«Трагедия маленького человека в поэме А. Пушкина «Медный всадник. Образ маленького человека в поэме "Медный всадник" А. С. Пушкина Изображение маленького человека в поэме медный всадник

Общая характеристика

А. С. Пушкин одним из первых в русской литературе ввел образ т. н. «маленького человека». В поэме «Медный Всадник» этот образ воплощен в бедном чиновнике Евгении, представляющем собой полную противоположность «горделивому истукану».

Пушкин не случайно вводит своего «ничтожного героя» после вступления, описывающего «славные дела» Петра Великого. Тем самым достигается резкий контраст между двумя сюжетными линиями, между великим монархом и ничего на значащим Евгением.

Евгений — само олицетворение посредственности и униженности. Он относится к древнему дворянскому роду, имя которого когда-то было известно всей России («под пером Карамзина в родных преданьях прозвучало»). Логично предположить, что упадок этого рода начался в годы великих преобразований Петра I, когда главными ценностями человека были объявлены не знатность и происхождение, а личные качества. Предки Евгения оказались «не у дел». Постепенное вырождение привело к тому, что Евгений уже «не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине».


«Маленький герой» — представитель серой и безликой массы петербургского чиновничества. Он не обладает сколько-нибудь значимыми индивидуальными качествами. Исчерпывающая характеристика Евгения — «живет в Коломне; где-то служит».

Полностью соответствуют «ничтожному» положению Евгения его ограниченные мечты. Они не простираются дальше получения «местечка», долгожданной свадьбы с мещанской девушкой Парашей и скромной семейной жизни. Обретение «приюта смиренного и простого» — вершина желаний Евгения. Это еще раз подчеркивает непреодолимую пропасть между идеалами рядового обывателя и масштабами преобразований Петра Великого.

Духовное перерождение «маленького человека»

Во время небывалого наводнения Евгений, глядя на бушующие волны, предстает в новом качестве. Ничем не примечательный чиновник боится «не за себя». Все его духовные силы нацелены на «ветхий домик», где живут Параша с матерью. «Ничтожный герой» в гуманистическом смысле поднимается над «кумиром на бронзовом коне», который с холодным равнодушием взирает на страшное народное бедствие.

У Евгения впервые возникает трагическая мысль: «И жизнь ничто, как сон пустой». Пока еще неосознанно он связывает наводнение с фигурой Медного Всадника.

Трагедия «маленького человека»

После отступления водной стихии Евгений, рискую собственной жизнью, спешит к скромному жилищу своей возлюбленной. Здесь его ждет нечто не укладывающееся в сознании простого обывателя: «Где же дом?». Евгений просто шокирован тем, что произошло. Бедный чиновник в одночасье лишился самой прочной основы, связывающей его с реальной жизнью. Рухнула не только его связь с настоящим, но и все планы и надежды на будущее.

В результате «сумрачная забота» сводит Евгения с ума. Безумец теряет человеческий облик и превращается в жалкое существо: «ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый».

Бунт «маленького человека»

После долгих безумных скитаний Евгений случайно возвращается на место, с которым у него связаны страшные воспоминания. Происходит его вторая встреча с тем, «кто неподвижно возвышался» в разгар народной беды. При виде «кумира с простертою рукою» сознание «ничтожного героя» временно проясняется. Его своеобразное восстание представляет собой кульминацию всего произведения.

Не так важен практический результат (а точнее, его отсутствие) бунта Евгения. В самом грозном обращении к «державцу полумира» («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!») заключается огромная духовная сила «маленького человека», высшая точка его самосознания.

Трагедия «маленького человека» в поэме А. Пушкина «Медный всадник»

Тема «маленького человека» неоднократно поднималась в произведениях русской литературы: «Петер-бургские повести» Н. В. Гоголя, «Униженные и ос-корбленные», «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, рассказы А. П. Чехова. Жизнь «маленького челове-ка», отображенная в связи с различными события-ми,— это жизнь народа в целом. В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин раскрывает этот образ, проти-вопоставляя ему две могущественные силы: величие и мощь императора и буйную, неуправляемую сти-хию природы. Деятельность Петра Первого осмысли-валась многими писателями и поэтами в разные вре-менные периоды. И по сей день нет однозначного мне-ния о целесообразности петровских преобразований и допустимости средств, используемых монархом для достижения цели — европеизации России. В своей по-эме А. С. Пушкин сумел очень ярко отобразить дан-ные противоречия. С одной стороны, это великое свер-шение — покорение стихии, создание блестящего го-рода, открывающего перспективы развития внешней политики, затмившего своей красотой и значимостью столицу:

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

Но с другой стороны, что стояло за осуществлением этих честолюбивых замыслов? В первую очередь, пре-небрежение к нуждам собственного народа, ведь чер-неющие избы — «приют убогого чухонца» — воспри-нимались государем, как картина, омрачающая взор своей неприглядностью, а не как отдельная жизнь от-дельного человека, вторгаться в которую, нарушая ее привычный ход, не позволено даже великим государ-ственным деятелям. Но, презрев условности, невзи-рая на протест народа и природы, могущественный царь добился того, что «юный град»

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод, ныне там,

По оживленным берегам,

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен...

Город прекрасен, мечты правителя осуществились: «...корабли Толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся...»

Поэт образно описывает величие Северной столи-цы, отдавая ей дань своего восхищения. Но тут же ис-пользует прием контраста:

Выла ужасная пора,

Об ней свежо воспоминанье...

Об ней, друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.

Печален будет мой рассказ.

И знакомит нас с главным героем произведения — «маленьким человеком» Евгением, судьба которого помогает нам полнее осознать результаты деяний Петра, совершившего насилие над природой. Петр ве-лик: «Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта!» И дум он полон великих, общегосударственного масштаба. А что же Евгений?

О чем же думал он? о том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость и честь;

Что мог бы бог ему прибавить

Ума и денег. Он мечтал:

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

«Пройдет, быть может, год-другой —

Местечко получу — Параше

Препоручу хозяйство наше

И воспитание ребят...

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой дойдем мы оба,

И внуки нас похоронят...

В нескольких строках Пушкин выразил чаяния всего народа, стремящегося к спокойной, размерен-ной жизни в окружении близких людей.

В поэме не показан открыто царский произвол, ло-мающий людские судьбы. Он проявляется косвенно, через восстание природных сил, которые не может ус-мирить даже императорская воля: «С божией стихией царям не совладеть». И честолюбие государя обраща-ется горем для тысяч простых людей, жалких в своей беспомощности. «Ужо тебе!..»,— грозит несчастный Евгений, но даже вылитый из меди Петр внушает ему страх и продолжает вершить его судьбу, сводя с ума. И царь, ранее называемый автором «мощным власте-лином судьбы», превратился в горделивого истукана, холодного и равнодушного.

Описывая событие, произошедшее в тот период, ко-гда эпоха Петра Первого стала уже достоянием исто-рии, автор стремился подчеркнуть значимость этой исторической фигуры, чье волеизъявление надолго останется судьбоносным для простого народа.

Разделы: Литература

Над морем город основался…

А.С. Пушкин

Цели урока:

образовательные

  • обучить учащихся анализу лироэпического произведения;
  • показать два лика Петербурга в поэме;
  • показать, как Пушкин раскрывает тему “маленького человека” и как ее раскрывают в своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский;

развивающие

  • формировать у школьников умение вести дискуссию, работать в группах, развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа

работа с учебными понятиями:

  • поэма, тема “маленького человека”, образ, метафора, эпитет, контраст; авторская позиция;

работе с метопредметными понятиями:

  • милосердие, протест против несправедливости, красота, мировоззрение.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, использование презентации (приложение).

Тип урока: урок-формирование.

Методы обучения: беседа, слово учителя, исследование, постановка проблемных вопросов.

Формы работы с учащимися: индивидуальное сообщение, самостоятельная работа в группах, элементы дискуссии.

План урока.

1. Вступительное слово учителя: постановка проблемных вопросов.

2. Индивидуальное сообщение на тему: “Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя”. Тема “маленького человека” в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” и в поэзии А.Н. Некрасова.

3. Анализ вступления поэмы, беседа, элементы дискуссии. Анализ основной части поэмы. Исследовательская работа в группах.

3. Чтение и анализ отрывка поэмы: “Ужасный день…”.

4. Самостоятельная работа. Два лика города: сравнительно-сопоставительный анализ. Работа по лексике поэмы. Какова авторская позиция в отношении к Петру I? Работа с критической литературой, формирование собственной точки зрения. Петербург сегодня. Работа с эпиграфом.

Ход урока

1-й слайд

1. Вступительное слово учителя.

Тема “маленького человека” неразрывно связана с образом Петра Великого. Исторический деятель. О нем поэт писал много (“Полтава”, “Арап Петра Великого”). Пушкин первым дерзнул раскрыть тему “маленького человека” в контексте исторических событий. Три эпохи проходят перед нами: прошлое (деяния Петра I, эпоха Александра I, когда произошло наводнение) и эпоха Николая I, то есть современность Пушкина.

И судьба “маленького человека” призвана показать другие следствия деятельности “державца полумира”, Петра I.

Анализируя поэму, ответим на вопросы:

  1. Кто виновен в трагедии Евгения?
  2. К чему привели петровские преобразования?

2. Индивидуальное сообщение.

Чтобы лучше и полнее понять образ города “на берегу пустынных волн”, обратимся к образу Петербурга в более поздней литературе.

  1. Н.В. Гоголь много тягостных моментов испытал, живя в Петербурге. Вспомним повесть “Шинель”.
  2. Как Гоголь рисует образ Петербурга и жизнь “маленького человека” в большом городе?

2-й слайд

Ответы учащихся

Вывод.

Маленький чиновник, занимающий определенное положение в обществе, все испытал на своем веку: и унижение, и оскорбление. Авторская позиция здесь налицо: не только просьба о милосердии к таким, как Акакий Акакиевич, но и одновременно выражение протеста против несправедливости, зла, бездушия тех, кого Гоголь называет “значительным лицом”. Это Петербург 30-40-х годов. Время, когда Пушкин работает над поэмой “Медный всадник”.

Ответы учащихся.

  1. Каким мы видим Петербург в “Белых ночах” Достоевского?
  2. Как живут люди в столице России?
  3. Что общего и различного в изображении города в произведениях Гоголя и Достоевского?

4-й слайд

Можно ли сказать, что одиночество, уединение героя “Белых ночей” - это неприятие окружающего мира?

5-й слайд

Трагические картины большого города в поэзии Н.А. Некрасова.

И Гоголь, и Достоевский, и Некрасов, основываясь на лучших традициях русской литературы, вслед за Пушкиным по-своему раскрывает тему “маленького человека” в большом городе – столице Российской империи.

3. Анализ поэмы “Медный всадник”.

  1. Как Пушкин раскрывает тему “маленького человека”?
  2. Почему и сегодня не угасают споры на взгляды Пушкина, связанные с темой “маленького человека”, с величием Петра I?
  3. Кто прав: тот, кто считает, что вина трагедии лежит на стихии, или тот, кто утверждает, что в трагедиях маленьких людей виновен создатель города? Или существующий строй, который не способен ликвидировать социальную несправедливость?

Дискуссия учащихся.

7-й слайд

Три исторические эпохи.

В чем смысл композиции?

Анализ вступления.

  1. Какими красками рисует Пушкин город Петра?
  2. Какая лексика преобладает?
  3. Учащиеся по ходу анализа заполняют 1 часть таблицы “Два лика Петербурга”.
  4. Как автор относится к городу?

4. Анализ основной части.

1) Проверка домашнего задания. Исследовательская работа в группах.

К чему привели преобразования Петра? Стало лучше жить человеку?

Почему слово “ужасный” повторяется в 1-й части 3 раза?

Охарактеризуйте судьбу Евгения, его стремления, размышления. Как меняется тон повествования в рассказе о жизни и мечтах Евгения?

2) Работа с текстом.

Описание наводнения (чтение ): “Ужасный день…”

  1. Какие детали картины вас поразили?
  2. Кто больше всего пострадал?
  3. Какие средства выразительности использует поэт, чтобы нарисовать картину страшной стихии? (Сравнения, эпитеты, метафоры, синтаксические средства выразительности)
  4. Какую роль играют глаголы?

Самостоятельная работа. Заполнение 2-й части таблицы “Два лика города”.

Вывод.

В поэме постоянно возникает образ памятника, поднимающийся над землей, над потоком, над людьми: “в непоколебимой вышине”, “в темной вышине”, “на высоте”. Случайны ли эти детали или связаны с оценкой деятельности Петра I?

Чтение отрывка.

Как в этом отрывке соединяются похвала Петру и порицание?

  • В каком значении использует автор слово “железный”?
  • Какова авторская позиция?

5. Работа с критической литературой (разные взгляды критиков).

Чья оценка ближе вам?

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (отрывок).

Мережковский Д. Пушкин – 1986 год.

Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина – 1974 год.

Споры о сложном произведении “Медный всадник”.

9-й слайд

Кто виновен в бедах Евгения?

“Две правды на весах истории - торжественная, победная правда Петра I и скромная правда Евгения” (Б.С. Мейлах Жизнь Александра Пушкина).

Все эти споры лишь подтверждают многозначность и многоплановость пушкинского шедевра. Это позволяет ставить великого Пушкина в один ряд с писателями и поэтами мира.

10-й слайд

Петербург сегодня.

Современность и актуальность произведения.

6. Итог урока.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Написать эссе на тему: “А.С. Пушкин в моей жизни”.

Тема маленького человека особенно актуальна в русской литературе 19 века, в том числе и в произведениях А.С.Пушкина. Его поэма «Медный всадник» рассказывает о печальной судьбе такого человека, ставшего жертвой трагических обстоятельств.

Главный герой поэмы – бедный чиновник из Костромы, Евгений. Он живёт одной мечтой – жениться на своей любимой девушке, простой и скромной Параше. Он является типичным «маленьким человеком», неспособным на хитрость, обман и лесть для продвижения по службе и своих корыстных целей. Пушкин не рассматривает своего героя как отдельную личность. Евгений – лишь часть серого петербургского пейзажа, он далёк от важных государственных дел, реформ, преобразований. Автор не даёт ему даже фамилии: «Прозванья нам его не нужно», чтобы подчеркнуть незначительность личности.

Герой живёт простой, рутинной жизнью, поэтому сам Пушкин не разделяет его жизненных позиций. Желания и амбиции Евгения ограничены бытовыми заботами. Однако в жизни главного героя случается переворот – ужасное наводнение в городе, из-за которого погибает его единственный смысл жизни и любовь – Параша. Евгений сходит с ума, теряет рассудок от горя, а проанализировать событие и жить дальше у него нет сил. Так Пушкин показывает, насколько маленьким является герой, как жалка его незначительная личность.

Противоположность образу Евгения – образ Петра, властного и порой жестокого господина. Этот образ характеризует весь власть имущий класс, для которого проблемы и беды простого народа не имеют никакого значения. Евгений винит Петра во всех своих бедах, из-за чего медная статуя императора начинает его преследовать.

Вся поэма «Медный всадник» основана на противопоставлении «маленького человека» и сильного, властного государя. Тихий, слабый протест Евгения медному императору – это бунт простого чиновника против правящего класса, которому судьбы простых людей совершенно не интересны.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Бунт маленького человека в поэме «Медный всадник» читают:

Поделиться:

Поэма «Медный всадник» (1833) - одно из наиболее ярких и совершенных произведений Пушкина. В ней автор убедительно показывает всю сложность и противоречивость переломной эпохи в истории нашей страны. Следует подчеркнуть, что поэма занимает в творчестве Пушкина особое место. В этом произведении поэт попытался решить проблему взаимоотношения личности и государства, эта проблема составляла сущность духовных исканий Пушкина. Поэт видел возможность достижения согласия, гармонии между личностью и государством, знал, что человек может одновременно сознавать себя частью великого государства и яркой индивидуальностью, свободной от гнета. По какому же принципу должны строиться отношения личности и государства, чтобы частное и общественное сливались в одно целое Пушкинская поэма «Медный всадник» была своеобразной попыткой ответить на этот вопрос. К моменту создания «Медного всадника» в русской литературе назрела необходимость в стиховой повести о современном, не экзотическом и не надчеловечном герое.
Сюжет пушкинской поэмы вполне традиционен. В экспозиции автор представляет нам Евгения, скромного чиновника, «маленького человека», приметы быта которого сведены к минимуму: «стряхнул шинель, разделся, лег». Евгений из обедневших дворян, о чем Пушкин упоминает мельком, сообщив, что предки героя значились в «Истории Карамзина». Сегодняшний быт Евгения весьма скромен: он «где-то» служит, любит Парашу и мечтает жениться на^любимой девушке. В «Медном всаднике» частная жизнь и жизнь государственная представлены как два замкнутых мира, в каждом из которых существуют свои законы. Мир Евгения - мечты о тихих радостях семейной жизни. Мир государства, у истоков которого стоял Петр, - великие свершения и подчинение всего мира своей воле, своему порядку («Все флаги в гости к нам»). Мир частной личности и мир государства не просто отделены друг от друга, они враждебны, каждый из них несет другому зло и разрушение. Так, Петр свой город закладывает «назло надменному соседу» и уничтожает то, что добро и евято для бедного рыбака. Петр, который пытается подчинить, укротить стихию, вызывает ее злую месть, то есть становится виновником крушения всех личных надежд Евгения. Евгений хочет мстить, его угроза («Ужо тебе!») нелепа, но полна стремления к бунту против «кумира». В ответ он получает злую месть Петра и безумие. Восставший против государства был страшно наказан.
Таким образом, в основе отношений личности и государства лежит взаимное желание зла. И конфликт этот разрешить невозможно. Но для самого Пушкина в этом противоречии не было ничего трагического. Как для себя автор решает кон фликт личности и государства, мы можем понять, если обратимся к месту вступления поэмы «Медный всадник». Пушкин пишет:
Люблю тебя, Петра творенья. Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит...
По мнению Пушкина, в основу отношений между частным и государственным должна быть положена любовь, и поэтому жизнь государства и личности должны обогащать и дополнять друг друга. Пушкин разрешает конфликт личности и государства, преодолевая односторонность и мировоззрения Евгения, и взгляда на жизнь противоположной герою стороны. Кульминацией же этого столкновения является бунт «маленького» человека. Пушкин, поднимая бедного безумца до уровня Петра, начинает использовать возвышенную лексику. В момент гнева Евгений поистине страшен, ведь он осмелился угрожать самому Медному Всаднику! Однако бунт сошедшего с ума Евгения, - бунт бессмысленный и наказуемый. Кланяющиеся кумирам становятся их жертвами. Не исключено, что «бунт» Евгения содержит скрытую параллель с судьбой декабристов. Это подтверждает трагический финал «Медного всадника».
Анализируя пушкинскую поэму, мы приходим к выводу о том, что поэт проявил себя в ней как истинный философ. «Маленькие» люди будут бунтовать против высшей силы столько, сколько будет существовать государство. В этом-то и заключается трагичность и противоречие вечной борьбы слабых и сильных. Кто же все-таки виноват: великое государство, которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересоваться величием истории, выпал из нее? Читательское восприятие поэмы оказывается крайне противоречивым: по мнению Белинского, Пушкин обосновал трагическое право империи со всей ее государственной мощью распоряжаться жизнью частного человека; в XX веке некоторые критики предполагали, что Пушкин стоит на стороне Евгения; существует также мнение, что конфликт, изображенный Пушкиным, трагически неразрешим. Но очевидно, что для самого поэта в «Медном всаднике», по формуле литературоведа Ю. Лотмана, «правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы «приподняться над жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей». Понимания и даже ненависти. Он сознает, что готовность принести себя в жертву - это прямая обязанность поэта.
Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Пушкин на протяжении всей своей жизни подтверждал собственные идеалы и стремления, высказанные в стихах. Он не боялся немилости сильных мира сего, он смело высказывался против крепостничества; выступал в защиту декабристов. Жизнь поэта была непростой, он сознательно отказывался от спокойствия и умиротворенности, считая назначением поэта - открывать миру правду.
В сатире праведной порок изображу И нравы сих веков потомству обнажу.
Поэту удалось донести до потомства свои мысли. Имя Пушкина всегда будет дорого для тех, кто любит и понимает русскую историю и литературу.