Анализ стихотворения «Поет зима – аукает. Анализ стихотворения Есенина «Поет зима – аукает Поет зима аукает идея

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения С. А. Есенин «Поёт зима – аукает»

2 слайд

Описание слайда:

Поет зима - аукает, Озябли пташки малые, Голодные, усталые, Мохнатый лес баюкает И жмутся поплотней. Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою А вьюга с ревом бешеным Плывут в страну далекую Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. Седые облака. А по двору метелица И дремлют пташки нежные Ковром шелковым стелется, Под эти вихри снежные Но больно холодна. У мерзлого окна. Воробышки игривые, И снится им прекрасная, Как детки сиротливые, В улыбках солнца ясная Прижались у окна. Красавица весна

3 слайд

Описание слайда:

ЗИМА – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу. Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

4 слайд

Описание слайда:

Сергей Александрович Есенин Русский поэт еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает» , об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

5 слайд

Описание слайда:

Действительно, образ зимы, появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес» . Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые» . Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками» , которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

6 слайд

Описание слайда:

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется» , но «больно холодна» . А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней» , своей суровостью противостоит «ясной красавице весне» , снящейся пташкам, голодным и усталым.

7 слайд

Описание слайда:

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна, который видят несчастные замерзшие воробышки.

8 слайд

Описание слайда:

Метафоры: зима поёт, аукает, баюкает лес; стозвон сосняка; облака плывут с тоской глубокою; метелица стелется шёлковым ковром; воробышки прижались; пташки озябли; вьюга стучит и злится; дремлют пташки; снится весна Эпитеты: мохнатый лес; глубокая тоска; седые облака; метелица холодна, воробышки игривые; пташки голодные, усталые; бешеный рёв; пташки нежные; вихри снежные; прекрасная, ясная красавица весна; шёлковым ковром Неологизм: стозвон Сравнение: как детки сиротливые Антитеза: пташки – вьюга; вихри - весна

9 слайд

Описание слайда:

Олицетворения: зима аукает и баюкает; метелица ковром шелковым стелется; а вьюга злится все сильней. Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает» , об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно, образ зимы , появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес» . Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый» : наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи , которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые» . Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками» , которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется» , но «больно холодна» . А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней» , своей суровостью противостоит «ясной красавице весне» , снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна , который видят несчастные замерзшие воробышки.

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» - безусловно, чисто есенинская метафора . Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Эпитеты , в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер - шелковый, облака - седые, рев - бешеный, а весна - ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает» , «метелица ковром шелковым стелется» , а «вьюга злится все сильней» . Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение

Сергей Есенин

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает», об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно, образ зимы, появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес». Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками», которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется», но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней», своей суровостью противостоит «ясной красавице весне», снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна, который видят несчастные замерзшие воробышки.

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» - безусловно, чисто есенинская метафора. Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Эпитеты, в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер - шелковый, облака - седые, рев - бешеный, а весна - ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает», «метелица ковром шелковым стелется», а «вьюга злится все сильней». Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

«В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным». Так появляется в городе наш герой – Павел Иванович Чичиков. Давайте и мы, следуя за автором, познакомимся с городом. Все говорит нам о том, что это типичный губернский город царской России времен Николая II, город, чьих «близнецов» встречали мы во мно

Жодного великого митця не оминуло його кохання. Та й хіба тільки митця? Людині взагалі властиво любити. А кохання - це вінець любові. Просто кохання простої людини проходить непомітно для оточення, а ко­хання неординарної особистості уособлює вічність і безсмертя. Тож при- родньо, що кохання Йоганна Вольфганга Ґете не пройшло непомітно, а ви­лилось у творчості. А оскільки трагедія «Фауст» створювалася протягом тривалого часу, то її автор переживав у ці роки багато потрясінь, він знаходив і зрікався, любив і страждав. І невідомо, чи існувала б сама трагедія, якби її автор не пережив першого

Видатний український письменник В. К. Винниченко почав художню творчість в епоху соціальних бур і потрясінь - на початку ХХ століття. У літературі того часу теж ішли активні пошуки нового шляху до художньо­го осмислення дійсності. Реалізм уже не задовольняв вимогливого читача. «.Імпресіонізм, примітивізм, натуралізм, чорт-біс, все, що може найкраще обкреслити людину, давайте все сюди!» - устами свого героя Олафа Сте- фензона заявляє В. Винниченко. І справді, ознаки всіх цих стилів наявні у творах письменника, а найголовніша з них, - психологізм. Автор намагається проникнути в найглибші зак

«Поет зима - аукает» Есенина С.А.

Зима - суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели - каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение « » , об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно, образ зимы , появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя - в данном случае «мохнатый лес» . Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый» : наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ - жестокой мачехи , которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими - выглядят «воробышки игривые» . Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками» , которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется» , но «больно холодна» . А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней» , своей суровостью противостоит «ясной красавице весне» , снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну - с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна , который видят несчастные замерзшие воробышки.

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» - безусловно, чисто есенинская метафора . Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Эпитеты , в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер - шелковый, облака - седые, рев - бешеный, а весна - ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает» , «метелица ковром шелковым стелется» , а «вьюга злится все сильней» . Все это - отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического - наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Русский по натуре, Сергей Есенин любит и понимает красоту зимы. В деревьях, покрытых инеем, он видит не меньше красоты, чем в цветах. Эпитеты: "мохнатый лес", "седые облака", "ковром шелковым", «"с рёвом бешеным", "пташки нежные", "вихри снежные" и метафоры: стозвон сосняка, плывут облака, метелица стелется, в улыбках солнца – помогают передать восхищение и любование зимней природой. Олицетворения: зима поёт, аукает, лес баюкает, вьюга стучит и злится – делают изображаемое живым, чувствующим, звучащим.

В стихотворении С.А.Есенина природа дышит, действует, живёт. Она звенит голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручьёв. Природа может быть весёлой и грустной, радостной и печальной, она чувствует, переживает, злится. Поэт с помощью олицетворений изображает её живой, очеловеченной. Яркие эпитеты и метафоры делают пейзаж красочным, насыщенным, одухотворённым. Читая стихи Есенина, мы чувствуем его любовь и восхищение простой русской природой.

Природа для него – тот друг, чьё настроение совпадает с его собственным, он передаёт глубокие человеческие чувства через картины природы. Читая стихи С.А.Есенина, учишься выражать свои мысли красиво, образно, изящно, появляется желание сочинить стихотворение, передать в нём свои чувства.

Музыкально – теоретический анализ

Музыка эта вступает аttасса после предыдущего номера. Но между ними резкий контраст. Преобладание солирующего голоса сменяется господством хора и оркестра, нежнейшее истаивающее morendo - активным forte, тонкие акварельные звучания и краски, прозрачная фактура - плотной, массивной фактурой, раздумчиво-сосредоточенное Andantino - более активным Allegro non troppo; печально-любовное размышление о Родине отстраняется действенной картиной зимней вьюги - бешеной, злой, неистовой.

Наконец единству настроения первого номера с доминированием одной темы теперь противопоставлена резкая смена контрастных образов, хотя тематически и родственных. Главный из них - образ зимы, метелицы, злой вьюги. Сильный, грозный, он ассоциируется с образами расходившейся «силушки», разгулявшейся «волюшки», с богатырским образом русского народа. Музыка эта ярка и образна. Мелодию, состоящую из квартовых попевок в характере зовов, ведет в унисон мужской хор:

Оркестр поддерживает его, создавая картину разбушевавшейся зимней стихии. Следующие проведения еще динамичнее, сильнее. Включается в исполнение и женский хор.

Новый эпизод вкрапливается в композицию внезапно, образуя контрастную середину:

Жалобно звучит мелодия сопрановой партии хора, передающаяся затем тенорам, о сиротливых воробышках, голодных и озябших. При этом флейта-пикколо имитирует птичьи голоса, чириканье «пташек малых». Эпизод этот отстраняется новым проведением темы зимы, вьюги (росо ассеlеrаndо), образующей динамическую репризу первого раздела всего номера:

Тема звучит теперь fortissimo то у всего хора, усиленная еще более плотной и густой фактурой оркестра, и подводит к небольшому чисто оркестровому эпизоду - Allegro. Это картина метели, завывания ветра; завершая весь раздел, с особой грозной силой звучит тема зимы.

Заключительный раздел возвращает слушателя к среднему эпизоду. Опять сопрано ведут жалостно-сочувственную мелодию «И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные у мерзлого окна»:

Но вскоре доминирующим мотивом становится мечта о весне, о счастье. Светлой надеждой на приход «красавицы весны» и заканчивается эта часть:

Завершает трехчастную композицию хоровая кода, звучащая на «ррр»:

Свиридова отличает особая концентрация музыкальных средств, при которой устраняются все детали и подробности, остается только самое типичное, самое существенное.

В хоровых эпизодах кварта близка своей «изначальной» семантике: возглас, клич, призыв. В данном хоре квартовая интонация дается в самом начале определенно и рельефно, как тезис. Эта интонация выступаетс как основная и наиболее яркая интонация части:

Выразительность ее раскрывается лишь в контексте целого. Включенная в изобразительный фон, она создает пейзажное настроение. Энергия ямба образует суровый «скелет» мелодии».

В этой части цикла квартовая (квинтовая) интонация играет и конструктивную роль. Ею начинается и завершается почти каждая фраза. Частота ее звучания возрастает к кульминации и спадает в конце, растворяясь в нежных весенних звучаниях.

Композитор глубоко проникает в мир поэзии и создает собственную музыкально – образную концепцию на основе оригинального «прочтения» текста.

Распределение музыкально-тематического материала между хоровыми партиями распределяется достаточно равномерно. На протяжении практически всей формы сочинения звучит тутти хора, либо хоровые партии чередуются в своих репликах:

Основной темп сочинения : Allegro non troppo. Агогика сочинения получает широкое развитие. На протяжении всей формы темп неоднократно изменяется в ту или иную сторону. Заканчивается произведение не спеша, как бы устанавливая характер всеобщего успокоения:

Рассмотрим теперь ладотональный план сочинения.