Рихард Вагнер. Жизненный и творческий путь. Рихард вагнер – гений тёмных сил. Рождение и семья

Многосторонняя деятельность Рихарда Вагнера занимает выдающееся место в истории мировой культуры. Обладая огромным художественным дарованием, Вагнер проявил себя не только как гениальный музыкант - композитор и дирижер, но и как поэт, драматург, критик-публицист (16 томов его литературных сочинений вклю-чают работы по самым разным вопросам - от политики до искусства).

Трудно найти художника, вокруг которого велись бы столь же ожесточенные споры, как вокруг этого композитора. Бурная полемика между его сторонниками и против-никами вышла далеко за пределы современной Вагнеру эпохи, не утихнув и после его смерти. На рубеже XIX - XX веков он стал поистине «властителем дум» европейской интеллигенции.

Вагнер прожил долгую и бурную жизнь, отмеченную резкими переломами, взле-тами и падениями, гонениями и возвеличиваниями. В ней были и полицейские преследования и покровительство «сильных мира сего».

Он родился 22 мая 1813 г . в Лейпциге в семье полицейского чиновника, умершего в год рождения сына. Воспитанием будущего композитора занимался отчим, талантливый актер Людвиг Гейер. Гейер перевёз семью в Дрезден , оперный театр которого был известен всей стране - во главе его сто-ял Вебер. Из самых сильных музыкальных впечатлений детствах лет Вагнера - впечатле-ние от веберовского «Волшебного стрелка», услышанного под управлением самого автора.

В отличие от многих других великих композиторов, Вагнер не был одержимым музыкой ребенком-вундеркиндом: вплоть до 17 (!) лет он не получал настоящей профессиональной музыкальной подготовки. В 17 же лет всего 6 месяцев он занимался с кантором церкви св. Фомы в Лейпциге (Вейнлигом). Вместе с тем, как художник, в широком смысле слова, Вагнер сформировался очень рано благодаря страстному увлечению искусством - театром и литературой (творчеством Гомера, Шекспира, Гёте, Шиллера).

На путь музыканта-профессионала Вагнер впервые встал в 1833 году, когда в 20-летнем возрасте начал свою дирижерскую деятельность. Он работал в оперных театрах Вюрцбурга, Магдебурга, Кенигсберга, Риги . Тогда же, в 30-х годах, появились его первые сочинения: фортепианные сонаты, симфония C-dur, ранние оперы - «Феи» и «Запрет любви» (первая - по сказке итальянского драматурга Гоцци, вторая - по комедии Шекспира).

Парижский кризис

В конце 30-х годов (1839) в поисках успеха и признания Вагнер вместе со своей женой, актрисой Минной Планер поехал в Париж , однако 3 года, проведенные во французской столице, стали для него временем «утраченных иллюзий», крушения надежд. Ни одну из своих опер ему поставить не удалось, материальное положение дошло до грани нищеты. Не помогла ни поддержка французского композитора Мейербера, ни энергия самого Вагнера, который много и упорно работал: в Париже написана его третья опера - «Риенци» и увертюра «Фауст».

Разочарование парижских лет выросли у Вагнера до ненависти ко всей буржуазной культуре, символом которой отныне стала для него столица Франции. В то же время, пережитый Вагнером идейный кризис имел огромное значение для его дальнейшего творческого пути:

  • он осознает острые противоречия между устремлениями композитора-гения и банальными вкусами публики, жаждущей развлечений;
  • Вагнер по-новому оценивает величие немецкой культуры (о чем свидетельствует, в частности, написанная Вагнером новелла «Паломничество к Бетховену» ). Вдали от родины Вагнер с особой силой ощутил себя немцем. Его начинает интересовать немецкая история, германо-скандинавская мифология. Отныне национальные сюжеты будут сопутствовать ему до конца творческого пути.

Оперы 40-х годов

С 1842 годаВагнер в Дрездене , где состоялись премьеры «Риенци» и «Летучего голландца». Постановка «Риенци» имела шумный успех, следствием которого стало приглашение Вагнера на должность дирижера Дрезденского оперного театра. «Летучий голландец», где композитор впервые «стал самим собой», наоборот был встречен холодно (именно по причине своей новизны). Но Вагнер не пошел на поводу у публики, и следующие дрезденские оперы - «Тангейзер» и продолжили линию, начатую «Летучим Голландцем».

Оперы 40-х годов составляют своего рода триаду, значительно отличаясь от трех ранних опер. Все они написаны на основе национальных немецких сюжетов, все примыкают к немецкой романтической опере в различных ее разновидностях. Во всех трех операх дрезденского периода композитор переносит смысл древних сказаний на современный ему мир капиталистических отношений, стремясь воплотить проблему художника в современном обществе :

  • в «Летучем Голландце» - художник, который ищет пути к сердцам людей;
  • в «Тангейзере» - две возможности, которые открываются перед худож-ником - путь внешней славы и тернистый путь истинного творца;
  • в «Лоэнгрине» - враждебность современного общества по отношению к творческой, незаурядной личности.

Главное же, что объединяет эти три оперы в творческом развитии Вагнера - то, что они постепенно готовили его оперную реформу . 40-е годы, таким образом, явились исключительно важным этапом творческого пути композитора - периодом обретения творческой зрелости (после подражательности ранних опер). Кроме того, это было время наиболее активной политической деятельности Вагнера.

Вагнер всегда горячо откликался на события общественной жизни. Известно его сочувствие польским повстанцам, симпатия к участникам июльской революции 1830 года во Франции. Революционная настроенность закономерно привела его на баррикады в период майского восстания в Дрездене в 1849 году. Этому во многом способствовало постоянное общение с коллегой-дирижером Августом Рекелем, будущим руководителем Дрезденского восстания. Другим руководителем восстания был русский революционер Михаил Бакунин, анархические идеи которого произвели на Вагнера неизгладимое впечатление. Жестокое подавление восстания в Дрездене вынудило композитора бежать за границу.

Годы швейцарского изгнания (1849-1859)

Долгие 10 лет композитор провел в Швейцарии в качестве политического эмигранта. Первые годы эмиграции (1849-51) занимают совершенно исключительное место в творческом развитии Вагнера. В это время не только общественная деятельность, но даже музыка как таковая отходят для него на задний план. Уединенно живя в Цюрихе , композитор пытается осмыслить всё, что произошло только что в охваченной революциями Европе. Он задумывается о роли революции в развитии искусства и намечает для себя лично новые творческие задачи. Одна за другой появляются его важнейшие литературные работы: «Искусство и революция», «Художественное произведение будущего», «Опера и драма», «Обра-щение к моим друзьям». Критикуя современное состояние оперного жанра, Вагнер излагает здесь основные принципы его реформы. В Швейцарии же был закончен в первой редакции полный текст «Кольца нибелунга», начало над которым относится к революционному 1848 году. Тетралогия создавалась с большими перерывами и была закончена за 10 лет до смерти композитора. В эмиграции же были созданы только первые две драмы - «Золото Рейна» и «Валькирия».

Завершила период «швейцарского изгнания» драма «Тристан и Изольда» - самое личное произведение Вагнера. Время работы над ней - середина 50-х годов - едва ли не самое трудное во всей биографии композитора. Вынужденная эмиграция, материально-бытовые трудности, отсутствие подлинного интереса к его творчеству - всё это доставляло Вагнеру подлинное мучение. Два основных события этого периода - любовь к Матильде Везендонк (самое сильное любовное чувство, которое пришлось испытать Вагнеру, но и самое обреченное - Матильда была женой друга и покровителя композитора, богатого банкира Отто Везендонка) и знакомство с книгой немецкого философа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». В «Тристане и Изольде» нашли отражение и идеи философа, претворенные в русле собственных убеждений Вагнера, и чувство трагически-безысходной любви.

Продолжение скитаний

Получив политическую амнистию, Вагнер безуспешно пытается найти работу на родине, его скитания продолжаются. Чтобы иметь средства к существованию, он много выступает как дирижер. Так, например, огромный успех имели его концер-ты в России (в Москве и Петербурге), в которых прозвучали симфонии Бетховена и симфонические эпизоды вагнеровских опер. Вместе с тем, дела с постановками вагнеровских произведений на сценах оперных театров не реализуются («Тангейзер» скандально провалился, когда Вагнер пытался его поставить в Париже; драма «Тристан и Изольда» после 77 репетиций в Венском театре была признана неиспол-нимой).

Удивительно, что именно в эту тяжелейшую для композитора пору создается самое оптимистичное его творение - «Нюрнбергские мейстерзингеры». Сюжет, заимствованный из жизни средневековых ремесленников, обусловил тесную связь с народной немецкой песенной культурой.

Последний период творчества. Байрёйт.

В 1864 году судьба Вагнера резко изменилась: молодой баварский король Людвиг II пригласил его в Мюнхен, столицу Баварии. Страстный поклонник вагнеровского творчества, Людвиг делает всё возможное для осуществления творчес-ких замыслов композитора. Сбывается мечта Вагнера о собственном опер-ном театре: он был построен в Байрёйте. К композитору приходит не только материальное благополучие. Он обретает также настоящий семейный очаг в союзе с беззаветно преданной спутницей - дочерью Листа Козимой.

В последний период своего творчества Вагнер вернулся к работе над «Коль-цом нибелунга». Он завершил драму «Зигфрид» (3-я драма тетралогии) и написал «Гибель богов» (4-я). Вся тетралогия была целиком исполнена на торжественном открытии байрёйтского театра в 1874 г.

Закономерным завершением творческого пути композитора стал «Парсифаль», отразивший сложную картину мировоззрения позднего Вагнера. «Парсифаль» подвел итог долгим раздумьям художника о судьбах человечества.

Спустя полгода после премьеры, 13 февраля 1883 года во время отдыха в Венеции Вагнер внезапно скончался на пороге своего 70-летия.

4-я опера - «Летучий голландец», по времени близкая «Риенци», по своему стилю примыкает к следующему, дрезденскому периоду.

В своем завещании композитор запретил постановку «Парсифаля» в течение 30-ти лет после его смерти, где бы то ни было, кроме Байрёйта.

Р ИХАРД В АГНЕР (1813-1883)
1. Творчество Вагнера – это вершина немецкой романтической оперы. Вместе с тем оперы Вагнера включают шедевры программного симфонизма (увертюры, антракты, вставные симфонические номера). Вагнер уникально разносторонен: композитор и дирижер, поэт и драматург (сам писал свои либретто) и теоретик музыкального театра. Он был культовой фигурой в музыке второй половины 19 века. Он повлиял на современников и потомков; его авторитет признавали великие мастера: Лист, Берлиоз, Мейербер, Чайковский, Римский-Корсаков, Серов. Даже его противники не избежали его влияния: Верди, Бизе, Брамс.

2. Творческое наследие . 13 опер: оперы 30-х годов еще традиционны (“Феи” – волшебная романтическая опера; “Запрет любви” – в стиле buffa ; “Риенци” – g rand opera ). Начиная с 40-х годов, Вагнер приступает к постепенному осуществлению оперной реформы (“Летучий голландец”, “Тангейзер”, “Лоэнгрин”); с конца 40-х годов и почти 30 лет он работает над тетралогией “Кольцо нибелунга”; + еще 2 оперы (параллельно с “Кольцом нибелунга”) – “Тристан и Изольда” и “Нюрнбергские мейстерзингеры”; + “Парсифаль” – последняя опера. Симфонические сочинения: увертюра “Фауст”, симфония C-dur ; марши; хоровые сочинения (в основном для мужского хора). Вокальные циклы на стихи Матильды Везендонк; романсы; фортепианные пьесы. 16 томов литературных сочинений: две работы о Бетховене, о симфонических поэмах Листа, мемуары “Моя жизнь” (60-е годы) и работы о реформе оперы: “Художественные произведения будущего”, “Опера и драма”, “Обращение к друзьям”, “О применении музыки к драме” и др. За 50 лет творческой деятельности его музыкальный стиль и его теории претерпели эволюцию.

3. Принципы оперной реформы . Реформа Вагнера – яркая страница в истории оперы. Флорентийская камерата, Монтеверди, Глюк, Моцарт – на разных этапах ставили проблему соотношения музыки и текста. Теория Вагнера – очередной этап оперной реформы.


  1. Вагнер считал оперу важнейшим искусством, искусством будущего (синтетический жанр), в пример приводил Бетховена, который даже в симфонию ввел поэзию (хор).

  2. Сюжет . Вагнер считал идеальным мифологический сюжет, так как он вечный, всем известный, символичный и поучительный (на его личные вкусы повлияли Жан Поль, Гофман), также Вагнер обращался к средневековым легендам . Современные сюжеты он избегает.

  3. Соотношение либретто и музыки . Для идеального их сочетания либретто должен писать сам композитор.

  4. Новый жанр . Вагнер считал, что старая номерная опера должна уступить место динамичной музыкальной драме (сквозному жанру), поэтому он исключает увертюру , а вместо нее вводит вступление (Vorspiel ).

  5. Вагнер не признавал деление оперы на номера: действие и музыка должны развиваться непрерывно (сквозное развитие). Оперу Вагнер делил на сцены.

  6. Стремление к сквозному развитию определяет вокальный и гармонический стиль Вагнера: его мелодии стремятся к бесконечности, они ариозно-декламационны (кантилена + речитатив). Гармонии разнообразные, в основном неустойчивые (напряжение), избегание кадансов, устойчивых разрешений.

  7. Вагнер избегает оперной условности: ансамблей и хоров, останавливающих действие, у него хор – участник, а не фон.

  8. Оркестр. Вагнер – прирождённый симфонист, он тяготеет к массивному оркестру (например, в “Кольце” – четверной состав меди, вагнеровские тубы). Оркестр в опере Вагнера особенно значим, он несёт подтекст, в нём звучат все лейтмотивы. Вагнер был против аккомпанирующего оркестра (оркестр Россини он называл “большой гитарой”). В вагнеровских операх оркестр равен певцу и даже важнее, чем певец. Чтобы перекрыть мощь оркестра, нужен особый голос (вагнеровские певцы). Чайковский замечал: “Вагнеру надо было родиться симфонистом”.

  9. В идеале каждому герою и образу в опере Вагнера принадлежит свой лейтмотив , звучание и соединение этих лейтмотивов раскрывает истинный смысл действия, их виртуозное сплетение поражает слушателей (например, герой держит меч и вспоминает о любимой – три лейтмотива, у них лейттембры, это образует особую полифонию). Для зрелого стиля Вагнер характерны типично немецкие фанфарные интонации и изысканные хроматиз-мы позднего романтизма, когда чувство тональности почти теряется.
Сам Вагнер не очень точно соблюдал эти правила, но вывел оперу из кризиса. Сквозная опера (музыкальная драма) стала действительно оперой будущего.
У ВЕРТЮРА К ОПЕРЕ “ Т АНГЕЙЗЕР”
1) Опера “Тангейзер” написана раньше “Лоэнгрина”, и в ней больше традиционных черт (например, законченные номера); главная черта – увертюра. Но уже в этой опере преобладает сквозное развитие , крупные сцены и легендарный сюжет.

2) Тангейзер – это историческая личность. Это рыцарь, реально живший в Тюрингии в XIII веке. Он сочинял песни, гимны, много грешил и каялся. О нем сложено множество легенд. По легенде, он побывал в гроте Венеры, а затем совершил паломничество к папе римскому. Кроме этого, в оперу вошел сюжет о состязании певцов в Вартбурге. (Всего в основе сюжета слились три легенды.) В опере противопоставлены два начала: грех, на-слаждение (грот Венеры) и духовное, христианское начало, искупление вины (паломниче-ство).

3) В увертюре выражена основная идея. Лист в своей статье назвал ее симфонической поэмой .

Л ОЭНГРИН”


1) Увлеченный легендой о Лоэнгрине, Вагнер быстро написал текст. Но музыку он писал несколько лет. Первая премьера сорвалась из-за восстания. Ее впервые поставил в Веймаре Лист. Это одна из трех новаторских опер: “Летучий голландец”, “Лоэнгрин”, “Тангейзер”.

2) Черты оперы:


  • Впервые Вагнер написал Vorspiel (вступление) на одной теме;

  • Новая композиция: сквозное развитие, большие сцены, текучесть;

  • Группы лейтмотивов: Лоэнгрина-посланца Грааля, Лоэнгрина-рыцаря, Эльзы, Запрета, Зла; они развиваются симфонически и имеют свои лейттембры .

  • Но в этой опере еще немало традиционных черт: замкнутые номера (рассказ Лоэнгрина), хоры и ансамбли (свадебный хор). Оркестр еще не достиг огромной мощности.

  • Сюжет – слияние легенд о рыцарях Святого Грааля и Рыцаре на лебеде. Вагнер понимал этот сюжет символично.
3) В опере 3 действия и обрамления. В I действии – завязка и экспозиция героев. Во II действии свадьба, а в III – пир, роковой вопрос Эльзы, уход Лоэнгрина и смерть Эльзы.

4) Оперы Вагнера знамениты симфоническими шедеврами. Здесь их 3: Vorspiel , шествие в собор и свадебный пир.
Т ЕТРАЛОГИЯ “ К ОЛЬЦО НИБЕЛУНГОВ”
1) История создания: в 1848 г. Вагнер увлекся мифом о герое Зигфриде, победившем зло – власть золота. Более 20 лет (до 1874 г.) Вагнер работал над тетралогией. За это время он также создал “Тристана и Изольду” и “Нюрнбергских мейстерзингеров”. Начал он со смерти Зигфрида, позже он назвал эту часть “Гибель богов”, а затем сочинил предысторию. Была поставлена в 1876 г.

2) Сюжет – синтез:


  • Песня о вейльзунгах ;

  • Песня о нибелунгах ;

  • Немецкая народная книга о Зигфриде;

  • Различные сказки;

  • Элементы философии Шопенгауэра (человек бессилен перед роком).
3) Состав:

  • “Золото Рейна”;

  • “Валькирия”;

  • “Зигфрид”;

  • “Гибель богов”.
4) В тетралогии отразились все сильные и слабые стороны оперной теории Вагнера.

  • около ста (100!) лейтмотивов, поэтому музыкальная ткань ими перенасыщена. Поздний полифонизированный стиль.

  • Ведущая роль оркестра; как следствие нужны очень мощные голоса.

  • Сквозное развитие действия и музыки. Ариозно-декламационный стиль (смешение арий и речитативов), при этом стремление к бесконечной мелодии

  • Отсутствие хоров, ансамблей, останавливающих действие. Чайковский был на премьере. Он восхищался мастерством Вагнера, но признавал перевес оркестра и другие излишества; все же сказал: “Не будь Вагнера, и я писал бы иначе”. Римский-Корсаков критически отнесся к тотальной системе лейтмотивов, но сам пытался это делать.

  • Оркестр: больше всего медных духовых инструментов. Вагнер изобретает особые инструменты: вводит басовую трубу , контрабасовый тромбон; в оркестре до 8 валторн, 6 арф; обычно лейтмотив связан с тембром (лейттембром ). Особый прием: игра раструбами [вверх – ?].
Золото Рейна”: фантастический пролог (Vorspiel ) рисует величавое течение Рейна (140 Es - dur ).

Валькирия”: в 3-х актах; там появляются вейльзунги . В центре – драматичная история любви Зигмунда и Зиглинды. Главные мотивы – рода вейльзунгов и лейтмотив любви. Конец 1-го акта – любовный дуэт Зигмунда и Зиглинды, основанный на этом лейтмотиве. 3-й акт открывается полетом валькирий, последняя сцена – прощание Вотана с Брунгильдой. Здесь собираются разные лейтмотивы, в конце – лейтмотив Зигфрида.

“Траурный марш” из “Гибели богов”: весь марш пронизан лейтмотивами. Вступление – лейтмотив судьбы и лейтмотив страданий вейльзунгов. Основной раздел – тема смерти и трагического рода вейльзунга, далее – любовные лейтмотивы, затем меч и в заключении лейтмотив Зигфрида и Брумгильды. Весь марш пронизан лейтмотивом смерти.

Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883) – немецкий композитор, оказавший огромное влияние на музыкальную культуру Европы, особенно на симфонические и оперные жанры. Теоретик искусства, дирижёр, считается крупнейшим реформатором оперы. Этого гения называют самым спорным среди всех композиторов, живших до сего времени. Одни восхищаются его музыкой, других она пугает. А кто-то и вовсе произносит имя Вагнера с отвращением, и только лишь потому, что ярым поклонником его творчества был Гитлер.

Рождение и семья

Рихард появился на свет 22 мая 1813 года в немецком городе Лейпциге, в семье чиновника. Всего у Вагнеров родилось девять детей, но двое из них умерли в младенчестве. В год рождения Рихарда скоропостижно скончался его отец Карл Фридрих Вагнер, ему было всего 43 года. Глава семейства страстно любил театр и желал, чтобы с этим видом искусства связали своё будущее его дети. Почти все они исполнили волю отца и избрали творческий жизненный путь.

Старшая девочка Розалия в шестнадцать лет дебютировала в театре Лейпцига и в дальнейшем стала актрисой. С десятилетнего возраста начала выступать на сцене и вторая дочь Луиза, также выбравшая для себя артистическую карьеру. Третью девочку Клару уже в шестнадцать лет признали превосходной певицей, это произошло после успешного исполнения роли Золушки в опере Россини. Старший среди мальчишек Вагнеров, Альберт, сначала собирался посвятить свою жизнь медицине. Но потом любовь к искусству пересилила, он стал театральным режиссёром и певцом.

К искусству имел прямое отношение и отчим Рихарда – Людвиг Гейер, он был художником, актёром и драматургом. Гейер дружил с Карлом Фридрихом Вагнером и после его смерти взял на себя заботы о семействе умершего друга. Рихард отчима очень любил и считал своим отцом, в течение всей жизни он вспоминал о Гейере с благодарностью. На письменном рабочем столе композитора Вагнера всегда стоял портрет Людвига Гейера, а на стене висела картина с изображением отчима и мамы Иоганны Розины.

Вагнер очень сильно любил свою мать. Иоганна Розина была женщиной малообразованной, но весёлой, простой и мужественной. Потеряв супруга и оставшись одна с семью детьми, она вышла замуж второй раз за Людвига Гейера, после чего семейство перебралось из Лейпцига в Дрезден.

Проявление таланта

Всё музыкальное семейство Вагнеров пыталось приобщить маленького Рихарда к этому искусству и обучить игре на фортепиано. Но музыка мальчика совсем не интересовала, ему больше нравилось рисование и чтение волшебных сказок.

Всё изменилось в тот день, когда маленький Вагнер попал на настоящую оперу «Вольный стрелок» Вебера. История об охотнике, который заключил союз с дьяволом, завлекла воображение ребёнка. Он до дрожи пугался, когда на сцене один за другим появлялись страшные персонажи (привидения и лешие), но сидел как заворожённый, потому что звучала дивная музыка. Сказочный мир манил его, и по окончании оперы маленький щуплый мальчуган с взъерошенными волосами ринулся из зрительного зала за кулисы. Он осторожно отодвинул занавес, прошёл внутрь и стал бродить среди декораций. Малышу Вагнеру тогда казалось, что это зачарованная страна, а он гуляет среди её фантастических обломков.

Под впечатлением в его воображении нарисовались странные картины, и, вернувшись домой, он схватился за карандаш. Мальчику не терпелось изобразить на бумаге то, что родилось в его голове. Диковинные существа, которых он нарисовал, привели в недоумение маму и сестёр.

Но потом он вдруг вспомнил звучавшую на сцене музыку и почувствовал, что это было не обыкновенным соединением звуков, а целой Вселенной, о которой мальчик пока ничего не знал. С этого момента его больше ничего не интересовало, только музыка, он хотел сочинять её, упоительную и чарующую, которая вызовёт у слушателей слёзы и смех. Этот дар проснулся в нём внезапно, как будто где-то в глубине души открылась потайная дверка.

Первым, кто догадался о жизненном пути, по которому предстоит пройти Рихарду, был его отчим Гейер. К сожалению, он тоже рано ушёл из жизни. Юному Вагнеру было всего восемь лет, когда умирающий отчим попросил его сыграть на рояле хор из оперы «Вольный стрелок». Слушая его игру, Гейер сказал супруге: «У мальчика талант к музыке».

Образование

Рихард принял решение посвятить себя музыке и упорно пошёл по этому пути. Самостоятельно по книге, без помощи преподавателей, он изучил теорию композиции. Своим идеалом в музыкальном мире считал Бетховена. С утра до вечера Вагнер аккуратно переписывал его партитуры, пытаясь разгадать необыкновенную тайну гармонии, которая заключалась в музыке этого великого композитора.

После смерти отчима семья Вагнеров вернулась обратно в Лейпциг. Здесь Рихард получал образование в одном из старейших гуманитарных и музыкальных учебных заведений Германии – школе Святого Фомы. В лютеранской церкви Святого Фомы богослужебной музыкой руководил тогда кантор Теодор Вайнлиг, в 1828 году пятнадцатилетний Вагнер начал обучаться у него музыкальным основам. В этом возрасте он написал своё первое значимое произведение – трагедию «Леибальд и Аделоида».

К восемнадцати годам Вагнер сочинил несколько симфоний, пьес для фортепиано с оркестром, сонат. В 1831 году Рихард стал вольнослушателем Лейпцигского университета в качестве студента музыки.

Период скитаний

В 1833 году он покинул родной Лейпциг и поехал искать счастья в Вюрцбург. Здесь Вагнер работал руководителем театрального хора (хормейстером). Но на одном месте он не задержался, начался долгий период скитаний.

Композитор переехал в Магдебург, где устроился в небольшой оперный театр на должность хормейстера. Он провёл здесь целый театральный сезон 1834-1835 годов. Новый молодой дирижёр полюбился и публике, и артистам. Но дела театра шли плохо, сборы падали. Несмотря на попытки Вагнера пополнения труппы и обновления репертуара, многие артисты стали искать себе другие места. Вскоре директор театра объявил о банкротстве, но Рихард ещё хотел поставить свою новую пьесу «Запрет любви». Однако премьера провалилась, и он в отчаянии покинул Магдебург.

С 1837 по 1839 годы дирижировал музыкальными театрами в Риге и Кёнигсберге, затем какое-то время жил и работал в Норвегии, Лондоне, Париже. Всё это время Рихард безумно тосковал по родине и жил в ужасной нищете. Но верил в свои силы и великое призвание; мечтал, что ему покорится Париж; будут деньги, слава, успех. При этом всё ценное он либо продал, либо заложил в ломбарде, целыми днями бегал по городу, умоляя кредиторов отсрочить уплату долгов, иногда в его доме не было и куска хлеба.

Триумф композитора

В 1842 году композитор вернулся в Германию. Осенью этого же года в Дрездене поставили его оперу «Риенци, последний из трибунов». Успех был триумфальным, шумным и роскошным, что стало для Вагнера полной неожиданностью. На премьере он еле-еле справился со своими эмоциями – Рихарда бросало то в жар, то в холод, он плакал и смеялся одновременно. Композитор, который несколько месяцев назад был в Париже безвестным и полуголодным, стал модным и востребованным у себя на родине. Немецкие газеты напечатали биографию Вагнера с портретом, а самое главное, он получил место дирижёра в Дрезденском театре. Так был заложен фундамент славы великого композитора.

В 1843 году он получил назначение на должность капельмейстера при королевском саксонском дворе. Но по-прежнему много времени и сил отдавал творчеству. После «Риенци» одна за другой были поставлены его оперы:

  • «Летучий голландец» (печальная опера о корабле-призраке);
  • «Тангейзер» (грустная история о менестреле-католике, который был любовником Венеры);
  • «Лоэнгрин» (опера о божественном рыцаре).

У Вагнера появились хорошие деньги, но он совершенно не мог экономить и откладывать, тратил сразу много и нерачительно. Обедал в дорогих ресторанах, покупал подарки женщинам, а себе утончённые и роскошные наряды – атласные брюки, кружевные рубашки, шёлковые халаты.

Хорошая безбедная жизнь продолжалась до 1848 года, пока в Германии не началась революция. Вагнер стал её сторонником, но после поражения был вынужден бежать в Швейцарию, где прожил девять лет. Много занимался литературной деятельностью, писал статьи по истории искусства и теории, музыкально-критические заметки. Здесь он сочинил две части своего самого знаменитого произведения – оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна» и «Валькирия»).

Осенью 1857 года Вагнер окончил работу над текстом своей самой радикальной оперы «Тристан и Изольда», летом 1859 года была готова партитура. Но премьера этого произведения состоялась лишь спустя шесть лет в Мюнхене в Национальном театре. Знаменитая Венская опера отказалась от этой новой и необычной постановки, посчитав её неисполнимой. Причиной такого решения стал солист, который должен был петь партию Тристана, – после 77 репетиций он потерял голос и сошёл с ума.

В 1864 году Рихард вновь смог вернуться на родину, получив благосклонность баварского короля Людвига II, который оказался страстным поклонником композитора. Король выплатил все долги Вагнера, назначил солидное содержание и выстроил в его честь замок Нойшванштайн (сейчас это одно из самых популярных туристических мест Европы). Но самое главное, Рихард теперь имел возможность приглашать лучших артистов и музыкантов и ставить свои оперы в Мюнхенском театре.

На родине композитор завершил «Кольцо нибелунга», написав ещё две части «Зигфрид» и «Гибель богов». А также сочинил комическую оперу о состязании певцов «Нюрнбергские мейстерзингеры».

В 1876 году Вагнер наконец-то был полностью счастлив, так как состоялось открытие оперного фестивального театра в Байройте. Деньги на строительство выделил Людовик II, а руководил всем сам Рихард. Открылся театр премьерой тетралогии «Кольцо нибелунга».

Личная жизнь

В 1834 году, работая в театре Магдебурга, Рихард познакомился с очаровательной певицей Вильгельминой (Минной) Планер. Когда она уехала в Берлин, Вагнер чуть не сошёл с ума, писал ей бесконечные письма, в которых умолял стать его женой. Говорил, что в случае её отказа он начнёт пьянствовать, забросит всякую деятельность и поскорее отправится к чертям.

Они были абсолютно разными людьми. Минна – обворожительная красавица и в то же время приземлённая, практичная женщина, рядом с ней Рихард чувствовал себя неопытным и неуклюжим. Несмотря на то, что работала певицей, к искусству Планер относилась равнодушно, в то время как Вагнер был музыкою одержим. Она всегда стремилась к роскошной жизни, а молодой и необеспеченный композитор не мог ей этого предложить. Поэтому даже для Рихарда стало удивительным, когда в 1836 году Минна Планер согласилась выйти за него замуж.

Скоро оба поняли, что совершили непростительную ошибку. Этот брак стал для них обузой и не принёс счастья. Им приходилось скитаться по всей Европе, жили иногда в убогих углах и не представляли, будет ли завтра еда. Вагнер сочинял музыку, в эти моменты он забывался и был несказанно счастлив. Но его оперы не хотел ставить ни один театр.

Вагнер стал крутить бесконечные любовные романы, пользоваться услугами куртизанок, в то время как у его супруги начала развиваться сердечная болезнь. В коне концов они расстались.

Последней, но самой подлинной любовью Рихарда стала дочь знаменитого композитора Листа – Козима Бюлова. На момент их знакомства молодая женщина была замужем за дирижёром Хансом фон Бюловым, с которым Вагнера связывали дружеские отношения. Это не помешало Рихарду влюбиться в Козину, которая была младше его на 24 года. Она была несчастлива в браке, поэтому быстро и искренне ответила на ухаживания Вагнера.

Аморальное поведение влюблённых вызвало общественное негодование, и им пришлось уехать из Германии. На уединённой швейцарской вилле композитор был окружён заботой и вниманием любимой женщины. Более того, на склоне лет он испытал радость настоящих отцовских чувств, так как жена подарила ему троих детей – двух девочек и сына. Мальчика назвали Зигфрид, так как он появился на свет в тот день, когда композитор окончил работу над одноимённой оперой. Лишь в 1870 году Рихарду и Козине удалось обвенчаться.

В этом браке Вагнер был безумно счастлив, но не очень долго. 13 февраля 1883 года он скоропостижно скончался от разрыва сердца, смерть застигла его за работой. Хоронили композитора с поистине королевскими почестями. Супруга пережила Рихарда почти на полвека и всё это время продолжала дело мужа в Байройтском театре.

(22. V. 1813, Лейпциг - 13. II. 1883, Венеция)

Идеи великого оперного реформатора Рихарда Вагнера, провозглашенные в теоретических трудах и осуществленные на практике, оставили глубокий след в истории музыки. Далеко не все приняли их, многие критиковали Вагнера, но не было ни одного современника, которого бы не взбудоражили его вдохновенные искания. И долго еще после его смерти композиторы, писатели, философы продолжали споры о Вагнере, оценивали и переоценивали его оперы, его эстетические взгляды, его личность. Взгляды и личность Вагнера были на редкость противоречивыми, его жизненный и творческий путь изобиловал крутыми поворотами, взлетами и падениями. Вызывающие преклонение принципиальность и неуступчивость в творчестве, озаренном великими идеалами, сочетались с жизненными компромиссами, эгоцентризмом и просто неблаговидными человеческими поступками. Ради осуществления своих художественных намерений Вагнер пренебрегал и жизненными успехами, и общественным положением, но нередко ради них же жертвовал и гордостью и достоинством, добиваясь милостей сильных мира сего, беззастенчиво пользуясь финансовой поддержкой богатых поклонников и поклонниц. Не случайно к концу его жизни вся Европа полнилась неисчислимым количеством восторженных вагнерианцев и неменьшим числом столь же яростных антивагнерианцев.

Вагнер был творцом одного жанра - оперы (всего их у него 13). Другие жанры, к которым он обращался преимущественно в молодые годы, имели - за единичными исключениями - второстепенное значение. Однако в его операх колоссально возросла роль оркестра. Вагнер до предела расширил его возможности и добился поразительных красочных эффектов. Вагнеровские оперные увертюры, антракты, симфонические картины прочно вошли в концертный репертуар, завоевав популярность более широкую, чем сами оперы, из которых они заимствованы. Вагнер не ограничивался лишь композиторским творчеством. Наделенный литературным талантом, он оставил критические статьи, музыкальные новеллы, философские и эстетические трактаты - многотомное собрание литературных трудов, посвященных как вечным проблемам, так и откликающихся на сиюминутные, в том числе политические, события. Несколько томов занимают либретто. Композитор писал их сам, не пользуясь услугами либреттистов и даже (с начала 1840-х годов) не обращаясь к готовым произведениям - пьесам, поэмам, романам - в качестве первоисточника. Еще одним видом деятельности Вагнера являлось дирижирование. Наряду с Берлиозом и Листом, он был крупнейшим пропагандистом высоких образцов классического искусства, как симфонического, так и оперного, в том числе симфоний неоцененного тогда Бетховена. Дирижировал он и своими сочинениями - и в театре, и в концертных залах, гастролируя по всей Европе, нередко делая симфонические переложения оперных фрагментов.

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Он был девятым ребенком в семье чиновника, умершего через полгода после появления на свет младшего сына. Отец был страстным театралом, а горячо любимый Рихардом отчим - актером, певцом, драматургом и художником. Вслед за сестрами, уже в детские годы начавшими актерскую карьеру, мальчик увлекся театром и в 7 лет впервые вышел на сцену. Во время занятий в школе в Дрездене (1822-1827), куда переехала семья, Рихард писал стихи и трагедии, переводил Гомера и Шекспира. Особых музыкальных способностей он в детстве не проявлял, хотя восхищался основателем немецкой оперы Вебером, бывавшим в их доме, и не пропускал ни одного спектакля его «Вольного стрелка». В 12 лет Вагнера стали учить игре на рояле, затем на скрипке, но скоро он бросил занятия. И лишь в 15 лет, как сам вспоминал впоследствии, «услышал исполнение бетховенской симфонии, впал после этого в лихорадочное состояние, заболел, а когда выздоровел, сделался музыкантом».

По существу Вагнер был автодидактом. Теорию композиции он изучал, читая книги и переписывая по ночам партитуры симфоний Бетховена, так что к 17 годам знал его музыку как никто другой. С 1828 года Вагнер начал сочинять, а 2 года спустя его Увертюра с ударами литавр была исполнена в Лейпциге, куда вновь переселилась семья. Теперь Вагнера не интересует ничего, кроме оперного театра, завсегдатаем которого он становится. Забросив учебу, не закончив школы, он в 1831 году поступает вольнослушателем в Лейпцигский университет, но вскоре бросает и его, целиком отдавшись музыке. Он берет уроки композиции у Теодора Вейлинга, кантора церкви Святого Фомы, и через полгода тот заявляет, что больше ничего не может дать своему ученику. Внезапно и очень бурно к 18-19 годам прорывается композиторское дарование Вагнера: одна за другой возникают фортепианные и оркестровые пьесы, несколько увертюр, симфония, музыка к «Фаусту» и, наконец, опера «Свадьба» на собственное либретто (ее рукопись начинающий композитор по совету сестры сжег).

В 20 лет Вагнер начал профессиональную деятельность в качестве репетитора в театре и дирижера Общества любителей музыки в небольшом городке Вюрцбурге. Здесь за 5 месяцев он написал оперу «Феи» по сказке итальянского драматурга XVIII века Карло Гоцци (она увидела свет рампы только через 5 лет после смерти композитора). В 1834-1836 годах, работая в другом провинциальном городе, Магдебурге, он создал оперу «Запрет любви» по комедии Шекспира. Поставленная под руководством Вагнера, она прошла всего один раз. Театр прогорел, а Вагнер переехал в Кенигсберг, но и здесь театр обанкротился и закрылся через 2 месяца. К тому времени композитор успел жениться на работавшей вместе с ним Минне Планер. Пылкая любовь, завершившаяся поспешным браком, не принесла счастья. Молодой необеспеченный музыкант, одержимый новыми грандиозными идеями, верящий в свое великое призвание, и красивая практичная женщина, старше его на 4 года с незаконной дочерью-подростком, которую она выдавала за младшую сестру, оказались совершенно чужими людьми. Посредственная актриса, не любившая ни театра, ни искусства, Минна мечтала лишь о материальном благополучии и стабильном общественном положении, а их Вагнер так никогда и не сумел ей дать (они состояли в браке 30 лет, вплоть до смерти Минны в 1866 году).

В 24 года Вагнер занял место второго дирижера в немецком театре Риги на окраине Российской империи. Здесь, мечтая о первом театре мира - парижской Grand Opera, он создал самую значительную из своих ранних опер: масштабную историческую трагедию в 5 актах «Риенци, последний трибун». В июне 1839 года, тайно перейдя границу (он не мог покинуть Ригу, не расплатившись с многочисленными кредиторами), Вагнер отправился на завоевание Парижа. 3 года жизни в Париже принесли молодому музыканту только разочарование. Его честолюбивые надежды покорить столицу музыкального мира, добиться успеха, славы, богатства потерпели крах. Вагнер брался за любую работу, но не мог заработать ни на хлеб, ни на лекарства для заболевшей жены; месяц он отсидел в долговой тюрьме. «Помоги мне Бог, я больше не могу себе помочь. Я использовал все, все - последние источники голодающего, - писал он в отчаянии. - И я проклял свою жизнь; что же еще я могу сделать?» Он мог творить: закончил «Риенци», принялся за «Летучего голландца», ставшего его первой оригинальной оперой. Так, в страданиях и жестокой борьбе за существование выковался самобытный талант - в конечном итоге Вагнер осознал себя немецким композитором и весной 1842 года возвратился на родину.

1840-е годы - начало оперной реформы Вагнера. Он занимает должность королевского саксонского капельмейстера и работает в Дрездене, в первом национальном оперном театре Германии, основанном Вебером четверть века назад. Здесь Вагнер ставит 3 свои оперы - «Риенци», «Летучий голландец» и «Тангейзер», пишет «Лоэнгрина» и либретто «Смерти Зигфрида» (четверть века спустя она превратится в «Гибель богов»), набрасывает эскиз «Мейстерзингеров».

Пером критика и палочкой дирижера он борется за высокие идеалы, против представления об опере, музыке, искусстве вообще как о средстве отдыха и развлечения праздной скучающей публики. От критики современного театра он приходит к критике современного общества и, познакомившись с русским анархистом Бакуниным, очарованный его личностью и пылкими речами, с восторгом подхватывает его идею о разрушении продажного, несправедливо устроенного мира и его гибели во вселенском пожаре. В отличие от многих деятелей искусства, также увлекавшихся освободительными идеями, Вагнер осуществляет их на практике. Он принимает непосредственное участие в дрезденском восстании в мае 1849 года. После разгрома восстания полиция рассылает объявления о розыске и аресте королевского капельмейстера, и Вагнер бежит в Швейцарию с чужим паспортом, добытым его другом Листом.

Швейцарское изгнание длится 9 лет. Это важнейший период в жизни Вагнера. Без дома, без родины, без постоянной работы, в вечной нужде, он погружается в творчество. Сначала пишет теоретические труды о реформе оперы («Искусство и революция», «Художественное произведение будущего», «Опера и драма», «Обращение к друзьям»). Затем воплощает это «искусство будущего» в тетралогии «Кольцо нибелунга», вдохновленной сказаниями древних германцев. В 1852 году он заканчивает полный текст либретто и на протяжении 6 лет создает музыку предвечерня - «Золото Рейна», 1-го дня - «Валькирия» и половины 2-го дня - «Зигфрид», хотя не питает никаких надежд на сценическое осуществление грандиозного цикла. Работа протекает в тяжелейших условиях. Не раз в письмах Вагнера к Листу звучат отчаянные призывы: «Скажи мне что-нибудь! Помоги, посоветуй!.. Пусть кто-нибудь купит у меня «Лоэнгрина»! Пусть кто-нибудь закажет мне «Зигфрида»!.. Неужели я должен напечатать в газетах: «Мне не на что жить, кто меня любит, пусть подаст, сколько может»?.. О, как ужасно трудно устроиться в этом мире такому человеку как я!»

В изгнании Вагнера настигла подлинная, великая любовь. Богатый купец Отто Везендонк предложил композитору свое гостеприимство, построил для него небольшой домик в живописной местности близ Цюриха, а 44-летний Вагнер без памяти влюбился в его 29-летнюю жену Матильду, мать троих детей. Она отличалась не только красотой, но и поэтическим складом души, писала стихи, тонко чувствовала музыку и преклонялась перед гением Вагнера. Он создал на ее тексты вокальный цикл «5 стихотворений для женского голоса». Чувством к Матильде вдохновлена и самая оригинальная опера Вагнера - «Тристан и Изольда», ради которой он забросил «Зигфрида». Осенью 1857 года за 3 месяца он написал либретто, в котором нашло отражение увлечение композитора пессимистической философией Шопенгауэра. Работа над музыкой «Тристана» продолжалась до начала 1859 года и была закончена далеко от Матильды, в Венеции: ревность жены заставила Вагнера уехать.

Начались новые скитания. Вагнер совсем одинок: с женой он расстался навсегда. Летом 1860 года после долгих и унизительных хлопот композитор получил частичную амнистию - право жить в немецких государствах, за исключением Саксонии, а 2 года спустя полное помилование. Но найти работу на родине оказалось невозможным. Он сделал еще одну попытку завоевать Париж, с трудом добившись императорского повеления на постановку «Тангейзера». Однако 3 спектакля, прошедшие в Grand Opera в марте 1861 года, сопровождались таким оглушительным скандалом, что композитор сам запретил дальнейшие представления. Надежда поставить «Тристана» в Вене также потерпела крах: после 77 репетиций опера была объявлена неисполнимой. И в таких условиях рождались «Нюрнбергские мейстерзингеры», задуманные как комическая опера еще в 1845 году. Творческое удовлетворение принесли композитору гастроли в России, где он провел февраль и март 1863 года и дал 9 концертов в Петербурге и Москве, прошедшие с большим успехом. Санкт-Петербургское Филармоническое общество сделало его своим почетным членом. Вагнер дирижировал, помимо 5 симфоний Бетховена, фрагментами из своих опер, в том числе и из неоконченной тетралогии, для чего специально подготовил концертные переложения. Были и другие успешные гастрольные поездки, но деньги от них ушли на погашение долгов, и Вагнер снова оказался без средств и возможности их заработать.

Здоровье 50-летнего композитора подорвано. Постоянные мысли о том, где достать денег, не дают возможности спокойно творить. Ростовщики угрожают долговой тюрьмой. Поиски богатого покровителя, который оплатил бы его долги, не приносят результатов. Вагнер мечется по городам и странам, на некоторое время уезжает в Швейцарию, где одни знакомые отказывают ему от дома, а другие даже не распечатывают его писем. «Мысли о смерти приходили все чаще и чаще, и я больше не чувствовал желания отгонять их... Есть граница для всякого страдания - я дошел до нее. Счастье покинуло меня совсем... Мрак и нужда сомкнулись надо мной».

И вдруг все переменилось как по волшебству. 3 мая 1864 года взошедший на престол 18-летний король Баварии Людвиг II приглашает Вагнера в Мюнхен, обещая ему все, чего композитор только может пожелать. Горячий поклонник музыки Вагнера, он приказывает ставить его оперы в исполнении лучших певцов из различных трупп Германии. Постановками руководит друг Вагнера, молодой дирижер и пианист, ученик Листа Ганс фон Бюлов. Его жена Козима, младшая дочь Листа, берет на себя обязанности секретаря Вагнера и стремится создать домашний уют давно лишенному семейной заботы композитору. Их первая встреча произошла более 10 лет назад, когда Козиме еще не исполнилось 16, и Вагнер, который был всего на 2 года моложе ее отца, не обратил тогда внимания на застенчивого подростка. А в душе Козимы зрела любовь. Теперь, забрав двух детей, она переехала к нему, нанеся глубокую душевную травму не только Бюлову, преданно служившему делу Вагнера, но и Листу, надолго порвавшему после этого отношения с дочерью и другом.

Как и полтора десятилетия назад, Вагнер в 1866 году поселился в Швейцарии, в Трибшене, на берегу Фирвальдштедтского озера близ Люцерна. Но как непохожи эти 6 лет на первое «швейцарское изгнание»! Кончились нужда и одиночество. На склоне лет Вагнер узнал счастье отцовства. Козима, наделенная сильной волей, энергией й честолюбием, оказалась идеальной женой, соратницей, другом. После двух дочерей, названных Изольдой и Евой в честь героинь «Тристана» и «Мейстерзингеров», на свет появился сын. «Прекрасный, крепкий сын с высоким лбом и ясным взглядом, Зигфрид Рихард наследует имя своего отца и сохранит его творения миру», - писал Вагнер. Счастливый композитор преподнес жене симфоническую идиллию «Зигфрид». В том же 1870 году были напечатаны 15 экземпляров - для самых близких друзей - I тома автобиографии «Моя жизнь», которую Вагнер по желанию короля Баварского диктовал Козиме, начиная с лета 1865 года. Одновременно он работал над завершением «Зигфрида», над «Гибелью богов» - финальной частью тетралогии и обдумывал план мистерии «Парсифаль», ставшей его последней оперой.

Эти 2 величайших творения не должны были увидеть свет рампы в обычном театре (хотя премьеры двух первых частей тетралогии против воли Вагнера состоялись в Мюнхене, соответственно, в 1869 и 1870 годах - автор на них не присутствовал). Для них был необходим специальный «театр для торжественных представлений». За осуществление этой мечты Вагнер с присущей ему энергией боролся долго. Берлин и Лондон, Вена и Чикаго, Мюнхен и модный курорт Баден-Баден как место постройки театра намечались и отвергались один за другим. Наконец, Вагнер выбрал тихий баварский городок Байройт близ Нюрнберга. В день своего 59-летия под проливным дождем он заложил первый камень «Театра на Зеленом холме». Вагнер надеялся на его открытие следующим летом, но прошло еще 4 года, полных лихорадочной деятельности, разъездов по стране, организации Вагнеровских обществ, обращений к правительству, князьям, банкирам, театрам, любителям музьюи, всему немецкому народу с призывом жертвовать на строительство Байройтского театра кто сколько может. Деньги поступали медленно и с трудом, пока на помощь снова не пришел король Людвиг Баварский, предоставивший большой кредит. На его средства была построена и вилла для Вагнера, получившая поэтическое название Ванфрид (Успокоенная мечта). Фронтон ее украшен аллегорической фреской, а в саду установлен бюст короля.

Торжественное открытие Байройтского театра состоялось 13 августа 1876 года. На протяжении месяца трижды был показан весь цикл «Кольцо нибелунга». На премьеру со всего мира съехались музыканты и царствующие особы, поклонники творчества Вагнера и великосветские туристы. Несмотря на большой художественный успех постановки, театр потерпел финансовый крах и был закрыт на 6 лет. Все эти годы Вагнер продолжал неустанно трудиться: давал концерты, чтобы покрыть дефицит, писал давно задуманного «Парсифаля». Премьера состоялась в Байройте летом 1882 года. В течение месяца опера прошла 16 раз. Утомленный хлопотами, связанными с постановкой, Вагнер отправился в Италию, где в последние годы обычно проводил зимние месяцы. И на отдыхе в Венеции 69-летний композитор не прекращал работы, писал статьи. За этим занятием 13 января 1883 года его настигла смерть.

Похороны Вагнера в Байройте сопровождались истинно королевскими почестями. При огромном стечении народа под звуки траурного марша из «Гибели богов» гроб с телом был опущен в землю в саду виллы Ванфрид. Композитор сам выбрал место своего упокоения. По его желанию могилу украсила простая мраморная плита без всякой надписи.

А. Кенигсберг

Родился 22 мая 1813 г. в Лейпциге. Его отец был полицейским чиновником (спустя несколько месяцев после рождения сына он скончался), отчим - драматическим актером. Насыщенные разнообразными художественными интересами юношеские годы Вагнера прошли вблизи театра. Однако не музыке суждено было стать первым увлечением будущего композитора. Вагнер мечтает о литературной карьере: зачитывается Гомером и Шекспиром, пишет пятиактную эпопею «Лейбальд и Аделаида». И лишь после знакомства с симфониями Бетховена и «Волшебным стрелком» Вебера он окончательно утверждается в выборе профессии.

В качестве «студента музыки» Вагнер поступает в Лейпцигский университет. Одновременно он берет уроки у кантора церкви св. Фомы Теодора Вейплига. Настойчивость и огромное природное дарование позволяют ему в короткий срок овладеть гармонией, теорией композиции, оркестровкой. Всесторонне эрудированный музыкант, он в 1833 г. занимает должность хормейстера оперного театра в Вюрцбурге.

Дальнейшее семилетие (1833-1839) - время скитаний Вагнера по немецким провинциальным сценам и зарубежным театрам (Магдебург, Кенигсберг, Рига и др.). Его обязанности многообразны и хлопотны, он - администратор, руководитель оперных постановок, хормейстер, дирижер. Изучение огромного количества оперных партитур разных времен и стилей - таков важнейший итог этих лет. Творческие искания самого Вагнера пока что не представляют значительного интереса: малоудачна его первая опера «Феи» (1833); премьере следующей за ней оперы, «Запрет любви» (1836), сопутствует громкий провал.

С 1839 по 1842 г. Вагнер - в Париже. Негостеприимно встречает столица Франции молодого музыканта. Вагнер бедствует; лишенный постоянного заработка, он занимается аранжировками, перепиской нот и т. д. Тем не менее Париж - знаменательная веха в процессе творческой эволюции музыканта. Он создает здесь увертюру «Фауст» (1840) - «одно из превосходнейших творений германской симфонической литературы», по словам П. Чайковского; пишет оперы «Риенци» (1840) и «Летучий голландец» (1841), добиваясь в них (особенно в последней) неизмеримо более высоких художественных результатов, нежели в своих предшествующих музыкально-театральных опытах.

Поставленная в Дрездене (1842) опера «Риенци» имела огромный успех у слушателей. Пышная театральная феерия с грандиозными массовыми сценами, балетом, побоищем, пожаром, - она совершила триумфальное турне по немецким сценам, сделав имя композитора широко известным в Германии. Менее счастливо сложилась на первых порах судьба «Летучего голландца». Скромные формы лирико-романтической оперы, усложненные, в сравнении с «Риенци», музыкальные мысли, отдельные нововведения Вагнера (тенденция к преодолению замкнутых оперных форм, широко разветвленная система лейтмотивов) встретили отчужденный прием у публики и значительной части критики.

Успех «Риенци» влечет за собой ряд ощутимых жизненных благ. С 1842 г. Вагнер - придворный капельмейстер Дрезденской оперы. Однако его деятельность не ограничивается стенами театра. Активный участник концертной жизни города, он пропагандирует за дирижерским пультом лучшие сочинения немецкой и зарубежной классики (к числу высших достижений Вагнера-дирижера принадлежит, по отзывам современников, исполнение девятой симфонии Бетховена). Сотрудничая в прессе, он публикует ряд статей, высказывая в них солидарность с нарастающим в Германии революционным движением («Идет она на крыльях бури с высоко поднятым челом, озаренным блеском молнии, с мечом в правой и факелом в левой руке...» - пишет Вагнер о революции).

Концертный зал, оперный театр, пресса - одна сторона творческой жизни музыканта. Другая, наиболее существенная - композиторский труд. В 40-е гг. были созданы произведения, свидетельству ющие о полном расцвете таланта Вагнера, - оперы «Тангейзер» (1845) и «Лоэнгрин» (1848). Продолжая художественные поиски, начатые в «Летучем голландце», Вагнер формулирует в «Тангейзере» и «Лоэнгрине» основные положения своей эстетической платформы. Центральным компонентом музыкальной драматургии в его операх становится лейтмотив - краткая симфоническая (реже - вокальная) характеристика, связанная с определенной идеей, действующим лицом, сценической ситуацией или явлением природы. Оркестровая партия конструируется на основе чередующихся, контрапунктически сплетающихся тематических ячеек (музыкальные символы иллюстрируют, таким образом, сценическое действие); мелодия, основанная на развитии и смене одного лейтмотива другим, приобретает черты непрерывности, текучести, незавершенности (так называемая бесконечная мелодия). Значительно повышается роль симфонического сопровождения, являющегося для Вагнера столь же существенным элементом музыкального действия, сколь и вокально-декламационное начало. Рушатся традиционные оперные формы - ария, дуэт. На смену им приходят развернутые драматические сцены; проникнутые сквозным развитием, они непосредственно вытекают одна из другой.

Таковы принципиальные установки Вагнера в операх «Тангейзер» и «Лоэнгрин»; таковы основные компоненты исторической реформы, проведенной композитором на немецкой оперной сцене.

Полоса относительного жизненного благополучия Вагнера кончается в 1849 г. В Дрездене вспыхивает восстание. Революционные убеждения приводят Вагнера на баррикады, в ряды повстанцев. После разгрома мятежа он с подложным паспортом бежит в Швейцарию. Начинается период политической эмиграции; лишенный возможности вернуться на родину, композитор следующие 13 лет своей жизни проводит за рубежом.

Первые годы «швейцарского изгнания» посвящены литературным увлечениям. Вагнер пишет ряд брошюр и статей: «Искусство и революция» (1849), «Художественное произведение будущего»; 1(1850); «Опера и драма» (1851); «Обращение к моим друзьям» (1851). Декларируя свои художественные принципы, он выступает приверженцем органического синтеза поэзии и музыки, ратует за доминирующую роль оркестра в опере, за легендарно-мифологические сюжеты - единственно достойные, по его мнению, привлечь внимание оперного композитора. При всей спорности отдельных выводов и положений, литературные труды Вагнера оказали неоценимую услугу немецкой музыкально-теоретической мысли.

В 1859 г. была написана опера «Тристан и Изольда». В основе сюжета - старинный романо-германский эпос, легенда о влюбленных, принце Тристане и королевской невесте Изольде. Вагнер написал либретто сам, подвергнув древнее сказание своеобразной оригинальной обработке. Здесь отразились многие настроения и увлечения тех лет, безнадежная любовь, одиночество, усталость и разочарование. Немалую роль в концепции произведения сыграло увлечение Вагнера философией Шопенгауэра.

Музыка оперы воплощает образы внутреннего мира с огромной силой. Язык «Тристана» вперед на долгие времена заложил основы нового стиля, новой гармонии, новой системы музыкального мышления.

В 1861 г. Вагнер по амнистии возвращается на родину. Свое время в дальнейшем он делит между гастрольными поездками и реализацией новых оперных замыслов. В числе первых отметим концерты в России (Москва и Петербург, 1863), имевшие сенсационный успех у слушателей; творческий гений Вагнера-композитора наиболее ярко проявился в этот период в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867).

Светлое, оптимистическое произведение, опера эта стоит особняком в ряду поздних опер Вагнера. Либретто на мифологическую тему заменено здесь историко-бытовым сюжетом; рыцари, короли и герои уступают место бюргерам и подмастерьям. Идея оперы - противопоставление вечно живого искусства, начала которого коренятся в народе, быстро устаревающим канонам ремесла - оказалась, в итоге, одной из наиболее животворных и прогрессивных в интеллектуально-эстетическом наследии Вагнера. Реалистичность замысла, сочетающаяся с широкой доступностью выразительных средств, связь с лучшими оперными традициями прошлого, использование национальных народнопесенных интонаций - все это принесло «Мейстерзингерам» Вагнера долгий и заслуженный успех.

В 1872 г. в Байрёйте (Бавария), на средства, собранные почитателями Вагнера, был воздвигнут театр, специально предназначенный для постановок его опер. Спустя четыре года - в августе 1876 г.- в Байрёйтском театре состоялась премьера любимого детища композитора, грандиозной четырехчастной эпопеи «Кольцо нибелунга».

Образованная музыкальными драмами «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов», тетралогия «Кольцо нибелунга» была задумана Рихардом Вагнером еще в 1848 г. Однако время, прошедшее между замыслом и его окончательной реализацией, наложило отпечаток на идейно-художественную концепцию произведения. Вагнер-революционер стремился в конце 40-х гг. воплотить в тетралогии свои передовые общественные убеждения; Вагнер в 70-е гг. - последователь Шопенгауэра, мистик и монархист - проповедует фатальную обреченность и беспросветный пессимизм; отсюда глубокая противоречивость сочинения: с одной стороны, предается анафеме роковая власть золота (иносказательно - власть «биржевого портфеля», то есть капитализма) и воспевается чистая, всепоглощающая любовь; с другой стороны, утверждаются неверие, скептицизм, страх перед неотвратимостью смерти.

Столь же противоречива музыкально-драматургическая структура тетралогии. Являясь наиболее последовательным и полным воплощением вагнеровской оперной реформы, «Кольцо нибелунга» синтезирует как сильные стороны, так и крайности последней. Изобилующий многочисленными колористическими красотами оркестр заставляет здесь забыть о вокалисте: сценическое действие инертно, музыкальное - предельно динамично; хоры и ансамбли, принципиально отвергаемые Вагнером, малочисленны; система лейтмотивов, разрастаясь до гигантских размеров (в тетралогии около 100 музыкальных символов-характеристик), затрудняет непосредственное эмоциональное восприятие музыки. Вместе с тем «Кольцо нибелунга» заключает в себе ряд сцен и эпизодов (главным образом симфонических), которые по праву вошли в золотой фонд западноевропейской музыкальной литературы. Полет валькирий, ковка меча, прощание Вотана и заклинание огня, похоронный марш и смерть Зигфрида - эти и многие другие страницы партитуры тетралогии признаны высшими достижениями художественной мысли Вагнера, наиболее значительными образцами мирового оперного искусства.

Последнее произведение Вагнера - «торжественная сценическая мистерия» «Парсифаль» - было написано незадолго до смерти композитора. В «Парсифале» сильны религиозно-мистические настроения, что в известной мере снизило общее художественное значение оперы.

М. Сабинина, Г. Цыпин

Немецкий композитор Рихард Вагнер - личность неоднозначная. С одной стороны, его политические взгляды противоречат принципам гуманизма (и это еще мягко сказано). Его творчеством (не только музыкой, но и философскими статьями) вдохновлялись идеологи фашистской Германии, превратившие Вагнера в символ нации. С другой стороны, вклад композитора в развитие музыки грандиозен.

Он изменил принципы оперного искусства, введя в оперу сквозное драматическое действие и бесконечную мелодию. Его наследие вдохновляет современных композиторов, продолжает жить в рок-музыке, тяжелом металле и литературе.

Детство и юность

Родился Вильгельм Рихард Вагнер 22 мая 1813 года в Лейпциге – городе, на тот момент принадлежавшем Рейнскому Союзу. Мать Йоханна Розина произвела на свет девять детей. Отец Карл Фридрих Вагнер, полицейский писарь, умер от тифа 23 ноября 1813 года. Уже с этого момента начинаются споры биографов композитора: часть из них считает, что отцом Рихарда был его отчим, Людвиг Гейер.


Замуж за актера Гейера многодетная вдова вышла через три месяца после смерти супруга. Как бы то ни было, этот талантливый человек повлиял на выбор карьеры пасынка. Вторую по значимости роль в судьбе брата сыграла старшая сестра, Йоханна Розалия. Популярная актриса поддерживала Рихарда в намерении стать музыкантом.

До 13 лет Рихард учился в школе Святого Фомы – старейшем гуманитарном училище города. В 15 лет юноша понял, что его знаний недостаточно для написания музыки (а тяга уже возникла), и с 1828 года начал обучаться теории музыки у Теодора Вайнлига, кантора церкви Святого Фомы. В 1831 году продолжил обучение в университете Лейпцига.

Музыка

Как многим знаменитостям, Вагнеру нередко приписывают чужие произведения. Например, в сочетании с его именем в сети упоминается «Реквием по мечте». На самом деле, саундтрек к одноименному фильму написал Клинт Мэнселл в 2000 году. Хотя не исключено, что Мэнселл вдохновлялся вагнеровской композицией «Путь в Вальхаллу» из оперы «Гибель богов»


С именем классика связывают и зловещее «Танго смерти». Согласно легенде, во время массового уничтожения евреев в фашистских лагерях звучала музыка Вагнера. В действительности доподлинно неизвестно, что играли лагерные оркестры. Но маловероятно, что это были его композиции. Вагнер творил с размахом и для исполнения его произведений нужен большой симфонический оркестр.

В XIX веке вагнеровская музыка была настолько революционной, что для постановки «Кольца Нибелунга» по проекту композитора построили Байройтский оперный театр. Акустические эффекты концертного зала тщательно продумывались. Например, оркестровая яма была прикрыта козырьком, чтобы музыка не заглушала голоса певцов.

Вагнер написал 13 опер, из них 8 стали классикой, а также несколько менее масштабных музыкальных произведений, включая либретто к операм, а также 16 томов статей, писем и мемуаров. Оперы Вагнера отличаются длиной, пафосом и эпичностью.

Оперы «Феи», «Запрет любви», «Риенци» относятся к раннему периоду творчества композитора. Первым зрелым произведением стал «Летучий голландец» - эпический рассказ о корабле-призраке. «Тангейзер» рассказывает печальную историю любви менестреля и языческой богини. «Лоэнгрин» - опера о рыцаре-лебеде и неразумной девушке. Здесь уже во весь голос заявляет о себе гений.

«Тристан и Изольда» - рекордсмен по продолжительности отдельных номеров. Любовный дуэт героев во втором акте длится 40 минут, монолог раненого Тристана в третьем акте - 45 минут. Для исполнения вагнеровских композиций оперных певцов пришлось обучать заново. Так зародилась новая оперная школа.


Историю о Кольце Власти Вагнер сочинил за сотню лет до Дж.Р.Р. Толкина. «Золото Рейна» открывает цикл «Кольцо Нибелунга». Вторая опера цикла, «Валькирия», содержит «визитную карточку» Вагнера - сцену «Полёт валькирий». «Зигфрид» - самая позитивная опера в цикле: герой убивает дракона и обретает любовь.

Все завершает «Гибель богов», состоящая из лейтмотивов предыдущих опер цикла, включает знаменитый «Траурный марш на смерть Зигфрида», который впоследствии исполнили на похоронах композитора.

Личная жизнь

Несмотря на то, что Рихард был невысок ростом (166 см) и некрасив, большую часть жизни беден, не обладал титулами или званиями – он всегда привлекал женщин. Множество любовных интрижек с артистками и поклонницами остались никому не известны, но три женщины навечно вписаны в биографию гения.


Минна Планер, первая жена. Закулисное увлечение двадцатилетнего дирижера красивой артисткой увенчалось браком в ноябре 1836 года. Молодая жена была на четыре года старше мужа, опытнее в житейских делах и более прагматична. Семья переезжала из Кенигсберга в Ригу, оттуда – в Петербург, Митаву и Париж. На новом месте Минне удавалось быстро свить уютное гнездышко и обеспечить мужу надежный тыл для творчества.

С годами это давалось ей труднее. После краха революции в 1849 году Вагнеры бежали в Веймар к , а оттуда в Швейцарию. В Цюрихе Рихард встретил новую музу: Матильду Везендонк. Двадцатилетняя красавица и ее муж Отто были горячими поклонниками творчества композитора. Богатый коммерсант Везендонк организовывал концерты Вагнера и подарил тому «тихое убежище» – домик рядом с собственной виллой.


В этом «убежище» написаны «Зигфрид» и «Тристан». Матильда была объектом этой страстной песни любви и ценила ее по достоинству. Муза композитора тоже сочиняла музыку и писала стихи и прозу. Потомкам остались письма Вагнера к Матильде, опубликованные после ее смерти. Доподлинно неизвестно, были ли Рихард и его покровительница любовниками, но большинство биографов так считают.

Любовь к Козиме фон Бюлов настигла Вагнера в 1864 году, в период внезапного благополучия. Юный король Баварский Людвиг II, влюбленный в творчество Вагнера (а по мнению некоторых историков – в самого Рихарда), пригласил его ко двору, в блестящий Мюнхен. И не только расплатился с кредиторами, но и щедро раскрыл казну для финансирования вагнеровских проектов.


Вагнер приглашает в оркестр дирижера Ханса фон Бюлов, счастливо женатого отца двоих детей. Его супруга Козима, внебрачная дочь Ференца Листа, старинного друга Вагнера, становится личным секретарем композитора. И, разумеется, музой и возлюбленной. Вспыхнувшая между Рихардом и Козимой страсть недолго остается тайной для обманутого мужа.

Но вместо Ханса сцену ревности придворному капельмейстеру устроил король, дело запахло скандалом. Ситуацию усугубило то, что на Вагнера тратились колоссальные средства государственной казны, а в Баварии господствовала католическая мораль. Прелюбодеи были с позором изгнаны в Швейцарию.


Развод в те времена был настолько сложным делом, что чета фон Бюлов смогла его получить лишь спустя семь лет. За эти годы Козима родила от Рихарда дочерей Изольду и Еву и сына Зигфрида (рождение мальчика совпало с завершением одноименной оперы). Умерла от сердечной болезни Мина Вагнер, а Людвиг внезапно сменил гнев на милость и попросил Вагнера вернуться ко двору.

В 1870 году Козима и Рихард обвенчались. С этого момента жизнь музы состоит из служения кумиру. Супруги вместе строят театр в Байройте и работают над первой постановкой «Кольца Нибелунга». Премьера состоялась в 1876 году с 13 по 17 августа, навсегда изменив представление европейцев об оперном искусстве.

Смерть

В 1882 Вагнер по настоянию врачей переезжает в Венецию, где умирает в 1883 году от сердечного приступа. Бывшая с мужем до последнего вздоха Козима берет на себя хлопоты о перевозе тела в Байройт и похоронах. Она же организовала и возглавила ежегодный фестиваль в Байройте, посвятив его памяти мужа.


Кроме ежегодного Вагнеровского фестиваля, ставшего культовым мероприятием в мире музыки, остался ещё один интересный памятник гению. Это Нойшванштайн – сказочный замок в горах Баварии, «Лебединый замок», построенный Людвигом II Баварским в память о гениальном друге. Интерьер помещений отражает восхищение короля операми Вагнера.

Произведения

  • 1834 – «Феи»
  • 1836 – «Запрет любви»
  • 1840 – «Риенци, последний из трибунов»
  • 1840 – «Фауст» (увертюра)
  • 1841 – «Летучий голландец»
  • 1845 – «Тангейзер»
  • 1848 – «Лоэнгрин»
  • 1854-1874 - «Кольцо Нибелунга»
  • 1859 – «Тристан и Изольда»
  • 1868 – «Нюрнбернские мейстензингеры»
  • 1882 – «Парсифаль»