Визуальное искусство: тенденции и явления. Художник, визуальное искусство, антагонизм

Надо сказать, что в Европе видеоарт, как направление искусства, получил наиболее широкое развитие. Существуют даже высшие школы медийных искусств.

Что касается инсталляций, то здесь корни уходят в начало веков, ведь наскальная живопись это в какой-то мере тоже инсталляция. Но если говорить о современном мире, то инсталляции можно разделить на три категории: обычные инсталляции из стекла, дерева, бетона; виртуальные и видеоинсталляции.

Что касается интересующих нас медиа (видеоинсталляций), то здесь мы уже можем вернуться в любимые нами клубы, где это направление искусства уже достигло большого распространения. Самым простым примером можно привести обычное проецирования футажей на стены помещений и экранов. Где под футажами (footages) понимаются видео фрагменты, которые могут состоять из видеоряда, анимированных фонов, 3D-элементов, анимированных титров, транзакциий, и так называемых частиц.

А также более сложные панорамные видеодекорации на концертах.

А уже практически ни одно выступление мега звезд современной электроники не обходится без видео-перфомансов.

Со своими видео-инсталляциями и настоящим световым шоу выступают звезды PaulKalkbrenner , Plastikman, Skrillex, Justis, DavidGuetta, MagnaticMan, SubFokus , Deadmau5 и многие другие.

Но обратим наши любопытные взоры к более трендовым явлениям в визуальном искусстве, каким в первую очередь, является видео-мэппинг . Новомодное слово буквально заполонило интернет со множеством профессиональных и любительских видео-роликов. Итак, видео-мэппинг (от англ. Мэппинг – отражение, проецирование) – направление визуального искусства, представляющее собой 3D-проекцию на физический объект окружающей среды с учетом его геометрии и местоположения в пространстве. Фишка мэппинга в том, что он не требует дополнительных приспособлений для зрителей (очков и т.д.), но для того, чтобы проекция выглядела объемной, нужно чтобы зрители находились в определенной точке.

Видео-мэппинг (В.М.) можно классифицировать по объектам, на которые осуществляется проекция:
— архитектурный В.М.
— интерьерный В.М.
— проекция на малые формы

Ярким примером соединения музыки и архитектурного мэппинга можно назвать работу, получившую Гран-при фестиваля ‘Круг света’.

Интерьерный мэппинг представляет из себя проекции внутри любого помещения. Мапятся стены, пол и т.д.

Частным случаем интерьерного мэппинга является fulldome, это тот случай, когда памится все пространство – 360 градусов. Довольно часто такой мэппинг используют в планетариях:

Если говорить об использовании мэппинга в шоу звезд EDM, то здесь еще мало кто использует данные технологи. Но, похоже, все еще впереди. А вот кто уже хорошенько пошумел своим визуально-музыкальным шоу с использованием технологий мэппинга, так это известный электронщик Амон Тобин . В прошлом году над его выступлениями в поддержку альбома ISAM трудилась целая команда видео-инженеров и дизайнеров. Вот, как это было:

И, конечно, все чаще мэппинг используют в качестве элемента клубных перфомансов. Например, представление на легендарном немецком техно-фестивале Time Warp :

Виджеинг – это живойперфоманс, который творится в реальном времени. А человека, который создает видеомиксы путем монтажа коротких видеофрагментов (футажей) в режиме здесь и сейчас называют виджеем (VJ).

На сегодняшний день виджеинг имеет всемирный масштаб и признание как отдельного вида искусства. Виджеинг добрался даже до Каннского кинофестиваля, где происходит оценка и награждение работ в этом жанре. Но, конечно, особенно хорошо виджеинг прижился в ночных клубах по всему миру.

Другое дело, что в наших реалиях, виджеев, видеохудожников только-только начинают воспринимать в серьез. (Да, да, это не просто диджей попросил друга во время выступления покрутить видео, чтобы было красиво).

Тогда, как на Западе виджей обязательно присутствует на флаере многих вечеринок, а его имя пишется не мелкоразборчивыми буквами в углу буклета, а размашистым шрифтом наравне с приглашенными диджеями.

Конечно, быть виджеем не просто. Чтобы быть профессионалом в этой сфере этот человек должен хорошо чувствовать музыку, обладать художественным вкусом и при этом богатое образное мышление.

Основной задачей виджея можно считать создание неповторимой, аудиовизуальной атмосферы, при этом, разумеется, желательно находиться на одной ментальной волне с диджеем. Поэтому насколько могут восхищать опытные виджеи, владеющие множеством специальных трюков и примочек, и насколько неприятно наблюдать чью-либо работу, когда применяются сумасбродные эффекты без вкладывания в них особого смысла.

Рабочим пространством виджея обычно является экран или плазмы. Что касается сетапа виджея, то здесь возможны различные варианты. Например, схематично средняя виджейская установка может выглядеть следующим образом:

Чаще оборудование виджея состоит из парочки надежных яблочных лептопов с мощными видеокартами и специальным ПО, видеомикшеров, визуальных синтезаторов, миди-контроллеров, проекторов, вместительных внешних дисков, километров кабелей и прочих недешвых железяк.

Отдельно нужно сказать, что не стоит путать виджея от дивиджея.

Дивиджеи (DVJ) – это более продвинутые диджеи, которые играют не просто музыку, а клипы на эту музыку. Чаще всего дивиджеи работают в более коммерческих стилях, исходя из обилия в этой сфере видеоклипов. Впрочем только клипами дело не ограничивается, в ход идут и вышеупомянутые футажи и фильмы, различный видео, флеш материал.

Работа дивиджея также сложна, как и труд виджея. Здесь в реальном времени нужно контролировать множество параметров. Но, в то же время, профессия (хобби?) предоставляет большее поле для экспериментов и творческого самовыражения.

Конечно, современное визуальное искусство во многом двигает технический прогресс, а также глобальное размытие между искусствами различных жанров. Отсюда возникает множество технологических новинок. Примером такого новшества и хотелось бы закончить нашу статью. Тем более, что речь идет об отечественных разработках. Это интерактивный медиа стол i.m.table .

i.m.table – это универсальный пульт управления любыми мультимедийными компонентами – звуком, видео, светом. В реальном времени на нем можно переключать огромное количество звуковых и видео потоков. Демонстрацией этого пульта прославился украинский проект Жени Филатова – The Maneken :

На этом наши материалы о визуальном искусстве не заканчиваются. В скором времени мы еще более глубоко копнем в удивительный мир визуальной культуры.

Digital art или цифровое искусство - это направление в искусстве, основанное на использовании компьютерных технологий. Авторы digital art охотно используют в процессе творчества компьютерные программы и технологии, а результатом являются произведения в цифровой форме.

Сфера digital art находится в постоянном развитии. Возможности постоянно обновляющихся графических редакторов вдохновляют художников на создание все более необычных образов. Поэтому работы цифровых художников с трудом поддаются классификации. Выделить виды визуального цифрового искусства можно с опрой на технологии, которые используются при его создании, хотя стоит сказать, что многие авторы используют целый комплекс различных цифровых инструментов, смешанные техники.

Виды digital art

Цифровая живопись

Цифровая живопись - это создание электронных изображений с помощью компьютерных имитаций традиционных инструментов художника. Существуют разные технологии цифровой живописи, зависящие от уровня мастерства художника. Начинающие могут создавать иллюстрации по фотографии, более опытные — создавать иллюстрацию по отсканированному рисунку или создавать свои произведения сразу на компьютере или планшете.

Качество цифровой живописи зависит не столько от техники, сколько от мастерства художника, его знания рисунка, анатомии, теории цвета и композиции. Техника лишь существенно облегчает процесс:
позволяет сохранять этапы работы, отменять неудачные действия, свободно менять пропорции и композицию, работать с цветом.

Цифровая фотография

Технология фотографии, которая использует преобразование света светочувствительной матрицей и получение цифрового файла, используемого для дальнейшей обработки и печати. Принципы работы цифровой фотоаппаратуры не отличаются от аналоговых (пленочных) камер. Три «столпа» на котором держится фотография: скорость затвора (выдержка), диафрагма, создающие экспозицию, и цветовая температура в равной мере важны как для обычных фотографов, так и для цифровых. При этом цифровые фотоаппараты имеют разные автоматические режимы, в том числе и творческие, встроенные фильтры. Цифровая фотография легко может быть подвергнута редактированию: или , ретуши и другой обработке.

Векторная графика

Векторная графика (Vector graphics)- иллюстрация, описывающаяся при кодировании математическими формулами, определяющими положение объекта, его форму, параметры обводки и заливки. Векторные изображения (иногда называемые векторными фигурами или векторными объектами) состоят из линий и кривых, заданных векторами - математическими объектами, которые описывают изображение в соответствии с его геометрическими характеристиками.

Векторные изображения можно свободно перемещать и масштабировать без потери детализации и четкости, поскольку такие изображения не зависят от разрешения.

Художники создают с помощью векторной графики прекрасные иллюстрации, абстрактные композиции, пиктограммы, разрабатывают логотипы и анимацию.

Трехмерная графика и анимация

Трёхмерная графика и анимация - раздел компьютерной графики, посвящённый методам создания изображений или видео путём моделирования объёмных объектов в трёхмерном пространстве. При этом 3D-модель может быть реалистичной, вымышленной или полностью абстрактной. В виртуальном пространстве художники могут создавать целые фантастические миры, в которых модель можно рассмотреть со всех сторон, при этом с высокой степенью детализации могут быть проработаны текстуры, освещение, может быть создана анимация объектов и динамическая симуляция частиц.

Динамическая симуляция - автоматический расчёт взаимодействия частиц, тел и пр. с моделируемыми силами гравитации, ветра, выталкивания и др., а также друг с другом.

Полученные трехмерные модели могут быть доработаны в других редакторах.


Фрактальная графика

Фрактал — это фигура или структура, которая обладает свойством самоподобия, т.е. в каждом большем элементе содержится его уменьшенная копия, и так может продолжаться до бесконечности. Фрактальную структуру имеют кристаллы, снежинки и многие другие природные объекты. Компьютерные программы могут строить фрактальные фигуры удивительные по своей красоте и сложности

Типографика

Типографика — искусство оформления при помощи наборного текста, базирующееся на определённых, присущих конкретному языку правилах, посредством набора и вёрстки. В цифровом дизайне и искусстве, ориентированном на соединение всех форм медиа, различных способов предоставления информации, типографика становится одним из художественных средств, причем зачастую ее внешние, формальные характеристики выступают на передний план. Дизайнеры создают шрифтовые плакаты и композиции, в видеозаставках и рекламе текст оживает.


Фотоманипуляции

Фотоманипуляция - это соединение частей разных изображений и графических элементов с целью получить совершенно новое произведение со своим смыслом и назначением. Мастера фотоманипуляции воплощают свои творческие идеи путем комбинирования разных, как правило, качественных стоковых фотографий, в единое цельное художественное изображение.

Современные графические редакторы позволяют создавать удивительные комбинации самых разных визуальных образов, трансформируя фотографии в сюрреалистические картины, стильные дизайнерские композиции, способные воплощать самые сложные концепции или фантазии.

Есть много разновидностей композиций на основе фотографий: коллажи и фотоарт, плакаты и дизайны.

Качественный фотоарт - это не простое «склеивание» кусочков разных картинок в графическом редакторе Photoshop. Он включает в себя обработку всех фрагментов изображений в единой цветовой гамме, тоновую коррекцию, учитывает положение источников света и направление тени, ее практически невозможно разделить на исходные фотографии.


Анимационный дизайн

Анимационный дизайн или графика движения (англ. Motion graphics ) - визуальное оформление видеоклипов, оформления телевизионного эфира, заставок телепередач, титров в кино, рекламных роликов, создаваемое с помощью компьютера, иногда с помощью комбинированных съемок и анимационных эффектов.

До того, как компьютеры стали общедоступны, графика движения была дорога и трудоемка, что ограничило ее использование в высокобюджетном кино и телевидении. Термин «графика движения» связан с ростом популярности компьютерных приложений, подобных Adobe After Effects, Maya, Autodesk 3D Studio Max. Эти программы объединили специальные эффекты обработки видео, наборы инструментов для цветовой коррекции, текстовой анимации, движения камеры и создания многослойных композиций.

CGI (англ. computer-generated imagery, букв. «изображения, сгенерированные компьютером») - неподвижные и движущиеся изображения, сгенерированные при помощи трёхмерной компьютерной графики и использующиеся в изобразительном искусстве, печати, кинематографических спецэффектах, на телевидении и в симуляторах.

Компьютерная анимация

Компьютерная анимация - вид мультипликации, создаваемый при помощи компьютера. Художник создает на экране рисунки начального и конечного положения движущихся объектов, а роль фазовщика берёт на себя компьютер, рассчитывая все промежуточные состояния, опираясь на математические характеристики. Полученные рисунки, выводимые последовательно на экран с определенной частотой, создают иллюзию движения.

Компьютерная анимация широкое применение как в области развлечений, так и в производственной, научной и деловой сферах. Являясь производной от компьютерной графики, анимация наследует те же способы создания изображений.

Обработка цифровых фотографий может стать мощным инструментом реализации самого сложного авторского замысла. Примером успешного синтеза возможностей искусства фотографии и цифровой обработки в творчестве являются работы Анке Мерцбах (Anke Merzbach). …»Только лица переживших боль имеют выражение» Мрачно-меланхоличные работы показывают нам людей – спящих, мечтающих, созерцающих и тоскующих. «Только лица переживших боль имеют выражение», – так она говорит о […]

Ли Мора (Lee Mora) – цифровой художник из США, который совершает удивительные фотоманипуляции и выкладывает эти снимки в Интернете. Эти композиции – увлекательное путешествие в иные измерения, в которых происходят самые невероятные вещи: трансформируется пространство, меняется гравитация, а фантазия причудливо смешивается с реальностью. Рассматривая эти произведения цифрового искусства, можно помечтать, придумать мистическую историю, а можно […]

«Искусство отражает то, что сокрыто глубоко внутри каждого из нас», — говорит сербский цифровой художник Боян Евтич (Bojan Jevtic). Его работы – смесь фотографий, компьютерных эффектов, текстур и слоёв с элементами digital art, на которых застыли таинственные женские образы. Для создания своих загадочных композиций Боян использует фотографии найденные в сети – они в основном портреты […]

Фантастические панорамы, города под куполом, летающие машины, антигравитация и изменения климата — все наши ожидания и страхи, связанные с будущим, воплощены на цифровых картинах, которые создает российский графический дизайнер Евгений Казанцев. Евгений Казанцев родился в 1978 году в г. Свердловске. Изучал промышленный дизайн в Уральской архитектурной академии. Ведет профессиональную деятельность с 1996 года, специализируясь на айдентике, […]

Как выглядит одиночество отлично знает Франческо Ромоли (Francesco Romoli) – талантливый итальянский цифровой художник. Его серия работ под названием «Мнимые города», показывает одинокого человека, который находится на тускло освещенной улице рядом с плоскими картонными зданиями. Пространство этих работ построено по одной схеме: темная и пустая потрескавшаяся поверхность, по которой бродит крошечный человечек. На обрывках картона […]

Графический дизайнер из Чехии Филипп Ходас (Filip Hodas) создает потрясающие цифровые работы, в которых различные абстрактные формы соединены с земными ландшафтами. С помощью Cinema 4D и других графических редакторов дизайнер оттачивает свои навыки визуализации 3D-объектов, совмещая потрясающие красотой ландшафты с инородными и абстрактными объектами, зависшими в воздухе. Сюрреалистические пейзажи Филипа Ходаса Филипп Ходас создает сплав гиперреализма […]

Лучший совет в университете мне дали еще до поступления: на курсе по рисунку и композиции предложили прочитать книгу «Искусство и визуальное восприятие» Рудольфа Арнхейма. Я единственный из около ста человек нашел книгу и начал читать. Но тогда не заладилось с отображением картинок на электронной читалке, поэтому чтение отложилось с июля до апреля.

Арнхейм рассказывает много умных вещей о композиции, восприятии объектов человеком, детском рисовании и много о чем еще и делает пару разборов произведений искусства. Дизайнерам для прокачки читать обязательно.

Из каждой главы я выписал важное и интересное.

Равновесие

ВЕС ЭЛЕМЕНТОВ

Вес зависит от месторасположения изобразительного элемента. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему либо расположенный на вертикальной оси, проходящей по центру композиции, композиционно весит меньше, чем элемент, находящийся вне основных линий, указанных на структурном плане (рис. 3).

Предмет верхней части композиции тяжелее того, что помещен внизу, а предмет, расположенный с правой стороны, имеет больший вес, чем предмет, расположенный с левой.

При анализе изобразительной композиции также может оказаться полезным и принцип рычага, заимствованный из физики. Согласно этому принципу, вес изображаемого элемента возрастает пропорционально его расстоянию от центра равновесия.

Вес зависит также от размеров объекта. При прочих равных условиях предмет больших размеров будет и выглядеть тяжелее. Что касается цвета, то красный цвет тяжелее голубого, а яркие цвета тяжелее, чем темные. Чтобы взаимно уравновесить друг друга, площадь черного пространства должна быть большей, чем площадь белого пространства. Частично это является результатом эффекта иррадиации, который заставляет яркую поверхность выглядеть относительно большей.

В качестве одного из факторов композиционного веса Эттель Д. Пуффер обнаружил «внутренний интерес». Внимание зрителя может быть привлечено к пространству картины либо ее содержанием, либо сложностью ее формы, либо другими особенностями.

Чувству веса содействует изоляция объекта от его окружения. Луна и солнце в безоблачном небе будут казаться намного тяжелее, чем подобные предметы, находящиеся в окружении других объектов.

Правильная форма выглядит тяжелее, чем неправильная.

ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ СТОРОНЫ

Про позитивный вектор
Г. Вёльфлин заметил, что направление диагонали, идущей от левого нижнего угла в верхний правый, воспринимается как восходящее и набирающее высоту, направление же другой диагонали представляется нисходящим.

Согласно Мерседес Гаффрон, зритель воспринимает рисунок, как если бы он свое внимание сосредоточил на левой стороне рисунка. Субъективно он отождествляет себя с левой стороной, и все, что появляется в этой части картины, имеет большее значение.

Очевидно, когда зритель привыкает смотреть в левую сторону, то в этой стороне картины возникает второй, асимметричный центр. Точно так же как и центр рамки, этот субъективный центр будет иметь свое значение и, как можно ожидать, будет соответственно влиять на композицию. В результате между двумя конкурирующими центрами создаются контрапунктические отношения.

РАВНОВЕСИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ

Подобно тому, как выразительность жизни основывается на направленной деятельности, а не пустом, бессодержательном спокойствии, так и выразительность произведения искусства порождается не равновесием, гармонией, единством, а характером организации направленных сил, которые находятся в равновесии, объединяются, приобретают последовательность и порядок.

Очертание

Действительный облик объекта образуется его характерными, существенными пространственными особенностями.

Умные слова про контрформу
Любая стимулирующая модель воспринимается таким образом, что результирующая структура будет наиболее простой, насколько это позволяют данные условия.

О ПРОСТОТЕ

Когда хвалят произведение искусства за «присущую ему простоту», то под этим понимают организацию всего богатства значений и форм в общей структуре, которая ясно и четко определяет место и функцию каждой детали в едином целом.

В абсолютном смысле предмет является простым, когда состоит из небольшого числа характерных структурных особенностей. В относительном смысле предмет будет простым, когда в нем сложный материал организован с помощью по возможности наименьшего числа характерных структурных особенностей.

Характерные особенности являются структурными свойствами, которые — когда речь идет о внешнем облике предмета — могут быть описаны исходя из размеров расстояний и углов.

Меньшее число характерных особенностей на ограниченной площади часто способствует большему количеству характерных особенностей всего целого, или, другими словами, то, что делает часть проще, может сделать целое менее простым.

Я полагаю, что стремление к простейшей структуре, присущее деятельности мозга, делает результат восприятия возможно более простым. Но простота результирующего опыта зависит также и от: а) простоты стимула, из которого возникает модель восприятия; б) простоты значения, которое передает объект восприятия; в) взаимозависимости значения и результата восприятия; г) психологической «установки» воспринимающего субъекта.

Очень простое значение, облаченное в соответствующую простую форму, будет иметь своим результатом величайшую простоту. (В художественном произведении такое явление обычно наводит скуку.)

Часть — это секция целого, которая в данных условиях показывает некоторую степень выделения определенной секции из окружающей среды.

Данные правила [правила группировки, сформулированные Вертхеймером] можно считать применением одного из основных принципов — «принципа подобия». Этот закон утверждает, что, чем больше части какой-либо зрительно воспринимаемой модели похожи по какому-то перцептивному качеству друг на друга, тем сильнее они будут восприниматься как расположенные вместе.

Форма

Ориентация в таком случае существует только относительно структуры объекта. На восприятие положения объекта фактически оказывают влияние не одна, а целых три таких структуры: 1) структурная основа зрительно воспринимаемого предметного мира, 2) зрительная область головного мозга, на которую проецируется образ, и 3) особенности строения тела наблюдателя, обладающего кинестетическим восприятием посредством мускульных ощущений и органа равновесия во внутреннем ухе.

Итак, динамический эффект не является результатом ни воображаемого перемещения зрителя относительно картины, ни изображенного предмета относительно воспринимающего субъекта. Напротив, динамический эффект достигается в результате напряженности, создаваемой зрительно воспринимаемыми противоречиями в самой изобразительной модели.

Ранние стадии развития искусства способствовали появлению простой формы. Однако нельзя утверждать противоположное: что простая форма всегда являлась продуктом раннего искусства.

Если мы изымем египетскую фигуру, сделанную из камня, или церковный алтарь XIV века из их обычного окружения и поместим в музей как самостоятельное произведение, то сразу обнаружится ограниченность их старой формы и содержания, так как новый контекст требует для них новой формы и нового содержания.

В действительности развитие художественного воображения более точно можно было бы описать как нахождение новых форм для старого содержания или (если не привлекать дихотомию формы и содержания) как новое понятие о старом предмете.

Выбор художником того или иного решения зависит от следующих факторов: а) кем художник является, б) что он хочет сказать, в) каковы способ и средства его мышления.

Развитие
О детском рисовании

«Общее понятие о треугольнике» является основным, первостепенным результатом восприятия, а не второстепенным, побочным понятием. Различие между индивидуальными треугольниками приходит позднее, а не раньше. Общее понятие о собаке осознается и ощущается намного раньше, чем представление о какой-либо определенной собаке. Если это верно, то ранние художественные изображения, основанные на наивном наблюдении, должны иметь дело со всеобщностями, то есть с простыми всеобщими структурными особенностями. Это и есть то, что происходит в действительности.

Если я желаю изобразить «округлость» такого объекта, как человеческая голова, я не могу использовать формы, в действительности представленные в ней, а должен найти или изобрести форму, которая достаточным образом воплощала бы в себе визуальную всеобщность представления о круге, присущего миру реальных вещей. Если для ребенка окружность символизирует человеческую голову, то эта окружность не дается ему в самом объекте. Она есть его гениальное открытие, впечатляющее достижение, к которому ребенок пришел только в результате трудного экспериментирования.

Умение схватить «ощущение» помидора в изобразительной форме отличает реакцию живописца от бесформенного созерцания, которое характерно для нехудожника, когда он реагирует на те же самые объекты.

Процессы рисования карандашом, писания картины, моделирования различных тел и фигур являются видами моторного поведения человека, и можно предположить, что они развились из двух наиболее древних и наиболее общих видов поведения: описательного и физиогномического движения.

Физиогномическое движение есть составная часть телесной деятельности, которая самопроизвольно отражает характер данной личности, а также и характер конкретного ощущения в данный момент. Стойкость или слабость, самонадеянность или застенчивость человека — все эти черты выражаются в его движениях. В то же самое время поведение его тела раскрывает, интересно ли ему или скучно, счастлив или печален он в данный момент.

Описательными движениями являются преднамеренные жесты, предназначенные для выражения определенных зрительных ощущений. Мы можем пользоваться нашими руками и кистями рук, часто при этом помогая им всем телом, чтобы показать, насколько велик или мал тот или иной объект, имеет ли данный предмет круглую или угловатую форму, медленно или быстро то или иное движение, близко или далеко что-либо расположено от нас.

Жесты часто описывают форму предметов по их контуру, по их очертаниям, и именно по этой причине изображение контура является, по-видимому, психологически наиболее простым и естественным приемом создания образа с помощью рук. Заполнение поверхности краской, моделирование скульптурного объекта или резьба по дереву влекут за собой движения, которые могут привести к желаемой форме, но которые сами по себе не являются имитацией этой формы.

Благодаря принципу простоты при визуальном восприятии отдается предпочтение круглой форме. Окружность с ее центральной симметрией, не зависящей от направления, является наипростейшей зрительно воспринимаемой моделью. Мы знаем, что восприятие самопроизвольно стремится к округлости, когда стимул предоставляет ему такую возможность. Наше внимание привлекает совершенство круглой формы.

В соответствии с этим законом [законом дифференциации] перцептивная особенность воспринимаемого объекта, пока она еще не дифференцирована, воспроизводится по возможности наипростейшим способом. Окружность — наиболее простая возможная форма, имеющаяся в распоряжении изобразительных средств. До тех пор пока форма не станет дифференцированной, окружность не будет символизировать обобщенного понятия круга, а будет означать любую форму вообще и никакую в частности.

Ребенок не приступит к воспроизведению наклонных зависимостей, прежде чем он полностью не овладеет стадией вертикально-горизонтальных отношений, если только преждевременная сложность не будет ему навязана учителем или другими авторитетными лицами. С другой стороны, можно легко наблюдать, как дети нащупывают более высокие стадии дифференциации потому, что они не удовлетворены ограниченностью предыдущей стадии.

Не следует забывать, что нельзя подняться на более высокую стадию рисования, если ей не предшествовала более ранняя стадия.

Студенту художественного учебного заведения, который подражает исполнительской манере своего обожаемого учителя, грозит опасность потерять свое интуитивное чувство правильного и ложного, в силу того что вместо овладения изобразительной формой он пытается ее имитировать. Его работа, вместо того чтобы стать для него убедительной и конгениальной, вызывает замешательство.

Композитор Арнольд Шёнберг, автор самой запутанной музыки, говорил своим студентам, что их произведения должны быть такими же естественными для них, как их руки и ноги. Чем проще эти произведения будут им казаться, тем лучше они будут на самом деле. «Если что-нибудь из написанного вами выглядит слишком сложным для вас самих, вы можете не сомневаться: истинностью там и не пахнет».

Пространство

В общем, законы перспективы подразумевают, что, чем больше размеры объектов, тем ближе расположенными они кажутся для воспринимающего их субъекта.

Части, расположенные снизу, имеют тенденцию располагаться ближе к зрителю.

Установлено, что поверхности, окрашенные в цвета, расположенные в коротковолновом диапазоне светового спектра, главным образом в синий или голубой, выглядят дальше отстоящими от воспринимающего их субъекта, чем поверхности, окрашенные в цвета длинноволнового диапазона, прежде всего в красный.

Для большинства людей выпуклые колонны чаще всего воспринимаются как фигуры, потому что, согласно одной из закономерностей, сформулированных Рубиным, выпуклость имеет тенденцию побеждать вогнутость.

Основное правило гласит, что будет преобладать тот вариант закономерности «фигура — фон», который создает более простую целостную модель. Например, чем проще форма, которую имеют промежутки между фигурами, изображенными на рисунке, тем большая вероятность, что они будут восприниматься как определенные модели, а не как безграничный фон.

По мере того как пространство картины становилось самостоятельным объектом и освобождалось от стен, появлялась необходимость в различении физического пространства комнаты и самостоятельного мира картины. Этот мир начинает восприниматься как бесконечный — не только по глубине, но и в буквальном смысле этого слова. Поэтому границы картины указывают лишь на конец композиции, но не на конец изображаемого пространства. Рама картины рассматривалась как окно, через которое зритель заглядывает во внешний мир, стиснутый границами рамы, но не ограниченный ею. В духе наших современных дискуссий это означало, что рама в картине должна играть роль фигуры, а пространство картины — выполнять функцию ничем не ограниченного основания.

Рама, либо сужаясь до тонкой полоски (предел такого сужения — контур), либо отступая назад, приспосабливается к своей новой функции: придавать картине характер ограниченной поверхности, характер «фигуры», расположенной перед стеной.

Существуют разнообразные пути разрешения этой дилеммы [окно — небольшое ограниченное пространство на плоскости основания — должно было быть «фигурой» и в то же самое время оно выступало отверстием в стене]. Один из этих путей осуществляется с помощью традиционного карниза. Карниз — это не только декорация, но и определенный способ обрамления окна. Он подчеркивает характер фигуры, присущий проему, и образует внизу выступ, который ограничивает поверхность стены как основания. Другое решение заключается в расширении площади окон. В результате стены сокращаются как по вертикали, так и по горизонтали до размеров узких ленточек или полосок.

В архитектуре более приемлемой является вогнутая форма. Это происходит отчасти потому, что архитектурное сооружение не является лишь имитацией органических тел, а отчасти потому, что архитектуре всегда приходится иметь дело с полыми интерьерами. Любой интерьер независимо от его внешнего вида всегда есть впадина.

Мы видим в плоских картинах изображение глубины потому, что приспосабливаем к ним наш опыт обращения с объемными телами в физическом пространстве.

Условия искажения (просто так хер разберешь)
Очертание зрительно воспринимаемой модели А будет выглядеть искаженным, если его можно получить посредством прикладывания к модели В, являющейся более упрощенной, чем А, изменения формы С, которая также несколько проще, чем А; это изменение имеет место вдоль осей, не совпадающих с осями модели В и не упраздняющих эти оси.

Фронтальное расположение ромба уступает место наклонному положению квадрата. Наклонное расположение фигуры является менее простым по сравнению с фронтальным, так что мы приобретаем простоту и в то же самое время теряем ее. Следовательно, когда мы имеем дело с объемным восприятием, нам следует иметь в виду, что неискаженная форма в наклонном положении содействует более простой ситуации в целом, чем искаженная форма во фронтальной позиции.

Когда простая симметрия достигается в двух измерениях, то мы будем видеть плоскую фигуру. Если достижение симметрии влечет за собой третье измерение, тогда мы будем видеть уже объемное тело.

Восприятие модели как двухмерной или как объемной зависит от того варианта, с помощью которого образуется более простая модель.

Сила визуального опыта, достигаемая посредством перспективного фокусирования, зависит главным образом от трех факторов: угла схождения, степени видимости искаженного объекта и расстояния зрителя до картины.

Конвергенция будет более впечатляющей, когда, например, железнодорожные пути показаны целиком на протяжении всего зрительного поля, а не только отдельными небольшими секциями.

Конвергенция зависит также от угла, под которым снимается объект. Когда зрительная линия камеры пересекается с поверхностью фотографируемого объекта под прямым углом, никаких искажении не наблюдается. Но если угол отклоняется от 90 градусов, сокращение в ракурсе и конвергенция увеличиваются.

Свет

Если мы имеем дело с частым повторением какого-либо события или с неоднократным восприятием какой-нибудь вещи и научились реагировать на них совершенно спокойно, то, по всей вероятности, наш разум и наши чувства не будут активно на них откликаться.

Понятие художника о свете формируется под воздействием общей позиции человека и его реакции. Это осуществляется двумя путями. Во-первых, свет для художника представляет практический интерес как средство акцентировки внимания. Во-вторых, представление художника о свете основывается на показаниях его собственных глаз — показаниях, которые уже сами по себе в значительной мере отличаются от взгляда ученого на физическую реальность.

Яркость предметов на земле воспринимается в основном как свойство их самих, а не как результат отражения. Не принимая во внимание особые условия... освещенность дома, дерева или лежащей на столе книги не воспринимается нами как какой-то подарок далекого источника.

Наблюдатель не может провести строгого различия между яркостью предмета и его освещенностью. На самом деле он вообще не видит никакой освещенности, хотя и может знать о существовании источника света или даже видеть его.

Выглядит ли платок белым или нет — зависит не от абсолютного количества света, которое он посылает глазу, а от его места в шкале соотношения яркостей, которые наблюдаются в данное время. Если все соотношения яркостей в данном зрительном поле изменить в одной и той же пропорции, то покажется, что каждое соотношение осталось «постоянным». Но если изменилось распределение соотношения яркостей, то каждое соотношение соответственно изменится и здесь не будет иметь места постоянность.

Свечение находится где-то в середине непрерывной шкалы, которая начинается с ярких источников света (солнце, огонь, электрические лампы) и простирается до приглушенной освещенности обыденных предметов.

Одним из условий, но не единственным, восприятия свечения является то, что предмет должен обладать соотношением яркостей, которое намного превышало бы шкалу, установленную для остального зрительного поля. Его абсолютная яркость может быть довольно низкой, такой, какую мы видим, например, в светящихся золотистых тонах на знаменитых полотнах Рембрандта, которые не потускнели в течение трех столетий. На затемненной улице обрывок газеты сверкает, как огонек.

В равномерно освещенном предмете невозможно увидеть, откуда он получает свою яркость. Его освещенность, как я сказал ранее, кажется свойством, внутренне присущим самому этому предмету. То же самое можно сказать о равномерно освещенной комнате. Театральная сцена, на которую смотрят из затемненного зала, не обязательно создает впечатление, что она освещается в данный момент. Когда свет равномерно распределен, сцена может показаться очень ярким миром, огромным светилом.

Для того чтобы создать впечатление равномерно увеличивающегося расстояния, шкала степеней темноты, проецируемая на сетчатку глаза, должна увеличиваться с определенной скоростью в соответствии с законами перспективы в пирамидальном пространстве.

Параллельные поверхности «связываются» глазами вместе независимо от их места на рельефе, и эта сеть взаимосоотношений является мощным средством для создания пространственного порядка и единства. Если муха, ползущая по предмету, не испытывает ничего, кроме непонятной и нерегулярной последовательности подъемов и впадин, то внимательный человеческий глаз воспринимает целое, сопоставляя все пространственно соотносящиеся площади.

Современная мода в искусстве декорации интерьера предписывает, чтобы стены, в которых находятся окна, окрашивались немного ярче, чем стены, на которые непосредственно падает свет. Тем самым частично компенсируется эффект освещенности и контраста.

Для того чтобы глаз мог отличать освещенность предметов от их яркости, должны, по-видимому, выполняться два условия. Во-первых, все соотношения яркостей вследствие освещения должны суммироваться в визуально простую, единую систему; аналогичным образом модель темных и светлых тонов на поверхности предмета должен быть достаточно простой. Во-вторых, структурные модели двух систем не должны совпадать.

Такие художники, как Караваджо, использовали иногда сильный боковой свет для того, чтобы упростить и скоординировать пространственную организацию своих картин. Роже де Пиль, французский писатель XVII века, говорил, что если предметы расположены таким образом, что весь свет собран вместе на одной стороне, а тени на другой, то такое собрание света и теней помешает глазу блуждать. «Подобное распределение источников Тициан называл гроздью винограда, потому что плоды винограда, когда они разделены, имеют собственные свет и тень в равной степени и таким образом расщепляют взгляд по многим направлениям, в результате чего происходит путаница; но если плоды собраны в целую гроздь таким образом, что получается одна масса света и одна масса тени, то глаз охватывает их как единый предмет».

Тени могут накладываться либо отбрасываться. Накладываемые тени непосредственно лежат на предметах, но сами они образуются их формой, пространственной ориентацией и расстоянием от источника света. Отбрасываемые тени — это тени, которые отбрасываются одним предметом на другой или одной частью предмета на другую его часть.

Существуют два момента, которые наш глаз должен понять. Первый заключается в том, что тень не принадлежит предмету, на котором она видна, а второй — в том, что тень принадлежит предмету, на который она не падает.

Следует сказать несколько слов о схождении теней. Поскольку солнце находится так далеко, что в довольно узком диапазоне пространства его лучи становятся практически параллельными, свет создает изометрическую проекцию тени, то есть линии, которые параллельны в объекте, параллельны также и в тени.

Но тень подвержена перспективному искажению, так же как любой другой зрительно воспринимаемый предмет. Поэтому она будет казаться сходящейся в сторону от места соприкосновения с предметом, когда находится за предметом, и расходящейся, если лежит перед ним.

Предмет кажется освещенным не только в силу своей абсолютной яркости, но и потому, что он значительно превосходит уровень освещенности остальной части полотна. Таким образом, таинственный свет довольно темных предметов обнаруживается, когда они помещены в еще более темное окружение. Более того, свечение возникает тогда, когда яркость не воспринимается как результат освещения. Для этого тени должны быть устранены или в крайнем случае сведены до минимума, а самый яркий свет должен появиться в границах самого предмета.

Существует два основных способа изображения освещения в картине. Наиболее простой и старый способ отражает опыт перцептивного разделения в самом процессе создания картины. Предмет наделяется однородным локальным цветом и яркостью, на которые свет и тень накладываются раздельно. Другой метод дает возможность сообщить глазу уже объединенный стимул, который он получает из физического пространства. Если каждое место картины характеризуется соответствующим соотношением яркости и цвета, то зритель осуществит подразделение и воспримет освещение картины так же, как он делает это в физическом пространстве.

Цвет

Роршах обнаружил, что спокойное настроение содействует образованию реакций на цвет, тогда как люди с подавленным настроением чаще реагируют на форму. Доминирование цвета указывает на открытость к внешним стимулам. Люди, предпочитающие цвет, являются чувствительными, легко поддающимися чьему-либо влиянию, неустойчивыми, дезорганизованными, предрасположенными к эмоциональным взрывам. Предпочтение и реагирование на форму свойственно интровертивным людям, характеризующимся строгим самоконтролем, педантичным, неэмоциональным отношением ко всему окружающему.

Как и цвет, эмоция вызывает в нас только определенное отношение. Напротив, форма, по-видимому, требует более активной реакции. Мы внимательно разглядываем объект, устанавливаем его структурную основу, соотносим части с целым. Подобным же образом сознание действует под влиянием наших порывов, оно использует закономерности, координирует различные виды опыта и решает вопросы, связанные с процессом деятельности. При восприятии цвета действие исходит из объекта и тем самым воздействует на человека. Чтобы воспринять форму, организованное мышление обращается к объекту.

Инертность воспринимающего субъекта и непосредственность опыта более характерны для реакций на цвет. Восприятие же формы характеризуется активным контролем.

Шарль Фере открыл, что сила мускульных сокращений и скорость кровообращения увеличиваются от степени окрашивания света, причем в определенной последовательности — меньше всего от наличия синего цвета, несколько больше от зеленого, затем от желтого, оранжевого и красного. Эта физиологическая особенность человеческого организма целиком подтверждается психологическими наблюдениями за эффектом, вызываемым данным цветом, однако нет ничего подтверждающего, имеем ли мы здесь дело с второстепенным следствием восприятия или существует более непосредственное влияние световой энергии на моторное поведение и кровообращение.

В одном из своих ранних исследований Сидней Л. Пресси заставлял своих испытуемых совершать простые моторные действия, такие, например, как ритмическое постукивание пальцем при различных степенях яркости и освещенности. Он обнаружил, что при тусклом освещении деятельность испытуемых замирала, а при ярком свете она сильно возрастала. Различие в цветовых оттенках не оказывало влияния на изменение совершаемых действий.

Кандинский говорит: «Конечно, любой цвет может быть холодным и теплым, но нигде этот контраст не заметен так сильно, как в красном». Несмотря на всю его энергию и интенсивность, красный цвет пылает сам в себе и не излучает энергию вовне, достигая тем самым полной мужественной силы. Он — неумолимая пылающая страсть, огромная сила в самом себе. Желтый цвет никогда не несет в себе глубокого значения и является бесполезной тратой времени. Верно также, что Кандинский говорил о нем как о цвете, способном изобразить насилие или бред умалишенного. Но здесь он, вероятно, имел в виду очень яркий желтый, который казался ему невыносимым, наподобие пронзительного звука горна. Темно-синий цвет погружается «в глубокое раздумье о всех вещах, не имеющих конца», тогда как светло-голубой «достигает молчаливого спокойствия».

Внешний вид и выразительность цвета меняются в зависимости от содержания и темы произведения искусства.

Движение

Выразительность

Воздействие сил, переданных визуальной моделью, есть внутреннее свойство объекта восприятия, так же как форма и цвет.

Если выразительность составляет основное содержание восприятия в повседневной жизни, то еще в большей мере это характерно для видения мира художником. Для него экспрессивные свойства являются средствами коммуникации. Они привлекают его внимание, и с их помощью он понимает и истолковывает свой опыт, они определяют форму моделей, которую он создает. Поэтому подготовка студентов-художников должна состоять в основном в обострении у них чувства этих экспрессивных качеств и в обучении их смотреть на экспрессию как на ведущий критерий каждого прикосновения карандаша, кисти или резца.

Одним из моментов мудрости, который относится к подлинной культуре, является постоянное осознание символического значения, выраженного в каждом конкретном событии, ощущение всеобщего в конкретном. Это осознание придает и достоинство любому повседневному занятию, и подготавливает почву, на которой базируется и вырастает искусство.

Высокая оценка искусства определяется тем, что оно помогает человеку понять мир и самого себя, а также показывает ему, что он понял и что считает истинным. Все в этом мире является уникальным, индивидуальным, не может быть двух одинаковых вещей. Однако все постигается человеческим разумом и постигается только потому, что — каждая вещь состоит из моментов, присущих не только определенному объекту, а являющихся общими для многих других или даже всех вещей.

Выразительность — это венец всех перцептивных категорий, каждая из которых содействует возникновению выразительности путем зрительно воспринимаемого напряжения.

Любая визуальная модель динамична. Это самое элементарное свойство на деле оказывается самым значительным атрибутом художественного произведения, так как, если скульптура или картина не выражали бы динамики напряжения, они не смогли бы достоверно отображать нашу жизнь.

Многие начинающие фотографы, только что купившие свои первые камеры, начинают рьяно изучать техническую сторону искусства фотографии. Безусловно, это важно, чтобы в будущем производить фотографии с правильной экспозицией нужно знать технические основы. Но закончив освоение технических аспектов, человек должен обратить внимание на то, каким образом следует выстраивать композицию, чтобы получать эффектные фотографии. Эффектные фотографии привлекают к себе внимание зрителя и сообщают ему какую-то эмоцию, мысль, чувство. Запечатлеть эмоцию и привлечь внимание - это задачи, которые требуют обучения, практики и эксперимента.

Изучение основ визуальной организации и понимание того, как они работают, поможет овладеть навыками композиции. Однако, для достижения успеха недостаточно слепо следовать прописным правилам. Кроме того, восприятие зрителем представленной перед ними фотографии, зависит от его прошлого жизненного опыта, интересов и от того, что он сам пытается для себя найти. Именно по этой причине на одну и ту же фотографию очень часто отзываются самым разным образом. Фотограф должен понять, как люди воспринимают различные виды визуальной организации.

Линия

Линия обозначает “путь” между двумя точками. Линия может быть прямой, изогнутой, вертикальной, горизонтальной, диагональной или зигзагообразной. Линия подразумевает движение и предполагает направление. Линия также может быть скрытой, и в таком случае она выстраивается в воображении зрителя; для этого в кадре должно располагаться несколько “точек” в определенной геометрической последовательности.

Нарисуйте на бумаге четыре соединительные точки для квадрата, и ваш мозг сам проведет отсутствующие линии, так как ему свойственно искать и находить знакомые шаблоны. Направление и ориентация линий также может вызывать определенные эмоции и чувства. К примеру, горизонтальные линии означают спокойствие и умиротворение, в то время, как вертикальные линии символизируют силу и мощь. Косые линии подразумевают движение, действие и изменения. Изогнутые линии, имеющие форму буквы S, ассоциируются со спокойствием и тишиной. Сходящиеся линии означают глубину и отдаленность.

Изгородь по обе стороны от дороги или шоссе, линии которой сходятся вдали, порождают иллюзию того, что плоское двухмерное изображение заключает в себе трехмерную глубину. Линия является эффективным элементом визуального искусства, так как она может вести за собой взгляд зрителя. Для создания эффектных фотографий ищите такие линии в кадре и их выстраивайте определенным образом, чтобы передать зрителю те или иные чувства.

Форма

Форма представляет собой конечный результат взаимодействия расположенных рядом линий. Но форму можно передать и без видимых линий при помощи цветных выделяющихся элементов или организованных в кадре объектов. Некоторые первичные формы, такие как треугольники, круги, квадраты и шестиугольники в том или ином воплощении встречаются в природе. Пространство определяется фигурами и формами. Существует позитивное пространство, в которое заключены формы и фигуры, и негативное пространство, составляющее пустое пространство вокруг фигур и форм. В сбалансированном кадре негативное и позитивное пространства должны уравновешивать друг друга.

Свет и тени

Форма относится к трехмерным качествам объекта и влияет на зоны света и тени. Когда свет, идущий в одном направлении (например, свет от Солнца), попадает на объект, то часть этого объекта остается в тени. Области света и тени на изображении дают контраст и объем.

Факторы, которые могут повлиять на наше восприятие фотографии: направление источника света и резкость или мягкость средних тонов. Свет, исходящий из-за объекта, может сформировать на снимке силуэт, в результате чего почти черный объект будет отображаться на светлом, озаренном светом фоне. Силуэты представляют собой двухмерные фигуры с отсутствием объема. Отсутствие цвета очень часто усиливает наше восприятие формы, как это происходит, например, с черно-белыми фотографиями. Свет, падающий сверху или сбоку, создает так называемое “Рембрандтовское освещение”. Такой тип освещения подчеркивает границы и глубину. Если говорить о пейзажной фотографии, то текстура ландшафта лучше всего видна утром и вечером, когда свет падает под углом. В это время могут преобладать либо теплые, либо холодные оттенки.

Цвет

Было проведено множество исследований, целью которых было изучить, каким образом цвет влияет на человека. Некоторые изучения показали, что женщины и мужчины могут воспринимать цвет по-разному. Цвет воздействует на наше эмоциональное состояние, разные цвета способны вызывать широкий спектр эмоций. Грубо говоря, цвет может влиять на нервную систему человека.

Терминология

Цветовой тон - определяет названия основных цветов, красного, синего и зеленого.

Сочетание света и тени - количество света или тени в цвете (другими словами, количество черного или белого цветов).

Интенсивность - чистота и насыщенность цвета.

Монохромный цвет - использование одного цвета (часто используется один цвет, но в различных тонах).

Аналогичные цвета - цвета, расположенные по соседству на цветовом круге, например, желтый и зеленый.

Сочетание аналогичных цветов, живущих бок о бок на цветовом круге, считается одним из наиболее гармоничных. Аналогичные цвета довольно часто применяются в визуальном искусстве и имеют успокаивающее воздействие.

Дополняющие цвета: цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге, например, сине-фиолетовый и желтый. Дополняющие цвета, распложенные рядом друг с другом, дают больше контраста. К примеру, желтый цвет выглядит более интенсивно, когда находятся на фоне синего или фиолетового (см. фотографию ниже).

На фотографии зеленый и желтый выступают аналогичными цветами, которые гармонируют друг с другом, а фиолетовый на фоне дополняющих цветов кажется более интенсивным.

К теплым цветам относятся: желтый, красный и оранжевый, они вызывают ассоциацию с кровью, солнцем и огнем.

Холодные цвета включают: фиолетовый, синий и зеленый.

Для этой фотографии был использован синий фильтр, который помог с большей выразительностью передать зрителю “ощущение холода” (Монохромный цвет).

Мы называем цвета холодными и теплыми, потому что они вызывают у нас ассоциативные ряды с соответствующими явлениями природы. Красный, желтый и оранжевый мы считаем теплыми цветами, а синий, фиолетовый и зеленый относим к холодным. Но такой контраст является относительным, поскольку сочетание зеленого и желтого цветов будет казаться холоднее относительно красного и оранжевого, но на фоне синего и фиолетового, напротив, такое сочетание покажется нам более теплым. Фотографы могут прибегать к использованию различных цветов для усиления контраста или для передачи перспективы. Холодные цвета имеют особенность визуально отдалять объекты, а теплые цвета наоборот как будто их приближают к зрителю.

Теплое солнечное сияние приближает, а холодные синие тени отдаляют.

Текстура относится к качествам поверхности или к “ощущениям”, которые передает объект - он может быть гладким, шершавым, мягким и т.д. Текстура может быть фактической (ощущаемая при прикосновении) или подразумеваемой (когда артист передает текстуру посредством визуального искусства). Текстура особенно подчеркивается, когда свет падает на объект под наклоном.

Композиция

Скомпоновать различные элементы в рамке видоискателя, чтобы получить выразительный кадр, не так просто, как может показаться на первый взгляд. Художник тут имеет преимущество, он может расположить объекты на картине, как и где захочет, а вот фотограф должен искать и организовывать элементы кадре. И хотя иногда фотограф может приложить руку и сам расположить объекты в кадре так, как на его взгляд будет лучше (например, листья), но очень часто такое вмешательство приводит к крайней неестественности, и кадр теряет свою загадку, становясь искусственным. Природа не всегда бывает идеальна, и, конечно, организация дает более привлекательные результаты. По-настоящему эффективная композиция при съемке на природе получается, когда фотограф находит баланс между рукотворным порядком и тем, что предлагает природа.

Процесс принятия решений, через который мы проходим, когда делаем фотографии, начинается со способности видеть различные возможности. То, что мы видим, зависит от того, что мы ищем, хотим увидеть и от того, что готов показать нам наш разум. Способность “видеть” зависит от особенностей нашего мышления и памяти не меньше, чем от самих глаз. Для того чтобы лучше “видеть”, во-первых, следует расслабить, успокоить сознание и узнать как можно больше о выбранной тематике и в частности об объектах, которые вы будете снимать. Найдя что-то достойное внимания, мы должны изолировать часть сцены и скомпоновать важные визуальные элементы в рамках видоискателя так, чтобы во всей полноте выразить наше отношение к предмету съемки.

Единство

Под единством мы понимаем упорядоченность элементов в кадре, в результате которой каждый элемент привносит свой вклад в единый образ. Фотография, на которой отсутствует единство между объектами, вызывает у зрителя противоречивые чувства, и в результате он попросту отворачивается. Есть несколько способов, которые помогают достичь такого единства в кадре.

Доминирование

Художник или фотограф должен выстраивать последовательность, в которой будут прослеживаться визуальные элементы, и контролировать количество внимания, которое каждый из элементов будет получать. Сделать какой-то элемент основным на фотографии можно с помощью размера или цвета. Большие объекты преобладают над маленькими, а теплые цвета над холодными. Привлечь основное внимание к объекту можно и с помощью его расположения в кадре. Естественно, что объект, расположенный посередине сцены, привлечет больше внимания, чем, если бы он находился где-нибудь на периферии. Но располагать объект в самом центре кадра - не самая лучшая затея, эффективнее, когда объект находится чуть в стороне от центра.

Другой способ - использование сходящихся линий. Как правило, взгляд, следуя по линиям, приходит к точке, в которой они сходятся.

Жилки листа сходятся в одной точке, которая и является основным элементом этого изображения.

Доминирование на фотографии также может быть достигнуто с помощью какого-либо несоответствия, т.е. при помощи разницы между объектами. Если все объекты в кадре перекликаются по цвету, форме или тону, но один из них им не соответствует, то именно он и заберет на себя основное внимание зрителя. Коричневая травинка на иллюстрации снизу является доминирующим элементом, поскольку она отличается по цвету от окружающих её аналогичных травинок.

Целостность

Под целостностью имеется в виду гармония между элементами, которые должны идеально подходить друг к другу. В реальности элементы изображения могут быть никак не связаны, но на фотографии их форма, цвет и размер должны формировать одно целое. Визуальная целостность может быть достигнута при помощи использования аналогичных цветов и тональностей, схожих форм, текстур или размеров. Наличие большого числа сходств между объектами или их абсолютная идентичность приводит к скуке - чтобы у изображения была изюминка необходимо какое-то разнообразие.

На этой фотографии изображены камни, имеющие гладкую поверхность, аналогичные форму и цвет.

Понятие баланса подразумевает, что все визуальные элементы на фотографии имеют свой “вес”. Большие объекты, как правило, весят больше маленьких, также как и темные предметы по весу превосходят светлые. Большое значение имеет положение объектов. На подсознательном уровне мы воспринимаем центр фотографии или картины, как некую ось вращения. “Тяжелый ” элемент, расположенный с одной стороны фотографии может быть сбалансирован более “легким” элементом с противоположной стороны.

Баланса также можно достичь при помощи симметрии. Отражение горного ландшафта на гладкой поверхности озера - прекрасный пример такой симметрии. Подобные фотографии с зеркальными отражениями могут перенять на себя качества абстрактных изображений. Вспомним знаменитый тест Роршаха.

Позитивное и негативное пространства

Позитивное пространство - это пространство, в котором содержатся формы и фигуры, негативное пространство простирается за границами этих форм и фигур. На фотографии, представленной ниже, черная область является негативным пространством, которое выступает в противовес области с сурком и камнем. Ничем незаполненные области на фотографиях являются важнейшим элементом, поскольку они привносят в снимок баланс.

Ритм

Ритм - регулярно повторяющиеся элементы. В музыке ритм означает регулярное повторение определенных музыкальных нот. В фотографии регулярно повторяются объекты. В музыке между нотами лежит время, в фотографии между объектами лежит расстояние. Ритм делает просмотр фотографий интереснее и проще, он успокаивает наши глаза, которым остается только следовать за ритмично изменяющимися объектами. Чтобы ритм был эффективен, он должен содержать некоторую изменчивость. Слишком похожие или одинаковые повторяющиеся элементы могут оказаться скучными. Поэтому при составлении композиции ищите не только повторяющиеся элементы, но и их вариации. Например, если вы изображаете на фотографии забор с абсолютно идентичными столбами, не отличающимися ни цветом, ни состоянием, то ритм такого рода не будет долго удерживать внимание зрителя. Но если среди столбов забора найдется пара кривых, поломанных, непокрашенных и т.д., то такой ритм создаст у зрителя больший интерес.

Если бы столбы этого забора имели одинаковую высоту, то картинка получилась бы слишком монотонной. Желтые цветки балансируются негативным пространством дополняющего голубого цвета -небом.

Пропорции: Золотое сечение и правило третей

Понятие пропорции обозначает соотношение величин визуальных элементов по отношению друг к другу и к самой фотографии в целом. Одной из причин, по которой пропорция так важна в визуальном искусстве, является то, что зритель реагирует на соотношение и размеры на эмоциональном уровне. Пропорция изучалась художниками в течение сотен лет, задолго до того, как был изобретен первый фотоаппарат. Наиболее часто упоминаемая и используемая в визуальном искусстве пропорция - золотое сечение.

Золотая пропорция: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д. Каждое последующее число после 1 равно сумме двух предыдущих чисел. Соотношение 1:1.618 именуется золотой серединой - отношение отрезка bc к ab равно отношению ab к ac. Если вы продолжите делить каждый полученный прямоугольник, используя то же соотношение, то в конечном итоге, соединив их углы, вы получите логарифмическую спираль. Такая спираль часто встречается нам в природе, вспомним ракушки, рога и некоторые цветы.

Золотое соотношение или число Пи часто является в природе и, возможно, люди запрограммированы распознавать это соотношение, поскольку его проявления приносят визуальное наслаждение. Было проведено исследование ведущих топ-моделей, его результаты показали, что в большинстве случаев их лица имеют золотую пропорцию 1.618.

Многие художники и фотографы пользуются так называемым правилом третей, согласно которому полотно или кадр разделяется на три секции по вертикали и горизонтали, а точки пересечений образованных линий представляют собой области, где следует располагать важные визуальные элементы. Золотое сечение и его применение аналогичны правилу третей, однако, правило золотого сечения не так распространено и точки пересечения у него расположены ближе друг к другу. В пейзаже эффективным приемом является смещение линии горизонта в кадре к одной из горизонтальных линий, разделяющих фотографию на трети. В применении правила третей нет ничего обязательного. Размещая в кадре визуальные элементы для эффектной композиции, необходимо оценить множество факторов, включая цвет, размер, превосходство одного объекта над другим. А порой напротив, можно прибегнуть к легкому дисбалансу, чтобы выразить те или иные эмоции. Мы должны полагаться на свое художественное чутье и интуицию. Каждый из нас уникален и мы должны стремиться сохранить чувства и впечатления, которые у нас вызывают выбранные тематики.

Сетка золотого сечения, примененная к простой композиции

Сетка правила третей, примененная к пейзажу

Я анализировал некоторые свои любимые фотографии, накладывая на них сетки (сетку правила третей и золотого сечения в программе Photoshop). В итоге я обнаружил, что многие из них действительно соответствую правилу третей и в меньшей степени правилу золотого сечения. Я подозреваю, что анализ работ других фотографов приведет к аналогичным результатам.

Подводя итоги, скажу, что вы не должны забывать о такой важной составляющей фотографии и любого визуального искусства, как пропорция, однако, вы также должны понимать, что и другие факторы, наряду с вашим уникальным восприятием объекта, диктуют, где следует располагать элементы фотографии. Понимание пропорций и различных составляющих дизайна является своего рода руководством, однако, вы в первую очередь должны следовать собственной интуиции вкупе со знаниями. Не бойтесь экспериментировать и каждый раз пробовать что-то радикально разное, учась, как на ошибках, так и на удачах.

Пленка 35 mm имеет размер 36 мм на 24 мм (соотношение 3:2), золотое соотношение 1.6:1. Рекомендуется располагать важные элементы на точках пересечений.

Хаос - Простота против сложности

Хаос означает неупорядоченное расположение элементов и часто встречается в природе. Многие фотографы ставят перед собой задачу сделать фотографию, демонстрирующую лежащий в основе порядок наряду с окружающим хаосом. В итоге чтобы добраться до истины, до того, что хотел изначально показать автор, зритель должен приложить некоторое усилие. Новички в фотографии часто вмещают в кадр слишком много элементов, в результате главные из них попросту теряются. Однако слишком упрощенные композиции не способны надолго удержать внимание зрителя, к примеру, фотография с засохшим листом может сначала показаться интересной, но спустя минуту интерес к ней пропадает. А вот фото чуть ниже, на котором изображен лес после дождя, обладает столькими текстурами и формами, что на его изучение понадобится куда больше времени, и, возвращаясь к нему снова, вы будете опять и опять находить новые, ранее незамеченные, детали. Способность вводить в кадр сложные элементы и контролировать их, при этом выдерживая композицию, требует видения, развитие которого в свою очередь требует времени.

Подведем итоги

Понимание составляющих визуального искусства и их воздействие на наши эмоции может помочь нам в создании более эффектных фотографий. Но стоит понимать, что следование прописным правилам и руководствам не дает гарантий на успех. Создание успешной фотографии зависит от множества вещей, которые должны объединиться в кадре: время, свет, цвет, композиция и способность зрителей прочувствовать то, что вы пытались донести. Вероятно, многие творцы полагаются больше на свою интуицию и чутье и располагают визуальные элементы так, как им кажется “должно быть”, при этом оставляя на втором плане все основы и принципы. Как говорил Фриман Паттерсон: “Хорошая композиция всегда гармонирует с тем, что изображено на фотографии.”

Другим действенным методом улучшения композиции является сравнение своих фотографий с фотографиями других фотографов, чьи работы вас вдохновляют и восхищают. Подражание - один из возможных путей в развитии навыков. Имитируя стили других артистов, вы со временем неизбежно выработаете свой собственный уникальный стиль, однако, многие фотографы отказываются это признавать. Позаимствуйте те стилистические особенности, которые вам нравятся, и по-своему интегрируйте их в собственные фотографии. Сравнивайте свои работы с работами любимых фотографов с технической и эстетической точек зрения. Относитесь к своим работам с критикой и смотрите на вещи реалистично. Чем лучше вы будете становиться на поприще фотографа, тем более критично вы будете относиться как к своим, так и к чужим работам. Прислушивайтесь к мнению людей относительно ваших работ. Моя жена мало понимает в визуальном искусстве, но я знаю, что если ей фотография пришлась по душе, значит и большинство воспримет ее также положительно.

Каждый человек понимает значение искусства по-разному: одни возвышают и превозносят, другие извергают в пучину эмоций. Без произведений искусства человек может обходиться в повседневной жизни, но эмоциональный голод нуждается в познании настоящего искусства, которое даёт ощущение счастья, радости и душевного спокойствия. Оно способно перенести человека в мир мечты и фантазий, которые каждый выражает в различных видах искусства. Ниже мы их рассмотрим.

Пластические или пространственные виды искусства

Изобразительное искусство

Этот вид творчества имеет целью воспроизведение окружающего мира и ощущение его визуально. Ради этого вида искусства многие художники бросали спокойную, сытую жизнь и сгорали на алтаре искусства. Работы мастеров становились причинами политических столкновений и воин. Коллекционеры готовы были навлечь на себя проклятие. Вот на что готовы люди ради искусства.

  • Живопись . Искусство изображать действительность красками. Она представляет собой предметы, изображённые разноцветной палитрой на поверхности. Художник может выражать свой внутренний мир и эмоции на холсте, мольберте и картоне. Этот жанр подразделяется на несколько видов: станковый, монументальный, миниатюрный.
  • . Искусство изображать предметы штрихами и линиями. С одной стороны, этим могут заниматься и взрослые, и дети, имея только лист бумаги, краски, карандаши. Но не всё так просто, и ошибаются те, кто считает, что графика общедоступна. Это сложный вид, которому нужно обучаться при желании стать мастерами этого дела. Художник наносит штрихи, линии и пятна на плоскости (дерево, металл, сооружения, картон и так далее), используя одну - две цветовые гаммы (в некоторых случаях, можно воспользоваться и большим количеством). Этот жанр подразделяется на несколько видов: станковый, компьютерный, журнальный и газетный, книжный, прикладной и промышленный.
  • Скульптура . Художник выражает свои произведения из твёрдых и пластичных материалов, имеющих объёмную форму. Запечатлённые произведения в материалах способны передать жизненный облик предметов творения. Этот вид подразделяется на несколько видов: скульптура малых форм, монументальный, станковый, мелкая пластика и монументально - декоративный.

Конструктивное искусство

Мастер выражает своё творчество в воспроизведении художественных построек, организующих пространственно-предметную окружающую нас среду , при этом ничего не изображая. Подразделяется на два жанра:

  • . Основывается на жизни, взглядах и идеологии общества и легко приспосабливается к перемене стиля в различные исторические периоды жизни. Этот жанр подразделяется на несколько видов: градостроительство, ландшафтная и архитектура объёмных сооружений.
  • Дизайн . Это эстетический символ современного мира. Создавая шедевры, проектировщик закрепляет своим творчеством стиль эпохи. Он подразделяется на несколько жанров: выставочный, предметный, ландшафтный, дизайн интерьера, одежды и книг.

Декоративно-прикладное творчество

Творческие произведения данного искусства имеют практическое употребление в повседневной жизни . Основой этого искусства являются различные отрасли творческой деятельности, направленные на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Подразделяется на несколько видов:

  • керамика;
  • ковка;
  • стекло;
  • гобелен;
  • глиняная игрушка;
  • шитьё;
  • аппликация;
  • стеганые изделия;
  • художественная обработка кожи;
  • ткачество;
  • витраж и многое другое.

Временные виды искусства

Композитор выражает свою душевную красоту и картину мира с помощью звуковых тонов и ритмов, осмысленных и организованных упорядоченным образом. Это духовный язык материального мира, воспроизводимый с помощью музыкальных инструментов (их основой является резонатор), неосознанно схватываемый слухом. Виды музыки можно распределять по разным критериям, например, по характеру исполнения она делится на такие виды, как вокальный, инструментальный, камерный, сольный, электронный, вокально-инструментальный, хоровой и фортепианный. По среде обитания - военный, церковный, религиозный, танцевальный и театральный. Но в основном она делится на два вида:

  • вокальный;
  • инструментальный.

Чаще всего под этим видом искусства подразумевают лишь художественную литературу, но не всё так просто. Помимо этого, сюда входят научные, философские и прочие произведения, отражающие взгляды людей. Здесь произведения создаются с помощью слов и письма. Они отражают совокупность отраслей знаний отдельной науки или специальности. Литература подразделяется на такие виды, как учебная, техническая, научная, художественная, справочная, мемуарная и документальная проза. Создаётся в нескольких жанрах:

  • фольклор;
  • проза;
  • поэзия.

Пространственно-временные виды искусства

Это совокупность нескольких видов искусства, таких как литература, хореография, музыка, поэзия и так далее. Театр имеет свои виды и взгляды на отображение действительности и выполняет это с помощью драматических действий . Это искусство коллективное, выражающее свои идеи с помощью актёров, режиссеров, сценаристов, постановщиков, композиторов, костюмеров и гримёров. Состоит из нескольких видов, таких как драматический театр, кукольный, оперный, балетный и пантомимный.

Вид художественного творчества, основанный на различных технических способах записи и воспроизведения изображения в движении в сопровождении звука. Существует несколько видов этого искусства - это игровое кино, документальное и короткометражное.

Выражение эмоций и внутренних переживаний с помощью телодвижений, выстраиваемых в определённое произведение, в сопровождении музыки. Люди имеют возможность выразить свои чувства, темы, идеи при содействии пантомимы, декорации и костюма. Имеет свои направления и стили: бальный танец, исторический, ритуальный, народный, акробатический, эстрадный и клубный.