Сценическая история драмы гроза презентация. История создания драмы «Гроза. Гроза в душе Катерины. Признание в страшном грехе

Cлайд 1

Cлайд 2

Драма «Гроза» была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году. «Гроза», - как писал Добролюбов, - без сомнения, самое ре шительное произведение Островского».

Cлайд 3

Премьера Грозы состоялась 2 декабря 1859 года. Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой.

Cлайд 4

Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник» Н.А.Добролюбов. Его статья «Луч света в тёмном царстве», написанная с позиции революционера-демократа, продолжила его размышления о драматургии Островского, начатые в статьи «Тёмное царство». Добролюбов использовал точные образы-символы «тёмного царства» и «луча света в тёмном царстве». Его анализ остаётся классической трактовкой произведения.

Cлайд 5

В образе Катерины является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность. Ничего в нём нет чужого, внешнего, всё выходит изнутри. Из её рассказов о детстве видно, что мать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла, молилась, вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта. Катерина (Р.Нифонтова)

Cлайд 6

Но из старого, где-то сурового воспитания, она переняла только то, что было близко её чистой, светлой душе. Любое явление у Катерины перерабатывается и оставляет особый отпечаток в душе. Вот почему она старалась осмыслить и облагородить всё в своей душе, пока не налегла на неё тяжёлая рука Кабанихи.

Cлайд 7

С точки зрения Кабановой, Катерина странная, но поэтому-то Катерина не может принять Кабанихиных взглядов. Под тяжёлой рукой свекрови нет простора её светлым мечтам. Поначалу из-за врожденного благородства и доброты Катерина постарается не нарушать мира и прав других. Но когда она поймёт, что ей нужна любовь и свобода, тут-то и проявится её сила характера. Катерина (П.Стрепетова)

Cлайд 8

В её молодой душе начинает зарождаться глухой протест против «тёмного царства», которое не дало ей желанной любви и свободы, независимости. Этот протест растёт Катерина кончает жизнь самоубийством. Катерина (Р.Нифонтова)

Cлайд 9

Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии.

Cлайд 10

Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”. Кулигин (Маркушев)

Cлайд 11

Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.

Cлайд 12

Кабаниха - на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. ВЕРА ПАШЕННАЯ – КАБАНИХА В ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Cлайд 13

Про нее говорят, что она - ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя. Кабаниха (В.Н. Пашенная)

Cлайд 14

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Кабаниха (Н.Рыкалова)

Cлайд 15

Дикой, как и Кабанова, необразован. Всё делает по своей прихоти, не считаясь с окружающими. Он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой (М.Жаров)

Cлайд 16

В такой атмосфере «жестоких нравов» не может сформироваться гордый, свободный, честный человек, и поэтому каждого из героев пьесы можно назвать жертвой «тёмного царства».

Cлайд 17

Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила - каждого на свой лад. Тихон (Д.С. Павлов) Ю.Бурыгина (Варвара)

Cлайд 18

Тихон подавлен, жалок, обезличен. Его не то что любить – уважать нельзя. Тихон (Садовский)

Cлайд 19

Тихон любит Катерину, но не смеет проявлять эту любовь. "А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть..." - признается он Кулигину. Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате.

Cлайд 20

Варвара не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным - она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. Ю.Бурыгина (Варвара)

Cлайд 21

Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. "И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Житейская философия ее очень проста: "Делай что хочешь, только бы шито да крыто было". Ю.Бурыгина (Варвара)

Cлайд 22

Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому. Варвара (О.Хорькова)

Cлайд 23

. Он сам говорит о себе: "Уж ведь совсем убитый хожу... Загнан, забит..." Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить. Борис (В.Бабятинский) Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Борис (Н.Афанасьев)

Cлайд 25

Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла: под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

1 слайд

История создания драмы «Гроза».

2 слайд

Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья. “С Переяславля начинается Меря, - записывает он в дневнике, - земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.

3 слайд

“Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне... Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.

4 слайд

В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых. Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины - беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.

5 слайд

А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными. В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

6 слайд

Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.

Смысл заглавия пьесы «Гроза». Неспособность лицемерить. Поведение лицемерно. Московский Государственный Университет. Кудряш. Особенности стиля Островского. Н.А.Добролюбов. Протест Катерины. Малый Академический Художественный театр. Памятник А.Н.Островскому. Полемика вокруг пьесы. Колумб Замоскворечья. Результаты действий героев. Основная тема «Грозы». Любовь. Человеческие чувства. Кто страшнее – Кабанова или Дикой.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Романс. Нужна ли Лариса Паратову. Жених Ларисы. Любовь для Ларисы. Тайна пьесы Островского. Стихотворные строки. Печальная песня о бесприданнице. Островский. Навыки изложения своих мыслей. Выстрел Карандышева. Что же за человек Паратов. Жестокий романс. Цыганская песня. Приобретение навыков анализа текста. Каков Карандышев. Проблемные вопросы. Анализ пьесы. Что придает цыганская песня пьесе и фильму.

«Пьеса «Бесприданница»» - И каждый смотрит на Ларису как на стильную, модную, роскошную вещь. Финальная сцена. Все поступки героя мотивируются стремлением поддержать такое впечатление. А может вот верное решение: откровенное предложение Кнурова…. Лариса. Женские образы. Матерым вожаком, например. «Бесприданница». Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина. Катерина - истинно трагическая героиня. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”.

«Пьеса Островского «Гроза»» - В центре города- Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Катерина Борис Кулигин Варвара Кудряш Тихон. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи? Какого мнения вы придерживаетесь и почему? Борис. Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Могла ли Катерина найти счастье в семье? Тихон – от греческого: удачный, спокойный. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»? Кудряш.

«Островский «Бесприданница»» - Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Действующие лица. Символический смысл имен и фамилий. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Идеи творчества А.Н. Островского. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Цель урока. Что мы узнаем о Паратове. Паратов Сергей Сергеевич. Карандышев. Анализ драмы «Бесприданница».

«Герои «Снегурочки»» - Тесты на закрепление по теме. Дед Мороз. Леший. Стихия русских народных обрядов. Любовь. Музыка Римского-Корсакова. Результаты теста. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Волшебный венок. Снегурочка. Персонажи. Пляски птиц. Весенняя сказка. Песни. Красота природы. Римский-Корсаков. Огромная сила. Мощь и красота природы. Утро любви. Композитор. Какие герои только сказочные. Идеалы автора. Музыкальные инструменты.

«Островский Гроза» - Пьеса «Бесприданница». А.Н.Островский. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. Постоянный духовный бунт. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. Сжатый пересказ. Решительность, мужество. Моральная чистота. Жестокое отношение Кабанихи. В пьесе впервые прозвучал гневный протест против самодурства, семейного деспотизма.

«Удар молнии» - Многие народы делали лекарства из камней, в которые попала молния. Молнии считались посланиями богов во многих культурах. Молнии - серьезная угроза для жизни людей. Поражение молнией возможно как на улице, так и дома. Очень много молний в аномальной зоне на Медведицкой гряде в Поволжье. Может ли молния сбить нас с пути?

«Островский Гроза урок» - Завязка – придирки Кабанихи. Тихон против Кабанихи. Основной конфликт: Катерина и Борис против «Темного царства». Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза». Борьба против прогрессивных стремлений за равноправие человеческой личности. Жанровое своеобразие. Борис против Дикого. Кудряш против Дикого.

«Пьеса Гроза» - Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Мотивная организация драмы. А.Н.Островский. Гроза. А как же вы в афишке пропустили грозу? Система образов драмы. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза». С.Шевырев.

«Драма Гроза» - Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Г. Н. Федотова в роли Катерины. П. А. Стрепетова в роли Катерины. «Гроза». Эскиз костюма Варвары к постановке драмы А.Н.Островского "Гроза". Талантливая весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества. Над рекой поднимается туман.

«Гроза двенадцатого года» - С 29 августа 1812 г. – начальник арьергарда (затем авангарда) русской армии. "Кто тут нам помог?". Мнение историка Е. В. Тарле: Военное исскуство полководцев. Подъем народной "войны без правил". Мультимедийный проектор, презентации уч-ся. Усвоение наполеоновского опыта к 1812г. сделало русскую армию сильнее.