В день рождения белого лотоса - великой елены петровны блаватской. День памяти елены блаватской- день белого лотоса Белый лотос елена петровна блаватская

Елена Петровна Блаватская
(1831-1891)

"Жертва мудрости лучше вещественных жертв, подвижник;
Мудрость полностью все дела объемлет".
Бхагавадгита

Через год после ухода из жизни Е.П. Блаватской Президент Теософского Общества полковник Генри С. Олкотт учредил «День Белого Лотоса», который будет отмечаться членами Теософского Общества и почитателями Е.П. Блаватской каждый год в день ее ухода 8 мая.

Все члены семьи Рерихов почитали нашу великую соотечественницу Елену Петровну Блаватскую. Благодаря ее самоотверженному труду и преданности высоким идеалам стали в гораздо большей степени доступны для людей сокрытые до этого в символах, мифах, легендах, преданиях и религиозных учениях древние сокровенные знания. Они дают представление, прежде всего, о духовных аспектах эволюции космоса и человека.
В значительной степени духовные искания Рерихов, нашедшие свое выражение в философии, науке, искусстве и общественной жизни, стали продолжением философских трудов и общественной деятельности Е.П. Блаватской.

18 января 1925 г. Николай Константинович Рерих подарил Теософскому Обществу в Адьяре свою картину «Вестник», написанную в 1924 г. в Сиккиме перед ликом Гималаев.
«В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Пусть она явится завязью будущего Музея имени Блаватской, который примет девиз: Красота есть одеяние Истины », – сказал художник на торжественной церемонии.
Созвучны устремлениям Рерихов были основные задачи Теософского Общества (ТО), основанного Е.П. Блаватской 17.11.1875 в Нью-Йорке вместе с полковником Генри С. Олкоттом при содействии У.К. Джаджа и других.
Эти цели провозглашали:
1. Всеобщее Братство: создание ядра всеобщего Братства человечества, без различия национальности, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.
Е.П. Блаватская поясняла, что путь для достижения такого гармоничного и одухотворенного союза людей должен начинаться с членов самого ТО, руководители которого старались бороться с любым своекорыстием, развивали искренние братские отношения сотрудничества, единения и взаимопонимания между членами, а также терпимость и милосердие по отношению к недостаткам других. Несмотря на принадлежность к разным религиозным воззрениям и социальному положению, теософы прежде всего должны стремиться к поиску Истины, строить свою жизнь на основах универсальной общечеловеческой этики. Только личные заслуги могут учитываться при оценке деятельности любого члена ТО.
2. Изучение древних и современных религиозных и философских учений Востока, особенно индийских, и постепенное ознакомление общественности, прежде всего путём издания соответствующей литературы, с сокровенными учениями.
3. Исследование неизученных законов природы и психических сил, скрытых в человеке.
Без соблюдения первого краеугольного принципа ТО, все остальные не могли быть полноценно реализованы.

Изречения Е.П. Блаватской

«Да внемлет душа твоя каждому возгласу страдания, подобно тому как священный лотос обнажает сердце свое, чтобы воспринять лучи утреннего солнца».

«Да ниспадет каждая жгучая слеза человеческая в глубину твоего сердца, и да пребудет она там: не удаляй ее, пока не устранится печаль, ее породившая».

«До тех пор пока Учитель не сочтет нужным, чтобы ты пришел к нему, будь с человечеством и бескорыстно трудись ради его развития и прогресса. Только это может принести подлинное достижение в развитии духовности».

Краткий философский словарь 2004. С.34–35.
Словарь подготовлен коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

БЛАВАТСКАЯ ЕЛЕНА ПЕТРОВНА
(1831–1891)
Русский религиозный философ, учёный, просветитель, основатель Теософического общества. В 1848 г. покидает Россию и вплоть до 1870 г. путешествует по странам Европы, Азии и Америки. В ноябре 1875 г. создаёт в Нью-Йорке Теософическое общество, которое выдвинуло следующую программу:
1) образовать всечеловеческое братство без различия пола, национальности и религии;
2) изучать все философские и религиозные учения, особенно Древнего Востока;
3) изучать таинственные и необъяснимые явления природы и развивать сверхчувственные способности человека.

Главная работа – «Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии», написанная на английском языке и переведённая на русский продолжательницей её дела Е.И.Рерих. Учение Блаватской – теософия – ставило целью спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий, раскрыть их единую основу, указать человеку его законное место во Вселенной. В учении отрицалось существование антропоморфного бога-творца и утверждалась вера в Универсальный Божественный Принцип – Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворённой. Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины.

Эту потрясающую женщину,184-ую годовщину со дня рождения которой отмечают сегодня во всем мире, современники называли сфинксом 19-го века. Людям Запада, утерявшим духовный путь, она несла Свет Сокровенного Учения. Непонятая большинством, оболганная, отверженная, Блаватская до последнего дня своей жизни-подвига мужественно несла факел Знания.
Ее основной труд, книга "Тайная доктрина" затрагивает поражающее воображение круг вопросов.
http://www.klex.ru/1xc .
Здесь же излагается масса материалов относительно большинства известных писаний, причем Блаватская поясняет, что смысл каждого писания может читаться почти на семи уровнях, и на каждом свой собственный пласт знаний, абсолютно недоступный восприятию нижнего уровня.
В частности, она описывает происхождение и ключи к Кабале.
"Нет религии выше истины" - это кредо ЕПБ.

Однако, большинство людей не способно не только понять, но и принять возможность существования другого, неизвестного знания, наличия другого, намного обогнавшего в развитии его сознания.
Непонятая, отвергнутая современниками, многократно оболганная... Сколько раз в истории человечества уже происходило подобное?
Стыд нам и позор! Но в конце концов, не столь важно, насколько умен каждый человек в отдельности, много важнее состояние коллективного разума. Такие подвижники, как ЕП Блаватская, двигают эволюцию человечества. Как писала другая великая Елена - ЕИ Рерих, если бы не самопожертвование Учителей человечества, не мужество и труд небольшого количества их преданных учеников, в том числе ЕП Блаватской, по настоящее время человечество наше находилось бы в состоянии троглодитов.
И с каждым годом истина эта становится все яснее.

Сегодня, в день рождения Елены Петровны Блаватской, вся планета, в том числе и Израиль, отмечает пиком метеоритных дождей. Каждый желающий после часа ночи может выйти подальше от городских огней и взглянуть на небо!
С Днем Рождения, любимый Белый Лотос!!! Сам Космос Вам салютует!!!


Елене Петровне Блаватской

От признательных современников

"Может ли каждый день жизни быть подвигом!? Оказывается, может. Таким подвигом была жизнь Е.П.Блаватской.
Наверное, нет больше человека, о котором было бы высказано столько противоречивых мнений. Не будем вспоминать о порочном клеветании врагов, не утихающем и по сей день. Но, даже, большинство из друзей так и не смогли до конца понять и оценить эту Великую, удивительнейшую женщину, истинного воина духа, лучшего Представителя человеческой цивилизации. И только единицы самых близких и преданных увидели бесценное сокровище Ее сердца. Перечтем их воспоминания и почтим любовью и благодарностью наших сердец Е.П. Блаватскую - бескорыстного, самоотверженного Труженика Общего Блага."

Любимая тетя, сестра Ее матери Н.А.Фадеева : " Моя племяница Елена совсем особое существо и ее нельзя сравнить ни с кем.
Как ребенок, как молодая девушка, как женщина, она всегда была настолько выше окружавшей ее среды, что никогда не могла быть оцененной по достоинству."

Графиня Констанция Вахтмейстер , ближайший друг Елены Петровны: " Замечательно, что она с каждым была другая:
никогда я не видела ее одинаковой с двумя различными людьми. Она немедленно замечала слабые стороны человека и удивительно умела влиять на них... Кто был с ней часто, тот постепенно приобретал дар самопознания..."

Уильям Джажд - самый близкий друг и ученик, генеральный секретарь Американской секции ТО: " Мы были учителем и учеником, старшим и младшим братьями, стремящимися к одной цели. Но она обладала силой льва и знаниями мудреца. Многие относились к ней с недоверием, не в силах понять ее, непостижимый для них, феномен."

Бертрам Китли - английский теософ, близкий соратник Елены Петровны: " С первой минуты, когда я взглянул в ее глаза, я почувствовал к ней безграничное доверие, и никогда это чувство не покидало меня; наоборот, оно все более росло и становилось все могущественнее по мере того, как я узнавал ее ближе.
Благодарность моя к ней за то, что она сделала для меня, так велика, что потребовалось бы несколько жизней, полных безграничной преданности, чтобы заплатить ей мой долг.
... Ежечасным примером она зажигала душу того, кого хотела возвысить до высокого сознания долга и самоотверженного служения истине.
Одна из самых ее поразительных черт была простота; она была в полном смысле слугой каждого человека, который искал ее помощи.
Даже самые ожесточенные ее враги - обратись они к ней в нужде - нашли бы у нее помощь. Я уверен, что она сняла бы платье с себя, отвела бы кусок от своего рта, чтобы одеть и накормить злейшего из врагов своих.
Ей и прощать не приходилось, потому что всякая злоба была так же далека от нее, как далеко от земли до небесной звезды. А бескорыстно работать она умела так, что этим одним воспитывала душу и волю окружающих."

Г.С.Олькотт , Президент-основатель Теософского Общества: " Никто из знавших Блаватскую, не мог забыть ее, никто - не мог заменить ее. Есть люди, которые обладают некоторыми из ее даров, но всеми ее дарами не обладает никто. Ее жизнь, какою я узнал ее в течение 17 лет, как друг, товарищ и сотрудник, была сплошным мученичеством из любви к людям. Она пылала ревностью к их духовному благу, к их духовной свободе и, далекая от какого бы то ни было эгоистического мотива, посвящала жизнь и силы делу любви, не ожидая ни благодарности, ни награды. За это она и была преследуема клеветой ханжей и фарисеев до самой смерти, которую они и ускорили своей злобой...
Придет день, когда имя ее будет записано благодарным потомством на самой высокой вершине, среди избранных, среди тех, которые умели жертвовать собой из чистейшей любви к человечеству!
Могучий дух Елены Петровны воспламенял нашу вялую кровь, энтузиазм ее был неугасимым пламенем, от которого все современнные теософы зажигали свои факелы..."

Е.И. Рерих : " Е.П.Блаватская была огненной посланницей Белого Братства. Именно она была носительницей доверенного ей знания. Именно... Е.П.Блаватская имела счастье получить Учение непосредственно от Великих Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете.
Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мертвых тенетах догм и устремлявшемуся в тупик атеизма.
Е.П.Блаватская была великой мученицей, в полном смысле этого слова...
Если бы не злоба и зависть, окружавшие ее, то она написала бы еще два тома сокровенного Учения, в которые вошли бы страницы из жизни Великих Учителей. Но люди предпочли убить ее и труд остался незаконченным. Так история повторяется; так слагается карма человечества...
Так люди лишают себя самого высшего...
Осмеянная, оклеветанная, опозоренная и гонимая, она заняла свое место среди Спасителей Человечества.
Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания...
Е.П.Блаватская, истинно, наша национальная гордость, Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава Ей! "

А. Котляр

ПАМЯТИ БЛАВАТСКОЙ

«Нет религии выше Истины»

Высекла из мысленной субстанции
Древней Мудрости бесценные каменья,
В комментарии Владык одела Станцы,
Приоткрыв грядущим поколениям
Скрытую до времени часть Знаний,
Высшей Истины нетленные крупицы,
Тайну тайн рожденья Мироздания
И веков бесчисленных страницы.
Откровенья всех времён и всех народов,
Как букет цветов, собрала воедино.
И явила Миру «Тайную Доктрину» –
Гениальный труд о Космоса Природе.
Отдав всю себя созданью книги,
В ней раскрыла суть Учений Древности.
Сквозь гоненья шла и сквозь интриги
С чистым сердцем,
в непреклонной верности
ИСТИНЕ как высшей из религий.

Елена Петровна Блаватская

Каждый приносящий Свет есть враг тьмы. Свет уничтожает тьму, и потому тьма спешит уничтожить врага, чтобы самой не быть уничтоженной. Каждый приносящий Свет тем самым навлекает на себя полчища врагов. Они скрываются под всевозможными обличьями, прикрываются религией, наукой, добродетелью, нравственностью и множеством других масок, под которыми скрывается одна сущность — тьма. Если, по особенностям эпохи, светоносителя нельзя распять, или побить камнями, или сжечь на костре, то применяются более утончённые методы, не запрещаемые законом. В арсенале тьмы есть клевета, подлог, искажение приносимой истины, предательство, замалчивание — одним словом, всё то, что может замучить не меньше пыток и нанести делу не меньший ущерб. Физическое мученичество продолжается дни или часы, или даже минуты; мученичество в духе — всю сознательную жизнь светоносца. И самое большое терзание не от личных нападений, но от искажения даваемого Учения.

Требуется совершенно исключительное мужество, чтобы говорить людям истину. Требуется исключительная самоотверженность, чтобы передавать сообщения Свыше. Когда-то придёт признание, когда-то поймут, и оценят, и вознесут. Но жизненный путь великомученичества останется в рекордах пространства как доблесть тернового венца, с одной стороны, и несмываемый позор — с другой.

Она приносила Свет. Она огненно разоблачала все наслоения лжи, накопившиеся на первоисточниках Учений Истины. Она боролась с невежеством науки, с суевериями и вредными заблуждениями. Она дала миру книги, полные сокровенного знания, крохи которого были прежде доступны лишь единицам. Она героически приобретала и самоотверженно отдавала драгоценное знание. За всё это её гнали и поносили и преследовали. Но потушить Свет, ею принесённый, не смогли.

Мы знаем, что зёрна, заложенные ею, не погибли, сдвиг сознания произошёл, новые ступени заложены и по ним восходят, принесённым Светом воспользовались те, кто могли воспринять и вместить. Велика её заслуга и помощь человечеству. Её героическая жизнь — образец тем, кто хочет помочь эволюции. Она не боялась и не думала о себе. Она любила дело порученное больше всего. Она билась смело и мужественно, принимая удары во имя великого Света. Всё героическое будет оценено должным образом в новую эпоху. И она займёт должное место в том прекрасном будущем, для которого она так много потрудилась.

Б. Н. Абрамов. 6,7 мая 1951 г.
Из книги Б. Н. Абрамов "Устремлённое сердце"
ИЦ РОССАЗИЯ, Новосибирск, 2012

День памяти Елены Петровны Блаватской! День Белого Лотоса! Как славно в сердечном приношении преклонить колени перед той великой и прекрасной, сильной и мощной, самоотверженной и достойной женщиной и служительницей Света!

Именно эта великая женщина приняла Дар Высший, чтобы извлечь хотя бы в малой степени из того, что ранее было для человечества недоступной Тайной, скрываемой из целей предосторожности по причине возможного злоупотребления. Именно через Елену Петровну Блаватскую был заложен Камень-Основание Нового Учения для человечества, сложенного из фрагментов проявления Единого Учения, даваемого на протяжении многих тысячелетий во многих народах и расах. Но сколько клеветы, поношений, брани, ругательств и предательства эта героическая Посланница Сил Света выдержала!

Труды, написанные её рукой, воистину, бессмертны. Миллионы людей были вдохновлены этими Трудами, пролившими Свет Знания на Истину происхождения и зарождения Вселенной, Планеты и человека, давшими первые правильные представления о Невидимой материи, указавшими на цель и смысл человеческого существования, утвердившими понятие человека как духа, преходящего в Вечности, и заложившими понятие и осознание его бессмертия.

Елена Петровна Блаватская записала столько идей и задач для науки будущего, что науке хватит этого задания ещё на многие столетия. Но этот подвиг, величественный подвиг жизни, будет осознан только лишь людьми Нового Времени, Нового Мира. Для людей же, стоящих на перепутье или утверждающих себя в старом уходящем мире, она могла бы стать уже даже в прежние десятилетия писательницей с мировым именем. Об этом говорят написанные ею художественные книги - увлекательные, содержательные и зовущие к красоте познания. Много свершённого Еленой Петровной Блаватской из того, что придаёт её Облику сияние немеркнущей Славы.

Поём мы песню Славы Прекрасной Елене!

Поём мы песню сердечной радости славной Упасике!

Олег Чеглаков

Елена Петровна Блаватская!

Ты - Дух, проживший героическую, наполненную многими лишениями и страданиями жизнь.

Ты - Дух, чье тело было изранено и иссечено саблями в боях за свободу Италии.

Ты - Дух, чья душа была изранена человеческим непониманием и чья жизнь была отдана на Служение людям.

Ты - Дух, один из тех редких цветов человечества, которые достигают Братства в физическом теле один, много два раза в столетие.

Ты - Дух, показавший своим примером как надо прожить жизнь так, чтобы она была ярким примером Служения Общему Благу.

Ты - Дух, чей путь был усеян злобою, завистью и клеветою. Предательство было постоянным твоим спутником, и тем не менее ты шла вперед, водимая чувством долга за выполнение порученного дела, шла против Майи очевидности, шла, чтобы предуказанное Высшей Волей свершилось.

Ты - Дух, испытавший в полной мере человеческое непонимание и злобу, будь нам примером, будь маяком, по которому и мы будем соизмерять нашу жизнь, чтобы и она была наполнена героическим подвигом!

Елена Петровна, прими нашу благодарность, признательность и огонь наших сердец!

  • Олег Чеглаков
  • Е.П. Блаватская. Околдованная жизнь. Рассказ гусиного пера

  • Е.П. Блаватская. Самопознание, Воля и желание, Очищение желания

  • Ко ДНЮ ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ПЕТРОВНЫ БЛАВАТСКОЙ (8 мая 1891 г/) 16.05.2015 (аудиозапись выступлений из программы

«Нет религии выше истины».
Е.П.Блаватская.

8 мая 1891 года в Лондоне в возрасте 60 лет в своем кабинете тихо скончалась Е.П.Блаватская.

Этот день в память о замечательной русской женщине её помощник Г.С. Олькотт предложил назвать Днём Белого Лотоса, как символ её стремления к Высшему.

Белый лотос во многих религиях является отражением трёх миров: Его корни в иле, стебель в воде и цветок в воздухе. Точно как отражение трёх миров. Мы живём в Плотном мире (как корни), наша душа поднимается в Тонкий мир (как стебель), и, наконец, цветок. Он расцветает в воздухе, как символ духа, Высшего Духовного Мира – Мира Огня.
Вот как об этом пишет сама Елена петровна:
«… Лотос, или Падма, очень древний и излюбленный символ самого Космоса, так же и человека. Причина полярности заключается, во-первых, в том факте, что семя Лотоса содержит в себе законченное миниатюрное будущее растение, что является символом того, что духовные прототипы всех вещей существуют в мире нематериальном ранее, чем эти вещи становятся материальными на земле; во-вторых, в том факте, что растение Лотоса растёт в воде, имея свой корень в иле или грязи, и распускает свой цветок поверх воды в воздухе. Таким образом, Лотос символизирует жизнь человека так же, как и Космоса. Ибо Тайная Доктрина учит, что элементы обоих одинаковы и оба развиваются в том же направлении. Корень Лотоса, погружённый в ил, являет материальную жизнь, стебель, тянущийся через воду вверх, символизирует существование в астральном мире, а самый цветок, носящийся над водою и открытый к небу, эмблематичен для духовного бытия». (Тайная Доктрина, т.1, стр. 103-104, перевод Е.И.Рерих)

Елена Петровна Блаватская – почти легендарная личность. Она посвятила всю свою жизнь, всю свою энергию изучению древних наук и религий.

Она пришла в земной мир, когда младенческая материалистическая наука зашла в тупик, считая, что всё уже познано, и нет больше тайн природы.

Но эти новые тайны (а новое – это часто хорошо забытое старое) приоткрыла Елена Петровна с целью дать толчок эволюционному развитию, как науки, так и всему человечеству.

Елена Петровна первая принесла в Западный мир вести о Великих Учителях, о Великих Душах (Махатмах, как их называют на Востоке) – Представителях Космического разума, которые помогают человечеству в его эволюционном, таком трудном пути.

Каждое столетие Учителя Шамбалы предпринимают попытку найти вестника, через которого можно передать миру часть истинного древнего Учения для просвещения людей.

В 19 веке выбор пал на Елену Петровну Блаватскую. «Мы за 100 лет на Земле нашли одну такую», - писали Махатмы.

По указанию Учителей ею было создано Теософское общество, девизом которого стало: «Нет религии, кроме Истины». В его уставе были три основных пункта:
Первое.
Образование ядра всемирного братства людей, без различия вероисповедания, происхождения и общественного положения людей.
Второе.
Основательное изучение древних мировых религий для сравнения и извлечения оттуда универсальной этики.
Третье.
Изучение и развитие скрытых божественных сил в природе и человеке для постепенного их развития в людях.

Как известно, Теософское общество существует и сейчас, в том числе и в России.

Еленой Петровной написано более 20 томов философски – научных книг. Ею предсказаны многие достижения современной науки. Есть даже книг «Сто пророчеств Елены Блаватской», автор – составитель Дудинский. Большинство этих пророчеств – предсказаний сейчас уже подтверждены научными разработками, по другим -наука уже подходит к ним.

Но основные труды Елены Петровны – это «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина, два тома которой имеют почти по тысячи страниц каждый. Эти тома вышли в печать еще при жизни Елены Петровны, а третий был собран учениками из ее заметок после ее ухода с земного плана. Эти книги стали фундаментом для изучающих сокровенную науку

Три основных положения раскрывает «Тайная доктрина», три «кита», на которых основан мир.
Первое утверждение. Как ни велик простор Космоса, но за видимым миром стоит Абсолютная, невидимая и не познаваемая реальность, Абсолютное Бытие и Не Бытие одновременно. И она включает в себя и наш проявленный Космос наш двойственный мир, но так же и не проявленное.
Второе утверждение. Оно говорит, что в мире существует основополагающий закон, закон периодичности. Мы все видим его действие в нашем земном мире. Это ночь и день, Жизнь и смерть, сон и бодрствование, прилив и отлив в океане и т. д.

И третье положение говорит, что вся жизнь и все сущности в мире произошли, или, точнее, изошли из одной Единой Души, и для каждой души – искры - обязательно странствие по ступеням эволюции. Для возвращения в Единство.

Идеи, которые отстаивала Елена Петровна, в её время могли считаться ересью. И на неё обрушивались обвинения слева и справа. Даже стало в то время как бы «хорошим» тоном мимоходом, не приводя доказательств, обзывать её авантюристкой, шарлатанкой, мошенницей. Особенно старались преуспеть в этом иезуиты.

Но были и голоса в её защиту. Вот как оценивал её великий индийский деятель Ганди: «Я был бы более чем удовлетворен, если бы мог коснуться края одежды мадам Блаватской». А Елена Ивановна Рерих писала: «Е.П.Блаватская была великой мученицей, в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили её…
…Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П.Блаватская истинно наша национальная гордость.. Вечная слава ей».
Повторим вслед за Еленой Ивановной: «Вечная слава ей».

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Книга золотых правил

Обнародовано Еленой Петровной Блаватской

Примечание к Свету на Пути

Эта маленькая книга, отрывок из индусской этической “Книги Золотых Правил” глубокой древности, продиктована Учителем Востока [Адепт, Гуру] для Учеников [Чела.]. Учеником бывает только тот, кто твердо решил очистить свое сердце, уничтожить свой эгоизм и развить свои высшие интуитивные способности для служения миру, для облегчения его темноты и страданий. Психология Востока и религиозного настроения его подвижников настолько чужда европейскому сознанию, что эта книга требует некоторых указаний и разъяснений. В подлиннике к тексту прибавлены комментарии. Я постараюсь передать в коротких словах суть этих комментариев, которые помогут незнакомым с восточной философией и психологией понять внутренний смысл высокого учения, облеченного в короткие положения “Света на Пути”. Все правила основаны на трех коренных положениях восточной философии: на Перевоплощении, на Карме (закон причинности) и на цели мировой жизни как на возвращении исшедшей из Единого жизни, совершившей полный цикл эволюции, снова к Единому.

Физический мир дан как арена опыта, благодаря которому развиваются скрытые божественные силы человека для того, чтобы он путем страдания, радостей и всевозможных испытаний достиг цели: стать самосознающим духовным центром, действующим согласно с мировым законом, иначе “с волей Божией”.

Речь Учителя указывает пути, идя по которым человек еще здесь, на земле, могучим усилием воли может приблизить себя к этой высокой цели.

В эволюции всего человека, как существа живущего, думающего, чувствующего и стремящегося, мы наблюдаем: развитие его физических свойств, далее - его эмоциональной природы, еще далее - развитие ума, затем - чистого разума (способности к абстракции), еще далее - развитие духа, проявляющегося в высших мирах, настолько же реальных, как и мир физический, но недоступных наблюдениям наших чувств.

Как для проявления в физическом мире человек обладает орудием, которое мы называем своим телом, для проявления в сфере чувств и эмоций - другим орудием, которое на Востоке носит название “Kama - Rupa” , для проявления в сфере мышления - орудием мысли, так для выражения в высших, мирах человек обладает орудием, которому мы даем название духа, а на Востоке - название Buddhi.

Для полного пробуждения этого орудия духа и даны правила в книге “Свет на Пути”.
Для неподготовленных читателей следует упомянуть о вкоренившемся на Западе недоразумении относительно возможных последствий для человека, избравшего путь духовного возрождения (оккультизма). Несомненно, что с развитием духовных сил человек приобретает власть как над своей собственной природой, так и над окружающей его темной стихией, которая для него перестает быть темной в силу расширившегося знания и духовного ведения. Человек, вступивший в свет, где кончается его ограниченность, остается свободным: он может употребить расширившийся предел своих способностей и сил для себя, для служения своему эгоизму: это - путь налево, к разъединению и злу. Но если он эти же силы направит на бескорыстное служение миру, это - путь направо, к единству, к гармонии, с мировым законом, к добру.

“Свет на Пути” обращается к ученикам, избравшим правый путь, и только к ним одним.
Самые первые строки книги остаются непонятными, если не осветить их тем высоким духовным миропониманием, которым проникнута вся речь Учителя:

“Прежде чем ухо услышит, оно должно утратить свою чувствительность”.
“Прежде чем голос может заговорить в присутствии Учителей, он должен утратить способность наносить боль”.
“Прежде чем душа может предстать пред.Учителем, стопы ее должны быть омыты кровью сердца”.

Возьмем первое положение:
“Прежде чем очи увидят, они должны быть недоступны слезам”.
Что это значит? Слезы, эта “влага жизни”, вызываются кажущимися диссонансами жизни: боль, страдание, несправедливость, одиночество, разочарование, внезапные радостные эмоции, все эти потрясения нашей нервной системы и нашего сознания вызывают слезы.
Очи - поистине те окна, через которые непросветленное сознание смотрит на темные стихии мировой жизни и нашей собственной природы.

Темнота - самое верное определение того отражения, которое мировая жизнь оставляет на очах нашей души. Отсюда - слезы. Но наступают времена, когда сознание расширяется, в темных стихиях забрезжится свет; он растет, темнота исчезает и. при занявшемся свете, сознание начинает различать выступающий из темноты истинный смысл явлений: тот могучий поток жизни, который стремит все живое к Единству, к Благу, к великой Цели. Этот поток есть сама жизнь, т. е. движение, стремление, бесчисленные вибрации жизни, взаимное соприкосновение разнородных сил и бесконечного разнообразия форм, которое вызывает и радость и страдания, все признаки и степени развивающегося сознания. Но физическая объективная жизнь не более как арена опыта, внешний покров того потока, который дробит, размывает, дифференцирует “жизнь - сознание”, пока не вынесет его к конечной цели: к Самосознанию и Единству.

Так смотрит мудрец на жизнь. И глядя так, он научается отделять свое истинное Я от стремительного потока жизни; он начинает смотреть на свое личное существование как на орудие глубоко важных переживаний и научается отделять свое Я от этого орудия, приучает себя смотреть со стороны на все страдания, радости и испытания как свои, так и окружающей жизни. Потрясения, обиды и страдания перестают мучить его. Окна его души светлы и чисты. Очи, неомрачаемые слезами, прозревают для явлений высших, потусторонних миров.

Но это состояние - не то настроение безучастия и сухости, которое соединяется в нашем представлении с образом мудреца.

Вспомним, что самые высокие подвижники христианства, которые поистине умели вместить в сердце свое страдания мира, были непоколебимы, смотрели с светлым упованием на “пути Божий”, и в душе их, несмотря на все ее чуткое сочувствие скорбям, сохранялась тишина.
Второе положение: “Прежде чем ухо услышит, оно должно потерять свою чувствительность”.
Что это значит?

Как очи можно сравнить с окнами человеческой души, так же верно сравнение уха с той дверью, через которую мятежный шум временной жизни врывается во внутреннюю крепость человеческой души, достигая до его истинного Я.

Его истинное Я - по миропониманию восточной философии - та вечная сущность, ради развития которой до полноты самосознания и создан весь объективный мир. Несмолкаемый шум жизненного потока, его кажущийся разлад, стоны страдания и крики радости, врываясь в открытые двери души, смущают дух человека, нарушают тишину, которая необходима для высшего разумения. Суметь закрыть двери души так, чтобы дух не смущался шумом жизни, суметь различить во всех этих разрозненных и мучительных звуках общую благую гармонию - вот внутренний смысл второго правила. Не только обиды, резкие слова и несправедливости, обращенные лично к ученику, должны сделаться нечувствительными для его слуха, но и весь кажущийся разлад земной жизни не должен нарушать его равновесия. Он должен понять шум потока и уметь разбирать в нем не отдельные крики и стоны, а общий смысл великого слова Жизни.

И тогда в тишине, которую ученик должен приобрести, усвоив первое правило, начнет раздаваться тихий голос: сперва очень тихий, очень неуловимый, настолько неуловимый, что вначале он кажется дуновением мечты. Если ученик сумеет разобрать этот голос и начнет понимать его речь, тогда он вступил на путь, его высшее Я пробуждено.
Эти две ступени пути - скорее отрицательные, т. е. они заставляют ученика выступить из существующего уровня человеческой жизни; две следующие ступени - активные шаги в иные, потусторонние условия существования.

Когда ученик усвоит первые два правила, когда он будет сознавать свою жизнь исшедшей из Единого и отдалившейся от Него временно только для того, чтобы, достигнув самосознания, снова вернуться к Единому, когда он приобретет тишину и равновесие, тогда он может “заговорить в присутствии Учителей”, т. е. он получит силу приобщиться к высшей жизни и заявить свои духовные права. Но в высших мирах действуют иные законы, чем в нашей земной жизни: давать, а не брать, служить, а не господствовать, вот основной признак этой жизни. Если ученик действует согласно с этим законом, он будет услышан. Но если в тайниках его сердца жив еще эгоизм, если он мечтает о славе, о личном могуществе, о том, чтобы стать учителем и пророком, его голос не будет услышан, ибо он не звучит в согласии с гармонией высшей жизни, и, как диссонанс, не сольется с ней Произвола нет в природе: даже на самых высших ступенях вселенной все подлежит закону порядка, созвучия и единства.
Когда ученик в состоянии заговорить, он вступает в активную роль: все силы его пробужденного духа должны устремиться на помощь миру, потому что закон духа-движение, стремление, самопожертвование, а не застой. Поэтому от ученика требуется неустанная деятельность, сильное напряжение, непреходящая жажда давать, и это тем труднее, что ученик не отрешается от мира, а остается в мире, чтобы жить с ним и помогать его темноте.
“Только тот голос будет услышан, который утратил способность наносить боль”. Откуда исходит способность наносить боль? Все, что мы так дорого ценим: свои права, свое достоинство, самолюбие, силу постоять за себя, даже добродетели, возвышающие нас над толпой, все это должно быть отброшено, как “наносящее” боль другому, как возвышение над ним, как признак разъединения. Этот признак принадлежность объективных миров, он не существует у источника Света и Истины, где царит одна Любовь.

Ученик должен убить в себе этот признак; его мысль, сердце и воля должны проникнуться истиной, что и он сам и все остальные - части одного целого; что все, и вверху и внизу, богатые и бедные, сильные и слабые, праведники и грешники, цари и рабы, все одинаково проходят урок жизни. Сознав это, ученик перестанет добиваться чего-либо для себя. Он отдаст все свои права, сложит с себя всякое оружие самозащиты. Никогда более он не посмотрит на другого человека с критикой и высокомерием, никогда голос его не раздастся в защиту себя. Он выйдет из этого первого посвящения в высшую жизнь Духа обнаженным и беззащитным, как новорожденный младенец.

И по мере того, как ученик будет слагать одно за другим свои личные права, в нём все сильнее будет вырастать сознание своих обязанностей. Они возникают на каждом шагу, надвигаются на ученика со всех сторон, потому что закон высшего мира: давать и служить.
Возможно ли такое состояние человеческой души еще во плоти, в той плоти, которая одолевает нас ежеминутно своей слабостью и ограниченностью? Оно возможно, но только при одном условии, и в этом условии - смелому и сильному сердцу дается великая помощь, о которой не имеют понятия сердца, прикованные страстями к земле. Условие это в постоянном устремлении внутреннего взора на Идеал, в пребывании мыслью и сердцем в атмосфере Вечного.

Для более ясного уразумения, как достигается такое состояние, приведу несколько строк из одной восточной книги: “Благоговейное созерцание, воздержание во всем, прилежное выполнение нравственных" обязанностей, благие мысли, добрые дела и приветливые слова, добрая воля относительно всего и полное забвение о себе - вот самые действительные средства для приобретения интуитивного познания и для подготовления души к высшей мудрости”.

“Прежде чем душа может предстать перед Учителем, стопы ее должны быть омыты кровью сердца”.

Душа может стоять в высших мирах только, когда она утвердилась, т. е. когда ее перестали потрясать человеческие чувствами слабости, когда вся ее колеблющаяся человеческая природа заменилась миром и тишиной Божественной жизни. Тогда она будет в состоянии вынести чистоту, силу и свет того мира без стыда и мучения за свою собственную нечистоту, слабость и темноту. Все тайники ее сердца раскроются, и если это сердце освободилось от личных желаний -оно выдержит.

Но этому должно предшествовать принесение себя в жертву. Как “слезы” - в духовном смысле - означают самую душу эмоций, так “кровь” выражает то жизненное начало в природе человека, которое тянет его к испытанию человеческой жизни, к переживанию ее наслаждений и страданий, ее радостей и горестей. Когда эта кровь, капля за каплей, исторгнута из сердца, когда она вся пролита в жертву Единому, тогда ученик предстанет в высшей области Духа без страха и трепета, он

Войдет в свою родную стихию и будет жить в гармонии не с временным, а с вечным, подчиняясь единому Закону Божественной Любви.

День белого лотоса

8 мая – «День белого лотоса», день ухода Елены Петровны Блаватской с земного плана. Это была великая русская женщина (12 августа 1831 г. - 8 мая 1891), давшая миру теософское учение об истине. Она говорила: «Нет религии выше истины» или «Если вы так любите Христа, то почему не соблюдаете его заповеди?». Можно привести много мудрейших слов, которые были произнесены ею.
Как-то раз я наблюдал в книжном магазине один эпизод: в магазин зашла парочка молодых людей, и девушка мне сразу как-то внутренне не понравилась, да и внешне она была, мягко говоря, «не очень» - лицо в прыщах, красное, и, даже чем-то походила на "жабу". Остановившись около книг Е.П. Блаватской, она сказала: «Я не люблю Блаватскую». И тогда я понял, почему эта девушка так безобразна.
Много лет назад, мои знакомые попросили меня напечатать в брошюре стихи одной «поэтессы». Я приехал к ней домой по приглашению. Было угнетающее зрелище: женщина-инвалид настолько была обезображена природой, что всё её тело было завёрнуто в белую простыню. Такое впечатление, что там руки и ноги все были скручены в один узел. Очень жалко было её. Мы беседовали. И сразу же почти в начале беседы она позволила себе нелестно высказаться о Елене Петровне Блаватской. Я сказал много слов в защиту моего любимого Имени. Но в ответ эта женщина-инвалид не убедилась моими словами и продолжала говорить что-то неприятное в адрес Е.П. Блаватской. Я спешно закончил беседу и ушёл, навсегда порвав с этой женщиной все связи. Для меня это был большой урок – я понял, почему эта женщина родилась инвалидом, потому что она по невежеству своему поносит Великое Имя.
Так что книги Е. П. Блаватской – это очень серьёзное знание. Вообще, всё, что исходит от Махатм является незыблемой истиной. Е.П. Блаватская была наипреданейшей ученицей в миру. Через неё было Дано много Трудов. Основной из них – «Тайная Доктрина». Может быть Елена Петровна дала бы миру ещё больше, но у неё было столько злобных врагов, которые своей клеветой, злобными мыслями уничтожили её здоровье и она ушла из жизни раньше времени, не закончив своих работ. К примеру, третий том «Тайной Доктрины» не был дописан до конца и уже готовился к изданию её учениками.
Е.И. Рерих продолжила дело Е.П. Блаватской. Именно Еленой Ивановной были переведены два тома «Тайной Доктрины» с английского языка на русский.

Почему "День белого лотоса"?

В завещании Елены Петровны от 31 января 1885 года она просит друзей собираться ежегодно в день её смерти и читать отрывки из "Света Азии" Э. Арнолда, а также из Бхагавадгиты.
Этот день празднуется теперь теософами во всём мире как День Белого Лотоса. Название это придумал полковник Г.С.Олкотт: в первую годовщину смерти Е.П.Блаватской в Адьяре необыкновенно пышно цвели лотосы.

Дорогая наша Елена Петровна, мы помним Тебя, чтим, любим. Пусть Образ Твой светит нам! Истина, принесённая Тобой в мир пусть громыхает набатом. И так мы войдём с Тобой в Новый Мир!
Слава Тебе!!!