КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.
Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.
Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима - волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема - потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. (21 апреля).
Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии.
Хронология
В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:
монархия - 753 - 509 гг. до н. э.;
республика - 509 - 29 гг. до н. э.;
империя - 29 г. до н. э. - 476 г. н. э.
Особенности мировоззрения
Древнее население Италии жило родами в территориальных общинах - пагах , в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.
В 510-509 гг. до н. э. образуется республика. Республиканское правление сохранялось до 30 - 29 г. до н. э., после чего наступает период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из небольшого города в столицу огромной державы Средиземноморья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Дальнюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсивному процессу взаимопроникновения культур.
Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, проникновение состоятельных людей в новоприобретенные провинции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые материальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после азиатских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Воль- сона. Быстро распространилась мода на атталические (пер- гамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, инкрустированные ложа, подобные древнеегипетским.
Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция плененная пленила своих победителей», - скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях иноземная образованность сочеталась со староримскими традициями и патриотическим гонором.
Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослеживается этрусское и античное греческое начало.
Вся история культурных отношений между Римом и Грецией с этой поры являет тайное преклонение римлян перед греческой культурой, стремление достичь ее совершенства, доходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое содержание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для римлян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония греческого искусства, поэтическая одухотворенность его образов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусловили функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, восхищаясь мастерством греков, достичь их пластического равновесия и удивительной обобщенности замысла.
Идеологию римлянина прежде всего определял патриотизм - представление о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме почитались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свойственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские занятия. Достойными же гражданина Рима делами в его представлении были лишь войны, политика, право, историография и земледелие.
Социальное устройство и экономика.
Римское общество было рабовладельческим. К римлянам относились:
патриции, знать происходившая от основателей Рима. Это было городское население, сосредоточившее в своих руках всю власть;
клиенты, бедные латиняне, жившие в сельской местности и обрабатывавшие земли патрициев;
плебеи, потомки покоренных народов, самый многочисленный класс, поэтому долгое время остававшиеся бесправными;
рабы, полностью бесправные, их ряды пополнялись военнопленными.
Рим был экономически очень мощным государством, его экономика развивалась за счет нескольких отраслей:
сельское хозяйство;
промышленное производство (оружие, стекло, керамика);
торговля;
военные трофеи и дань, которую выплачивали завоеванные народы.
Религия и мифология.
Религия первоначально основывалась на смешении обрядов и верований. Мифология и религиозные представления древних римлян просты и безыскусны. Двуликий бог Янус почитался как творец мира из хаоса, создатель небесного свода. Жрецом Януса был сам царь. Главные божества: Маны - духи предков и Пенаты - покровители семьи. Покровителями общин и их земель считались Лары - божества домашнего очага. Поклонялись воде, огню, а из древнейших богов - Юпитеру, Юноне, Минерве, Марсу, Квирину, Диане, Венере. По мере сближения с греческим миром римские боги отождествлялись с греческими: Юпитер - Зевс, Юнона - Гера, Диана - Артемида, Венера - Афродита, Виктория - Ника, Марс - Арес, Меркурий - Гермеси др. Приспосабливалисьи греческие мифы, из которых особую популярность приобрел миф о подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом. В пантеон стали включать и греческих богов, аналогов которым не было в римской мифологии: Эскулапа, Аполлонаи пр. Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские - культ Исиды, Осириса, Кибелы. В начале новой эры все большее распространение получает христианство.
Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.
Римские власти долго преследовали первых христиан, но спустя почти четыре столетия благодаря императору Константину оно стало государственной религией Римской империи, принеся с собой в его культуру не только новое мировоззрение, но и новое искусство.
Зрелища и праздники.
Всей античной культуре присущ дух борьбы, состязания, испытания. Римляне, как и греки, обожали всякие соревнования. Не было ничего почетнее, чем стать победителем в каком-либо соревновании и получить в награду венок. Театральные представления в Риме устраивались во время праздников. Особенным успехом пользовались грандиозные зрелища, когда на сцене появлялись отряды конницы, пехоты, включались в действие шествия пленных, выступления редкостных зверей. Большую популярность имели сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора: комедии, представления в цирках, бои гладиаторов в амфитеатрах.
Научные и технические достижения
Пренебрежение к занятиям искусством и науками отнюдь не означало, что римлянин оставался недоучкой. В просвещенных домах учили не только греческому языку, но и правильной, изящной латыни.
Уже в республиканский период в Риме складываются самобытное, оригинальное искусство, философия, наука, формируется свой метод творчества. Их главная черта - психологический реализм и подлинно римский индивидуализм.
Древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. В ней не было события личности, органически вписанного в событие полиса и космоса, как у греков. Событийная модель римлянина упростилась до двух событий: событие индивида вписывалось в событие государства, или Римской империи. Именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида.
Грек видел мир через всеобъемлющую гармоничную модель мира, через величественную и героическую мифологическую систему, которая придавала модели мира законченность. Для римлянина мир предельно упростился, миф перестал быть мировоззрением и превратился в сказку. Вследствие этого явления воспринимались более отчетливо, познавать их стало значительно легче, но было утеряно нечто невосполнимое - исчезло ощущение цельности бытия. Именно поэтому римляне не могли приблизиться к греческому идеалу: была утеряна естественная модель мира - основа и тайна древнегреческого величия.
Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей растущей Римской империи. Математика, география, естествознание и прочие науки у римлян носили узко прикладной характер. Заметный след в науке оставили труды Менелая Александрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая модель мира Птолемея (оба были греками по происхождению) Были написаны труды по оптике, астрономии (составлен каталог более 1 600 звезд), ставились опыты на животных по физиологии. Врач Гален славился своим мастерством и сложнейшими операциями, заложил основы санитарии, вплотную подошел к открытию значения нервов для двигательных рефлексов и кровообращения.
Римляне были прекрасными строителями. Их строительная техника, позволившая создать Колизей Флавиев в Риме и другие амфитеатры, мост через Дунай при Траяне длинной 1,5 км и т. п. Усовершенствовались механика, использовались грузоподъемные механизмы. По словам Сенеки, «презренные рабы» (для граждан Рима ими в основном и были завоёванные ученые и изобретатели) каждый раз изобретали что-то новое: трубы, по которым шел пар для нагревания помещений (в завоеванной Англии в римских домах имелось паровое отопление), особую полировку мрамора, зеркальные черепицы для отражения солнечных лучей.
Большой популярностью пользовалась астрология, которой занимались крупнейшие астрономы. В основном римские ученые изучали и комментировали греков. Особое место в культуре древних римлян занимали философия и юриспруденция. В древнеримской философии эклектически (эклектика – смешение) сочетаются принципы различных учений греческих мыслителей, особенно эпохи эллинизма. Философы переняли их научный аппарат, терминологию, важнейшие направления. Важное значение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени. Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм .
Представитель стоицизма Сенека видел смысл жизни в достижении абсолютного душевного спокойствия, преодоления страха перед смертью. Огромную часть своих усилий, считает Сенека, человек должен посвящать собственному совершенствованию.
Эпикуреизм - единственная материалистическая философия в античном Риме. Наиболее яркий ее представитель - Тит Лукреций Кар - известен своей философской поэмой «О природе вещей».
Характерным для римского менталитета явилось увлечение скептицизмом . Основоположник скептицизма Секст-эмпирик построил свое учение на критической переоценке современных знаний. Острие скептицизма было направлено против понятий философии, математики, риторики, астрономии и грамматики. Скептицизм стал специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества.
Близкие к стоическим идеалы отречения от материальных благ, жизни в согласии с природой провозглашали тогда также киники , обращавшиеся к городским низам на понятном им языке. Популярными были философские моралистические трактаты Плутарха из Херонеи. Его произведения отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием, терпимостью.
Золотому веку римской науки присуще не столько умножение знаний, сколько энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Естественнонаучные теории греков в эклектической, как бы усредненной форме принимались как раз и навсегда данное, без обсуждения. Наряду с этим сохранялся живой интерес к научному, рациональному познанию природы, появилась целая плеяда выдающихся творческих умов, замечательных ученых. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую «Естественную историю», включавшую все области тогдашней науки - от строения космоса до фауны и флоры, от описания стран и народов до минералогии.
Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права . Древний Рим - родина юриспруденции.
Если в небольших греческих государствах-полисах с их разнообразными и часто менявшимися формами правления многие вопросы можно было решать на основе непосредственного волеизъявления правящей верхушки или всеобщего собрания граждан, то управление огромной Римской державой потребовало создания детально разработанной системы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ - Закон 12 книг, регулирующий уголовные, финансовые, торговые отношения. Постоянное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного права, регулирующего отношения между латинянами и покоренными народами, живущими в провинциях.
Римский историк Полибий уже во II в. до н. э. усматривал и совершенстве политико-правового устройства Рима залог его могущества. Древнеримские юристы действительно заложили фундамент правовой культуры. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные правовые системы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности многочисленныхбюрократических учреждений и чиновников - сената, консулов, префектов, прокураторов, цензоров и др. не устраняли напряженности политической борьбы. К своей борьбе за место в системе власти нобилитет (знать) подключает широкие слои населения, стремясь получить от них поддержку. Лозунги и призывы различных партий и группировок на общем фоне патриотических речей, воспевающих Римскую империю и императора, формируют общественное сознание граждан и заполняют их духовный мир. На службу политическим и идеологическим целям ставятся литература, искусство, даже городское строительство и архитектура. И хотя художественное творчество и действительности далеко не полностью подчиняется этим целям, они все же весьма существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни римского общества. Отсюда вытекает одна из главных черт римской культуры - политизированность.
Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высокому уровню развития ораторского искусства (Гай Гракх, Цицерон, Юлий Цезарь) и логики . Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников. Но наиболее глубокое впечатление производили его выступления на судебных процессах, в сенате, народном собрании. Красноречие было главным средством общественной борьбы. Риторика оказала большое влияние и на философию, и на литературу, и на историографию. Искусство красноречия преподавалось в публичных школах, где учителя получали жалованье от государства. Квинтилиан, написавший большой трактат «Воспитание оратора» в 12 книгах.
Великий римский историк Тацит, один из лучших историков Рима, в своих произведениях «История» и «Анналы» показывает трагедию общества, состоящую в несовместимости императорской власти и свободы граждан. Ещё один известный историк - Тит Ливий.
Литература
С середины II в. до н. э. латинское начало набирало силу: прозаики перешли на родной язык (ранее римские литераторы писали по-гречески). Латынь переживала становление литературного национального языка, а литература стала играть немаловажную роль в древнеримской культуре.
Император Август привлекал к себе лучших писателей своего времени. Его время называют «золотым веком римской культуры». Самыми прославленными поэтами были Вергилий, Гораций , входившие в кружок Мецената - приближенного Августа - покровителя талантов, а также Овидий . Общеизвестным, знаменитым творением Вергилия стала поэма «Энеида», посвященная странствиям Энея, в которой соединились воедино любовь автора к древним преданиям, греческие философские воззрения на строение Космоса, греческие представления о мировой душе и посмертной судьбе; мысли о награде тем, кто верно служит отечеству, и о каре предавших его. «Энеида» является самым популярным памятником римской литературы.
Гораций писал любовные стихи и сатиру, высмеивал пороки римского общества. Это его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник», которое так мастерски переводили Ломоносов, Державин, Пушкин.
Овидий знаменит своими любовными элегиями, но особенно поэмой «Метаморфозы» - мифологическим эпосом, в котором повествуется о превращениях людей в растения и животных. Поэма завершается легендой о том, как Юлий Цезарь превращается в звезду.
Художественная культура
Дух борьбы и стремление к преодолению трудностей играли немаловажную роль в политической жизни общества и в его военных успехах, позволивших Юлию Цезарю и другим римским полководцам создать громадную Римскую империю. Ее географическое единство и цельность обеспечивали многочисленные поселения, города. Город («полис», «цивитас» на латыни) был в античности формой организации общества, на основе которой произошел выход за узкие рамки племенного сознания. Греки и римляне полагали, что отсутствие полисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города.
Многочисленные города на обширных просторах Римской империи создавались по одному плану: две крестообразно пересекающиеся магистрали - одна с севера на юг, другая - с востока на запад. На их пересечении - площадь с базиликой, рынком, Капитолийским храмом и храмом императора, вблизи от нее - место для зрелищ (амфитеатр или цирк). Вокруг города располагалась территория, где расположены земельные участки граждан. Считалось, что иначе люди жить не могут, ибо жить по-человечески, не по-варварски, - значит жить в городе, участвовать в общественной жизни. Именно поэтому римская архитектура изобилует сооружениями общественного характера. Центром римского искусства по праву был Рим.
Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, инженерные сооружения, гробницы, жилые дома, дороги и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера. С этрусской традицией связан специфический италийский тип жилого дома, композиционным центром которого являлся атриум - обширное помещение типа зала с прямоугольным отверстием в центре перекрытия. Но основным было все-таки влияние греческого искусства.
Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Греция даже в период наивысшего расцвета не представляла собой единого государства и единого географического пространства, а лишь конгломерат городов-государств. Рим эпохи расцвета был единым государством, империей, простиравшейся на тысячи километров. Отсюда - совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства. Греки признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римской жизни определялся этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались - социальная установка была совсем другая. Сила государства выразилась прежде всего в строительстве, а значит, в архитектуре, которая играла ведущую роль в римском искусстве.
Архитектура и строительство. Основные принципы древнеримской архитектуры, как и древнеримского искусства, сформировались ко времени республики (IV-I вв. до н. э.).
Памятники архитектуры сейчас даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы (бетон) и конструкции (арки, купола и др.). Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.
Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.
Всемирную известность приобрели римские дороги, не потерявшие своего значения до сих пор. Они разделялись на три вида (по стоимости и степени значимости): военные или государственные, стоявшие в ведении центральной власти, малые, принадлежащие общинным магистратам, частные и полевые.
Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: в Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение принципиально новые конструкции - кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и - что особенно важно - ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы на плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов.
Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до н. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка - пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор.
Древнеримским архитекторам были знакомы тонкости числовых закономерностей, они знали различные виды чертежей с применением циркуля и линейки.
По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового строительства стал Пантеон - храм всех богов, построенный в 118-125 гг. Патеон не имеет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный круглый храм, перекрытый чашей купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в виде глубокого многоколонного портика, увенчанного фронтоном. Построенный путем использования кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными мраморами. Дневной свет проникает в храм через круглый световой проем в зените купола (диаметр 9 м).
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Воронежский государственный аграрный
университет имени К.Д. Глинки.
Кафедра истории Отечества
Контрольная работа
по культурологии на тему:
Культура Древнего Рима
Выполнила: студентка-заочница
1 курса экономического факультета
Иванова Наталия Николаевна
Воронеж - 2010
Введение
Архитектура Древнего Рима
Скульптура Древнего Рима
Живопись Древнего Рима
Литература Древнего Рима
Религия Древнего Рима
Заключение
Список литературы
Введение
Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д.
На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III века до н.э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь "Одиссеи" обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор.
Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в I-III вв. до н.э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.
Древний Рим подарил миру величайшие творения скульптуры, архитектуры, живописи, литературы
Архитектура Древнего Рима
Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить "типовые" города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.
Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.
При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе − Тарквинии Гордом − в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба − Великая клоака, которая служит "вечному городу" и поныне.
Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала своего рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духовно объединил латинские племена, жившие у подножия семи холмов.
При этрусках эта низина была местом рынка, и только после рождения Республики Форум приобрел значение центра политической жизни. Восстановив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинистической архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий (где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государственный архив), замостив все пространство Форума плитами из травертина. Перестройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.
В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, окруженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план застройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Римской империи. Новая Курия для проведения сенаторских ассамблей, с мраморными трибунами для ораторов, способствовала прославлению идеалов республиканского Рима в контексте императорской формы правления. В последующие эпохи римские императоры продолжали украшать Форум. Диоклетиан восстановил здание Курии, разрушенное после пожара 283 г. н.э. Септимий Север установил арку своего имени. После падения Римской империи Форум, однако, он навсегда остался символом величия республиканского Рима, примером для подражания политикам и народным трибунам последующих эпох.
Скульптура Древнего Рима
Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах.
С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.
Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. - периода Римской Республики. Характерная черта портретов этого периода - крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.
Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.
Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее.
При преемниках императора Августа - правителей из династии Юлиев-Клавдиев - традиционным становится изображение обожествленного императора.
Во времена императора Флавия возникает тенденция к идеализации - приданию идеальных черт. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам большую правильность и обобщенность.
Во времена Траяна в поисках опоры общество обращается к эпохе "доблестной Республики", "простым нравам предков", в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против "разлагающего" греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.
В конце I в. до н.э. Древний Рим становится мировой державой. Римская культура сложилась в результате взаимодействия культуры местных италийских племен и народов, в первую очередь - этрусков, с греческой культурой, осуществляемого сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и Сицилии), затем оно усилилось в результате завоевания Греции Римом.
Культура Древней Италии и Древнего Рима распадается натри основных периода:
- 1) культура доримской Италии (3 тыс. - III в. до н.э.);
- 2) культура Римской республики (III-I вв. до н.э.);
- 3) культура Римской империи (I-V вв. н.э.).
Предшественницей культуры Древнего Рима была культура этрусков, чья страна простиралась от Тирренского моря до Аппенинских гор на востоке, а ее северная граница в VII в. до н.э. доходила до реки По. Этрурия представляла собой союз 12 городов-государств с рабовладельческим строем, основанным на безраздельном господстве аристократии. Расцвет этрусской культуры относится к VI-V вв. до н.э., когда она испытывала сильное воздействие греческой культуры.
В живописи и скульптуре этрусков просматриваются греческие влияния (статуя Аполлона из Вей, мастер Вулка, VI в. до н.э.; росписи гробниц в Корнето, Кьюзи, Вульчи, Черветри, Орве- то, VI-V вв. до н.э.), но были и собственно этрусские традиции, которые ярче всего выражены в монументальных терракотовых саркофагах с фигурами умерших (саркофаг из Черветри, VI в. до н.э.), бронзовом литье (Капитолийская волчица, VI в. до н.э.), изготовлении глиняных сосудов буккенеро («черной земли»).
Культура Древнего Рима складывалась как синтетическая, куда вошли этрусские, греческие и собственно римские традиции и черты, свойственные культуре народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой ступени развития. Как и греки, римляне не мыслили жизнь вне гражданской общины, служить которой - долг и благо, вне свободы и независимости, вне связи с богами и полубогами.
Не имея своей развитой мифологии, римляне почти полностью переняли ее у греков, назвав богов своими именами: Зевса - Юпитером, Афродиту - Венерой, Ареса - Марсом, Диониса - Вакхом и т.д.
В античный гуманизм римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежат в основе их художественной культуры. Римляне считали, что богам нужны не чувства людей, а жертвы (вино, кровь, дым и т.д.), и само латинское слово «религия» (religio ) означает первоначально связь между человеком и богами (я даю тебе, чтобы ты дал мне).
Практический склад римской культуры сказывается во всем: в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразности порядка, скрупулезности римского права (тесно связанного с религией), учитывавшего все жизненные явления, тяготении к точным историческим фактам. Научные и философские идеи, литература и искусство - все переосмысливалось с точки зрения «Рим - центр Мира».
Римское право складывалось на протяжении нескольких веков. Оно представляло собой систему норм и юридических законов рабовладельческого государства, включало частное и публичное право, регулировало имущественные, частнособственнические и гражданские отношения.
Римляне были равны в своей ответственности перед законом, но не были равны в политической и социальной сферах. Знатные и богатые имели монополию на права, но они же и в большей степени несли обязанности. В отличие от греков, простые люди не могли рассчитывать на высокие посты, но любой римский гражданин имел право на земельное владение.
В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, воплотившая в себе идеи могущества государства. Основное место в ней принадлежало не храмовому (как у греков), а общественно-гражданскому строительству. Римляне изобрели водоупорный бетон; широко применяли арочные, сводчатые и купольные конструкции; ввели новые инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости); усовершенствовали планировку больших городов. Общественная жизнь протекала на
форуме - площади, украшенной храмами, базиликами, лавками торговцев, статуями именитых граждан, рынками. Форум был центром торговли, политической и общественной жизни римлян (Римский форум или форум Романум, форумы императоров Цезаря, Августа, Веспасиана, Траяна).
Потребности римского общества породили и такие типы сооружений, как амфитеатры (Колизей), термы (бани Каракаллы, Диоклетиана), триумфальные арки (арка Тяга) и колонны (колонна Траяна). В архитектуре Древнего Рима появились новые типы дворцов, загородных вилл и надгробных памятников.
Гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - Колизей (от лат. colosseum - колоссальный) было предназначено для грандиозных представлений и гладиаторских боев. Колизей, построенный из туфа, вмещал до 50 тыс. зрителей. Начал строительство амфитеатра пришедший к власти после гражданской войны 68- 69 гг. н.э. Тит Флавий Веспасиан (9-79 гг. н.э.). Завершение его строительства пришлось на правление сына Веспасиана - Тита (с 79 по 81 г. н.э.). В честь открытия Колизея были устроены стодневные гладиаторские игры. В плане Колизей представлял собой замкнутый овал (524 м в окружности), расчлененный поперечными и кольцевыми проходами. Его центральная часть, арена, окружена ступенчатыми скамьями для зрителей. Внешний облик Колизея, монументальный и величественный, определяется кольцевой стеной, разработанной в виде многоярусной ордерной аркады: внизу - тосканский, выше - ионический, в третьем ярусе - коринфский, над которым размещались коринфские пилястры.
С целью спуска нечистот и грязной воды в Риме была сооружена подземная труба - клоака. Римляне шагнули далеко вперед по сооружению необходимых в хозяйстве построек. В Риме строились общественные бани - термы, имевшие постоянную подачу чистой воды; бассейны с теплой и холодной водой.
Лучшим в наследии римской культуры был портрет как самостоятельный вид творчества с начала I в. до н.э. Римляне проявляли реализм в изображении черт лица конкретного человека. Римские портретисты исторически фиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.
В живописи Римской империи один декоративный стиль сменяет другой. Появляются первые римские живописные портреты, созданные греческими художниками. Их отличительной особенностью является использование формы тондо - круга. Живопись II в. н.э. - это преимущественно росписи гробниц, фрески жилых домов и нимфейонов (бассейнов), отличающееся строгостью образцов и статичностью фигур.
В древнеримском искусстве стоит также сказать о монументальной настенной живописи, известной по раскопкам домов в городе Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие.
Римский театр, в отличие от греческого, был мало связан с религиозными культами. Главное место среди сценических представлений играл мим. Актеры могли свободно импровизировать. Важная роль отводилась танцу и жесту.
По греческому образцу в Риме перестраивались сценические представления. Авторы обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Полностью сохранились комедии Плавта и Теренция. Комедии Плавта (ок. 254-184 до н.э.) были очень популярны. Главным героем его произведений стал ловкий, неистощимый на выдумки раб, помогавший сыну хозяина обманывать его скупого отца, выманивая у него деньги. Представления сопровождались игрой на флейте, использовались маски. Своего высшего развития лирическая поэзия республиканского Рима достигла в творчестве Катулла (87-54 гг. до н.э.). Римский поэт выдвигает на первый план стихийные, противоречивые, неподвластные разуму эмоции, обращается к внутреннему миру человека, воспевает любовь.
В эпоху первого императора Августа его сподвижник Меценат оказывал материальную поддержку и покровительствовал выдающимся поэтам - Вергилию, Горацию и Овидию. Вергилий
(70-19 гг. до н.э.) опубликовал «Буколики», сборник, где он прославлял Августа; «Георгики» - поэму, посвященную сельской жизни. А славу принесла ему поэма «Энеида». Гораций (65-8 гг. до н.э.) воспевал в стихах старину и также восхвалял Августа. Писал любовные стихи и сатиры, высмеивающие пороки римского общества. Овидий (43 г. до н.э. - 17 г. н.э) прославился любовными стихами и поэмой «Метаморфозы», построенной на основе мифов.
В I в. до н.э. в Риме появились и философские произведения. Самым выдающимся из римских мыслителей считался философ- материалист Лукреций Кар (ок. 98-54 гг. до н.э.). Свои взгляды на возникновение вселенной, природы, человека он изложил в поэме «О природе вещей», где с блестящим мастерством описал в доступной форме, стихами сложные философские проблемы.
В I в. н.э. в недрах Римской империи зародилось христианство. Жесткая внутренняя борьба за власть и изменения в социально- экономических и политических условиях жизни народов Европы привели Римскую империю к упадку. Христианская церковь негативно и враждебно относилась к античной культуре, считая ее варварской. Данный фактор ускорил гибель культуры Древнего Рима.
В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Западная Римская империя прекратила существование в 476 г. Восточная Римская империя, получившая название Византии, просуществовала еще тысячу лет. Разрушенный и разграбленный варварами в IV-VII вв. Рим опустел; среди его руин вырастали новые селения, но традиции римского искусства продолжали жить.
Культура Древнего Рима существовала с VIII в. до н.э. и до 476 г. н.э. В отличие от древнегреческой культуры, кᴏᴛᴏᴩаятрадиционно удостаивается самых высоких слов и опенок, древнеримская оценивается всеми по-разному. Так, известные культурологи О. Шпенглер и А. Тойнби не воспринимают Древний Рим в качестве самостоятельной и самобытной культуры и цивилизации, считая, что он являл собой всего исключительно завершающий, кризисный этап Античности. Его вклад ограничивался главным образом развитием государства, права и техники. Во всем остальном, особенно в духовной культуре — религии, философии, науке, искусстве, литературе, — Рим не внес ничего принципиально нового и оригинального, не пошел дальше заимствований и популяризации того, что было сделано греками, никогда не поднимался до высот эллинской культуры.
При этом другие ученые придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что римская культура и цивилизация будут не менее самобытными и оригинальными, чем другие. Такой взгляд представляется более обоснованным.
Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно отличались от них. Стоит заметить, что они создали ϲʙᴏю систему идеалов и ценностей, главными среди кᴏᴛᴏᴩых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т.д.
Римляне не разделяли греческое прославление ϲʙᴏбодной личности, допускающей нарушение установленных законов общества. Напротив. они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Стоит сказать, для них общественные интересы были выше интересов индивида. При всем этом римляне усилили антагонизм между ϲʙᴏбоднорожденным гражданином и рабом, считая недостойным для первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актера и драматурга. В наибольшей степени достойными занятиями ϲʙᴏбодного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне по- ϲʙᴏему и более четко определяли качества ϲʙᴏбодного человека, исключая из них такие «рабские пороки», как ложь, нечестность и лесть. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства.
В отличие от эллинов, римляне были гораздо более воинственными. По϶ᴛᴏму воинская доблесть выступала для них одним из высших достоинств. Военная добыча и завоевания служили основным источником существования. Воинская доблесть, ратные подвиги и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого положения в обществе. Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка превратился в мировую империю.
В общем и целом наиболее значительные достижения Древнего Рима связаны с цивилизацией и материальной культурой. Здесь к числу общепризнанных достижений ᴏᴛʜᴏϲᴙтся такие, как знаменитое римское право, прекрасные дороги, великолепные здания, грандиозные акведуки и т.д. Весьма значительным будет также вклад Рима в развитие государственности и таких ее форм, как республика и империя.
Что касается духовной культуры, то здесь достижения Рима выглядят более скромными, хотя они безусловно имеются. По сравнению с греческими римские религиозно-мифологические представления будут более сложными и менее однородными. Многие греческие боги перешли к римлянам, приняв при ϶ᴛᴏм новые имена: Зевс стал Юпитером, Кронос — Сатурном, Посейдон — Нептуном, Афродита — Венерой, Артемида — Дианой и т.д. Немало позаимствовали римляне и из других религий. При всем этом в их мифологии особое место занимает так называемый «римский миф», или мифы, связанные с Римом, выступающие как «римская идея» — владение и власть над всем миром, «Рим — центр мира», «Рим — вечный город».
В философии и науке римляне также во многом следовали за греками. Их интересовали не столько теоретические исследования и поиск нового знания, сколько обобщение и систематизация уже накопленных знаний, создание многотомных энциклопедий, кᴏᴛᴏᴩые служили делу образования и просвещения.
Художественная культура Древнего Рима
Примерно такая же картина наблюдалась в области художественной культуры. Многие римские художники не просто подражали греческим мастерам, но буквально копировали их произведения. При этом и в ϶ᴛᴏм заключалась их определенная заслуга, поскольку многие шедевры греческого искусства дошли до нас именно в римских копиях. Наряду с данным римские художники смогли внести ϲʙᴏй собственный и весьма значительный вклад в развитие искусства.
В скульптуре они первыми начали придавать ϲʙᴏим произведениям неповторимые индивидуальные черты, наполнять их глубоким психологизмом и раскрывать в них внутренний мир человека. Римские писатели создали в литературе новый жанр — жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры.
Говоря о наиболее общих чертах и особенностях римской культуры, следует отметить, что в отличие от греческой она будет гораздо более рациональной и заземленной, направлена на практическую пользу и целесообразность. Эту особенности хорошо показал Цицерон на примере математики: «греки изучали геометрию, ɥᴛᴏбы познать мир, римляне же — ɥᴛᴏбы измерять земельные участки».
В целом же греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что в конце концов привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры , кᴏᴛᴏᴩая в последующем составила основу византийской культуры и оказана огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.
Согласно существующей легенде, Рим был основан в 753 г. до н.э. на реке Тибр братьями-близнецами Ромулом и Ремом. С ϶ᴛᴏго времени начинается история монархического, или «царского», Рима, поскольку во главе его стоял выборный царь, выступавший одновременно в качестве верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат.
Основной социально-экономической ячейкой была патриархальная семья (фамилия) Не стоит забывать, что важнейшие общественные дела, включая выборы царя, решапо народное собрание. Основу религиозно-мифологических представлений составляло множество богов и культов, среди кᴏᴛᴏᴩых особое место занимал творец мира двуликий Янус, а также Юпитер, Марс, Сатурн и др. Складываются также многочисленные религиозные обряды, ритуалы и праздники, культ предков.
В ϶ᴛᴏт период происходит становление римской культуры, в формировании кᴏᴛᴏᴩой активное участие принимают соседние италийские города. Этрурия и Греция. Италийское влияние ощущается прежде всего в некᴏᴛᴏᴩых обычаях и ритуалах, а также в прикладном искусстве — керамических и ювелирных изделиях римских мастеров. Весьма значительным было влияние культуры этрусков. У них рим- ля не заимствовали многие ремесла, практику строительства городов и архитектуру храмов, тайные науки о гаданиях жрецов, некᴏᴛᴏᴩые обычаи, включая обычай отмечать победы полководцев триумфом.
Не менее сильным было также влияние греческой культуры, откуда римляне переняли многих богов, религиозные обычаи и ритуалы. В 510 г. до н.э., после неослабевающего противостояния царей с сенатом, последний царь Тарквиний был свергнут и в Риме установилась аристократическая республика. В новом обществе сложились сословия патрициев (аристократов) и плебеев (простой народ), между кᴏᴛᴏᴩыми сразу же возникает нескончаемая борьба.
В результате успехов и побед плебса Рим к началу III в. до н.э. превращается в гражданскую общину , основными чертами кᴏᴛᴏᴩой стати равенство политических и юридических прав граждан, власть народного собрания по всем важнейшим вопросам, сочетание коллективного и частного землевладения и т.д.
В ϶ᴛᴏт период Рим значительно расширяет ϲʙᴏи владения и после победы в Пунических войнах (264-146 до н.э.), закончившихся разрушением Карфагена, превращается в огромную державу. Открывшиеся новые источники обогащения стимулируют ускорение экономического развития. Меняется социально-политическая структура римского общества, в кᴏᴛᴏᴩом выделяется нобилитет - круг знатных семей, возникает еше одно привилегированное сословие — всадники , к кᴏᴛᴏᴩым принадлежали люди богатые и знатные.
Важно знать, что большие изменения происходят и в культуре римского общества. Наблюдается рост числа образованных людей, потребность в кᴏᴛᴏᴩых удовлетворяется за счет «импорта» образованных греков-рабов. Стоит сказать, для поднятия репутации Рима в покоренных странах высший слой начинает все более активно осваивать эллинскую культуру. Богатые люди посылают ϲʙᴏих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Некᴏᴛᴏᴩые из последних переселяются в Рим, как ϶ᴛᴏ, например, сделал историк Стоит сказать - полибий, написавший многотомную «Историю», где прославляется великая миссия Рима.
Под греческим влиянием развивается такжелитература, побудет целая плеяда драматургов и по϶ᴛᴏв, среди кᴏᴛᴏᴩых следует назвать Плавта и Отметим, что теренция, чьи комедии сохранились до наших дней. Из первых римских трагиков нам известно имя Ливия Андроника, кᴏᴛᴏᴩый перевел на латынь «Важно заметить, что одиссею» Гомера. Среди по϶ᴛᴏв ϶ᴛᴏго времени наиболее известным будет Луцилий. кᴏᴛᴏᴩый повествовал стихи на бытовые темы, осмеивал страсть к роскоши.
Сильное греческое влияние испытывает также изобразительное искусство. Римские скульпторы и живописцы изображают в ϲʙᴏих произведениях сцены из греческих мифов. Огромную популярность и широкий спрос приобретают копии греческих скульптур.
Надо заметить, что экспансия греческой культуры проходила не без сопротивления со стороны некᴏᴛᴏᴩых влиятельных римлян, видевших в ней опасность для нравственности. При этом такое внешнее противодействие было не слишком эффективным. Греческая культура продолжала ϲʙᴏе победное шествие по римским просторам, о чем свидетельствовало прежде всего изменение статуса греческого языка, кᴏᴛᴏᴩый становился не только литературным, но и разговорным.
К середине I в. до н.э. Римская республика оказалась в состоянии кризиса. Во всех областях, и особенно в политике, требовалось обновление, поскольку огромная территория державы переросла республиканские формы правления.
В 27 г. до н.э. Рим, формально оставаясь республикой, фактически превратился в империю с авторитарной формой правления. Первым императором, или принцепсом (отсюда вся империя называлась принципатом), стал Октавиан, кᴏᴛᴏᴩому сенат приϲʙᴏил титул Августа — «возвеличенного божеством», что придавало его власти сакральный характер.
Римская империя просуществовала пять веков — до 476 г. н.э. Из них наиболее благополучным и плодотворным оказалось первое столетие. а время правления Августа (27 г. до н.э. — 14 г. до н.э.) считается золотым веком римской культуры.
В период Империи получают большое влияние и широкое распространение основные течения римской философии — эпикуреизм, стоицизм и неоплатонизм. Все они в той или иной мере продолжают греческие течения, однако не остаются целиком вторичными, но приобретают вполне самостоятельное значение.
Главные фигуры римского эпикуреизма — Лукреций и Цицерон — жили и творили в I в. до н.э., при Республике, однако эпикуреизм, особенно в форме упрощенного и грубого гедонизма, получает широкое распространение в эпоху Империи. В ϲʙᴏей знаменитой поэме «О природе вещей» Лукреций развивает идеи о естественном происхождении и существовании мира и человека, прославляет человеческий разум.
Не отвергая существования богов, он полагает, что они пребывают в далеких пространствах в состоянии блаженного покоя и не вмешиваются в дела людей. Признавая наслаждение высшим благом человека, философ уточняет, что его следует искать в отсутствии страданий. Эпикуреизм призывал радоваться и наслаждаться жизнью, так как главным источником наслаждения будет сам факт жизни. После смерти не будет никаких наслаждений, поскольку не будет самой жизни.
Цицерон внес огромный вклад в развитие римской культуры. Стоит заметить, что он был великим оратором, философом, теоретиком риторики, писате- .чем, политиком. В ϲʙᴏих трудах Цицерон стремился популяризировать все школы и течения греческой философии. В собственной же концепции он сочетал главным образом эпикуреизм и стоицизм, отдавая предпочтение первому.
Римский стоицизм представляли Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Все трое рассматривали философию прежде всего как учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной ϲʙᴏбоды и счастья. Путь к ϶ᴛᴏму они видели через примирение с внешними обстоятельствами, через стремление к добродетели и отказ от таких мирских соблазнов, как богатство, почести и знатность. Стоицизм, особенно воззрения Сенеки, оказал сильное влияние на раннее христианство.
Римский неоплатонизм , основателем и главной фигурой кᴏᴛᴏᴩого был Платон, представляет собой синтез учений Платона и Аристотеля, очищенных от научного и рационального содержания, с идеями неопифагоризма и восточной мистикой. Его смысл составляет учение о восхождении человеческой души к слиянию с Единым в некоем мистическом экстазе. Влияние неоплатонизма росло по мере усиления кризиса римского общества.
В эпоху Империи весьма успешно развивается наука. Самыми выдающимися учеными стали Плиний Старший. Птолемей и Гален. Первый из них, будучи к тому же писателем, наповествовал многотомную «Естественную историю» (37 томов), ставшую настоящей энциклопедией по всем областям тогдашней науки. Помимо знаний о природе она содержит обширные сведения по истории античного искусства, истории и быту Рима.
Птолемей создал всемирно известную геоцентрическую систему мира , позволявшую определять положение планет на небе. Его труд «Альмагест» был энциклопедией астрономических знаний Античности. Ему принадлежат также работы гю оптике, математике и географии.
Врач Гален обобщил и систематизировал знания античной медицины и представил их в виде единого учения, оказавшего большое влияние на последующее развитие естествознания. В фундаментальном труде «О частях человеческого тела» он впервые дал анатомо- физиологическое описание человеческого организма как единого целого. Гален ставил опыты на животных и вплотную подошел к открытию решающей роли нервов для двигательных рефлексов и кровообращения.
В гуманитарных науках особого выделения заслуживает деятельность историков Тита Ливия и Тацита. Первый будет автором грандиозной «Римской истории от основания города» (142 тома), в кᴏᴛᴏᴩой раскрывается смысл «римского мифа» и прослеживается история превращения Рима из маленького городка на Тибре в мировую державу. Тацит в главных ϲʙᴏих трудах — «Анналах» и «Истории» (14 томов) — излагает историю Рима и Римской империи, а также дает богатые сведения о жизни древних германцев.
Наибольший подъем в эпоху Империи переживает художественная культура. Среди искусств ведущее положение занимает архитектура, в развитии кᴏᴛᴏᴩой особую роль сыграл архитектор и инженер Витрувий. В ϲʙᴏем трактате «Десять книг об архитектуре» он обобщил опыт греческого и римского зодчества и разработал концепцию города с центральным форумом (площадью), а также методы сооружения различных строительных механизмов.
Надо отметить, что форум стал весьма распространенным типом римской постройки. Таких форумов было построено шесть. Первый — форум Романум — был сооружен в VI в. до н.э., а затем к нему добавили еще пять форумов — Цезаря. Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна. Самым грандиозным оказался форум Траяна. построенный Аполлодором Дамасским и состоявший из нескольких сооружений: окруженный колоннами двор, триумфальная арка, храм- базилика.
Настоящего расцвета римская архитектура достигает при Августе. По свидетельству историка Светония, Август заявлял, что, застав Рим кирпичным, оставит его мраморным. Со ϲʙᴏей задачей он во многом справился. При нем реставрируются старые храмы и возводятся новые, среди кᴏᴛᴏᴩых прославились храмы Аполлона и Весты, входившие в его дворцовый комплекс. Стоит заметить, что он сооружает ϲʙᴏй форум — форум Августа, продолживший форум Цезаря и ставший одним из самых великолепных. При Августе его сподвижник Агриппа сооружает Пантеон — храм всех богов, представляющий собой гигантский цилиндрический корпус диаметром 43 м, перекрытый большим сферическим куполом. Храм стал одним из подлинных шедевров архитектуры.
После Августа развитие архитектуры продолжается. Из созданных памятников особого внимания заслуживает знаменитый Колизей, или амфитеатр Флавиев, кᴏᴛᴏᴩый вмещал более 50 тысяч зрителей и предназначался для проведения гладиаторских боев и других зрелищ.
Весьма примечательна также вилла Адриана в Тиволи. Расположенная в живописном парке, она представляет собой великолепный ансамбль, воспроизводящий отдельные здания и уголки Афин и Александрии, в частности Афинскую Академию и Ликей. Это обстоятельство сделаю виллу исключительно популярной сегодня — в связи с появлением архитектуры постмодернизма, поскольку она считается первым историческим памятником подобной архитектуры.
В повседневной жизни Империи в моду входят термы - общественные бани, кᴏᴛᴏᴩые становятся ϲʙᴏеобразными центрами культуры и отдыха, поскольку включают не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр. Самыми грандиозными и знаменитыми стали термы Каракаллы.
В эпоху Империи складываются благоприятные условия и для развития литературы, особенно для поэзии. В наибольшей степени выдающиеся поэты — Вергилий, Гораций и Овидий — оказались связанными опять же со временем правления императора Августа.
Вергилий, являющийся главной фигурой римской поэзии, создал сборник пастушеских песен «Буколики» и дидактическую поэму «Георгики», в кᴏᴛᴏᴩой даются советы земледельцам и воспевается природа. Вершиной творчества Вергилия стала неоконченная эпическая поэма «Энеида», перекликающаяся с гомеровским эпосом. Стоит заметить, что она посвящена странствованиям Энея, легендарного родоначальника Рима.
Творчество Горация удивительно многогранно по тематике, жанру, стилистике и метрике. Стоит заметить, что он повествовал лирические стихи, философские поэмы, гневные сатиры, в кᴏᴛᴏᴩых высмеивал пороки римского общества. В его произведениях эпикуреизм сочетается со стоицизмом. Стоит заметить, что он оказал влияние на поэзию Нового времени. Его трактат «Наука поэзии» ста! теоретической основой классицизма.
Овидий добился большого успеха прежде всего ϲʙᴏей любовной лирикой, а также мифологической поэмой «Метаморфозы», повествующей о превращениях людей и богов в животных, растения и звезды. Его поэма «Фасты» рассказывает о римских религиозных праздниках.
Веселая и ироничная поэма Овидия «Наука любви», содержащая наставления о том, как найти любовницу и обмануть мужа, вызвала раздражение у Августа, усмотревшего в ней насмешку над его законом о браке. Уместно отметить, что опальный поэт был сослан в г. Томы на Черноморском побережье.
Интересно отметить, что там он написан «Скорбные элегии», в кᴏᴛᴏᴩых горько сетовап на ϲʙᴏе одиночество, надеялся на прощение — но так и не был прощен.
В целом в эпоху Империи римское общество как цивилизация продолжаю развиваться. При этом в духовном плане уже в I в. н.э. появились симптомы серьезного кризиса. Дело в том, что к ϶ᴛᴏму времени «римская идея», как власть над всем миром, была реатизо- вана. Достигнув ее. Рим как бы исчерпал себя, он утратил источник внутреннего саморазвития. Не случайно уже при Августе на передний план выходит идея «вечного Рима», кᴏᴛᴏᴩая ориентирован исключительно на сохранение достигнутого величия и могущества. Но без великой вдохновляющей цели общество обречено на гибель. Во всяком случае. судьба Рима убеждает в ϶ᴛᴏм.
Начиная с I в. н.э. Рим все больше предстает как первая историческая форма общества потребления. Знаменитый лозунг «хлеба и зрелищ» был образом жизни не только безземельного плебса, но и всех слоев общества. Даже у элиты общества исповедуемый гедонизм все больше превращался в культ грубых наслаждений и развлечений. Императоры Калигула и Нерон стали символами жестокости и морального разложения. Именно духовная пустота, духовный кризис явились главной причиной общего кризиса римского общества и его гибели. Уместно отметить, что опять же не случайно, что уже в I в. н.э. в Римской империи возникло христианство как противодействие духовному распаду римского общества.
Христианство стало одной из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), обращенной ко всем людям, независимо от этнической, языковой и иной принадлежности. В его основе лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, ϲʙᴏей смертью искупившего грехи людей, несущего спасение миру и человеку. Отвергая ценности римского общества, среди кᴏᴛᴏᴩых на первый план все больше выходили власть, сила, мощь, физические удовольствия и наслаждения, христианство противопоставило им высокие духовно-нравственные ценности.
Сам Бог выступает в нем как духовная сущность. Главная христианская ценность — любовь к Богу — будет духовной, она противостоит физической, плотской любви, объявляемой греховной. Христианство провозгласило равенство всех людей перед Богом. Стоит заметить, что оно выступило защитником угнетенных, униженных и обездоленных, обещая им в будущем избавление от рабства и нищеты. Все ϶ᴛᴏ было созвучно чаяниям простых людей, делало их сторонниками новой религии.
Несмотря на жестокие преследования со стороны римских властей, рост числа христиан неуклонно продолжался, и в IV в. н.э. христианство добивается официального признания. При этом новая религия уже не могла спасти римское общество, кризис кᴏᴛᴏᴩого стал слишком глубоким и необратимым. В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную, а в 476 г. — после очередного поражения римлян от германский войск — последний император Ро- мул Августул был низложен и Западная Римская империя перестала существовать.
Что касается римской культуры, то в лучших ϲʙᴏих достижениях она существует и сегодня. К их числу следует отнести римское право, римскую архитектуру и литературу, латынь, кᴏᴛᴏᴩая в течение столетий была языком европейских ученых. При этом главным вкладом Древнего Рима в мировую культуру стало все-таки христианство, хотя оно и не спасло Рим от гибели.
На территории Апеннинского полуострова считается этрусская, предшествовавшая римской и оказавшая на нее большое влияние. В I тыс. до н. э. на территории Средней и Северной Италии этруски создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты их городов. Этруски первыми начали строить здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных балок.
Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достигала и керамика - это "зачерненные" при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм - стремление передать наиболее существенные черты человека. Особенно это заметно в скульптурных портретах этой эпохи, совершенно чуждых идеализации. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства.
Во время раскопок было найдено также около 10 тысяч надписей, однако язык этрусков до сих пор, за исключением только некоторых слов, не расшифрован.
В религии этрусков большое значение имело гадание по внутренностям животных, полету птиц, толкование различных знамений - необычных явлений природы. Пантеон богов в основном соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов.
В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские народы, и в частности, на римлян: этрусское влияние прослеживается в архитектуре, скульптуре, религии Древнего Рима.
Культура Рима в царский период
Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э. - времени основания города. Первый, царский период истории охватывает VIII-VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, архитектура дома с атрием -
внутренним двориком и т.д.
Ранняя римская религия была анимистической , т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема - основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.
Культура Рима в период республики
По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н.э. - восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого (534/533 - 510/509 гг. до н.э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней республики охватывает VI-III вв. до н. э., в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.
Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.
С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение ораторского искусства . Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.
К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся професиональными артистами, (именно в Риме появилось слово актер).
Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла, собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм .
Начиная с III в. до н.э., особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер - с Зевсом, Нептун - с Посейдоном, Плутон - с Аидом, Марс - с Арестом, Юнона - с Герой, Минерва - с Афиной, Церера - с Деметрой, Венера - с Афродитой, Вулкан -с Гефестом, Меркурий - с Гермесом, Диана - с Артемидой и т. д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, всякого начала. Древнеиталийского происхождения были домашние боги - Лары, Гении, Пенатя. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.
Первым римским поэтом был грек Ливий Андроник , переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, "Одиссею" Гомера. Переводы его были очень вольными, они допускали включение новых отрывков, изменение имен и т.д. Крупнейший римский писатель конца III - начала II в. до н.э.- Плавт (сер. III в.-184 г. до н.э.). В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Несколько позже писал свои комедии Теренций (ок. 125-159 гг. до н.э.), который в отличие от Плавта старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра.
На новую, более высокую ступень поднялась римская поэзия в I в. до н. э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Лукреция и Катулла. Лукрецию (1-я пол. I в. до н.э.) принадлежит философская поэма "О природе вещей", излагающая учение Эпикура. Катулл (ок. 87-54 гг. до н. э.) был мастером лирической поэзии, его перу принадлежат небольшие стихотворения, где описываются различные человеческие чувства.
Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катана Старшего (234-149 гг. до н. э.) "О сельском хозяйстве". Наиболее выдающимися позднереспубликанскими писателями, мастерами прозы были Варрон и Цицерон . Главное произведение Варрона (116-27 гг. до н. э.) "Древности дел божеских и человеческих" - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии наиболее знатных граждан, философские произведения. Цицерон (106-43 гг. до н. э.) был выдающимся государственным деятелем, прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем.
Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.
Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II-I вв. до н.э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики , где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры , где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц , термы - сложный комплекс банных помещений, библиотеки , места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка , которая возводилась в ознаменование очередного успешного военного похода и возглавлявшего его полководца. Наиболее
прославившихся полководцев стали называть императорами .
Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Большой приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры, именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского искусства. Римлянами были созданы тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II-I вв. до н. э. были созданы такие превосходные работы, как "Брут", "Оратор", бюсты Цицерона и Цезаря .
Характерной чертой мышления римлян был практицизм , любовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня достигла в Риме агрономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона), римский архитектор Витрувий (2-я половина 1 в. до н.э.) написал трактат "Об архитектуре". В Риме появляются и руководства по риторике , где излагались основные правила
В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы - базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.
Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения сцены, понимание содержания становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.
Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья . На развалинах Западноримской империи возникают так называемые варварские королевства , население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.