Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта (6 класс). Реферат: Урок на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта Роль искусства в древнем обществе

Зачем людям украшения?

С давних времен человек украшал себя и предметы, которыми пользовался. Даже в древности украшение представлялось людям делом не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа. Например, древний охотник разрисовывал свое тело устрашающими узорами перед тем как выступить против другого племени или пойти на охоту.

Древний охотник украшал себя необычным ожерельем из клыков хищных зверей. Каждый клык означал убитого зверя. Это была своеобразная демонстрация перед соплеменниками своей ловкости, силы.

Вождь племени носил пышный головной убор из перьев, наносил на тело татуировки. так он, достойнейший из достойных, мог выделить себя среди окружающих, обозначить свое особое положение.

И сегодня по одежде, убранству можно понять, кто генерал, кто солдат и какой армии, кто священник, кто спортсмен. Все предметы декоративного искусства несут печать определенных человеческих взаимоотношений. Украсить - значит наполнить вещь смыслом, определить положение ее хозяина в обществе, подчеркивая это всем образным строем вещи: ритмом, рисунком, орнаментом, сочетанием цветов.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Наш путь лежит в Древний Египет - удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из цивилизайий, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями.

У египтян сложилась своя четкая система декоративных символов.

Лотос - олицетворяет собой красоту, бессмертие, вечную жизнь.

Скарабей был символом бога утреннего солнца, катящего диск по небу.

Священная змея - символ власти.

Ладья вечности - этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании солнца - Ра по небесному и подземному Нилу.

Глаз - уаджет - оберег, защищающий от любой беды и символизирующий воскресение после смерти.

Произведения древних египетских ювелиров очень разнообразны. Это нагрудные украшения, подвески, ожерелья, браслеты, серьги. На всем лежит печать чрезмерной роскоши и изысканной утонченности. Многие урашения предназначались для торжественных шествий, церемоний. Материалом для них служили золото, драгоценные и полудрагоценные камни, цветная смальта. На них можно увидеть знаки-обереги, знаки-пожелания, друвние символы богов, выстроенные в узоры-тексты с символическим значением.

Вот массивная подвеска - пектораль фараона Тутанхамона с изображением крылатого скарабея, поддерживающего ладью Луны. Такое украшение клали на грудь умершему фараону. Обрати внимание на сложный многоярусный узор, который включал в себя самые разные символы, на дивное разноцветье камней, на благозвучное сочетание естественных природных цветов в украшении.

В самом верху возвышается лунный диск с изображением фараона среди богов. Завершают сложный узор орнамент из крупных цветов лотоса и изображения кобр-защитниц по его сторонам. Это украшение своим образным строем как бы выражало идею могущества и бессмертия египетского царя.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Выполни рисунок пекторали, используя знания древнеегипетской символики. Материалы для работы: фломастеры, цветные карандаши.


Cлайд 1

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Автор: Малявко Нина Валентиновна учитель ИЗО и черчения МБОУ СОШ №44 г. Сургут, Тюменская область Урок изобразительного искусства 6 класса

Cлайд 2

Украшения древнего Египта Украшения в Древнем Египте носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян. Различные амулеты должны были отгонять злых духов и предохранять от опасностей. Амулеты имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев. Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину. Способствовало такому развитию несколько факторов. Прежде всего, в Египте располагалось несколько крупных месторождений золота, что делало этот материал доступным.

Cлайд 3

Виды украшений Самым популярным аксессуаром были шейные ожерелья, которые носили как женщины, так и мужчины. Изготавливались они из золотых пластин, бисера или из подвесок разной формы. Традиционным украшением Древнего Египта был ускх, так называемое, ожерелье-солнце, которое закреплялось на кожаной подкладке и напоминало воротник. Ускх фараона мог весить несколько килограмм, нередко этот предмет использовали в качестве награды отличившимся полководцам и чиновникам. Ожерелья

Cлайд 4

Ожерелье с изображениями грифа и кобры Ожерелье с завершениями в виде головы сокола

Cлайд 5

Cлайд 6

Ожерелье с изображением божественной птицы - сокола Ожерелье с изображением священных жуков-скарабеев

Cлайд 7

Пектораль с изображением божественной птицы - сокола - нагрудное украшение, носимое на цепи или как брошь и изображающее различных божеств и сценки из мифов Пектораль

Cлайд 8

Невероятной популярностью и среди женщин, и среди мужчин пользовались браслеты. Носили браслеты на предплечьях, запястьях и на ногах. Женские ножные браслеты иногда украшались колокольчиками, которые мелодично звенели при ходьбе, заставляя женщин двигаться плавно и мягко. Нередко браслеты – мужские и женские – украшали Оком Гора, которое служило оберегом и защищало владельца от злых духов и несчастий. Браслеты

Cлайд 9

Cлайд 10

Так же распространены были и серьги, особенно в форме колец и кругов – символов солнца. К ним прикреплялись подвески различной формы, а также цепочки. В результате вес серег мог быть таким внушительным, что деформировал мочку уха носившего человека, однако, египтян это ничуть не смущало. Серьги

Cлайд 11

Кольца в Древнем Египте также носили представители обоих полов. Отличие могло заключаться лишь в том, что мужчины чиновники часто использовали кольца-печатки с инициалами и символами. Кольца

Cлайд 12

Головной убор царицы Знать использовала гребни и шпильки из дорогого железа, люди менее состоятельные – гребни из кости, которые могли быть оформлены камнями или стеклом. В натуральные волосы и в парики могли вплетаться золотые украшения и цепочки. Также их украшали обручами из разных материалов. Головной убор

Cлайд 13

На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей. Были и другой формы головные уборы, например царицы Нефертити - цилиндрической формы. Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.

Cлайд 14

Погребальная маска египетского фараона Тутанхамона У фараона были древнейшие головные уборы, которые практически не менялись во все времена, корона из двух частей (символы Нижнего и Верхнего царств) - атев, украшенная изображением коршуном и змеей - уреем - символом власти. Стоит отметить, что корон у фараона было великое множество (судя по дошедшим до нас фрескам, более 20), для различных религиозных обрядов, охоты, ведения военных операций. Другими царскими регалиями была треххвостая плеть и скипетр (в виде крючка). Следует заметить, что одним из символов власти фараона была борода, которая была искусственная, ее крепили за ушами завязками

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема урока: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древнегреческая вазопись»

Цели урока:

    Углубить знания учащихся об искусстве Древней Греции. Познакомить учащихся с греческой вазописью со стилями (чернофигурным и краснофигурным) и сюжетами древнегреческой живописи по керамике.

    Развивать умения осмысливать законы и явления природы через мифологические образы;

    Расширять кругозор учащихся, способствовать развитию воображения, эстетического вкуса при изображении сюжета на эскизе вазы.

    Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность, приобщать и воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.

    Формировать эмоциональную сферу личности ребенка.

Задачи урока:

    Способствовать формированию знаний учащихся о стилях и сюжетах древнегреческой живописи по керамике;

    содействовать развитию умений передавать единство формы и декора, выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора растительных или геометрических элементов;

    способствовать привитию интереса к культуре народов Древней Греции и воспитанию аккуратности при выполнении творческой работы.

Оборудование:

    Компьютер;

    Мультимедийный проектор.

    Карта «Греция в IV веке до н.э.»

    Таблица «Виды греческих ваз»

    Таблица «Виды орнаментов»

    Рисунки ваз (чернофигурный стиль, краснофигурный стиль).

    Иллюстрации (фотографии) ваз

Материалы к уроку:

    Раздаточный материал (карточки с изображением сцен и видами орнамента для росписи вазы), силуэтные заготовки древнегреческих сосудов и их фрагментов из картона и бумаги.

    Художественные материалы (цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисти, гуашь, бумага формата А4, простые карандаши).

    Технологические карточки с последовательностью выполнения вазы.

Зрительный ряд:

    презентация «В городе богини Афины».

    видеофильм о греческих вазах;

    репродукции чёрнофигурных и краснофигурных ваз;

    элементы растительного и геометрического орнамента для росписи греческих ваз;

    раздаточный материал на каждую парту с изображением греческой вазы.

Музыкальный ряд: Мелодия греческого танца «Сиртаки», музыка греческого композитора Криса Сфириса.

I. Организация класса на работу.

II. Сообщение темы и цели урока:

(Звучит м елодия греческого танца «Сиртаки»)

Тема нашего сегодняшнего урока: «Греческая вазопись» (запись в рабочую тетрадь). На уроке мы с вами вспомним материал, который вы изучили по истории Древнего мира, о греческой культуре. Познакомимся с греческой вазописью особенностями её выполнения и выполним эскиз вазы.

III. Давайте сейчас мы с вами вспомним уроки древней истории (Работа по карте «Греция в IV веке до н.э.)

Вопрос: На каком полуострове расположена Древняя Греция?

Ответ: Древняя Греция расположена на Балканском полуострове.

Вопрос: В какой части Греции находится город Афины?

Ответ: Аттика

Вопрос: Чем знаменит город Афины?

Ответ: Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, произведениями скульптуры (бронзовая статуя Афины и статуя Зевса работы Фидия) (Презентация).

Сегодня нас интересует один из районов города – Керамик.

Рассказывает учащийся: Керамик – район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские. Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и выбрасывали отходы прямо на улицу. Вечером из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.

Вопрос: Что означает слово «керамика»?

Ответ: Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она стояла у его колыбели, с него делали первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие гончары (люди изготавливали из глины вазы), занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды.

Мы с вами сегодня познакомимся лишь с несколькими основными формами греческих ваз, а на самом деле их существует более сотни. Назначение вазы диктовало ее форму, которая, в свою очередь, определяла метод формовки. Почти все аттические вазы делились для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков вина, воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина. Давайте рассмотрим рисунки греческих ваз.

(Таблица «Виды греческих ваз»)

Самый распространённый греческий сосуд – амфора.

Амфора –ваза с двумя крепкими вертикальными ручками в них просовывались две деревянные палки и носили её вдвоем. В амфоры наливали вино и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.

Канфар (рис 1.) – чаша для вина.

Ойнохоя (рис.2) – кувшин для воды или вина.

Кратер (рис. 3) – с широким горлом для смешивания вина с водой.

Гидрия (рис. 4) – кувшин для ношения воды с тремя ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.

Лекиф (рис.5) – высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.

Скифос (рис. 6) – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино, считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски»

Киаф (рис. 7) – черпак для разбавленного вина.

Килики (рис. 8) – чаши для питья, плоские, с ножкой и двумя ручками (самая распространённая)

Пелика (рис. 9) – сосуд для хранения.

Слова «сосуды», «посуда» на латинском – вазы. Мы с вами знаем, что в Древней Греции вазы изготавливали из обожженной глины. (Запись в рабочую тетрадь).

Вопрос: Ребята, как вы думаете, что такое вазопись (Ответы уч-ся)

Ответ: Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов. (Запись в рабочую тетрадь)

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись. (Таблица «Виды орнаментов»)

Вопрос: Давайте вспомним, что называется орнаментом?

Ответ: Орнамент – это повторяющихся рисунок.

Греческие сосуды покрыты орнаментом. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.

Очень распространен был меандр – в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент.

Любили греки изображать волну – это водная стихия, очищения.

Орнамент - пальметта. Он представлял собой узор из листьев, напоминающихся листья пальмы.

Бутон лотоса – символ жизни.

Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, бытовые и спортивные сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека. (Работа с учебником)

Вопрос: Посмотрите (Иллюстрации (фотографии) ваз) по форме греческие вазы похожи, а чем они отличаются друг от друга?

Рассмотрим стили росписи сосудов. Принято выделять два стиля вазописи (Запись в рабочую тетрадь).

    чёрнофигурная – (демонстрация) фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица.

    краснофигурная – (демонстрация) фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности.


Самой излюбленной темой для греческих живописцев была замечательная мифология греков, насыщенная богами, героями и фантастическими существами

Медуза Горгона – женщина, на голове которой вместо волос клубились змеи, химера с телом льва, козы и дракона, девятиголовая гидра.

Самые знаменитые вазы – «Ахилл и Аякс, играющие в кости», Геракл, борющийся с лернейской гидрой», «Геракл, в битве со львом» и др.

Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые вазы удалось склеить, и по сей день, они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака. Самая большая коллекция древнегреческих ваз находится в Эрмитаже. (Физминутка)

IV. Практическое выполнение работы.

Задание. – Ребята, сегодня вам представляется возможность побывать в роли «греческих гончаров и живописцев». Только свои вазы будете выполнять не из глины, а вырежете из бумаги и распишите её.

    Учащимся необходимо из красной или чёрной бумаги вырезать форму вазы (на выбор) , наклеить на лист цветного картона и расписать акварелью или гуашью в стиле греческой росписи.

    Учащимся раздаются технологические карточки с последовательностью выполнения вазы. Проводится инструктаж по ТБ при работе с ножницами. Напоминается детям, как симметрично вырезать форму вазы.

    Учащимся раздаются иллюстрации с различными формами ваз.

(Во время работы звучит музыка греческого композитора Криса Сфириса).

V. Закрепление нового материала (Рефлексия).

Проходит в игровой форме «Наполнить вазу знаниями»: на доске вывешивается нарисованная древнегреческая ваза, учащиеся по очереди выходят к доске и наполняют вазу правильными ответами.

    Ребята, с каким видом декоративного искусства вы познакомились сегодня на уроке? (Греческая вазопись)

    Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется… (Орнамент)

    Предание, сказание о богах, героях называется… (Миф)

    Вазы, в которых хранили вино и масло называются… (Амфоры)

    Большая ваза, в которой смешивали вино и воду называется… (Кратер)

    Что значит, чёрнофигурный стиль росписи? (Фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком).

    Что значит, краснофигурный стиль росписи? (Фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом).

VI. Подведение итогов урока.

Показ работ учащихся, комментирование оценок за урок.

VII. Домашнее задание.

Найти иллюстрации с изображением древнегреческих ваз и оформить в альбом.


Слайд 2

Украшения древнего Египта

Украшения в Древнем Египте носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян. Различные амулеты должны были отгонять злых духов и предохранять от опасностей. Амулеты имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев. Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину. Способствовало такому развитию несколько факторов. Прежде всего, в Египте располагалось несколько крупных месторождений золота, что делало этот материал доступным.

Слайд 3

Виды украшений

Самым популярным аксессуаром были шейные ожерелья, которые носили как женщины, так и мужчины. Изготавливались они из золотых пластин, бисера или из подвесок разной формы. Традиционным украшением Древнего Египта был ускх, так называемое, ожерелье-солнце, которое закреплялось на кожаной подкладке и напоминало воротник. Ускх фараона мог весить несколько килограмм, нередко этот предмет использовали в качестве награды отличившимся полководцам и чиновникам. Ожерелья

Слайд 4

Ожерелье с изображениями грифа и кобры Ожерелье с завершениями в виде головы сокола

Слайд 5

Деталь ожерелья (застежка-противовес) Деталь ожерелья (пектораль)

Слайд 6

Ожерелье с изображением божественной птицы - сокола Ожерелье с изображением священных жуков-скарабеев

Слайд 7

Пектораль с изображением божественной птицы - сокола - нагрудное украшение, носимое на цепи или как брошь и изображающее различных божеств и сценки из мифов Пектораль

Слайд 8

Невероятной популярностью и среди женщин, и среди мужчин пользовались браслеты. Носили браслеты на предплечьях, запястьях и на ногах. Женские ножные браслеты иногда украшались колокольчиками, которые мелодично звенели при ходьбе, заставляя женщин двигаться плавно и мягко. Нередко браслеты – мужские и женские – украшали Оком Гора, которое служило оберегом и защищало владельца от злых духов и несчастий. Браслеты

Слайд 9

Браслет с застежкой в виде жука-скарабея

Слайд 10

Так же распространены были и серьги, особенно в форме колец и кругов – символов солнца. К ним прикреплялись подвески различной формы, а также цепочки. В результате вес серег мог быть таким внушительным, что деформировал мочку уха носившего человека, однако, египтян это ничуть не смущало. Серьги

Слайд 11

Кольца в Древнем Египте также носили представители обоих полов. Отличие могло заключаться лишь в том, что мужчины чиновники часто использовали кольца-печатки с инициалами и символами. Кольца

Слайд 12

Головной убор царицы Знать использовала гребни и шпильки из дорогого железа, люди менее состоятельные – гребни из кости, которые могли быть оформлены камнями или стеклом. В натуральные волосы и в парики могли вплетаться золотые украшения и цепочки. Также их украшали обручами из разных материалов. Головной убор

Слайд 13

На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей. Были и другой формы головные уборы, например царицы Нефертити - цилиндрической формы. Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.

Слайд 14

Погребальная маска египетского фараона Тутанхамона У фараона были древнейшие головные уборы, которые практически не менялись во все времена, корона из двух частей (символы Нижнего и Верхнего царств) - атев, украшенная изображением коршуном и змеей - уреем - символом власти. Стоит отметить, что корон у фараона было великое множество (судя по дошедшим до нас фрескам, более 20), для различных религиозных обрядов, охоты, ведения военных операций. Другими царскими регалиями была треххвостая плеть и скипетр (в виде крючка). Следует заметить, что одним из символов власти фараона была борода, которая была искусственная, ее крепили за ушами завязками