаши, можно отлично компенсировать. Зайдите в школу всего раз в неделю на пятнадцать минут после уроков и помогите учителю подточить карандаши, заполнив ими все соответствующие коробки.

    Помогите в классе. Протяните учителю руку помощи в переносе бумаг, различных карт и наглядных пособий. Если у вас есть свободное время в течение недели, примите участие в реорганизации библиотеки класса, сделайте ксерокопии нужных документов или протрите парты, столы и окна.

    Пополните запасы хозяйственного шкафчика. Примерно к январю иссякают все запасы бумажных полотенец, влажных салфеток и других вещей подобного рода, поэтому хорошей и необходимой помощью будет, если вы пополните эти запасы всем необходимым. Также поинтересуйтесь, может, что-то еще нужно для реализации детских творческих проектов, проведения выставок, конкурсов, для поддержания работы кружков и т. п.

    Читайте. Если вы располагаете временем в течение школьного дня, предложите приехать и почитать вместе с учениками в специально отведенные для этого часы. И поскольку вы читаете, задавайте им интересные вопросы о прочитанном, чтобы помочь развить у детей навыки правильного понимания текста и работы с ним, а также чтобы повысить скорость чтения.

    Возглавьте небольшую группу. Во время чтения или занятий математикой предложите поработать с небольшими группами учеников или же с кем-то индивидуально, упражняясь в специфике чтения или математических задач, например, в произношении слов по буквам, правописании или объясняя простые математические операции.

    Обращайте внимание на доску объявлений. Если у учителя вашего ребенка есть доска объявлений, расположенная в коридоре школы или непосредственно в классе, а возможно, и стенгазета, которую нужно обновить новой информацией или работой одного из учеников, или каким-то важным новым понятием, предложите свою помощь в оформлении. Еще лучше, если вы спросите у своего ребенка, хочет ли он помочь вам проектировать и обновлять доску, и затем вовлечете его в этот творческий процесс.

    Принесите в школу угощение. В начале или в конце учебного года, когда по обыкновению на улице очень жарко, принесите детям в полдень свежие фрукты или охлажденный сок. Удовольствие от прохлады - это большая помощь в обучении, причем гораздо полезнее, чем сладости.

    Окажите ІТ- поддержку. Сейчас даже маленькие дети могут разбираться в работе социальных сетей и в видеоиграх, однако это не означает, что они уже готовы использовать текстовые редакторы и различные компьютерные программы. Поэтому, если класс использует персональные компьютеры, можно предложить помощь в написании и редактировании ими своей работы.

    Предложите свои навыки. Если вы владеете какими-то особыми навыками, поинтересуйтесь у учителя своего ребенка, чем вы можете быть полезны детям. Например, если вы разработчик веб-страниц, предложите помощь в настройке и управлении сайтом класса. Если вы имеете специальные знания о видеосъемке, предложите записывать и редактировать видео школьной жизни класса.

    Преподайте урок. Если у вас есть определенное умение, которое вы успешно используете в работе или хобби, подумайте над тем, чтобы интересно презентовать его в классе вашего ребенка. К примеру, если вы работаете в лаборатории, проведите простой научный эксперимент. Или же, если вы работаете в издательстве газет или журналов, преподаете урок в написании интересного текста. Но, прежде чем вы поделитесь с детьми своими знаниями, поговорите с учителем, чтобы синхронизировать вашу презентацию с учебным планом.

    Используйте домашнее время. Спросите у учителя вашего ребенка, нужна ли помощь в вырезании слов из картона для надписи на стене к какому-нибудь мероприятию или в подготовке материалов для проекта иди еще что-либо подобное, а заняться ими вы сможете во время просмотра телевизора по ночам или в выходные дни.

    Записывайте любимые истории. Читайте и записывайте любимые истории своего ребенка на CD или MP3, которые потом можно будет прослушать в классе. Чтобы сделать процесс особо увлекательным, побудите его к самостоятельной записи любимых историй из прошлого.

    Каждый раз, когда вы уделяете свое время оформлению доски объявлений, вместе читаете и занимаетесь, просто подтачиваете карандаши или делаете что-нибудь еще, что поможет работе учителя или классу, вы усиливаете связь своего ребенка со школой, и в итоге это всегда оправдывает вложенные усилия!

    Цель

    1. Приветствие.

    Сегодня мы будем говорить о том, как может каждый из вас, учащихся 2-го класса, помочь учителю. Выскажитесь, пожалуйста. (выслушиваются индивидуальные ответы: раздать тетради, стереть с доски, внимательно слушать и т.д.)

    А поможете ли вы учителю, если будете соблюдать правила поведения в школе, на уроке? (Да, наверное, поможем) Давайте проведём научное исследование. Как настоящие учёные выдвинем версию В – (соблюдая правила, мы помогаем учителю), проведём эксперимент Э и определим правильность или ошибочность нашей версии – сделаем вывод В . (В-Э-В)

    1. Проведение эксперимента.

    Начинаем эксперимент. Давайте сыграем в известную игру «Крестики-нолики». Если ваши крестики выстроятся в ряд по горизонтали, вертикали или диагонали, то вы выиграете. Сделайте сразу 3 хода, а я обещаю, что в любом случае выиграю у каждого из вас.

    Затем учитель проходит и зачеркивает крестики, ставит нолики и объявляет каждому: «Я выиграла!» При этом как бы не замечает неодобрительный шёпот ребят, пока не обойдёт всех учащихся.

    Что вы хотите сказать, что произошло?

    Дети говорят, что учитель поступил нечестно, не по правилам, при этом могут говорить на повышенных тонах.

    Я нарушила правила . А какие чувства это вызвало у вас? (Учитель спрашивает каждого учащегося и записывает на доске услышанное от ребят: обида, гнев, злость, желание отомстить …) А это светлые или тёмные чувства? (тёмные, некрасивые) Вам стало неприятно, вы почувствовали, что ваше хорошее настроение и надежду разрушили, сломали.

    1. Вывод о правильности версии.

    Подумайте, почему иногда учитель повышает голос? (Ребята единогласно сходятся во мнении, что это результат нарушения правил поведения в школе.)

    А какие чувства вы вызываете этим у учителя? (некрасивые, отрицательные) Давайте сделаем вывод: нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства окружающих. А, соблюдая правила, мы помогаем учителю. Наша версия оказалась верной . В-Э-В (+)

    А какие правила необходимо соблюдать в школе? Поработаем в группах: обсудите и запишите на листочках 3-5 правил поведения в школе. (2 минуты)

    1. Обсуждение вариантов правил.

    Учитель вывешивает плакат, где нарисован ствол дерева и ветки.

    Предлагаю вам озвучить ваши правила и доказать их необходимость. 1-я группа, вам слово.

    Учащиеся обосновывают необходимость соблюдение таких правил как: слушать внимательно объяснение учителя, не опаздывать на уроки, регулярно выполнять домашние задания, уважать мнение другого и т.д.

    Ребята, принимаем эти правила? Кто согласен, поднимите руки. Приклейте листочки к нашему "дереву правил".

    Высказываются остальные группы.

    1. Итог занятия.

    Как же вы можете помочь учителю? (Соблюдать правила) Сегодня мы вырастили "Дерево правил" 2б класса. Соблюдая эти правила, вы помогаете учителю, одноклассникам и, в первую очередь, себе. Соблюдая эти правила, вы будете вызывать светлые чувства к вам со стороны учителя и окружающих, успешно общаться и приобретать друзей, становиться добрее и счастливее.

    Понравилось вам проводить эксперимент?

    Какой вывод для себя вы сделали? (Выслушиваются ответы ребят)

    Экспериментальным методом вы самостоятельно смогли определить, как вы должны вести себя не только на уроке, но и в повседневной жизни. Прощаясь с вами, я хотела бы пожелать вам всегда помнить, что ваше хорошее настроение зависит только от того, умеете ли вы соблюдать правила.

    Данное занятие можно проводить как в начальных классах, так и 5-м классе. В ходе занятия ребята задумываются о том, что учитель – тоже человек, и он имеет право на чувства. Во время обсуждения необходимо уделить некоторое внимание чувствам учителя по отношению к тем, кто нарушает правила поведения на уроке. После этого занятия учащиеся откроют для себя причину раздражения учителей. Можно задать вопрос: «Можно ли платить за добро злом? Учителя, которые вас учат, дарят вам новые знания. Можно ли разжигать в душе человека страдания и боль, думая только о сиюминутных желаниях и капризах?»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Классный час «Как я могу помочь учителю?»

    Цель : формировать культуру общения между учащимися и учителем и потребность соблюдать нормы поведения в школе.

    1. Приветствие.
    1. Сообщение темы классного часа. Фронтальная беседа.

    Сегодня мы будем говорить о том, как может каждый из вас, учащихся 2-го класса, помочь учителю. Выскажитесь, пожалуйста. (выслушиваются индивидуальные ответы: раздать тетради, стереть с доски, внимательно слушать и т.д.)

    1. Проблемный вопрос и выдвижение версий.

    А поможете ли вы учителю, если будете соблюдать правила поведения в школе, на уроке? (Да, наверное, поможем) Давайте проведём научное исследование. Как настоящие учёные выдвинем версию В – (соблюдая правила, мы помогаем учителю), проведём эксперимент Э и определим правильность или ошибочность нашей версии – сделаем вывод В . (В-Э-В)

    1. Проведение эксперимента.

    Начинаем эксперимент. Давайте сыграем в известную игру «Крестики-нолики». Если ваши крестики выстроятся в ряд по горизонтали, вертикали или диагонали, то вы выиграете. Сделайте сразу 3 хода, а я обещаю, что в любом случае выиграю у каждого из вас.

    Затем учитель проходит и зачеркивает крестики, ставит нолики и объявляет каждому: «Я выиграла!» При этом как бы не замечает неодобрительный шёпот ребят, пока не обойдёт всех учащихся.

    Что вы хотите сказать, что произошло?

    Дети говорят, что учитель поступил нечестно, не по правилам, при этом могут говорить на повышенных тонах.

    Я нарушила правила . А какие чувства это вызвало у вас? (Учитель спрашивает каждого учащегося и записывает на доске услышанное от ребят: обида, гнев, злость, желание отомстить …) А это светлые или тёмные чувства? (тёмные, некрасивые) Вам стало неприятно, вы почувствовали, что ваше хорошее настроение и надежду разрушили, сломали.

    1. Вывод о правильности версии.

    Подумайте, почему иногда учитель повышает голос? (Ребята единогласно сходятся во мнении, что это результат нарушения правил поведения в школе.)

    А какие чувства вы вызываете этим у учителя? (некрасивые, отрицательные) Давайте сделаем вывод: нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства окружающих. А, соблюдая правила, мы помогаем учителю. Наша версия оказалась верной . В-Э-В (+)

    1. Работа в группах по выработке правил поведения в школе.

    А какие правила необходимо соблюдать в школе? Поработаем в группах: обсудите и запишите на листочках 3-5 правил поведения в школе. (2 минуты)

    1. Обсуждение вариантов правил.

    Учитель вывешивает плакат, где нарисован ствол дерева и ветки.

    Предлагаю вам озвучить ваши правила и доказать их необходимость. 1-я группа, вам слово.

    Учащиеся обосновывают необходимость соблюдение таких правил как: слушать внимательно объяснение учителя, не опаздывать на уроки, регулярно выполнять домашние задания, уважать мнение другого и т.д.

    Ребята, принимаем эти правила? Кто согласен, поднимите руки. Приклейте листочки к нашему "дереву правил".

    Высказываются остальные группы.

    1. Итог занятия.

    Как же вы можете помочь учителю? (Соблюдать правила) Сегодня мы вырастили " Дерево правил" 2б класса. Соблюдая эти правила, вы помогаете учителю, одноклассникам и, в первую очередь, себе. Соблюдая эти правила, вы будете вызывать светлые чувства к вам со стороны учителя и окружающих, успешно общаться и приобретать друзей, становиться добрее и счастливее.

    1. Рефлексия. (Приём «Волшебный карандаш»)

    Понравилось вам проводить эксперимент?

    Какой вывод для себя вы сделали? (Выслушиваются ответы ребят)

    Экспериментальным методом вы самостоятельно смогли определить, как вы должны вести себя не только на уроке, но и в повседневной жизни. Прощаясь с вами, я хотела бы пожелать вам всегда помнить, что ваше хорошее настроение зависит только от того, умеете ли вы соблюдать правила.

    Данное занятие можно проводить как в начальных классах, так и 5-м классе. В ходе занятия ребята задумываются о том, что учитель – тоже человек, и он имеет право на чувства. Во время обсуждения необходимо уделить некоторое внимание чувствам учителя по отношению к тем, кто нарушает правила поведения на уроке. После этого занятия учащиеся откроют для себя причину раздражения учителей. Можно задать вопрос: «Можно ли платить за добро злом? Учителя, которые вас учат, дарят вам новые знания. Можно ли разжигать в душе человека страдания и боль, думая только о сиюминутных желаниях и капризах?»


    Работа классного руководителя с родителями

    (Подготовлено учителем начальных классов

    МБОУ-СОШ № 59 г. Тулы

    Бурковой Анной Александровной)

    Взаимодействие классного руководителя с родителями

    «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.
    Школа – это возвышенный дух, мечта, идея,
    которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя –
    и тут же реализуются.
    Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия,
    где приходят и уходят по звонку,
    зарабатывают – кто деньги, кто оценки
    и считают дни до отпуска
    и минуты до очередного звонка…
    Учитель призван реализовывать мечты детей…»
    А.А. Захаренко

    Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер., стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое.

    Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается навести порядок на собственной парте – нет перед глазами примера родителей, наводящих порядок в доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

    Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы и мероприятия этой работы – назову основные из них:

    1. Изучение семей учащихся.

    Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.

    Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня еще до знакомства с детьми - на первом собрании для родителей будущих первоклассников с анкеты, которую я раздаю родителям, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала

    сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”,

    но и вопросы, позволяющие мне узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.

    Особенности характера Вашего ребёнка”, “На что обратить внимание при общении с Вашим ребёнком”, “Медицинские показания”, “Какую помощь в учебно-воспитательном процессе Вашего ребёнка Вы можете оказать классу и школе?”

    Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре. Иногда я прошу принести медицинскую справку (или копию) с диагнозом и рекомендациями врача.

    Кириллу запрещены нагрузки на уроках физкультуры из-за проблем с суставами. Но сам Кирилл, остерегаясь насмешек со стороны одноклассников, продолжал заниматься с полной нагрузкой. Зная о его состоянии здоровья, нам совместно с мамой и учителем физкультуры удалось решить данную проблему, не причиняя моральных переживаний мальчику.

    Классный руководитель должен настроить родителей на откровенность и открытость при заполнении анкеты в целях создания более комфортного, психологически здорового климата, в котором будет находиться их ребёнок в школе. В свою очередь учитель берёт на себя обязательства по неразглашению переданной ему информации.

    В начале 1 классе большинство детей еще читать и писать не умеют, а уже во 2 половине 1 класса могут самостоятельно ответить на некоторые вопросы анкеты. (Во 2 классе заполняли на уроке дети, а дома на те же самые вопросы отвечали родители, а затем на собрании сравнили результаты)

    Например, “С кем ещё, кроме родителей, ты проживаешь в доме?” Прошу написать имена-отчества бабушек, дедушек; перечислить всех братьев и сестёр с именами, указать их возраст, чем они занимаются.

    Есть ли в доме животные, и какие?” Ребята с удовольствием описывают своих домашних питомцев, пишут клички любимцев. Ответ детей на этот вопрос может рассказать о многом.

    Чем ты любишь заниматься в свободное время? ” Здесь ребята рассказывают о кружках, которые они посещают, о своих хобби, любимом способе времяпрепровождения. Я сразу же обращаю внимание на тех детей, у которых эта строка анкеты осталась незаполненной. Как выяснилось в одном из таких случаев,

    Когда классный руководитель берёт новый класс и ещё совсем не знает своих учеников, то нет лучшего способа стать им другом, проявив интерес к тому, что волнует ребят в первую очередь.

    Владея информацией и правильно используя её, можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей”.

    От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.

    2. Работа родительского комитета.

    Все знают, что основная задача родительского комитета– содействовать школе в обучении и воспитании детей.

    В состав родительского комитета, по моему опыту, должно входить не менее 3-4 человек, из которых выбирается председатель. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.

    Родительский комитет избирается на первом же родительском собрании. На собрании я объясняю, что буду рада принять помощь всех родителей в любом её проявлении – в организации бесед с учащимися, экскурсий, походов, в постановке спектаклей; помощь, связанную с вопросами транспорта, мелкого ремонта, приобретения канцелярских товаров, озеленения класса, пришкольного участка и т.д.

    Встречи с родительским комитетом проводятся по мере необходимости. Связь между родителями осуществляется так называемым “кустовым методом”: каждый из членов РК связывается с несколькими родителями, которые в свою очередь, получив необходимую информацию от РК, обзванивают еще нескольких родителей. Для этого (с общего согласия) создается свой “телефонный справочник класса”. Контактный телефон классного руководителя есть только у членов РК, а их телефоны у родителей всего класса. Таким образом, любая информация, которую нужно довести до сведения родителей всех учащихся, может быть передана достаточно оперативно.

    Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся.

    Приглашая родителей принять участия в проведении какого-либо мероприятия, необходимо показать им насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы и вас.

    Многие родители часто сетуют на недостаток времени в деле воспитания своих детей, но нельзя возникающие проблемы объяснять только этим, ведь ребёнка воспитывает всё: отношение родителей к своей работе, друг к другу, их внешний вид, одежда, манера говорить и т.д. Поэтому родительский комитет и классный руководитель организуют индивидуальные беседы, выступления, на которых даются советы и рекомендации родителям, как с минимальной затратой времени правильно организовать воспитание ребёнка.

    Знания, умения, возможности членов РК используются не только в работе с родителями, но и, прежде всего, при взаимодействии с детьми. Они могут оказать большую помощь в подготовке художественной самодеятельности, в организации встреч и бесед с учениками, в проведении экскурсий.

    Родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники,: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Подготовка стенных газет, творческие недели по предметам, проектная деятельность, экскурсии.

    Не надо забывать благодарить родителей и членов РК за их помощь классному руководителю в учебно-воспитательном процессе. Это может выражаться в виде грамот, благодарственных писем, записей в дневнике ученика и просто доброго слова.

    3. Классные родительские собрания.

    Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа.

    Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

    Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив.

    С самого начала я ставлю перед родителями задачу обязательного посещения РС, любым членом семьи свободным в это время. Для того чтобы они имели возможность найти это время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам –

    во-первых, через ребёнка (запись в дневнике, возле которой надо расписаться), во-вторых, через РК по телефону., а в-третьих через сайт нашего класса

    К собранию надо обязательно готовиться заранее. Классный руководитель должен полностью владеть всей информацией (успеваемость, посещаемость, поведение, внеклассная работа) обо всех учениках класса, а не только по трудным учащимся.

    Перед РС я обязательно подхожу ко всем учителям - предметникам, беседую с ними о классе и учениках; подготавливаю отчеты и анализы различных тестирований, отзывов, сочинений детей, готовлю материал для минуток расслабления родителей (из детских сочинений и наши высказывания на уроках), пополняю фотоальбом класса новыми фотографиями, рассказывающими о школьной жизни ребят;

    Тематика родительских собраний

    Начальная школа

      Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.

      Режим дня и его влияние на качество обучения.

      Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.

      Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности.

      Роль игры в расширении кругозора ребенка.

      Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.

      Шалость и хулиганство - есть ли различия?

      Роль семьи в формировании личности ребенка.

      Способный ребенок - не дар природы. Неспособных детей нет.

      «Пути взаимопонимания: родители и дети , один из
      факторов успешности обучения
      »

      Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

      Как помочь ребенку учиться?

    Сценарий родительского собрания - предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов:

    Анализ учебных достижений учащихся класса.

    В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

    Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.

    Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников» из кондуита классного руководителя.

    Психолого-педагогическое просвещение.

    Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов.

    Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.)

    Оно состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

    Личные беседы с родителями.

    На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.

    Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания:

    заблаговременно пригласить родителей, иногда я рассылаю им персональные приглашения;

    Сообщаю на сайте о предстоящей встрече в интересной форме

    подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей;

    заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях.

    Собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.

    Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. В это году родители не раз принимали участи в подготовке и проведении собраний (анкетирование по теме;

    Выступление родителей о конкурсе проектов,

    выступление о том, как родители помогают организовать жизнь ребенка после школы)

    Советы классному руководителю по проведению собрания

    Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

    Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.

    Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

    Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

    Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

    Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

    Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

    Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

    В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

    Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

    Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

    Не стоит

    Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

    Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

    Давать негативную оценку всему классу.

    Переоценивать значение отдельных предметов.

    Избирать для общения назидательный тон.

    Не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми родителями о проблемах с трудными детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Лучше попросить родителей этих конкретных учащихся остаться для личной беседы с учителем.

    Классный руководитель должен показать родителям, что судьба их детей ему не безразлична, что он так же заинтересован в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.

    4. Индивидуальная работа с родителями.

    Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать.

    (Мама Вити редко посещала собрания, сам мальчик с большой неохотой участвовал в классных делах. Привлекла маму к оформлению газеты (она художник), затем мама сама стала проявлять инициативу, стала регулярно посещать собрания, вместе с сыном оформляет теперь его работы, учит рисовать его. И Вите тоже захотелось проявить)

    Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей.

    Переписка с родителями (по электронной почте и общие поздравления или сообщения на нашем сайте; есть форум для общения с родителями) - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

    Задать вопрос учителю родители смогут не выходя из дома. - он-лайн консультации с учителем

    Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать огонь в каждом ребенке.