Cлайд 1
Cлайд 2
А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни. Иван Шишкин На севере дикомCлайд 3
Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Борис Кустодиев. Осень. 1915 Камиль Писсаро Фруктовый сад в Понтуазе Иван Шишкин Лесные далиCлайд 4
Благодаря произведениям искусства - литературным, музыкальным, живописным - природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Иван Айвазовский Буря на Северном море. 1865 Борис Кустодиев Зима. 1916 Михаил Врубель Сирень. 1900Cлайд 5
Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н. Рыленков Прочитайте вслух стихотворение. Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этом произведении.Cлайд 6
А. Саврасов. Грачи прилетели. И. Левитан. Озеро. Русь Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и другие открыли красоту родной земли.Cлайд 7
К. Моне. Вестминстерское аббатство К. Моне. Реймский собор на восходе солнца В XX в. в зарубежном изобразительном искусстве возникло направление, которое получило название «импрессионизм» (от франц. impression - впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.Cлайд 8
Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели. М. Алпатов о картине И. Левитана. Весна. Большая водаCлайд 9
Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это? П. Чайковский И. Левитан. Над вечным покоем.Cлайд 10
Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П.Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской? Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава... Что в этом поэтичного?
Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная! Именно благодаря картинеАлексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни.
В XX в. в зарубежном изобразительном искусстве возникло направление, которое получило название «импрессионизм» (от франц. impression- впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.
Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессионистаКлода Моне (1840-1926).
Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.
Рассмотрите живописные пейзажи. Объясните, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные образы природы, запечатленные на этих полотнах.
Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
Подберите живописные, литературные и музыкальные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира, и подготовьте беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.
Посмотрите фильм - экранизацию одного из произведений русской классики. Какую роль в фильме играет пейзаж?
Напишите этюды (литературные или живописные), в которых вы изобразите природу в разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время года).
Зримая музыка
Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной классики - «Времена года» - цикл концертов итальянского композитора XVIII в.Антонио Вивальди (1678-1741) и цикл фортепианных пьес русского композитора XIX в.Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Оба сочинения относятся к программной музыке: имеют названия и сопровождаются поэтическими строками - сонетами самого композитора в концертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.
В русских пейзажах-настроениях - стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.
Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана «Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:
Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно- жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.
Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?
П. Чайковский
Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?
Что привлекает композиторов и художников в русской природе?
Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?
Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.
Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?
Художественно-творческое задание
Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные литературные примеры.
Человек в зеркале искусства: жанр портрет
Портрет(франц. portrait) - изображение определенного человека или группы людей. Жанр портрета получил распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и графике. Различаютпарадный икамерный портреты. Бывают портретыпарные и групповые. Они предназначаются и для украшения парадных зал, и для восхваления определенных персон, и для сохранения памяти о людях, объединенных профессиональными, духовными, семейными узами. Особую категорию составляетавтопортрет, на котором художник изображает самого себя. Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету-характеру, или к портрету- биографии.
Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель - узнаваемость изображенного на нем человека. Однако обычно задачей художника является не точное копирование внешних черт модели, не подражание природе, а «живописное пересоздание» образа человека. Не случайно возникает желание не просто узнать в портрете себя, а может быть, даже открыть что-то новое в себе.
Зрителю невольно передается отношение художника к модели. Важным является все то, что выражает эмоции, отношение к жизни, к людям: мимика изображенного лица, выражение глаз, линия губ, поворот головы, осанка, жест.
Нередко мы толкуем произведение с позиции человека сегодняшнего дня, приписываем персонажу черты, совершенно не свойственные его времени, т. е. стремимся понять неизвестное через известное.
Религиозные представления в Древнем Египте, связанные с культом мертвых, определили стремление к передаче портретного сходства в скульптурном изображении человека: душа умершего должна была найти свое вместилище. В начале XX в. археологи открыли всему миру замечательное портретное изображение царицы Нефертити. Созданный в IV в. до н. э., этотобраз поражает плавностью линий профиля, изяществом гибкой шеи, воздушной легкостью и текучими переходами неправильных, но прелестных черт женского лица.
В искусстве Древней Греции особое место занимают обобщенные, идеализированные образы героев или богов. В слиянии духовного и физического художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека.
В своем знаменитом «Дискоболе» скульптор V в. до н. э Мирон стремится в первую очередь передать ощущение движения при устойчивости и монументальности линий тела, не заостряя внимания зрителей на особенностях лица.
Особой нежностью и теплотой веет от статуи Афродиты, богини любви и красоты, изваянной скульптором Праксителем в IV в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображении нет божественного величия, образ дышит удивительным покоем и целомудрием.
Римский портрет связан с культом предков, со стремлением сохранить их облик для потомков. Это способствовало развитию реалистического портрета. Его отличают индивидуальные характеристики человека: величие, сдержанность или жестокость и деспотизм, одухотворенность или высокомерие.
В Средние века чувственно-пластический язык скульптуры отвечает идее отвлеченности образа, его связи с божественным духом. Несмотря на ограничение религиозного искусства нормами и правилами, появляются образы, полные волнующей красоты и глубокого человеческого чувства.
Портретное искусство эпохи Возрождения словно объединяет в себе заветы Античности и Средневековья. В нем снова звучит торжественный гимн могучему человеку с его неповторимым физическим обликом, духовным миром, индивидуальными чертами характера и темперамента.
В «Автопортрете»Альбрехта Дюрера (1471-1528) угадывается стремление художника найти идеализированного героя. Образы универсальных гениев XVI в., мастеров эпохи Высокого Возрождения - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти - олицетворяют идеального человека того времени.
В XVIIв. главным критерием художественности становится материальный мир, воспринимаемый через чувства. Подражание действительности заменило в портрете непонятность и необъяснимость психических проявлений человека, его многообразных душевных порывов. Очарование мягкого бархата и воздушного шелка, пушистого меха и хрупкого стекла, нежной, матовой кожи и сверкающего жесткого металла передается в это время с высочайшим мастерством.
Среди известных портретных шедевров того времени «Лютнист»Микеланджело да Караваджо (1573-1610), в котором художник развивает мотив, взятый из реальной повседневной жизни.
На закате XVIстолетия в творчестве испанского художникаЭль Греко (1541 -1614) возникает новый тип портрета, в котором передается необычная внутренняя сосредоточенность человека, интенсивность его духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или застывшие позы. Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.
Портреты великого голландца Рембрандта (1606-1669) не без основания считаются вершиной портретного искусства. Они по праву получили название портретов-биографий. Рембрандта называли поэтом страдания и сострадания. Люди скромные, нуждающиеся, всеми забытые ему близки и дороги. Художник с особой любовью относится к «униженным и оскорбленным». По характеру творчества его сравнивают с Ф. Достоевским. В его портретах-биографиях отражены сложные, полные тягот и лишений судьбы простых людей, которые несмотря на выпавшие на их долю суровые испытания, не утратили человеческого достоинства и душевной теплоты.
Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим на портретах другую породу людей, отличающуюся от предшественников. Придворно- аристократическая культура вывела на первый план стиль рококо с его утонченно-обольстительными, задумчиво- томными, мечтательно- рассеянными образами. Рисунок портретов художниковАнтуана Ватто (1684-1721),Франсуа Буше (1703-1770) и др. легкий, подвижный, их колорит полон изящных переливов, для него характерно сочетание изысканных полутонов.
Поиски героического, значительного, монументального в искусстве связаны в XVIIIв. со временем революционных перемен. Одним из гениальных скульптурных портретов мирового искусства является памятник Петру Iфранцузского скульптораЭтьенна Мориса Фальконе (1716-1791), воздвигнутый в Петербурге в 1765-1782 гг. Он задуман как образ гения и созидателя. Неукротимая энергия, подчеркнутая стремительным движением коня и всадника, выражается во властном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице, на котором бесстрашие, воля, ясность духа.
XIXв. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия красоты. Новаторские искания в живописи обращены теперь к сближению с действительностью, к поиску многоликости образов.
В период романтизма портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделенного свободой воли. Настоящий романтический пафос выступает в портрете Ф. Шопена кисти французского художника-романтикаЭжена Делакруа (1798-1863). Перед нами настоящий психологический портрет, передающий страстность, пылкость натуры композитора, его внутреннюю суть. Картина наполнена стремительным драматичным движением. Этот эффект достигается поворотом фигуры Шопена, напряженным колоритом картины, контрастными светотенями, быстрыми, интенсивными мазками, столкновением теплых и холодных тонов.
Художественному строю портрета Делакруа созвучна музыка Этюда ми мажор для фортепиано Шопена. За ней стоит реальный образ - образ Родины. Ведь однажды, когда его любимый ученик играл этот этюд, Шопен поднял вверх руки с восклицанием: «О, моя Родина!»
Мелодия Шопена, неподдельная и могущественная, была главным средством выражения, его языком. Могущество его мелодии - в силе ее воздействия на слушателя. Она как развивающаяся мысль, которая подобна развертыванию сюжета повести или содержанию исторически важного сообщения.
В портретном искусстве ХХ-XXIвв. условно можно выделить два направления. Одно из них продолжает классические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие Человека, другое - ищет новые абстрактные формы и способы выражения его внутреннего мира.
Ф. Буше. Концерт.
Найдите на разворотах учебника те портреты, о которых идет речь в тексте. Сравните их межу собой, определите сходные и различные черты. Дайте собственную трактовку их образов.
Какие портреты вы отнесете к традиционному классическому направлению, а какие - к абстрактному искусству. Аргументируйте свое мнение.
Сопоставьте язык различных направлений портретной живописи. Определите выразительность линий, цвета, колорита, ритма, композиции каждого из них.
Послушайте музыкальные сочинения. Подберите к портретам те произведения, которые созвучны образам, запечатленным на них.
Художественно-творческое задание
Подготовьте альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен». Включите в них информацию о художниках, скульпторах, графиках, а также стихи, отрывки прозы, фрагменты музыкальных произведений, созвучные образам вашей портретной галереи.
Портрет в искусстве России.
Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
В середине XVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.
Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.
Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».
Почти сто лет назад поэтЯков Петрович Полонский (1819- 1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художнкомВладимиром Лукичом Боровиковским (1787-1825).
Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо - живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца. . .» И в голове его начали складываться стихи:
Она давно прошла - и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви и мысли - тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...
Мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. А если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы он меньше нравился или меньше трогал? Конечно, нет! Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий
Поделитесь своими впечатлениями от женских портретов, написанных русскими художниками.
Подберите музыкальные произведения русских композиторов (романсы, камерно-инструментальная музыка), которые можно использовать как фон, способствующий более глубокому восприятию портретной живописи.
Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с особенностями знаменитого портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их роднит, что различает?
Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Каким образом они усиливают восприятие образа А.Струйской?
Портреты наших великих соотечественников
Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художникаИльи Ефимовича Репина (1844-1930). Обращение к портретной галерее этого художника дает возможность современным зрителям узнать о его многочисленных творческих связях с деятелями отечественной науки, культуры, искусства - учеными, писателями, живописцами, музыкантами, меце натами, которые внесли свой вклад в культурное наследие России.
Знаменитые люди на портретах изображены Репиным в разных душевных состояниях: мечтательного созерцания (композитор А. Бородин), активного действия (композитор, пианист, дирижер, основатель Петербургской консерватории А. Рубинштейн), спокойного размышления (писатель Л. Толстой), глубокого раздумья (коллекционер картин, меценат, создатель собрания Государственной Третьяковской галереи П. Третьяков).
На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми предметами, которые составляют суть их профессиональной деятельности, - писатель с книгой в руках, музыкант- исполнитель у дирижерского пульта, создатель художественной коллекции в окружении картин. Эта традиция имела место и в портретах XVIII в.
Рассмотрите изображения людей. Определите, в какое время они созданы, какие особенности личности (облик, черты характера, увлечения, социальная принадлежность и др.) стремились подчеркнуть в них художники. Какие средства выразительности помогли вам понять это?
Послушайте два фрагмента из произведений А. Бородина - «Ноктюрн» из Струнного квартета № 2, экспозицию Симфонии № 2 («Богатырская»). Какому из этих фрагментов созвучен портрет композитора? Найдите общие средства выразительности портрета и музыки.
Рассмотрите портрет А. Рубинштейна. Выскажите предположение, каким знакомым вам сочинением он дирижирует.
Послушайте вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргского - «Рассвет на Москве-реке». Какие особенности развития этой музыкальной картины необходимо подчеркнуть дирижеру-исполнителю?
Вглядитесь в портрет писателя Л. Толстого. Какое эмоциональное состояние передано в нем художником?
Прочитайте отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир» (сцена Сони и Наташи) как диалог, по ролям. Какие черты характера героинь раскрывает писатель? Какую из сфер жизни общества начала XIX в. (война? мир?) описывает?
Какими знаниями обогащает вас знакомство с различными произведениями искусства - живописным портретом, литературным текстом?
Художественно-творческое задание
Нарисуйте эскизы костюмов, декораций, подберите музыкальный фон для этой сцены.
Как начиналась галерея.
Павел Михайлович Третьяков... ходил из комнаты в комнату, раздумывая, куда же поместить новые приобретения. В кабинете все забито битком. Против окон - «Княжна Тараканова», над большим диваном - «Привал арестантов», над угловым, по одной стене - «Охотники». В широком простенке - «Рыболов» и «Странник» тоже Перова. Нет, в гостиной явно негде было вешать. Павел Михайлович опять перешел в столовую и наконец с трудом выбрал место. Развешивая картины, он приговаривал, вздыхая:
Тесно, до чего тесно!
Перестань покупать, - лукаво прищурился Александр Степанович Каминский, пришедший с Соней проведать родных.
Павел Михайлович, обернувшись, молча наградил его негодующим взглядом. Архитектор обезоруживающе улыбнулся в ответ и спокойно, весело посоветовал:
Тогда строй помещение.
Третьяков оставил картины, по-смотрел
Думаешь? Я и сам так считаю. Давно уже, - сказал он, помолчав, - А за проект возьмешься?..
Он вышел на воздух... и погрузился в густую тень грушевого сада. Третьякову было бесконечно жаль уничтожать этот славный уголок сада. Но место его уже принадлежало галерее.
Откладывать нечего, Саша. Пора начинать. Только, будь другом, последи, чтоб с грушами поаккуратнее.
Прочитайте отрывок из книги Н. Ненарокова «Почетный гражданин Москвы».
Рассмотрите портрет П. Третьякова кисти И. Репина. В чем, по вашему мнению, проявляется общность образов картины и рассказа?
Музыкальный портрет.
Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.
В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.
Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.
Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.
Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.
Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу... Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).
Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увидели » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?
Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику
Александр Невский
Князь Александр Невский (12201263) родился в городе. Переяславле- Залесском. Отроческие и юношеские годы Александра прошли в Новгороде. В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником - шведами, за что народ прозвал его Александром Невским. В 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Александра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев. В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра», которая была написана в 80-е годы XIII в., когда началось его почитание как святого, сказано:
«Александр... вошел в церковь святой Софии, и начал молиться со слезами: "Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ. Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне". Князь, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: "Не в силе Бог, но в правде". В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и платил им ежегодную дань. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел и вскоре умер. В народе говорили, что он был отравлен. Похоронили князя во Владимире. В 1710 г. по указу Петра I нетленные мощи Александра Невского были перевезены в Санкт- Петербург и захоронены в Александро- Невской Лавре. Тогда же был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны (19411945) этот орден вновь стал боевой наградой. День почитания Святого Благоверного князя Александра Невского - 6 декабря. Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Его образ запечатлен в различных произведениях искусства - литературе, музыке, живописи, скульптуре, кино.
Интернет-конкурс «Имя России – 2008».
Рассмотрите картины, памятник, икону, изображение Александро-Невской лавры, посвященные Александру Невскому - святому земли русской. Что это за человек? Каким он предстает перед нами? Какими чертами характера наделен?
Какой должна быть музыка, рисующая образ князя, чтобы представить себе именно такого человека? Аргументируйте свое мнение.
Послушайте фрагменты из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»», посмотрите эпизоды из одноименного фильма С. Эйзенштейна Какими средствами режиссеру и композитору удалось вызвать у нас представление о характере, внешнем облике главного героя?
Портерт композитора в литературе и кино
Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., - а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.
Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные урокиМетодическая разработка открытого урока
Искусство в 8 классе
по программе «Искусство 8 – 9 класс» Г. П. Сергеевой Е. И. Э. Кашекова, Е.Д. Критской,
Раздел: Искусство открывает новые грани мира.
Тема: Искусство рассказывает о красоте земли.
Тема урока: Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
учитель искусства
Ты проснешься на рассвете,
Мы с тобою вместе встретим
День рождения зари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир!
1. Формирование у обучающихся представление о жанре пейзажа в живописи и музыке;
развитие художественно – аналитических способностей, внимание, культурную зоркость, повышать уровень образовательной мотивации и познавательный интерес; умение вести диалог с произведениями искусства.
Тип урока: – урок изучения и первичного закрепления знаний.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интернет
Зрительный ряд: DVD«Пейзаж», репродукции картин
Используемый цифровой ресурс http://palitra-ru.ru/ ; http://music.yandex.ru/#!/track/402710/album/220970 ); http://www.art-urok.ru/flomaster3.ht
Учебник: Г П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е Д Критская. Искусство, 8-9кл М: Просвещение, 2013
Деятель - ность учителя | Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
|||||||||||||||
Осуществ - ляемые действия | Формируем - ые способы деятельности | Осуществ - ляемые действия | Формируе - мые способы деятельности | Осуществ - ляемые действия | Формиру - емые способы деятельности |
||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности (орг.момент 1 – 2 минуты) |
|||||||||||||||||
Учитель настраивает учащихся на позитивный лад, подбадривает учащихся, напоминает, что они хотят и могут хорошо учиться. Звучит песня «Как прекрасен этот мир!» | Учащиеся также настраиваются на урок, высказывают свое мнение, что они хотят и будут хорошо работать на уроке. | Определять цель в учебной деятельности с помощью учителя | |||||||||||||||
Учитель подводит учащихся к тому, что тема урока связана с поэзией, изобразительным искусством и музыкой. Дети показывают домашнее задание. экране появляются картины природы сопровождаемые музыкой и стихами и прозой. Нужно понять что будет являться темой урока. | Учащиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы.. | Анализ и синтез, классификация, обобщение. Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа. | Совместный поиск ответа на заданный учителем вопрос, участие и взаимодействие в процессе этого поиска. | Коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. | Оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства. | Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель. |
|||||||||||
1 На экране появляется цитата из стихотворения И. Бунина Нет, не пейзаж влечет меня,
Любовь и радость бытия, Она повсюду разлита… Она везде, где красота… (Из Ивана Алексеевича Бунина) 2.Учитель просит выдвинуть предположение о теме урока 3.Организует беседу, выявляющую знания учащихся в этой сфере. 4.Подводит итог беседы. | Анализируют стиль художника, выявляют сходство и различие образов (опираясь на ранее изученный материал). | Выделять существенную информацию из названия картины, выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. | Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, высказывать свое мнение, взаимодейство вать путем взаимопонима ния.. | Контролируют правильность ответов своих одноклассников. | Уметь действовать в соответствии с целевой установкой Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять и уточнять мнения, высказанные одноклассника ми. |
|||||||||||
Учитель подводит учащихся к пониманию стиля «Импрессио | Учащиеся сами формули руют цели и задачи урока, что для изучения новой темы необходимо: знакомствот с людьми – художниками, их произведениями искусства. | Выявляют сходство и различие и живописных образов, сравнивают, анализируют их. Устанавливают аналогии особенностей живописи художников – импрессионистов. | Отвечая на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том, что для них характерно | Личностно оценивают звучащую на уроке музыку,работы художникка | Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в процессе учебной деятельности. |
||||||||||||
5. Первичное закрепление (4 – 5 минут). |
|||||||||||||||||
Смотрят картины К. Моне | Учащиеся смотрят картины художника – импрессиониста. | Анализируют стилевые, особенности каждого произведения. Сравнивают их между собой. Устанавливают аналогии особенностей живописи художников – импрессионистов Делают выводы.. | Общаются и взаимодейству ют в процессе нахождения общего и разного. | Формируются вербальные и невербальные средства общения для раскрытия своего отношения к искусству. | Оценивают выразительные и изобразительные особенности произведений искусства (живописи и музыки) | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками. |
|||||||||||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой минут |
|||||||||||||||||
Выявляют особенности стиля письма той или иной картины природы, отвечают на вопросы, о композиции, цветовой гамме и т. д. | Формируют умение работать с информацией, через конкретно-чувственное сравнение, обобщение и анализ | Участие в совместной деятельнгости, общение и взаимодействие в процессе выполнения работы, т.е. размышления, споры, умение приходить к единому мнению. | Распределение начальных действий. планирование общих способов работы, которые помогут быстро и эффективно справиться с заданием | Оценивают и соотносят те образцы живописи, которые надо проанализиро вать с тем опытом синтеза и анализа, который у учащихся уже имеется. | Умение различать объективную трудность и субъективную сложность поставленной проблемы, способность планировать свою деятельность. |
||||||||||||
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение 5 – 6 минут |
|||||||||||||||||
Выполнение теста по изученному материалу | Исследуют и выявляют закономерности появления нового стиля в искусстве, выявляют общие черты, сопостав ляют особенности живописи и музыки в стиле имперессио низма. | Распознают существенные признаки и свойства изучаемой проблемы с помощью наблюдений, сравнений, анализа. | Применяют словарь эмоций во время просмотра презентации для характеристики звучащей музыки и художественных образов, возникающих на экране. | Коммуникация, обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопони мания. | Оценивают те знания и впечатления, которые получили за время урока, соотносят их с уже имеющимся опытом и знаниями в сфере музыки и изобразительно го искусства. | Умение планировать работу до её начала, т.е выбор своего варианта домашнего задания. Умение оценить задание и свои возможности. |
|||||||||||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 2 – 3 минуты |
|||||||||||||||||
Учитель узнаёт какую задачу ставили на уроке? Удалось ли её решить? Какие получили выводы? Каким образом можно встроить эти знания в систему знаний о музыке в целом. | Учащиеся называют цели и задачи, которые они формулиро вали и намечали в начале урока, анализируют все ли успели и усвоили в процессе урока. | Сравнивали, анализировали, классифицировали, обобщали. | Участвовали в совместной деятельности, общались и взаимодейство вали на различных этапах урока. | Планировали способы и приемы работы Путем рефлексии на свои действия, корректировали формы совместной работы. | Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока. | Умение адекватно воспринимать как твои действия оценивает учитель и сверстники. |
Конспект урока
Мотивация к учебной деятельности (орг.момент 1 – 2 минуты)
Учитель настраивает учащихся на позитивный лад, подбадривает учащихся. Песня «Как прекрасен этот мир»
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4 – 5 минут )
На прошлом уроке я просила подобрать зрительный и литературный ряд к произведениям Николая Рыленкова «Все в тающей дымке» и Михаила Пришвина «Неведомому другу».Дети показывают презентации.
- Как вы считаете, справились ли ребята с заданием?
- В полной ли мере удалось им иллюстрировать эти литературные произведения?
3.Постановка учебной задачи (4 – 5 минут)
* На экране появляется цитата из стихотворения
И. Бунина
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота…
(Из Ивана Алексеевича Бунина)
- Давайте вспомним с вами, что же такое пейзаж?
- Какие виды пейзажа вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете и т.д.)
* Учитель просит выдвинуть предположение о теме урока
ПРОСЛУШИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И. Тютчева «ОСЕННИЙ ВЕЧЕР»
* Организует беседу, выявляющую знания учащихся в этой сфере.
Просмотр презентации «Пейзаж»
* Подводит итог беседы.
4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
6 -7минут. Знакомство живописью в стиле «Импрессионизм »
Учитель подводит учащихся к пониманию
Стиля «Импрессионизм»
Формирование целей и задач, необходимых для изучения этой темы.
Пользуясь учебниками с 24, ответьте на вопрос
- Какая эта природа на картинах русских художников?
Долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?
Русские художники – передвижники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор.
Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная!
Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.
Давайте с вами рассмотрим картины Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Весна. Большая вода», «Над вечным покоем», «Озеро.Русь».
Послушаем музыкальный фрагмент из сочинения Вивальди «Лето».
Какое лето вы себе представили? (ответы уч-ся).
Какие средства художественной выразительности используют художники (цвет, ритм, светотень,
и т.д.)?
А теперь рассмотрим зарубежное изобразительное искусство XX века:появление направления «импрессионизм»(впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.
Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840-1926)
Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили,
что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно,
в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.
Художественно-творческое задание:
Работа по изображению этюда пейзажа в любом эмоциональном состоянии.
работа включает в себя (два варианта):
1- изображение изобразительного этюда;
2-изображение литературного этюда.
Закрепление и рефлексия
Что такое пейзаж?
Какую роль сыграли русские художники в поэтизации жанра пейзаж?
Что «воспевает» русский пейзажный жанр?
Что такое «импрессионизм», и каковы его особенности?
Назовите художников и их работы, о которых шла речь сегодня на уроке.
Какая взаимосвязь между живописью и музыкой?
Итог урока : в русских пейзажах-настроениях -стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.
Что характерно для пейзажей импрессионистов?
Рефлексия:-
- что нового узнали на уроке?
Закончите фразу: «Русский родимый пейзаж составляет …:
Колорит красок
Мимолетное впечатление от реально-существующего мира
Лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка.