Глаза земли. Корабельная чаща. Корабельная чаща на удоре

Михаил Михайлович Пришвин оставил обширные многолетние дневники за пятьдесят лет жизни. Над ними писатель работал с такой же тщательностью, как над остальными своими художественными произведениями. Краткая запись дневника являлась часто материалом при зарождении нового произведения, но вместе с тем эти записи имеют самостоятельную художественную и биографическую ценность.

Книга "Глаза земли" создана из дневников 1946-1950 годов. Это - собрание мыслей, представленных в афористической или поэтической образной форме.

Также в книгу вошла повесть-сказка "Корабельная чаща".

Михаил Михайлович Пришвин
Глаза земли. Корабельная чаща

Глаза земли

Весь путь мой был из одиночества в люди.

Мелькает мысль, чтобы бросить все лишнее, машину, ружья, собак, фотографию и заниматься только тем, чтобы свести концы с концами, т. е. написать книгу о себе со своими всеми дневниками.

О себе я говорю не для себя: я по себе других людей узнаю и природу, и если ставлю "я", то это не есть мое "я" бытовое, а "я" производственное, не менее рознящееся от моего индивидуального "я", чем если бы я сказал "мы".

Мое "я" в дневнике должно быть таким же, как и в художественном произведении, т. е. глядеться в зеркало вечности, выступать всегда победителем текущего времени.

Что же касается нескромных выходок с интимной жизнью, то разобраться в том, что именно на свет и что в стол, можно только со стороны. И еще есть особая смелость художника не слушаться этого голоса со стороны. Примером возьму Ж-Ж. Руссо: если бы он слушался этого голоса, у нас бы не было "Исповеди".

Таких примеров могу дать бесчисленное множество.

Дорога к другу

1946 год

Ищем, где бы нам свить гнездо.

В Поречье

Вчера с утра зима рванулась было с морозом и ветром, нарушила было спокойное чередование одинаковых мягких дней. Но среди дня явилось богатое солнце, и все укротилось.

Вечером опять воздух после мороза и солнце были, как летом на ледниках.

Завтра отправляемся в Поречье, под Звенигородом- дом отдыха Академии наук.

В 9 часов выехали из Москвы и в 11 приехали, хорошо, как и не мечтали. Тихий, теплый и крупный снег падал весь день.

С утра на солнце деревья покрылись роскошным, инеем, и так продолжалось часа два, потом иней исчез, солнце закрылось, и день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и ароматными лунными сумерками под вечер.

Денек просверкал

Какой денек вчера просверкал! Как будто красавица пришла "ослепительной красоты". Мы притихли, умалились и, прищурив глаза, смотрели себе под ноги. Только в овраге в тени, деревьев осмелились поднять глаза на все белое в голубых тенях.

Ночь была звездная, и день пришел пасмурный, и слава богу, а то со сверкающим мартовским днем не справишься, и не ты, а он делается твоим хозяином.

Березам зябко

Всю ночь бушевал ветер, и слышно было в доме, как вода капала. И утром не пришел, мороз: то солнце выглянет, то сомкнутся тучи и тряхнет крупой, как из мешка. И так быстро мчатся облака, и так зябко белым березкам, так они качаются!

Тихий снег

Говорят о тишине: "Тише воды, ниже травы". Но что может быть тише падающего снега! Вчера весь день падал снег, и как будто это он с небес принес тишину.

Этот целомудренный снег в целомудренном мартовском свете младенческой пухлотой своей создавал такую обнимающую все живое и мертвое тишину. И всякий звук только усиливал ее: петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела всеми голосами, но тишина от всего этого росла.

Какая тишина, какая благодать, как будто чувствуешь сам благодетельный рост своего понимания жизни, прикосновение к такой высоте, где не бывает ветров, не проходит тишина.

Живая елка

Сверху снег и снег, но от лучей солнца капельки невидимые проникли вниз к месту соприкосновения веточки со снегом. Это водица подмывает, снег с еловой лапки падает на другую. Капельки, падая с лапки на лапку, шевелят пальчиками, и вся елка от снега и капели, как живая, волнуясь, шевелится, сияет.

Особенно хорошо смотреть сзади елки против солнца.

Река под снегом

Река до того бела, до того вся под снегом, что узнаешь берега только по кустикам. Но тропинка через реку вьется заметная, и потому только, что днем, когда под снегом хлюпало, проходил человек, в следы его набежала вода, застыла, и теперь это издали заметно, а идти колко и хрустко.

Теплая поляна

Как все затихает, когда удаляешься в лес, и вот наконец солнце на защищенной от ветра полянке посылает лучи, размягчая снег.

А вокруг березки волосатые и каштановые, и, сквозь них новое чистое голубое небо, и по небу бирюзовому проносятся белые прозрачные облачка, одно за другим, будто кто-то курит, стараясь пускать дым колечками, и у него колечки все не удаются.

Скворцы прилетели

Утро ясное, как золотое стеклышко. Забереги все растут, и уже видно, что лед лежит на воде и незаметно для глаза поднимается.

На деревьях в Дунине скворцы, прилетели и маленькие птички - чечетки, во множестве сидят и поют.

Мы ищем, где бы нам свить гнездо - дачу купить, и так всерьез, так, кажется, вправду, и в то же время где-то думаешь тайно в себе: я всю жизнь ищу, где бы свить гнездо, каждую весну покупаю где-нибудь дом, а весна проходит, и птицы сядут на яйца, и сказка исчезает.

Но бывает, пролез человек один, и так останется этот след, никто не пройдет больше по нем, и метель-поземок так заметет его, что никакого следа не останется.

Такая нам всем доля на земле: и одинаково, бывает, трудимся, а счастье разное.

Восхищенный человек

Зорька нежнее щечки младенца, и в тиши неслышно падает и тукает редко и мерно капля на балконе… Из глубины души встает и выходит восхищенный человек с приветствием пролетающей птичке: "Здравствуй, дорогая!" И она ему отвечает.

Она всех приветствует, но понимает приветствие птички только человек восхищенный.

Березовый сок

Вечер теплый и тихий, но вальдшнепов не было. Заря была звукоемкая.

Вот теперь больше не нужно резать березку, чтобы узнать, началось ли движение сока. Лягушки прыгают, значит, и сок есть в березе. Тонет нога в земле, как в снегу, - есть сок в березе. Зяблики поют, жаворонки и все певчие дрозды и скворцы - есть сок в березе.

Мысли мои старые все разбежались, как лед на реке, - есть сок в березе.

Повесть-сказка «Корабельная чаща» - итоговое произведение Михаила Михайловича Пришвина. В ней выражена философская концепция писателя, сложившаяся в поздний период творчества. Тематически повесть связана с первой книгой «В краю непуганых птиц». Писатель, как и в самом начале творческого пути, вновь обращается к полюбившемуся ему русскому Северу. Край непуганых птиц, немереные леса, Берендеева и Корабельная чаща - образы, несущие в себе сказочное начало, имеют вполне реальную основу. Всей жизнью как творческим поведением, всем своим искусством Михаил Михайлович показал возможность осуществления сказки. Он открывал небывалое и для себя, и для других до самого последнего дня своей жизни.

Издательство: "Восточно-Сибирское книжное издательство" (1982)

Формат: 84x108/32, 224 стр.

Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:
Род деятельности:

Прозаик, публицист

Произведения на сайте Lib.ru
Произведения в Викитеке .

Михаи́л Миха́йлович При́швин (23 января () , с. , - , ) - русский, советский , автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурофилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.

Биография

Происходит из купеческого сословия. Родился в фамильном имении , в свое время купленном его дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было семеро детей. Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Хрущево и немало денег. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником. Однажды он проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Он не пережил потрясения, запил и умер на почве алкоголизма.

В 1882 году М. М. Пришвина отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии. В гимназии успехами не блистал - за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и в этом классе должен был быть очередной раз оставлен на второй год, но из-за конфликта с учителем географии был из гимназии отчислен. Заканчивать обучение пришлось в реальном училище.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906. На материале своих поездок по Олонецкой губернии (), Пришвин составил книгу «В краю непуганных птиц» (1907). Это путевые очерки, наблюдения над природой и бытом, за которые автор был удостоен звания действительного члена и серебряной медали этого Общества.

В 1912-1914 выходит первое собрание сочинений Пришвина в 3 томах.

Критика

Пришвина критикуют за то, что он слишком творчески подходит к делу. Заявляя научный подход, он остаётся при художественном вымысле. Он допускает серьёзные ошибки в деталях, за что издавна пользуется дурной славой среди краеведов. (См., например, статью Н. П. Анциферова «Беллетристы-краеведы».)

Ссылки

  • Сайт музея-усадьбы М. М. Пришвина в Дунино, посвящённый как творчеству писателя, так и самой усадьбе
  • Могила Пришвина (автор надгробия - )

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    М. Пришвин Москва, 1955 год. Советский писатель. Издательский переплет. Сохранность хорошая. Повесть-сказка «Корабельная чаща» - итоговое произведение Михаила Михайловича Пришвина (1873–1954). В ней выражена… - Советский писатель. Москва, (формат: 84x108/32, 228 стр.) 1955
    150 бумажная книга
    М. М. Пришвин Повесть-сказка «Корабельная чаща» - итоговое произведение Михаила Михайловича Пришвина. В ней выражена философская концепция писателя, сложившаяся в поздний период творчества. Тематически повесть… - Восточно-Сибирское книжное издательство, (формат: 84x108/32, 224 стр.) 1982
    100 бумажная книга
    М. М. Пришвин Кладовая солнца. Глаза земли. Корабельная чаща В книгу вошли известные произведения М. М. Пришвина (1873 - 1954): сказка-быль "Кладовая солнца", дневник писателя "Глаза земли" и повесть-сказка "Корабельная чаща" - Лениздат, (формат: 84x108/32, 568 стр.) 1978
    230 бумажная книга
    М. М. Пришвин Глаза земли. Корабельная чаща Михаил Михайлович Пришвин оставил обширные многолетние дневники за пятьдесят лет жизни. Над ними писатель работал с такой же тщательностью, как над остальными своими художественными произведениями… - Южно-Уральское книжное издательство, (формат: 84x108/32, 432 стр.) 1981
    190 бумажная книга
    М. М. Пришвин Кладовая солнца Михаил Михайлович Пришвин как никто другой в русской литературе умел описать природу родного края, подметить повадки животных, рассказать о дружбе человека и зверя, целостности бытия и единстве всего… - Лениздат, Команда А, (формат: 75x100/32, 320 стр.) Лениздат-классика 2013
    77 бумажная книга
    М. Пришвин Кладовая солнца В книгу избранных произведений замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина вошли сказка-быль "Кладовая солнца", главы из повести-сказки "Корабельная чаща" и романа-сказки "Осударева… - Верхне-Волжское книжное издательство, (формат: 84x108/32, 256 стр.) 1982
    300 бумажная книга
    Серия "Библиотека Лениздата" (комплект из 33 книг) Настоящий комплект составили 33 тома серии "Библиотека Лениздата" . В состав серии вошли лучшие произведения мировой художественной литературы. Комплект будет интересен всем любителям классической… - Лениздат, (формат: 84x108/32, 19008 стр.) Библиотека Лениздата 1972
    3600 бумажная книга
    М. М. Пришвин М. М. Пришвин. Избранные произведения в 2 томах (комплект из 2 книг) В первый том Избранных произведений включены произведения разных жанров: повесть "В краю непуганых птиц и зверей", "Черный араб", цикл "Охотничьи рассказы", быль-сказка "Кладовая солнца" . Во второй… - Художественная литература. Москва, (формат: 84x108/32, 896 стр.) 1972
    520 бумажная книга
    С чего начинается Родина... Никто так не умеет радоваться первому снегу, солнечному утру, бушующему ледоходу, простору цветущего луга, как дети. Дети, познающие мир, открывающие его красоту и мудрость, - главные герои всех… - Приволжское книжное издательство, (формат: 60x84/16, 176 стр.) Большая биографическая энциклопедия

    Русский советский писатель. Родился в купеческой семье. Учился в Рижском политехникуме (1893 97). За участие в марксистских кружках был арестован. Окончил… …

    Михаил Михайлович , русский советский писатель. Родился в купеческой семье. Учился в Рижском политехникуме (1893 97). За участие в марксистских… … Большая советская энциклопедия

    Mikhail Prishvin - Mikhail Mikhailovich Prishvin (Russian: Михаил Михайлович Пришвин) (January 23 (N.S. February 4), 1873 January 16, 1954) was a Russian/Soviet writer. Mikhail Prishvin was born in the family mansion of Krutschevo, near the city of Yelets in what… … Wikipedia

    1) всего, м.; вся, всей, ж.; всё, всего, ср.; мн. все, всех; мест. определит. 1. Определяет что л. как нераздельное, взятое в полном объеме: целый, полный. Все лето. Во всем мире. Молчать всю дорогу. □ Анна все утро провела с Долли и с детьми. Л … Малый академический словарь

    Встану, встанешь; повел. встань; сов. (несов. вставать). 1. Принять стоячее положение, подняться на ноги. Встать с места. □ [Обломов] спустил ноги на пол, потом встал совсем и постоял задумчиво минуты две. И. Гончаров, Обломов. Председатель встал … Малый академический словарь

    А, м. Овощи, каша и т. п., добавляемые к мясным и рыбным блюдам. Котлеты с гарниром. □ Вологодский буфет далеко славился по всей Северной дороге пирожками, жареной дичью с гарнирами. М. Пришвин, Корабельная чаща. [От франц. garnir снабжать,… … Малый академический словарь

    И, род. мн. вок, дат. вкам, ж. 1. бот. Группа ветвей, листьев или цветков, расположенных на стебле на одной высоте. Мало того, что маленькие деревья затеняли друг друга. Они и просто силой движения теснили, уродовали свои мутовки: каждому… … Малый академический словарь

    Михаил Михайлович (1873 1954), русский писатель. Фи лософско лирическая проза, связанная преимущественно с темами природы, истории, народным бытом и фольклором. Дневники, очерки, поэма в прозе Фацелия (1940), повесть Женьшень (1933), роман сказка … Русская история

    Город, Московская обл. Название Звенигород впервые упоминается в 1336 г. В Ростово Суздальское княжество оно перенесено из под Киева; в его основе личное имя (ср. Звенислав, Звенимир) или гидроним (ср. реки Звинеч, Звиняка, Звенига).… … Географическая энциклопедия

    Пришвин Михаил Михайлович (1873 1954) Пришвин Михаил Михайлович Биография Русский писатель. Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля (по старому стилю 23 января) 1873 в имении Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии (Липецкая обл.), в… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Как же соотнесены в «Корабельной чаще» образы Василия Веселкина и Мануйлы? Раненный на фронте сержант Веселкин долг свой видит в том, чтобы найти заповедную Корабельную чащу, превратить срубленные могучие сосны в фанеру для самолетов и этим приблизить победу над врагом, освободить народ от тех лишений и страданий, которые принесла ему война. Правда Василия Веселкина – это «правда необходимости». Но существует еще правда-сказка полесника Мануйлы о Корабельной чаще в «немеряных лесах». Образ ее сказочный. Надо отметить, что образ заповедного леса родился в сознании Пришвина-художника очень давно. Так, побывав в новгородской земле, Пришвин в 1912 году записал в дневнике: «Роща на Шелони. На высоком берегу Шелони, где были некогда новгородские битвы, есть маленькая деревушка Песочки, возле нее сохранилась старая заповедная роща и в ней древняя часовенка замшелая… На крыше ее зеленой стоит небольшой темный крест, а сосны вокруг прямые и чистые стоят, словно свечи. Так и кажется, что с незапамятных времен собрались они (1 сл. нрзб.) сюда помолиться, привыкли и стали свечами стоять. Но это только кажется: заповедная роща старше человека… Странник пришел умирать… и сказал: „А роща ваша заповедная, не рубите рощу…“» (ЦГАЛИ). Описание трехсотлетнего мачтового бора-зеленомошника в «Берендеевой чаще» близко поэтическому образу заповедного леса в «Корабельной чаще», хотя не приобретает еще у Пришвина символического смысла. Описание удивительного чуда природы в повести-сказке («дерево стоит к дереву часто – стяга не вырубишь, и если срубишь одно дерево, оно не упадет, прислонится к другому и будет стоять») – это существующий в народном сознании образ силы и единства – поэтическое олицетворение Родины. Народ хранит свою святыню, но готов пожертвовать Корабельной чащей ради победы над лютым врагом и установления на земле мира.

    Что же, по Пришвину, должно объединить «правду необходимости» Василия Веселкина с «правдой-сказкой» Мануйлы и дать синтез – «правду истинную»?

    В 1935 году, совершив дальнее путешествие к границе Архангельской области и Коми АССР, Пришвин был огорчен и разочарован тем, что реликтовый сосновый бор оказался вырубленным для нужд авиации. И примечательно, что в «Корабельной чаще» местонахождение заповедного леса перенесено на территорию Коми АССР, где писатель в 1935 году не был. Не потому ли Настя и Митраша, дойдя до территории Коми, вдруг «теряют ориентировку» и продолжают путь к Корабельной чаще в разладе с географией? 15 августа 1952 года Пришвин заносит в дневник: «Сюжет должен расти по мере написания, но не быть готовым. Сейчас, приближаясь к финалу, вдруг пришло в голову пророчество Белинского о новом слове для всего мира в России, что это слово будет о мире всего мира» (ЦГАЛИ). 16 августа: «В Лесной повести приближаюсь к финалу, который заостряется то ли в чувстве правды русского человека, то ли на мире» (ЦГАЛИ). И, наконец, запись 18 октября 1952 года: «Мелькнула мысль, что конец Лесной повести должен быть облечен в идею мира (понимания), но Корабельная чаща должна погибнуть за дело мира» (ЦГАЛИ). Старое и еще условное название произведения «Лесная сказка» Пришвиным отвергается потому, что больше не отвечает конкретизировавшемуся в процессе творческой работы замыслу. Теперь автор называет свою повесть-сказку «Слово правды». Новое заглавие он так поясняет в дневнике (запись от 10 сентября 1952 г.): «Слово и дело. Слово вырастает из дела – и это есть слово правды». Очень интересна развернутая дневниковая запись, сделанная Пришвиным 15 ноября 1952 года: «Мною был поставлен вопрос: для раскрытия желанного ныне понятия „мир“ нужно срубить Корабельную чащу на самолеты… или же, напротив, рощу оберечь… В былые времена, когда открывалась Америка, и на людей смотрели как на деревья: рубить и рубить. Но люди в сознании своем росли и росли, их рубили, а они ждали, и наконец догадались и сказали свое слово: мир, и это есть теперь слово правды. Так, может быть, и Корабельная чаща откроет нам какой-нибудь свой закон жизни…» (ЦГАЛИ).

    В феврале 1953 года, отвечая на вопрос корреспондента о своей работе, Пришвин сказал: «Я работаю над одной темой, которая родилась от всех прежних моих работ. Это наша русская тема о правде, и книга моя будет называться „Слово правды“». В восьмой части своей повести («Глубинный залом»), размышляя о судьбе Корабельной чащи, Пришвин противопоставляет народное представление о лесе – бездуховному, рационалистическому, западному отношению к лесу как одному из видов топлива «инструктора канадского лесопиления». Инструктор в повести только повторяет слова профессора лесопиления («А чего лес жалеть?»), с которым вел спор Пришвин в 1935 году в Архангельске.

    В «Корабельной чаще» синтез «правдолюбия» Василия Веселкина и «правда-сказка» охотника-пинжака Мануйлы слились в единственную «правду истинную» в образе мудрого всероссийского старосты М. И. Калинина. Обдумывая этот образ, Пришвин отмечает в черновике: «В Калинине дать: образ простейшего в правде, чего-то таящегося в простом человеке <…>. И пусть это все будет „правдой“, и отношение человека к человеку, любовь и, конечно, самый, самый „мир“» (ЦГАЛИ). Это к Калинину приходит Мануйло за правдой о Корабельной чаще. И «тайна», которую он открывает Мануйле, – это мир. В этом эпизоде полностью раскрывается символический образ Корабельной чащи, которая, по словам К. А. Федина, в произведении Пришвина «есть не что иное, как человеческая мечта, без которой нельзя построить новой жизни… Разговор его (Мануйлы. – В. Ч.) с М. И. Калининым, к которому он явился ходоком с защитой „своего путика“, в этом смысле верен, как верно и то, что Калинин решительно восстал против вырубки „корабельной рощи“, за ее сохранение, за сохранение мечты» (Конст. Федин. Писатель, искусство, время, с. 190 и 191). Мир – это и определение «правды истинной» для Василия Веселкина, который уясняет суть пророчества В. Г. Белинского об исторической миссии русского народа. Заключается она в том, что русский народ несет мир народам всей земли.

    «Корабельная чаща» была впервые опубликована в № 5 и б журнала «Новый мир» в 1954 году. С согласия автора, в журнальный вариант повести редакцией были внесены некоторые изменения. В редакционном предисловии к «Корабельной чаще», в частности, говорилось: «„Корабельная чаща“ – последнее произведение недавно скончавшегося замечательного мастера русской прозы Михаила Михайловича Пришвина. Творчество М. М. Пришвина навсегда вошло в сокровищницу советской литературы. Изумительное богатство русской речи, глубокое знание и тонкое поэтическое чувство родной природы, освященное любовью к человеку-труженику, неустанное стремление к большой человеческой правде – все эти черты долголетнего творчества художника-патриота всегда были и будут дороги нашему читателю <…>. „Корабельная чаща“ пронизана тем же светлым, поэтическим мироощущением, которым пленяют нас все его творения».

    Повесть-сказка «Корабельная чаща» печатается по изданию: М. М. Пришвин. Избранные произведения в двух томах, т. 2. М., «Художественная литература», 1972.

    В настоящем издании текст повести вновь сверен с авторской машинописью (ЦГАЛИ).

    …и один король Франции назывался даже «Король Солнце»… – Речь идет о Людовике XIV (1638–1715), французском короле с 1643 г., которому приписывается изречение: «Государство – это я».

    …учителя Ивана Ивановича Фокина… – В «Корабельной чаще» под собственным именем выведен строитель и директор школы в деревне Новоселки (Ярославская область) И. И. Фокин (ум. в 1948 г.). Его памяти посвящен рассказ Пришвина «Хороший человек» (см. наст, изд., т. 5, с. 319–323).

    Передавали рассказ Чехова… – Имеется в виду рассказ А. П. Чехова «Хирургия» (1884).

    …убил… волка, прозванного Серым помещиком. – См. паст, изд., т. 5, с. 251.

    …прочитал… знаменитые слова о том, что мы – русские – призваны сказать всему миру новое слово, подать новую мысль. – Из статьи В. Г. Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846 года». У Белинского: «Да, в нас есть национальная жизнь, мы призваны сказать миру свое слово, свою мысль; но какое это слово, какая мысль – об этом пока еще рано нам хлопотать» (В. Г. Белинский. Поли. собр. соч., т. X. М., Изд-во АН СССР, 1956, с. 21).

    Главные герои повести-сказки М.Пришвина «Корабельная чаща» — таежный житель Василий Веселкин и охотник по имени Мануйло. С самого детства Вася Веселкин пытался разобраться, что такое правда. Лесник Антипыч говорил ему, что правда существует одна на всех, истинная правда. Еще Антипыч говорил, что у правды нет слов, что она вся в делах. Старый лесник любил повторять, что не следует гоняться за счастьем поодиночке, а следует всем дружно гоняться за правдой.

    Однажды Антипыч вместе с Васей выбирал сосну, которая подошла бы для изготовления фанеры. В той местности, где они жили, осталась только одна такая сосна. Она была высокой, ствол ее был ровным, без единого сучка, а обхватить эту сосну могли разом только несколько человек.

    Антипыч с сожалением отметил, что это последняя такая сосна в здешних местах. Но потом он рассказал Васе, что на севере, в области Коми, в немерянных лесах есть заповедная Корабельная чаша, в которой подобные сосны стоят так плотно, что умершее дерево не может упасть на землю. Местные жители берегут эту чащу от посторонних глаз и считают это место святыней.

    Прошло много лет. Старый лесник умер, а его место занял Василий Веселкин. Он женился, и у него теперь подрастали дочь Настя и сын Митраша. Когда началась Великая Отечественная война, Василий Веселкин ушел на фронт. Там он получил тяжелое ранение в правую руку и попал в госпиталь. Врачи хотели ампутировать руку, но Василий сумел уговорить их не делать этого.

    В госпитале Василий познакомился с лесным охотником по имени Мануйло. Охотник был родом с берегов реки Пинеги. Мануйло рассказал Веселкину о том, что его не хотят принимать в колхоз вместе со своими охотничьими угодьями. Василий посоветовал ему ехать в Москву, к Калинину. Мануйло решил последовать его совету.

    От лесного охотника Василий снова услышал и о необыкновенной Корабельной чаще. Веселкин решил, что такое количество качественного леса может послужить на пользу государству и после выписки из госпиталя отправился на поиски этого заповедного места, заручившись поддержкой властей. Перед этим он отправил письмо своей семье, о жизни которой ничего не знал.

    А дома случилась беда. Жена Василия Веселкина получила известие, что ее муж погиб, и умерла от горя. Дети, Митраша и Настя, остались сиротами. Получив письмо отца, они решили отправиться на его поиски и поехали на поезде в Вологду, откуда можно было добраться до Пинеги.

    В Вологде им посчастливилось встретиться с Мануйло, который уже побывал в Москве, у Калинина и направлялся в родные места. Так получилось, что Мануйло не понял, что Митраша и Настя – дети его товарища по госпиталю Веселкина. Но все равно он взял их с собой, решив помочь сиротам найти отца.

    Они отправились в путь на плотах. Во время этого путешествия, которое проходило ранней весной, Мануйле пришлось расстаться с детьми из-за срочной работы по сплаву леса. Их пути разошлись. Митраша и Настя решили продолжать свои поиски самостоятельно, в этом им помогали все, кто попадался по пути.

    Тем временем Василий Веселкин успешно добрался до Корабельной чащи. Обладая напористым характером и стремясь добиться торжества истинной правды, он уговорил местных жителей подписать бумаги с согласием на вырубку заповедного леса.

    Но Василий не знал, что война скоро закончится и уже нет такой острой необходимости рубить Корабельную чащу для нужд фронта. Однако о скором окончании войны знал Мануйло. Во время встречи с Калинным он рассказал о намерении Веселкина срубить заповедный лес для пользы государства. Калинин эту идею не поддержал и сказал, что заповедные леса надо охранять. Он дал Мануйле документы, подтверждающие необходимость сохранения Корабельной чащи и попросил догнать Веселкина, чтобы остановить уничтожение заповедника.

    Из-за проблем со сплавом леса Мануйло был вынужден задержаться и чуть не опоздал к началу вырубки. Но он успел вовремя, да еще по пути догнал Митрашу и Настю. Вскоре состоялась встреча всех главных героев в Корабельной чаще. Василий Веселкин встретился со своими детьми, подготовку к вырубке леса остановили, и Корабельная чаща осталась невредимой.

    Таково краткое содержание повести-сказки.

    Главная мысль повести-сказки Пришвина «Корабельная чаща» состоит в том, что истинная правда там, где откуда идёт наибольшая польза всем людям. Василий Веселкин был прав по своему, когда убеждал людей отдать Корабельную чащу для нужд фронта. Но он не знал, что война заканчивается, и что для предстоящего мирного времени сохранение заповедного леса является более важной государственной задачей. Спасти лес удалось благодаря охотнику Мануйле, который сумел побывать на приеме у одного из первых лиц государства и заручился его поддержкой.

    Повесть-сказка «Корабельная чаща» учит быть настойчивым в достижении поставленной цели. Митраша и Настя, оставшись без матери, решили найти отца, который затерялся в глухой тайге. На их долю выпало много испытаний, но дети сумели добиться поставленной цели и нашли отца.

    В повести-сказке мне понравились главные герои: Василий Веселкин, его дети, Настя и Митраша, охотник Мануйло. Они искренне любят природу и бережно относятся к ней, понимая, что лес является для них родным домом. Взрослые искренне переживают за результаты дела.

    Какие пословицы подходят к повести-сказке Пришвина «Корабельная чаща»?

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.
    Под лежачий камень вода не течет.
    Не гоняйтесь за счастьем поодиночке, а гоняйтесь дружно за правдой.

    Михаил Михайлович Пришвин

    Глаза земли. Корабельная чаща

    Глаза земли

    (Вместо предисловия)

    Из клочков моих признаний в дневнике в конце концов должна выйти книга «Дорога к другу» (дневник писателя).

    Весь путь мой был из одиночества в люди.

    Мелькает мысль, чтобы бросить все лишнее, машину, ружья, собак, фотографию и заниматься только тем, чтобы свести концы с концами, т. е. написать книгу о себе со своими всеми дневниками.

    О себе я говорю не для себя: я по себе других людей узнаю и природу, и если ставлю «я», то это не есть мое «я» бытовое, а «я» производственное, не менее рознящееся от моего индивидуального «я», чем если бы я сказал «мы».

    Мое «я» в дневнике должно быть таким же, как и в художественном произведении, т. е. глядеться в зеркало вечности, выступать всегда победителем текущего времени.

    Что же касается нескромных выходок с интимной жизнью, то разобраться в том, что именно на свет и что в стол, можно только со стороны. И еще есть особая смелость художника не слушаться этого голоса со стороны. Примером возьму Ж-Ж. Руссо: если бы он слушался этого голоса, у нас бы не было «Исповеди».

    Таких примеров могу дать бесчисленное множество.

    Дорога к другу

    Ищем, где бы нам свить гнездо.

    В Поречье

    Вчера с утра зима рванулась было с морозом и ветром, нарушила было спокойное чередование одинаковых мягких дней. Но среди дня явилось богатое солнце, и все укротилось.

    Вечером опять воздух после мороза и солнце были, как летом на ледниках.

    Завтра отправляемся в Поречье, под Звенигородом- дом отдыха Академии наук.

    В 9 часов выехали из Москвы и в 11 приехали, хорошо, как и не мечтали. Тихий, теплый и крупный снег падал весь день.

    С утра на солнце деревья покрылись роскошным, инеем, и так продолжалось часа два, потом иней исчез, солнце закрылось, и день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и ароматными лунными сумерками под вечер.

    Денек просверкал

    Какой денек вчера просверкал! Как будто красавица пришла «ослепительной красоты». Мы притихли, умалились и, прищурив глаза, смотрели себе под ноги. Только в овраге в тени, деревьев осмелились поднять глаза на все белое в голубых тенях.

    Ночь была звездная, и день пришел пасмурный, и слава богу, а то со сверкающим мартовским днем не справишься, и не ты, а он делается твоим хозяином.

    Березам зябко

    Всю ночь бушевал ветер, и слышно было в доме, как вода капала. И утром не пришел, мороз: то солнце выглянет, то сомкнутся тучи и тряхнет крупой, как из мешка. И так быстро мчатся облака, и так зябко белым березкам, так они качаются!

    Тихий снег

    Говорят о тишине: «Тише воды, ниже травы». Но что может быть тише падающего снега! Вчера весь день падал снег, и как будто это он с небес принес тишину.

    Этот целомудренный снег в целомудренном мартовском свете младенческой пухлотой своей создавал такую обнимающую все живое и мертвое тишину. И всякий звук только усиливал ее: петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела всеми голосами, но тишина от всего этого росла.

    Какая тишина, какая благодать, как будто чувствуешь сам благодетельный рост своего понимания жизни, прикосновение к такой высоте, где не бывает ветров, не проходит тишина.

    Живая елка

    Сверху снег и снег, но от лучей солнца капельки невидимые проникли вниз к месту соприкосновения веточки со снегом. Это водица подмывает, снег с еловой лапки падает на другую. Капельки, падая с лапки на лапку, шевелят пальчиками, и вся елка от снега и капели, как живая, волнуясь, шевелится, сияет.

    Особенно хорошо смотреть сзади елки против солнца.

    Река под снегом

    Река до того бела, до того вся под снегом, что узнаешь берега только по кустикам. Но тропинка через реку вьется заметная, и потому только, что днем, когда под снегом хлюпало, проходил человек, в следы его набежала вода, застыла, и теперь это издали заметно, а идти колко и хрустко.

    Теплая поляна

    Как все затихает, когда удаляешься в лес, и вот наконец солнце на защищенной от ветра полянке посылает лучи, размягчая снег.

    А вокруг березки волосатые и каштановые, и, сквозь них новое чистое голубое небо, и по небу бирюзовому проносятся белые прозрачные облачка, одно за другим, будто кто-то курит, стараясь пускать дым колечками, и у него колечки все не удаются.

    Скворцы прилетели

    Утро ясное, как золотое стеклышко. Забереги все растут, и уже видно, что лед лежит на воде и незаметно для глаза поднимается.

    На деревьях в Дунине скворцы, прилетели и маленькие птички - чечетки, во множестве сидят и поют.

    Мы ищем, где бы нам свить гнездо - дачу купить, и так всерьез, так, кажется, вправду, и в то же время где-то думаешь тайно в себе: я всю жизнь ищу, где бы свить гнездо, каждую весну покупаю где-нибудь дом, а весна проходит, и птицы сядут на яйца, и сказка исчезает.

    Чем краше день, тем настойчивей вызывает и дразнит нас природа: день-то хорош, а ты какой! И все отзываются - кто как.

    Счастливей всех в этом художники.

    <…> Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана.

    Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнет и зеленеет.

    Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону.

    И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже, как стоячая вода.

    Случается, пролезет один какой-нибудь человек по глубокому снегу, и выйдет ему, что недаром трудился. По его следу пролезет другой с благодарностью, потом третий, четвертый, а там уже узнали о новой тропе, и так благодаря одному человеку на всю зиму определилась дорога зимняя.

    Но бывает, пролез человек один, и так останется этот след, никто не пройдет больше по нем, и метель-поземок так заметет его, что никакого следа не останется.

    Такая нам всем доля на земле: и одинаково, бывает, трудимся, а счастье разное.

    Восхищенный человек

    Зорька нежнее щечки младенца, и в тиши неслышно падает и тукает редко и мерно капля на балконе… Из глубины души встает и выходит восхищенный человек с приветствием пролетающей птичке: «Здравствуй, дорогая!» И она ему отвечает.

    Она всех приветствует, но понимает приветствие птички только человек восхищенный.

    Березовый сок

    Вечер теплый и тихий, но вальдшнепов не было. Заря была звукоемкая.

    Вот теперь больше не нужно резать березку, чтобы узнать, началось ли движение сока. Лягушки прыгают, значит, и сок есть в березе. Тонет нога в земле, как в снегу, - есть сок в березе. Зяблики поют, жаворонки и все певчие дрозды и скворцы - есть сок в березе.

    Мысли мои старые все разбежались, как лед на реке, - есть сок в березе.

    Счастливый хомут

    Сегодня должна совершиться покупка дома. Что-то вроде свадьбы Подколесина! И это вечное: везде и каждому в промежутке между решением и действием хочется убежать в сторону, прыгнуть в окно.

    Недоволен я собой: весь я в настроениях, нет смелости, прямоты, нет лукавства достаточного. Боже мой! как я жил, как я живу! Одно, одно только верно - это путь мой, тропинка моя извилистая, обманчивая, пропадающая…

    Около времени вечернего чая пришли девушки: предсельсовета и агроном. Они поставили печать к заготовленной нами бумаге, и двухмесячная борьба и колебания были закончены: развалины дачного дома стали нашим владением.