Презентация "Культура Древней Греции" (10 класс) по мхк – проект, доклад. Презентация на тему культура древней греции Презентация на тему греческая культура

Культура Древней Греции

Культуру Древней Греции узнают по историческим памятникам, а также археологическим раскопкам. Ее датируют с 27 в до н.э до 2 в. до н.э. За этот период культура претерпела множество изменений. Расцвет же культуры Древней Греции приходится на 5-4 в. до н.э.

Древнегреческую культуру часто называют античной. Как показывают исторические исследования, греки называли свою землю Элладой, поэтому и культура у них была не греческая, а культурой эллинизма.

За период развития древнегреческого государства сильно изменялась и культура. В какой то момент времени она стояла на месте, а в какой-то момент просто вырывалась в передовики.

Древнегреческая культура имеет свои особенные этапы развития. На каждом периоде для культуры характерны свои отличительные особенности. Историки выделяют 4 этапа развития культуры.

Этап 1-й Эгейская культура

Эта культура зародилась на о. Крит и Микены.

Характерным памятником архитектуры является так называемый Лабиринт - Кносский дворец. От него по сегодняшний день остался только 1 этаж. На самом деле это было большое здание, которое вмещало около трехсот комнат. О развитии живописи можно судит по остаткам изображений на стенах Кносского дворца. В живописи активно использовались цветные краски.

Расцвет эпохи Эгейской культуры приходится на 15 в до н.э. и на время царствования Ми-носа. Именно поэтому Эгейскую культуру принято называть еще и Миносской.

Эпоха 2 - Гомеровский период

Этот период датируется с 11 по 9 в до н.э. Сведения об этой эпохе в основном берутся из литературных произведений, которые сохранились до современников: «Одисея» и «Илиада».

Многие историки ставят под сомнение достоверность того, что описано в поэмах. Однако это единственные источники, на которые можно опираться и изучать историю и культуру гомеровского периода.

Этот период характерен откатом древнегреческой культуры назад. Именно тогда возникшая письменность снова исчезла. Греческая цивилизация рождалась заново. Духовная культура в основе своей мифология сохранялась и развивалась.

Этап 3 - Архаичная культура

Период датируется 8-6 в. до н.э. В этот период древняя Греция готовилась к огромному взлету в области культуры, экономики и политической жизни. Главное достижение Архаической культуры древней Греции- это создание алфавитного письма. Кроме этого активно развивалась архитектура и ремесла.

Греки в период Архаической культуры были грамотны благодаря возникшей письменности. Алфавит был простой, что делало обучение достаточно легким для каждого грека. В период Архаики возникает наука философия.

Олимпийские игры

Возникшие в 776 г. до н.э. эти игры смогли остановить на 5 дней все войны и восстания. Во время проведения Олимпийских игр в Олимпии поднимался гражданственный дух и патриотизм. Игры проводились единожды в 4 года.

Этап 4- классический или Эллинистический.

Этот этап является мощным толчком вверх для всех сфер жизни древних греков. Тогда развивается философия как наука, появляются история, медицина. Главной отличительной постройкой этого времени является «Акрополь».

Крито-микенский периодАрхитектура дворца (как впрочем, архитектура всех критских
дворцов) действительно напоминает описанный в мифе
лабиринт с хаотичным расположением помещений, имеющих
различную отделку и назначение. Стены дворца украшены
великолепной живописью с преобладанием растительных и
животных орнаментов, в частности присутствует множество
изображений быка, бывшего, по всей видимости, главным
культовым животным эпохи. Вся жизнь на Крите была пропитана
духом религии. Царь являлся одновременно и верховным
жрецом, совмещая, таким образом, высшую светскую и
духовную власть. Дворец также выполнял разнообразные
функции, являясь не только резиденцией правителя и
хозяйственным центром, но также и храмом. Расцвет критской
(или, как её ещё называют, минойской) культуры пришёлся на
XVI-XV вв. до н.э. и оборвался вследствие мощнейшего
извержения вулкана, расположенного на острове Санторин,
разрушившего почти все дворцы и поселения. Довершило
разгром цивилизации вторжение греков-ахейцев с материковой
части Греции.

Гомеровский период

«Илиада» и «Одиссея» – единственные свидетельства об
этом периоде. В поэмах Гомера отражена жизнь общества с
гораздо более примитивной культурой, чем та, которая
предстает перед нами в памятниках Крито-Микенской
цивилизации. Герои Гомера - цари и представители знати
- живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь
не похожих на дворцы крито-микенских царей.
До нас дошло мало памятников гомеровского периода.
Основными строительными материалами были дерево и
необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже
была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода
проявилось в керамических вазах, расписанных
геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и
бронзовых статуэтках.
Гомеровский период был бесписьменным.

Керамика

Визитной карточкой гомеровской эпохи является так
называемый «геометрический стиль» керамики
(геометрика) (900 – 700 гг. до н.э.). Он
характеризуется геометрическим построением
различных предметов, орнамента, людей на вазах,
амфорах и других предметах быта. Геометрический
стиль пришел на смену «протогеометрическому»,
который был характерен для середины «темных
веков» и с которого началось возрождение культуры
древней Греции. К концу гомеровской эпохи
художественные сюжеты на керамике становятся все
более богатыми и сложными. Изображаются
атлетические состязания, мифические сцены, боевые
сражения, танцы и спортивные состязания. Этот
стиль зародился в Афинах и постепенно
распространился на остальные города древней
Греции и острова Эгейского моря.

Гидрия в стиле геометрики.

В целом гомеровский период был
временем упадка, застоя культуры, но
именно тогда создавались предпосылки
стремительного подъема греческого
общества в архаическую и
классическую эпоху.

Архаический период

Архаический период (VIII - VI века до н.э.),
период архаики, это эпоха формирования
греческого полиса. в этот период,
наступивший вслед за «тёмными веками»,
наблюдалось значительное развитие
политической теории, подъём демократии,
философии, театра, поэзии, возрождение
письменного языка (появление греческого
алфавита взамен забытого в период «тёмных
веков» Линейного письма Б).

Керамика

В вазописи в середине и 3-й четверти VI в. до н. э.
достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530
до н. э. - краснофигурный стиль.
В керамике ориентализирующий стиль, в котором
заметно влияние искусства Финикии и Сирии,
вытесняет прежний геометрический стиль.
С поздним архаическим периодом связаны такие
стили вазописи, как чернофигурная керамика,
возникшая в Коринфе в VII в. до н. э., и более
поздняя краснофигурная керамика, которую создал
вазописец Андокид около 530 г. до н. э.
В керамике постепенно появляются элементы,
нехарактерные для архаического стиля и
заимствованные из Древнего Египта - такие, как
поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка»,
шаблонное стилизованное изображение волос - так
называемые «волосы-шлем».

Архитектура

Архаика - время сложения монументальных изобразительных
и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический
и ионический архитектурные ордера.
Согласно наиболее распространенной периодизации историю
греческого изобразительного искусства и архитектуры V в.
принято делить на два больших периода: искусство ранней
классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или
развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в
середине века, однако границы в искусстве вообще довольно
условны, и переход из одного качества в другое происходит
постепенно и в разных сферах искусства с различной
скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между
ранней и высокой классикой, но и между архаическим и
раннеклассическим искусством.

Скульптура

В эпоху архаики формируются основные типы
монументальной скульптуры - статуи обнажённого
юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки
(кора).
Скульптуры изготавливаются из известняка и
мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких
металлов. Эти скульптуры - как отдельно стоящие,
так и в виде рельефов - использовались для
украшения храмов и в качестве надгробных
памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из
мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в
натуральную величину неожиданно появляются
около 650 г. до н. э.

Примеры архаического греческого искусства

Чернофигурная керамика
Архаический курос

Классический период

Этот период- эпоха, вершина развития греческой культуры, самый
знаменитый период в истории Древней Греции.
Период классики делится на 3 этапа:
ранняя,
высокая
поздняя классика.
Во время ранней классики складывается полисная демократия,
утверждается стиль, раскрывающий величие демократии и
гражданина полиса.
Высокая классика дает нам примеры высших образцов этого
величия.
В период поздней классики политические изменения ведут к
экономическому и идеологическому кризису. Искусство
вследствие этого отражает этот кризис.

Архитектура.

В период ранней и высокой классики развивался и
усовершенствовался греческий ордер. Храм стал средоточием всех
инженерных и художественных достижений. Ставили храмы в самых
красивых, видных местах, обязательно связывая их с окружающей
природой. Греческий храм строился с расчетом восприятия снаружи,
он выступает как создание человека, построенное по его эстетическим
законам, отличающим храм от естественных природных форм. Храм
служил не только жилищем божества, где находилась его статуя, но и
хранилищем полисных сокровищ и казны. Материалом для
строительства храмов служили дерево и мрамор, для украшения
использовалась красная и синяя краски, а также позолота.
Святыней каждого греческого полиса был акрополь - верхний
город, который служил крепостью и являлся культурным и религиозным
центром. Высшим достижением древнегреческой архитектуры
является афинский Акрополь, восстановленный после победы над
персами в 5 веке до н. э. Архитекторами Акрополя были Иктин,
Калликрат и Мнесикл. Художественным руководителем был скульптор
Фидий, ближайший друг Перикла. Ансамбль Акрополя отличается
свободной планировкой и является символом могущества
демократических Афин.

Поздняя классика отражает новые веяния в строительстве
Длительные и тяжелые Пелопоннесские войны (431 - 404 гг. до
н.э.) ускорили экономический и политический кризис полисов,
поэтому греческая архитектура ставит новые задачи.
Выдвигаются несколько новых культурных центров, кроме Афин:
Родос, Галикарнас, Самофракас. Множество монархий,
возникших вследствие упадка Афин, требовали
возвеличивания царя, власти, что ведет к утрате гармонии,
гигантизму. Архитектура становится более пышной, также
стремится к грациозности, изяществу и декоративности.
Чисто греческая художественная традиция переплетается с
восточными влияниями, идущими из Малой Азии, где
греческие города подчиняются персидской власти. Наряду с
основными архитектурными ордерами - дорическим и
ионическим, все чаще применяется третий, более нарядный коринфский. Одним из самых грандиозных памятников
греческой архитектуры поздней классики была не дошедшая до
нас гробница в городе Галикарнасе правителя Мавсола, от
имени которого и произошло слово «мавзолей». В
галикарнасском мавзолее сочетались все три ордера. Высота
здания примерно 50 метров, своей торжественностью он
напоминал заупокойные сооружения древних восточных
владык. Строили мавзолей зодчие Сатир и Пифий, а его
скульптурное убранство было поручено нескольким мастерам, в
том числе Скопасу.

гробница в городе Галикарнасе

Скульптура

Скульптура классического периода преодолела
многочисленные условности предшествующего
периода. Период классики делится на три этапа
(ранняя, высокаn 22422j914w 3; и поздняя классика),
в которых скульптура решала разные задачи.
Ранняя и высокая классика.
В период ранней и высокой классики главной
задачей было преодоление статичности и условности
архаической скульптуры, а также поиск образа
идеально прекрасного и гармонически развитого
человека-гражданина, доблестного воина и
преданного патриота. В периоды ранней и высокой
классики для скульптуры характерны:
Уравновешенность, величие
Симметрия
Статичность
Идеализация, обобщенность

Греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны
быть. Внутренний мир героев лишен борьбы чувств и мыслей. Лица
бесстрастны и идеальны. Они выполнены в так называемом «строгом
стиле»: при любом движении тела лицо остается спокойным,
изображая благородного героя. Именно в это время греческий
философ определил принцип «золотой середины», по которому
должен жить истинный грек:
«Слишком в беде не горюй и не радуйся слишком при счастье,
То и другое умей доблестно в сердце носить».
Перед скульпторами стояла проблема освоения движения,
реалистического изображения человеческого тела и показ величия
героя.
Самым известным скульптором ранней классики является Мирон (500 440гг. до н. э.). Величайший реалист и знаток анатомии, открыл «тайну
пластической концепции движения». Говорили, что ему подвластно
изображение любого движения. Его статуи атлетов отличались
естественностью, продуманной композицией и свободным движением.
«Дискобол» - изображение олимпийского героя. Первая скульптура в
Древней Греции, изображающая человека в движении. Мирону
удалось изобразить спиралевидное сложное движение; фигуру атлета
пронизывает напряжение: он показан в сложном движении, в момент,
когда все свои силы он вкладывает в бросок диска - это
кульминационная точка движения. Несмотря на сложность движения, в
статуе доминирует ощущение устойчивости. Единственный недостаток
статуи - она рассчитана на просмотр только с одной точки зрения.

«Дискобол»

Высока классика. Скульптором «всех времен и народов»
называют Фидия (начало 5 века- 432г. до н. э.). «Воплотитель
высших идей в скульптуре», мастер рельефа и круглой
скульптуры. Создатель статуй Афины в Парфеноне и на
Акрополе, скульптурного украшения Парфенона, одного из
чудес света - статуи Зевса Олимпийского. Произведения
Фидия привлекают эпической силой и жизнеутверждающим
гуманизмом. В них с необычайной выразительностью звучит
характерная для его эпохи мысль о величии человека гражданина, в котором сочетается физическая красота и
нравственная чистота и доблесть. Творения Фидия
грандиозны, величественны и гармоничны; форма и содержание
находятся в них в совершенном равновесии. В его скульптурах
особенно отражено, что боги в Греции есть не что иное, как
образы идеального человека. Главным памятником в жанре
рельефа является фриз Парфенона, изображающий шествие
афинян в день Великих Панафиней. На фризе изображено
более 500 фигур, причем ни одна не повторяет другую. Фриз
Парфенона считается вершиной классического искусства.

Фриз Парфенона. Фрагмент.

Поздняя классика (конец V - IV век до н. э.). Греция
вступает в полосу кризиса, выражавшегося в
политической нестабильности, разрушении полисных
институтов и формировании нового отношения к
миру. Место коллективиста, идеализированного и
обобщенного образа героя-гражданина занимает
индивидуализированная личность с собственными
интересами, переживаниями и чувствами. Искусство
утрачивает героический, гражданственный характер,
оно носит более драматичный, лиричный характер,
становится психологически углубленным. Искусство
впервые начало служить эстетическим потребностям
и интересам частного человека, а не полиса в целом;
но появились и произведения, утверждавшие
монархические принципы.

Эллинизм

Период в истории Средиземноморья, длившийся со времени походов
Александра Македонского (334-323 до н. э.) до окончательного
установления римского господства на этих территориях (30 до н. э.).
Особенностью эллинистического периода явилось широкое
распространение греческой культуры на территории государств,
которые образовались после смерти Александра Македонского на
завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и
восточных культур. Культура эллинизма представляет собой синтез
греческих и местных восточных начал и традиций. В этот период
возникает множество культурных центров: Александрия в Египте,
Пергам в Малой Азии, остров Родос. Военные походы, торговые
путешествия в другие страны значительно расширили кругозор греков
и способствовали развитию техники, механики, математики,
астрономии, географии. В эпоху эллинизма работали знаменитые
ученые: Эвклид- создатель элементарной геометрии, Архимед основоположник механики, Аристарх Самосский - географ и астроном,
Теофраст - ботаник и географ. Выдающаяся роль принадлежала
Александрии в Египте. Здесь были сосредоточены лучшие научные
силы, здесь находились научный центр - Мусейон и величайшая
библиотека древности.

Несмотря на взлет научной мысли, государства эллинизма
испытывали глубокий кризис: падение роли труда свободных
граждан и низкая производительность рабского труда.
Обострился контраст между фантастическим богатством
рабовладельческой верхушки и нищетой народных масс. На это
время приходятся восстания рабов, а также народов,
насильственно включенных в состав больших эллинистических
государств (движение в Иудее, восстание в Пергаме). В
сознании людей эпохи эллинизма развиваются
индивидуалистические тенденции, чувство неуверенности в
себе, бессилия против судьбы. Так возникает характерное для
мировоззрения эллинистического человека сознание
конфликта с окружающей его действительностью,
конфликта, породившего в художественных образах элементы
диссонанса, трагического надлома. Искусство носит светский
характер, представляет собой сплав различных направлений и
стилей.

Архитектура

Ансамблевое строительство
Гигантомания
Соединение различных стилей
Пышность и роскошь
Обширное градостроительство, города имели прямоугольную форму и
рациональную планировку. Храмам уделяли меньше внимания, а строили
обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым
небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные
сооружения. Роскошь и более совершенная строительная техника лишь
отчасти могли компенсировать утрату благородного величия и гармонии,
которые были характерны для памятников архитектуры классической эпохи. В
отличие от сооружений классической эпохи, прославлявших полис и его
граждан, памятники эллинизма прославляли царей и правителей.
Александрийский маяк. Одно из 7 чудес света. Он служил также
наблюдательным пунктом, метеорологической станцией и крепостью с
гарнизоном. В высоту достигал 135 метров. Богато украшен скульптурой.
Алтарь Зевса в Пергаме. Наиболее полное представление об ансамбле
монументальных сооружений эллинистического столичного центра дают
постройки Пергама. Пергамский акрополь - блестящий пример использования
естественных природных условий для создания архитектурного комплекса,
включающего монументальные постройки, обнесенные колоннадами площади.
Центральное место занимал Алтарь Зевса, представляющий собой г-образное
сооружение с ионической колоннадой и фризом, украшенным скульптурой.

Александрийский маяк

Алтарь Зевса в Пергаме

Скульптура

Монументализм
Разнообразие тем (героическаn 22422j914w 3;, эротическаn 22422j914w
3;, бытовая). Показ героев в крайних состояниях, тяготение к темам
страдания, одиночества, борьбы, жестокости, трагизма
Экспрессивностью, эмоциональность
Бурная динамика, сложная форма
Усиливается тяга к пышности и преувеличениям (утрата меры и
гармонии)
Индивидуалистические тенденции, погружение во внутренний мир
героев
Колосс Родосский. Чудо света. Изображение бога Гелиоса. Высота 32 метра. Поражал не только размерами, но и техникой выполнения:
сооружен из дерева, обшитого листами бронзы.
Фриз Пергамского алтаря. Героический пафос образов, характерный
для эллинистического искусства, нашел свое наиболее яркое
выражение в грандиозных скульптурных композициях. Горельеф
длиной в 120 м, изображающий битву богов-олимпийцев с гигантами,
плотно заполнен борющимися фигурами. В пергамском фризе нашла
наиболее полное отражение одна из существенных сторон
эллинистического искусства - особая грандиозность образов, их
сверхчеловеческаn 22422j914w 3; сила, преувеличенность эмоций,
бурная динамика.

Слайд 1

Слайд 2

Цели проекта:

Сформировать представление об особенностях культуры Древней Греции; Познакомиться с различными видами древнегреческого искусства и историческими этапами его развития; Определить наиболее распространенные жанры древнегреческой литературы; Выявить особенности возникновения древнегреческой письменности.

Слайд 3

Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом?

Слайд 4

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции сыграло важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества. В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека. В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись.

Слайд 5

Слайд 6

Скульптура

Скульптура как вид ремесла существовала задолго до греков. Главный их вклад в том, что они за какие-то два века совершили невероятный шаг к превращению её в современный тип искусства. Греки раскрашивали статуи, однако делали это со вкусом, сообразуясь с качеством материала из которого она была изготовлена.

Слайд 7

Греческая архитектура

Афинский Акрополь

Дворцовые росписи на о. Крит

Слайд 8

Слайд 9

Древнегреческая письменность

Древние греки разработали своё письмо на основе финикийского. Названия некоторых греческих букв – это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского «алеф» (бык), «бета» - от «бет» (дом). Придумали они и некоторые новые буквы. Вот так и получился алфавит. В греческом алфавите было уже 24 буквы. Греческий алфавит лёг в основу латинского, а латинский стал основой всех западноевропейских языков. От греческого произошёл и славянский алфавит. Изобретение алфавита – огромный шаг вперёд в развитии культуры.

Слайд 10

Литература Древней Греции

Литература и искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности "Илиады" и "Одиссеи" Гомера. Возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм - Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города - театр. Величайшие драматурги трагедии - Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии - Аристофан. Выдающимися представителями начального этапа историографии (литературы, описывающей государства в процессе развития) были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Очень интересны древние сказания греков – мифы, которые рассказывают о богах, титанах, героях.

Слайд 11

Мифы о греческих богах

Греки верили во множество богов. Согласно мифам, боги вели себя как люди: дрались, ссорились, влюблялись. Жили они все на Олимпе.

Посейдон Гермес Афродита

Слайд 12

Царством мертвых правил Аид, брат Зевса. О нем сохранилось мало мифов.

ГИПНОС - бог сна - помощник Аида.

Царство мертвых отделялось от остального мира глубокой рекой Стикс, через которую души умерших переправлял ХАРОН.

Слайд 13

Ораторское искусство

Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства - ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту.

Родиной красноречия считается Эллада. В городах-государствах Эллады создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия.

Слайд 14

В древней Греции появляются платные учителя - софисты (от греч. sophistes-искусник, мудрец), которые заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. В 5 в. до н.э. Коракс открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (не дошедший до нас) учебник риторики. Античная эпоха дала миру великих ораторов:

Перикла /490-429гг.до н.э./

Демосфена /384-322гг.до н.э./

Сократа /469-399гг.до н.э./ Платона /427-347гг.до н.э./

Слайд 15

Литература, искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.

Слайд 16

Литература

Андре Боннар «Греческая цивилизация», Ростов-на-Дону,"Феникс",1994 Казимеж Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима», М., "Высшая школа",1990 Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, "Феникс",1997 Лев Любимов «Искусство Древнего Мира», М.,"Просвещение",1971 «Энциклопедический словарь юного историка» М.,"Педагогика-пресс",1993 Н. В. Чудакова, О. Г. Хинн: «Я познаю мир» (культура), Москва, АСТ, 1997 год.

Слайд 17

Работу выполнил ученик 10 «А» класса МОУ СОШ № 2 Татаринцев Антон

Культура Греции

Слайдов: 19 Слов: 715 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культура Древней Греции. Пречистенская СОШ. Культура древней Греции. Античная цивилизация (I тыс. до н.э. -Y в. н.э.) вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Карта Древней Греции. Исторические памятники Древней Греции. Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы. Главное сооружение Акрополя – Парфенон. Парфенон – Храм Девы Афины (Парфенос). Неподалеку от Парфенона был воздвигнут храм Эрехтейон. Храм был посвящен одновременно Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею. Эфес – греческий театр. Греческие скульпторы. Статуя Зевса Олимпийского. - Культура Греции.ppt

В Древней Греции

Слайдов: 24 Слов: 1013 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культура Древней Греции. Греческий язык. Греческий алфавит. В IV в. до н. э. окончательно утвердилось современное направление - слева направо. Алфавит греческого языка непрерывно используется с конца 9-го или начала 8-го века до н. э. Альфа и Омега. Архитектура. Храм Артемиды в Эфесе. Дельфы. Руины храма Аполлона. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Ионический ордер - один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э. Коринфский орден возник позже других и отличался особенной пышностью. - В Древней Греции.pps

Культура Древней Греции

Слайдов: 20 Слов: 396 Звуков: 27 Эффектов: 8

Культура древней греции. Жизнь коротка, а искусство вечно Демокрит – 470-370 гг. до н.э. Культура Древней Греции. Живопись Школа Архитектура Скульптура Олимпийские игры Театр. У нас на уроке: Достижения древних греков в области культуры. Решение исторических задач и головоломок. Изучение новой темы «Театр Диониса» Получение хороших оценок. Что является творением греков? 2. Перечень правильных ответов. Проверить. Найди ошибки в работе ученика: Краснофигурная роспись. Чернофигурная роспись. Найди ошибки в тексте: Греческих школах учились все дети, достигшие 10 лет. Обучение в школах было платное. - Культура Древней Греции.pptx

Культура и история Греции

Слайдов: 7 Слов: 520 Звуков: 1 Эффектов: 20

В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. В греческих мифах можно провести много параллелей с легендами других народов. Впечатляют знания древних греков о происхождении Вселенной и человека. Людям философского склада открывается суть вещей. Ученые используют законы, впервые сформулированные древними греками. Архитекторы равняются на классические каноны античных храмов. Современные скульпторы учатся по шедеврам древнегреческих мастеров. И кажется, что с течением времени ничего не меняется. В Греции чужеземца ведут танцевать. Greece. - Культура и история Греции.ppt

Культура в Древней Греции

Слайдов: 12 Слов: 489 Звуков: 0 Эффектов: 2

Древняя греция. Цель проекта: Показать Грецию: Рассказать о литературе, письменности, музыке, религии, театра, архитектуре. Карта греции. Литература. Письменность. Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. играла ограниченную роль. Постепенно формы знаков упрощались, а часть стала обозначать только слоги. Музыка. Музыка по-гречески – “искусство муз”. Муза. Мельпомена. Боги древней греции. Религия ранней Греции играла большую роль. ГЕРА, царица богов. ГЕРМЕС, бог торговли и прибыли. ДЕМЕТРА, богиня плодородия, покровительница земледелия. ПОСЕЙДОН- один из богов-олимпийцев. - Культура в Древней Греции.ppt

История культуры Древней Греции

Слайдов: 16 Слов: 2386 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культура Древней Греции. Возникновение греческой цивилизации. Египетская и месопотамская цивилизации. Критяне обладали линейным письмом. Количество маленьких независимых государств. Пифагор. История Вавилонии. Классический период. Новые требования стали предъявляться к скульптуре. Многообразие характеров. Олимп. Жилось богам беззаботно и весело. Имя Ареса. Артемида. Дионис. - История культуры Древней Греции.pptx

Художественная культура Древней Греции

Слайдов: 21 Слов: 539 Звуков: 0 Эффектов: 0

Художественная культура Древней Греции. Хилон из Спарты. Надпись в храме Аполлона в Дельфах Мера важнее всего. Клеобул Линдский. Надпись в храме Аполлона в Дельфах Человек есть мера всех вещей. Протагор Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности. Перикл. Периодизация истории и культуры Древней Греции. I – гомеровский (XI-IX вв. До н.Э) II – архаический (VIII-VI вв. До н.Э.) III – классический (V-IV вв. До н.Э.) IV – эллинистический (конец IV-I вв. Ордерная система. Периптер – основной тип греческого храма. Периптер - прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окружённое колоннадой. - Художественная культура Древней Греции.ppt

Культура Древней Греции классического периода

Слайдов: 28 Слов: 372 Звуков: 0 Эффектов: 1

Древняя Греция. Культура. Литература. Гомер. Эзоп. Трагедия и комедия. Дионис. Эсхил, Софокл, Еврипид - великие трагики древности. Аристофан. Театр Диониса в Афинах. Перевоплощение осуществлялось с помощью смены масок. Образование. Обучение мальчиков. Обучение девочек. Наука. Сократ. Платон. Аристотель. Пифагор. Архимед. Демокрит. Гиппократ. Геродот и Ксенофонт являются авторами трудов по истории. Птолемей. Письменность. Пергаментный свиток. Греческий алфавит. - Культура Древней Греции классического периода.ppt

В афинских школах и гимнасиях

Слайдов: 10 Слов: 243 Звуков: 0 Эффектов: 14

В афинских школах и гимнасиях. Рабы – педагоги. Занятия в школе. Посещение палестры. В афинских гимнасиях. Задание на урок: Подумайте, чем отличается образование в Афинах от образования в Спарте? 1. Рабы - педагоги. До семи лет мальчики из богатых семей, ничем кроме игр не занимались. В семь лет ребенка пере- давали педагогу. А дома обу- чал хорошим манерам. 2. Занятия в школе. В школе прививали любовь к стихам. 3. Посещение палестры. С двенадцати лет мальчики начинали посещать ещё одну школу - палестру. 4. В афинских гимнасиях. Которые располагались за горо- дом (руины гимнасия в Олимпии). - Афинская школа.ppt

Греческая школа

Слайдов: 46 Слов: 1234 Звуков: 1 Эффектов: 60

Один день в греческой школе. Сопровождающий ребенка. Занятия в греческой школе. Палестра. Расписание уроков. Знание. Греческое письмо. Грамматик. Опыт создания письменности. Греческий алфавит. Пути создания письменности. Поэзия. Прочитайте выразительно текст. Строки из творений Гомера. Театр. Трагедия. Драматург. Имя Эзопа. Произведение. Математика. Скульптурный портрет. Пифагор. Разум бессмертен. История. Открытия Геродота. Философия. Любовь к мудрости. Высказывание Демокрита. Связь природы и человека. Сократ. Поведение умного человека. Продолжить обучение. Гимнастика. Здоровый дух. - Греческая школа.ppt

Школы Древней Греции

Слайдов: 28 Слов: 880 Звуков: 0 Эффектов: 53

Школа и наука в Древней Греции. Что в наших учебных заведениях сохранилось из древнегреческих школ? Древнегреческий алфавит, письменность. Учебные заведения Древней Греции. Школа – образование в Греции было платным. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Некоторые оставались там до глубокой старости. Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные! При обучении грамоте учитель читал вслух текст написанный на папирусе. Ученики смотрели на текст и старались запомнить написанное. Стиль и тетрадь. Содной стороны сти-ло было острым. Греки считали, что человек должен быть гармонично разви-тым. - Школы Древней Греции.ppt

Воспитание в Древней Греции

Слайдов: 34 Слов: 2139 Звуков: 0 Эффектов: 0

Воспитание и школа в античном мире Средиземноморья. Воспитание в Древней Греции. Социальный статус учителя. Воспитание спартиатов. Дети поступали под начало воспитателя. Приемы воспитания. Афинское воспитание. Частные платные школы. Общественные учреждения. Преподаватели. Философы Древней Греции. Аристотель. Основные педагогические идеи. Умственное воспитание. Педагогическая деятельность. Основные труды. Философия природы. Психология. Биологические труды. Сочинение. Политика и экономика. Платон. Будущий путь. Принцип всеобщего обязательного обучения. Педагогическая проблематика. - Воспитание в Древней Греции.ppt

Письменность Древней Греции

Слайдов: 15 Слов: 453 Звуков: 0 Эффектов: 0

Письменность древней Греции. Карта древней Греции. Греческий алфавит. Теперь сравним алфавиты. Подробнее о Греческом Алфавите. Семитское направление письма. Новый материал для письма. Деревянные дощечки. Афинская рабовладельческая республика. Высшие школы. Книга. Папирусные свитки. Сокровища греческой литературы. Культура. - Письменность Древней Греции.pptx

Одежда Древней Греции

Слайдов: 18 Слов: 842 Звуков: 0 Эффектов: 0

Одежда древней Греции. Драпировка. Основа древнегреческого костюма. Красота костюма. Летящий образ. Ткань. Орнамент. Цвет. Мужской костюм. Хитона и гиматия. Женский костюм. Женская одежда. Обувь, головной убор. Обувь гречанок. Греческий узел. Прически. Аксесуары. - Одежда Древней Греции.ppt

Земледельцы в Древней Греции

Слайдов: 23 Слов: 349 Звуков: 0 Эффектов: 56

Земледельцы Аттики. Из какого древнегреческого мифа это изображение. Из какого мифа эта иллюстрация. Расскажите миф о Прометее. Древняя Греция. Греческие корабли. Пелопоннес. Оливки. Сбор оливок. Типичная греческая пища. Медные орудия труда. Природный мрамор. Древнегреческая письменность. Древнегреческие вазы. Дом богатого афинянина. Занятия древних греков. Категории населения Афин. Расположите в правильной последовательности. Назовите древнегреческих богов. - Земледельцы в Древней Греции.ppt

Олимпийские игры в Древней Греции

Слайдов: 14 Слов: 179 Звуков: 0 Эффектов: 15

Олимпийские игры в Древней Греции (5 кл.). История Древней Греции. Олимпийские игры. Родина Олимпийских игр. Родина Олимпийских игр – Древняя Греция. Первые Олимпийские игры. Посвящение Олимпийских игр. Время проведения игр. Олимпийские игры проходили летом и продолжа-лись пять дней. Начало игр. Судьи клялись выносить справедливые решения. Спортивные дни. Следующие три дня отводились состязаниям. Вид состязаний. Кулачный бой. Борьба. Бег с оружием. Гонки колесниц. Пятиборье: Бег Прыжки в длину Метания копья Метания диска Борьба. Чествование победителя. Награда -лавровый венок. - Олимпийские игры в Древней Греции.pps

Первые Олимпийские игры Древней Греции

Слайдов: 15 Слов: 874 Звуков: 2 Эффектов: 73

Древняя Греция. Олимпийские игры в Древней Греции. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр. Факты. Первые Олимпийские игры. Миф. Свободные греки. Участники. Пять незабываемых дней. Рисунки. Победители Олимпийских игр. Задание на урок. Закрепление изученного материала. - Первые Олимпийские игры Древней Греции.ppt

Поэмы Гомера

Слайдов: 15 Слов: 462 Звуков: 0 Эффектов: 0

Бедеров Денис. Поэма Гомера «Илиада» Поэма Гомера «Одиссея». Гомер. Древнегреческий скульптурный портрет. Бюст Гомера. Лувр. Париж. ПОЭМА «Илиада». Карта Древнейшей Греции. Телемах и Пенелопа. Фрагмент росписи древнегреческой вазы. Андромаха. Дочь Этиона, царя Фив и Киликии. Супруга Гектора. В "Илиаде" Андромаха - воплощение идеала преданной и любящей жены. Из Трои в качестве добычи была увезена Неоптолемом, от которого родила Молосса. Андромаха оплакивает Гектора. Гектор прощается с Андромахой. ПОЭМА «Одиссея». Одиссея. Начало. Муза! Ваза с описанием эпизода из поэмы «Одиссея». - Поэмы Гомера.ppt

Ахиллес и Гектор

Слайдов: 13 Слов: 605 Звуков: 0 Эффектов: 0

Поэма Гомера « Илиада». Кого не позвали на свой пир греческие боги? Из- за чего поссорились богини Гера, Афина, Афродита? В кого влюбился царь Трои Парис? Сделайте вывод. Вопросы по домашней работе. План урока. ГОМЕР древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. Можно предположить что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э. АХИЛЛ (Ахиллес), в «Илиаде » один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Отсюда выражение «ахиллесова пята» (уязвимое место). Ахиллес. Прославленным героем мифов о Троянской войне был грек Ахиллес. -

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Тип прогрессивного развития в истории человечества представляют античная цивилизация Древней Греции, Древнего Рима и современная европейская цивилизация К концу XX в. сложилось обобщенное понятие - Западная цивилизация, что отражает единство народов и общность ценностей общеевропейского дома. Культуру США, Канады, Новой Зеландии и Австралии создали эмигранты, поэтому они не являются самостоятельными цивилизациями, а относятся к Западной цивилизации.

3 слайд

Описание слайда:

Специфические черты Западной цивилизации идея изначальности существования Западной цивилизации, основанная на концепции беспрерывного усвоения и преобразования исторического опыта древних народов (иудеи дали религиозные импульсы, греки - философию, римляне - «римское право» и высокую степень организованности государства; возникновение на основе великой формы человеческого духа - христианства («ось истории» - рождение Христа). Христианство стало источником западной свободы, а гуманизм - формой образованности и сознания; в отличие от замкнутых цивилизаций Китая и Индии, территория Запада разнообразна, поэтому страны имеют своеобразный облик; Западу, в отличие от Китая и Индия, присуща идея политической свободы;

4 слайд

Описание слайда:

Специфические черты Западной цивилизации в отличие от восточного мышления для Запада характерна последовательная рациональность, что позволило развить математику, логику и право; человек Запада осознал, что он есть начало и творец всего, он - «мера и ценность всех вещей», осознал некое абсолютное «Я»; если Восток - это состояние умиротворения, то Запад - постоянное духовное и политическое напряжение духовной энергии. Стремление к обновлению обусловило борьбу между государством и церковью, христианством и культурой, империей и отдельными народами, католицизмом и протестантизмом, философией и теологией; цивилизационные процессы Запада направлены на организацию комфортного пространства вокруг человека, Восток – на духовное совершенствование;

5 слайд

Описание слайда:

Специфические черты Западной цивилизации западный мир развивался в рамках внутренней полярности Запада и Востока. Однако греки, как основатели Западной цивилизации, постоянно обращали взор на Восток; характерен постоянный процесс изменения человека на протяжении жизни одного поколения, неприятие молодыми образа жизни и опыта старшего поколения. Отсюда вечная проблема «отцов и детей». Прошлое воспринимается как материал для извлечения уроков, а общество ориентировано на движение в будущее; европейцы веками планомерно осваивали пространство Земли: 1492 г. - Колумб открыл Америку; 1498 г. - Васко да Гама достиг Индии; 1519-1522 г. - Магеллан совершил кругосветное путешествие; западная наука и техника революционизировали весь мир, положив начало глобальной истории человечества. Зарождение и становление Западного типа цивилизации мы проследим на примере древнейших цивилизаций Европы

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - группа цивилизаций III тыс. до н. э. - I в. до н. э., созданных греко-язычным населением на территории современной Греция (южной части Балканского полуострова и прилегающих островов) и регионе Великой Греции (Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Малой Азии - современная Турция), Сицилия и юг Италии, побережье Средиземного, Чёрного и Азовского морей). Геки называли свою страну Элладой, а себя эллинами. Наименование «Греция» пришло со времён древнего Рима.

8 слайд

Описание слайда:

Истоки греческой цивилизации относятся к географически обособленным, но взаимосвязанным доисторическим культурам - Эгейской цивилизации бронзового века (3000 до 1000 гг. до н. э.) Кикладская; Троянская; Крито-Минойская; Элладско-Микенская (на материковой части Греции).

9 слайд

Описание слайда:

Кикладская цивилизация (3500-2000 гг. до н.э.) - процветала на островах Киклады в Эгейском море (буквальный перевод - «лежащие кругом» - отражает расположение относительно храма Аполлона на о-ве Делос). Поразительны достижения цивилизации: постройка 2-4-х этажных домов с терракотовыми ванными, каменными уборными и изящной деревянной мебелью; наличие системы каналов под улицами городов (о. Фера); высокий уровень исполнения мраморных ваз, керамических чаш, серебряных украшений и статуй; важная роль в искусстве и повседневной жизни имели обряды, празднества и боги; развитая торговля с Ближним Востоком, Египтом и островами Эгейского моря.

10 слайд

Описание слайда:

Причина гибели цивилизации: угроза катастрофы из-за извержения вулкана заставила жителей отплыть в неведомое место. Мифы, собранные греческим поэтом Геосидом в VIII в. до н.э., иносказательно сохранили историю космической борьбы Зевса и чудища Тифона. Древнегреческий философ Платон повествовал о достижениях исчезнувшей цивилизации Атлантиды.

11 слайд

Описание слайда:

Троянская цивилизация (западная Анатолия, Турция) В ХІХ в. немецкий археолог-самоучка Г. Шлиман на холме Гиссарлык («малый замок») приподнял завесу забвения над историческим городом-крепостью Троя Раскопки дали миру 10 тысяч артефактов из золота. 10-летнюю Троянскую войну, проходившую в XIII в. до н.э., воспел великий Гомер в поэмах «Илиада» и «Одиссея (VIII в. до н.э.). Греки воспринимают гомеровский эпос в качестве подлинного исторического повествования. Ученые считают, что причиной войны послужила не прекрасная Елена, а установление контроля над торговлей из Эгейского в Черное море.

12 слайд

Описание слайда:

Древние мифы: миф о похищении Зевсом в обличье белого быка финикийской царевны Европы. От этого союза на о. Крит родилось 3 сына (один из них - легендарный царь Минос); миф о том, как мастер Дедал построил в г. Кноссе для Миноса дворец-лабиринт. Герой Тесей победил чудовище Минотавра, найдя выход из лабиринта с помощью «нити Ариадны». Крито-Минойская цивилизация (2500-1400 гг. до н.э.) - самая могущественная цивилизация, подчинившая все Средиземноморье. Открыта английским археологом А. Эвансом Дворец-лабиринт в Кноссе

13 слайд

Описание слайда:

Достижения великой цивилизации: Нововведения в строительном деле: первая в мире высокоразвитая монументальная дворцовая культура (1900 г. до н.э., «золотой век» пришелся на 1700-1470 гг. до н.э.). Дворцовый комплекс - это многоэтажное сооружение с системой вентиляции, водоснабжением и световыми шахтами, соединенное сложной системой переходов, украшенное фресками. Центр хранения продовольствия, сырья и внешней торговли (земледельцы хранили излишки урожая); 2. Нововведения в государственном управлении: форма государства - талассократия - царство базировалось на продуманной общественной иерархии, где аппарат чиновников управлял обществом из некоего единого общественного слоя из кровных родственников. Это обеспечивало мир и социальное равновесие; 3. Нововведения в ремесле и обработке металлов - тонкая обработка бронзы (не знали железа); 4. Нововведения в мореплавании: создание сильного флота;

14 слайд

Описание слайда:

4. Нововведения в культуре: изобрели линейную письменность (не расшифровано) вместо иероглифического письма. 5. Нововведения в искусстве: создание морского стиля для росписи керамики (изображения осьминогов, дельфинов и кораллов на фоне скал и водорослей (1500 г. до н.э.). Искусство отразило любовь к морю, состязаниям и празднествам, роскоши и наслаждениям. Критский лабиринт Критский дворец фрески в дворцах Крита

15 слайд

Описание слайда:

Как и почему погибла цивилизация? В 1470 г. до н.э. минойская цивилизация рухнула под ударами Микен. За столетие дворцы (кроме кносского), погибли в огне. В 1380 г. до н.э. землетрясения заволокли тьмою эгейские царства, но их историю увековечили греческие мифы. керамика женские статуэтки Фрески Крита

16 слайд

Описание слайда:

Микенская цивилизация (XVI-XII вв. до н. э.) В отсутствии политического единства в позднеэлладский период центром греческой цивилизации стали Микены, расположенные в Балканской Греции и населенные греками-ахейцами. Отличительные черты цивилизации: ярко выраженный военный характер (главенство в Троянской войне, установление господства над Эгейским морем); деление государства на Ближние и Дальние провинции (16 областей); тип государства - древневосточная деспотия дворцовых царств; создание разветвленного бюрократического аппарата; дворец - центр управления и промышленно-хозяйственный средоточие зодчих, механиков, оружейников и ювелиров; отсутствие денег и рыночной торговли (оплата труда натурой); особое место занимала религия. Микенские дворцы

17 слайд

Описание слайда:

Цивилизация оставила грандиозное наследие (археологические открытия Г. Шлимана) мощные оборонительные укрепления из огромных грубых каменных блоков; Львиные ворота, украшенные барельефом из 2-х львиц; золотую усыпальницу царей - гробницу Атрея - это расположенные по кругу подземные сооружения с купольными сводами; дворцовые комплексы (заимствовали у критян); керамику; глиняные таблички с текстами; самое важное - мифы, ставшие отправной точкой развития Западной цивилизации. Львиные ворота Гробница Атрея Схема гробницы Золотая маска царя Атрея

18 слайд

Описание слайда:

В XII в. до н.э. микенская дворцовая система внезапно погибла. Неоднозначность с точки зрения разных ученых причин гибели цивилизации: гражданская война; социальный переворот или восстание рабов; иноземное вторжение; разрыв торговли с Востоком и голод; эпидемии; эрозия почв (вырубка лесов); землетрясения.

19 слайд

Описание слайда:

На данном этапе шли процессы: этнической консолидации греческого мира; становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности; достигнут наивысший культурный и научный расцвет древнегреческой цивилизации. Полисный период в истории Древней Греции (XI-IV вв. до н. э.) - Основные этапы полисного периода І этап: Гомеровский (предполисный) период XI-IX вв. до н. э. (назван по имени автора поэм «Илиада» и «Одиссея» - Гомера). В конце ІІ тыс. до н.э. из Центральной Европы на Балканский полуостров вторглись «варварские» племена легендарных дорийцев. Они не были причиной гибели микенской цивилизации, но окончательно разрушили ее. Местное население обратили в рабов. История Греции началась практически заново, поэтому этот период называют Темными веками. воин-дориец

20 слайд

Описание слайда:

Признаки общего упадка культуры: на месте разрушенных городов и дворцовой культуры возникли примитивные земледельческие поселения; снижение уровня культуры, потеря письменности (критское письмо); возрождение родоплеменных отношений; господство натурального хозяйства. В конце периода произошло становление дополисной общественной организации (раннеклассового общества) и возрождение материальной культуры. Заимствования дорийцами достижений микенцев: гончарный круг; технику обработки металлов; приемы кораблестроения; культуру выращивания винограда и оливок. Но именно дорийцы принесли искусство выплавки железа и использовали его для изготовления орудий.

21 слайд

Описание слайда:

ІІ этап: Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н.э.) Социально-экономические и политические изменения широкое внедрение железа во все сферы производства; рост хозяйственной самостоятельности семей ослабило зависимость от рода; возникновение элементов частной собственности; отделение ремесел от земледелия; переход к рынку создало основы товарного производства; рост городов; торговля приобрела международный характер; этническая консолидация эллинского общества (свидетельствовало признание г. Дельфы с оракулом Аполлона и г. Олимпия с Храмом Зевса и Олимпийскими играми в качестве общегреческих религиозных центров). В период VIII-VI вв. до н. э. произошло становление полисов. Полис - мелкий суверенный город-государство, объединённый общностью языка, религии, культурных традиций, политических и торговых связей.

22 слайд

Описание слайда:

Процесс расцвета великой греческой колонизации в VII-VI вв. до н.э. Экономические причины колонизации: недостаток продовольствия в связи с ростом населения Греции; потребность в увеличении количестве рабов в качестве основной рабочей силы. Политические причины колонизации: бегство политических противников в результате борьбы демоса и аристократии. Регионы колонизации: Средиземноморье (Италия, Испания, Северная Африка и острова в море); Северное Причерноморье и Приазовье (Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Боспорское царство); Побережье Малой Азии. Только выходцы из Милета основали 70 колоний на побережье Чёрного моря).

23 слайд

Описание слайда:

В Афинах архонт (избранный правитель) Солон провел реформу по отмене долгового рабства, что заложило основы афинской демократии (власть народа) и его антипода - особой формы тирании с целью защиты крестьян и ремесленников. В конце архаического периода рабство распространилось в городах независимо от формы организации полиса. В VI веке до н.э. развернулась борьба демоса (народа) против аристократии за землю борьба демоса с аристократией Рабство в Древней Греции

24 слайд

Описание слайда:

После победы в греко-персидских войнах самым влиятельным политическим и культурным центром стал город Афины. Максимального могущества Афины достигли в «Золотой век Перикла» (выдающийся политик, полководец, демократ, 15 раз избирался стратегом). Культурный расцвет обеспечили титаны греческой мысли - Гомер, Эсхил, Софокл, Еврипид. Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.) - эпоха наивысшего расцвета древнегреческого общества и культуры

25 слайд

Описание слайда:

Политическое и экономическое соперничество полисов привело к созданию военных союзов и войнам Причины: 1. Политические противоречия: борьба за установление собственного политического устройства полиса: Афины представляли демократию, Спарта - олигархию и главенство в Греции; 2. Этнические противоречия: афиняне были ионийцами, спартанцы - дорийцами; 2. Экономические противоречия: торговая война между Афинами и Коринфом. Гегемонию установила Спарта

26 слайд

Описание слайда:

Слабостью полисов воспользовалась Македонский царь Филипп II, который создал и возглавил Коринфский союз греческих государств (337 до н. э.). В результате Коринфской войны (395г. до н. э.) Персия навязала грекам унизительный мир, выполнение которого контролировала Спарта. Для борьбы со Спартой создали Второй афинский морской союз, который после войны распался.

27 слайд

Описание слайда:

Эллинизм - новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья, начавшийся с походов македонского царя Александра Великого в IV в. до н.э. и закончившийся завоеванием эллинистических государств Древним Римом в I в. до н.э. Царствование Александра Македонского (336-323 гг. до н.э.) привело к кратковременному (12 лет) утверждению мировой державы (Греция, Персия, часть Индии, Египет). Александр энергично подавил мятеж на Балканах и вторгся в Азию. Причины вторжения войск Македонии в Азию: освобождение Анатолийской Греции от варваров; месть за беды во время греко-персидских войн; идея распространения на восток эллинской культуры. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ МИР У ИСТОКОВ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (IV-I вв. до н. э.) Царь Александр, воспитанный Аристотелем на образцах высокой эллинской культуры, был убежден, что происходит по отцовской линии от Геракла, а по материнской - от Ахилла. Умер в возрасте 33 года.

28 слайд

Описание слайда:

Поразительна незначительность греко-македонской армии при завоевании мира: 40 тысяч солдат в Азии, 120 тысяч - в Индии. Самый великий из полководцев, грозный повелитель проявил себя гениальным организатором. Империя держалась на личности Александра, который обладал нечеловеческой работоспособностью.

29 слайд

Описание слайда:

Главная цель Александра Великого - создание греко-восточного типа государственности, основанной на греческой философии и монархических традициях Востока Реформы Александра: создание сложной фискальной структуры по сбору налогов; введение единой денежной единицы - македонские монеты по аттическому весовому стандарту; меры по слиянию завоеванных народов и греков в единый народ. Способы: смешанные браки (во время «свадьбы в Сузах» 10 тыс. солдат за 1 день сочетались браком с девушками из Азии); строительство в империи 34 городов - Александрий, ставших проводниками греческой культуры и языка; воспитание 30 тысяч иранских детей на образцах греческой культуры; переселение людей в различные части империи; строительство дорог, каналов и кораблей. Идеал единства человечества, отрицавший различие греков и варваров, великие новаторства - блистательно подтвердили мысль Плутарха, что история иногда зависит от одного великого человека.

30 слайд

Описание слайда:

После разрушительных войн империя распалась на 3 больших государства: Египетское царство; Селевкидское (Сирийское) царство; Македонское царство. Это подтвердило значение политического новшества - института монархии. Однако царства сосуществовали с несколькими полисами (Афины и Коринф). С утверждение Римской империи в 27 до н. э. Греция превратилась в римскую провинцию Ахайя (кроме номинально свободного г. Афин). С IV в. н.э. Греция составила ядро Восточной Римской империи - Византию.

31 слайд

Описание слайда:

Мифология Древней Греции Объединяющую роль для древнегреческой культуры играла мифология, истоки которой относятся к крито-микенскому периоду. Древнейшими были божества, что воплощали силы природы. От союза Геи - земли и Урана - неба - появились титаны, старшим был Океан. Младший Кронос во сне убил отца из мести за заточение братьев циклопов в тартаре и стал царем богов. Дети Кроноса во главе с Зевсом в схватке с титанами одержали победу и разделили власть над миром.

32 слайд

Описание слайда:

Олимпийские боги - это боги 3-го поколения в древнегреческом пантеоне, верховные божества, обитавшие на горе Олимп В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи Зевс - верховный бог древнегреческого пантеона, бог неба, грома и молний Гера (жена Зевса) - покровительница брака и семьи Посейдон - бог морей, источников и вод. Аид - бог подземного царства мёртвых Деметра - богиня плодородия и земледелия Гестия - покровительница домашнего очага Олимпийские боги, потомки Зевса Арес - бог войны Афина (появилась из головы Зевса в боевом шлеме и панцире) - богиня военной мудрости, покровительница наук и ремесел Афродита (родилась из пены морской на о. Кипр) - богиня любви и красоты Артемида - богиня плодородия, Луны, покровительница животных и охоты, позже - покровительница женского целомудрия и рожениц Гефест (муж Афродиты) - бог огня и кузнечного ремесла Гермес - бог торговли, хитрости, скорости и воровства, вестник олимпийских богов, покровитель путешественников и торговли Аполлон - бог света, верховный покровитель медицины и искусства, его спутницы - 9 муз Дионис - бог виноделия и веселья, посвящались особые празднества в конце сельскохозяйственного года - дионисии Персефона - богиня весны, королева Царства Мёртвых

33 слайд

Описание слайда:

34 слайд

Описание слайда:

35 слайд

Описание слайда:

Параллельно с мифологией развивалась культовая практика - жертвоприношения и молитвы, которые проходили в храмах. Каждый город имел бога-покровителя Афина - покровительница города Афин; Олимпия- центр поклонения Зевсу, которому посвящались Олимпийские соревнования; Дельфы - центр Земли, место главного святилища Аполлона, где прорицал дельфийский оракул. Значение древнегреческой мифологии: источник развития древнегреческого искусства; влияние на формирование мифологии и религии Древнего Рима; в эпоху Возрождения включена в европейский культурный процесс; в современном мире имеет научный, познавательный и эстетический интерес. Афина Дельфийский оракул

36 слайд

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ НАУКИ Ученые Древней Эллады пытались дать всеобъемлющую картину мира, отличную от мифологии уровне. Шел процесс не просто накопления научных знаний (жрецами), а развитие профессиональной науки, которая впервые в истории выделилась в самостоятельную сферу зарождение философии как научной теории, давшей оригинальное решение основных философских проблем происхождения Вселенной и природы человекаАнаксимандр Анаксимен Демокрит Первые греческие философы из перечня «7-ми мудрецов»

37 слайд

Описание слайда:

Исследователем социально-этических проблем человека был Сократ Платон - основоположник школы идеализма Самый знаменитый философ в истории человечества - Аристотель - совершил огромное влияние на философию Средневековья и Нового времени. Величайшие философы всех времен и народов Платон и Аристотель

38 слайд

Описание слайда:

Основы исторической науки заложил Геродот Во время путешествий Геродот собирал различные сведения. Главный труд - «История» - посвящена греко-персидским войнам. Несмотря на отсутствие целостности и полной научности, записал преимущественно достоверные факты. Геродот дал первое в античной литературе системное описание жизни и быта скифов. Карта мира по Геродоту Геродот

39 слайд

Описание слайда:

В Греции в нескольких научных медицинских школах обобщались медицинские знания Достижения в классическую эпоху врача Гиппократа оказали большое влияние на развитие медицины: рассуждения о причинах болезней, 4-х темпераментах, роли прогноза при лечении. Клятва Гиппократа является моральным кодексом врачей всего мира

40 слайд

Описание слайда:

ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Уникальная система воспитания и образования выработала идеал человека Эллады - гармоничное сочетание физической и духовной красоты. Впервые в истории встала задача обучения детей свободного населения (мальчиков). На структуре образования сказывались политические различия между полисами. В центре просвещения - демократически Афинах -оформилась следующая система обучения: Низшая школа (с 7 лет) - дидаксалейон, где обучали грамоте, литературе, музыке, арифметике, рисованию; 2-й уровень начальных училищ - грамматические школы (от 12 до 15 лет) обучали астрономии и философии. Обучение физической культуре велось одновременно в специальном комплексе - палестре; Гимназии - государственные образовательные монументальные здания, центры интеллектуальной жизни полиса. Юноши 16-18 лет совершенствовались в риторике, этике, логики, географии и гимнастике. палестра

41 слайд

Описание слайда:

Самые знаменитые школы Древней Греции Платоновская академия, где вел беседы со своими учениками Платон; Ликей Аристотеля. 4. Высшее учебное заведение - эфеб (военное и гражданское образование). Своеобразной формой высшего образования можно считать кружки, которые группировались вокруг крупных ученых (знаменитые беседы Сократа) Афинский гимнасий

42 слайд

Описание слайда:

В Спарте существовал жесткий контроль государства над развитием личности. Для оздоровления жителей царства члены городского совета старейшин сбрасывали в пропасть болезненных новорожденных детей Система государственного школьного обучения была обязательна для каждого мальчика и девочки 8-20 лет, при этом ребёнка отрывали от семьи. Детей с 12 лет делили на отряды, во главе которого стоял прен (старший авторитетный мальчик). Основные элементы обучения: охота, религиозные и военные танцы, физические упражнения. Умственное развитие было личным делом спартанца.

43 слайд