Олег Даль: биография, личная жизнь, жена, дети, причина смерти — фото. Олег Даль – между прошлым и будущим Были ли дети олега даля

Олег Даль являлся безумно талантливым актером, довольно неплохим сценаристом, а его чтение стихов было просто умопомрачительным. Толпы людей ценили, и что самое главное уважали его творчество. Артист достаточно привлекателен собой, и что не маловажно, харизматичен. Он так отыгрывал роли, что просто перехватывало дух, мог донести до зрителя все чувства и эмоции.

Его замечательную игру часто называли совершенством, чего нельзя было сказать о его личной судьбе, которую он собственно ручно погубил своими вредными привычками. А ведь ему светило великое будущее, возможно даже мировая известность.

Артист запал в душу большому количеству почитателей, которые помнят и любят его, а фильмы с его участием просматривают и сейчас.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Олегу Далю

Внешность артиста довольно запоминающаяся, Олег был строен, красив и весьма молод. По характеру мужчина был тяжелым на подъем, упертый, в некотором смысле взрывным и импульсивным, особенно это сказывалось в рабочем коллективе. Но и в то же время он относиться к типу людей, которые достаточно заботливы и ласковы в семейном кругу. А в работе артист просто растворялся и был самим совершенством, можно даже сказать идеалом для большинства зрителей.

Многие дамы были влюблены не только в его персонажей, но и в самого актера. Поэтому и не удивительно, что о нем интересовались и интересуются и сейчас, его параметрами как: рост, вес, возраст. Сколько лет Олегу Далю было, когда он ушел из жизни.

Все элементарно просто, рост артиста составлял 185 сантиметров. Олег Даль был молод, можно сказать, мужчина в самом расцвете сил, но к несчастью, не дожил до своего сорокалетия всего пару месяцев, и умер в возрасте 39 лет.

Биография Олега Даля

Появился на свет мальчик 25 мая 1941 года в самый разгар Великой Отечественной Войны, в простой работящей семье. Он был вторым ребенком, еще у мальчика была старшая сестра. Мальчик рос достаточно активным и смышленым, уже в раннем детстве проявлялся его сложный характер, постоянно конфликтовал со сверстниками. Учился парень хорошо и после окончания школы решает поступать в Щепкинский театральный. Родители некоторое время были против выбора сына, мол это не профессия, но через время смирились и даже стали гордиться за своего мальчика.

Парень был очень трудолюбивый и уже учась в институте, он параллельно стал сниматься в кино и театре и именно с этого момента началась творческая биография Олега Даля.

Фильмография: фильмы с участием Олега Даля

Фильмография артиста просто зашкаливает количеством отснятых фильмов с его участием и многочисленными театральными постановками.

В 1962 году была первая сыгранная роль Олега Даля в фильме «Мой младший брат», где сыграл главную роль творческого мальчишки Алика Крамера. После чего ему поступило сразу несколько предложений, но уже в самом начале артист тщательно подбирал себе роли по душе и не разменивался по мелочам. Затем снялся в психологической кинокартине «Человек который сомневается».

Уже в 1967 году Олегу пришла известность благодаря фильму «Хроника пикирующего бомбардировщика», где актер был в роли стрелка-радиста, именно этой ролью покорил сердца многих поклонников, в особенности женского пола.

В 1968 году артист снялся в чудесной постановке «Старая, старая сказка», где он сыграл одновременно две совершенно разные по типажу роли солдата и веселого кукольника. Только самые талантливые люди могут отыграть в одном сюжете, нескольких персонажей, и по мнению критиков, обе роли ему удались превосходно, к каждой он нашел свой личный тонкий подход и выразил всю мощь постановки.

Затем актер большое количество времени посвятил театру, он сам считал, что он в первую очередь театрал и именно эта сцена создана для него, а кино стояло для него на втором плане. Несмотря на это он продолжал сниматься в кинокартинах.

У артиста было свое понимание прекрасного, и он часто не сходилось с мнением коллег и режиссеров, поэтому Олегу приходилось менять место работы.

Самым важным участием в фильме Даля считал роли в сюжетах «В четверг и больше никогда» и «Отпуск в сентябре», которые он сыграл просто восхитительно, вложив в них все силы и чувства передавая зрителю все самое значимое.

В конце 70х годов артист все чаще стал отказываться от предложений в съемках и тем самым заработал себе не очень хорошую репутацию. Стал все больше выпивать и отдаляться от всех. А 3 марта 1981 года ушел из жизни великий талант и кумир многих поклонников.

Личная жизнь Олега Даля

Наш актер относился к такому типу людей, как весьма взрывной, как ураган, его характер тяжелый, и в то же время притягивал своей харизмой и невероятным талантом. Сам артист был зачастую самой противоположностью своих персонажей, казалось, что этот человек невероятно счастливый и жизнерадостный человек, стремящийся к саморазвитию. Однако все это была лишь маска, и само собой безумный талант артиста.

Личная жизнь Олега Даля отмечается большим количеством разнообразия женского пола. В его жизни было три законных брака. Каждый из которых был чудесен по-своему, мужчина долгое время пытался найти ту самую единственную, которая смогла бы вытерпеть его склочный характер. Именно такую он нашел, в своем третьем браке Елизавету Апраскину, которая сумела скрасить, его в последнее время, унылое настроение, и дать желание к самой жизни, но от плохой привычки, тяге к алкоголю, так и не отучила.

Как и у всех звезд бывают кризисы в жизни, некоторые справляются и вновь поднимаются на пьедестал, а некоторые замыкаются в себе. Даль относится к тому типу, которые не смогли справиться с самим собой, и плюс его пристрастие к алкоголю внесло окончательную лепту в жизнь мужчины. Никто себе представить не мог что причина смерти будет алкоголизм. Тяжело было поверить в погибель такого чудесного таланта, и многие задавались вопросом: «Олег Даль смерть по какой причине». Не маловажным фактом, повлиявшим на его погибель, стало то, что молодой мужчина был закодирован, и приняв большое количество спиртного спровоцировало кровоизлияние и мгновенную смерть. Похороны прошли с большим терзанием в сердцах у всех поклонников, знакомых и друзей.

Похороны Олега Даля. Причина смерти, по какой причине?

Новость о потере такого таланта пролетела мгновенно, все были в шоке от случившегося. Никто не мог даже представить себе такую скорую потерю, достаточно молодого артиста, и постоянно задавались вопросами: «Похороны Олега Даля. Причина смерти, по какой причине?». Ведь о пристрастии к алкоголю знали только самые близкие люди звезды.

Прощание с блистательным талантом проходили 7 марта 1981 года на Ваганьковском кладбище в самой столице. Увидеть в последний раз актера, пришло большое количество поклонников, друзей, коллег и родственников, все были опечалены такой утратой, а некоторые ходили в растерянности от случившегося.

Память об Олеге Дали будет с нами вечна, поклонники его творчества постоянно просматривают фильмы с его участием и восхищаются таким талантом по сей день.

Семья Олега Даля

Мальчик был рожден в самой обыкновенной семье, мать была преподавателем в местной школе, а отец работал инженером на железной дороге. Его появление пришло на самый разгар Великой Отечественной Войны, так что детство сложилось у парня не ахти. У Олега была еще старшая сестричка Ираида, с которой у него были очень теплые отношения. Семья Олега Даля была очень дружно, несмотря на все сложившиеся события их жизни.

Сам артист безумно хотел семью, он долгое время был в поисках той самой женщины, которая заставит его душу сиять изнутри. Он хотел найти женщину, которая будет ценить семейный очаг и в то же время быть ему единомышленником. Для своей возлюбленной он был готов на все, лишь бы она давала все свое тепло, в котором мужчина так нуждался. У него было две не очень удачных попытки, а третья увенчалась успехом, как говориться в народе «Бог любит троицу».

Дети Олега Даля

Своим самым большим детищем артист считал, отыгранные им роли. Он вкладывал в них душу, вместе с ролями вырастал его профессионализм и с ними изучал все новые тонкости аспекта идеальной роли.

Из-за его очень скверного характера и пристрастия к алкоголю у молодого человека так и не появились продолжатели его рода. А также повлиял, факт преждевременного ухода из жизни, ведь артист был еще молод и красив. Поклонники считают, что если бы у него были наследники, то непременно дети Олега Дали стали не менее талантливыми и успешными людьми.

Бывшая жена Олега Даля – Нина Дорошина

Встретил свою первую даму сердца Олег в театре «Современник», где они оба работали, ее звали Нина Дорошина. Артистка прославилась такими кинокартинами, как «Любовь и голуби», где она сыграла главную роль, которая стала ее визитной карточкой в мире кинематографа.

Девушка была достаточно молода, привлекательна и талантлива, у многих от нее просто вскрикивало голову, и наш актер не стал исключением. Артист сразу влюбился и стремительно начал ухаживать за девушкой, хотя она на то время крутила роман с Ефремовым, но нашему герою удалось привлечь свое внимание на себя и пара вскоре поженилась. Не прошло и дня со свадьбы, как уже бывшая жена Олега Даля – Нина Дорошина, не скрываясь, снова стала встречаться с Олегом Ефремовым. Первый брак увенчался разочарованием и большим провалом. Сама Нина говорила, что их браку не суждено было продлится долго, так как они были совершенно разними и просто не сошлись характерами.

Бывшая жена Олега Даля – Татьяна Лаврова

После первой неразделенной любви, через небольшой промежуток времени, Олег встречает актрису Татьяну Лаврову. Она была хороша собой и также весьма талантлива, и умна. Мужчине так сильно хотелось простого семейного счастья, что он не задумываясь жениться на очередной избраннице. Для Лавровой это был уже второй брак, который так же не продлился и пару тройку лет. Прожив с ней совместные два года, Татьяна решает уйти от артиста, объясняя это тем что он не тот, кто ей нужен. Молодой человек безумно расстроился, что опять у него не вышло семейного счастья, о котором он так мечтал, по его словам, Татьяна была черства в отношениях, а ему хотелось больше нежности и ласки.

Большинство друзей и родственников считают, что бывшая жена Олега Даля – Татьяна Лаврова подтолкнула его на путь алкоголизма. Так как после развода мужчина был сильно подавлен и разочарован в собственной жизни.

Жена Олега Даля – Елизавета Алексеевна Апраксина

Со своей будущей женой Лизой актер познакомился в ресторане, где женщина праздновала свой день рождение в окружении своих коллег по съемочной площадке, ведь она работала монтажером. В шутливой форме она пригласила его к себе в гости в Ленинград. Недолго думая Олег приезжает к ней в город, и через пару дней он уже предложил ей выйти за него замуж. Такой поступок был достаточно рискованным, ведь за плечами у молодого человека выло уже два неудачных опыта, но Олега это никак не испугало. Они вскоре поженились и жили душа в душу. Артист наконец нашел ту самую, которую так долго искал, она была не только хороша собой, а и нежна, умна и очень образованна, супругам всегда было о чем поговорить, им казалось, что у них даже одинаковый взгляд на мир. Пара была на седьмом небе от счастья, но от пагубной привычки своего мужа женщина так и не смогла отвадить. Жена Олега Даля – Елизавета Алексеевна Апратская была со своим супругом до последних его дней, они прожили совместно долгих 10 лет. Смерть для женщины стала настоящей трагедией и шоком. Как утверждает сама Лиза вместе с мужем умерла, и частичка ее души и в дальнейшем она не жила, а существовала.

Всем очень жаль, что так рано нас покинул великолепный артист, ведь он мог радовать нас своей игрой еще долгие годы. Таких талантов как Олег Даль просто невозможно забыть, он будет жить в сердцах каждого почитателя его творчества.

Талантливый актер Олег Иванович Даль умер во время командировки в Киев 3 марта 1981 года на сороковом году жизни. У него были проблемы с сердцем, несмотря на это Даль злоупотреблял спиртным, часто ссорился с режиссерами. Похоронен артист на Ваганьковском кладбище. Он сыграл десятки ролей в кино и театре, был трижды женат, детей у него не было.

Олег Даль умер на 40-м году жизни, по причине больного сердца. Несмотря на слабое здоровье, актёр не следовал рекомендациям врачей и вел «активный» образ жизни, работая на износ. Смерть настигла его 3 марта 1981 г. во время рабочей командировки в гостинице Киева.

Дата и причина смерти

Снижение частоты съёмок, частые перепалки с режиссёрами, обострившиеся к концу 70-х гг. стали причиной того, что Олег Даль пристрастился к алкоголю. Пагубная привычка стала причиной обострения старых заболеваний (ещё в школьном возрасте были проблемы с сердцем).

Артист скончался 3 марта 1981 г. во время творческой командировки в Киев. Приехав сюда для проб в фильме «Яблоко на ладони» Николая Рашеева, и остановившись в гостинице «Ника», был обнаружен в своём номере мертвым. Подробности смерти не распространялись, однако, в те времена высказывалось 2 предположения:

  • Версия общественности заключалась, в том, что сердце артиста остановилось после злоупотребления алкоголем, хотя это было противопоказано «вшитой противоалкогольной капсулой».
  • По версии вдовы, причиной смерти Олега Даля стало очередное обострение сердечного заболевания.

Где похоронен Даль

Рисунок 1. Могила Олега и Елизаветы Даль

Похороны артиста проходили в Москве 7 марта 1981 г. Проститься с одним из талантливейших артистов эпохи пришли друзья, близкие и поклонники творчества. После церемонии прощания Олег Даль похоронен на 12-м участке Ваганьковского кладбища.

На панихиде друзья вспоминали последние дни артиста, отмечая что он предчувствовал гибель ещё за несколько лет. В частности, И. Дмитриев, снимавшийся с ним в «Приключениях принца Флоризеля» (1979), отмечал, что разговоры о смерти возникали у того довольно часто.

Коллега рассказывал, что в Вильнюсе, увидев траурную церемонию с возницей в старинном цилиндре и красивыми фонарями, Даль сказал: «Смотрите, как красиво хоронят в Литве, а меня повезут по Москве в закрытом автобусе».

Краткая биография

Олег Иванович Даль родился 25 мая 1941 г. в Люблино, в годы, когда район Москвы ещё являлся подмосковным городом. Успешно снимался в кино, выступал на ведущих сценах московских театров, искал себя в качестве режиссёра, писал стихи, эссе, рисовал. Как писал он о себе в дневнике: «Так я жил, умирал и страдал. Забираясь на свой этаж».

Детство, юность, учеба

Тяготы разразившейся после рождения мальчика войны и продолжительная оккупация стали причиной возникновения серьёзных проблем со здоровьем. Уже в школьном возрасте, ребёнок вынужден бросить занятия в секции баскетбола из-за проблем с сердцем.

Олег устремил внимание на творчество и начал заниматься в школьных драматических кружках, позже перешёл в театральную студию Центрального дома детей железнодорожников. Завершив обучение в «десятилетке», в 1959 г, несмотря на картавость и сопротивление родителей, поступил в Щепкинское.

Уже на втором курсе получил приглашение выступать в КВН, годом позже дебютировал в кино, снявшись в картине А. Зархи «Мой младший брат» (1962).

Популярность Олега Даля

Рисунок 2. «Земля Санникова»

Первой значимой ролью стала работа в картине «Женя, Женечка и «Катюша» (1967). Хотя советское руководство и признало фильм «вредным», разрешив его показ лишь в небольших кинотеатрах страны. Однако после огромного количества положительных отзывов населения и высшего командного состава Северного и Балтийского флотов, кино попало на большие экраны. С этого момента имя Олега Даля стало известно по всему Советскому Союзу.

Исполнением роли Евгения Соболевского в «Хронике пикирующего бомбардировщика» (1967) ещё более укрепило популярность артиста. Но наивысшее признание получила роль Крестовского в «Земле Санникова» (1973), хотя самому артисту она никогда не нравилась.

Кроме работы в кино, Олег Даль успешно выступал на театральной сцене. Несмотря на неоднократные столкновения с режиссёрами и постановщиками из-за собственного представления внутренней творческой «кухни», актёр пользовался успехом.

Друзья, знакомые

Рисунок 3. О. Даль и В. Высоцкий

В конце 70-х гг. Олег Даль близко общался с актером и исполнителем собственных песен . Летом, 1980 г, на похоронах Владимира Семёновича выглядел очень плохо и повторял: «Ну вот, теперь моя очередь». В следующий день рождения друга, актёр проснулся и сказал супруге, Елизавете: «Мне снился Володя. Он меня зовёт».

После этого, мысли о смерти возникали всё чаще, что подтверждалось записями в автобиографическом дневнике: «Стал думать, часто думать о смерти. Удручает никчёмность. Но хочется драться. Жестоко. Если уж уходить, то уходить в неистовой драке. Изо всех оставшихся сил стараться сказать всё, о чем думал и думаю. Главное – сделать!»

В студенческие годы познакомился и общался на протяжении всей жизни с однокурсниками по Щепкинскому училищу. В группе с Олегом Далем учились:

  • М. Кононов;
  • В. Павлов;
  • В. Соломин.

Личная жизнь

Первой избранницей Олега Даля стала актриса «Современника» Нина Дорошина, но брак просуществовал недолго, из-за тяжёлого характера мужа распался. Со второй женой, коллегой по творческому цеху Татьяной Лавровой, артист не прожил и года.

Лишь с 1969 г. встретил женщину, которая смогла его «приручить». Третьей супругой стала Лиза Эйхенбаум, работавшая на монтаже. Пара смогла удержать чувства друг к другу более 10 лет, а последние переломные годы жизни Олега жена окружила его ещё большей заботой и любовью.

Ни от одного брака детей у Олега Даля так и не появилось.

Фильмография

Рисунок 4. В роли Иванушки-дурачка

В фильмографии Олега Даля насчитывается 59 работ разнопланового жанра, многие из которых внесены в золотой резерв советского кинематографа. Из всего списка можно отметить несколько наиболее известных.

Многочисленные роли, частые смены театральных коллективов и постоянные поиски интересных ролей – «Современник», «На малой Бронной», МХАТ. Актёр отличается от коллег желанием добиться неповторимости и требовательностью к партнёрам. Этот взрослый, с детским выражением лица человек всю жизнь находился в поиске совершенства и добился её в последней работе. Фильм «Отпуск в сентябре» (1979) крики называют пиком творчества мастера.

Видео об Олеге Дале

«Как уходили кумиры. Олег Даль». Документальный проект телеканала ДТВ

В советском кино трудно найти личность более яркую, неординарную и спорную, чем Олег Даль. Если зрители любили актера и безоговорочно принимали его во всех ролях, то отношение к нему коллег — актеров, режиссеров и чиновников от кино — было далеко не однозначным. Одни называли Даля гением и считали за честь с ним работать, другие говорили о нем как о скандалисте, человеке неудобном и ненадежном, способном подвести в самый ответственный момент. Да он и сам все о себе знал, недаром же, когда его однажды по ошибке во всеуслышание назвали народным артистом, мрачно отшутился: «Я не народный, я инородный». Рядом с ним действительно было неудобно — он слишком многого требовал от окружающих, но к самому себе подходил с гораздо более высокой меркой, которую Эдвард Радзинский назвал «манией совершенства». Стоит ли удивляться, что несуразности этого мира все чаще наводили его на мысли о смерти. А после трагического ухода из жизни Владимира Высоцкого, у которого с Далем были достаточно сложные отношения, у актера будто включилась программа на самоуничтожение. В то время не проходило и дня, чтобы он не говорил о смерти как о реальности, как о насущной потребности. Олег Иванович не просто хотел уйти из жизни — он всячески приближал этот момент. Даль умер 3 марта 1981 года в Киеве, куда приехал на пробы лирической комедии «Яблоко на ладони». Поужинав с партнером по картине, известным актером Леонидом Марковым, сказал: «Пойду к себе умирать». Его слова восприняли как очередную мрачную шутку — Олег Иванович славился своим черным юмором. А он поднялся в номер и буквально влил в себя бутылку водки. Вшитая против алкоголя ампула, называемая в народе «торпедой», привела к резкому повышению давления, сосуды не выдержали. Он умер от внутреннего кровоизлияния. Когда на следующее утро сотрудники гостиницы взломали дверь номера, Даль лежал на полу. Выражение его лица было безмятежным, казалось даже, что он улыбается.

АКТРИСА АЛЛА ПОКРОВСКАЯ: «ДАЛЬ ВЫГЛЯДЕЛ АРИСТОКРАТОМ И ПОРАЖАЛ СВОЕЙ ПРИРОДНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬЮ»

С легкой руки актрисы Аллы Покровской Олег Даль после окончания Щепкинского театрального училища попал в «Современник».

- Алла Борисовна, чем обратил на себя ваше внимание студент Даль?

Была у нас такая практика, когда актеры «Современника» ходили в театральные училища смотреть на студентов-выпускников, нам с Валей Никулиным досталась «Щепка». Курс, который мы тогда смотрели, вообще был замечательный - Витя Павлов, Миша Кононов, младший Соломин. Но мы выделили Павлова и Даля и предложили им показаться в «Современник». Рядом с невысоким крепеньким русопятым Витей Олег был, с одной стороны, смешной и нескладный, а с другой - отличался своей несоветской, неплебейской данностью. У него были изящные аристократические руки, приятный голос, абсолютный слух, тонкие черты лица.

- К тому же Даль был известным модником?

И это при том, что он не бегал целыми днями по магазинам в поисках тряпок. Олег обладал удивительным качеством - что на него ни надень, все ему было к лицу. В общем, на фоне общепринятого в советском кино типажа, ярким представителем которого был знаменитый актер Борис Андреев, Даль выглядел аристократом. В то время на экране и сцене было много совкового, Олег же поражал своей природной интеллигентностью.

- В этом смысле в «Современнике» он должен был прийтись ко двору?

Наш руководитель Олег Николаевич Ефремов все время подчеркивал особый статус театра, недаром на одном из капустников Толя Адоскин назвал три самых употребляемых в «Современнике» слова: гражданственность, жопа и интеллигентность. Конечно, всякое бывало, мы и ругались часто, но старались не превращаться в плебеев.

Павлов и Даль показывались в театре с отрывком из «Голого короля», а подыгрывала им Нина Дорошина, исполнившая роль принцессы. Понравилось всем, кроме Ефремова, который как-то неопределенно протянул: «Ну, не знаю...». Но мы так грозно встали на защиту Даля, что он тут же сдался: «Да, конечно, Господи!». Теперь я понимаю, что Олегу Николаевичу просто нравилось нас провоцировать, он хотел, чтобы мы учились брать на себя ответственность. В то время актеров принимали в труппу голосованием, и все дружно сказали «да».

Вас с Далем связывала единственная театральная работа - спектакль «На дне», где он играл Ваську Пепла, а вы - Наташу?

Это было позже, когда театром уже руководила Галина Борисовна Волчек. Как-то так получилось, что она долго не приступала к нашим ролям, и мы с Олегом провели удивительную неделю, ежедневно гуляя по Москве и обсуждая, кто же они такие - Наташа и Пепел. В основном говорил Олег. Помню, он очень удивил меня, когда сказал, что я должна играть... пугливую козу.

Оказалось, он имел в виду откровенное, животное ощущение: Наташа - девушка из низов, она не головой, а физикой своей чувствует и опасность, и любовь. По сути дела, он сформулировал мне то, что в театре называется зерном роли. Позже, на сцене, меня поражало умение Олега играть любовь: стоило только мне в образе Наташи выйти на сцену, он сразу же менялся, заполняя все пространство ощущением, что главная тут она и больше никто.

Он начинал следить за мной - остро, резко - неожиданно куда-то исчезал и так же неожиданно появлялся. А поскольку у Олега были блестящие способности к импровизации, мы никогда не знали, чем на этот раз закончится наша сцена.

Вообще, Даль был удивительным Пеплом, ни до, ни после я ничего подобного не видела. С одной стороны, его - высокого, худенького, с тонкой шейкой - становилось жалко, с другой - в нем чувствовалось мощное мужское начало. Он играл человека, доведенного до отчаяния, находящегося на грани срыва, который хочет, но уже не может изменить свою жизнь. Занимаясь со студентами, я часто привожу им в пример нашу с Олегом работу. А ведь очень часто оказывается, что сегодняшние мальчики и девочки не знают, кто такой Даль...

- Олег Иванович уже тогда был неудобным человеком?

Возможно, в жизни Олега случались разные периоды, но мне никогда не было с ним сложно. Если у него не было настроения, он так и говорил: «Извини, что-то я сегодня не в форме», и на наших с ним отношениях это никак не сказывалось.

Другое дело, что по природе своей он был одиночкой, а театр все-таки дело коллективное. Но и всего того, что придет позднее, - жуткого одиночества, печоринского поиска смысла и отталкивающей манеры поведения - у него еще не было.

Он очень дружил с Валей Никулиным, много времени проводил в театре. В ночном кафе «Современника», где мы сами и торговали, по вечерам собирались веселые компании, и я часто видела там Олега. Правда, не все было так уж благостно: рассказывали, что он, выпив лишнего, начинал слишком активно приставать к какой-то женщине, за что получал по лицу.

- Женщины были его слабостью?

Как большинство пьющих людей, Олег не был ходоком. Возможно, подвыпив, кем-то и увлекался, но очень мимолетно.

А связанный с ним трагический случай я помню только один - на похоронах Высоцкого. Мы втроем - Олег, Таня Лаврова, которой, к сожалению, уже тоже нет на этом свете, и я - вышли покурить. Стояли, молчали, каждый думал о своем, как вдруг Олег начал сильно хохотать, с ним случилась настоящая смеховая истерика. Мы с Таней на него зашипели, а он, не переставая смеяться, сказал: «Следующий - я!», и ушел от нас. Кто тогда мог подумать, что так все и получится?

АКТЕР ГЕОРГИЙ ШТИЛЬ: «МОТЫЛЬ ГОВОРИЛ: «ТАК, У ОЛЕГА ГЛАЗ МУТНЫЙ, ПРЕКРАЩАЕМ СНИМАТЬ»

Георгия Штиля с Далем связывала совместная работа и крепкие товарищеские отношения.

Георгий Антонович, о съемках картины «Женя, Женечка и «катюша», где вы были партнером Даля, до сих пор ходят легенды.

Это все Олег с Кокшеновым, они постоянно друг друга разыгрывали. Однажды даже местный базар перекрыли: устроили игру в войнушки, а торговцы не поняли, что к чему (ребята же в военной форме были да при оружии), вот и попрятались. Торговля на какое-то время остановилась, а ребята за это чуть на гауптвахту не попали. Но я к этим, с позволения сказать, розыгрышам не очень хорошо относился, мне кажется, ребята злоупотребляли спиртным.

Доходило до того, что Владимир Яковлевич Мотыль говорил: «Так, у Олега глаз мутный - прекращаем снимать». Дело в том, что у Даля в трезвом состоянии глаза были, как у женщины, - голубые, прозрачные, но стоило пару рюмок выпить, сразу же мутнели.

Он ведь был актером от Бога, ему, по большому счету, и режиссер не нужен был - сам всегда знал, что и как играть. Но дисциплину нарушал часто. Ну а как выпьет, бывало, его и заносило: «Я - Даль, а вы тут кто такие?!».

Олег не умел пить, сразу же терял лицо и становился другим человеком, порой не очень хорошим. Я, кстати, был одним из немногих, кто мог его от этого удержать. Но стоило мне уехать со съемок на пару дней, как находились люди, которые его подпаивали.

- У вас есть свое объяснение тому, почему он так сильно пил?

Думаю, на то было несколько причин. Во-первых, ему долго не везло с женщинами. С первой женой Ниной Дорошиной Даль прожил всего один день - у нее был роман с Олегом Ефремовым, она этого не скрывала и ушла от Олега прямо на свадьбе. Со второй, Татьяной Лавровой, что-то тоже не сложилось, и она тоже ушла. Бедняга очень сильно это переживал, по-моему, и пить-то начал только потому, что все время был одинок. Когда встретил свою третью жену, Лизу Апраксину, - такую же тонкую, интеллигентную, начитанную - одиночество ушло, но остановиться и не пить он уже не мог.

Обо всем этом я знаю от него самого: Олег был откровенен со мной, да и я порой рассказывал ему о самом сокровенном - знал, что в этом отношении он был человеком надежным, не сплетником. Еще его, как и Володю Высоцкого, тяготило наше существование, точнее, несоответствие жизни нашим представлениям о ней.

- А как же слухи о его трудном, неуживчивом характере?

Да не было никакого особо неуживчивого характера, Олег просто не сразу после знакомства входил в контакт с людьми, его расположение нужно было заслужить. Он был не из тех, о ком говорят: душа нараспашку. Но если уж человек ему нравился, он раскрывался с самой лучшей своей стороны. А еще прекрасно играл в футбол, мы с ним в перерыве между съемками часто проводили время на поле.

Он умер, не дотянув всего пару месяцев до 40-летия. Возраст от 37 до 42 лет - самый страшный для мужчин, если бы преодолел 42-летний рубеж, думаю, жил бы еще долго.

ПИСАТЕЛЬ И РЕЖИССЕР АЛЕКСЕЙ СИМОНОВ: «СНЯТЬ ДАЛЯ В ГЛАВНОЙ РОЛИ МНЕ ПОСОВЕТОВАЛ ОТЕЦ, ПИСАТЕЛЬ КОНСТАНТИН СИМОНОВ»

Известный писатель, режиссер и правозащитник снял Даля в главной роли в своей картине «Обыкновенная Арктика».

Алексей Кириллович, как вам пришло в голову снять Даля в роли нового начальника строительства Антона Семеновича?

Попробовать его посоветовал отец. Поначалу сама мысль показалась мне, мягко говоря, еретической, но от спора я удержался. Ведь к тому времени по отцовскому предложению Папанов был снят в роли Серпилина в «Живых и мертвых» - а эта идея казалась еще более «крамольной».

- Сценарий актеру сразу понравился?

И его роль - тоже. Помню только, он сказал: «Где снимать-то? На «Ленфильме»? На «Ленфильме» меня утвердят». Он тогда, после «Земли Санникова», съемки которой сопровождали постоянные скандалы, был в конфликте с «Мосфильмом».

- Пробы были удачными?

Удивительно, но я помню только фотопробы: Олег в буденновке, шинели и круглых, в тоненькой оправе, таких бабушкиных нелепых очочках. Потом, в роли, крайности ушли, вместо кавалерийской шинели появилась

морская офицерская, но такая же тяжелая, до пят, и не буденновка, а неизвестно откуда взявшийся летный шлем, делавший и без того небольшую голову Даля крохотной, похожей на фигу. А очочки те самые, на фотопробе найденные, остались.

Он вошел в роль сразу и сидел в ней крепко, уверенно, как опытный кавалерист в седле. Мне нечему было научить Олега, скорее, приходилось учиться у него. Он в своем деле был гораздо больший профи, чем я в своем. Даль был, пожалуй, самым выдающимся профессионалом, с каким мне довелось работать, хотя я видел и блистательно спланированные импровизации Ролана Быкова, и мучительное самоедство Валентина Гафта, и филигранную выстроенность работы Сергея Юрского, и многих других замечательных мастеров. Но именно Олега я вспоминаю первым, когда приходится размышлять и говорить о мастерстве актера.

- Правда, что на съемках «Обыкновенной Арктики» ему приходилось проявлять настоящий героизм?

Когда по ходу роли начальник опускался в водолазном шлеме в ледяную воду, чтобы проверить правильность донной отсыпки - основы будущего причала, я с большим трудом уговорил Олега не лезть в воду самому. Тем более что в этом не было необходимости, а огромный пучеглазый шлем, как его ни снимай, не давал возможности увидеть, чья голова находится внутри. Но ему это было нужно для самоощущения. А когда понадобилось снять план, где начальник долго стоит в одиночестве, глядя на унылую панораму строительства, это «долго» могло возникнуть только из фактуры снега на его шинели. Так вот, Олег во время съемок чужих кадров ни на минуту не отлучился, не шел погреться - ждал, пока метущая по Финскому заливу поземка отфактурит его шинель, заковав в ледяную броню. И только после этого вошел в кадр.

СЫН РЕЖИССЕРА НАУМА БИРМАНА БОРИС: «ОН БУДТО УНИЧТОЖАЛ СЕБЯ ИЗНУТРИ»

У Наума Бирмана Олег Даль снялся в одной из первых своих картин - «Хроника пикирующего бомбардировщика», которая, можно сказать, открыла его для кино, и в одной из последних - с пророческим названием «Мы смерти смотрели в лицо».

Съемки «Хроники пикирующего бомбардировщика» пришлись на 66-67-й годы, - вспоминает сын режиссера Борис , - а поскольку я родился в 66-м, то общаться с Далем в то время не мог. Но он был для меня кумиром, потому что фильм я знал наизусть и в детстве слушал много историй о том, как его снимали.

- Например, о том, как кинематографическое начальство хотело переделать финал картины?

Отца вызвал директор «Ленфильма» и сказал: «Слушай, они у тебя все погибают, это нехорошо. Было бы здорово, если бы в финале все сели на полянке, закурили, песню затянули». Режиссер попытался растолковать: мол, смысл картины в том, что хорошие люди на войне погибают. «Ладно, - нехотя согласилось начальство, - тогда пусть хотя бы стрелок-радист (его и играл Даль) останется в живых». И снова пришлось объяснять, что стрелок-радист - смертник, у него и парашюта-то не было. «Тогда, - говорит директор, - пусть спасется командир экипажа». Отец развел руками: и это невозможно, так как командир покидает самолет последним. «Ну, тогда пусть это будет штурман», - не сдается шеф. А выслушав в очередной раз предсказуемый ответ, вздохнул: «Ну, хорошо, тогда пусть все погибают».

Отец очень хотел сделать картину о том, что войну выиграли не только рабочие и крестьяне под руководством Коммунистической партии, но и люди интеллигентных, сугубо мирных профессий, как герои «Хроники» - учитель, музыкант и художник.

К этой теме Наум Бирман вернулся через 12 лет, сняв фильм «Мы смерти смотрели в лицо», - и в главной роли балетмейстера Корбута снова был Даль...

В этой картине снимался и я, так что какие-то свои детские впечатления о нем у меня сохранились. Сильнее всего меня поражало то, что Олег Иванович был самоедом - он будто уничтожал себя изнутри. Выражалось это в маниакальном перфекционизме: он все время соотносил себя и свои поступки с каким-то абсолютным идеалом, все время дергался и во всем сомневался: то отец не так снимает, то сам он не так играет. «И зачем я только на это согласился!» - время от времени в сердцах восклицал актер и даже писал письма-жалобы на отца Иосифу Хейфицу, у которого снимался в картине «Плохой хороший человек». Конечно, его состояние усугублялось еще и тем, что отец не давал ему пить.

- Как ему это удавалось?

Во-первых, папа поселился в Доме творчества кинематографистов в Репино в соседнем с Далем номере, чтобы днем и ночью контролировать его передвижения. Во-вторых, постоянно вызывал в Питер его жену, Елизавету Алексеевну, она тоже сдерживала Олега Ивановича как могла. С одной стороны, вынужденная трезвость работала на роль - у Даля был страдальческий взгляд, как у человека не из мирной жизни. С другой - его шутки становились все более резкими и злыми и посвящались болезненной для него теме - алкогольной. Чаще всего он подкалывал отца.

За ними в Репино приезжала машина, чтобы отвезти на съемки, садясь в нее, Олег Иванович мог сказать: «Стекла запотели. Наверное, Наум Борисович уже поддал с утра!». Мог повздорить из-за чего-нибудь незначительного, например, неудачного, на его взгляд, костюма. Но теперь я понимаю, что переживал он за результат, потому и срывался по мелочам.

- А как Даль общался с основным актерским составом - детьми?

В съемочной группе действительно было много детей, с нами он был мягок, внимателен и очень помогал нам как партнер. Вообще, в хорошем настроении Олег Иванович был приятным человеком, хорошим собеседником с замечательным чувством юмора. Постоянно что-то рассказывал, начиная, как правило, со слов: «Сижу я как-то в ресторане ВТО...», а дальше - бесконечные вариации на тему.

Интересно, что Даль, недовольный тем, как снимали советское кино, сказал бы о потогонной системе нынешнего кинопроизводства?

Наверное, это прозвучит дико, но думаю, что все они - и Олег Иванович, и отец - вовремя ушли из жизни. Помню, как папа, который в последние годы жизни часто лежал в больнице, после очередной болезни пошел на «Ленфильм». А там уже начались все эти перестроечные пертурбации, все начало разваливаться. Вернувшись, он сказал: «Не понимаю, что там происходит: я никого не узнаю - сплошь новые люди, в коридорах ботанический сад - какие-то растения в кадках выращивают, во дворе овощная база - там картошку продают. Что мне дальше делать в этой профессии?». А ведь отец, который пережил блокаду, воевал, был крепким человеком. Олегу Ивановичу с его требовательностью к себе и другим было бы гораздо сложнее.

КИНОРЕЖИССЕР ВИТАЛИЙ МЕЛЬНИКОВ: «ОЛЕГ НАПОМИНАЛ МНЕ СОЛДАТА, КОТОРЫЙ ПОСЛЕ ВОЙНЫ НЕ МОЖЕТ НАЙТИ СЕБЕ МЕСТА В МИРНОЙ ЖИЗНИ»

Виталий Мельников подарил Олегу Далю одну из лучших его ролей - Зилова в двухсерийном телефильме «Отпуск в сентябре», снятом по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота».

Виталий Вячеславович, в советское время пьесы Вампилова были под запретом, а уж «Утиная охота» - особенно. Как вам удалось ее пробить?

Телевизионное руководство разрешило снимать эту картину после долгих просьб с моей стороны и только потому, что перед этим неплохо прошел другой мой фильм по пьесе Вампилова - «Старший сын». Сложности начались с того, что даже назвать картину так же, как и пьесу, мне не разрешили. Более того, в планах она числилась как антиалкогольная, тогда как раз была очередная кампания против пьянства.

С Олегом, которого я видел в роли Зилова, мы были и ранее знакомы: он снимался на «Ленфильме» - и у Кошеверовой, и у Мотыля. Но сразу назвать телевизионному начальству фамилию Даля значило раскрыть всю идеологию картины. Поэтому я тянул с этим до последнего момента.

- Когда вы ему сообщили, что он будет сниматься?

Когда все уже было готово для того, чтобы выезжать в экспедицию, в Петрозаводск, - я специально выбрал этот город, чтобы подальше находиться от какого бы то ни было начальства. Приехал к Олегу в Москву, но он встретил меня холодно, иронично и даже раздраженно: «Ну, и что вы хотели бы от меня?». Когда я объяснил, спросил: «Ну так что - будем пробоваться?». - «Нет, - говорю, - завтра же, минуя Питер, выезжаем в Петрозаводск и начинаем работу». После паузы он сказал: «Понимаю. Тактически это совершенно правильно».

Наша съемочная группа встретилась в Петрозаводске, где в обыкновенной квартире - павильонов там не было - построили декорации и начали снимать. При этом все мы чувствовали себя заговорщиками, которые делали нечто запретное.

- Вам сложно было с ним работать?

Не секрет, что у Олега была слава скандалиста. И не только потому, что он выпивал, но и потому что был придирчив и к самому себе, и к окружающим, облекая свое недовольство в достаточно острую форму. Я побаивался, что у нас будут какие-то сложности, но все шло до самого конца съемок достаточно легко и замечательно. Жена Лиза внимательно за ним присматривала, - как бы чего не вышло! - но за все время работы Олег не выпил ни капли. Он жил этой ролью, по Петрозаводску ходил настоящий Зилов.

- В результате картину положили на полку...

Напрямую ее не запрещали, просто говорили: «У нас пока нет повода, чтобы выпустить на экран». Как часто случается, после такой работы, которая была и наслаждением, и радостью, и страданием, вокруг Олега вдруг образовалась пустота.

Он чувствовал себя одиноким и опустошенным, особенно после того, как узнал, что картину придерживают. Очень терзался этим обстоятельством, равно как и тем, что у него нет работы подобного уровня.

Все происходило в разгар брежневской эпохи: драматургия в то время была вшивенькая и лживенькая, все вокруг - и большие, и малые - врали друг другу напропалую. Он напоминал мне солдата, который после войны не может найти себе места в мирной жизни. Сейчас я понимаю, что это не могло закончиться хорошо.

Недели за две до гибели Олег написал мне письмо. Он вспоминал о картине, надеялся, что мы еще будем работать вместе, что, может быть, в телевизионном объединении в Питере, которым я руководил, найдется и для него какая-нибудь достойная работа. На полях он нарисовал Зилова, от него к верху страницы вели человеческие следы, а там была нарисована могила. Помню, я еще подумал: «Ну вот, начинаются зиловские штучки!». А через две недели Олега не стало.

- Он так и не увидел «Отпуск в сентябре»?

По телевизору - нет. Он видел его в рабочем варианте, в процессе озвучания. И однажды картина была показана в московском Доме кино, куда мы привезли ее нелегально. В дневнике Даля есть воспоминания об этом просмотре и роли, которой он очень дорожил. Был еще один нелегальный показ картины - он состоялся вскоре после смерти Олега в Киеве. Привезти ее попросил тренер Валерий Васильевич Лобановский, который посчитал, что киевские динамовцы обязательно должны ее увидеть. Ну а поскольку весть об этом моментально разнеслась по городу, пришлось прокрутить ее украинским кинематографистам в киевском Доме кино.

А на телеэкраны картину выпустили только через восемь лет, когда началась перестройка, - если бы не это, она бы еще долго лежала на полке. У меня такое ощущение, что она жива - не умерла, не состарилась, - в значительной степени именно потому, что в главной роли снялся Олег.

Если помните, в русской литературе XIX века было такое понятие «лишний человек», так вот, в некотором смысле и Олег Даль был таким. С обостренным чувством справедливости, постоянным желанием открыто и честно делать дело. Любая замаскированная ложь, которую он чувствовал на интуитивном уровне, ужасно его раздражала. Он не мог найти себе места и роль лишнего человека талантливо играл до конца своей жизни.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Один из самых любимых советских актёров, Олег Даль не получил звания заслуженного, ни, тем более, – народного артиста. В своей недолгой жизни он для многих был неугодным, требовательным и неудобным. Фильмов, в которых он снимался, могло быть больше, а театров, которые он часто менял – меньше. Но так распорядилась с этим талантливым и неординарным человеком его беспокойная судьба. Причиной смерти Олега Даля стал сердечный приступ.

Он родился в 1941 году в Люблино, которое ещё не было Москвой, в интеллигентной семье и самого детства имел проблемы с сердцем. Ещё мальчиком, Даль проявлял способности к живописи, музыке и литературе. После окончания средней школы он, вопреки пволе родителей, захотелстать актёром и даже самостоятельно избавился от дефекта речи – картавости. Олег поступил в Щепкинское театральное училище и, после получения диплома, стал актёром Малого театра. Потом он пришёл в «Современник» к Олегу Ефремову, уже имея хорошую репутацию актёра. Там он встретил свою первую любовь – актрису Нину Дорошину, которая в 1963 году стала его женой. Но этот брак быстро распался: Дорошина, влюблённая в Ефремова, ему изменила.

Роли, которые Даль играл в «Современнике», были не слишком большими. Но в некоторых он, всё же, сумел выразить своё видение образа и московские театралы часто ходили в театр смотреть именно его игру. Дебютом Олега в кино стала драма «Мой младший брат», в которой он сыграл Алика. В 1966 году ему досталась интересная роль в военной комедии «Женя, Женечка и «Катюша», где его заметили зрители, а роль Соболевского в следующем фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» сделала Олега Даля известным. Затем были блестящие роли в сказках, которые раскрыли талант актёра во всей его полноте: «Старая, старая сказка» и «Тень», роль шута в «Короле Лире» и Крестовского в «Земле Санникова», которую сам актёр не любил.

Становясь всё более популярным у зрителей, Даль не становился более счастливым. Его второй брак с актрисой Татьяной Лавровой тоже не был удачным и длился полгода. Его часто не устраивали предлагаемые в спектаклях роли и он был требователен не только к себе, но и к режиссёрам, коллегам по сцене. Анатолий Эфрос вспоминал, что «Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим» и в нём всегда чувствовался «мятеж… против… нелепостей жизни… её уродств». Олег часто отказывался от эффектных ролей и переходил из театра в театр. И ещё он пил, зная о том, что это вредно для сердца и может плохо кончиться.

Далю повезло сняться для ТВ в роли Печорина, о которой он мечтал, сыграть советского разведчика в мини-сериале «Вариант Омега», воплотив в жизнь мечту любого русского актёра и создать романтический образ принца Флоризеля. На театральной сцене у него тоже были интересные, отмеченные публикой и критикой удачи. Несмотря на то, что вся страна полюбила его за роли в кино, Даль был, в первую очередь, великолепным театральным актёром: чутким, тонким и изобретательным. Он играл «в собственном неповторимом образе» – по определению Вениамина Каверина. Но всё это было на каком-то изломе, с вечной возможностью сорваться, отказаться, броситься в омут забвения.

Его третьей женой стала Елизавета Эйхенбаум, которая сумела создать для мужа уют, заботу и стабильность в доме, но изменить его творческую жизнь ей было не под силу. Даль конфликтовал с начальством и окружающими и запивал. Во время творческой командировки в Киев, он, уехав от опеки жены, выпил, хотя держался уже несколько лет. Противоалкогольная ампула, вшитая ему врачами в 1973 году, вызвала соответствующую реакцию сосудов и наступил кризис. Вдова актёра выступала против этой версии, настаивая на том, что Даля сразил обычный сердечный приступ, но о «торпеде» упоминали многие из друзей Олега Ивановича.

Однако вопрос, почему умер Олег Даль, в 1981 году, в возрасте 39 лет, оказался не таким важным, как решение о его захоронении: ни на одном из главных столичных кладбищ не нашлось места для этого актёра. Проблему решали на высоком уровне и, наконец, власти обязали директора Ваганьковского кладбища отыскать подходящий участок в центре. Его нашли на заброшенной могиле русской балерины ХIХ века Рославлёвой. Там, в тесноте, и похоронен Олег Даль.

7337 Просмотров

До своего 40-летия он не дожил двух месяцев.

Он сыграл около 50 ролей, но их могло бы быть вдвое больше, если бы он не отказывался от них и не терял из-за своего непростого характера.


Говорят, он был «неудобным» для режиссеров, срывал спектакли и часто конфликтовал тогда, когда следовало бы искать компромиссы. В его жизни было много страстей, и одна из них его погубила.


Актер театра и кино Олег Даль
Он родился за месяц до начала войны и, как многие дети его поколения, мечтал стать моряком или летчиком. Но из-за проблем с сердцем ему пришлось выбирать другую профессию. Он увлекся литературой и живописью, а после окончания школы решил поступать в Щепкинское театральное училище, хотя его родители были против. Ему удалось сдать экзамены с первой попытки. Во время учебы Олег Даль начал сниматься в кино, и уже тогда он обратил на себя внимание известных режиссеров – ему поступили предложения от Леонида Аграновича и Сергея Бондарчука.


Олег Даль


Владимир Высоцкий и Олег Даль
Всесоюзную популярность Олегу Далю принесла главная роль в фильме «Женя, Женечка и «катюша». Успех закрепил фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика». К концу 1960-х гг. он был уже одним из самых популярных и любимых в народе театральных и киноактеров.


Актер театра и кино Олег Даль



Никто не подвергал сомнению его актерский талант, но многие режиссеры опасались с ним сотрудничать: Даль мог взяться за роль, начать репетировать, а потом решить, что фильм или спектакль недостаточно хорош и отказаться от работы. Его называли одной из самых ярких и противоречивых фигур советского кино и театра. Ему многое прощали за его талант и неординарность, но его чрезмерная прямота и принципиальность, резкость и максимализм, обидчивость и вспыльчивость мешали строить и дружеские, и профессиональные отношения.


Олег Даль в фильме *Женя, Женечка и *катюша*, 1967


Кадр из фильма *Женя, Женечка и *катюша*, 1967
Олег Даль часто конфликтовал с режиссерами – он требовал полной свободы действий и не любил, когда ему мешали делать то, что он считал нужным. Дело часто доходило до выговоров и «разборов полетов» на общем собрании. Олег Ефремов не раз пытался уволить его из «Современника», Даль уходил из театра и снова возвращался. На съемках фильма «Приключения принца Флоризеля» он однажды отказался выходить на съемочную площадку из-за того, что его костюм топорщился и плохо на нем сидел. Одним из немногих, кто был согласен терпеть и срывы, и грубость Даля, был режиссер Григорий Козинцев, который считал, что масштаб актерского дарования перекрывал все трудности характера, и понимал, что ему и самому непросто мириться с собой.


Олег Даль в фильме *Старая, старая сказка*, 1968


Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968
Актер часто отказывался от ролей, если сценарий казался ему неинтересным. Так он поступил с фильмами «Безымянная звезда», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Экипаж». Из-за того, что он бросил работу, уже приступив к съемкам в «Экипаже», у него случился серьезный конфликт с руководством «Мосфильма». После чего Олег Даль записал в своем дневнике: «Нет, не вписываюсь я в их систему. Систему лжи и идеологической промывки мозгов. Ну что ж, мразь чиновничья, поглядим, что останется от вас, а что от меня».


Одна из самых ярких и противоречивых фигур в советском кинематографе


Актер театра и кино Олег Даль
Из-за тяжелого характера долгое время Олег Даль не мог найти счастья и в семейной жизни. Два его первых брака распались. Актрисой Нина Дорошина вышла за него замуж назло человеку, которого любила, – Олегу Ефремову, и Даль узнал об этом прямо во время свадьбы. Поэтому этот брак тут же распался. Семейный союз с актрисой Татьяной Лавровой тоже был недолговечным. В 1969 г. актер познакомился с Елизаветой Эйхенбаум, которая была монтажером на съемках, и вскоре они поженились. Его знакомые говорили, что она была единственным человеком, кто смог найти к нему подход.


Кадр из фильма *Земля Санникова*, 1973


Олег Даль в фильме *Земля Санникова*, 1973
В театре Даль часто срывал спектакли из-за того, что позволял себе выходить на сцену в нетрезвом состоянии или вообще не являться. Незадолго до смерти, пропустив свой единственный спектакль в Малом театре, он написал объяснительную: «Ввод был мной провален, и вся вина лежит полностью на мне. Безответственность к репетициям, непозволительный проступок – позволил себе перед спектаклем выпить пива. Уверяю вас – мною сделаны жёсткие бескомпромиссные выводы». Однако побороть алкогольную зависимость актер так и не смог. Его жена вспоминала: «Олег страшно пил. При этом делался похожим на Зилова из «Утиной охоты», даже страшнее. Себя он не способен был убить, но меня как-то чуть не зарезал… Насколько он был тонок, интеллигентен, великодушен, настолько же страшен, грязен и жесток в пьяном кураже».


Кадры из фильма *Не может быть!*, 1975


Олег Даль в фильме *Приключения принца Флоризеля*, 1979
Последней заметной работой Даля стала роль в фильме «Отпуск в сентябре» в 1979 г. Из-за алкогольной зависимости актера обострились конфликты с режиссерами, что сказалось на здоровье и напомнило о давних проблемах с сердцем. Знакомые говорили, что в последние месяцы жизни актер был в состоянии физического и нервного истощения. Во время гастролей в Киеве 3 марта 1981 г. Олег Даль скончался в гостиничном номере. Официальной причиной смерти был назван сердечный приступ, но говорили, что спровоцирован он был употреблением алкоголя. После его смерти жена призналась: «С Олегом я прожила счастливую жизнь. Не прилагая особых усилий, он сделал меня совершенно другой: я забыла о прежней Лизе Апраксиной и одолела профессию жены Художника, которому трудно. Хоть и научилась смотреть на все его глазами, жить его делами, все равно он так и остался для меня загадкой. Прекрасной. Я умерла вместе с ним».


Актер театра и кино Олег Даль
Сам о себе Олег Даль говорил: «Я не народный, я инородный». Его вдова Лиза признавалась: «Он поражал какой-то нездешностью. Таким нездешним и остался». Актер Олег Борисов называл его «заповедной личностью». Из-за своих конфликтов с руководством Даль не получал никаких наград, званий и премий, но для миллионов зрителей был и остается истинно народным артистом.


Одна из самых ярких и противоречивых фигур в советском кинематографе