Коган Г. Работа пианиста (с нотными примерами). советский пианист, музыковед и музыкальный педагог, доктор искусствоведения

Это наложило отпечаток на все мышление будущего музыканта, который до конца дней оставался убежденным марксистом, понимая это учение именно в плехановской трактовке. После поражения революции 1905―1907 семья эмигрировала в Бельгию , где и началось музыкальное образование Г. М. Когана.

В они вернулись в Киев , где в он поступил в консерваторию . Обучался по классу фортепиано у А. Н. Штосс-Петровой и В. В. Пухальского , также брал уроки композиции у Р. М. Глиэра . Окончив консерваторию в , начал преподавать в ней же и выступать с концертами.

С по работал в Московской консерватории , где читал разработанный им курс истории и теории пианизма (с заведовал кафедрой этой дисциплины). В возглавил комиссию по подготовке Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, однако в дальнейшем вышел из её состава из-за разногласий с Сектором искусств Наркомпроса РСФСР и затем опубликовал в журнале «Советская музыка» (1933, № 4) сдержанно-критическую статью об итогах конкурса . В , после восстановления системы научных званий и степеней, одним из первых получил степень доктора искусствоведения по совокупности заслуг, без защиты диссертации.

В эвакуировался вместе с основным составом Московской консерватории в Саратов . В уволился из Московской консерватории в знак протеста против того, что в Москве начали набирать новый штат Московской консерватории, тогда как значительную часть прежнего профессорско-преподавательского состава предполагалось оставить в Саратове. Его место занял его бывший ученик А. А. Николаев. Среди учеников Когана периода его штатной работы в Московской консерватории ― также А. Д. Алексеев, С. Т. Рихтер и другие известные музыканты.

В принял активное участие в организации Союза советских композиторов , возглавил в нём Комиссию по музыкальному образованию, которая разработала рекомендации по развитию широкой сети музыкальных школ в стране.

По приглашению Назиба Жиганова в конце -х - начале -х был принят в штат Казанской консерватории , где среди его учеников были С. А. Губайдулина , И. Е. Гусельников и другие музыканты.

Как пианист выступал с концертами в СССР и в Болгарии (в капиталистические страны власти его не выпускали), обладая широким репертуаром и пропагандируя музыку малоизвестных композиторов, а также современные советские сочинения. Сфера научных интересов Когана-музыковеда охватывала проблемы психологии исполнительства и работы пианиста, связи техники и стиля. Также ему принадлежат исследования о пианистах и клавесинистах, критические статьи и ряд книг. Был активным пропагандистом творчества С. В. Рахманинова , в рукописи осталась его неизданная книга об этом музыканте. Неизданными остаются также книга мемуаров «Роман моей жизни» и книга афоризмов «Жизнь в мыслях», а также около 60 часов магнитофонных записей: сольная фортепианная игра, курсы лекций и отдельные выступления, интервью, показательные уроки. В в большой статье «О теории ленинизма и практике строительства социализма в Советском Союзе», распространявшейся в самиздате анонимно или под псевдонимами, провел последовательный марксистский анализ положения в СССР и предсказал неминуемый скорый крах советской власти и реставрацию капитализма.

На основе мемуаров, фото-, аудио- и других материалов архива Г. М. Когана сценарист Михаил Дзюбенко (внук и наследник музыканта) написал сценарий полнометражного (90 мин.) документального фильма о Когане. Фильм задуман как тесное единство музыкального, содержательного и изобразительного рядов. Он должен состоять из 15 эпизодов, каждый из которых в музыкальном отношении представляет собой пьесу, исполняемую героем картины от начала до конца (что не принято в традиционном кинематографе), в содержательном повествует о тех или иных событиях в его жизни, а в изобразительном представляет собой клипы на классическую музыку.

На основе этого сценария режиссёру Ирине Бессарабовой удалось в - снять в единой стилистике две короткометражные картины «Григорий Коган. Транскрипция» и «Маленькая дверь Консерватории» (каждая продолжительностью 26 мин.) Материал для третьей части был частично отснят, но её монтаж и сведение трех частей в единую картину отложены на неопределенный срок из-за отсутствия финансирования. Стилистическое своеобразие отснятых картин и всего замысла в целом сделало этот проект неприемлемым («неформатным») для кинофестивалей и телепоказа.

Коган Г. М.

Григорий Михайлович (р. 24 VI (7 VII) 1901, Могилёв) - сов. пианист, педагог и музыковед. Доктор искусствоведения (1940). Учился в Киевской консерватории по классу фп. у А. Н. Штосе-Петровой и B. В. Пухальского (1914-20), занимался по композиции у Р. М. Глиэра. Начал конц., педагогич. и науч. деятельность в 1920. Преподавал (фп., история и теория пианизма и др.) в консерваториях - Киевской (1920-1926, с 1922 профессор, в 1922-24 проректор), Московской (1926-43, с 1932 профессор, в 1936-43 зав. кафедрой истории и теории пианизма), Казанской (1951-56). В 1927-32 действит. чл. ГАХН. Впервые в мире разработал курс истории и теории пианизма, к-рый читал во мн. консерваториях Сов. Союза. Ученики: по истории и теории пианизма - А. А. Николаев, А. Д. Алексеев, П. Л. Печерский; по фп. - В. А. Цуккерман, И. Б. Гусельников, С. А. Губайдуллина и др. В своих трудах разрабатывает проблемы психологии исполнительства и работы пианиста, связи техники и стиля, фп. фактуры и транскрипции. К. - автор исследований о клавесинистах, выдающихся пианистах, а также муз.-критич. статей (нек-рые подписывал псевдонимами - Гримих и Бекар).
Выступает во мн. городах Сов. Союза и за рубежом (Болгария) как пианист с обширным репертуаром, в частности из произв. клавесинистов; пропагандирует произв. малоизвестных композиторов, а также сов. фп. музыку. К. - автор ряда конц. обработок, составитель и ред. книг по вопросам пианизма, фп. произв. И. С. Баха и Ф. Бузони. Нек-рые работы К. переведены на рум. и болг. яз.
Сочинения : Школа фортепианной транскрипции, М., 1937, 1970; Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948; У врат мастерства, М., 1958, 1961; О фортепианной фактуре, М., 1961; Работа пианиста, М., 1963, 1969; Ферруччо Бузони, М., 1964, 1971; Вопросы пианизма. Избр. статьи, М., 1968; Избранные статьи. Вып. 2, М., 1972. Литература : Дельсон В. и Машистов A., Григорий Коган, "СМ", 1936, No 2; Альшванг A., Школа фортепианной транскрипции Г. М. Когана, "СМ", 1938, No 8, также в кн.: Альшванг A., Избранные сочинения, т. 2, М., 1965; Павлов К., О пианизме Гр. Когана, "СМ", 1939, No 2; Кестенберг Л., О школе фортепианной транскрипции Гр. Когана, "СМ", 1939, No 6; Николаев A., Замечательный учёный-музыкант, "Советский музыкант", 1939, No 46; Hейгауз Г., Несколько слов о Г. М. Когане и его книге, в кн.: Коган Г., У врат мастерства, М., 1958; Pечерский П., О музыке, об искусстве, о культуре, "СМ", 1968, No 12;Майкапар A., Оригиналы и транскрипции, "СМ", 1973, No 10; Косhеvitsky G., The art of piano playing, Evanston, 1967. В. Ю. Дельсон.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Коган Г. М." в других словарях:

    Петр Семенович (1872) критик и историк зап. европейской и русской литературы. Р. в семье врача, окончил гимназию и историко филологический факультет Московского университета, где работал у Александра Веселовского и Стороженко. В оставлении при… … Литературная энциклопедия

    Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 В … Википедия

    Мойше, или Моисей Герцевич, Коган (фр. Moïse Kogan, нем. Moissey Kogan; 12 (24 мая) 1879, Оргеев Кишинёвского уезда Бессарабской губернии 3 марта 1943, концлагерь Освенцим) французский скульптор и график. Содержание 1 … Википедия

    Шнеер Герцевич Коган (альтернативный вариант отчества: Герцович, рум. Şneer Cogan; 30 марта 1875, Оргеев Кишинёвского уезда Бессарабской губернии 2 марта 1940, Кишинёв, Бессарабия, Румыния) бессарабский румынский художник и педагог; основатель … Википедия

    Пётр Семёнович Коган (20 мая 1872, Лида, Виленская губерния 2 мая, 1932, Москва) российский историк литературы, критик, переводчик. Профессор МГУ. Президент Государственной академии художественных наук, сотрудник Литературной энциклопедии.… … Википедия

    Известны следующие личности по имени «Александр Григорьевич Коган»: Коган, Александр Григорьевич (инженер) (1865 1929) инженер, разработчик плана ГОЭЛРО. Коган, Александр Григорьевич (литературовед) (р.1921) литературовед. Коган, Александр… … Википедия

    Павел Давыдович Коган (1918 1942) советский поэт романтического направления. Содержание 1 Биография 2 Избранные цитаты 2.1 «Бригантина» 2.2 … Википедия

    I Коган Леонид Борисович (р. 14.11.1924, Екатеринослав, ныне Днепропетровск), советский скрипач и педагог, народный артист СССР (1966). Член КПСС с 1954. В 1948 окончил Московскую консерваторию по классу А. И. Ямпольского, в 1953… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Павел Коган. Стихи. Воспоминания о поэте. Письма , Павел Коган. В книгу вошли стихи Павла Когана, воспоминания о поэте, письма. Лирика Павла Когана проникнута тревожной грустью ищущей юности, романтикой ожидания неизведанного, острыми переживаниями первых…
  • Пособие для изучения Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей (электрическое оборудование) , Коган Ф.Л.. В пособии приведены пояснения к разделу 5 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229.…

Известных в русской истории как меньшевики . Это наложило отпечаток на все мышление будущего музыканта, который до конца дней оставался убежденным марксистом, понимая это учение именно в плехановской трактовке. После поражения революции 1905-1907 семья эмигрировала в Бельгию, где и началось музыкальное образование Г.М.Когана. В они вернулись в Киев , где в он поступил в консерваторию . Обучался по классу фортепиано у А. Н. Штосс-Петровой и В. В. Пухальского , также брал уроки композиции у Р. М. Глиэра . Окончив консерваторию в , начал преподавать в ней же и выступать с концертами. С по работал в Московской консерватории , где читал разработанный им курс истории и теории пианизма (с заведовал кафедрой этой дисциплины). В возглавил комиссию по подготовке Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, однако в дальнейшем вышел из её состава из-за разногласий с Сектором искусств Наркомпроса РСФСР и затем опубликовал в журнале «Советская музыка» (1933, № 4) сдержанно-критическую статью об итогах конкурса . В , после восстановления системы научных званий и степеней, одним из первых получил степень доктора искусствоведения по совокупности заслуг, без защиты диссертации.

Основные труды

  • Школа фортепианной транскрипции, М., 1937, 1970;
  • Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948;
  • У врат мастерства, М., 1958, 1961, 2004;
  • О фортепианной фактуре, М., 1961;
  • Работа пианиста, М., 1963, 1969, 2004;
  • Ферруччо Бузони, М., 1964, 1971;
  • Вопросы пианизма. Избранные статьи, М., 1968;
  • Избранные статьи. Выпуск 2, М., 1972.
  • Избранные статьи. Выпуск 3. М., 1985.

Ссылки

  • на сайте Нины Светлановой (англ.)

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Григорий Кириллов
  • Григорий Ключарев

Смотреть что такое "Григорий Коган" в других словарях:

    Коган, Григорий Михайлович - Григорий Михайлович Коган Полное имя Григорий Михайлович Коган Дата рождения 7 июля 1901(1901 07 07) Место рождения Могилёв … Википедия

    Григорий Романович Гинзбург - (29 мая 1904, Нижний Новгород 5 декабря 1961, Москва) советский пианист. Окончил Московскую консерваторию у Александра Гольденвейзера. В 1927 г. участник Первого Международного конкурса пианистов имени Шопена, лауреат четвёртой премии. В 1933 г.… … Википедия