Сообщение о м к чюрлениса. Художники и композиторы. Музыкальный материал урока

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis), был также известен под именем Николай Константинович Чурлянис. Литовский композитор, художник, литератор. Гордость литовского искусства.

Краткая биография Чюрлёниса

Чюрлёнис родился 10 (22) сентября 1875 года в Варене, умер 28 марта (10 апреля) 1911 года. Отец, крестьянин Константин Чюрлёнис, умел играть на органе и подрабатывал органистом в деревенском костёле. Мать - Адель (по национальности немка).

Вскоре после рождения Константинаса семья переехала в деревню Друскининкай. Его первым языком был польский. Литовский он начал учить довольно поздно (за шесть лет до смерти). Вторым языком был русский.

В 10 лет Чюрлёнис окончил курс в Друскининкайском народном училище. В детстве освоил орган и с шести лет заменял на службах отца.

Профессионально заниматься музыкой Чюрлёнис стал в 13 лет, по рекомендации знакомых попав в музыкальную школу и оркестр князя Михала Огиньского. В этой школе Огиньский на свои деньги учил талантливых детей, с тем чтобы сделать из них музыкантов для собственного оркестра. Чюрлёнис учился играть на флейте, параллельно пытался писать музыку, чем обратил на себя внимание Огиньского. С подачи последнего Чюрлёнис переехал в Варшаву и поступил в фортепианный класс Музыкального института (будущей Варшавской консерватории). Через год Чюрлёнис поменял специализацию и стал учиться композиции. В тот период Чюрлёнис сочинил кантату для хора и оркестра, фуги, пьесы для рояля. И много занимался самообразованием. В 1899-м, окончив с отличием институт, отверг предложение стать директором музыкальной школы Люблина. В 1901-м поступил в Лейпцигскую консерваторию (где проучился около года).

В 1902 году Чюрлёнис стал брать частные уроки рисования (у Я. Каузика) и много времени посвящает живописи. В 1904-м поступает в Школу изящных искусств в Варшаве.

В 1905 году прибавляет к своему имени литовские окончания. В том же году знакомится, а в 1909-м женится на Софье Кимантайте, которая учит Чюрлёниса литовскому и приобщает к литовскому культурному движению.

Первая выставка работ Чюрлёниса прошла в Варшаве в 1905 году. В 1908-м в Вильнюсе Чюрлёнис руководит хором.

Чюрлёнис умер 10 апреля 1911 года в психиатрической клинике под Варшавой после неудачной попытки побега оттуда, в результате которой получил воспаление лёгких. Похоронен в Вильнюсе на кладбище Росса (Расу).

Основные произведения Чюрлёниса

В черновых тетрадях Чюрлёниса было обнаружено более полусотни фортепианных пьес. Наследие Чюрлёниса продолжает публиковаться и разбираться. В 1907 году Чюрлёнис создал симфоническую поэму «Море», которая считается гордостью литовской музыки.

Чюрлёнис автор более 300 живописных произведений, в числе которых «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд», триптих «Сказка», цикл «Сказка королей», циклы «Сотворение мира», «Знаки зодиака», «Весна», «Зима», «Жемайские кресты». Произведения находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса. В Друскининкае есть Мемориальный дом-музей Чюрлёниса (филиал музея в Каунасе).

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 17.11.2017 19:21 Просмотров: 1062

«Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент» (Ромен Роллан о Чюрлёнисе).
Творчество Чюрлёниса невозможно охарактеризовать относительно какого-то определённого стиля или направления – он стоит в стороне от известных течений в живописи. Возможно, его творчество ближе к символизму или абстракционизму , но при этом оно рядом с музыкой. Б. Леман считал, что «он (Чюрлёнис) слишком ясно видел и слишком много знал». А творчество человека, так щедро одарённого талантом проникать глубоко в самую сущность всего, что его окружало, понять и в самом деле непросто. Но мы попробуем хотя бы прикоснуться к тому миру, в котором он жил и созидал.

Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (1875-1911)

В реальном мире он родился в г. Ораны, на юге Литвы, которая в то время входила в состав Российской империи (Варшавская губерния). Вскоре после рождения Константинаса (так будущего художника и композитора звали дома) семья переехала в деревню Друскининкай. Его первым языком был польский. На этом языке он впоследствии писал письма, дневники и литературные сочинения.
Литовский он начал учить довольно поздно (за 6 лет до смерти). Вторым языком был русский.
Отец его, выходец из крестьян, был музыкантом (органистом). У мальчика рано проявились музыкальные способности, и его отдали в музыкальную школу князя Михаила Огинского. В детстве он освоил орган и с шести лет заменял на службах отца.
Затем молодой Чюрлёнис учился в Варшавском музыкальном институте (материально ему очень помогал М. Огинский), а затем в Лейпцигской консерватории.

М.К. Чюрлёнис «Потоп» (1904)
После смерти князя Огинского Чюрлёнис вынужден был прервать учёбу. Вернувшись в Варшаву, он занимался рисованием и художественным творчеством. К этому времени он был уже автором симфонической поэмы «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. Вообще, к творчеству молодого Чюрлёниса относились с пониманием и интересом. Вскоре он возвратился на родину, в Литву, где в 1907 г. в Вильне была организована первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников которой был Чюрлёнис.
В Вильне Чюрлёнис познакомился с начинающей писательницей – Софией Кимантайте – и женился на ней в 1909 г.

Чюрлёнис с женой
При содействии художника М. В. Добужинского в Петербурге в 1908 г. прошла выставка «Салон», в ней принял участие и Чюрлёнис, ставший затем участником объединения «Мир искусства». Но в Петербурге он столкнулся с непониманием. Его единомышленники пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи. Чюрлёнис же осознавал, что это не тот уровень, который ему был необходим. Кроме того, он был очень стеснён материально.

М.К. Чюрлёнис «Покой»
Серьёзно его психика пострадала после того, как была не принята и не понята его большая работа – занавес для общества «Рута» размером 4×6 м (1909).

Занавес для сцены «Руты»
Здоровье Чюрлёниса стало резко ухудшаться, и в 1911 г. он умер от простуды. Похоронен в Вильнюсе.

Творчество

А теперь поговорим о другом мире Чюрлёниса – творческом. И в нём всё гораздо сложнее. Чюрлёнис был разносторонне одарен. Композитор, художник и поэт, он мог пользоваться разными творческими языками – музыкальным, художественным, поэтическим...
В своих стихах он говорил об этом так:

О, как трудно вместить в себя мир!..
Сколько звуков в нем слышится,
сколько красок сверкает!

Его черновики до сих пор полностью не разобраны, а уже известных произведений для фортепиано насчитывают более 50.

Цикл «Сотворение мира» (13 картин) (1905)

Картина I

Картина II

Картина III

Картина IV

Картина IX

Картина XI

Чюрлёнису принадлежит более 300 живописных произведений, в их числе «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд», триптих «Сказка», цикл «Сказка королей», циклы «Сотворение мира», «Знаки зодиака», «Весна», «Зима», «Жемайские кресты».

Цикл «Знаки зодиака» (12 картин)

«Водолей» (1906)

«Телец» (1906)

«Дева» (1906)
Чюрлёнис создал новый вид искусства – «зримую музыку», где слиты музыкальные формы и их изобразительный аналог. Это серия живописных работ с музыкальными названиями: «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря».

М.К. Чюрлёнис «Прелюдия и фуга. Ангел» (1908)
Прелюдия – самостоятельное музыкальное произведение. Ранее – предшествовала более длинному и сложному произведению, отсюда её название: от лат. praе – перед и лат. ludus - игра ).
Фуга – музыкальное произведение, в котором несколько голосов, каждый из которых повторяет (имитирует) заданную тему.

М.К. Чюрлёнис «Фуга» (1908)
Эта картина как раз иллюстрирует плавный переход мелодии от одного голоса к другому (ёлки и возвышенности чередуются).

М.К. Чюрлёнис «Финал» (1908)

М.К. Чюрлёнис «Соната звёзд. Аллегро» (1908)
Аллегро (итал. Allegro – весело, бодро, радостно). Музыкальный термин.

М.К. Чюрлёнис «Скерцо» (1908)
Ске́рцо (итал. scherzo букв. «шутка») – часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с выраженным ритмом.
Но вот что важно знать. Многие современники художника (в широком смысле – творца) отмечали его особенность: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». Единственное, что могло его вывести из себя, – это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины. Он негодовал: «...почему они не смотрят. Почему не напрягают свою душу! Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства» . Это очень важное обстоятельство, которое следует учитывать при изучении его творчества. То есть как-то толковать, объяснять картины Чюрлёниса не стоит. Ну, если только пояснять какие-то общие детали.

М.К. Чюрлёнис «Ангел» (1904)
Просто всматривайтесь в его картины. Возможно, тогда вы сами услышите и плеск волн, и лёгкий звук взмахов мельничных крыльев, и шорох кузнечиков в траве, и звук падающих на воду капель.
Фантазия художника безгранична, и тот образ, который лежал в основе «зримой музыки», в общем-то не имел для него решающего значения. Пусть он не имеет значения и для нас. Но главное, что мы должны понимать в его творчестве – это глубокие размышления о мироздании, природе, человеке.
Л. Я. Солодовниченко, изучавший творчество этого гениального художника, писал: «Микалоюса Константинаса нельзя воспринимать как художника, поэта или музыканта. Он поистине «синтетическая» личность. Каждый образ, представленный этим мастером, так многозначен, что он предстает перед зрителем как целая галерея образов. Только принимая Чюрлёниса как всеобъемлющую фигуру, можно приблизиться к пониманию его гениальности. Его музыка – игра цвета и поэзии. Его стихи музыкальны и красочны. Его картины звучат как прекрасные песни. Он был гениален во всем абсолютно».

М.К. Чюрлёнис «Новость» (1904)

М.К. Чюрлёнис «Сказка» (1907)

Композитор - художник

1.Фуга в живописи

Дорогой друг! На протяжении этого года, ты изучал живописную музыку и музыкальные картины художников разных эпох.

Сегодня я хочу тебя познакомить с музыкой и картинами литовского художника и композитора


Микалоюса Константиноса Чюрлёниса (1875-1911).

Хочу отметить, что по рождению Чюрлёнис был российским подданным и тесно связан с русской культурой.

Рассмотри живописное полотно "Фуга" М.К.Чюрлёниса.


Живописное полотно Чюрлёниса "Фуга" - одна из тех работ, которая позволяет говорить о его искусстве, как о наивысшем воплощении идеи синтеза искусства - одной из основных идей символизма, т.е. с помощью различных символов мы сможем раскрыть истину, познать глубину произведения как художественного так и музыкального. Почему же Чюрлёнис назвал своё живописное полотно музыкальным термином (понятием) - "Фуга"? Об этом говорят линейно выстроенные ряды образов картины. Чередование одинаковых или подобных друг другу элементов, расположенных на нескольких уровнях, напоминает мелодическое движение. Ритм, гармония из музыкальных определений, так же как и линия, колорит из определений зрительных, дают точные представления о явлении, запечатлённом на полотне.

Пространство живописной "Фуги" можно трактовать как ряд уровней, которые подобны записи партитуры музыкального сочинения - от верхней горизонтали до самого нижнего "голоса"; и в то же время - как изображение прозрачных вод озера, поверхность которого отделена от "неба" верхней горизонталью, а всё что ниже, - это видимое сквозь воду, на дне, и частично (самый низ), может быть на берегу. Можно сказать, что это и абстракция (вместо реальных изображений использование символов,знаков, графических линий, фигур) , и отзвук зримого мира.

Благодаря живописному образу, созданному художником, мы видим особенности построения определённой полифонической формы (фуги) - мы её видим, она зрима, это нам помогает понять глубинный смысл полифонической (многоголосной) музыки, истоки которой мы находим в самой жизни - в её многомерности, многозвучности, сплетении различных явлений, поступков, переживаний. Советский композитор Д.Шостакович подчёркивал: "Полифония может передавать всё: и размах мысли, и размах мечты, творчества".

Пространство картины как отзвук зримого мира.

Её линии, колорит, ритм напоминают партитуру музыкального произведения. Живописная фуга по композиции аналогична музыкальной фуге, в которой краткая музыкальная мысль (тема-мелодия) имитируется (повторяется с небольшим изменением) в верхних и нижних голосах, так что при одновременном звучании в разных регистрах (низком, среднем или высоком звучании) повторы тем, переплетаясь, сходятся и расходятся вновь. Это хорошо видно в нотной записи фуги И.-С.Баха.


Послушай Прелюдию (вступление, начало и фугу - бег) Баха для клавира (клавишный инструмент эпохи 17-18 века).

Музыкальные законы причудливо отражаются и в картине «Фуга», где, как это часто бывает у мастера, живому, хаотическому и всё же чуть ирреальному лесу таинственно отвечает перевернутый, прозрачный и музыкально упорядоченный лес в вышине.


клавикорд


Из всего сказанного и услышанного можно сделать вывод: музыка и живопись, схватывая жизнь во всём её многообразии, гармонии (созвучии, согласии) и противоречиях, обнаруживают общность языка художественных произведений, которую можно выразить следующим образом: линия - форма - цвет в картине (в живописи) воспринимаются как единство мелодии - формы - лада в музыке. Это помогает понять способ воплощения замысла художника, который стремился своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.

2. Задание 1.

Послушай ещё раз фугу И.С.Баха и сравни её с картиной М.Чюрлёниса "Фуга".

Во время звучания музыки постарайся проследить за повторением её главной темы в разных голосах.

Ответь на вопросы:

1. Что в них общего?

2. Какие особенности живописи помогают понять принципы развития темы в музыке?

3. Триптих "Сказка" М.Чюрлёниса

Новый континент не на Земле, а в искусстве открыл литовский композитор и художник М.Чюрлёнис. Необычность его творчества состоит в том, что он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызывать у зрителей ощущение звучащей музыки.


Красота мира, увиденного М.Чюрлёнисом, оригинальность ого взгляда запечатлены в его картинах "Сказка. Путешествие королевны". Это триптих.

Рассмотри каждую из трёх картин. Твоё воображение поможет тебе увидеть свои образы. Обрати внимание на то, что в живописной композиции, как и в музыке трёхчастная форма, которая находит своё отражение в контрасте цветового колорита _серый - оранжевый - серый), в сопоставлении различных образов (гора, круг солнца - на первой картине; парящая птица в безграничном просторе, освещённом солнцем, и ребёнок, сидящий на высокой горе, - на второй; королева на фоне неба и бескрайнего водного пространства, серебряное солнце и его отражение - на третьей).

Попробуем вместе с тобой проанализировать картины.

Несомненно, поэтическим центром триптиха является средняя картина - метафора (скрытое сравнение) хрупкости жизни. Младенец и одуванчик - это как будто призыв к защите всего живого. А птица? Угроза или защита?


Можно себе представить, что птица своими крылами оберегает хрупкого младенца? И если около коронованной женщины в третьей картине сидит та же птица (королевна даже руку положила ей на голову). то может быть, птица - это вестник, живая связь между женщиной и младенцем?


А может быть этот ребёнок - далёкое детство самой королевны и птица - её спутница с той младенческой поры?

Восприятие музыки и осознание живописных картин произведений Чюрлёниса перекликаются между собой. Послушай фортепианную прелюдию М.Чюрлёниса.

Иносказательные, символические картины Чюрлёниса отражают неуловимые образы грёз, мечтаний, которые часто связаны с волшебными, сказочными сюжетами, фантастическими видениями, музыкальными ритмами. Они далеки от бытового изображения действительности, но тем не менее оказываются понятными простому зрителю. Те же образы слышатся и в музыке Чюрлёниса - композитора.

И живописные, и музыкальные образы во многом определяются народным творчеством. Истоком живописной сказки является сказка как жанр народного литературного творчества, а фортепианные прелюдии сочинены на основе литовской народной музыки.

4.Живописная музыка Чюрлёниса

Послушай три прелюдии М.Чюрлёниса.

Прелюдия ми минор.

В основе первой прелюдии лежит трёхзвучная песенная интонация, напоминающая нехитрый напев. Лирическое настроение прелюдии дополняют мягкие, словно пульсирующие ритмы сопровождения с пульсирующим подголоском. Наверняка ты услышал появление нового эмоционального состояния в середине пьесы (взволнованность, страстность, порывистость). Третья часть прелюдии повторяет первую, принося успокоение и тишину.

Ответь на вопрос:

Постарайся определить, в какой части звучит кульминация?

Послушай вторую прелюдию М.Чюрлёниса фа мажор.

Обрати внимание на то, что здесь композитор использует другие приёмы развития. Арпеджированные (каждый звук следует один за другим)


аккорды в левой руке имитируют звучание канклеса , литовского народного музыкального инструмента (родственного русским гуслям). Мелодическая линия имеет "изломанные ходы", две фразы, начинаясь с одинаковой интонаций, развиваются по-разному, стремясь достигнуть всё большей вершины. Колоритная (насыщенная) игра "ладовых красок" - ладовое мерцание как игра цвета , мелькание резких, неблагозвучных сочетаний мелодий и сопровождения, в целом устремлённость ввысь при неизменной гармонической основе создают ощущение некоторой зыбкости - то ли внутренней тревоги, то ли мечты.

Музыкальные и зрительные впечатления благодаря звуковой палитре пьес и цветовой гамме картин невольно перекликаются.

Выполни задание.

Рассмотри картины М.Чюрлёниса "Сотворение мира" и "Зима". Определи, какой картине созвучны эти фортепианные прелюдии.

"Сотворение мира"


ЗИМА

5."Соната Моря" Чюрлёниса – композитора и художника.

Сонаты - это музыкальные произведения, обычно глубокие и значительные по содержанию. Сонаты имеют три части. А у М.Чюрлёниса есть живописная соната - "Соната моря". Три её части, составляющие триптих, имеют музыкальные названия: "Аллегро"(скоро, быстро - определяет темп музыкального произведения) , "Анданте" (медленно) и "Финал".

Рассмотри эти картины.

"Аллегро"

На трёх живописных полотнах запечатлены различные состояния морской стихии. На первом - плавно вздымающиеся и опускающиеся волны с белой чайкой на фоне.

"Анданте"

На втором - застывшая прозрачная глубина морских вод, может быть с утонувшим корабликом.


"Финал"

На третьем - бушующие валы, которые вот-вот поглотят хрупкие кораблики.

Обрати на цветовую гамму картин. Здесь мы наблюдаем контраст разных тонов одного цвета. А композиция - трёхмерное пространство.

В искусстве Чюрлёниса море - как тема, образ и символ, как звуковой и изобразительный материал - играет особую роль. В его живописи море является организующим началом пространства: морская поверхность, морской горизонт, морская глубина связываются со многими другими элементами содержания. При этом море несёт в себе значение одного из чюрлёнисовских миров, в которых возникает и заканчивается жизнь.

В триптихе "Соната моря" этот смысл несёт вторая картина - "Анданте",


где Чюрлёнис даёт изображение морского дна. Из глубины к морской поверхности строится эта композиция. Прежде всего и ближе всего воспринимается рука с корабликом - рука, поддерживающая, предлагающая, оберегающая. - знак доверия и покоя. Грустно - лирический характер картины, настроение "светлой печали" - воспоминания, сна, сожаления о чём-то прекрасном, но ушедшем. или несбывшемся, или потонувшем в глубине времени веков - морских вод. Печаль эта светится двумя светильниками, горящими на поверхности ровной ночной воды. Светильники ли, лодки ли, глаза ли ночи или моря? Линии пузырьков идут от светильников к низу картины - невозможно избавиться от двойственного восприятия этих линий, идущих по глади водной поверхности о одновременно уходящих под воду, на дно.

На дне - один из построенных Чюрлёнисом городов. Перекликаясь со светом вверху, в городских строениях, горят квадратики окон - деталь, "высветляющая " грусть того, что кануло в бездну вод.

В этой части триптиха прежде всего обращает на себя внимание изысканность, мягкость и зыбкость колорита.

Общее построение композиции как ряд волнообразных горизонтальных, тёмных и светлых живописных слоёв наводит на мысль о "регистрах" морского органа и его полифоническом звучании.

Задание:

Сравни литературное описание моря, его живописное и музыкальное изображение. Какие мысли у тебя возникли под впечатлением этих художественных произведений?

6. Задание3.

Ответь на вопрос:

1. В каких знакомых сочинениях ты уже встречался с образами моря?