Социальные явления. Понятие "социальное явление". Социальные явления: примеры. Социальное действие по М. Веберу

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2014–2015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС 1 Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его порядковый номер. 1. «Золотое правило нравственности» гласит: 1) «Око за око, зуб за зуб»; 2) «Не сотвори себе кумира»; 3) «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»; 4) «Почитай отца твоего и мать твою». 2. Возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности называется: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) эмансипация; 4) социализация. 3. На принципе возмещения ущерба, причиненного правонарушением, основана юридическая ответственность: 1) дисциплинарная; 2) гражданско-правовая; 3) уголовно-правовая; 4) административно-правовая. 4. Выберите из списка характерную черту морали: 1) регулирует одну определенную область общественных отношений; 2) не подвержена изменениям в процессе развития общества; 3) в ее основе лежат представления о добре и зле; 4) ее общеобязательность, обеспечивается принудительной силой государства; 1 2 3 4 1 3 2 2 3 2 4 3 Ответы: По 1 баллу за каждый верный ответ Максимум за задание 4 балла Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 2 2 Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу. 1. Выберите из приведенного списка ситуации, регулируемые нормами семейного права: 1) муж и жена основали фирму; 2) бабушка завещала внуку квартиру; 3) родители с детьми посетили театр; 4) родители малолетнего ребенка были лишены родительских прав; 5) муж и жена подали заявление о расторжении брака; 6) установление размера алиментов, выплачиваемых родителем несовершеннолетнему ребенку. 2. В Российской Федерации гражданская дееспособность наступает в полном объеме: 1) по достижении 16 лет; 2) по достижении 18 лет; 3) в случае вступления в брак до достижения 18 лет; 4) с момента начала трудовой деятельности; 5) с момента эмансипации; 6) с момента завершения ступени основного образования. 3. Право собственности включает: 1) куплю-продажу; 2) владение; 3) наследование; 4) распоряжение; 5) договор; 6) пользование. 4. Традиционное общество характеризуют следующие признаки: 1) господство частной собственности; 2) права и свободы человека и гражданина; 3) преобладание сельского хозяйства в экономике; 4) глобализация; 5) сословная структура общества; 6) большая роль религии в жизни общества. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 3 5. По конфессиональному признаку выделяются: 1) католики; 2) риэлторы; 3) православные; 4) буддисты; 5) буряты; 6) канадцы. 1 2 3 4 5 1 456 2 235 3 246 4 356 5 134 Ответы: 2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан одни из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 10 баллов 3 Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально точный ответ. ученический коллектив, группа сверстников, семья, музыкальный ансамбль. Ответ: Малые группы. 2 балла за верный ответ. 4 Что объединяет приведенные ниже фирмы? Дайте максимально точный ответ. «Нестле», «Кока-Кола», «Макдональдс», «Адидас», «Дженерал моторс», «Газпром». Ответ: Транснациональные корпорации. 2 балла за верный ответ. 5 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию: Христианство, иудаизм, буддизм, ислам Ответ: иудаизм, остальные – мировые религии 2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 4 6 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию: Боны, монеты, купюры, векселя, банкноты, ассигнации Ответ: векселя, остальные – деньги 2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). 7 «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. 1. Объектом социальной политики государства является каждый человек, кем бы он ни был. 2. Как пример «правильного» устройства правления Аристотель выделял демократию. 3. В возникновении эмоций участвует мозг, а в их выражении – язык и тело. 4. Социальная среда играет важную роль в обретении человеком человеческого. 5. Учитель физики переквалифицировался в учителя математики. Речь в данном случае идет о вертикальной социальной мобильности. Ответ: 1 2 3 4 5 Ответ: 1 ДА 2 НЕТ 3 ДА 4 ДА 5 НЕТ По 1 баллу за каждый верный ответ Максимум за задание 5 баллов Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 5 8 Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в ее итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию, а также, составляющие ее элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным вами элементам А Б В Г Д Е Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 6 Ответ: По1 баллу за каждый верный элемент ответа. Максимум за задание 10 баллов. 9 Решите задачу. Какие обязанности гражданина, зафиксированные в Конституции РФ, нарушили герои литературных произведений. 1.1. Герой романа Ильфа и Петрова "Золотой теленок" Александр Иванович Корейко, скрывавший свои доходы в особо крупных размерах. 1.2. Герой повести В. Распутина "Живи и помни" Гуськов, покинувший действующую армию во время войны 1.3. Персонаж романа Ч. Айтматова "Плаха" Кандалов, устроивший охоту на сайгаков в Моюнкумском заповеднике. Ответ: 1.1. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. 1.2. Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации 1.3. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру. Ответы могут быть даны в иных формулировках. По 1 баллу за каждый ответ. Максимум за задание 3 баллов. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 7 10 Решите задачу. Одна из республик Российской Федерации решила ввести собственную традиционную систему измерения, мотивируя это стремлением к сохранению культурного наследия народов, проживающих на ее территории. Правомерно ли это решение? Ответ обоснуйте. Ответ: Решение не правомерно, поскольку согласно Конституции РФ меры измерения находятся в федеральном ведении. До 3-х баллов за полный верный ответ. 11 Соотнесите виды правонарушений и отрасли права, к которым они относятся: А) Б) В) Г) Д) Е) ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ невыход на работу без уважительной причины распитие гражданами пива на детской площадке продажа лёгких наркотиков на дискотеке невыплата кредита банку несанкционированный митинг захват заложников в здании театра Ответ: Ответ: 1) 2) 3) 4) ОТРАСЛИ ПРАВА административное гражданское трудовое уголовное А Б В Г Д Е А 3 Б 1 В 4 Г 2 Д 1 Е 4 По 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Максимум за задание 3 балла. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 8 12 Установите соответствие между понятиями и определениями. А) Б) В) Г) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ поведение человека, соответствующее его социальному положению предписание, определяющее рамки поведения перемещение из одной социальной группы в другую разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение Ответ: Ответ: 1) 2) 3) 4) ПОНЯТИЯ социальная мобильность социальная стратификация социальная роль социальная норма А Б В Г А 3 Б 4 В 1 Г 2 По 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Максимум за задание 2 балла. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 9 13 Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. Гринпис – ________(А) экологическая организация, основная цель которой – добиться решения ________(Б) экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и ________(В). Сегодня Гринпис работает более чем в 40 странах, в том числе и в России. Основной принцип – отказ от _______(Г) промышленными компаниями, банками, государственными структурами и политическими партиями – гарантирует ________(Д) действий организации. Важнейшими задачами Гринпис считает изменение отношения людей к ______(Е), воздействие на _______(Ж) и потому уделяет большое внимание работе со средствами _______(З) информации. _______(И) характер организации позволяет Гринпис воздействовать на производителей и продавцов и требовать от них соблюдения экологических _______(К) и стандартов по всему миру. А Б В Г Список терминов 1. государственный 2. идея 3. власть 4. гуманитарный 5. международный 6. гуманный 7. финансирование 8. одобрение 9. успешность 10.норма Д Е Ж З 11. независимость 12. человек 13. природа 14. общественный 15. культура 16. локальный 17. общественное мнение 18. глобальный 19. творчество 20. массовый Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. И К 10 Ответ: Гринпис – международная общественная экологическая организация, основная цель которой – добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей. Сегодня Гринпис работает более чем в 40 странах, в том числе и в России. Основной принцип – отказ от финансирования промышленными компаниями, банками, государственными структурами и политическими партиями – гарантирует независимость действий организации. Важнейшими задачами Гринпис считает изменение отношения людей к природе, воздействие на общественное мнение и потому уделяет большое внимание работе со средствами массовой информации. Международный характер организации позволяет Гринпис воздействовать на производителей и продавцов и требовать от них соблюдения экологических норм и стандартов по всему миру. А 13 Б 17 В 3 Г 7 Д 11 Е 13 Ж 17 З 20 По 1 баллу за каждую верную вставку. Максимум за задание 10 баллов. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. И 5 К 10 11 14 Объедините следующие понятия в классификационную схему. Понятия: федерация, абсолютная, тоталитаризм, государственное устройство, демократический, парламентская, ограниченная, форма государства, смешанная, форма правления, унитарное, монархия, авторитаризм, президентская, политический режим, республика, теократическая, конфедерация Ответ: Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 12 Форма государства: форма правления: монархия (ограниченная, абсолютная, теократическая) и республика (президентская, парламентская, смешанная) государственное устройство (унитарное, федерация, конфедерация) политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный) По 1 баллу за каждый верный элемент. Максимум за задание 18 баллов. 15 Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы: Ла-Рошель, не получая помощи английского флота и войск, обещанных Бекингэмом, сдалась после годичной осады. Двадцать восьмого октября 1628 года была подписана капитуляция. Король совершил свой въезд в Париж 23 декабря того же года. Ему устроили торжественную встречу, точно он возвращался после победы над врагом, а не над французами. Он въехал через увитую цветами и зеленью аркаду, сооруженную в предместье Сен-Жак. Д"Артаньян принял пожалованный ему чин лейтенанта. Портос оставил службу и женился в следующем году на г-же Кокнар: в вожделенном сундуке оказалось восемьсот тысяч ливров. Арамис, совершив поездку в Лотарингию, внезапно исчез и перестал писать своим друзьям. Впоследствии стало известно через г-жу де Шеврез, рассказавшую об этом двум-трем своим любовникам, что он принял монашество в одном из монастырей Нанси. Атос служил мушкетером под начальством д"Артаньяна до 1631 года, когда, после поездки в Турень, он тоже оставил службу под тем предлогом, что получил небольшое наследство в Русильоне. Планше получил при содействии Рошфора чин сержанта гвардии. Александр Дюма. Три мушкетера 1. а) Каким термином обозначается социальное явление, описанное в данном фрагменте? б) Дайте его определение. 2. а) Как называются социальные институты, ускоряющие данное социальное явление? б) Назовите социолога, впервые изучившего этот аспект. 3. Назовите конкретные социальные институты, упомянутые в данном фрагменте, и соотнесите их с каждым из персонажей. 4. Какие еще два социальных института, выполняющие аналогичные функции, вы можете назвать? Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 13 Ответ: 1. а) Социальная мобильность 1 балл б) изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). До 2-х баллов за полный верный ответ. 2. а) Социальные лифты (каналы социальной мобильности) 1 балл б) П.А. Сорокин 2 балла 3. Армия (д"Артаньян), церковь (Арамис), брак и семья (Портос), собственность (богатство, экономические организации – Атос) - По 1 баллу за каждую верную пару. Элемент без пары не оценивается. Всего 3 балла. 4. Могут быть названы: школа (образование), бизнес, политическая партия. По 1 баллу за каждый элемент ответа. Всего 2 балла. Максимум за задание 11 Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 14 16 Решите обществоведческий кроссворд По горизонтали 1. Человек, несущий ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность 4. Освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества 8. Характеристика человека в обществе 11. Группа людей, обладающих определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству 13. Приспособление 14. Мягкий характер воздействия на общественные отношения 15. Отдельный человек Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 15 По вертикали 2. Народ одного государства 3. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром 4. Тип взаимодействия людей 5. Надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения 6. Люди, по разным причинам выпавшие из привычной социальной среды и не способные примкнуть к новым группам 7. Способность просто и уверенно контактировать с людьми 8. Поиск человеком средств и способов для обозначения своей индивидуальности 9. Восстановление 10. Постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества 12. Установление контактов между людьми из-за потребности в совместной деятельности Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 16 Ответ: 17 верных слов – 13 баллов 16 верных слов – 12 баллов 15 верных слов – 11 баллов 14 верных слов – 10 баллов 13 верных слов – 9 баллов 11 верных слов – 8 баллов 10 верных слов – 7 баллов 9 верных слов – 6 баллов 8 верных слов – 5 баллов 7 верных слов – 4 балла 6 верных слов – 3 балла 5 верных слов – 2 балла 3-4 верных слова – 1 балл 0-2 верных слова – 0 баллов Максимум за задание 13 баллов. Всего за работу 100 баллов Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг.

В дан­ном фраг­мен­те про­ти­во­по­став­ле­ны два типа писателей. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся такое про­ти­во­по­став­ле­ние предметов, яв­ле­ний или пер­со­на­жей в ху­до­же­ствен­ном произведении?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; C1-С2.

Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!

Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоко летающими. При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слёзы ему блещут во всех очах... Нет равного ему в силе — он Бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на

всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовёт ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведёт ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображённых героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стёкла, озирающие солн- цы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаёт сего современный суд и все обратит в упрёк и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Пояснение.

Такое про­ти­во­по­став­ле­ние пред­ме­тов на­зы­ва­ет­ся «антитеза» или «контраст». Дадим определение.

Антитеза — ри­то­ри­че­ское про­ти­во­по­став­ле­ние текста, сти­ли­сти­че­ская фи­гу­ра кон­тра­ста в ху­до­же­ствен­ной или ора­тор­ской речи, за­клю­ча­ю­ща­я­ся в рез­ком про­ти­во­по­став­ле­нии понятий, положений, образов, состояний, свя­зан­ных между собой общей кон­струк­ци­ей или внут­рен­ним смыслом.

Ответ: антитеза или контраст.

Ответ: антитеза|контраст

Блок А

А1. В переводе с латыни слово «культура» означает:

а) отдых, наслаждение

б) возделывание, обработку

в) приготовление пищи

г) образование

А2. Термин «культура» применительно к человеку впервые употребил:

а) Марк Туллий Цицерон

б) Аристотель Стагирит

в) Марк Аврелий

г) Тит Лукреций Кар

А3. Что такое культурогенез?

а) процесс усвоения индивидом норм и ценностей культуры

б) период упадка в процессе культурного развития

в) процесс возникновения и становления культуры

г) освобождение культуры от влияния религии

А4. Субъектом культуры является:

а) человек

б) природа

г) мораль

А5. К признакам цивилизации относятся:

а) кочевой образ жизни

б) письменность

в) сложная социальная структура

г) городской образ жизни

д) художественное творчество

А6. Каким термином принято обозначать продукты человеческой деятельности, созданные как в материальной, так и духовной сфере культуры?

а) рудименты

б) индустрия

в) артефакты

г) натурфакты

А7. Специфические социокультурные образования, выполняющие функции создания, хранения или трансляции культурно-значимой информации, называют:

а) институтами

б) партиями

в) репродукторами

г) кластерами

А8. Для народной культуры характерны:

а) опора на традицию

в) анонимность

г) стремление к пересмотру установившихся норм, правил, образцов

А9. Уникальность, оригинальность, зашифрованность типичны для:

а) массовой культуры

б) элитарной культуры

в) народной культуры

А10. Чертами массовой культуры являются:

а) общедоступность

б) высокий интеллектуальный уровень

в) ориентированность на эмоциональное, иррациональное, бессознательное

г) поиск духовных и нравственных истин

д) коммерческий характер

А11. Культура социальных или демографических слоев, воплощающая различия в образе жизни, мышлении, поведении – это:

а) антикультура

б) субкультура

в) контркультура

г) культура молчаливого большинства

А12. Контркультурам свойственны:

а) единство ценностей с доминирующей культурой

б) ценностный нигилизм

в) протестный характер

г) социальный конформизм

А13. Элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени, называются:

а) традицией

б) инновацией

в) стагнацией

г) культурным симбиозом

А14. Как называют совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом?

а) генофонд

б) ментальность

в) идеология

г) интуиция


А15. Процесс усвоения человеком традиций, обычаев, норм поведения в конкретной культуре называется:

а)релаксацией

б) аннигиляцией

в) обструкцией

г) инкультурацией

А16. Культурный шок – это:

а) болезненная реакция на попадание в иную культурную среду

б) эстетическое удовлетворение

в) завершающий этап инновационного процесса

г) тайный язык творческой элиты

А17. Какая из функций культуры подразумевает создание человеком средств приспособления к окружающей среде?

а) интегративная

б) адаптивная

в) нормативная

г) трансляционная

А18. Какая из функций культуры нацелена на выработку норм и правил поведения в обществе?

а) коммуникативная

б) регулятивная

в) информационно-накопительная

г) рекреативная

А19. Каким термином обозначается сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором?

а) социосфера

б) литосфера

в) биосфера

г) ноосфера

А20. Отчуждение человека от природы привело к возникновению:

а) экуменизма

б) технократического мира

в) культурных различий этносов и регионов

г) космоцентризма

Ответы на задания блока А

Задание А1. В переводе с латыни слово «культура» означает возделывание, обработку (б).

Задание А2. Термин «культура» применительно к человеку впервые употребил Цицерон (а).

Задание А3. Культурогенез – это процесс возникновения и становления культуры (в).

Задание А4. Основным субъектом культуры является человек (индивид или общность) (а).

Задание А5. К признакам цивилизации относятся письменность, сложная социальная структура, городской образ жизни (б, в, г).

Задание А6. Продукты человеческой деятельности, созданные в сфере культуры, называют артефактами (в).

Задание А7. Социокультурные образования, выполняющие функции создания, хранения или трансляции культурно-значимой информации, называют социокультурными институтами (а).

Задание А8. Для народной культуры характерны опора на традицию и анонимность (а, в).

Задание А9. Уникальность, оригинальность, зашифрованность типичны для элитарной культуры (б).

Задание А10. Чертами массовой культуры являются общедоступность, ориентированность на эмоциональное, бессознательное начало, коммерческий характер (а, в, д).

Задание А11. Культура социальных или демографических слоев, воплощающая различия в образе жизни, мышлении, поведении – это субкультура (б).



Задание А12. Контркультурам свойственны ценностный нигилизм и протестный характер (б, в).

Задание А13. Элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению, называются традицией (а).

Задание А14. Совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом называют ментальностью (б).

Задание А15. Процесс усвоения человеком традиций, обычаев, норм поведения в конкретной культуре называется инкультурацией (г).

Задание А16. Культурный шок – это болезненная реакция на попадание в иную культурную среду (а).

Задание А17. Создание человеком средств приспособления к окружающей среде связано с адаптивной функцией культуры (б).

Задание А18. На выработку норм и правил поведения в обществе нацелена регулятивная функция культуры (б).

Задание А19. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором, получила название «ноосфера» (г).

Задание А20. Отчуждение человека от природы привело к возникновению технократического мира (б).

Блок В

В1. Соотнесите название концепции культурогенеза и ее сущность:

а) креационистская

б) космологическая

в) натуралистическая

г) психоаналитическая

1) культура является естественным результатом человеческой эволюции

2) умение создавать культуру даровано человеку божественными силами

3) появление культуры, как и развитие человека в целом, обусловлено воздействием особых внеземных факторов

4) культура появилась при подавлении первичных инстинктов

В2. Укажите соответствие между функцией культуры и ее определением:

а) сигнификативная

б) аксиологическая

в) гносеологическая

г) креативная

1) освоение и преобразование мира

2) получение знаний и опыта по освоению и преобразованию мира

3) формирование ценностных ориентаций

4) обозначение явлений окружающего мира с помощью вербальных и невербальных образов и символов

В3. Соотнесите название функции культуры и ее сущность:

а) регулятивная

б) интегративная

в) адаптивная

г) коммуникативная

1) выработка механизмов приспособления к природной среде

2) создание средств и механизмов общения между людьми

3) создание единого культурного поля

4) выработка общезначимых образцов и норм поведения

В4. Укажите соответствие между функцией культуры и ее определением:

а) трансляционно-информативная

б) функция социализации

в) компенсаторная

1) передача опыта и знаний предшествующих поколений

2) воспроизводство человека как члена общества

3) создание форм отдыха и психической разрядки

В5. Установите соответствие между названием подхода к культуре и его сущностью:

а) ценностный

б) антропологический

в) семиотический

г) деятельностный

1) культура – это совокупность лучших творений человеческого духа

2) культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия

3) культура – это способ взаимодействия человека со средой

4) культура – социальная информация, сохраняемая и накапливаемая с помощью создаваемых людьми знаковых средств

В6. Соотнесите понятия и определения:

а) мифология 1) образно-символическое воспроизведение действительности

б) искусство 2) сфера получения объективных знаний о мире

в) наука 3) совокупность норм и правил поведения

г) мораль 4) целостное, одушевляющее природу восприятие мира

В7. Перечислите основные факторы формирования субкультур (не менее четырех).

В8. Каким термином принято обозначать элементы культуры, находящиеся в оппозиции к господствующим культурным образцам или полностью отрицающие их?

В9. Установите соответствие между уровнем культуры и его содержанием:

а) трансляционный

б) обыденный

в) специализированный

1) сфера образования, средства массовой коммуникации

2) наука, право, искусство

3) повседневные навыки, домашнее хозяйство

В10. Какие утверждения НЕ относятся к культурным архетипам:

а) их можно рационально осмыслить и адекватно выразить в языке

б) они являются первичными архаическими формами адаптации человека

в) их невозможно адекватно отразить в языке

г) искусство возвращается к ним через символы

д) они доступны непосредственному наблюдению

е) они являют собой глубинные установки коллективного бессознательного

Ответы на задания блока В

Задание В1. Согласно креационистской концепции, умение создавать культуру даровано человеку божественными силами (а-2); согласно космологической, появление культуры обусловлено воздействием особых внеземных факторов (б-3); сторонники натуралистической концепции утверждают, что культура является естественным результатом человеческой эволюции (в-1); сторонники психоаналитической – что культура появилась при подавлении первичных инстинктов (г-4).

Задание В2. Сигнификативная функция – обозначение явлений окружающего мира с помощью вербальных и невербальных образов и символов (а-4); аксиологическая – формирование ценностных ориентаций (б-3); гносеологическая – получение знаний и опыта по освоению и преобразованию мира (в-2); креативная – освоение и преобразование мира (г-1).

Задание В3. Регулятивная функция – выработка общезначимых образцов и норм поведения (а-4); интегративная – создание единого культурного поля (б-3); адаптивная – выработка механизмов приспособления к природной среде (в-1); коммуникативная – создание средств и механизмов общения между людьми (г-2).

Задание В4. Трансляционно-информативная функция – передача опыта и знаний предшествующих поколений (а-1); функция социализации – воспроизводство человека как члена общества (б-2); компенсаторная – создание форм отдыха и психической разрядки (в-3).

Задание В5. Согласно ценностному подходу, культура – это совокупность лучших творений человеческого духа (а-1); согласно антропологическому, она охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы (б-2); при семиотическом подходе культура представляется как социальная информация, сохраняемая и накапливаемая с помощью знаковых средств (в-4); при деятельностном – как способ взаимодействия человека со средой (г-3).

Задание В6. Мифология – целостное, одушевляющее природу восприятие мира (а-4); искусство – образно-символическое воспроизведение действительности (б-1); наука – сфера получения объективных знаний о мире (в-2); мораль – совокупность норма и правил поведения (г-3).

Задание В7. Субкультуры формируются на основе этнических, конфессиональных, политических, социальных, профессиональных, возрастных, половых, медицинских, досуговых различий.

Задание В8. Элементы культуры, находящиеся в оппозиции к господствующим культурным образцам или полностью отрицающие их называют контркультурами (антикультурами).

Задание В9. Трансляционный уровень культуры включает в себя сферу образования, средства массовой коммуникации (а-1); обыденный – повседневные навыки, домашнее хозяйство (б-3); специализированный – науку, право, искусство (в-2).

Задание В10. Культурные архетипы нельзя рационально осмыслить и адекватно выразить в языке, а также они недоступны непосредственному наблюдению (а, д).

Блок С

С1. «С точки зрения зоологии культура – лишь средство для поддержания жизни определенного биологического вида, механизм обеспечения человека пропитанием, укрытием, средствами защиты и нападения, приспособлением к космической среде и воспроизводством. Но для того, чтобы удовлетворить эти потребности человека, требуется энергия. Поэтому первоочередной функцией культуры становится извлечение энергии и употребление ее на пользу человека. Энергию извлекают и используют при помощи технологических средств. (...) Таким образом, функционирование культуры как целого определяется необходимым для этого количеством энергии и тем, каким образом она используется».

1. Какой критерий в развитии культуры является главным по мысли автора данного отрывка?

2. Как определить уровень развития культуры, исходя из данного критерия? Какую культуру можно считать более развитой, а какую – менее развитой?

3. Какому культурологу принадлежат высказанные в тексте идеи?

4. Какие этапы в развитии культуры выделял автор на основании вышеупомянутого критерия?

С2. «Культура, прежде всего, – понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее, культура, как и язык, – явление общественное, то есть социальное. Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива – группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются.

Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т. д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла.

Следовательно, культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символическую природу».

1. Какой теоретический подход к культуре отражен в данном определении?

2. Назовите представителей этого подхода в культурологии.

3. В чем заключается «символическая природа» культуры?

4. Как называется наука, изучающая знаковые системы в культуре?

С3. «Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории (...) я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканящих каждая на своем материале – человечестве – собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, собственную смерть. У каждой культуры свои новые возможности выражения, которые появляются, созревают и увядают и никогда не повторяются. (...) Эти культуры, живые существа высшего ранга, растут с возвышенной бесцельностью, как цветы в поле».

2. Сторонником какого теоретического подхода к анализу историко-культурного процесса он является?

4. Какие этапы в своем развитии проходит каждая культура, согласно воззрениям этого исследователя?

Ответы на задания блока С

Задание С1.

1. Главным является технико-энергетический критерий: количество потребляемой энергии и эффективность средств ее добычи.

2. По мнению автора, степень развития культуры определяется производством энергии на душу населения. Чем больше энергии производится и чем более эффективные способы добычи энергии используются, тем выше уровень культуры.

3. Технико-энергетическая концепция культуры принадлежит выдающемуся американскому культурологу Лесли Уайту (приведенный отрывок – из его статьи «Энергия и эволюция культуры»).

4. Лесли Уайт выделял четыре этапа культурной эволюции человечества:

первобытный период, ограниченный использованием энергии человеческого организма;

– аграрный период, когда, благодаря переходу к земледелию и скотоводству, стала использоваться энергия растений и животных;

– индустриальный период, основанный на использовании энергии неорганических сил природы и минерального сырья: воды (пара), угля, нефти и газа;

– современный – с использованием атомной энергии.

Задание С2.

1. В данном определении выражен семиотический – знаково-символический – подход к культуре.

2. К числу наиболее значительных представителей этого подхода относятся немецкие философы и культурологи Эрнст Кассирер и Ганс Георг Гадамер; в отечественной культурологии – Ю.М. Лотман (вышеприведенная цитата взята из его работы «Беседы о русской культуре») и Б.А. Успенский.

3. Предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они имеют не только физическую оболочку, но и заложенный в них смысл, духовное задание или значение вещи. Например, египетские пирамиды невозможно понять, не зная того назначения, который им придавали древние египтяне, то есть в отрыве от культурного контекста. Таким образом, любой артефакт имеет двойную природу: видимую предметную форму и скрытый в предмете смысл. Следовательно, любой предмет культуры является символом – знаком чего-то другого, а именно, скрытого в нем смысла. Это и составляет «символическую природу» культуры.

4. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой.

Задание С3.

1. Это отрывок из работы Освальда Шпенглера «Закат Европы».

2. Шпенглер является представителем цивилизационного подхода в культурологии.

3. Под влиянием «ландшафта», то есть природно-географических условий, происходит формирование «коллективной души» (менталитета) данной культуры. Этот менталитет определяет все остальные формы данной культуры.

4. Шпенглер выделял следующие этапы в развитии культуры: зарождение, расцвет, надлом и упадок. Но фактически он делил развитие культуры на две стадии: восходящую (собственно культура) и нисходящую (стадию упадка, цивилизации).

Социальные действия это определенная система по-ступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Осно-вой социального действия выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реак-ции индивида или группы, изменить их поведение.

Макс Вебер определяет социальное действие как осознанное поведение человека, имеющее мотив и цель, в котором он соотносит свои смыслы этого действия со смыслами действия других людей. В этом определении очень важна ориентация на другого человека, так как она составляет характерную черту не просто действия, а действия социального. Социальное действие, по Веберу, может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или будущее поведение людей. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от настоящей опасности или грядущей опасности.

Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». Акторы оказывают влияние на социальную действительность, вырабатывая стратегию своих действий. Стратегия заключается в выборе целей и средств их достижения.

Социальный актор всегда действует в рамках конкретной ситуации с ограниченным набором возможностей, и потому не может быть абсолютно свободным. Но его действия, в силу того что они по своей структуре являются проектом, то есть планированием организации средств по отношению к еще не реализованной цели, имеют вероятностный, свободный характер. Актор может отказаться от цели или переориентироваться на другую, хотя и в рамках своей ситуации. Ко-нечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия.

Структура социального действия обязательно включает в себя следующие необходимые элементы:

1) актора;

2) потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;

3) стратегия действия (осознанная цель и средства ее достижения);

4) индивид или социальная группа, на которые ориентировано действие;

5) конечный результат (успех или неудача).

Макс Вебер, в зависимости от сте-пени участия сознательных, рациональных элементов в со-циальном действии, выделял целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действие . Все четыре вида действия располагаются в порядке убывания рациональности.

Целерациональный вид действия - это идеальный тип действия, позволяющий четко определить смысл действия индивида. Для целерационального действия характер-но ясное понимание воздействующим того, что он хочет добиться и какие средства для этого наиболее эффектив-ны.

Критерием целерационального действия является успех намечаемого действия. Возможные противоречия между индивидуальной целью и ориентацией на другого человека разрешаются самим действующим индивидом.


Ценностно- рацио-нальные действия являются наиболее мас-совыми в реальной жизни. В отличие от целерациональных дейст-вий, в основе которых лежит рационально понятая цель, в ценностно-рациональных действиях воздействующий строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве или красоте (например, долг перед Отечеством). Такие действия, как считает Макс Вебер, подчинены «заповедям» или «требова-ниям», повиновение которым — долг каждого человека. В данном случае воздействующий строго придерживается и полностью полагается на принятые в обществе ценности и нормы, порой даже в ущерб своим личным целям. У ценностно-рационального действия нет цели, но есть мотив, есть смысл, ориентация на других.

Аффективное действие это действие, совершенное в состоянии аффекта, относительно кратко-временного, но интенсивно бурного эмоционального со-стояния, возникшего в ответ на сильный раздражитель. В основе его лежат чувства индивида, и для него характерно стремление к немедленному удовлетворению жажды мести, страсти или влечения. В порыве гнева, крайнего раздражения, страха человек действует необдуманно, хотя эти действия могут быть направлены на других людей. Такие действия нередко противоречат собственным интересам индивида, приносят ему отрицательные последствия. Аффективные действия вообще не имеют целей. Степень рациональности здесь приближается к минимуму.

Традиционное действие это традиционно привычное действие, совершаемое, как правило, без осмысления, автоматически. Данное действие осуществляется на основе глубоко усво-енных индивидами социальных образцов поведения и норм, которые уже давно перешли в разряд привычных и традиционных. В этих действиях предельно снижена работа сознания. Особенно распространены традиционные действия в бытовой сфере.

Два последних вида действия происходят на границе, а чаще всего за пределами осознанного или осмысленного, Т.е. для них характерна низкая степень участия сознательных, рациональных элементов. Поэто-му, по мнению Макса Вебера, они не являются социальными в строгом смысле слова.

Реальное социологическое действие человека включает в себя два или более вида действия: в нем возможны как целерациональные, так и ценностно-рациональные, аффективные или традиционные моменты поведения.

В зависимости от содержания действия подразделяют на репродуктивные действия, социальное отрицание и соци-альное творчество .

Репродуктивные действия - действия, главная цель которых заключается в сохранении и поддержании нормального функциониро-вания конкретного социального института (социальный контроль). Социальное отрицание - действия, направленные на упразднение каких-то элементов обще-ственной жизни (критика существующих недостатков). Социальное творчество - действия, направленные на созидание новых форм социальных отношений и раз-витие общественного сознания (изобретательская и рационализаторская деятельность).

В зависимости от способа достижения желаемого все действия, направленные на изменение поведения людей, также можно разделить на два вида: негативное принуж-дение и позитивное убеждение . Негативное принуждение чаще всего проявляется в виде приказов и запрещений нежелательного поведения. Позитивное убеждение осно-вывается на действии таких средств, которые вызывают желательное поведение индивида или группы без приме-нения угроз и репрессий.

Существуют и другие способы классификации соци-альных действий.

Центр работы с одарёнными детьми

КГОАУ «Центр образования «Эврика»

Краевой заочный конкурс по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

«Я стану великим…!»

Задания.

Дорогой друг! Приглашаем тебя принять участие в краевом заочном конкурсе
«Я стану великим…!» по обществознанию.

Участвовать в конкурсе может любой учащийся 6-7 класса.

Оформить свою работу необходимо в соответствии с инструкцией.

Задание № 1. Вставь вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Ответ запиши в таблицу. В списке есть слова, которые в тексте встречаться не должны. Слова можно использовать один раз. 5 баллов

Гринпис – ________(А) экологическая организация, основная цель

которой – добиться решения ________(Б) экологических проблем, в том

числе путем привлечения к ним внимания общественности и ________(В).

Сегодня Гринпис работает более чем в 40 странах, в том числе и в

России. Основной принцип – отказ от _______(Г) промышленными компаниями, банками, государственными структурами и политическими партиями – гарантирует ________(Д) действий организации. Важнейшими задачами Гринпис считает изменение отношения людей к ______(Е), воздействие на _______(Ж) и потому уделяет большое внимание работе со средствами _______(З) информации. _______(И) характер организации позволяет Гринпис воздействовать на производителей и продавцов и требовать от них соблюдения экологических _______(К) и стандартов по всему миру.

Список слов: 1.Государственный 2.Идея 3.Власть 4.Гуманитарный 5.Международный 6.Гуманный 7.Финансирование 8.Одобрение

9.Успешность 10.Норма 11.Независимость 12.Человек 13.Природа

14.Общественный 15.Культура 16.Локальный 17.Общественное мнение 18.Глобальный 19.Творчество 20.Массовый

Задание № 2. 3 балла

Перед тобой изображения исторических деятелей XVIII века. Определи их имена и укажи, какое место они занимали в социальной структуре общества.

1._______

2.___________________________________________________________

3.___________________________________________________________

Задание № 3 2 балла

Составь синквейн на тему «Обществознание».

Синквейн происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, которое состоит из пяти строк». В каждой строке задаётся набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, 2 строка – два прилагательных, 3 строка – три глагола, 4 строка – фраза, несущая определённый смысл, 5 строка – вывод (одно слово, существительное).

    Обществознание

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

Задание № 4. Определи, кто есть кто. 3 балла

В одной фирме работают бухгалтер, юрист, менеджер и охранник. Их фамилии: Воробьев, Голубев, Дроздов и Журавлев. Племянник Дроздова женат на сестре Воробьева (1). Сам Воробьев не женат (2). У бухгалтера нет ни братьев, ни сестер (3). Менеджер старше брата своей жены – Журавлева (4). Юрист – самый старший из всех четверых (5).

Свой ответ обоснуй.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5. Заполни схему, указав общую для всех изображений категорию, а также составляющие её элементы. Впиши в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций. 3,5 балла

Задание № 6. 5 баллов

Прочитай текст и ответь на вопросы:

Ла-Рошель, не получая помощи английского флота и войск, обещанных Бекингэмом, сдалась после годичной осады. Двадцать восьмого октября 1628 года была подписана капитуляция.

устроили торжественную встречу, точно он возвращался после победы над

врагом, а не над французами. Он въехал через увитую цветами и зеленью аркаду, сооруженную в предместье Сен-Жак.

Д"Артаньян принял пожалованный ему чин лейтенанта. Портос оставил службу и женился в следующем году на г-же Кокнар: в вожделенном сундуке оказалось восемьсот тысяч ливров.

Арамис, совершив поездку в Лотарингию, внезапно исчез и перестал писать своим друзьям. Впоследствии стало известно через г-жу де Шеврез, рассказавшую об этом двум-трем своим любовникам, что он принял монашество в одном из монастырей Нанси.

Атос служил мушкетером под начальством д"Артаньяна до 1631 года,

когда, после поездки в Турень, он тоже оставил службу под тем предлогом,

что получил небольшое наследство в Русильоне.

Планше получил при содействии Рошфора чин сержанта гвардии.

Александр Дюма. Три мушкетера

1. Каким термином обозначается социальное явление, описанное в данном фрагменте? Дай его определение. _________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как называются социальные институты, ускоряющие данное

социальное явление? ___________________________________________

______________________________________________________________

3. Назови социальные институты, упомянутые в данном фрагменте, соотнеси их с каждым персонажем.

Д"Артаньян ___________________________________________________

Атос_________________________________________________________

Арамис_______________________________________________________

Портос_______________________________________________________

Задание № 7. Прочитай отрывки из стихотворений. 4 балла

1.« Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике…»

2. «Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!»

3. «У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит –
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака».

4. « Муха, Муха- Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар».

Перечисли виды потребностей, которые встречаются в этих отрывках.

1. ________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

4.________________________________________________________________

Задание № 8. Чёрный ящик. 1 балл

Это появилось в 1989 году, с тех пор этим пользуются в 61 стране мира.

Что это? _____________________________________________________

Задание № 9. Назови место, где был принят закон и причину его принятия. 2 балла

_______________________________________________________________

2. Запрещено срезать кактус на улице города, можно получить до 25 лет тюрьмы _______________________________________________________

______________________________________________________________

Задание № 10 Фемида - богиня, символ правосудия. 2 балла

Перечислены символы богини Фемиды, кратко объясни каждый из них.

Весы - ______________________________________________________

Меч -________________________________________________________

Мантия - _____________________________________________________

Повязка на глазах -_____________________________________________