Как и индивидуум нация является целью многих. Паспорт проектной идеи(2)

В связи с тем, что в настоящее время сознания многих людей начинает "просыпаться", есть необходимость знакомить их с азами эзотеризма, а ныне экзотеризма, т.е. открытых знаний.
Так что же такое МОНАДА, ДУША и ЛИЧНОСТЬ?
На этот вопрос отвечает Вознесенный Учитель Человечества Владыка Джуал Кхул:

МОНАДА

В начале непостижимый Великий Источник создал то, что называется монадами - отдельные частички Самого Себя. Величайшая тайна Творения заключается в том, что эти частички Великого Источника, будучи индивидуальными, в то же время не отличаются от Самого Источника, как искры не отличаются от породившего их огня, а волны - от океана. Монада - это то, что в метафизике носит название «Я-ЕСМЬ-Присутствие» , или дух. Это ядро каждого индивидуального живого существа, его Божественное «Я».

В конечном (а точнее, в начальном) счете потому, что его монада, или духовная искра, обладающая свободой воли, решила получить опыт бытия в более плотном мире, чем мир Великого Источника. Силой своего сознания монада создала двенадцать душ. Можно представить себе это как пламя, выпустившее двенадцать огненных языков. На конце каждого языка находится отдельная душа. Каждая душа - представительница создавшей ее монады, своего рода «филиал» главного учреждения. Душа - , его сверхсознательный разум.

Итак, Источник создал бесконечное множество монад, или духовных искр, а затем каждая монада создала двенадцать душ для обретения опыта бытия на более плотных планах мироздания. Но образование душ из монады - это только первый этап этого процесса. в еще более плотной материальной вселенной, создала по двенадцать личностей, или расширений души, которые воплотились на самом плотном плане бытия. Каждый человек на Земле является расширением души, как каждая душа является расширением более великого сознания - монады. А каждая монада -расширение еще более великого сознания - Бога, Источника всего мироздания.

Таким образом, у каждого человека на Земле есть «душевная семья» - одиннадцать других расширений той же души. Эти одиннадцать расширений могут быть воплощены как на Земле, так и на других планетах бесконечной Вселенной. Некоторые из них в любой данный момент могут быть и не воплощены на физическом плане, пребывая на более тонких планах бытия.

Кроме того, каждая личность входит в «монадическую семью», в которой, как легко посчитать, 144 члена.

В земной планетарной системе действует 60 миллиардов монад. Если мы умножим это число на 144, то получим число расширений души, или личностей, участвующих .

ДУША

Существует множество способов определения и понимания души.

Для начала, к примеру, можно сказать, что душа - это посредник между воплощенной личностью на земле и монадой, или духом, на небесах. Для всех человеческих воплощений, вплоть до четвертого посвящения, душа служит наставником и учителем личности. Однако в четвертом посвящении тело души, или каузальное тело, мистическим образом сгорает и душа возвращается наверх, в монаду, а ее цель и функция для всего на протяжении веков завершается. Монада, или дух, теперь становится наставником и учителем души.
Материя - это средство выражения души на физическом плане, так же как на более высоком плане душа служит средством выражения духа.

Душа не является ни духом, ни материей: она является отношением между ними двумя. Она есть связующее звено между Богом и формой.

Душа - это одно из названий аспекта Христа.

Душа является также тем качеством, которое проявляет всякая форма. Она есть то неуловимое качество, которое отличает один элемент от другого. В мире растений она определяет, появится ли из земли цветок либо морковь. Ту же функцию выполняет душа и в животном мире. Все, что было сотворено, имеет душу.

Сознательная душа человека состоит во взаимосвязи с душами всех вещей. Она является неотъемлемой частью вселенской души.

Процесс контакта с душой начинается тогда, когда стремящийся впервые получает душевные впечатления; и затем душе все больше и больше позволяется брать под свой контроль тройственную личность.

Наконец, полное отождествление с душой достигается при третьем посвящении, которое называется слиянием с душой.

Интересно, что душа, или Высшее «Я», на самом деле обращает не так уж много внимания на воплощенную личность до тех пор, пока воплощенная личность не начинает обращать внимание на духовные проблемы.

Душа занята и другими вопросами служения. Но как только воплощенная личность начинает проявлять интерес, душа начинает играть очень активную роль.

То же можно сказать и об отношениях души и монады. Монада не обращает большого внимания на душу до момента третьего посвящения, когда начинает возникать монадический контакт.

Душу можно определить как притягивающую силу сотворенной физической вселенной, которая удерживает вместе все формы, чтобы Бог мог проявить и выразить Себя через них.

Физическое, эмоциональное и ментальное тела, составляющие личность, являются своего рода «одеяниями» души. В процессе духовной эволюции они становятся одеяниями монады.

Душа может быть описана как дитя Отца-Бога и Матери-Земли, которое пришло на Землю, чтобы раскрыть природу Бога, который есть любовь.

Душа также может быть описана как принцип разумности, который населяет все формы. В человеческом царстве этот принцип проявляется как мышление, обладающее способностью к анализу, различению и самоосознанию.

Душа, или Высшее «Я», как и личность, постоянно эволюционирует, то есть находится в процессе познания и роста.

Не все души находятся на одном и том же уровне эволюции. Одним из главных факторов, определяющих ход эволюции души, является то, что двенадцать расширений души делают в своих материальных воплощениях.

Некоторые считают, что душа является совершенной. Это не так. Она эволюционировала гораздо выше, чем воплощенные личности, но и она эволюционирует дальше.

То же можно сказать и о монаде - она эволюционирует на своем плане. Не все монады находятся на одном и том же уровне эволюции. Некоторые из них эволюционировали выше, чем другие. Это, опять же, в большой степени зависит от того, что успели сделать их двенадцать душ и сто сорок четыре расширения душ в своих материальных воплощениях. Здесь важно то, что люди как личности зависят от руководства ими их души и монады, так же как и их монада и душа зависят от них.
Работа стремящегося состоит в том, чтобы научиться рассматривать себя как душу, а позднее, в процессе Посвящения - видеть себя как монаду, дух, или Бога в воплощении.

Чтобы полностью это осознать, исключительно важно научиться видеть это и в других. То, что мы видим в других, - это в действительности просто зеркальное отражение того, что мы видим в себе.

КАК ДУША ОБРЕТАЕТ ТЕЛА

Душа вступает во владение физическим, эмоциональным и ментальным телами (составляющими личность) постепенно, в течение медленного и длительного процесса. Душа входит в тело непосредственно перед рождением или фазу же после него. Обычно между четырьмя и семью годами душа вступает в контакт с физическим мозгом ребенка. Астральным телом душа овладевает примерно в возрасте между 21 и 25 годами.

Контакт с душой обычно наступает между 35 и 42 годами. Потенциальная возможность контакта с монадой начинается после того, как душа пройдет третье посвящение. Этот процесс однако, может быть несколько ускорен.

СТАРЫЕ ДУШИ

Все монады, или индивидуальные духовные искры, были сотворены «в начале», в один и тот же момент.

В этом смысле все монады имеют одинаковый возраст.

Термин обозначает то, как много жизней душа прожила в земном или материальном воплощении.

Средняя душа на Земле, со всеми ее двенадцатью личностями, или расширениями души, прожила около двух тысяч жизней. Более старые души прожили по 2500 и даже по 3000 жизней.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДУШИ

Необусловленная любовь, , радость, счастье, божественное безразличие, безличность, непривязанность, свобода, безмятежность, , ответственность, и интуиция - таковы характеристики души.

СВЕТ ДУШИ

Внимание Учителя привлекается к воплощенной личности сиянием того Света, который пребывает в этом индивидууме.

Когда Свет достигает определенной интенсивности, аура -определенного оттенка, а общая вибрация - особой частоты, тогда приходит Учитель.

В выборе ученика Учитель руководствуется кармой, прошлыми связями, а также лучом, на котором находится воплощенная личность.

ДУША И ИЕРАРХИЯ

Духовная Иерархия - это в основном мир душ. По отношению к душе различаются три типа иерархических работников:

1. Души: те посвященные, которые приняли четвертое посвящение и в ком тело души, или каузальное тело, уже разрушено. Они являются хранителями Плана.

2. Личности под влиянием души: те ученики и посвященные первых трех посвящений, через которых души работают над осуществлением Плана.

3. Разумные стремящиеся: те, которые еще не находятся под влиянием души, однако признают Божественный План и стремятся помочь благополучию других людей.

РАННИЕ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ВОПЛОЩЕННЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

Самое раннее состояние эволюции заключается в открытии линии связи между личностью и душой, чтобы душа могла все в большей степени самоутверждаться через эту личность. Расширение души (личность) развивается все больше, и наконец душа получает возможность полного доминирования и контролирует личность настолько, что та уже не будет иметь отдельных от нее мыслей и воли.

Обычный земной человек практически не имеет связи с душой. Отчасти поэтому люди и творят такие ужасные дела. Они не имеют связи с душой, поэтому ими руководит личность, или негативное эго. Они отрезаны от интуиции, от совести, от воли к добру и любви, которые заключает в себе душа. И так же как эволюция личности состоит в том, чтобы научиться выражать только душу, так эволюция души состоит в том, чтобы научиться выражать только монаду. Неразвитое расширение души, или воплощенная личность, забывает об этой связи со своей душой и ощущает себя вполне отдельным и независимым индивидуумом.

Душа вовлечена в водоворот деятельности на своем собственном плане. Если кто-то желает привлечь к себе ее внимание, он должен показать душе, что может сделать свою личность полезной для нее. Душа знает, что определенные этапы ее эволюции могут быть проделаны только через ее личности на Земле. Если мы посмотрим на многие из личностей здесь на Земле, то увидим и такие расширения души, чьи астральные тела наполнены негативными эмоциями, а ментальные тела интересуют только деньги, власть, удовольствия и развлечения. Не трудно увидеть, что душа может ими не заинтересоваться, а обратит свое внимание на кого-нибудь из одиннадцати остальных ее расширений.
Душа на своем плане настолько экспансивна, что для нее невозможно полностью проявить себя только через одно из своих расширений. Подобным же образом и монада на своем плане не способна полностью проявить себя только через одну душу.

ДУХОВНАЯ ТРИАДА

Духовная триада - это тройственный дух, через который выражает себя монада.

Тройственный дух включает в себя духовную волю, интуицию и высший разум.

Монада выражает себя через эти принципы так же, как душа выражает себя через низшую духовную триаду тройственной личности - физическое, эмоциональное и ментальное тела.

ДУША И МОНАДА

Ученик должен научиться контролировать и тренировать свое мышление, чтобы получать сообщения из трех источников:

1. Из обычного материального мира.

2. От души, таким образом сознательно становясь учеником, тружеником в одном из ашрамов Учителя.

3. От духовной триады (духовная воля, интуиция, высший разум), которая действует как посредник между монадой и мозгом воплощенной личности на Земле. Это происходит потому, что в третьем посвящении личность и душа сливаются, поэтому руководство теперь может исходить из духовной триады - монады.

Двойственность приходит на смену тройственности (расширение души - душа - монада), благодаря чему становится возможным более высокий уровень руководства.

АНТАХКАРАНА

При четвертом посвящении завершается строительство антахкараны, моста, соединяющего личность, душу и монаду. После завершения строительства антахкараны каузальное тело сгорает, и душа сливается с монадой.

ДУША НА ЕЕ СОБСТВЕННОМ ПЛАНЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Душа на своем собственном плане сознательно осуществляет свои отношения с Учителем и стремится сообщить это осознание воплощенной личности. - не помеха. На уровне души время и пространство не существуют в таком линейном смысле, как здесь, на Земле. На своем собственном плане душа имеет также взаимоотношения и с другими душами, обычно находящимися на том же луче. (Понятие луча будет подробно обсуждаться в следующей главе.) Душа работает над формированием группы и групповым сознанием. Групповое сознание - это то, что душа особенно хочет увидеть также и на физическом плане. Это произойдет тогда, когда большинство расширений души на этом плане примут свое третье посвящение.
С точки зрения Учителя, наибольший интерес представляет способность души управлять своим инструментом - воплощенной личностью и осуществлять через него свою работу.

ПУТЬ ПРОДВИЖЕНИЯ ДУШИ

Развитие воплощенной личности, которого она может добиться в отведенное ей время жизни, практически не имеет предела. Оно полностью зависит от ее умения находиться в состоянии концентрации й дисциплины, быть безоговорочно преданной духовному идеалу. Очень часто расширения души достигают большого прогресса еще и благодаря тому, чего они уже достигли в предыдущих жизнях.
Несмотря на то что такой рост может показаться некоторым сверхускоренным, даже они всего лишь готовятся к следующему периоду медленного, постепенного и усердного роста. Эти постепенные и часто требующие огромного труда усилия являются результативным методом для всех идущих по духовному пути, независимо от уровня их духовной эволюции. Здесь нет обходных путей. Минута за минутой, час за часом, день за днем идем мы к достижению своей цели. И очень часто самым важным здесь будет такая мелочь, как улыбка, дружеское объятие или рука, протянутая для помощи.

ДУША И УЧЕНИЧЕСТВО

Есть три главные цели, которым ученик должен быть предан превыше всего остального:

1. Служение человечеству.

2. Сотрудничество с Планом Великих.

3. Развитие сил души и послушание душе, а не трем низшим телами негативному эго.

ДУХОВНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ВНУТРЕННЕГО ПЛАНА

Существует четыре источника духовных впечатлений, о которых стремящийся и ученик обязательно должны знать:

1. Впечатления, идущие из собственной души ученика.

2. Впечатления, идущие из ашрама, к которому ученик прикреплен.

3. Впечатления, идущие непосредственно от Учителя.

4. Впечатления, поступающие от духовной триады и монады через антахкарану.

СУТРАТМА

Сутратма - это серебряная нить, спускающаяся от монады и проходящая через душу в воплощенное расширение души на Земле. Душа властвует над своей формой через посредство сутратмы, называемой также нитью жизни. Не следует путать сутратму с антахкараной. Сутратма существует у людей с рождения. Это энергетическая линия, направленная от монады к личности, то есть сверху вниз. Это своего рода духовный электропровод, который дает личности энергию и поддерживает жизнь в физическом, эмоциональном и ментальном телах.

Антахкарана же - это своего рода мост, который личность должна построить посредствОм медитации, учебы, духовных практик и духовной работы. Хотя личность получает в этом помощь от души, а позже - и от монады, большая часть должна быть проделана самостоятельно.

Таким образом антахкарана направлена снизу вверх.


Автор поднимает проблему этнических общностей. Ж. Ренан хотел сказать, что нации, как и индивидууму требуется развиваться, прилагать множество усилий, чтобы пройти испытания, что нация – это человек и сообщество людей и их общая культура, а как сообщество – итог многих усилий и жертв.

Например, Россия всегда считалась многонациональным государством, как до распада СССР, так и после.

Во время ВОВ под одними знаменами шествовали различные народы: русские, казахи, украинцы и т.д. Все эти, совершенно не похожие друг на друга народы, объединились и защищали свою Родину, свой дом и семью. Для них не было важно какие у человека обычаи и традиции, какой язык и какой веры он поддерживается. Они шли под единым фронтом, не смотря ни на что.

Так в произведении «Пир стервятников» автор Д. Мартин описывает вымышленный народ, который на протяжении своей истории, своего развития до целой нации, был подвластен королю, династия которого захватила эти земли столетия назад. Увы, этническое самосознание их базировалось на покорности и полном послушании, а революционные и патриотические идеи просто губились на этапе их зарождения представителями их же нации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Я намерен проанализировать вместе с вами идею, ясную с первого взгляда, но вызывающую опасные недоразумения. Формы человеческого общества крайне разнообразны. Огромные скопления людей, как Китай, Египет, самый древний Вавилон; племена, вроде еврейского, арабского; такие города, как Афины и Спарта; союзы различных стран вроде империи Ахеменидов, римской, каролингской; общины без отечества, удерживаемые только религиозной связью, как, например, общины израелитов, огнепоклонников; такие нации, как Франция, Англия и большинство современных европейских автономий; конфедерации вроде шведской, американской; родство расы или языка, установившееся между различными ветвями германцев или славян, - вот существующие или существовавшие группы, которых нельзя смешивать друг с другом без огромных неудобств. В эпоху французской Революции думали, что учреждения небольших независимых городов, - например, Спарты и Рима, - можно применить к нашим огромным нациям с тридцатью или сорока миллионами людей. В наши дни делают ещё большую ошибку, смешивая расу с нацией и приписывая этнографическим или, скорее, лингвистическим группам верховенство, подобное верховенству действительно существующих народов. Постараемся внести больше точности в эти трудные вопросы, в которых малейшее смешение смысла слов в начале рассуждения может привести в конце концов к самым пагубным ошибкам. Наше дело очень сложно, - так же сложно, как вивисекция; мы будем поступать с живыми, как обыкновенно поступают с мертвыми. Поэтому в обсуждение вопроса мы внесем холодность, совершенное беспристрастие.

I

Начиная с конца римской империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого, западная Европа разделилась, по-видимому, на нации, из которых некоторые в из-

вестные эпохи старались захватить в свои руки гегемонию над другими нациями; но такие гегемонии никогда не были продолжительны. То, что не удалось Карлу V, Людовику XIV, Наполеону I, наверное, не удастся никому и в будущем. Учреждение новой римской империи или империи Карла Великого стало невозможным. Разделение Европы зашло слишком далеко, чтобы попытка к универсальному господству не вызвала немедленно коалиции, которая скоро возвращает гордую нацию в её естественные границы. Некоторое равновесие установилось на долгие времена. Франция, Англия, Германия, Россия, не смотря на возможные случайности, ещё в течение многих сотен лет будут историческими индивидуальностями, главными частями шахматной доски, клетки которой постоянно изменяются в своем значении и величине, но никогда не смешиваются друг с другом.

В этом смысле нации, отчасти, новое явление в истории. Древность не знала их; Египет, Китай, древняя Халдея совсем не были нациями. Это были группы людей, управляемые сыном солнца или сыном неба. Не было египетских граждан, как не было граждан китайских. В классической древности были республики и муниципальные государства, конфедерации местных республик, империи, но не было нации в том смысле, как мы её понимаем. Афины, Спарта, Сидон, Тир являются незначительными центрами удивительного патриотизма, но всё это незначительные города с относительно малой территорией. Галлия, Испания, Италия, до поглощения их римской империей, являлись совокупностями народностей, часто связанных между собою, но без всяких центральных учреждений, без династий. Империи: ассирийская, персидская, империя Александра также не были отечествами. Никогда не было ассирийских патриотов; персидская империя представляла обширное феодальное общество. Ни одна нация не ведет своего происхождения от поразительной деятельности Александра, имевшей, однако, так много следствий для общей истории цивилизации.

Римская империя скорее могла бы быть отечеством. За своё великое благодеяние - прекращение войн - римское владычество, сначала столь суровое, скоро стало пользоваться общей любовью. Это была великая ассоциация, синоним порядка, мира и цивилизации. В последний период империи у возвышенных умов, у просвещенных епископов, у ученых было истинное чувство «римского мира», противоположное угрожающему хаосу варварства. Но империя, в двенадцать раз превышавшая современную Францию, не составляла государства в современном смысле. Разрыв Востока и Запада был неизбежен. Опыты галльской империи в III веке не увенчались успехом. Только германское нашествие ввело в мир принцип, послуживший впоследствии основанием цивилизации.

В самом деле, чем были германские народы со времени своих великих нашествий в V веке вплоть до последних норманнских завоеваний в X веке? Они мало изменили сущность рас, но навязали династии и военную аристократию более или менее значительным частям старой Западной империи, которые

получили имена рас-завоевательниц. Отсюда Франция, Бургундия, Ломбардия, а позже Нормандия. Быстрое преобладание Франкской империи создает на время единство Запада, но эта империя окончательно рушится около середины IX века. Верденский договор намечает в принципе неизменные деления, и с тех пор Франция, Германия, Англия, Италия, Испания, часто уклоняясь в сторону и претерпевая массу приключений, устремляются к своему национальному существованию, которое теперь распускается на наших глазах.

Что же, в самом деле, характеризует эти различные государства? Смешение составляющих их народов. В только что перечисленных странах нет ничего подобного тому, что вы найдете в Турции, где турок, славянин, грек, армянин, араб, сириец, курд теперь так же различны, как и в день завоевания. Такой результат обусловливается главным образом двумя обстоятельствами. Прежде всего тем, что германские народы приняли христианство при первых же мало-мальски правильных сношениях с греческими и латинскими народами. Раз победитель и побежденный исповедуют одну и ту же религию или, ещё лучше, раз победитель принимает религию побежденного, то уже не может возникнуть турецкая система, т.е. абсолютное различие людей по религиям. Второе обстоятельство то, что завоеватели забывают свой собственный язык. Внуки Хлодвига, Алариха, Альбиона, Роллона говорили уже на языке римлян. Это в свою очередь было следствием другого важного обстоятельства: франки, бургунды, готы, ломбарды, норманны привели с собою очень мало женщин своей расы. В течение нескольких поколений их начальники женились только на германских женщинах; но их наложницами и кормилицами их детей были латинянки. Благодаря этому, lingua francica, lingua gothica существовали очень не долго со времени утверждения франков и готов в римских землях. Не так было в Англии. Несомненно, англосаксы во время своего нашествия привели с собой своих женщин; британское население бежало перед ними, да, кроме того, латинский язык никогда не преобладал в Британии. Вообще, если бы в V веке в Галлии говорили на галльском языке, Хлодвиг и его соплеменники никогда не оставили бы германского языка ради галльского.

Отсюда вытекает тот важный результат, что, не смотря на крайнюю суровость нравов германских завоевателей, навязанное ими государство с веками сделалось образцом нации. Франция вполне законно сделалась названием страны, в которую вошло едва заметное меньшинство франков. В X веке в первых народных песнях, являющихся таким совершенным зеркалом духа времени, все жители Франции являются французами. Идея различия рас в населении Франции, столь ясно выступающая у Григория Турского, совсем не выступает у французских писателей и поэтов, следовавших после Гуго Капета. Различие знатного и простого человека также оттеняется крайне сильно, но это различие отнюдь не является этнографическим; это - различие в храбрости, обычаях и наследственно передава-

емом воспитании; никому не приходит в голову, что основа этого различая - завоевание. Ложная система, по которой знать обязана своим происхождением привилегии, данной королем за великие, оказанные нации услуги, так что всякий знатный только получил это отличие, - эта система укоренилась, как догма, начиная с XIII века. Тоже было результатом почти всех норманнских завоеваний. В конце одного или двух поколений норманнские завоеватели не отличались от остального населения; но их влияние не было от этого менее глубоким - они дали завоеванной стране знать, военные привычки, отсутствовавшей прежде патриотизм.

Забвение или, лучше сказать, историческое заблуждение является одним из главных факторов создания нации, и потому прогресс исторических исследований часто представляет опасность для национальности. В самом деле, историческое исследование проливает свет на факты насилия, бывшие при начале всех политических образований, даже весьма благодетельных по своим последствиям. Единство всегда создается насильственно; союз Северной и Южной Франции является результатом истребления и террора, господствовавших почти в течение целого века. Король Франции, бывший, если можно так выразиться, идеальным типом векового кристаллизатора, создавший лучшее национальное единство, какое когда-либо существовало, потерял свой престиж при более внимательном исследовании; созданная им нация проклинает его, и в настоящее время только образованные люди знают, каково его значение и что он сделал.

Эти великие законы истории западной Европы становятся понятными только благодаря контрасту. Многие страны пали в предприятии короля Франции, которое ему удивительно удалось довести до конца отчасти благодаря своей тирании, отчасти - справедливости. Под короной Св. Этьена мадьяры и славяне остались такими же различными, как и восемьсот лет тому назад. Вместо того чтобы устранить различные элементы своих владений, дом Габсбургов поддерживал их различие и иногда даже взаимную вражду. В Богемии чешский и немецкий элемент наложены друг на друга, как масло и вода в стакане. Турецкая политика разделения национальностей по религиям имела очень серьёзные последствия: она вызвала разрушение Востока. Возьмите город вроде Салоник или Смирны; вы найдете там пять или шесть общин, из которых каждая имеет свои воспоминания и который не имеют между собою почти ничего общего. Но сущность нации именно в том, чтобы все индивидуумы имели много общего, чтобы все они многое позабыли. Ни один француз не знает, бургунд он, алан или вестгот; всякий гражданин Франции должен забыть Варфоломеевскую ночь, убийства на Юге в XIII веке. Во Франции нет и десяти фамилий, которые могли бы доставить доказательна своего французского происхождения, да и то эти доказательства были бы недостаточны, благодаря тысяче неизвестных скрещений, которые могут разбить все системы генеалогов.

Современная нация - исторически результата целого ряда фактов, действующих в одном и том же направлении. Единство реализуется то династией (Франция), то непосредственным желанием провинций (Голландия, Швейцария, Бельгия), то общим духом, постепенно побеждающим капризы феодализма (Италия, Германия). Всегда глубокая причина предшествовала подобным образованиям. В подобных случаях принципы проявляются совершенно неожиданными случайностями. Мы видели, как в наши дни Италия была объединена своими поражениями, а Турция - обессилена своими победами. Всякое поражение подвигало Италию вперёд, всякая же победа губила Турцию, так как Италия - нация, а Турция (за исключением Малой Азии) не является таковой. Слава Франции - в том, что она провозгласила во время французской Революции, что нация существует по своей воле. Мы не должны находить дурным, если нам подражают. Принцип наций - наш принцип. Но что же такое нация? Почему Голландия - нация, а Ганновер и Великое Герцогство Пармское - не нации? Как Франция продолжает считать себя нацией, хотя созданный ею принцип исчез? Почему Швейцария с её тремя языками, двумя религиями, тремя или четырьмя племенами, нация, тогда как столь однородная Тоскана не нация? Почему Австрия государство, а не нация? Чем принцип национальностей отличается от принципа рас? Эти вопросы стремится уяснить всякий сознательный ум, чтобы быть в согласии с самим собой. Дела этого мира не управляются уже рассуждениями этого рода; но рассудительные люди стремятся пролить свет и на эту область, чтобы рассеять смущение, в котором обретаются поверхностные умы.

II

По мнению некоторых теоретиков-политиков, нация - это прежде всего династия, представляющая древнее завоевание, сначала принятое, а потом забытое массой народа. По мнению этих политиков, группировка провинций, созданная династией, её войнами, её браками, её договорами, оканчивает своё существование вместе с создавшей её династией. Совершенно верно, что большинство современных наций было создано фамилией феодального происхождения, которая заключила брачный договор с землей и была своего рода ядром централизации. Границы Франции в 1789-м году не были ни естественными, ни необходимыми. Широкий пояс, который капетингский дом прибавил к узким границам Верденскаго договора, был личным приобретением этого дома. В эпоху этих присоединений не имели представления ни об естественных границах, ни о праве наций, ни о желании провинций. Союз Англии, Ирландии и Шотландии был также делом династии. Италия только потому так долго не сделалась нацией, что среди её многочисленных правящих домов до нашего века ни один не стал центром единства. Странное явление представляет малоизвестный, полуитальянский остров

Сардиния, получивший королевский титул . Голландия, образовавшаяся самостоятельно, актом героического решения, тем не менее вступила в тесные брачные отношения с Оранским домом и подверглась величайшим опасностями в день распадения этого союза.

Но абсолютен ли такой закон? Конечно, нет. Швейцария и Соединенные Штаты, образовавшиеся благодаря постепенным прибавкам, не имеют основания в династиях. Я не стану обсуждать этого вопроса по отношению к Франции. Для этого нужно было бы знать тайну будущего. Скажем только, что великое французское королевство было настолько национально, что на другой же день после его падения нация могла существовать без него. Кроме того, XVIII век изменил буквально всё. После долгих веков унижения, человек возвратился к античному духу, к уважению самого себя, к идее своих прав. Слова: «отечество», «гражданин», опять получили свой смысл. Только поэтому могла совершиться самая смелая операция, которая когда-либо производилась в истории; эту операцию можно сравнить с попыткой физиолога оживить в первоначальном единстве тело, у которого отняты мозг и сердце.

Нужно, следовательно, допустить, что нация может существовать и без династического принципа, и что даже нации, образованные династиями, могут отделиться от этих династий, не переставая, однако, существовать. В настоящее время нельзя поддерживать старый принцип, принимавший во внимание только право принцев; кроме права династий есть право наций. На каком же критерии основано это национальное право? По какому признаку оно узнается? Из какого осязаемого факта оно проистекает?

I. Из расы, - отвечают с уверенностью некоторые. Искусственные разделения, результат феодализма, браки владетельных принцев, конгрессы дипломатов не имеют вечного значения. Прочным и постоянным остается раса народов. Вот что составляет право, законность. Например, германская семья, по указанной теории, имеет право возвратить в свое лоно разъединённых членов германизма, если даже последние не желают этого присоединения. Права германизма на такую-то провинцию сильнее права жителей этой провинции на самих себя. Таким образом создается первичное право, аналогичное «божественному» праву королей: принцип наций заменяет этнографический принцип. Но это весьма крупная ошибка, которая погубила бы европейскую цивилизацию, если бы сделалась господствующей. Поскольку справедлив и законен принцип наций, постольку принцип первичного права рас узок и полон опасностей для истинного прогресса.

Мы признаем, что в древнем племени и городе раса имела первостепенное значение. Древние племя и город были только расширением семьи. В Спарте, Афинах все граж-


Социальная сфера.
Полиэтничный мир.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме «Социальная сфера», а так же выработка умений и навыков написания эссе, как одного из заданий в Едином Государственном Экзамене по обществознанию.
Задачи урока:
Образовательные – повторить и обобщить знания по теме «Социальная сфера»; умение выявлять социальную проблему, работать с понятиями, документами, приводить аргументы теоретического и практического уровня
Развивающие – дальнейшее развитие коммуникативной и критической компетенции учащихся Воспитательные – коммуникативная культура.
Ход урока
I.Организационный.II.Установочный.На сегодняшнем уроке мы будем повторять и обобщать знания по теме «Социальная сфера» через написание эссе, как одного из заданий в Едином Государственном Экзамене по обществознанию. Сформулируйте собственные цели урока.
III. Основной
СЛАЙД 1. титульный. В новостях по 5 каналу была озвучена статистика, что 79 % опрошенных россиян против национальных анклавов. Эти цифры заставляют задуматься.
СЛАЙД.2. Поэтому темой нашего эссе будут слова французского писателя.
Ж.Ренан сказал
Нация есть душа, духовный принцип…
Как и индивидуум, нация является
целью многих усилий и жертв.
СЛАЙД. 3. Прежде, чем мы приступим к обсуждению, предлагаю вам познакомиться с критериями оценивания эссе. Обращаю ваше внимание на то, что если не раскрыты смысл и проблема выбранного высказывания, то эссе далее не проверяется.
СЛАЙД.4. Давайте вспомним план написания эссе.
Первая трудность, с которой вы сталкиваетесь, - это определение смысла и проблемы.
СЛАЙД.5. Что такое проблема? Проблема – это некое противоречие. Проблема – это вопрос. Что есть в действительности и как должно быть в идеале.
Давайте попробуем определить проблемы в нескольких высказываниях. СЛАЙД. 6. Молодость-это время для усвоения мудрости, старость – время для её применения. Ж.Ж. Руссо.
СЛАЙД.7. Одна нация должна строить свои отношения с другой нацией так же, как один человек по отношению к другому человеку. П.К.Буаст.
УЧАЩИМСЯ. Что есть в действительности – национальные конфликты. Как должно быть в идеале– отношения между нациями должны строиться на основе толерантности и взаимном уважении национальных интересов.
СЛАЙД. 8.Обращаемся к нашему главному изречению сегодняшнего урока. Нация есть душа, духовный принцип…Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв.
УЧАЩИМСЯ. В чем смысл высказывания? Какую проблему поднимает автор? Проблему сущности нации, как исторической общности. Становление нации, сохранение её самобытности, национального достоинства, так, чтобы не свести всё это к проповедованию идей национализма. Сохранение души нации, как самого святого. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ищем аргументы.
УЧАЩИМСЯ. При написании эссе вам нужно освятить несколько аспектов проблемы. Какие?
Ответы. Что такое нация, какие усилия необходимы для сохранения нации, и чем должна жертвовать нация на благо себя и других.
СЛАЙД 9.(с аспектами, цветной). Начнём обсуждение с первого аспекта. Что такое нация и «душа нации»?
Мы с вами живём в полиэтничном мире. По данным ученых в мире насчитывается от 3 до 5 тысяч этносов, от многомиллионных до малочисленных. Например, в Ленинградской области проживает народ водь численностью всего 100 человек.
СЛАЙД. 10. Давайте познакомимся с характеристикой этноса, т.е. народа, которую дал русский ученый – этнолог, историк Лев Гумилев (документ)
ВОПРОСЫ:
1.Какие из указанных Л.Н.Гумилевым признаков применимы при определении этноса.
2.Как Гумилёв предлагает подходить к определению этноса, если нет ни одного признака, применимого ко всем случаям? Что подразумевается под словами «мы такие-то, а все прочие – другие» (национальное самосознание).
Итак, мы обозначили признаки этноса. А какими характеристиками обладает нация?
УЧАЩИМСЯ. Перечислите наиболее часто выделяемые признаки нации. После ответов учащихся:
СЛАЙД.11 УЧАЩИМСЯ. Какой из признаков нации мы можем назвать «душой»?
Что подразумевается под национальным самосознанием.
Ответы…
СЛАЙД.12 нац.самосознаниеЧто мы подразумеваем под национальным менталитетом.
Ответы…
СЛАЙД.13.нац. мент.
Приведите примеры (характеры народов).
СЛАЙД. 14. Я зачитаю вам отрывок из повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» описывается разговор одного из героев с мальчиком. О каком элементе национального менталитета идёт речь, и почему он так важен (сплачивает национальную общность):
«-Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся.
-Кто испортится? Люди?
- Да.
- Почему?
- Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о нем не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать»
УЧАЩИМСЯ. Что подразумевают под национальными ценностями, «сокровищами», как назвал их русский философ И. Ильин (язык, песни, сказки, традиции, история народа и т.д.). Примеры.
Ответы.
СЛАЙД. 15. (сокровища). Видимо был прав Гоголь, когда сказал, что «истинная национальность состоит не в описании сарафана, а в самом духе народа».
СЛАЙД.16 (признаки нации). УЧАЩИМСЯ. Таким образом «душа нации»–это…? Национальное самосознание, которое включает в себя национальный менталитет, историческая память, национальные ценности. То есть личность осознает себя как неотделимую частицу нации.
СЛАЙД. 17 с высказыванием второго аспекта проблемы.
Современные люди стали кочевниками – по профессии ли, по зову ли души, а то и по экономическим соображениям. У современного человека исчезает понятие этнического дома. Какие усилия необходимо предпринимать нации для того, чтобы не исчезнуть, не раствориться глобализированном мире.
Благодаря национальному самосознанию человек очень остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов. Осознание национальных интересов, побуждает личность к деятельности.
УЧАЩИМСЯ. Каковы тенденции национальных отношений существуют на сегодняшний день?
Ответы.
СЛАЙД. 18. Приведите примеры национальной дифференциации и интеграции. Насколько каждая из них важна. Приведите примеры государств из прошлого и настоящего, в которых бы нац. дифференциация была бы гипертрофирована? Какие? Ваше отношение.
СЛАЙД 19. с третьим аспектом проблемы.
УЧАЩИМСЯ. На какие «жертвы» вынуждена идти любая нация? Как вы думаете, что подразумевал Ренан под словом «жертвы»?
Ответы.
Мы должны видеть не только духовный путь своего народа, но и видеть его слабости и несовершенства. Любить свой народ не значит льстить ему, а честно и мужественно бороться с его слабостями.
Учащимся. Философ В.С.Соловьев «Мы должны хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному, преодолев…бессмысленную и невежественную национальную вражду»…
Означает ли это, что мы должны равно любить свой и другой народ? Почему? Потому что нация зиждется на национальной гордости, общности исторического пути.(подсказка мать будет любить соседского ребенка как своего?)
СЛАЙД.20. Русскому философу Ильину принадлежат слова: «Национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и плоское самодовольство; она не должна внушать народу манию величия». Почему, чем опасно? Как должны строиться отношения с др народами?
А потому надо быть толерантными по отношению к другим народам.
СЛАЙД.21 ВЫВОД. Возвращение к проблеме. Так что же такое нация? Сарафан или душа? Т.о. становление нации, так же как и становление личности, это огромный труд, труд души.
СЛАЙД 22. Спасибо за внимание.
IV. Рефлексивно-оценочный. Насколько понятнее для вас стала работа по созданию эссе?
V. Информационный. Д.з. эссе по одному из высказываний прозвучавших на уроке.

Сочинение по высказыванию Ж.Ренана (1823-1892), французского писателя «Нация есть душа, духовный принцип… Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв» 3.67 /5 (73.33%) 3 votes

«Нация есть душа, духовный принцип… Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв»

Ж.Ренан (1823-1892), французский писатель.

«Нация – это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи». Такое определение этому слову дается в одном из толковых словарей.
Любая нация состоит, прежде всего, из людей. Они представляют ее душу, ее состав. От них же и в первую очередь зависит судьба, развитие, культура нации. Развитие нации происходит лишь со временем. На него влияют как политические конфликты, так и смена руководителя, эпоха, влияние из-за границы.
Например, русские. На эту нацию очень сильно повлиял и запад и восток. В начале девятого века Византия сильно повлияла на русскую нацию своей верой. Ведь нация вбирает в себя чужой опыт и не становится другой нацией, а обогащается и видоизменяется. Как и люди, нация претерпевает многие усилия и жертвы. Нация не исчезает: в ней что-то появляется и что-то уходит, но она становится только крепче и богаче. Изменения для каждой нации просто необходимы, без них возможна ее гибель, ведь ничто не должно стоять на месте, все должно развиваться и обогащаться.
А так же, нация – это самосознание народа. Ведь бывает и так, что люди проживающие на одной территории, не чувствуют себя единым целым. А бывает и наоборот, к примеру, у евреев. Проживая, на довольно-таки далеком расстоянии, они не теряют связь между собой и продолжают быть связанными друг с другом. Но случается и так, что многочисленные диаспоры, проживающие в одном месте, не становятся единой нацией, не обобщаются друг с другом. Чаще всего нация и дух народа проявляются перед лицом общего врага — все люди объединяются и живут единым. Например, во время войны, в столь тяжелое и трудное для всех время, люди объединялись в единую армию, позабыв о прошлых ссорах и конфликтах. Война, в этом плане, сыграла роль объединителя народа.
Героическое прошлое, великие люди, слава- вот главный
капитал, на котором основывается национальная идея. Иметь общую славу в
прошлом, общие желания в будущем, совершить вместе великие поступки,
желать их и в будущем - вот главные условия для того, чтобы быть народом.