Пастельные мелки для рисования: как выбрать и как пользоваться. Что такое пастель художественная

Часто, когда начинающему художнику необходимо определиться, каким материалом работать, он склонен выбирать между маслом и акварелью. Но существует еще одна категория художественных материалов, называемая «мягкие». К ним и относится простой и приятный в работе материал – пастель.

Рисование пастельными мелками предполагает тесный контакт пальцев руки с бумагой, так как штрихи часто растушевываются для получения нужного оттенка или фактуры. Благодаря этому можно в буквальном смысле слова «почувствовать» рисунок во время работы. К тому же техника рисования пастелью обладает волшебным свойством – она склонна превращать простоту и даже «примитивность» рисунка из недостатка в достоинство.

От классики к импрессионизму

История пастели началась еще в 15 веке. Упоминания об этом материале можно найти в теоретических трудах Леонардо да Винчи. Само же французское слово «пастель» начало употребляться намного позже – в середине 17 века. Происходит оно от латинского pastellum – паста. Из чистого темного пигмента путем его перетирания с мелом получались более светлые цвета – отсюда всем известное слово «пастельный».

Этим материалом пользовались многие художники эпохи Возрождения, а также выдающиеся представители искусства Нового времени: Энгр, Жан Этьен Лиотар, Джон Рассел, Морис де Ла Тур. Особенно популярным было использование пастели в классическом портретном жанре, как в чистом виде, так и в комбинации с гуашью.

Позднее технику использовал для своих знаменитых атмосферных пейзажей Джеймс Уистлер. Также этот материал был популярен среди художников, представлявших главные направления живописи 19-го, начала 20 века, – импрессионистов и художников группы «Наби» (Les Nabis). Пастелью рисовали Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Эдуард Мане и многие другие.

Удивительно, но пастель, которую использовал Дега, можно купить и сейчас – маленький магазинчик «La Maison du Pastel» в одном из переулков Парижа почти не изменился с 1920-х. Производством по технологии, придуманной Анри Роша, занимаются его наследники.

В семейной мастерской до сих пор используют старинные инструменты и изготавливают пастель вручную. Полный спектр цветов составляет 567 оттенков, а цена за один мелок достигает 12-18 евро. Именно такой пастелью были написана знаменитая серия балерин Дега и некоторые работы Сислея.

Виды пастели для рисования

Пастельные мелки бывают трех видов:

  • сухая – самая удобная для новичков, она легко растушевывается и ее можно стереть ластиком, цвета можно перекрывать;
  • масляная – требует определенных навыков, так как исправить нарисованное сложно;
  • восковая – не растушевывается, и хотя она ложится красивым глянцевым слоем, работать с ней не просто; ее часто используют в технике процарапывания по вощеной бумаге для рисунка-подложки;

Сочетать в одном рисунке несколько видов пастели не принято. Начинающим художникам лучше остановиться на первом варианте.

Пастель, будучи материалом нежным и хрупким, требует бережного обращения, как с самими мелками, так и с готовой работой. Рисование сухой пастелью хорошо подходит как для быстрых набросков или этюдов, так и длительных постановок – возвращаясь к работе снова и снова, при желании, ее можно довести до фотографического сходства (если речь идет о рисовании с натуры). Поэтому этот материал одинаково хорош как для любителей экспрессии, так и для сторонников кропотливого вырисовывания.

Пастель можно смело брать с собой в путешествие или на прогулку – она замечательно подходит для пленера (рисования на природе). Уловить игру света, передать фактуру облаков или ритм волн – сделать это совсем не сложно.

Пожалуй, единственный минус этого материала – необходимость соблюдения определенных условий хранения пастельных работ (это не касается восковой пастели). А именно:

  • работу необходимо вскрывать фиксатором, иначе со временем она осыплется;
  • если вы хотите повесить пастельный рисунок в интерьере, он должен быть помещен под стекло или пластик, и лучше всего там, где его не достанут солнечные лучи;
  • для хранения работ нужно завести папку, в которой каждый рисунок будет переложен листом кальки, либо можно изначально пользоваться специальным альбомом для пастели.

Что нужно для рисования пастелью

Планшет или мольберт

Рисуя пастелью, удобно располагать лист бумаги вертикально либо под наклоном. Так будет намного легче оценить общую картину, а также проще переносить линии с натуры (натюрморта или портрета) на бумагу. Поэтому удобнее всего обзавестись мольбертом либо планшетом, который можно опереть о стол или спинку стула.

Пастельные мелки

Качественную пастель нельзя назвать дешевым материалом, однако при рациональном использовании одного набора хватит надолго. К тому же начинающим художникам не стоит гнаться за количеством цветов – 12-15 будет вполне достаточно. Выбирая материал в магазине, обычно его можно попробовать – хорошая пастель должна ложится на бумагу бархатистым слоем, не оставляя мелких крошек на поверхности бумаги, и хорошо растушевываться.

Бумага для рисования

Кроме пастельных мелков, потребуется тонированная рифленая бумага – она позволит максимально использовать возможности мелков. Можно приобрести и готовые альбомы для пастели – в них обычно находится бумага 4-5 цветов (обычно это неяркие светло-коричневые, серые, терракотовые цвета), а после каждого листа бумаги идет лист кальки. Рисуя допустимо оставлять незаполненные цветом фрагменты – можно «сыграть» на этом, подобрав бумагу такого же цвета как один из изображаемых объектов. Пользуясь таким приемом вы создадите эффект профессионального владения материалом.

Кисти и губки

При желании можно использовать плоские кисти или кусочки губки для растушевки, однако на начальном этапе предпочтительнее пользоваться пальцем – так вы сможете «почувствовать» материал и понять, как добиться нужного эффекта.

Фиксатор

Пастельные рисунки нужно обязательно вскрывать специальным лаком из пульверизатора.
Но можно воспользоваться и лаком для волос. Вскрывать работу нужно держа распылитель на расстоянии 30-40 см от поверхности.

Особенности техники

Хотя рисунок пастелью чаще классифицируют как графику, этот материал можно использовать и в чисто живописной манере.

Основное, чему нужно научиться перед тем, как начинать рисунок пастелью – это видеть цвета. Рисуя с натуры, нужно улавливать рефлексы, которые отбрасывают одни предметы на другие, всматриваться в тени и находить в них разные оттенки, а не «закрашивать» одним цветом от одного края к другому.

Важно также уделять внимание направлению штрихов – они должны ложиться по форме, а не произвольно. Таким образом, предметы будут выглядеть объемными. Большие пятна цвета лучше прокрывать, держа мелок плашмя.

Работать над рисунком нужно равномерно – не стоит браться за что-то одно. Вначале стоит слегка прокрыть все светлые места, затем темные, самые активные акценты и блики нужно ставить в самом конце. В процессе рисования с натуры нужно постоянно сравнивать тон предметов: предмет белого цвета не обязательно должен быть самым светлым.

Рисуя пастелью, как, впрочем, и любым другим материалом, нужно помнить о воздушной перспективе – границы дальних предметов должны быть более мягкие, чем очертания ближних; то, что находиться вдалеке (на пейзаже) по тону должно быть холоднее, чем то, что на переднем плане.

Добиться нужного оттенка в пастельном рисунке можно либо чередованием разноцветных штрихов (оптическое смешивание), либо перекрыванием одного цвета другим (механическое смешивание). Регулировать резкость контуров или насыщенность цвета можно с помощью растушевки. Если возникает необходимость прорисовать очень мелкие детали – в дополнение к мелкам можно использовать пастельные карандаши.

Рисование масляной пастелью позволяет добиться особо ярких цветов. Этот материал очень мягкий, немного «жирный» и имеет хорошую укрывистость. Работать им приятно, однако можно увлечься красками, позабыв об объеме и форме. Поэтому, к масляной пастели лучше обратиться уже после того как вы освоите основы рисования сухой.

Пастель материал очень «благодарный» – недостатки мастерства выгодно скрываются эффектным видом готового рисунка. Также не составит труда для начинающего художника найти свою особую манеру рисования. Пастельные работы, даже самые простые, хорошо смотрятся в интерьере.

Если вы увлечены , то обязательно познакомьтесь и с другими техниками: , . Все они могут не только радовать, но и приносить от продаж готовых работ, став хорошим подспорьем для семейного бюджета.

Рисование давно уже перестало быть исключительно видом искусства – сегодня это повседневное хобби для десятков миллионов жителей планеты, а также отличный способ творческого развития детей. Абсолютно каждый ребенок в мире тем или иным способом пробовал рисовать, но те, кто увлекся и сумел найти средства для того, чтобы придать своему увлечению постоянство и хотя бы немного более сложную форму, нежели рисование на песке, успели придумать множество различных способов передавать зрительные образы.


В наше время дети, по крайней мере, в развитых странах, рисуют обычно либо карандашами и фломастерами, либо различными видами жидких красок – гуашью, акварелью и так далее. В то же время все больше специалистов по вопросам детского развития указывают на то, что одним из наиболее подходящих материалов для детского изобразительного творчества могла бы стать художественная пастель.



Что это такое?

На самом деле, довольно многие великие художники прошлого при создании своих картин использовали именно эту разновидность красителя, поэтому название знакомо многим, но четкое представление о том, что же это такое, есть далеко не у каждого человека, если только он сам не имеет непосредственного отношения к рисованию. При этом прилагательное «пастельный», означающее очень нежный, мягкий оттенок какого-либо цвета, происходит именно от слова «пастель», поскольку это средство для рисования дает именно такой результат.

Собственно, выглядит пастель в чем-то похожей на обыкновенный мелок для рисования , и неопытный человек далеко не всегда может определить разницу между ними по внешнему виду.

В отличие от мелков, имеющих всегда приблизительно одинаковую консистенцию, пастель бывает как очень твердой, так и довольно мягкой, что применяется в различных техниках рисования для получения особого эффекта.



Появилось данное изобретение приблизительно в XVI веке. точнее, именно с этого момента видим пастель в творениях многих художников того времени. Тогда фабричной методики выпуска еще не существовало, и каждый живописец создавал массу сам, смешивая любые красители с водой и мелом для большей мягкости готового оттенка. После того, как масса высыхала, ее резали на куски, изготавливая эдакие «мелки», которыми, естественно, точные детали рисовать было немного проще, чем кистью.

Правда, из-за общей сухости материала он плохо сцепляется с обычной бумагой, поэтому рисовать приходилось на шероховатых поверхностях, но все же это не помешало активно использовать пастель таким именитым мастерам, как Ренуар, Врубель или Серов. При этом можно встретить исключительно пастельные картины, но весьма часто такой краситель на полотне сочетается с жидкими видами красок.


Сегодня вручную пастель производится разве что настоящими людьми искусства для собственного использования, а вот для широких масс ее делают на специальных предприятиях в промышленных масштабах. Для этого берется один или несколько красителей, необходимых для получения точного оттенка, и какая-нибудь смоляная основа, которая будет удерживать красящее вещество в заданной форме – например, гуммиарабик.

В целом. красители могут быть совершенно разными, но все же для классического рецепта пастели мел практически обязателен в качестве смягчающего компонента. Все необходимые ингредиенты в нужных пропорциях смешиваются и тщательно перемалываются вместе, пока не достигают того состояния, когда отделить их друг от друга уже не представляется возможным.


Готовая масса выкладывается в специальные шаблоны и формы, нарезается, а затем прессуется под высоким давлением. После этого уже сформированные брусочки отправляются в печь, где сушатся в очень щадящем режиме – при температуре в пределах 60-80 градусов. Точная температура и сроки просушки зависят от пропорций исходных материалов и желаемой твердости конечного результата, поскольку полагаться на авось здесь ни в коем случае нельзя. Дело в том, что слишком сухая пастель будет рассыпаться в руках и совершенно не держаться за будущую картину, ну а недосушенная может испортиться и покрыться плесенью, что также не способствует успешному творению образов.

Последний этап – упаковка. Пастель – материал довольно хрупкий, к тому же очень чувствительный к излишней влажности, поэтому обычно запаковывают его в упаковки из толстого и плотного картона, а промежутки между отдельными палочками еще и дополнительно наполняют поролоном или любым другим мягким наполнителем.

К потребителю пастель обычно прибывает в виде набора – для ребенка достаточно и стандартного, содержащего около 6-12 штук, а вот профессионалы могут рассчитывать на невероятное количество оттенков (до 268 штук).



Реже пастель поставляется еще и в виде россыпи, но такой продукт в большей степени интересен тем, кто уже давно и упорно занимается художественным ремеслом. Для малыша такой вариант полезен лишь в том случае, если он уже успел показать потрясающие успехи в этом деле.

Плюсы и минусы

Если говорить о детском творчестве, то у специально предназначенной для этого пастели плюсов, несомненно, намного больше, нежели минусов. Выделим самые основные среди преимуществ:

  • Мягкость . По сравнению с большинством карандашей и мелков, детская пастель требует куда меньше прикладываемых усилий, чтобы оставлять след. Если для детей старшего возраста это не так уж принципиально, то для самых маленьких это важный фактор, позволяющий начать обучение рисованию раньше.


  • Возможность рисования на бумаге . Это только первоначальные образцы пастели многовековой давности обязательно требовали шероховатой поверхности, чтобы рисовать, а вот сегодняшняя мягкая пастель, содержащая довольно большое количество влаги, довольно неплохо цепляется практически за любые горизонтальные поверхности.
  • Перекрывание слоев. Ложась на бумагу, пастель не впитывается в нее, а покрывает поверхность тонким слоем своих составляющих – красителя с мелом и связующим веществом. Это означает, что при любой ошибке нет нужды удалять неправильное изображение с поверхности бумаги.

Достаточно просто повторно «перекрасить» данный участок, пока новое изображение не перекроет старое. При этом легкая затушевка одним цветом поверх другого позволит оставить определенный эффект прозрачности, создавая новые оттенки.


  • Простота художественных методов . Пастель хороша еще и тем, что не требует никаких дополнительных приспособлений. Чтобы рисовать жидкими красками, их нужно правильно развести, научиться держать кисть, смешивать оттенки и так далее, а пастельный мелок нужно просто держать в руках. В отличие от того же карандаша, его не нужно затачивать – он рисует со всех сторон. При этом, что особенно порадует самых маленьких, слой пастели на поверхности бумаги прекрасно размазывается пальцем, что позволяет создавать еще более яркие, пусть и не всегда осмысленные образы.
  • Яркость и необычность . В конце концов, карандаши и фломастеры – это жуткая банальность, а акварельной техникой на относительно приличном уровне овладевает лишь очень небольшой процент людей. Пастель – это отличная возможность привнести в собственную творческую жизнь чего-нибудь новенького.



Впрочем, определенные недостатки тоже есть, ведь если бы пастель оказалась совершенно лишенной минусов, показалось бы странным, почему дети все же рисуют обычно чем-нибудь другим, а не этим потрясающим средством. В первую очередь, более широкому использованию пастели мешает тот прискорбный факт, что пастельные рисунки весьма податливы влиянию окружающей среды. Из-за сухой природы красителя полотно с изображением нельзя не то что сгибать – даже просто трясти, потому что покрывающая его поверхность тонким слоем картина просто осыплется, и даже если это произойдет не целиком, первоначальный замысел все равно окажется безнадежно разрушенным.

Кроме того, опасность для пастельных картин представляет и повышенная влажность, ведь заплесневеть может не только брусок пастели, но и целый пастельный рисунок. Следовательно, хранить творения из пастели в домашних условиях бывает довольно проблематично, а если ребенок определенно достиг успеха в рисовании, то его рисунки явно хочется сохранить на более продолжительный период.



Пастель игнорируется многими родителями еще и из-за того, что стоит она в некоторых случаях значительно дороже, чем те же карандаши. Качественный набор сравнительно скромной комплектации (12 цветов) может обойтись семейному бюджету в сумму до полутысячи рублей, а ведь далеко не каждые родители готовы выкладывать такие суммы на то, чтобы малыш получал всего лишь первое понятие о рисовании, пусть и в максимально комфортных условиях.

Возможно, в этой ситуации просто стоит обратить внимание на более дешевую продукцию – наборы с меньшей цветовой гаммой и не самых известных производителей найдутся в ценовом сегменте и до 200 рублей.

По крайней мере, каждый ребенок буквально обязан попробовать этот материал хотя бы раз в жизни – кто знает, а вдруг это и есть его будущее?

Виды

С выбором данного материала не все так просто – художественная пастель для рисования на бумаге выпускается сразу в нескольких разновидностях, каждая из которых имеет собственное назначение. Чаще всего по консистенции пастель делят на мягкую и твердую , а то, к какому конкретному подвиду относится вещество, определяется еще на этапе производства простым изменением пропорций – либо больше красителя и меньше соединяющего вещества, либо наоборот.



За счет более высокой влажности мягкая разновидность намного надежнее ложится на бумагу, так что не нужно изобретать велосипед, чтобы сохранить картину. Тем не менее, этот материал очень сильно крошится, а ронять его и вовсе нельзя, иначе вместо мелка получится порошок.

А вот профессиональная пастель всегда твердая , из нее делают как более привычные пастельные мелки, так и пастельные карандаши. Данная субстанция значительно прочнее – она обладает настолько высокой плотностью, что кусочки можно даже затачивать, чем активно пользуются профессиональные художники, используя такой вариант для прорисовки мелких деталей, штриховки и других аналогичных целей.

Шансов, что такой брусок поломается сам, куда меньше, однако всегда стоит помнить, что след от него обладает совсем не такой привлекательной яркостью, да и далеко не на любую бумагу его стоит пытаться наносить.


Классифицируется пастель, конечно же, и по комплектации. Профессиональные художники обычно приобретают либо огромного размера наборы с десятками различных оттенков, либо покупают материал для рисования поштучно, просто пополняя те запасы, что у них уже есть, нужными цветами. Конечно, ребенку тоже можно покупать штучные пастельные мелки, однако если он только учится рисовать, а это – еще и первая его пастель, то для начала лучше приобрести сравнительно небольшой набор – 10-18 цветов, максимум – 24.

Более широкое цветовое разнообразие ребенку на начальных этапах и не нужно – он пока недостаточно развил свое видение цветов, так что широкое разнообразие оттенков скорее загонит его в тупик, нежели поможет подобрать идеальный.

Другое дело, если данное увлечение – всерьез и надолго: тогда можно брать наборы по 36-48 цветов, и хотя обойдутся они значительно дороже, стоит учитывать, что вес у них тоже куда больше. Можно однажды купить такой большой набор, а затем просто по мере надобности пополнять его поштучными оттенками.



Наконец, следует учитывать, что большинство красителей в мире созданы не только для рисования на плоскости, а еще и для украшения каких-либо трехмерных объектов, и пастель вовсе не является исключением. В частности, с ее помощью можно раскрашивать поделки, изготовленные из ткани. Например, она часто используется для придания законченного эстетического вида цветам из фоамирана.

Если говорить конкретно об этом материале, то он обладает весьма гладкой поверхностью, соответственно, краситель для него лучше выбирать мягкий, оставляющий выразительный след. Тем не менее, в данной отрасли искусства выбор пастели очень сильно зависит от того, какой именно ткани было отдано предпочтение, так что эта тема заслуживает отдельного рассмотрения.

Состав

Помимо классической пастели, состав которой в целом уже был описан выше, существуют и другие современные варианты, ингредиенты в которых несколько отличаются от общепринятого рецепта, что позволяет получить несколько иной результат при общей похожести вещества.


Если классический рецепт всегда дает более или менее сухой мелок, то альтернативные рецептуры обычно нацелены на более влажный состав, который намного лучше соединяется с бумагой, а потому позволяет рисовать практически на любых бумажных поверхностях, да еще и с продолжительным сроком сохранения результата. Рассмотрим все альтернативные вариации пастели подробнее:

  • Масляная. Название соответствует действительности – своеобразным клеящим веществом здесь выступает льняное масло. Впрочем, сам по себе пигмент с маслом вместе не держались бы, поэтому мелки прессуют до твердого состояния. При этом присутствие жира очень заметно – мелки оставляют на пальцах жирные следы, со временем пятна могут даже проступать с обратной стороны картины. Благодаря наличию жидкого жира (относительно высокой влажности) цвета получаются более яркими, при этом оттенки трудно смешивать, а пальцем они не размазываются вообще, поскольку впитываются в бумагу, но зато о такой рисунок и не выпачкаешься, и линии на нем не поплывут.

Существует техника растушевки пастели, уже нанесенной на бумагу, при помощи растворителя на кисти или специальной палочки, в результате чего получаются картины, похожие на масляную живопись; тем не менее, любой профессионал сразу увидит отличие и оценит необычность, так что именно настоящие художники обычно используют это средство.


  • Восковая. В этом виде пастели масла нет, зато есть полимерный воск, что позволяет веществу по своим свойствам напоминать масляную пастель, но при этом стоить дешевле и намного меньше пачкаться, что делает восковые пастельные мелки идеальным подарком для детей. Благодаря специфике самого воска такой мелок рисует даже на стекле, а вот на руках никаких пятен не оставляет, да и вообще является несколько более твердым. Нередко восковую пастель используют в сочетании с привычными акварелью или гуашью, но только строго поверх краски, ведь воск воду не впитывает и не пропускает.
  • Акварельная. Этот материал и вовсе представляет собой нечто среднее между классической акварелью и пастелью. В его основе также лежит воск, но здесь этот компонент по процентному соотношению сильно проигрывает красителям, поэтому простой рисунок выглядит так, как будто его выполнили масляными мелками, а размытый – как выполненный акварелью в необычной технике.



Акварельная пастель представляет собой почти то же самое, что и акварельные карандаши, однако оставляет более яркий след и в целом мягче, а также за счет большей поверхности соприкосновения позволяет быстрее закрашивать крупные объекты.

Палитра оттенков

Чем еще хороша пастель – так это возможностью максимально тщательно подбирать нужный оттенок. Во-первых, большинство ее сортов позволяют смешивать разные цвета, создавая новые оттенки, с предельной точностью передающие художественный замысел автора будущей картины. Во-вторых, для настоящих художников промышленными предприятиями выпускается огромное разнообразие цветов, ведь в одном наборе может быть более двух сотен разных тонов, названия для которых неизвестны большинству простых людей.

Цветная пастель продается не только наборами, но и поштучно, правда, для того, чтобы отыскать нужный оттенок, придется поискать действительно крупный профильный магазин.


Еще больше разнообразить цветовую палитру можно в том случае, если учесть, что разные типы пастели отличаются большей или меньшей яркостью. Благодаря сочетанию различных рецептур можно добиться практически неограниченного количества тонов, которые заставят растеряться даже опытного художника.

В то же время следует быть аккуратным, смешивая разные составы – иногда их свойства довольно плохо совместимы.

Фирмы

При выборе любого нового для себя товара очень многие люди, не разбирающиеся в соответствующей отрасли, предпочитают положиться на имя раскрученного знаменитого бренда – дескать, раз эти ребята заслужили уважение во всем мире, значит, они точно не производят плохой продукции, и я наверняка останусь доволен. Или, хотя бы, получу неисковерканное представление о том, что пытаюсь познать. Такой подход во многом справедлив.

Если говорить о довольно дорогих и профессиональных пастелях, то обратить внимание стоит, пожалуй, на те бренды, которые можно назвать специализирующимися на такой продукции. К таковым относятся голландская компания Rembrandt и их соотечественники Talles, а также французский бренд Sennelier , знаменитый просто потрясающим выбором оттенков, насчитывающим 525 разных тонов!

Впрочем, следует учесть, что продукция всех этих марок, будучи не просто зарубежной, а еще и профессиональной, обойдется очень дорого, поэтому для детского творчества ее если и покупают, то либо очень богатые родители, либо те семьи, в которых растут настоящие юные таланты.



Естественно, для бюджетного использования лучше всего приобретать отечественную продукцию, поскольку в среднем она оказывается значительно дешевле зарубежной, хотя остается открытым вопрос относительно ее качества. Из российских компаний, занимающихся выпуском пастели, определенную положительную славу снискала продукция марки Olki. По крайней мере, если уж выбирать из нашего, то именно ей обычно отдают предпочтение разбирающиеся люди.


При этом нужно сказать, что этот список далеко не полон. Ассортимент ведущих мировых компаний изменяется из года в год, позиции рейтинга меняются местами, да и вообще в творчестве лучше ориентироваться на какие-то собственные критерии, а вовсе не на общепризнанные идеалы. Поэтому не бойтесь приобретать и те виды пастели, которые в нашей статье не упомянуты. Ищите свое, и, возможно, вы останетесь более довольны собственной находкой, чем советами специалистов.

Дополнительные элементы

Пастель – настолько простое приспособление для рисования, что можно не использовать вообще ничего, кроме мелков и любой подходящей поверхности, но это совсем не означает, что предпочтение обязательно нужно отдать наиболее примитивной технике.


Взять даже ту же бумагу. Хотя восковая пастель рисует на чем угодно, другие виды мелков не настолько цепки, и для них выпускаются специальные альбомы из рифленой бумаги, где даже сама текстура будет способствовать необычности внешнего вида шедевра. Кроме того, в альбомах для рисования пастелью разные листы обычно делаются не белыми, а просто определенных нейтральных оттенков, что позволяет обыграть тон основы для изображения одной из деталей рисунка.

Пастель тем и отличается от обыкновенного мелка, что позволяет использовать еще и дополнительные средства для придания результату схожести с масляной живописью.


Маленькие дети инстинктивно размазывают слой красителя по бумаге пальцем, что используется даже профессиональными художниками и позволяет лучше прочувствовать материал, однако растушевка может проводиться и при помощи других подходящих предметов. Для этого можно приобрести обыкновенные кисти для рисования разной густоты и жесткости, часто пользуются также кусочками обыкновенной губки. При этом стоит учитывать свойства не только инструмента для растушевки, но еще и самой пастели , ведь одни разновидности растушевываются легче, а другие – тяжелее, но даже те, что поддаются размазыванию, могут делать это с разным эффектом.

Наконец, было бы странным, если бы легко осыпающаяся со многих поверхностей пастель продержалась столько веков – старинные картины с ее применением просто не дожили бы до наших дней, и она, в лучшем случае, так и осталась бы вариантом для детского временного творчества. Чтобы нарисованное держалось и позволяло даже трясти полотно при транспортировке, используется специальный фиксатор, то есть закрепитель. Сегодня фиксатив выпускается промышленным способом и продается в небольших баночках, откуда через пульверизатор разбрызгивается на картину, считающуюся законченной.

Домашние умельцы утверждают, что обыкновенный лак для волос также весьма неплохо справляется с этой задачей.


Как выбрать?

В большинстве случаев пастель покупается для тех деток, которые рисовать пока не умеют вовсе, а родители хотят просто побаловать малышей яркими красками, и, возможно, заинтересовать новым хобби. Следовательно, вещество должно быть ярким, не слишком твердым, но при этом и не пачкать все вокруг.

Вполне резонным кажется также пожелание относительно того, чтобы мелок не был слишком требовательным к поверхностям, на которых будет рисовать ребенок, ведь у новичка, да еще и маленького, вряд ли найдутся дома специальные рифленые альбомы и фиксаторы. Вот и получается, что оптимальный выбор для ребенка – это восковая пастель в виде мелков, обладающая всеми желаемыми качествами. Для начала хватит небольшой палитры, сопоставимой с красками любого другого типа.


Совсем другое дело, если ребенок уже успел немного освоить технику рисования пастелью и теперь находится на этапе совершенствования навыков. Во-первых, в этом случае он уже наверняка немного подрос и получил представление об аккуратности, так что требования по минимальной маркости вещества уже не столь строгие. Во-вторых, теперь пастель должна предлагать более гибкие возможности для раскрытия разных ее свойств – где-то ее нужно будет подточить, где-то – размазать кисточкой с водой.

Не исключено также, что ни одна из разновидностей выпускаемой пастели не может обеспечить все необходимые свойства сразу, поэтому самый разумный выход – сочетать их.



Впрочем, если все эти критерии действительно востребованы ребенком, который все еще продолжает делать успехи в рисовании пастелью, значит, он уже разбирается в теме намного лучше своих родителей, и только он знает, какое именно вещество ему нужно.

Для развития мелкой моторики придумано множество упражнений. Рисование карандашами - одно из самых любимых детьми. Благо, сегодня производители предлагают огромный выбор таких инструментов: в корпусе из дерева и восковых, трехгранных и круглых в сечении. Расскажем о каждом виде подробнее.

Традиционные карандаши в деревянном корпусе

Знакомые с детства коробки с яркими стержнями в деревянной «обертке» - традиционные орудия труда всех юных художников. Как же подобрать оптимальный вариант для своего ребенка?

  • Форма в сечении. Для первых творческих опытов лучше всего подходят предметы с тремя гранями. Они заранее учат ребенка правильно держать в руке принадлежности для рисования и письма. К тому же трехгранники сложно потерять - упав со стола, они не закатятся под диван. Схожие параметры у шестигранников. А вот от круглых наборов лучше отказаться.
  • Твердость грифеля. Важно, чтобы грифель не крошился в корпусе. Тогда карандаш будет легко точиться даже детскими руками и не придет в негодность после первого падения.

Акварельные карандаши

Акварельные наборы - те же краски, помещенные в деревянный корпус. Сам стержень изготовлен из спрессованной акварели. Рисунки, сделанные в такой технике, ярче и выразительнее, чем обычные карандашные. Если изображение намочить, визуально его не отличишь от акварельной картинки.

Восковые карандаши

Подобные наборы изготавливаются из воска, который подкрашивается пищевыми красителями. Карандашные стержни - мягкие, поэтому четкие цветные линии удаются маленьким художникам без лишних усилий. К тому же их легко точить. Восковые наборы подходят для первых раскрасок с крупными деталями.

Сухая пастель.
Пастель - цветные мелки, сделанне из порошкообразного пигмента, смешанного с клеем.

Пастель изготавливают путем смешения чистого пигмента и инертным наполнителем, например с тальком. (Существует несколько типов масляной пастели; о ней будет сказано позднее). Скрепляются составляющие пастели слабым связующим, обычно трагакантовой камедью, которую выделяют некоторые ближневосточные кустарники. Добавление различных количеств титановых или цинковых белил к чистому пигменту приводит к многообразию тонов каждого цвета; чем больше белил, тем светлее тон.

Есть два основных типа пастели: мягкая (круглой формы и твердая (квадратной формы). Существуют пастельные карандаши. Они не пачкают рук, работа ими ведется более аккуратно, но их цветовая гамма менее разнообразна.
Цветные пастельные мелки можно покупать поштучно и в наборах, где они распределены по цветам как общей гаммы, так и целевой, например ландшафтной. Необходимо использовать специальную текстурированную бумагу для пастели. Затачивают мелки наждачной бумагой. Пастельные штрихи легко смазываются, поэтому нуждаются в закрепителе. Последним надо использоваться осторожно, чтобы цвета не потемнели.

СОВЕТ ХУДОЖНИКА
Твердая и мягкая пастель часто используется одновременно. Первая подходит для получения крупных цветовых пятен на ранних этапах работы. Если использовать боковые стороны мелка и давить не сильно, эта пастель заполнит все углубление бумажной поверхности, как это бывает в случае с мягкой пастелью, так что получится хорошая основа для последующих слоев.

Мягкая пастель
Мягкая пастель используется чаще всего. Она имеет самый широкий выбор цветов и оттенков. Основная часть мелков круглая в сечении и имеет длину 5-8 см. Обычно мелки завернуты в бумагу, что не дает им раскрошиться (некоторые сорта очень мягкие и легко рассыпаются).

Твердая пастель
Твердые пастельные мелки обычно имеют прямоугольные сечение и не обернуты в бумагу. Их относительная твердость объясняется большим колличеством связубщего, использованного при производстве. В результате пастель меньше крошится. Такие мелки идеальны для линеарных работ, а их боковые стороны можно использовать для покрытия цветом больших участков.

СОВЕТ ХУДОЖНИКА
Для основы под пастель лучше использовать пастельные карандаши, чем графит, поскольку он жирный и отталкивает пастель, положенную сверху.


Цвета мягкой пастели выпускаются разных тонов - от светлого к темному.


Твердой пастелью, ставшей таковой из-за большого количества специальных добавок, пользоваться легче, чем мягкой.

По степени твердости пастельные карандаши находятся посередине между мягкой и твердой пастелью.

СОВЕТ ХУДОЖНИКА
Сложная смесь пастельных штрихов смотрится скучно и грязно. Пользуйтесь попеременно пастельными мелками и цветными карандашами, чтобы получить желаемый оттенок. На первом этапе не следует перегружать бумагу цветными слоями, иначе потом сложно будет добавить новые оттенки.

Масляная пастель и мелки.
Масляная пастель - это цветные мелки, которые скрепляются скорее маслом, нежели клеем, что делает их маслянистыми. Такие мелки бывают и твердыми и мягкими. Мягкие мелки пастели хорошо смешиваются, а твердые применяются для прорисовки деталей. Ими также можно работать в сочетании с растворителем - терпентином или уайт-спиритом. Масляный компонент пастели делает цвета глубокими, при этом они могут быть непрозрачными, полкпрозрачными и прозрачными. Такая пастель производит впечатление масляных красок, не крошится. Масляная пастель не высыхает, поэтому надо использовать закрепитель.
Масляные мелки - это масляная краска в виде мелков. Нанесенные ими штрихи можно смешивать с масляной краской из тюбиков. Мелки содержат сиккативы и не требуют закрепителя, но невысохшие штрихи легко смазать.

СОВЕТ ХУДОЖНИКА
Масляную пастель можно накладывать слоями, как и сухую. Поскольку это жирный материал, то текстура бумаги быстро заполняется, поэтому постарайтесь не переусердствовать вначале.


Leopold Friedrich Franz von Anhalt-Dessau, Porträt von Christian Friedrich Reinhold Lisiewsky, 1762
Пастель

Пигменты пастели идентичны пигментам других красок - акварели, темперы, масла. В трактатах упоминаются такие пигменты, как киноварь, лак, умбра, красная умбра, желтая охра, дважды пережженная охра или трепел (trippelerde), болюс, английская коричневая, черный мел, свинцовые белила. Диапазон пигментов, используемых для пастельной живописи, к 1770-м годам позволял, согласно списку Дж. Рассела, получить 280 оттенков пастели.


Джон Рассел. Портрет дамы. Пастель

Во время реставрации портрета миссис Мартон, созданного Д. Гарднером пастелью и гуашью на бумаге в конце XVIII века, были проведены различные исследования, результаты которых опубликованы. В красочном слое обнаружены следующие пигменты: берлинская лазурь, прусская голубая, желтая охра, свинцовые белила, желтый лак (yellow lake), сажа газовая, смальта, сиена жженая и красная окись железа (iron oxidе red).


Иоганн Барду. Портреты Николая Федоровича и Софьи Осиповны Апраксиных 1880-е. ГИМ

В результате технико-технологических исследований пастельных портретов 1780-х годов работы И. Барду из собрания ГИМ в красочном слое были выявлены желтая охра, сажа, свинцовые белила, берлинская лазурь, желтый органический пигмент, киноварь, красный органический пигмент, мел242.
К концу XIX века набор пигментов значительно расширился.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1897) дает следующий список наиболее часто встречающихся в пастельных карандашах пигментов: цинковые белила, мел, светлая охра, прокаленная окись цинка, желтый и красный хром, кадмий, красная охра, киноварь, венецианская красная, желчный камень, гаранс, индиго, берлинская или прусская лазурь, коричневая прусская, умбра, смальта, кобальт, ультрамарин, индийская желчь и кармин, а также зеленая, приготовленная из смеси синего и желтого порошков.


Э.Дега. Певица в зеленом. Пастель. 1884.

Также есть данные по составу более поздних пастелей рубежа XIX - ХХ веков, в частности по работам Клода Моне и Эдгара Дега, в которых идентифицированы охры, прусская голубая, изумрудная зеленая, хром желтый, цинковые и свинцовые белила.

Claude Monet. Untitled, early 1860s. Pastel on board
Private Collection of 1975 Stanford Law School Alumnus

Широко известно присущее свинцовым белилам свойство темнеть в результате химической реакции с серосодержащими веществами, имеющимися в воздухе, - явление, часто наблюдающееся, например, в акварельных портретах XIX века, когда написанные белилами кружева становятся черными.


В.Гау. Портрет княгини А.С. Урусовой, урожденной Уваровой. 1839
Картон, акварель, свинцовые белила, графитный карандаш, лак
Черное кружево на платье - потемневшие свинцовые белила.

В результате лабораторных исследований пастельных портретов на грунтованных холстах 1780-х годов из собрания ГИМ в пробе, взятой с фона, было обнаружено наличие поверхностного слоя темно-коричневого цвета, состоящего из диоксида свинца PbO2 и представляющего собой продукт изменения свинцовых белил. Таким образом, можно утверждать, что темно-коричневые фоны пастелей на холсте конца XVIII века, грунт которых содержит свинцовые белила без масляного связующего, изначально выглядели несколько по-иному, скорее всего, гораздо более светлыми. Это меняет наш взгляд на живописную манеру художников-пастелистов того времени и применяемую ими гамму красок.

В качестве наполнителей для разбела тонов в пастельные карандаши вводятся такие вещества, как белая трубочная глина, мел, гипс, фарфоровая глина, магнезия, тальк («портняжный мел»), которые в этом случае играют также роль слабых связующих и пластификаторов. В список материалов для пастели входят также цинковые белила (упоминаются в связи с пастелями, которые должны были подвергаться фиксации), сурьмовые белила («regule d’antimoine») и даже включены косметические лосьоны, приготовлявшиеся парфюмерами.

В XVIII веке считали, что превосходство цветных мелков состоит в большей степени в их мягкости. Это качество достигалось использованием в качестве наполнителя белого мела, самым лучшим считался мел из Франции или Испании, а также жемчужных (перламутровых) белил. Гипс и каолин рассматривались как наполнители низкого качества и использовались только с такими пигментами, как смальта или ляпис-лазурь, которым необходимо более сильное связующее.


Гуммарабик - камедь аравийской акации

В качестве основного связующего для пастели служат обычно камеди: гуммиарабик, трагант (трагакант), а также такие материалы, как декстрин, молоко, сахар, отвар солода, крахмал.

Трагакант — высохшая на воздухе камедь (гуммитрагакант), которая вытекает из трещин или надрезов столба или иголок некоторых растений из рода Астрагал (Astragalus ) семейства Бобовые (Fabaceae ).

Гуммиарабик использовался в течение всего XVIII века, особенно для тех пигментов, которые с трудом затвердевали. Более распространен был трагакант. Его растворяли вместе с другими средствами, например, вызывающей брожение солода специальной примесью («alewort»), которая загустевала при кипении. Использовали инжирный (фиговый) сок, пиво (либо чистое, либо загустевшее при кипении), молоко и сыворотку. Чтобы смягчить палочки, основанные на гипсе и каолине, рекомендовали применять оливковое и льняное масла.


И.Барду. Портрет неизвестного в синем мундире. 1980-е. ГИМ
Пастель на грунтованном холсте

При исследовании портрета неизвестного в синем мундире из собрания ГИМ (И.Барду, 1780-е) в пробе, взятой с изображения одежды, обнаружена берлинская лазурь в виде лака на смоляном связующем. Есть данные, что Дж. Рассел также применял смолу для изготовления пастельных палочек.
В состав пастели вводили также пластификаторы: вареный сахар, медовая вода и венецианское мыло. Использование связующих и пластификаторов менялось в зависимости от различных пигментов и, следовательно, в зависимости от вариантов цветов менялись пропорции смесей.

Ручное изготовление пастельных мелков

Обычно пастель выделывается в форме карандашей, обернутых бумагой, без деревянной оправы. Пастельные палочки - хрупкие и рыхлые, но в то же время достаточно прочные, чтобы не ломаться в руках художника. Кроме того, в настоящее время выпускаются пастельные карандаши в деревянной оправе, позволяющие добиться тонкого штриха и идеально подходящие для реставрационных тонировок. Изначально многие художники самостоятельно готовили пастельные карандаши. Изготовление хорошей пастели основано на сбалансированном равновесии между двумя крайностями - твердостью и мягкостью. Оно достигается очень точной дозировкой сырья: пигментов, связующего, примесей.


Р.Каррьера. Автопортрет с портретом сестры. 1715. Уффици
Пастель на бумаге

Состав пастельных карандашей всегда интересовал художников, изобретавших собственные рецепты.
Блистательная пастелистка Р. Каррьера живо интересовалась техническими исканиями и подбирала лучшую пастель (на ее взгляд, парижскую) и лучшее связующее, пользуясь вместо обычной камеди скульптурным мелом и измельченной створкой морской раковины. Тем не менее она писала в одном из своих писем: «Я многое могла бы сказать о пастели, но я твердо знаю, что успех произведения искусства зависит не от карандашей или бумаги художника, а от чего-то другого».

Sir Theodore Turquet de Mayerne, by Unknown artist, probably after 1625. National Portrait Gallery, London.

Вот как советуют изготовлять «карандаши всех цветов, главным образом для лиц» в рукописи Т.Т. де Майерна XVII века:
«Одним из подходящих для этого материалов является мел, с которым надо смешивать краски: киноварь, лак, умбру, желтую охру. Стирают с молоком, и приготовляют из этого карандаши. Другим материалом является глина, из которой делают табачные трубки; ее надо смешивать с водой.
Этот сорт карандашей держится дольше, менее хрупок и очень легко ложится. Лак, который очень сух и с трудом ложится на бумагу, надо смешивать с глиной, разведенной венецианским мылом, растворенным в воде. Все эти смеси сначала хорошо сотрите на мраморе (как делают краски), затем делайте из них палочки, которые выровняйте лопаточкой или маленькой очень гладкой деревянной дощечкой; дайте просохнуть на солнце или в тени, в чистом месте».

Антонио Ван Дейк Dyck Anthony Van Self Portrait with a Sunflower

Далее де Майерн приводит другой рецепт изготовления карандашей всех цветов для живописи на бумаге, сообщенный ему 31 июля 1634 года Леонаром, молодым фламандским художником, помощником господина Кари, ученика господина Ван Дейка:
«Надо взять краски, очень тонко стереть их на камне и сообразить, какую примесь гипса может вынести каждая из них без значительного изменения. Одни допускают большую примесь, другие, как лак, например, меньшую; одни - половину, четверть, треть, другие - пятую или шестую часть.Прибавьте к вашим тонко стертым краскам приготовленного из алебастра гипса, пережженного до полной белизны, и сделайте с небольшим количеством воды (сохраняя меру) пасту, которую скатайте на ладони в форме карандашей… По моему мнению, старый, уже бывший в употреблении гипс, белый, как снег, истолченный в мелкий порошок, лучше и не так сильно связывает, как только что пережженный, но его надо смешивать с молоком или сгнившим клеем, для того чтобы у карандашей можно было делать тонкие кончики. Посмотрите, что можно сделать с белым мергелем, с белым болюсом, с мелом, который считается лучше всего, с гашеной известью, хорошо промытой и высушенной и т.п. Земли, как болюс, дважды пережженная охра или трепел (trippelerde), английская коричневая, красная умбра и т.п. не требуют примеси, так же как и черный мел, лишь бы он был мягким…»

В той же рукописи находим еще один способ приготовления пастельных карандашей:
«Веществом, из которого делается основа карандашей, является гипс, в больших пережженных кусках которого находятся два вещества: одно твердое, как камень, и из него получаются очень мягкие карандаши, которые ложатся, как сангина; другое вещество - несколько хуже, но все же очень хорошее, которое блестит, как зерна морской соли. Извлеките и отделите эти вещества от остального и сотрите их в тонкий порошок, но лишь тогда, когда вы захотите работать, иначе толченый гипс, если он стар и изменился под действием воздуха, портится, гасится и не связывает.
Возьмите краски и сотрите их на камне с водой, и когда будет хорошо смешано, насыпьте достаточное количество вашего гипса, чтобы связать, тщательно перемешивая шпателем, ножом или камнем для стирания так, чтобы все хорошо соединилось; потом соберите вашу пасту в длинную форму достаточной длины, чтобы резать из нее карандаши, дайте пасте загустеть, просохнуть, а затем нарежьте на карандаши согласно вашему желанию очень тонкой и мелкой пилой и уложите их в очень чистую коробочку в сухом месте.
Если ваши карандаши не образуют четких линий из-за затвердения гипса, то нужно, стирая вашу краску с водой, натереть туда немного венецианского мыла, следя за тем, чтобы мыла не было слишком много; излишек его обнаруживается тем, что карандаши, высохнув, становятся блестящими, как будто бы они были отполированы; если же они хорошо сделаны, они должны быть матовыми, мягкими и ложиться, как самый мягкий мел, который только может быть. Возьмите совершенно сырую, приготовленную для выделки из нее табачных трубок глину, прибавьте к ней, каких хотите, красок и делайте карандаши достаточной длины, давая просыхать самим по себе. Этот материал можно получать во вполне готовом виде у всех рабочих гончаров».

Ж. Моннье приводит рецепты более позднего времени, «найденные господином князем Робером». Один из них представляет собой отрывок из трактата Готье из Нима «Искусство промывки…» 1687 года:
«Возьмите белую глину, предназначенную для изготовления трубок для табака, и размельчите ее на порфире или черепаховом панцире, добавляя обычную воду таким образом, чтобы получить тестообразную массу; и возьмите краски, которые вам нравятся, каждую в отдельности, и толчите их сухим способом на камне, самом тонком, какой только найдете, затем просейте их через тафту или очень тонкую ткань и смешайте каждую краску с этой пастой соответственно с тем, как вы хотите ее окрасить, больше или меньше; добавьте туда немного обычного меда и сколько угодно гуммиарабиковой воды. Для каждой краски приготовьте более темную или менее темную пасту, чтобы делать светлые пятна или тени. Затем возьмите каждую из паст и сделайте круглые палочки величиной с палец, раскатывая их между двумя очень чистыми дощечками или на бумаге в тени в течение двух дней; затем, чтобы закончить сушку, нужно положить их на солнце или перед камином. Когда они высохли, ими пользуются с чувством удовлетворения».

Пастельные карандаши Conte, 48 шт. Набор в металлической коробке. Conté à Paris, Франция.

Другой рецепт извлечен из трактата «Секреты, касающиеся искусств и ремесел» 1766 года:
«Предположим, что мы хотим изготовить красные карандаши. В таком случае я рассматриваю, есть ли в красной краске камедь, если в ней камедь, я не употребляю воду с камедью, но простую воду. А если в ней нет камеди, я пользуюсь очень слабо разведенной водой камедью. Итак, я беру киноварь, чтобы сделать карандаш. У меня есть вода с камедью и еще свинцовые белила и очень белый гипс. Я толку все это вместе, изготавливаю маленькие цветные палочки, которые служат мне для рисования в той же манере, как если бы я рисовал графитом или же красным карандашом.
Применение их на практике сделает хозяевами положения тех, кто захочет изготавливать эти твердые карандаши. Ибо чаще всего их делают слишком мягкими и таким образом, слишком быстро стачиваясь, они не позволяют ими рисовать; или в другом случае, когда они слишком твердые из-за слишком большого количества камеди в воде, ими нельзя помечать. Можно избавиться от этих дефектов, толча снова палочки на мраморе и прибавляя воду с камедью, если они были слишком мягкие; или добавляем в них больше краски, если они были слишком твердые, и, наконец, если карандаши слишком слабые и в них нет достаточно краски, можно будет ее добавить, чтобы восстановить их в желаемом вами состоянии».

Подобные рецепты встречаются и в российских изданиях, начиная с 80-х годов XVIII века. Например, в журнале «Экономический магазин» опубликованы советы А.Т. Болотова по изготовлению красных карандашей (сангины): он рекомендует стирать соответствующую краску с небольшим количеством мыла (венецианского или самого лучшего простого), к этой смеси для ее смягчения следует добавить немного молока и камеди и затем сформовать из нее карандаши нужного размера.

Гравюра Л. А. Серякова с иллюстрации из книги А. Т. Болотова. Фрагмент.
Андре́й Тимофе́евич Бо́лотов (7 октября 1738 — 3 либо 4 октября 1833) — русский писатель, мемуарист, философ-моралист, учёный, ботаник и лесовод, один из основателей агрономии и помологии в России

В собрании рецептов самого различного рода (вплоть до кулинарных), изданных в 1791 году А.Г. Решетниковым , есть и рецепт «О делании сухих красок или карандашей всех размеров»: «Возьми немного курительных табачных белых трубок и оныя протри на плите с простою водою гораздо мелко и так густо как бы тесто, потом, взяв всех цветов красок или какие тебе потребны будут, каждую из них изотри на плите как можно мельче, просей их сквозь тонкое полотно иль флер, так чтобы одна только их пыль могла сквозь оный проходить, а лучше истереть их также на воде, которая, собрав каждую порознь, смешай с упомянутым тестом, подбирая для подтушевки из одной краски колера, или цветы, то есть: первый цвет краски сделай темнее и, отделя от оной часть, прибавь еще несколько глины, то будет колер посветлее… наконец примешай в оные белого меду и часть малую камедной воды, но должно остерегаться, чтобы камеди в оныя не переложено было, потому что она может их так крепко связать, что они будут тверды и совсем неспособны к рисованию. Из этого теста делают палочки толщиной “в полмизинца”, раскатывая тесто дощечкой, затем сушат их, положив на бумагу, дня два, досушивая на солнце или в печи до готовности».

Некоторые изобретатели, заботясь о сохранности пастелей, предлагали такие методы изготовления мелков, которые приводили к полной потере особенностей пастельной техники, то есть, в сущности, к созданию нового вида живописи. Например, предлагалось смешивать пастельное тесто с воском или оленьим жиром.

Современная масляная пастель

Обобщив, процесс изготовления пастельных палочек можно свести к следующим этапам: сначала пигменты растирали на мраморе, смешивая их с водой (или спиртом), затем добавляли связующее. Начинали с изготовления пасты из белого пигмента, в которую затем добавляли другие. Пигменты брали самые лучшие и просеивали их через ткань. После того как паста растерта, приступали к формованию мелков: из пасты руками формировался шарик, затем цилиндр, который постепенно суживали с обоих концов. По другому способу мелки могли быть раскатаны на листе бумаги или между двух деревянных планочек. Затем пастельные палочки клали на меловую поверхность, на бумагу или на чистый кусок дерева, адсорбирующий влагу, и высушивали на солнце или около огня. Палочки группировали по оттенкам и распределяли по ячейкам ящичка. Дно ячеек покрывали отрубями как подложкой для мелков; это не только предохраняло их от загрязнения, но и предотвращало поломку.

Make Your Own Pastels

Промышленное производство и торговля пастелью

По мере того как возрастала популярность пастели, производство ее постепенно расширялось и принимало промышленный характер. Этому способствовал присущий живописи рококо космополитический характер, находивший свое выражение в странствующем образе жизни художников. Путешествуя по Европе в поисках аристократических покровителей и клиентуры, они знакомили местных мастеров с техникой пастели, поощряя их делать краски на основе местного сырья. Торговля пастелью, как и другими художественными материалами, началась еще в XVII веке. Возможно, это совпало с периодом распада гильдий и ученичества в студиях. Имеется свидетельство, что в XVIII веке пастель поставляли несколько центров. Пастельными палочками торговали в Риме и Париже, и художникам становилось выгоднее покупать их, а не делать самим. Тем не менее, например, во французских провинциях начала XVIII века было все еще нелегко отыскать готовую пастель. В Лондоне середины столетия продавались «совершенные наборы мелков». К тому времени торговля пастелью стала обычной для больших артистических центров, и лишь немногие художники продолжали изготовлять мелки самостоятельно.

В России, в частности в Санкт-Петербурге, уже в конце XVIII века пастелист мог приобрести необходимые материалы. Читаем в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1786 год: «На Сенной от Гороховой к рынку во 2-м доме над железными лавками продаются ящиками сухие в палочках разного сорту краски, маленькие ящики по 1 руб., большие по 2 руб.». В 1794 году появилось объявление о первом писчебумажном магазине «на Мойке, № 284 при пудреной фабрике», где продавались разные сорта бумаги, пергамент, «разных цветов мел», а также «книги, поучающие рисовальному искусству, и все, что к рисованию или письмоводству принадлежит». Поставщиками сырья традиционно были аптекари, а поставщиками самих пастельных красок - художники, оптовые торговцы, продавцы книг и гравюр.

Полномасштабное коммерческое производство и торговля пастелью начались в конце XVIII столетия с учреждением таких фирм, как William Reeves (1766) в Англии, Lefranc (1775), Girault (1780) и Paillard (1788) во Франции. Высоко ценилась пастель швейцарского и французского происхождения. Французский химик и биолог Анри Роше в 1875 году основал предприятие, которое сегодня известно как «Дом пастели». А. Роше начал с сотни оттенков, доведя их постепенно до пятисот. К 1914 году выпускалось уже 1000, а в настоящее время - более 1650 оттенков.

Промышленное производство пастели состоит из нескольких фаз:
1. Взвешивание составляющих компонентов.
2. Размельчение и размягчение пигментов и примесей в связующем веществе, разбавленном водой, на специальной краскотерке.
3. Отжимание получившейся пасты - получение так называемого «мокрого пирога». Твердая паста - «мокрый пирог» - вводится в фильеру, где ей под давлением придается цилиндрическая форма примерно в 1 м длиной.
4. Разрезание на палочки.
5. Сушка около 2 недель.