Что такое балет характерный танец. Что значит "характерный танец". Н. Китаев Болгарская прорицательница Ванга как характерный пример несостоятельности «криминалистических экстрасенсов»

франц. danse de caractere, danse caracteristique

Одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В нач. 19 в. термин служил определением танца в характере, в образе. Использовался преим. в интермедиях, в которых действующими лицами были ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и др. Танцы строились на движениях, характеризующих данный персонаж, часто включались бытовые жесты; композиция была менее строгой, чем в классич. танце. В нач. 19 в. К. Блазис стал называть Х. т. любой нар. танец, поставленный в балетном спектакле. Это значение термина сохраняется и в 20 в. В России интерес к претворению на сцене танц. фольклора возрос в нач. 19 в. в связи с событиями Отечеств. войны 1812. В дивертисментах И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. К. Лобанова рус. танец становился ведущим. Процесс превращения нар. танца в характерный активизировался в период расцвета романтич. балета в спектаклях Ф. Тальони, Ж. Перро, Ш. Дидло, где эстетика романтизма обусловливала нац. колорит, а Х. т. либо воссоздавал быт, противопоставленный ирреальному миру сильфид и наяд, либо романтизировался. В балете этого периода гл. выразит. средством исполнителей Х. т. становится гротеск. Нац. характер, нац. образ Х. т. в классич. балетах оставался подлинным, достоверным. Образцы Х. т., созданные М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, сохраняли настроение и колорит, необходимый для развития сюжета спектакля. Балетмейстеры и танцовщики школы классического танца строили Х. т. на основе этой школы. В кон. 19 в. создан экзерсис Х. т. (позднее утверждён как уч. дисциплина), где разл. движения нар. танца исполнялись в строгих рамках школы классического танца. Это позволило при постановке Х. т. использовать законы хореографич. симфонизма - создание определённых пластич. тем, контрапункта и др.

Этапом для развития Х. т. стало творчество М. М. Фокина, создавшего на основе этого выразит. средства спектакли и сумевшего утвердить в них принципы симфонизма ("Половецкие пляски"; "Арагонская хота" на муз. Глинки). В "Половецких плясках", опираясь на музыку А. П. Бородина и следуя законам хореографич. композиции, Фокин создал в танце образ народа, давно исчезнувшего с лица земли, чей пластич. фольклор не сохранился. Танц. фольклор изучал и Ф. В. Лопухов. Он ввёл в балетный обиход новые движения, комбинации, нац. танц. образы, особенно в балетах "Ледяная дева", "Коппелия"; "Светлый ручей" Шостаковича: Поиски Фокина продолжили К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, В. М. Чабукиани.

В балетном искусстве 1930-60-х гг. появилось много спектаклей на нац. темы, где каждый эпизод, решённый средствами классич. танца, был пронизан нац. колоритом и перемежался с Х. т. ("Сердце гор"; "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, "Весенняя сказка" Асафьева по муз. материалам П. И. Чайковского, "Шурале", "Каменный цветок" и др.). Классический танец обогащался благодаря Х. т., усвоив некоторые из его выразит. средств. Одновременно понятие "Х. т." расширялось, включив в себя первоначальное значение - танец в образе. В балете 70-х гг. Х. т. может быть эпизодом, может стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля, являясь часто двигателем сюжета.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

Характерный танец, одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. Первоначально термин «Х. т.» служил определением танца в характере, в образе (в интермедиях, танцах ремесленников, крестьян, разбойников). Позднее балетмейстер К. Блазис стал называть Х. т. все народные танцы, вводившиеся в балетный спектакль. Это значение термина сохраняется и в 20 в. Хореографы и танцовщики классической школы танца строили Х. т. на основе этой школы, используя профессиональную технику. В конце 19 в. был создан экзерсис Х. т. (позднее утвержден как учебная дисциплина хореографических училищ).

В современном балетном спектакле Х. т. может быть эпизодом, стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля.

Лит.: Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л. - М., 1939; Добровольская Г. Н., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975.

Г. Н. Добровольская.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Читайте также в БСЭ:

Характерология
Характерология (от характер и... логия), 1) в психологии - учение о характере. Термин введён немецким философом Ю. Банзеном («Очерки по характерологии», 1867). Как особая область психо...

Характрон
Характрон [от греч. charakter - изображение, начертание и (электрон, электроннолучевой прибор, используемый в устройствах отображения информации, для воспроизведения букв, цифр, топограф...

  1. ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

    ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ - вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой

    Большой энциклопедический словарь
  2. Характерный танец

    создания целого спектакля.
    Лит.: Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л
    М., 1939; Добровольская Г. Н., Танец . Пантомима. Балет, Л., 1975.
    Г. Н. Добровольская.

  3. танец

    Вдохновенный (Полонский).
    Дикий (Городецкий).
    Необузданный (Серафимович).
    Радостный (Серафимович).
    Размеренно-радостный (Брюсов).

    Словарь литературных эпитетов
  4. танец

    Заимствование из немецкого, где находим Tanz – "танец ".

    Этимологический словарь Крылова
  5. танец

    Беззаботный, безыскусственный, бесстрастный, бодрый, бойкий, бравый, буйный, быстрый, вдохновенный, великолепный, веселый, выразительный, вялый, головокружительный, горячий, грациозный, грубый, дивный, дикий, жизнерадостный, задорный, задушевный...

    Словарь эпитетов русского языка
  6. Танец

    и комедия. Наиболее характерны для истории Т.: 1) круговращательные Т. австралийских дикарей

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. танец

    см.:
    Бросать тело в танец

    Толковый словарь русского арго
  8. танец

    Пляска, вертеж
    Пуститься в пляс, вприсядку

    Словарь синонимов Абрамова
  9. танец

    орф.
    танец , танца, тв. танцем, р. мн. танцев

    Орфографический словарь Лопатина
  10. Танец

    (нем. тanz) – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца.

    Словарь по культурологии
  11. танец

    Бальные танцы. Украинский танец . Уроки танцев.

    Матросы делали круг и в такт быстрому танцу били
    в ладоши, а двое выступили в середку. Танец изображал жизнь матроса во время плавания. Куприн

    Малый академический словарь
  12. танец

    танец
    I м.
    1. Вид искусства, художественный образ в котором создается средствами пластических

    Толковый словарь Ефремовой
  13. танец Морфемно-орфографический словарь
  14. Танец

    и кордебалета и др.).
    В балетных спектаклях выработалась особая танцевальная форма - Характерный танец
    сложились танцевальные традиции. На основе народного Т. начал создаваться Сценический танец
    различные танцевальные системы: европейский Классический танец - основная система современного Балета
    и Африки. Народные танцы явились также прообразом бального танца (См. Бальный танец ). Т
    взаимодействия и взаимообогащения Т. «модерн» и классического. Получает развитие и Эстрадный танец

    Большая советская энциклопедия
  15. Танец

    танцор и певец было одно и то же лицо и танец обыкновенно сопровождался игрой на цитре, а также
    Гимнастический танец назывался βίβασις и состоял в том, что мальчики и девочки подпрыгивали вверх и били

    Словарь классических древностей
  16. танец

    3 баллябиль 1 белый танец 1 бергамаска 1 блюз 3 болеро 2 боссанова 2 бостон 6 брандль 1 бранкль 1

  17. Танец

    н. классич. Т. и характерный Т. (франц. danse de caractиre или danse caractйristique - танец
    классического танца, Л., 1934, 1963; Ивановский Н. П., Бальный танец XVI- XIX вв., Л.-М., 1948; Ткаченко Т
    С., Народный танец , М., 1954; Васильева-Рождественская М., Историко-бытовой танец , М., 1963
    Добровольская Г., Танец . Пантомима. Балет, Л., 1975; Королева Э. A., Ранние формы танца, Киш., 1977; Sachs
    пер. - Гарги Б., Театр и танец Индии, М., 1963); Sheets M., The phenomenology of dance, Madison

    Музыкальная энциклопедия
  18. танец

    та́нец. Через польск. tаniес, род. п. -ńса из ср.-в.-н. tanz "танец " с введением суф. -ец в плане

    Этимологический словарь Макса Фасмера
  19. танец

    ТАНЕЦ -нца; м. [нем. Tanz]
    1. только ед. Вид искусства, в котором художественный образ создаётся

    Толковый словарь Кузнецова
  20. танец

    ТАНЕЦ , нца, м.
    1. Искусство пластических и ритмических движений тела. Теория танца. Мастерство

    Толковый словарь Ожегова
  21. танец

    музыку. Классический, характерный танец . | Бальные танцы. | Индийский, английский танец . Старинный
    сущ., м., употр. часто
    (нет) чего? танца, чему? танцу, (вижу) что? танец , чем? танцем, о чём
    танца. | Урок танцев. Учитель танцев. | Движения и танец были первым средством коммуникации, которыми
    овладел человек.
    2. Ритуальный, обрядовый танец - это пластические элементы языческого обряда
    охотой, рыбалкой, землепашеством и т. п.). Боевой танец . | К самым древним следует отнести охотничьи

    Толковый словарь Дмитриева
  22. танец

    ТАНЕЦ
    I.
    1. Искусство пластических и ритмических движений тела.
    2. Ряд таких движений, исполняемых
    Танец , состоящий из дуг и разнообразных шагов, имеющих определенную длительность и объединенных
    показательный Т. Танец , исполняемый фигуристами в показательных выступлениях, без всяких ограничений
    Танец состоит из неповторяющихся комбинаций новых или известных танцевальных движений, объединенных
    в программу, в которой танцоры выражают свои собственные замыслы. Произвольный танец выполняется

    Словарь спортивных терминов
  23. танец

    Танец , танцы, танца, танцев, танцу, танцам, танец , танцы, танцем, танцами, танце, танцах

    Грамматический словарь Зализняка
  24. танец

    танцы. Характерные танцы. Уроки танцев. Школа танцев.
    3. Музыкальное произведение в ритме и стиле

    Толковый словарь Ушакова
  25. танеций

    сущ., кол-во синонимов: 1 растение 4422

    Словарь синонимов русского языка
  26. танец

    См. танцевать

    Толковый словарь Даля
  27. танец

    Заимств. в XVIII в. из польск. яз., где taniec < ср.-в.-нем. tanz «танец ».

    Этимологический словарь Шанского
  28. танец

    танцевать).
    Французское – danser (танцевать).
    Немецкое – tanzen (танцевать), Tanz (танец ).
    Польское – tanc
    танец ).
    В русском языке слово начало употребляться с XVII в. Оно было заимствовано
    и -ей. Постепенно «танец » выделилось как литературная форма, «танок» осталось диалектным словом.
    В современном
    русском языке слово «танец » означает «пластические и ритмические движения».
    Производные: танцевать, танцевальный, танцор, танцовщица.

    Этимологический словарь Семёнова
  29. характерность

    характерность ж.
    Отвлеч. сущ. по прил. характерный I 2.

    Толковый словарь Ефремовой
  30. характерно

    нареч, кол-во синонимов: 14 классически 26 классично 6 колоритно 14 непременно 40 показательно 9 присуще 8 присущно 5 репрезентативно 3 своеобразно 31 свойственно 10 специфически 7 специфично 5 типично 10 характеристически 1

    Словарь синонимов русского языка
  31. не характерный

    прил., кол-во синонимов: 2 несвойственный 4 чуждый 24

    Словарь синонимов русского языка
  32. характерный

    прил., употр. сравн. часто
    характерен, характерна , характерно , характерны ; характернее
    1
    Характерным называется то, что является типичным, свойственным кому-либо, чему-либо. Характерная особенность
    романа. | Характерный признак ландшафта. | Примеры текстов писем, характерных для современного
    делового письма.
    2. Характерной внешностью человека называют внешний облик человека, который имеет ярко
    выраженные, своеобразные черты. Характерный облик. | Характерное лицо.
    3. Характерным симптомом

    Толковый словарь Дмитриева
  33. характерность

    I.
    ХАРАКТЕРНОСТЬ I и, ж. Свойство характерного . БАС-1. Балетные композиторы очень мало нового
    показывают в танцах. До сих пор мало характерности . Гоголь Петерб. зап. 1836 г. <�Америка> невзирая
    на частную характерность , не получившей общего характера. Гоголь неизд. 99. А у типиста-художника
    он <�персонаж> говорит характерностями сплошь, по записанному, - и выходит неправда. Дост. Дн
    писат. // З0-21 88. Блеснув не столь давно непривычной характерностью в роли Москалевой

    Словарь галлицизмов русского языка
  34. характерный

    см. >> отличительный

    Словарь синонимов Абрамова
  35. характерный

    ХАР’АКТЕРНЫЙ, характерная , характерное ; характерен, характерна , характерно .
    1. (характерный
    Обладающий резко выраженными, очень заметными особенностями, чертами. Характерная фигура. Характерная
    одежда.
    2. (характерный ). Ясно выражающий характер чего-нибудь, отличающий от других, свойственный
    исключительно данному лицу, явлению. Характерное для южан произношение. Характерная улыбка. Этот факт
    очень характерен для него. Характерные черты северной природы. Это для него очень характерно

    Толковый словарь Ушакова
  36. характерное

    характерное ср.
    То, что ясно выражает характер чего-либо, отличает от других, свойственно исключительно определённому лицу или предмету.

    Толковый словарь Ефремовой
  37. характерный

    См. характер

    Толковый словарь Даля
  38. характерный

    1.
    ХАРАКТЕРНЫЙ , ая, ое; рен, рна.
    1. Упрямый, любящий делать по-своему, с тяжёлым, своенравным
    характером (прост.). Х. мужчина.
    2. характерная роль то же, что характерная роль.
    2.
    ХАРАКТЕРНЫЙ , ая, ое
    рен, рна.
    1. С резко выраженными особенностями, чертами. Х. костюм. Характерное лицо.
    2
    Свойственный кому-чему-н., специфический. Х. для севера климат. Эта черта для него характерна .
    3. полн. ф
    Свойственный определённому народу, эпохе, общественной среде. Характерные танцы. Характерные роли

    Толковый словарь Ожегова
  39. характерный

    о - ч е г о  ( н е к о м у - ч е м у ). Эта черта для него характерна . Характерный для севера климат
    так характерна для русской женщины (Павленко). Сочетания звуковых впечатлений со зрительными вообще характерны для репинского восприятия вещей (К.Чуковский).

    Управление в русском языке
  40. характерный

    характерный
    кр. ф. -рен, -рна, -рно

    Орфографический словарь. Одно Н или два?
  41. характерно

    нареч. к характерный (в 1 знач.).
    В речи его характерно выделялась буква „о“, как у многих волжан. Телешов, Записки писателя.

    Малый академический словарь
  1. танец

    Танец , скокі, школа танцев - школа танцаў

    Русско-белорусский словарь
  2. Танец Русско-турецкий словарь
  3. танец

    м.
    1) baile m, danza f






    пойти на танцы - ir al baile

    Русско-испанский словарь
  4. танец

    Oyun
    пригласить на танец - oyunğa davet etmek

    Русско-крымскотатарский словарь
  5. танец

    Та́нец
    dansi (-; ma-), mchezo (mi-), ngoma (-);
    та́нец сме́рти - ulele-ngoma ед.;
    та́нцы, свя́занные с инициа́цией - unyago eд.;
    группово́й та́нец - tambi (-)

    Русско-суахили словарь
  6. танец Русско-арабский словарь
  7. танец Русско-эстонский словарь
  8. танец

    1. taniec;
    2. tańce, zabawa taneczna;

    Русско-польский словарь
  9. танец

    Танец

    Белорусско-русский словарь
  10. танец

    Tanec
    tančení

    Русско-чешский словарь
  11. танец

    1) (вид искусства) ballo м., danza ж.
    бальные танцы - balli lisci
    пригласить на танец - invitare a

    Русско-итальянский словарь
  12. танец

    Бүжиг, бүжиглэх, харайх, цовхрох

    Русско-монгольский словарь
  13. танец Русско-венгерский словарь
  14. танец

    м.
    1) baile m, danza f
    народные танцы - danzas populares
    бальные танцы - bailes serios de salón
    учитель танцев - maestro de baile
    вечер танцев, вечер с танцами - baile m (velada)
    танцы на льду - baile sobre hielo
    2) мн. танцы (танцевальный вечер) baile m
    пойти на танцы - ir al baile

    Большой русско-испанский словарь
  15. танец

    м
    dança f
    - вечер танцев

    Русско-португальский словарь
  16. танець

    рухами людського
    тіла
    2. виконання таких рухів
    3. музичний твір у ритмі, стилі й темпі музики до таких рухів
    танец

    Украинско-русский словарь
  17. танец

    Танец
    רִיקוּד ז"; מָחוֹל ז" [ר" מְחוֹלוֹת]

    Русско-ивритский словарь
  18. Танец Русско-нидерландский словарь
  19. танец Русско-шведский словарь
  20. танец

    Муж. 1) dance шотландский танец - strathspey учитель танцев уроки танцев вечер с танцами танцы

  21. танец

    пластических и ритмических движений
    танець
    ¤ школа танцев -- школа танців
    ¤ искусство танца -- мистецтво танцю

    Русско-украинский словарь
  22. танец Русско-французский словарь
  23. танец

    М (мн. танцы) rəqs, oyun.

    Русско-азербайджанский словарь
  24. танец

    м.
    1) Tanz m
    исполнить танец - einen Tanz vorführen
    2)
    спортивные танцы на льду - Eistanz m

    Русско-немецкий словарь
  25. танец

    m
    tanssi
    пригласить на танец - pyytää tanssiin
    вечер танцев - tanssiaiset
    танцы на льду - jäätanssit

    Русско-финский словарь
  26. характерный только для

    Problems unique to such systems arise ...

    Русско-английский научно-технический словарь
  27. характерный Русско-литовский словарь
  28. характерный

    Характе́рный
    maalum[u], hasa, -a kupambanua, -a peke yake, -a mtindo;
    характе́рная черта́ - alama (-)

    Русско-суахили словарь
  29. характерный

    1. iseloomulik
    2. kangekaelne
    3. karakter-
    4. karakteristlik
    5. põikpäine
    6. tahtejõuline
    7. tunnuslik
    8. väänik

    Русско-эстонский словарь
  30. характерному Русско-чешский словарь
  31. характерным Русско-чешский словарь
  32. характерно

    1. кратк. форма прил. от характерный 2. предик. it is typical, it is characteristic характерно
    что - it is significant that для него характерно - it is typical of him характерн |о - в знач. сказ

    Полный русско-английский словарь

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ (франц. danse de caractere , danse caracteristique ), одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В нач. 19 в. термин служил определением танца в характере, в образе. Использовался преим. в интермедиях, в которых действующими лицами были ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и др. Танцы строились на движениях, характеризующих данный персонаж, часто включались бытовые жесты; композиция была менее строгой, чем в классич. танце. В нач. 19 в. К. Блазис стал называть Х. т. любой нар. танец, поставленный в балетном спектакле. Это значение термина сохраняется и в 20 в. В России интерес к претворению на сцене танц. фольклора возрос в нач. 19 в. в связи с событиями Отечеств. войны 1812. В дивертисментах И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. К. Лобанова рус. танец становился ведущим. Процесс превращения нар. танца в характерный активизировался в период расцвета романтич. балета в спектаклях Ф. Тальони, Ж. Перро, Ш. Дидло, где эстетика романтизма обусловливала нац. колорит, а Х. т. либо воссоздавал быт, противопоставленный ирреальному миру сильфид и наяд, либо романтизировался. В балете этого периода гл. выразит. средством исполнителей Х. т. становится гротеск. Нац. характер, нац. образ Х. т. в классич. балетах оставался подлинным, достоверным. Образцы Х. т., созданные М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, сохраняли настроение и колорит, необходимый для развития сюжета спектакля. Балетмейстеры и танцовщики школы классического танца строили Х. т. на основе этой школы. В кон. 19 в. создан экзерсис Х. т. (позднее утверждён как уч. дисциплина), где разл. движения нар. танца исполнялись в строгих рамках школы классического танца. Это позволило при постановке Х. т. использовать законы хореографич. симфонизма - создание определённых пластич. тем, контрапункта и др.
Этапом для развития Х. т. стало творчество М. М. Фокина, создавшего на основе этого выразит. средства спектакли и сумевшего утвердить в них принципы симфонизма ("Половецкие пляски"; "Арагонская хота" на муз. Глинки). В "Половецких плясках", опираясь на музыку А. П. Бородина и следуя законам хореографич. композиции, Фокин создал в танце образ народа, давно исчезнувшего с лица земли, чей пластич. фольклор не сохранился. Танц. фольклор изучал и Ф. В. Лопухов. Он ввёл в балетный обиход новые движения, комбинации, нац. танц. образы, особенно в балетах "Ледяная дева", "Коппелия"; "Светлый ручей" Шостаковича: Поиски Фокина продолжили К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, В. М. Чабукиани.
В балетном искусстве 1930-60-х гг. появилось много спектаклей на нац. темы, где каждый эпизод, решённый средствами классич. танца, был пронизан нац. колоритом и перемежался с Х. т. ("Сердце гор"; "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, "Весенняя сказка" Асафьева по муз. материалам П. И. Чайковского, "Шурале", "Каменный цветок" и др.). Классический танец обогащался благодаря Х. т., усвоив некоторые из его выразит. средств. Одновременно понятие "Х. т." расширялось, включив в себя первоначальное значение - танец в образе. В балете 70-х гг. Х. т. может быть эпизодом, может стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля, являясь часто двигателем сюжета.