Скупой рыцарь барон характеристика. "Скупой рыцарь": анализ трагедии (для студентов и учителей)

СКУПОЙ РЫЦАРЬ

(Сцены из Ченстоновой трагикомедии «The covetous Knight», 1830)

Барон — отец молодого рыцаря Альбера; воспитан прежней эпохой, когда принадлежать к рыцарству значило прежде всего быть смелым воином и богатым феодалом, а не служителем культа прекрасной дамы и участником придворных турниров. Старость освободила Б. от необходимости надевать латы (хотя в финальной сцене он и выражает готовность в случае войны обнажить меч за Герцога). Зато любовь к золоту переросла в страсть.

Впрочем, не деньги как таковые влекут к себе Б. — но мир идей и чувств, с ними связанных. (Это резко отличает образ Б. от многочисленных «скупцов» русской комедии конца XVIII в. и даже от «Скопихина» Г. Р. Державина, эпиграф из которого был первоначально предпослан трагедии; «скрещение» комедийно-сатирического типа скупца и «высокого» накопителя типа Б. произойдет в образе Плюшкина в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя.) Во второй, центральной сцене трагедии он спускается в свой подвал (метафора дьявольского святилища, алтаря преисподней), чтобы ссыпать горсть накопленных монет в шестой сундук — «еще неполный». Здесь он, по существу, исповедуется перед золотом и перед самим собою; затем зажигает свечи и устраивает «пир» (сквозной образ «Маленьких трагедий») для глаз и для души — то есть совершает некое таинство, служит своего рода мессу золоту.

Этому «мистическому» подтексту соответствуют евангельские парафразы в исповеди персонажа. Груды золота напоминают Б. «гордый холм», с которого он мысленно взирает на все, что ему подвластно. То есть на весь мир. И чем ниже подвал, чем согбеннее поза Б., склонившегося над золотом, — тем выше возносится его демонический дух. Параллель самоочевидна: именно власть над всем миром обещал Сатана Христу, возведя Его на высокую гору и предложив в обмен лишь «падши» поклониться князю мира сего (Мф., 4, 8—9). Воспоминание Б. о вдове, которая нынче принесла старинный дублон, «но прежде / С тремя детьми полдня перед окном / <...> стояла на коленах, воя», негативно связано с притчей о бедной вдове, пожертвовавшей последний лепт на храм (Мк., 12, 14). Это перевернутое изображение евангельской сцены, но и сам образ Б. есть перевернутое изображение Бога. Он так себя и мыслит; золото для него — лишь символ власти над бытием. Деньги спят в сундуках «сном силы и покоя, / Как боги спят в глубоких небесах»; властвуя над ними, Б. властвует и над богами. Он много раз повторяет: «Я царствую!» — и это не пустые слова. В отличие от А. он ценит деньги не как средство, а как цель; ради них готов терпеть лишения — не меньшие, чем вдова с детьми; ради них он победил страсти; он аскет в том смысле, в каком аскетом был Эпикур, ценивший не обладание, но сознание возможности обладания. (Недаром в его монолог включен Эпикуров образ «спящих богов».) Отец считает сына врагом — не потому, что тот плох, но потому что расточителен; его карман — это дыра, через которую может утечь святыня золота.

Но золото, ради которого побеждены страсти, само становится страстью и побеждает «рыцаря» Б. Чтобы подчеркнуть это, Пушкин вводит в действие ростовщика Соломона, который ссужает бедного сына богача Б. деньгами и в конце концов советует отравить отца. С одной стороны жид — антипод Б., он ценит золото как таковое; лишен и намека на «возвышенность» чувств (хотя бы и такую демонически-низменную возвышенность, как у Б.). С другой — «возвышенный» накопитель Б. готов унижаться и лгать, лишь бы не оплачивать расходы сына. Вызванный по жалобе последнего к Герцогу, он ведет себя не как рыцарь, но как изворачивающийся подлец; в «рисунке» его пове-дения полностью повторяется «рисунок» поведения Соломона в первой сцене трагедии. И «рыцарский» жест (перчатка — вызов на дуэль) в ответ на обвинение во лжи, брошенное Альбером в присутствии Герцога, лишь резче оттеняет его полную измену духу и букве рыцарства. И финальное восклицание Герцога над телом внезапно умирающего Б. («Ужасный век, ужасные сердца!») в равной мере относится к обоим героям-антагонистам.

Тема «Скупого рыцаря» - страшная власть денег, того «злата», копить которое еще в 1824 году в пушкинском «Разговоре книгопродавца с поэтом» призывал людей «железного века», «века-торгаша» трезвый буржуа-купец. В монологе барона Филиппа, этого рыцаря-ростовщика, перед своими сундуками Пушкин рисует глубоко бесчеловечный характер «непосредственного возникновения капитала» - первоначального накопления груд «злата», сравниваемых скупым рыцарем с «гордым холмом» некоего древнего царя, который велел своим воинам «снести земли по горсти в кучу»: * (Смотрит на свое золото.) * Кажется не много, * А скольких человеческих забот, * Обманов, слез, молений и проклятий * Оно тяжеловесный представитель! * Тут есть дублон старинный… вот он. * Нынче Вдова мне отдала его, но прежде * С тремя детьми полдня перед окном * Она стояла на коленях воя. * Шел дождь, и перестал, и вновь пошел, * Притворщица не трогалась; * я мог бы Ее прогнать, но что-то мне шептало, * Что мужнин долг она мне принесла, * И не захочет завтра быть в тюрьме. * А этот? этот мне принес Тибо * Где было взять ему ленивцу, плуту? * Украл, конечно; или, может быть, * Там на большой дороге, ночью, в роще. * Да! если бы все слезы, кровь и пот, * Пролитые за все, что здесь хранится, * Из недр земных все выступили вдруг, * То был бы вновь потоп - я захлебнулся б * В моих подвалах верных. Слезы, кровь и пот - вот тс основы, на которых строится мир «злата», мир «века-торгаша». И недаром барон Филипп, в котором «злато» подавило и изуродовало его’ человеческую природу, простые и естественные движения сердца - жалость, сочувствие к страданиям других людей,- сравнивает ощущение, которое охватывает его, когда он отпирает свой сундук, с садистическими ощущениями извращенного убийцы: * …сердце мне теснит * Какое-то неведомое чувство… * Нас уверяют медики: есть люди, * В убийстве находящие приятность. * Когда я ключ в замок влагаю, то же * Я чувствую, что чувствовать должны * Они, вонзая в жертву нож: приятно * И страшно вместе. Создавая образ своего «скупого рыцаря», давая яркую картину его переживаний, показывает Пушкин и основные черты, особенности денег - капитала, все то, что несет он с собой людям, вносит в человеческие отношения. Деньги, злато для барона Филиппа - это, говоря словами Белинского, предмет сверхобладания, источник высшей власти и могущества: * Что не подвластно мне? как некий Демон * Отселе править миром я могу; * Лишь захочу - воздвигнутся чертоги; * В великолепные мои сады * Сбегутся Нимфы резвою толпою; * И музы дань свою мне принесут, * И вольный гений мне поработится, * И добродетель и бессонный труд * Смиренно будут ждать моей награды. Здесь своеобразная фигура пушкинского рыцаря-ростовщика приобретает гигантские размеры и очертания, вырастает в зловещий, демонический прообраз грядущего капитализма с его беспредельной алчностью и ненасытными вожделениями, с его безумными мечтами о мировом господстве. Ярким примером срывания такой сверхвласти денег, является тот же «скупой рыцарь». Совершенно одинокий, уединившийся от всего и всех в свой подвал со златом, барон Филипп смотрит на родного сына - единственного человека, кровно близкого ему на земле, как на своего злейшего врага, потенциального убийцу (сын и в самом деле ждет не дождется его смерти) и вора: расточит, пустит по ветру после его смерти все самоотверженно накопленные им богатства. Кульминации это достигает в сцене вызова отцом сына на дуэль и радостной готовности, с какой «поспешно подымает» последний брошенную ему перчатку. Маркс отмечал, между прочим, особые эстетические свойства так называемых «благородных металлов» - серебра и золота: «Они являются в известной степени самородным светом, добытым из подземного мира, так как серебро отражает все световые лучи в их первоначальном смешении, а золото отражает цвет наивысшего напряжения, красный. Чувство же цвета является популярнейшей формой эстетического чувства вообще»1. Барон Филипп Пушкина - мы знаем - своего рода поэт страсти, которой он охвачен. Злато доставляет ему не только интеллектуальное (мысль о своем всевластии, всемогуществе: «Мне все послушно, я же - ничему»), но и чисто чувственное наслаждение, и именно своим «пиром» для очей - цветом, блеском, сверканием: * Хочу себе сегодня пир устроить: * Зажгу свечу пред каждым сундуком, * И все их отопру, и стану сам * Средь них глядеть на блещущие груды. * (Зажигает свечу и отпирает сундуки один за другим.) * Я царствую!.. * Какой волшебный блеск! Очень выразительно показано Пушкиным в образе «скупого рыцаря» и еще одно следствие, закономерно вытекающее из свойственной капиталистическому ка-: коплению «проклятой жажды золота». Деньги, как средство, для человека, одержимого проклятой жаждой, золота, превращаются в самоцель, страсть к обогащению становится скупостью. Деньги, как «индивид всеобщего богатства», дают их обладателю «всеобщее господство над обществом, над всем миром наслаждений, труда. Это то же самое, как если бы, например, находка какого-либо камня давала мне, совершенно независимо от моей индивидуальности, владение всеми науками. Обладание деньгами ставит меня в отношении богатства (общественного) в совершенно то же отношение, в какое меня поставило бы обладание философским камнем в отношении наук.

Данный урок внеклассного чтения проводится после изучения нескольких произведений А.С.Пушкина: драмы «Борис Годунов» (эпизод «Сцена в Чудовом монастыре»), повести «Станционный смотритель» и «Метель».

Цели урока:

  • научить анализировать драматическое произведение (определять тему, идею, конфликт драмы),
  • дать понятие о драматическом характере;
  • развивать умение работать с текстом литературного произведения(выборочное чтение, выразительное чтение, чтение по ролям, подбор цитат);
  • воспитывать нравственные качества личности.

Ход урока

1. История создания «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина (слово учителя).

В 1830 году А.С.Пушкин получил благословение на брак с Н.Н.Гончаровой. Начались хлопоты и приготовления к свадьбе. Поэту пришлось срочно ехать в село Болдино Нижегородской губернии для обустройства выделенной ему отцом части родового имения. Начавшаяся внезапно эпидемия холеры надолго задержала Пушкина в деревенском уединении. Здесь и произошло чудо первой болдинской осени: поэт пережил счастливый и небывалый по длительности прилив творческого вдохновения. За неполных три месяца он написал стихотворную повесть «Домик в Коломне», драматические произведения «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», названные впоследствии «Маленькими трагедиями», а также были созданы «Повести Белкина», «История села Горюхина», написаны около тридцати замечательных лирических стихотворений, завершен роман «Евгений Онегин».

Взаимоотношения человека и окружающих его людей- родственников, друзей, врагов, единомышленников, случайных знакомых – тема, всегда волновавшая Пушкина, поэтому в своих произведениях он исследует различные людские страсти и их последствия.

В «Маленьких трагедиях» поэт как бы путешествует сквозь пространство и время по Западной Европе, вместе с ним читатель попадает в позднее Средневековье («Скупой рыцарь»), в эпоху Возрождения («Каменный гость»), Просвещения («Моцарт и Сальери»).

Каждая трагедия превращается в философское рассуждение о любви и ненависти, жизни и смерти, о вечности искусства, о жадности, предательстве, об истинном таланте…

2.Анализ драмы «Скупой рыцарь» (фронтальная беседа).

1) -Как вы думаете, какой из перечисленных тем посвящена эта драма?

(Тема жадности, власти денег).

Какие проблемы, связанные с деньгами, могут быть у человека?

(Нехватка денег, или, наоборот, слишком большое их количество, неумение распорядиться деньгами, жадность …)

Можно ли по названию этой драмы судить о теме и идее произведения?

2) «Скупой рыцарь» - может ли рыцарь быть скупым? Кого называли рыцарями в средневековой Европе? Как появились рыцари? Какие качества свойственны рыцарям?

(Ответы на эти вопросы дети готовят дома. Это может быть индивидуальные сообщения или домашнее опережающее задание всему классу.

Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», т.е. всадник, во французском языке существует синоним «шевалье» от слова «шеваль», т.е. лошадь. Итак, первоначально так называют всадника, воина на коне. Первые настоящие рыцари появились во Франции около 800 года. Это были свирепые и искусные воины, которые под предводительством вождя племени франков Хлодвига победили другие племена и к 500 году завоевали территорию всей нынешней Франции. К 800 году им принадлежала еще большая часть Германии и Италии. В 800 году Папа Римский провозгласил Карла Великого императором Рима. Так возникла Священная Римская Империя. С годами франки все больше использовали в военных действиях кавалерию, изобрели стремена, разнообразное вооружение.

К концу 12 века рыцарство начинает восприниматься как носитель этических идеалов. Рыцарский кодекс чести включает в себя такие ценности, как отвага, мужество, верность, защита слабого. Резкое осуждение вызывали предательство, месть, скупость. Существовали особые правила поведения рыцаря в сражении: нельзя было отступать, проявлять неуважение к противнику, запрещалось наносить смертельные удары сзади, убивать безоружного. Рыцари проявляли гуманность к противнику, особенно если он ранен.

Свои победы в бою или на турнирах рыцарь посвящал своей даме сердца, поэтому эпоха рыцарства связана еще и с романтическими чувствами: любовью, влюбленность, самопожертвованием ради любимой.)

Выясняя значение слова «рыцарь», учащиеся приходят к выводу, что в названии произведения «Скупой рыцарь» заложено противоречие: рыцарь не мог быть скупым.

3) Знакомство с термином « оксюморон»

Оксюморон – художественный прием, основанный на лексическом несоответствии слов в словосочетании, стилистическая фигура, сочетание противопоставленных по значению слов, «сочетание несочетаемого».

(Термин записывается в тетради или языковедческие словарики)

4) - Кого из героев драмы можно назвать скупым рыцарем?

(Барона)

Что мы знаем о Бароне из 1 сцены?

(Учащиеся работают с текстом. Зачитывают цитаты)

Геройству что виною было? – скупость
Да! Заразиться здесь нетрудно ею
Под кровлею одной с моим отцом.

Да ты б ему сказал, что мой отец
Богат и сам, как жид, …

Барон здоров. Бог даст – лет десять, двадцать
И двадцать пять и тридцать проживет…

О! Мой отец не слуг и не друзей
В них видит, а господ;…

5) Чтение Монолога Барона (Сцена 2)

Объясните, откуда взялась скупость у барона? Какая главная черта характера Барона подчиняет себе все остальные? Найдите ключевое слово, ключевой образ.

(Власть)

С кем сравнивает себя Барон?

(С царем, повелевающим своими воинами)

Кем раньше был Барон?

(Воином, рыцарем меча и верности, в молодости он не думал о сундуках с дублонами)

Что изменилось, кем стал он сейчас?

(Ростовщиком)

Как вы понимаете термин « драматический характер»? (Объяснение термина записывается в тетрадях)

6) Словарная работа.

Объясняем значения слов « ростовщик» (можно подобрать однокоренные слова «рост», « расти») , «кодекс чести», «свиная кожа»-пергамент с родословным древом, с гербом или рыцарскими правами, «рыцарское слово».

7) Анализ сцены 3.

Что говорит Герцог о бароне? Как звали барона, что узнаем мы о нем из его приветствия Герцогу?

(Филипп – имя королей и герцогов. Барон жил при дворе Герцога, был первым среди равных.)

Умер ли рыцарь в бароне?

(Нет. Барон оскорблен сыном в присутствии герцога, и это усиливает его обиду. Он вызывает сына на дуэль)

Почему Барон, бывший настоящим рыцарем, стал ростовщиком?

(Он привык к власти. В дни его молодости власть давалась мечом, рыцарским достоинством, баронскими привилегиями, воинским делом)

Что же изменилось?

(Время)

Приходит другое время и с ним другое поколение дворян. Чего боится Барон?

(Разорения накопленных богатств)

Что можно сказать о сыне барона – Альбере? Как ему живется? Можно ли назвать его рыцарем?

(Для него рыцарское слово и «свиная кожа» - пустой звук)

Что движет Альбером, когда он на турнире удивляет всех своим мужеством?

(Скупость)

Сам Альбер – скупец, как его отец?

(Нет. Он отдает последнюю бутылку вина больному кузнецу, он не согласен отравить отца и пойти на преступление ради денег)

Что можно сказать об отношениях отца и сына – Барона и Альбера?

(Барон обвиняет сына в замысле отцеубийства, в стремлении обокрасть его)

8) Чтение по ролям сцены ссоры отца и сына.

Из-за чего произошла ссора?

(Из-за денег)

О чем думает Барон в последние минуты своей жизни?

(О деньгах)

Прочитайте последние слова Герцога.

Он умер Боже!
Ужасный век, ужасные сердца!

О каком веке говорит Герцог? (О веке денег)

3. Выводы. Заключительная часть урока. (Слово учителя)

В основе любого драматического произведения положен конфликт. Благодаря ему происходит развитие действия. Что же стало причиной трагедии? (Значение терминов записывается в тетради)

Это власть денег, которые правят людьми. Сила денег несет миру великие страдания бедняков, преступления, совершаемые во имя золота. Из-за денег родные, близкие люди становятся врагами, готовы убить друг друга.

Тема скупости, власти денег – одна из вечных тем мирового искусства и литературы. Писатели разных стран посвящали ей свои произведения:

  • Оноре де Бальзак «Гобсек»,
  • Жан Батист Мольер «Скупой»,
  • Д.Фонвизин «Недоросль»,
  • Н.Гоголь «Портрет»,
  • «Мертвые души» (образ Плюшкина),
  • «Вечер накануне Ивана Купала»

4. Домашнее задание:

  1. Прочитать повесть Н.Гоголя «Портрет»;
  2. В тетрадях написать развернутый ответ на вопрос «Как можно объяснить название драмы «Скупой рыцарь»?
  3. Подготовить сообщение по теме « Образ Скупого в мировой живописи». (Индивидуальное задание)

Действие трагедии «Скупой рыцарь» происходит в эпоху позднего феодализма. Средневековье в литературе изображалось по-разному. Писатели часто придавали этой эпохе суровый колорит строгого аскетизма в мрачной религиозности. Такова средневековая Испания в «Каменном госте» Пушкина. Согласно другим условно-литературным представлениям, средневековье - мир рыцарских турниров, трогательной патриархальности, поклонения даме сердца.

Рыцари наделялись чувствами чести, благородства, независимости, они вступались за слабых и обиженных. Такое представление о рыцарском кодексе чести - необходимое условие правильного понимания трагедии «Скупой рыцарь».

В «Скупом рыцаре» изображен тот исторический момент, когда феодальный порядок уже дал трещину и жизнь вступила в новые берега. В первой же сцене, в монологе Альбера, нарисована выразительная-картина. Дворец Герцога полон придворными - нежными дамами и кавалерами в роскошных одеждах; герольды славят мастерские удары рыцарей на турнирных поединках; вассалы собираются за столом сюзерена. В третьей сцене Герцог предстает покровителем своих верных дворян и выступает их судьей.

Барон, как и велит ему рыцарский долг перед государем, по первому требованию является во дворец. Он готов защищать интересы Герцога и, несмотря на преклонный возраст, «кряхтя, взлезть снова на коня». Однако, предлагая свои услуги на случай войны, Барон уклоняется от участия в придворных увеселениях и живет затворником в своем замке. Он с презрением отзывается о «толпе ласкателей, придворных жадных».

Сын Барона, Альбер, напротив, всеми помыслами, всей душой рвется во дворец («Во что бы то ни стало на турнире явлюсь я»).

И Барон и Альбер крайне честолюбивы, оба стремятся к независимости и превыше всего ее ценят.

Право на свободу обеспечивали рыцарям их дворянское происхождение, феодальные привилегии, власть над землями, замками, крестьянами. Свободен был тот, кто обладал полнотой власти. Поэтому предел рыцарских упований - абсолютная, безграничная власть, благодаря которой завоевывалось и защищалось богатство. Но в мире уже многое изменилось. Чтобы сохранить свою свободу, рыцари вынуждены продавать владения и с помощью денег поддерживать достоинство. Погоня за золотом стала сущностью времени. Это перестроило весь мир рыцарских отношений, психологию рыцарей, неумолимо вторглось в их интимную жизнь.

Уже в первой сцене блеск и пышность герцогского двора - всего лишь внешняя романтика рыцарства. Раньше турнир был испытанием силы, ловкости, мужества, воли перед трудным походом, а теперь он тешит взоры сиятельных дворян. Альбер не очень-то радуется своей победе. Конечно, ему приятно одолеть графа, но мысль о пробитом шлеме тяготит юношу, которому не на что купить новые доспехи.

О бедность, бедность!

Как унижает сердце нам она! -

горько сетует он. И признается:

Геройству что виною было? - скупость.

Альбер покорно подчиняется потоку жизни, который несет его, подобно другим дворянам, во дворец Герцога. Жаждущий увеселений юноша хочет занять достойное место в окружении сюзерена и встать вровень с придворными. Независимость для него - сохранение достоинства среди равных. Он нисколько не надеется на те права и привилегии, которые дает ему дворянство, и с иронией отзывается о «свиной коже» - пергаменте, удостоверяющем принадлежность к рыцарству.

Деньги преследуют воображение Альбера всюду, где бы он ни находился, - в замке, на турнирном поединке, на пиру у Герцога.

Лихорадочные поиски денег и легли в основу драматического действия «Скупого рыцаря». Обращение Альбера к ростовщику, а затем к Герцогу - два поступка, определяющих ход трагедии. И не случайно, конечно, что именно Альбер, для которого деньги стали идеей-страстью, ведет действие трагедии.

Перед Альбером открываются три возможности: либо получить деньги у ростовщика под заклад, либо дождаться смерти отца (или ускорить ее насильственным путем) и наследовать богатство, либо «заставить» отца достойно содержать сына. Альбер пробует все пути, ведущие к деньгам, но даже при его чрезвычайной активности они кончаются полным провалом.

Это происходит потому, что Альбер не просто вступает в конфликт с отдельными лицами, - он вступает в конфликт с веком. В нем еще живы рыцарские представления о чести и благородстве, но он уже понимает относительную ценность дворянских прав и привилегий. Наивность сочетается в Альбере с прозорливостью, рыцарские добродетели - с трезвой расчетливостью, и этот клубок противоречивых страстей обрекает Альбера на поражение. Все попытки Альбера достать деньги, не поступившись рыцарской честью, все его расчеты на независимость - фикция и мираж.

Пушкин, однако, дает нам понять, что мечты Альбера о независимости остались бы иллюзорными и в том случае, если бы Альбер наследовал отцу. Он предлагает нам заглянуть в будущее. Устами Барона открывается суровая правда об Альбере. Если «свиная кожа» не спасает от унижений (в этом Альбер прав), то и наследство не убережет от них, потому что за роскошь и увеселения надо платить не только богатством, но и дворянскими правами и честью. Альбер занял бы место среди льстецов, «придворных-жадных». А разве есть независимость в «дворцовых передних»? Еще не получив наследства, он уже соглашается идти в кабалу к ростовщику. Барон ни секунды не сомневается (и он прав!) в том, что его богатство вскоре перекочует в карман ростовщика. И в самом деле - ростовщик уже даже не на пороге, а в замке.

Таким образом, все пути к золоту, а посредством его к личной свободе, ведут Альбера в тупик. Увлекаемый потоком жизни, он, однако, не может отринуть рыцарские традиции и тем самым противостоит новому времени. Но эта борьба оказывается бессильной и напрасной: страсть к деньгам несовместима с честью, благородством. Перед этим фактом Альбер уязвим и слаб. Отсюда рождается ненависть к отцу, который мог бы добровольно, по родственной обязанности и рыцарскому долгу, избавить сына и от бедности, и от унижений. Она перерастает в то исступленное отчаяние, в то звериное бешенство («тигренок» - называет Альбера Герцог), которое превращает тайную мысль о смерти отца в открытое желание его гибели.

Если Альбер, как помним, предпочел деньги феодальным привилегиям, то Барон одержим идеей власти.

Золото нужно Барону не для удовлетворения порочной страсти к стяжательству и не для наслаждения его химерическим блеском. Любуясь своим золотым «холмом», Барон чувствует себя властелином:

Я царствую!.. Какой волшебный блеск!

Послушна мне, сильна моя держава;

В ней счастие, в ней честь моя и слава!

Барон хорошо знает, что деньги без власти не приносят независимости. Острым штрихом Пушкин обнажает эту мысль. Альбер восхищен нарядами рыцарей, их «атласом да бархатом». Барон в своем монологе тоже вспомнит об атласе и скажет, что его сокровища «потекут» в «атласные диравые карманы». С его точки зрения, богатство, не опирающееся на меч, «расточается» с катастрофической быстротой.

Альбер и выступает для Барона таким «расточителем», перед которым не устоит веками воздвигавшееся здание рыцарства, а в него вложил лепту и Барон своим умом, волей, силой. Оно, как говорит Барон, было «выстрадано» им и воплотилось в его сокровищах. Поэтому сын, способный лишь расточать богатства, - живой укор Барону и прямая угроза защищаемой Бароном идеи. Отсюда понятно, сколь велика ненависть Барона к наследнику-расточителю, сколь велико его страдание при одной мысли о том, что Альбер «приимет власть» над его «державой».

Однако Барон понимает и другое: власть без денег также ничтожна. Меч положил к ногам Барона владения, но не удовлетворил его мечтаний об абсолютной свободе, которая, по рыцарским представлениям, достигается безграничной властью. То, что не довершил меч, должно сделать золото. Деньги, таким образом, становятся и средством защиты независимости, и путем к неограниченной власти.

Идея беспредельной власти превратилась в фанатическую страсть и придала фигуре Барона мощь и величие. Затворничество Барона, удалившегося от двора и сознательно заперевшегося в замке, с этой точки зрения может быть осмыслено в качестве своеобразной защиты своего достоинства, дворянских привилегий, вековых жизненных принципов. Но, цепляясь за старые устои и пытаясь отстоять их, Барон идет наперекор времени. Распря с веком не может не закончиться сокрушительным поражением Барона.

Однако причины трагедии Барона заключены также в противоречии его страстей. Пушкин всюду напоминает, что Барон - рыцарь. Он остается рыцарем и тогда, когда беседует с Герцогом, когда готов обнажить за него меч, когда вызывает сына на поединок и когда он одинок. Ему дороги рыцарские доблести, у него не исчезает чувство чести. Однако свобода Барона предполагает безраздельное господство, и другой свободы Барон не знает. Властолюбие Барона выступает и как благородное свойство натуры (жажда независимости), и как сокрушительная страсть для приносимых ей в жертву людей. С одной стороны, властолюбие - источник воли Барона, который обуздал «желания» и теперь наслаждается «счастием», «честью» и «славой». Но, с другой стороны, он мечтает о том, чтобы ему все повиновалось:

Что не подвластно мне? как некий демон

Отселе править миром я могу;

Лишь захочу - воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся нимфы резвою толпою;

И музы дань свою мне принесут,

И вольный гений мне поработится,

И добродетель и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды.

Я свистну, и ко мне послушно, робко

Вползет окровавленное злодейство,

И руку будет мне лизать, и в очи

Смотреть, в них знак моей читая воли.

Мне всё послушно, я же - ничему...

Одержимый этими мечтами, Барон не может обрести свободы. В этом причина его трагедии - добиваясь свободы, он ее растаптывает. Более того: властолюбие перерождается в иную, не менее могущественную, но гораздо более низменную страсть к деньгам. И это уже не столько трагическое, сколько комическое преображение.

Барон думает, что он царь, которому все «послушно», но безграничная власть принадлежит не ему, старому человеку, а той груде золота, которая лежит перед ним. Его одиночество оказывается не только защитой независимости, но и следствием бесплодной и сокрушительной скаредности.

Однако перед кончиной рыцарские чувства, увядшие, но не исчезнувшие вовсе, всколыхнулись в Бароне. И это проливает свет на всю трагедию. Барон давно уверил себя, что золото олицетворяет и честь его и славу. Однако в действительности честь Барона - его личное достояние. Эта истина пронзила Барона в тот момент, когда Альбер его оскорбил. В сознании Барона разом все рухнуло. Бессмысленными вдруг предстали все жертвы, все накопленные драгоценности. Зачем он подавлял желания, зачем лишал себя радостей жизни, зачем предавался «горьким воэдержаньям», «тяжелым думам», «дневным заботам» и «бессонным ночам», если перед короткой фразой - «Барон, вы лжете» - он беззащитен, несмотря на огромное богатство? Наступил час бессилия золота, и в Бароне проснулся рыцарь:

Так подыми ж, и меч нас рассуди!

Оказывается, власть золота относительна, и есть такие человеческие ценности, которые не продаются и не покупаются. Эта простая мысль опровергает жизненный путь и убеждения Барона.

Обновлено: 2011-09-26

.

Полезный материал по теме

скупой рыцарь, краткое содержание скупой рыцарь
пьеса

Александр Сергеевич Пушкин

Язык оригинала: Дата написания: Текст произведения в Викитеке

Одна из «маленьких трагедий» Пушкина, написанная в болдинскую осень 1830 года.

  • 1 Сюжет
  • 2 Персонажи
  • 3 Создание и обнародование
  • 4 Адаптации
  • 5 Примечания

Сюжет

Молодой рыцарь Альбер сетует своему слуге Ивану на безденежье, на скупость старого отца-барона и на нежелание ростовщика-еврея Соломона ссудить ему денег взаймы. Во время разговора с Альбером еврей намекает, что получение долгожданного наследства можно приблизить, отравив скрягу-отца. Рыцарь в негодовании изгоняет Соломона вон.

Пока старый барон чахнет в подвале над своими сокровищами, негодуя по поводу того, что наследник когда-нибудь спустит всё накопленное им с таким трудом, Альбер подаёт местному герцогу жалобу на родителя. Спрятавшись в соседней комнате, он подслушивает беседу герцога с отцом.

Когда старый Барон начинает обвинять сына в намерении убить и обокрасть его, Альбер врывается в залу. Отец бросает сыну перчатку, тот с готовностью принимает вызов. Со словами «ужасный век, ужасные сердца» герцог в отвращении изгоняет обоих из своего дворца.

Последние мысли умирающего старика вновь обращены к стяжательству: «Где ключи? Ключи, ключи мои!…»

Персонажи

  • Барон
  • Альбер, сын Барона
  • Иван, слуга
  • Жид (ростовщик)
  • Герцог

Создание и обнародование

Константин Станиславский в роли Скупого рыцаря (1888)

Замысел пьесы (возможно, навеянной тяжёлыми отношениями поэта со скупым отцом) витал в голове Пушкина ещё в январе 1826 года (запись в рукописи того времени: «Жид и сын. Граф»). Болдинская рукопись имеет дату «23 октября 1830 г.»; ей предпослан эпиграф из Державина: «Престань и ты жить в погребах, Как крот в ущельях подземельных».

Пушкин решился опубликовать «Скупого рыцаря» только в 1836 году, в первой книжке «Современника» за подписью Р. (французский инициал фамилии Пушкина). Чтобы избежать упрёков в незавершённости пьесы, публикация была обставлена как литературная мистификация, с подзаголовком: «Сцена из Ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight». На самом деле у Ченстона (или Шенстона) нет произведения с таким названием.

«Скупой рыцарь» был назначен к постановке в Александринском театре через три дня после смерти автора, но в итоге был заменён на водевиль (возможно, под нажимом властей, опасавшихся выражения публикой сочувствия к убитому поэту).

Адаптации

  • «Скупой рыцарь» - опера С. В. Рахманинова, 1904 год
  • «Маленькие трагедии» - советский фильм 1979 года

Примечания

  1. 1 2 Томашевский Б. В. Примечания // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: 10 т. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977-1979. Т. 5. Евгений Онегин. Драматические произведения. - 1978. - С. 483-521.
  2. А.С. Пушкин. Сочинения. Том 2 (под ред. Д. Д. Благого). Гос. изд-во худож. лит-ры, 1958. Стр. 492.

а с пушкин скупой рыцарь фильм, краткое содержание скупой рыцарь, пушкин скупой рыцарь, пушкин скупой рыцарь читать, скупой рыцарь, скупой рыцарь анализ, скупой рыцарь краткое содержание, скупой рыцарь читать, читать скупой рыцарь пушкин

Скупой рыцарь Информацию О