Великие мастера: Амати, Страдивари, Гварнери. Презентация для учащихся струнного отделения "скрипка- королева оркестра" Норвежская скрипка хардингфеле

Скрипка- королева оркестра.

(Слайд 1,2) Споры о том, когда и где появился этот легендарный музыкальный инструмент, не стихают по сей день. Некоторые историки предполагают, что смычок появился в Индии, откуда попал к арабам и персам, а от них уже перешел в Европу. В ходе музыкальной эволюции было много различных версий смычковых инструментов, повлиявших на современный вид скрипки. Среди них можно выделить арабский ребаб, германскую роту и испанскую фидель, появление на свет которых произошло в XIII-XV веках. Именно эти инструменты стали прародителями двух главных смычковых – виолы и скрипки. Виола появилась раньше, она была разных размеров, играли на ней стоя, держа на коленях, а позже – на плечах. Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки.
Некоторые источники указывают на происхождение скрипки от польского инструмента скрипица или от российской скрипели, появление которых относится к XV веку. Долгое время скрипка считалась простонародным инструментом и не звучала сольно. На ней играли бродячие музыканты, а основным местом ее звучания были трактиры и кабаки.

(Слайд 3,4) Чем же характеризовался классический тип фиделя ? (нем. Fiedel, от лат. fides - струна) - струнный смычковый инструмент. Относится к числу наиболее распространенных в странах средневековой Европы смычковых инструментов. Фидель раннего периода имел неглубокий лопатообразный корпус (~ 50 см в длину), изготовлявшийся вместе с короткой шейкой из одного куска дерева. Круглую головку с вертикально расположенными колками, а не боковыми, как на скрипке, круглое резонаторное отверстие посреди верхней деки под струнами (вблизи струнной подставки), прямые плечи, пять струн, настроенных по терциям и квартам.

(слайд 5,6,7) Характерными для ребека чертами были мандолинообразный корпус, непосредственно переходящий в шейку (отдельного грифа на этом инструменте не было), и колковая коробка с поперечными колками. Ребек имел три струны, настраивавшиеся по квинтам. Во всяком случае, квинтовый строй ребека g d1 а1установился еще до появления классической скрипки. Это был типичный строй народных инструментов, соответствовавший тесситуре человеческого голоса. Играли на ребеке, держа его в горизонтальном положении (a braccio). (слайд 8-11 )

(слайд 12,13) Многие факты указывают на раннее развитие народных смычковых инструментов в Польше и России. На Руси, по свидетельству древнейших памятников, смычковые инструменты были известны очень давно, но ни один из них не развился настолько, чтобы впоследствии стать инструментом симфонического оркестра. Наиболее старым древне-русским смычковым инструментом является гудок . В своем наиболее чистом виде он располагал овальным, несколько грушевидным деревянным кузовом, с натянутыми поверх его тремя струнами. Играли на гудке дугообразным смычком, ничего общего с современным не имевшим. Время, когда зародился гудок, в точности не известно, но существует предположение, что "гудок" появился на Руси вместе с проникновением "восточных" инструментов-домры, сурны и смыков. Эта пора обычно определяется второй половиной XIV и началом XV столетия. Первое произведение для скрипки было написано в 1620 году композитором Марини и называлось «Romanesca per violino solo е basso».

Треки 1,2

(слайд 14) Появление скрипки классического типа, как и развитие многих жанров скрипичной музыки, обычно связывают с Италией. И действительно, замечательные итальянские мастера, великие исполнители и композиторы прошлого внесли неоценимый вклад в этот процесс. Расцвет скрипичной итальянской школы, начавшийся в конце XVI века, продолжался более двух столетий и оказал огромное влияние на европейское музыкальное искусство.

(слайд 15) В XVI веке за изготовление скрипок берутся итальянские мастера, занимавшиеся производством виол и лютней. Они облекли инструмент в идеальную форму и наполнили лучшими материалами. Первым мастером, изготовившим первую современную скрипку, считается Гаспаро Бертолотти.

Итак, скрипка получила своё наиболее совершенное воплощение к концу XVII столетия. История в своей памяти удержала имена великих преобразователей скрипки и связала развитие этого инструмента с именами трёх семейств скрипичных мастеров. Основной вклад в преобразование и изготовление итальянских скрипок все же осуществило семейство Амати . (слайд 16) Они сделали тембр звучания скрипки более глубоким и нежным, а характер звучания – более многогранным. Главную задачу, которую поставили перед собой мастера, они выполнили превосходно – скрипка, как и голос человека, должна была в точности передавать эмоции и чувства через музыку. (слайд 17,18 ) Чуть позже, там же в Италии, над усовершенствованием звучания скрипки работали всемирно известные мастера Гварнери и Страдивари , чьи инструменты на сегодняшний день оцениваются в целые состояния. (слайд 19) А Франсуа Турт - мастер XVIII века - почитается создателем современного смычка. «Классический» вид смычка, созданный Туртом, сохранился почти без изменения.
Но в развитии скрипки и внедрении её в действительной жизни дело обстояло менее благополучно. Очень сложно в нескольких словах передать всю длинную и многообразную историю этого развития и совершенствования скрипичной техники. Достаточно только заметить, что появление скрипки вызвало немало противников. Но не всем нравилось в скрипке всё то, что было уже установлено к тому времени великими кремонцами. Многие пытались изменить соотношения, принятые Страдивари, и никто, конечно, в этом не успел. Любопытнее всего, однако, было стремление некоторых наиболее отсталых мастеров вернуть скрипку к недавнему прошлому и навязать ей устаревшие особенности виолы. Как известно, скрипка не имела ладов. Это давало возможность расширить её звуковой объём и довести до совершенства технику скрипичной игры. Тем не менее, в Англии эти качества скрипки показались "сомнительными", а "интонация" инструмента - недостаточно точной.

(слайд 20) Только благодаря великим скрипачам, двинувшим технику скрипичной игры решительно вперёд, скрипка заняла то место, которое она заслужила по праву. В XVII столетии этими скрипачами-виртуозами были Джюзеппэ Торэлли и Арканджэло Корэлли. В дальнейшем на благо скрипки много положил труда Антонио Вивальди (слайд 21 ) и, наконец, целая плеяда замечательных скрипачей с Никколо Паганини во главе. (слайд22)

Трек 3,4

(слайд 22) Современная скрипка располагает четырьмя струнами, настроенными по квинтам. Верхняя струна иной раз называется "квинтой", а нижняя -"баском". Все струны скрипки - жильные или кишечные, и только "басок" для большей полноты и красоты звучания обвит тонкой серебряной нитью или "канителью". В настоящее время все скрипачи пользуются металлической струной для "квинты" и точно такой же, но только обвитой для мягкости тонкой алюминиевой нитью, струной ля, хотя некоторые музыканты пользуются также и чисто алюминиевой струной ля без всякой "канители". В связи с этим, металлическая струна для ми и алюминиевая для ля, вызвала необходимость усилить звучность и струны ре, остававшейся тогда ещё жильной, что и удалось осуществить с помощью алюминиевой "канители", обвившей, подобно "баску", и эту последнюю и, кстати сказать, послужившей ей на пользу. Тем не менее, все эти мероприятия весьма огорчили истинных ценителей, ибо звонкость и резкость звучания металлических струн в иных случаях бывает очень заметна и неприятна, но делать нечего и приходится мириться с обстоятельствами.

Струны скрипки, настроенные в соответствии с требованием инструмента, называются открытыми или пустыми, и звучат в порядке нисходящих чистых квинт от ми второй октавы до соль малой. Порядок струн считается всегда от верхней к нижней, и обычай этот сохранился с древнейших времён в отношении всех смычковых и струнных инструментов "с ручкой" или "грифом". Ноты для скрипки пишутся только в "скрипичном ключе" или ключе Соль.

Понятие "открытая" или в оркестровом обиходе-пустая струна, подразумевает звучание струны на всём её протяжении от подставки до порожка, то есть - между теми двумя точками, которые определяют её действительную высоту при настройке. Этими же точками определяется обычно и длина струны, поскольку в оркестре принята в расчёт именно звучащая часть струны, а не её "абсолютная величина", заключённая между подгрифом и колками. В нотах открытая струна обозначается маленьким кружком или ноликом, помещенным над нотой или под ней.

В некоторых случаях, когда того требует музыкальная ткань произведения, можно перестраивать струну на полутон вниз с тем, чтобы получить фа-диез малой октавы для "баска" или ре-диез второй-для "квинты".

Трек 5,6

(слайд 25-28) Развитие скрипки не прекратилось и в наши дни. Появилась Электронная скрипка - совмещение акустической скрипки с электронными средствами. Различают по строению тела: с каркасным корпусом , который выполняет только функцию каркаса, при этом не влияя на создаваемый звук. (звук создаваемый скрипкой без электронной части очень тихий).

с резонирующем корпусом , как у акустической скрипки, который придаёт «объём» создаваемому звуку, но отсутствие эфы (отверстий в корпусе) не даёт громко звучать инструменту отдельно от электронного. Электроскрипка более часто используется в неклассической музыке популярных жанров таких как: рок, металл, попмузыка.

Трек 7

Скрипка – наиболее распространенный смычковый струнный инструмент, пользующийся невероятной популярностью еще с XVI века в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента в составе оркестра. Скрипку по праву называют «королевой оркестра». В XVII веке скрипка становится сольным участником оркестрового состава. В современном оркестре насчитывает около 30% скрипачей от общего числа музыкантов. Диапазон и красота звучания музыкального инструмента настолько широки, что для скрипки пишутся произведения всех жанров музыки. Великие композиторы мира писали множество непревзойденных шедевров, где главным солирующим инструментом была скрипка.

Хабаровск сейчас активно обсуждает продажу квартиры, которую молва приписывает экс-губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту. Квартира находится в центре города (ул. Волочаевская, 168), в 5 минутах ходьбы от площади Ленина, где расположено здание правительства региона. 4-комнатная квартира площадью 116 кв. метров продаётся за 27 миллионов рублей.

Представитель риелторского агентства заявил журналисту DVhab.ru, что квартира по этому объявлению Шпорту не принадлежит, но я бы не стал торопиться с выводами. Ответ мы, я думаю, узнаем, когда станет ясно, уедет Шпорт из Хабаровска после поражения на выборах или нет.

Для начала по традиции процитирую объявление:

"Дизайнерский ремонт выполнен в классическом стиле из дорогостоящих брендовых материалов: на стенах Итальянские обои, на полу бельгийский ламинат из натурального дерева, керамогранитная плитка Versace, в сан узлах элитная сантехника, столешница из натурального мрамора, фарфоровая раковина, зеркала покрытые золотым фольгированием 24 карата. Во всей квартире установлена шикарная мебель итальянского производства Giorgio Amati Design (Italy) из массива с элементами золочения. В спальнях и гостиной применён классический приём комбинации обоев - компаньонов в лепном обрамлении, элементы лепнины, молдинги, карнизы, угловые элементы. Безусловной особенностью гостинной является портал с витражными вставками выполненный в настоящей технике Тиффани. Зеркальное полотно в прихожей было изготовлено по старинной технологии с применением сусального золота, во всех комнатах испанские, австрийские светильники и люстры, в гостиной значимым акцентом стала фреска ручной работы с барельефом в гипсовом обрамлении. Потолок украшен лепниной ручной работы. На лоджиях медная ковка сделанная под индивидуальный заказ. В квартире имеется видеофон, чистейший подъезд, новый лифт, наидобрейшие соседи, уютный, ухоженный асфальтированный двор, своё парковочное место на подземной парковке! Дом расположен в очень удобном месте недалеко от парка, в 2-х минутах хотьбы от красной линии города, где расположены банки, магазины, вся развитая инфраструктура; 5-я гимназия, лицей информационных технологий, бизнес центр Феликс сити, ТЦ дом быта, ФК Глобал, площадь имени Ленина - администрация Хабаровского Края".

Начнём с хозяйской спальни! Мы сразу понимаем, что квартира оформлена в популярном стиле "цыганское барокко" – чего стоит хотя бы изголовье кровати.

Обратите внимание на шкаф. "Шикарная итальянская мебель" из объявления выглядит именно так.

Хозяева попытались сделать себе французский балкончик, но находится он внутри пластикового остекления – получилось максимально уёбищно и дёшево. Зато по цветочным горшкам и декоративным ящеркам мы можем догадаться, что в семье жила бабуля!

Бабуля помогала в оформлении не только балкона, но и гостевой спальни. Оцените покрывальце и ламбрекены как в лучших домах 90-х.

В зале снова разбегаются глаза от шикарной итальянской мебели. Серванты просто изумительны!

А эта живопись! А эта ваза! А эта изящная колонна!

Нельзя просто взять и сделать двери на кухню без витражей.

Кухня, кстати, слишком простенькая. За свои 27 миллионов я хочу большего! Хорошо хоть бабулины ламбрекены остались.

Как вычислить, что в этой квартире губернатор всё-таки не жил? Тут нет золотого унитаза! Денег хватило лишь на подставку для ёршика.

Ну ладно, ещё на раму для зеркала и держатели для полотенец.

Ещё один умывальник

Ванна тоже убогая, даже джакузи нет. Не говоря уже о том, что позолоту забыли.

А это зал медитации. Человек просто приходит сюда, садится на диван, смотрит в стену и расслабляется.

Если вы ещё не поняли, это "классический приём комбинации обоев-компаньонов в лепном обрамлении".

У обычных людей компаньоны – это кошки и собаки, а у хозяев этой квартиры – обои. Потому что если в доме появится кошка или собака, всем этим обоям пиздец.

Славянский шкаф?

Подъезд элитного дома

Сам элитный дом. Ну не знаю... Будь я губернатором, я бы никогда тут не поселился.


Все фотографии:

Тихо плачет скрипочка Амати,
И печален этой скрипки лик,
Как бы ей до той стены добраться,
Этот зал прекрасен но велик.
Тонкий звук почти ещё ребёнка,
Пролетел сквозь золотистых груш,
Этот голос был такой высокий,
Словно вышел он из человечьих душ.
Страдивари, или друг Амати,
Были часто в роли палачей,
Не стесняясь знаменитой знати,
Получили имя скрипачей.
И летят по миру музыканты,
Грушевое дерево поёт,
И его знакомые раскаты,
Продолжают уходить в народ,
И гордиться скрипка чудной статью,
Рядом с ней поёт виолончель,
Страдивари, или друг Амати,
Заглушают нежную свирель.
Борис Межиборский http://www.stihi.ru/2013/01/31/12573 Скрипка…. То множество инструментов, порой, разительно отличавшихся друг от друга и популярных во всей Европе, неизбежно должны были создать нечто такое, что включало бы в себя все самое лучшее. То в одной, то в другой стране появлялись прототипы нынешней скрипки, зарождались национальные школы производства нового инструмента, появлялись первые виртуозы. Уже в XVI-XVII веках в нескольких странах Европы сложились крупные школы скрипичных мастеров. В Италии - Г. да Сало, Дж. Маджини (Бреша); семейства Амати, Гварнери, А. Страдивари (Кремона); Д. Монтаньяна, Санто Серафин, Ф. Гобетти, до. Гофриллер (Венеция); семейства Гранчино и Тесторе, К. Ф. Ландольфи (Милан); род Гальяно (Неаполь); род Гваданини, который на протяжении двухсот пятидесяти лет изготавливал скрипки в Турине. Последний из двадцати мастеров этой династии умер в Турине в 1948 году.
В Польше работали М. Добруцкий, семейства Гроблич и Данкварт. В Австрии и Германии Я. Штайнер, семейство Кдотц. Позднее выдвигаются французские мастера - Н. Люпо, Ж.-Б. Вильом; русские - И. А. Батов; чешские - Т. Эдлингер, Я. О. Эберле. Сведения о том, что наиболее ранние образцы профессиональной классической скрипки были изготовлены немецким мастером Каспаром Дуиффопругаром (Тифенбруккером) (ок. 1515-1571), работавшим в Лионе, недостоверны. Известно, что он делал виолы, гамбы, лютни. Возможно, что в последние годы он работал и над конструкцией скрипки, взяв за основу французский народный смычковый инструмент виелу, что могло содействовать появлению так называемой французской маленькой скрипки. Во всяком случае, до нас не дошло ни одной его идентичной скрипки. Так же не совсем точными сведениями наука располагает и в отношении деятельности главы брешанской инструментальной школы Гаспара да Сало (Бертолотти) (1540-1609). Осталось всего восемь инструментов, приписываемых ему, но подлинность их весьма сомнительна. Первоначально Гаспаро да Сало учился игре на виоле в кафедральной капелле Сало, затем изготовлению инструментов в семейной мастерской у деда и отца. С 1562 года стал работать в Бреше, в мастерской Джироламо Вирхи (ок. 1523 - после 1574). Он делал виолы, гамбы, лютни. Дошло несколько прекрасных альтов его работы, контрабас, на котором играл знаменитый Д. Драгонетти. Приписываемые Сало скрипки по большей части сделаны довольно грубо и противоречат той славе, которой пользовался мастер. Есть сомнения и о принадлежности Сало скрипки, которой владел Паганини, завещав ее Уле Булю. Скрипка была инкрустирована Бенвенуто Челлини, вырезавшим головку ангела и фигуру сирены (скрипка хранится в Народном музее в Бергене). Судя по сделанным альтам, Гаспаро да Сало впервые воплотил классический образ инструмента - формулу обводов корпуса, выпуклости дек, их неравномерную толщину, применял двойной ус. Правда, корпус еще был достаточно массивный и пружина вытачивалась вместе с нижней декой. Звук его альтов - темный, матовый, приближающийся к виолам. Лак - темно-бронзовый. Но первыми, к классической, известной нам сейчас форме скрипки и альта приблизились мастера из семейства Амати. Амати - итальянская семья мастеров из Кремоны изготовлявшая скрипичные инструменты (виолончели и скрипки), первое упоминание о которой относится к 1097 году. Изготовивший свою первую скрипку в 1555 году Андреа Амати (1520-1578 годы) стал основателем кремонской скрипичной школы. На этикетках изготовленных им скрипок стояло имя Amadus. Именно ему приписывают изобретение дизайна современной скрипки. Исходя из сохранившихся на старинных картинах изображений скрипок, можно видеть, что еще при жизни Андреа Амати модель скрипки существенно отличалась от начавших изготовляться в Брешии и Кремоне инструментов.
Удивительно то, что считающиеся по сей день лучшими скрипичные мастера жили и творили в маленьком итальянском городе Кремона.
Почему именно Кремона? Север Италии? Посмотрите, какие знакомые по классическим произведениям места - Парма Ю Верона, Модена, Милан, Брешиа… Наверное, не зря именно в эти края помещали своих героев Стендаль и Шекспир… Промышленный север, несуществующей тогда Италии… А может, особенный воздух, характер жителей, породы деревьев… Сейчас уже и не угадать. Но именно в этом городе творили великие мастера - Амати, Страдивари и Гварнеги… Пожалуй, с кремонской школой могла конкурировать только школа скрипичных мастеров в Брешиа, расположенном совсем рядом. Считается, что именно у мастеров брешианской школы учился основатель династии Амати Андреа.
Считается, что именно Андреа Амати стал самым первым в мире мастером, который начал производить знакомые нам сегодня скрипки. Конструкция его скрипки стала популярной и завоевала беспрецедентный успех сперва среди музыкантов Кремоны в 16 веке, а затем и по всей Европе. Для изготовления своих музыкальных инструментов, - а он, кроме скрипок, делал альты и виолончели, - Андреа Амати использовал ель и волнистый клен. В 26 лет он начал ставить на инструменты свое собственное клеймо и вместе со своим братом Антонио открыл мастерскую. В это время по Европе пронеслась чума и его родители и сестры погибли от этой страшной болезни. Амати впервые регламентировал подбор дерева, характерный для кремонской школы: явор (волнистый клен) из Далмации и Боснии (который шел для весел гондол в Венеции) и ель (реже - пихта) с южных склонов Альп для верхней деки. Определил он и тон лака - более светлый, темно-желтый с бронзовым и красноватым оттенком. Самое же основное - изменение звучания скрипки. Ему удалось добиться мягкого, необычайно красивого, близкого человеческому голосу (сопрано) звука. Не очень сильный, камерного характера тон его скрипок, легкость звукоизвлечения соответствовали эстетическим нормам эпохи, ансамблевой практике. Андреа работал над изготовлением инструментов для ансамбля "24 скрипки короля" Франции Карла IX. Для оркестра короля он изготовил в общей сложности 38 скрипок, в том числе дискантовые и теноровые. Часть из них сохранилась. Скрипки, которые он сделал, несут на себе герб короля Франции Карла IX. Сегодня самая старая из сохранившихся из этой коллекции скрипок сделана им в 1560 году. Андреа Амати умер в 1578 году и передал свои навыки своим сыновьям, Антонио и Джироламо. Его сыновья, Антонио Андреа (1555-1640) и Иеронимо (Джироламо) (1556-1630) продолжили дело отца и в дальнейшем работали вместе над изготовлением скрипок. Инструменты Амати имели характерный желтый цвет лака. До наивысшего совершенства довел модель, созданную Андреа Амати, его внук, сын Иеронимо - Никола Амати (1596-1684). Это был выдающийся мастер, почувствовавший новые требования эпохи, необходимость создания подлинно концертного инструмента. Это заставило перейти к некоторому увеличению размеров корпуса («большая модель»), уменьшению выпуклости дек, увеличению боков, углублению талии. Особое внимание он уделил тщательному подбору дерева по его акустическим свойствам, улучшению системы настройки дек (интервал - секунда), пропитке дек (грунту) и эластичности лака. Его лак - золотисто-бронзовый с красновато-коричневым оттенком, прозрачный. Конструктивные изменения позволили добиться большей силы и носкости звука при сохранении его красоты, серебристости, характерной «пряности букета», колористичности. Его инструменты до сих пор высоко ценятся скрипачами. Никола Амати сумел создать школу скрипичных мастеров, воспитать подлинных творцов скрипки, среди которых - А. Страдивари, А. Гварнери, Ф. Руджери, П. Гранчино, Санто Серафин, а также его сын - Иеронимо Амати (1649-1740), завершивший дело отца.
Очень образно взаимоотношения между Никола Амати, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери описали братья Вайнеры в своём романе «Визит к Минотавру». В книге чётко прослеживаются две сюжетные линии, связывающие средние века и современность. Драма великих мастеров, их поиски, раздумья, порывы. Прочитайте роман. Это и замечательный детектив и такая история о величии Духа и истории создания Чуда… Гарантирую, что вы не пожалеете. Именно этот роман заставил меня набрать в ютубе «скрипка страдиварии» и впервые погрузиться в волшебный мир, о котором я раньше ничего не знал… Николо улучшил конструкцию скрипки, которая ранее была принята, путем создания инструментов, имевших более сильный и динамичный звук. Сегодня изготовленных им инструментов осталось очень мало и они чрезвычайно ценятся за свою идеальную форму и мягкий тембр звучания, близкий к звучанию женского сопрано. Отличительной чертой скрипок, созданных школой скрипичных мастеров Амати, стала особая форма эфов. Амати довёл тип скрипки, выработанный его предшественниками, до совершенства. В некоторых скрипках увеличенного формата (364-365 мм) так называемых Grand Amati, он усилил звучание сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак золотисто-желтый с легким коричневым оттенком, иногда встречается и красный. Отличны и виолончели Николо Амати. Скрипок и виолончелей, созданных самым известным из мастеров семейства Амати - Николо, сохранилось очень немного - чуть больше 20. К сожалению, на Николо Амати дистанция оборвалась… Его сын, Джироламо, так и не достиг мастерства своих предков и не смог передать по наследству волшебный дар семьи Амати…. Но остались ученики, великие ученики. А еще, остались великие инструменты, с помощью которых, мы и сейчас можем слушать великую Музыку, падать и взлетать, умирать и рождаться заново…

Про всё, что людям дорого от века,
Кто нам споёт душевней и нежней?
Прижата плотно к подбородку дека,
Как буквы S - два выреза на ней.
Упругих струн смычок коснулся гибкий И замер ты, дыханье затая:
Взволнованный и тёплый голос скрипки
Неповторим, как голос соловья.

Моя первая скрипка

МОЯ ПЕРВАЯ СКРИПКА
Мне выдали её в
музыкальной школе.
Скрипка была новая,
блестящая пахла хвоей
и лаком.
Поначалу мне страшно
было к ней
прикасаться, такой она
казалась нежной и
хрупкой.
Но со временем я к
ней привыкла.
Так началась наша
дружба!!!

История происхождения

Скри́пка - смычковый струнный
музыкальный инструмент. Имеет народное
происхождение, современный вид скрипка
приобрела в XVI веке, получила широкое
распространение в XVII веке.
Имеет четыре струны.
В качестве народного инструмента скрипка
особенно широкое распространение
получила в Польше, Украине, Румынии и
Югославии.

Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Это Андреа и Николо Амати, Андреа и Джузеппе

Гварнери....
Николо Амати обучал
скрипичному делу Антонио
Страдивари, скрипки которого
считаются непревзойденными
шедеврами скрипичного
мастерства.

Казалось, нехитрое дело:
Смычок, струны, корпус
неброский -
Умелец из дерева сделал
Его грубовато и просто.
Простой инструмент
деревянный,
А как зазвучал он чудесно!
Не зря полюбили славяне
Его задушевную песню.
Рождённый в любви и
надежде,
Смеялся, и пел он, и плакал:
В избе - грубоватый, как
прежде,
И в замке - сверкающий
лаком.

А мастер трудился, и стружка
Ложилась на пол завитком,
И струны звенели послушно
Под тонким изящным смычком.
Простые, умелые руки
Вложили в скрипичное соло
Живые, поющие звуки -
Почти человеческий голос.
В нём - все интонации речи,
И слёзы, и грусть, и улыбка...
И мир в восхищении шепчет:
“Ваше Величество Скрипка!”

Известно, что мастера очень придирчиво
выбирали материалы
Ходили по лесу и среди множества деревьев,
в первую очередь елей, выбирали “поющие”,
т.е. примечали, на какую ель чаще садятся
птицы, потом прослушивали докторской
трубкой, чтобы оценить певучесть.
Спиливали дерево зимой, когда оно спит. И
не валили, а бережно опускали на землю.
Секрет изготовления инструментов хранили
в тайне и передавали от отца к сыну, от
мастера – к ученику. В оркестре скрипка
главный инструмент – царица самых
известных концертных залов.

Не торопливо, не спеша
Скрипичный. мастер скрипку ладит
Прорежет эфы, чуть дыша, смычок
подтянет, гриф погладит,
Поправит деку, завиток,
Покроет лаком осторожно.
Теперь он сделал всё, что мог
Теперь играть на скрипке можно!
Пой, королева, смейся, плач,
Твой голос и стан твой строен.
Какой счастливчик твой скрипач
Пусть будет он тебя достоин!
Н. Манушкина «Скрипка»

Такое необычное строение

ТАКОЕ НЕОБЫЧНОЕ
СТРОЕНИЕ
Создавалась
скрипка как аналог
человеческого
голоса. До сих пор,
даже на самой
современной
технике, не удалось
синтезировать
тембр
человеческого
голоса и скрипки.

Лев Толстой говорил

ЛЕВ ТОЛСТОЙ ГОВОРИЛ
"Если хочешь,
чтобы твои дети
выросли
хорошими
людьми, - научи
их играть на
скрипке".

Известные скрипачи
Антонио Вивальди (1678-1741) - венецианский аббат.
Композитор, скрипач, педагог, дирижёр.
Никколо Паганини (1782-1840) - итальянский скрипач и
гитарист-виртуоз, композитор. Одна из наиболее ярких личностей
музыкальной истории XVIII-XIX веков
Иоганн Штраус (отец) (1804-1849) - австрийский композитор,
скрипач и дирижёр.
Иоганн Штраус (сын) (1825-1899) - австрийский композитор,
дирижёр и скрипач, признанный «король вальса
Леонид Коган (1924-1982) - советский скрипач еврейского
происхождения, педагог, профессор Московской консерватории,
народный артист СССР.
Владимир Спиваков (12 сентября 1944) - советский и российский
скрипач и дирижер еврейского происхождения, народный артист
СССР, основатель и руководитель камерно го оркестра «Виртуозы
Москвы

Композитор – гений: ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

КОМПОЗИТОР – ГЕНИЙ:
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ
Видный представитель
Венской классической
школы композиции,
скрипач - виртуоз,
клавесинист, органист.
Он написал множество
сонат, концертов для
скрипки.

Владимир Спиваков

советский и российский дирижёр,
скрипач, педагог. Художественный
руководитель и главный дирижёр
Национального филармонического
оркестра России и
Государственного камерного
оркестра «Виртуозы Москвы»,
президент Московского
международного Дома музыки.
До 1997 года Владимир Спиваков играл на
скрипке работы мастера Франческо
Гобетти, подаренной ему профессором
Янкелевичем. С 1997 года музыкант играет
на инструменте работы Антонио
Страдивари, который передали ему в
пожизненное пользование меценаты -
поклонники его таланта.

НЕМЕЦКИЙ СКРИПАЧ-ВИРТУОЗ DAVID GARRETT

Дэвид играет на двух скрипках: Антонио
Страдивари 1716г.(4,5 млн евро) и
Джованни Баттиста Гваданьини 1772г.
(приобрел в 2003 году за $1 млн).
Гаррет считается одним из самых
успешных звезд классической музыки в
мире, выпустил 10 альбомов, 2 миллиона
компакт-дисков было продано только
альбома "Encore". Дэвид имеет несколько
наград, среди них: Золотая Камера,
Золотая и Платиновая Пластины.

Почему Шерлок Холмс и Эйнштейн играли на скрипке

ПОЧЕМУ ШЕРЛОК ХОЛМС И ЭЙНШТЕЙН
ИГРАЛИ НА СКРИПКЕ
Занятия скрипкой отлично развивают
мозги. Играя на скрипке какуюнибудь пьесу, человек может
случайно решить некую сложную
интеллектуальную задачу,
Это свойство скрипки прекрасно
было известно Шерлоку Холмсу.
Согласно Конан Дойлу, сыщик играл
на скрипке, когда ему надо было чтото обдумать.

Пожалуй, самый известный физик -
Эйнштейн - был страстным скрипачом.
Он не раз говорил о том,
что если бы он не занялся
наукой, то наверняка стал
бы музыкантом. Занятия
скрипкой он не оставлял
всю жизнь, играя сонаты и
квартеты попутно с
совершением открытий в
науке.

Скрипка или акустическая скрипка (итал. violino, фр. violon, нем. Violine или Geige) смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны.


Формы скрипки установились к XVI веку. К этому веку и началу XVII века относятся известные изготовители скрипок семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.


Первые пращуры скрипки появились в Европе приблизительно в 10 веке н.э. Это были фидель и ребеккака,Они ещё совсем далеки от вида нашей современной скрипки, похожие на коротеньких толстячков с толстой шейкой и пузатым корпусом. Фидель был похож формой на грушу, Ребек был похож на него своим таким же грушевидным корпусом, так что его частенько тоже кликали фиделем. Количество струн было от 2 до 5, и на обоих инструментах играли смычком, который в то время не был известен Европе. Смычки их имели дугообразную форму со свободным креплением конского волоса. Во время игры инструменты держали в вертикальном положении, опирая на колено. Но, иногда музыканты держали инструмент, опирая его на плечо или грудь. Эти восточные инструменты так полюбили в Европе, что в веках без них не обходились ни народные, ни церковные, ни придворные музыканты.


От ребеккакаа произошёл пашет, который получил своё название от того, что учителя танцев носили его в кармане (по-французски Pochette – карман). Ведь он был такой маленький, всего см, но имел громкий, резкий звук. Играли на нём, оперев инструмент в плечо, это было очень удобно - можно было одновременно показывать танцевальные фигуры ученикам из благородных аристократических семей. Фидель и ребеккака – это европейские дедушки скрипки. пашет


Всевозможные их модификации к концу 15 века породили виолу, которая также отличалась огромным разнообразием форм и размеров. Как и на ребеккакае, на ней играли в вертикальном положении, дугообразный смычок держали по- прежнему ладонью вверх, но форма виолы, приближенная к формам гитары, уже напоминала маленький контрабас. Её изображение часто встречается на картинах художников Возрождения, потому что вплоть до 18 века её обожали в аристократических салонах за мягкий, нежный, матовый звук. В скрипке соединились форма фиалы, размеры фиделя и ребеккакаа и резкий звук пашета.


Аристократам она казалась простоватой, если не сказать вульгарной. Она звучала в среде простых горожан, ремесленников и крестьян. Но начиная с 17 века скрипка стала соперничать с виолой. И в конечном итоге в 18 веке, когда в городах Европы у молодой буржуазии стали популярны концерты в больших залах, скрипка полностью и бесповоротно вытеснила из европейской культуры салонную виолу. Презренная простушка завоёвывает аристократический мир…


Великие мастера Страдивари, Гварнери, Амати, которые создали классическую конструкцию скрипки и прямой смычок, с жёстким креплением волоса, который держат ладонью вниз, что дало невиданную свободу виртуозности. Они умножили силу и полётность её звука, но убрали его резковатость, скрипучесть (не зря славяне назвали её скрипкой), превратив его в идеал неземной, волшебной красоты. Это и гениальные композиторы - скрипачи Корелли и Вивальди, написавшие для скрипки прекрасную нестареющую музыку, с каждым веком становящуюся всё прекрасней и современней. Последним, кто поставил в этой истории точку, вернее, большой восклицательный знак, был великий Паганини. Антонио ВИВАЛЬДИ Николо Паганини Скрипка Амати Арканджело Корелли


Анто́нио Страдива́ри или Страдива́риус (итал. Antonio Stradivari; декабря 1737) знаменитый мастер струнных инструментов, ученик Амати. Сохранилось около 650 инструментов его работы.


Легендарное звучание скрипок германского мастера вызвано обработкой дерева против жучков. Клен, который использовали знаменитые мастера XVIII века, вероятно, для сохранности дерева, что и повлияло на теплоту и силу звука легендарных инструментов. Лак тоже имеет немалое значение. «Сложность химического процесса и тонкий помол минерального порошка, который содержится в лаковом покрытии, заставляют предполагать, что местные химики или аптекари были мастерами своего дела. Возможно, я святотатствую, но, по моему мнению, у Страдивари не было собственной формулы, и все вещества и способ изготовления лака он заимствовал у местного аптекаря», - говорит Нагивари.


Уходя к истокам создания первых скрипок, хочется отметить, что современное производство смычковых струнных инструментов не идет ни в какое сравнение с тем, как мастер «рожал» свою каждую скрипку еще в начале 16-го века. Самое интересное, что каждая скрипка имела свой «голос» и была уникальным творением рук человеческих. Сегодня купить скрипку такого уровня можно лишь на аукционе или выкупить из частной коллекции