Урок "Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Демонстрация маршрута и конкретных находок Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль»". Предпосылки возникновения теории да

Учитель биологии

МОУ СОШ с. Гатище

Цель урока: изучить научные и социально-экономические предпосылки

возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина.

Задачи: 1) образовательная: рассмотреть предпосылки возникновения

теории Ч. Дарвина;

2) развивающая: продолжить формирование умений и навыков

самостоятельной работы, выделять главное, индивидуальная

работа с раздаточным материалом;

3) воспитательная: патриотическое воспитание – на примере работ

отечественных ученых в становлении теории эволюции.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: беседа, рассказ, работа с опорным конспектом,

с картой и раздаточным материалом.

Междисциплинарные связи: история, география, экология.

Внутридисциплинарные связи: зоология.

Обеспечение занятия: портрет Ч. Дарвина, географическая карта,

наглядный материал, раздаточный материал.

Оборудование: компьютер

Ход урока

I.Организационный момент.

Сообщение темы, цели занятия.

III . Изучение нового материала.

1). Социально-экономические предпосылки.

В разных областях биологии в первой четверти XIX века был накоплен огромный фактический материал, который нуждался в обобщении. Для этого обобщения нужны были новые подходы. Практика сельского хозяйства требовала создания теории, которая позволила бы развивать дальше методы селекционной работы. В это время Англия была одной из самых развитых капиталистиче­ских стран, с очень хорошо развитым сельским хозяйством, к тому же страной колониальной, что требовало изучения новых террито­рий. Поэтому в середине XIX века именно в Англии сложились ус­ловия для создания теории эволюции. Честь ее создания неоспори­мо принадлежит Ч. Дарвину.

2). Научные предпосылки.

Задание. Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18-19, вы­пишите фамилии ученых и названия их трудов.

Развитие геологии и палеонтологии, благодаря чему осуществ­ляется систематизация геологических слоев Земли.

Ч. Лайель («Основы геологии») заложил основы исторической
геологии с ее принципами актуализма и историзма .

Достижения в химии: Велер искусственно синтезировал моче­вину.

Шлейден и Шванн создают клеточную теорию.

В России: работы Рулье и Бекетова.

Беседа: обсуждение результатов.

3). Основные этапы жизненного пути и путешествие Ч. Дар­вина.

Рассказ учителя .

(Работа с картой . Учитель или учащийся показывает на карте маршрут, по которому шло путешествие. Демонстрирует изображения находок Дарвина.)

Рис. 1 Корабль «Бигль»

https://pandia.ru/text/79/117/images/image006_60.jpg" width="324" height="304 src=">

Рис.2 Маршрут экспедиции Рис.3 Скелеты ленивцев Южной Америки

(справа современный вид, слева –

ископаемый)

Ч. Дарвин () в юности верит в Библию, собирается стать сельским пастором и занимается зоологией как натуралист-любитель. В 22 года он на пять лет покидает Англию и в качестве натуралиста (без жалованья) отплывает в кругосветное путешест­вие на экспедиционном судне «Бигль» английского адмиралтейст­ва. Целью его путешествия было составление гидрографических карт для Британского флота. Он обогнул земной шар, пройдя с юга вокруг Южной Америки, побывал в водах Австралии и Новой Зе­ландии, обогнул с юга Африку. Во время стоянок собирал ботани­ческие, палеонтологические и зоологические коллекции , проводил геологические наблюдения.

«Путешествуя на корабле ее величества в качестве натуралиста, я был поражен некоторыми фактами, касавшимися распределения органических существ в Южной Америке, и геологическими отно­шениями между прежними и современными обитателями этого континента».

Дарвин замечает, что многообразие животного мира логичнее объяснить медленно текущими процессами изменения форм, чем отдельными актами творения. Находка ископаемых гигантских броненосцев - родственников ныне живущих форм - приводит его к выводу о родстве вымерших и существующих форм. Исследовав флору и фауну Галапагосских островов, Дарвин на примере разли­чий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц увидел как бы сам процесс эволюции в действии.

Разнообразные виды вьюрков, которые отличались по размеру и строению клюва, но были очень похожи на материковый вид. Дарвин предположил, что когда-то птицы попали на острова с материка и видоизменились, приспособившись к разным источникам питания (твёрдые семена, фрукты, насекомые).

В Австралии учёного поразила удивительная древняя фауна: сумчатые и яйцекладущие млекопитающие, которые давно вымерли в других местах земного шара.

Путешествие сыграло определяющую роль в формировании научных взглядов Дарвина. Войдя на корабль сторонником неизменности живой природы, пять лет спустя при возвращении домой Дарвин был убеждён, что виды способны изменяться и давать начало другим видам.

Ч. Дарвин возвращается в Англию убежденным эволюционистом.

Начинается длительный период разработки стройной теории эволюции, основанной на вскрытии механизма эволюционного процесса

(Обращается внимание учащихся на фактический материал круго­светного путешествия, подтверждающий:

Изменяемость видов;

Роль условий среды в видообразовании).

IV . Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала проводится, используя раздаточный материал и опорный конспект, в котором зафиксирован материал об эволюци­онном учении Ч. Дарвина, почву для появления которого подгото­вили успехи наук конца XVIII - начала XIX века; о путешествии Дарвина, в ходе которого он собрал материал, натолкнувший его на мысль об изменяемости видов и происхождении одних от других; об издании в 1859 г. книги Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»; о роли изменчивости, отбора, борьбы за суще­ствование, приспособленности видов к среде обитания в процессе эволюции и причинах возникновения многообразия видов.

На экран выносятся основные моменты фактического материала кругосветного путешествия, подтверждающие:

- изменяемость видов;

Сходства и различие между видами;

Многообразие живых организмов;

Приспособленность живых организмов к условиям существо­вания;

Роль условий среды в видообразовании.

Учащимся раздаются карточки с изображением:

Дарвиновых вьюрков;

Бурощетиностого и гигантского броненосцев;

Двупалого ленивца;

Утконоса;

Австралийской ехидны;

Пять видов кенгуру.

Учащиеся готовят сообщения, фиксируя конкретные факты основных моментов кругосветного путешествия.

V . Подведение итогов занятий.

1.Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.

2. Оценить работу учеников во время занятий.

VI . Сообщение домашнего задания.

Образцы раздаточного материала.

https://pandia.ru/text/79/117/images/image009_42.jpg" width="587" height="854 src=">

https://pandia.ru/text/79/117/images/image011_31.jpg" width="568" height="859 src=">

https://pandia.ru/text/79/117/images/image013_28.jpg" width="571" height="852 src=">

https://pandia.ru/text/79/117/images/image015_24.jpg" width="684" height="1020 src=">

Предпосылки создания эволюционной теории Ч. Дарвина

Научные предпосылки. Эволюционная теория Ч. Дарвина была изложена им в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (вышла в свет в 1859 г.). К середине XX в. был сделан ряд важнейших обобщений и открытий, которые противоречили креационистским взглядам и способствовали укреплению и дальнейшему развитию идеи эволюции, что создало научные предпосылки для эволюционной теории Ч. Дарвина.

Первая брешь в метафизическом мировоззрении была пробита немецким философом Э. Кантом (1724—1804), который в своем знаменитом труде «Всеобщая естественная история и теория неба» отверг миф о первом толчке и пришел к выводу, что Земля и вся Солнечная система — нечто возникшее во времени. Благодаря работам Э. Канта, П. Лапласа и В. Гертеля Земля и Солнечная система стали рассматриваться не как однажды созданные, а как развивающиеся во времени.

В 1830 г. английский естествоиспытатель, основатель исторической геологии Ч. Лайель (1797— 18 75) обосновал идею об изменяемости поверхности Земли под влиянием различных причин и законов: климата, воды, вулканических сил, органических факторов. Лайель высказал мысль, что органический мир постепенно изменяется, и это было подтверждено результатами палеонтологических исследований французского зоолога Ж. Кювье (1769—1832).

В первой половине XIX в. получила развитие идея о единстве всей природы. Шведский химик И. Берцелиус (1779— 1848) доказал, что все животные и растения состоят из таких же элементов, как и тела неживой природы. Немецкий химик Ф. Велер (1800— 1882) впервые в 1824 г. в лаборатории химическим путем синтезировал щавелевую кислоту, а в 1828 г. — мочевину, показав таким образом, что образование органических веществ возможно без участия некой «жизненной силы», присущей живым организмам.

В XVIII—XIX вв. в силу сложившихся исторических условий (колонизации огромных территорий и их исследования) значительно расширились представления о многообразии органического мира, о закономерностях его распределения по континентам земного шара. Интенсивно развивается систематика: все многообразие органического мира потребовало своей классификации и приведения в определенную систему, что имело важное значение для развития идеи о родственности живых существ, а затем и о единстве их происхождения.

В первой половине XIX в. начинается детальное изучение географического распространения организмов; начинают развиватьсябиогеография и экология, первые обобщающие выводы которых имели важное значение для обоснования идеи эволюции. Так, в 1807 г. немецкий натуралист А. Гумбольдт (1769—1859) высказал мысль о зависимости географического распространения организмов от условий существования. Русский ученый К. Ф.Рулье (1814—1858) пытается трактовать историческое изменение лика Земли и условий жизни на ней и объяснить влияние этих изменений на изменение животных и растений. Его ученик Н. А. Северцов (1827—1885) высказывал идеи о взаимосвязи организмов с окружающей средой, об образовании новых видов как приспособительном (адаптивном) процессе.

В это же время развивается сравнительная морфология и анатомия. Ее успехи способствовали выяснению не только сходства строения различных видов животных, но и такого подобия в их организации, которое наводило на мысль о глубокой связи между ними, об их единстве.

Начинает складываться сравнительная эмбриология. В 1817— 1818 гг. И. X. Пандером открыты зародышевые листки и универсальность их закладки в эмбриогенезе животных. Немецкий исследователь М. Ратке применил теорию зародышевых листков к беспозвоночным (1829). В конце 20-х годов XIX в. русский эмбриолог К. М. Бэр (1792—1870) установил основные этапы эмбрионального развития и доказал, что все позвоночные животные развиваются по единому плану. Впоследствии обобщения Бэра были названы Ч„ Дар-вином законом зародышевого сходства и использовались им для доказательства эволюции. Замечательным признаком зародышевого сходства является, например, наличие жаберных щелей в стенках глотки у зародышей всех позвоночных, включая человека.

В 1839 г. немецким зоологом Т. Шванном была создана клеточная теория, которая обосновала общность микроструктуры и развития животных и растений.

Таким образом, интенсивное развитие науки, накопление в различных областях естествознания большого количества фактов, не совместимых с креационистскими представлениями о неизменности природы, подготовили основу для успешного развития эволюционного учения Дарвина.

Общественно-экономические предпосылки. Утверждение капиталистического способа производства вместе с расширением британской колониальной империи сопровождалось интенсивной перестройкой сельского хозяйства, способствовавшей развитиюселекции. Достижения селекционеров свидетельствовали о том, что человек может изменять породы и сорта, приспосабливать их к своим потребностям путем искусственного отбора. Селекционеры первой половины XIX в. не только практически доказали могущество искусственного отбора, но и пытались теоретически обосновать его. Это существенно повлияло на формирование идеи эволюции, а главное, опираясь на результаты селекционной практики как на своеобразную модель, Ч. Дарвин смог перейти к анализу изменения видов в природе и процесса видообразования.

Формированию идей Ч. Дарвина способствовали и некоторые политико-экономические идеи, прежде всего взгляды А. Смита и Т. Мальтуса. А. Смит создал учение о «свободной конкуренции». Он считал, что двигателем развития производства является свободная конкуренция, в основе которой лежит «естественное своекорыстие», или «естественный эгоизм», человека, что и служит источником национального богатства. Неприспособленные конкуренты в процессе свободной конкуренции устраняются. Идея о конкурентных отношениях, характерных для перехода от феодализма к капитализму, повлияла, как это ни парадоксально, и на формирование представлений о развитии живой природы (Ч. Дарвином впоследствии была обоснована идея конкурентных отношений между живыми организмами).

Особое значение имели идеи английского священника и экономиста Т. Мальтуса, который считал, что человеческое население возрастает в геометрической прогрессии, тогда как производство пищи — только в арифметической. В результате перенаселения возникает недостаток средств существования. Мальтус объясняет это «вечным естественным законом природы», считая, что его действие можно ограничить лишь уменьшением численности населения. В. противном случае природа сама восстановит равновесие при помощи голода, болезней и т. д., резко повысив интенсивность конкуренции. Идея перенаселения в живой природе, возникающего как результат способности организмов размножаться в геометрической прогрессии, будет использована Ч. Дарвином для объяснения возникновения борьбы за существование.

Таким образом, в Англии первой половины XIX в. были широко распространены идеи свободной конкуренции, учение о перенаселении, идея естественной гибели неудачных конкурентов. Эти идеи натолкнули Дарвина на мысль о существовании в природе некоторых аналогий и способствовали созданию эволюционной теории. Достигнутые к середине XIX в. крупные успехи в развитии различных направлений естествознания, а также общественно-исторические условия, стимулировавшие развитие селекции и создавшие возможности для выдвижения идей конкуренции и отбора, и явились теми предпосылками, которые подготовили почву для формулирования научной концепции биологической эволюции.

Немаловажное значение для создания эволюционной теории имело кругосветное путешествие Ч. Дарвина на английском корабле «Бигль» (1831—1836). В связи с задачами, поставленными перед экспедицией по изучению очертания берегов Южной Америки и других территорий, Ч. Дарвин имел возможность совершать длительные экскурсии, исследовать геологические породы, флору и фауну посещаемых местностей. Во время путешествия он собрал многочисленные факты, которые свидетельствовали в пользу изменяемости видов и подрывали веру в их сотворение. Эти факты можно объединить в три группы.

Первая группа фактов свидетельствовала об исторической связи вымерших и ныне живущих животных. Дарвин обнаружил, например, значительное сходство ископаемых представителей фауны Южной Америки с современными ленивцами и броненосцами.

Вторая группа фактов, опровергавшая концепцию постоянства видов, выявила закономерности географического распространения видов животных. Сравнивая фауну Южной и Северной Америки, Дарвин задумался над причинами их значительного различия. В Южной Америке существуют виды (американская обезьяна, лама, тапиры, муравьеды, броненосцы), которых нет в Северной Америке; в свою очередь, в последней имеются формы, отсутствующие в Южной Америке. При анализе этих фактов Дарвин применил исторический метод, оценивая фауну Северной и Южной Америки в ее изменении, в ее соответствии с геологическим прошлым. Он полагал, что первоначально Северную и Южную Америку населяли сходные формы. В дальнейшем в связи с возникновением обширного плоскогорья в южной части Миссисипи произошла изоляция фаун этих континентов. Исходные виды вымерли, а пришедшие им на смену, благодаря изоляции, развивались в разных направлениях, что и обусловило различие фауны Северной и Южной Америки.

Третья группа фактов связана с фауной Галапагосских островов. На этих вулканических островах Ч. Дарвин обнаружил нигде более не встречающихся, но очень похожих на южноамериканские виды вьюрков, дроздов-пересмешников, галапагосского канюка, сову, ящерицу, черепах и т. д. На каждом острове Галапагосского архипелага имеется своя форма, например, вьюрков, но все они, вместе взятые, образуют одну естественную группу. Ч. Дарвин предположил, что все галапагосские виды вьюрков, очевидно, произошли от одного предкового вида, попавшего сюда с материка. Эти факты, таким образом, свидетельствовали в пользу изменяемости видов в природе.

Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов "Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы"

Социально-экономические условия Англии в первой половине XIX в. способствовали развитию эволюционных взглядов. В рассматриваемый период Англия была наиболее развитой страной. В Англии интенсивно развивалась промышленность, росли города, увеличивалась численность рабочего населения.

Одновременно возрастал спрос на продукты сельского хозяйства. Это требовало повышения продуктивности сельскохозяйственных растений и домашних животных.

Растениеводы и животноводы улучшали методы селекции. Можно сказать, на глазах в течение нескольких лет появились новые высокопродуктивные сорта пшеницы, ржи и других культур, новые породы овец и крупного рогатого скота. Достижения селекционеров, обращали на себя внимание пытливых наблюдателей. Они направляли мысль ученых в сторону признания изменяемости видов, исторического воззрения на живую природу.

В первой половине XIX в. Англия стала крупнейшей колониальной державой, захватывавшей все новые и новые владения. Английские военные и торговые суда бороздили все моря и океаны, посещали все континенты.

Как правило, в экипаж кораблей включались опытные натуралисты. Они накапливали в музеях Англии богатые естественно-научные коллекции по геологии, палеонтологии, ботанике, зоологии. В экспедиции на корабле «Бигль» принимал участие Чарльз Дарвин, совершив на нем кругосветное путешествие, которое длилось 5 лет (1831-1836).

Влияние учения Ч.Лайеля

В полувековой период между выходом в свет работ Ламарка (1809) и Дарвина (1859) естествознание обогатилось рядом открытий, способствовавших утверждению эволюционных взглядов на живую природу.

В химии было установлено, что живая и неживая природа состоит из одних и тех же элементов. В геологии Ч.Лайель (1797-1875) доказал, что поверхность Земли изменяется не в результате катастроф, а постоянно. В этом процессе играют роль колебания температуры, ветер, дождь, морской прибой, деятельность организмов (растений и животных), землетрясения, извержения вулканов и т.д.

Теория Лайеля сыграла прогрессивную роль в развитии всего естествознания. Первый том его выдающегося труда «Основы геологии» Дарвин брал с собой в кругосветное путешествие. Геологические наблюдения во время путешествия убедили его в обоснованности теории Лайеля. Знакомство с этой теорией способствовало формированию эволюционных взглядов Дарвина.

Влияние учений Кювье, Шванна и Бэра

Сравнительная анатомия пополнилась крупными обобщениями. Ж.Кювье создал теорию типов строения животных. Сравнительно-анатомическое изучение животных в пределах типа подтверждало сходство и возможное родство организмов, происхождение их от единого корня.

Создание клеточной теории Т.Шванном, согласно которой в основе микроскопического строения всех организмов лежит клетка, относится к числу крупнейших открытий первой половины XIX в. Клеточная теория показала глубокое единство всей живой природы и этим, как отметил Ф.Энгельс, подготовила создание эволюционной теории.

Эмбриологические исследования русского академика К.М.Бэра показали, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки. Бэр показал, что обнаруживается поразительное сходство в строении зародышей животных, относящихся к разным классам, особенно на ранних стадиях развития.

Накопившиеся к этому времени в большом количестве палеонтологические находки и материалы из области географического распространения животных и растений также не укладывались в прежние метафизические представления.

Рождение теории

Итак, в первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания (геологии, палеонтологии, биогеографии, эмбриологии, сравнительной анатомии, учения о клеточном строении организмов, селекции), противоречащий метафизическому мировоззрению и свидетельствующий в пользу эволюции.

Нужна была идея, теория, обобщение, которое сумело бы объяснить накопившиеся факты, дать им правильное толкование. Это и сумел сделать Дарвин. Тому, что Дарвин произвел переворот в науке, способствовали как его личные качества, так и та социально-экономическая и научная обстановка, в которой протекала его деятельность и формировалось его мировоззрение.

Предпосылки возникновения Дарвинизма (кратко)

  • Открытие клеточного строения животных;
  • обнаружение схожести зародышей разных видов животных;
  • работа об эволюции поверхности Земли под влиянием естественных причин (температура, влажность, ветер и т.д.);
  • развитие селекции и сельского хозяйства;
  • кругосветное путешествие на корабле «Бигль».

Научные предпосылки Развитие геологии и палеонтологии – систематизация геологических слоев Земли. Ч.Лайель («Основы геологии») заложил основы исторической геологии с ее принципами актуализма и историзма. Достижения в химии: Велер синтезировал искусственно мочевину. Шлейден и Шванн создают клеточную теорию. К.Бэр – открытие яйцеклетки. Эмбриональные сходства организмов. В России работы Рулье и Бекетова.


Социально – экономические предпосылки Первая четверть 19 века – накоплен огромный фактический материал – необходимо обобщение. Практика сельского хозяйства требовала теории, которая позволила бы развивать методы селекционной работы. Англия – развитая капиталистическая страна, с развитым сельским хозяйством, колониальная – изучение новых территорий.


Основные этапы жизненного пути и путешествие Чарльза Дарвина Годы жизни – 1882 гг. Выдающийся английский естествоиспытатель, основоположник теории эволюции (дарвинизма), геолог и биолог.


Родился в семье врача Роберта Дарвина, внуком известного естествоиспытателя и философа Эразма Дарвина. Мать его происходила из семьи Веджвуд, к которой принадлежал знаменитый в Англии и Европе изобретатель английского фарфора. Дарвин провел семь лет в школе доктора Батлера, в которой, как он вспоминал позднее, его жизнь была нелегкой; кроме того, его не увлекали науки, включенные в официальную программу, он любил поэзию и литературу, древние языки его не интересовали (у него не было к ним способностей), то же самое можно было сказать о химии и геометрии. Учителя считали Чарльза учеником ниже среднего уровня. «Чарльз, – говаривал его отец, – не думает ни о чем, кроме охоты, собак и ловли крыс, он покрывает стыдом себя и всю семью Дарвинов».


Когда Чарльзу исполнилось 16 лет, отец пожелал, чтобы он получил медицинское образование. И молодой Дарвин, не осмелившись его ослушаться, поступил на медицинский факультет в Эдинбурге, где в свободное время собирал раковины, систематизировал коллекцию жуков, изучал развитие и жизнь пиявок, с увлечением наблюдал повадки птиц, самостоятельно занимался естествознанием, много читал.


В 1827 г. отец, видя равнодушие Чарльза к медицине, настоял на поступлении сына на теологический факультет Кембриджского университета, однако пастором Дарвин не стал. Позже он считал проведенные в Кембридже три года, посвященные теологии, потерянными годами, как, впрочем, и два года в Эдинбурге, и гораздо больше лет в школе доктора Батлера. Но в Эдинбурге, по крайней мере, у Дарвина развился интерес к научным исследованиям. Он вошел в среду ученых Эдинбурга, его приглашали на собрания членов различных обществ и кружков, на которых знаменитые профессора читали научные доклады. Во время пребывания в Кембридже Дарвин заинтересовался работами великого английского астронома У. Гершеля, который установил принципы исследования явлений природы, и увлекся трудом Ч. Лайеля «Основы геологии». Книгу Лайеля он прочел накануне отъезда в кругосветное путешествие. Столь же живо интересовался Дарвин лекциями профессора Дж. Генслоу, под влиянием которого стал стремиться к самостоятельным исследованиям.


В 22 года он на пять лет покидает Англию и в качестве натуралиста отплывает в кругосветное путешествие на экспедиционном судне «Бигль» английского адмиралтейства. Цель его путешествия – составление гидрографических карт для Британского флота. Он обогнул земной шар, пройдя с юга вокруг Южной Америки, побывал в водах Австралии и Новой Зеландии, обогнул с юга Африку. Во время стоянок собирал ботанические, палеонтологические и зоологические коллекции, проводил геологические наблюдения. Дарвин замечает, что многообразие животного мира логичнее объяснить медленно текущими процессами изменения форм, чем отдельными актами творения.


Находка ископаемых гигантских броненосцев – родственников ныне живущих форм – приводит его к выводу о родстве вымерших и существующих форм. Исследовав флору и фауну Галапагосских островов, Дарвин на примере различий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц увидел как бы сам процесс эволюции в действии. Грызун туко-туко (детеныши зрячие, взрослые слепые). Ч.Дарвин возвращается в Англию убежденным эволюционистом. Начинается длительный период разработки стройной теории эволюции, основанной на вскрытии механизма эволюционного процесса.


















Сознательный отбор включает следующие этапы: Теоретический – выработка идеи будущей породы (сорта). Подбор родительских организмов - найти необходимые признаки в исходном материале, которые соответствуют поставленной цели. Скрещивание родительских форм, затем дальнейшее скрещивание с жесткой выбраковкой.


Для отбора имеет значение только индивидуальная, неопределенная изменчивость (мутационная) Мутация – внезапное изменение генетического материала. В результате единичных крупных мутации были выведены: анконская порода коротконогих овец, такса, утка с крючковатым носом.












Стабилизирующий отбор Направлен на сохранение установившегося в популяции среднего значения признака. Результатом действия стабилизирующего отбора является большое сходство всех особей растений и животных, наблюдаемое в любой популяции. Примеры: -число глаз у позвоночных; -число лучей в парных конечностях; -молекула гемоглобина.



Половой отбор Естественный отбор, касающийся признаков особей одного пола.Это частный случай внутривидового естественного отбора, а не самостоятельный фактор эволюции. Примеры: -яркая окраска самцов многих птиц и невзрачная окраска самок; -брачные крики и другие формы поведения; -специфические запахи; -орудия турнирного боя (рога, клыки, шпоры)






Проверочный тест 1. Забота о потомстве - это… 2. Активная забота о потомстве – это… 3. Превентивная забота о потомстве – это.. 4. Пассивная забота о потомстве – это… 5. Эволюционный смысл заботы о потомстве состоит … 1. Взрослые особи носят свое потомство на себе или в своем теле. 2. Повышает выживаемость потомства и делает излишней чрезмерную плодовитость. 3. Действия животных, обеспечивающие лучшие условия выживания и развития потомства. 4. Взрослые особи устраивают убежище, кормят, обогревают, обучают и т.д. 5. Забота о потомстве ограничивается созданием убежища и заготовкой корма.