МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
КЛАСС
I. Задание первого типа
Перед Вами 6 слов, в которых буквы переставлены местами. Каждому слову
Соответствует одно из 6 изображений.
1.Расшифруйте написанные слова. Впишите их в таблицу вместе с номером соответствующего изображения.
2.Кратко поясните в таблице смысл понятия, выраженного расшифрованным словом.
3.Напишите, к какой культурно-исторической эпохе относятся расшифрованные понятия.
4.Приведите ОДИН яркий пример культурного наследия определенной Вами эпохи. Дайте его краткую характеристику. Поясните выбор.
ТЕАКРОРИНО |
АРИКНОЛИ |
МОНЕДЛЬ |
МХРА |
ТЬЯЙЧА |
ТРАЗИККУ |
II. Задание второго типа
Прочитайте текст
1. Определите произведение, о котором говорится в тексте. Напишите его название.
3. Назовите художественные средства скульптуры и поэзии для передачи эмоциональной атмосферы произведения.
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам/…/ А.С.Пушкин
III. Задание третьего типа
Определите художественное полотно по фрагменту.
1. Напишите, что на нем изображено.
3. Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?
4. Опишите общую композицию работы и укажите количество изображенных на ней фигур.
5. Назовите значимые запоминающиеся детали их место в композиции и функции/не более 5/.
6. Назовите произведения живописного искусства этого же жанра/не более 3/
7. Укажите известные работы этого же художника /не более 3/.
IV. Задание четвертого типа
В таблице перепутаны понятия и их определения.
1. Соотнесите понятия с их определениями.
2. Внесите в таблицу ответа буквы, соответствующие цифрам.
3. Дайте определение оставшимся понятиям.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО Искусству (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
КЛАСС
I. Задание первого типа
В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.
1. Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.
2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.
3. Запишите название эпохи, художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.
4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определенной Вами эпохе. Поясните свой выбор.
Т | Р | А, | Б | Е | Ж | Е |
И | А | Р | У | Н | С, | М |
Е | В | Н | О | Н | И | Ч |
Р | Е | Т | М | ,А | Ж | У |
Д | Д | А | О, | Р | Т | Р |
И, | А | Ж | И | А | С | Е |
Р | У | Е | Т | Р | А | Л |
.А | Т | К | И | Х | И, | Л |
Графы таблицы к заданию .
II. Задание второго типа
Прочитайте текст.
1. Напишите название произведения, о котором говорится в предложенном тексте.
3. Назовите художественные средства живописи и поэзии для передачи эмоциональной атмосферы произведения.
4. Определите и напишите эмоциональные доминанты каждого произведения.
1. Соберите слова-символы (определения, фамилии) и запишите их в таблицу.
2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.
3. Приведите примеры произведений искусства этого времени.
4. Напишите название культурно-исторической эпохи или явления, к которой относятся найденные слова.
5. Дополнительные сведения.
Ш | К | М, | Б | О | Г | |
Ш | И | И | З | И | Т | А |
В | А | Н, | Р | Л | Ы | Р |
К | Т | С | Е | А | Л | , И |
А, | Р | Ы | В | , Н | Е | В |
П | Е | Е | Р | А | Т | И |
И | Н, | П | О | В, | Г | Е. |
Слова-символы | Определение, пояснение. | Произведения искусства (названия 1-2 картин) |
Шишкин | Иван Иванович, художник-передвижник, вторая половина XIX века | Картины: «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Карабельная роща», «Дубы» и др. |
Реализм | В переводе «действительный» - направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. С начала XIX века в русской живописи становится популярным бытовой сюжет, одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. П.А. Федотов стал родоначальником жанра критического реализма в русском изобразительном искусстве. Во второй половине XIX века было организовано Товарищество художников-передвижников. Критический реализм в их творчестве достигает большой глубины психологических обобщений. | Алексей Гаврилович Венецианов «Спящий пастушок», «На пашне. Весна». Павел Андреевич Федотов «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» |
«Богатыри» | «Богатыри» - картина Виктора Михайловича Васнецова. Художник работал над картиной около двадцати лет, куплена П. М. Третьяковым для своей галереи, где хранится по сей день. На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин. | «Аленушка», «Витязь на распутье», «Снегурочка», «Иван Царевич на сером волке», «Богоматерь с младенцем» и др. |
Левитан | Исаак Ильич, русский художник, мастер «пейзажа настроения», вторая половина XIX века | «Март», «Тихая обитель», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Владимирка», «Озеро. Русь» и др. |
Выставка | Публичное представление достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия. В данном случае, выставка картин художников-передвижников. | Выставки картин в музеях России и мира. |
Репин | Илья Ефимович Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. XIX -XX вв. | «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Не ждали», «Портет писателя Л.Н. Толстого» и др. |
Перов | Василий Григорьевич - русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, был создателем обличительных жанровых картин | «Тройка», «Утопленница», «Охотники на привале», «Рыболов» , «Птицелов», «Рыбная ловля», «Спящие дети» и др. |
Ге | Николай Николаевич, художник-передвижник, вторая половина XIX века | «Тайная вечеря», «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «Что есть истина?» Христос и Пилат», «Распятие» и др. |
Культурно-историческая эпоха, явление. | Россия. Вторая половина XIX века. Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) - объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники , целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки. | |
Дополнительные сведения. | В 1863 г. четырнадцать выпускников Академии художеств покинули ее в знак протеста против академических догм, так как традиционно тема дипломной работы должна была быть написана на историческую или религиозно-мифологическую тематику. Под руководством И. Н. Крамского (1837-1887) и при участии критика В. В. Стасова и мецената П. М. Третьякова с 1870-х гг. было создано Товарищество передвижных выставок. Диапазон творчества передвижников был необычайно широк: историческая живопись и социально-бытовая, портрет, пейзаж. |
Критерии оценки ответа.
1. Участник расшифровывает 8 слов – по 2 балла за каждую расшифровку. Максимально 16 баллов .
2. Участник дает 8 пояснений расшифрованным словам. (Называет имя художника, указывает особенности творчества и др.) – по 2 балла за каждое пояснение. Максимально 16 баллов .
3. Участник приводит примеры произведений искусства этого времени – по 2 балла за каждое определение. Максимально 32 баллов .
4. Участник верно определяет культурно-историческую эпоху, явление – 4 балла.
5. Дает дополнительные сведения о художниках, картинах, о других видах искусства этого времени – до 16 баллов.
Оценка: 84 балла.
Задание 3.
Презентация поможет при повторении пройденного материала, выявление уровня знаний и степени освоения материала в 8 классе по предмету "Искусство" .
Просмотр содержимого документа
«"Азбука искусства"»
ВИКТОРИНА «АЗБУКА ИСКУССТВА»
урок «Искусства»
Подготовила учитель МХК
Гулдаева С. М.
ЗАДАНИЕ 1
В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии,
которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды. Каждое слово выделите определенным цветом.
- Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.
- Дайте понятиям определение.
ЗАДАНИЕ 2
Даны изображения памятников искусства.
Определите:
- Названия изображенных на иллюстрациях памятников;
- К какой эпохе или культуре они относятся.
ЗАДАНИЕ 3
Перед Вами 4 слова, в которых буквы переставлены местами.
Каждому слову соответствует одно из 4 изображений.
1.Расшифруйте написанные слова. Впишите их в таблицу вместе
с номером соответствующего изображения.
КСИНФС; АГАДОП; ДАМИПИРА; МЕНДОЛЬ.
ЗАДАНИЕ 4
Назовите жанры живописи:
ЗАДАНИЕ 5
Из каких картин взяты воспроизведенные здесь фрагменты?
Кто написал эти картины?
ЗАДАНИЕ 6
А) Объедините термины в группы.
Б) Дайте определения терминам.
ЛИНИЯ, ОФОРТ, ШТРИХ,КСИЛОГРАФИЯ, ПЯТНО,
ЛИТОГРАФИЯ, ТОН, ЛИНОГРАВЮРА, СИЛУЭТ
Определи разновидность
Статуя
Рельеф
Памятник
Обелиск
Фриз
Монумент
Статуэтка
Бюст
Атлант
ЗАДАНИЕ 7
Критерии оценки ответа.
1. Участник расшифровывает 6 слов-понятий. По2 балла за каждую расшифровку. 12 баллов.
2. Участник верно соотноси 6 расшифрованных понятий с изображениями. По 2 балл за каждое верное соотнесение. 12 баллов.
3. Участник дает 6 определений расшифрованным понятиям. По 2 балла за каждое определение. 12 баллов.
4. Участник верно определяет культурно-историческую эпоху. 2 балла.
5. Участник приводит пример культурного наследия определенной им эпохи. 2 балла.
Оценка: 40 баллов.
Пример задание первого типа. 10 класс .
1. Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.
2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.
3. Запишите название эпохи, художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.
4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определенной Вами эпохе. Поясните свой выбор.
Графы таблицы к заданию.
Слова-символы | Определения |
Название художественного явления | |
Пример культурного наследия, пояснение выбора |
Вариант ответа
Слова-символы | Определения |
Бернини | Джованни Лоренцо Бернини – великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель итальянского барокко . |
Дворец | – большое монументальное парадное здание, выделяющееся архитектурой, являлось первоначально резиденцией царствующих лиц или высшей знати. |
Променад | – прогулка по городу или парку, место для прогулок в больших городах. |
Фонтан | – архитектурно, скульптурно оформленный источник воды. |
Оратория | – крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, написанное, как правило, на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. |
Веер | – небольшое, как правило, складное опахало для создания потока воздуха, овевающего лицо, шею и плечи. |
Жемчужина | – материал для ювелирных украшений, в силу трудности добычи становится в искусстве метафорой редкостной красоты (отсюда выражения "жемчужина коллекции (искусства) и т. п."), в силу совершенства формы и цвета становится символом чистоты, белизны, возвышенности, богатства; атрибут Христа и Пресвятой Девы. |
Петергоф | – самый ранний из дворцовых ансамблей в окрестностях северной столицы, основан Петром I как загородная резиденция, которая могла бы соперничать с Версалем. Знаменит высокими фонтанами, работающими без насосов. |
Название культурной эпохи | Барокко – (дословно «жемчужина с пороком») – художественный и архитектурный стиль, направление (убрать это слово) в европейском искусстве XVII-XVIII веков, центром которого была Италия. Характерные черты – величие, пышность, совмещение реальности и иллюзии, контрастность, напряженность образов. Иллюзию могущества и богатства создавали приемами живописи, а не натуральными дорогостоящими материалами. |
Пример культурного наследия, пояснения выбора | Караваджо «Призвание апостола Матфея», работа на библейский сюжет, приближенный через детали к реалиям современной автору жизни. |
Пример задания первого типакласс.
В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.
Соберите слова-символы и запишите их в таблицу. Дайте им лаконичное пояснение, определение.3. Напишите названия двух культурно-исторических эпох, к которым относятся найденные слова.
4. Приведите ОДИН показательный образец искусства одной из определенных Вами эпох. Кратко поясните выбор.