В каких поступках проявляется самодурство дикого. Самодурство - это плохо или очень плохо? Самодуры в литературе. Кто такая Кабаниха

Чрезвычайно важна роль Островского в истории рус-ской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ. Мы знакомимся по его пьесам с тяжелым, мрачным бытом «темного царства», с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюби-вой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатство душевных сил человека и ненавидеть тот гнет, который мешал в прошлом свободному разви-тию личности. В ряду тем, выдвинутых жизнью, была одна, требовавшая неотложного освещения. Это тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купе-ческом быту, тирания, под гнетом которой задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и трудящаяся беднота. Задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».

Действие драмы «Гроза» происходит в провинциаль-ном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются суровые, мрачные нравы. «Жестокие нра-вы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - говорит бедняк Кулигин, механик-самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и обра-зумить людей. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одни олицетворяют гнетущую власть «темного царства» (Дикой, Кабаниха), а другие - жертв «темного царства» (Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш, Варвара). Они одинаково ощущают грубую силу «темного царства», но по-разному выражают свой протест против этой силы.

Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «темного царства». Смысл жизни для Дикого - приобретать, уве-личивать богатство, а для этого все средства хороши. Он самый богатый и знатный человек в городе. Капитал раз-вязывает ему руки, дает возможность беспрепятственно куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми. Вот как говорят о Диком герои пьесы. Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.»; Кудряш: «...у него вся жизнь основана на ругательстве... А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходит-ся... А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит. Целый день ко всем придирается.» Грубый и бесцеремонный Ди-кой куражится перед племянником Борисом, перед до-машними. Борис замечает: «Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»; «А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!». Прижимистость и разнузданность - это не сугубо индивидуальные качества Дикого. Это типичные черты патриархального купечества.

Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Каба-новой позволяет нам познакомиться еще с одной разно-видностью представителей «темного царства», такой же типичной, как Дикой, но еще более зловещей и мрачной. Кабаниха любит беспрекословное повиновение, в ее ре-чах постоянные попреки, жалобы на непочтительность. В доме Кабанихи царит атмосфера жестокости, униже-ния. Она тиранит своих близких, «поедом ест», «точит, как ржа железо»; «ханжа, сударь! Нищих оделяет, а до-машних заела совсем». Кабаниха считается с тем, что принято, чего требует порядок, чтит сложившиеся в ее сословии традиции, ритуалы. По ее глубочайшему убеж-дению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе пе-ред ним, как того «требует порядок». Она вразумляет Ти-хона, не понимающего, для чего Катерина должна его бо-яться: «Как зачем бояться? Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок-то в доме будет?» Кабанова крепко держится за порядок, за соблюдение формы. Особенно наглядно это проявилось в сцене прощания с Тихоном. Мать требует, чтобы сын для порядка дал жене наказы: не грубить свекрови, не сидеть без дела, чтобы на чужих мужчин не смотрела. Жена обя-зана долго и громко выть, проводив мужа. Кабаниха не просто соблюдает домостроевские нормы, она борется за них. На вид она благочестива и набожна. Но религия для нее - только средство держать в повиновении окружаю-щих («Весь дом... на обмане держится»).

Зло, ханжество, ложь - вот черты нравственного об-лика «темного царства».

А как другие персонажи пьесы относятся к морали Дикого и Кабанихи? Кулигин осуждает купечество за жестокость, мечтает об «общей пользе, о всеобщем бла-годенствии», но это лишь мечты. Во взаимоотношении с самодурами он считает наилучшим терпеть и угождать. Жизненная философия Варвары - «делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Кудряш уживается с Диким, применяется к обстановке и находит возмож-ности весело жить и в среде Диких. Тихон, человек доб-рый, но безвольный, под давлением матери потерял вся-кую способность думать и жить самостоятельно.

И только Катерина смогла бросить протест миру жес-токости и деспотизма. Протест Катерины, конечно, сти-хийный. Но он по-своему отразил недовольство обще-ственным и семейным неравенством, тиранией имущих. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном цар-стве». Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробуд-ный мрак «темного царства».

А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского - Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.

Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом” вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее... Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай!” - обращается к Дикому.

Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.

Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубе"е, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.

Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того врем


И П.С. Мочалова. Большое влияние на формирование мировоззрения молодого Островского оказали статья В.Г.Белинского и А.И.Герцена. Уже в своих первых произведениях Островский показал себя последователем «гоголевского направления» в русской литературе, сторонником школы критического реализма. Свою приверженность к идейному реалистическому искусству, стремление следовать заветам В.Г.Белинского...

Гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился...

Смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей федой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость “темного царства”. Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над тем, что сковывало ее волю и разум. Катерина решается на самоубийство. ...

Жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость "темного царства". Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над темными представителями, сковывавшими ее волю и разум. Катерина решается на...

Уж такого-то ругателя, как у нас

Савел Прокофьич, поискать еще!..

Хороша тоже и Ка­баниха.

А. Островский. Гроза

В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по­давляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово «са­модур», но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, дей­ствуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими.

В драме «Гроза» явление самодурства описано на при­мере образов «значительных лиц» города Калинова - Ди­кого и Кабанихи.

Для Дикого основная цель в жизни, единственный за­кон - деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. Он самый богатый чело­век в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги - это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу - поми­лую, захочу - раздавлю». В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянни­ков, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитыва­ет бедных мужиков, работающих на него: «ни одного пу­тем не разочтет». Он действует по принципу: «Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тыся­чи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой привык думать только о себе.

Не зря об этом купце говорят: «У него вся жизнь осно­вана на ругательстве». По-человечески Дикой разговари­вать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни до­машним. Грубый и бесцеремонный, он осознает свою без­наказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бес­правных: «Они должны мне покоряться...» Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными лично­стями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой пасует, отступает. Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора - черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны.Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев «темного царства». Консерватизм взгля­дов и ненависть ко всему новому являются ее отличитель­ными чертами: «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики пере­мрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в сочетании с самым серьезным отношением к домостроев­ским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невы­носимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, сла­бым, лишенным самостоятельности, рабски покорным ма­теринской воле. Но Кабаниха хочет сделать его «хозяи­ном» в своей семье, которого жена не только беспрекослов­но слушается, но и боится. Поэтому она не только подав­ляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упре­кает невестку.

Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное - соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди.

Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела». Однако и религиоз­ность Кабанихи внешняя, дань традициям.

Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон и логика этой жизни».

Нередко мы и сегодня встречаемся с самодурами в жиз­ни. Их можно отличить по тому, что «самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он - что захочет, то и сделает». Я думаю, что единственное средство для борь­бы с самодурством - это развитие внутренних качеств каждого человека, возрождение истинной культуры в соб­ственном сердце.

    Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом...

    Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, Дореформенные...

    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения....

    А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно...

Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!.. Хороша тоже и Ка­баниха. А. Островский. Гроза В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по­давляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово «са­модур», но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, дей­ствуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими. В драме «Гроза» явление самодурства описано на при­мере образов «значительных лиц» города Калинова - Ди­кого и Кабанихи. Для Дикого основная цель в жизни, единственный за­кон - деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. Он самый богатый чело­век в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги - это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу - поми­лую, захочу - раздавлю». В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянни­ков, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитыва­ет бедных мужиков, работающих на него: «ни одного пу­тем не разочтет». Он действует по принципу: «Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тыся­чи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой привык думать только о себе. Не зря об этом купце говорят: «У него вся жизнь осно­вана на ругательстве». По-человечески Дикой разговари­вать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни до­машним. Грубый и бесцеремонный, он осознает свою без­наказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бес­правных: «Они должны мне покоряться...» Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными лично­стями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой пасует, отступает. Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора - черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны. Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев «темного царства». Консерватизм взгля­дов и ненависть ко всему новому являются ее отличитель­ными чертами: «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики пере­мрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в сочетании с самым серьезным отношением к домостроев­ским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невы­носимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, сла­бым, лишенным самостоятельности, рабски покорным ма­теринской воле. Но Кабаниха хочет сделать его «хозяи­ном» в своей семье, которого жена не только беспрекослов­но слушается, но и боится. Поэтому она не только подав­ляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упре­кает невестку. Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное - соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди. Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела». Однако и религиоз­ность Кабанихи внешняя, дань традициям. Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон и логика этой жизни». Нередко мы и сегодня встречаемся с самодурами в жиз­ни. Их можно отличить по тому, что «самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он - что захочет, то и сделает». Я думаю, что единственное средство для борь­бы с самодурством - это развитие внутренних качеств каждого человека, возрождение истинной культуры в соб­ственном сердце.

1. Реализм драмы «Гроза».

2. Портрет Савела Прокофьевича Дикого.

3. Кабаниха - глава «темного царства».

4. Завершение власти Самодурства и невежества в драме А. Н. Островского «Гроза»

Идея создания драмы «Гроза» появилась у Александра Николаевича Островского в 1859 году после длительного путешествия по волжским городам. Принято считать, что прототипом главной героини этой пьесы - Катерины Кабановой - стала реально существовавшая женщина, Александра Клыкова. История ее жизни была очень похожа на судьбу Катерины. Интерес вызывает тот факт, что Островский завершил свое произведение примерно за месяц до того, как Клыкова утопилась в Волге, не выдержав издевательств своих родственников. Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует о том, что автор очень ярко и реалистично показал в драме «Гроза» жесткий конфликт, происходящий между разными поколениями в одном купеческом семействе.

Самодурство и невежество в драме А. Н. Островского «Гроза» показаны автором при помощи двух очень ярких образов - Савела Прокофьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой («Кабанихи»), свекрови главной героини.

Дикой - один из типичных представителей провинциального богатого купечества. Это человек, имеющий определенные права в городе и считающий, что ему дозволено если не все, то многое. О данном обстоятельстве свидетельствует следующее его высказывание:

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю...

Далее Островский указывает на то, что самодурство, недостойное поведение Дикого - вовсе не порочное качество, а природное свойство его «горячего своевольного сердца». Беда Савела Прокофьевича в том, что он не предпринимает никаких попыток обуздать свой неукротимый нрав, и поэтому он безнаказанно творит все, что хочет.

Окружающие люди воспринимают Савела Прокофьевича неоднозначно. Например, Кулигин утверждает, что Дикому следует во всем уступать, чтобы не нарваться на грубость, но Кудряш вполне резонно возражает ему: «...кто ж ему угодит, если у него вся жизнь на ругательстве построена? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится...».

Но никакой капитал, никакие средства не могут споспешествовать обогащению духовной жизни Дикого. Несмотря на непоколебимую убежденность в собственной правоте, он быстро поджимает хвост, сталкиваясь по воле случая с более значительной персоной. При этом ему вовсе не чужда самокритика: например, накричав во время великого поста на ни в чем не повинного крестьянина, который привез ему дрова, он публично извинился перед обиженным, чтобы не брать на душу греха. Но этот «добрый» поступок - лишь очередная причуда богатого самодура, а не искреннее покаяние.

Жизнь Савела Прокофьевича построена вокруг денег, капитала - по его мнению, все хорошее можно купить, а отдавать деньги «просто так» следует только в исключительных случаях. Сам он прямо говорит об этом: «Я отдать отдам, а обругаю».

В отличие от Дикого Марфа Игнатьевна Кабанова, которую окружающие именуют «Кабанихой», придерживается устоявшихся норм старой морали, точнее, ее худшей стороны. Соблюдая правила и законы «Домостроя», она скрупулезно отбирает только те, которые выгодны ей, не обращая внимания на остальные. К сожалению, она не соблюдает самый главный, ключевой закон - нельзя осуждать людей, случайно согрешивших, следует прежде всего подумать о собственных прегрешениях и позаботиться об этом. Кабаниха же находит негативные стороны во всем - даже в момент прощания Катерины с мужем, уезжающим по делам на дне недели, недобрая свекровь находит повод для ехидного иысказывания: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! 11е с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» При этом к сыну Марфа Игнатьевна относится слишком сурово, навязывая свои м. чгляды, не давая ему жить самостоятельно.

Возможно, подобный деспотизм, стремление к безграничной власти над домочадцами и не были основной чертой характера Кабановой. Она пыталась всеми силами поддерживать строгий в доме, руководить не только хозяйством, но и человеческими взаимоотношениями. К сожалению, в силу своего невежества она не в состоянии деликатно разрешать возникающие конфликты, своей диктатурой еще более усугубляя накалившуюся обстановку. Мне-ние чужих людей для нее безразлично, на собственных ошибках учиться она не умеет.

Трагическая развязка драмы «Гроза» - самоубийство Катерины, уставшей от постоянного гнета свекрови, эмоционального напряжения, постоянных оправданий из-за выдуманных прегрешений и «неправильных» поступков. Это не просто уход из опостылевшей жизни, но прежде всего неосознанный вызов той силе Самодурство и невежество , которая правит окружающим миром, протест против навязываемой фальшивой «нравственности». И даже забитый, подавленный матерью муж Катерины - Тихон - понимает это. Склонившись над телом утонувшей супруги, он говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!» Он начинает понимать порочность и неискренность отношений, царящих в его семье, но его мягкий, безвольный характер не позволяет ему решиться па серьезный поступок, воспротивиться психологическому давлению.

Слова Тихона дают нам понять, что жизнь в «темном царстве», где правят самодурство и невежество, хуже, чем смерть. Иначе, разве могут живые люди завидовать ушедшим, тем более самоубийцам (ведь по законам православной церкви, добровольное «бегство» из жизни - один из самых тяжких грехов)? И само существование этого порочного круга близится к завершению. Нормальный человек не может существовать в атмосфере гнета, обид, невежества и фальшивой морали, значит, близится освобождение от власти Кабанихи и ей подобных.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Самодурство и Невежество в драме А. Н. Островского «Гроза» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    В пьесе А. Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много» - рассказывает Катерина о своем детстве. Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами. Катерина часто видит себя
    Где и когда происходит действие драмы "Гроза"? Какие явления русской жизни в ней отражены? Назовите главных действующих лиц пьесы. Кто кому противопоставлен? Речь идет о борьбе поколений "отцов" и "детей" или о противопоставлении психологии, взглядов, убеждений? Главные действующие лица пьесы противопоставлены в какой-то степени как люди разных поколений, "отцы" (Дикой, Кабаниха) и "дети" (Катерина, Варвара, Борис, Тихон). Но главное в другом: противопоставляется отношение к жизни, психология охранителей старины, боящихся всего нового,
    Пьеса Островского вызвала множество статей и рецензий. Среди них особенно выделяется статья Н. А. Добролюбова "Луч света в темном царстве". Почему именно Катерина была названа "лучом света"? Потому, что инстинктивный протест героини "Грозы" был для критика прямым доказательством обреченности "темного царства". "Известно, - утверждал Добролюбов, - что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых". Образ Катерины в истолковании
    "Гроза» А. Н. Островского - драма или трагедия? "... Мир затаенной, тихой вздыхающей скорби» изобра­жает драматург, воплощая его события и характеры в об­разах персонажей драмы "Гроза», и очевидно, что слова Н. Добролюбова помогают точнее дать жанровое определе­ние произведения. "... Мир тупой, ноющей боли, мир тю­ремного, гробового безмолвия...» - но целый мир, а не фраг­мент его, - мир, взятый во всей полноте своих проблем и коллизий. Драма, давно неподвластная законам классициз­ма,
    Сила с неправдою Не уживается... Н. Некрасов Драма А. Н. Островского "Гроза" - одно из самых значительных произведений не только в творчестве писателя, но и во всей русской драматургии. Центральный конфликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма, чему способствует образ главной героини пьесы - Катерины. Герцен писал о "Грозе": "В своей драме автор проник в глубочайшие тайники... русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины... которая
    В незавершённой драме Пушкина «Сцены из рыцарских времён» (1835) и в драме Островского «Гроза» (1859), между которыми, казалось бы, трудно отыскать нечто общее, совпадают, однако, несколько деталей и сюжетных ситуаций. Вот одна из них. К богатому купцу обращается нищий изобретатель-самоучка: просит денег для проведения каких-то опытов или для реализации своих изобретений. У Пушкина это монах Бертольд Шварц, легендарный средневековый алхимик, мечтавший получить золото и нечаянно открывший порох. Он просит у купца
    Мир "допетровского" русского человека, существовавший рядом с современностью "железного" XIX в., до Островского оставался странностью и экзотикой, предметом изумленного и насмешливого разглядывания. Для предшественников драматурга в разработке "купеческой темы" это был мир курьезов и нелепостей, смешного косноязычия, диковинных одежд и странных обычаев, необъяснимых страхов и удивляющих проявлений веселия... Только Островский показал эту "страну" именно как мир, как дошедший до современности остров прапрадедовской жизни, которая, однако, вовсе не заповедник прошлого. Нет,

И несмотря на то, что вот уже три с половиною столетия, как мы свергнули с себя иго татарское, все еще существует на земле русской, в лице этих многочисленных Большовых, Диких, Торцовых и их забитых, безответных жертв - заимствованное из Сарая темное царство. Из всего наследства, оставленного нам прежними нашими ордынскими владыками, в три с половиною века мы избавлены, по воле мудрого, христианского правительства, только от страшных пыток, одно воспоминание о которых смущает душу современного человека - да от кнута. Лихоимство же, семейный деспотизм и затворничество женщин еще доселе существуют в области "темного царства". Они пережили и кнут, и пытки, потому что кнут и пытки могло уничтожить правительство разом - одним законодательным актом, но остальные статьи сарайского наследства - самодурство, семейный деспотизм, лихоимство, затворничество женщин нельзя уничтожить указами. Сколько писано было указов, указов самых грозных, против лихоимства и взяточничества, - но они существуют. Сколько издано постановлений, ограждающих подчиненных от произвола старших, но произвол не уничтожился. Петр I с барабанным боем вывел русскою женщину из татарского терема в европейскую ассамблею, но затворничество женщин еще не вывелось на Руси. Наконец, ни в одном из европейских законодательств нет такого широкого для свободы женщины закона, как у нас - закона, представляющего ей право самостоятельно, независимо от родителей или от мужа располагать своим имуществом, но несмотря на то, сами-то женщины у нас в темном царстве самодуров не больше, как движимое имущество. Для уничтожения этих диких сторон русского народа, для развеяния в прах и пыль последних остатков от наследства сарайского, нужны не указы, а общественное образование, которое приведет с собою и справедливость, и правосудие, и уважение к закону, и все, чего недостает еще народу русскому.

Но прежде решительных врачебных мер, всякий врач дает трудно больному, изнемогающему от застарелых недугов, предварительные острые средства, которые раздражают застывающий организм, с тем, чтоб он был в состоянии с пользой принять целебные средства. И сказочный богатырь наш Иван Царевич омертвелое, израненное тело матери кропит сначала "мертвой водой", и когда от действия ее срастутся раздробленные суставы разбитого темной силой тела ее, кропит ее "живою водой"… "И встает она краше прежнего". - Эту "мертвую воду" посылает Иван Царевич нашей матушке через Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, а во дни наши посылает ее через Островского. Он теперь кропит мертвой водой на темное царство. Эта мертвая вода - сатира, комедия, представляющая темное царство на всенародное посмеяние.

Мы не станем разбирать прежних произведений даровитого нашего драматурга - они всем известны и об них много, очень много говорено в наших журналах. Скажем только одно, что все прежние произведения г. Островского представляют темное царство безвыходным, неприкосновенным, таким царством, которому не будет конца. Безответно, почти даже безропотно смотрят жертвы самодурства на свои страдания и так сильно легло на них влияние «Домостроя», что они не только не стараются свергнуть с себя давящее их иго, но даже ни делом, ни словом не заявляют протеста против семейного деспотизма и невежества. Все они, как мы заметили, проходят школу самодурства, и как бы сознавая законность его, учатся, как самодурничать, когда для них, украшенных серебристым волосом, придет черед самодурничать. Безвыходное состояние среднего общества из области темного царства, безвыходное и для грядущего поколения, производит на читателя самое тяжелое впечатление, вносит в душу его мрачное, отчаянное страдание, столь свойственное каждому человеку, находящемуся не только под гнетом, но даже под каким бы то ни было влиянием темного царства патриархально-семейного деспотизма и вместе с тем не имеющего ни сил, ни возможности разбить эти оковы, если не для себя, то хоть для детей, для внуков своих. В «Грозе» не то, в «Грозе» слышен протест против самодурства, слышен из уст каждой жертвы, даже разгульная Варвара протестует не только словом, но и делом: она бежит из дома матери, свергая с себя оковы патриархального деспотизма, несмотря на то, что ей позволялась свобода для грубых, но зато единственных в ее быту наслаждений. Но всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина: это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостройного быта. Но обратимся к драме.

Вот ее содержание. Катерина (главное лицо в драме) выдана замуж в другой город за купеческого сына Тихона Кабанова. По патриархальному домостройному обычаю - она выдана замуж, а не вышла. Ее не спрашивали, любит ли она Тихона, ее выдали по благословению родителей за немилого, в той надежде, что, дескать, "стерпится - слюбится". В семье, в которую попала

Катерина, владычествует во всей силе самодурство ее свекрови, старой Кабанихи, перед которою в доме никто слова не может сказать. Молодая женщина, попав под гнет этой старухи, испытывает тысячи нравственных мучений и в то же время сознает, что бог вложил в нее сердце пылкое, что в молодой груди ее бушуют страсти, вовсе не совместимые с затворничеством замужних женщин, которое господствует в той среде, куда попала Катерина. Подвернулся ей на глаза молодой, красивый собою племянник богатого самодура Дикого Борис Григорьевич, воспитывавшийся в коммерческой академии, носящий костюм не русский, а европейский. Муж уезжает, и Катерина при помощи золовки своей Варвары, девки разгульной, видится в овраге с Борисом, с которым до того не перемолвила ни одного слова. Десять ночей она с ним виделась по ночам, и вдруг муж раньше срока возвращается домой. Испуганная грозой, Катерина, при стечении народа, укрывшегося от непогоды под своды древнего здания византийской архитектуры, увидев старинную стенопись, изображающую мучения грешников в геенне, падает на колени перед мужем и кается всенародно, что она десять ночей гуляла с Борисом Григорьевичем. Муж простил ее, хоть и поколотил, по приказу матери, но горькая судьба преследует бедную женщину. Самодурство старухи Кабанихи претворяет в ад дом ее, запертый теперь наглухо замками и затворами - родная дочь бежит из этого ада с любовником, сын спивается с кругу, а Катерина с горя и отчаяния бросается в Волгу. Вот слабый очерк разбираемой драмы.

Обратимся теперь к анализу действующих лиц "Грозы".

Представители самодурства и самодурного деспотизма в рассматриваемой драме - Кабаниха и Дикой. Верная служительница домостройного алтаря, Кабаниха воспитала сына своего в страхе божием, как думает она, но действительно в страхе перед властью родительской. В деле воспитания она неуклонно следовала премудрым правилам «Домостроя»: "казни сына своего от юности его и покоит тя на старости и даст красоту душе твоей. Аще бо жезлом бивши его - не умрет, но здравее будет, то бо бия его по телу, душу его избавляеши от смерти. Любя же сына своего, учащай ему раны, да последи о нем возвеселишися, казни сына своего измлада и порадуешься о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твои. Воспитай детище с прещением… не смейся к нему, игры творя: в мале бо ся ослабиши, в велице поболиши, скорбя. И не дажь ему власти в юности, но сокруши ему ребра, донележе растет". У воспитанного по этой прекрасной программе Тихона ребра хотя и остались целы, но сам-то он вышел не человеком, а каким-то забитым, загнанным, обезличенным добряком, почти идиотом, неспособным ни на что, кроме горького пьянства. И в такую-то семью, за такого-то мужа выдали Катерину, женщину пылкую, мечтательную, в характере которой мало решительности.

Катерина, в которую бог вложил натуру пылкую, пытливую и много задатков добра и правды, родилась в старосветском домостройном купеческом доме, в таком городе, в таком кругу, где во всей суровости сохранился обычай держать взаперти замужних женщин и девиц, где существуют еще эти оковы, подаренные некогда свободной русской женщине темным Сараем и наложенные на нее милым супругом и нежным отцом, с соизволения умиравшей в невежестве Византии.

1.в чём проявляется самодурство Дикого? что даёт нам основание сказать о Диком словами русской пословицы "Молодец проти и получил лучший ответ

Ответ от GERA[гуру]
В пьесе выступают две группы обитателей города. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства» . Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин. Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства» , угнетённые, одинаково ощущающие грубую силу «тёмного царства» , но по-разному выражающие свой протест против этой силы. Образ Дикого: В чужом пиру похмелье» так определяется значение слова самодур: «Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он всё своё… Это - дикий, властный человек, крутой сердцем» .
Таким самодуром, поведением которого руководят только необузданный произвол и тупое упрямство, является Савёл Прокофьич Дикой. Дикой требует беспрекословного повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы какнибудь не прогневить его. Особенно тяжко приходится его домашним: дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках да в чуланах. Вконец затравил Дикой племянника! Бориса Григорьевича, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости.
Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно безнаказанно «покуражиться» . Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодурства проявляются у него в разгозоре с Кулигиным.
Дикой чувствует свою силу и власть - власть капитала. «Толстосумы» почитались тогда «именитыми людьми» , перед которыми бедняки вынуждены были заискивать и пресмыкаться. Деньги - это его страсть. Расстаться с ними, если уж они попали в его карман, для Дикого мучительно.
Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с проезжим гусаром, а после опять-таки выместил свою обиду дома, разогнав всех по чердакам да чуланам. Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.
Власть денег была, однако, не единственной причиной, создававшей почву для необузданного произвола. Другой причиной, помогавшей процветанию самодурства, было невежество. Невежество Дикого особенно наглядно проявляется в сцене его разговора с Кулигиным относительно устройства громоотвода.
Язык человека, манера говорить и самая интонация речи обычно соответствуют характеру человека. Это в полной мере находит подтверждение в языке Дикого. Речь его всегда груба и насыщена бранными, оскорбительными выражениями и эпитетами: разбойник, червяк, дармоед, дурак, проклятый и т. п. А искажение им иностранных слов (езуит, елестричество) только подчёркивает его невежество.
Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «тёмного царства» .

Ответ от Кристина Демидова [новичек]
Для того, чтобы понять, что даёт нам основание сказать о Диком словами русской пословицы: "Молодец против овец, против молодца сам овца", необходимо выяснить значение самой поговорки. В ней говорится о человеке, который самоуверенно ведёт себя среди слабых, но в действительности совсем не силён. Другими словами эта пословица характеризует того, кто дерзок, смел и самоуверен только среди тех, кто слабее его в чем-то. Здесь он "молодец" и демонстрирует свою силу и напор. Но как только противник будет превосходить его в силе или чем-то другом, то такой "молодец" превращается в запуганную "овцу".
Теперь когда мы выяснили значение пословицы обратимся к самому герою. Савел Прокофьевич Дикой является одним из отрицательных персонажей пьесы "Гроза" А. Н. Островского. Из произведения мы знаем, что это зажиточный купец и влиятельное лицо в городе Калинов. Дикого боятся все. Он постоянно ругает и бранит родных, знакомых, работников: "Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет... ", "Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?.. ","А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам... ". Однако, Савел Прокофьевич никогда не ругается с более сильными людьми. Он всегда обижает только слабых. В доказательство этому утверждению можно привести следующие цитаты из текста: "А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!.. ",
"А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами... ".

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине «Литература»

для самостоятельных работ

студентки I курса _______

группы________

Составитель: преподаватель литературы Рябинина Е.Н..

г. Москва

2015

Предисловие.

В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспекты внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления, культура труда. Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений. Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения.

Высокая речевая культура предполагает высокую культуру мышления, ибо незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме. Культура речи - это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли. Язык отражает состояние нравственности в обществе.

Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Академик Д.С.Лихачев справедливо замечает, что "Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной « закомплексованности»…

Учиться хорошей спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть этот и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова».

В настоящее время, когда требования к уровню гуманитарного образования становится выше, а количество часов, отводимых в средних специальных учебных заведениях на изучение литературы, всё меньше, необходимо искать новые формы организации познавательного процесса.

Одной из них является внеаудиторная самостоятельная работа.

Студент выступает в качестве исследователя художественного произведения.

В ходе выполнения работы студент овладевает не только новыми знаниями, но и новыми способами познавательной деятельности, потому что наряду с информацией, полученной в результате исследовательской работы, он усваивает и путь, следуя которому эту информацию можно получить.

Ещё один немаловажный фактор в пользу самостоятельной внеаудиторной работы состоит в том, что студент может сам выбрать тот темп работы, который его устраивает, подольше остановиться на особенно заинтересовавших его заданиях.

Кроме того задания, подобранные для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы в качестве домашнего задания для студентов. Также материалы пособия помогут студентам и обучающимся, пропустившим занятия по той или иной причине, восстановить знания по темам в полном объеме.

Предлагаемые задания соотнесены с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по литературе.

Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.

Цель рабочей тетради – развивать устную и письменную речь студентов Колледжа МИД России, овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте.

Тема 1.

А.Н.Островский

«Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в „тройке“, ездящего за границу занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз»

В. Г. Маранцман

«Гроза» - пьеса о пробуждающейся, протестующей личности. В основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.

Задание 1. Объясните смысл слов:

невежество_____________________________________________________________

деспотизм______________________________________________________________

обличать_______________________________________________________________

самодур _______________________________________________________________

ханжа _________________________________________________________________

Значение названия пьесы «Гроза».

Гроза в природе (действие 4) - физическое явление, внешнее, не зависящее от героев.

Гроза в душе Катерины - от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми,

подтолкнувшему к покаянию.

Гроза в обществе - ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем - неповиновение.

Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.

Вывод. Смысл заглавия:

гроза в природе - освежает,

гроза в душе - очищает,

гроза в обществе - освещает.

Задание 2. Объясните название пьесы «Гроза», пользуясь следующими синтаксическими конструкциями

Название пьесы «Гроза» имеет как прямой,__________________________________

Грозы боятся все герои пьесы, кроме_______________________________________

Катерина боится грозы, так как____________________________________________

Грозой кажутся Дикой и Кабаниха, которых_________________________________

Грозой стал поступок Катерины, потому что_________________________________

Задание 3. Выпишите примеры речевой характеристики различных персонажей драмы «Гроза»

Дикой

Кабаниха

Катерина

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Задание 4. Напишите характеристику одного из представителей «темного царства» с использованием тематического словарика: подавлять стремление к воле; эксплуатировать; держать в страже; унижать, издеваться; требовать безоговорочного послушания; защищать старые «домостроевские» обычаи; суеверие; отсталость; лицемерие; ханжество; страх перед новым; деспотизм; самодурство, основанное на власти денег.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Выпишите цитаты из статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве», которые доказывают убеждение критика в том, что Катерина - «решительный цельный русский характер».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.С помощью стать Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» раскройте основные черты самодуров и объясните характер этого общественного явления.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Какие черты характера Катерины проявляются в первых репликах? Почему Катерина предпочла смерть жизни? Докажите, что смерть Катерины - это протест. Сила или слабость характера проявляются в этом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Заполните таблицу, отвечая на вопросы: Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?

В детстве

В семье Кабановых

Жизнь Катерины : _______________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Занятия Катерины : _____________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Черты Катерины: _______________________

________________________________________

________________________________________

Для Катерины главное :___________________

________________________________________

Жизнь Катерины :________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Атмосфера дома :________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Принципы дома Кабановых: ______________

________________________________________

________________________________________

Для Кабанихи главное :___________________

________________________________________

Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт

Задание 9. Заполните таблицу «Хозяева жизни и Жертвы» используя цитаты из текста.

«Хозяева жизни»

«Жертвы»

Дикой: «

Кулигин: «

Кабаниха: «

Варвара: «

Кудряш: «,

Тихон: «

Феклуша: «

Борис: «

Задание 10. Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Каким предстает город Калинов в восприятии Феклуши? ___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Чем отличается от жителей города Кулигин? ______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13. В чем сложность внутреннего состояния Катерины? ____

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? _________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Домашнее задание к уроку

1. Выберите цитатный материал для характеристики Дикого и Кабановой.
2. Какое впечатление произвели на вас центральные фигуры "Грозы" – Дикой и Кабанова? Что сближает их? Почему им удается "тиранствовать"? На чем держится их власть?

Дикой и Кабанова

С первых же сцен «Грозы» мы попадаем в мрачную и душную обстановку особого мира, который с легкой руки Н.А.Добролюбова получил наименование «темное царство». Этот фразеологизм – сказочного происхождения, но купеческий мир «Грозы» лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. Здесь царят «жестокие нравы», характеристику которых развертывает в третьем явлении первого акта Кулигин.

Задание

Обратимся к тексту. Используя приготовленный дома материал, охарактеризуйте Дикого и Кабанову. Какая оценка дана им уже на первых страницах пьесы?

Ответ

Имена Дикого и Кабановой звучат уже в экспозиции.

"Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!" – говорит Шапкин. И далее добавляет: "Хороша тоже и Кабаниха".

Кудряш уточняет: "Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался".

Кулигин (показывает в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?

Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

К у л и г и н. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Ш а п к и н. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

Ш а п к и н. Хороша тоже и Кабаниха.

Уже первое появление Дикого на сцене раскрывает его натуру.

Задание

Прочитайте, как Дикой разговаривает с Борисом.

Ответ

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать.

Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: "Не смей мне навстречу попадаться"; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб, стоишь-то? Тебе говорят аль нет?

Борис. Я и слушаю, что ж мне делать еще!

Дикой (посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался!

Вопрос

Как характеризует Дикого его речь?

Ответ

Грубый и бесцеремонный. Его речь невозможно спутать с языком остальных персонажей "Грозы". Она характеризует Дикого как крайне грубого и невежественного человека. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь.

Задание

Найти место в тексте, где Кулигин просит денег на громоотвод.

Ответ

С.267 д. IV, явл. II

Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. Своим поведением он полностью оправдывает данную ему фамилию. "Как с цепи сорвался!" – характеризует его Кудряш.

Вопрос

А со всеми ли грубо ведет себя Дикой? Давайте понаблюдаем, как он разговаривает с Кабановой?

Ответ

С.253 д.III, явл. II

Иначе ведет себя Дикой с Кабановой, хотя и ей по привычке грубит: "Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!.." Однако та его довольно быстро укротила: "Ну, ты не очень-то горло распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!" Обратим внимание на то, как они называют друг друга: кум, кума. Так обычно в народе обращались к хорошо знакомым людям. В этой сцене почти нет ремарок, диалог ведется спокойно, миролюбиво.

Вопрос

А может ли еще кто-нибудь из персонажей "Грозы" противостоять Дикому?

Ответ

Да, Кудряш.

Ш а п к и н. Унять-то его некому, вот он и воюет!

Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.

Ш а п к и н. А что бы вы сделали?

Кудряш. Постращали бы хорошенько.

Ш а п к и н. Как это?

Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.

Ш а п к и н. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.

Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно, что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

Ш а п к и н. Ой ли?

Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Ш а п к и н. Уж будто он тебя и не ругает?

Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.

Вывод

Дикой куражится перед племянником, перед домашними, не отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих.

Комментарий учителя

Поведение Дикого и Кабановой можно охарактеризовать словом, которое ввел в литературу Островский – "самодуры". В одной из пьес он дал объяснение этому понятию: "Самодур – это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое".

Островский не только ввел в литературу слово "самодур", но и художественно разработал само явление самодурства, выявил, на какой почве оно возникает и развивается. Что означает это слово? Самодурами обычно называют тех, кто действует по своей прихоти, по произволу, не считаясь с другими.

Дикой изображен всего лишь в трех сценах, но драматург создал законченный образ, тип самодура.

Во многих сценах пьесы присутствует Кабанова, ей гораздо больше, чем Дикому, отведено в произведении времени: она одна из тех, кто активно движет действие, приближая его к трагической развязке.

Задание

Охарактеризуйте Кабанову.

Ответ

Марфа Игнатьевна Кабанова воспринимается как характер сильный и властный. Она внешне спокойна, владеет собой. Но размеренно, монотонно, не повышая голоса, она изматывает домашних своими бесконечными нравоучениями.

Кабаниха очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят за пределы Калинова (по ее поручению Тихон ездил в Москву). Ее уважает Дикой. Но это не интересует драматурга.

Вопрос

Как вы думаете, какова ее роль в пьесе?

Ответ

Кабаниха – выразитель идей и принципов "темного царства". Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. И свою заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности.

Вопрос

Как Кабаниха относится к своим детям? Можно ли сказать, что Кабанова любит своих детей?

Ответ

Она декларирует свою любовь к детям. Возможно, сама она даже верит в то, что любит их. С Варварой она разговаривает ласково. Зная, как несладка участь замужней женщины, позволяет ей нагуляться вволю.

К Тихону она испытывает материнскую ревность. Ей не нравится, как Тихон обращается с Катериной. Ей кажется, что Катерина отобрала у нее сына.

"Любовь" Кабанихи к своим детям – только лицемерная маска для утверждения личной власти. От ее "заботы" доходит до полного отупения Тихон, бежит из дома Варвара.

Вопрос

Каким образом Кабанова воздействует на окружающих?

Ответ

Она умело использует различные приемы для утверждения своей воли. Кабаниха умеет говорить и доброжелательно-поучительно ("Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит"), и лицемерно прибедняться ("Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать"), и властно приказывать ("Смотри ж, помни! На носу себе заруби!", "В ноги кланяйся!"). Ханжество Кабанихи проявляется в частом применении церковных оборотов: "Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!"; "Только грех один!".

Вопрос

Как можно одним словом охарактеризовать натуру Кабановой?

Ответ

Властная, деспотичная.

Вопрос

Деспотичен ли Дикой?

Ответ

Образ Дикого выглядит порой комически: слишком нелепо выглядит противоречие его поведения разуму, болезненно нежелание расставаться с деньгами.

Вопрос

Кто по-настоящему деспотичен в пьесе?

Ответ

Кабаниха, с ее хитростью, лицемерием, холодной жестокостью, страшна по-настоящему.

Вопрос

Как вы думаете, что опаснее для общественной нравственности: самодурство или деспотизм? Почему?

Ответ

Деспотизм. В пьесе показан застой, стояние на месте. Последствия этого страшны и порой непредсказуемы. Он прежде всего бьет по человеку, либо отупляя его, превращая в бездумного исполнителя, либо заставляя его ловчить, приспосабливаться, либо вызывая в нем чувство протеста. Застой тогда возможен, когда он поддерживается людьми, имеющими власть. Таковыми в Калинове и являются Дикой и Кабанова.

Вывод

Власть Дикого и Кабановой основана на безропотном повиновении их близких и деньгах. Никто ничего не может ответить тиранам. Обитатели города Калинова не хотят менять существующее положение вещей, поэтому Дикой и Кабанова продолжают тиранствовать безнаказанно. Если положение в Калинове останется прежним, то тирания будет продолжаться еще долго. Дикой и Кабанова являются властителями "темного царства": Они не могут жить иначе, поэтому их усилия направлены к одной цели. Эта цель – сохранение своей власти.

Домашнее задание

1. Соберите материал для характеристики Варвары, Кудряша, Бориса, Тихона, Кулигина.
2. В нескольких словах дайте краткую характеристику каждому из них.