Сюжет и композиция 4 главы евгения онегина. Творчество поэтов-декабристов. Тематика и художественное своеобразие лирики к.Ф.Рылеева. Социально-экономическая обстановка в стране

«Евгений Онегин» как роман в стихах. Особенности жанра и композиции

«Что касается до моих занятий, я Пушкин стремился создать пресыщенного, неудовлетворенного и скучающего героя, равнодушного к жизни и ее радостям, - настоящего героя времени, зараженного «болезнью века» - скукой. Но в то же время автор не просто стремился показать характерные черты скуки, он хотел узнать ее источник, то есть откуда она происходит. Понимая, что жанр романтической поэмы предполагает статичный характер героя, Пушкин сознательно отказывается от нее в пользу романа - жанра, в рамках которого можно показать динамику развития характера героя.

Пушкин строит композицию «свободного романа», в центре которого - фигура автора, организующего отношения не только с героями, но и с читателями. Роман написан в форме беседы автора с читателем, отсюда создается впечатление, что он будто бы пишется на глазах читателя, делая последнего непосредственным участником всех событий.

Жанр «Евгения Онегина» - роман в стихах - предполагает наличие двух художественных начал - лирического и эпического. Первое связано с миром автора и его личными переживаниями и проявляется в лирических отступлениях; второе предполагает объективность повествования и отстраненность автора от описываемых в романе событий и представляет собой мир эпических героев.

В прозаическом романе главное - герой и то, что с ним происходит. А в стихотворном произведении композиционный стержень - сама стихотворная форма и образ автора. В «Евгении Онегине», как в романе в стихах, происходит сочетание конструктивных принципов прозы (деформация звучания ролью значения) и поэзии (деформация значения ролью звучания).

Стихотворная форма определила в «Евгении Онегине» и композицию, и особенности сюжета. Особый вид строфы - онегинская строфа - был изобретен Пушкиным специально для этого произведения. Она представляет собой слегка видоизмененную структуру сонета: четырнадцать строк четырехстопного ямба с определенной рифменной схемой. В первом катрене (четверостишии) рифма перекрестная, во втором - парная, а в третьем - опоясывающая. Схематически это выглядит так: AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначается женская рифма, то есть ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов, а строчными - мужская, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов).

Говоря о композиции произведения, важно отметить два момента. Во- первых, она симметрична (центр ее - сон Татьяны в пятой главе), а во-вторых, замкнута (действие началось весной 1820 года в Санкт-Петербурге и там же закончилось спустя пять лет). В романе две сюжетные линии - линия дружбы и любовная линия, причем вторая зеркальна: в третьей главе Татьяна пишет Онегину письмо и понимает, что ее чувства не взаимны, а в восьмой они меняются ролями.

Также для понимания композиции произведения важны пейзажные зарисовки, с помощью которых автор помогает читателю глубже вникнуть в суть переживаний своих героев и подчеркивает особенности их характеров. Например, контраст между Онегиным и Татьяной отчетливее виден на примере отношения героев к деревенской природе.

Свой роман Пушкин создавал не один год, периодически публикуя отдельные главы. На первый взгляд, кажется, что повествование носит хаотичный характер. Критики тех лет считали произведение лишенным целостности. Сам автор не скрывает, что в его сочинении отсутствует план, поэтому неизбежны противоречия. Свое произведение он определяет как собрание пестрых глав.

Приглядевшись к роману внимательнее, становится понятно, что это глубоко целостное произведение, характеризующееся стройностью и завершенностью.

Роман имеет простой до банальности сюжет. В нем прослеживаются две линии взаимоотношений главного героя Онегина: с Татьяной и с Ленским. Произведение не имеет привычной развязки. Автор не подводит героя ни к гибели, ни к женитьбе. Он покидает его в тяжелую минуту. Отсутствие финала превращает сюжет в реальную историю. Недосказанность является одним из приемов Пушкина, согласно которому пустота имеет глубокое значение и не может быть выражена словами.

Для построения композиции романа Пушкин избрал метод симметрии, согласно которому герои должны поменять позиции, занимаемые ими в произведении. Татьяна встречается с Евгением, вспыхивает неразделенная любовь, сопровождаемая страданиями. Автор следит за переживаниями героини, сочувствует ей. Вслед за суровым разговором с Онегиным случается дуэль с Ленским, ставшая развязкой одного направления сюжета и позволившая развиться новому.

При следующей встрече Татьяны с Евгением он меняется с ней местами, и все прошедшее повторяется. Но теперь автор переживает все с Онегиным. Такой кольцевой прием дает возможность еще раз оглянуться назад, что оставляет от прочитанного ощущение согласованности.

Кольцевая композиция показывает кризис души героя. Он сумел измениться, посмотрев на мир глазами Татьяны. В последней главе он выходит из затворничества почти поэтом, читающим «духовными глазами».

Возврат в прошлое дает возможность наблюдать за эволюцией Татьяны, ее взрослением и обретением непоколебимой выдержки. При этом не меняется бедность ее характера. Новая Татьяна по-прежнему не понимает Евгения. В прошлом она ассоциировала любимого с литературными образами, которым он не соответствовал. Теперь же Татьяна не верит правдивости и важности его переживаний.

Очевидно, что произведение построено на сочетании непосредственности изложения, пестроты образов, естественности продолжения темы и необыкновенной гармонии, сделавшей роман завершенным. Автор приблизил свое произведение к жизни, сделав его таким же неповторимым и оригинальным.

Вариант 2

Произведение представляет собой форму в виде свободного романа, центральной фигурой которого является рассказчик, выстраивающий взаимоотношения героев, а также беседующий с читателями, приглашенными на роль непосредственных свидетелей происходящих событий.

Жанром произведения поэт выбирает роман в стихах, позволяющий раскрыть динамичность развития характеров героев, что невозможно в романтической поэме, где герой представляется в статичном состоянии.

Роман написан в виде полностью оформленного, целостного, замкнутого, законченного художественного произведения, выраженного в композиционной структуре, сочетающей лирическое и эпическое литературные начала.

Композиционным стержнем произведения является яркий стихотворный вид романа, а также использование авторского образа. Применение стихотворной формы в романе определяет особенности сюжетной линии и композиционной структуры, сочетающей конструктивные принципы прозы и поэзии. В романе поэт использует свое новое изобретение в виде онегинской строфы, являющейся видоизменением сонетной структуры, представляющей четырехстопный ямб четырнадцати строк в особенной схеме рифм: перекрестной, парной и опоясывающей.

Отличительной особенностью композиционной структуры произведения является ее симметричность, проявленная в центральном событии романа, сне главной героини, а также территориальная замкнутость, выраженная началом действий в Санкт-Петербурге и окончанием в том же месте.

Сюжетная линия романа представлена в двух выражениях: любовной линии и линии дружбы, при этом любовный сюжет является зеркальным, поскольку в финале произведения главная героиня Татьяна меняется ролью мучающегося от безответной любви человека с основным персонажем Онегиным. Использование зеркально-перевернутой симметрии усиливается автором с помощью демонстрации намеренных текстовых совпадений и соразмерности частей, составляющих архитектурные точности рисунков романа и выполняющих четкие выразительные функции.

В целях более глубокого раскрытия композиции романа поэт использует художественный прием в форме пейзажных зарисовок, позволяющих продемонстрировать характерность героев, яркость их переживаний, а также противоположное отношение Онегина и Татьяны к различным общественным и природным явлениям. На всем протяжении повествования перед читателями раскрываются проявления всех времен года: печальный летний шум, обнаженные осенние леса, морозная зима, распускающаяся весна.

В стихотворном романе прослеживается органическая целостность и единство, наполняющие его реальным жизненным содержанием. В образах основных персонажей произведения представляются обобщенные, типизированные характеры, позволяющие поэту выстроить фабулу, используя взаимоотношения главных действующих лиц Онегина и Татьяна, Ольги и Ленского.

Композиционными единицами произведения являются восемь глав, в каждой из которых описано новое сюжетное событие, при этом в первой главе излагается экспозиция, рассказывающая об Онегине, во второй начинается завязка взаимоотношений Онегина и Ленского, третья глава посвящена чувствам Татьяны к Онегину, четвертая и пятая главы описывают основные события, а с шестой возрастает кульминационный момент, приводящий в последующих седьмой и восьмой главах к финалу сюжетных линий между Онегиным и Ленским и, соответственно, Онегиным и Татьяной.

Яркой особенностью романа является применение автором архитектоники в виде пропущенных строф, которые означают переходные места в повествовании, не влияющие на сюжетную линию произведения.

Своеобразная композиционная структура романа, выраженная в стихотворной свободе и гибкости, придает произведению авторскую гениальность в повествовательном материале, а пестрота собранья глав несет неповторимую свежесть и ощущение прикосновения к возвышенному и прекрасному.

Фабула и особенности произведения

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика героев комедии Горе от ума Грибоедова

    Александр Андреевич Чацкий – молодой мужчина дворянин, который придерживается новых, более современных взглядов и понятий. Он идет против старого и всех столетних традиций

  • Образ и характеристика Поручик в рассказе Солнечный удар Бунина сочинение

    В небольшой по объему рассказ «Солнечный удар» И. А. Бунин вводит лишь двух героев. Благодаря их отношениям автор рассматривает их любовную историю знакомства с печальным концом как одно их проявлений этого высокого чувства.

  • Сочинение по картине Щербакова Русь Подмосковная (описание)

    Картина русского живописца Щербакова «Русь подмосковная» - одна из самых известных его работ. Она является, простой и в то же время точно отражает дух своего народа.

  • Сочинение Дуэль Печорина и Грушницкого анализ эпизода сцены

    Одним из главных персонажей романа "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова является Григорий Александрович Печорин. Произведение построено таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть характер данного героя.

  • Образ и характеристика Маруси в повести В дурном обществе Короленко сочинение

    Когда я читала рассказ Короленко В дурном обществе, то очень тронуло описание несчастной девочки Маруси. Маруся - это несчастный четырехлетний ребенок, не знающий материнской ласки, не имеющий теплой постели, вечно страдающий от голода

Жанр Евгения Онегина – это свободный роман. Жанр определяет композицию. В романе имеется две сюжетные линии. Первая взяла в себя взаимоотношения Евгения Онегина и Татьяны. Вторая Онегина и Ленского.
Роман состоит из восьми глав, каждая из которых имеет свое значение в композиции романа:
1 глава Знакомство с обществом, которое не принимает герой;
2 глава Завязка второй сюжетной линии;
3 глава Знакомство Татьяны и Онегина. Завязка первой сюжетной линии;
4 глава Отповедь Онегина. Любовь Ольги и Ленского;
5 глава Сон Татьяны. Конфликт Ленского и Онегина;
6 глава Дуэль. Развязка второй сюжетной линии;
7 глава Татьяна узнает Онегина по Книгам;
8 глава Развязка первой сюжетной линии, письмо Онегина, взлет героя, его новые возможности.
В введении Пушкин старается сказать, попросить читателя относиться к роману с иронией. Он наблюдает за жизнью и чувствами людей. Затем он рассказывает о героях своего романа. Он описывает Онегина как доброго приятеля, родившегося там же, где и Пушкин. «Судьба Евгения хранила, он танцевал, писал, легко Французский понимал». Его отец был военным. Онегин получил домашнее образование. По своей сути он был «Недорослем». Евгений знал латынь, историю, он читал Адама Смита, был глубокий эконом.
В начале романа мы находим Онегина в 18 лет, как только он вышел в свет.
Пушкин добивается того, чтобы читатель представил себе, что Онегин современник самого автора. Для этого он использует множество реальных фамилий. Среди них Чаадаев, Фонвизин и другие.

9 класс Урок 1

РОМАН А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ РОМАНА.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ЗАМЫСЕЛ И КОМПОЗИЦИЯ.
«ОНЕГИНСКАЯ» СТРОФА

Цели: дать общую характеристику романа, объяснить понятие «онегинская» строфа; познакомить с мнениями критиков о романе.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

1) Роман, «…в котором отразился век…».

Мы подошли к вершинному поэтическому созданию Пушкина – роману в стихах «Евгений Онегин».

Удивил ли вас жанр «Евгения Онегина»? С овременники по привычке называли его поэмой. Но для Пушкина «Онегин» – роман! Не догадываетесь, почему?

Но что такое «роман»? З аметьте: примечателен он не столько объемом, сколько… Может быть, кто-то продолжит?

Нет ли истоков романа… в лирике? Роман – это прежде всего глубочайшее и всестороннее проникновение в «я» героя, в его характер, сокровенные тайны личности – то, что именуется психологизмом.

Поэзия подошла вплотную к созданию романа. Мы привыкли к роману прозаическому, но, оказывается, ему предшествовал стихотворный. Оказывается, проза намного сложнее!

2) Искусство строфы.

В письме к П.А. Вяземскому, строкой которого открывается I глава, Пушкин, едва приступив к «Онегину», сообщал: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» Что это значит? Труден ли роман для писателя?.. Или для читателя? Как вы отнеслись к предстоящему чтению? Боялись? Думали, что будет скучно, утомительно? И в самом деле, на протяжении всего повествования – восьми глав! – один и тот же размер. Определите его. Да, это 4-стопный ямб.

Казалось бы, какое однообразие ритма, интонации. Но в действительности поразительно многообразно, непохоже звучат строки романа. Вот загадка пушкинских стихов! Как построены главы? Они написаны строфами. Легко ли создать столь пространную (14 строк!) строфу, получившую имя «онегинской»? Пока ни один поэт не смог ее повторить. В чем ее тайна? Почему она придает такую живость и гибкость, динамику и выразительность стихотворному повествованию, и пушкинский 4-стопный ямб звучит столь многообразно?

2. Чтение статьи «В творческой лаборатории» в хрестоматии, с. 242.

3. Изучение стилистики романа.

1) Чтение и анализ I главы.

– Прочитаем первую главу еще раз.

Чтение текста учителем или подготовленным учеником со слов «Не мысля гордый свет забавить…».

– Как озаглавили бы вы эти строки? «Вступление»? «Пролог»? «Зачин»? В какой-то мере все это справедливо. Но тогда к чему это обращение: «Хотел бы я тебе представить / З алог достойнее тебя …»: Ч то значит здесь местоимение 2-го лица? Нет, это не обычный «пролог», не «зачин», а посвящение !

Встречались ли вы с произведениями, которые автор кому-либо посвятил, и понятно ли вам, как вошел в литературу обычай посвящения ? Почему Пушкин «кому-то» посвятил «Онегина»? Д а, поэт объясняет это сразу же: «Вниманье дружбы возлюбя», а как умел Пушкин дружить (может быть, как никто другой!), хорошо известно. Но вот вопрос: кто удостоился этой чести – быть «адресатом» пушкинского романа? Дельвиг, Кюхельбекер, Жуковский, Вяземский? Перечень всех друзей Пушкина был бы очень обширен. Но вот что интересно: поэт не называет имени того, кому роман посвящен. Почему? Может быть, для Пушкина посвящение было «залогом дружбы», не относящимся к конкретному лицу?

Чем же роман был для Пушкина, как он писал (стремился писать!) его главы? И почему «собранье пестрых глав» в «посвящении» растянулось на несколько строк?

Кого почувствовали, услышали, открыли вы в первой главе? Только ли героя романа? Нет, мы чувствуем и слышим Автора, его присутствие в романе. Зачастую исповедь поэта оттесняет героя.

Согласны ли вы с великим русским критиком В. Г. Белинским, пожалуй, самым проницательным читателем, заметившим, что «Евгений Онегин» – «самое задушевное создание Пушкина», «любимое дитя его фантазии»?

2) Этот «странный» Онегин.

– Почему поэт избрал для I строфы монолог героя?

– Представьте на месте Онегина кого-либо из его сверстников, Молчалина например… Как бы он чувствовал себя по дороге к умирающему дяде?

– Онегин и его «окружение»: как запечатлел их поэт?

– Как меняется пушкинское повествование в строках об отношении «света» к Онегину?

– Что таится в ключевом слове «педант», да еще с союзом «но»?

– Статичен ли образ Онегина в I главе, или же герой романа меняется?

Да, с ним что-то странное происходит, но что же? Почему «денди» Онегин, безукоризненный светский юноша, становится… неузнаваемым?

– Какими словами вы передали бы «сочувствие» автора Онегину в I главе? («Но был ли счастлив мой Евгений?..»)

– В чем лексическое своеобразие I главы? Какими словами она пестрит? (Гомер, Феокрит, Ювенал, Адам Смит.)

Давайте вместе с героиней романа Татьяной рискнем отправиться в кабинет Онегина (увы, в отсутствие хозяина).

Чтение XIX, XXII строф седьмой главы.

– Сопоставьте строфы I и VII глав. Открылся ли вам мир Онегина?

– Одинок ли Онегин в пушкинских строках? Почему рядом с ним то и дело появляется Автор?

– А в каких «отношениях» находятся Автор и его герой? Сопоставьте их.

– Как написаны «онегинские строфы» и авторская исповедь?

Представьте: в романе не было бы строф, которые мы называем «лирическими», нам «легче» было бы следить за чувствами и занятиями Онегина, ничто не отвлекало бы от сюжета… Выиграл бы роман?

«Посвящение» – это своеобразный ключ к поэтическому миру романа, его прочтению. Мы отмечаем лиризм и иронию I главы, ее диалогизм, непринужденный разговор автора с читателем о герое и о себе. И читатель становится невольным «собеседником» поэта, понимает, что Онегин – характер трагический, чувствует надломленность героя в пронзительности психологических деталей («Томясь душевной пустотой…») и прерывистости стихотворного повествования («Читал, читал, а все без толку…»). Мы поражаемся гармонии, идеальности пушкинского «я», звучащего в пылкости признаний, простодушии лиризма, ритмико-интонационном и синтаксическом единстве строфы («Волшебный край. Там в стары годы…», «Блистательна, полувоздушна…», «Я помню море пред грозою…»).

4. Работа с материалами учебника.

– С опоставьте взгляды Белинского и Писарева на роман (полемика связана с образом Онегина). Чья позиция ближе и понятнее вам, и почему автор, являясь лирическим героем романа, показывает свое духовное родство с Онегиным?

II. Итог урока.

Домашнее задание: прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 214); задание по рядам: «Мое представление о: 1) Ленском; 2) Татьяне; 3) Онегине».

9 класс Урок 2

ОБРАЗЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ РОМАНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ОСНОВНАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯИ ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ.

Цели: познакомить с системой образов романа, особенностями сюжета; обучать работе с текстом.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания.

1. Беседа.

– Какова роль несюжетных и второстепенных персонажей?

– Что позволяет автору объединить их всех в одном романе? (Онегин, по имени которого назван роман, – главный, центральный персонаж. Это безусловно, но он, словно магнит, притягивает других, казалось бы второстепенных, героев, которые помогают раскрыть характер «духовной жаждою» томимого Евгения. Все эти судьбы и характеры создали уникальный образ – образ русского общества I четверти XIX в.)

2. Выступления учащихся с цитированием (домашнее задание по рядам).

II. Работа по теме урока.

Драматические судьбы героев романа – отражение судеб лучших людей пушкинского времени.

– незримо присутствует всегда и везде;

– принимает участие в судьбе героев;

– делится с читателями своими мыслями и чувствами;

– рассуждает о нравах и морали общества.

1. Разбор центральных образов романа.

1) Ленский.

– Почему столь значительны строки о приезде Ленского? Какова его роль в романе?

– Зачем Пушкин вводит в роман Владимира Ленского?

– Ленский – поэт. Как подал нам Пушкин творчество юноши-поэта?

– Попробуйте определить жанр «стихов Ленского».

– Почему автор романа вначале иронически отзывается не только о творчестве Ленского, но и о романтизме вообще: «Так он писал темно и вяло, что романтизмом мы зовем…» (ведь еще недавно Пушкин сам был правоверным романтиком!), а затем отказывает стихам Ленского в романтизме, попутно иронизируя над наивным представлением своих современников о романтической поэзии («Хоть романтизма тут нимало / Н е вижу я; да что нам в том?»)?

2) Онегин – проблемный герой, «герой времени».

– Личность его сформировалась в петербургской светской среде. В I главе мы из предыстории уже узнали основные социальные факторы, обусловившие характер Онегина: принятое в те годы воспитание детей из высших слоев дворянства, обучение «чему-нибудь и как-нибудь», первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение 8 лет.

В ранней юности Онегин – «добрый малый, как вы да я, как целый свет».

Характер его показан в движении, в развитии. Уже в I главе мы видим перелом в его судьбе: он смог отказаться от стереотипов светского поведения, от шумного, но внутренне пустого «обряда жизни».

– Вспомните затворничество Онегина: его необъявленный конфликт с высшим светом в I главе и с обществом деревенских помещиков – во II–VI главах.

– Найдите слова, которыми вы сказали бы об Онегине и Ленском, сопоставляя их, и составьте словарик антонимов:

Онегин Ленский

… …

… …

– Кто выигрывает от антитезы: Онегин – Ленский? Какими видятся нам Ленский и Онегин в дружбе? Испытания дружбой Онегин не выдержал. Причина – его неспособность «жить чувством».

Вот так описывает Пушкин его состояние перед дуэлью:

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь…

На именинах Татьяны он также показал себя «мячиком предрассуждений», глухим к голосу собственного сердца и к чувствам Ленского. Лишь после убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений».

– А как проявил себя Онегин во взаимоотношениях с Татьяной?

Сердцу не прикажешь, нельзя упрекать героя в том, что он не ответил на любовь Татьяны. Но как человек благородный и душевно тонкий, он сумел увидеть во «влюбленной деве» подлинные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Однако смысл любви исчерпывается для него «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека. И в любви он слушается не голоса своего сердца, а голоса рассудка, не верит в любовь, не способен пока полюбить (с. 168 хрестоматии).

И только трагедия (смерть Ленского) смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств.

– Каково значение встречи Татьяны и Онегина в Петербурге?

Это новый этап в духовном развитии героя: он преобразился, впервые испытав настоящее чувство, но оно обернулось для него любовной драмой; теперь уже Татьяна не может (не нарушив супружеского долга) ответить на его запоздалую любовь.

Теперь его разум побежден, он любит, «ума не внемля строгим пеням». Он «чуть с ума не своротил или не сделался поэтом…»

Именно любовью и дружбой, по мнению Пушкина, испытывается человек, именно они раскрывают богатство души или ее опустошенность.

3) «Татьяны милый идеал…».

– Нужны ли в романе сестры Ларины? Как входят в роман героини?

– Почему они производят столь контрастное впечатление? Причем каждая из них может расположить к себе, полюбиться читателю или, напротив, в чем-то покоробить…

– Почему для одних Ольга «мила», иные же не могли отделаться от иронической улыбки, читая о ней?

– В чем, может быть, с особенной резкостью сказалось отношение поэта к Ольге?

– Необходима ли Ольга в романе?

– Как входит в роман Татьяна?

– В каком признании выражено отношение Пушкина к Татьяне? К чему это извинение: « Простите мне : я так люблю…»? В какой строке отзовется эта пушкинская влюбленность в героиню романа?

– «Татьяны милый идеал…». Действительно ли идеален образ Татьяны?

– Почему строки, посвященные Татьяне, так завораживают? Можно ли их переложить на музыку?

– П. И. Чайковский, создавая оперу «Евгений Онегин», первоначально намеревался назвать ее именем героини романа – «Татьяна Ларина», обозначив жанр своего произведения как «лирические сцены»; оправдано ли это?

– Татьяна поразила и даже отпугнула своею «странностью» современников. А вас?

– Каков же мир Татьяны? Как дорисовывает его поэт в последних главах романа? Случайно ли «снится чудный сон Татьяне»? Почему этот сон так страшен? Перечитаем третью строфу V главы:

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут…

– К чему это отступление?

– Вспомните «московские» страницы седьмой главы: случайно ли Татьяна оказывается в Москве, только ли «ярмарка невест» объясняет ее появление в первопрестольной? И почему именно на этих страницах мы слышим: «Москва! Как много в этом звуке…»?

– А какие страницы, посвященные любимой героине поэта, особенно пленительны?

Чтение наизусть «Письма Татьяны» подготовленным учеником.

– Что самое удивительное в нем?

– Меняются ли интонация, смысл пушкинского романа после признания Татьяны?

– В чем трагизм образа Татьяны?

В одиночестве героини и обреченности ее романтической любви. Письмо Татьяны – это поступок бесстрашия и отчаяния любви, это воплощение «идеальности» героини.

– А «Письмо Онегина»? Какие его строки потрясли вас особенно?

– Сравните два письма: какое из них трагичнее, поэтически сильнее?

– Апофеоз образа Татьяны (с. 171–174 учебника). Как передал поэт перемены в ней? Как вы их объясните?

– Что же – Татьяна, «законодательница зал», подчинилась «свету»?

– Почему так потрясает монолог «А мне, Онегин, пышность эта…» (с. 173, строфа XLVI). Почему так трогают, остаются в памяти эти строки?

Образ Татьяны – вершина психологического реализма пушкинской поэзии. А сам роман начинает собой историю русского реалистического романа.

2. Составление опорной схемы.

3. Разбор особенностей сюжета романа.

I особенность:

II особенность

III особенность:

Образ повествователя раздвигает границы конфликта – в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях.

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);

2) вопрос 17 (с. 249) – устно (об иллюстрациях к роману);

3) подготовиться к итоговому тесту по творчеству А. С. Пушкина.


Тема романа «Евгений Онегин» (1831) - изображение русской жизни первой четверти XIX века. В.Г.Белинский назвал это произведение «энциклопедией русской жизни» (В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина», статья 9), потому что Пушкин в своём романе «умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества» (там же). Идея «Евгения Онегина» — оценить распространённый в дворянском обществе тип современного молодого человека, который не может найти достойного применения своим способностям в окружающей жизни, так как привычные для дворянского круга жизненные цели его не устраивают, кажутся недостойными и мелкими. По этой причине подобные молодые люди оказываются «лишними» в обществе.

Сюжет романа строится на истории любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Следовательно, завязкой сюжета будет их первая встреча в доме Лариных, куда Онегин попадает случайно: он захотел посмотреть на Ольгу, «предмет любви» Ленского. Причём сама сцена первой встречи главных героев в романе не описывается: о ней, возвращаясь из гостей домой, рассуждают Онегин и Ленский. Из их разговора понятно впечатление, которое Татьяна произвела на заглавного героя. Из двух сестёр он выделил именно Татьяну, отметив необычность её внешнего облика и заурядность Ольги:

В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне.
Кругла, красна лицом она... (3, V)

Татьяна же с первого взгляда влюбилась в Онегина, в чем призналась в своём письме:

Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он! (3, XXXI)

Первая встреча Онегина и Татьяны происходит в третьей главе. Значит, первые две главы романа являются экспозицией сюжета, где автор подробно рассказывает о двух главных героях: об их родителях, родственниках, воспитателях, их любимых занятиях, характерах, привычках. Кульминацией сюжета является объяснение Онегина и Татьяны в саду, когда герой равнодушно отказывается от любви необыкновенной девушки, а Татьяна теряет все надежды на счастье. Позже, приобретя богатый опыт в «вихре» светской жизни, героиня поняла, что Евгений обошёлся с ней благородно, и оценила этот поступок:

Но вас
Я не виню; в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной. (8, ХLIII)

Второй кульминацией становится объяснение главных героев в Петербурге через несколько лет после первого. Теперь Татьяна, блестящая светская дама, продолжая любить Онегина, отказывается ответить на его пламенную страсть и скандальное предложение, и теперь Онегин, в свою очередь, теряет надежду на счастье.

Помимо главной сюжетной линии — истории любви Онегина и Татьяны — Пушкин разворачивает побочную сюжетную линию — историю дружбы Онегина и Ленского. Здесь присутствует завязка: два молодых образованных дворянина, оказавшись в деревенской глуши, быстро знакомятся, так как Ленский

С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. (2, XIII)

Сюжетная схема истории дружбы может быть выстроена так: кульминация — поведение Онегина на именинах Татьяны (его кокетство с Ольгой), развязка —дуэль приятелей и смерть Ленского. Последнее событие является одновременно кульминацией, так как заставило Онегина, кажется первый раз в жизни, «содрогнуться» (6, XXXV).

В романе присутствует ещё одна побочная сюжетная линия — история любви Ленского и Ольги. В ней автор опускает завязку, лишь упоминает вскользь, что нежное чувство родилось в сердцах молодых людей уже давно:

Чуть отрок, Ольгою пленённый,
Сердечных мук ещё не знав,
Он был свидетель умилённый
Её младенческих забав... (2, XXXI)

Кульминацией в этой истории любви является бал на именинах Татьяны, когда характер Ольги раскрывается вполне: тщеславная, самолюбивая и пустая кокетка, она не понимает, что своим поведением оскорбляет жениха. Смерть Ленского развязывает не только сюжетную линию дружбы, но и историю его короткой любви.

Из всего сказанного выше понятно, что и главная, и второстепенные сюжетные линии построены довольно просто, однако сама композиция романа чрезвычайно сложна.

Анализируя главную сюжетную линию, следует отметить несколько особенностей. Первая из них — довольно затянута экспозиция: она составляет две главы из восьми. Зачем Пушкин так подробно описывает становление характеров главных героев — Онегина и Татьяны? Можно предположить, для того чтобы поступки обоих героев были понятны читателям, чтобы наиболее полно выразить идею романа — изображение умного, но бесполезного человека, впустую проживающего свою жизнь.

Вторая особенность — основная сюжетная линия не имеет развязки. Ведь после финального бурного объяснения с Онегиным Татьяна уходит из своей комнаты, а герой остаётся на месте, потрясённый её словами. А дальше

Шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался... (8, ХLVIII)

Таким образом, действие обрывается на полуслове: муж застаёт Онегина в неурочный час в комнате жены. Что он может подумать? Как повернётся сюжет дальше? Пушкин не объясняет ничего, а заявляет:

И здесь героя моего
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго... навсегда. (8, ХLVIII)

За такой финал современники часто упрекали автора и считали недостатком отсутствие определённой развязки. На эту критику Пушкин ответил в шутливом отрывке «В мои осенние досуги...» (1835):

Вы говорите справедливо,
Что странно, даже неучтиво
Роман не конча прерывать,
Отдав его уже в печать,
Что должно своего героя
Как бы то ни было женить,
По крайней мере уморить...

Из приведенных строк следует, что решение прервать роман было у Пушкина вполне осознанным. Что же даёт такой непривычный финал для осмысления содержания произведения?

Муж, родственник и друг Онегина, увидев героя в комнате жены, может вызвать его на дуэль, а дуэль, перевернувшая всю его жизнь, у Онегина уже была. Иными словами, Онегин буквально оказывается в замкнутом круге событий; не только история его любви строится по принципу «зеркального отражения» (Г.А.Гуковский), но и его отношения с друзьями. У романа нет конца, то есть он построен по кольцевой композиции: действие начинается и обрывается в Петербурге, весной, герой так и не обретает любовь, в очередной раз пренебрегает дружбой (ухаживает за женой друга). Такое композиционное построение удачно соответствует главной идее романа: показать безысходную, никчёмную жизнь заглавного героя, который сам страдает от своей ненужности, но не может выбраться из замкнутого круга пустой жизни, найти себе серьёзное занятие. С таким конном романа без конца вполне согласился В.Г.Белинский, который задаётся вопросом: «Что стало с Онегиным потом?». И сам отвечает: «Не знаем, да и что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?» (В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина», статья 8).

Третьей особенностью композиции является наличие в романе нескольких сюжетных линий. История любви Ленского и Ольги даёт возможность автору сравнить главных героев с второстепенными. Татьяна умеет любить «не шутя» (3, XXV), а Ольга быстро утешилась после смерти Ленского и вышла замуж за улана. Разочарованный Онегин изображается рядом с мечтательным, влюблённым Ленским, который ещё не охладел к жизни.

Все три сюжетные линии удачно переплетаются: кульминация-развязка в истории дружбы (дуэль) становится одновременно и развязкой в истории любви молодого поэта и Ольги. Таким образом, в трёх сюжетных линиях присутствуют только две завязки (в основной и в истории дружбы), три кульминации (две в основной и одна (бал) для двух побочных) и одна развязка (совпадает в побочных сюжетных линиях).

Четвёртой особенностью композиции является наличие вставных эпизодов, которые прямо не связаны с развитием сюжета: сон Татьяны, стихи Ленского, песня девушек и, конечно, многочисленные лирические отступления. Эти эпизоды ещё более усложняют композицию, но не слишком затягивают действие романа. Особо следует отметить, что лирические отступления являются важнейшей составной частью произведения, потому что именно благодаря им в романе создаётся широчайшая картина русской жизни указанного исторического периода и складывается образ автора, третьего главного героя романа.

Подводя итог, отметим, что роман «Евгений Онегин» в истории русской литературы был новаторским и сточки зрения описания жизни (реалистическое изображение действительности), и сточки зрения создания характера заглавного героя (образ пушкинского современника, «лишнего человека»). Глубокое идейное содержание выразилось в оригинальной форме: Пушкин применил кольцевую композицию, «зеркальное отражение»-повторение главных сюжетных эпизодов, опустил финальную развязку. Иными словами, получился «свободный роман» (8, L), в котором мастерски переплетаются несколько сюжетных линий и присутствуют отступления различного типа (вставные эпизоды, более или менее тесно связанные с сюжетом; шутливые и серьёзные рассуждения автора обо всём на свете).

Построение «Евгения Онегина» нельзя назвать логически безупречным. Это касается не только отсутствия формальной развязки в романе. Строго говоря, между событиями, описанными в седьмой и восьмой главах, должно пройти несколько лет, пока Татьяна превратится из провинциальной барышни в светскую даму. Первоначально Пушкин решил заполнить эти несколько лет путешествиями Онегина по России (глава «Путешествие Онегина»), но позже поместил их в приложение к роману, в результате чего логика сюжета оказалась нарушенной. На этот формальный недостаток автору указывали и друзья, и критики, однако Пушкин пренебрёг этими замечаниями:

Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу. (1, LX)

Автор очень точно назвал своё произведение «собранье пёстрых глав» (вступление): в нём отразилась реальная жизнь, устроенная не по строгим законам логики, а, скорее, по теории вероятности. Однако роман, следуя за реальной жизнью, не потерял ни динамичности, ни художественной цельности, ни законченности.