Автор прославляет святых создавая идеальные образы. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии. постоянные эпитеты

Разделы: Литература

1) прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника.
2) развивать умение работать с текстом(работа с карандашом);
навык работы над анализом эпизода, умение составлять план текста по основным эпизодам;
3) обучение сопоставительному и сравнительному анализу работы над текстом (работа с таблицей).

Ход урока:

Ермолай-Еразм

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Цель урока:

  • Познакомиться с произведением древнерусской литературы.
  • Определить проблематику повести.
  • Выявить новаторство Ермолая-Еразма в создании характера героини.
  • Расширить понятие эпизода эпического произведения.
  • Развивать аналитические умения и письменную речь.

Опрос по пройденному материалу .

  • “Повесть о Петре и Февронии” – это фольклорное или литературное произведение? Почему?
  • Можно ли назвать это произведение житием?
  • Что значит “повесть”, почему это произведение называется повестью?

Анализ произведения.

К какому роду относится “Повесть о Петре и Февронии”?
  • Что значит эпический род? Главные его признаки?
  • Какие признаки эпического рода можно выделить в “Повести о Петре и Февронии”?
  • Что значит понятие “эпизод”?
  • Выделите основные эпизоды в произведении.
  • Работа с текстом произведения.
    (Выполнение и проверка домашнего задания)

    Основные эпизоды повести:

    • Проделки дьявола
    • Отчего смерть змея приключится.
    • Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
    • Агриков меч найден.
    • Змей убит.
    • Мудрая девушка из села Ласково.
    • Условие Февронии и исцеление.
    • Заговор против княгини Февронии.
    • “Дайте то, что я прошу!”
    • Прозорливость Февронии.
    • Возвращение в Муром и счастливое княжение.
    • “Приспело время преставления”.
    • Чудеса с телами Петра и Февронии.

    Анализ эпизода эпического произведения.

    1) Озаглавить эпизод.
    2)Указать, какое место этот эпизод занимает в произведении (в начале, в конце, главный или незначительный).
    3)Роль эпизода в раскрытии характеров или в развитии сюжета.
    4) Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.
    5) Есть ли в эпизоде пейзаж или описание интерьера, предметного мира; их роль.
    6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него характерно.
    7) Языковые особенности эпизода – анализ средств языка, используемых автором.

    НОВАЯ ТЕМА УРОКА

    Классное сочинение аналитического типа на тему “ Изображение человека в фольклоре и древнерусской литературе”. Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного.

    А. С. Дёмин

    Закрепление изученного материала.

    Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

    Основные особенности повести

    .
    • Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития.
    • Найдите признаки жития в повести.
    • Что вам напоминает начало повести?
    • Найдите другие признаки волшебной сказки в произведении.

    Работа в рабочей тетради.

    Признаки сказки Черты жития
    • Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра?
    • Как отвечает Феврония на вопросы слуги? Почему он ничего не может понять в словах дочери древолаза?
    • Найдите в тексте повести эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, её благочестие и верность.
    • Какое качество подчёркивает автор в её характере в первую очередь?
    • К кому обращается Феврония в трудные минуты?
    • Какие черты характера героини вы находите наиболее привлекательными?
    • Почему после её смерти происходят чудеса?

    Общий Воздух "Спас нерукотворный" с предстоящими вид. 1389

    .
    • “…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…”
    • Прочитайте финал повести.
    • Какое впечатление оно производит?
    • Найдите элементы этих жанров в структуре повести.

    Заполнить таблицу:

    Признаки сказки Черты жития
    1. Сказочный зачин.
    2. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.
    3. Есть сказочный герой змей-искуситель.
    4. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея.
    5. Есть загадки, хитроумные задания-испытания.
    6. Есть волшебные вещи: Агриков меч.
    7. Есть постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).
    1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
    2. Есть похвальное слово святым.
    3. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”.
    4. Чудеса, которые творит герой (Феврония исцеляет больных).
    5. Необычная смерть и посмертные чудеса.
    • Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.

    Найдите элементы этих жанров в структуре повести.

  • Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости.
  • Тема –
  • история любви.
  • Идея произведения
  • заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.

    Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии

    8 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев

    Поездка в Муром на праздник Петра и Февронии (07.07-08.07.2006г.)

    Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

    Областное государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся,

    воспитанников с отклонениями в развитии

    специальная (коррекционная)

    общеобразовательная школа-интернат v вида

    г. Зернограда Ростовской области

    Открытый урок литературы в 7 классе

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев»

    Подготовила и провела:

    Скидело О. С., учитель русского

    Технологическое сопровождение урока:

    информационные технологии, ИКТ;

    личностно-ориентированные технологии;

    технология воспитания духовной культуры;

    технология педагогического сотрудничества;

    технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

    Методы обучения:

    метод творческого чтения;

    иллюстративный метод;

    эвристический метод;

    поисковый метод;

    метод анализа и синтеза.

    1. Образовательная:

    ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских»;

    показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии;

    раскрыть образы святых Петра и Февронии;

    помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

    показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

    2. Развивающая:

    формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;

     развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;

     совершенствовать навыки характеристики героев.

    3. Воспитательная:

     воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;

     воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

     посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся.

    Словарная работа: святой, нравственность; митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивые, праведные, иночество, канонизация; сказка, повесть, житие; преподобный, блаженный, смиренный; милосердный.

    Оборудование урока:

     Рабочие листы;

     Компьютерная презентация к уроку.

     Выставка произведений древнерусской литературы и репродукций живописи (икон).

     Аудиозапись церковного песнопения.

     Аудиозапись песни «Петр и Феврония» в исполнении хора «Пересвет»..

     Фрагменты из фильма «Петр и Феврония. История любви и верности». Эпизоды «Гонец в доме Февронии», «Смерть Петра и Февронии».

    Ход урока

    Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!

    Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы

    Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.

    Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи – Слайд 1-7

    Как вы думаете, изображение на иконах - это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?

    (Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).

    Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей.

    Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.)

    Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. Слайд 8

    III. Сообщение темы урока.

    В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

    Сегодня на уроке мы впервые прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония. Слайд 9

    Тема нашего урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев. Слайд 10

    С этим произведением мы с вами уже познакомились.

    Цель нашего сегодняшнего урока: - рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; попробуем определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; попытаемся составить духовный портрет Петра и Февронии, что поможет нам понять нравственность прошлых веков и оценить идейное содержание повести.

    Работа с эпиграфом. Слайд 11

    Знаток древнерусской литературы Д. С. Лихачев говорил:

    Нравственность едина во все века и для всех людей.

    Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

    Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?

    (Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т. п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги мы можем многое найти для себя)

    Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория? Слово – Петелину В. и Юровой А. Слайд 12

    V. История создания повести. Индивидуальные сообщения уч-ся.

    (в костюмах средневековых русичей)

    Петелин: ХVI век… - время образования единого Русского государства.

    За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария (Слайд 13)по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался "Великие Четьи-Минеи" (Слайд 14) (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

    Старый г. Муром славился легендами. (Слайд 15)Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. (Слайд 16) Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Слайд 17 Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

    Юрова: Петр и Феврония – реальные исторические личности. Слайд 18 Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в в один день и час 25 июня 1228 года. Слайд 19

    «Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Слайд 20Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

    Ребята, в речи наших русичей встретились слова Слайд 21: митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.

    Давайте вспомним, что они означают?

    Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

    «Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.

    Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

    Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

    Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

    Канонизация – причисление к лику святых.

    Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

    Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий)

    VI. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в пр-и.

    Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Слайд 22 Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения. Слайд 23-1

    Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)

    Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное произведение с установкой на вымысел)

    Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)

    Дайте определение повести.

    Повесть - эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.

    Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)

    Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)

    Назовите виды житий. (Виды:-«мученичество», описывающее мученичество и смерть святого;

    Житие-биос (описывает жизнь святого от рождения до смерти)

    Какую структуру имели жития?

    Жития имели определенную структуру:

    Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

    Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.

    Завершалось житие похвалой святому.

    А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты сказки, повести и жития вы нашли в произведении?

    Перечислите сказочные элементы этой повести.

    Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

    Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

    Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

    По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

    Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

    Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

    Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

    Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).) Слайд 23-2

    Какие черты повести присутствуют в произведении?

    исторически точны названия мест;

    рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

    детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/. Слайд 23-3

    Назовите черты жития в этом произведении.

    Какими эпитетами автор награждает героев? Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.-Что означают слова «блаженный», «преподобный»и «смиренный»?

    Блаженный – благой, добрый.

    Преподобный - святой из монашествующих.

    Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.

    Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

    Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями). - Слайд 23-4

    В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

    Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т. к. рассказывается о жизни святых.)

    Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»? Слайд 24 (Пр-е не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога.)

    Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя бога. Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера. Слайд 23-5

    VII. Характеристика образов главных героев.

    Перейдем к анализу худ. образов. Цель нашей беседы - составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии (Слайд 24), что поможет нам понять идейное содержание «Повести…» и лучше справиться с домашним заданием - творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

    Откройте тетради. Запишите тему урока. Разделите тетрадный лист на 2 равные части. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, в правой - все положительные черты Февронии.

    Характеристика Петра

    Обратимся к образу Петра.

    Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.

    (Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

    Что мешает ему поступить иначе?

    (Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

    Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии.)

    Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

    Быть невысокомерным, значит быть какаим? (Кротким, смиренным)

    Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

    Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

    Обладает ли ими Петр? Запишем их.

    Какие еще черты раскрываются в характере Петра? (Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

    Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.

    Возможно это вас заинтересует:

    1. Загрузка... Разработка открытого урока литературы в 5 классе. Тема урока: Биографические мотивы стихотворения А. С.Пушкина «Няне». Ход урока. Звучит музыка Г. Свиридова к повести «Метель»....
    2. Загрузка... КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ. Тема: «Resume writing” ЦЕЛЬ: формирование практических навыков владения письменной речью: написание резюме. ЗАДАЧИ: Обучающие: ознакомление учащихся с...
    3. Загрузка... Тема урока: «Три склонения имён существительных» (первый урок). Урок разработан для учащихся 5 класса с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые расстройства и...

    Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя Д. С. Лихачёв.

    “Повесть о Петре и Февронии Муромских” была написана в конце 40-х годов XVI века известным в то время писателем и публицистом, впоследствии принявшим монашество под именем Еразма.

    Жанр (от фр. Genre – род. вид) Исторически сложившийся тип литературного или фольклорного произведения (сказка, рассказ, драма и т.п.) Жанр (от фр. Genre – род. вид) Исторически сложившийся тип литературного или фольклорного произведения (сказка, рассказ, драма и т.п.)

    Жанры древнерусской литературы летопись повесть слово апокриф хождение житие-прославление жизни святого (агиография)

    Основа Житий реальные биографии исторических лиц

    НО! Идеальные образы создавались так:

    условные биографии в соответствии с традиционной схемой:

    1. рождение от благочестивых родителей 2. раннее монашество 3. религиозный подвиг 4. блаженная кончина и чудеса у гроба 5. похвальное слово святому

    Каковы же обязательные элементы жития святого? Обязательное славословие в честь Бога, которым начинается житие. Похвала самому святому. Рассказ о чудесном рождении святого. В житии обязательно описывают чудеса святого. Заканчивается житие тоже прославлением Бога.

    Сюжет жития Особенности изображения святого В основе сюжета - рассказ о жизни человека, прославленного Церковью в лике святых. Основное назначение жития состоит в том, чтобы обосновать причину признания этого человека святым, описать его подвиги во славу веры и Церкви. В житии нет движения, роста, становления характера. Он свят уже с момента рождения, он - избранник Божий. И в этом смысле он не имеет биографии, автору нечего рассказывать.

    Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»: повесть, сказка? житие? “Повесть о Петре и Февронии Муромских” была написана в конце 40-х годов XVI века известным в то время писателем и публицистом, впоследствии принявшим монашество под именем Еразма. Найдите в произведении черты жития или элементы сказки.

    Работа в группах Черты жития 1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Есть восхваляющие эпитеты: Петр - благочестивый, святой; Феврония - святая, преподобная, преблаженная, блаженная). 2. Есть похвальное слово святым. 3. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”. 4. Чудеса, которые творит герой (например, Феврония исцеляла больных). 5. Необычная смерть и посмертные чудеса.

    Признаки сказки 1. Сказочный зачин.2. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая - на сказку о мудрой деве. 3. Есть сказочный герой - змей-искуситель. 4. Добро побеждает зло, так как Пётр побеждает злого змея. 5. Есть волшебные вещи: агриков меч. 6. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. 7. Есть хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить рубаху из пучка льна и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). 8. В языке «Повести» есть постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

    В этом произведении есть и элементы волшебной и бытовой сказки, и элементы жития, и элементы исторической повести. «Повесть» между тем совсем не сказка. Что же? Житие. Но особое. Не об избранных. Оно о том, как каждый может, а точнее, будет вынужден стать святым. Бог принуждает. Принуждает тех, кто Его любит (или способен полюбить) и не сопротивляется ответной Любви. От традиционных житий, написанных строго по канону, его отличает занимательность сюжета и повествования, своеобразный психологизм, фольклорный подтекст, сказочный характер фантастики и многое другое. Этим объясняется, что часто творение учёного монаха Ермолая-Еразма называют не житием, а повестью. И всё же если это и повесть, то повесть житийная.

    Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

    Тема Идея Пафос Тема - история любви, а не жизнеописание святого, нет описаний страданий. Тема идеальной супружеской жизни в миру и муд - рого управления государством. Идея не религиозная, она не в том, чтобы показать идеал праведника, истинного служителя Бога. Идея в том, что любовь - это великое, всепобеждающее чувство. Пафос - утверждающий силу любви, а не только прославляющий святого. В композиции нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога, о служении Богу.

    Композиция Первая часть - повествование о подвиге Петра. Какой подвиг он совершил? Он отыскивает чудесный меч и бесстрашно вступает в схватку с врагом. Перед нами - тип поведения мужчины-христианина в критической ситуации: он не задается вопросом, стоит ли защищать брата-князя, беззащитную женщину и само княжество, раз пришла беда, его удел - борьба. Недаром Петр в поисках чудесного меча обращается к Богу, и именно в храме чудесный отрок (ангел) указывает на местонахождение оружия - в алтарной церковной стене. . Иными словами, меч освящен и храним Божиими силами.

    Меч-кладенец Агриков меч Меч-кладенец - наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебными и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника. Мечом-кладе нцом многие богатыри Убивализлобных и опасных змеев.

    Вторая часть - повествование о подвигах Февронии, дочери простого рязанского древолазца (бортника).

    Выделите основные эпизоды в произведении Проделки дьявола. Отчего смерть змея приключится. Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча. Агриков меч найден. Змей убит. Мудрая девушка из села Ласково. Условие Февронии и исцеление. Заговор против княгини Февронии. “Дайте то, что я прошу!” Прозорливость Февронии. Возвращение в Муром и счастливое княжение. “Приспело время преставления”. Чудеса с телами Петра и Февронии.

    Анализ эпизода Композиция эпизодов Композиция первого рассказа повести: Зачин: змей летает к жене князя Павла. Завязка: выясняется, что убить змея может только князь Петр. Он должен убить змея, имеющего облик его брата. Развязка: после удара мечом змей является в своем настоящем облике. Концовка: князь Петр заболевает.

    Работа в группах Составьте композиционные планы других эпизодов и подготовьте их сжатый пересказ Композиция третьего рассказа: Зачин: бояре недовольны низким происхождением княгини. Завязка: бояре требуют изгнания Февронии; она получает разрешение уйти вместе с князем; князь соглашается. В пути князь Петр начинает сомневаться, правильно ли он поступил, оставив Муром. Развязка: на следующий день нагнавший Петра и Февронию посланец Мурома просит их вернуться. Концовка: Петр и Феврония возвращаются в Муром и правят в нем до конца дней своих.

    Как вы представляете жизненный путь князя Петра? Пётр проходит в повести сложный путь духовного обновления. Путь исцеления главного героя «Повести» может быть представлен следующей парадоксальной, казалось бы, схемой: жениться = смириться = исцелиться душой = исцелиться телом. Действительно, герой одерживает победу над внешним злом мира, воплощённым в образе змия-искусителя, во имя чести брата, а святой - над внутренним злом гордыни во имя достоинства человека, всякого человека, человека как такового.

    Какой главный подвиг совершил Пётр во второй части повести? Вторая часть посвящена уже не воинскому подвигу и поединку с внешней силой зла, в ней главным оказывается духовная победа над своей греховностью и постепенное не физическое, а духовное исцеление. “Развитие сюжета повести - это ступени, этапы постепенного нравственного прозрения Петра, уходящего из мира земных страстей в мир вечных истин” Н.С. Демкова.

    Как помогла Февронья Петру одержать духовную победу? Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе: не случайно она предстаёт при первой встрече занятой ткачеством, а перед смертью занята вышиванием, это косвенно подчёркивает её связь с судьбой. Но её всеведение обеспечено не колдовским даром, а силой любви. Как пишет академик Д.С. Лихачёв: “Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зёрна священного ладана. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра” .

    Смысл притчевого эпизода жития - “чудесное оживление обрубков” Что символизирует этот эпизод? Буквальный смысл этого эпизода заключается в подтверждении чудодейственного дара святой девы Февронии, ибо действует она не по своему разумению, а по Божьему соизволению. Аллегорический - свидетельствует о том, что изгнанничество Петра и Февронии завершится возвращением в Муром и восстановлением княжеского титула и княжеской власти, как возвращается жизнь обрубкам. Символический, вбирающий другие значения, указывает на то, что, всё потеряв в жизни сей, Пётр и Феврония обретут жизнь вечную, ибо смерть для них - это путь к бессмертию. И всё-таки до последнего предела чудо это так и остаётся тайной.

    Пётр и Феврония, избравшие друг друга раз и навсегда, умолили Бога, “чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из камня два гроба, имеющих между собой тонкую перегородку”.

    “Неразумные люди” этого, конечно, не поймут и попробуют похоронить отдельно, ибо незадолго до смерти Пётр и Феврония приняли монашество, а следовательно, дали обет безбрачия. Но Бог судил иначе. “И снова утром оказались святые в едином гробе”, - торжествуя, повторит Ермолай-Еразм. Великая сила удерживает их в едином поле Любви.

    Примерно через 300 лет после их смерти Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых, а ныне их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

    Множество богомольцев посещают Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, чтобы поклониться честным мощам святых Петра и Февронии, которые по воле Божией покоятся во едином гробе.

    Тест И когда хотели слуги грузить их имущество с берега на суда, из города Мурома пришли вельможи и стали говорить: "Господин князь! От всех вельмож и от всего города пришли мы к тебе, не оставь нас сиротами и возвращайся на отчий престол. Многие вельможи погибли в городе от меча. Каждый из них хотел править, и сами себя губили. А оставшиеся в живых вместе со всем народом молят тебя, говоря: господин князь, прогневали мы тебя и раздражили, поскольку не хотели, чтобы княгиня Феврония господствовала над нашими женами, ныне же мы, со всеми домами своими, рабы ваши, и хотим вас, любим и молим, не оставьте нас, рабов своих!" Блаженный же князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И державствовали в городе том, живя по всем заповедям Божиим без порока, пребывая в непрестанных молитвах, и были они милостивыми ко всем людям, под их властью находящимся, словно чадолюбивые отец и мать. Всех они одинаково любили, не терпели ни гордости, ни притеснений и богатств тленных не берегли, но от Бога богатели. Были они городу своему истинными пастырями, а не наемниками. Правили городом своим истиной и кротостью, а не яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.

    А1. Что такое житие? 1) историческое повествование, которое велось по годам 2) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально- исторических событиях 3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью 4) литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе. А2. Что произошло после того, как князь и княгиня Муромские покинули Муром? город стал процветать в городе начались междоусобицы 3) ничего не изменилось 4) в город ворвались враги.

    А3. Объясните значение слова «тленные». А4. В словосочетаниях «были милостивыми», « блаженный князь», «блаженная княгиня», « богатств тленных», « истинными пастырями» выделенные слова являются: 1) метафорами 2) олицетворениями 3) эпитетами

    Задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объема. Выполняя их, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос (примерный объём – 3–5 предложений) с опорой на текст. Избегайте пространных вступлений и характеристик Б1. Какой эпитет использует автор для характеристики Петра и Февроньи? Раскройте значение этого слова. Б2. Как вы понимаете смысл слов: «Правили городом своим истиной и кротостью, а не яростью»?


    МОУ «Бессоновская средняя общеобразовательная школа

    Белгородского района Белгородской области»

    Урок литературы

    « Нам сердце сохранит любовь и верность»

    (по «Повести о Петре и Февронии Муромских»)

    С.Бессоновка

    Тема урока : «Нам сердце исцелит любовь и верность» (по "Повести о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма»)

    Цель : показать значимость «Повести о Петре и Февронии Муромских» в формировании нравственных семейных ценностей

    1. Образовательная:

    определить проблематику повести;

    определить приемы создания художественного человека Древней Руси;

    совершенствовать навыки характеристики героев.

    2. Воспитательная:

    воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и в любви, умение прощать;

    воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку.

    3. Развивающая:

    развивать логическое мышление, устную и письменную речь, коммуникативные способности (работа в группах);

    формировать навыки исследовательской работы.

    Тип урока: урок – исследование (с использованием интерактивных приемов)

    Словарная работа: блаженный, праведный, благочестивый, благоверный, рака с мощами.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

    Домашнее задание (предварительное): задания для групп,индивидуальные.

    Урок сопровождается мультимедийной презентацией

    Приложение 1

    Ход урока

      Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости.

      Подход к теме урока. Интрига.

    Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остаётся неизменным?

    А что, на ваш взгляд, главное в жизни?

    А вот что думают об этом столь разные люди, жившие в разные эпохи – блаженный Августин (4-5 вв. н.э.) и академик Д.Лихачёв (20 в.)

    Эпиграфы:

    Все добродетели ни что иное, как любовь в разных видах.

    (блаженный Августин)

    Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

    (Д.Лихачёв )

    Обратите внимание на тему нашего урока. Она звучит так: «Нам сердце исцелит … и …». Запишите её в тетради.

    Ребята, что значит глагол «исцелять» и кого называют «исцелителем»? Заглянем в словарь В.Даля

    *Исцелить – освободить кого – либо от болезней, вылечить, возвратить здоровье.

    Исцелитель – исцеляющий кого – либо. (В. И. Даль)

    Что может исцелить сердце человека?

    Расскажите друг другу в парах.

    Напишите варианты ответов на лепестках.

    Мы с вами вернемся к вашим ответам чуть позже и сможем восстановить тему сегодняшнего урока: «…Нам сердце исцелит…..и ……». Произведение, которое поможет нам ответить на эти и другие вопросы, - одно из самых любимых и самых читаемых произведений древнерусской литературы 16 века – «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая – Еразма.

    Цель урока: Сегодня на уроке мы поговорим о человеческих отношениях, попытаемся понять, что же хотел сказать нам автор, какие проблемы волновали писателя далёкого прошлого, определим каков жанр этого произведения.

    III . Учебное исследование. Выступления групп.

    Для решения намеченных задач позвольте открыть заседание Ученого совета. Членами Ученого совета являются литературоведы, лингвисты, историки, искусствоведы. Каждая группа получила свою тему для исследования. С результатами нас познакомит каждая группа.

    Повесть является одним из шедевров древнерусской литературы, она вошла в сокровищницу мировой культуры и имя автора её должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья.

    Кто же написал это произведение? Какова его предыстория?

    Слово нашим историкам.

    1.Выступление «историков».

    Перенесемся в далекий ХVI век - время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное - 12 огромных томов - собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось "Великие Четьи-Минеи". Минеи от mineos (греч.) – месяц.

    А четьи - ежемесячные чтения. В "Великих Четьи-Минеях" по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: "Не стоит город без святого, селение - без праведника". И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священник Ермолай получил поручение написать житие о муромских святых Петра и Февронии.

    Кто они такие – князь Петр и княгиня Феврония? Знает ли история такие имена?

    Мы выяснили, что летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским князем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Ермолай – Еразм литературно обработал местные предания о Петре и Февронии и легенды о летающем змее – оборотне и мудрой деве. Однако кроме названия, г. Муром встречаются другие исторические реалии.

    Давайте мы с вами вспомним, какие же исторические объекты встречаются в повести? Я говорю название, а ваша задача вспомнить, с каким героем связано или в каком эпизоде встречается:

    Село Ласково Рязанской земли

    Церковь Воздвижения честного и животворящего креста

    Соборный храм Перечистой Богородицы

    Городская соборная церковь Рождества Святой Богородицы.

    Таким образом, рассмотрев исторические реалии, мы убеждаемся в том, что автору было важно подчеркнуть достоверность тех событий, о которых он говорит в своем произведении.

    IV .Выступление «литературоведов».

    Как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в изборник «Великие Четьи – Минеи». Почему?... Ответ – в исследованиях творческих групп учащихся – литературоведов, которые работали над выявлением особенностей жанра данного произведения: «Сказка? Житие? Повесть?»

    1 группа литературоведов – сказка

    Сказка – фольклорное произведение с установкой на вымысел.

    Прочитав «Повесть о Петре и Февронии», мы выявили следующие черты сказки:

    Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

    Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.

    Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

    По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

    Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

    Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

    Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

    Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

    Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.

    Но необходимо отметить, что с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых.

    2 группа литературоведов – житие

    Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. То есть житие – это жизнеописание святых.

    Жития имели определенную структуру:

    Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

    Основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.

    Завершалось житие похвалой святому.

    «Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития – это художественная биография людей, причисленных церковью к лику святых.

    В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра:

    Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им… Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо по смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»

    Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

    Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).

    Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

    В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

    Но, как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (лишь финал – классический образец жития).

    3 группа литературоведов – повесть

    Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:

    Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

    Герои повести – реальные люди.

    Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке подобные задания выполняются с волшебной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукавое задание отвечает не менее лукавым.

    Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…». Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

    На первый план выдвигается личность крестьянки

    Тема социального неравенства

    История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

    Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести!

    Итак, каков жанр этого произведения? Это фольклорное или литературное произведение?

    Запишите вывод в тетрадях: «Для создания образов Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие».

    V . Анализ повести.

    1. Возвращение к теме урока.

    Ребята, вы внимательно, вдумчиво прочитали повесть. Как вы думаете, о чём она?

    Давайте мы восстановим слова, пропущенные в названии темы. Сделать это вы сможете, решив кроссворды, которые лежат у вас на партах. (Решение кроссвордов).

    Готовы? Какие ключевые слова у вас получились? (любовь и верность).

    2. Образы Петра и Февронии .

    Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее всего для автора.

    Какими же качествами характера надо обладать человеку, чтобы память о нём жила в веках?

    Из предложенных черт характера выберете те, которые раскрываются в характере Петра; в качестве доказательства подберите те поступки героя, которые подтверждают эти качества в герое.

    Смелость, храбрость

    Религиозность

    Кротость и верность заповедям Божьим

    Мудрость

    Любовь и верность близким

    Умение прощать

    Итак, мы выяснили, характер Петра раскрывается в поступках, в отношении к другим людям.

    С помощью каких предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра?

    * Круг, лестница, тропа.

    Н. С. Деменкова считает, что «развитие сюжета – это ступени, этапы нравственно прозрения Петра, уходящего из мира земных страстей мир в вечных истин». Я соглашусь с этой точкой зрения, потому что Петр проходит путь физического и духовного исцеления благодаря Февронии. Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость.

    Кто же помогает герою исцелиться от этого недуга?

    В чем заключается загадка Февронии? Характер главной героини многогранен. Характеристика Февронии Подтверждение из текста

    Чудесный дар

    Верность

    Нравственная чистота

    Способность самоотверженно любить

    В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость девушки. На мудрость девушки обращает внимание гонец, который ищет врача для своего князя. Что увидел гонец, когда вошёл к ней в дом?

    В этом эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей. Феврония Муромская не единственная в истории христианства святая дева, имевшая ручного зайца. (выступление искусствоведа об иконографии Февронии и Св. Милленгелы Уэльской).

    Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии – она сидит за ткацким станком и ткет холст. Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Многие древние народы делали хозяевами и хранителями судеб не богов, а богинь, сидящих за прялкой или ткацким станком. В фольклоре многих народов нить символизирует человеческую судьбу. Отсюда выражение – «нить судьбы». Перед смертью Феврония вышивала для храма Богородицы «воздух» для святой чаши. Но «нить судьбы» должна была прерваться, так как Петр и Феврония умирают в один день.

    Феврония также характеризуется через поступки. Одним из средств создания художественного образа Февронии становится деталь. Эта ещё одна особенность этого произведения, ведь в традиционном житии нет деталей, автор избегает определенности, точности.

    Как вы думаете, что символизирует чудесное возрождение срубленных для костра деревьев?

    * Во – первых, подтверждается чудодейственный дар святой девы Февронии, во – вторых, изгнанничество Петра и Февронии завершится возвращением в Муром и восстановлением княжеского титула.

    Академик Д. С. Лихачев отмечал: “Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зёрна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра”

    Если мы с вами сравним её жизненный путь с теми же предметами, то какой предмет вы выберете?

    *Он учил ценить людей не по происхождению, а по их поступкам.

    Как отвечают супруги на козни бояр, не взлюбивших новую княгиню за низкое происхождение?

    * И Петр, и Феврония уходят из города. Для Петра верность таинству брака оказывается выше княжеских привилегий.

    Какие человеческие пороки заставляют бояр так поступить с правителем?

    * Зависть, злоба, лживость, мстительность.

    Последовало ли за черными делами наказание бояр?

    Да. «… Многие вельможи в городе погибли от меча, каждый хотел править, и сами себя погубил…»

    А раскаяние?

    * «…Не оставляй нас беззащитными, но вернись в свое отечество!.. Если прогневали тебя и рассердили…теперь же …рабы мы ваши, хотим, и любим, и умоляем, не оставьте нас…»

    3. Выступление лингвистов.

    * Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.

    Что означают слова «блаженный», «благочестивый», «преподобный»?

    Какие приемы создания художественного образа помогли нам постичь образы святых?

    * Характер персонажей, который раскрылся в поступках, в отношении к другим людям, художественная деталь, сопоставление героя с другими героями, авторская оценка.

    Какой эпизод в тексте подтверждает неиссякаемую силу любви Петра и Февронии?

    * Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти. - На московском церковном соборе в 1547 году Петр и Феврония были канонизированы, то есть причислены к лику святых. Есть две чудотворные иконы Петра и Февронии – в Спасо – Преображенском монастыре в Муроме и в храме Малого Воздвижения в Москве. Икону святых попыталась постичь наш искусствовед.

    4.Выступление искусствоведа: анализ иконы.

    Итак, завершаем заседание нашего Ученого Совета. Все исследования были представлены.

    VI . Заключительное слово учителя.

    Среди всех житий русских святых «Повесть о Петре и Февронии Муромских» сияет особым светом. Нет у русского народа другого столь же поэтичного и поучительного рассказа о супружеской любви и верности. Муромское предание о любви князя и крестьянской девушки, расцветшее под пером церковного писателя Ермолая-Прегрешного, стало самым любимым чтением русских людей. Повесть, отразившая идеал христианского брака, названа «жемчужиной древнерусской литературы» и вошла в сокровищницу мировой культуры.

    VII . Итог урока. Выводы.

    В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней? Выводы запишите в тетради: Основная идея повести- торжество веры, мудрости,разума, добра и любви. Основные человеческие ценности, утверждаемые в повести- любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

    Что же, по вашему мнению, помогает исцелить сердце человека? (чтение записей)

    Что помогло Февронии исцелить сердце Петра? (Любовь и верность).

    А что вы написали на своих лепестках? (Чтение записей).

    Давайте соберем ваши лепестки в один цветок – ромашка. Как вы думаете, имеет ли этот обычный полевой цветок какое – то отношение к нашему уроку?

    VIII . Сообщение о Дне семьи, любви и верности.

    8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром: и те, кто только решили вступить в брак, и те, кто только пришел поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

    Летом этого года икона святых Петра и Февронии побывала во многих русских городах. Один из ваших одноклассников видел эту икону и скажет несколько слов о своих впечатлениях. (Выступление ученика).

    IX . Рефлексия.

    К помощи святых прибегают, чтобы обрести семью, сохранить любовь, вырастить детей. Глядя на огонёк свечи, горящей перед иконой святых Петра и Февронии, вы можете мысленно попросить о настоящей любви, о здоровье и благополучии своих родных и близких.

    Поклоняемся вечным святыням,

    И любовь наша к миру чиста.

    Сердце русское верит и ныне-

    Мир жестокий спасет красота.

    Какая красота? (Духовная)

    О духовной красоте говорит Ермолай – Еразм в «Повести о Петре и Февронии Муромских», о духовной красоте поется в песне.

    Слушание песни «Петр и Феврония» (исполняет хор «Пересвет»)

    X . Домашнее задание.

    Сочинение – рассуждение «Что привлекает читателей в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского жития?»

    Цель : -показать значимость “Повести…” в формировании нравственных семейных ценностей;

    Поднятие престижа института семьи;

    Профилактика асоциального поведения в молодёжной среде.

    Задачи:

    Совершенствовать умения учащихся анализировать прочитанное: выразить собственное суждение, раскрыть авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать монологическую речь.

    Прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника.

    Воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность в дружбе и любви, умение прощать.

    Формировать навыки исследовательской работы.

    Ход урока

    I.Слово учителя

    Добрый день! В последнее время стало очень модным отмечать день святого Валентина– покровителя влюбленных. Но ведь в русском православном календаре есть свой День влюбленных – 8 июля, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Жизнь Петра и Февронии - история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

    С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который объявлен годом семьи. Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.

    Обращение к эпиграфу урока:

    Ф. Адлер говорил: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества».

    Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку?

    А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность…)

    Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?

    Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X в. по XVII в.)

    Сегодня мы погрузимся в мир древнерусской литературы - спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век…

    На прошлом уроке мы познакомились с содержанием «Повести о Петре и Февронии Муромских», а сегодня обратимся к произведению еще раз, чтобы понять, что же хотел сказать нам автор, какие темы поднимает в повести, какие проблемы волнуют писателя далекого прошлого.

    Первая часть нашего урока пройдет в виде защиты ваших презентаций, которые вы самостоятельно приготовили в группах или историков, или литературоведов.

    Оценивать ваши проекты будет экспертный совет (три ученика), у которых есть лист с критериями оценки презентации. После защиты ваших проектов им будет предоставлено слово.

    II. Защита презентации группы «историков»

    - «Повесть о Петре и Февронии» является одним из шедевров древнерусской литературы, и имя автора ее должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья.

    Кто же написал это произведение? Какова его предыстория? Слово – нашим историкам.

    Результаты исследовательской работы представит руководитель группы «историков»

    ХVI век - время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное - 12 огромных томов - собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось "Великие Четьи-Минеи".

    В "Великих Четьи-Минеях" по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: "Не стоит город без святого, селение - без праведника". И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священнику Ермолаю, писателю и публицисту, было поручено написать житие о муромских святых Петре и Февронии.

    Читая произведение, мы обратили внимание, что автор пишет: «В одно время приняли они монашество и облачились они в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией».

    Нас заинтересовал вопрос: «Князь Петр – истинный герой или был прототип?»

    Муром славился легендами. Самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. До сих пор неизвестно, кого можно назвать прототипами героев. Но чаще всего, как мы выяснили, прототипом героя повести, князя Петра, называют князя Давида Юрьевича, правившего Муромом в начале 13 века. Он женился на крестьянке Ефросинии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Брак князя с простой крестьянкой вызвал злобные наветы, но супруги счастливо прожили до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в 1228 году.

    Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была написана после канонизации, то есть причисления к лику святых, Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней сохранилось 150 списков этого произведения.

    Защита презентаций групп «литературоведов»

    III. Работа творческих групп с текстом: «Сказка? Житие? Повесть?»

    Как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи» (ежемесячные чтения). Почему? Ответ - в исследованиях творческих групп учащихся – литературоведов, которые работали над выявлением особенностей жанра данного произведения.

    В ходе выступления ученики заполняют в тетрадях таблицу:

    Результаты исследовательской работы предоставят руководители каждой группы «литературоведов».

    1 группа литературоведов сказка

    Сказка – фольклорное произведение с установкой на вымысел.

    Прочитав «Повесть о Петре и Февронии», мы выявили следующие черты сказки:

    Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

    Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.

    Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

    По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

    Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

    Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

    Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

    Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

    Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.

    Но необходимо отметить, что с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых.

    2 группа литературоведов – житие

    Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. То есть житие – это жизнеописание святых.

    Жития имели определенную структуру:

    Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

    Основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.

    Завершалось житие похвалой святому.

    «Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития – это художественная биография людей, причисленных церковью к лику святых.

    В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра:

    Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им… Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо по смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»

    Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

    Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).

    Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

    В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

    Но, как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (лишь финал – классический образец жития).

    3 группа литературоведов – повесть

    Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:

    Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

    Герои повести – реальные люди.

    Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке подобные задания выполняются с волшебной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукавое задание отвечает не менее лукавым.

    Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…». Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

    На первый план выдвигается личность крестьянки

    Тема социального неравенства

    История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

    Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести.

    - Итак, каков жанр у этого произведения? “Повесть о Петре и Февронии” – это фольклорное или литературное произведение? Можно ли назвать это произведение житием?

    Делается вывод по определению жанра: житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

    IV. Обобщающая беседа.

    Словесное рисование : К каким эпизодам повести вы бы сделали рисунки? Почему именно к этим? Что бы вы хотели сказать своими иллюстрациями?

    (Мудрая девушка из села Ласково. Условие Февронии и исцеление. Заговор против княгини Февронии. “Дайте то, что я прошу!” Прозорливость Февронии. Возвращение в Муром и счастливое княжение. “Приспело время преставления”. Чудеса с телами Петра и Февронии.)

    Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее всего для автора.

    Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

    Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица.

    Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

    Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

    В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

    В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

    Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

    Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

    Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.

    Сочинение-миниатюра: «Как меня изменила “Повесть о Петре и Февронии Муромских”?» (2-3 предложения).

    V. Слово учителя.

    Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, делаем жизнь свою более наполненной, познаем свой смысл в ней.

    Чтение отрывков из сочинений-миниатюр.

    VI. Подведем итоги.Рефлексия.

    Чем запомнился вам сегодняшний урок?

    Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

    О каких вечных темах мы говорили сегодня?

    Домашнее задание. Составить план сочинения-эссе: «Какие семейные ценности актуальны в наше время?»