Старше века. Скончался Борис Ефимов. Борис Ефимов: большой художник и умный политик Борис Ефимов: Своим сам озадачен долголетьем

Текст унаследован из Википедии

Бори́с Ефи́мович Ефи́мов (настоящая фамилия Фри́длянд , (15 (28) сентября 1900, Киев - 1 октября 2008, Москва , Россия) - советский художник-график, мастер политической карикатуры, народный художник СССР (1967).

Герой Социалистического Труда (1990), дважды лауреат Сталинской премии (1950, 1951), член-корреспондент Академии Художеств СССР (1954). Последний год жизни (в возрасте 107-108 лет) был главным художником газеты «Известия». Имя Бориса Ефимова занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Биография

Борис Фридлянд родился 15 (28) сентября 1900 года в Киеве . Родители - Фридлянд Ефим Моисеевич (1860-1945), ремесленник-обувщик, и Рахиль Савельевна (1880-1969). Борис начал рисовать уже с пяти лет. После переезда родителей в Белосток Борис поступил в реальное училище, где учился и его старший брат Михаил. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал издание, а Борис - иллюстрировал. В 1915 году он оказался в Харькове - шла война, и русские войска были вынуждены оставить город Белосток .

В 1917 году Борис Ефимов был учеником 6-го класса Харьковского реального училища. Перейдя в седьмой класс, он переехал в Киев. В 1918 году в киевском журнале «Зритель» появились первые шаржи Бориса Ефимова на Блока. В 1919 году Ефимов стал одним из секретарей редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины.

С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах «Коммунар», «Большевик», «Вісти», руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе .

С 1922 года художник переезжает в Москву , где сотрудничает с газетами «Правда» и «Известия», с журналом «Крокодил», а с 1929 года с журналом «Чудак» .

После ареста М. Кольцова работал в книжной иллюстрации. С 1941 года вернулся к жанру политической карикатуры.

В 1966-1990 Ефимов - главный редактор творческо-производственного объединения «Агитплакат». Автор политически злободневных карикатур на международные темы.

Вместе с Дени, Моором, Бродаты, Черемных, Кукрыниксами создал в мировой культуре уникальный феномен - «положительная сатира».

Активно участвовал во всех политических кампаниях советского правительства: борьба с «социал-фашистами» - социал-демократическими партиями Запада, борьба с троцкистами, бухаринцами и др., с космополитами , с генетиками - «вейсманистами-морганистами, душегубами-мухолюбами», с Ватиканом , «врачами-убийцами», с маршалом Тито, со «вражескими голосами» - радиостанциями Западной Европы и Америки и т. д.

В августе 2002 года возглавил отделение искусства карикатуры Российской академии художеств.

В 2006 году Борис Ефимов принял участие в подготовке издания книги «Автограф века».

28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, он был назначен на должность главного художника газеты «Известия».

И в 107 лет Борис Ефимов продолжал работать. В основном он писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.

Борис Ефимов скончался в ночь на 1 октября 2008 года в Москве на 109-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Двоюродный брат известного советского фотографа и журналиста Семёна Фридлянда.

Неоднозначность оценки деятельности Ефимова

Ирина Коршикова, вдова выдающегося и самого яркого карикатуриста «новой волны» Виталия Пескова, очень тепло пишет о помощи, которую оказывал Борис Ефимович (книга «Виталию от Ирины. Памяти художника Виталия Пескова», Mir Collection, NY 2007; написано в форме письма; сокращенный вариант книги оригинальный сайт - http://www.peskov.org , части 1 и 3; копирование текста: Карикатурист.ru и Энциклопедия карикатуры):

часть 1:
Когда в «Литературной газете» появилась твоя картинка с изображением стаи птиц, летящей в клетках (моя любимая картинка, ты повторил этот рисунок для меня. Нарисовал на темной бумаге - другой не было. Вернее, немножко было - её тебе для работы доставал в специальном магазине старейший карикатурист Борис Ефимов - но не тратить же её на нас!), совсем высокое начальство позвонило меньшему и по телефону изрекло: баланс надо соблюдать! Если публикуете такое, то рядом должно быть и другое, балансирующее…
часть 3:
Бумаги, как и всего остального, в магазинах нет. Её тебе достает художник Борис Ефимов (он относится к тебе с огромной любовью и восхищением), а его внук Витя привозит. И бумага эта не для простых смертных, её использовать мне для моих записей строго запрещается, она - исключительно для твоих картинок.

Однако есть художники-карикатуристы последующего поколения, которые не могут простить, что Ефимов считал лучшими не их; в частности М. Златковский писал (см. Cartunion; http://www.zlatkovsky.ru/text/file/?.txt=efimov) , не приводя источников, что Б. Ефимов прилагал максимум усилий в идеологической борьбе со всеми новыми формами карикатуры, «приклеивая» к творчеству молодого поколения ярлыки «антисоветчины», «преклонения перед Западом», «продажности за валюту». Согласно этой версии, Ефимов регулярно писал доносы и отрицательные отзывы на молодых авторов, препятствовал их приёму в творческие союзы. Однако эта версия представляется крайне маловероятной. Куда больше доверия зслуживают не досужие слова, а конкретные воспоминания вдовы выдающегося карикатуриста, новатора в современной карикатуре, всегда при любой власти сохранявшего честь и достоинство, которого уж никак не уличишь в подобострастном отношении к властьимущим. На этом фоне совершенно маловероятными кажутся обвинения Бориса Ефимова в доносительстве на кого-то за «антисоветчину», за «продажность за валюту» и тому подобное, тем более не подкрепленные никакими фактическими материалами.

Нельзя забывать, что его творчество выпало на очень тяжелый период развития страны. Более того - он вместе с ней проходил тяжелый путь от Октябрьской революции до постперестроечного общества и, в отличие от очень многих (например, Кукрыниксов, не признававших новых эстетических веяний ), понимал и принимал и новое искусство, и демократические социальные преобразования.

Произведения

Произведения изданы в альбомах:

  • «Политические карикатуры 1924-1934» (1935),
  • «Фашизм - враг народов» (1937),
  • «Гитлер и его свора» (1943),
  • «Международный репортаж» (1961),
  • «Борис Ефимов в „Известиях“. Карикатуры за полвека» (1969).

Награды

Сочинения

  • Основы понимания карикатуры . - М.: 1961.
  • Сорок лет. Записки художника-сатирика. - М.: Советский художник, 1961. - 205 с.
  • Работа, воспоминания, встречи. - М.: Советский художник, 1963. - 192 с.
  • Мне хочется рассказать. - М.: 1970. - 208 с.
  • Невыдуманные истории. - М.: Советский художник, 1976. - 222 с.
  • Ровесник века. Воспоминания. - М.: 1987. - 347 с.
  • Десять десятилетий. О том, что видел, пережил, запомнил. - М.: Вагриус, 2000. - 636 c. - .

Семья

Был женат дважды, в момент смерти были жив его старший сын, двое внуков и трое правнуков

  • Корецкая Розалия Борисовна (1900-1969), 1-я жена
    • Ефимов Михаил Борисович (1929 г. рожд.)
    • Ефимова Ирина Евгеньевна (1929 г. рожд.), его жена
      • Ефимов Андрей Михайлович (1953 г. рожд.)
      • Ефимова Елена Витальевна, его жена
        • Ефимов Андрей Андреевич (1993 г. рожд.)
        • Ефимова Екатерина Андреевна
  • Фрадкина Раиса Ефимовна (1901-1985), 2-я жена
    • Александр Борисович Фрадкин
      • Фрадкин Виктор Александрович (1949 г. рожд.)
      • Лескова Вера Анатольевна, его жена
        • Фрадкина Ксана Викторовна

1 октября 2008 года в Москве на 109-м году жизни скончался известный советский художник-карикатурист Борис Ефимов.


Борис Ефимов (настоящая фамилия - Фридлянд) - советский и российский художник-график, мастер политической карикатуры, народный художник СССР, академик Академии художеств СССР, младший брат репрессированного известного русского советского писателя и журналиста Михаила Кольцова.


Борис Ефимов прожил долгую, насыщенную историческими событиями жизнь, он говорил: «Судьба ко мне была благосклонна, с Муссолини здоровался за руку, обедал у Тито, Троцкого проводил в изгнание, со Сталиным говорил по телефону и провожал Луначарского».


Борис Ефимов родился в Киеве. Родители - Фридлянд Ефим Моисеевич (1860-1945) и Рахиль Савельевна (1880-1969). Борис начал рисовать уже с пяти лет. После переезда родителей в Белосток Борис поступил в реальное училище, где учился и его старший брат Михаил. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал издание, а Борис - иллюстрировал. В 1915 году он оказался в Харькове - шла война, и русские войска были вынуждены оставить город Белосток.


Первые карикатуры Бориса Фридлянда увидели свет в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале «Солнце России». С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в различных газетах. В 1922 году Борис Ефимов переехал и рисовал в жанре политической сатиры для «Рабочей газеты», «Крокодила», «Правды», «Известий», «Огонька», «Прожектора» и многих других изданий. В 1932 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В годы Великой Отечественной войны работы Бориса Ефимова публиковались на страницах газеты «Красная Звезда», в журнале «Фронтовой иллюстрации», а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта. С 1965 года и на протяжении почти 30 лет Борис Ефимов возглавлял в качестве главного редактора Творческо-производственное объединение «Агитплакат» при Союзе художников СССР, оставаясь при этом одним из самых активных его авторов.


В августе 2002 года Борис Ефимов возглавил отделение искусства карикатуры Российской академии художеств. В 2006 году Борис Ефимов принял участие в подготовке издания книги «Автограф века». 28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, он был назначен на должность главного художника газеты «Известия». В свои 108 лет Борис Ефимов продолжал работать - писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.


Когда политика становится историей



О Борисе Ефимове рассказывает обозреватель Радио Свобода, писатель Петр Вайль: «На стенах Московского бюро Радио Свобода - политические карикатуры Бориса Ефимова, большие, плакатного размера, аккуратно забранные в рамку. Всего - дюжина. Датированы разными годами - от середины 60-х до конца 80-х. То есть имеется и сюжет о перестройке, 87-й, несколько человек в полосатых брюках, черных пиджаках и галстуках бабочках. Они недоумевают и провозглашают вразнобой: «Перестройка опасна для США»; «Перестройку надо сковать»; «Перестройку надо приветствовать". Лица у этих людей - разные: от неприятных - к растерянным - и до просветленных. Персонажи более ранних лет однообразно неприятные. Например, те, которые на картинке "Большой бизнес и его подручные". Сам бизнес - бесформенный мешок, а у него на поводках - человекоподобные шавки с именами на поводках: "Диверсия", "Подкуп", "Шпионаж", "Коррупция". Человекоподобные вороны каркают с крыш небоскребов на другом плакате. На небоскребах вывески: "Врали трибюн", "Брехли ньюс". Тема средств массовой информации продолжается разнообразно. Человекоподобные кошки устраивают то, что названо "Кошачий концерт антисоветчиков".

Из бочки с надписью "Провокация, ложь, клевета" высовываются человекоподобные змеи: "Радио Свобода" и "Радио Свободная Европа". Человекоподобный человек с буквами "ЦРУ" на спине с помощью рук и ног, одних рук не хватает, жонглирует маленькими монстрами: "Голос Америки", "Радио Свободная Европа", "Радио Свобода".
Все эти карикатуры - монохром, черно-белые. Две новые - цветные. Группа энтузиастов с радостно-сосредоточенными лицами мчится, размахивая сачками. Над ними - лозунг: "Лови Свободу". Ниже частота: АМ 1044. Подпись та же, знакомая миллионам: "Бор.Ефимов". Дата - 2001. На другой - вдохновенный юноша, тоже с сачком, тоже ловит "Свободу". Здесь дата точнее - 28 сентября 2001-го года. Сто один год - это больше века. В мире столь больших, почти не поддающихся осмыслению чисел - количество становится качеством. Художник - свидетелем. Идеология - летописью. Политика - историей».

Гражданин трех веков


Борис Ефимов дважды удостаивался Сталинской премии, был Героем труда и членом академии художеств СССР. Мишенью пропагандистского остроумия Бориса Ефимова неоднократно было и Радио Свобода. В последние годы жизни художник несколько раз был гостем нашего радио. А три года назад в Праге проходила выставка его карикатур, и художник посетил штаб-квартиру Радио Свобода, где ответил на вопросы обозревателя РС Ивана Толстого. Вот отрывок из того разговора.


Борис Ефимович, в юности, когда у человека есть выбор профессии, он колеблется между одним и другим. Вы выбрали рисование, а что, тем самым, вы отклонили, что вы отбросили в своей карьере?


Вы знаете, у меня как-то это складывалось очень сложно и непредсказуемо. У меня не было какого-то определенного влечения. К тому же, я даже не знал, кем быть. Сначала мне взбрело в голову стать юристом. Мне очень нравилась профессия адвоката. Тогда по стране гремели имена Карабчевского, Плевако, Грузенберга и так далее. Я думал, что это красиво, и я пойду на юридический факультет в университет. И стал зубрить латинский язык, который был необходим для поступления на этот факультет. А потом все это как-то разладилось, никакой юрист из меня не получился, и потом пришли такие события, которые диктовали совсем другие пути, другие занятия, и я поплыл по течению, которое меня привело к моей профессии художника-сатирика. Она тоже пригодилась.


Борис Ефимович, а ваши первые рисунки? Ведь вы родились еще в XIX веке, и, как вы говорили, 95 дней прожили в XIX веке…


Точно, как аптеке. И считаю себя гражданином трех веков.


И, стало быть, до революции, до 1917 года, Вы уже взрослый юноша и не раз держали карандаш в руках. Каковы же ваши первые рисунки? Остались ли они?


Мои первые рисунки - это впечатления от Гражданской войны в Киеве, в моем родном городе. Там двенадцать раз менялась власть. Не надо это понимать так, что это было двенадцать разных властей. Это были основные три силы, которые друг друга сменяли, причем, не по мирному соглашению, а с боями и с бомбардировками, с расстрелами. Все это надо было видеть, переживать, иногда приходилось и в подвале посидеть несколько часов, когда шла бомбардировка города очередной властью. Поэтому детство и юношество было беспокойным, прямо скажем. Но рисование было для меня удовольствием, потому что эти все силы, которые поочередно занимали город, были очень живописны. И я их зарисовывал в присущем им обмундировании, одеянии, оружии, со всякими деталями, которые их характеризовали. Например, была такая сила - украинские националисты. Они попросту именовались петлюровцами, по имени их главаря Симона Петлюры. Это были такие папахи с длинными хвостами. Они назывались шлыки. Красные, зеленые… Это было живописно.

Когда известному карикатуристу Борису Ефимову исполнилось только 100 лет, об этом взахлеб писали все газеты.

Он пережил революцию, Гражданскую и Отечественную войны, словом, все эпохи минувшего века. Через пять лет Борис Ефимович отпраздновал следующий юбилей. 28 сентября 2008 года ему уже 108! Корреспондент "РГ" встретился с художником-долгожителем и задал ему несколько вопросов.

Я уже не рисую

Российская газета: Откройте секрет: как вам удалось дожить до столь почтенного возраста? Придерживаетесь ли вы каких-то особых диет или методик?

Борис Ефимов: Нет, ни в коем случае. Мне нравится один анекдот. На Кавказе чествуют долгожителя, который рассказывает о том, что он ведет здоровый образ жизни, не пьет и не курит. Вдруг с задних рядов раздаются пьяные крики. Старожил говорит: "Не обращайте внимания, это мой старший брат опять напился".

РГ: Вы ровесник века, на ваших глазах приходили и уходили политические лидеры, деятели искусства и науки... Менялись государственный строй, законы, правила жизни, стиль общения, мода... Какой период вашей жизни самый интересный?

Ефимов: Интересен был сам век. В каждом десятилетии было что-то свое. Сейчас трудно выделить какой-то один период, десятилетие. Нужно рассматривать эпоху в целом.

РГ: Рисуете ли вы сейчас?

Ефимов: Нет. Уже не рисую. Период активности закончился уже давно. Но я продолжаю работать, правда на другом поприще. Я пишу книги, благо мне есть о чем рассказать. Например, книга воспоминаний "О временах и людях", написанная в соавторстве с Виктором Фрадкиным. Кстати, она как раз и может являться подробным, развернутым ответом на первый вопрос. В ней и рассказывается о людях и временах, которые они наполняли. Там есть рассказы и о политических деятелях, и об актерах, и о писателях, и о моих коллегах-художниках, например о Кукрыниксах, Эрнсте Неизвестном, Зурабе Церетели.

Кроме того, есть и другие книги воспоминаний: "Ровесник века", "Десять десятилетий" и прочие.

РГ: Чем вы еще занимаетесь, как проводите время, какие книги читаете?

Ефимов: Я читаю разные книги, но есть и одна любимая, которую я готов перечитывать бесконечно. Это роман Александра Дюма "Граф Монте-Кристо".

РГ: Кто из сегодняшних персонажей мировой политики наиболее образен?

Ефимов: Сейчас нет таких ярких персонажей, какими были те же Гитлер, Муссолини, Тито, которых можно было высмеять, подметив какую-то одну или несколько деталей их поведения, внешности.

РГ: Следите ли вы за нынешней ситуацией с жанром карикатуры в стране? Есть ли сегодня у вас последователи?

Ефимов: Хорошие карикатуристы конечно же есть. Это, например, Владимир Мочалов, Игорь Смирнов.

Но нужно отметить, что политическая карикатура как жанр прекратила свое существование. То, что мы видим сейчас, - это "почеркушки".

Разгневавший Сталина

РГ: Вы сами искали персонажей для карикатур, ведь вы были в контексте происходящего, или всякий раз был заказ от властей?

Ефимов: Искал сам. Читал газеты, слушал радио, смотрел кинохронику, потом появилось телевидение. Я сам выбирал темы. Но конечно же были и заказы, в том числе, например, лично от Сталина. Но можно сказать, что 90 процентов сюжетов я выбрал самостоятельно.

РГ: Вмешивались ли власти в творческий процесс, не указывали ли на какую-то деталь, которую нужно подчеркнуть?

Ефимов: Да, такое случалось. Например, можно вспомнить такой случай. Я нарисовал карикатуру на японских милитаристов. Чтобы подчеркнуть их политические экспансионистские амбиции, я наделил их длинными зубами. Тогда Сталин позвонил главному редактору "Правды" Льву Мехлису и возмутился. Дескать, это оскорбляет национальное достоинство японского народа.

Другой пример уже из более поздних времен. В 1979 году премьер-министром Великобритании стала Маргарет Тэтчер. Я нарисовал карикатуру с ее изображением. Этот рисунок был вывешен в окнах агитпропа по всей Москве и в других городах. Это вызвало негодование власть имущих, так как выглядело не совсем дипломатично.

РГ: Тяжело ли вам осознавать, что ваши сверстники уходят один за другим?

Ефимов: Конечно. Это большая трагедия, очень трудно видеть, что ты остаешься один.

Родился 28 сентября 1900 г. в г.Киеве. Отец - Фридлянд Ефим Моисеевич (1860 г. рожд.). Мать - Рахиль Савельевна (1880 г. рожд.). Первая супруга - Корецкая Розалия Борисовна (1900 г. рожд.). Вторая супруга - Фрадкина Раиса Ефимовна (1901 г. рожд.). Сын - Ефимов Михаил Борисович (1929 г. рожд.).

Борис Ефимов никогда не думал, что станет художником, хотя рисовать любил с детства. Способности к рисованию обнаружились у него рано, с 5-6 лет. На бумаге он предпочитал изображать не окружающую природу - дома, деревья, кошек или лошадок, а фигуры и персонажи, рожденные собственной фантазией, рассказами старшего брата и содержанием прочитанных книг. Очень скоро это ребяческое увлечение сменилось осознанным желанием переносить на бумагу смешное в повадках и характерах людей.

После переезда родителей в Белосток, Бориса определили в реальное училище, где учился и его старший брат. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат Михаил (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал его, а Борис - иллюстрировал.

Первая карикатура Ефимова увидела свет в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале "Солнце России". Позднее он вспоминал об этом событии так: "Будучи учеником пятого класса я, пользуясь фотографиями, смастерил шарж на председателя Государственной думы Родзянко и послал его в Петроград. Увидев рисунок напечатанным, я был потрясен..."

Вскоре семья переехала в Харьков. Родители остались, а брат уехал в Петроград. Борис вернулся в Киев, завершил обучение в реальном училище и в 1917 году поступил в Киевский институт народного хозяйства. Однако проучившись там год, он перешел на юридический факультет Киевского университета.

В 1918 году в киевском журнале "Зритель" появились шаржи на Блока, известных тогда актрису Юреневу, режиссера Кугеля, поэта Вознесенского. К тому же времени относится и серия цветных рисунков "Завоеватели" - своеобразная сатирическая летопись менявшихся в Киеве властей, сначала немецких, потом белогвардейских и петлюровских.

С установлением в Киеве Советской власти Борис Ефимов работает секретарем Редакционно-издательского отдела в Народном комиссариате по военным делам. В июне того же года в военной газете "Красная Армия" увидели свет его первые агитационные рисунки, снабженные ставшим впоследствии всемирно известным автографом "Бор.Ефимов".

С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах "Коммунар", "Большевик", "Вiсти", руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Г.Одессе. Здесь он исполнил свой первый плакат на фанерном листе, на котором он изобразил побитого Красной Армией Деникина. Позднее Б. Ефимов был заведующим Изосекции отделения агитпунктов Юго-Западного фронта в Харькове. По возвращении в Киев он стал начальником художественно-плакатного отдела Киев - УкрРОСТА. Параллельно сотрудничал с газетами "Киевский пролетарий" и "Пролетарская правда".

Лучшие дня

В 1922 году Борис Ефимов переехал в Москву. С тех пор его работы стали печататься на страницах "Рабочей газеты", "Крокодила", "Правды", "Известий", "Огонька", "Прожектора" и многих других издания, выходить в отдельных сборниках и альбомах. В эти годы его главной специализацией стала политическая сатира. "Героями" его карикатур были: в 20-е годы многие западные политические деятели - Юз, Даладье, Чемберлен; в 30-е и 40-е - Гитлер, Муссолини, Геринг и Геббельс, которого он неизменно изображал в виде хромой мартышки; в последующие годы - Черчилль, Трумэн и другие. Иные карикатуры вызывали у изображенных на них персонажей такую яростную реакцию, что дело доходило до дипломатических протестов.

В 30-е годы в свет выходят альбомы карикатур "Лицо врага" (1931), "Карикатура на службе обороны СССР" (1931), "Политические карикатуры" (1931), "Выход будет найден" (1932), "Политические карикатуры" (1935), "Фашизм - враг народов" (1937), "Поджигатели войны" (1938), "Фашистские интервенты в Испании" (1938).

В полной мере "убойная сила" карикатур Ефимова проявилась в годы войны. Его работы публиковались в те годы на страницах "Красной звезды", "Фронтовой иллюстрации", а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. В поисках сюжетов для своих работ Борис Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию.

В годы войны он активно работал и в области плаката. Борис Ефимов был в числе тех советских писателей и художников (Моор, Дени, Кукрыниксы и другие), кто уже на шестой день нападения Германии на СССР создал мастерскую "Окон ТАСС". Как и в годы гражданской войны, плакаты, сделанные сразу по получении сводок с фронта или последних международных сообщений, вывешивались на улицах Москвы, вселяя в людей даже в самые трудные дни веру в Победу. Потом "Окна" тиражировались и выпускались в тылу - Пятигорске, Тбилиси, Тюмени.

Заслуги Бориса Ефимова в годы Великой Отечественной войны отмечены медалями "За оборону Москвы" и "За победу над Германией".

В послевоенное время Борис Ефимов продолжает активно работать в самых разных жанрах. В 1948 году выходит сборник его карикатур "Мистер Доллар", а в 1950 г. - альбом рисунков "За прочный мир, против поджигателей войны".

В 1954 году он избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1957 г. - членом правления Союза художников СССР, в 1958 году ему присвоено звание "Народный художник РСФСР", а в 1967 году - "Народный художник СССР". С 1932 года является членом Союза художников. Неоднократно избирался членом правления и секретарем Союза художников СССР.

С 1965 года и на протяжении почти 30 лет Борис Ефимов возглавлял в качестве главного редактора Творческо-производственное объединение "Агитплакат" при Союзе художников СССР, оставаясь при этом одним из самых активных его авторов.

Всего за годы творческой деятельности Борис Ефимов создал десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей, а также станковых серий сатирических рисунков для зональных, групповых и всесоюзных художественных выставок. Вышло в свет десятки сатирических альбомов, а также целый ряд книг мемуарного характера, рассказов, очерков, исследований по истории и теории искусства карикатуры. Среди них: "40 лет. Записки художника-сатирика", "Работа, воспоминания, встречи", "Рассказы о художниках-сатириках", "Мне хочется рассказать", "Основы понимания карикатуры", "На мой взгляд", "Невыдуманные истории", "Школьникам о карикатуре и карикатуристах", "Рассказы старого москвича", "Ровесник века", "Мой век" и другие.

Б. Е. Ефимов - Герой Социалистического труда, трижды Лауреат Государственной премии СССР (1950, 1951, 1972), академик Академии художеств СССР, затем - Российской Академии художеств. Он награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак почета", болгарским орденом "Кирилла и Мефодия" I степени, многими другими отечественными и зарубежными наградами.

Год 2000-й - год 55-летия Великой Победы - год своего 100-летия Борис Ефимов встретил по-прежнему влюбленным в жизнь, в прекрасное, книги, театр, спорт, компанию друзей, добрый розыгрыш, хороший анекдот.