Биография Шуберта: трудная жизнь великого композитора. Биография франца шуберта Ф шуберт биография

Прекрасная звезда в знаменитой плеяде, что породила плодородная на музыкальных гениев австрийская земля – Франц Шуберт. Вечно молодой романтик, много страдавший на своем недолгом жизненном пути, сумевший выразить все свои глубокие чувствования в музыке и научивший слушателей любить такую «не идеальную», «не образцовую» (классическую) музыку, полную душевных терзаний. Один из ярчайших основоположников музыкального романтизма.

Краткую биографию Франца Шуберта и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Шуберта

Биография Франца Шуберта – одна из самых непродолжительных в мировой музыкальной культуре. Прожив всего 31 год, он оставил после себя яркий след, подобный тому, что остается после кометы. Рожденный стать еще одним венским классиком, Шуберт, в силу перенесенных страданий и лишений, привнес в музыку глубокие личные переживания. Так зарождался романтизм. На смену строгим классическим правилам, признающим лишь образцовую сдержанность, симметрию и спокойные консонансы, пришли протестные, взрывные ритмы, выразительные, полные подлинных чувств мелодии, напряженные гармонии.

Он родился в 1797 году в бедной семье школьного учителя. Судьба его была заранее предопределена – продолжить отцовское ремесло, ни слава, ни успех здесь не предполагались. Однако в раннем возрасте у него проявились высокие способности к музыке. Получив первые музыкальные уроки в родном доме, обучение он продолжил в приходской школе, а затем в венском конвикте – закрытом интернате для певчих при церкви. Порядок в учебном заведении был схож с армейским – воспитанники должны были часами репетировать, а затем исполнять концерты. Позднее Франц с ужасом вспоминал проведенные там годы, он надолго разочаровался в церковных догмах, хотя и обращался к духовному жанру в своем творчестве (написал 6 месс). Знаменитая «Ave Maria », без которой не обходится ни одно рождество, и которую чаще всего связывают с прекрасным образом Девы Марии, на самом деле задумывалась Шубертом как романтическая баллада на стихи Вальтера Скотта (в переводе на немецкий).

Он был очень талантливым учеником, учителя от него отказывались со словами: «Его Бог научил, мне с ним делать нечего». Из биографии Шуберта мы узнаём, что его первые композиторские опыты начались в возрасте 13 лет, а с 15 с ним стал заниматься контрапунктом и композицией сам маэстро Антонио Сальери.

Из хора Придворной певческой капеллы («Hofsengecnabe») он был отчислен после того, как начал ломаться голос. В этот период уже пора было определяться с выбором профессии. Отец настаивал на поступлении в учительскую семинарию. Перспективы работы музыкантом были весьма смутны, а работая учителем можно было худо-бедно быть уверенным в завтрашнем дне. Франц уступил, выучился и даже успел поработать в школе 4 года.

Но вся деятельность и устройство жизни тогда не соответствовали душевным порывам молодого человека – все мысли его были только о музыке. Он сочинял в свободное время, много музицировал в узком кругу друзей. И однажды принял решение оставить постоянную работу и посвятить себя музыке. Это был серьезный шаг – отказаться до гарантированного, пусть и скромного, дохода и обречь себя на голод.


С этим же моментом совпала первая влюбленность. Чувство было ответным – юная Тереза Гроб явно ожидала предложения руки и сердца, но его так и не последовало. Доходов Франца не хватало на его собственное существование, не говоря уже о содержании семьи. Он так и остался одиноким, его музыкальная карьера так и не получила развития. В отличие от пианистов-виртуозов Листа и Шопена , Шуберт не обладал яркими исполнительскими навыками, и не мог себе снискать славу исполнителя. В должности капельмейстера в Лайбахе, на которую он рассчитывал, ему отказали, а иных сколько-нибудь серьезных предложений он так и не получил.

Издание сочинений ему самому практически не приносило денег. Издатели весьма неохотно брались печатать произведения малоизвестного композитора. Как сейчас сказали бы, он не был «раскручен» для широких масс. Иногда его приглашали выступать в небольшие салоны, члены которых чувствовали себя скорее богемой, чем по-настоящему интересовались его музыкой. Небольшой круг друзей Шуберта поддерживал молодого композитора финансово.

Но по большому счету, именно на большую публику Шуберт практически никогда не выступал. Он никогда не слышал оваций после какого-либо удачного финала произведения, он не чувствовал, на какие его композиторские «приемы» чаще всего откликается аудитория. Не закреплял успех в последующих произведениях – ведь ему не нужно было думать о том, как снова собрать большой концертный зал, чтобы билеты купили, чтобы его самого запомнили и т.д.

По сути, вся его музыка – это бесконечный монолог с тончайшей рефлексией зрелого не по годам человека. Здесь нет диалога с публикой, попытки понравиться и произвести впечатление. Вся она очень камерная, даже интимная в каком-то смысле. И наполнена бесконечной искренностью чувств. Глубокие переживания своего земного одиночества, лишений, горечь поражений наполняли его мысли ежедневно. И, не находя иного выхода, выливались в творчестве.

После знакомства с оперным и камерным певцом Иоганном Микаэлем Фоглем дела пошли чуть лучше. Артист исполнял песни и баллады Шуберта в венских салонах, а сам Франц выступал аккомпаниатором. В исполнении Фогля песни и романсы Шуберта быстро завоевали популярность. В 1825 году они предприняли совместное путешествие-турне по верхней Австрии. В провинциальных городах их встречали охотно и с восторгом, но денег заработать снова не удалось. Как и прославиться.

Уже в начале 1820-х годов Франца стало тревожить здоровье. Достоверно известно, что болезнью он заразился после визита к женщине, и это добавило разочарования к этой стороне жизни. После незначительных улучшений болезнь прогрессировала, иммунитет слабел. Даже обычные простуды ему было тяжело переносить. А в 1828 году осенью он заболел брюшным тифом, от которого скончался 19 ноября 1828 года.


В отличие от Моцарта , Шуберта похоронили в отдельной могиле. Правда, заплатить за столь пышные похороны пришлось деньгами от продажи его рояля, купленного после единственного большого концерта. Признание к нему пришло посмертно, причем значительно позднее – через несколько десятков лет. Дело в том, что основная часть сочинений в нотном варианте хранилась у друзей, родственников, в каких-то шкафах за ненадобностью. Известный своей забывчивостью Шуберт никогда не вел каталога своих произведений (как Моцарт), не пытался их как-то систематизировать или хотя бы держать в одном месте.

Большую часть рукописного нотного материала отыскали Джорд Гроув и Артур Салливан в 1867 году. В 19-м и 20-м веке музыку Шуберта исполняли значимые музыканты, а такие композиторы как Берлиоз , Брукнер, Дворжак , Бриттен, Штраус признавали абсолютное влияние Шуберта на свое творчество. Под руководством Брамса в 1897 году увидело свет первое научно выверенное издание всех сочинений Шуберта.



Интересные факты о Франце Шуберте

  • Доподлинно известно, что почти все существующие портреты композитора изрядно ему льстили. Так, например, он никогда не носил белых воротничков. А прямой, целеустремленный взгляд и вовсе не был для него характерен – даже близкие, обожающие его друзья, называли Шуберта Schwamal («schwam» – по немецки «губка»), имея в виду его мягкий характер.
  • Много сохранилось воспоминаний современников об уникальной рассеянности и забывчивости композитора. Клочки нотной бумаги с набросками сочинений можно было встретить где угодно. Рассказывают даже, что однажды он, увидев ноты какой-то пьесы, тут же сел и сыграл ее. «До чего же прелестная вещица! – воскликнул Франц, - чья же она?». Оказалось, что пьеса была написана им самим. А рукопись знаменитейшей Большой До-мажорной симфонии была случайно обнаружена через 10 лет после его смерти.
  • Шуберт написал около 600 вокальных произведений, две трети из которых – еще до наступления 19 лет, а в общей сложности численность его сочинений превышает 1000, точно установить это невозможно, так как часть из них так и остались незаконченными набросками, а часть, вероятно, утрачена навсегда.
  • Шуберт написал очень много оркестровых произведений, но ни одно из них он не слышал за всю свою жизнь в публичном исполнении. Некоторые исследователи иронично полагают, что, возможно, поэтому в них сразу угадывается, что автор – оркестровый альтист. Согласно биографии Шуберта, в придворной певческой капелле композитор обучался не только пению, но и игре на альте, и эту же партию исполнял в ученическом оркестре. Именно она в его симфониях, мессах и других инструментальных сочинениях прописана наиболее ярко и выразительно, с большим количеством технически и ритмически сложных фигур.
  • Немногие знают, что большую часть жизни Шуберт не имел даже дома рояля! Он сочинял на гитаре! И в некоторых произведениях это тоже отчетливо слышится в аккомпанементе. Например, в той же «Аве Мария» или «Серенаде».


  • О его застенчивости ходили легенды. Он жил не просто в одно время с Бетховеном , которого боготворил, не просто в одном городе – они жили буквально на соседних улицах, но так никогда и не встретились! Два величайших столпа европейской музыкальной культуры, сведенные самой судьбой в одну географическую и историческую отметку, разминулись по иронии судьбы или из-за робости одного из них.
  • Впрочем, после смерти люди объединили память о них: Шуберта похоронили рядом с могилой Бетховена на Верингском кладбище, а позднее оба захоронения перенесли на Центральное Венское кладбище.


  • Но и здесь показалась коварная гримаса судьбы. В 1828 году, в годовщину смерти Бетховена Шуберт устроил вечер памяти великого композитора. То был единственный случай в его жизни, когда он вышел в огромный зал и исполнял свою музыку, посвященную кумиру, для слушателей. Впервые он услышал аплодисменты – публика ликовала, кричала «родился новый Бетховен!». Впервые он заработал очень много денег – их хватило на то, чтоб купить (первый в его жизни) рояль. Ему уже мерещился грядущий успех и слава, всенародная любовь… Но спустя всего несколько месяцев он заболел и умер… А рояль пришлось продать, чтобы обеспечить ему отдельную могилу.

Творчество Франца Шуберта


Биография Шуберта гласит, что для современников он так и остался в памяти автором песен и лирических фортепианных пьес. Даже ближайшее окружение не представляло масштаб его творческих работ. А в поиске жанров, художественных образов творчество Шуберта сопоставимо с наследием Моцарта . Он великолепно освоил вокальную музыку – написал 10 опер, 6 месс, несколько кантатно-ораториальных произведений, некоторые исследователи, в том числе, известный советский музыковед Борис Асафьев, считал, что вклад Шуберта в развитие песни столь же значителен, как вклад Бетховена – в развитие симфонии.

Сердцем его творчества многие исследователи считают вокальные циклы «Прекрасная мельничиха » (1823), «Лебединая песнь » и «Зимний путь » (1827). Состоящие из разных песенных номеров, оба цикла объединены общим смысловым наполнением. Надежды и страдания одинокого человека, ставшие лирическим центром романсов, во многом автобиографичны. В особенности, песни из цикла «Зимний путь», написанного за год до смерти, когда Шуберт был уже тяжело болен, и ощущал свое земное существование сквозь призму холода и перенесенных невзгод. Образ шарманщика из заключительного номера «Шарманщик» аллегорически описывает монотонность и бесплодность усилий бродячего музыканта.

В инструментальной музыке он также осветил все существующие в то время жанры – написал 9 симфоний, 16 фортепианных сонат, множество произведений для ансамблевого исполнения. Но в инструментальной музыке отчетливо слышна связь с песенным началом – большинство тем имеют ярко-выраженную мелодику, лирический характер. Лиричностью тем он схож с Моцартом. В разработке и развитии музыкального материала также преобладает мелодический акцент. Взяв у венских классиков лучшее в понимании музыкальной формы, Шуберт наполнил ее новым содержанием.


Если у Бетховена, жившего в одно с ним время, буквально на соседней улице, музыка имела героический, патетический склад, отражала социальные явления и настроения целого народа, то у Шуберта музыка – это личностное переживание разрыва между идеальным и реальным.

Его произведения почти не исполнялись, чаще всего он писал «в стол» - для себя и тех самых верных друзей, которые его окружали. Они собирались вечерами на так называемых «шубертиадах» и наслаждались музыкой и общением. Это ощутимо сказалось на всем творчестве Шуберта – он не знал своей публики, он не стремился понравиться некоему большинству, он не думал, чем поразить слушателей, пришедших на концерт.

Он писал для любящих и понимающих его внутренний мир друзей. Они с большим почтением и уважением относились к нему. И вся эта камерная душевная атмосфера свойственна его лиричным композициям. Тем удивительнее осознавать, что большая часть произведений писалась без надежды услышать их. Словно он был начисто лишен честолюбия и амбиций. Какая-то непостижимая сила заставляла его творить, не создавая положительного подкрепления, не предлагая взамен ничего, кроме дружеского участия близких.

Детство

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года (в небольшом пригороде Вены, ныне вошедшем в её состав) в семье учителя приходской школы Лихтенталя, по-любительски занимавшегося музицированием. Отец его, Франц Теодор Шуберт , происходил из семьи моравских крестьян; мать, Элизабет Шуберт (урождённая Фиц), была дочерью силезского слесаря. Из их четырнадцати детей девять умерли в раннем возрасте, а один из братьев Франца - Фердинанд также посвятил себя музыке

Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми учить его музыке стали домочадцы: отец (скрипка) и старший брат Игнац (фортепиано). С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. Регент приходской церкви М. Хольцер учил его пению

Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Преподавателями Шуберта были Венцель Ружичка (генерал-бас) и позднее (до 1816 года) Антонио Сальери (контрапункт и композиция). Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.

Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году его отчислили из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой, поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 году. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец (в этой школе он работал до 1818 года). В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения - опера «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор - он написал в 1814 году.

Зрелость

Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Первый успех Шуберту принесла баллада «Лесной царь» («Erlkönig»), написанная им в 1816 году. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать - песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори).

Среди друзей Шуберта были чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композитор А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт . Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь.

В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе. В июле он переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году.

В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

Последние годы

С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.

Композитор умер от брюшного тифа 19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32-х лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь драгоценное достояние, но ещё более прекрасные надежды». 22 января 1888 года его прах перезахоронили на Центральном кладбище Вены.

Творчество

Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 21 фортепианная соната, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, более 600 песен. При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Ее поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.

Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». В этих произведениях Шуберт показал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также последний сборник «Лебединая песня», многие песни из которого приобрели всемирную известность.

Музыкальный дар Шуберта открыл новые пути фортепианной музыки. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической смелости. В камерной и симфонической музыке - струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Незавершённой симфонии» си минор - Шуберт демонстрирует свое неповторимое и независимое музыкальное мышление, значительно отличающиеся от мышления живущего и господствующего в то время Бетховена.

Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор.

Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея» Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский» Франсуа Адриана Буальдьё, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини прельщали его.

Посмертное признание

После Шуберта осталась масса неизданных рукописей (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее). Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта . Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. В 1838 году Роберт Шуман , посещая Вену, нашёл пыльную рукопись «Большой симфонии» Шуберта и взял её с собой в Лейпциг, где произведение исполнил Феликс Мендельсон. Наибольший вклад в разыскание и открытие произведений Шуберта сделали Джордж Гроув и Артур Салливан, которые посетили Вену осенью 1867 года. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения из пьесы «Розамунда», несколько месс и опер, кое-что из камерной музыки и большое количество разнообразных фрагментов и песен. Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта . Ференц Лист с 1830 по 1870 годы транскрибировал и аранжировал значительное количество произведений Шуберта , особенно песен. Он говорил, что Шуберт «поэтичнейший из музыкантов, которые когда-либо жили на свете». Для Антонина Дворжака особенно интересными были симфонии Шуберта , а Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали влияние «Большой симфонии» на их творчество.

В 1897 году издатели Брайткопф и Гертель выпустили критическое издание сочинений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс. Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были или упорными популяризаторами музыки Шуберта , или делали аллюзии на неё в собственной музыке. Бриттен, который был прекрасным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты.

Неоконченная симфония

Время создания симфонии си минор DV 759 («Неоконченной») - осень 1822 года. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце, и Шуберт представил две её части в 1824 году.

Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил в концерте в 1865 году. (Прозвучали завершённые Шубертом первые две части, а вместо отсутствующих 3-й и 4-й частей была исполнена финальная часть из ранней Третьей симфонии Шуберта ре мажор.) Опубликована симфония была в 1866 году в виде первых двух частей.

До сих пор неясны причины, по­чему Шуберт не завершил «Неоконченную» симфонию. По-видимому, он был намерен довести её до логического конца: первые две части были полностью закончены, а 3-я часть (в характере скерцо) осталась в набросках. Какие-либо эскизы к финалу отсутствуют (или они, возможно, утрачены).

Долгое время существовала точка зрения, что «Неоконченная» симфония - вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. В качестве сравнения говорили о сонатах Бетховена из двух частей и о том, что позднее у композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением. Однако против этой версии говорит то, что завершённые Шубертом первые две части написаны в разных, далёких друг от друга тональностях. (Такие случаи не встречались ни до, ни после него.)

В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда (англ. Brian Newbould) и российского композитора Антона Сафронова).

Сочинения

  • Зингшпили (7), в том числе Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);
  • Музыка к пьесам - Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же);
  • Для солистов, хора и оркестра - 7 месс (1814-1828), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовные сочинения, оратории, кантаты, в том числе Победная песнь Мирьям (1828);
  • Для оркестра - симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;
  • Камерно-инструментальные ансамбли - 4 сонаты (1816-1817), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-1826), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.;
  • Для фортепиано в 2 руки - 23 сонаты (в том числе 6 незавершённых; 1815-1828), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827-28), 6 музыкальных моментов (1823-1828), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812-1827);
  • Для фортепиано в 4 руки - сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.;
  • Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения;
  • Песни для голоса с фортепиано, (более 600) в том числе циклы «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827), сборник «Лебединая песня» (1828), «Третья песня Эллен» («Ellens dritter Gesang», также известная как «Ave Maria Шуберта»).
  • Лесной царь

Каталог произведений

Поскольку при жизни композитора было опубликовано относительно мало его работ, лишь немногие из них имеют свой номер опуса, но и в таких случаях номер не вполне точно отражает время создания произведения. В 1951 году музыковед Отто Эрих Дойч опубликовал каталог произведений Шуберта, где все сочинения композитора расположены в хронологическом порядке согласно времени их написания.

В астрономии

В честь музыкальной пьесы Франца Шуберта «Розамунда» назван астероид (540) Розамунда (англ.)русск., открытый в 1904 году.

Франц Шуберт родился 31 января 1797 г. в предместье Вены - Лихтенталь. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. Развитию музыкальных способностей Шуберта в детстве способствовала окружавшая его музыкальная среда семьи. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах. В доме постоянно устраивали музыкальные вечера.

Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Вскоре мальчик смог принимать участие в домашнем исполнении струнных квартетов, играя партию альта.Франц обладал прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре, исполняя трудные сольные партии.

В одиннадцать лет, его определили в конвикт - школу подготовки церковных певчих, где, кроме пения, изучали игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством знаменитого придворного композитора Сальери). Там он играл на скрипке, в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях.

Уже в те годы Франц Шуберт начал сочинять. Его первые произведения - фантазия для фортепьяно, ряд песен. 28 октября 1813 г. он закончил свою Первую симфонию Ре-мажор. Учеба начинает мешать творчеству и Шуберт решает уйти из конвикта, чтобы целиком отдаться музыке.

В 1814-1818 гг. Шуберт работает помошником учителя в школе отца, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. Но влечение его к музыке, желание сочинять становится всё сильнее.В свободное от работы время он сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Гёте «Гретхен за прялкой».

Годы 1815-1816 примечательны феноменальной продуктивностью юного гения. В 1815 г. он сочинил две симфонии, две мессы, четыре оперетты, несколько струнных квартетов и около 150 песен. В 1816 г. появились еще две симфонии - Трагическая и часто звучащаяПятая си бемоль мажор, а также еще месса и свыше 100 песен. Среди песен этих лет – «Скиталец» и знаменитый «Лесной царь» (обе вскоре получили всеобщее признание).

Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпело неудачу. Молодой композитор твёрдо решил посвятить себя музыке и в 1818 г. оставил преподавание в школе, затем ушёл из семьи. В течение нескольких лет (с 1817 по 1822 год) Шуберт жил поочередно то у одного, то у другого из своих товарищей. Давал уроки музыки, неоднократно пытался получить постоянную музыкальную должность, но безуспешно.

Материальные невзгоды, к несчастью, помешали ему жениться на любимой девушке. Тереза Гроб пела в церковном хоре. Оне не блистала красотой, но стоило прозвучать музыке, как бесцветное лицо девушки преображалось, оно жило и лучилось.

Однако мечты пошли прахом. Вмешалась мать Терезы, которую не устраивало грошовое жалованье помощника школьного учителя и она выдала дочь замуж за кондитера.

Вокруг Шуберта сложился кружок друзей - поклонников его творчества, которые оказывали ему посильную материальную помощь (чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, художник М. Швинд, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, композитор А. Хюттенбреннер и др.). Пропагандистом песен Шуберта стал певец М. Фогль. В кругу друзей и знакомых часто собственными силами исполнялись сочинения Шуберта; такие вечера назывались «шубертиадами».

Душой этого кружка был Шуберт. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых, как в зеркале, отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А нежный, изменчивый цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность.

Вспоминая эти вечера, Шубертписал: "Мы уютно сидели все вместе и с материнской радостью демонстрировалидруг другу детей своего вдохновения, не без тревоги ожидая приговора,диктуемого любовью и справедливостью... один воодушевлял другого, а всеобщее стремление к прекрасномуобъединяло всех". Здесь вели жаркие и долгие споры о современном искусстве и его судьбах, о призвании, о роли и ответственности художника, о жизни народа и интеллигенции, о положении в стране». Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться.

Работоспособность Шуберта поражает. Он работал систематически, изо дня в день. "Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую", - признавался композитор. В отдельные дни он создавал до десятка песен! Музыкальные мысли рождались непрерывно, композитор едва успевал заносить их на бумагу. Музыка посещала его и во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать её, поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось сразу в совершенную и законченную форму, композитор продолжал работать над ним, пока не был полностью удовлетворен. Так, на некоторые стихотворные тексты Шуберт написал до семи вариантов песен!

В 1818 и 1824 гг. в качестве учителя музыки дочерей графа И. Эстерхази Шуберт побывал в Венгрии, где слушал народную венгерскую и цыганскую музыку; в 1819, 1823 и 1825 гг. был с Фоглем в Верхней Австрии, в 1827 году посетил Грац. Песни Шуберта приобрели большую известность. В 1823 г. он был избран почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1822 г. Шуберт пишет одно из лучших своих произведений - седьмую "Неоконченную симфонию", а в следующем - шедевр вокальной лирики, цикл из 20 песен "Прекрасная мельничиха". Именно в этих произведениях с исчерпывающей полнотой выразилось новое направление в музыке - романтизм.

В эту пору благодаря усилиям друзей Шуберт помирился с отцом и вернулся в семью. Но семейная идиллия была недолгой - уже через два года Шуберт снова уходит, чтобы жить отдельно, несмотря на полную свою непрактичность в быту. Доверчивый и наивный, он часто становился жертвой своих издателей, наживавшихся на нем. Автор огромного количества сочинений, и в частности песен, которые еще при его жизни стали популярны в бюргерских кругах, он едва сводил концы с концами.

Все больше и больше Шуберт погружается в отчаяние и одиночество: кружок распался, его друзья стали людьми семейными, с положением в обществе."Что будет со мной... - писал он, - мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб...".

Последние годы жизни он много болел, бедствовал, но творческая активность его не ослабевала. Даже наоборот - музыка его становится все глубже, масштабнее и выразительнее.

В 1828 г. стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех и принёс композитору большую радость. Его планы на будущее стали более радужными. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он продолжает сочинять. Конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом. Ослабевший организм не выдержал тяжёлой болезни, и 19 ноября 1828 года Шуберт скончался. Оставшееся имущество было оценено за гроши. Многие сочинения пропали. Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище:

"Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды".

Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощенный физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат - только три.

Музыкальное наследие:

Оперы : "Порука" (Die Burgschaft, либретто неизвестного автора по балладе Шиллера, неокончена, 1816 г.), "Сакунтала" (либретто И. Ф. Ноймана по инд. пьесе Калидасы, эскизы 2 актов, 1820 г.), "Альфонсо и Эстрелла" (либретто Ф. Шобера, 1821-1822 гг.), "Фьерабрас" (либретто Й. Купельвизера по одноимённому старинному французскому романсу и немецкой легенде "Эгингард и Эмма", 1823 г.), "Граф фон Гляйхен" (либретто Э. Бауэрнфельда по сказке И.К.А.Музеуса "Мелехзала", не окончена, 1827-1828 гг.)

Зингшпили : "Рыцарь зеркала" (Der Spiegelritter, либретто А. Ко-цебу; не окончена прим. 1811-1812 гг.), "Увеселительный замок сатаны" (Des Teufels Lustschloss, либретто Коцебу, 1814 г.), "Четыре года на посту" (Der vierjahrige Posten, либретто Т. Кёрнера, 1815 г.), "Фернандо" (либретто А. Штадлера, 1815 г.), "Клаудина фон Вилла Белла" (либретто Гёте, 1815 г., сохранился 1-й из 3 актов), "Друзья с Саламанки" (Die Freunde von Salamanka, либретто И. Майрхофера, 1815 г.), "Адраст" (либретто Майрхофера, не окончена, между 1817 и 1819 гг.), "Братья-близнецы" (Die Zwillingsbrьder, либретто Г. Хофмана, 1819 г.), "Заговорщики (Die Verschworenen), или Домашняя война" (Der hausli-che Krieg, либретто И. Ф. Кастелли по комедиям Аристофана "Экклезиацузае" и "Лизистрата", 1823 г.), "Волшебная арфа" (Die Zauberharfe, пьеса Г. Хофмана с музыкой Ш., 1820 г.), "Розамунда, княгиня Кипрская" (Rosamunde, Fьrstin von Zypern, пьеса В. фон Шези с музыкой Шуберта, 1823 г.); дуэт и ария к комической опере Герольда "Волшебный колокольчик" , немецкие слова Ф. Трайчке (1821 г., исполнена 1821 г., Вена, "Кернтнертортеатр")

Произведения для солистов, хора и оркестра: 7 месс (1812 г., сохранились фрагменты; 1 - 1814 г.; 2-1815 г.; 1816 г.; 1819-1822 гг.; 1828 г.), "Немецкий реквием" (Немецкая траурная месса, 1818 г., издано 1826 г. как Сочинения Фердинанда Шуберта), "Немецкая месса" (1827 г.), 6 Tantum ergo (1814 г.; 2 - 1816 г.; 1821 г.; 1822 г.; 1828 г.), 4 Kyrie eleison (1812 г.; 3 - 1813 г.), магнификат (1815 г.), 3 оффертория (1815 г., 1815 г., 1828 г.); 2 Stabat mater (1815 г., латинский; 1816 г., немецкий) и др.

Оратории и кантаты: " Кто велик?" (Wer ist gross?, 1814 г.), "Именины Ф. M. Фирталера, или Поздравительная кантата" (Namensfeier fur F. M. Vierthaler, oder Gratulati-ons-Kantate, 1815 г.), "Приношение к 50-летнему юбилею г. Сальери" (Beitrag zur fьnfzigjahrigen Jubelfeier des Herrn Salieri, с фортепьяно, 1816 г.), "В честь Йозефа Шпендоу" (Zu Ehren von Josef Spendou, op. 128, 1816 г.), "Ko дню рождения певца И. M. Фогля, или Весеннее утро" (Zum Geburtstag des Sangers J. M. Vogl, oder Der Frьhlings-morgen, с фортепьяно, 1819 г.), "Лазарь, или Торжество воскресения" (La-zarus, oder Die Feier der Auterstebung, сценическая оратория, не окончена, 1820 г.), "К торжеству по случаю выздоровления Ирены Кизеветтер" (Zur Feier der Genesung der Irene Kiesewetter, с фортепьяно в 4 руки, 1827 г.), "Победная песнь Мирьям" (Mirjams Siegesgesang, слова Грильпарцера, для сопрано соло, смешанного хора и фортепьяно, 1828 г.)

Произведения для оркестра : симфонии: №1 (D-dur, 1813 г.), № 2 (B-dur, 1814-1815 гг.), № 3 (D-dur, 1815 г.), № 4 (c-moll, "Трагическая", 1816 г.), № 5 (B-dur, 1816 г.), № 6 (C-dur, 1818 г.), E-dur (не завершена, 1821 г.), h-moll ("Неоконченная", 1822 г.), № 7 (C-dur, "большая", 1825- 1828 гг.); увертюры (D-dur, 1811 г.; 2- D-dur , 1812 г.; B-dur , 1816 г.; D-dur , 1817 г.; увертюры "в итальянском стиле" D-dur и C-dur , 1817 г.; e-moll, 1819 г.)

Произведения для инструмента с оркестром : концертштюк для скрипки (D-dur, 1816 г.), рондо для скрипки и струного оркестра (A-dur, 1816 г.), полонез для скрипки (B-dur, 1817 г.)

Камерные инструментальные ансамбли : для скрипки с фортепьяно: 3 сонаты (сонатины, D-dur, a-moll и g-moll, 18)6), соната (дуэт, A-dur, 1817 г.); интродукция и вариации для флейты и фортепьяно (e-moll, на тему песни "Засохшие цветы"-"Trockne Blumen" из "Прекрасной мельничихи", 1824 г.); соната для арпеджиона и фортепьяно -(a-moll, 1824 г.); для фортепьянного трио - Ноктюрн (Es-dur, op. 148*, прим. 1828 г.), фортепьянное трио (B-dur, op. 99, прим. 1828 г.; Es-dur, op. 100, 1827 г.); струнное трио (B-dur, 1816 г.; B-dur, 1817 г.); струнные квартеты (g-moll - B-dur, 1810-1811 гг.; C-dur, 1812 г.; B-dur, 1812-1813 гг.; C-dur, 1813 г.; B-dur, две части, 1813 г.; D-dur, 1813 г.; Es-dur, op. 125 № l, 1813 г.: c-moll, Grave и Allegro, 1814 г.; B-dur, op. 168, 1814 г.; g-moll, 1815 г.; E-dur, 1816 г.; c-moll, 1-я ч., 1820 г.; a-moll, op. 29, 1824 г.; d-moll, "Девушка и смерть", 1824-1826 гг.: G-dur, op. 161, 1826 г.); для струнного квартета - увертюра (c-moll, 1811 г.), менуэты и немецкие танцы (1813 г.), фортепьянный квинтет (A-dur, "Форель", прим. 1819 г.); увертюра для струнного квинтета (c-moll, 1811 г.); струнный квинтет (C-dur, ор. 163, 1828 г.); октет для деревянных и валторны (менуэт и финал F-dur, 1813 г.); октет для струнных и духовых (F-dur, ор. 166, 1824 г.); 6 менуэтов для духового нонета (D 2D**, 1811 г., № 4-6 - в фортепьяно эскизе), нонет для духовых (es-moll, 1813 г.)

Произведения для фортепьяно в 2 руки : сонаты: E-dur (1815 г.), C-dur (не окончена, 1815 г.), E-dur (1816 г., части 1 и 2), e-moll (фрагмент, прим. 1817 г.),

a-moll (op. 164, 1817 г.), As-dur (1817 г.), e-moll (1817 г.), Des-dur (1817 г.), Es-dur (op. 122, редакция предыдущей, 1817 г.), fis-moll (1817 г.), H-dur (op. 147, 1817 г.), C-dur (не окончена, 1818 г.), f-moll (1818 г.; Adagio издано как ор. 145 № l), cis-moll (не окончена, 1819 г.), A-dur (op. 120, 1819 или 1825 гг.), a-moll (op. 143, 1823 г.), a-moll (op. 42, 1825 г.), C-dur ("Реликвия", не окончена, 1825 г.), D-dur (ор. 53, 1825 г.), G-dur (op. 78, "Fantasie, Andante, Menuetto und Allegretto", 1826 г.), c-moll, A-dur, B-dur (1828 г.)

Фантазии : C-dur ("Грацкая", D 605A, прим. 1817 г.), С-dur (фрагмент, между 1821 и 1823 гг.), C-dur "Скиталец" (op. 15, 1822 г.)

Экспромты: 4 (op. 90, прим. 1827 г.), 4 (op. 142, 1827 г.), 3 (Три фортепьянные пьесы, 1828 г.); музыкальные моменты : 6 (op. 94, 1823-1828 гг.), 2 пьесы (не оконч., D 916 В и С, прим. 1827 г.), рондо E-dur (ор. 145 №2, 1817 г.), Adagio G-dur (1815 г.), Allegretto c-moll (1827 г.), Andante C-dur (1812 г.) и A-dur (1816 или 1817 гг.), "Венгерская мелодия" (1-я редакция

3-й ч. "Венгерского дивертисмента" , 1824 г.) и др.

Вариации: F-dur (10, 1815 г.), a-moll на тему А. Хюттенбреннера (13, 1817 г.), c-moll на вальс Диабелли (1821 г.)

Танцы: немецкие -12 (венские, около 1812 г.), 17 (1816-1824 гг.), 16 (op. 33, 1823-1824 гг.), 12 (ор. 171, 1823 г.), 6 (1824 г.), 6 (6. г.) и др.; вальсы - 12 (1815-1821 гг., ор. 18), 20 (Последние вальсы - Letzte Walzer, 1815-1823 гг., op. 127), 36 (Первые вальсы - Erste Walzer, 1816-1821 гг., op. 9), 34 Сентиментальных вальса (Valses sentimentales, 1823-1824 гг., op. 50), 12 Грацких вальсов (1827 г., op. 91), 12 благородных вальсов (Valses nobles, б. г., op. 77) и др.; лендлеры -12 (сохранилось 8, прим. 1815 г.), 17 из ор. 18 (1815-1821 гг.), 8 (B-dur, 1816 г.), 16 (Венские дамские лендлеры - Wiener Damen-Landler, до 1826 г., op. 67) и др.

Менуэты : 20 (1813 г.), 3 (с трио, 1816 г.) и др.

Экосезы: 9 (из ор. 18, 1815-1821 гг.), 12 (1815 г.), 12 (1823 г.) и др.; галопы; 3 или 4 фуги (D 13 и 24 А-С, 1812 г.)

Произведения для фортепьяно в 4 руки : сонаты B-dur (ор. 30, прим. 1818 г.), C-dur (op. 140, Большой дуэт - Grand duo, 1824 г.); увертюры: g-moll (1819 г.),

f-moll/F-dur (op. 34, 1819 г.); фантазии: G-dur (1810 г.), g-moll (1811 г.), c-moll (Большая соната, 1813 г.), f-moll (op. 103, 1828 г.); Венгерский дивертисмент (Divertissement а la hongroise g-moll, op. 54, 1824 г.), Дивертисмент во французском стиле (Divertis-sement (а la franзaise)) e-moll (op. 63 и 84, 1825 г.), Allegro a-moll (Жизненные бури - Lebensstьrme, op. 144, 1828 г.); рондо: D-dur op. 138 (1818 г.) и A-dur op. 107 (1828 г.); вариации: 8 вариаций на французскую песню (e-moll, ор. 10, 1818 г.), 8 вариаций на оригинальную тему (As-dur, ор. 35, 1824 г.), 8 вариаций на тему из оперы "Мария" Герольда (C-dur, ор. 82 (№ 1, 1827 г.), интродукция и вариации на оригинальную тему (B-dur, ор. 82 № 2, ?); полонезы: 4 (ор. 75, 1818 г.), 6 (ор. 61, 1826 г.); 4 лендлера (1824 г.); марши: 3 героических (Trois marches hiroiques, op. 27, 1818 или 1824 гг.), 3 военных (Trois mareches militaires, op. 51, прим. 1818 г.), 6 больших (6 grandes marches et trios, op. 40, 1818 или 1824 гг.), Большой похоронный (Grande marche funиbre (а l"occasion de la morte de S. M. Alexander I), c-moll, op. 55, 1825 г.), Большой героический (Grande Marche heroique (а l"occasion du sacre de S. M. Nicolas I), a-moll, op. 66, 1826 г.), 2 характерных (Deux marches caractйristiques, C-dur, op. 121, прим. 1826 г.), Детский марш (для Ф. Пахлера, G-dur, 1827 г.); фуга e-moll для фортепьяно или органа (ор. 152, 1828 г.)

Вокальные ансамбли: вокальные терцеты: "Адвокаты" (Die Advokaten, для 2 теноров и баса с сопр. фортепьяно, ор. 74, 1812 г.: ранее считался обработкой одноимённого терцета А. Фишера), "К именинам моего отца" (Zur Namensfeier mei-nes Vaters, 1813 г., для 2 теноров и баса с сопр. гитары) и другие с сопровождением и без сопровождения (также каноны)

Вокальные квартеты для 2 теноров и 2 басов: 2 (ор. 16,прим. 1822 г.), 3 ("Деревушка"- Das Dorfchen, cлова Бюргера, "Соловей" - Die Nachtigall, cлова И. К. Унгера, "Дух любви" - Geist der Liebe, cлова Маттисона, ор. 11, 1817-1822 гг.), 4 (op. 17, прим. 1822 г.), Гондольер (Der Gondelfahrer, cлова Майрхофера, с сопровождением фортепьяно, ор. 28, 1824 г.), 3 (op. 64, до лета 1826 г.), Песнь лодочника (Bootgesang, перевод из В. Скотта, с сопровождением фортепьяно, ор. 52 № 3, 1825 г.), Застольная песня 16 века (Trinklied aus dem XVI. Jahrhundert, слова латинские, op. 155, 1825 г.) и др.

Вокальные квинтеты: для 2 теноров и 3 басов, в том числе: "Тот, кто страдал, поймёт" (Nur wer die Sehnsucht kennt, cлова Гёте, 1819 г.), "Лунный свет" (Mondenschein, слова Шобера, с сопровождением фортепьяно, ор. 102, 1826 г.) и др.

Для других составов мужских голосов: " Песнь духов над водами" (Gesang der Geister ьber den Wassern, cлова Гете, для 4 теноров и 4 басов в сопровождении струнных инструментов, ор. 167, 1820-1821 гг.; ранние эскизы и воплощения для других составов -1816 г., 1817 г., 1820 г.), "Ночное сияние" (Nachthelle, слова И. Г. Зайдля, для тенора соло, 2 теноров, 2 басов и фортепьяно, ор. 134, 1826 г.), "Ночная песнь в лесу" и др.

Для 2 сопрано и 2 контральто: 23-й псалом (перевод. М. Мендельсона, с сопровождением фортепьяно, ор. 132, 1820 г.), "Бог в природе" (Gott in der Natur, cлова Э. К. Клейста, с сопровождением фортепьяно, ор. 133, 1822 г.)

Для других составов женский голосов: " Коронах" (Coronach, переведено из В. Скотта, для 2 сопрано, альта и фортепьяно, ор. 52 № 4, 1825 г.), "Серенада" (Standchen, cлова Ф. Грильпарцера, для контральто соло, 2 сопрано, 2 контральто и фортепьяно, ор. 135, 1827 г.; 1-я редакция-для контральто соло, 2 теноров, 2 басов и фортепьяно, 1827 г.) и др.

Для сопрано, альта, тенора, баса и фортепьяно: " Молитва" и др.

Для других смешанных составов: " Свадебное жаркое" (Der Hochzeitsbraten, cлова Ф. Шобера, для сопрано, тенора, баса и фортепьяно, ор. 104, 1827 г.), "Вера, надежда и любовь" (Glaube, Hoffnung und Liebe, cлова И. А. Ф. Райля, для тенора, баса, смешанного хора и духовых инструментов, 1828 г.)

Более 600 песен для голоса и фортепьяно : на слова немецких поэтов: И. В. Гете - около 70, в том числе "Гретхен за прялкой" (Gretchen am Spinurade, op. 2), "Жалобная песнь пастуха" (Schafers Klagelied, ор. 3 № 1; обе -1814 г.), "Близость возлюбленного" (Nahe des Geliebten, op. 5 № 2), "Неистовая любовь" (Rastlose Liebe, op. 5 № l), "Морская тишь" (Meeres Stille op. 3 № 2), "Дикая роза" (Heidenroslein, op. 3 № 3), "К месяцу" (An den Mond, 2-е воплощение; все -1815 г.), "Лесной царь" (Erl-konig, op. l), "Король в Фуле" (Der Konig in Thule, op. 5 № 5), "Вечерняя песня охотника" (Jagers Abendlied, op. 3 № 4), "Вознице Кроносу" (An Schwager Kronos, op. 19 № l; все -1816 г.), "Ганимед" (op. 19 № 3, 1817 г.), "Прометей" (1819 г.), "Границы человечества" (Grenzen der Menschheit), "Зулейка I" (op. 14 № l), "Зулейка II" (op. 31), "Тайное" (Geheimes, op. 14 № 2: все -1821 г.), "Сын муз" (Der Musensohn, op. 92 № l, 1822 г.), "Ночная песнь странника II" (Wandrers Nachtlied II, Ьber allen Gipfein..., op. 96 №3, до 1824 г.), песни Миньоны и Арфиста из романа "Годы учения Вильгельма Мейстера" (1815-1826 гг.), в том числе 3 песни Арфиста (ор. 12, 1816-1822 гг.) и 4 песни из "Вильгельма Мейстера" (ор. 62, 1826 г.); Ф. Шиллера - 41, в том числе "Жалоба девушки" (Des Madchens Klage, 3 воплощения, 1811 г., 1812 г., 1816 г.; 2-е- ор. 58 № 3), "Ныряльщик" (Der Taucher; 2 редакция, 1814-1815 гг.), "Порука" (Die Bьrg-schaft, 1815 г.), "Группа из Тартара" (Gruppe aus dem Tartarus, op. 24 № l), "Борьба" (Der Kampf, op. 110; обе -1817 г.), "Желание" (Die Sehnsucht, 1813 г.; 2-е воплощение, ор. 39, прим. 1821 г.), "Пилигрим" (Der Pilgrim, ор. 37 № 1, 1823 г.), "Дифирамб" (Dythyrambe, op. 60 № 2, 1824 г.); В. Мюллера -песенные циклы "Прекрасная мельничиха" (Die schone Mullerin, op. 25, 20 песен, 1823 г.), "Зимний путь" (Die Winterreise, op. 89, 24 песни, 1827 г.) и др.; Г. Гейне - "Атлас" (Der Atlas), "Её портрет" (lhr Bild), "Рыбачка" (Das Fischer-madchen), "Город" (Die Stadt), "У моря" (Am Meer), "Двойник" (Der Doppelganger; все - 1828 г.), а также на слова И. П. Уца - 5, в том числе "Боги любви" (Die Liebesgotter, 1816 г.); И. Г. Якоби - 7, в том числе "Литания" (Litanei, 1816 г.);

К.Ф.Д. Шубарта - 4, в том числе "К смерти" (An den Tod, 1816 или 1817 гг.), "Форель" (Die Forelle, op. 32, прим. 1817 г.); Ф. Г. Клопштока -13, в том числе "Узы из роз" (Das Rosenband) и "Бесконечному" (Dem Unendlichen, обе -1815 г.); Ф. Л. Штольберга - 7, в том числе "Баркарола" (Auf dem Wasser zu singen, op. 72, 1823 г.); M. Клаудиуса -12, в том числе "Девушка и смерть" (Der Tod und das Madchen, ор. 7 № 3, 1817 г.); Л. Г. К. Xёльтп - 23, в том числе "К луне" (An den Mond, ор. 57 № 3, 1815 г.) и "Блаженство" (Seligkeit, 1816 г.); Ф. Маттисона - 27, в том числе "Аделаида" (1814 г.), "Свершение" (Vollendung) и "Земля" (Die Erde, D 989 и 989 A, прим. 1817 г.);

Л.Г. Козегартена - 22, в том числе "К заходящему солнцу" (An die untergehende Sonne, op. 44, 1817 г.); И. Г. 3алиса-Зевиса - 14, в том числе "Юноша у источника" (Der Jungling an der Quelle, 1816 или 1817 гг.); Г. Ф. Шмидта - "Скиталец" (Der Wanderer, ор. 4 № 1, 1816 г.) и др.

Шуберт

Творчество Франца Шуберта – заря романтического направления в музыке.

В своих великолепных произведениях он противопоставлял житейской действительности – богатство внутреннего мира маленького человека. Важнейшей областью в его музыке является песня.

В его творчестве все время соприкасаются мрак и свет, хотелось бы это показать на примере 2х его песенных циклов: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».

«Пр. мел.» 1823 - цикл написан на стихи Мюллера, привлекшие композитора своей наивностью и чистотой. Многое в них совпало с переживаниями и судьбой самого Шуберта. Незатейливая повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья.

Цикл обрамлен 2 песнями – «В путь» и «Колыбельная ручья», представляющими собой вступление и заключение.

Между крайними точками цикла расположено повествование самого юноши о своих странствиях, о любви к дочери хозяина-мельника.

Цикл как бы распадается на 2 фазы:

1) из 10песен (до «Паузы»№12) – это дни светлых надежд

2) уже иные мотивы: сомнение, ревность, печаль

Развитие драматургии цикла:

1 экспозиция образов №1-3

2 завязка №4 «благодарность ручью»

3 развитие чувств №5-10

4 кульминация №11

5 драматургичес перелом, появление соперника №14

6 развязка №20

«В путь» - раскрывает строй мыслей и чувств молодого мельника, только что ступающего на жизненную дорогу. Впрочем, герой в "Прекрасной мельничихе" не один. Рядом с ним действует другой, не менее важный герой - ручей. Он живет бурливой, напряженно-изменчивой жизнью. Меняются чувства героя, меняется и ручей, ибо душа его слита с душой мельника, а песнь выражает все, что переживает он.
Музыкальные средства 1 песни чрезвычайно просты и наиболее близки к приемам народного песенного творчества.

Кульминационный номер «Моя» - сосредоточие всех радостных чувств. Этой песней замыкается 1раздел цикла. Сочностью фактуры и веселой подвижностью, упругостью ритма и размашистым рисунком мелодии, она сходна с начальной песней «В путь».

В песнях 2раздела, Шуберт показывает, как нарастает боль и горечь в душе молодого мельника, как прорывается она в бурных вспышках ревности, скорби. Мельник видит соперника – охотника.

№14 «Охотник» , в обрисовке этого персонажа композитор использует приемы, привычные в т.н. «охотничьей музыке»: размер 6/8, «пустые»4 и 5 - «золотой ход валторны», изображающий охотничий рог, так же характерные ходы 63//63.

3 песни «Ревность и гордость», «Любимый цвет», «Мельник и ручей» - составляют драматургический стержень 2раздела. Нарастающая тревога выливается в смятение всех чувств и мыслей.

«Колыбельная ручья» - передача тех самых настроений, с которыми заканчивает он свой жизненный путь. Наполнена чувством тихой печали и меланхолии. Монатонное ритмическое покачивание и тоничность гармонии, мажорный лад, спокойный рисунок песенной мелодии создают впечатление покоя, примеренности.

В заключении цикла Шуберт возвращает нас в мажор, придавая этим светлый колорит – это рассказ о вечном покое, смирении, но не смерть.

«Зимн. Путь» 1827 – так же на стихи Мюллера, контрастен цикл тем, что теперь глав герой из радостного и бодрого юноши превратился в страдающего, разочарованного одинокого чел (теперь он покинутый всеми скиталец)

Он вынужден уйти от любимой, т.к. беден. Без нужды он пускается в путь.

Тема одиночества в цикле представлена во множестве оттенков: от лирических изменений до философских размышлений.

Отличия от «Пр мел» также в том, что здесь нет сюжета. Песни объединяются трагичес темой.

Сложность образов – акцент на внутренне-психологической стороне жизни, вызвал усложнение муз. Яз. :

1) 3х част форма драматизируется (т.е. в ней появляются вариационные изменения каждой части, развернутая сред.часть и реприза изменяется по сравнению с 1частью.

2) Мелодия обогащается декламационными и речевыми оборотами (текст на распев)

3) Гармония (внезапные модуляции, нетерцовая структура аккордов, сложные аккордовые сочетания)

В цикле 24 песни: 2 части по 12песен.

Во 2 разделе (13-24) – тема трагич представлена более явно, а тема одиночества сменяется темой смерти.

Первая песня цикла «Спокойно спи» , так же как и «В путь» выполняет функцию вступления – это невеселый рассказ о былых надеждах и любви. Напев ее прост и печален. Мелодия малоподвижна. И лишь ритм и фортепьянный аккомпанемент передают мерное, однообразное движение одиноко бредущего человека. Его безостановочный шаг. Мелодия представляет собой движение из вершины источника (катабасис – нисходящее движение) – скорбь, страдания. 4 куплета отделены др от др проигрышами с интонациями задержания – обострение драматизма.

В последующих песнях 1раздела, Шуберт все больше склоняется к минору, к использованию диссонирующих и альтерированных аккордов. Вывод всего этого: Прекрасное – это всего лишь иллюзия грез – типичное настроение композитора в последние годы жизни.

Во 2 разделе тема одиночества сменяется темой смерти. Все больше нарастает трагическое настроение.

Шуберт вводит даже образ-предвестник смерти №15 «Ворон», с господствующим мрачным угрюмым настроением. Печальное, полное щемящей тоски вступление рисует безостановочное движение и мерные взмахи крыльев. Черный ворон в снежной вы- шине преследует свою будущую жертву - путника. Ворон терпелив и нетороплив. Он ждет добычи. И дождется ее.

Последняя №24 песня «Шарманщик». Она завершает цикл. И совершенно не походит на двадцать три остальные. Те рисовали мир таким, каким он представлялся герою. Эта изображает жизнь такой, какая она есть. В "Шарманщике" нет ни взволнованного трагизма, ни романтической взвинченности, ни горькой иронии, присущих остальным песням. Это реалистическая картинка жизни, грустная и трогательная, мгновенно схваченная и метко запечатленная. В ней все просто и незатейливо.
Композитор здесь олицетворяет себя с обездоленным нищим музыкантом, представленным в песне, кот строится на чередовании вокал фраз и инструм проигрышей. Тонический орган.пункт изображает звучание шарманки или волынки, однообразные повторы создают настроение тоски и одиночества.

Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «Возлюбленной. Во всех этих произведениях виден замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; большее значение аккомпанемента, высокий художественный смысл. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы - по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.

В Вене в семье школьного учителя.

Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам.

В возрасте 11 лет Шуберт был — школу-пансион для солистов придворной капеллы, где помимо пения изучал игру на многих инструментах и теорию музыки под руководством Антонио Сальери.

Во время обучения в капелле в 1810-1813 годах он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В 1813 году он поступил в учительскую семинарию , в 1814 году начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время Шуберт сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Иоганна Гете "Гретхен за прялкой".

К 1815 году относятся его многочисленные песни, среди которых "Лесной царь" на слова Иоганна Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля (комическая опера с разговорными диалогами).

В 1816 году композитор закончил 4-ю и 5-ю симфонии , написал более 100 песен.

Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставил работу в школе (это привело к разрыву отношений с отцом).

В Желизе, летней резиденции графа Иоганна Эстерхази, он выполнял обязанности учителя музыки.

Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом Иоганном Фоглем (1768-1840), который стал пропагандистом вокального творчества Шуберта. На протяжении второй половины 1810-х годов из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни, в том числе популярные "Скиталец", "Ганимед", "Фореллен", 6-я симфония. Его зингшпиль "Братья-близнецы", написанный в 1820 году для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, но принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама "Волшебная арфа", поставленная несколько месяцев спустя в Театре Ан-дер-Вин.

Он пользовался покровительством аристократических семей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке его 20 песен, но опера "Альфонсо и Эстрелла" на либретто Франца фон Шобера, которую Шуберт считал своей большой удачей, была отклонена.

В 1820-х годах композитором были созданы инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная" симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, девятая по счету).

В 1823 году он написал вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера, оперу "Фьебрас", зингшпиль "Заговорщицы".

В 1824 году Шубертом были созданы струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта "Смерть и девушка") и шестичастный Октет для духовых и струнных.

Летом 1825 года в Гмундене близ Вены Шуберт сделал наброски своей последней симфонии, так называемой "Большой".

Во второй половине 1820-х годов Шуберт пользовался в Вене весьма высокой репутацией — его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали новые песни композитора, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-1826 годов выделяются фортепианные сонаты, последний струнный квартет и некоторые песни, среди которых "Молодая монахиня" и Ave Maria.

Творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки. 26 марта 1828 года композитор с большим успехом дал в зале общества авторский концерт.

К этому периоду относятся вокальный цикл "Зимний путь" (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием "Лебединая песнь".

19 ноября 1828 года Франц Шуберт скончался в Вене от тифа в возрасте 31 года. Он был похоронен на Вэрингском кладбище (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены рядом композитором с Людвигом ван Бетховеном, скончавшимся годом ранее. 22 января 1888 года прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.

До конца XIX века значительная часть обширного наследия композитора оставалась неопубликованной. Рукопись "Большой" симфонии была обнаружена композитором Робертом Шуманом в конце 1830-х годов — впервые она прозвучала в 1839 году в Лейпциге под управлением немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона. Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850 году, а первое исполнение "Неоконченной симфонии" — в 1865 году. Каталог произведений Шуберта включает около одной тысячи позиций — шесть месс, восемь симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников