Вспоминаем забытую музыку вместе с сергеем плотниковым. Русские народные инструменты Русские народные деревянные музыкальные инструменты

Основные сведения Адырна - древний многострунный щипковый музыкальный инструмент. Использовался древними тюрками и кыпчаками. Изначально делался в форме лука из дерева и кожи. К рогам крепятся колышки, потом натягивают струны. Иногда инструмент стилизовался под рогатых зверей (оленя, марала, козла). Техника игры на инструменте - перебор струн пальцами. Видео: Адырна на видео + звучание Видео с


Основные сведения Акустическая бас-гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент, акустическая разновидность бас-гитары. Принадлежит к семейству гитар. Видео: Акустическая бас-гитара на видео + звучание Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники: Продажа: где купить/заказать?


Основные сведения Акустическая гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент. В отличие от электрогитар, акустические гитары имеют полый корпус, являющийся резонатором, хотя современные акустические гитары могут иметь встроенные звукосниматели, магнитные или пьезоэлектрические, с эквалайзером и регулятором громкости. Акустическая гитара является основным инструментом таких жанров, как авторская песня, фолк, занимает важное место в цыганской и кубинской народной


Основные сведения Арфа - струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. В начале 19 века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар.


Основные сведения Багламазаки - греческий струнный щипковый инструмент с тремя двойными струнами. «Багламазаки» в переводе с греческого языка буквально означает «маленькая баглама». То есть, багламазаки является уменьшённым вариантом бузуки (который нередко называют баглама). Используется как сольный и ансамблевый инструмент. Входит в состав греческого национального оркестра, наряду с бузуки (баглама). Для оркестров, играющих в стиле «ребетико»


Основные сведения Балалайка - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Длина балалайек очень различная: от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из


Основные сведения Банджо - струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинной деревянной шейкой с грифом, на котором натянуто от 4 до 9 жильных струн. Род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан). Томас Джефферсон упоминает о банджо в 1784 году - вероятно, инструмент был завезен в Америку черными


Основные сведения Бандура - украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах - 12-25, на современных - 53-64) частью натягиваются над грифом (так называемые бунты, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко). Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре


Основные сведения Баритон-гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент, гитара с более длинной мензурой (27″), чем обычная, что позволяет настраивать ее на более низкое звучание. Изобретена компанией «Данэлектро» в 1950-х годах. Баритон-гитара представляет собой переходную модель между обычной электрогитарой и бас-гитарой. На баритон-гитаре также имеется шесть струн, как и на обычной гитаре, но настроены они ниже.


Основные сведения Бас-гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары, предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже - сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в популярной музыке. Партия бас-гитары в музыкальном произведении


Основные сведения Бузуки - струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лютни. Происходит от древнегреческой кифары (лиры). Известен также под именем «баглама», распространен в Греции, на Кипре, в Израиле, в Ирландии («зук») и в несколько измененном виде в Турции (турецкий бузуки). Классический бузуки имеет 4 двойных металлических струны (архаический - баглама - 3 двойных). К семейству бузуки


Основные сведения Валиха - мадагаскарский струнный щипковый инструмент. В классическом виде представляет собой цилиндрический отрезок полого бамбукового ствола. Полоски коры, отщеплённые от ствола (от 7 до 20, чаще всего 13) служат струнами, которые защипываются пальцами. Во время игры исполнитель держит валиху на коленях. Модернизированная валиха снабжена металлическими или жильными струнами и колками. Её длина составляет


Основные сведения Вамби (убо, киссумбо) - струнный щипковый музыкальный инструмент, распространён в Судане и в тропических странах Восточной Африки. Корпус выдалбливается из дерева или изготавливается из высушенной тыквы, сверху прикрывается деревянной декой. Колки отсутствуют; струны одним концом привязываются к камышовым колышкам в нижней части корпуса, а другим - к гибким бамбуковым стержням, которые, стремясь выпрямиться,


Основные сведения Вина - старинный индийский струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Носит название Сарасвати Вина, по имени Сарасвати, богини знаний и искусств. Имеет форму лютни. Звук у вина мягкий, богатый оттенками. Изобретателем его считается Нарада, сын Брамы. Самые древнейшие объяснения его видов встречаются у Сома, автора музыкального сочинения «Рагавибада». Изображения так называемой бенгальской вина встречаются


Основные сведения Виуэла - испанский струнный щипковый музыкальный инструмент, близкий к лютне и имевший шесть двойных (настроенных в унисон) струн, первая струна могла быть одинарной. XV-XVI веках виуэла была особенно популярна в аристократических кругах, правила хорошего тона и аристократического воспитания требовали владения искусством игры на виуэле, музыканты, игравшие на виуэле и писавшие для неё, были


Основные сведения Гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие


Основные сведения Гитара Уорра (или тэп-гитара, также гитара Варра (Warr guitar)) - струнный щипковый музыкальный инструмент, разработанный Марком Уорром. Принадлежит к семейству гитар. Гитара Уорра выглядит очень похоже на обычную электрогитару, но на котором можно играть тэппингом, как на стике Чепмена, а также пиццикато. Могут применяться и приемы, традиционные для бас-гитары, такие как «слэп-энд-поп», дабл-тампинг


Основные сведения Гитара-арфа (харп гитара) - струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары. Современные изготовители Charles A. Hoffman и Jim Worland Выдающиеся харп-гитаристы Muriel Anderson Stephen Bennett John Doan William Eaton Beppe Gambetta Michael Hedges Dan LaVoie Andy McKee Andy Wahlberg Robbie Robertson (during The Last Waltz) Jimmy Page Pat Metheny Jeff Martin Michael Lardie Видео:


Основные сведения Гитаррон или «большая гитара» (в испанском языке суффикс «-on» указывает на большие размеры) - мексиканский струнный щипковый музыкальный инструмент с двойными струнами. Своеобразная мексиканская акустическая шестиструнная бас-гитара очень крупных размеров. Несмотря на очевидное сходство с гитарой, гитаррон был изобретён отдельно, это модификация испанского инструмента bajo de una. Благодаря большим размерам, гитаррон не нуждается


Основные сведения ГРАН-гитара (новая русская акустическая) - струнный щипковый музыкальный инструмент, представляющий из себя классическую гитару, на которой на разной высоте от грифа установлено 2 комплекта струн: нейлоновые и, ближе к грифу, металлические. Подобная идея была предложена ещё Страдивари, но не получила распространения. Изобретена челябинскими гитаристами Владимиром Устиновым и Анатолием Ольшанским. Благодаря стараниям авторов, получила


Основные сведения Гусли - древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес. Речь идёт об инструментах, существовавших


Основные сведения Добро - струнный щипковый музыкальный инструмент. Несмотря на то, что добро выглядит как гитара, имеет 6 струн, как гитара, и убирается в футляр, как гитара, - это не гитара. Отличает его ряд существенных качеств, и прежде всего наличие специального резонатора, который усиливает звук и сообщает ему своеобразный тембр. Происхождение Этот акустический резонатор был


Основные сведения Домбра - казахский двухструнный щипковый музыкальный инструмент, родственник русских домры и балалайки. Встречается также в Узбекистане (думбыра, думбрак), Башкирии (думбыра). Звук у домбры тихий, мягкий. Извлекается щипком, ударом кисти или медиатора. Игрой на домбре сопровождают свое пение народные сказители — акыны. Исполнение на домбре музыкальных композиций является любимой формой художественного творчества казахов. Под


Основные сведения Домра - старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет три (иногда четыре) струны, играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки. Домра состоит из грифа с колками в верхней части и из деревянного корпуса со щитом в нижней. Также внизу крепятся струны и протягиваются до колкоимпатв. Сведения о


Основные сведения Думбыра - башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Близко родственные инструменты распространены также у казахов (домбра), узбеков, других тюркских народов, а также у таджиков. В сравнении с казахской домброй думбыра заметно отличается меньшей длиной грифа. Думбыра - традиционный инструмент народных сказителей-сэсэнов. Под ее аккомпанемент исполнялись эпические сказания и кубаиры, а также песни. Думбыра имела


Основные сведения Жетыген - казахский и тюркский древний струнный щипковый музыкальный инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Классический жетыген имеет семь струн, современный реконструированный - 15. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было ни верхней деки, ни колков. Струны натягивались рукой с наружной


Основные сведения Кантеле - карельский и финский струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный гуслям. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати четырех. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам


Основные сведения Каягым - корейский многострунный щипковый музыкальный инструмент. Один из самых распространённых в Корее струнных инструментов. Появление каягыма относят к VI веку. Имеет плоский резонаторный корпус удлинённой формы с двумя отверстиями на одном из концов. Число струн может быть различным; наиболее популярен 12-струнный каягым. Каждой струне соответствует особая передвижная подставка («кобылка»), при помощи которой


Основные сведения Кифара - древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, похож на профессиональную версию лиры. Имеет глубокую полость, использующуюся как объёмный резонатор. Кифара - один из самых распространённых щипковых музыкальных инструментов в Древней Греции. У греков олицетворяет вселенную, повторяя своей формой Небо и Землю. Струны символизируют различные уровни вселенной. Атрибут Аполлона и Терпсихоры. Кифара, как и


Основные сведения Классическая гитара (испанская, шестиструнная) - струнный щипковый музыкальный инструмент, основной представитель семейства гитар, щипковый струнный музыкальный инструмент басового, тенорового и сопранового регистров. В современном виде существует со второй половины XVIII века, используется как аккомпанирующий, сольный и ансамблевый инструмент. Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким разнообразием тембров. Классическая гитара имеет шесть струн, основной


Основные сведения Кобза - украинский лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с 4-мя (и более) парными струнами. Кобза состоит из корпуса и грифа, на грифе расположены 8-10 навязных ладов с помощью которых на каждой струне можно получить звуки хроматической гаммы. Также были инструменты без ладов. Предшественником кобзы является маленький лютневидный инструмент вероятно тюркского или булгарского происхождения.


Основные сведения Колёсная лира (органиструм, харди-гарди) - струнный щипковый музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр, который по праву считается предшественником никельхарпы. Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (6-8) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней


Основные сведения Кора - африканский струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной, распространённый в Западной Африке. По строению и звуку кора близка к лютне и арфе. Кора - центральный инструмент в музыкальной традиции народа мандинка. Он часто используется вместе с джембе и балафоном. Традиционно на коре играют гриоты - бродячие певцы, сказители и хранители легенд.


Основные сведения Кото (японская цитра) - японский струнный щипковый музыкальный инструмент. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и сямисэном относится к традиционным музыкальным японским инструментам. Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь). Японскую цитру кото (старинное название - «со») без преувеличения можно считать символом музыкальной культуры Японии, как и


Основные сведения Куатро - струнный щипковый музыкальный инструмент из семейства гитар. Распространён во всей Латинской Америке, и особенно - в музыкальных ансамблях Мексики, Колумбии, Венесуэлы и Пуэрто-Рико. Обычно имеет четыре струны, но существуют модификации этого инструмента с другим числом струн. Видео: Куатро на видео + звучание Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть


Основные сведения, устройство Лавабо (равап, рабоб) - струнный щипковый музыкальный инструмент, распространён среди уйгуров, населяющих провинцию Синьцзян на северо-западе Китая. Сходен с азиатским рубабом. Лавабо имеет небольшой деревянный округлый корпус с кожаной верхней декой и длинную шейку с отогнутой головкой. Последняя у основания снабжена двумя роговидными отростками. Обычно на шейке расположены 21-23 навязнях (шёлковых) лада,


Основные сведения Лира - струнный щипковый музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн. Происхождение, исторические заметки Возникнув в доисторические времена на Ближнем Востоке, лира была одним из главных инструментов у евреев, а


Основные сведения Лютня - старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. Слово «лютня», вероятно, происходит от арабского слова «al‘ud» («дерево»), хотя недавние исследования Экхарда Нойбауэра доказывают что ‘ud просто является арабизированным вариантом персидского слова rud, имеющего значения струны, струнного инструмента, или лютни. В то же время Джанфранко Лотти считает, что в раннем исламе «дерево» было термином с


Основные сведения Мандолина (итал. mandolino) - струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, схожий с лютней, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Произошла от мандоры и пандурины и т.п. Струны задеваются играющим не пальцами, а медиатором или плектром, в технике тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты


Основные сведения Нгомби - африканский струнный щипковый музыкальный инструмент, нечто вроде арфы с десятью струнами. Струны прикреплены, с одной стороны, к деревянному корпусу-резонатору, обитому кожей, и отходящему от него сучку - с другой; сучок снабжён небольшими колышками для настройки струн. Иногда конструкцию венчает вырезанная фигурка из дерева. Первые пять струн отличаются на октаву от остальных.


Основные сведения Пипа - китайский струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни, играет важную роль в китайской народной музыке. Пипа - один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов, отогнутую назад шейку, 4 струны, настраивается по квартам или квинтам. Пипа широко распространена в Центральном и Южном Китае. С VIII века известна также в Японии под


Основные сведения Семиструнная (русская) гитара» title=»Семиструнная (русская) гитара» /> Семиструнная гитара (семиструнка, русская, цыганская гитара) - струнный щипковый музыкальный инструмент, одна из разновидностей гитар. Происхождение, история Семиструнная гитара появилась в России в конце XVIII - начале XIX века. Её популярность связывают с музыкантом Андреем Осиповичем Сихрой, который для неё написал около тысячи произведений. Согласно одной


Основные сведения Ситар - индийский струнный щипковый музыкальный инструмент с богатейшим, оркестровым звуком. Название «ситар» произошло от тюрских слов «се» — семь и «тар» — струна. Основных струн у ситара семь, отсюда и название. Ситар относится к семейству лютневых, в Азии очень много аналогов данного инструмента по внешнему виду и звучанию, например таджикский «сетор», с


С перва это было просто увлечение, хобби. Сегодня люди, проезжающие мимо Воронежа, специально заезжают в город, чтобы посетить «Музей забытой музыки», созданный Сергеем Плотниковым. Когда-то он был участником ансамбля, исполнявшего этнографические песни с использованием устаревших народных музыкальных инструментов - теперь играет только для души, а все свое время посвящает воссозданию и восстановлению музыкальных инструментов, чтобы рассказать как можно большему количеству людей про колесную лиру, гусли, гудок, калюку, жалейку и другие уникальные шедевры из истории русской музыки. В эксклюзивном интервью порталу «Культура.РФ» Сергей Плотников рассказал о самых интересных забытых музыкальных инструментах.

Гусли

Сергей Плотников: «У меня есть два любимых инструмента - гусли и колесная лира. Гусли - инструмент, на котором можно играть практически все. Можно петь духовные стихи, былины складывать, исполнять плясовые, протяжные наигрыши или просто музицировать. Не все современные песни подходят под гусли, но хорошо звучат песни Виктора Цоя.

Народные гусли были трех видов: лирообразные, крыловидные и шлемовидные. Самый древний вариант - лирообразные гусли, которые вышли из употребления в XIV веке. У них малое количество струн - 5–6 штук и не очень большой диапазон звучания. Садко, Ставр Годинович, Добрыня Никитич - все былинные герои, по идее, должны были играть на лирообразных гуслях. Затем появились крыловидные гусли, которые народ использовал вплоть до 1980-х годов. Шлемовидные гусли были очень популярны на картинах и в кино. Но они относились к народной традиции марийцев и чувашей. У русских в народной традиции - крыловидные гусли, а шлемовидные считались инструментом благородного общества, поэтому крестьянами не использовались.

Раньше, когда еще не умели производить проволоку, для гуслей использовались кишечные и жильные струны или струной служил скрученный конский волос. Затем струны стали металлическими, они намного громче звучат. Кстати, в Средние века во время игры на танцах громкость была одним из главных достоинств инструмента.

Колесная лира

Колесная лира - очень специфический и интересный музыкальный инструмент. Он появился, скорее всего, в Центральной Европе в X–XI веках. Либо во Франции, либо в Испании. Первоначально на инструменте играли два человека, клавиши располагались не снизу, как сейчас, а сверху- один ручку крутил, а второй исполнял музыку.

В России первые сведения о колесной лире относятся к XVII веку.

Пик популярности - XIX век. Лирники - своего рода философы, исполняли исключительно духовные стихи и евангельские истории, библейские притчи, стихи о расставании души с телом, о загробной жизни. Сохранилась запись XIX века, где у лирника спрашивают: «Песни печальные все, повеселее чего-нибудь знаешь?» Он говорит: «Знаю, но играть не буду, потому что это все пустое».

Гармонь

На фестивале «Живая старина» в Ростове Великом

Этот самобытный народный музыкальный инструмент появился в середине ХIХ века.

На территории России - 50 видов гармоней. Внешне все они похожи, но имеют разный строй и разное звучание. Каждая губерния пыталась придумать свой вариант гармони или переделать уже имеющийся инструмент под свою исполнительскую традицию. В основном их покупали, чтобы играть на свадьбах. Гармошка была самым дорогим инструментом. Даже существовало такое понятие «цена гармошки». В Ельце спрашивали: «Сколько стоит гармошка?» Продавец отвечал: «30 свадеб». Свадебный аккомпанемент гармониста стоил 10 рублей. 30 свадеб отработал - и окупил цену гармони.

Гудок

Гудки, а также гусли и домры церковники в письменных средневековых источниках часто называли «бесовскими сосудами». Есть упоминание немецкого путешественника Адама Олеария, который пишет, что в Москве во время правления Алексея Михайловича было собрано пять возов музыкальных инструментов, вывезено на Болотную площадь и сожжено. В письменных источниках довольно часто встречаются гневные отзывы священнослужителей о музыкальных инструментах, которые сопровождали осуждаемые церковью действа. Главное - все инструменты сохранились до нашего времени. Интересен рассказ Якоба фон Штелина - немца который жил в Петербурге в XVIII веке. Он пишет, что гудок - это инструмент черни. В XVII веке в Санкт-Петербурге гудок был популярен среди матросов и солдат. Крестьяне активно использовали гудок в XVIII веке. А еще этот инструмент использовали скоморохи.

Скоморохи, к слову, были очень предприимчивыми ребятами. Они заходили ватагами по 60–100 человек к боярину или к богатому крестьянину во двор, давали без спроса представление и просили за него денег. Заказывал ли кто-то их концерт - их не волновало, представление дано.

Домра

Все музыкальные инструменты дошли до наших дней, физически не сохранился лишь один - древнерусская домра.

Домра широко применялась скоморохами на Руси в XVI–XVII веках как сольный и ансамблевый («басистая» домра) инструмент, но начиная с XV века, после выхода ряда церковных и государственных указов (один из них - 1648 года, царя Алексея Михайловича, «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий»), скоморошество подвергалось гонениям, а домры были уничтожены и забыты.

Сейчас домристы играют на «новодельном» инструменте.

Балалайка

После того как из употребления вышла домра, на Руси появилась балалайка. Мы привыкли видеть современную (андреевскую) балалайку и не можем представить, что она когда-то была совсем другой. Предок нашей балалайки вероятнее всего калмыцкая домбра, двухструнная балалайка с очень длинным грифом, где одна из струн игровая. Звучала она больше на азиатский манер.

Со временем русские гриф укоротили и добавили третью струну. Балалайка в народном варианте появилась в конце XVII века. Якоб фон Штелин пишет, что редко когда не встретишь в каком-нибудь дворе мужичка, который на этом антихудожественном музыкальном инструменте наигрывает свои вещички дворовым девкам. Инструмент был легкодоступен, его можно было купить в любой лавке или изготовить самому.

Рожок

Владимирский рожок - очень сложный музыкальный инструмент, из которого звук извлекается губами. Длинная труба издает низкий звук. Отверстия повышают ноты. По строению инструмент очень простой - труба, имеющая пять отверстий, а вариаций можно сыграть великое множество, это уже зависит от способностей исполнителя. Не зря пастухам, игравшим на рожке, платили больше, чем тем, кто не умел на нем играть. Так что был большой материальный стимул.

Жалейка

«Музей забытой музыки» на фестивале «Времена и эпохи» в 2014 году

Помните, Валентина Толкунова пела: «где-то жалейка плачет…»? А еще этот инструмент есть в мультфильме «Князь Владимир». Но в целом о жалейке слышали только те, кто занимается фольклором.

Одни говорят, что название инструменту дано потому, что он жалостливо звучит. Другие добавляют, что на кладбищах играли на жальниках, поэтому она жалейка. Жулейкой называли центральную часть инструмента, ствол с игровыми отверстиями. Названий у этого музыкального инструмента много. В Курской и Тверской области инструмент называли рожком (на конце делался рог для усиления звука), в Воронежской и Белгородской области - пищуком.

Калюка

Калюка - это травяная дудка или обертоновая флейта. Мы все в детстве свистели в такие трубочки. Калюка делается из любой пустотелой травы - дудника, кокорыша. Тонкая струя воздуха, попадая на острую кромочку, рассекается - и получается свист. Дуем слабо - звук низкий, дуем сильно - звук высокий. Снизу есть отверстия. Такой нехитрый инструмент брали в ночное дежурство пасти коней. Под его звуки ходили на покос. До поля идти долго, и, чтобы не было скучно, трубочки нарезали: поиграли, покосили, домой вернулись - и выбросили. Сезонный инструмент. Из травы - народный вариант, а сейчас делаются пластиковые. Принцип тот же, но играть легче.

Кугиклы

Самый древний свистковый духовой инструмент, разновидность многоствольной флейты. Он уникален по простоте и исполнительским возможностям. Представляет собой пять скрепленных трубочек, которые изготавливают из камыша или кокорыша, а также из дерева, металла или пластика. В русской традиции каждая трубочка на кугиклах имеет свое название: «гудень», «подгудень», «средник», «подпятушка» и «пятушка». Считается, что это женский музыкальный инструмент, на котором играют ансамблем из трех-четырех исполнительниц. При игре на кугиклах издают голосом звуки, похожие на звук трубочек. Инструмент был особенно популярен в Брянской, Курской и Калужской областях.

Волынка

Все уверены, что это традиционно шотландский инструмент. А в Шотландии и Ирландии он называется «бэгпайп». У каждого народа есть подобие волынки. У французов - мюзетт, у испанцев - гайта, у украинцев - коза, у белорусов - дуда. Описание русской волынки есть в деревнях начиная с XIX века, но до наших дней русская волынка не дошла.

Варган

Из-за телевидения и кинофильмов у большинства сложился стереотип, что на варгане играют только народы Севера. А были времена, когда на Руси не было ни одного человека, который бы не «дрындел» на варгане.

Даже в боярских домах девушек обучали игре на варгане. Это наш, русский инструмент, но мы его ошибочно приписали эскимосам.

Меня часто спрашивают: «Делитесь ли вы секретами мастерства? Вдруг появится конкурент». Я говорю: чем больше конкурентов появится, тем больше будет заказов. Чем больше инструментов делается, тем больше появляется людей, которые хотят их иметь. Кафедра этномузыкологии в России есть, а кафедры народного инструментоведения пока нет. Таких энтузиастов, как я, очень мало».

За предоставленные фото и видеоматериалы благодарим «Музей забытой музыки» .

Описание презентации Русские народные музыкальные инструменты Струнные по слайдам

Н азвание «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка»- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить. Р усское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию корпуса или кузова балалайки, заместившего круглую форму домры.

C начала распространилась балалайка преимущественно в северных и восточных губерниях России, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века балалайка была очень популярна во многих местах России. На ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты, такие как Иван Хандошкин, И. Ф. Яблочкин, Н. В. Лавров. Однако к середине XIX столетия рядом с нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая постепенно вытеснила балалайку.

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура» , и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур» , возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.

Благодаря своим исполнительским возможностям домры в оркестре составляют основную мелодическую группу. Кроме того домра находит своё применение как сольный инструмент. Для неё пишут концертные пьесы и произведения. К сожалению, в качестве народного инструмента в России домра не пользуется особой популярностью, в деревнях она почти не встречается.

Гусли, русский щипковый инструмент. Известен в двух разновидностях. Первая имеет крыловидную (в более поздних образцах треугольную) форму, от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, вторая - шлемовидную форму и 10- 30 струн такой же настройки.

На крыловидных (звончатых) гуслях играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки

На гуслях аккомпанировали собственному пению, исполняли народные песни и танцы, играли соло и в ансамбле с другими инструментами

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом — гармоникой.

Вопреки мнению, что гармонь — изобретение немецких мастеров, академику А. М. Миреку удалось доказать ее русское происхождение. Гармоника в современном виде — с раздвижными мехами (пневмой) и с большим количеством надрезных металлических язычков внутри двух боковых планок — появилась в Санкт-Петербурге. Ее отец — чешский инженер Франтишек Киршник проживал тогда в России, и свой новый инструмент, с гораздо большей силой звука, чем шэн, продемонстрировал питерцам в 1783 году. Имя своему детищу он тоже дал чешское: гармоника. Но теперь это название, как и «гармошка» , стало в русском языке разговорным. Официальное имя этого музыкального инструмента — гармонь.

Гармонь быстро стала русским национальным инструментом. Подкупила гармошка и звучным голосом, и простотой обучения игре. Звук интереснее и сильнее, чем у какой-нибудь дудочки, а сама в десятки раз компактнее господской любимицы — «рояли» .

Баян — тоже изобретение русское. В 1907 году его изготовил Петр Стерлигов. Сам мастер не хвастался, что придумал новый инструмент. А новой четырехрядной хроматической гармони дал имя знаменитого сказителя-музыканта Древней Руси Баяна. Это название унаследовали все инструменты такого типа. Клавиатура же, изобретенная мастером и разместившаяся на правой стороне инструмента, получила название системы Стерлигова.

В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.

Первые письменные свидетельства о рожке появляются во второй половине XVIII в В них рожок предстаёт как широко распространённый, исконно русский инструмент: «Орудие это едва ли не самими русскими изобретённое» . Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Общая длина рожка колеблется от 320 до 830 мм

Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в Жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука. облике другого инструмента.

Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Свирель - русский инструмент типа продольной флейты. Упоминание о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов существовал у разных народов с древних времён. В Европе в придворном музицировании (XVIII в.) укрепилось его название - «продольная флейта» . Свирель представляет собой простую деревянную (иногда металлическую) дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва» , а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.

Куг клы (кув клы) ии ии или цевн ца ии - духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Как правило, она состоит из трех-пяти пустотелых трубок одинакового диаметра, но разной длины - от 100 до 160 мм. Верхние концы трубок открыты, а нижние закрыты. Кувиклы распространены не на всей территории России, а только в Курской, Брянской и Калужской областях. Звук извлекают, дуя на края срезов открытых концов, расположенных на одной линии. Обычно трубки флейты прочно скрепляют между собой, но кувиклы имеют отличительную особенность - в них дудочки не скрепляют, а свободно держат в руке. Используют от 2 до 5 трубок. Набор из пяти дудочек называют «парой» . Играющий на «паре» исполнитель должен не только уметь дуть в дудочки, но и воспроиз- водить голосом недостающие ноты

Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева.

Б бенуи - ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Трещотка — народный музыкальный инструмент, идиофон, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки состоят из набора 18 -20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16 -18 см. Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещёток в XII веке.

Основные сведения Авлос - древний духовой деревянный музыкальный инструмент. Авлос считается далёким предшественником современного гобоя. Был распространён в Передней Азии и Древней Греции. Исполнитель обычно играл на двух авлосах (или двойном авлосе). Игра на авлосе применялась в античной трагедии, при жертвоприношении, в военной музыке (в Спарте). Сольное пение в сопровождении игры на авлосе называлось авлодией.


Основные сведения Английский рожок - духовой деревянный музыкальный инструмент, представляющий собой альтовый гобой. Своё название английский рожок получил из-за ошибочного применения французского слова anglais («английский») вместо правильного angle («изогнутый углом» - по форме охотничьего гобоя, от которого и произошёл английский рожок). Устройство По устройству английский рожок схож с гобоем, но имеет больший размер, грушевидный раструб


Основные сведения Бансури - древний индийский духовой деревянный музыкальный инструмент. Бансури представляет собой поперечную флейту, изготовляемую из цельного куска бамбука. Имеет шесть или семь игровых отверстий. Распространён бансури в Индии, Пакистане, Бангладеше и Непале. Бансури очень популярен у пастухов и является частью их обычаев. Его можно увидеть также в буддистской живописи около 100 года нашей


Основные сведения Бас-кларнет (итал. clarinetto basso) - духовой деревянный музыкальный инструмент, басовая разновидность кларнета, появившаяся во второй четверти XIX века. Диапазон бас-кларнета - от D (ре большой октавы; на некоторых моделях диапазон расширен вниз до B1 - си-бемоль контроктавы) до b1 (си-бемоль первой октавы). Теоретически возможно извлечь и более высокие звуки, но они не применяются.


Основные сведения Бассетгорн - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность кларнета. Бассетгорн имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, однако большую длину, из-за чего звучит ниже. Для компактности трубка бассетгорна слегка изогнута у мундштука и у раструба. Помимо этого, инструмент снабжён несколькими дополнительными клапанами, расширяющими его диапазон вниз до ноты до (по написанию). Тембр бассетгорна


Основные сведения, история Блокфлейта - духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых духовых инструментов, таких как свирель, окарина. Блокфлейта - разновидность продольной флейты. Блокфлейта известна в Европе с XI века. Она была широко распространена в XVI-XVIII веках. Использовалась как сольный инструмент, в ансамблях и оркестре. Для блокфлейты писали А. Вивальди, Г. Ф. Телеман, Г. Ф.


Основные сведения Брёлка - русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент, бытовавший в прежние времена в пастушеской среде, а ныне изредка появляющийся на концертных площадках в руках музыкантов фольклорных ансамблей. Брёлка обладает сильным звуком очень яркого и светлого тембра. Брёлка по своей сути не что иное, как древний вариант гобоя, однако по сравнению с пастушеской жалейкой,


Основные сведения Вистл - духовой деревянный музыкальный инструмент, кельтская народная дудка. Изготавливаются вистлы, как правило, из жести, но существуют также деревяенные, пластиковые и даже серебрянные варианты инструментов. Вистл очень популярен не только в Ирландии, но и во всей Европе. Большинство вистлов, однако, делается в Англии и Ирландии, они же наиболее популярны среди вистлеров. Вистлы существуют


Основные сведения Гобой - духовой деревянный музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре - резким тембром. Инструменты, считающиеся прямыми предшественниками современного гобоя, известны с античности и сохранились в первозданном виде в разных культурах. Народные инструменты, такие


Основные сведения Гобой д’амур - духовой деревянный музыкальный инструмент, очень похожий на обычный гобой. Гобой д’амур слегка больше обычного гобоя и, по сравнению с ним, даёт менее напористый и более мягкий и спокойный звук. В семействе гобоев он ставится как меццо-сопрано или альт. Диапазон - от соль малой октавы до ре третьей октавы. Гобой д’амур


Основные сведения, происхождение Ди (хэнчуй, хэнди - поперечная флейта) - старинный китайский духовой деревянный музыкальный инструмент. Ди - один из наиболее распространённых в Китае духовых инструментов. Предположительно был завезён из Средней Азии в период между 140 и 87 г. до н. э.. Однако, в ходе недавних археологических раскопок были обнаружены костяные поперечные флейты возрастом около


Основные сведения Диджериду (англ. didjeridoo) - древнейший духовой деревянный музыкальный инструмент аборигенов северной Австралии. Один из самых древних музыкальных инструментов на Земле. Диджериду – европейско-американское название древнейшего музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют йедаки (yidaki). Уникальность диджериду состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый


Основные сведения Дудка - народный духовой деревянный музыкальный инструмент, состоящий из деревянной (чаще бузинной) тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания - мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук. В Украине до настоящего времени сохранилось название сопилка (сопель), в России встречающееся редко, в Белоруссии оно


Основные сведения Дудук (циранапох) - духовой деревянный музыкальный инструмент, представляет из себя трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён у народов Кавказа. Наиболее популярен в Армении, а также среди армян, проживающих за её пределами. Традиционное название армянского дудука - циранапох, что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева». Музыка


Основные сведения Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Жалейка известна также под названием жаломейка. Происхождение, история жалейки Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII


Основные сведения Зурна - древний духовой деревянный музыкальный инструмент, распространённый у народов Закавказья и Средней Азии. Зурна представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8-9) отверстиями, одно из которых находится на противоположной остальным стороне. Диапазон зурны - около полутора октав диатонического или хроматического звукоряда. Тембр зурны яркий и пронзительный. Зурна находится в близком


Основные сведения Кавал - пастушеский духовой деревянный музыкальный инструмент. Кавал представляет собой продольную флейту с длинным деревянным стволом и 6-8 игровыми отверстиями. В нижнем конце ствола могут быть ещё до 3-4 отверстия, предназначенных для подстройки и резонирования. Звукоряд кавала - диатонический. Длина кавала достигает 50-70 см. Кавал распросранён в Болгарии, Молдавии и Румынии, Македонии, Сербии,


Основные сведения, устройство Камыль - адыгейский духовой деревянный музыкальный инструмент, традиционная адыгская (черкесская) флейта. Камыль представляет собой продольную флейту, сделанную из металлической трубки (чаще всего - из ружейного ствола). В нижней части трубки имеются 3 игровых отверстия. Возможно, изначально инструмент изготовлялся из тростника (на что указывает название). Длина камыля составляет около 70 см. Звукоряд камыля


Основные сведения Кена (исп. quena) - духовой деревянный музыкальный инструмент - продольная флейта, используемая в музыке Андского региона Латинской Америки. Кена обычно изготавливается из тростника, меет шесть верхних и одно нижнее игровое отверстие. Как правило, кена делается в строе G (соль). Флейта кеначо представляет собой вариант кены с более низким звуком, в строе D (ре).


Основные сведения Кларнет - духовой деревянный музыкальный инструмент с одинарной тростью. Кларнет был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет


Основные сведения Кларнет д’амур (итал. clarinetto d’amore) - духовой деревянный музыкальный инструмент. Устройство Подобно видовому инструменту, кларнет д’амур имел одинарную трость и цилиндрическую трубку, однако ширина этой трубки была меньше, чем у обычного кларнета, звуковые отверствия также были более узкими. Кроме того, часть трубки, к которой прикреплялся мундштук, была слегка изогнута для компактности - корпус


Основные сведения Колюка - духовой деревянный музыкальный инструмент - древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий. Для изготовления колюки используют высохшие стебли зонтичных растений - борщевик, пастушья дудка и другие. Роль свистка или пищика выполняет язык. Высота звука достигается за счет передува. Для изменения звука также используется нижнее отверстие трубки, которое зажимается пальцем либо


Основные сведения Контрафагот - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность фагота. Контрафагот - инструмент такого же типа и устройства, что и фагот, но с большим вдвое столбом заключённого в нём воздуха, отчего звучит на октаву ниже фагота. Контрафагот является самым низким по звучанию инструментом группы деревянных духовых и исполняет в ней контрабасовый голос. Названия контрафагота на


Основные сведения Кугиклы (кувиклы) - духовой деревянный музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты Пана. Устройство кугикл Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т.д., дном служил узел ствола. В наше время используются пластмассовые, эбонитовые


Основные сведения Курай - национальный башкирский духовой деревянный музыкальный инструмент, похожий на флейту. Популярность курая связана его тембровым богатством. Звучание курая поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Основная и традиционная особенность игры на курае - это умение играть грудным голосом. Легкий свист прощается только начинающим исполнителям. Профессионалы исполняют мелодию


Основные сведения Мабу - традиционный духовой деревянный музыкальный инструмент жителей Соломоновых островов. Мабу представляет собой деревянную трубу с раструбом, выдалбливаемую из отрезка ствола дерева. К верхнему концу прикреплялась половинка кокосового ореха, в которой проделывалось игровое отверстие. Крупные экземпляры мабу могли достигать до метра в длину при ширине раструба около 15 см и толщине стенок около


Основные сведения Мабу (мапу) - традиционный тибетский духовой деревянный музыкальный инструмент. В переводе с носу «ма» означает «бамбук», а «бу» — «свирель«, «тростниковая флейта«. Мабу имеет бамбуковый ствол с одинарным подрезным язычком. В стволе флейты проделано 8 игровых отверстий, 7 верхних, одно — нижнее. На конце ствола находится небольшой роговой раструб. Мабу также иногда делается


Основные сведения, характеристики Малый кларнет (кларнет-пикколо) - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность кларнета. Малый кларнет имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, но меньшие размеры, отчего звучит в более высоком регистре. Тембр малого кларнета резковатый, несколько крикливый, особенно в верхнем регистре. Как и большинство других инструментов семейства кларнетов, малый кларнет является транспонирующим и применяется


Основные сведения, устройство Най - молдавский, румынский и украинский духовой деревянный музыкальный инструмент - продольная многоствольная флейта. Най состоит из 8-24 трубок разной длины, укреплённых в дугообразной кожаной обойме. От длины трубки зависит высота звука. Звукоряд ная диатонический. На нае исполняются народные мелодии различных жанров - от дойны до танцевальных мотивов. Наиболее известные молдавские наисты:


Основные сведения Окарина - древний духовой деревянный музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Название «окарина» в переводе с итальянского языка означает «гусёнок«. Окарина представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Обычно выполнена окарина в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла. По


Основные сведения Пинкильо (пингульо) - старинный духовой деревянный музыкальный инструмент индейцев-кечуа, тростниковая поперечная флейта. Пинкильо распространён среди индейского населения Перу, Боливии, Северной Аргентины, Чили, Эквадора. Пинкильо является предком перуанской кены. Пинкильо изготавливается из тростника, по традиции срезаемого «на рассвете вдали от посторонних глаз». Имеет 5-6 боковых игровых отверстий. Длина пингульо 30-32 см. Диапазон пингульо около


Основные сведения, применение Поперечная флейта (или просто флейта) - духовой деревянный музыкальный инструмент сопранового регистра. Названия поперечной флейты на разных языках: flauto (итальянский); flatus (латинский); flute (французский); flute (английский); flote (немецкий). Флейте доступна самая разнообразная техника исполнения, ей часто поручается оркестровое соло. Поперечная флейта применяется в симфоническом и духовом оркестрах, а также, наряду с кларнетом,


Основные сведения Рожок русский - духовой деревянный музыкальный инструмент. Русский рожок имеет разные названия: помимо «русский» — «пастушеский«, «песенный«, «владимирский«. Название «владимирский» рожок приобрёл сравнительно недавно, в конце XIX века в результате успеха, который имели выступления хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области. Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные,


Основные сведения Саксофон (Sax - фамилия изобретателя, phone - звук) - духовой деревянный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент


Основные сведения Свирель - древний русский духовой деревянный музыкальный инструмент типа продольной флеты. Происхождение, история свирели Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады


Основные сведения Сулинг - индонезийский духовой деревянный музыкальный инструмент, продольная свистковая флейта. Сулинг состоит из бамбукового цилиндрического ствола, длиной около 85 см и снабжён 3-6 игровыми отверстиями. Звук сулинга очень нежный. Обычно на этом инструменте исполняются печальные мелодии. Сулинг используется как сольный и как оркестровый инструмент. Видео: Сулингна видео + звучание Благодаря этим видео Вы


Основные сведения, устройство, применение Сякухати - духовой деревянный музыкальный инструмент, продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты сякухати - чи-ба. Стандартная длина флейты сякухати - 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» - значит «фут», а «хати» - «восемь».


Основные сведения Тилинка (теленка) - молдавский, румынский и украинский народный духовой деревянный музыкальный инструмент, представляющий собой открытую трубку без игровых отверстий. Тилинка распространена в деревенском быту, чаще всего используется народами, живущими возле Карпатских гор. Звук тилинки зависит от того, насколько музыкант закроет пальцем открытый конец трубки. Переход между нотами осуществляется засчет передува и закрыванием/открыванием противоположной

Старинные музыкальные инструменты порой ценятся дороже современных. Причина в том, что подобные инструменты отличаются высоким качеством работы. Первыми музыкальными инструментами считают духовые, дудки и пищалки различного типа. Естественно, что полюбоваться такими экспонатами можно только лишь в музее. Но есть ряд инструментов, которые можно приобрести на аукционах.

Старинный музыкальный инструмент - это понятие обширное. Под ним понимают изделия, издающие звуки и выполненные еще во времена Древней Греции и Египта, а также менее «старые» предметы, способные издавать музыкальные звуки и обладающие резистором. Примечательно, что резистором не обладают ударные инструменты, которые производят музыкальные звуки.

1) Родоначальником струнных инструментов является охотничий лук, который использовали наши предки. Поскольку при натягивании струна издавала методичный звук, впоследствии было принято решение натягивать несколько струн различной толщины и длины, в результате чего получилось издавать звуки разного диапазона.

Замена корпуса на целый короб привела к извлечению звуков, которые были красивым и мелодичным. К первым струнным инструментам можно отнести:

  1. Гусли.
  2. Гитару.
  3. Теорбу.
  4. Мандолину.
  5. Арфу.

Внимание стоит остановить на скрипках, которые пользуются особым спросом. Самым популярным изготовителем скрипок является Антонио Страдивари. Эксперты сходятся во мнении, что наилучшие скрипки Антонио изготовил в 1715 году, качество этих инструментов просто поражает. Отличительной чертой работ мастера стоит считать стремление улучшить форму инструментов, изменив их на более изогнутую. Антонио добивался идеального звучания и певучести. Украшал корпус скрипок драгоценными камнями.

Помимо скрипок, мастер изготавливал арфы, виолончели, гитары и альты.

2) Духовой музыкальный инструмент может быть изготовлен из дерева, металла или другого материала. По сути это трубка различного диаметра и длины, которая издает звук за счет колебаний воздуха.

Чем больше объем духового инструмента, тем ниже звук, который он издает. Различают деревянные и медные инструменты. Принцип работы первых прост - необходимо открывать и закрывать отверстия, которые расположены на различном расстоянии друг от друга. В результате таких действий происходит колебание воздушных масс и создается музыка.

К старинным деревянным инструментам относят:

  • флейту;
  • фагот;
  • кларнет;
  • гобой.

Свое название инструменты получили за счет материала, из которого они изготавливались в те времена, но современные технологии не стоят на месте, поэтому материал заменили частично или полностью. Поэтому на сегодняшний день эти инструменты выглядят иначе, выполняются они из других материалов.

Получить звук из медных инструментов получается путем изменения положения губ и за счет силы вдуваемого и выдуваемого воздуха. Позже, в 1830 году, был изобретен механизм с наличием вентилей.

К медным духовым инструментам относят:

  1. Тромбон.
  2. Трубу.
  3. Тубу и др.

В большинстве случаев эти инструменты изготавливаются из металла, и не только из меди, в ход идут латунь и даже серебро. Но работы мастеров средневековья были сделаны из дерева частично или полностью.

Пожалуй, самым древним духовым инструментом можно считать рог, который использовали с различной целью.

Баяны и аккордеоны

Баяны, аккордеоны и все разновидности гармоней относят к язычковым музыкальным инструментам.

Традиции позволяют называть аккордеоном только те инструменты, которые обладают клавишным станом с правой стороны. Но в США под понятие «аккордеон» попадают и другие экземпляры ручных гармоней. При этом разновидности гармоней могут иметь свои названия.

Приблизительно в конце XIX века аккордеоны изготавливались в Клингентале, до сих пор немецкие аккордеоны пользуются спросом среди музыкантов России.

Также существуют гидроидные модели, которые можно отнести к артефактам, большинство из этих моделей уже не используется, но требует внимания за счет редкости и уникальности.

Баян Шраммеля - это инструмент, который обладает уникальным строением. С правой стороны находится кнопочная клавиатура. Такой аккордеон используется в венской камерной музыке.

Аккордеон Трикитикса - с левой страны находится 12-ти кнопочный бас, с правой стороны расположена клавиатура.

Хроматический аккордеон из Британии, несмотря на то что инструмент производится в Германии, считается любимым инструментом музыкантов из Шотландии.

Старый аккордеон «Швицерёргели» имеет сходство с Бельгийской басовой системой, также аккордеон называют органом из Шотландии.

Еще стоит обратить внимание на один экземпляр времен СССР - это аккордеон «Малыш», который обладает уникальным дизайном. Особенность этого инструмента заключается в том, что аккордеон имеет меньший размер. Его использовали для обучения детей, но не только. За счет компактности инструмент имеет некоторые особенности строения:

  • первый ряд - это басы, а второй ряд - это аккорды;
  • отсутствует мажор и минор;
  • одна кнопка выполняет роль двух.

Приобрести такой аккордеон сегодня можно недорого по сравнению с моделями из Германии, предназначенными для обучения. Несмотря на то что аккордеон имеет различные отзывы и существует критика в адрес инструмента, для обучения детей он считается идеальным.

Немного народности

Народных инструментов не так уж и мало, у каждого народа они свои. Славяне отличались количеством и качеством моделей. Одними из первых инструментов славян стоит считать:

  1. Балалайку.
  2. Баян.
  3. Бубен.
  4. Дудку.

1) Балалайка наравне с гармонью считаются символом России и воспринимается как самый распространённый инструмент. Историки не дают ответа, когда именно появилась балалайка, приблизительной датой считается XVII век. Балалайка представляет из себя корпус треугольной формы и три струны, колебание которых и приводит к появлению музыки.

Современный вид балалайка приобрела в 1833 году, благодаря музыканту Василию Андрееву, который занялся усовершенствованием балалайки.

2) Баян – это разновидность ручной гармони, которая была сконструирована баварским мастером. Подобную разновидность гармони в России узнали в 1892 году. В 1907 году мастер из Петербурга Пётр Егорович Стерлигов изготовил инструмент для гармониста Якова Фёдоровича Орланского-Титаренкого. Работа заняла у мастера около двух лет. А название инструмент получил в честь певца и сказателя по имени Баян.

3) Бубен - это инструмент неопределенной высоты звучания в различных культурах имеет свои разновидности. Представляет собой круг, обтянутый кожей с обеих сторон, на бубен также цепляли металлические колокольчики или кольца. Бубны имели различный размер и часто использовались для шаманских обрядов.

Но также существует и оркестровый бубен - самый распространённый инструмент на сегодняшний день. Пластичный бубен - круглый деревянный обруч обтягивают кожей или другой мембраной.

4) Дудка - это, разновидность народных духовых инструментов, которые были распространены на территории России, Украины и Беларуси. Дудка представляет из себя небольшую трубку с отверстиями.

Клавишные инструменты

Одним из наиболее известных инструментов, который дошел до наших дней, считают орган. Его первоначальное устройство имело cвои особенности: клавиши органа были настолько большими, что нажимать их нужно было кулаками. Звук органа неизменно сопровождал службы в церкви. Этот инструмент появился еще в Средние века.

Клавикорд - очень похож на фортепьяно, но его звук был тихим, поэтому играть на клавикорде перед большим количеством людей не имело смысла. Клавикорд использовали для вечеров и музицирования в домашних условиях. Инструмент имел клавиши, на которые нажимали пальцами. Клавикорд был у Баха, он играл на нем музыкальные произведения.

На смену клавикорду в 1703 году пришло фортепьяно. Изобретателем этого инструмента стал мастер из Испании Бартоломео Кристофори, он занимался изготовлением инструментов для семейства Медичи. Свое изобретение он именовал «инструмент, который играет тихо и громко». Принцип работы фортепьяно был таков: по клавишам нужно было бить молоточком, также имелся механизм для возвращения молоточка на свое место.

Молоток ударял по клавише, клавиша задевала струну и заставляла ее вибрировать, вызывая звук; ни педалей, ни демпферов не было. Позднее фортепьяно модифицировали: было изготовлено устройство, которое помогало молоточку опускаться наполовину. Модернизация значительно улучшила качество звука и облегчила процесс музицирования.

Старинных инструментов достаточно много, под это понятие попадают модели культуры славян, аккордеоны, сделанные в СССР и скрипки времен Антонио Страдивари. В частных коллекция встретить такой экспонат сложно, в большинстве своем полюбоваться на редкие инструменты можно в различных музеях. Но некоторые модели успешно продают на аукционах, предлагая покупателям заплатить за инструменты не слишком высокую цену. Если речь, конечно, не идет об экземплярах, которые попадают под понятие «антиквариат».