Любимые сказочные герои детей. Какой самый добрый герой русских сказок. Герои русских сказок. Колобок

Народная сказка - это послание от наших предков, переданное из незапамятных времен. Через волшебные сюжеты до нас доносится сакральная информация о морали и духовности, традициях и культуре. Герои русских народных сказок весьма колоритны. Они живут в мире, полном чудес и опасностей. В нем идет битва светлых и темных сил, в результате которой всегда побеждает добро и справедливость.

Иван-дурак

Главный герой русских сказок - искатель. Он отправляется в трудный путь, чтобы добыть волшебный предмет или невесту, расправиться с чудовищем. При этом изначально персонаж может занимать низкое социальное положение. Как правило, это крестьянский сын, самый младший ребенок в семье.

Кстати, слово "дурак" в древние времена не имело негативного значения. С 14-го века оно служило именем-оберегом, которое часто давали младшему сыну. Ему не доставалось наследства от родителей. Старшие братья в сказках успешны и практичны. Иван же проводит время на печи, так как его не интересуют бытовые условия. Он не ищет денег или славы, терпеливо переносит насмешки окружающих.

Однако именно Ивану-дураку в итоге улыбается удача. Он непредсказуем, способен разгадать нестандартные загадки, хитростью побеждает врага. Герою свойственны милосердие и доброта. Он выручает попавших в беду, отпускает щуку, за что удостаивается волшебной помощи. Преодолев все препятствия, Иван-дурак женится на царской дочери, становится богатым. За неказистыми одеждами скрывается образ мудреца, служащего добру и остерегающегося фальши.

Богатырь

Этот герой был заимствован из былин. Он красив, отважен, благороден. Часто растет "не по дням, а по часам". Обладает огромной силой, способен оседлать богатырского коня. Существует много сюжетов, где персонаж вступает в схватку с чудовищем, умирает, а затем воскресает.

Имена героев русских сказок могут быть различными. Нам встречаются Илья Муромец, Бова Королевич, Алеша Попович, Никита Кожемяка и другие персонажи. Ивана-царевича тоже можно отнести к этой категории. Он вступает в бой со Змеем Горынычем или Кощеем, седлает Сивку-Бурку, защищает слабых, выручает царевну.

Показательно, что герой иногда допускает ошибки (грубо отвечает встречной бабушке, сжигает шкуру лягушки). Впоследствии ему приходится раскаиваться в этом, просить прощения, исправлять ситуацию. К концу сказки он обретает мудрость, находит царевну и получает полцарства в награду за подвиги.

Чудо-невеста

Умная и прекрасная девушка к концу повествования становится женой сказочного героя. В русских народных сказках нам встречаются Василиса Премудрая, Марья Моревна, Елена Прекрасная. В них воплощено народное представление о женщине, стоящей на страже своего рода.

Героини отличаются находчивостью и умом. Благодаря их помощи герой разгадывает хитроумные загадки, побеждает врага. Нередко прекрасной царевне подвластны силы природы, она способна обратиться в животное (лебедя, лягушку), творить настоящие чудеса. Могущественные силы героиня использует во благо своего возлюбленного.

Присутствует в сказках и образ кроткой падчерицы, которая добивается успеха благодаря своему трудолюбию и доброте. Общими качествами для всех положительных женских образов являются верность, чистота устремлений и готовность прийти на помощь.

Какой герой русских сказок является самым любимым и популярным среди детей и взрослых? Первое место по праву принадлежит Бабе Яге. Эта весьма неоднозначный персонаж с устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. "Бабой" в древности называли мать, старшую женщину в роду. "Яга" может быть связано с древнерусскими словами "ягать" ("громко кричать, ругаться") или "ягая" ("больная, злая").

Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира. Ее избушка на курьих ножках огорожена забором из человеческих костей. Бабушка летает на ступе, дружит с нечистой силой, похищает детей и хранит от незваных гостей множество волшебных предметов. По мнению ученых, она связана с царством мертвых. На это указывают распущенные волосы, которые расплетали женщинам перед погребением, костяная нога, а также дом. Славяне делали для умерших деревянные избушки, которые ставили в лесу на пни.

На Руси всегда уважали предков и обращались к ним за советом. Поэтому и приходят к Бабе Яге добрые молодцы, а она испытывает их. Выдержавшим тест ведьма дает подсказку, указывает путь к Кощею, дарует волшебный клубочек, а также полотенце, гребень и другие диковинки. Детей Баба Яга тоже не ест, зато садит в печь и проводит старинный обряд "перепекания". На Руси считали, что таким образом можно исцелить ребенка от болезни.

Кощей

Имя этого сказочного героя русских сказок могло произойти от тюркского "кощей", что переводится как "невольник". Персонаж триста лет был скован цепями и содержался в заточении. Сам он тоже любит похищать красивых девушек и прятать их в темницу. По другой версии, имя происходит от славянского "костить" (ругать, вредить) или "кость". Кощей часто изображается как тощий старик, больше похожий на скелет.

Он является очень сильным чародеем, живет в дали от других людей и владеет несметными сокровищами. Смерть героя находится в игле, которая надежна укрыта в предметах и животных, вложенных друг в друга по типу матрешки. Прототипом Кощея может быть зимнее божество Карачун, которое появилось на свет из золотого яйца. Оно сковало землю льдом и принесло с собой смерть, вынуждая наших предков переселяться в более теплую местность. В других мифах Кощеем звали сына Чернобога. Последний мог управлять временем и повелевал войском загробного мира.

Это один из самых древних образов. Герой русских сказок отличается от зарубежных драконов наличием нескольких голов. Обычно их количество кратно трем. Существо умеет летать, изрыгает огонь и похищает людей. Обитает оно в пещерах, где прячет пленниц и сокровища. Нередко появляется перед положительным героем, выйдя из воды. Прозвище "Горыныч" связывают либо с местообитанием персонажа (горы), либо с глаголом "гореть".

Образ страшного Змея позаимствован из древних мифов о драконе, который охраняет вход в подземное царство. Чтобы стать мужчиной, подростку надо было победить его, т.е. совершить подвиг, а затем войти в мир мертвых и вернуться обратно уже взрослым человеком. По другой версии, Змей Горыныч - собирательный образ степных кочевников, которые огромными полчищами нападали на Русь. При этом ими использовались огневые снаряды, сжигавшие деревянные города.

Силы природы

В древности люди олицетворяли Солнце, Ветер, Месяц, Гром, Дождь и другие явления, от которых зависела их жизнь. Они часто становились героями русских сказок, женились на царевнах, помогали положительным героям. Встречаются также антропоморфные властители тех или иных стихий: Мороз Иванович, леший, водяной. Они могут играть роль как положительных, так и отрицательных персонажей.

Природа изображается одухотворенной. От ее действий во многом зависит благополучие людей. Так, Морозко награждает золотом и шубой кроткую, трудолюбивую дочку старика, которую мачеха велела бросить в лесу. В то же время ее корыстная сводная сестра погибает от его чар. Славяне преклонялись перед силами природы и одновременно остерегались их, старались задобрить с помощью жертв, обращались с просьбами.

Благодарные животные

В сказках мы встречаем говорящего волка, волшебных коня и корову, золотую рыбку, щуку, исполняющую желания. А также медведя, зайца, ежа, ворона, орла и т.д. Все они понимают речь человека, обладают необычными способностями. Герой выручает их из беды, дарует жизнь, а они в ответ помогают одолеть врага.

Здесь явно просматриваются следы тотемизма. Славяне верили, что каждый род произошел от определенного животного. После смерти душа человека переселяется в зверя и наоборот. Например, в сказке "Буренушка" душа умершей матери перерождается в образе коровы, чтобы помогать осиротевшей дочери. Такое животное нельзя было убивать, ведь оно становилось родственником и защищало от беды. Иногда герои сказки и сами могут оборачиваться зверем или птицей.

Жар-птица

Завладеть ею стараются многие положительные герои сказок. Чудесная птица слепит глаза, как золотое солнце, и живет за каменной стеной в богатых землях. Свободно парящая в небе, она является символом небесного светила, которое дарует удачу, изобилие, творческую силу. Это представительница иного мира, которая часто превращается в похитительницу. Ворует жар-птица молодильные яблоки, дарующие красоту и бессмертие.

Поймать ее может только тот, кто чист душой, верит в мечту и тесно связан с умершими предками. Обычно это младший сын, который должен был ухаживать за старыми родителями и много времени проводил возле родового очага.

Таким образом, герои русских сказок учат нас уважать предков, слушать свое сердце, преодолевать страх, идти к мечте, несмотря на ошибки, всегда помогать просящим о помощи. И тогда божественное сияние волшебной жар-птицы ляжет на человека, преображая его и даруя счастье.

Связана с тем, что добрым в них может стать кто угодно – недалекий сын, избалованный царевич и даже серый волк. Одним из наиболее популярных положительных сказочных образов является богатырь, который обладает недюжинной физической силой, стойкостью, мужеством и добродушием. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – богатыри, не побоявшиеся трехглавого Змея Горыныча, Соловья- и сочетающие в себе блестящий ум, смекалку и хитрость.

Часто в русских сказках встречаются и добрые животные – конь, волк или собака, которые символизируют ум, хитрость, преданность и верность.

Еще одним широко известным сказочным героем является собирательный образ простого русского парня Ивана. Иван-царевич всегда благороден, отважен и добр. Он проявляет невиданное геройство и царство от злых сил. Иванушка-дурачок - еще один любимый положительный русских народных сказок - чаще всего это младший сын в семье, однако самый талантливый и уникальный. Он умеет понимать животных, и те охотно помогают Иванушке бороться со злом.

Самый добрый сказочный герой

Ответить себе на вопрос «какой герой русских сказок самый добрый?» можно, лишь конкретизировав цель добрых поступков. Так, несомненно, можно назвать самым добрым Иванушку, который отважно идет на битву с темными силами, не думая о собственном благосостоянии. Истинное добро, в первую очередь, определяется бескорыстием, поскольку герой, совершающий благородные поступки ради выгоды, превращается в простого наемника.

Традиционно добрые герои в сказках помогают миру восстановить естественный баланс добра и зла, помешав антагонисту воплотить в жизнь его коварные замыслы.

Поэтому настоящий добрый поступок можно совершить лишь тогда, когда герой руководствуется исключительно широтой своей души. Такими персонажами являются Морозко, Дед Мороз, Василиса Прекрасная, крестная мать-фея Золушки и другие герои, которые творят добро ради добра, не ожидая взамен никакой награды.

Таким образом, присудить звание самого доброго сказочного героя можно каждому из этих персонажей, поскольку в борьбе со злом важно не столько умение, сколько намерение, а намерение у каждого из них, несомненно, самые что ни на есть благородное.

Если вы регулярно читаете наш блог, то наверняка помните пост про создание собаченьки , персонажа мобильной игры «Эволюция». Нарисовал её (и написал пост) ведущий художник проекта Роман Amokrus Папсуев. Однако, как и все талантливые люди, Роман творит не только на работе, но и в свободное время - для души. Однажды ему пришла в голову идея перерисовать всем известных персонажей русских сказок и былин в современном игровом фэнтези-стиле. В результате получилась целая серия замечательных карандашных рисунков, выполненных с большим вниманием к деталям. Роман не руководствовался персонажами какой-то конкретной игры, образы получились собирательными. Впрочем, лучше сто раз увидеть, чем один раз прочитать.

Добро пожаловать под кат, его рассказ ждет вас там (также смотрите вторую часть). Много картинок внутри!

Будучи CG-художником, иногда развлекаю себя тем, что вспоминаю, как рисовать карандашом. Однажды я потратил много времени на скетчбук, который назвал Monsta Panopticum - там был сборник разнообразных монстров, своего рода зарядка для фантазии. Но скетчбук закончился, а идеи остались, и тут мне пришло в голову, что в славянской мифологии и в русских народных сказках полно клёвых персонажей, а игр на основе наших преданий - раз-два и обчёлся. Поскольку довольно давно работаю в геймдеве, я вполне сносно разбираюсь в основных визуальных штампах (при этом могу кого-то разочаровать, но я никогда не играл в Warhammer, Аллоды Онлайн, Доту, Elder Scrolls, Dark Souls и даже World of Warcraft, что не мешает мне знать, как они выглядят).

Идея проекта такова: разработать-раскачать одну тему, попробовать рассмотреть её под разными углами. Пришло в голову, что стоит попробовать сделать наших персонажей, но в стандартной современной игровой фэнтези-стилистике (не стоит пытаться определить конкретную игру, вдохновившую картинки, тут будет всё и отовсюду).

Сначала было просто упражнение для фантазии, потом, когда я стал внимательно изучать первоисточники и смотреть справочную литературу, проект стал для меня намного интереснее, поскольку он позволял интерпретировать «на игровой лад» не только стереотипы, засевшие у всех в головах с детства, но и первоисточники - русские народные сказки и былины. Вы сами увидите, как разнятся описания к картинкам: чем больше описание, тем больше времени я потратил на изучение источников.

Я не выдумываю персонажей, все они есть в мифологии, я лишь интерпретирую их описания на свой лад, стараюсь найти в этих описаниях единые черты и при этом стараюсь выдержать единую стилистику, чтобы было похоже на игровой мир.

Больше всего меня радует, что некоторые люди, посмотревшие на мои картинки, начинают перечитывать сказки-былины, узнают для себя много нового и понимают, почему у Василисы Прекрасной в сумке сидит кукла, почему Водяной на соме, почему у Ильи Муромца в руках меч, а не булава и т. п. Этот возврат к истокам через мой скромный проект радует меня как автора больше всего.

Я часто слышу, что герои получились «не русские», мол, убери подписи - и непонятно, кто где. Хотел бы сразу сказать, что, во-первых, я сознательно старался уйти от стереотипов и интерпретаций отдельных авторов, а во-вторых, хотелось бы узнать, где тот канон, по которому можно ТОЧНО определить, как именно выглядела Баба-яга, например. Ведь всё, что мы знаем о героях сказок, - это образы из детства, образы, подаренные нам гениальными Птушко, Роу, Васнецовым, Билибиным. То есть авторские интерпретации. Так вот, мои картинки - это тоже интерпретации, причём в совершенно конкретной стилистике. Просто имейте в виду, что этот проект не имеет ничего общего с реализмом и исторической аутентичностью. А это - сказки, попавшие в мир игр. Моя цель - не перечеркнуть наше великое наследие, а лишь попытаться взглянуть на него с другой точки зрения.

Спасибо, что осилили вступление. Теперь собственно картинки.

Илья Муромец . Начал, понятное дело, с него. К слову сказать, на поясе у него висит бутыль с мёртвой водой, раны лечить. И щитом он вполне себе может врагов крушить. Эту картинку рисовал из головы, как раз основываясь на типажах из детства, но позже, сверившись с источниками, пришёл к выводу, что в образ вполне себе попал.

Добрыня . Что про него известно (в скобках - как я это обыграл). Родственник князя (доспехи должны быть богатыми), второй по популярности богатырь после Ильи (меньше размерами, но всё равно крутой), змееборец (магический щит, обитый огненной драконьей кожей, стреляющий огнём), плётка-семихвостка, которой он коня хлестал, чтобы тот змеёнышей потоптал, ну и всё такое. Дипломатические способности, образованность и вежество на картинке сложно изобразить, но я сунул ему на пояс свиток в тубусе, типа он читает на досуге. Тут же у него живая вода, она дополняет комплект Ильи, у которого, напомню, на поясе - вода мёртвая. Ну и мотив солнца, как у Ильи, - служат-то одному князю.

Попович . Ну очевидно же, что он должен быть витчхантером (witch hunter), да?

Внезапный поворот чуть в сторону, к Финисту .

Пришёл черёд девочек. Начну с Василисы Прекрасной (не путать с Василисой Премудрой, ака Царевна-лягушка). Боевой маг, даже и думать нечего, один череп, испепеляющий врагов (упоминается в сказке), чего стоит. Ну и конечно, кукла в сумке, всё как положено. Небольшая ремарка: возможно, не так хорошо видно, но кокошник у неё стальной, часть полушлема.

Василиса Премудрая (Царевна-лягушка) . С ней оказалось всё не так просто. Есть аж три распространённые версии сказки (в одной из них она вообще зовётся Еленой Прекрасной), поэтому я решил попробовать собрать в один образ всё, что о ней известно. Итак, колдунья. Колдует и с помощью собственной силы, и с помощью мамок-нянек (бабки-няньки, мамки-маньки и т. п.). Я решил, что мамки-няньки будут в моей версии толстенькими летающими феями. Магия у мамок-нянек по отдельности не то чтобы сильная, но если вместе начнут что-то делать - только держись.

Я не нашёл в сказках подтверждения, что Василиса - дочь Кощея Бессмертного (хотя такая версия есть, и она вполне логична), поэтому не стал делать очевидной некромантской атрибутики. Но Премудрая, как мне кажется, могла бы и тёмной магией баловаться, характер у неё такой… Совсем забыл упомянуть - у неё на груди висит в виде кулона наконечник стрелы. Той самой.

Царевна Несмеяна . Хотел сначала сделать лицо открытым, потом решил сразу маску-забрало показать. Кокошник - часть шлема. Наблюдательные зрители обратят внимание на бурдюк и рог у неё на поясе. Почему? Потому что из-за вечно плохого настроения постоянно прикладывается к спиртному. Кстати, когда она смеётся (а смеётся она крайне редко), это значит, что у неё начался приступ и она становится берсеркером, - очень страшная абилка.

Марья Моревна . Тут всё понятно. Единственная ремарка - поскольку в сказке указывается, что она степная воительница, то я слегка добавил азиатских элементов.

Варвара-краса . Расхитительница курганов. Строго говоря, это киношный персонаж, в мифологии Варвары-красы вроде бы не было. Но, во-первых, все, наверное, знают фильм Роу, а во-вторых, уж больно знатное у неё имя, не мог пройти мимо. Думаю, ясно, кто был референсом. Немного комментов: топорики крепятся к ножнам на бёдрах, на ремнях болтаются амулеты-обереги, кокошник, как всегда, металлический. Когда много противников, она атакует, крутясь волчком, и косит врагов (ха-ха). Сама коса вполне может быть из кожи, наподобие хлыста, т. е. это не убранные волосы, а часть шлема.

Баба-яга . V. 1.0.

Кощей . Питается душами жертв. Этого тоже рисовал, основываясь на штампах из головы, потом внимательно изучил источники и пришёл к выводу, что голову Кощею поменяю. Так что впоследствии будет Кощей Марк 2. :)

Соловей-разбойник . Часть первая. Верхняя. Придётся кое-что объяснить. В сказках Соловей сидит на девяти дубах, высоко сидит, далеко глядит, свистит по-соловьиному, кричит по-звериному. Я долго думал, как это всё обыграть («сидит на девяти дубах» было самой большой проблемой - гигант, что ли? Или дубы маленькие?), в итоге пришёл к выводу, что Соловей будет монстром-наездником. Он будет ездить верхом на дубе. Его крик-свист - это звуковое оружие. Свист - прицельный удар, крик - волна широкого радиуса действия. Также у него будет магический посох для управления дубом. И обратите внимание на ожерелье из желудей у него на шее. Оно неспроста, это решение проблемы с девятью дубами. Да, у многих ассоциации с его ртом странные, советую подойти к зеркалу и попробовать сделать «губки куриной гузкой» - удивитесь. :)

Соловей-разбойник . Часть вторая. Верхом на дубе. В общем, он живёт на дереве, это его хранилище и крепость. На ветвях развешаны сундуки (трофеи) и щиты, которые сдвигаются, если Соловью что-то угрожает. Также у дуба есть цепи с крюками, которыми он подтягивает к себе жертву, чтобы съесть её.

Передвигается дуб и как паук, и как многоножка, т. е. большими ветвями поддерживает ствол, а корнями мелко перебирает. Двигается медленно, но если дойдёт - кранты герою. Теперь про проблему девяти дубов. Жёлуди - волшебные. Когда Соловей бросает один жёлудь на землю, оттуда стремительно вырастает дуб-миньон, наземная поддержка, так сказать. Одного из них я нарисовал слева. Они шустрее и агрессивнее, чем дуб-крепость. Подбегают к герою и лупасят. На ожерелье восемь желудей плюс дуб-крепость, итого девять. Дубы сами по себе довольно стрёмные деревья, но, когда на героя двигается девять дубов плюс ещё и Соловей со своим звуковым оружием, герою должно быть неуютно.

Да, и масштаб тут немного условный (иначе не уместилось бы), но примерно ориентируйтесь по черепам на ветке, это черепа взрослых людей. То есть Соловей чуть крупнее обычного человека. Да, и на картинке он как раз кричит по-звериному.

Тугарин Змей . Это, наверное, последняя картинка, где я использую сложные рамки, - слишком много времени на них уходит, персонажи важнее, так что дальше рамки будут очень условные.

Лесовик . Хозяин леса. Я буду разделять лесных духов, этот - самый главный. Он, в принципе, добрый, но суровый и справедливый, если что, может и жёстко наказать.

Визуально решил отталкиваться от зооантропоморфных описаний, с элементами фитоантропоморфности, для каждого лесного духа выберу основное животное и буду плясать от этого.

Леший . Я постарался воплотить в этом красавце основное, что известно о леших в общепринятом (и главное - злобном) смысле. Характер у Лешего, мягко говоря, не очень приятный. Один глаз нормальный (левый), правый обычно больше левого и «мёртвый», неподвижный. Борода и волосы седые. Часто пишут о конусообразной голове, в моей интерпретации - из-за собранных в пучок волос. Одежду запахивает налево и носит наизнанку (показать в карандаше, что это изнанка, оказалось не так-то просто). Руки-ноги покрыты шерстью. В некоторых вариантах преданий он опоясанный, в других обязательно нет. На поясе висят трофеи и насущные вещи: черепа поверженных заплутавших и невежливых путников, рог, чтобы пьянствовать, и лапоть, потому что моему Лешему просто нравятся лапти, он их коллекционирует. В преданиях у классического Лешего тоже какая-то фиксация на лаптях. Но если учесть, что его часто описывают копытным, вопрос - как он их носил? Логичный ответ - он их не носил на ногах, он их просто таскал с собой как сувениры.

Что касается общего облика, то тут обоснования следующие.

  • Во-первых, в преданиях указывается на то, что Леший часто предстаёт в зооантропоморфном виде, в частности - в виде медведя. Существует такое высказывание: «Леший не свой брат - переломает все косточки не хуже медведя».
  • Во-вторых, бытуют поверья, что он впадает в зимнюю спячку (превед, медвед).
  • В-третьих, какое животное у нас считается наиболее свирепым и олицетворяет русскую природу?
  • В-четвёртых, как мне подсказали друзья из ЖЖ - по мнению многих исследователей (в частности, Дмитрия Зеленина), Леший может считаться олицетворением Велеса, чья базовая ипостась как раз медведь.
Но это, сами понимаете, не совсем медведь, всё-таки дух леса. Отсюда и мощные рога, и вывернутые козлиные ноги (там копыта внизу, да), и окрас у него наполовину волчий (в мифологии он часто оборачивается волком). Медвежья шкура на плечах и шрам у правого глаза неспроста, как и огромная дубина за спиной. У меня Леший - это класс, т. е. он не один, их много (как и Лесовики и другие лесные духи). Привязаны они к отдельным лесам, поэтому часто дерутся между собой за территории. Так что этот Леший (старый и опытный) явно уже однажды завалил более молодого соперника, получил в бою небольшое, но брутальное увечье и обзавёлся трофейной шкурой.

Поскольку он всё-таки лесной дух, то я добавил и фитомотивов. Леших часто ассоциируют с осинами (осины вроде как указывают на демоничность), поэтому он обвешан листьями этого дерева. На груди висят срезанные сердцевины волшебных осин, в центре которых растут магические камни (это сказка, напомню). Эти срезы на груди - магическая защита Лешего. Ну и корни-веточки удерживают шкуру на плечах.

Ну и напоследок - у него висят черепа дятлов. Поскольку у Лешего нрав буйный и дурной и при этом он любит поспать, его ужасно раздражают стучащие дятлы. Поэтому он их изничтожает. Ну а крыс истребляет просто потому, что они крысы, Леший боится их голых хвостов. На этой почве Лешие часто ругаются с Лесовиками. Те хоть и родственники, но, по сути, гринписовцы и вообще - защищают любую лесную живность. А Лешие считают, что некоторые лесные жители отвратительны и маст дай.

Болотник . Мерзкая тварь, живущая на болотах, притворяется кочкой, жрёт всех подряд. Кидается «болотными огоньками» с браслета, чтобы парализовать жертву. Ядовитый.

P. S. Хочу ещё добавить манок, как у рыбы-удильщика. Манок длинный, телескопический, фактически симбиот, т. е. отдельное существо, заманивает-гипнотизирует путников, заводит их прямо в трясину к Болотнику.

Духи леса . Часть 1. Для каждого мелкого духа леса рисовать отдельную картинку было нецелесообразно, поэтому я решил разделить их на группы. Все эти ребята - свита Лесовика. Старался сделать по тем описаниям, которые смог найти, но без самоуправства не обошлось.

Водяник, например, - это как бы одно из имён Водяного. Но я решил, что мелкие прудики, ручьи и маленькие речушки тоже должны иметь своих духов, поэтому выделил имя «Водяник» в отдельную группу мелких духов. Все духи леса вполне себе нейтралы, но, если их разозлить, могут и атаковать.

Самый агрессивный из этой группы - Моховик, он и по легендам мог детишек скушать, если что.

Ягодник, при всей его внешней безобидности, тоже может нанести урон (отравленными ягодами).

Деревяник - в одном персонаже совместил Деревяника и Корневика - глуповатый, неловкий, но довольно сильный, может опутывать корнями и выпивать ими соки из жертвы.

Духи леса . Часть 2. Грибник, Листовик, Травник, Кустин. Я эту картинку называю «Сыроежка опаздывает на собрание». Завершая тему лесных духов и свиты Лесовика, быстренько пробежимся по характерам и абилкам.

Грибник - не очень добрый персонаж (в мифологии грибы вообще не сильно жалуют, там много про гениталии и экскременты), не очень сильный, но очень живучий и обидчивый (считает, что люди его оговаривают). Может заражать обидчиков бурно растущими грибками. Его мечта - завоевать весь мир.

Травник - хиппи. В случае опасности может задурманить голову обидчика и даже убить, если сильно разозлится.

Листовик (совместил со Стеблевиком, чтобы не плодить сущности) - самый безобидный из всех, обычно действует как группа поддержки у Деревяника и Кустина, даёт им дополнительные силы и защиту.

Кустин (Кущаник) - младший брат Деревяника, они очень похожи характерами и обычно работают в паре. Кустин умеет дистанционно оплетать обидчика ветвями, парализуя его.

Водяной на соме . Для этой картинки я просто перечислю основные характеристики с пояснениями, почему так, а о деталях характера Водяного поговорим на следующей картинке. Сразу скажу: я постарался вобрать в образ всё, что интернету известно о Водяном, предложив заодно кое-какие собственные решения. Прошу сразу, забудьте песенку Водяного из «Летучего корабля». Итак, поехали.

Известно, что Водяной - толстый старикашка с большим пузом (сделано), часто его видят в красной рубахе (у меня это кольчуга из червлёного золота), у него окладистая борода и зелёные усы (тут я схитрил и сделал ему СОМОВЬИ усы, часть бороды - тоже сомовьи щупы, отсюда и зеленоватый цвет). У северных народностей России Водяной часто представляется с палицей. В общем, Водяной - серьёзная нечисть, и характер у него очень скверный (цитата: «Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала»). И главная для картинки цитата, из которой и родился, собственно, сам образ. «Ему приписывают сома как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют „чёртова лошадь“». Тут и пришла в голову идея сделать маунт-босса. Поскольку Водяного иногда всё-таки видят и на суше, я сделал сома не совсем сомом. На самом деле там целый микс из животных (все вполне себе живут на территории России, кстати), кто их всех определит, тому пирожок.

Отдельное внимание уделил упряжи, сбруе и седлу, пришлось пофантазировать, конечно, но боевых вьючных сомов в природе не существует, так что прошу извинить, если что. Это не последняя картинка Водяного: тут он мелковат и деталей не видно, поэтому я сделаю его ещё отдельно, как сделал Соловья.

Водяной и Водяница . Простите, что много букв, но нужно. Представляю вашему вниманию семейное фото, из-за которого провёл в работе бессонную ночь, так накрыло. Начнём с Водяницы, потому что новый персонаж. О Водяницах (куда ударение ставить, неясно, я предпочитаю ставить на и) информации крайне мало, известно, что она НЕ русалка, одета в рваный сарафан, у неё большая грудь, она проказница, но в целом никого сильно не обижает, т. е. вполне себе положительный персонаж. Нарисовал её в сороке (головной убор замужних женщин), чтобы подчеркнуть семейный статус. И ещё у этого персонажа есть ключевая особенность, которая меня сильно зацепила. «Водяница - утопленница из крещёных, а потому и не принадлежит к нежити». Понимаете, да? Крещёная утопленница - жена Водяного, который вообще-то нечисть (нежить). Тут огромный простор для фантазии, конечно. И вот что я нафантазировал.

Как я писал ранее, у Водяного крайне скверный характер. Он вроде как нейтрал, но с бóльшим перекосом в зло. Его постоянно нужно задабривать, иначе он и пакостит, и топит, и палицей машет. Однако он может и улов обеспечить, и спасти, если что, - и в моей версии все его добрые дела напрямую связаны с Водяницей. Поскольку жена у него по сути добрая, но молодая, озорная и вздорная, она крутит старикашкой, как хочет. И часто заставляет муженька совершать добрые поступки, хотя это противоречит его нечистой природе. И наоборот, когда они ссорятся, Водяной уходит в поход и свирепствует ещё пуще, выпуская пар. Сама Водяница особо людям на глаза не показывается, и в моей интерпретации она даже не отдельный персонаж, а просто дополнение к образу Водяного. Она бафает (увеличивает силу) Водяного, когда орёт на него.

Теперь немного о самих образах.

Все речные духи в славянской мифологии отличаются страстью к расчёсыванию волос (у всех они обязательно длинные и распущенные). Водяница не исключение. В одном из источников видел, что она расчёсывает волосы рыбьими косточками, но я решил дать ей крутой гребень (висит на поясе). Это подарок от Морского Царя, дальнего родственника Водяного (Болотник, кстати, тоже родственник, но одичавший, «в семье не без урода», как говорится). Волосы у Водяницы зелёные, сама она очень бледная. Украшения у неё преимущественно жемчуг и всякие штуки с ракушечно-водными мотивами. На пояске, помимо гребня, висят обереги, но на Водяного они не действуют, потому что он - муж. Водяной не возражает против оберегов (даже на своего боевого сома вешает всякие лунницы), но сам не носит, поскольку искренне считает, что они ему не нужны и ему всё нипочём.

Ещё про Водяного. Как я упоминал, у него кольчуга из червлёного золота, под ней рубаха из сетей, ракушечная плита для защиты живота, ну вы сами видите. А вот наплечники он снял, потому что дома. На боку у него плётка, поскольку он же «пасёт на дне рек и озёр стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы». У него коротенькие ножки, потому что он обычно ездит на соме, и они у него не особо развиты. Отдельно хочу отметить «корону». Водяного описывают в том числе и с рогом на голове, я заменил рог на корону - в виде сомовьих щупов, торчащих из головы.

Что касается способностей Водяного, то он черпает свою силу, разумеется, из воды и из криков жены. Он маунт-босс (это означает, что он очень крутой и ездит верхом), вместе с боевым сомом они представляют собой грозную боевую единицу. Водяной использует в основном грубую силу, магически может призывать только низших водяных духов (сродни Келпи из кельтской мифологии) - тупых, но агрессивных. Возможно, есть другие магические способности, но о них я пока и не думал.

Вот такая сладкая парочка получилась. В целом у них счастливый брак, живут-поживают, добра наживают. Не без ссор и ругани, конечно. Но так же у всех, наверное, да?

Сестрица Алёнушка, братец Иванушка

Ещё одна сладкая парочка. Понимаю, что многих шокирую этой картинкой, но прежде, чем судить, прошу - перечитайте сказку. Впрочем, я кратенько вам всё объясню. В сказке (во многих её итерациях) есть несколько ключевых моментов, которые едины для всех вариантов. Итак, факты:

  1. Иванушка стал козлёнком.
  2. Алёнушку утопили.
  3. Практически во всех вариантах присутствует «люта змея», которая Алёнушке сердце высосала (а ещё там «тяжёл камень» на шее, «бела-рыба глаза выела», «желты пески на груди легли», «шелкова трава на руках», прах, тлен, безысходность, вот это всё).
  4. Есть ведьма-колдунья, устроившая всю эту катавасию с утоплением.
  5. Алёнушку из реки достали, «окунули её, сполоснули в чистой воде, белым полотном обернули, и стала она ещё лучше, чем была».
  6. Во всех вариантах сказки, где Иванушка превращался в козлёночка, он им и оставался. Ну вы поняли, к чему я, да?
Во-первых, Алёнушка как бы осталась жива, верно? По-моему, не совсем. Люта змея, по моей версии, была волшебной гадюкой, которая лишила Алёнушку жизни, но не смогла из-за крестика на шее пожрать её душу, и в итоге змея эта стала симбиотом, присосавшись к груди Алёнушки, подарив ей магические способности и поддерживая в ней жизнь. После такого малоприятного опыта у Алёнушки начался жёсткий посттравматический синдром, смерть колдуньи её не успокоила, и через какое-то время она взорвалась, забрала козлёночка и ушла от мужа-тряпки (напомню, он чуть не зарезал её братика). И стала охотницей на ведьм. Да-да. Она охотница на ведьм, причём именно колдуньи - её специализация. Она, конечно, может и другую нечисть убивать, но со злыми колдуньями она беспощадна.

Прошло десять лет. Козлёночек подрос…

Он стал её телохранителем и инструментом грубой силы. Оба персонажа - завязанные на магию существа. Оба в целом положительные и на стороне добра, однако не гнушаются пользоваться и чёрной магией, в отличие от того же Поповича, который весь из себя правильный. Они профессионалы высокой пробы, с нечистью беспощадны, непревзойдённые мастера ближнего боя: Иванушка берёт силой, Алёнушка - ловкостью. Иванушка вообще силён как бык (ха-ха), поэтому таскает на себе все их с сестрой пожитки плюс огромный молот, который он наивно называет «Молот Ведьм». Иванушка комплексует по поводу своей внешности и может убить, если кто-то вдруг назовёт его козлом.

Теперь по образам. Идея маленькой девочки и большого спутника не нова, в том же Джаггернауте у нас есть Уна, например. Тут эта схема просто сама напрашивалась. Поэтому получилось вот так. Ну и некоторые детали, чисто для сведения.

Алёнушка:
- венок сплетён из кувшинок (утопленница же по факту), мака (цветок против ведьм), листьев и веточек осины (магическое дерево);
- крестик на шее - защита бессмертной души. В сказке не было сказано, крещёная ли Алёнушка, я считаю, что крещёная;
- ведьмы боятся всякого колюще-режущего оружия, в том числе косы. У Алёнушки булатная коса-серп, созданная специально для борьбы с нечистью;
- костюм Алёнушки частично и очень вольно основан на одежде кривичей и древлян;
- на поясе висят необходимые против ведьм вещи - бутылка с родниковой водой (плюшка тому, кто скажет, почему именно родниковая), мешочек с семенами мака, обязательные обереги и сумка со всякой всячиной. Ну и полуутопленницы тоже любят гребни.

Иванушка:
- помимо двуручного боевого молота, таскает с собой большой булатный нож на боку (один из тех, которыми его хотели зарезать), тесак, притороченный к «рюкзаку», и там же осиновый кол. Не колышек, как обычно у всех (у того же Поповича), а реально здоровенный кол. Может нанизывать на него сразу несколько нечистых врагов;
- весь армор у него изрисован знаком охотников на ведьм, чтобы сразу было понятно, кто он и зачем пришёл;
- на поясе у него болтается зуб, вырванный у первого убитого им волколака (его же шкура - на плечах), и ключица той самой ведьмы, которая утопила Алёнушку;
- на наплечниках висят бубенцы-обереги;
- ну и под конец, прежде чем говорить, что у козлов только два рога, загуглите «козёл с четырьмя рогами», всё увидите сами, я тоже был удивлён разнообразием генетических мутаций.

Теперь насчёт рун. Я не поленился и всё-таки составил свой «словарик рун». Они, разумеется, вымышленные, брал за основу скандинавские и те каракули, что накопал в дохристианской письменности славян. Причём значения рун я придумывал сам, не особо оглядываясь на настоящие. Моя версия, мои руны, что хочу, то и ворочу. Будет для зрителей дополнительная игра - читать, что у героев на одежде написано. А вот и сами руны:

Также у меня есть

Самым популярным русским сказочным героем является Иванушка-дурачок, однако, далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные черты. В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается мечом и голыми руками, хитростью и смекалкой с чудовищами, заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и умен, несомненно, это самый положительный образ русской сказки.

Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и своих от страшного змея, пленившего красавиц и его родную сестру. Иван Горох – сильный и грозный богатырь, готовый разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры. А вот в сказке «Иван-царевич и серый волк» более положительным персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках «Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других.

Русские люди в большинстве своем считали, что «горбатого могила исправит», поэтому для русских сказок не характерна трансформация героя из отрицательного персонажа в положительный.

Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую очередь отличается умом и добротой, она помогает своему избраннику победить зло хитростью и смекалкой, достать волшебный предмет или направляет его мудрым . Как ни странно, но в некоторых сказках положительной может быть даже Баба Яга, которая снабжает путника напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или зеркало.

Положительные герои зарубежных сказок

Герои европейских сказок кардинально отличаются от русских, они слабы физически, ум и хитрость в них не воспевается так, как в фольклоре. На первое место выходят такие качества как доброта, покорность, и трудолюбие. Белоснежка и Золушка – забитые красавицы, рожденные для любви и роскоши, но, по воле злых людей, они обязаны исполнять роль служанок. Они не прилагают никаких усилий, чтобы изменить свою судьбу, они покорны ей и освобождаются от оков лишь по воле случая. Причем основной идеей подобных сказок является мысль о том, что для торжества справедливости необходимы только добродетель и трудолюбие, а бог или добрые феи щедро вознаградят героиню за все лишения.
Пиноккио – сказка итальянского писателя о трансформации глупой, непослушной и, порой, жестокой деревянной куклы в доброго и заботливого мальчика. Пиноккио или Буратино одни из самых положительных детских персонажей.

Герои-воины в зарубежных сказках представлены довольно редко, одним из немногих таких персонажей считается Чиполлино, хотя это в большей степени образ революционера, сражающегося с диктаторами против буржуазии и рабства. Особняком стоит и другой положительный герой – средневековый революционер Робин Гуд. Собирательный образ благородного разбойника-воина романтизирован и одухотворен. Он борется со злом в лице жестоких феодалов, с беззаконием и несправедливостью.

Восточные сказки в своих идеях ближе к русским, например, Аладдин – аналог Ивана-дурака или Емели. Восточным персонажам, как и русским, часто помогают хитрость, ловкость и изворотливость, самый популярный герой – «багдадский вор», преступник, который сумел обвести вокруг пальца не один десяток толстосумов и так и не был пойман. Практически в каждой арабской сказке присутствует и направляющая рука – как и в русской традиции, это женщина. Умная и хитрая жена Али Бабы, Сакине, Шахерезада, как и Василисы в русских сказках олицетворяют такую сообразительность и смекалку, которая присуща только женщинам.

Мифы, сказки и легенды окружают человечество с момента его появления. Наши предки, что жили в пору язычества, верили в огромное количество волшебных существ, которые и стали центральными персонажами разнообразных историй. У каждого народа они были особенные, имеющие свой уникальный стиль и героев, но одни из самых популярных – конечно же, славянские мифы.

Интересно то, что спустя множество столетий, некоторые дошли и до нас. А ведь людям двадцать первого века очень интересно взглянуть на мир глазами жителя стародавних времен. К тому же, многие из персонажей старинных славянских легенд легли в основу добрых русских сказок, которые известны почти каждому с самого детства.

Именно о них и пойдет речь в данной статье. Топ-10 самых популярных мифические существ, приятного прочтения!

Наши предки считали их демоническими существами, низшими духами.

Сказания, дошедшие до нас, рисовали упырей как весьма вредоносных существ, высасывающих кровь из всего живого. Их равняли с мертвецами, что поднимались из своих могил ночами, для убийства населения или домашнего скота.
Легенды рассказывают о том, что упырями становились те люди, чья смерть была «неестественной», то есть самоубийцы, спившиеся люди или насильственно убитые. Конечно же, к этому списку причисляли и колдунов, которых наравне с перечисленными ранее, не принимала земля. Именно поэтому все они были обречены на бесконечные скитания. При всем этом, подобных людей запрещалось хоронить на территории кладбища, и все старались обходить места их упокоения стороной.

Для того, чтобы покойный не смог обратиться в темное существо и начать бродить по городу или поселку, ему подрезали сухожилия колена. Был и еще один «метод» - горшок с тлеющими угольками на могиле или просто рассыпанные угольки по земле. Однако самым распространенным стало забивание в могилы длинных осиновых кольев, именно они считались лучшим средством борьбы с упырями.

Мифическое существо – полуженщина-полурыба. Живут эти создания в разных водоёмах, это могут быть и озёра, и реки, моря, и, конечно же, пруды и болота. Водоёмы они выбирают вблизи дремучих лесов или места, куда людям трудно добраться.

Внешне они похожи на красивую девушку с зелёными (иногда синими) длинными волосами, очень бледной (белой) кожей, а ещё у них длинные руки, но это не всегда заметно. От людей русалок отличает лишь рыбий хвост вместо ног.
Днём встретить этих красавиц почти невозможно, их стихия – ночь. Они могут ночами ради своего веселья пугать засидевшихся рыбаков, заманивать отдыхающих подальше в лес, любят они и красивые вещи, иногда воруют их у отдыхающих, а иногда и попросить могут вежливо. И тогда надо обязательно что-то подарить русалке, чтобы на дно с собой не утащила.

Хотя по сути своей русалки не злые существа – они не нападают на людей, вот только одиноки они очень, поэтому часто зазывают мужчин для общения. А так как люди не уметь дышать под водой, то для них такие встречи часто заканчиваются печально. А вот детей русалки берегут, и даже заблудившимся малышам помогают найти дорогу домой и спастись от диких животных.

Эти девушки-рыбы подчиняются водяному (считается, что они его дочери), а им подвластны все рыбы и другие обитатели водоёма. Они быстро передвигаются в воде, у них прекрасный голос, который всех буквально завораживает, а ещё они обладают гипнозом и способны лишить человека воли. И если кто-то попадёт под гипноз русалки, то шансов вырваться и спастись, у него нет. Говорят, что помогает железо, а если уколоть одну русалку железной иглой, то все остальные её подружки испугаются и убегут.

Злой женский дух, именно такой считают кикимору в народе. Внешне её представляют маленькой, скрюченной, кособокой, уродливой старушенцией, хотя это может быть и женщина средних лет, но обычно неухоженная, неряшливая. Она одета в старую грязную и рваную одежду. Обитать она может в сарае, в хлеву, в бане, но чаще всего они предпочитают селиться в жилище человека. В доме они выбирают себе укромное местечко - подальше от глаз.

Днём кикиморы почти не заметны, их любимое время – ночь! Вот уж когда они могут в волю порезвиться – по всему дому будет слышаться стук, скрип, вздохи и стоны, может падать одежда, посуда, овощи. Она может мучить животных, но если те сразу дадут ей отпор, то от них она отвяжется раз и навсегда. А уж если эта злючка одержит верх, то муки животных будут бесконечными. Любимое занятие у неё прясть, только выходит всё неуклюже: то пряжу всю спутает, то порвёт.

Как же может кикимора появиться в доме? Либо она сама выберет дом, либо кто-то намеренно может наслать её на жилище. В первом случае бороться с ней бесполезно – ведь это её выбор. А вот если её «подкинули» в дом надо постараться отыскать куклу-кикимору и сжечь.

Вообще-то, сильных неприятностей она не причиняет человеку, а уж когда сильно расшалится, то её можно приструнить, но если она кого-то сильно не взлюбила, то тут добра не жди – может выжить человека из дома. И тогда только молитвы и заговоры помогут.

О происхождении этого сказочного чудовища ведется много толков. Ведь глядя на него невозможно определить от кого же он произошёл. Василиск имеет голову петуха, туловище жабы, хвост змеи и крылья летучей мыши. Его голова увенчана гребнем, причём расположен он не как у петуха, а как диадема. Наверное, поэтому его называли царём зверей. По поверьям на свет он появляется из яйца, которое снёс петух, а высидела жаба.

Всех своих врагов Василиск убивал одним взглядом или огненным дыханием, от которого сгорала трава в округе и могли потрескаться скалы. У него опасно всё: взгляд, дыхание, касание и вонь, которая от него исходит.
Обитает он в пещерах, где у него нет проблем с едой, ведь в пищу он употребляет лишь камни. Свой дом он может покинуть лишь с наступлением темноты, а всё потому, что смертельно опасен для него крик петуха. Есть и ещё один способ справится с василиском – показать ему его отображение в зеркале.

Это мифическое чудище считается злым разбойником, который жил в лесу и обитал в своём гнезде, которое свил он на девяти (а по некоторым источникам на двенадцати) дубах. Заложил он «прямоезжую» дорогу к Киеву на тридцать лет. И никто по ней не мог передвигаться ни человек, ни зверь, ни даже птица.

Изображали его в виде человека с кривыми ногами, либо человекоподобного чудища с крыльями. Обладал соловей-разбойник сверхъестественными способностями. Мог своим посвистом сносить и убивать всё на своём пути, жутким шипением навевать смертельный ужас, а если зарычит по-звериному, то всё живое в камень мог обратить.

Его жилище хорошо было защищено, в нём и жила его большая семья. Удивительно то, что все дети были на одно лицо. Оказывается, Разбойник их специально женил только меж собой – чтобы род не выводился.

Противостоять ему смог только Илья Муромец, избавил свой народ от чудища страшного и набегов его опустошительных.

На сайт мы много рассказывали, как достичь гармонии в доме и семье. Наверняка, каждому хочется, чтобы в его доме, была доброта, чистота, покой, уют и любовь. Издавна на Руси есть такой помощник, который должен быть в каждом доме – Домовой. Он настоящий хозяин и покровитель дома, охраняет его от всевозможных напастей – пожаров, воров и непрошенных гостей… Он следит и за домочадцами, чтобы те не болели, никто их не сглазил и не обидел.

Не любит ленивых людей, злых и жадных, в семьях, где часто ругаются и домовой ночью может пошалить – кашляет, стучит, ворчит, посуду бьёт, может и уйти из этого дома. А уж тогда точно – жди беды. Ведь как дом останется без хозяина? Когда люди переезжают обязательно надо позвать своего домового с собой (сделать специальный обряд).

Он может находиться везде и сразу, поэтому его всегда и считали хозяином, который успевает следить за своим хозяйством.

В доме он выбирает себе укромный уголок, похож на маленького доброго старичка, который вечно ворчит, хлопочет, но всё равно добрый!

Это злой низший дух, обитающий в лесной чаще и часто встречающийся в русских сказках. Его считают враждебным и опасным для человека, а всё, потому что он живёт далеко от людей. У него нет одного обличья, леший может предстать в совершенно разных обличиях. Может обернуться деревом, медведем, ядовитым грибом, часто он появляется как седовласый старец с бородой, кожей серого цвета, у него нет бровей и ресниц, всегда спутанные волосы, с торчащими из них листьями. В общем, напоминает он обычного деревенского мужичка, только кафтан на правую сторону застёгнут, и обувь обута наоборот. Обладает он невероятной способностью изменять свой рост: может быть выше деревьев, а может меньше травинки стать.

Без его разрешения в лес заходить не стоит, потому что он там главный. Он постоянно осматривает свои владения, поэтому его можно встретить в любом уголке леса. Он не сделает человеку зла, если тот не будет пакостить в его владениях: ломать деревья, оставлять мусор, обижать животных. Он добрый и заботливый хозяин леса, но если его разозлить, то тогда пощады не жди – может и убить, либо зверя дикого нашлёт, либо в топь заведёт, а то и ещё что похуже придумает. Но любит лешак и повеселиться: то путника закружит, собьёт с тропинки, то смехом диким напугать…

Лешие не стареют и не умирают, то есть они бессмертны. И убить его невозможно. Чтобы защитить себя от лешего нужно переодеть одежду на левую сторону, а если несколько человек встретят его, то им лучше поменяться одеждой.

Один из самых известных персонажей русских сказок и сказаний. Внешность у этого персонажа очень колоритная. Чудовище сочетает в себе черты зверя, человека, птицы и пресмыкающегося. Его тело покрыто чешуёй (чёрной или красной), на лапах большие когти, как будто из металла, за спиной огромные крылья и венчает всё это три змеиных головы. Бывают змеи и с шестью, девятью и т.д. головами. Обычно это свидетельствует о том, что Горыныч уже побывал в битвах, и ему отрубали головы, вместо которых тут же вырастали несколько новых.

Обитают они в огромных пещерах, в горах, встречались они и около воды, куда приходили попить и подкрепиться рыбкой. Предпочитают жить в одиночестве, в отдалении от людей, если ему будет не хватать еды для себя и для детёнышей может напасть и на людей, домашний скот, а может и затребовать приносить ему как жертву девушек, детей или женщин.

Змей-Горыныч умеет летать, извергать огонь, его чешуя настолько крепкая, что её не получится пробить никаким способом, а если вдруг прольётся кровь «змеиная» то вся земля, куда она попала, будет выжжена.

Это существо сочетает в себе одновременно все стихии: земля, вода, огонь и воздух, а значит, он наделён уникальной силой и властью. Он практически неуязвим, единственное беззащитное место находится на шее у самой головы, и вот это место можно пробить любым оружием. Практически совсем беззащитны детёныши-змеёныши, но с возрастом их чешуя становится непробиваемой. А ещё, судя по русским преданиям убить Змея можно только с помощью «Плётки-Семихвостки».

Наверняка, очень трудно найти человека, который не знал бы об этом персонаже, все её знают с самого раннего детства с самых первых сказок. Всем известно, что обитает она в дремучем лесу в избушке, её владения окружает забор из человеческих костей, на шестах торчат человеческие и лошадиные черепа, да и остальные кости пошли в дело, из одних засовы сделаны, из других замок и т.д.

Баба-Яга обладает многими «талантами» она хорошо колдует, носится по воздуху в ступе, да и избушка у неё не просто на курьих ножках, а ещё и поворачивается по её команде.

А вот внешность у неё совсем не привлекательная. Обычно это большая горбатая старуха, огромным крючковатым носом (в некоторых случаях её нос поддерживает специальная жердь), с длинными нечёсаными волосами и одна нога у неё костяная, а в руке у неё помело. Ей прислуживают змеи, лягушки, вороны и чёрные коты, да гуси-лебеди являются её волшебными помощниками.

С одной стороны Баба-Яга считается хозяйкой лесных зверей и птиц, с другой – она охраняет вход в иной мир - царство мёртвых.

В общем, Яга считается отрицательным персонажем, она любит заманивать малых детей или юношей в лес, чтобы зажарить и съесть. Но иногда и она совершает добрые поступки, особенно для тех, кто выдержал испытания предложенные ею.

Один из самых могущественных персонажей тёмного царства. Обычно его описывают как высокого, костлявого старика с седой или лысой головой, иногда вместо головы у него может быть череп. Он обладает сверхъестественной силой, прекрасно владеет мечом, очень могущественный чародей, может одним взглядом превращать людей в камни, приковывать их цепями под землёй. Кащей может превращаться в чёрного ворона или змея летучего. Быстро и легко передвигаясь по миру, он крадёт всё, что ему понравилось. И чаще всего он выбирает молодых красивых девушек, хочет на них жениться, но ни одна, даже за все сокровища мира не согласилась на такой брак.

Есть несколько версий образования его имени. По одной из них имя можно перевести как «худой, сухой, тощий», а по другой оно образовано от слова «кощун» - колдун.

Главной же особенностью этого злобного чародея считается его смерть. Хоть и называют его бессмертным, но всё-таки она есть. И Кащей очень трепетно хранит тайну её местонахождения. Вся его жизненная сила сосредоточена на кончике иглы, которая спрятана в яйце, а оно в утке, да и утка не находится на свободе… Поэтому найти смерть кащееву нелегко, но уж коль нашли, то это сразу отразится на его самочувствии – ему сразу становится плохо, силы покидают его и т.д.

А ещё он считается лучшим другом Бабы-Яги, которая охраняет дорогу к нему.