франц. danse de caractere, danse caracteristique
Одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В нач. 19 в. термин служил определением танца в характере, в образе. Использовался преим. в интермедиях, в которых действующими лицами были ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и др. Танцы строились на движениях, характеризующих данный персонаж, часто включались бытовые жесты; композиция была менее строгой, чем в классич. танце. В нач. 19 в. К. Блазис стал называть Х. т. любой нар. танец, поставленный в балетном спектакле. Это значение термина сохраняется и в 20 в. В России интерес к претворению на сцене танц. фольклора возрос в нач. 19 в. в связи с событиями Отечеств. войны 1812. В дивертисментах И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. К. Лобанова рус. танец становился ведущим. Процесс превращения нар. танца в характерный активизировался в период расцвета романтич. балета в спектаклях Ф. Тальони, Ж. Перро, Ш. Дидло, где эстетика романтизма обусловливала нац. колорит, а Х. т. либо воссоздавал быт, противопоставленный ирреальному миру сильфид и наяд, либо романтизировался. В балете этого периода гл. выразит. средством исполнителей Х. т. становится гротеск. Нац. характер, нац. образ Х. т. в классич. балетах оставался подлинным, достоверным. Образцы Х. т., созданные М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, сохраняли настроение и колорит, необходимый для развития сюжета спектакля. Балетмейстеры и танцовщики школы классического танца строили Х. т. на основе этой школы. В кон. 19 в. создан экзерсис Х. т. (позднее утверждён как уч. дисциплина), где разл. движения нар. танца исполнялись в строгих рамках школы классического танца. Это позволило при постановке Х. т. использовать законы хореографич. симфонизма - создание определённых пластич. тем, контрапункта и др.
Этапом для развития Х. т. стало творчество М. М. Фокина, создавшего на основе этого выразит. средства спектакли и сумевшего утвердить в них принципы симфонизма ("Половецкие пляски"; "Арагонская хота" на муз. Глинки). В "Половецких плясках", опираясь на музыку А. П. Бородина и следуя законам хореографич. композиции, Фокин создал в танце образ народа, давно исчезнувшего с лица земли, чей пластич. фольклор не сохранился. Танц. фольклор изучал и Ф. В. Лопухов. Он ввёл в балетный обиход новые движения, комбинации, нац. танц. образы, особенно в балетах "Ледяная дева", "Коппелия"; "Светлый ручей" Шостаковича: Поиски Фокина продолжили К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, В. М. Чабукиани.
В балетном искусстве 1930-60-х гг. появилось много спектаклей на нац. темы, где каждый эпизод, решённый средствами классич. танца, был пронизан нац. колоритом и перемежался с Х. т. ("Сердце гор"; "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, "Весенняя сказка" Асафьева по муз. материалам П. И. Чайковского, "Шурале", "Каменный цветок" и др.). Классический танец обогащался благодаря Х. т., усвоив некоторые из его выразит. средств. Одновременно понятие "Х. т." расширялось, включив в себя первоначальное значение - танец в образе. В балете 70-х гг. Х. т. может быть эпизодом, может стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля, являясь часто двигателем сюжета.
Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981
Характерный танец, одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. Первоначально термин «Х. т.» служил определением танца в характере, в образе (в интермедиях, танцах ремесленников, крестьян, разбойников). Позднее балетмейстер К. Блазис стал называть Х. т. все народные танцы, вводившиеся в балетный спектакль. Это значение термина сохраняется и в 20 в. Хореографы и танцовщики классической школы танца строили Х. т. на основе этой школы, используя профессиональную технику. В конце 19 в. был создан экзерсис Х. т. (позднее утвержден как учебная дисциплина хореографических училищ).
В современном балетном спектакле Х. т. может быть эпизодом, стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля.
Лит.: Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л. - М., 1939; Добровольская Г. Н., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975.
Г. Н. Добровольская.
Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978
Читайте также в БСЭ:
Характерология
Характерология (от характер и... логия), 1) в психологии - учение о характере. Термин введён немецким философом Ю. Банзеном («Очерки по характерологии», 1867). Как особая область психо...
Характрон
Характрон [от греч. charakter - изображение, начертание и (электрон, электроннолучевой прибор, используемый в устройствах отображения информации, для воспроизведения букв, цифр, топограф...
- ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ
ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ - вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой
Большой энциклопедический словарь - Характерный танец
создания целого спектакля.
Лит.: Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л
М., 1939; Добровольская Г. Н., Танец . Пантомима. Балет, Л., 1975.
Г. Н. Добровольская. - танец
Вдохновенный (Полонский).
Словарь литературных эпитетов
Дикий (Городецкий).
Необузданный (Серафимович).
Радостный (Серафимович).
Размеренно-радостный (Брюсов). - танец
Заимствование из немецкого, где находим Tanz – "танец ".
Этимологический словарь Крылова - танец
Беззаботный, безыскусственный, бесстрастный, бодрый, бойкий, бравый, буйный, быстрый, вдохновенный, великолепный, веселый, выразительный, вялый, головокружительный, горячий, грациозный, грубый, дивный, дикий, жизнерадостный, задорный, задушевный...
Словарь эпитетов русского языка - Танец
и комедия. Наиболее характерны для истории Т.: 1) круговращательные Т. австралийских дикарей
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - танец
см.:
Толковый словарь русского арго
Бросать тело в танец - танец
Пляска, вертеж
Словарь синонимов Абрамова
Пуститься в пляс, вприсядку - танец
орф.
Орфографический словарь Лопатина
танец , танца, тв. танцем, р. мн. танцев - Танец
(нем. тanz) – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца.
Словарь по культурологии - танец
Бальные танцы. Украинский танец . Уроки танцев.
Малый академический словарь
□
Матросы делали круг и в такт быстрому танцу били
в ладоши, а двое выступили в середку. Танец изображал жизнь матроса во время плавания. Куприн - танец
танец
Толковый словарь Ефремовой
I м.
1. Вид искусства, художественный образ в котором создается средствами пластических - танец Морфемно-орфографический словарь
- Танец
и кордебалета и др.).
Большая советская энциклопедия
В балетных спектаклях выработалась особая танцевальная форма - Характерный танец
сложились танцевальные традиции. На основе народного Т. начал создаваться Сценический танец
различные танцевальные системы: европейский Классический танец - основная система современного Балета
и Африки. Народные танцы явились также прообразом бального танца (См. Бальный танец ). Т
взаимодействия и взаимообогащения Т. «модерн» и классического. Получает развитие и Эстрадный танец - Танец
танцор и певец было одно и то же лицо и танец обыкновенно сопровождался игрой на цитре, а также
Словарь классических древностей
Гимнастический танец назывался βίβασις и состоял в том, что мальчики и девочки подпрыгивали вверх и били - танец
3 баллябиль 1 белый танец 1 бергамаска 1 блюз 3 болеро 2 боссанова 2 бостон 6 брандль 1 бранкль 1
- Танец
н. классич. Т. и характерный Т. (франц. danse de caractиre или danse caractйristique - танец
Музыкальная энциклопедия
классического танца, Л., 1934, 1963; Ивановский Н. П., Бальный танец XVI- XIX вв., Л.-М., 1948; Ткаченко Т
С., Народный танец , М., 1954; Васильева-Рождественская М., Историко-бытовой танец , М., 1963
Добровольская Г., Танец . Пантомима. Балет, Л., 1975; Королева Э. A., Ранние формы танца, Киш., 1977; Sachs
пер. - Гарги Б., Театр и танец Индии, М., 1963); Sheets M., The phenomenology of dance, Madison - танец
та́нец. Через польск. tаniес, род. п. -ńса из ср.-в.-н. tanz "танец " с введением суф. -ец в плане
Этимологический словарь Макса Фасмера - танец
ТАНЕЦ -нца; м. [нем. Tanz]
Толковый словарь Кузнецова
1. только ед. Вид искусства, в котором художественный образ создаётся - танец
ТАНЕЦ , нца, м.
Толковый словарь Ожегова
1. Искусство пластических и ритмических движений тела. Теория танца. Мастерство - танец
музыку. Классический, характерный танец . | Бальные танцы. | Индийский, английский танец . Старинный
Толковый словарь Дмитриева
сущ., м., употр. часто
(нет) чего? танца, чему? танцу, (вижу) что? танец , чем? танцем, о чём
танца. | Урок танцев. Учитель танцев. | Движения и танец были первым средством коммуникации, которыми
овладел человек.
2. Ритуальный, обрядовый танец - это пластические элементы языческого обряда
охотой, рыбалкой, землепашеством и т. п.). Боевой танец . | К самым древним следует отнести охотничьи - танец
ТАНЕЦ
Словарь спортивных терминов
I.
1. Искусство пластических и ритмических движений тела.
2. Ряд таких движений, исполняемых
Танец , состоящий из дуг и разнообразных шагов, имеющих определенную длительность и объединенных
показательный Т. Танец , исполняемый фигуристами в показательных выступлениях, без всяких ограничений
Танец состоит из неповторяющихся комбинаций новых или известных танцевальных движений, объединенных
в программу, в которой танцоры выражают свои собственные замыслы. Произвольный танец выполняется - танец
Танец , танцы, танца, танцев, танцу, танцам, танец , танцы, танцем, танцами, танце, танцах
Грамматический словарь Зализняка - танец
танцы. Характерные танцы. Уроки танцев. Школа танцев.
Толковый словарь Ушакова
3. Музыкальное произведение в ритме и стиле - танеций
сущ., кол-во синонимов: 1 растение 4422
Словарь синонимов русского языка - танец
См. танцевать
Толковый словарь Даля - танец
Заимств. в XVIII в. из польск. яз., где taniec < ср.-в.-нем. tanz «танец ».
Этимологический словарь Шанского - танец
танцевать).
Этимологический словарь Семёнова
Французское – danser (танцевать).
Немецкое – tanzen (танцевать), Tanz (танец ).
Польское – tanc
танец ).
В русском языке слово начало употребляться с XVII в. Оно было заимствовано
и -ей. Постепенно «танец » выделилось как литературная форма, «танок» осталось диалектным словом.
В современном
русском языке слово «танец » означает «пластические и ритмические движения».
Производные: танцевать, танцевальный, танцор, танцовщица. - характерность
характерность ж.
Толковый словарь Ефремовой
Отвлеч. сущ. по прил. характерный I 2. - характерно
нареч, кол-во синонимов: 14 классически 26 классично 6 колоритно 14 непременно 40 показательно 9 присуще 8 присущно 5 репрезентативно 3 своеобразно 31 свойственно 10 специфически 7 специфично 5 типично 10 характеристически 1
Словарь синонимов русского языка - не характерный
прил., кол-во синонимов: 2 несвойственный 4 чуждый 24
Словарь синонимов русского языка - характерный
прил., употр. сравн. часто
Толковый словарь Дмитриева
характерен, характерна , характерно , характерны ; характернее
1
Характерным называется то, что является типичным, свойственным кому-либо, чему-либо. Характерная особенность
романа. | Характерный признак ландшафта. | Примеры текстов писем, характерных для современного
делового письма.
2. Характерной внешностью человека называют внешний облик человека, который имеет ярко
выраженные, своеобразные черты. Характерный облик. | Характерное лицо.
3. Характерным симптомом - характерность
I.
Словарь галлицизмов русского языка
ХАРАКТЕРНОСТЬ I и, ж. Свойство характерного . БАС-1. Балетные композиторы очень мало нового
показывают в танцах. До сих пор мало характерности . Гоголь Петерб. зап. 1836 г. <�Америка> невзирая
на частную характерность , не получившей общего характера. Гоголь неизд. 99. А у типиста-художника
он <�персонаж> говорит характерностями сплошь, по записанному, - и выходит неправда. Дост. Дн
писат. // З0-21 88. Блеснув не столь давно непривычной характерностью в роли Москалевой - характерный
см. >> отличительный
Словарь синонимов Абрамова - характерный
ХАР’АКТЕРНЫЙ, характерная , характерное ; характерен, характерна , характерно .
Толковый словарь Ушакова
1. (характерный
Обладающий резко выраженными, очень заметными особенностями, чертами. Характерная фигура. Характерная
одежда.
2. (характерный ). Ясно выражающий характер чего-нибудь, отличающий от других, свойственный
исключительно данному лицу, явлению. Характерное для южан произношение. Характерная улыбка. Этот факт
очень характерен для него. Характерные черты северной природы. Это для него очень характерно - характерное
характерное ср.
Толковый словарь Ефремовой
То, что ясно выражает характер чего-либо, отличает от других, свойственно исключительно определённому лицу или предмету. - характерный
См. характер
Толковый словарь Даля - характерный
1.
Толковый словарь Ожегова
ХАРАКТЕРНЫЙ , ая, ое; рен, рна.
1. Упрямый, любящий делать по-своему, с тяжёлым, своенравным
характером (прост.). Х. мужчина.
2. характерная роль то же, что характерная роль.
2.
ХАРАКТЕРНЫЙ , ая, ое
рен, рна.
1. С резко выраженными особенностями, чертами. Х. костюм. Характерное лицо.
2
Свойственный кому-чему-н., специфический. Х. для севера климат. Эта черта для него характерна .
3. полн. ф
Свойственный определённому народу, эпохе, общественной среде. Характерные танцы. Характерные роли - характерный
о - ч е г о ( н е к о м у - ч е м у ). Эта черта для него характерна . Характерный для севера климат
Управление в русском языке
так характерна для русской женщины (Павленко). Сочетания звуковых впечатлений со зрительными вообще характерны для репинского восприятия вещей (К.Чуковский). - характерный
характерный
Орфографический словарь. Одно Н или два?
кр. ф. -рен, -рна, -рно - характерно
нареч. к характерный (в 1 знач.).
Малый академический словарь
В речи его характерно выделялась буква „о“, как у многих волжан. Телешов, Записки писателя.
- танец
Танец , скокі, школа танцев - школа танцаў
Русско-белорусский словарь - Танец Русско-турецкий словарь
- танец
м.
Русско-испанский словарь
1) baile m, danza f
пойти на танцы - ir al baile - танец
Oyun
Русско-крымскотатарский словарь
пригласить на танец - oyunğa davet etmek - танец
Та́нец
Русско-суахили словарь
dansi (-; ma-), mchezo (mi-), ngoma (-);
та́нец сме́рти - ulele-ngoma ед.;
та́нцы, свя́занные с инициа́цией - unyago eд.;
группово́й та́нец - tambi (-) - танец Русско-арабский словарь
- танец Русско-эстонский словарь
- танец
1. taniec;
Русско-польский словарь
2. tańce, zabawa taneczna; - танец
Танец
Белорусско-русский словарь - танец
Tanec
Русско-чешский словарь
tančení - танец
1) (вид искусства) ballo м., danza ж.
Русско-итальянский словарь
бальные танцы - balli lisci
пригласить на танец - invitare a - танец
Бүжиг, бүжиглэх, харайх, цовхрох
Русско-монгольский словарь - танец Русско-венгерский словарь
- танец
м.
Большой русско-испанский словарь
1) baile m, danza f
народные танцы - danzas populares
бальные танцы - bailes serios de salón
учитель танцев - maestro de baile
вечер танцев, вечер с танцами - baile m (velada)
танцы на льду - baile sobre hielo
2) мн. танцы (танцевальный вечер) baile m
пойти на танцы - ir al baile - танец
м
Русско-португальский словарь
dança f
- вечер танцев - танець
рухами людського
Украинско-русский словарь
тіла
2. виконання таких рухів
3. музичний твір у ритмі, стилі й темпі музики до таких рухів
танец - танец
Танец
Русско-ивритский словарь
רִיקוּד ז"; מָחוֹל ז" [ר" מְחוֹלוֹת] - Танец Русско-нидерландский словарь
- танец Русско-шведский словарь
- танец
Муж. 1) dance шотландский танец - strathspey учитель танцев уроки танцев вечер с танцами танцы
- танец
пластических и ритмических движений
Русско-украинский словарь
танець
¤ школа танцев -- школа танців
¤ искусство танца -- мистецтво танцю - танец Русско-французский словарь
- танец
М (мн. танцы) rəqs, oyun.
Русско-азербайджанский словарь - танец
м.
Русско-немецкий словарь
1) Tanz m
исполнить танец - einen Tanz vorführen
2)
спортивные танцы на льду - Eistanz m - танец
m
Русско-финский словарь
tanssi
пригласить на танец - pyytää tanssiin
вечер танцев - tanssiaiset
танцы на льду - jäätanssit - характерный только для
Problems unique to such systems arise ...
Русско-английский научно-технический словарь - характерный Русско-литовский словарь
- характерный
Характе́рный
Русско-суахили словарь
maalum[u], hasa, -a kupambanua, -a peke yake, -a mtindo;
характе́рная черта́ - alama (-) - характерный
1. iseloomulik
Русско-эстонский словарь
2. kangekaelne
3. karakter-
4. karakteristlik
5. põikpäine
6. tahtejõuline
7. tunnuslik
8. väänik - характерному Русско-чешский словарь
- характерным Русско-чешский словарь
- характерно
1. кратк. форма прил. от характерный 2. предик. it is typical, it is characteristic характерно
Полный русско-английский словарь
что - it is significant that для него характерно - it is typical of him характерн |о - в знач. сказ
ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ (франц. danse de caractere , danse caracteristique ), одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В нач. 19 в. термин служил определением танца в характере, в образе. Использовался преим. в интермедиях, в которых действующими лицами были ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и др. Танцы строились на движениях, характеризующих данный персонаж, часто включались бытовые жесты; композиция была менее строгой, чем в классич. танце. В нач. 19 в. К. Блазис стал называть Х. т. любой нар. танец, поставленный в балетном спектакле. Это значение термина сохраняется и в 20 в. В России интерес к претворению на сцене танц. фольклора возрос в нач. 19 в. в связи с событиями Отечеств. войны 1812. В дивертисментах И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. К. Лобанова рус. танец становился ведущим. Процесс превращения нар. танца в характерный активизировался в период расцвета романтич. балета в спектаклях Ф. Тальони, Ж. Перро, Ш. Дидло, где эстетика романтизма обусловливала нац. колорит, а Х. т. либо воссоздавал быт, противопоставленный ирреальному миру сильфид и наяд, либо романтизировался. В балете этого периода гл. выразит. средством исполнителей Х. т. становится гротеск. Нац. характер, нац. образ Х. т. в классич. балетах оставался подлинным, достоверным. Образцы Х. т., созданные М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, сохраняли настроение и колорит, необходимый для развития сюжета спектакля. Балетмейстеры и танцовщики школы классического танца строили Х. т. на основе этой школы. В кон. 19 в. создан экзерсис Х. т. (позднее утверждён как уч. дисциплина), где разл. движения нар. танца исполнялись в строгих рамках школы классического танца. Это позволило при постановке Х. т. использовать законы хореографич. симфонизма - создание определённых пластич. тем, контрапункта и др.
Этапом для развития Х. т. стало творчество М. М. Фокина, создавшего на основе этого выразит. средства спектакли и сумевшего утвердить в них принципы симфонизма ("Половецкие пляски"; "Арагонская хота" на муз. Глинки). В "Половецких плясках", опираясь на музыку А. П. Бородина и следуя законам хореографич. композиции, Фокин создал в танце образ народа, давно исчезнувшего с лица земли, чей пластич. фольклор не сохранился. Танц. фольклор изучал и Ф. В. Лопухов. Он ввёл в балетный обиход новые движения, комбинации, нац. танц. образы, особенно в балетах "Ледяная дева", "Коппелия"; "Светлый ручей" Шостаковича: Поиски Фокина продолжили К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, В. М. Чабукиани.
В балетном искусстве 1930-60-х гг. появилось много спектаклей на нац. темы, где каждый эпизод, решённый средствами классич. танца, был пронизан нац. колоритом и перемежался с Х. т. ("Сердце гор"; "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, "Весенняя сказка" Асафьева по муз. материалам П. И. Чайковского, "Шурале", "Каменный цветок" и др.). Классический танец обогащался благодаря Х. т., усвоив некоторые из его выразит. средств. Одновременно понятие "Х. т." расширялось, включив в себя первоначальное значение - танец в образе. В балете 70-х гг. Х. т. может быть эпизодом, может стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля, являясь часто двигателем сюжета.