Кратко о культуре в древней руси. Характеристика культурно-исторических периодов средневековья

Славяне - это огромная группа народов, занимающая обширные территории в Европе и Азии. К ним относятся поляки, чехи, болгары, сербы, хорваты, русские, украинцы, белорусы и другие. У каждой из этих этнических групп своя история и своя культура. В данной статье речь пойдет о культуре восточных славян, русских, белорусах и украинцах.

Древнерусское государство начало формироваться со второй половины 9 века. Это были неординарные и сложные годы. Славяне, наследовавшие религию, быт и обычаи своих предков, жили в гармонии с природой, поклонялись богам природы и явлений, таким как Грома и Молнии Перун, Стрибог и другим. Жили люди просто, занимались в основном земледелием, скотоводством, а в лесных зонах охотой и собирательством. Для защиты от неприятеля и для более успешного ведения своей деятельности они создавали разрозненные общины, все важные дела в которых решал совет старейшин или вече.

Для создания любых построек люди, особенно те, кто жил в лесной полосе, использовали дерево. Надо сказать, что искусный и талантливый русский народ создавал уникальные по художественному замыслу детали деревянных домов, резные наличники, похожие на тонкие кружева, украшал замысловатыми узорами коньки крыш, ставни. Сюжеты брались из российского эпоса или тесно переплетались с представлениями людей о природе и природных явлениях. Культура славян включала в себя устные повествования, легенды и былины, передававшиеся из уст в уста. Часто их пели специальные певцы-гусляры или рассказчики, повествовавшие нараспев. Письменности, по одним источникам, у славян не было, существовало только узелковое письмо. Но другие источники утверждают, что письменность все же была. Основывалась она на древнегреческом алфавите, и именно на нем была записана знаменитая Велесова книга. Спор о подлинности этого культурного памятника не утихает до сих пор, но как бы там ни было, книга существовала. Интересны также религиозные обряды славян, включающие и песнопения, и хороводы, и различные жертвоприношения своим богам, вплоть до человеческих. Вот такой фундамент имела под собой древнерусская культура.

Ко второй половине 9 века в жизни славян начали проходить кардинальные перемены. Смерть князя Святослава послужила началом борьбы за власть между его сыновьями. Олег погибает от руки родного брата Ярополка, которого, в свою очередь, убивает незаконнорожденный Владимир. Став единовластным правителем, он стремится завоевать любовь народа и прекратить междоусобицы, укрепив тем самым древнерусское государство. Воспитывавшийся на догмах язычества, Владимир сперва свято следует этой религии, возводит на киевском капище целый пантеон привычных и почитаемых с детства богов, даже узаконивает человеческие жертвоприношения.

Такая политика абсолютно не устраивает сильную по тем временам Византию, которая уже давно покончила с первородными богами и перешла к христианству. Владимиру, чтобы в дальнейшем его государство процветало, как воздух необходимо сотрудничество со своим могущественным соседом. Под нажимом обстоятельств князь отрекается от веры предков и принимает христианство. Этот этап стал переломным. Культура древнерусского государства, получив свежее дыхание новой, доселе незнакомой культуры, начинает меняться и преображаться.

Изменения затронули абсолютно все сферы. В христианстве богослужения под открытым небом не происходят, для этого возводятся храмы. В храмах всегда присутствует живопись. Для ведения церковных служб нужны различные церковные книги. Все это требовало новых знаний и новых технологий. Древнерусская культура начала развиваться сразу по многим направлениям. В городах приступили к строительству храмов. Некоторые из них возводились по-старинке, из дерева, но под руководством греческих мастеров русские зодчие учатся искусству возводить строения из камня. Ярким примером тому являются Десятинная церковь и Новгороде, Троицкий в Пскове и многие другие. Осваивается искусство иконописи, мозаики и фресковой росписи. Сюжеты в основном брались из церковных писаний. Также изображались князья и важные события в жизни народаа. Одновременно с возведением каменных храмов стало развиваться строительство из камня стен, дворцов и домов знати. Теперь уникальные узоры и резьба выполнялись по камню, но были так же искусны и необычайно красивы, как до этого по дереву.

Для несения службы в новых храмах и для огромной просветительской работы, которая велась среди населения, долгие годы в душе остававшегося язычниками, были необходимы кадры. Поэтому быстрыми темпами началось строительство монастырей. Древнерусская культура своим развитием во многом обязана монахам, считавшимся на те времена самой просвещенной прослойкой общества. Первые монахи прибывали все из той же Греции. Но местные богословы быстро перенимали знания и вскоре сами несли божье слово в народ. Самыми известными из них являются новгородский Лука Жидята, Печерский Феодосий, а также монах Нестор, написавший свою «Повесть временных лет», Никон и другие.

Одновременно с архитектурой и богословием развивались письменность и книгопечатание. Некоторые исследователи считают, что письменность на Руси появилась с утверждением христианства, когда два брата, Кирилл и Мифодий, прибывшие из Салоник, создали азбуку, на которой писались первые церковные книги. Другие исследователи придерживаются мнения, что их кириллица - это всего лишь усовершенствованная глаголица, существовавшая до появления христианства. Доказательством тому является найденная в Преславе надпись на глаголице, датирующаяся 893 годом, в то время как крещение Владимира состоялось лишь в 988 году. Тем не менее, с конца 9 века на русский язык переводится много греческих книг, еврейские и сирийские тексты, например, «Александрия» об Александре Македонском, хроники Амартола и Синкелла, «Есфирь», много других. Древнерусская культура богата и отечественными уникальными литературными творениями. Одним из самых известных является «Слово о полку Игореве», а также «Житие Бориса и Глеба», «Киево-Печерский патерик», «Хождение» Даниила игумена и другие. Так, наряду с церковными книгами, появляются жизнеописания князей и военачальников, рассказы о славных и бесславных походах, записываются былины и мифы.

Помимо литературы, зодчества и церковной живописи, новое направление в развитии получили все ремесла. Ювелиры создают уникальные по красоте и сложности украшения, гончары посуду, которую украшают интересными орнаментами, развивается русский фольклор.

Отличительной чертой культуры Руси является то, что, почерпнув новые знания и новые формы в народ не отступил от своих традиций, тем самым внося и в зодчество, и в роспись, и в музыку, и во все ремесла свой неповторимый колорит.

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Культура Древней Руси»


ВВЕДЕНИЕ

1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

3. АРХИТЕКТУРА

4. ЖИВОПИСЬ

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Культура Древней Руси – явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» – сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета – X-первая половина XIII в. (домонгольский период).

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.

Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов – тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте – впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.

1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.

Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали», в более поздних – когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов, зафиксированные на бумаге в XIX в. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей – азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги – «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» – она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

В XI-XII вв. на Руси появляется летописание. В летописях описывается не только последовательность происходивших событий, но и содержатся библейские тексты, фиксируются документы, приводятся комментарии составителей летописей. Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», – уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Другим жанром древнерусской литературы является житие. Житие (агиография) повествует о святой жизни церковнослужителя или светского лица, возведенного в ранг святого. Житие требовало от своего автора твердого следования установленным правилам. Житие композиционно делилось на три части: введение, центральную часть, заключение. Во введении автор должен был обязательно извиняться за недостаточное умение в писании. А заключение посвящалось восхвалению героя жития. В центральной части описывается непосредственно биография святого. Житие относится к дореалистичному жанру, т.к. описываются только положительные свойства героя. Отрицательные опускаются. В результате получается « приторный» образ святого. В данном случае житие близко подходит к иконописи. Летописцу Нестору приписывают, по преданию, авторство жития, посвящённого убиенным Борису и Глебу, а также основателю Киево-Печерской лавры – игумену Феодосию.

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие – поражение северского князя Игоря от половцев (1185- 1187) – стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит «Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства. Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде – в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных).

3. АРХИТЕКТУРА

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

Лекция 4. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (XI – XVII вв.)

    Хронологические рамки и периодизация древнерусской литературы.

    Особенности, темы, жанры древнерусской литературы.

    Русские летописи как уникальное явление мировой культуры. “Повесть временных лет”.

    “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона.

Сегодня мы, по слову автора конца XII – начала XIII в. Даниила Заточника, “Вострубим убо, братие, аки в златокованную трубу, в разум ума своего и начнем бити в серебряные органы во известие мудрости, и ударим в бубны ума своего, поюще в богодухновенные свирели, да восплачутся в нас душеполезные помыслы”. (По Троицкому) Литература – по-русски словесность, искусство слова. “Русская литература всегда была одной из тех святынь, в общении с которой человек становился чище, лучше. <...> она всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительное слово. <...> Русская литература – центр проявления русского духа, фокус, в котором сошлись лучшие качества русского ума и сердца”, – так писал в 1907 г. видный русский ученый С.А.Венгеров. В языке и отечественной словесности сосредотачиваются внутренние силы народа и основные начала национального самосознания, против которых и направляются действия разрушителей России.

1. Хронологические рамки и периодизация древнерусской литературы.

(По Бычкову) Древнерусская литература – это литература русского Средневековья. Понятие “средние века” (medium aevum) утвердилось за периодом, отделяющим позднюю античность от Нового времени, и возникло в кругах итальянских гуманистов. Как в Западной Европе, так и на Руси под средневековой культурой понимается культура, сформировавшаяся под влиянием христианского миропонимания и с предельной полнотой выразившая его во всех своих главных феноменах, т.е. это культура принципиально религиозная, христианская, православная. Самобытность русского Средневековья определяется:

1) этническими и национальными особенностями развития древней (дохри-стианской) восточнославянской культуры;

2) своеобразием социально-политической истории Руси в древний и средневековый периоды;

3) принятием православного вероисповедания.

Хронологические рамки Древней Руси (и древнерусской литературы) составляет период от христианизации (рубежа X XI вв.) до царствования Петра I (рубежа XVII XVIII вв.) Иногда последний XVII в. рассматривают как переходный (внутри средневекового периода) к Новому времени. В культурном плане – это время активного приобщения Руси к христианским ценностям, а через них к ценностям, накопленным и созданным древними народами Ближнего Востока, Греции, Рима, Византии; это время формирования национальных духовных основ, становления самобытного миропонимания и высокой художественной культуры. Литература XI XVII вв. – православная литература, предназначенная для окормления нового православного народа.

В отличие от Западной Европы, где видное, если не главное, место занимало богословско-философское мышление – схоластика, на Руси рационально-словесные формы выражения сущностного содержания культуры, ее глубинной мудрости не нашли себе применения. Наиболее адекватными для этой цели оказались религиозные и художественно-эстетические формы, поэтому они получили на русской почве особое развитие и достигли удивительного расцвета. Среди религиозных феноменов главный – святость, ставший своеобразным “лицом” всей древнерусской культуры: в историю она прочно вошла как Святая Русь, хотя несвятого и кощунственного в ней было не меньше, чем в других регионах. Однако святость получила на Руси такие четкие формы и такую высоту и чистоту звучания, что затмила, а точнее, сняла, преобразила для последующих поколений многие негативные явления.

В художественно-эстетической сфере суть древнерусской культуры наиболее полно выражают два феномена: духовность (унаследованная от Византии) и софийность – единство мудрости, красоты и святости , возникшее на основе синтеза мифологического (невербализуемого, т.е. несловесного) сознания и основных парадигм христианской духовной культуры.

Периодизация: (по Кускову)

1) литература Киевской Руси (XI – 1-я половина XIII в.), в этот период большое значение имеет переводная и богослужебная литература;

2) литература периода борьбы за объединение (2-я половина XIII XV в.), основные идеи периода – патриотизм, необходимость сильной княжеской власти;

3) литература централизованного государства (XVI XVII вв.), происходит объединение областных литератур в единую общерусскую, формулируется концепция “Москва – Третий Рим”, создаются общерусские летописные и агиографические своды (“Лицевой свод”, “Степенная книга”, “Великие Четьи-Минеи” митрополита Макария); в то же время наблюдается рост светских тенденций, происходит обмирщение, десакрализация литературы.

2. Особенности, темы, жанры древнерусской литературы.

(По Лихачеву) Книги в Древней Руси ценились чрезвычайно высоко . “Велика бывает польза от учения книжного, книгами научаемся пути покаяния, мудрость обретаем и воздержание. Се бо суть реки, напояющие вселенную, се суть источники мудрости, в них несчетная глубина, ими в печали утешаемся, они – узда воздержания”, – писал древнерусский книжник (ПВЛ, под 1037 г.) Серьезное место на Руси занимало приготовление к чтению: как пишется в одном из слов Измарагда, готовясь к чтению или слушанию книги, надо было помолиться Богу, чтобы отверзлись “очи сердечные” и чтобы исполнять прочитанное в своей жизни. Настраиванию читателя или слушателя на нужный лад служили пространные названия и эмоциональные предупреждения (“повесть умильна”), а иногда и предисловия к произведениям: “Приидите честное и святое постник сословие, приидите отци и братиа, приидите празднолюбци, приидите овчата духовная, приидите стадо христоименитое...”. Чтение книг входило в обиход жизни, во многих случаях было связано с обрядом и обычаем, поэтому не всякое произведение и не во всякое время можно было читать. Средневековая литература была тесно связана с ее употреблением в быту – церковном и светском. Основными хранителями и переписчиками книг были монахи.

Особенности древнерусской литературы определяются условиями ее развития. Важнейшая особенность – невыделенность, слитность литературы с другими сферами знания – религией, философией, наукой. Отсюда ее связь с фольклором, с церковной и деловой письменностью, с элементами историософии и философии, науки. Другая особенность – рукописный характер бытования и распространения. При этом произведения древнерусской литературы существовали в виде более или менее крупных объединений – сборников, среди них: Патерик (Отечник), Четьи-минеи (чтения по месяцам, по календарному принципу), Хронограф (хроника), Летопись, Вертоград (сад), Златоуст, Златоструй, Златая цепь, Пчела, Измарагд (сборники нравоучительного содержания), др. Анонимность – авторского права, как и в фольклоре, не существовало). Известны имена некоторых “списателей” (переписчиков книг), которые были не копиистами, а редакторами, каждый что-то добавлял, что-то опускал. Но проповеди, как правило, авторские.

Особенности художественного метода:

1)символизм, обусловленный присущим средневековому мышлению удвоением мира (мира видимого и мира, постигаемого “духовными очима”); как учил псевдо-Дионисий Ареопагит, “вещи явленные суть воистину образы вещей незримых”, символическим смыслом наполнены явления природы, исторические события, поступки людей, символ – средство обретения истины, этим определяется роль символических метафор и сравнений; христианская символика переплетается с народнопоэтической, пример из Слова о полку Игореве:

“Не лепо ли ны бяшет, братие,

начати старыми словеси трудных повестей

о полку Игореве, Игоря Святославлича?

Начати же ся той песни по былинам сего времени,

а не по замышлению Бояню.

Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити,

то растекашется мыслию по древу, (многословно)

серым волком по земли, (надергано отовсюду)

шизым орлом под облакы. (высокопарно)

2)традиционализм и ретроспективность – ссылки на тексты Писания, которые истолковываются не только исторически, но и аллегорически и аналогически, т.е. события Ветхого Завета – аналоги современности; это приводит, как и в фольклоре, к особой импровизационности литературного творчества, к его коллективности; вот как прославляет кн.Владимира митрополит Иларион:

О, подобный великому Константину,

равноумный, равнохристолюбивый,

равно чтящий служителей Его!

Он со святыми отцами Никейского собора закон людям устанавливал,

ты же, с новыми нашими отцами епископами сходясь часто,

с глубоким смирением совещался,

как в людях этих, новопознавших Господа, закон уставить.

Он царство эллинов и римлян Богу покорил, ты же - Русь.

И вот уж не только у них, но и у нас Христос царем зовется.

Он с матерью своею Еленой крест из Иерусалима принес,

по всему миру своему его разнеся, веру утвердил.

Ты же с бабкою своею Ольгой,

принеся крест из нового Иерусалима, Константина града,

по всей земле своей его поставив, утвердил веру,

ибо ты подобен ему.

С ним единой чести и славы сопричастником

сотворил тебя Господь на небесах,

по благоверию твоему,

что имел ты в жизни своей.

3)каноничность, этикетность, ритуальность; взирая на образцы, автор не допускает “самомышления”, вымысла, его задача – передать образ Истины; он как бы совершает некий обряд, он стремится не поразить читателя новизной, а успокоить и “заворожить” привычностью, неожиданности также нежелательны, как и в любых обрядах и церемониях; чинность, урядство – характерные особенности общественной жизни средневековья, соблюдение порядка – чинность, красота, иначе бесчиние – без ó бразность и безобр á зность;

4)историзм как отсутствие вымысла и как связь с историей; вымысел, со средневековой точки зрения, равен лжи, что недопустимо, отсюда прикрепленность к конкретному историческому факту или лицу; вот как начинается Повесть временных лет:

“По потопе трое сыновей Ноя разделили землю – Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии <...> Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией <...> Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая <...> В Афетовой же части сидят русь, чудь и все языци: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, либь (ливы). Ляхи же и прусы, чудь живут у моря Варяжского. <...> Афетово также и то колено: варяги, шведы, норманы, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, они же примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым”.

5)гражданственность и патриотизм – идея служения родной земле (“поэт в России – больше, чем поэт”), особая серьезность, обращенность к основным вопросам жизни и высоким идеалам; вот пример из “Слова о Законе и Благодати” митрополита Илариона:

Хвалит же похвальными гласами

Римская страна Петра и Павла,

от них же уверовали в Иисуса Христа, Сына Божьего;

Азия и Эфес и Павм - Иоанна Богословца;

Индия - Фому, Египет - Марка.

Все страны, и грады, и люди

чтут и славят каждый - их учителя,

что научил их православной вере.

Похвалим же и мы, по силе нашей,

малыми похвалами великое и дивное сотворившего

нашего учителя и наставника

великого государя нашей земли Владимира,

внука старого Игоря,

сына же славного Святослава.

Те в лета своего владычества

мужеством и храбростью прославились в странах многих,

и победами, и крепостью поминаются ныне

и прославляются.

Ибо не в худой и неведомой земле владычествовали,

но в Русской,

что ведома и слышима

всеми четырьмя концами земли.

Как писал Д.С.Лихачев, “Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни”.

Проблема жанров. (По Лихачеву) Распространенные представления о том, что Русь заимствовала жанры своей литературы из Византии и Болгарии, верны только отчасти: Русь заимствовала то, что соответствовало ее общественным потребностям, что-то создавала самостоятельно . Так, Русь не заимствовала из Византии ни стихотворных жанров, ни придворных хроник.

Жанровые указания в рукописях чрезвычайно разнообразны: азбуковник, алфавит, беседа, бытие, воспоминания (о знамении и чудеса иконы), главы, двоесловие, деяние, диалог, житие, житие и жизнь, завет, заветы, избрание, изборник, исповедь, история, летовник, летопись, летописец, моление, обличение, описание, ответ, память, повесть, позорище, показание, похвала, прение, притча, размышление, речи, сказание, слово, спор, творение, толкование, чтение и др. (в пределах сотни). Кроме того, под одним названием могут быть совершенно различные произведения (Слово о полку Игореве и Слово о Законе и Благодати). Наконец, древнерусские произведения нередко соединяли в себе несколько жанров, были составными. Причина этого в том, что основой для жанра служили не литературные особенности изложения, а самый предмет, тема произведения : Видение Григория, Мучения Варвары, Хожение Афанасия Никитина. Лишь постепенно предмет повествования обрастал литературными признаками, с которыми должен был связываться по средневековому этикету, т.е. становился собственно жанровым определением.

Система жанров древнерусской литературы иерархична , на высшей ступени стоит богослужебная литература, для которой и была создана письменность:

1)богослужебная литература – Священное Писание, гимнография, слова, связанные с толкованием Писания, разъяснением смысла праздников (Торжествен-ники);

2)переходные от церковных к мирским жанры – Слова-проповеди, жития (Прологи, Патерики, Четьи-минеи, оригинальный жанр княжеского жития), Хождения (паломническая литература);

собственно мирские жанры:

3)исторические повесть, сказание, предание;

4)учительная литература (Поучения, Домострой);

5)познавательные сборники (Физиолог, Космография Козьмы Индикоплова, “Исповедание вкратце, како и коего ради дела отлучишася от нас латыни...”).

Д.С.Лихачеву принадлежит такой зримый образ: если сравнить литературные жанры с родами оружия в войске, то можно сказать, что войско средневековой литературы отличалось обилием и разнообразием оружия. Все роды оружия несут различные знаки: здесь и хоругви, выносные кресты и иконы церковных жанров; и различные стяги и знамена – светских. Каждый род оружия одет в свою форму, т.е. обладает своим стилистическим строем, “мундиром”. Литературное войско обладало гротадной силой сопротивляемости и не впускало произведений чуждых жанров, защищая себя от наплыва жанров переводной литературы, не связанных с книжным обиходом Древней Руси.

Древнейшие дошедшие до нас русские рукописные книги относятся ко 2-й половине XI в.: это Остромирово (новгородского посадника) Евангелие 1056 – 1057 г., Изборник 1073 г., Изборник Святослава 1076 г.,

3. Русские летописи – уникальное явление мировой культуры.

Несколько столетий они являлись идеологическим стержнем, соединяющим прошлое и настоящее, поддерживающим идею единства народа и государственности. Древо летописания ветвилось по городам и землям, вечное и преходящее перемежалось на пергаментных листах. Многое гибло, но и ныне это – огромное богатство. “Борис Годунов”Пушкина, образ летописца.

Еще одно, последнее сказанье –

И летопись окончена моя.

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро –

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

Повесть временных лет”. Летописи – судные книги. Летопись – запись событий по летам, аналоги – византийские хроники и западно-европейские анналы. Летопись – свод. Основа – ПВЛ. Древнейшие списки – Лавренььевская (конца XIV в.) и Ипатьевская (начало XV в.) летописи. Много вопросов: зачем писались? зачем переписывались? светский жанр или церковный? Если светский, почему тогда велись в монастырях и на епископских кафедрах? Если церковный, почему описывают преимущественно события мирского характера? С другой стороны, много знамений, постоянные напоминания о грехах. Зачем “пустые” годы-строки, когда ничего не происходит: “В лето 6530. В лето 6531. В лето 6532...” История – от Сотворения мира до Страшного Суда.

Из Апокалипсиса: “И видех престол велик бел и Седящего на нем. <...> И видех мертвых малыа и великия, стояща пред Богом, и книги разгнушася <...> и суд прияша мертвецы от написанных в книгах по делом их (Ап., гл. 20, 11 – 12). Каждому предстоит суд малый (по смерти) и суд Страшный. Когда? Страшный суд ожидался в 7000 г. от С.М., т.е. в 1492 г., до этого года была составлена Пасхалия. Т.е. летопись имела, как и пасхальные таблицы, временной предел – 1492 г. После него – конец света и Страшный суд. Летопись имела характер приуготовления к концу света. Летописи – книги о земных деяниях христиан, задача – фиксировать что делалось, совершалось волею людей, и прежде всего князей, наделенных властью от Бога, ибо Божий суд вершится по поступкам. Летописи – судные, совестные, ведающие, возвещающие книги. Главная цель – донесение известий до Страшного суда. Потому невозможна ложь, вымысел, писать можно было только правду.

Летописи – книги Бытия. Врéменных (конечных, преходящих) или временных (бывших когда-то)? Не вечно существующий, преходящий, заканчивающийся.

С XVI в. – распространяется другая историческая концепция: не 7 тысячелетий, а три царства. Ведение истории начинается по царствам – хронограф, другой жанр.

4. “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона.

Полное название.

Вступление. Закон Моисея и Благодать Христа.

1 ч. Закон (несвобода) и Благодать (свобода)

2 ч. Новый народ – русские

3 ч. Похвала кн.Владимиру.

4 ч. Молитва Илариона кн.Владимиру

Литература

    Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI – XVII вв. М., 1992.

    История древнерусской литературы XI – XVII вв. Под ред. Лихачева Д.С. М., 1985.

    Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1989.

    Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X – XVII вв. Л., 1987.

    Ужанков А.Н. Русские летописи и Страшный суд. М., 1995.

    Ужанков А.Н. Слово о Законе и Благодати Илариона Киевского. М., 1995.

Лекция 5. РУССКИЙ ГОРОД

    Основные черты русского градостроительства.

    Символические образы Киева.

    Москва – древний центр славян-вятичей.

    Москва – памятник градостроительного искусства.

(Пунктиром – то, что диктуется и записывается)

1. Основные черты русского градостроительства.

В скандинавских сагах Русь названа Гардарика – страна городов. “Город” – тогда означало укрепленное место; срубить город – обнести место оградой, деревянной или каменной стеной. На Руси города строились с X в., к середине XIII в. существовало около 300 – 400 городов. Древнейшие русские города: Киев, Чернигов, Смоленск, Белгород, Переяславль, Ладога, Новгород, Суздаль, Тверь, Ростов, Ярославль, Владимир, Переславль Залесский, Юрьев Польской, Дмитров, Можайск

В средневековом городе фиксируются две основные части: внутреннее укреплённое ядро (детинец, кром, кремник, с XIV в. называемое кремлем) и окольный город, предградье, посад, с внешним поясом укреплений . С функциональной точки зрения город – это центр управления. Части средневекового города :

    крепость,

в крепости размещаются:

    соборный храм,

    дворы бояр,

    административные учреждения,

вне крепости находятся:

    ремесленный посад,

    торг.

Особенности русского города :

    наличие подчинённой земледельческой волости, которая является материальной основой роста города;

    тесные связи с сельскохозяйственной округой (даже и часть горожан занималась сельским хозяйством, крестьяне окружающих деревень прятались в городских укреплениях при опасности);

    бояре, собственники обширных владений, жили в городе, а не в замках (как в феодальной Европе);

    рост города за счёт предградий, новых посадов, а не за счет новых центров (как в феодальной Европе – полицентрическая структура);

    слитность с природой и сельским окружением – сквозящая застройка, земляные валы, деревянные стены и дома, несколько ворот, палисадники на усадьбах (в то время как в феодальной Европе дефицит земли привел к многоэтажной и сомкнутой – стена к стене – застройке: ”каменный мешок”);

    пригородный монастырь – миниатюрная модель города, включавшая пригородные с/х угодья (огороды, луга).

Чуткость к красоте отразилась в известиях летописей о создании некоторых городов, которые строились там, где «место велми прекрасно». В детинце главное монументальное сооружение – собор, в нем совершались богослужения, хранилась казна и библиотека; здесь же сажали на престол князя, собирались для решения важных вопросов, осуществлялись другие мирские функции. Недаром в русских храмах такое большое развитие получили трапезные, которые подчас по площади превышают собственно богослужебное помещение. Как правило, собор занимал исключительное положение: стоял на выдающемся, освященном преданием, красивом месте и был духовным и пространственным ориентиром, общественным центром, воплощением единения прихожан. Это – главное общественное здание, принадлежавшее всему городу, общее последнее прибежище, общегородской символ: «Где Святая София, там и Новгород», – говорили новгородцы. Детинец не противостоял посаду, открывался на него, связывался с ним через крепостные ворота. Между Кремлём и посадом размещался торг – связующее звено между городской верхушкой и широкими ремесленно-торговыми слоями; нередко на торгу стояла церковь, присутствие которой сдерживало страсти, в церкви хранились торговые мерила. В окружении невысокой деревянной сквозящей застройки (дома стояли не вплотную друг к другу) церкви были заметными ориентирами во всем городе, вехами. Улицы – пути. Центр иногда отмечался пересечением главных дорог, часто по сторонам света.

Наиболее распространены в X – XIII вв. города мысового типа, при слиянии рек или соединении оврагов, в них особое значение придавалось укреплению напольной стороны. Типы планировочных схем:

    крестообразное пересечение главных дорог, направленных по сторонам света – этот тип был распространен в античных городах и в Византии, на Руси он представлен планировкой центра Киева (города Ярослава, который создавался «мастерами от грек»);

    линейный план – подчинение главному направлению вдоль природных линий – берега реки, оврага, гребня холма (планировка киевского Подола);

    радиально-концентрический, ветвистый тип: уличная сеть складывалась как лучи от детинца, торгов и ворот, между собой лучи связывались концентрическими направлениями; в местах ворот от улиц-радиусов возникали вторичные пучки лучей ; наиболее распространенный на Руси тип.

Чаще всего встречалось сочетание разных систем. При этом для Руси характерны живописность, нерегулярность, уход от параллельности и прямых углов, учет ансамблевости даже при ориентации храмов, алтари которых нередко поставлены не точно на восток.

2. Символические образы Киева.

Русский город возникал и строился из функциональных и прагматических потребностей, но он воплощал в себе и символические функции. Греческое слово «символ» – это знак, знамение, цель, небесное явление. Символ имеет условное значение для тех, кому известно его содержание, т.е. с содержанием и формой символа нужно знако-миться. Символическую природу имели многие феномены языческого мира, ус-ловность и загадочность смыслов культурных явлений, т.е. символизм, свойственны и христианскому средневековью. С принятием христианства на Русь оказались перене-сенными символические представления о хра-ме, граде, земле как творении Божием; они воплотились в первой христианской столице Руси – древнем Киеве.

Киев – древнейший русский город, «мати городов русских», что является калькой (т.е. переводом по составным частям) греческого слова «митрополия». Он стоял на высоких Днепровских берегах, на пересечении великих водных путей, связывающих Византию с Западом, был столицей могущественного государства, владевшего огромной территорией. Киевляне (”кияне”, т.е. потомки легендарного Кия) вели обширную торговлю, отправляя вниз по рекам мед, янтарь, воск, меха, а из Константинополя везли шёлка, предметы роскоши, произведения искусства. В X – XI вв. Великий Киев был одним из самых богатых городов Европы – больше Парижа (80 тыс. жителей) и вдвое больше небольшого тогда Лондона. Подлинного расцвета достиг Киев при Ярославе Мудром (1016 – 1054), при нём Киев – крупнейший центр художеств. Ярослав Мудрый знал 5 языков, читал “во дни и в нощи”, собрал библиотеку из сотен томов. Его жена – дочь шведского короля Олафа, а дочери были замужем за норвежским, венгерским, и французским королями. Анна Ярославна, королева Франции, знала 3 языка, сама подписала брачный контракт (в отличие от жениха, который поставил крестик). Письменная грамотность в домонгольской Руси вообще была довольно обычным явлением, о чем свидетельствуют распространенность и содержание берестяных грамот, среди которых есть послания мужей и жен друг другу, деловые и хозяйственные записи торговцев, ремесленников и крестьян, учебные тетрадки новгородского мальчика XIII в. Онфима, любовные послания. Ярослав Мудрый развернул в Киеве грандиозное строительство, цель которого – устроение молодой столицы во образ дома Премудрости Бога. Здесь начиналось воплощение представления о русской земле как образе "обетован-ной земли" Царства Небесного, "Иерусалима Нового", получившее свое законченное воплощение в Москве.

Всем известно, что Киев строился по образу Константинополя, Царьграда. Но он в определенных чер-тах подражал Иерусалиму. В "Слове о Законе и Благодати" Киевский митропо-лит Илларион прямо назвал "Константин-град" "Новым Иерусалимом", а Ярослава Мудрого сравнил с Соломоном: ведь Ярослав в Киеве сделал то же, что Соломон в Иерусалиме, – постро-ил новые крепостные стены с четырьмя воротами и в цент-ре стен – величественный храм (Софийский собор). Такие сопоставления говорят нам, что городу в целом и его конструктивным элементам усваивалось, помимо обычного, сак-ральное, символическое значение . Крепостные стены – это не только оборонитель-ные сооружения, но и образ божествен-ной силы, духовная защита . При этом духовно-символический смысл имели конфигурация стен, число башен, число ворот, посвящение надвратных или башенных церквей. Как правило, количество ворот определялось священным чис-лом: одни, двое, четверо, восемь, двенадцать. Ворота (ино-гда и башни) извне и изнутри имели иконы, перед ними часто горели лампады. Таким образом, стены го-рода как бы сви-детельствовала о надеждах не только на крепость вещественных стен, но и на крепость Божию и молитвы святых, невидимо охраняющих данный град.

Золотые ворота Киева в сознании рус-ских имели своим прототипом не только, как это всем известно, Константинополь, но и Иерусалим: через Золотые ворота Христос вошел в Иерусалим за неделю до Воскресения. Они были не толь-ко и не просто главными, парадными, но и святыми (иногда так и назывались); на Золотых воро-тах в Киеве была поставлена церковь Благовещения Пресвятой Бо-городицы: событие Благой вести деве Марии о рож-дении Спасителя – начало Евангелия (Благовествования), "вход" Сына Божия в мир человеческий. Золотые ворота вели к главной святыне Киева – Со-фийскому собору. В этом отношении Киеву стали подражать Новгород (с его Софией), вторая столи-ца Руси – Владимир (с "киевскими" названиями, Успенским собором "софийского" типа, Золотыми воро-тами), другие княжеские центры, наконец, Москва.

Уподобляли древнерус-ский христианский город палестинскому Ие-русалиму и поклонные горы, бывшие у Киева, Вла-димира, Новгорода, Москвы и почти у всех крупных рус-ских городов и монастырей. Это явная параллель "поклон-ной" горе близ Иерусалима, описанной русским паломником игуменом Даниилом в начале ХII века в его “Хождении”: "...И есть там пологая гора близ дороги, на рассто-янии примерно версты от Иерусалима, – на той горе ссажи-ваются с коней все люди, и кладут там крестные поклоны, и поклоняются святому Воскресению при виде Иерусалима. И бывает тогда радость великая всякому христианину при виде святого града Иерусалима, и слезы льются тут у веру-ющих людей". Поклон-ные горы русских городов – это тоже возвышенно-сти, с которых путники впервые видели город в его целостности и где они тоже, слезая с коней и повозок, молились и поклонялись городу. С поклонной горы путнику открывалась прекрасная панорама, где доминировали купола и коло-кольни храмов, монастырей, крепостные стены с надвратными церквями и башнями. Древнерусский город воспринимался людьми не просто как жилой, торговый или ре-месленный центр (куда ехали с обычными житей-скими нуждами), но и как святыня, святой город, объект молитвенного поклонения, подобный Иерусалиму. Таким образом, го-род был местом таинственного присутствия и пребывания Небесного Царя Славы, иными словами – архитектурным образом Града Небесного и Церкви Небесной.

Город имел свой геометрический или символический центр, который отмечался неким открытым, лобным местом , что тоже является калькой с греческого «Голгофа». Здесь служились праздничные молебны, обращались к народу с проповедями, с княжескими посланиями и указами. В Риме таким центром города был Миллиарий, от которого отсчитывались все расстояния в империи. В Киеве лобное место находилось на площади близ святой Софии.

Но Константинополь строился не только "во образ" Иерусалима, но, прежде всего, – "во об-раз" Рима как традиционной столицы империи. Поэтому Кон-стантинополь – это "Новый" или "Второй Рим", а Москва будет "Третьим Римом". Так, русские сто-лицы искони приобретали двойное значение – церковных, святых и политичес-ких, державных центров. Два "образа" – иеруса-лимский и римский – соответствовали двуединству духовной и плотской природы в человеке, двуединству церковной и государственной власти в христианском обществе . С древнейших времен русский город сознательно устраивался – во образ реальных истори-ческих святых городов, а через них – и вo образ грядущего Небесного Царства.

April 3rd, 2011

Появление письменности было обусловлено внутренними потребностями общества на определенной стадии его развития: усложнением социально-экономических отношений и формированием государства. Это означало качественный скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.
Существование у восточных славян письменности в дохристианский период не вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. По ним можно составить общую картину становления славянской письменности.
В сказаниях черноризца Храбра «О письменах» (конец IX - начало Х веков) сообщается, что «прежде убо словене не имеху книг, но чертами и резами чтъьтаху и гадаху». Возникновение этого примитивного пиктографического письма («черты и резы») исследователи относят к первой половине I тысячелетия. Область применения его была ограниченной. Это были, видимо, простейшие счетные знаки в форме черточек и зарубок, родовые и личные знаки собственности, знаки для гадания, календарные знаки, служившие для датировки сроков начала различных хозяйственных работ, языческих праздников и т.п. Такое письмо было непригодно для записи сложных текстов, потребность в которой появилась с зарождением первых славянских государств. Славяне стали использовать для записи родной речи греческие буквы, но «без устроения», то есть не приспособив греческий алфавит к особенностям фонетики славянских языков.
Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Но древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита - кириллицу и глаголицу. В науке долго шли споры о том, какая из этих азбук появилась раньше, создателями какой из них были знаменитые «солунские братья» (из Солуни, современный город Салоники). В настоящее время можно считать установленным, что Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.
Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простыми горожанами оставлены многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.
В Древней Руси существовало и школьное образование. После введения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей», то есть местной аристократии. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение велось на родном языке. Учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные деятели древнерусской культуры. В таких школах наряду с богословием изучали философию, риторику, грамматику, исторические сочинения, высказывания античных авторов, географические и естественнонаучные труды.
Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. Такими «книжными мужами» были, например, князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл и др. В аристократической среде было широко распространено знание иностранных языков. Олучали образование в княжеских семьях и женщины. Черниговская княжна Ефросинья обучалась у боярина Федора и, как сказано в ее житии, хотя она «не во Афинех учися, но афинейски премудрости изучи», освоив «философию, риторию и всю грамматикию». Княгиня Ефросинья Полоцкая «была умна княжному писанию» и сама писала книги.

Образованность ценилась очень высоко. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения».
Большинство памятников письменности домонгольского времени погибло во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась лишь их незначительная часть. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославовича 1073 и годов. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым выполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI века, а также об устоявшихся в этому времени навыках «книжного строения».
Переписка книг была сосредоточена главным образом в монастырях. Однако в XII веке в крупных городах также возникло ремесло «книжных описателей». Это свидетельствует, во-первых, о распространении грамотности среди городского населения, во-вторых, о возрастании потребности в книге, которую не могли удовлетворить монастырские писцы. Переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые из них и сами переписывали книги.
Тем не менее, основными центрами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви, при которых существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Здесь не только переписывались книги, но и велись летописи, создавались оригинальные литературные произведения, переводились иностранные книги. Одним из ведущих центров был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси. Как свидетельствуют летописи, уже в XI веке на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг.


Отдельные случайно сохранившиеся экземпляры не отражают полностью всего богатства и многообразия книг Киевской Руси. Многие литературные произведения, несомненно, существовавшие в домонгольское время, дошли до нас в более поздних списках, а часть их вообще погибла. По мнению историков русской книги, книжный фонд Древней Руси был достаточно обширен и исчислялся сотнями названий.
Потребности христианского культа требовали большого количества богослужебных книг, служивших руководством при совершении церковных обрядов. С принятием христианства было связано появление основных книг Священного Писания.
Переводная литература религиозного и светского содержания занимала большое место в книжном фонде Древней Руси. Отбор произведений для перевода определялся внутренними потребностями общества, вкусами и запросами читателя. При этом переводчики не ставили целью точную передачу оригинала, а стремились максимально приблизить его к действительности, к запросам времени и среды. Особенно существенной переработке подвергались произведения светской литературы. В них широко проникали элементы фольклора, использовались приемы оригинальной литературы. В дальнейшем эти произведения неоднократно перерабатывались и становились русскими по своему характеру.
С задачами распространения христианского вероучения связано появление сочинений христианских писателей и сборников их произведений. Особенно широкое распространение получили сочинения Иоанна Златоуста в составе сборников «Златоструй», «Златоуст» и др.
На Руси были популярны, как и во всем средневековом мире, сборники изречений известных поэтов, философов, богословов. Кроме цитат из Священного Писания и сочинений «отцов церкви», в них включались выдержки из произведений античных писателей и философов. Наиболее популярным был сборник «Пчела», в котором особенно много было изречений античных авторов.
Большое место в литературе занимали жития святых, служившие важным средством внедрения христианского мировоззрения и морали. Вместе с тем они представляли собой увлекательное чтение, в котором элементы чудесного переплетались с народной фантазией, давали читателю разнообразные сведения исторического, географического и бытового характера. На русской почве многие из житий были переработаны и дополнены новыми эпизодами. На Руси распространился такой специфический вид религиозной литературы, как апокрифы - иудейские и христианские легендарные сочинения, которые не признавались официальной церковью достоверными, считались даже еретическими. Будучи тесно связанными своим происхождением с античной мифологией, дохристианской религией и ближневосточным фольклором, апокрифы отражали народные представления о мироздании, добре и зле, о загробной жизни. Занимательность рассказов, близость к устным народным легендам способствовали распространению апокрифов во всем средневековом мире. Наибольшей популярностью пользовались «Хождение Богородицы по мукам», «Откровения Мефодия Патарского», сказания, связанные с именем библейского царя Соломона и другие. На русской почве апокрифическая литература получила дальнейшее развитие, ее сюжеты использовались в литературе, изобразительном искусстве, фольклоре.
Особый интерес, связанный со стремлением определить место Руси, всего славянства в мировой истории, вызывали исторические сочинения. Византийская историческая литература была представлена хрониками Георгия Амартола, Иоанна Малалы, патриарха Никифора и некоторыми другими произведениями. На основании этих сочинений была составлена обширная компиляция по всемирной истории - «Еллинский и римский летописец».
На Руси были известны и сочинения, отражавшие средневековые представления о мироздании, о явлениях природы, полуфантастические сведения о животном и растительном мире. Одним из самых популярных произведений на протяжении всего средневековья была «Христианская топография» Космы (Козьмы) Индикоплова, византийского купца, совершившего в VI веке путешествие в Индию.
Переводились и светские воинские повести, широко распространенные в мировой средневековой литературе. К их числу принадлежит одно из крупнейших произведений этого жанра - «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, в русском переводе получившая название «Повесть о разорении Иерусалима». Большой известной пользовалась повесть о жизни и подвигах Александра Македонского - «Александрия», восходящая к эллинистической литературе.
Другой воинской повестью было популярная вплоть до XVII века «Девгениево деяние». Эта подвергшаяся довольно свободной переработке византийская эпическая поэма Х века о подвигах Дигениса Акрита, мужественного воина-христианина, защитника границ своего государства. Сюжет произведения, отдельные эпизоды, образ героя сближают его с русским героическим эпосом, что еще более подчеркнуто в переводе использованием элементов устной народной поэзии.
Особой популярностью на Руси использовались также повести сказочно-дидактического характера, сюжеты которых восходят к литературам Древнего Востока. Особенностью их является обилие афоризмов и мудрых изречений, до которых средневековый читатель был большим охотником. Одной из них была «Повесть об Акире Премудром», возникшая в Ассиро-Вавилонии в VII-V веках до нашей эры. Это остросюжетное произведение, значительную часть которого составляют нравоучительные притчи.
Одним из самых распространенных произведений мировой средневековой литературы является «Повесть о Варлааме и Иоасафе», известная в разных версиях более чем на 30 языках народов Азии, Европы и Африки. Повесть представляет собой христианскую версию жизнеописания Будды. В ней содержится большое количество нравоучительных притч, которые на понятных каждому бытовых примерах поясняют актуальные мировоззренческие проблемы. На Руси она была наиболее читаемым произведением на протяжении нескольких столетий, вплоть до XVII века. Эта повесть нашла отражение и в устном народном творчестве.
Переводная литература способствовала обогащению и развитию оригинальной древнерусской литературы. Однако это не дает оснований связывать ее возникновение только с влиянием переводных произведений. Оно было вызвано внутренними политическими и культурными потребностями формирующегося раннефеодального общества. Переводная литература не предшествовала развитию русской оригинальной литературы, а сопутствовала ей.

Культура Древней Руси - явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство - это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» - сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета - X - первая половина XIII в. (домонгольский период).

Отметим прежде всего влияние крещения Руси на историко-культурный процесс. Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988г., в княжение Владимира I Святого (980-1015). Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору - духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности.

Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.

Наконец, о духовном и культурном значении принятия христианства. Оно огромно. На Русь из Болгарии и Византии.пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве - фольклоре (загадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины - героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селянино-вича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.


С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей - азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефо-дием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги - «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Ки-ево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» - она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

Древнейшая из дошедших до нас летописей - «Повесть временных лет» - создана около 1113г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», - уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие - поражение северского князя Игоря от половцев (1185-1187) - стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства, как бы «летит умом под облаками», «рыщет через поля на горы» (Д. С. Лихачев). Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

Искусство Древней Руси - это в первую очередь архитектура и живопись. Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшие постройки XI-XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали византийским традициям. На четырех массивных столбах в центре здания, соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда - куполами. В алтарной части - полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы - живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и старательно учась у византийских учителей, русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны, декоративны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Влади-миро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».

К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декор оружия - все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.